Контрольная работа: Понятие реальный сектор экономики. Современное состояние реального сектора экономики Государство оставило аграрный сектор

Задача данного параграфа ВКР - изучить состав и структуру реального сектора экономики.

Уровень благосостояния граждан - это основной критерий эффективности экономики страны. Основная задача любого государства сводится к обеспечению его населения предметами потребления: продуктами питания, жильем, транспортом и т.д. Уровень благосостояния населения и конкурентоспособность страны тесно взаимосвязаны. В первую очередь, они зависят от результативности функционирования реального сектора экономики, ориентированного на удовлетворение материальных потребностей общества.

В настоящее время реальному сектору экономики уделяется повышенное внимание, так как он не только удовлетворяет потребности общества, но и способствует пополнению бюджета - именно в нем создается большая часть валового внутреннего продукта (далее: ВВП).

Основная цель данного пункта сводится к обобщению понятия «реальный сектор экономики» и разграничения его на сферу материального и нематериального производства.

Понятие «реальный сектор экономики» не новое для народного хозяйства. Оно начало активно использоваться в лексиконе политиков и публицистов в 1998 году. Тогда оно отождествлялось с нефинансовым сектором экономики. В обобщенном виде под данным термином понимается совокупность отраслей народного хозяйства, производящих материальные и нематериальные блага. Реальный сектор экономики охватывает субъекты малого, среднего и крупного бизнеса независимо от организационно-правовых форм, занимающихся производством материальных благ и доставкой их потребителям .

Понятие используется в современной экономической практике в различных значениях. Большая часть экономистов относят к реальному сектору только сферу материального производства, в которой создаются материальные блага. Такой позиции придерживается А.М. Смулов, Н.М. Рязанова и Ю.А. Бабичева.

В.Н. Черковец считает, что к реальному сектору экономики необходимо относить еще торговлю и сферу услуг. Под реальной экономикой он понимает создание ВВП, концепция и методология исчисления которого формирует теоретическую базу системы национальных счетов .

Савченко П.В. трактует реальный сектор как отрасль национальной экономики, которая производит материально-вещественный продукт, нематерильные блага и услуги, за исключением операций на финансовых рынках .

Более конкретизированное определение можно встретить в трудах А.С. Афанасьева и Е.Б. Тютюкиной. Ученые-экономисты отождествляют его с реальным сектором производства: общественное питание, связь, торговля, транспорт и т.д. .

Основываясь на принципах рыночной экономики, А.С. Булатов рассматривает реальный сектор экономики, как совокупность хозяйствующих субъектов, основная цель деятельности которых сводится к производству товаров и оказанию услуг на платной основе. Аналогичную трактовку можно встретить в трудах зарубежных ученых. Например, Г. Мэнкью считает, что реальная экономика производит материальные блага и нефинансовые услуги.

Безусловно, данные определения заслуживают внимания, но они не раскрывают критерии, которыми необходимо руководствоваться при выделении реального сектора экономики.

Существуют и другие трактовки термина. Например, Н.М. Розанова отождествляет реальную экономику с любым видом деятельности, сопровождающимся валовым накоплением в национальных масштабах . Такое определение не имеет четких границ: накопление может осуществляться и в денежной форме.

Очевидно, что понятие «реальный сектор экономике» в современной литературе трактуется неоднозначно. Это обусловлено использованием различных критериев для его выделения.

В структуре реального сектора экономики выделяется сфера материального и нематериального производства товаров и услуг. Материальное производство создает экономическую единицу в материально-вещественной форме. Основное назначение сферы нематериального производства сводится к обеспечению материального консалтинговыми, информационными и другими услугами.

Эти два взаимосвязанных элемента структуры реальной экономики не могут существовать друг без друга. Соотношение, установленное между ними, определяет уровень гармоничного развития общества.

В состав реального сектора экономики входит большое количество отраслей. В зависимости от того, какие деятельности преобладают в отраслевой структуре, формируется экономический уклад государства и его позиции на мировом рынке. По сути, отраслевая структура реального сектора экономики формирует общий профиль страны, как участника системы международного разделения труд .

В отраслевой структуре национального хозяйства преобладает добывающая и тяжелая промышленность. Это связано с большими залежами полезных ископаемых, прежде всего минеральных. С другой стороны, это результат деиндустриализации государства: сокращение сырьевой направленности сопровождалось не ростом остальных производств, а их спадом. Получается, что реальный сектор расколот на 2 части:

· экспортно-ориентируемые и их обслуживающие отрасли: ТЭК, лесопромышленный комплекс, трубопроводный транспорт и т.д. Эти отрасли занимают небольшой удельный вес в структуре реального сектора экономики - до 5%. Тем не менее, они аккумулируют более половины всех доходов федерального бюджета.

· отрасли, ориентированные на отечественный рынок. Они отличаются невысокой конкурентоспособностью, поэтому доходы занятых в них работников не высоки. Исключение составляет лишь строительство и торговля.

В практике изучения национальной экономики сложились разные подходы к делению реального сектора на отраслевые комплексы. Самый распространенный из них сводится к следующему варианту:

· лесопромышленный комплекс;

· химический;

· металлургический;

· строительный;

· легкая промышленность;

· транспортный комплекс;

· торговля и общественное питание;

· связь и телекоммуникации и т.д.

Возможно и более простое деление на промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь и торговлю. К такому приему изучения отраслевого состава реального сектора прибегают при слабости национальной статистики .

Каждый укрупненный комплекс подлежит делению на более мелкие отрасли. Так, АПК подразделяется на:

· сельское хозяйство;

· отрасли, поставляемые материальные и нематериальные блага для нужд сельского хозяйства: тракторное машиностроение, производство удобрений и т.д.;

· отрасли, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства, например: пищевая промышленность;

· отрасли, обслуживающие сельское хозяйство (транспортировка сельхозпродукции и другие).

ТЭК состоит из электроэнергетики и топливной промышленности. Они охватывают добычу топливных ресурсов: торфа, нефти, газа и угля. В стране производится около 12% всей первичной энергии в мире. Из них половина идет на нужды внутренних потребителей, а половина - на экспорт.

Строительный комплекс подразделяется на строительство (промышленное, гражданское, жилищное) и промышленность строительных материалов.

Транспорт подразделяется на авиационный, морской, речной, железнодорожный, автомобильный и трубопроводный.

Торговля и общественное питание, гостиницы и бытовое обслуживание занимает существенный вес в отраслевой структуре развитых стран. Розничная торговля (частное предпринимательство) - это хороший инструмент скрытия безработицы в стране.

Легкая промышленность представлена производством тканей, одежды, кожаных изделий и обуви. Иногда изготовление одежды и тканей объединяют под термином «текстильное производство» .

Лесопромышленный комплекс отождествляется с лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностью. Более 40% необработанного сырья лесопромышленного комплекса идет на экспорт.

Химический комплекс охватывает большое количество производств: производство синтетических моющих средств, минеральных удобрений, пластмассы, каучука и т.д. Экспорт данных отраслей составляет до 6%. Страна вывозит в другие страны каучук, синтетические смолы, пластмассу, а ввозит более сложные химическую продукцию примерно на сумму, вырученную от экспорта.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Реальный сектор экономики представляет собой сложную структуру, поэтому в научной литературе существует большое количество трактовок данного термина. Под реальным сектором экономики следует понимать отрасль национальной экономики, производящую материальные продукты, нематериальные блага и услуги, за исключением операций на финансовых рынках.

2. В структуре реального сектора экономики выделяется сфера материального и нематериального производства товаров и услуг. Материальное производство создает экономическую единицу в материально-вещественной форме. Оно включает субъекты хозяйствования и отрасли, производящие материальные блага: промышленность, АПК, транспорт, строительство и т.д. Основное назначение сферы нематериального производства сводится к обеспечению материального консалтинговыми, информационными и другими услугами. Эти два взаимосвязанных элемента структуры реальной экономики не могут существовать друг без друга. Соотношение, установленное между ними, определяет уровень гармоничного развития общества.

3. Экспорт продукции реального сектора является главным источником пополнения государственного бюджета.

Неоклассический подход предполагает одновременное и совместное определение всех характеристик макроэкономического равновесия. Вместе с тем в интересах анализа эти процессы можно представить в виде условной последовательности связей.

Прежде всего, учитывая своеобразное толкование неоклассиками сути и роли денег, можно по отдельности рассмотреть реальный и финансовый секторы экономики.

Реальный сектор включает в себя рынки труда, капитала и товаров. В упрощенном случае (без учета государства и внешних связей) его равновесие характеризуется следующей группой условий:

где (поясним только вновь появившиеся обозначения)

L* - полная и эффективная занятость;

Y* - потенциальный ВВП;

А - уровень производительности технологии;

Е - запланированные расходы.

Первое уравнение характеризует неоклассическую модель рынка труда (рис. 7).

Рис.7. Неоклассическая модель рынка труда L" - все трудоспособное население

«Полная занятость», таким образом, вовсе не означает стопроцентное использование трудовых ресурсов. На самом деле имеется в виду соответствие запланированных спроса и предложения, когда каждый желающий работать при сложившейся цене труда w* может реализовать свои планы. Незанятость в размере (L" - L*) (а по официальной статистике она, даже без учета безработных, составляет порядка трети всего населения в возрасте экономической активности) является добровольной и не имеет отношения к безработице.

L* является одновременно эффективной, т.е. наиболее производительной и рентабельной, занятостью. Оплата труда соответствует в этом случае его производительности и, кроме того, обеспечивается нормальный уровень доходов от использования других факторов производства: площадь треугольника, расположенного над прямоугольником заработной платы (w*‘L*), соответствует доходам от собственности в размере (гК). Занятость выше эффективной, например (L" - L*), при оплате ее на уровне w* была бы неоправданной и сопровождалась бы убытками, показанными заштрихованным треугольником.

Понятно, что в представленной ситуации неизбежно равновесие при полной занятости. Оно означает помимо прочего, что рынок труда согласовал производственные программы предприятий и планы населения относительно желательного уровня доходов и потребления и тем самым определил также и параметры товарного рынка. В модели (8) эта связь рынков реализована с помощью производственной функции (второе уравнение модели). Предполагая далее, что в коротком периоде технология и запас капитала изменяются достаточно медленно, приходим к зависимости выпуска только от уровня занятости и, следовательно, фиксируем полное использование ресурсов (рис. 8).

Рис. 8. Неоклассическая производственная функция

Отметим еще раз, что потенциальный выпуск и полное использование ресурсов понимаются не в смысле достижения физических пределов хозяйства (типа стопроцентной занятости всех трудоспособных и стопроцентной загрузки производственных мощностей), а в экономическом смысле - как стандартный уровень использования возможностей хозяйства в нормальных условиях, допускающий в том числе некоторую неизбежную безработицу и определенные резервы мощностей.

Фактически же экономика может работать и выше (например, в военное время), и ниже (скажем, при недостатке спроса) своего потенциала.

Третье уравнение модели (8) характеризует народнохозяйственный оборот в целом, начиная с передачи факторных доходов населению и заканчивая реализацией конечного продукта на товарном рынке (см. рис. 1). Вместе с вытекающим из него четвертым уравнением оно показывает, что соответствие совокупного спроса выпуску критически зависит от способности рынка капитала обеспечить соответствие запланированных сектором предприятий инвестиций запланированным населением сбережениям. Четвертое уравнение представляет, таким образом, упрощенную (она не учитывает, в частности, ранее созданные производственные фонды) модель рынка капитала, гарантирующую подстройку спроса (рис. 9).

Рис.9. Упрощенная модель рынка капитала

Разумеется, сбережения превращаются в инвестиции финансовым рынком (как это показано рис. 1), и процент безусловно является ценой заемных средств и предметом денежного анализа. С другой же стороны, одним из достижений классической теории считается появление реальных концепций процента, связавших его с производительностью капитала, экономическим ростом, техническим прогрессом, предпочтениями людей относительно настоящего и будущего потребления и другими факторами, относящимися к реальному сектору экономики. Неоклассики рассматривают процент как специфическую и многоплановую цену, полноценное объяснение которой возможно только с позиций общего равновесия. В этом смысле между рисунками 1 и 9 нет противоречия: рис. 1 фиксирует роль финансового рынка, а рис. 9 характеризует процессы, относящиеся к реальному сектору.

Реальные инвестиции, в частности, определяются спросом на дополнительный физический капитал и зависят от динамики предельного продукта последнего (MP k) (можно сослаться также на значение новых технологий, зависимость от общего состояния товарных рынков и многие другие реальные факторы). В равновесии реальная ставка процента г* равна предельному продукту капитала и, следовательно, информирует помимо прочего о производительности хозяйства. Предложение же капитала (S) зависит прежде всего от структуры временных предпочтений относительно настоящего и будущего потребления, и в этом качестве г* характеризует достигнутый рынком компромисс: в соответствии с рис. 4 рациональный потребитель согласует свои индивидуальные предпочтения с рыночным стандартом, и в равновесии ему безразлично, потратить на потребление 1 рубль в текущем периоде или же (1 + г) рублей в будущем.

Вообще же с позиций рис. 9 процент является особой относительной ценой, регулирующей процессы обмена, идущие во времени: сбережения можно, как уже неоднократно отмечалось, рассматривать как обмен части текущего потребления на большее по величине потребление в будущем, и этот выигрыш реализуется путем инвестирования сэкономленных средств и ресурсов в расширение и развитие производственного аппарата и повышение его производительности. В отличие от текущих обменов, эквивалентных при соблюдении пропорции 1:1 (по стоимости), обмен во времени (а по сути это не что иное как экономический рост) характеризуется специфической пропорцией, поскольку в этом случае меньшее количество сегодняшних благ обменивается на большее количество благ в будущем.

Поясним сказанное условным примером. Допустим, что хозяйственник одолжил своему контрагенту на один год тонну металла. В течение этого года благодаря инвестициям в металлургию ее производительность выросла на 10 процентов, и за то время, в течение которого раньше производилась 1 тонна, теперь производится 1,1 тонны при том, что цена металла снизилась примерно на 10 процентов. В этой ситуации возврат заемщиком всего 1 тонны был бы экономически неэквивалентен: если даже физические характеристики металла не изменились, в экономическом отношении он стал совсем другим товаром, поскольку производится в других экономических условиях, при другом уровне производительности, в другой системе цен и т.д. Поэтому оправданный обмен во времени возможен только по формуле «1 сегодняшний рубль (1т сегодняшних металла, нефти и т.д.) на (1+г) рублей (тонн металла...) через год».

Сказанное объясняет также, почему процент служит основой или нормативом дисконтирования, которое представляет собой условную расчетную операцию, связанную с приведением в сопоставимый вид (а именно к текущему времени и текущим экономическим условиям) разновременных (и, следовательно, отражающих неодинаковые условия) показателей. Дисконтирование практикуется прежде всего в области инвестиционных расчетов, поскольку реальные инвестиции, например, обычно связаны с продолжительными периодами проектирования, строительства и эксплуатации объектов.

В основе дисконтирования лежат простые отношения эквивалентности. Поскольку на рынке капитала 1 сегодняшний рубль эквивалентен (1+г) рублей через год, то сегодняшним эквивалентом рубля, полученного в качестве дохода через год, является величина 1/(1+г) рублей. Справедливость этого соотношения легко проверить: одалживаем на год 1/(1+г) рублей по ставке процента г и получим в итоге доход в 1 рубль: 1/(1+г)(1+г) = 1.

Если кредитор в конце первого года примет решение еще раз на год одолжить свои сбережения по ставке г, то в конце второго года его общий доход составит (1+г) + (1+г)г = (1+г) рублей. В этом случае для дохода, полученного в конце второго года, коэффициент дисконтирования составит 1/(1+г) 2 .

По аналогии эквивалентом сегодняшнего рубля через Т лет является величина (1+r) рублей, а коэффициент дисконтирования для показателей, относящихся к периоду Т, равен 1/(1+r) T Например, при Т=20 и г=10%, коэффициент дисконтирования составит примерно 0,15; и это говорит о том, что расчеты, игнорирующие влияние фактора времени, могут оказаться слишком грубыми.

Используя технику дисконтирования, типичный инвестиционный проект можно оценить следующим образом:

где NPV - чистая текущая стоимость проекта;

I - связанные с проектом инвестиции (приведены к началу эксплуатации объекта);

PV - текущая, или современная, стоимость будущих доходов;

D t - ожидаемый от эксплуатации объекта в периоде t чистый доход;

1/(1+r) t - коэффициент дисконтирования для периода t;

Т - общая продолжительность проекта.

NPV, таким образом, представляет собой чистую прибыль за весь период создания и существования предприятия. Проект рентабелен, если NPV > 0. При наличии нескольких конкурирующих вариантов лучший из них выбирается по максимуму NPV (максимуму прибыли). Понятно, что с ростом r убывают и PV, и NPV, и, следовательно, подтверждается сделанный ранее вывод о том, что инвестиции являются убывающей по проценту функцией.

Реальный сектор экономики

Основу реального сектора экономики составляет производство промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Именно в сфере производства происходит взаимодействие производителя с природой, создаются новые материальные блага. Количественное и качественное развитие производственной сферы обеспечивает благосостояние общества, рост доходов населения, создает материальную базу для развития образования, здравоохранения, культуры.

Отраслевая структура национальной экономики. Реальный и финансовый сектор

Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

Отраслевая структура национальной экономики заключается в группировке хозяйствующих субъектов в однородные по своему составу группы, связанные однородными функциональными характеристиками, – отрасли национальной экономики.
Отраслевая структура национальной экономики проходит следующие этапы своего развития:
1) первый связан с активным развитием и преобладанием первичных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых;
2) второй связан с развитием и доминированием вторичных отраслей – производства, строительства;
3) третий связан с развитием и преобладанием третичных отраслей – сферы услуг.
Эти этапы развития отраслевой структуры национальной экономики сменяли друг друга, но для каждой отдельной страны имели свои специфические черты.
Динамичные изменения отраслевой структуры происходят циклично на временном отрезке от 10 до 20 лет. Для них характерны следующие черты:
1) повышение значения и объема отрасли услуг – интеллектуальной, информационной сферы;
2) снижение объемов добывающей отрасли по сравнению с прочими;
3) рост промышленного производства на фоне сельскохозяйственного сектора экономики.
Большое влияние на характер отраслевой структуры национальной экономики оказывает научно-технический прогресс. Он приводит к тому, что некоторые отрасли исчезают или же стагнируют, а другие, например атомная энергетика, активно развиваются. Отличительной особенностью является возникновение смежных отраслей экономики – нефтехимической, ракетно-космической и т.д.
Изменение отраслевой структуры идет по следующим основным направлениям:
1) принципиальное изменение технологий производства;
2) доминирование обрабатывающей отрасли по сравнению с добывающей;
3) развитие наукоемких отраслей национальной экономики;
4) смещение центра тяжести в сторону непроизводственных отраслей.
Современная отраслевая структура национальной экономики России характеризуется преобладанием топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Вы точно человек?

Он является одной из наиболее капиталоемких отраслей, в связи с чем происходит отток капитала от других отраслей. Ориентация ТЭК на международный рынок делает Россию зависимой от мирового колебания цен. В результате чего более половины ВВП страны формируется от продажи ресурсов. Преобладание добывающих отраслей экономики негативным образом сказывается на общих темпах развития национальной экономики. Доминирование ТЭК препятствует развитию наукоемких отраслей экономики.

Различают также реальный и финансовый (денежный) секторы. В реальном секторе создаются товары и услуги, а финансовый - призван обслуживать сектор, в котором реально производится продукция.

Реальный сектор экономики (РСЭ) - совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.

Деление национальной экономики на реальный и финансовый секторы в известной мере условно. Эти секторы различаются целями, характером операций, техническими особенностями. Финансовый сектор не имеет четких границ, он охватывает движение денежных средств, предоставление финансовых услуг, управление финансовой деятельностью.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Реальный сектор экономики совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.

Термин не имеет четкого законодательного определения. Часто используется в политической лексике и публицистике без конкретизации смысла. Многие авторы под реальным сектором подразумевают лишь сферу материального производства и не относят к нему услуги, торговлю, науку.

Реальный сектор экономики (real production sector) – сектор, в котором создается валовой внутренний продукт. Включает промышленное производство, состоящее из предприятий добывающей и перерабатывающих отраслей промышленности, сельское хозяйство, сферу оказания промышленных, бытовых и прочих услуг.

Основу реального сектора экономики составляет производство промышленной и сельскохозяйственной продукции. Именно в сфере производства происходит взаимодействие производителя с природой, создаются новые материальные блага.

Реальный сектор экономики

Количественное и качественное развитие производственной сферы обеспечивает благосостояние общества, рост доходов населения, создает материальную базу для развития образования, здравоохранения, культуры.

На состояние реального сектора экономики оказывают влияние:

Реальный сектор экономики в бывшем СССР после 2-й мировой войны в своем развитии претерпел несколько этапов. 1945-1950 – переориентация промышленности с военного производства на мирные рельсы (конверсия); период 1950-1970 характеризовался быстрым и эффективным развитием экономики; 1971-1991 – относительно высокие, но затухающие темпы развития. С 1991 г. начался процесс перехода к рыночной экономике, обусловленный замедлением экономического роста, возникновением межотраслевых диспропорций, падением фондоотдачи, эффективности капитальных вложений, высоким уровнем милитаризации экономики бывшего СССР. Вместе с тем переход к рыночной системе сопровождался рядом структурных, финансовых и системных кризисов.

На состояние реального сектора экономики существенное влияние оказывает:

  • состояние финансового рынка и в первую очередь уровень процентных ставок, от которого зависит возможность предприятий прибегать к краткосрочным и долгосрочным банковским кредитам для пополнения оборотных средств и осуществления капитальных вложений;
  • сальдо внешнеторгового баланса страны;
  • инвестиционный климат в стране, наличие благоприятных условий для инвестиций, прежде всего прямых;
  • государственная политика, гарантирующая права инвесторов, обеспечивающая возможности для репатриации прибыли, создание условий, при которых невозможен пересмотр результатов приватизации;
  • наличие или отсутствие ограничений во внешнеэкономической деятельности.

Для нормального функционирования предприятий реального сектора экономики необходима также адекватная налоговая система.

Особенности развития реального сектора экономики России

Представленные в предыдущих разделах пропорции имеют место в любой национальной экономике. В то же время реальные секторы национальных экономик характеризуются специфическими особенностями, которые зависят от общего состояния структуры экономики (аграрная страна, индустриальная страна), от уровня развития экономики (развитая страна, развивающаяся страна). Большую роль в формировании и развитии пропорций реального сектора играет тип хозяйственной системы. До 1991г. на территории России существовала плановая экономика. В плановой экономике действуют следующие пропорции реального сектора: плановая экономика предполагает возможность концентрировать большие объемы ресурсов для развития определенных отраслей (например, космической и оборонной промышленности), а другие отрасли финансировать по "остаточному принципу", соответственно, структура плановой экономики отличается диспропорциями, заключающимися в неравномерном развитии отдельных отраслей; в условиях плановой экономики главным ориентиром хозяйственной деятельности предприятий выступает централизованное плановое задание. Хозяйственная практика показала, что подобные задания легче установить для крупных предприятий-монополистов, соответственно, для плановой экономики характерен более высокий, по сравнению с рыночной экономикой, уровень монополизации производства, хозяйственные пропорции реального сектора в условиях плановой экономики носят монополистический характер; плановая экономика предполагает возможность централизованного перераспределения средств от одних предприятий к другим.

I. Реальный сектор экономики и его правовое регулирование

Соответственно, для плановой экономики характерно большое количество убыточных предприятий, которые вносят свой вклад в процесс формирования пропорций реального сектора, последнее невозможно в условиях рыночной экономики, т.к. убыточные предприятия признаются банкротами и прекращают свое существование.

Таким образом, пропорции реального сектора плановой и рыночной экономик существенно различались. Об этом свидетельствуют данные табл. 3.2. Ориентация советской экономики преимущественно на развитие отраслей тяжелой промышленности привело к тому, что к 1975г. в соответствующих отраслях (топливная промышленность, металлургия, машиностроение, кроме транспортного) объемы выпуска превышали соответствующие показатели по США. В то же время легкая промышленность традиционно финансировалась по «остаточному принципу». Это привело к существенному отставанию СССР от США по объёму выпуска в таких отраслях, как текстильная и швейная промышленность, химическая промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность. В связи с тем, что в условиях плановой экономики цены устанавливались централизованно, существовали многочисленные "ценовые перекосы", т.е. несоответствия относительных цен в СССР на те или иные товары их зарубежным аналогам.

Таблица 3. 2.

Соотношение объемов производства в отдельных отраслях промышленности СССР

Счет, в рублях Счет, в долларах
Наиболее развитые отрасли
Топливная промышленность 110,0 130,1
Металлургия 123,1
Промышленность стройматериалов 125,4 176,1
Машиностроение, кроме транспортного 110,0 120,0
Все машиностроение 92,3 94,2
Лесная, деревообрабатывающая промышленность и мебельная промышленность 84,0 130,2
Текстильная и швейная промышленность 83,9 96,6
Кожевенно-обувная промышленность 102,4 132,0
Отстающие отрасли
Транспортное машиностроение 53,2 55,4
Химическая промышленность 61,6 39,9
Целлюлозно-бумажная промышленность 17,6 22,0
Электроэнергетика 37,1 48,1
Отрасли со средним уровнем развития
Пищевая промышленность 62,6 74,6
Вся промышленность 73,5 84,6

Ликвидация государственного заказа и освобождение цен обусловили первоначальный спад производства практически во всех отраслях. В то же время динамика развития отдельных отраслей существенно отличается. В начале 90-х годов наиболее существенный спад производства наблюдался в легкой промышленности, промышленности строительных материалов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В лучшем положении оказались черная и цветная металлургия, а также топливная промышленность: в этих отраслях экономический рост начался в 1995 г. Наряду с вышеупомянутыми отраслями в период экономического роста наибольшую динамику показали также химическая и нефтехимическая промышленность.

Обращает на себя внимание тот факт, что отраслевая структура российской экономики за период с 1992 г. по настоящее время существенно изменилась. Так, увеличилась доля топливной промышленности, черной и цветной металлургии, а также химической и нефтехимической промышленности. В свою очередь, сократилась доля машиностроения и металлообработки, легкой промышленности и промышленности строительных материалов. Подобные изменения свидетельствуют о том, что в период рыночных реформ российская экономика приобрела ярко выраженную сырьевую направленность. Большой импульс для развития сырьевого сектора дало устойчивое повышение цен на нефть.

Структурные преобразования находят свое отражение и в сфере занятости. За период рыночных реформ уменьшилось общее количество занятых и появилась безработица. Своего пика уровень безработицы в России достиг в 1995–1998 гг., а начиная с 1999 г. наблюдается некоторый спад уровня безработицы, обусловленный экономическим ростом. Количество занятых существенно уменьшилось в промышленности, сельском хозяйстве и в строительстве. В свою очередь, произошло увеличение занятости в оптовой и розничной торговле, а также в финансовой сфере. Данные тенденции обусловлены общим спадом производства, с одной стороны, и становлением рыночной инфраструктуры – с другой. В некоторых случаях (образование, здравоохранение, культура, искусство) количество занятых существенно не изменилось, что объясняется спецификой деятельности в указанных отраслях.

Соотношение динамики выпуска и динамики занятости в России принципиально подтверждает гипотезу Оукена о том, что амплитуда колебаний уровня выпуска существенно выше, чем амплитуда колебаний занятости. Степень экономического спада в первой половине 90-х годов была выше, чем темпы роста безработицы в аналогичный период. В свою очередь, экономический рост, начиная с 1999 г., привел к сокращению числа безработных. Однако это сокращение было менее существенным по сравнению с темпами роста российского ВВП.

Таким образом, особенности реального сектора экономики России обусловлены трансформационными процессами, с одной стороны, и конъюнктурными колебаниями на сырьевых рынках – с другой. Последнее вызвано тем, что Россия обладает богатыми запасами сырьевых ресурсов, пользующихся спросом на мировых рынках. В ходе рыночных реформ в России идут структурные преобразования, в той или иной мере, характерные для реальных секторов многих стран (например, увеличение доли сферы услуг). В то же время структурные изменения в России имеют национальное своеобразие (превышение доли сбережений над долей инвестиций в ВВП, вследствие недоверия к национальной банковской системе).

Выводы

1.Реальный сектор экономики представляет собой сферу экономики, связанную с производством и потреблением товаров и услуг, а также формированием занятости.

2.В сфере производства различают следующие виды макроэкономических пропорций: общие экономические пропорции; пропорции, отражающие структуру общественного разделения труда; пропорции, характеризующие изменение ВНП в краткосрочном периоде (мультипликаторы); пропорции, отражающие изменение ВНП в долгосрочном периоде (разложение по Солоу). Для характеристики динамики макроэкономических пропорций используются такие показатели как индекс структурных изменений и индекс сходства структур. Произведенный продукт подле-

жит распределению, при этом выделяют функциональное и индивидуальное распределение.

3.Макроэкономические пропорции в сфере занятости выражаются в двух формах: классификацияразличных групп населения по их отношению к занятости; взаимосвязь между динамикой занятости и динамикой ВНП. По отношению к занятости население страны делится на трудоспособное и нетрудоспособное. Трудоспособное население подразделяется на институциональное и неинституциональное. В свою очередь, экономически активное население делится на занятых и безработных. Различают фрикционную, структурную, сезонную и циклическую безработицы. Существует также естественный уровень безработицы. Взаимосвязь между динамикой занятости и динамикой ВНП выражает параметр Оукена

Совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образует общественный сектор хозяйства. Общественный сектор экономики — это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.

Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

Общественный сектор — это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.

Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфическиеусловия :

· рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

· производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

· экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.

В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики.

Что такое "реальный сектор экономики"?

Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора : государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой — существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.

Масштабы общественного сектора характеризуется как размерами государственной собственности (запас ресурсов), так и объемом государственных доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых средств). Общественный сектор традиционно занимает прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Масштабы общественного сектора во многом зависят не только от объективных экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики. Согласно закону Вагнера (сформулированного еще в конце Х I Х века) доля общественного сектора в экономике постоянно увеличивается в исторической перспективе. Немецкий экономист связывал эту закономерность с процессом завоевания публичными товарами частного рынка.

В новых условиях хозяйствования, когда государство выступает как один из субъектов рынка, а в общественном секторе начинают взаимодействовать наряду с государственными и общественные, некоммерческие, частные, смешанные организации возникает необходимость изменения организационно-функциональной конструкции государственных финансов, которая позволит, сохраняя регулирующую роль государства, обеспечить баланс между объемом общественных потребностей и возможностями их удовлетворения.

В первом случае речь идет о спросе на общественные блага, во втором случае об их предложении. Реальное существование этих по природе рыночных явлений в нерыночном общественном секторе обуславливает необходимость установления равновесия между ними. Другими словами необходим нерыночный механизм балансирования, включенного в рыночный экономический оборот общественного сектора. В рыночном секторе подобным механизмом является процесс свободного ценообразования, в результате которого устанавливается равновесие между спросом и предложением на частные блага. Но и в этом случае рыночное равновесие строится на косвенных институциональных ограничениях, обозначаемых государством (налоги, субсидии, лимитирование уровня цен).

В общественном секторе регулирующий механизм имеет принципиальную иную конструкцию и специфику, обусловленную особенностями спроса и предложения общественных благ. Природа общественных благ обуславливает необходимость равномерного удовлетворения спроса на них. Предложение же общественных благ отличается тем, что реализуется государственными и общественными организациями, хотя большую часть затрат на получение этих благ несет на себе потребители, то есть члены общества в виде налогов, добровольных платежей. В первом случае речь идет о принуждении экономических агентов участию в производстве общественных благ, во втором случае о добровольном участие их в этом процессе. На обеспечение равновесия между спросом и предложением на общественные блага влияет в большой степени та часть указанного процесса, которая реализуется в государственном секторе, так как значительный объем общественных благ производится именно здесь. Такого рода механизм балансирования в отечественной литературе называют финансово-бюджетным, которое устанавливается между спросом и предложением на общественные блага определяют как «бюджетное равновесие». Концепция бюджетного равновесия раскрывает природу и сущность механизма создания и распределения, общественных благ, и с учетом коллективного характера их потребления, отражает необходимость использования принудительных и обязательных инструментов воздействия на субъектов хозяйствования для обеспечения возможности формирования общественных благ.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Что представляет собой экономическая структура города?

Секторы городской экономики. Развитие экономики города зависит от его географического положения, функций в системе расселения, интенсивности производственных связей с окружающей территорией, численности экономически активного населения, мощности базовых отраслей.

Экономика каждого города состоит из трех основных секторов — базового, обслуживающего и сектора домашнего хозяйства.

Базовый сектор обладает градообразующей ролью. Его предприятия производят товары и услуги, которые вывозятся (экспортируются) за пределы города. Доходы от их вывоза используются для закупки продукции из других регионов страны и мира. С развитием базового сектора связана динамика численности населения города; именно предприятия базового сектора определяют «лицо» города в районе, стране, мире. К базовому сектору городской экономики относятся такие отрасли, как промышленность, строительство, высшее образование, управление, внешний транспорт.

В состав обслуживающего сектора входят предприятия, обеспечивающие как базовый сектор (ремонтные мастерские, исследовательские организации), так и жизнь людей: химчистки, прачечные, рестораны, ремонтные мастерские и пр. Сектор домашнего хозяйства — это неработающие пенсионеры, домохозяйки, дети.

Базовую занятость составляют работники предприятий базового сектора, обслуживающую — работники других отраслей городской экономики.

Для оценки экономической эффективности и перспектив развития города используется индекс базовой занятости , рассчитываемый как отношение числа занятых в экспортной отрасли к численности всех горожан.

В городах менее развитых стран большое значение имеет так называемый неформальный сектор . В нем заняты недавно прибывшие из сельских районов мигранты, не имеющие постоянной работы. Они зарабатывают на жизнь разноской и продажей воды, газет, сувениров, чисткой обуви и другим неквалифицированным трудом, т. е. работой, не связанной ни с базовым, ни с обслуживающим сектором.

Уровень специализации городской экономики определяется с помощью индекса локализации , рассчитываемого как отношение доли отрасли в городской экономике к доле той же отрасли в экономике страны (мира). Для расчетов используются данные о численности работающих или о стоимости произведенной продукции.

Городской мультипликатор: модель Лоури. Модель Лоури отражает взаимосвязь секторов городской экономики и их взаимное влияние на рост людности города. Развитие базовых производств ведет к расширению обслуживающих производств и росту занятости как в них самих, так и в секторе домашнего хозяйства.

Модель Лоури

Рассмотрим взаимозависимость секторов городской экономики на примере небольшого города, базовый сектор и базовая занятость в котором связаны с разработкой расположенного в окрестностях месторождения железной руды. Вывоз руды позволяет городу закупать продовольствие и предметы потребления для жителей и оборудование для функционирования базового сектора. Добыча руды ведет к развитию технологически связанных с ней производств: обогатительных фабрик, ремонтных цехов, предприятий по изготовлению оборудования. В свою очередь, растет число занятых в сфере управления, образования, в секторе домашнего хозяйства. На первых этапах рост занятости в базовом секторе происходит преимущественно за счет привлечения рабочей силы из других районов или из сельской местности.

Предположим, что для работы на руднике в город приехало 100 шахтеров; это значит, что базовая занятость в городе увеличится на 100 рабочих мест. Как будут «вести себя» другие секторы городской экономики? Если семья каждого шахтера состоит из четырех человек (глава семьи — работник базового сектора, неработающая жена и двое детей), то численность населения города в целом увеличится на 400 чел. (в том числе базовый сектор — на 100, а сектор домашнего хозяйства — на 300 чел.). Таким образом, базовый мультипликатор равен 4. Для нормальной жизни этих людей необходимо построить новые больницы, химчистки, булочные. Это неизбежно приведет к росту занятости в обслуживающем секторе.

Как правило, рост сектора домашнего хозяйства на 10 чел. ведет к увеличению занятости в обслуживающем секторе на одно место. Таким образом, мультипликатор обслуживающего сектора равен 1/10.

Инвестиции в реальный сектор экономики: как не прогадать

Очевидно, что каждый занятый в обслуживающем секторе имеет семью, члены которой, в свою очередь, должны иметь доступ к обслуживающему сектору, т. е. расширение обслуживающего сектора ведет к расширению сектора домашнего хозяйства и самого обслуживающего сектора. Так круги расширения численности населения города увеличиваются. Когда вырастут и выучатся дети шахтеров, они, вероятно, пойдут работать на предприятия базового и обслуживающего секторов, т. е. начнется новый круг роста всех секторов городской экономики.

При реальных подсчетах по модели Лоури используются такие понятия, как «зональный ограничитель» (предполагается, что жилищное строительство не может бесконечно расширяться и занимать земли, предназначенные для промышленных предприятий) и «пороговый ограничитель» (существуют пороговые значения численности людей, при которых создание предприятий обслуживающего сектора может считаться экономически оправданным — например, при росте населения на 1000 чел. возникает необходимость в строительстве поликлиники, а на 5000 чел. — больницы).

где h — мультипликатор сектора домашнего хозяйства;

s — мультипликатор обслуживающего сектора.

Таким образом, при росте базового сектора на 100 чел. в первом круге расширения общая численность населения города вырастет до 667 человек:

Со временем, когда истощатся запасы руды, начнут закрываться рудники и обогатительные фабрики, занятость в базовом и обслуживающем секторах будет сокращаться. Если власти не будут предпринимать меры — проводить региональную политику, то город и окружающая его территория превратятся в классический депрессивный район с падающим уровнем жизни, экологическими и социальными проблемами и постоянной оппозицией правительству.

В случае принятия властями решения о поддержке городской экономики проводится политика по привлечению новых базовых производств, развитию соответствующей инфраструктуры, переквалификации кадров. Если же из за географического положения города (суровых природных условий, удаленности от экономических центров страны), специфических хозяйственных навыков и уровня образования населения новые отрасли «отказываются» мигрировать, горожанам может быть предложено переехать в более перспективные районы.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

12345678910Следующая ⇒

Место реального сектора экономики в экономической структуре

Реальный сектор экономики является частью региональной экономики, которая включает в себя:

Реальный сектор экономики

социальный (не приносящий прибыли): социальная сфера, научно-образовательный комплекс, здравоохранение;

обеспечение общественной безопасности (не приносящий прибыли): в т.ч.

Ничего непонятно?

армия, правопорядок, гражданская оборона, др.;

спекулятивный (приносящий прибыль): финансово-банковских и кредитных операций, фондовый рынок, торговля и потребительский рынок, рынок недвижимости, реклама, рекрутинг и др.;

средства массовой информации;

сектор жилищно-коммунального хозяйства;

сектор общественного питания;

сектор развлечений: досуг, спорт, туризм и развлечения.

Реальный сектор экономики (определение) - экономический, законодательно не определённый термин, обозначающий совокупность малых, средних, крупных (индустриальных) предприятий территории, деятельность которых ориентирована на производство коммерциализуемых продуктов и товаров (серийное и массовое производство изделий, в том числе зданий и сооружений, др.), услуг (связь, телекоммуникации, транспортировка, перевозки и т. д.). В результате процесса коммерциализации продуктов появляется устойчивая прибыль этих предприятий, из которой стабильно платятся налоги и формируется региональный, государственный бюджет.

Таким образом РСЭ можно определить как совокупность отраслей экономики, производящих материально-вещественные и нематериальные продукты и услуги, за исключением видов деятельности, относящихся к иным секторам.

Реальный сектор является основой российской экономики, определяющей ее уровень и специализацию. В нем доминируют отрасли по добыче сырья и топлива и производству энергии и материалов. На внешний рынок ориентированы ТЭК, металлургия, значительная часть химии, лесопромышленного комплекса, ОПК и обслуживающие их отрасли (трубопроводный и морской транспорт), остальные отрасли ориентированы на внутренний рынок.

Специфика реального сектора экономики в России

Как и в остальных странах мира, в России реальный сектор является основой национальной экономики, определяющей ее уровень и специализацию. В нем занято населения и производится примерно такая же часть ВВП.

Реальный сектор представлен широким набором отраслей. Однако в нем доминируют отрасли по добыче сырья и топлива и производству энергии и материалов. С одной стороны, это следствие природных ресурсов, особенно минеральных, что позволяет России активно использовать ее естественное конкурентное преимущество. С другой стороны, это результат деиндустриализации России: сохранение или небольшое сокращение сырьевых отраслей в последние два десятилетия сопровождалось, в отличие от советских времен, не ростом остальных (несырьевых) отраслей, а их сильным падением. Сырьевым отраслям удалось лучше перенести катастрофу 1990-х гг. и активнее воспользоваться подъемом начала 2000-х гг. из-за высокого спроса мирового рынка на их продукцию. Продукция остальных отраслей российского реального сектора в своей массе недостаточно конкурентоспособна (хотя есть исключения, особенно ОПК). Перед кризисом 2008-2010 гг. объемы выпуска продукции во многих отраслях реального сектора были радикально меньше дореформенных, особенно в машиностроении (производство машин и оборудования достигло только половины дореформенного уровня).

В результате реальный сектор остается расколотым на две части:

§ отрасли, ориентированные на внешний рынок - экспортно- ориентированные (ТЭК и металлургия, значительная часть химии, лесопромышленного комплекса и ОПК) и обслуживающие их отрасли (трубопроводный и морской транспорт). Эта часть реального сектора невелика по числу занятых (около 5%), но приносит более половины всей прибыли в стране, обеспечивая за этот счет основную часть доходов госбюджета и очень заметную часть платежеспособного спроса на внутреннем рынке;

§ отрасли, ориентированные на внутренний рынок (все остальные). Эта часть реального сектора малорентабельна из-за своей невысокой конкурентоспособности (кроме торговли и строительства, активно удовлетворяющих внутренний спрос работников первого сектора), доходы ее работников поэтому невелики, что определяет в целом невысокий внутренний платежеспособный спрос основной массы населения и предприятий в России.

Подобная ситуация типична для «голландской болезни» с ее перераспределением доходов и экономических ресурсов в пользу экспортно-ориентированных сырьевых и обслуживающих их отраслей, а также замещением местного производства импортом.

Эта болезнь поражает не все страны с большими запасами сырья (его много в США, Канаде, Австралии, Норвегии), а страны с несовершенными экономическими и политическими институтами (bad governance), элита которых не способна противостоять «большим деньгам» от экспорта сырья и согласна отложить проведение модернизации и активной промышленной политики (в Нигерии и Саудовской Аравии нефтяной экспорт даже затормозил экономический рост, породив так называемое ресурсное проклятие).

Лекарством от «голландской болезни является» активная поддержка обрабатывающей промышленности, особенно наукоемкой, однако российское правительство мало занималось промышленной политикой и лишь в последние годы больше обращается к ней в рамках стратегии модернизации страны. Так, в Концепции-2020 выделены высокотехнологичные отрасли, в которых Россия обладает или претендует на обладание серьезными конкурентными преимуществами - авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, судостроение, атомный энергопромышленный комплекс, радиоэлектронная промышленность, информационно-коммуникационные и медицинские технологии, а также энергоэффсктивность и энергосбережение.

Реальный сектор экономики России включает:

§ агропромышленный комплекс;

§ машиностроительный комплекс;

§ топливно-энергетический комплекс;

§ оборонно-промышленный комплекс.

12345678910Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Реальный сектор экономики — совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.

Термин не имеет четкого законодательного определения. Часто используется в политической лексике и публицистике без конкретизации смысла. Многие авторы под реальным сектором подразумевают лишь сферу материального производства и не относят к нему услуги, торговлю, науку.

Реальный сектор экономики (real production sector) – сектор, в котором создается валовой внутренний продукт.

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Включает промышленное производство, состоящее из предприятий добывающей и перерабатывающих отраслей промышленности, сельское хозяйство, сферу оказания промышленных, бытовых и прочих услуг.

Основу реального сектора экономики составляет производство промышленной и сельскохозяйственной продукции. Именно в сфере производства происходит взаимодействие производителя с природой, создаются новые материальные блага. Количественное и качественное развитие производственной сферы обеспечивает благосостояние общества, рост доходов населения, создает материальную базу для развития образования, здравоохранения, культуры.

На состояние реального сектора экономики оказывают влияние:

Реальный сектор экономики в бывшем СССР после 2-й мировой войны в своем развитии претерпел несколько этапов. 1945-1950 – переориентация промышленности с военного производства на мирные рельсы (конверсия); период 1950-1970 характеризовался быстрым и эффективным развитием экономики; 1971-1991 – относительно высокие, но затухающие темпы развития. С 1991 г. начался процесс перехода к рыночной экономике, обусловленный замедлением экономического роста, возникновением межотраслевых диспропорций, падением фондоотдачи, эффективности капитальных вложений, высоким уровнем милитаризации экономики бывшего СССР. Вместе с тем переход к рыночной системе сопровождался рядом структурных, финансовых и системных кризисов.

На состояние реального сектора экономики существенное влияние оказывает:

  • состояние финансового рынка и в первую очередь уровень процентных ставок, от которого зависит возможность предприятий прибегать к краткосрочным и долгосрочным банковским кредитам для пополнения оборотных средств и осуществления капитальных вложений;
  • сальдо внешнеторгового баланса страны;
  • инвестиционный климат в стране, наличие благоприятных условий для инвестиций, прежде всего прямых;
  • государственная политика, гарантирующая права инвесторов, обеспечивающая возможности для репатриации прибыли, создание условий, при которых невозможен пересмотр результатов приватизации;
  • наличие или отсутствие ограничений во внешнеэкономической деятельности.

Для нормального функционирования предприятий реального сектора экономики необходима также адекватная налоговая система.

Публикации по теме