Евдокимов технология строительного производства в зимних условиях. Технология упрочнения машиностроительных материалов. Евдокимов В.Д., Клименко Л.П., Евдокимова А.Н. Технология упрочнения машиностроительных материало


ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге сделана попытка обобщить опыт строительства зданий и сооружений из монолитного и сборно-монолитногожелезобетона, накопленный в последнее десятилетие в СССР и зарубежных странах.

В первом разделе книги описаны современные виды эффективных опалубок, применяемых для бетонирования монолитных конструкций в нашей стране и за рубежом. Рассмотрены способы расчета опалубки, принципы конструирования, методика технико-экономической оценки вариантов опалубки и рациональные условия применения ее видов, а также технология опалубочных работ.

Во втором разделе рассмотрены способы изготовления и монтажа арматуры, технология бетонирования различных конструкций. В третьем—пятом разделах подробно изложены вопросы технологии строительства зданий и сооружении из монолитного бетона и железобетона, а также особенности производства работ зимой и в условиях сухого и жаркого климата. Приведены сведения по комплексной механизации и автоматизации бетонных работ, рассмотрены основные пути снижения трудоемкости и повышения качества монолитного железобетона.

Основная цель книги — подробно ознакомить будущих инженеров-строителей с особенностями возведения зданий и сооружений из монолитных и сборно-монолитных конструкций, а также помочь им выбрать рациональные условия применения этого вида

строительства.

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Технология строительного производства», утвержденной Учебно- методическим управлением по вузам MB и ССО СССР 24 октября 1966 г.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из направлений технического прогресса в строительстве является широкое внедрение конструкций из монолитного и сборно-монолитного бетона и железобетона. В постановлении Совета Министров СССР «О некоторых мерах по повышению технического уровня производства железобетонных конструкций и более эффективному использованию их в строительстве», принятом в январе 1977 г., было указано, что в ряде случаев допускалась необоснованная замена монолитных железобетонных конструкций сборными, что влекло за собой увеличение сметной стоимости строительства.

К 1980 г. выпуск сборных железобетонных конструкции предполагается довести до 135 млн. м3, объем же монолитного железобетона возрастет до 120—125 млн. м3. Столь значительные объемы монолитного бетона объясняются существенными преимуществами этого строительного материала.

Широкое применение бетона в строительстве началось во второй половине XIX в. в связи с появлением принципиально нового строительного материала — железобетона. Значительным этапом применения железобетона в России можно считать организацию в Москве Акционерного общества бетонных работ в 1891 г. В тот период в России и за рубежом были сделаны первые попыткимеханизировать приготовление бетонных смесей и усовершенствовать способы бетонирования.

Монолитные жилые и общественные здания придают большую выразительность районам массового строительства в специфичных условиях их возведения (в особенности на стесненных участках, в условиях горной местности, при отсутствии мощной базы сборного домостроения и т. п.), позволяют снизить стоимость строительства на 10—15%, а капитальные вложения уменьшить на 20—25% при одинаковых суммарных затратах труда на заводе и строительных площадках. Вследствие повышенной жесткости и трещиностойкости монолитные здания целесообразно возводить на просадочных грунтах и подрабатываемых территориях, а также в сейсмичных районах.

Ввиду всех этих преимуществ зданий из монолитного и сборно- монолитного железобетона конструкции и современные способы их возведения заслуживают самого пристального изучения будущими инженерами-строителями.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ОПАЛУБОЧНЫЕ РАБОТЫ

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Термином «опалубка» обозначают несущие, поддерживающие и формообразующие элементы из различных материалов и разной конструкции, которые после установки в рабочее положение образуют форму для укладки бетонной смеси, соответствующую конфигурации и размерам конструкций. Эти конструкции изготовляют непосредственно на месте их размещения в зданиях и сооружениях, на строительной площадке в отличие от форм, применяемых для изготовления сборных железобетонных изделий на заводах и полигонах.

Основное назначение опалубки — придать нужную форму бетонной смеси до ее затвердения и достижения бетоном требуемой прочности после распалубки. Опалубка должна быть достаточно жесткой и неизменяемой в рабочем положении, способной без сверхдопустимых деформаций воспринимать технологические нагрузки и давление бетонной смеси при ее укладке и уплотнении. Кроме того, опалубка в ряде случаев может нести арматуру, закладные и другие детали. Опалубка во многом определяет также качество поверхности бетона, его прочность и другие свойства. Можно применять опалубку и для ускорения твердения бетона. В этом случае используют утепленную термоактивную опалубку. С помощью некоторых видов опалубок бетонным конструкциям можно придать специальные свойства. С этой целью применяют, например, несъемные опалубки — гидроизоляцию и облицовку, утеплитель и др.

§ 1. Классификация опалубок

Опалубку классифицируют нефункциональному назначению в зависимости от типа бетонируемых конструкций. В этих случаях различают опалубку: для получения вертикальных поверхностей (в том числе стен); для горизонтальных и наклонных поверхностей; для образования криволинейных поверхностей (например, пневматическая); для одновременного бетонирования стен и перекрытий, комнат и целых квартир.

Опалубку для бетонирования стен изготовляют следующих видов: мелкощитовую и крупнощитовую; подъемно-переставную; блок - формы; блочную; скользящую.

Для бетонирования перекрытий используют разборно-переставную опалубку с поддерживающими элементами; крупнощитовую, в которой опалубочные поверхности и поддерживающие элементы объединены в панель, целиком, переставляемую краном.

Для одновременного бетонирования стен и перекрытий или части здании применяют объемно-переставную опалубку.

Горизонтально перемещаемую, к том числе катучую, опалубку применяют для бетонирования вертикальных, горизонтальных и наклонных поверхностей, а также для одновременного бетонирования стен и перекрытий.

По материалам, применяемым для изготовления опалубки, ее подразделяют на металлическую, дощатую, фанерную, пластмассовую, комбинированную, со специальными поверхностями. По способам выполнения работ опалубку классифицируют на переставную, скользящую и горизонтально перемещаемую. Для прогрева бетона при выполнении работ в зимних условиях применяют термоактивную опалубку.

Кроме того, в связи со специфичностью жилищно-гражданского строительства и особенностями тонкостенных монолитных конструкций, .которые характеризуются большим модулем поверхности, можно выделить большую группу опалубки. К опалубкам этого назначения предъявляют также дополнительные требования, например повышенную жесткость, обеспечивающую точность геометрических размеров и хорошие эстетические качества поверхностей стен и потолков.

Мелко - и крупнощитовая опалубка. Мелкие щиты большей частью применяют в случае необходимости бетонировать различные по размерам конструкции. При повторяющихся же размерах небольшие элементы мелкощитовой опалубки целесообразно объединять в крупные панели. По такому принципу можно комплектовать крупные блоки опалубки, целиком или частично монтируемые краном. К собственно крупнощитовой и блочной опалубке можно отнести опалубку индивидуального изготовления с изменяемыми размерами или вставками для бетонирования одинаковых модульных конструкций, а также набор унифицированных несущих элементов, из которых можно составить опалубочные поверхности различного размера и назначения.

Мелкощитовая опалубка состоит обычно из набора элементов небольшого размера массой до 50 кг, что позволяет устанавливать и разбирать их вручную. Частями опалубки являются щиты площадью до 1 м2, несущие элементы (схватки, элементы жесткости), поддерживающие элементы опалубки горизонтальных и наклонных поверхностей, элементы крепления и соединения. Из элементов разборно-переставной опалубки тоже можно собирать крупные панели и блоки, монтируемые и демонтируемые крапом без разборки на элементы.

Опалубку универсального назначения применяют для возведения самых различных монолитных конструкций с переменными, небольшими или повторяющимися размерами. Такую опалубку особенно целесообразно использовать при бетонировании неунифицированных конструкций небольшого объема для промышленных сооружений.

Крупнощитовая опалубка состоит из крупноразмерных щитов, элементов соединения и крепления. Щиты опалубки воспринимают все технологические нагрузки без установки дополнительных несущих или поддерживающих элементов. Такие щиты включают палубу, элементы жесткости и несущие элементы; их оборудуют подмостями для бетонирования, подкосами для установки и устойчивости, регулировочными и установочными домкратами. Крупнощитовую опалубку применяют для бетонирования протяженных стен, туннелей, перекрытий (например, в каркасных сооружениях, откуда можно извлекать опалубку после бетонирования).

Подъемно-переставная опалубка монтируется из щитов, специальных креплений и приспособлений для подъема. Перед подъемом специальными устройствами опалубку предварительно разбирают на элементы или разъединяют. Опалубку применяют для возведения железобетонных сооружений с переменной толщиной стен типа дымовых труб, градирен и др.

Горизонтально перемещаемая (катучая) опалубка состоит из каркаса (рамы) и закрепленных на нем, большей частью неподвижно, опалубочных щитов. Каркас устанавливается на тележках или других приспособлениях и перемещается вдоль возводимых сооружений. Применяется для бетонирования протяженных конструкций прямо- или криволинейного, в том числе замкнутого очертания, типа подпорных стен, туннелей, коллекторов, водоводов, возводимых открытым способом.

Блок-формы представляют собой пространственные замкнутые блоки, неразъемные и жесткие (выполненные на конус) или разъемные и раздвижные. Применяют их для бетонирования замкнутых конструкций относительно небольшого объема типа ростверков, ступенчатых фундаментов и др.

Объемно-переставная опалубка состоит из секций П-образной формы, которые при соединении по длине образуют туннели. Система туннелей, установленных параллельно, перпендикулярно друг другу и т. д., в соответствии с планом конструкций образует опалубку для бетонирования стен и перекрытий. При распалубке секции сдвигают (сжимают) внутрь и выкатывают к проему для извлечения краном. Применяют для бетонирования главным образом поперечных несущих степ и монолитных перекрытий жилых и гражданских зданий.

Блочную опалубку монтируют из блоков замкнутого сечения; при распалубке их сдвигают внутрь и переставляют краном или с помощью домкратов. Применяют ее для бетонирования замкнутых конструкций или ячеек типа лифтовых шахт, лестничных клеток и др.

Скользящая опалубка состоит из щитов, закрепленных на дом- кратных рамах, рабочего пола, домкратов, приводных станций и других элементов. Всю систему периодически поднимают домкратами по мере бетонирования. Применяют ее для бетонирования вертикальных элементов железобетонных здании и сооружений относительно большой высоты.

Пневматическая опалубка имеет вид гибкой воздухонепроницаемой оболочки, раскроенной в соответствии с типом сооружения. Устанавливают ее в рабочее положение и заполняют бетоном после создания внутри избыточного давления воздуха или газа или поднимают в рабочее положение после бетонирования. Применяют также пневматические баллоны, поддерживающие и несущие элементы опалубки. Такую опалубку используют для бетонирования сооружений относительно небольшого объема криволинейных очертаний.

Термоактивная опалубка — любая система опалубки с установленными на ней нагревательными элементами для прогрева бетона.

Несъемная опалубка. Элементы ее остаются после бетонирования в конструкции и выполняют в ряде случаев функции гидроизоляции, облицовки, утеплителя. Для изготовления используют различные материалы: тканую сетку, металл, пластмассу, армоцемент, стеклоцемент, железобетон.

Специальная опалубка служит для бетонирования малоповторяемых и нетиповых или сложных конструкций небольшого объема со специальной поверхностью и рельефом, например лестничных маршей, карнизов, малых архитектурных форм, отделки интерьеров.

Туннельная опалубка, применяемая для бетонирования монолитной обделки туннелей, возводимых закрытым способом, включает в себя формующие и поддерживающие секции. Перемещается она с помощью механизмов с механическим или гидравлическим приводом. Бетонная смесь подается на формующую секцию и уплотняется прессованием с помощью механизма прессования. Перемещается опалубка, упираясь в затвердевший бетон. Поддерживающие секции для уменьшения разрушения незатвердевшего бетона выполняют обычно податливыми и соединяют их с жесткой формующей секцией.

Тип опалубки выбирают с учетом вида бетонируемых конструкций, а также способа выполнения работ. Для выбора ее необходим всесторонний экономический анализ с учетом сроков строительства, темпа оборачиваемости опалубки, повторяемости конструкций, на различия механизмов и др. Трудовые затраты особенно снижаются при использовании индивидуальных крупноразмерных опалубочных систем, применять которые, однако, можно при достаточном объеме бетона и наличии однотипных конструкций.

Для бетонирования разнотипных конструкций в большинстве случаев целесообразна унифицированная разборно-переставная опалубка универсального назначения. Для изготовления отдельных характерных и массовых конструкций целесообразно использовать специализированные опалубки, раздвижные или перемонтируемые на разные размеры.

...

В книге рассмотрен комплекс технологических процессов по возведению конструкций гражданских здании и сооружений из монолитного и сборно-монолитного железобетона и дан краткий анализ экономических показателей этого вида строительства. Издание предназначено в качестве учебного пособия к курсу «Технология строительного производства» для студентов специальности «Промышленное и гражданское строительство», его могут использовать также студенты других строительных специальностей.

Предисловие
Введение

Раздел I. Опалубочные работы

Глава 1. Общие сведения
Классификация опалубок
Требования к опалубке
Материалы для опалубки
Данные для расчета опалубки
Меры по снижению сцепления бетона с опалубкой

Глава 2. Конструкции опалубок и технология их изготовления
Инвентарная разборно-переставная опалубка
Горизонтально перемещаемая (катучая) опалубка
Блок-формы
Крупнощнтовая опалубка
Крупноблочная опалубка
Объемно-переставная опалубка
Скользящая опалубка

Глава. 3. Опалубка-облицовка
Виды опалубок-облицовок
Обеспечение надежного сцепления опалубки-облицовки с бетоном
Преимущества опалубки-облицовки

Раздел II. Арматурные работы

Глава 4. Арматура и арматурные изделия
Классификация арматурных сталей
Неметаллическая арматура
Арматурные изделия

Глава 5. Технология изготовления арматуры
Общие сведения
Правка, чистка и резка арматурной стали
Гибка арматурной стали
Сварка арматуры

Глава 6. Монтаж арматуры
Общие сведения
Транспортирование и складирование арматуры
Такелажные работы и установка арматуры
Электросварка арматуры на стройке
Предварительное натяжение арматуры
Приемка смонтированной арматуры
Охрана труда

Раздел III. Бетонные работы

Глава 7. Приготовление бетонных смесей
Свойства бетонных смесей
Приготовление бетонных смесей
Охрана труда

Глава 8. Транспортирование, подача и распределение бетонной смеси
Общие сведения
Перевозка бетонной смеси автотранспортом
Подача бетонной смеси кранами и подъемниками
Применение транспортеров, бетоноукладчиков и мототележек
Транспортирование бетонной смеси по трубопроводам
Охрана труда

Глава 9. Бетонирование различных конструкций
Общие сведения
Уплотнение бетонной смеси. Основы теории виброуплотнения
Бетонирование подготовок, полов и фундаментных плит
Бетонирование фундаментов и массивов
Бетонирование стен и перегородок
Бетонирование колонн, ребристых перекрытий и рам
Бетонирование арок, сводов, куполов и оболочек
Рабочие швы
Уход за бетоном
Распалубливание конструкций
Исправление дефектов бетонирования. Обработка бетонных поверхностей
Охрана труда

Глава 10. Бетонирование конструкций жилых и гражданских зданий в переставных опалубках
Общие положения
Монтаж опалубки
Бетонирование конструкций в переставных опалубках
Демонтаж опалубки
Особенности контроля качества бетонирования и бетона

Глава 11. Бетонирование в скользящей опалубке
Монтаж опалубки и оборудования для ее подъема
Установка арматуры
Бетонирование стен
Подъем скользящей опалубки
Отделка поверхностей стен
Бетонирование перекрытий
Демонтаж опалубки

Глава 12. Специальные методы бетонирования
Торкретирование и набрызг-бетон
Подводное бетонирование
Способ раздельного бетонирования
Основы технологии полимерцементных бетонов и пластбетонов
Охрана труда

Глава 13. Особенности бетонирования в условиях сухого и жаркого климата
Влияние преждевременного обезвоживания на свойства бетона
Факторы, влияющие на скорость обезвоживания бетона
Методы бетонирования в условиях сухого н жаркого климата
Уход за бетоном

Раздел IV. Методы зимнего бетонирования

Глава 14. Особенности бетонирования в зимних условиях
Общие сведения
Подготовка к бетонированию
Приготовление бетонной смеси
Транспортирование и подача бетонной смеси
Укладка н уплотнение бетонной смеси

Глава 15. Безобогревные методы бетонирования
Бетонирование в тепляках
Метод термоса
Применение противоморозных добавок
Холодные бетоны

Глава 16. Обогрев монолитных конструкций
Предварительный электропрогрев бетонных смесей
Обогрев бетона инфракрасными лучами
Индукционный прогрев
Применение термоактивной опалубки
Паропрогрев бетона
Охрана труда

Глава 17. Электропрогрев бетона
Общие сведения
Электрическое сопротивление бетона
Электроды для прогрева бетона
Режимы прогрева бетона
Особенности технологии и контроль
Охрана труда

Глава 18. Особенности зимнего бетонирования в переставной и скользящей опалубке
Общие сведения
Прогрев бетона в переставных опалубках. Конструкция опалубки
Установки подключения опалубки, контроля и регулирования режимов прогрева бетона
Расчет тепловой и электрической мощности и конструкций опалубки
Прогрев бетона
Прогрев бетона горячим воздухом
Прогрев бетона в скользящей опалубке

Раздел V. Организация работ. Контроль качества и приема работ

Глава 19. Организация комплексного процесса возведения монолитных конструкций и сооружений
Выбор опалубки
Выбор комплекта машин
Проектирование поточного производства работ

Глава 20. Контроль качества бетонных работ
Контроль качества установки опалубки
Контроль прочности бетона
Испытание прочности бетона в конструкциях и сооружениях

Глава 21. Геодезический контроль при возведении монолитных конструкций, зданий и сооружений
Комплекс геодезических измерений при возведении монолитных зданий и сооружений
Построение разбивочной основы на исходном горизонте
Геодезическое обеспечение монтажа опалубки
Показатели, характеризующие положение рабочего пола скользящей опалубки
Контроль вертикальности движения скользящей опалубки и стен зданий и сооружений
Корректировка движения опалубки
Возможность применения лазерных приборов в монолитном строительстве

Литература
Предметный указатель

Для повышения эффективности производства необходимо резко сократить I использование ручного труда, прежде всего путем комплексной механизации. I Это в наибольшей мере относится к строительству, где объем ручного труда еще довольно значителен. И именно с позиций повышения уровня механизации рас — (смотрена технология производства строительных работ в этом учебнике.

Настоящий учебник написан в соответствии с программой курса «Техноло­гия строительного производства» для высших учебных заведений по специаль­ности «Промышленное и гражданское строительство», утвержденной Методиче­ским управлением Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

— Изложение курса базируется на логической взаимосвязи и последовательности изучения фундаментальных общеобразовательных и специальных инженерных дисциплин.

В связи с этим студенты изучают технологию строительного производства после ■ изучения курсов «Строительные материалы», «Строительные машины», ‘ «Архитектура и конструкции промышленных и гражданских зданий». Содержа­ние и направленность курса технологии строительного производства изучаются в соответствии с задачами, вытекающими из решений XXVI съезда КПСС, каса­ющихся повышения технологического уровня, эффективности и качества капи­тального строительства в "стране. Далее изучается курс «Организация, планиро — ванне, управление и экономика строительства».

|Г В учебнике комплексно рассмотрены строительные процессы при возведении яканий и сооружений, основывающиеся на технологической последовательности, обеспечивающей максимальную эффективность производства и высокое качество §Ибот.

Учебник состоит из предисловия, введения и 14 глав.

Во введении приводятся*основные постановления ЦК КПСС и Советского правительства в области совершенствования капитального строительства -важ­нейшей отрасли народного хозяйства. Сформулированы задачи технологии стро — . ‘ ительного производства как науки, проанализирована специфика ее развития за і 65 лет Советской власти. В первой главе изложены основные положения техно­логии строительного производства: содержание и структура строительных про­цессов, их трудовые ресурсы, материальные элементы и технические средства, индустриализация строительного производства, строительные нормы и правила, обеспечение качества продукции и охрана труда в строительстве. Во второй главе рассмотрены основы проектирования технологических процессов, в третьей приведены состав работ и методы инженерной подготовки площадки к строи­тельству. В четвертой главе характеризуются процессы транспортирования строительных грузов в промышленном и гражданском строительстве, приведены технологические требования к строительному транспорту, изложены механизиро­ванные методы выполнения погрузочно-разгрузочных работ. В главах с пятой по тринадцатую рассмотрены теоретические основы и современные прогрессивные методы выполнения всех основных видов строительных процессов, необходимых при возведении, а в главе четырнадцатой-при реконструкции (расширении)

‘ промышленных и гражданских зданий и сооружений. Значительное внимание в главах уделено выполнению строительных процессов в экстремальных условиях (при отрицательных температурах, в районах с сухим и жарким климатом, с вечномерзлыми грунтами и др.).

Знание теоретических положений и прогрессивных методов выполнения строи*, тельных процессов обеспечит студентам в дальнейшей практической деятельности’ возможность проектирования и организации высокоэффективных технологиче­ских процессов с учетом их динамичности и многофакторности.

Введение и глава I написаны докторами техн. наук, профессорами С. С. Атае вым, Н. Н. Даниловым, Б. В. Прыкиным, проф. Т. М. Штолем; глава II — Б. В. Прыкиным; главы III, IV-Н. Н. Даниловым и Т. М. Штолем; главы V- VII - Н. Н. Даниловым; глава VIII ■- Н. Н. Даниловым и Т. М. Штолем; глава IX - Т. М. Штолем при участии канд. техн. наук, доц. В. Д. Копылова; главы X, XI - С. С. Атаевым; глава XII - Т. М. Штолем, глава XIII - Н. Н. Даниловым при участии инж. М. П. Зимина; глава XIV-канд. техн. наук, доц. Э. В. Овчин­никовым.

Авторы выражают благодарность коллективу кафедры «Технология строи­тельного производства» Ленинградского инженерно-строительного института (заведующий кафедрой - проф. В. А. Евдокимов) и заведующему кафедрой Горьковского иижеиерно-строительиого института им. В. П. Чкалова проф. С. И. Копьеву за полезные советы, данные при рецензировании рукописи учеб­ника.

Капитальное строительство - одна из важнейших отраслей материального производства. Основной задачей капитального строительства является обеспече­ние расширенного воспроизводства основных фондов страны на базе научно — технического прогресса для удовлетворения постоянно растущих материальных, и духовных потребностей советских людей.

К капитальному строительству относятся новое строительство, расширение, реконструкция или техническое перевооружение действующих предприятий, зда­ний и сооружений. !

К новому строительству (новостройкам) относится строительство предпрйя-! тия, здания и сооружения, осуществляемое на новых площадках по первоиачаль-1 но утвержденному проекту. Если проект пересматривается в период строительства до ввода в действие мощностей, обеспечивающих выпуск основной конечной I продукции, продолжение строительства предприятия, здания и сооружения по! измененному проекту также ОТНОСИТСЯ К новому строительству. ‘!

Расширение действующего предприятия - это строительство по новому про-1 екту вторых и последующих очередей действующего предприятия, дополнитель-1 ных или новых производственных комплексов и производств либо расширен! существующих цехов основного производственного назначения со строительством новых или увеличением пропускной способности действующих вспомогательн { и обслуживающих производств, хозяйств и коммуникаций на территории дейст-1 вующего предприятия или примыкающих к ней площадках. |

Реконструкция действующего предприятия - полное или частичное переобоЗ рудоваиие или переустройство производства без строительства новых н расшире і иия действующих цехов основного производственного назначения. При необход; f МОСТИ могут быть построены новые И расширены действующие объекты ВСПОМІ і

гательного н обслуживающего назначения с заменой морально устаревшего в физически изношенного оборудования, механизированы и автоматизированы про — изводства, устранены диспропорции в технологических звеньях и вспомогатель­ных службах.

К реконструкции действующего предприятия относится также строительство ‘ новых цехов и объектов той же мощности (производительности, вместимости) или " мощности, соответствующей объему выпуска конечной продукции предприятия, вместо ликвидированных цехов и объектов того же назначения, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана не­целесообразной.

Техническое перевооружение действующего предприятия - осуществление мероприятий (без расширения имеющихся производственных площадей) по по­вышению до современных требований технического уровня производства.

Одной нз систем капитального строительства является строительное произ­водство - совокупность производственных процессов, осуществляемых непосред­ственно на строительной площадке, включая строительно-монтажные и специаль­ные процессы в подготовительный и основной периоды строительства.

Конечным результатом выполнения совокупности строительных процессов является строительная продукция, под которой следует подразумевать отдельные части строящихся объектов и законченные здания и сооружения.

В народнохозяйственных планах под строительной продукцией подразумева­ют введенные в эксплуатацию промышленные предприятия и цехи, жилые дома, здания общественного назначения и другие вновь построенные и реконструиро­ванные объекты’.

Строительное производство в свою очередь объединяет две подсистемы - технологию строительного производства и организацию строительного производ­ства, каждая из которых имеет свою сущность и научные основы*. »

Технология строительного производства - это наука о методах выполнения строительных процессов, обеспечивающих обработку строительных материалов, полуфабрикатов и конструкций с качественным изменением их состояния, физико­химических свойств, геометрических размеров с целью получения продукции за­данного качества. При этом понятие «метод» включает в себя принципы выпол­нения строительных процессов, базирующиеся на различных способах воздей­ствия (физических, химических, механических и др.) на предмет труда (мате­риальные элементы строительных процессов), с использованием эффективных орудий труда (технических средств строительных процессов).

Таким образом, технология строительного производства является материаль­но-технической составляющей строительного производства и решает вопросы, как н чем выполнять строительные процессы.

Строительное производство в Советском Союзе развивается на индустриаль­ной основе - в направлении превращения строительного производства в ком­плексно-механизированный процесс монтажа зданий и сооружений из унифици­рованных элементов заводского изготовления.

Слова «комплексная механизация строительного производства» обозначают процесс выполнения строительно-монтажных работ с помощью комплектов машин, н средств малой механизации. Дальнейшее совершенствование механизации стро­ительно-монтажных работ возможно при использовании высокопроизводитель— у * Организацию строительного производства изучают в соответствующем учебном курсе.

‘W*X машин и внедрении автоматических устройств и приборов, позволяющих — Ивлностью высвободить или максимально облегчить физический труд при управ — 4&ии машинами и контроле за их работой. В результате сокращаются сроки вы­пуска и улучшается качество строительной продукции.

■ Свидетельством большого мастерства и трудолюбия строителей являются многочисленные архитектурные памятники и инженерные сооружения прошлого, при создании которых применялась примитивная-строительная техника. В доре­волюционной России самые тяжелые и трудоемкие работы (например, разработ­ка грунта, перевозка материалов, приготовление растворной и бетонной смесей) выполнялись, как правило, вручную. В то время постоянные кадры строителей отсутствовали, а широко применяли труд рабочих-сезонников, находившихся в тяжелой зависимости от предпринимателей-подрядчиков.

Уже в первые годы Советской власти, особенно после окончания граждан­ской войны, наше государство уделяло большое внимание вопросам совершен­ствования строительного производства. Вначале совершенствование строительно­го производства шло путем улучшения организации труда рабочих и создания рациональных приспособлений и инвентаря/ так как развитие механизации сдер­живалось из-за недостатка строительных машин:

В годы довоенных пятилеток строителям отводилась ведущая роль в осуще­ствлении планов’ народного хозяйства, предусматривающих социалистическую индустриализацию страны. В процессе строительства крупных промышленных предприятий, мощных электростанций, городов, железных дорог и других со­оружений были созданы постоянные кадры строителей, возникли и укрепились строительные организации, оснащенные механизмами и транспортвыми средства­ми, имеющие собственную индустриальную базу.

Большое значёние для совершенствования строительного производства име­ло постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от И февраля 1936 г. «Об улучше­нии строительного дела и об удешевлении строительства». В этом важнейшем ди­рективном документе были намечены пути дальнейшего развития строительства йа основе перехода на механизацию производства строительных работ.

Большие успехи были достигнуты в создании и внедрений методов производ­ства строительных работ при отрицательных температурах, что позволило перей­ти от сезонного к круглогодичному строительству.

Великая Отечественная война потребовала от строителей напряженного труда на строительстве оборонительных сооружений и при перебазировании про­мышленных предприятий на Восток страны. В крайне тяжелых условиях, в мало­обжитых районах с суровым климатом, в короткие сроки были построены и вве­дены в действие многие предприятия оборонного значения, продукция которых сыграла большую роль в победе советского народа. Важно отметить, что и в тяжелые годы войны продолжалось совершенствование методов производства строительно-монтажных работ. Строители разрабатывали и применяли новые приспособления и средства механизации, оправдавшие себя на строительстве но­вых и восстановлении разрушенных промышленных предприятий и жилых ком­плексов.

В начале послевоенного периода наряду с восстановительными работами ве­лось н новое строительство, позволившее продолжать наращивать, промышлен­ный потенциал нашей страны и повышать материальное благосостояние совет­ского народа.

В последующие годы Коммунистическая партия Советского Союза прннима-

*т решение о повсеместном переходе на индустриализацию строительного произ­водства иа основе широкого применения сборного бетона и железобетона.

Основополагающими документами в развитии индустриальных методов строительства являются постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1954 г. «О развитии производства сборных железобетонных кон­струкций и деталей для строительства» и от 23 августа 1955 г. «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости стро­ительства».

Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» и -«О мерах по улучшению качества жилищно-граждаиского строительства» ознаменовали но­вый этап в развитии и совершенствовании строительного дела, в устранении не­достатков, в использовании машин и механизмов, повышении производительно­сти труда строительных рабочих и обеспечении высокого качества стровтельио — моитажиых работ.

В созданной под руководством Коммунистической партии Советского Союза строительной индустрии в настоящее время трудится многомиллионный отряд строителей, накопивший большой опыт возведения самых разнообразных зданий и сооружений. Строительные организации имеют мощную производственную базу и оснащены высокопроизводительными строительными и транспортными машина­ми и механизмами,.

В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до -1990 года определен новый крупный этап в со­здании материально-технической базы коммунизма, развитии общественных от-< ношений, формировании нового человека: «В восьмидесятые годы Коммунистиче­ская партия будет последовательно продолжать осуществление своей экономиче­ской стратегии, высшая цель которой-неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для. всестороннего. развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего’об­щественного производства, увеличения производительности труда, роста социаль­ной и трудовой активности советских людей».

Поэтому главной задачей одиннадцатой пятилетки" является обеспечение дальнейшего роста благосостояния советских людей иа основе устойчивого, по­ступательного развития народного хозяйства, ускорения научно-технического прогресса и перевода экономики иа интенсивный путь, развития, более рациональ­ное использование производственного потенциала страны, всемерная экономия всех видов ресурсов и улучшение качества работы.

С этой целью предусмотрено в одиннадцатой пятилетке увеличить националь­ный доход на 18-20%, выпуск промышленной продукции -иа 26-28%, реаль­ные доходы на душу населения - иа 16-18%, среднегодовое производство сель­скохозяйственной продукции - иа 12-14% и построить жилые дома общей пло­щадью 530-540 млн. м2.

Масштабы и темпы экономического развития страны во многом определяются темпами и качеством строительства. Капитальные вложения в народное хозяйство за пять лет возрастут иа 12-15%). На XXVI съезде КПСС было отмечено, что для повышения качества капитального строительства и эффектввности капвталь — ных вложений основное внимание должно быть уделено обеспечению своевре­менного ввода в действие основных фондов и производственных мощностей, кон­центрации средств и ресурсов на важиейшвх стройках, направлению капитальных

’ і иї в первую очередь на реконструкцию и техническое перевооружение пСТвуюіцих предприятий и на завершение ранее начатых строек, сокращению Сроков строительства, улучшению проектно-сметного дела, строительству по на­иболее прогрессивным и экономичным^’проектам. Предусмотрено осуществление мероприятий по значительному сокращению затрат ручного труда в строительстве, Оснащению’ строителей высокопроизводительными машинами, средствами малой механизации, по дальнейшему повышению уровня индустриализации строитель­ного производства и степени заводской готовности строительных конструкций и деталей, по более полному использованию местных строительных материалов. В общем объеме жилищного строительства предусмотрено увеличить долю крупно­панельных и объемно-блочных домов. Труд строителей будет оцениваться не по объему освоенных средств, а по конечному результату - полностью и в срок завершенным и сданным заказчику объектам.

Намеченные партией мероприятия должны обеспечить за пятилетие повыше­ние производительности труда в строительстве на 15%.

Технология монолитного бетона и железобетона

1980

СКАЧАТЬ ФАЙЛ НА GOOGLE.ДИСК

СКАЧАТЬ ФАЙЛ НА ЯНДЕКС.ДИСК

Книга состоит из пяти разделов и посвящается студентам и инженерно-техническим работником проектных организаций и железобетонных производств.

Первый раздел посвящен опалубочным работам. Приводится классификация опалубки по материалам, по конструкции и другим параметрам. Описана технология изготовления крупно-щитовой, крупноблочной, объемно-перестановочной и скользящей опалубок. Подробно рассказывается об опалубках-облицовках, рассмотрены их преимущества и недостатки.

Во втором разделе рассказывает о арматурных работах, описаны различные виды арматуры, включая неметаллическую арматуру. Приводится классификация арматурной стали. Подробно изложена технология изготовления арматуры. Подробно описывается монтаж арматурных изделий, такелажные работы, транспортировка и складирование. Традиционна освещены вопросы контроля, приемке, охраны труда и технике безопасности.

В третьем разделе рассматриваются особенности бетонных работ, начиная с приготовления бетонных смесей, транспортировкой и кончая бетонированием различных конструкций. Подробно рассмотрены особенности бетонирования различных конструктивных элементов (колонн, балок, перекрытий и т.д.), а также бетонирование в скользящей опалубке. Подробно изложены специальные методы бетонирования, например, торкретирование и т.д. Затронуты вопросы выполнения бетонных работ в условиях жаркого и холодного климата.

Четвертый раздел посвящен выполнению бетонных работ при низких температурах (в зимнее время). Рассмотрены особенности выполнения работ, а также методы, применяемые для прогрева бетона. Подробно рассмотрены электро-прогрев, тепловой прогрев, добавление специальных добавок и другие методы.

В пятом разделе описывается общая организация работ. Большое внимание оказано правильному выбору опалубки, строительной техники, организации поточного производства. Даются рекомендации по выполнению геодезического контроля и контроля качетсва.

1. Спиридонов Э.С., Призмазонов A.M., Акуратов А.Ф., Шепитько Т.В. Технология железнодорожного строительства./ Пол род A.M. Призмазанова, Э.С. Спиридонова. М.: Желдориздат, 2002. - 631с.

2. Добронравов С.С., Дронов В.Г. Строительные машины и основы автоматизации. - М.: Высш. шк., 2001. - 575с.

3. Железнодорожное строительство. Технология и механизация. / Под ред. С.П. Першина. - М.: Транспорт, 1991. - 399с.

4. Ищенко И.И. Монтаж стальных и железобетонных конструкций. - М.: Высш. шк., 1991. -287с.

5. Технология строительных процессов./ Под ред. Н.Н. Данилова, О.М. Те-рентьева. М.: Высш.шк., 2001.- 464 с.

6. ВСН 186-75 Технические указания по технологии сооружения железнодорожного земляного полотна. М.: ОРГТРАНССТРОЙ, 1975. - 366 с.

7. СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм. М.: Минстрой России, ГП ЦПП, 1996.-20с.

8. ЕНиР Сборник 2, выпуск 1 Земляные работы. М.: Стройиздат, 2000.-224 с.

9.ЕНиР Сборник 13 Расчистка трассы линейных сооружений от леса. М.: , Стройиздат, 1987.-31 с.

10. ЕНиР Сборник 4, выпуск 1 Монтаж сборных и устройство монолитных железобетонных конструкций. Здания и промышленные сооружения. М.: ГУПЦПП, 2000.-64 с.

11. Призмазонов A.M. Организация и технология возведения железнодорожного земляного полотна,/ Уч. пособ. М.: ГОУ «УМЦ по образованию на ж/д тр-те», 2007. - 396 с.

12. Ялтанец И.М. Разработка пород гидромониторами и землесосными снарядами. М.: Горная книга, 2006. - 512 с.

13. Добронравов М.С. Строительные машины и оборудование. М.: Высшая школа, 2006.-584 с.

14. Ялтанец И.М. Справочник по гидромеханизации открытых горных работ. М.: Горная книга, 2008. - 421 с.

15. Луцкий С.Я., Шепитько Т.В., Токарев П.М., Дудников А.Н. Строительство путей сообщения на Севере. М.: ЛАТМЭС, 2009. - 286 с.

*Вся литература данного перечня имеется в библиотеке университета, п.6 - на кафедре.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Технология, механизация и автоматизация путевых работ. / Под ред. Э.В. Воробьева, К.Н. Дьякова. М.: Транспорт, 1996. - 375 с.

2. Данилов Н.Н., Булгаков С.Н., Зимин Н.П. Технология и организация строительного производства. М.: Стройиздат, 1988. - 752 с.

3. Евдокимов В.А. Механизация и автоматизация строительного производства. Л.: Стройиздат, Ленинград, отд-ние, 1985. - 195 с.

4. Железнодорожное строительство. Технология и механизация./ Пол ред. С.П. Першина; М Гранспорт. 1982. - 407 с.

5. Машины для земляных работ./ Иол ред. Н.Г.Гвркави. М.: Высш. школа. 1982. - 335с.

6. Строительство вторых путей. / Под ред. Ф.Г. Соколова. М: Транспорт, 1975. - 264 с.

7. Карты трудовых процессов строительного производства (КТТГ). Монтаж сборных железобетонных элементов крупнопанельных жилых домов. М. Стройиздат, 1985. - 80 с.

8. КТП Монтаж сборных железобетонных элементов каркасных промышленных зданий. М.: Стройиздат, 1985. - 82 с.

9. Справочник строителя. Земляные работы./ Под ред. А.К. Рейша. М.: Стройиздат, 1981.-320 с.

10. Справочник строителя. Земляные работы./ Под ред. Л.В.Гриншпуна. М.: Стройиздат, 1992. - 352 с.

11. Технология возведения зданий и сооружений./ Под ред. В.И. Теличснко. А.А. Лапидуса, О.М. Терентьева. М.: Высш. шк., 2001. - 320 с.

12. Игнатов А.П. Погрузочно-разгрузочные машины на железнодорожном транспорте. М.: УМК МПС России, 2002. - 384 с.

13. Справочник строителя. Каменные конструкции и их возведение./Под ред. С.А.Воробьева, В.А.Камейко, И.Т.Котова. М.: Стройиздат, 1989. - 221 с.

14. Доценко А.И. Строительные машины и основы автоматизации. М.: Высш.шк., 1995. - 400 с.

15. Справочное пособие по строительным машинам (СП) Общая часть. М.: Стройиздат, 1991. - 176 с.

16. СП Машины для земляных работ. М.: Стройиздат, 1982 .СП Машины для гидромеханизации земляных работ. М.: Стройиздат, 1982

17. СП Машины для гидромеханизации земляных работ. – М.: Стройиздат, 1982.

18. СП Машины грузоподъемные для строительно-монтажных работ. М.: Стройиздат, 1993.-244 с.

19. СП Машины и оборудование для бетонных и железобетонных работ. М.: Стройиздат, 1982

20. СП Машины для транспортирования строительных грузов. ML: Стройиздат, 1982

21. СП Машины для отделочных работ. М.: Стройиздат, 1982

22. Бычков А.И., Кабанова В.Н. Руководство к курсовому проектированию производства земляных работ при сооружении земляного полотна железных дорог нормальной колеи. Свердловск.: Изд. УЭМИИТ, 1987. - 91 с.

23. Бычков А.И. Производство монтажных и железобетонных работ. Методические указания к курсовому проектированию. Свердловск.: Изд. УЭМИИТ, 1989.-45 с.

24. Методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов к лабораторным работам по дисциплине «Технология, механизация и автоматизация железнодорожного строительства». Екатеринбург. Изд. УрГУПС, 2000. - 20с.

25. Вспомогательные материалы к курсовому и дипломному проектированию. Технология и механизация железнодорожного строительства. Часть I - IV. Екатеринбург. Изд. УрГУПС, 2001.

26. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. Выполнение земляных работ способами гидромеханизации. Часть 1. Екатеринбург.: Изд. УрГУПС, 2002. - 24 с.

27. Организация, планирование и управление железнодорожным строительством./ Учебник для Военно-транспортного университета Железнодорожных войск РФ. СПб.: ООО «Вит-принт», 2004. - 485 с.

28. Ялтанец И.М. Переработка горных пород с использованием средств механизации. М.: Горная книга, 2008. - 312 с.

29. Скутина О.Л. Тихонов П.М. Технология и механизация железнодорожного строительства. Разработка проекта производства земляных работ. Часть 1. Проект производства работ при сооружении земляного полотна железной дороги нормальной колеи. Екатеринбург.: Из-во УрГУПС, 2011. - 64 с.

30. Скутина О.Л. Громов И.Д. Технология и механизация железнодорожного строительства. Разработка проекта производства земляных работ. Часть 2. Сборник справочно-вспомогательных материалов: Из-во УрГУПС, 2011. - 87 с.

31. Скутина О.Л. Громов П.Д., Окишева О.А. Технология и механизация железнодорожного строительства. Разработка проекта производства земляных работ. Часть 3. Разработка технологических карт производства работ при сооружении земляного полотна железных дорог. Екатеринбург: Из-во УрГУПС, 2011.-42 с.

32. Сотников Л.С. Проектирование производства земляных работ на участке строительства железной дороги.: Учеб. пособ. - М: РГОТУПС, 2002. - 76 с.

* Вся литература данного перечня имеется в библиотеке университета, л. 7,8,10 - на кафедре.

Публикации по теме