Меньше значит больше. Нйу чбо дет тпь мадчйз. тбвпюйе феъйущ (34.21 kb)

Есть имена, без которых невозможно рассказать историю современной архитектуры. Имя Людвига Миса ван дер Роэ принадлежит к их числу. Он создал легкоузнаваемый образ архитектурного сооружения: высотное здание из стекла и металла. Образ этот так широко растиражирован последователями мастера, так обманчив в своей простоте и универсален, что не потерял актуальности и сегодня, спустя почти век после появления.

Архитектор, влюбленный в свет и пространство, в поисках абсолюта раздвинул границы архитектуры, чтобы оставить только самое главное - «почти ничего», по его собственным словам. Автор выражений, ставших афоризмами: «бог - в деталях!» и «меньше значит больше», он изобрел, как говорил сам; «новую грамматику архитектуры - то, что вы не можете создавать заново утром каждого понедельника…»

Начало карьеры

Людвиг Мис ван дер Роэ (Мария Людвиг Михаэль Мис) появился на свет 27 марта 1886 года в Аахене - немецком городе на границе с Голландией, бывшей столице Германской империи, на родине Карла Великого. Людвиг был самым младшим, пятым ребенком в семье мастера-каменщика Якоба Миса и Амалии Роэ (позже он прибавит к фамилии отца фамилию матери).

Его отец содержал свою мастерскую, где изготавливались мраморные надгробия, кухонные столешницы и каминные порталы из камня. С 14 лет он работал в мастерской отца, здесь и познакомился с красотой камня. Сопричастность к ремеслу приучила к жесткой дисциплине, последовательности в работе, уважению к традиции. Затем Людвиг учился в народной, а позднее в ремесленной школе, одновременно подрабатывая чертежником-рисовальщиком в мастерской гипсовой орнаментики. В конце XIX века в архитектуре господствовала эклектика, и орнаменты всех стилей и эпох были востребованы. «Людовик XIV - до обеда, Ренессанс - после обеда», - шутил об этих годах Людвиг Мис ван дер Роэ.

В 1905 году Мис уехал в Берлин, где работал сначала у малоизвестного архитектора, специализирующегося на деревянном строительстве, а позже перешел в бюро Бруно Пауля, одного из лучших в то время специалистов по архитектуре и оборудованию интерьеров.

Первый проект – дом Риля

Свой первый дом - дом Риля в Потсдаме - Людвиг построил, когда ему был всего 21 год. Он ничем не отличается от других частных домов тех лет и внешне выдержан в традициях местного строительства.

В 1908 году Мис поступил в молодое проектное бюро Питера Беренса. Беренс был в числе первых архитекторов, начавших проектировать промышленные здания в соответствии с требованием времени. Он писал: «Искусство не должно больше рассматриваться как личное дело, служащее прихоти. Мы не хотим эстетики, которая находит свои законы в романтических мечтаниях, а стремимся к эстетике, все закономерности которой возникают из шумной жизни». А жизнь в начале века была действительно шумной и стремительной. Искусство будто предчувствовало грядущие глобальные изменения, появилось большое количество разных художественных направлений.

Старый Свет начала XX века все еще находится под влиянием эклектики, традиции классицизма, но модерн, несмотря на недолговечность, ясно продемонстрировал новые пути для развития архитектурной мысли, став своеобразным катализатором к созданию чего-то принципиально нового. Позднее Мис ван дер Роэ писал:

«В 1900 году в Европе была группа очень талантливых людей, которая основала движение ар-нуво. Они стремились создать все по-новому: новые дома, новые костюмы, новые ложки, новую жизнь - все новое. Они думали, однако, что это вопрос формы. В целом движение осталось типичной модой и никогда не выходило за ее пределы. Они были очень талантливыми людьми, возможно, самыми талантливыми во всем мире, и все-таки они не смогли осуществить задуманное в полной мере».

Интернациональный стиль

Современная архитектору эпоха требовала принципиально нового подхода к архитектуре, который бы не отражал близость тому или иному историческому стилю, а представлял собой художественно-композиционную систему, лежащую в основе нового искусства. Мастера новых направлений ориентировались на «левое» изобразительное искусство (супрематизм, кубизм, футуризм) и вдохновлялись достижениями научно-технического прогресса (современнейшие строительные материалы, конструкции и технологии, рациональный подход к решению внутренних пространств, функциональность). Они извлекли из ордерной системы конструктивные первоэлементы форм, отказались от исторических реминисценций в облике здания и традиционных декоративных элементов, которые отражают причастность архитектуры к той или иной конфессиональной, этнической или исторической зоне. Таким образом, стерильность и абстрактность форм нового стиля вывели его на универсальный, общемировой уровень, позволили легко интегрироваться практически в любую культуру, поэтому он получил название «интернациональный стиль». Именно в русле интернационального стиля будет развиваться зрелое творчество Людвига Миса ван дер Роэ.

Обучение у Беренса

Возвращаясь к проектному бюро Питера Беренса, следует сказать, что Беренс также отдал дань стилю модерн. Собственный дом он создал как тотальное произведение искусства (Gesamtkunstwerk): кроме самого здания он спроектировал и сделал своими руками мебель и разработал дизайн тканей. После успеха постройки в вреде профессионалов Беренса пригласили для создания единого стиля компании по выпуску турбин AEG. Отношение к конструкции выдвинуло Беренса в новаторы, у которого многие хотели учиться. В 1907 году он основал архитектурное бюро в Берлине, где в числе прочих обучались трое молодых людей, которые позже напишут историю современной архитектуры: Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ.

Мис ван дер Роэ перенял у Беренса его подход к конструкциям как первооснове архитектуры. При этом его не удовлетворяло ограниченное представление учителя об архитектурном проектировании как о процессе нахождения форм: «Я понял тогда, что архитектура - это не только новые формы… Чтобы понять, что же является строительным искусством, я потратил 50 лет - половину столетия!» За время ученичества у Беренса Мис ван дер Роэ перенял у него и отношение к технике как части современной культуры, прямому источнику новой эстетики. Там же он познакомился с прусским классицизмом (влияние творчества Карла Шинкеля особенно заметно в первых работах Людвига), но устоявшиеся классицистические приемы формообразования не устраивают молодого человека.

Так и не получив профильного архитектурного образования, он всему учился на практике и всегда очень много читал. Пока шло накопление знаний, Мис выполнял частные заказы, строил дома в богатых пригородах Берлина.

Открытие собственного бюро

С помощью своего первого заказчика, господина Риля, Мис вошел в общество, где познакомился с будущей супругой Адой Брун. Они поженились в апреле 1913 года, в этом же году архитектор открыл свое проектное бюро в Берлине. В браке у них родились три девочки: Доротея, Марианна и Вальтраут. Несмотря на то что семья жены была богата и обладала связями, Людвига призвали в армию в октябре 1915 года. Служил он рядовым в Румынии, где не участвовал в боевых действиях, и в 1919 году вернулся к родным. Отношения с женой были очень эмоциональными, и в 1921-м супруги расстались; в этом же году Мария Людвиг Михаэль Мис присоединяет к своему имени фамилию матери и становится Людвигом Мисом ван дер Роэ. Немного времени спустя, в 1925 году, Мис познакомился с дизайнером текстиля Лили Рейх. Она стала его спутницей, менеджером и соратником вплоть до его отъезда из Германии в 1938 году, а после отъезда через нее архитектор поддерживал финансовые отношения со своими дочерьми и женой.

Проекты Миса ван дер Роэ

Время после открытия бюро было очень насыщенным, Мис активно взаимодействовал с другими новаторами в архитектуре. Свои собственные идеи Мис воплощает в серии проектов. Особенного внимания заслуживают три проекта: во-первых, потому что в них ясно видны ключевые точки в формировании творческой концепции мастера, а во-вторых, они представляют собой своеобразный манифест новой европейской архитектуры. Это стеклянный небоскреб 1921 года, кирпичный и бетонный дома, 1921-1923 годов.

Стеклянное административное здание на Фридрихштрассе представляет собой сооружение из трех симметричных башен с острыми углами, с планом в виде трехчастного кленового листа, где центр - транспортное ядро. Однако новизна этого проекта не в плане: это была одна из попыток исследовать стекло как новый строительный материал.

В классической архитектуре одним из средств выражения пластики сооружения всегда была светотень. В современных прозрачных зданиях этот эффект отсутствует, потому что плоскости остекленных стен, расположенные под различными углами друг к другу, отражают на своей поверхности соседние дома и природное окружение и таким образом становятся гигантскими зеркалами, отчего архитектура здания как бы растворяется и отступает на второй план.

Миса чрезвычайно заинтересовал этот эффект и, сделав макет своего проекта, он написал: «Я решил, что форма призмы наилучшим образом подходит для треугольной строительной площадки. Я разместил стеклянные стены под такими острыми углами, чтобы разрушить монотонность огромной стеклянной поверхности. Работая с реальными стеклянными моделями, я обнаружил, что важной является игра отражений, а не эффекты света и тени, как в обычных зданиях. При сплошном остеклении нет нужды использовать обычные оконные конструкции, так как нет стены как таковой». Архитектор, по его собственным словам, считал, что стекло - это «кожа», а каркас - это «кости». Так он создал свою архитектуру «кожи и костей».

Также важными стали два проекта сельских домов: один из железобетона, другой из кирпича. В них архитектор использует супрематическую идею так называемого свободного плана, открывшего перед ним широчайшие композиционные возможности. Что же такое универсальная, многофункциональная планировка, то есть свободный план? Оказывается, гибкая и мобильная, что на практике означает фактическое отсутствие перегородок и зонирования. Эти ранние проекты содержат в себе главные принципы архитектурного мышления Миса ван дер Роэ: свободный план, каркасное строительство (архитектура «кожи и костей») и внимание к материалу.

Авангардное течение

Дом Ланге и дом Эстер 1930 года - виллы, основанием на проекте кирпичного дома 1923 года. Стена уже не рассматривается как подчиненный элемент замкнутый со всех сторон коробки здания - она приобретает самостоятельное значение, выведена за пределы внутреннего пространства, связывая его с окружающей средой. Вместо отдельных, вставленных в стены окон применены сплошные остекленные поверхности, контрастирующие с глухими участками стен. Авангардисты - современники Миса ван дер Роэ стремились питать стены гладкими и таким образом подчеркивали их геометрию.

В отличие от коллег Мис оставался приверженцем выразительности натуральных материалов, в данном случае кирпича, видя в нем носителя структуры. Он точно вымерял кирпичную кладку, подчиняя все размеры сооружения модулю кирпича. Кирпич при этом заказывался в Голландии, и Мис лично занимался отбором каждой партии, чтобы они не отличались по цвету, ведь «сооружение - это единое целое от вершины до подножия, а его мельчайшие детали выражают те же идеи…» или «бог - в деталях!».

Мис ван дер Роэ принимал активное участие в авангардном движении в Германии в период после Первой мировой войны, состоял в немецком «Веркбунде».

Для того чтобы продемонстрировать широкой публике эстетические и функциональные преимущества новых материалов и возможностей строительства, и даже шире - «нового образа жизни», в рамках устроенной «Веркбундом» международной выставки «Современная квартира» (Штутгарт, 1927) был построен образцовый поселок Вайсенхоф. Мис руководил проектом, в создании которого участвовали молодые архитекторы-новаторы Бруно Таут, Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Ганс Шарун, а также представители старшего поколения Питер Беренс и Ганс Пёльциг.

Всего поселок строили и оформляли 17 архитекторов и 55 дизайнеров интерьеров из пяти европейских стран. Вайсенхоф был не только демонстрацией передовых архитектурных идей 1920-х годов, но еще и следствием глобальности и близоости различных направлений современного движения. Создатель генерального плана поселка и руководитель всего проекта Мис ван дер Роэ, по его словам, «отказался от того, чтобы устанавливать жесткую программу, обеспечивая каждому как можно больше свободы для отражения своих идей».

Например, здание Ле Корбюзье иллюстрировало его тезис «дом - машина для жилья», Вальтер Гропиус своим проектом хотел показать эффективность сбора целых домов в заводских условиях. Дом, построенный Мисом, представляет собой самый крупный жилой дом, состоящий из четырех секций и являющийся центральной точкой в плане всего поселка. Неподвижными в доме оставались только стены, разделяющие секции, лестничные клетки и санузлы. В квартирах возможно было менять планировку с помощью выдвижных перегородок, что показывало, таким образом, преимущества мобильного пространства.

Павильон на выставке в Барселоне

После успеха Вайсенхофа, в 1929 году, Мис был избран для строительства . Если в Вайсенхофе архитектор продемонстрировал свои идеи применительно к утилитарному пространству, то павильон в Барселоне идеально воплощал концепцию «свободного плана» и наглядно объяснял тезис о «боге в деталях» (весьма, надо заметить, дорогостоящих деталях), потому что выставочный павильон давал такую возможность - он сам по себе экспонат, архитектура только для архитектуры.

Несмотря на кризис, который охватил всю Европу, в 1930 году Мис строит в Брно (тогда Чехословакия) виллу для семьи известных чешских промышленников Тугендхатов. В 1932 году он создает последнюю свою постройку в Германии - дом семьи Лемке. Главная уникальная особенность дома - две стеклянные стены, которые своей прозрачностью соединяют внутреннее пространство дома с природной средой своеобразного дворика.

“Баухауз”

В июне 1930 года Мис заменил Ханнеса Мейера на посту директора школы «Баухауз», основанной архитектором Вальтером Гропиусом в 1919 году. «Баухауз» символизировал саму сущность современного дизайна и был очень левым по своим политическим настроениям. Мис пытался деполитизировать школу, но ему это не удалось. В 1932 году правительство отозвало финансовую поддержку, однако Мис вновь открыл школу - уже на собственные средства. В середине марта 1933 года в Германии начали работу первые концентрационные лагеря, и 11 апреля нацисты закрыли «Баухауз».

К 1935 году современное искусство в Германии почти под запретом. Многие прогрессивные художники и ученые покидают страну (и вообще Европу), эмигрируя в США, но Мис пытается остаться на родине. В 1933 году он участвует в конкурсе на здание Рейхсбанка, в котором попытался разработать высотное каркасное сооружение. Его стиль был отвергнут как «не немецкий».

Переезд в США

Большую часть 1937 года Мис провел в США, где встретился с американским . В их эстетике много общего: концепция пространства и использование самых лучших отделочных материалов никогда не приносятся в угоду функциональности. В 1938 году Мис ван дер Роэ принял приглашение стать директором архитектурной школы Чикагского технологического института вооружений, который вскоре станет Иллинойским технологическим институтом. Впоследствии маэстро назначили главным проектировщиком новых зданий и генерального плана университетской территории.

Все его постройки сохранились здесь до сих пор, среди них Зал выпускников, часовня и настоящий шедевр - «Краун-холл», построенный для факультета архитектуры. Также Мис получил возможность создать свою систему образования архитекторов, соединив все лучшие достижения европейской авангардной школы и так называемой первой Чикагской школы конца XIX века. Его ученики стали работать в стиле, который считают второй Чикагской школой.

В 1944 году Мис ван дер Роэ получил американское гражданство. Творческая система архитектора к тому времени в целом уже сложилась. В американский период он развивал два типа зданий: первый - горизонтальный параллелепипед с нерасчлененным пространством, перекрытым без промежуточных опор, здание - хрустальный ларец, идущее от виллы Фарнсворт; второй - вертикальный параллелепипед, каркасное здание, образованное суммой равноценных ячеек, «упакованной» в единый объем прозрачными экранами навешенных на каркас стеклянных стен.

В 1946 году архитектурное бюро процветало, Мис тогда считался одной из авторитетнейших фигур мировой архитектуры. На одной из светских вечеринок он познакомился с известным чикагским доктором Эдит Фарнсворт и принимает ее предложение построить небольшой загородный дом на реке Фокс, на участке более 40 гектаров.

Это здание, по сути, является манифестом концепции архитектуры «кожи и костей», сооружением, ставшим символом новой американской архитектуры. Пожалуй, ни одно творение Миса ван лер Роэ не вызвало столько ожесточенных споров, как возведенная в 1950 году вилла Фарнсворт. Несмотря на небольшие размеры - 23×9 метров, она поднялась до статуса монумента.

Сама постройка представляет собой предельно простую структуру из восьми двутавровых стоек, которые держат две одинаковые по площади горизонтальные плоскости - потолок и подиум. При этом нижняя плоскость приподнята над землей на высоту в 1,6 метра, что создает эффект подвешенной стены, которая в данном случае сделана из стекла. Стойки, расставленные по периметру вытянутых сторон здания на расстоянии 7 метров одна от другой, не доходят до углов, оставляя их свободными, что усиливает эффект приподнятости всей конструкции.

С одной из сторон к зданию примыкает третья плоскость - меньшая по площади терраса, опирающаяся на шесть невысоких стоек. Призматический объем здания и плоская терраса образуют асимметричную ком-позицию, состоящую из двух симметричных элементов, и целых три разных пространства: застекленный основной объем, крытую террасу и открытую террасу.

Подиум, терраса и ступени отделаны травертином, а открытые металлические элементы после тщательной шлифовки швов выкрашены белой эмалью. Внутреннее пространство никак не разграничено, только в центре выделено сантехническое ядро (душевая и туалет), скрытое фанерными стенами.

Притом что лаконичные формы постройки далеки от природных биоморфных, она как будто растворяется в окружающем ландшафте. Так и должны, по мнению ван дер Роэ, соотноситься человеческое и Божественное: проникать друг в друга и дополнять, сохраняя свою изначальную сущность. Будучи живым воплощением принципа «кожи и костей», вилла предлагала ничем не защищенную, открытую форму проживания в своеобразном аквариуме.

Несмотря на то что на начальном этапе Эдит Фарнсворт предоставила архитектору абсолютную свободу, к концу строительства их отношения заметно разладились, они даже устроили взаимную судебную тяжбу по поводу возросшей стоимости работ. В профессиональной среде мнения разделились на «за» и «против» довольно радикально, однако вся эта шумиха только прибавила заказов архитектурному бюро Миса ван дер Роэ.

Высотные постройки

Свое первое высотное здание в США Мис построил в 1949 году. Жилой комплекс «Промонтори» в Чикаго стал отправной точкой для второй важнейшей линии творческой деятельности Миса ван дер Роэ в Новом Свете - строительства высотных жилых и общественных зданий со сложной функциональной программой, выполненных из стекла и металла. В 1951 году Мис возвел одно из самых значительных своих сооружений - жилой комплекс « , 860-880».

Благодаря этому проекту американский интернациональный стиль распространился по всему миру. Несмотря на множество недостатков и неудобств, выявившихся после заселения жильцов, рождение эталона состоялось.

В 1954 году Мис ван дер Роэ спроектировал здание, которое можно считать вершиной высотной модернистской архитектуры - «Сигрэм-билдинг» в Нью-Йорке. Здания жилого комплекса на Лэйк-Шор в Чикаго произвели впечатление на владельца фирмы «Бронфман и сыновья», производившей виски «Сигрэм». Фирма планировала открытие своей штаб-квартиры в Нью-Йорке. С «автором проекта выступил американский архитектор Филип Джонсон, очень влиятельная фигура не только с американской архитектуре, но и один из теоретиков интернационального стиля.

На небольшой квадратной в плане площадке, на знаменитой и престижной Парк-авеню, расположился невысокий по нью-йоркским меркам 38-этажный небоскреб высотой 157 метров. Однако он заметно выделяется среди других зданий Манхэттена.

Мис предложил простой прием: отодвинуть здание от красной линии метров на 20-30. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы открыть взгляду человека не нависающую стену небоскреба, а элегантный фасад с идеальными пропорциями и дорогими отделочными материалами, который предваряют два симметричных бассейна с фонтанами. Учитывая стоимость земли на Манхэттене и штраф за нерациональное использование строительного участка, эта небольшая площадь перед зданием едва ли не дороже всего строительства. Симметрия и строгое следование структурированной форме стали залогом успеха “черного кристалла”, как назвали высотку критики.

В структуре фасадов здания повторен метод, применявшийся в зданиях на Лейк-Шор-драйв, но здесь облицовка сделана не из стали, а из бронзы, а прозрачное стекло заменено затемненным дымчатым. Верхний объем небоскреба, выполненный в идеальном пропорциональном соотношении к основному объему, вообще не застеклен и не имеет горизонтального членения, как бы венчая башню сплошным коробом, что усложняет композицию и придает ей большую выразительность.

Благодаря вовсе не дешевым материалам внешней отделки здание выглядит торжественно. Отделка интерьеров подхватывает дорогостоящую элегантность фасадов - травертин, бронза, мозаики из разных видов натурального камня, обилие деревянных и стеклянных элементов. Совершенство исполнения всегда входило в эстетическую программу маэстро. На одном из верхних этажей расположен ресторан «Четыре сезона», который спроектировал Филип Джонсон. Это здание - ранний пример ускоренного строительства, когда сопутствующая документация создавалась одновременно с работами. Строительство «Сигрэм» закончилось, когда Мису было уже 72 года, тогда же он оставил руководство архитектурным факультетом. Так и не получив высшего профессионального образования, он состоялся как один из самых выдающихся архитекторов своего времени. Небоскреб «Сигрэм», вилла Фарнсворт и «Краун-холл» воплотили основные принципы и его философию понимания архитектуры.

Свою последнюю работу - здание Новой национальной галереи в Берлине Мис завершил в 1968 году. Архитектор умер 17 августа 1969 года - через год после окончания строительства галереи, которое курировал лично. После кремации его прах захоронен на чикагском кладбище Грэйслэнд.

Видимая простота форм зданий Миса обманчива, уникальность каждого достигается тонко модулированными ритмами и нюансами деталей, которые трудно выделить. Приемы, выработанные архитектором, стали стереотипами массовой культуры, они освобождены от сложных подтекстов и более удобны для тиражирования, чем исходные образцы. Сам архитектор в одном из поздних интервью сказал: «[Моя] концепция не выйдет из моды по двум причинам. Она прогрессивна, и она консервативна - в одно и то же время. Она прогрессивна, так как использует научные и технические достижения и основные возможности нашего времени. Она имеет научный характер, но она - не наука. Она использует технологические средства, но она - не технология. Она консервативна, так как сосредоточена не только на пользе, но связана и со смысловым значением, сосредоточена не только на функции, но и на выражении. Она консервативна, так как основана на вечных законах архитектуры: порядок, пространство, пропорции».

Людвиг Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe, Ludwig) (1886–1969), американский архитектор немецкого происхождения, один из основоположников «интернационального стиля», для которого характерно использование строгих геометрических форм. Его работы оказали заметное влияние на следующие поколения архитекторов. Постройки Миса ван дер Роэ, выполненные обычно из стали и стекла, отличает четкое пропорциональное решение как основной массы здания, так и его внутреннего пространства, а также подчеркнутый акцент горизонталей и вертикалей.

Людвиг Мис ван дер Роэ родился 27 марта 1886 в Ахене (Германия). От отца, каменщика по профессии, Мис ван дер Роэ унаследовал доскональное знание возможностей каменных конструкций. Приехав в 1905 в Берлин, он поступил учеником к известному немецкому мебельному мастеру Б.Паулю. С 1908 работал в мастерской у П.Беренса, где в то время обучались многие знаменитые мастера современной архитектуры, в том числе В.Гропиус и Ле Корбюзье. В 1912 Мис ван дер Роэ переехал в Гаагу; там он познакомился с работами Х.Берлаге, оказавшими большое влияние на формирование его стиля.

Архитектор стремился к предельной простоте своих сооружений. «Они должны быть простыми, и они просты, но они не должны быть примитивно простыми, а благородными, даже монументальными». Простота для Миса ван дер Роэ - не упрощенчество, граничащее с беспомощностью перед поставленной задачей; это простота, основанная на полном овладении сложной проблемой, ставшей благодаря этому простой.

Людвиг не получил профессионального образования в обычном понимании. Интерес к строительству привил ему отец, мастер-каменщик, владелец лавочки, торговавший пиленым камнем. С пятнадцати лет он помогал местному архитектору, выполняя бесконечные чертежи штукатурных орнаментов. В 1905 году Мис уехал в Берлин, где работал сначала у Бруно Пауля, одного из лучших в то время специалистов по архитектуре и оборудованию интерьеров, а с 1908 года - в мастерской Петера Беренса.

Позднее Мис ван дер Роэ писал:
«В 1900 году в Европе была группа очень талантливых людей, которая основала движение «Ар нуво». Они стремились создавать все по-новому: новые дома, новые костюмы, новые ложки, новую жизнь - все новое. Они думали, однако, что это - вопрос формы. В целом движение осталось типичной модой и никогда не выходило за ее пределы. Они были наиболее талантливые люди - таких больше не было в мире - и все-таки они не смогли сделать это.

Мне стало ясно, что вводить новые формы - не задача архитектуры. Я пытался понять - что же является ее задачей? Я спрашивал Петера Беренса, но он не смог мне ответить. Может быть, он просто не понимал вопроса. Мы пытались отыскать ответ сами. Мы исследовали залежи древней и средневековой философии. С того времени, как мы поняли, что это - вопрос истины, мы пытались найти, чем же действительно является истина. Мы были очень обрадованы, найдя определение истины у Фомы Аквинского, как выражают это современные философы на сегодняшнем языке: «Истина есть сущность факта». Я никогда не забываю этого. Это обнадеживающий и направляющий свет. Чтобы понять, чем действительно является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет - полстолетия».

Беренс, в то время крупнейший архитектор Германии, стремился дать новую жизнь классицизму, связав его с новыми конструкциями и решением новых функциональных задач. Среди поручений, которые пришлось выполнить Мису, был надзор за строительством Германского посольства в Петербурге. Три года, проведенные в мастерской Беренса, заложили основу формирования Миса как архитектора, навсегда усвоившего и неоклассические идеи, и технико-промышленные аспекты творчества своего учителя. Определенное влияние на молодого архитектора оказали и работы Райта, которые он видел на выставке в 1910 году в Берлине. Получив заказ в Голландии, Мис в 1912 году уехал в Гаагу, где познакомился с работами Х.П. Берлаге. В 1913 году он открыл в Берлине свое проектное бюро.

Когда в 1930 году Мис ван дер Роэ возглавлял Баухауз, он направил его деятельность на изучение в первую очередь чисто формальных проблем. Несмотря на это, нацисты сделали невозможной работу школы в Дессау. Мис ван дер Роэ вынужден был перевести ее в Берлин, а затем, в 1933 году, распустить. В 1937 году он эмигрировал в США, где годом позже был приглашен возглавить архитектурную школу ИТИ - Иллинойсского технологического института в Чикаго.

Именно здесь определилась главная архитектурная тема его построек американского периода - нерасчлененный параллелепипед с вынесенным наружу каркасом. Планировку комплекса ИТИ он организует по принципу, который в свое время положил в основу барселонского павильона, - прямоугольные блоки зданий лишь направляют развитие непрерывной системы пространств. Вся планировка подчинена единой модульной сетке.

Одновременно с первыми зданиями ИТИ Мис ван дер Роэ спроектировал и построил дом Фэрнсуорт в Фокс-Ривер (Иллинойс, 1946–1950). Три гладкие железобетонные плиты - терраса, пол и покрытие - как бы плавают над землей, приподнятые на металлических опорах, расположенных снаружи и связанных с боковыми гранями плит. Внутреннее пространство, огражденное лишь стеклянными панелями, не расчленено и воспринимается как часть общего пространства сада.


Начинавший как последователь Райта, Мис ван дер Роэ становится его антиподом. Рождается непримиримый антагонизм между романтикой «органичной архитектуры» и оголенным классицизмом универсальных структур Миса. В начале 1960-х годов, когда направление Миса ван дер Роэ исчерпало себя, он оставляет преподавательскую работу в ИТИ. Крупнейшая его постройка этих лет - Музей современного искусства в Западном Берлине (1968) - еще один вариант воплощения идеалов неоклассицизма в утонченно разработанной металлической конструкции.

Людвиг Мисс Ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe, 1886-1969 гг., настоящее имя- Мариа Людвиг Михаель Мисс) родился в 1886 году в городе Ахен (Германия) . Людвиг не получил профессионального образования в обычном понимании.

Интерес к строительству привил ему отец , мастер-каменщик, владелец лавочки, торговавший пиленым камнем. С пятнадцати лет он помогал местному архитектору, выполняя бесконечные чертежи штукатурных орнаментов.

В 1905 году Мисс уехал в Берлин , где работал сначала у Бруно Пауля, одного из лучших в то время специалистов по архитектуре и оборудованию интерьеров, а с 1908 года – в мастерской Петера Беренса. Мастерская Беренса была единственной в Германии, где молодое поколение могло найти то, в чем оно нуждалось.

Позднее Мисс Ван дер Роэ писал: “В 1900 году в Европе была группа очень талантливых людей, которая основала движение “Ар нуво”. Они стремились создавать все по-новому новые дома, новые костюмы, новые ложки, новую жизнь – все новое. Они думали, однако, что это – вопрос формы.

В целом движение осталось типичной модой и никогда не выходило за ее пределы. Они были наиболее талантливые люди – таких больше не было в мире – и все-таки они не смогли сделать это. Мне стало ясно, что вводить новые формы – не задача архитектуры.

Я пытался понять, – что же является ее задачей . Я спрашивал Петера Беренса, но он не смог мне ответить. Может быть, он просто не понимал вопроса. Мы пытались отыскать ответ сами. Мы исследовали залежи древней и средневековой философии. С того времени, как мы поняли, что это – вопрос истины, мы пытались найти, чем же действительно является истина.

Мы были очень обрадованы , найдя определение истины у Фомы Аквинского, как выражают это современные философы на сегодняшнем языке “Истина есть сущность факта”. Я никогда не забываю этого. Это обнадеживающий и направляющий свет. Чтобы понять, чем действительно является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет – полстолетия”.
Беренс, в то время крупнейший архитектор Германии, стремился дать новую жизнь классицизму, связав его с новыми конструкциями и решением новых функциональных задач.

Среди поручений, которые пришлось выполнить Миссу, был надзор за строительством Германского посольства в Петербурге .

Три года, проведенные в мастерской Беренса, заложили основу формирования Мисса как архитектора, навсегда усвоившего и неоклассические идеи и технико-промышленные аспекты творчества своего учителя. Определенное влияние на молодого архитектора оказали и работы Райта, которые он видел на выставке в 1910 году в Берлине.

Получив заказ в Голландии, Мисс в 1912 году уехал в Гаагу , где познакомился с работами Х.-П. Берлаге. В 1913 году он открыл в Берлине свое проектное бюро.

Период ученичества завершила первая мировая война . В годы социальных потрясений и экономической разрухи, когда строились мало, Мисс Ван дер Роэ выступил с серией экспериментальных проектов (1919-1924). Среди них отмеченные влиянием экспрессионизма проекты стеклянных небоскребов; архитектор искал новый тип конструктивной структуры и вместе с тем форму, полнее всего выявляющую прозрачность и блескость стекла.


Мисс сделал важный вклад в философию архитектуры конца 20-30-х годов. За этот период он создал несколько оригинальных зданий, включая Павильон в Барселоне и элегантную виллу Тагентхат в Брно (Чехия), которая теперь находится в списке мирового наследия ЮНЕСКО.

В 1920-е годы Мисс Ван дер Роэ был связан с наиболее радикальными из прогрессивных архитекторов Германии. В 1926 году в Берлине он построил памятник Карлу Либкнехту и Розе Люксембург. Кирпичная стела, асимметрично расчлененная выступающими и западающими плоскостями, несет эмблему Компартии Германии. Памятник полон суровой и страстной динамики.

Годом позже Мисс Ван дер Роэ возглавил Международную выставку в Штутгарте. Ему удалось объединить на выставочной территории постройки крупнейших архитекторов рационалистического направления из нескольких стран Европы. Сам он создал здесь трехэтажный жилой дом со стальным каркасом и изменяемой внутренней планировкой – прообраз типа, широко распространившегося в архитектуре 1930-х годов.

В некоторых статьях журналов за 1927 год приведены восторженные высказывания о выставке “Эта выставка, несомненно, доказала нам способность архитектора проникать в действительную жизнь. Мы считаем, что она имеет исключительное значение, потому что вывела новые методы строительства за пределы авангардистской лаборатории и заставила широко внедрить их в практику”.

Мисс Ван дер Роэ посчастливилось продемонстрировать свои архитектурные воззрения в чистом виде при строительстве немецкого павильона на Международной выставке 1929 года в Барселоне. Вместо павильона для размещения экспонатов он возводит здание, которое по четкости форм и красоте примененных материалов (травертин, оникс и стекло различных оттенков) представляет собой одновременно выставочный павильон и выставочный экспонат. В нем получила выражение новая архитектурная концепция, создано расчлененное, со свободно расположенными стенками, перетекающее пространство.

Структурная основа вытекает из четкого разграничения несущих и ненесущих элементов. Плоская крыша покоится на открыто стоящих стальных стойках, поэтому ненесущие стены могут быть выполнены из стекла и других тонкостенных материалов.

Мисс Ван дер Роэ последовательно разграничивает необходимые элементы конструкции (стойки, перекрытия) от таких, которые не выполняют конструктивных функций (ненесущие стены). Отказ от чисто декоративной трактовки конструктивных элементов – один из важнейших принципов современной архитектуры.

Проект этого павильона принес Ван дер Роэ мировую известность.

В 1930 году он построил жилой дом Тугендхата в Брэнне . То, что в Барселоне могло восприниматься как причудливая игра плоскостями и материалами, здесь превратилось в новую концепцию жилого дома.

Дом Тугендхата стоит на откосе. Мисс весьма удачно использовал такое расположение, спроектировав помещения в двух уровнях. Дом делится перегородками на четыре функциональные зоны вход, жилую зону, зону для занятий и столовую. Такой пространственной композицией Мисс вам дер Роэ удалось в соответствии со своими программными установками учесть все разнообразие повышенных требований заказчика, не нарушая цельности основного объема делением его на отдельные мелкие помещения.

Единством внутреннего содержания и наружного облика, привлекательностью вписанных в рельеф местности форм, раскрытием в окружающую природу, а главным образом гармонией пропорций дом Тугендхата может быть отнесен к классическим образцам современного жилища. биография архитектор людвиг роэ

В тридцатых годах Мисс недолгое время проработал директором в Баухаузе (Дессау, Германия) по настоянию своего друга и конкурента Уолтера Гропиуса (Walter Gropius), и осуществлял контроль над его закрытием из-за политического давления.

В это десятилетие он очень мало строил (главным его заказом на строительство были нью-йоркские проекты) , потому что в Германии он был персоной нон грата. В конце 30-х он неохотно сбежал из страны, так как чувствовал, что власть нацистов растёт. Когда он прибыл в США в1937 году, он уже был широко известен.

Мисс обосновался в Чикаго , где был назначен главой архитектурной школы в Чикагском технологическом институте (позже переименован в Иллинойский технологический институт). Одним из условий, при которых он соглашался на эту должность, было право перепроектировать университетский городок.


Некоторые из его самых известных зданий всё ещё стоят там.
В1946-1950 годы Мисс ван дер Ройе строил Дом Фарнсуорт для чикагского доктора Эдит Фарнсуорта. Это был первый дом, построенный им в США. Дом имеет прямоугольную форму с восемью стальными колоннами, стоящими в два параллельных ряда. Между ними заключены две бетонные плиты- одна в качестве пола, другая- потолка, закрытое стеклом жилое пространство и веранда.

Все внешние стены являются стеклянными, и интерьер полностью открыт за исключением обшитой деревянными панелями зоны, где располагаются две ванные, кухня и служебные помещения. Кроме поверхностей, состоящих из стекла, всё здание- ярко-белого цвета (Дом Фарнсуорта иногда путают с известным “Стеклянным домом” Филипа Джонсона, Philip Johnson).

В течение 1951-1952 годов Мисс спроектировал и построил Дом Маккормика, расположенный в Элмхерст (Иллинойс), для застройщика Роберта Маккормика, заказавшего себе летнюю резиденцию. Эта работа послужила основой для целой серии проектов домов ленточной застройки в Мелроуз Парк, Иллинойс, хотя они никогда небыли реализованы.

Сегодня Дом Маккормика является частью художественного музея Элмхерст.

В 1958 Людвиг Мисс ван дер Ройе построил сооружение, которое было расценено как окончательное выражение международного стиля в архитектуре- небоскрёб “Сигрем” (1954-1958 годы) в Нью-Йорке . Мисс был выбран дочерью клиента, Филлисой Бронфман Ламберт. Небоскрёб “Сигрем”- большое здание из стекла, но в противовес архитектор решил ограничить конструкцию, включив в ансамбль большую площадь и фонтан, и создать открытое пространство на Парк Авеню

Кроме того, Мисс использовал двутавровые балки, которые небыли необходимы с конструктивной точки зрения, но которые задавали структуру, выступая в качестве аргумента в споре, совершили архитектор преступление против декорирования. “Сигрем” также является первым примером конструкторского процесса, когда и проект, и строительство делаются одновременно.
Мисс проектировал и строил много современных высотных зданий в центре Чикаго и в других местах.

Вконтакте

Талантливый архитектор Людвиг Мис Ван Дер Роэ появился на свет 27 марта 1886 года в Аахене. В 1920-е годы он прибавил к своему полному имени, которое спустя некоторое время стало всемирно известным, фамилию матери. Еще подростком Роэ стал незаменимым помощником местного архитектора – чертил штукатурные орнаменты, выполнял нехитрые поручения и внимательно присматривался к мелочам.

"Стеклянный" дом

В 1905 году Мис отправился в Берлин, где ему посчастливилось устроиться на работу к архитектору Бруно Паулю, известному в то время специалисту по оборудованию интерьеров. Тремя годами позже перспективный Мис стал работником мастерской Беренса – он попал в место, которое считалось своеобразной фабрикой молодых талантов. Именно здесь начинающие архитекторы могли получить то, в чем они нуждались.
Работа в мастерской Беренса помогла Людвигу Мису найти себя – неоклассические идеи учителя и его техника наложили отпечаток на все дальнейшее творчество Роэ. Вскоре Мис получает заказ из Голландии и отправляется в Гаагу. А годом позже (в 1913) он уже становится хозяином собственного проектного бюро в Берлине.
Грянувшая мировая война оставила период обучения в прошлом. В это время было не до строительства, и Роэ начал эксперименты в проектировании. Одним из наиболее ярких его работ стал проект стеклянных небоскребов.
В 1923 году Роэ создал проекты загородных домов - кирпичного и железобетонного. Эти работы ознаменовали собой новую концепцию в архитектуре.

Эти два дома представляют собой форму, в которой используется непостоянный характер элементов, составляющих дом. Стена становится не просто элементом обрамляющим здание по периметру. Она выведена теперь за пределы здания и, связывая его с окружением, имеет самостоятельное значение. Сплошные остекленные плоскости работают на контрасте с глухими участками стен. В этих проектах созрело решение планировки дома по функциональному признаку, с четким делением на жилую и хозяйственную зоны.

Впоследствии, начиная с 1924 года этот принцип становится основным при проектировании жилых зданий. Мис ван де Роэ закладывает новое понимание при разработке внешнего облика здания. Он не стремится заключить функцию в сложный объем, а напротив, целиком подчиняет объемно-пространственное решение назначению здания. Таким образом, получается свободно-расчлененная композиция сооружения.

В 1926 году Мис стал создателем памятника Карлу Либкнехту и Розе Люксембург. Изваяния поражают суровостью и страстью своей динамики.
Уже год спустя Роэ организовал международную выставку, проходящую в Штутгарте. А во время строительства павильона Международной выставки 1929-го года в Барселоне Мис получил возможность полностью проявить свои архитектурные таланты и воззрения. Здание, возведенное под его началом, стало одновременно и павильоном, и экспонатом.

Эта работа представляла собой воплощение новой концепции – плоская крыша, расчлененное свободно текущее пространство, стальные стойки, дающие возможность изготавливать стены из тонкостенных материалов (например, стекла). Проект принес Роэ всемирную известность.

В 1930 году, являясь главой Баухауза, Роэ акцентировал внимание на изучение лишь формальных проблем. Но нацисты не смотря на это сделали работу школы в Дессау (Германия) невозможной. В результате архитектору пришлось сначала перенести свою школу в Берлин, а затем (в 1933 году) распустить её. Вскоре Роэ эмигрировал в Штаты, где в 1938 году он получил предложение стать главой архитектурной школы Иллинойского института технологии.
Крупный заказ Роэ получил уже в первый год своего пребывания в США – проект и строительство технологического института в Чикаго.

Территория технологического института в Чикаго.

В этой работе проявились основные черты его творчества американского периода – здание представляло собой нерасчлененный параллелепипед, каркас которого вынесен наружу.

Небоскребы талантливого архитектора – Чикагские высотки на Лейк-Шоо-Драйв и Коммонуэлс променад – быстро приобрели широкую известность.


Одной из самых интересных работ Роэ по праву считается здание компании «Бакарди» (Мехико). Намеренное акцентирование внимания на соотношении горизонтальных плоскостей делает это творение магнитом для взглядов прохожих.
В начале шестидесятых воззрения и направления Мис ван дер Роэ исчерпали себя. Он сворачивает преподавательскую деятельность и посвящает себя строительству здания Музея современного искусства (Западный Берлин). Это творение, воплотившее в себе идеалы неоклассицизма, стало его последней работой. В августе 1969 года Мис ван дер Роэ скончался.

Музей современного искусства в берлине.

Людвиг Мис ван дер Роэ (настоящее имя - Мария Людвиг Михаэль Мис) - в 20-х гг. один из лидеров функционализма, в 1930-33 директор Баухауза. С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания - параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958 ).

Формирование мастера

С детства был приобщен к строительному делу отцом, каменщиком по профессии. В 1905 переселился в Берлин, где в течение двух лет обучался ремеслу мебельщика у Бруно Пауля, а затем, в 1907-11 , работал под руководством выдающегося архитектора Петера Беренса, занимавшегося проектированием производственных зданий и промышленных изделий. От Беренса воспринял тенденцию неоклассицизма и программные установки на рациональный поиск способов эстетической организации современной индустриальной среды. Здесь же произошло знакомство Миса с Вальтером Гропиусом и Ле Корбюзье.

Его первые самостоятельные проекты выдержаны в неоклассическом стиле (например, дом Креллер в Гааге, 1912 ). При посещении Гааги начинающий зодчий познакомился с творчеством и идейными воззрениями Х. П. Берлаге, призывавшего к «честности» в архитектуре, то есть к выявлению свойств конструкции и качеств материала. На становление архитектурных принципов Миса оказали воздействие также концепции голландской группы «Стиль» и русского конструктивизма.

Творчество 1920 -х годов

По окончании Первой мировой войны Мис ван дер Роэ становится активным пропагандистом эстетики функционализма в качестве сооснователя журнала «G» (сокр. от Gestaltung - формообразование) и участника объединения революционных художников «Группа ноября», где в 1921-25 он возглавлял секцию архитектуры. Хотя лишь немногие из его новаторских проектов 1920 -х годов были осуществлены, они сыграли важную роль в развитии архитектурной мысли.

Задумывая тип небоскреба со сплошным остеклением (проекты 1919 и 1920-21 годов), Мис стремился придать простым геометрическим объемам легкость и лучезарность, наполнив их переливами отраженного и поглощенного света. Замысел офисного здания из железобетона (1922 ) - одна из первых проб сооружения кристаллической формы с опоясывающими его лентами окон. В проектах загородных домов архитектор, продолжая линию Ф. Л. Райта, находит способы организации динамичного пространства посредством свободной планировки.

Лишь во второй половине 1920 -х годов были воплощены в материале некоторые предложения архитектора. Памятник Карлу Либкнехту и Розе Люксембург в Берлине (1926 , уничтожен нацистами), с его выразительным движением монументальных массивов, выступающих вперед и уходящих в глубину, вошел в историю как один из лучших образцов мемориальных сооружений. В постройках частных особняков - дом Вульфа в Рубене (1926 ), дом Германа Ланге в Крефельде (1928 ), дом Тугендхата в Брно (1930 ) - Мис достигает классической сбалансированности в асимметричной компоновке призматически четких объемов.

Наиболее значительные достижения Миса ван дер Роэ периода его работы в Германии - жилой дом с изменяемой внутренней планировкой в поселке Вайсенхоф (Штутгарт, 1927 ) и павильон Германии на Всемирной выставке 1929 года в Барселоне. В прозрачном выставочном павильоне был последовательно осуществлен принцип сквозного движения пространства, перетекающего через внутренние перегородки и сливающегося с окружающей средой.

В Америке

Обосновавшись в США, Мис ван дер Роэ смог вполне реализовать свой творческий потенциал и достичь мировой известности. Уже в первой крупной работе - комплексе сооружений Иллинойского технологического института (ИТИ, 1942-58 ) - определилась его основная образно-пластическая тема, отмеченная влиянием живописи Мондриана: стеклянные поверхности, расчерченные прямоугольной сеткой металлического каркаса.

Называя свои постройки «конструкциями из кожи и костей», Мис стремился к совершенству формы, выстроенной по отвлеченным законам математической регулярности. Элементы его универсального языка - стальная конструктивная решетка, навесные стены, плоские перекрытия и внутренние панели, создающие эффект непрерывного перетекания пространственных зон. Стандартные балки и плиты использовались им как модули, обеспечивающие точность пропорциональных соотношений.

Среди сооружений ИТИ самое знаменитое - Краун-холл архитектурной школы (1952-56 ) - двухъярусное здание, нижний этаж которого утоплен в землю, а верхний стеклянный павильон словно взлетает, зависая на двух мощных рамах. Тектоника дома Эдит Фарнсуорт в Фоке- Ривер (Иллинойс, 1946-50 ) определяется ритмом парящих, будто подвешенных на магнитах горизонтальных плит - террасы, приподнятого над ней пола, перекрытия, лестничных ступеней.

Наибольшую известность принесли архитектору его стеклянные небоскребы. Два многоэтажных жилых корпуса на Лейк Шор Драйв в Чикаго (1957 ) располагаются под прямым углом друг к другу так, что с любой позиции видны разные комбинации фасада и торца. Четко очерченный блок здания компании Сигрэм в Нью-Йорке (1958 ) возносится над открытой площадкой, сверкая сиреневыми стеклами и пронзающей их бронзовой сеткой. Кристаллоподобные сооружения, переливающиеся под солнечными лучами, наполненные внутренним свечением по ночам, воплощали идеал Миса, выраженный им в кратком афоризме: «Меньше- значит больше».

Созданные им эталоны «интернационального стиля» широко тиражировались в 1950-60 -х годах, но позднее их отвлеченный минимализм был подвергнут критике в архитектурной теории постмодернизма.

Малоэтажные дома

В 1946 -1951 г. в местечке Плейно, Иллинойс Мис строит «Стеклянный дом» (Фарнсуорт-Хауз) для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение.

Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных подражаний, реплик и клонов «Стеклянного дома» можно отметить дом ученика Миса - архитектора и художественного критика Филипа Джонсона - дом которого построен по принципу «слияния с природой»: те же стеклянные стены, но зато тёмные опоры здания, расположенные в углах-гранях периметра несущей конструкции.

Чикагские небоскребы

Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскрёбов в Чикаго. Наиболее известным является построенный в 1958 году небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений Миса было отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Ещё на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания.

После Сигрэма в конторе Миса создают ещё несколько офисных небоскрёбов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада).

Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий - и резко отличавшимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго.

Последние годы жизни и творческое наследие

Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине, построенная в 1968 году. Архитектор умер 17 августа 1969 г. в Чикаго. Похоронен на кладбище Грейсленд.

Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». Однако ещё при жизни Мис достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Полностью стеклянные стены породили проблемы с избыточной инсоляцией, а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены, и в 80-е годы практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм.

Публикации по теме