Проиллюстрируйте примерами любые три функции конкуренции. Текст к заданиям С1-С4. Задания для самостоятельной работы

Довольно сложно переоценить. Благодаря этому процессу происходит развитие той или иной отрасли, производители улучшают качество своего товара, чтобы привлечь максимальное количество покупателей. На потребителей конкуренция также оказывает положительное влияние. Но при всех преимуществах у данного процесса есть и недостатки. Конкуренция заставляет слабые начинающие компании уходить с рынка, а сильные, наоборот, только усиливают свои позиции. Помимо этого, появляется нестабильность. Функции конкуренции в рыночной экономике предназначены для того, чтобы процесс совершенствовался, и недостатков становилось меньше.

Экономическое соперничество товаропроизводителей за привлечение наибольшего количества покупателей, соответственно, получение максимальной прибыли именуется конкуренцией. Основатель экономической науки Адам Смит называл конкуренцию «невидимой рукой» рынка. Он говорил, что благодаря этому процессу стремление производителей к максимальному доходу служит и на благо общества, так как товар становится более качественным.

Как и многие другие термины, конкуренцию можно рассмотреть как в широком, так и в узком понимании. В более широком смысле под конкуренцией понимают часть механизма рынка, которая регулирует и обеспечивает взаимодействие между участниками хозяйства. В узком смысле данный процесс представлен как соперничество между отдельными компаниями за «место под солнцем», состязание фирм в какой-либо отрасли. Функции конкуренции в условиях рыночной экономики определяют порядок действий и целей, которые должны быть выполнены.

Совершенная конкуренция

Если говорить более широко, то можно выделить два основных совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция не подразделяется на модели, чего нельзя сказать о несовершенной. На первый взгляд, именно совершенная конкуренция является идеальной ситуацией в условиях рынка. Суть её состоит в том, что все производители выпускают одинаковый продукт, который соответствует определённым требованиям.

Привлечь покупателей производитель может только с помощью рекламных ходов, но нельзя менять сам товар. В реальности такой вид конкуренции найти очень трудно. В качестве примера можно привести разве что хозяйства фермеров, которые выращивают одинаковые овощи и фрукты.

Монополия

Это направление наиболее широко представлено в мире на данный момент. Монополия является одной из моделей несовершенной конкуренции. Она представляет собой обилие небольших фирм, которые выпускают товары и предлагают свои услуги. Сущность и функции конкуренции в рыночной экономике наиболее широко представлены именно в этом виде данного процесса. Ведь в условиях монополии можно соперничать практически всеми способами: менять цену, качество продукции, размещать рекламу, создавать новый бренд и т. д.

Примеров такой конкуренции много: это могут быть и туристические компании, и салоны красоты, и букмекерские конторы. В каждом городе есть различные организации, которые оказывают услуги или выпускают товар. Эти предприятия и являются представителями монополии.

Олигополия

Этот рынок имеет одну отличительную особенность: на нём не должно одновременно функционировать более десяти производителей. Функции конкуренции в рыночной экономике здесь обречены на два исхода: либо помогают компаниям договориться о партнёрстве, либо фирмы начинают изживать и вытеснять друг друга.

Государство в условиях олигополии следит за уровнем цены, чтобы производители не наглели и не ставили высокие цены на товар, который стоит намного дешевле. Все компании, которые функционируют на данном рынке, являются крупными и успешными. Новым предприятиям практически невозможно занять место рядом с ними. В качестве примеров можно выделить мобильных операторов и химическую промышленность.

Чистая монополия

Данный рынок отличается от других тем, что здесь существует лишь один производитель. Функции и место конкуренции в в этом случае ничего не значат. Если производитель всего лишь один, то ему не с кем соперничать, так как он является монополистом в той или иной отрасли. Государство должно проводить контроль, так как фирма-монополист практически может устанавливать свои правила. В большинстве случаев при чистой монополии не происходит никакого развития производства. Зачастую годами выпускается один и тот же продукт, который не совершенствуется. Это приводит к стагнации в экономике. Из примеров можно выделить водоканалы и газовые фирмы.

Функции конкуренции

Для начала необходимо выделить общие функции конкуренции в рыночной экономике кратко. Затем всё это будет разобрано более детально. Итак, во-первых, данный процесс должен обеспечивать эффективное использование факторов производства. Иными словами, он должен помочь адаптировать современное производство к новым условиям.

Во-вторых, конкуренция должна способствовать тому, чтобы главная цель любого предпринимателя - получение максимальной прибыли - сочеталась с развитием технического прогресса. В-третьих, конкуренция обеспечивает свободу деятельности. Она предлагает наличие альтернативы для абсолютно любой деятельности.

Регулирующая функция

Теперь о каждой подробнее. Попробуем рассмотреть все функции конкуренции в рыночной экономике с примерами. В основе рынка лежит равновесие спроса и предложения. Регулирующая функция помогает выявить тот объём производства, который будет удовлетворять потребности покупателя.

Чтобы это определить, необходимо нарисовать график, который будет отражать спрос и количество выпускаемой продукции. На графике есть точка равновесия, отражающая нужное количество товара. Например, компания занимается молочной продукцией. В день она выпускает 50 упаковок молока и 20 банок сметаны. Если предприятие станет выпускать на 10 упаковок молока меньше, возникнет дефицит. А если на 10 больше, то будет излишек. И то, и другое отрицательно влияет на производство, поэтому эта функция очень важна.

Инновации

Не менее важной в современном мире является В настоящее время всё очень быстро меняется, и улучшение производства, приобретение новейшего оборудования становится необходимостью. Однако далеко не все фирмы готовы тратить огромные суммы денег на различные инновации. Хотя благодаря им улучшаются условия труда, повышается качество продукции. Опыт других компаний показывает, что необходимо применять все функции конкуренции рыночной экономике. Примеры могут быть разнообразны, но остановимся на одном из них.

В конце XX века компания Nucor Steel, которая занималась отливкой стали, ничем не отличалась от своих конкурентов. В 1986 году президент компании смог получить документы по новой технологии. Эта разработка была незаконченной, и для её внедрения требовалась огромная сумма денег, которой у компании не было. Однако президент рискнул, и сейчас Nucor Steel - индустриальный гигант, который опередил всех конкурентов и стал лидером в этой отрасли.

Распределяющая функция

Как и все остальные функции конкуренции в рыночной экономике, распределяющая является очень важной. Иными словами, это мотивация. По статистике, половина фирм прекращает своё существование спустя год после появления. 65% уходят в течение трёх лет. Это говорит о недостаточности знаний и маленьком уровне мотивации. Компания, которая нацелена завоевать покупателей, сделает для этого всё возможное. Эта фирма будет применять в своей деятельности все функции конкуренции в рыночной экономике.

План играет также немаловажную роль. Планирование своей деятельности необходимо, так как помогает чётко выделить все стадии развития компании, а также определяет миссию и цель предприятия.

Функция контроля

Контроль в условиях конкуренции должен существовать в виде каких-либо органов. В рынках монополий и олигополий есть такой орган - Антимонопольный комитет. В условиях чистой монополии контролирующего органа нет, так как в этом нет необходимости. Многие экономисты не выделяют функцию контроля, так как ставить цену выше других при некачественном товаре не будет ни один производитель, поскольку это приведёт к потере клиентов и, соответственно, банкротству предприятия. Необходимо работать над ошибками и совершенствовать товар, чтобы вырваться в лидеры среди похожих фирм.

Вывод

Рассмотрев все функции конкуренции в рыночной экономике, можно сделать вывод, что все они крайне важны, и без них не сможет существовать ни одно предприятие. Приведённые примеры в полной степени отражают значимость каждой из функций. Каждой компании необходимо проводить работу над ошибками, но не обязательно над своими. Опыт других фирм бесценен, и перед принятием какого-либо важного решения следует узнать, были ли в истории такие случаи и чем они закончились.

Сейчас есть Всемирная сеть, которая находится в общем доступе, поэтому это сделать очень просто. Также нельзя забывать и о литературе, которая поможет начинающему предпринимателю применять все функции конкуренции в рыночной экономике. Книга А. С. Елисеева «Экономика», помимо всего прочего, является отличным началом для изучения принципов экономики.


Экономика.

1. Проиллюстрировать 3 примерами влияние конкуренции на развитие производства.

Г) сезонный характер труда.

3. Виды безработицы:

А) циклическая;

Б) фрикционная;

В) структурная;

Г) сезонная;

Д) скрытая.

4. Масштабы безработицы в РФ.

5. Меры по борьбе с безработицей.
6. Составить план по теме: «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности».

7. Составить план по теме: «Фирмы в экономике».

8. Составьте план на тему: «Экономическая свобода и социальная ответственность».

9. Назовите три субъекта экономической системы, которые выигрывают от неожиданной инфляции.

Заемщики,

Правительство,

Лица, держащие накопления в виде недвижимости, драгоценностей, произведений искусства.
10. Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три фактора, определяющие существенные различия в уровнях заработной платы работников.

Сложность труда и ответственность работника (труд рядового работника предприятия и директора предприятия различаются уровнем сложности и ответственности. Директор фирмы должен организовать успешную работу всего предприятия, найти поставщиков , заключить договоры о сбыте продукции, поэтому его труд оплачивается выше).

Уникальность труда (кризис-менеджер в отличие от менеджера по персоналу является уникальным работником, способен выводить предприятие из кризисного состояния).

Эффективность труда (труд риэлторов по продаже зависит от эффективности их труда, так как они получают значительную долю зарплаты как процент о заключенных сделок).
11. Назовите любые три фактора, которые влияют на увеличение предложения товаров.

12. Перечислите три характерных признака командно-административной экономической системы.

13. Перечислите 4 основных элемента экономической деятельности. Каждый из них проиллюстрируйте примером.

14. Назовите три направления воздействия рыночного механизма на экономику. Каждый из них проиллюстрируйте примером.

15. Раскройте на трех примерах различные проявления государственного регулирования рыночной экономики.
16. Назовите три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и каждую из них проиллюстрируйте примером.

- безработица,

- прибыль,

- налоговые льготы.

23. Назовите три фактора, влияющие на изменение спроса на труд, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

Технический прогресс (если в производстве телевизоров будет внедрена новая технология, то количество рабочих снизится);

Структурные сдвиги в экономике (быстрое распространение компьютеров почти вытеснило с рынка труда профессию секретаря-машинистки);

Изменение цены на товар.

Задания для самостоятельной работы.

24. Гражданин Н. открыл депозитный счет в банке под 12% годовых сроком на один год. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример. Назовите любые иные функции денег и проиллюстрируйте их конкретными примерами.
25. Крупная компания объявила о повышении тарифов на электроэнергию. Какие три последствия этой меры должен ощутить рынок?
26. Назовите три мероприятия правительства, способствующие сокращению инфляции.
27. Проанализируйте ситуацию:

Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции Японии в 2-3 раза ниже, чем в других странах. В США этот показатель составляет 32%, в Англии – 27%, а в Японии 11%. Так в стоимости итальянских автомобилей «Фиат» на зарплату приходится 31%, а в стоимости аналогичных японских автомобилей – 7%. Какие три фактора влияют на уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции?
28. Назовите два вида издержек фирмы в краткосрочном периоде и проиллюстрируйте примером каждый из них.
29. Американская компания по производству сотовых телефонов сократила 15 тысяч рабочих мест и вынесла значительную часть производства в Китай и страны Восточной Европы (за предыдущие два года компания сократила 25 тысяч рабочих мест).. При этом безработица в США составила на данный момент 9%.

Какие причины такой политики компании? Назовите общемировой процесс , проявлением которого служат приведенные факты.
30. Напишите эссе на предложенные темы:
«Бизнес – это сочетание войны и спорта» (А.Моруа);
«Богатство главным образом зависит от двух вещей: от трудолюбия и умеренности, иначе говоря, не теряй ни времени, ни денег, и используй и то и другое наилучшим образом» (Б.Франклин);
«Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодородная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров» (Ф.Бэкон);
«Инфляция каждому представляет возможность почувствовать себя миллионером» (А.Рогов).

Двадцать шестое задание ЕГЭ по обществознанию предполагает раскрытие теоретических положений на примерах. Например, нужно назвать три органа государственной власти нашей страны и привести по одному примеру их полномочий, или же указать три функции государства и проиллюстрировать их примерами.

Максимально возможный первичный балл за это задание – 3. Его присуждают, если верно указаны, допустим, три органа власти и приведены три полномочия. 2 балла дают, если названы 3 органа и указаны 2 полномочия, или же если названы 2 органа, но 3 и более полномочий.

Один балл можно получить, если названы 1-3 органа и указано только одно полномочие, или если назван один орган, но указано 2-3 и более полномочий, или же названы только 2 органа.

Если же не назван ни один орган, но полномочия написаны, не поставят ни одного первичного балла. В общем-то задание не сложное, и получить если не 3, то уж 1-2 первичных балла на нем точно можно. Давайте рассмотрим некоторые возможные варианты 26 задания.

Разбор типовых вариантов задания №26 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три ос­нов­ные обя­зан­но­сти работника, закреплённые Тру­до­вым ко­дек­сом РФ.

Здесь важно не перепутать права работника с его обязанностями. Например, он имеет право на вступление в профсоюзы, но не обязан этого делать – может вступать, а может и не вступать. Давайте рассмотрим ряд обязанностей работника по Трудовому кодексу РФ:

  • добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять установленные нормы труда;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  • бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
  • незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

Проиллюстрируем их примерами (мы иллюстрируем 5, на экзамене достаточно трех)

Основные обязанности работника, закрепленные Трудовым кодексом РФ:

  1. Добросовестное исполнение трудовых обязанностей, указанных в трудовом договоре. Экскурсовод обязан проводить экскурсии по тем местам, которые определены их маршрутом.
  2. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка. При начале рабочего дня в офисе в 9 утра менеджер должен приходить на работу к этому времени.
  3. Соблюдение требований по охране труда и обеспечению безопасности труда. Строитель не должен производить какие-либо работы без строительной каски.
  4. Соблюдение трудовой дисциплины. Охранник явился на работу в нетрезвом виде и был уволен.
  5. Выполнение установленных норм труда. Работник цеха должен выполнять 7 деталей в день.

Второй вариант задания

Назовите любые три ос­но­ва­ния со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дое из них.

Как мы помним, социальной стратификацией называется дифференциация членов общества (деление их на различные группы – например, сословия, касты, классы) в зависимости от различных признаков. Вот эти признаки нам и нужно назвать в задании. Чаще всего выделяют три вида социальной стратификации – политическая, экономическая и профессиональная. Следовательно, основаниями для дифференциации служат: доступ к власти, размер получаемого дохода и выполняемые профессиональные функции. Однако основанием может служить также богатство и образование. Придумываем примеры.

  • Доступ к власти

Человек, у которого есть доступ к власти, может влиять на жизнь общества и изменять проводимую государством политику

  • Размер получаемого дохода

Уровень жизни основной массы населения ниже, чем уровень жизни богатых людей

  • Богатство

У богатых людей больше возможностей для получения образования за границей

  • Профессия

Если у человека престижная профессия, он получает больший доход

  • Образование

Чем выше уровень и качество образования, тем больше шансов для получения хорошей работы

Третий вариант задания

Назовите любые три со­ци­аль­ные функции го­су­дар­ства и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каждую из них.

Социальная функция государства направлена на обеспечение социальной защищенности граждан, создание нормальных условий для их жизни. К социальным функциям относится обеспечение занятости населения, установление прожиточного минимума и МРОТ, поддержка тех, кто по объективным причинам не может трудиться, пенсионное обеспечение, здравоохранение, страхование. Придумать примеры здесь не так сложно. Один из вариантов ответов выглядит так:

  • Обеспечение занятости населения

В каждом районе есть центр занятости населения и биржа труда, куда могут обратиться люди, ищущие работу

  • Поддержка тех, кто по объективным причинам не может трудиться

Государство выплачивает пенсии и стипендии

  • Обеспечение здравоохранения

В каждом районе есть государственные поликлиники и больницы, бесплатно проводится вакцинация

  • Установление прожиточного минимума

Государство каждый год устанавливает размер прожиточного минимума, с которым совпадает минимальный размер оплаты труда.

Результаты ЕГЭ 2010 года по обществознанию показали, что актуальной проблемой для предмета становится чтение и понимание текстов. Показатели выполнения заданий на анализ и интерпретацию фрагментов оригинальных текстов, содержащих информацию стали ниже, чем в предыдущие годы.

Как работать с текстом на экзамене

1. С чего начинать работу с текстом?

Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Прямые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.

Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознанияотносится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Определите основную идею текста.

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой - отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить по­следующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя - искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:
внимательно прочитать задание;
понять, что именно требуется для успешного ответа;
уяснить, из каких частей складывается задание;
стараться выполнить все задание;
если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
сформулировав ответ, проверьте его правильность.

Первое задание из четырёх (С1) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (С2) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (С3) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (С4) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания С3 и С4 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Пример задания

Текст к заданиям С1-С4.
Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

С1.

С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

С3.

С4.

Ответ:

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?


Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:
- благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;
- расширение производства общественных благ;
- создание правового поля в финансовой сфере.
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:
- принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
- борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
- проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).
Могут быть приведены другие примеры
Названо три явления, одно проиллюстрировано примером 2
Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером 1
Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:
1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
4) стимулирует снижение затрат производства.
Возможны иные правильные ответы.
Указаны три позиции 3
Указаны две позиции 2
Указана одна функция 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;
2) приведены два аргумента, например:
в демократическом обществе
- налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
- судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:
- предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;
- избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.
Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры
Указана точка зрения автора, названы два аргумента, приведен один пример 3
Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример 2
Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример 1
Указана точка зрения автора, но аргумент и пример не приведены, ИЛИ ответ неправильный. 0
Максимальный балл 3
Использованные материалы:
1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию. www.fipi.ru
2. Лазебникова А.Ю. Обществознание. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. www.alleng.ru
3. Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий/ФИПИ. – М: .Интеллект – Центр, 2010. www.alleng.ru

Публикации по теме