Правильная последовательность разработки анкеты. Краткая характеристика торгового комплекса «Фестиваль». Практика использования анкетирования при проведении маркетинговых исследований в торговом комплексе «Фестиваль»

Анкета -- это очень тонкий и гибкий инструмент для сбора первичных данных, и ее не нужно отождествлять с простым списком вопросов. Разработка анкеты - исследовательский процесс, включающий в себя выдвижение и обоснование целей, формулирование гипотез, разработку вопросов, определение способа анкетирования, разработку аналитических таблиц для последующей обработки и др. Анкета обычно состоит из трех блоков :

Дополнительная процедура, устное исследование, является более активной формой сбора данных, где интервьюер управляет серией пробных вопросов, предназначенных для получения конкретной информации. Устное зондирование классически разделяется на параллельное и ретроспективное зондирование. При параллельном исследовании собеседник задает конкретным вопросам респондента свои мыслительные процессы, поскольку ответчик отвечает на каждый вопрос. Хотя подрывное, параллельное исследование имеет то преимущество, что позволяет участникам реагировать на вопросы, пока их мысли являются последними.

1. Введения, или преамбулы - основное предназначение убедить респондента принять участие в опросе. В ней в краткой форме сообщаются цель (иногда организатор) проводимого исследования, подчеркивается важность ответов респондента с просьбой принять участие в опросе, указывается необходимое время для проведения анкетирования, даются разъяснения по заполнению анкеты, в необходимых случаях гарантируется анонимность. Если опрос проводится по почте, введение может быть написано в виде сопроводительного письма.

Ретроспективное зондирование, с другой стороны, происходит после того, как участник завершил весь опрос и, как правило, менее разрушителен, чем параллельное зондирование. Недостатком ретроспективного исследования является риск отзыва смещения и эффектов ретроспективного анализа. Модификация двух методов устного зондирования определяется как непосредственное ретроспективное исследование, которое позволяет интервьюеру найти естественные точки разрыва в опросе. Немедленное ретроспективное зондирование позволяет интервьюеру опросить респондента, не прерывая между ними.

2. Основной части , состоящей из перечня вопросов - при ее разработке следует обратить внимание на тип вопросов (формат ответов), их содержание и число, корректность и уместность, последовательность представления, наличие контрольных вопросов в анкете. Контрольные вопросы (детектор) призваны проверить правильность и искренность ответов респондентов. В этой связи они рассеиваются среди других, чтобы не находиться рядом с теми, для проверки которых они собственно сформулированы.

Такой подход имеет потенциальную выгоду для уменьшения смещения отзыва и эффектов ретроспективного анализа, ограничивая прерывания интервьюера и уменьшая искусственность процесса. На практике многие познавательные собеседования фактически используют смесь методов «мыслящего» и «словесного зондирования» для лучшего выявления потенциальных ошибок.

После завершения когнитивного собеседования существует несколько методов анализа полученных качественных данных. Один из способов количественного анализа результатов когнитивного интервью - это кодирование. С помощью этого метода устанавливаются заранее определенные коды для общих ошибок респондентов, а частота каждого типа ошибок табулируется для каждого элемента. Кроме того, коды могут быть ранжированы в соответствии с заранее определенной серьезностью ошибки. Хотя количественные результаты этого анализа часто легко интерпретируются, этот метод может пропускать ошибки, которые не могут быть предсказаны, и могут не полностью объяснить, почему возникает ошибка.

3. Реквизитной части (паспортички) - размещаются вопросы, касающиеся некоторых личностных характеристик респондентов: пол, возраст, уровень доходов или принадлежность к тому или иному классу, семейное положение, количество детей и т.п. Иногда в этой части, если речь идет об анкетировании частных лиц, есть смысл попросить указать имя респондента, телефон, адрес. Но при этом всегда следует сделать оговорку на необязательность заполнения этих реквизитов. Если объектом изучения являются предприятия (организации), в этой части анкеты можно попросить указать наименование организации, ее размер, местоположение, вид деятельности, имя и положение в организации лица, заполнявшего анкету.

Таким образом, качественный подход к когнитивному собеседованию также может быть использован посредством анализа взаимодействия. Как правило, анализ взаимодействия пытается описать и объяснить, как люди интерпретируют и взаимодействуют во время разговора, и этот метод может применяться во время управления когнитивным интервью для определения значения ответов. Исследования показали, что комбинация анализа кодирования и взаимодействия может быть весьма эффективной, предоставляя больше информации о «когнитивной действительности» нового вопросника.

Кроме того, следует отметить, что каждая анкета подлежит идентификации путем указания ее названия, даты, времени и места проведения опроса, фамилии интервьюера. На разработку грамотной анкеты может уйти от одной до нескольких недель.

Процесс разработки анкет включает 10 этапов , представленных на рисунке 1.

Определение необходимой информации

Важность респондентов, которые понимают каждый предмет подобным образом, неотъемлемо связана с общей достоверностью оценок из любого нового вопросника. Кроме того, необходимость того, чтобы респонденты понимали каждый элемент в том виде, в котором он был предназначен создателем опроса, неотъемлемо связан с обоснованностью опроса и выводами, которые могут быть сделаны с полученными данными. В совокупности эти два фактора критически важны для создания высококачественного вопросника, и каждый фактор может быть устранен с помощью хорошо разработанного когнитивного интервью.

Выбор метода проведения опроса

Определение содержания конкретных вопросов

Построение вопросов в целях преодоления неспособности или нежелания респондента отвечать

Определение структуры вопросов (формы ответа на каждый вопрос)

Определение словесной формулировки каждого вопроса

Определение последовательности вопросов

В конечном счете, независимо от методов, используемых для проведения когнитивных интервью и анализа данных, собранная информация должна использоваться для изменения и улучшения общего вопросника и отдельных предметов обследования. Несмотря на все усилия исследователей медицинского образования в ходе вышеупомянутого процесса разработки обследований, некоторые предметы обследования могут все еще быть проблематичными. Таким образом, следующим шагом будет пилотный тест вопросника и продолжить сбор доказательств действительности.

Два из наиболее распространенных подходов основаны на внутренней структуре и отношениях с другими переменными. Во время пилотного тестирования члены целевой группы заполняют опрос в запланированном режиме доставки. Затем данные, полученные из экспериментального теста, проверяются для оценки диапазона и дисперсии элементов, оценки надежности оценки всей шкалы и элемента обзора и составных корреляций. На этом этапе проектировщики обследования должны также просмотреть описательную статистику и гистограммы, которые демонстрируют распределение ответов по предмету.

Определение формы и расположения анкеты

Воспроизведение анкеты

Проведение пилотного опроса

Рассмотрим более подробно каждый этап разработки анкеты.

1. Определение необходимой информации. Потребность в необходимой информации должна определяться на основе выявленной проблемы и, в целом, концепции маркетингового исследования. Для контроля полноты и степени охвата всех компонентов концепции маркетологу следует подготовить набор вспомогательных таблиц или их макетов, т.е. пустых таблиц, созданных для регистрации информации, которая будет собираться.

Этот анализ может помочь в определении элементов, которые могут не функционировать в соответствии с тем, как проектировал. Чтобы выяснить внутреннюю структуру вопросника и оценить степень, в которой элементы в определенном масштабе измеряют одну базовую конструкцию, разработчикам обследования следует рассмотреть возможность использования передовых статистических методов, таких как факторный анализ. Чтобы оценить размерность шкалы обследования, которая была специально построена для оценки отдельной конструкции, мы рекомендуем использовать методы подтверждающего факторного анализа; что другие исследователи утверждали, что анализ исследовательских факторов более уместен при анализе новых масштабов.

На этом этапе следует идентифицировать целевой сегмент, для которого разрабатывается анкета. Так, понимание вопросов анкеты зависит от социально-экономических характеристик респондента. Например, вопросы, предназначенные для бизнесменов, окажутся неподходящими для домохозяек. Игнорирование этого аспекта приводит к увеличению случаев неточных ответов: вопрос может вызвать затруднение при ответе на него или у опрашиваемого будет отсутствовать собственное мнение по нему. Чем шире диверсифицированы респонденты, тем сложнее разработать вопросник, подходящий для всей группы.

Независимо от конкретного используемого анализа, исследователи должны знать, что методы анализа факторов часто плохо понимаются и плохо реализуются; к счастью, литература изобилует множеством полезных руководств. Проведение анализа надежности - еще один важный шаг на этапе экспериментального тестирования. Наиболее распространенным средством оценки надежности шкалы является вычисление альфа-коэффициента Кронбаха. Альфа Кронбаха является мерой внутренней согласованности баллов. Это функция корреляции между пунктами и общее количество предметов в определенном масштабе.

При определении необходимой информации составляется примерный список вопросов анкеты. При его просмотре следует исключать второстепенные, несмотря на их привлекательность, так как они увеличивают время сбора и анализа данных, а иногда - уровень отказов респондентов отвечать на вопросы анкеты.

2. Выбор метода проведения опроса. При разработке анкеты следует учитывать метод проведения опроса, так как:

Важно отметить, что альфа Кронбаха не является хорошей мерой одномерности масштаба, как это часто предполагается. Таким образом, в большинстве случаев дизайнеры опроса должны сначала провести факторный анализ, оценить униметричность шкалы, а затем продолжить анализ надежности, чтобы оценить внутреннюю согласованность баллов по шкале. Поскольку альфа Кронбаха чувствительна к длине шкалы, при прочих равных условиях более длинный масштаб обычно имеет более высокую альфа-альфа-Кронбаха. Конечно, длина шкалы и связанное с этим повышение надежности внутренней согласованности должны быть сбалансированы с перегруженными респондентами и сопутствующими ошибками ответа, которые могут возникать, когда вопросники становятся слишком длинными, и респонденты устают.

В ходе личного опроса респонденты видят анкету и тесно общаются с интервьюером, в этой связи можно задавать разнообразные, комплексные, разветвленные вопросы с разным уровнем сложности;

При проведении телефонного опроса респонденты разговаривают с интервьюером, но не видят анкету, данное обстоятельство выступает ограничением для выбора возможных вопросов, так как в этом случае они должны быть краткими и простыми;

Наконец, очень важно признать, что надежность является необходимым, но недостаточным условием действительности. То есть, считая действительными, оценки опроса должны быть сначала надежными. Однако надежные оценки не обязательно действительны для данной цели.

После оценки одномерности и внутренней согласованности шкалы проектировщики опроса часто создают составные баллы для каждой шкалы. В зависимости от рассматриваемого вопроса исследования эти составные оценки могут затем использоваться как независимые или зависимые переменные. При попытке оценить трудноизменяемые образовательные конструкции, такие как мотивация, уверенность и удовлетворенность, обычно имеет смысл создавать составную оценку для каждой шкалы обследования, чем для использования отдельных предметов обследования в качестве переменных.

Почтовый опрос предполагает самостоятельное заполнение респондентами вопросов анкеты, поэтому вопросы в них должны быть простыми с приложением подробных инструкций и т.д.

3. Определение содержания конкретных вопросов. На данном этапе следует обратить внимание на три аспекта:

- Нужен ли вопрос? Если ответ на вопрос не несет в себе важной информации, то его следует исключить из анкеты. Исключение составляют нейтральные вопросы, размещенные в начале анкеты, для установления коммуникационной связи с респондентом, особенно если тема исследования противоречива и способна вызвать сильную эмоциональную реакцию. Иногда, чтобы скрыть от респондентов цели и самого заказчика исследования, дополнительно к вопросам об одной торговой марке включаются вопросы, связанные со сравнением нескольких других торговых марок.

Комбинированный балл - это просто средний балл всех предметов в определенном масштабе. Использование средних баллов имеет несколько отличительных преимуществ перед суммированием предметов в пределах определенного масштаба или подшкала. Во-первых, средние баллы обычно сообщаются с использованием той же шкалы ответов, что и отдельные предметы; этот подход облегчает более прямую интерпретацию средних баллов в терминах якорей ответа. Во-вторых, использование средних баллов дает понять, насколько велики измеренные различия действительно при сравнении людей или групп.

- Нужно ли задавать несколько вопросов вместо одного?

- Исключение двойных вопросов . Двойной вопрос - один вопрос, охватывающий две темы. Он может привести в замешательство респондента и вызвать появление неоднозначных ответов.

4. Построение вопросов в целях преодоления неспособности или нежелания респондента отвечать. Для того чтобы преодолеть нежелания респондентов отвечать необходимо:

После того, как для каждой шкалы обследования были созданы составные оценки, результирующие переменные можно исследовать, чтобы определить их отношения к другим переменным, которые были собраны. Целью этого шага является определение того, соответствуют ли эти ассоциации теории и предыдущим исследованиям. Так, например, можно было бы ожидать, что составные баллы из шкалы, предназначенные для оценки достоверности стажера для наложения швов, будут положительно коррелированы с количеством успешных процедур шва и отрицательно коррелированы с связанной с процедурой тревожностью.

Свести к минимуму усилия, требуемые от респондента;

Проводить опрос респондентов в уместном контексте;

Пояснить респонденту причины сбора информации;

Стимулировать готовность респондентов отвечать на вопросы личного характера, затрагивающие его чувства (вопросы о доходах, семейной жизни, политических и религиозных верованиях, о произошедших с ним несчастных случаях, о его столкновении с преступным миром и т.п.).

Таким образом, дизайнеры опроса оценивают обоснованность шкал, которые они создали с точки зрения их отношений с другими переменными. Стоит отметить, что в вышеупомянутом примере проектировщик исследования оценивает корреляции между недавно разработанными шкалами шкалы и как объективной мерой, так и субъективной мерой. Оба они являются разумными подходами к оценке отношений нового масштаба с другими переменными.

Следует отметить, что многие важные темы, связанные с внедрением и администрированием обследований, выходят за рамки нашего внимания к разработке шкалы и поэтому не обсуждались в этом руководстве. Эти темы включают, но не ограничиваются этим, этическое утверждение исследовательских вопросников, формат администрирования, методы отбора проб, получение высоких показателей ответов, предоставление стимулов и управление данными. Мы также признаем, что представленная здесь методология проектирования опросов - это не единственный способ разработки и разработки высококачественной анкеты.

5. Определение структуры вопросов. Прежде чем раскрыть структуру вопроса, следует отметить, что анкеты составляются на основе четырех основных типов вопросов:

- закрытые - респондент может выбрать ответ из представленных вариантов. К ним относят:

а) альтернативный (дихотомический) вопрос - в нем представлены только два возможных варианта ответа. Такой вопрос используется только при утвердительных или отрицательных ответах.

Однако, читая это руководство, мы надеемся, что исследователи медицинского образования придут к пониманию важности соблюдения систематического, основанного на фактических данных подхода к разработке вопросника. Это не только улучшает вопросники, используемые в медицинском образовании, но также имеет потенциал для позитивного воздействия на общее качество исследований в области медицинского образования, значительная часть которых использует вопросники.

Закрытый вопрос - вопрос обследований с конечным числом категорий ответов, из которых может выбрать ответчик. Когнитивное интервью. Качественный метод, основанный на фактических данных, специально предназначенный для исследования того, удовлетворяет ли вопрос опроса его предполагаемой цели.

б) многовариантный (списочный) вопрос - имеющий более чем два ответа.

в) шкальные вопросы.

- открытые - в вопросе не предоставлены возможные ответы, респондент должен ответить самостоятельно, по личному мнению.

- прямые - респонденту задают вопросы о его потребительском поведении. Такие вопросы требуют особых ответов.

- косвенные - вопросы задаются в третьем лице для определения поведения респондента путем постановки ему вопросов о поведении и отношении других людей.

Исходя из принадлежности к определенному типу вопросов, их классифицируют на структурированные и неструктурированные:

- структурированные - вопросы, в которых заранее определен набор вариантов ответов и формат ответа. К ним относятся все виды закрытых вопросов (альтернативные, многовариантные, шкальные);

- неструктурированные вопросы - к ним относятся открытые или, иначе говоря, вопросы с произвольным вариантом ответа.

В целом при выборе структуры вопроса следует учитывать нижеследующее:

Открытые вопросы полезны в поисковых исследованиях и в качестве начальных. В других исследованиях их недостатки перекрывают преимущества.

В многовариантных вопросах ответ должен включать набор всех возможных взаимоисключающих вариантов.

Если ожидается, что большинство респондентов на альтернативный вопрос ответят нейтрально, добавьте нейтральный вариант ответа (например, «не знаю»), в обратном случае лучше избегать его включения.

Для уменьшения искажения ответов на многовариантные и альтернативные вопросы рассмотрите возможность использования методики разделенного голосования.

При выборе формата вопроса целесообразно учитывать природу измеряемого свойства, результаты предыдущих исследований, метод опроса, желаемый уровень шкалы измерений и способности респондентов.

6. Определение словесной формулировки каждого вопроса. Плохо сформулированный вопрос приводит к тому, что респонденты могут не ответить на него или ответят неправильно. Во избежание появления этих проблем маркетологу рекомендуется следующее:

- определить предмет вопроса . Он должен отчетливо отражать предмет исследования, для этого его тему следует определить с позиции «6 Ws»: «кто», «что», «когда», «где», «почему», «каким образом» и начать вопрос с этих слов (как в дескриптивных исследованиях).

- использовать в вопросе простые слова . В анкете необходимо использовать слова, соответствующие словарному запасу респондента, избегая технического жаргона и специальной терминологии по маркетингу.

- использовать в вопросе однозначные слова . Они должны иметь одно известное респондентам значение. При составлении вопроса следует исключать неопределенные (двусмысленные) слова, которые имеют различные значения для разных людей. Например, такие слова, как «обычно», «нормально», «часто», «регулярно», «случайно» и «иногда».

- устранять направляющие и искажающие вопросы, наталкивающие респондента на определенный ответ .

- устранять скрытые альтернативы, т.е. вопросы, в которых альтернатива не представлена среди вариантов ответа или не выражена открыто. анкетирование опрос маркетинговый удовлетворенность

Следует избегать вопросов со скрытой альтернативой, если нет обоснованных причин для их использования. Преобразование скрытой альтернативы в открытую увеличивает процент респондентов, выбравших ее.

- устранять скрытые допущения , т.е. вопросы следует формулировать так, чтобы ответы на них содержали возможные последствия от реализации какого-либо действия.

Наличие скрытых допущений в вопросе может привести к переоценке поддержки респондентами того или иного действия.

- устранять обобщения и приблизительные оценки .

Вопросы нужно формулировать конкретно, а не в общем. Более того, их следует формулировать так, чтобы респонденту не пришлось делать обобщения или рассчитывать какие-либо показатели.

- разработать две анкеты для вопросов с двойными утверждениями (положительными и отрицательными). Многие вопросы, особенно касающиеся измерения отношений и образа жизни, задаются в виде утверждений, с которыми респондентам предлагается выразить степень согласия или несогласия (например, шкала Лайкерта). Практика показывает, что ответ в большой мере зависит от того, сформулированы вопросы в виде положительных или отрицательных утверждений. В этих случаях рекомендуется подготовить две разные анкеты, одна из которых будет содержать поочередно положительные и отрицательные утверждения, а в другой соответствующие утверждения будут заменены на противоположные.

7. Определение последовательности вопросов. О вводной части анкеты было сказано ранее, что касается базовой информации, то она относится непосредственно к исследуемому предмету. Ее можно получить с помощью начальных, фильтрующих, разветвленных и сложных вопросов.

Начальные вопросы используются для завоевания доверия, расположения респондентов к опросу (или, иначе говоря, в целях налаживания коммуникационной связи с ними), а также для выявления уровня их компетентности или информированности (фильтрующие вопросы). Начальные вопросы должны быть интересными, простыми, легкими и не вызывать отрицательных эмоций. Они зачастую направлены на выражение мнения, поэтому бывают открытыми. Иногда такие вопросы не связаны с предметом исследования и поэтому ответы на них не анализируются.

Вопросы для получения основной информации следует задавать до классификационных и идентификационных вопросов, чтобы избежать риска раздражения респондента с последующим его отказом от участия в опросе. В ходе расположения вопросов в основной части анкеты следует помнить, что вопросы, заданные в начале, могут повлиять на дальнейшие ответы респондента. В этой связи чаще всего используется воронкообразный (туннельный) подход - стратегия, предусматривающая переход от общих к узким, частным вопросам в целях избежания искажения ответов. Общие вопросы служат целям «разминки», а также, если это требуется, могут носить переходный характер.

В реквизитной части анкеты (паспортичке) размещаются классификационные и идентификационные вопросы. Если расположить эти вопросы в начале основной части анкеты, то это вызовет у респондента желание прекратить участие в анкетировании.

Классификационные вопросы направлены на получение информации о социально-экономических и демографических характеристиках респондентов. Ответы на них используются для сегментирования респондентов и интерпретации результатов. С помощью классификационных вопросов получают информацию, касающуюся респондентов.

Идентификационные вопросы направлены на получение информации об имени, адресе проживания, контактных телефонах. Данная информация используется для проверки работы интервьюеров и поощрения респондентов в будущем.

8. Определение формы и расположения анкеты.

На данном этапе маркетологу следует проделать следующие процедуры:

Разделить анкету на несколько блоков;

Последовательно пронумеровать вопросы анкеты, так как это упрощает кодировку ответов (иногда применяется отдельная нумерация в каждом блоке, а сами блоки маркируются буквами алфавита: A, B, C, D и т.д.);

Предварительно закодировать анкету, т.е. присвоить код каждому возможному варианту ответа. Коды печатаются в анкете и в последующем используются для компьютерной обработки вопросника. Обычно код отражает номер строчки и столбца, в которые будет занесен ответ.

9. Воспроизведение анкеты (печать анкеты) может повлиять на результаты исследования, в этой связи маркетолог должен учесть следующие моменты:

Использовать качественную бумагу и придать анкете профессиональный внешний вид;

Если распечатанная анкета занимает несколько страниц, то целесообразнее оформить ее в форме буклета;

Каждый вопрос должен размещаться на отдельной странице (или на развороте);

Для ответов необходимо использовать вертикальные столбцы;

При использовании нескольких вопросов, имеющих одинаковые категории ответов, необходимо размещать их в виде таблицы;

Располагать указания и инструкции как можно ближе к соответствующим вопросам. Общепринято отделять инструкции от ответов особым шрифтом (например, курсивом).

Итак, анкета должна быть воспроизведена таким образом, чтобы ее легко было читать и воспринимать. Буквы должны быть большими и четкими, чтобы ее чтение не вызывало напряжения у респондентов.

10. Проведение пилотного опроса (предварительного тестирования, пилотажа, претеста) - тестирование анкеты на небольшой выборке респондентов в целях ее улучшения посредством выявления и устранения потенциальных проблем. Пилотажное исследование проводится в целях апробации подготовленной анкеты, в ходе которой выясняются:

Реакция респондентов на тему опроса;

Доступность для понимания формулировок вопросов;

Затруднения в технике заполнения.

Индикатором успешности анкеты служит отсутствие незаполненных или неправильно заполненных форм. Исключение в этом случае - вопросы об информированности респондентов об изучаемом объекте.

Таким образом, завершая описание процесса разработки анкеты, можно выделить три основных условия, необходимых для правильного ответа на вопрос:

Респондент должен понять вопрос;

Респондент должен быть способен предоставить информацию;

У респондента должно быть желание предоставить информацию.

В заключение представим процесс разработки анкеты в виде основных принципов:

1. Вопросы должны соответствовать теме и задачам исследования.

2. При формулировке вопросов следует использовать повседневный язык среды, в котором проводится исследование.

3. Вопрос должен быть кратким, понятным, однозначным.

4. Опрос следует начинать с одного или двух общих вопросов, на которые респонденту легко будет ответить.

5. Информацию о настоящем поведении респондента получите до того, как спрашивать о прошлом.

6. Вначале следует задавать вопросы о поведении респондента и только затем об его отношении.

7. Вопросы должны задаваться в логическом порядке во избежание путаниц.

8. Предыдущие вопросы не должны влиять на ответы последующих.

9. Предлагать респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.

Эффективному опросу присущи такие важные признаки, как фокус, краткость и простота.

Методические рекомендации содержат материал для поэтапного процесса разработки анкеты. Пособие будет интересно педагогическим работникам и обучающимся, занимающимся педагогическими, научно- практическими исследованиями, проектами на этапе сбора и обработки информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГОУ СПО «Бурятский республиканский колледж технологий и предпринимательства»

Тарбагатайский филиал

Разработка анкеты для проведения опроса в рамках исследования

Буторова Анна Иннокентьевна

Методист

Тарбагатайского филиала

ГОУ СПО БРКТиП

Тарбагатай

2012

Методические рекомендации содержат материал для поэтапного процесса разработки анкеты. Пособие будет интересно педагогическим работникам и обучающимся, занимающимся педагогическими, научно- практическими исследованиями, проектами на этапе сбора и обработки информации.

В своей деятельности, мы часто сталкиваемся с проблемой определения наиболее эффективного метода исследования педагогических явлений, возникающих в образовательном процессе. Правильное применение методов педагогических исследований позволяет всесторонне изучить проблему и направляет нас к наиболее эффективным способам ее решения.

Все многообразие таких методов можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы. Наиболее ценные и объективные результаты можно получить при изучении педагогического опыта, поскольку эти методы непосредственно исследуют результативность и качество профессиональной деятельности педагога.

Одним из таких методов является метод анкетирования. Итак, анкетирование применяется для установления текущего состояния педагогического явления, для изучения существовавшего и существующего положения в практике работы или субъективных мнений, относящихся к проблеме исследования.

Немного о понятийном аппарате

анкетированного исследования

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специальных опросников, называемых анкетами. Те, кому адресованы анкеты, их называют респондентами , дают письменные ответы на эти вопросы.

Количество респондентов определяет и сам вид анкетирования - сплошное и выборочное. Сплошное анкетирование предусматривает опрос всех объектов исследования или генеральной совокупности . Выборочное анкетирование наиболее широко применяемый вид. При выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности - выборочная совокупность .

В зависимости от способа общения исследователя с респондентами различают личное и заочное анкетирование.

При личном анкетировании исследователь непосредственно (лично) контактирует с респондентом, когда второй заполняет анкету в присутствии первого. При этом способе можно отследить правильностью заполнения анкеты респондентом. Заочное анкетирование примечательно тем, что респонденты отвечают на вопросы анкеты в отсутствие исследователя.

Так же существует групповое и индивидуальное анкетирование. В этом случае устанавливается определенный способ ведения процедуры - группа респондентов отвечает на вопросы все вместе одновременно или поочередно в индивидуальном порядке.

Еще один вид анкетирования - почтовый , при котором взаимодействие респондента и исследователя осуществляется посредством почтовой связи, традиционной или электронной. Данный способ можно использовать, например, при опросе родителей обучающихся.

Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту, заполнение ее на дому и возвращение любым способом.

Однако важно помнить, что не способ анкетирования, а содержание анкеты определяет эффективность исследования.

Этапы создания анкеты

Шаг первый: Определяем проблему, цели, характер нашего исследования.

Составлению анкеты предшествует большая исследовательская работа имеющая цель учесть психологию респондента, предугадать его реакцию на ту или иную форму вопроса, степень его искренности и возможность сформулировать недвусмысленный ответ. Совокупность ответов должна дать характеристику изучаемого явления.

Сделать первый шаг просто, если предворительное исследование было проведено достаточно тщательно.

Формируя и формулируя возможные варианты направления своего исследования на данном этапе, исследователь разрабатывает макет таблицы, в которую он будет заносить полученные результаты. Макет таблицы- это фактически макет анкеты, только без заполненой статистики.

Определяя характер анкеты неоходимо четко определить цели и задачи, выдвинуть гипотезы по каждому вопросу. Это поможет найти необходимую информацию и определяют тип вопроса и форму ответа, используемую для ее получения.

Разрабатывая анкету, мы можем выдвигать новые гипотезы и формировать вопросы, но следует помнить о том, что жизнеспособны только те гипотезы, благодаря которым мы сможем понять суть исследуемого педагогического явления, все остальные всего лишь лингвистический мусор.

Шаг второй: Определяем проблему, цели, характер нашего исследования.

Опреде лив, что мы исследуем, переходим к тому как мы будем исследовать. В зависимости от характера собираемых данных будет зависить и метод сбора. Например, для того, чтобы определить, кто является негативным лидером в группе, можно использовать индивидальное анкетирование, это позволит снять излишнее напряжение у респондентов и придаст опросу более доверительный характер.

Шаг третий: Определяем количество и содержание вопросов анкеты.

Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую, ее называют "паспортичкой".

Вводная часть анкеты это ваш шанс обратиться с обращением к опрашиваемым. Приведем несколько примеров:

Прочтите сначала предложенный текс слева, затем справа, и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине по вашему мнению.

Оценки:

3-свойство проявляется в коллективе всегда;

2-свойство проявляется в коллективе в большинстве случаев;

1-свойство проявляется в коллективе редко;

0-проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Пример №2.

Уважаемые родители, социально-психологическая служба колледжа проводит анкетирование «социальный статус семьи», результаты которого помогут в работе, как социальному педагогу, так и куратору группы. Просим Вас принять участие и ответить на предложенные вопросы. Мы в свою очередь гарантируем, что результаты не будут разглашены в адресной форме.

В водной части можно указать:

учреждение, в котором работает исследователь, которое ведет данную тему исследования и от имени которого выступает исследователь;

задачи исследования; теоретическое и практическое значение решения этих задач;

роль каждого респондента в решении поставленных задач;

заверение в полной анонимности ответов респондента (имя опрашиваемого не должно фигурировать в сообщениях и публикациях исследователя);

правила заполнения анкеты;

заверение в готовности выслать результаты исследования респонденту, если он этого пожелает;

способ возврата анкеты исследователю.

Основная часть - это главная часть анкеты. Именно здесь мы получаем ответы на интересующие нас вопросы. Это самый ответственный этап разработки.

Социологи предлагают трехступенчатую форму основной части, с учетом психофизических особенностей респондентов:

первая треть вопросов предназначена для того, что бы заинтересовать респондентов и включить их в работу. Вопросы этой части направлены на получение наибольшей информации. Они должны быть лаконичными и простыми по содержанию.

Например:

Какие кружки ты посещаешь?

Сколько раз в неделю ты посещаешь кружки?

вторая треть вопросов направлена на решение главных задач исследования и касается, как правило, мотивов, мнений и оценок. Именно поэтому подобные вопросы являются наиболее сложными для респондентов.

Например:

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание?

последняя треть включает вопросы, которые детализируют ответы на предыдущую часть вопросов, а также контрольные вопросы (сущность их раскрывается ниже) и наиболее интимные, требующие индивидуального мнения респондента. Исследователями отмечено, что на интимные вопросы респонденты наиболее правдиво отвечают в конце анкеты.

Например:

Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали принести что-либо из дома?

Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определяющих паспортную характеристику респондента: фамилию, пол, возраст, социальное положение и т.п. Эта часть анкеты наиболее лаконична и проста для заполнения.

Пример:

Эта часть нужна для того, чтобы определить степень репрезентативности полученного материала (Репрезентати́вность - соответствие характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности в целом ), а так же для проведения качественного анализа результатов.

В результате длительных дискуссий ученые пришли к выводу, что демографическая часть анкеты должна быть расположена в конце ее. Хотя не исключается расположение ее в начале анкеты (так сказать, для установления контакта с респондентом, для введения его в процесс работы) или рассредоточение демографических вопросов среди других частей анкеты.

Так какие же вопросы можно и нужно использовать при анкетировании?

Вопросы о фактах. Они отражают события - действия и результаты действий людей. К этой же группе относятся демографические вопросы.

Важно помнить, что на вопросы вызывающие негативные эмоции или на вопросы о событиях, которые произошли давно, респондент может не ответить.

Вопросы о мотивах отражают причины тех или иных действий, мнения о действиях, их оценку. Это ответы на вопросы о социальном или профессиональном опыте респондента - Почему он делал, делает или будет делать? респондент что-то делал, делает и что намеревается делать. Опыт показывает, что данная группа вопросов является наиболее трудной для респондентов, а достоверность ответов наиболее низкой.

Мы должны отбирать только корректно сформулированные вопросы, поскольку они могут касаться личной, интимной жизни респондента.

По характеру ситуации, которая создается формулировкой вопроса, различают безусловные и условные вопросы о мотивах. Безусловные вопросы требуют ответа на вопрос о реальной действительности. Условные вопросы формулируются для ситуации воображаемой, в которой респондент не находится, но мог бы находиться.

Составляя подобные вопросы, изначально оцените гибкость воображения респондентов и степень приемлемости респонденту воображаемой ситуации.

Условные вопросы даются респондентам для того чтобы уточнить их действия в той или иной ситуации, т.е. "Респондентам предлагают напор ситуаций, которые могли бы встретиться в жизни, просят указать предпочтительный вариант поведения или мнения в заданных условиях" (В.А. Ядов). Эти вопросы, как правило, формулируются в следующей форме: "Предположим, что... ", "Представьте себе, что..." и т.д или предлагают согласиться или не согласиться с утверждением.

Шаг четвертый: Определяем форму ответа на вопросы анкеты.

По форме изложения различают несколько видов вопросов:

Открытыми (или свободными) вопросами называют такие, на которые ответы могут быть даны в свободной форме, без ограничений

Закрытыми вопросами называются вопросы с вариантами ответов, в связи, с чем респонденту приходится останавливать свой выбор на одном из них. Простейшей формой закрытых вопросов является дихотомический вопрос , на который респондент должен ответить только "да" или "нет".

Не следует слишком часто повторять вопросы этого вида, так как респондент машинально может ответить на вопрос неверно.

Другой формой закрытых вопросов являются вопросы с веером ответов. При формулировке их респонденту предлагается определить свой ответ из числа тех, которые имеются в анкете. Подобные вопросы делятся на вопросы, отражающие содержание ответа, и вопросы, требующие лишь количественной оценки.

Перечень вариантов возможных ответов должен быть достаточно полным. Если появились сомнения в достаточной полноте набора ответов, поместите в анкете варианты типа "Не знаю", "Затрудняюсь ответить" или "Другое". Это создаст атмосферу свободного изложения своего мнения.

Порядок вариантов ответов не должен быть одинаковым для всех респондентов. Объясняется это тем, что различный порядок ответов повышает достоверность результатов. Установлено (В.И. Добреньков), что респондент особое внимание уделяет первому и последнему вариантам ответов.

Вопросы, требующие количественной оценки, содержат набор ответов, позволяющих через количественный отбор вариантов ответов наиболее полно выразить свое мнение.

Например: "Довольны ли Вы своей работой?

Очень доволен.

Доволен.

Безразличен.

Не доволен.

Очень не доволен".

Таким образом

Число положительных и отрицательных оценок должно быть равным, нейтральный ответ «Безразличен» уравновесит их количество. Таким будут созданы условия для получения ответов с равной вероятностью.

При оценке может быть использована своеобразная оценочная шкала, которую можно выразить в баллах, например, построенная в убывающем порядке (по пятибалльной системе: "очень доволен" - 5, "доволен" - 4 и т.д.). Тогда оценочное суждение каждого респондента может быть выражено цифрой, а мнение всей группы респондентов - средним арифметическим числом.

Расчет среднего арифметического числа производится по формуле:

А*N1+B*N2+C*N3

где А, B, C- это соответствующий варианту ответа балл, N1, N2, N3- количество человек выбравших вариант данного ответа и Х- общее количество респондентов принявших участие в анкетировании, и ответивших на этот вопрос.

Полузакрытые вопросы предусматривают наличие не только набора вариантов ответов, но и вариант типа "Другое".

Таким образом, каждая форма вопросов имеет свои преимущества и недостатки, поэтому применять их следует в соответствии с задачами исследования.

Шаг пятый: Определяем формулировку каждого вопроса.

От формулировки вопроса зависит многое - будет ли респондент отвечать на ваши вопросы, будет ли он искреннен и сможет ли правильно определить соответсующий ответ. В результате мы можем получить искаженную информацию, которая может значительно исказить результаты исследования.

Поэтому, следует избегать следующих моментов:

Состояние неответа;

Избегать сложных понятий и слов;

Избегать сомнительных слов и вопросов;

Избегать наводящих вопросов;

Избегать скрытых альтернатив;

Избегать скрытых допущений;

Избегать обобщений и оценок;

Избегать двухканальных вопросов.

Шаг шестой: Определение последовательности вопросов.

Определяя последовательность вопросов нужно придерживаться следующих общих принципов:

Использовать простые и интересные начальные вопросы.

Использовать туннельный подход, заключающийся в постепенном переходе от общих вопросов к вопросам с более узкой тематикой.

Использовать разветвленные вопросы - то есть те вопросы, которые перенаправляют респондента к различным местам в анкете, основываясь на их ответах по текущим вопросам.

Размещать сложные или деликатные вопросы, а так же вопросы, касаемые данных о респонденте (демографические и социально экономические хзарактеристики) в конечной части анкеты.

Шаг седьмой: Определяем физические характеристики анкеты .

На этом этапе мы должны спроектировать внешние параметры анкеты,

обеспечивающие ее привлекательность для респондентов. Это значит, что

Желательно использовать хорошую, качественную бумагу для бланков анкет;

Анкета напечатанная на ксероксе, с дефектами печати, небрежно оформленная может вызвать нежелание респондента отвечать на вопросы

При опросах on-lain, через традиционную систему почтовых сообщений, исследователь должен приложить к бланку анкеты сопроводительное письмо с подробной инструкцией по ее заполнению.

Анкета не должна быть перегружена вопросами. Переполненная анкета имеет нечеткое содержание, ведет к ошибкам при сборе информации, предоставляет более короткие и менее информативные ответы при самостоятельном заполнении или при проведении устного опроса.

Все вопросы должны быть пронумированы. Нумерация вопросов облегчает кодирование, редактирование и табулирование ответов.

Шаг восьмой и девятый. Заключительные этапы разработки .

Для того чтобы анкета оптимально соответствовала поставленным целям, на заключительных этапах разработки обязательно проверьте готовую анкету по всем параметрам, изложенным в предыдущих этапах. Если вы сомневаетесь в том или ином вопросе, или в варианте ответа, следует протестировать анкету на небольшой группе респондентов для ее дальнейшей корректировки.

Желаю удачи в ваших исследовательских проектах!

Список использованных источников.

Беляевский К. « Маркетинговое исследование : информация , анализ ,

прогноз » И., «Финансы и статистика», 2005 г. - 320 с.

Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование : Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. –– Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 151 с.

Петров В.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Петров В.В. – Саратов: СГТУ, 1999. - 144 с.

Харчева В. Основы социологии. Учебно-методическое пособие. - М.: Логос, 2000. - 78 с.


Публикации по теме