Пример составления анкеты социологического исследования. Анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления

Методы

Основными методами сбора первичной социологической информации являются наблюдение, изучение документов и опрос , они могут сочетаться в различных вариантах. Наблюдение , т. е. прямая регистрация событий социологом, имеет некоторые преимущества по сравнению с другими методами. Во-первых, информация регистрируется наблюдателем независимо от субъективных желаний посторонних лиц; во-вторых, события фиксируются в момент их свершения; в-третьих, регистрировать можно объективные факты, а не только факты сознания. В то же время возможны искажения реальной действительности в субъективных оценках исследователя.

Нам также важно работать с косвенными вопросниками на основе качественных методов обследования и оценки. Поскольку респонденты не всегда рефлексивно осведомлены о своих взглядах и убеждениях, они не могут быть запрошены напрямую, например, с помощью вопросника. Основой их сбора являются открытые, подробные рассказы, которые генерируются в контексте индивидуальных или групповых интервью. Затем они анализируются с помощью восстановительных методов эмпирических социальных исследований, и таким образом могут быть разработаны дифференцированные изображения работодателя.

Социологическое наблюдение является научным и отличается от обыденного тем, что оно подчинено исследовательской цели и задачам исследования; планируется по заранее продуманной процедуре, все результаты наблюдения фиксируются.

Другим важнейшим методом социологического исследования является изучение документов . Документом в конкретном, социологическом исследовании можно считать любую информацию, зафиксированную в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте или кинопленке.

Что отличает ваш подход от других методов?

Очень часто корпоративные образы определяются на основе вопросников, то есть в смысле прямой стратегии допроса. Однако этот метод опроса связан с некоторыми проблемами, которые мы хотим избежать путем нашего косвенного опроса.

Какие именно проблемы

Для всех опросов с использованием вопросника можно определить только те результаты, которые уже известны заранее. Потому что на это можно ответить, что тоже было задано. Но это лишает вас возможности открыть новые аспекты и явления. Например, привлекательность компании для сотрудников может быть выражена в аспектах, которые вообще не известны руководству.

Важнейшим, необходимым элементом социологического исследования является опрос. Он дает информацию о субъективных мнениях, чувствах, мотивах поведения индивида, во многих случаях является источником сведений и об объективных процессах. Наиболее распространенными являются два больших класса опросных методов: интервью и анкетирование. Интервью - целенаправленная беседа, задача которой - получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования.

Если они не выражены в опросе, то каждый растрачивает возможность сосредоточиться на нем, чтобы оптимизировать свой бренд работодателя. Кроме того, стиль прямого опроса означает, что аспекты отношений, которые не полностью сознательны, но имеют отношение к их действиям, теряются. Не следует забывать, что востребованные рейтинги обычно не дают каких-либо конкретных отправных точек для проектных мер.

Личные данные, которые Вы указали в своем профиле

Кроме того, существует проблема, что респонденты часто склонны к крайним реакциям и тем самым искажают результат. Более того, если респонденты не считают, что анонимность является безопасной, проблема, особенно с онлайн-опросами, то вероятность получения социально желательных ответов высока. И еще один аспект не следует игнорировать: вопросники часто не воспринимают опросы серьезно, так как респонденты считают, что слишком мало веса дается ответам одного человека. Потому что только тогда, когда большее число респондентов выражают себя сопоставимым образом, есть возможность серьезно относиться к их собственным оценкам.

В процессе интервью исследователь должен учитывать следующие требования: 1) создавать атмосферу искренности в процессе беседы; 2) так ставить вопросы, чтобы получать достоверные ответы; 3) вести точное фиксирование ответов.

Часто применяемым видом опроса является анкетирование . Вопросы анкеты принято классифицировать по следующим основаниям. Во-первых, по содержанию их условно делят на две группы: вопросы о деятельности, фактах в прошлом и в настоящем и вопросы о мнениях, оценках, мотивах респондентов (опрашиваемых). Во-вторых, по форме делят на «открытые», когда ответ может быть дан в любой форме, как пожелает респондент, без каких-либо регламентаций и на «закрытые», если в его формулировке содержатся варианты возможных ответов (альтернатив) и респондент должен остановить выбор на каком-либо из них.

Сколько времени работодатель должен планировать для анализа?

В принципе, косвенный вопросник, основанный на качественных методах, занимает больше времени и, следовательно, требует больше времени, чем опросник, и, следовательно, более дорогостоящий. Однако на него не может быть дан ответ на фиксированной основе, какой период времени должен быть рассчитан. Это зависит от количества различных групп заинтересованных сторон, организации компании и т.д.

Г-жа Пелизюс-Хоффмайстер, большое спасибо за ваши звуковые ответы!

Информировать студентов о классических методах, используемых в социальных исследованиях: интервью. Теоретическое чтение, планирование, разработка и применение полевых исследований. Эксклюзивный класс, чтобы представить студентам важность методологии в развитии социального поиска.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее вопросы должны быть предельно ясны для респондента. Обычно композиция анкеты характеризуется следующей последовательностью смысловых разделов: 1) вводная часть; 2) основная часть; 3) паспортичка - объективные данные о личности респондента (пол, возраст, профессия и т. д.). В основной части, как правило, не должно быть множества вопросов. Вопросы анкеты должны быть краткими и ясными, желательно «закрытыми». Практика анкетирования показывает, что для большинства категорий опрашиваемых анкету следует составлять так, чтобы респондент на чтение ее и заполнение не затрачивал более 15-25 минут.

Методология является неотъемлемой частью любых научных исследований и может пониматься как набор методов, которые позволяют нам захватывать различные аспекты объектов, которые мы хотим исследовать. Например, социология и история разработали серию исследовательских методологий, которые как цель исследования социальной реальности. Интервью имеет фундаментальное значение и может рассматриваться как один из наиболее важных методов социальных исследований. Некоторые из технических характеристик интервью: интервью можно рассматривать как метод посредничества, который имеет своей целью передачу информации интервьюеру, подготовка хорошей анкеты требует предварительного знания исследователя предмета или объекта расследования Информация, полученная в ходе интервью, считается важной, поскольку они дают адекватные ответы на то, что вы хотите знать. Адекватность методологии для типа социальных исследований.


После окончания сбора первичной социологической информации проводится подготовка к обработке полученных анкет, при этом часть их бракуется, если респонденты несерьезно подошли к их заполнению. Некоторая часть оставшихся анкет тоже исключается из дальнейшей работы ними. Это необходимо, чтобы точнее соблюстипринцип репрезентативности выборки .

Общие правила конструирования опросников

Методология, используемая в социальных исследованиях, зависит от предмета исследования. Социальные исследования могут выделить две основные цели: описание или систематическое объяснение: хорошим примером описательных исследований является перепись, подготовленная в соответствии с координацией государства и применяемая к обществу с целью получения информации о демографических характеристиках населения, Целью обследования переписи является получение информации, касающейся конкретных фактов, таких как занятость, образование, здравоохранение и т.д. обследования переписей проводятся путем подготовки вопросника, который содержит вопросы о полученной информации. Еще один пример описательных исследований проводится во время выборов, чтобы получить информацию о предпочтениях электората. С другой стороны, нет необходимости применять вопросник для всех избирателей, поскольку существуют методы отбора проб, которые позволяют прогнозировать данные из определенного числа интервью. Пояснительные исследования, с другой стороны, работают с перекрестком информации или данные, относящиеся к социологическим переменным или категориям. Когда исследователь исследует возможные отношения между двумя или более переменными, причинно-следственные объяснения конкретного социального явления почти всегда присутствуют.

  • После сбора информации систематизируется информация.
  • В этом случае вопросник намного проще, и степень его применения очень мала.
Условия для хорошего интервью.

Выборка - это часть генеральной совокупности, т. е. объекта исследования, подлежащая непосредственному изучению. Удельный вес тех или иных социальных групп в выборке должен соответствовать их удельному весу в генеральной совокупности. Для удобства обработки анкет, особенно их дальнейшей группировки, применяется кодирование ответов в зависимости от того, какой вид программы предусмотрен для обработки информации на ЭВМ, ответы могут быть закодированы сплошной нумерацией всех позиций, т. е. с помощью порядковой системы кодирования, или нумеруя ответы в каждом волосе, т. е. используя позитивную систему кодирования. Полученные с помощью ЭВМ данные социологическо-исследования, сведенные в таблицы или отображенные и помощи графиков, представляют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и сущности изучаемого явления. Для этого надо дать полученным материалам всестороннее, четкое объяснение, т. е. дать интерпретацию. В процессе интерпретации сравниваются итоговые материалы, полученные с помощью различных методов социологического исследования, эти данные соотносятся не только между собой, но и со знаниями исследователя. В результате интерпретации и связанного с нею анализа проверяются гипотезы, после этого можно переходить к формулировке выводов и рекомендаций.

Пользуетесь ли Вы виртуальными службами знакомств?

Исследователь должен понять, что интервью - это социальный процесс с определенной степенью сложности. Полученная информация должна быть понятна респондентам; то есть вопросы, содержащиеся в вопроснике, должны соответствовать когнитивным условиям опрошенных лиц, исследователь должен обеспечить, чтобы ответчик мог предоставить необходимую информацию; то есть интервьюер должен дождаться наиболее подходящего и благоприятного момента для ответчика, чтобы ответить на вопросы. Исследователь должен быть мотивирован на проведение полевой работы, поэтому анкеты и подход респондентов сделаны хороших в образовании и уважении. Научитесь создавать тему исследования и проводить полевые исследования с помощью методики собеседования.

Заключительная часть социологического исследования - это оформление результатов исследования. Важнейшим документом исследования является отчет, который имеет как теоретическое, так и практическое значение. Даже исследование прикладного направления способствует развитию той или иной социологической теории, по крайней мере, дает для этого эмпирический материал. В отчете социологического исследования наглядно проявляется тесная взаимосвязь теории и практики, в нем должны содержаться как теоретические, так и практические рекомендации.

Знакомились ли Вы когда-нибудь через Интернет

Учитель должен поощрять учащихся к разработке социального исследования строительства объекта исследования и соответствующей методологии для того, что они хотят исследовать. Предлагается разработать объяснительный характер социальных исследований, исследуя взаимосвязь между образовательный уровень и интерес к политическим вопросам. Основной вопрос исследования: уровень образования людей влияет на интерес к политическим вопросам? Первый шаг - планирование исследований: учитель должен помочь учащимся в теоретических исследованиях, которые обсудят взаимосвязь между уровнем образования и волей или мотивацией политических вопросов.

  • 10. Общество как социальная система, его характерные черты и особенности
  • 11. Типы обществ с позиции социологической науки
  • 12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине
  • 13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма
  • 14. Форма социального движения – революция
  • 15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества
  • 16. Теории культурно-исторических типов общества
  • 17. Понятие социальной структуры общества
  • 18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества
  • 19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры
  • 20. Теория социальной стратификации
  • 21. Социальная общность и социальная группа
  • 22. Социальные связи и социальное взаимодействие
  • 24. Понятие социальной организации
  • 25. Понятие личности в социологии. Черты личности
  • 26. Социальный статус личности
  • 27. Социальные черты личности
  • 28. Социализация личности и ее формы
  • 29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества
  • 30. Социальная активность личности, их формы
  • 31. Теория социальной мобильности. Маргинализм
  • 32. Социальная сущность брака
  • 33. Социальная сущность и функции семьи
  • 34. Исторические типы семьи
  • 35. Основные типы современной семьи
  • 37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения
  • 38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества
  • 39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака
  • 40. Понятие культуры, ее структура и содержание
  • 41. Основные элементы культуры
  • 42. Социальные функции культуры
  • 43. Формы культуры
  • 44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры
  • 45. Массовая культура, ее характерные черты
  • 47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития
  • 48. Конфликт как социологическая категория
  • 49 Концепция социального конфликта.
  • 50. Функции социальных конфликтов и их классификация
  • 51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов
  • 52. Девиантное поведение. Причины девиации по э.Дюркгейму
  • 53. Виды и формы девиантного поведения
  • 54. Основные теории и концепции девиации
  • 55. Социальная сущность общественной мысли
  • 56. Функции общественной мысли и пути ее изучения
  • 57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции
  • 58. Политическая система общества и ее структура
  • 61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования
  • 62. Программа социологического исследования, ее структура
  • 63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях
  • 64. Основные методы сбора социологической информации
  • 66. Метод наблюдения и его основные виды
  • 67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания
  • 68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды
  • 69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления
  • 69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления

    Анкета − упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.

    Второй этап - классифицировать то, что понимается по политическим вопросам: порядок категорий, элементы которого служат для измерения интереса людей к политическим вопросам. Новости политического чтения, которые появляются в газетах или других СМИ; принадлежность к политической партии; участие в общественных делах через ассоциации соседства; частота участия в выборах и мониторинг деятельности политического представителя; и другие предметы, которые можно упомянуть. Степень важности каждого из этих элементов зависит от теоретических исследований.

    Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета вкл в себя три основные части:

    • заключительную часть (паспортичку)

    Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

    Третий этап - определить, кто будет опрошен, любое исследование требует параметров подгоночного анализа. В этом конкретном случае предполагается, что вы работаете с тремя уровнями образования: начальным, средним и высшим образованием. Студенты должны взять интервью у нескольких людей, которые отвечают условиям упомянутых оценок.

    В качестве предложения исследование могло охватывать девяносто человек. Студенты должны сформировать три группы, и каждая группа будет отвечать за опрос 30 человек, которые учились до начальной школы, 30 человек, которые учились в средней школе и 30 человек с высшим образованием.

    Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

    Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования.

    Примечание: Учитель должен помочь учащимся подготовить короткий вопросник. Имя собеседника Уровень образования Работа Вы занимаетесь или имеете какую-либо политическую деятельность? Завершение опроса.

    • Систематизация данных.
    • Разговор о трудностях расследования.
    • Обсуждение результатов.
    Анкета должна иметь логическую структуру, не может быть поставлена ​​вопросы без приказа или как они возникли в подходе к расследованию. Обычно структура, в которой имеется вопросник, выглядит следующим образом.

    Расширение вопросника зависит от нескольких факторов, но по существу от двух факторов. Первым фактором является объем информации, которую вы хотите получить от собеседника, и сколько вопросов необходимо для получения этой информации. Второй - метод применения вопросника. В первом случае мы должны придерживаться целей исследования, но если это глубокое или очень амбициозное исследование, это будет решающим образом повлиять на выбранный способ применения вопросника. Телефон или самозанятая анкета должны иметь, как мы увидим более подробно, расширение как можно более ограниченное.

    Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.

    С другой стороны, вопросник может увеличить продолжительность до 45 минут. В любом случае продление вопросника не должно определяться количеством вопросов, которое у вас есть, а средней продолжительностью собеседования. Методы исследования и методы социологии.

    Найдите себя в области работы, чтобы применить их к людям. Его цель - получение и сбор информации.  Разработка:  Состоит из опорожнения данных. Объективное измерение научных фактов. Наблюдение участника имеет два лица. 5. стр. Методы научных исследований. для изучения небольших сообществ других обществ. Со стороны участия. Результаты вашего расследования зависят. Этот метод требует от исследователя погрузиться в то место или социальную обстановку не на одну или две недели, а на месяцы или даже годы.

    При составлении основного вопросника важно учитывать прежде всего его функциональную роль как средства получения информации об объекте исследования, наиболее подходящие для достижения этой цели вопросы, их тип и форму, последовательность. Вопросы анкеты должны быть понятны респондентам, быть достаточно простыми в грамматическом и лексическом отношениях, учитывать уровень их общего развития, особенности культуры и степень осведомленности в той области, которая относится к предмету исследования. Вопросы не должны быть завуалированной формой утверждений, навязывать позиции социолога и содействовать формированию мнения о тех предметах и явлениях, которые стремится узнать социолог. Так же как в интервью, вопросы анкеты могут формулироваться как в открытой, так и в закрытой формах. Поэтому сначала важно решить, какому типу вопросов - открытым или закрытым - отдать предпочтение. Критерии предпочтения здесь аналогичны тем, которые используются при формализованном интервью. Одно из основных требований к формулированию ответов в закрытых вопросах - недопущение логических ошибок: пересечения объемов понятий, ряда положений определений, характеризующих разные аспекты анализируемого явления, и др

    Вопросы также могут быть прямыми («Удовлетворены ли Вы своей работой?») и косвенными («При каких условиях Вы перешли бы на другое место работы?»). Прямой вопрос рассчитан на ответ, смысл которого заведомо одинаков для социолога и респондента. Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле, поэтому такого рода вопросы включаются в анкету, если затрагивается чувствительная для респондента тема. Вопросы, особенно те, которые направлены на выявление оценок и мнений опрашиваемых, могут задаваться также в личной и безличной формах. Безличная форма используется тогда, когда нужно выявить мнение, не совпадающее с общепринятым. Стандартные слова, с которых начинаются безличные вопросы: «Существует точка зрения, что...», или «Некоторые считают, что...». Заканчивается безличный вопрос просьбой к респонденту указать наиболее приемлемую из приводимых в вопросе точек зрения. Все вопросы анкеты с точки зрения их связи с решением главной задачи исследования делятся на основные (программные) и «технологические» (тестовые). Назначение тестовых вопросов - содействовать решению главной задачи исследования. К их числу относятся контрольные вопросы, вопросы-фильтры, а также вопросы-ловушки. Первые включаются в анкету для уточнения или подтверждения ответов на другие вопросы, вторые - для того, чтобы при обработке массива ответов исключить ответы некомпетентных или неосведомленных людей. Третьи - помогают отделить ответы недобросовестных респондентов. В качестве контрольных вопросов используются проективные вопросы, касающиеся воображаемой ситуации. Так, например, прямой вопрос об удовлетворенности работой может быть дополнен вопросом об условиях, при которых респондент мог бы покинуть данную работу. Контроль компетентности опрашиваемых необходим, когда речь идет о получении информации о событиях и продуктах деятельности. Если предметом изучения является оценка событий или продуктов деятельности, то контрольные вопросы и вопросы-фильтры должны быть направлены на проверку знакомства респондента с предметами оценки - событиями или продуктами деятельности. Например, проводя опрос с целью оценки стиля работы менеджеров среднего звена, следует включить в анкету вопрос, ответ на который покажет, в какой мере респондент владеет информацией, позволяющей ему дать компетентную оценку данного вида трудовой деятельности. Программные вопросы - это вопросы, непосредственно нацеленные на получение запрограммированной информации об объекте и предмете исследования. Их не следует смешивать с индикаторными вопросами, которые являются результатом процедуры операционализации понятий и предназначены непосредственно респонденту. Из нескольких ответов на этого рода вопросы и складывается один ответ, являющийся ответом на программный вопрос. В формулировке вопросов, относящихся к событиям, не должно содержаться оценочных терминов («много» - «мало», «хорошо» - «плохо», «сильно» - «слабо» и т.п.), поскольку за каждой из таких оценок стоит исключительно субъективное восприятие соответствующих свойств оцениваемых событий. Вопросы, относящиеся к давно происходившим событиям, желательно дополнять контрольными вопросами, которые позволят оценить, насколько детально респондент помнит события того времени. Эти вопросы должны выяснить: был ли опрашиваемый непосредственным участником событий, может ли он указать место и время события, благоприятные и неблагоприятные обстоятельства, ему сопутствующие, активных участников и их роли, динамику развития события.

    Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа). При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).

    Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.

    После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных.

    Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в соц-ом исследовании.

    Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий:

    1) формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке;

    2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации, то есть вопросы не должны предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям, к его представлениям о чувстве собственного достоинства.

    Общие принципы построения анкеты

    1. Программная логика вопросов анкеты не должна смешиваться с логикой построения вопросов анкеты. Опросный лист в целом строится с учетом психологии восприятия опрашиваемого. Это ведущий принцип, определяющий остальные. 2. Необходимо учитывать особенности культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Например, в массовом опросе нет смысла объяснять его научные цели. Целесообразней подчеркнуть практическую ценность. Однако при опросе экспертов следует отметить и то, и другое.

    3. Частные вопросы следует размещать перед вопросами общего характера. Если вопрос общего характера поставить первым, то ответ на него, данный респондентом, неизбежно, в силу психологического стремления оправдать общую оценку и так называемого эффекта «эха», повлияет на последующие ответы респондента на частные вопросы.

    4. Вопросы следует располагать в зависимости от их трудности и содержания. По характеру динамики сложности вопросов весь вопросник разбивается на четыре стадии. На первой стадии сложность вопросов растет, начиная с наиболее простых, вступительных. Вступительные вопросы выполняют две «технологические» функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу по заполнению анкеты. Поэтому они не должны вызывать беспокойства. Затем следуют более сложные и желательно событийные, а не оценочные вопросы, далее еще более сложные. Потом - на второй стадии - сложность вопросов временно уменьшается. На третьей - резко возрастает до самых сложных. На четвертой стадии сложность вопросов резко уменьшается и заключительные вопросы должны быть относительно нетрудными, поскольку по мере заполнения анкеты люди утомляются. Именно по этой причине паспортная часть помещается в конце анкеты, так как вопросы демографического и статусного характера вызывают у многих людей тревогу.

    5. В анкете должно быть предусмотрено право не отвечать на вопрос. Перед проведением опроса любая анкета, так же как и любой другой новый инструмент, проходит апробацию. Эта стадия прикладного социологического исследования носит название пилотажной или пилотажного исследования. Суть пилотажного исследования заключается в проверке соответствия анкеты тем требованиям, которые изложены выше, и ее корректировки в случае, если выявятся их нарушения.

    Паспортная часть анкеты включает вопросы, ответы на которые дают основные, статусные сведения о респондентах, пол, возраст, образование, стаж работы, семейное положение, основной род занятий, источник и размер дохода. Такого рода вопросы лучше формулировать в закрытой форме, разбив континуумы (последовательности количественных значений) названных признаков на интервалы. Это значительно ускоряет заполнение анкеты и ее обработку. Закрытые вопросы, касающиеся статуса, следует формулировать в терминах, исключающих двусмысленное толкование. Также в закрытом вопросе желательно избегать терминов, которые могли бы принизить статус респондента. Например, перечисляя группы работников, отличающиеся уровнем квалификации, следует использовать конкретные названия профессий. Паспортная часть размещается в конце анкеты.

    Анкетные опросы различаются целями, адресатами, содержанием и конструкцией задаваемых вопросов. С точки зрения целей и содержания анкетные опросы могут быть направлены на получение информации о событиях, фактах поведения, имевших место в прошлом и настоящем, о продуктах деятельности, а также о мотивах деятельности, поступков, оценках и мнениях.

    Как метод сбора социологической информации анкетный опрос применяется в трех случаях:

    а) когда необходимо получить большой объем информации;

    б) если объект исследования - общественное мнение, представления людей;

    в) при наличии условий достаточно быстрого распространения и доставки анкет респондентам, а также уверенности в достаточно большом количестве возвращения анкет.

    При проведении опросов необходимо учитывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, сильно зависят от непосредственных и конкретных условий опроса и множества других факторов, в частности, от обмена мнениями о предмете опроса между респондентами. Поэтому любой опрос желательно проводить как можно в более сжатые сроки. Любая анкета должна состоять из трех частей: обращения к респонденту (введения), собственно вопросника и так называемой паспортной части. Назначение обращения к респонденту - разъяснить ему цель исследования, его замысел. Обращение должно быть кратким, понятным, избегать панибратского, заискивающего или ложно доверительного тона, бюрократического стиля, академизма, пафоса и т.п. В целом стиль изложения и тон обращения должны учитывать возможность опрашиваемого правильно ответить на поставленный вопрос, его компетентность в данной области. Желательно также указать организацию, проводящую опрос, и подчеркнуть в случае необходимости гарантии анонимности. Не следует озаглавливать анкету, чтобы избежать давления на респондентов стереотипов массового сознания. Надежность информации, получаемой как с помощью интервью, так и анкетного и других форм опроса, зависит не только от свойств самой информации, но и от того, какие вопросы формулируются и какова лексика (язык) анкеты.

    Публикации по теме