Подходы к анализу современной структуры мира. Мир-системная теория И.Валлерстайна. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

МИР-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (мир-системный анализ) - макроисторическая парадигма исследования, которая рассматривает социальную эволюцию экономик, исторических систем и цивилизаций как структурную взаимосвязь в пределах широкомасштабной историко-географической общности, так называемой «мир-системы». В широком смысле мир-системный подход - это совокупность исторических, экономических, социально-философских исследований и практик, ориентированных на проблематику изучения истории человечества и формирования современного социального порядка как глобальной интегрированной иерархической системы.

Современный философский словарь (М, 2004) дает следующее определение мир-системного подхода: «Мир-системный подход - это стратегия деятельности и познания, моделирующая современную историю 1) как систему взаимодействий между различными социальными субъектами (региональными союзами, государствами, обществами, культурами, этническими и религиозными группами, между человеческими индивидами), 2) представляющая человеческое сообщество как исторически меняющуюся систему, 3) как систему связей, становящихся в процессе оформления современного социального мира» (В. Е. Кемеров).

Мир-системный подход возник и, в значительной степени, сложился в 1970- 1990-е годы в исследованиях Ф. Броделя, И. Валлерстайна, А. Г. Франка, С. Амина, Э. Сайда, Дж. Арриги, Дж. Моделски, Дж. Абу-Лугход и др. Мир-системный анализ рассматривается как междисциплинарная альтернатива традиционным социальным наукам, так как критикует стадиальные концепции истории, ориентируется на наднациональную перспективу, отрицает дихотомическое противопоставление Запада и Востока и пересматривает проблематику способов производства. С неомарксизмом мир-системный подход связан, ввиду претензии его сторонников на новое понимание марксистских принципов историзма (в частности, историчность человеческой природы, неразделяемая взаимосвязь политики, экономики и культуры и др.), глубоким интересом к сущностной динамике мирового капитализма, проблемам неравенства и догоняющего развития. Крупнейшим научным центром разработки и исследования мир-системного подхода является Центр Фернана Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций при Университете штата Нью-Йорк в Бинхемтоне, США.

Ключевым понятием данного подхода является понятие «мир-система», понимаемая как ограниченная в пространстве и времени, целостная, интегрированная совокупность структурных единиц - со-обществ (мир-империй, мир-экономик, цивилизаций, суперэтносов и др.), в рамках которой все объекты и элементы структуры связаны общей логикой экономических, политических, и прочих взаимосвязей, образуя внутренний иерархический порядок. По мнению И. Валлерстайна, мир-система - это альтернативная возможность организации материального мира: не общество, не национальное государство, а особая единица анализа горизонтальных связей между историческими сообществами и, в целом, между историко-географическими регионами, этносами, экономиками.

Мир-система имеет иерархическую структуру из концентрически расположенных зон «центра», «полупериферии» и «периферии».

Центр (ядро) - зона экономического, военно-политического и культурно-технологического преобладания в системе. Удерживая ряд важнейших монополий, центр концентрирует материальные блага, лидирует в политико-идеологической сфере, в значительной мере перераспределяет ресурсы внутри системы и транслирует на нее свои культурные образцы.

Периферия - преимущественно отсталые и отдаленные от центра сообщества и экономики, в которых преобладают традиционалистские формы производства и социальной организации. Периферия является сосредоточением основного населения мир-системы, ресурсов, неквалифицированного труда. Она находится в подчиненном и зависимом положении от ядра, подвергается эксплуатации; в то же время, периферия является потенциальным источником угроз для центра в период утраты гегемонии.

Полупериферия формируется из экономик и сообществ, занимающих промежуточное положение. Состоит из динамично развивающихся и экспансионистски настроенных акторов, поднявшихся с периферии, а также из бывших лидеров, утративших гегемонию. Полупериферия занимает важное место в региональной геополитической структуре, в системном перераспределении ресурсов и труда, выполняет компенсирующую и амортизирующую роль. Она нередко является источником различных иннованционных изменений.

Мир-системный подход начал формироваться в 1970-е годы в русле концепций «периферийной экономики» и основан на методологических принципах структурализма. Согласно последним, элементы мировой системы не могут быть адекватно представлены как независимые переменные. Сторонники мир-системного анализа считают, что коренные отличия исторических и современных сообществ могут быть адекватно поняты и описаны в рамках представлений о всеобщей, сложноорганизованной системе политических и экономических взаимосвязей, которые соединяли целые регионы и цивилизации в иерархическую структуру, собственно, мир-систему. Динамика внутри системы определяется не стадиальными «способами производства», а структурными факторами: 1) отношениями центра, периферий и полупериферий; 2) внутрисистемными фазами подъема и упадка отдельных регионов или подсистем; 3) борьбой за гегемонию внутри системы между кон-курирующими региональными акторами; 4) степенью близости или удаленности конкретного сообщества, региона, экономики или политической структуры от системного ядра.

Выделяются три основных структурных типа социальной организации мир-систем: 1) «мини-системы» (объединяют примитивные сообщества), основанные на отношениях реципрокного обмена и культурно-технологической общности; 2) «мир-империи» - авторитарные политические структуры, построенные на внеэкономическом принуждении (с логикой централизованной власти для взимания и редистрибуции дани с самостоятельных производящих провинций);

3) «мир-экономики» - обширные горизонтальные цепи из сообществ и структур, включенных в отношения производства, обмена и регионального разделения труда, с логикой неравного обмена по осям трансграничных товарных потоков в условиях политической децентрализации. Как правило, мир-империя состоит из «метрополии» (высокоразвитого экспансионистского государства / этноса) и территорий / сообществ, на которые распространяется ее влияние, - «периферии». Мир-экономики могут включать в себя части различных государств и регионов, интегрированные в одну экономическую систему.

В 1960-е годы идеи, близкие к мир-системной парадигме выдвигал известный американский историк У. Мак-Нил. В его макроисторической концепции («Восхождение Запада», 1963) в качестве важнейшего континентального интегрирующего фактора выступал процесс культурной диффузии - передачи и обмена важнейших технологий, сформировавших мировую цивилизацию. У. Мак-Нил подчеркивал высокое значение азиатских цивилизационных центров в мировой истории - Китая, Ближнего Востока. Периоды военной экспансии отдельных народов и государств вызывали, по мнению Мак-Нила, специфический эффект «замыкания ойкумены», что усиливало системное взаимодействие удаленных друг от друга и нивилизационно обособленных регионов («В погоне за мощью», 1977).

Считается, что на формирование мир-системного подхода И. Валлерстайна повлияли три научных направления: 1) геоистория Ф. Броделя и, шире, всего наследия школы «Анналов», 2) «теории зависимости» в версии А. Г. Франка (которая, в свою очередь, восходит к марксистским теориям империализма), 3) неклассическая экономическая теория (включая концепции экономических циклов), особенно работ К. Поланьи, Й. Шумпетера и Н. Кондратьева. Фернаном Броделем в трехтомнике «Материальная цивилизация, экономика и капитализм» была предложена историческая модель эволюции расширяющейся до глобальных масштабов «мир-экономики» в XVI- XVIII веках. Ф. Бродель называл мир-системами только такие исторические системы, логика функционирования и развития которых в каждом периоде определяется преимущественно свойствами и отношениями входящих в систему и существующих в данном периоде обществ. Влияние неклассической экономической теории проявилось, прежде всего, в установке на волновую и циклическую природу внутренней системной динамики, так называемых «циклических ритмов» и «вековых трендов». Важнейший ритм, 45-60-летний «кондратьевский цикл» состоит из фаз расширения и упадка. Вековые тренды впервые выделены Р.Камероном и составляют период 150-300 лет. Эти волновые явления, по мнению И. Валлерстайна, описывают сущностную динамику становления и упадка мир-системных гегемонии.

И. Валлерстайн сформулировал гипотезу о том, что до 1500 года развитие исторических систем происходило как чередование «мир-империй» и «мир-экономик», а после 1500 года приобрело капиталистическую логику. В исследованиях И. Валлерстайна окончательно сформировались основные категории мир-системного подхода.

Мир-империи - тип исторических систем, организованных как широкие централизованные политические структуры, объединяющие данническо-перераспределительными отношениями социально и культурно разнородные провинции. Устойчивость мир-империи зависит от эффективности выполнения следующих ключевых функций: а) территориальная, преимущественно военная, экспансия с целью захвата новых даннических провинций, территорий со стратегическими ресурсами, богатыми торговыми путями и т. д, удержание захваченных провинций от держав-конкурентов; б) регулярный сбор дани (в любом виде) с провинций; в) перераспределение дани через централизованную пирамиду чиновников; г) утверждение легитимности имперской власти (как правило, через распространение массовой религии, морального учения, идеологии); д) пресечение сепаратизма провинций и подавление внутренних волнений.

Мир-империи могут трансформироваться в мир-экономики. Большинство мир-экономик доиндустриальной эпохи оказались не-прочными и погибли, были поглощены мир-империями. Но капиталистическая мир-экономика Европы в силу специфических регионально-исторических факторов оказалась наиболее жизнеспособна. Примерно с 1250 г. в Европе возобладали тенденции, приведшие ее впоследствии к мировой гегемонии. В XVI-XVIII веках она превратилась в лидера мирового развития, подчинив все другие социальные системы.

Один из ключевых вопросов мир-системной теории заключается в том, сколько мир-систем существовало на протяжении человеческой истории. Хотя И. Валлерстайн считал, что подлинной мир-системой является только капиталистическая мир-система сформировавшаяся после 1500 года, характерно, что практически сразу было предложено расширить территориальные и хронологические рамки мир-системного анализа. А. Г. Франк подверг критике представление об историческом существовании множества «мир-систем», что, по его мнению, во многом обессмысливает само понятие «мир-система». Согласно А. Г. Франку, речь должна идти лишь об одной Мир-Системе, которая возникла не менее 5000 лет тому назад, а затем через многочисленные циклы экспансии и консолидации охватила собой весь мир. По его мнению, мировая экономика и её форма протяжённых торговых связей была ядром глобальной, древней по происхождению структуры. Возникновение Мир-Системы Франк связывает с зарождением первых цивилизаций. По его мнению, в доиндустриальную эпоху период кондратьевских циклов был более длинным, от 200 до 500 лет. Выделяются также четыре больших цикла: доклассический (1700 100/50 гг. до н. э.), классический (100 / 50 гг. до и. э. - 200-500 гг. н. э.), средневековый (200-500 гг. - 1450/ 1500 гг.) и современный (с XVI века). А. Г. Франк выделяет следующие критерии Мир-Системы: всесторонние и длительные торговые связи; устойчивые или периодически возобновляющиеся политические связи с определёнными регионами или народами, особенно включая отношения «центр-периферия-хинтерланд», а также отношения и процессы в схеме «гегемония / соперничество»; общие экономические, политические и, возможно также, культурные циклы. По его мнению, уже в III тысячелетии до н. э. мир-системные связи охватывали Египет, Месопотамию, Аравийский полуостров, Левант, Анатолию, Иран, долину Инда, Закавказье и некоторые части центральной Азии. Среди сторонников мир-системного подхода Франк широко известен китаецентричной теорией мирового развития, согласно которой, центр цивилизации, возникнув в Китае, затем смещался на запад - в Индию, Переднюю Азию, Средиземноморье, Западную Европу, Северную Америку, и вновь возвращается в Китай.

Дальнейшее развитие взглядов на историю мир-систем в средние века произошло в работах Дж. Абу-Луход, которая выдвинула гипотезу о системном единстве мира до эпохи гегемонии современного капитализма. По ее мнению, в средние века длительное время существо-вала и в XIII в. достигла кульминации глобально интегрированная «мир-система», к которой в конце концов и присоединилась Европа. По сравнению с современной эпохой эта система международной торговли и региональной специализации была узкой и технологически отсталой, но она была существенно сложнее организована, имела больший объем и действовала с большей изощренностью, чем что- либо ранее известное миру, и немногим уступала уровню XVI-XVII века. Эта мир-система была организована вокруг трех-четырех «ядер». Одним из них был Средний Восток, занимавший стратегическую позицию в международном обмене. Вторым была северная степь, простирающаяся по всей Центральной Азии и после многолетних завоеваний объединенная с Китаем. Третья зона ядра сосредоточивалась в Индийском океане, который связывал Китай со Средним Востоком через Малаккский пролив и Индию. В период крестовых походов к этой системе подсоединяется Европа. Отмечая, что в мир-системе XIII века не было гегемонии какого-либо центра, Дж. Абу-Луход подчеркивает важную роль Китая, замыкавшего цепь морских и сухопутных торговых путей. Впоследствии этот тезис был усилен в работах А. Г. Франка, К. Чейз-Данна и Т. Холла. В рамках всей мировой системы, однополярная гегемония чрезвычайно редка, приводит к самоуничтожению и, возможно, нереальна. Динамичное равновесие между противоцентрами в рамках одной системы А. Г. Франк и Б. К. Джиллс назвали «взаимосвязанными гегемониями».

Реконструируя историческую эволюцию европейской мир-экономики, И. Валлерстайн выделил основные периоды ее экспансии: 1250-1660, 1750-1815, 1880-1900 гг. Когда в начале XX века система достигла пределов экспансии, она отреагировала на это мировой войной и экономическим кризисом, которые, в свою очередь положили начало тоталитаризму. Современная глобальная капиталистическая мир-экономика сформировалась после 1945 года.

С. Амин, выступающий с последовательной критикой глобального капитализма, неограниченно эксплуатирующего страны периферии, протестует против дегуманизирующего влияния рынка, атомизирующего общество и разъединяющего солидарность людей, и называет капитализм «не концом, но отступлением» истории. По общему мнению сторонников мир-системного подхода, современная мир-система находится в глубоком кризисе, так как перестали работать многие позитивные системные факторы, в частности, сдерживающая роль советского противоцентра и «холодной воны», а также исчерпание природных ресурсов, энергетические кризисы, демографические проблемы Запада и кризис либеральной идеологии капитализма. И. Валлерстайн в последних исследованиях указывает, что мировой порядок, который возникнет к 2050-2075 гг. будет кардинально отличаться от современной капиталистической мир-системы структурно и функционально.

Мир-системный подход подвергается критике за абсолютизацию роли экономических связей внутри исторических организмов, за размывание объектных рамок исследований (невозможность полного абстрагирования от категорий класса, нации, государства), за детерминистское понимание культурно-антропологических факторов исторического развития. Указывается также на антиисторичность мир-системного подхода - подмену реальных исторических объектов воображаемыми (Ю. И. Семенов). В то же время отмечается высокий потенциал мир-системного анализа в изучении «горизонтальных связей» между историческими системами, его вклад в создание новой исследовательской перспективы - наднациональной, цивилизационной, в обновление парадигмы социально-гуманитарного знания и, по сути, в формирование новой социальной философии.

Способность мир-системного подхода к теоретическому и методологическому синтезу привела к его актуализации в рамках концепций глобальной истории. Сфера его применения расширяется. Концепция о длительном историческом существовании единой мир-системы получила развитие в исследованиях Л. Е. Гринина, А. В. Коротаева, посвященных факторам и стадиям социальной макроэволюции. Авторы рассматривают воздействие демографических, технологических, производственных факторов на мир-систему, разрабатывают стадии мир-системного политогенеза, подчеркивают нелинейный и альтернативный характер развития как отдельных элементов, так и всей Мир-Системы в целом (5). Мирсистемный подход используется для описания взаимодействий кочевых сообществ и земледельческих цивилизаций, как основа для исторических типологий форм полито-генеза (Н. А. Крадин, С. А. Васютин и др.).

О. В. Ким

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 284-291.

Литература:

1) Abu-Lughod J. Before European hegemony: the world system AD 1250-1350. N . Y, 1989; 2) Frank A. G„ Gills В. К. The Five Thousand Year World System in Theory and Practice // World System History: The Social Science of Long-term Change / Ed. by R. A. Denemark, J. Friedman, В. K. Gills, G. Modelski. L.; N. Y„ 2000; 3) Wallerstein I. The Modern World System, I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century. L, 1974; 4) Валлерстайн И. Миросистемный анализ. Введение. M, 2006; 5) Гринин Л. Е. Коротаев А. В. Социальная макроэволюция: Генезис и трансформации Мир-Системы. М, 2009.

Сравнительная культурология. Том 1 Борзова Елена Петровна

1.2. Концепция мир – системы И. Валлерстайна

Активно действующий процесс глобализации в мире на новом историческом витке «вернулся» и сделал актуальной идею системности в гуманитарной научной литературе. В лице американского ученого И. Валлерстайна она явилась как мир-система. Он создал школу системного анализа, особенностью которой является то, что она впервые (задолго до теорий глобализации 1990-х гг.) поставила в центр своего изучения не одну или группу стран, а мир как целое и стала анализировать эволюцию социальных процессов в пространственно-временном контексте этого глобального целого, независимо от идей европоцентризма, присущих в XX теориям модернизации.

В 1970-1980-е гг. И. Валлерстайн начал создавать теоретическую модель мир-системного подхода. В этот период он ставит своей задачей объяснить современные процессы мирового развития с помощью выведения причинно-следственных связей в исторической ретроспективе. И. Валлерстайн изучает исторические источники и историографические работы по проблемам социально-экономической истории Нового времени, европейской колонизации и экспансии в различных регионах мира. Его книга «Современная мир-система»(1974 г.), где впервые даются теоретические обобщения мир-системного подхода, опираясь на конкретно-исторический материал, содержит эмпирические зависимости и факты, сопоставление множества независимых исторических свидетельств, повторяющиеся признаки и закономерности распространения такого явления общественного бытия человечества как капитализм именно в мировом масштабе. От частных теоретических моделей, основанных на микросоциологических исследованиях и на изучении отдельных казусов экономической истории, Валлерстайн делает переход к более развитой научной теории макропроцессов, мир-системы как целого, выявляет фундаментальные законы ее функционирования.

Разработанный Валлерстайном мир-системный метод изменил картину изучаемой реальности, которая стала исследоваться посредством введения новой системы онтологических принципов, а философия как наука о мировом целом предстала как мир-система человечества. Мир-системная теория предложила методологию изучения социальной реальности, отличную от господствовавших в западной социологии того времени концепций модернизации (У. Ростоу, Р. Арон и др.) и структурного функционализма Т. Парсонса.

В отличие от Парсонса, Валлерстайн отказывается от понятия «общество» и заменяет его концептом «историческая система», подчеркивая тем самым непрерывную динамику общественных процессов, их «жизненную» природу. Он предлагает новые представления и относительно пространственно-временной структуры социальной реальности. Отказываясь от идеи монолинейного прогресса и пытаясь «историзировать социальные науки», Валлерстайн для характеристики социальных процессов использует категорию «время-пространство». Для него каждая историческая система обладает разнообразными институтами, через которые и совершается ее функционирование, при этом действуя одновременно и политически, и экономически, и социокультурно. Без этого единства система не может быть эффективной, по мнению Валлерстайна.

Рис. 70. Мир-система по Валлерстайну

Исторические системы вообще как фундаментальные объекты исследования Валлерстайн разделяет на две группы: «мини-системы» и «мир-системы» (или миросистемы), отмечая, что мини-системы были основаны на принципе взаимности родственных отношений, которые существовали в доаграрную эпоху и были малы в пространстве и кратки во времени. Поэтому возникает особая необходимость проанализировать именно мир-системы, как крупные и устойчивые во времени единицы. Мир-система – «это не просто мировая система, а система, которая сама есть мир и которая фактически почти всегда была меньше, чем весь мир». Мир-систему Валлерстайн понимает как отдельную подсистему целостной системы, которую представляет мир человечества. Он считает, что мир-системы в качестве изучаемых объектов представляют мир-империи – обширные политические структуры (например, Египет эпохи фараонов, Римская империя или Китай династии Хань) и мир-экономики – неравномерные цепи структур, основанные на торговле и производстве.

Созданный Валлерстайном мир-системный анализ изменяет основания социально-гуманитарной науки. Он считает, что идеалами и нормами исследовательской деятельности должны быть методы доказанности и обоснованности знания, его построение и организацию необходимо строить на основе конкретно-исторического материала. В результате Валлерстайн предлагает построение новой картины мира, научно обоснованной посредством нового фундаментального объекта исследования – «исторических систем». Таким образом, он меняет философские основания науки. Онтологические основания теперь представляют сетку категорий: «мир-система», «мир-экономика», «мир-империя», «время-пространство», «время большой длительности», «ядро», «периферия», «вековые тренды», «геоистория», «геокультура» и т. д. В 1990-е гг. Валлерстайн выдвигает идею создания новой исследовательской программы – «исторической социальной науки», которая обеспечит эффективное взаимодействие гуманитарных наук, что, в свою очередь, приблизит исследователя к реальности мира, позволит анализировать гиперсложные и динамичные мировые процессы, ускоряющиеся во времени, в процессе своего протекания.

Мир-системный подход продолжает интенсивно расширять поле междисциплинарного анализа от историко-социологического и экономического анализа различных регионов мировой системы до попыток построения новой парадигмы обществознания.

Многоуровневый мир-системный анализ вместе с конкретноисторической ретроспекцией делает максимально обоснованными мир-системные футурологические гипотезы

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История красоты [Отрывки] автора Эко Умберто

Из книги Пришествие капитана Лебядкина. Случай Зощенко. автора Сарнов Бенедикт Михайлович

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА Значителен Михаил Зощенко, автор оригинальной серии «рассказов господина Синебрюхова»... Синебрюхов - русский солдат, участник пагубной европейской войны, это Санчо Панса до знакомства с Дон Кихотом... (Максим Горький) Зощенковский герой

Из книги Этика: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

3. Концепция устойчивого развития В настоящее время наиболее известны две стратегические концепции решения общепланетарных экологических про–блем: концепция «устойчивого развития» и учение о ноосфере.Концепция «устойчивого развития» сформировалась посте–пенно на

Из книги Этика автора Зубанова Светлана Геннадиевна

43. Концепция устойчивого развития В настоящее время наиболее известны две стратегические концепции решения общепланетарных экологических проблем: концепция «устойчивого развития» и учение о ноосфере.Концепция «устойчивого развития» сформировалась постепенно на

Из книги Общая социология автора Горбунова Марина Юрьевна

29. Концепция символического интеракционизма. Концепция управления впечатлениями Символический интеракционизм – это теоретико-методологическое направление, анализирующее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании. Последователи этого

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

52. Аномическая концепция девиации Опираясь на идею аномии, Роберт Мертон разработал аномическую концепцию девиации. Среди множества элементов социальной структуры Р. Мертон выделяет два особенно, по его мнению, важных. Первый – это определенные культурой данного

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

5. Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского Н.Я. Данилевский (1822–1885) задолго до О. Шпенглера в своем главном сочинении «Россия и Европа» (1869) обосновал идею о существовании т. н. культурно-исторических типов (цивилизаций), которые, подобно живым организмам, находятся

Из книги Церковь и мы автора Мень Александр

10. Культурологическая концепция Д.Б. Вико В 1725 г. Д.Б. Вико издал свою известную книгу «Основа новой науки» об общей природе наций. В книге Вико подверг критике господствующую в то время идею о поступательном развитии человека и выдвинул свою собственную теорию, которая

Из книги Театр мистерий в Греции. Трагедия автора Ливрага Хорхе Анхель

Из книги Сравнительная культурология. Том 1 автора Борзова Елена Петровна

Из книги Софиология автора Коллектив авторов

Глава II Драматическая концепция Кора(Национальный археологический музей,

Из книги Как это делается: продюсирование в креативных индустриях автора Коллектив авторов

2.2.7. Формационная концепция прогресса К. Маркса Первая целостная «формационная» концепция прогрессивного развития человечества была разработана К. Марксом, который доказывал в своих экономико-философских произведениях, что главным критерием деления истории

Из книги автора

2.2.13. Концепция диалогичности мировой культуры Мысль о диалогичности развития мировой культуры одним из первых высказал М.М. Бахтин, развернутое же обоснование свое она нашла, в первую очередь, в исследованиях французских историков школы «Анналов» (а также российских

Из книги автора

Из книги автора

Концепция Праттерна Так, например, Роберт Праттерн выделяет 3 основных вида трансмедиа на основе следующих критериев:– количество нарративных пространств (герои, локации, время);– количество медиаплатформ и способ их взаимодействия (последовательное, параллельное,

Из книги автора

Концепция Дженкинса Классической концепцией трансмедийного проекта можно считать также классификацию одного из главных теоретиков трансмедиа Г. Дженкинса. В 2009 году Дженкинс выделил 7 главных характеристик трансмедиа.1) Растекаемость – способность общественности

Печатнова Юлия Вадимовна,студент 2 курса (351 гр.) юридического факультета ФГБОУ ВО«Алтайский государственный университет», г. Барнаул[email protected]

Мирсистемный анализ как новый взгляд на общественное устройство

Аннотация.Статьяпосвящена выявлению основных аспектов мирсистемного анализа как нового подхода для изучения общественных структур. Актуальность заключаются в том, что исследование проводится на основе рассмотрения современных концепций, которые не утратили своей теоретической и практической новизны в силу небольшой степени изученности, так как наука не широко представлена специалистами, работающими в сфере мирсистемного анализа.Ключевые слова:общество, макросоциология, мирсистемный анализ, И.Валлерстайн.

Актуальность работы заключаются в том, что исследование проводится на основе рассмотрения современных концепций, которые не утратили своей теоретической и практической новизны в силу небольшой степени изученности. Это объясняется тем,что книги, в частности, под редакцией И. Валлерстайна в период СССР были не доступны советскому читателю, с 1990х положение не намного изменилось, и труды И. Валлерстайна не всегда попадали под проницательный взгляд российских ученых. Лишь с 2000х начинает появляться интерес российской публики к И. Валлерстайну, следствием чего стало появление нескольких научных публикаций, в которых удаляется внимание мирсистемному анализу. Переоценка технократических подходов к развитию общества стимулировала появление новых глобальных концепций. Характер и глубина модификаций планетарного масштаба отчетливо высвечивают то, что мировое сообщество претерпевает фазу системного кризиса социальной основы. Отражением этого факта стала гиперболизация техногенной сферы в ущерб социальной.Аналитики расходятся в политикоправовых и социальноэкономических интерпретациях отражения мировой действительности. Однако все исходят из того, что мировая жизнь находится в турбулентном состоянии. В этой связи вектор ее перспективного развития может измениться под влиянием новых концепций целостного представления о текущих реалиях. Одновременно наблюдается оживление интереса к школе мирсистемного анализа.Принципиально новый подход к исследованию социальной эволюции, основанный не просто на анализе отдельных социумов (особенность предшествующих социологических теорий), а на видении мира сквозь призму системы, получил название мирсистемного анализа.В некоторым смысле мирсистемный подход имеет схожесть с цивилизационным, но распространяет предмет исследования дальше и глубже, исследуя системы, которые охватывают все цивилизации мира. Научный интерес к исследованию данного подхода представляет его новизна, потому что разработка концепции мирсистемного анализаприходится на 1970е гг., но за прошедшие десятилетия не получила должного распространения и освещения в научных дискурсах. Наука не широко представлена специалистами, работающими в сфере мирсистемного анализа. В работе освещается полемика А.Г. Франка с И. Валлерстайномпо поводу подхода к определению базовой единицы системы и измерению исторической длительности ее существования. Также из плеяды отечественных социальных философов представлены некоторые позиции по данному вопросу советского ученого А.И. Фурсова.Ведущий центр мирсистемного анализа (в г. Бингхэмптон, при Университете штата НьюЙорк) носит имя французского историка Фернана Броделя (19021985), которого считают главным предшественником мирсистемного анализа, заложившим его основы. Поэтому логичным представляется начать рассмотрение феномена мирсистемы с изучения научного наследия Ф. Броделя по этому вопросу. Со времен просвещения философы и обществоведы, опираясь на идею прогресса и уподобляя историю естествознанию, понимали историческое время как линейныйи необратимый процесс. В начале XX века формируется другое понимание социального времени, наделяющее его символическим и смысловым значением, которое предопределяет распространение альтернативных исследовательских направлений.В середине XX века на социальногуманитарной научной сцене появляются методологические труды Ф. Броделя, посвященные новым подходам к изучению общественных наук. В частности, существенное место ученый уделяет рассмотрению феномена исторической длительности, углубляясь в исследования гения К. Маркса. Секрет силы мысли марксизма Ф. Бродель видит в создании уникальной на тот момент конструкции социальных моделей, при погружении которых в меняющиеся потоки времени их подлинная прочная и основательная структура осталась бы неизменной.Увековечение этих моделей нашло отражение в том, что научная общественность начала воспринимать социальные модели К. Маркса как неизменные законы, априорные объяснения, автоматически присущие всем обществам.При этом, подвергая критическому осмыслению концепцию К. Маркса, Ф.Бродель отмечает жесткую интерпретацию социальных законов, которая ограничивает творческую силу самой мощной системы социального анализа, созданной в прошлом веке, которую можно восстановить только в долговременном анализе, под которым понимается гармоничный диалог общественных наук.Ф.Бродель дает определение понятию мирэкономика –это пространство, затрагивающее «лишь часть Вселенной, экономически самостоятельный кусок планеты, способный в основном быть самодостаточным, такой, которому его внутренние связи и обмены придают определенное органическое единство».Бродель обозначает три правила существования мирэкономики. Первое правило –очерчивание территории, ознаменованное медленноварьирующимися пределами пространства. Второе правило –процветание господствующего капиталистического центра. Третье правило –иерархия различных зон, благодаря чему центр воплощает все передовые новшества, «нейтральная зона» слаборазвитые районы, а периферия характеризуется архаичностью, а в связи с этим, подверженностью к эксплуатации. Таким образом, причина существования мирэкономики кроется в наличии одной обширной экономики, которая пронизывает все территории. Сегодня все тенденции к интеграционным процессам оправдываются глобализацией. Получается, что общество стремлением создать мировое экономическое пространство идет тому, чтобы стереть границы между мирэкономиками и создать масштабную единственную мирэкономику. Вопрос о том, какая из стран станет ее сердцем, остается открытым.Ф. Бродель убежден, что определение странысердца мирэкономики зависит, прежде всего, от истории, более того, политическая мощь государства должна совпадать с экономическим преимуществом: «успех зависит от твоего включения в круг тех шансов, которые предоставляет данная эпоха, от поворотов, от накоплений. Власть накапливается, как и деньги».«Вековые тренды» (вековые тенденции) Ф.Броделя имеют сходство с понятиям экономического цикла и предполагают цикличное развитие капиталистических мировэкономик: «Мирэкономика может перемещать свой центр, пересматривать свои периферийные области»Нелинейный характер броделевской мирэкономики определяется историческими перемещениями центров развития. Так, в период первого векового тренда (XIII в.) мирэкономикческое преимущество сосредотачивалось в итальянских городахгосударствах. Центр второго переместился на Испанию и Португалию, позже Голландию (с XVI в.). Начало третьего векового тренда ознаменовал промышленный переворот, который переместил мирэкономику в Англию (XVIII в.), затем в первой половине XX в. в Америку. Ф.Бродель подчеркивал особенность мирэкономики в постоянном противостоянии ей сильного противника, который всегда ждал ошибки и удобного случая ею воспользоваться.Таким образом, определяющим мотивом образования центров мирэкономик являются неслучайные случайности. Развивая мысль Ф.Броделя, можно составить цельную цепочку случайностей, предопределивших историю. Феномен случайностей в итоге воплощается в непознанную закономерность и порождает передвижение центров мирэкономик.Так, фантастическая авантюра крестовых походов ускорила торговый взлет христианского мира и Венеции, вслед за падением Венеции последовал активный рост европейских городов, породивший эпоху великих географических открытий, показавшей миру Новый Свет, который к XX в. занял претендующую роль на новую мирэкономику.Концепция Ф.Броделя имеет явное отличие от марксисткой модели прежде всего в том, что французский историк отказывается от законов стадийности исторического процесса, исследует развитие капиталистических отношений не в рамках нациигосударства, а на уровне транснациональных мирэкономик.Ф. Бродель не отрицает марксистскую модель истории, но лишь выступает против некоторых способов ее применения.Выделение нового измерения истории и специфического исторического субъекта в виде исследуемых структур позволили Броделю создать оригинальную модель исторического исследования. Сначала рассматриваются «структуры повседневности», затем анализируются собственно экономические структуры ивозникающие на их основе социальные структуры, в том числе их государственная и правовая оболочка. В заключении показывается, как в результате выявленных структур появляется мирэкономика.Таковы истоки анализа мировой системы, заложенные Ф.Броделем. наибольший вклад в развитие идей Броделя оказывает активно развивающееся направление современного обществознания –мирсистемный анализ, основоположником и теоретиком которого стал И. Валлерстайн.Признанным отцомоснователем мирсистемного анализа является американский социолог, философнеомарксист Иммануил Валлерстайн (1930 г.р.), который создал и возглавил Центризучения экономик,историческихсистемицивилизаций(Бингемтонский университет,США).Мирсистемный анализуникален и принципиально отличается от других дисциплин прежде всего необычным объектом исследования. Это не рынок как в экономике, не гражданское общество как в социологии, не государство как в политике, это мир, взятый как система

мирсистема.

Анализируя труды И. Валлерстайна по данному вопросы, можно сделать следующие выводы:1. Концепция мирсистемного анализа занимает неоднозначное положение в общественной научной мысли, но склоняется к неомарксистским течениям.

На сегодняшний день из всех социальнофилософских течений учение, в частности, наиболее яркого представителя школы мирсистемного анализа И. Валлерстайна в большей степени служит олицетворением неомарксизма. Речь не идет об утверждении глобального ренессанса марксизма, который уже скрылся за историческими горизонтами. Ныне мировая система выглядит сложней, по крайней мере, научное сознание достигло нового уровня развития, который позволяет поиному оценивать многие принципиально важные понятия (например, социальную стратификацию, до предела усложненную новой постиндустриальной реальностью). Однако методологические принципы имеют сходство у обоих теоретиков. К. Маркс многое почерпнул из арсенала естествознания, опираясь на линейный подход к феномену развития, в основе которого лежала аксиома его поступательности и безвозвратности.Мирсистемная теория представляет собой «перезагрузку» марксизма новейшими изысками в области нелинейных построений, теории развития неравновесных систем.2. Мирсистемнаятеория –альтернативная теория рационального знания.

И. Валлерстайн утверждает, что сегодняшний мир потрясает господство двух реалии: глобализация и терроризм. Первая несет надежду, вторая-опасность. Большинство исследователей руководствуются девизом Маргарет Тэтчер: TINA -There Is No Alternative -(пер.: альтернативы нет), утверждая, что альтернативы глобализации не существует и что все государства должны смириться с ее крайностями. Проблема заключается в том, что исследователь изучает общественныеявления, разложив их по отдельности: политика, экономика, социология, культура, право, не осознавая, что эти сферы существуют по большей части в нашем воображении, а не в реальной жизни. Явления настолько переплетены, что одно обязательно предполагает другое, одно влияет на другое, и любое явление невозможно понять, не принимая во внимание содержимое других ячеек.

Таким образом, мирсистемный анализ постулирует изучение общественных явлений в неразрывном единстве.Сторонники мирсистемной концепции доказывают, что отдельные дисциплины, внутри которых ведутся исследования, только препятствуют, а не способствуют пониманию мира,3. Объект исследования мирсистемного анализа заменяет стандартную единицу анализа в виде национального государства и представляет собой мир сквозь призму системности и историчности –мирсистему.Таким образом, социальная действительность не ограничена многочисленными национальными государствами, но представляет собой нечто большее-то, что следует называть миросистемой, которая является общественной формацией со своей историей.4. Мирсистема –территориальновременное пространство,которое охватывает многие политические, экономические, правовые и культурные единицы, являет собой единый организм, который подчиняется единым системным законам.5. Неоднозначно определение «местоположения» мирсистемы во «Времяпространстве». По И. Валлерстайну, сродни цивилизационным подходам обосновывается существование нескольких мирсистем, которые переживают определенные стадии развития. По А. Франку, мирсистема есть развитие одной и той же глобальной общности с подчиненными ей перифериями, которая периодически трансформирует свою мощь.

6. Эволюция мирсистемы заключается в переходе с миримперии (политическая власть как доминанта) на мирэкономику (доминантойвыступает торговля).

Американский экономист Карл Поланьи (18861964) утверждал, что бывает три формы экономической организации: взаимность (по принципу «ты -мне, я -тебе»), перераспределение (когда товары поднимаются снизу вверх по социальной лестнице, азатем оттуда частично поступают обратно) и рынок (когда обмен принимает монетарную форму и происходит на общественных площадках).Так получилось, что три вида исторических систем -минисистемы, мироимперии и мироэкономики -еще раз подтвердили существование трех форм экономической организации Поланьи. В минисистемах экономика строилась на принципах взаимности, мироимперии практиковали перераспределение, а мироэкономики-рыночный обмен. 7. Выражение скептического отношения к факту существования глобализации в современной мирсистеме.И. Валлерстайна описывает мирсистему в рамках методологии синергетики и приходит к неожиданному выводу: мирсистема капитализма в наши дни не глобализует мир, а находится в неравновесном состоянии, определить которое сегодняоднозначно невозможно, поэтому «…прочтение текущей реальности, как глобальной, ошибочно».8.Методология мирсистемного анализа постулирует единодисциплинарный подход к изучению общества.Правда, сам И. Валлерстайн порой нарушает логику заявленного им подхода, и вместо системного, целостного образа социальной реальности создает суммарномозаичную конструкцию.9. Мирсистемный анализ –лакмус, выявляющий состояние мирового сообщества.

10. Современная мирсистема находится в состоянии кризиса, который порождает рост насилия, уровня социальной напряженности и т.д.

11. Мирсистемный анализ предназначен перевернуть классический подход к изучению обществоведческих дисциплин, в том числе, правовых.Первоначально «генеральным конструктором» мирсистемного анализа задумывалось создание на данном интеллектуальном поле новой дисциплины, замысел идейного вдохновителя пока не осуществлен, но не исключает возможности реализации в скором будущем.Однако, как показывает тенденция, мирсистемный анализ постепенно выходит за рамки макросоциологии и распространяет свое влияния на иные ответвления обществоведческой науки. Таким образом, в случае появления отдельной научной дисциплины мирсистемного анализа, предмет ее изучения будет охватывать сумму макроанализов: политического, экономического, правового. В этой связи особенно видится эвристическое значение и высокая оценка школы мирсистемного анализа И.Валлерстайна.Методологическое значение мирсистемного анализа для теории государства и права проявляется в следующих перспективах:1)Оформление наряду с цивилизационным и формационным подходами к типологии государств качественно нового, но совмещающего в себе характеристика обоих вышеуказанных, –мирсистемного.2)Рассмотрение существующих правовых систем сквозь призму мирсистемного анализа.3)Формирование мирсистемной теории происхождения государства и права, а также мирсистемной теории правопонимания.Ссылки на источники1.Бродель, Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Т.3 / Под ред. Н.В. Рудницкой. –М. : Прогресс, 1992. –681 с.

2.Бродель, Ф. История и общественные науки. Историческая длительность / Под ред. И.С. Кона //Философия и методология истории, 2000. –С. 115–142.3.Валлерстайн, И. Миросистемный анализ: введение: Пер. с англ. Н. Тюкиной. –М. : Издательский дом «Территория будущего», 2006. –248 с.4.Полетаева, М.А. Глобализация как культурная проблема: анализ западного научного дискурса (И. Валлерстайн и С. Хантигтон) / М.А. Полетаева // Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2012. –№ 11 (644). –С. 5671.5.Сыздыкова, М.У истоков мирсистемного анализа / М. Сыздыкова // Межвузовский вестник, 2010. –1(11). –С. 6771.

Мир-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход схож с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Этот подход был разработан в 1970-е годы А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дус Сантусом.

Наиболее распространенная версия мир-системного анализа разработана И. Валлерстайном. Согласно Валлерстайну, современная мир-система зародилась в т. н. «длинном 16-м веке» (приблизительно 1450-1650 годы) и постепенно охватила собой весь мир. До этого времени в мире одновременно сосуществовало множество мир-систем. Эти мир-системы Валлерстайн подразделяет на три типа: минисистемы, мир-экономики и мир-империи.

Минисистемы были характерны для первобытных обществ. Они основаны на отношениях взаимообмена.

Для сложных аграрных обществ характерны мир-экономики и мир-империи. Мир-экономики представляют собой системы обществ, объединенных тесными экономическими связями, выступающие в качестве определенных эволюционирующих единиц, но не объединенные в единое политическое образование. Мир-империи характеризуются взиманием налогов (дани) с провинций и захваченных колоний.

Согласно Валлерстайну, все докапиталистические мир-экономики рано или поздно превращались в мир-империи через их политическое объединение под властью одного государства. Единственное исключение из этого правила — это средневековая европейская мир-экономика, которая превратились не в мир-империю, а в современную капиталистическую мир-систему. Капиталистическая мир-система состоит из ядра (наиболее высокоразвитые страны Запада), полупериферии (в ХХ веке - социалистические страны) и периферии (Третий мир).

По Валлерштайну, с шестнадцатого века по наши дни шел процесс формирования системы глобальных экономических и политических связей, основанных на экспансии капиталистической мировой экономики. Эта экономика предполагает существование стран ядра, стран полупериферии, периферии и внешней арены. Государства ядра — те, в которых ранее всего возникли современные виды предпринимательства, а затем начался процесс индустриализации: Великобритания, Нидерланды, Франция и присоединившиеся позднее страны Северо-западной Европы, например, Германия. На территории стран ядра зародилось промышленное производство, возникли передовые для того времени формы сельского хозяйства, сформировались централизованные правительства.


Государства, расположенные на юге Европы, вокруг Средиземного моря (такие, как Испания), стали полупериферией стран ядра. Они были связаны с северными странами отношениями торговой зависимости, но их экономика не развивалась. Еще пару веков назад периферия — “внешняя граница” мировой экономики — проходила по восточному краю Европы. Из этих районов, например из тех, где сейчас расположена современная Польша, сельскохозяйственные культуры поступали непосредственно в страны ядра.

Значительная часть Азии и Африки в то время относилась к внешней арене — ее не затрагивали торговые связи, которые формировались в странах ядра. В результате колониальной экспансии и последующей деятельности крупных корпораций страны Азии и Африки были вовлечены в систему мировой экономики. Сегодня страны третьего мира составляют периферию обширной мировой системы, в ядро которой вошли и приобрели доминирующее положение Соединенные Штаты и Япония. Советский Союз и страны Восточной Европы (общества второго мира), с их плановыми централизованными экономическими системами, были единственной большой группой стран, в определенной мере выпадающих из мировой экономики.

Современный мир - целострная система с единым разделением труда, основанная на макроэкономике (транснациональное производство и торговля). Мир разделен не на цивилизационно-культурные ареалы, а на центр (ядро), периферию и полупериферию. Ядро системы приобретает прибыль., а периферия - теряет. Периферия - пассивная и несамостоятельная зона, встраиваемая ядром в глобальные производственные и товарные цепи.

Валлерштайн утверждает, что поскольку страны ядра доминируют в мировой системе, они в состоянии организовать мировую торговлю так, чтобы она отвечала их интересам. Он согласен со сторонниками теории зависимости в том, что страны первого мира приобрели возможность эксплуатировать ресурсы стран третьего мира в своих собственных целях.

Концепция содержит также положение о государственной зависимости, согласно которому разрыв между центром и периферией определяет основное противоречие мировой системы. Роль ядра в разные исторические периоды играли различные страны (начиная с XVI в. - это Голландия, позже Великобритания, а сейчас США).

Мир-системный подход сходен с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Этот подход был разработан в 1970-е гг. А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дос Сантосом. В качестве важнейшего предшественника мир-системного подхода, заложившего его основы, обычно рассматривается Ф. Бродель.

Наиболее распространена версия мир-системного анализа, разработанная И. Валлерстайном.

Согласно И.Валлерстайну, современная мир-система зародилась в т. н. «длинном 16-м веке» (приблизительно 1450-1650 гг.) и постепенно охватила собой весь мир. До этого времени в мире одновременно сосуществовало множество мир-систем. Эти мир-системы Валлерстайн подразделяет на три типа: минисистемы, мир-экономики и мир-империи.

Минисистемы были характерны для первобытных обществ.

Для сложных аграрных обществ характерны мир-экономики и мир-империи. Мир-экономики представляют собой системы обществ, объединенных тесными экономическим связями, выступающие в качестве определенных эволюционирующих единиц, но не объединенные в единое политическое образование.

Согласно Валлерстайну, все докапиталистические мир-экономики рано или поздно превращались в мир-империи через их политическое объединение под властью одного государства. Единственное исключение из этого правила - это средневековая европейская мир-экономика, которая превратились не в мир-империю, а в современную капиталистическую мир-систему.

Главный труд И.Валлерстайна - многотомник Современная мир-системаю

Главным понятием разработанной Валлерстайном концепции является мир-экономика - система международных связей, основанная на торговле. Помимо мир-экономик разные страны могут объединяться в мир-империи, основанные не на экономическом, а на политическом единстве. История рассматривается им как развитие различных региональных мир-систем (мир-экономик и мир-империй), которые долгое время конкурировали друг с другом, пока европейская (капиталистическая) мир-экономика не стала абсолютно доминирующей.

Согласно концепции Валлерстайна, капитализм изначально развивался как целостная система мировых связей, отдельными элементами которой были национальные экономики.

Капитализм родился, по Валлерстайну, в 16 в., когда в силу случайного стечения обстоятельств в Западной Европе мир-империи уступили место мир-экономике, основанной на торговле. Капиталистическая мир-экономика породила колониальную экспансию западноевропейских стран, к 19 в. она подавила все другие мир-экономики и мир-империи, оставшись единственной современной мир-системой.

Для капиталистической мир-экономики характерно «осевое разделение труда» - деление на ядро (центр) и периферию.

Страны европейской цивилизации, образующие ядро мирового хозяйства, играют роль ведущей силы мирохозяйственного развития. Внеевропейские страны (за некоторыми исключениями) образуют периферию, т.е. являются экономически и политически зависимыми.

Отсталость стран периферии объясняется, по Валлерстайну, целенаправленной политикой стран ядра – они навязывают подчиненным странам такую экономическую специализацию, которая сохраняет лидерство развитых стран. Хотя развитые страны пропагандируют идеологию «свободной торговли», Валлерстайн считает капитализм глубоко антирыночной системой, поскольку страны ядра монополизируют свое привилегированное положение и силой защищают его. Впрочем, в 20 в. грань между между ядром и периферией стала отчасти стираться из-за активных попыток ранее отсталых стран (например, Японии) ворваться в круг активных участников мирового хозяйства.

Помимо антагонистических взаимоотношений между ядром и периферией другим стержнем эволюции капиталистической мир-экономики является борьба между странами ядра. Роль гегемона в мировой торговле последовательно играли Голландия (17 в.), Великобритания (19 в.) и США (20 в.); промежутки между периодами гегемонии были заполнены экономическим и политическим противоборством сильнейших в экономическом отношении держав (англо-французские войны 18 в., Первая и Вторая мировые войны в 20 в.). По мнению Валлерстайна, в современную эпоху Америка теряет статус абсолютного лидера: «США пока сильнейшая держава в мире, - пишет он - но это увядающая держава».

Однополярность, двуполярность и многополярность в истории и в современную эпоху.

Сегодня отношения между США и Европой – этими двумя крупнейшими центрами силы, вокруг которых строится мировой порядок – становятся все более напряженными. США и Европа имеют совершенно разное видение того, как нужно управлять рыночной экономикой и обществом, как можно достичь величайших общественных благ и сохранить их.

Соединенные Штаты позиционируют себя как глобальную супердержаву, считая после демонстрации силы в Афганистане, что отныне нет и должно быть препятствий для реализации американской воли. Убеждение в особом предназначении Америки, которая должна служить мировым маяком свободы и неограниченных возможностей, стала основным принципом администрации Дж.Буша. Такой односторонний подход к процессам глобализации губителен даже в том случае, если бы США являли собой образец всех экономических, социальных и моральных добродетелей. Он основан на превосходстве грубой силы, требующей от всех остальных подчиниться американским интересам, ценностям и образу мышления.

У.Хаттон считает, что если остальная часть человечества не даст отпора тенденциям глобализации в ее американском консервативном варианте, то в ближайшем будущем мир может стать однополярным. Соединенные Штаты будут выдвигать свои стратегические задачи и добиваться их решения в одностороннем порядке, когда сочтут это необходимым.

Единственной реальной силой, способной противостоять гегемонии Америки, может стать объединенная Европа. Приверженность Европейского Союза идеям общественного договора, а также общедоступности социальных услуг способна стать ориентиром для остального человечества. Кроме того, сам ЕС демонстрирует пример форума, на котором европейские государства могут сглаживать свои различия, оценивать политику друг друга и вырабатывать общие позиции по экономической, социальной и оборонной политике.

Пока нет такой Америки, которая необходима для достижения устойчивого глобального миропорядка, основную инициативу должен взять на себя Европейский Союз. Выступая в качестве сторонника не мягкого, а жесткого либерализма – либерализма, отстаивающего принцип всеобщей справедливости как главного условия реализации личности и готового предпринимать жесткие действия для проведения в жизнь своих принципов – ЕС может дать пример лучшим представителям американского либерализма и помочь им вновь обрести себя.

Свой выбор в отношении двух возможных путей глобализации предстоит сделать двум странам – Великобритании и России.

Хотя Великобритания любит похвалиться тем, что сочетает в себе все лучшее, что есть в Америке и в Европе, на деле же в ней реализована экономическая модель, воспроизводящая наихудшие тенденции американского капитализма и не приносящая убедительных преимуществ. Перед британцами стоит задача создания собственной социально-экономической модели под патронажем все более политически весомого Европейского Союза.

Что касается России, то для нее есть смысл поставить перед собой цель сформировать социально-экономические институты и процедуры, сходные с существующими в Европе. Если бы Россия поступила так с самого начала демократических и рыночных преобразований, а не ориентировалась на Америку, реформы шли бы менее болезненно, а будущее было более светлым.

Публикации по теме