С какого возраста ребенок считается взрослым. До какого возраста дети считаются детьми: мнения и реальность

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Статья 1 содержит понятийную базу и направлена на устранение возможностей двусмысленного понимания норм комментируемого Закона. В статье содержится девять ключевых понятий, которые используются в Законе. Некоторые из этих понятий имеют общеправовую природу, т.е. используются во многих нормативно-правовых актах, помимо данного Закона, например, понятие "ребенок" содержится в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) и является общим для всего гражданско-правового законодательства. Однако отдельные понятия, такие как "ночное время" или "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации" в других нормативных актах федерального характера не используются или могут быть использованы в другом смысле.

Остановимся подробнее на каждом из понятий, определение которым дано в комментируемой статье.

Ребенком считается "лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)". Верно подмечено, что совершеннолетним лицо считается с 18 лет. С этого же возраста оно утрачивает статус ребенка, а соответственно, выходит из-под действия комментируемого Закона, если Законом не предусмотрены какие-либо исключения из этого правила. Например, в случае эмансипации, предусмотренной ст. 27 ГК РФ о том, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Признание эмансипированным производится в судебном порядке.

Ребенок с момента своего рождения и до 14 лет является малолетним (и несовершеннолетним одновременно), а с 14 до 18 лет - несовершеннолетним. С понятиями "малолетний" и "несовершеннолетний" закон связывает наличие у лица того или иного объема прав и обязанностей. Так, до 14 лет ребенок является недееспособным и от его имени действуют его законные представители (один из родителей, опекун, усыновитель), а по достижении 14 лет у человека наступает частичная дееспособность (например, приобретается право совершать мелкие сделки), и, наконец, с 18 лет - полная дееспособность. Под гражданской дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ).

2. "Собирательным" понятием является понятие "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации". Он не встречается в других федеральных законах и, в принципе, используется в правовой практике нечасто.

В трудную ситуацию дети обычно попадают или по вине взрослых, например, дети, оставшиеся без попечения родителей, или в силу объективных обстоятельств, как например, дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Иногда дети оказываются в бедственном положении вместе с другими членами своей семьи, скажем, если семья получает статус беженцев или вынужденных переселенцев или же признана малоимущей.

Перечень категорий детей, относящихся к попавшим в трудную жизненную ситуацию, не является исчерпывающим. Определение того, принадлежит ли ребенок к числу попавших в трудную жизненную ситуацию или нет, в некоторых случаях является оценочным, поскольку только в каждом конкретном случае специалист может оценить, нарушена ли жизнедеятельность ребенка в результате сложившихся обстоятельств и может ли данный ребенок преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью своей семьи. Ребенок может находиться в трудной жизненной ситуации, когда его основные права или законные интересы нарушены (например, когда ребенок похищен у родителей и нарушается его право на свободу передвижения и право на общение с родителями) или оспариваются (например, оспаривается право ребенка на жилое помещение), ребенок, подвергшийся незаконному перемещению и невозвращению из-за границы, или похищенный.

3. Социальная адаптация ребенка направлена на "активное приспособление ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы".

Как видно из самого определения, адаптация необходима детям, находящимся в трудной жизненного ситуации. Необходимость социальной адаптации может быть вызвана тем, что ребенок находится в постоянном дискомфортном состоянии, которое может быть вызвано психическими и культурными отклонениями, психическим расстройством. В частности, ребенок-инвалид в силу своего физического состояния (недостатков развития и т.п.) нуждается в особом уходе, лечении, зачастую - в посещении специальных (коррекционных) образовательных учреждений, где с ним будут проводить работу специалисты.

Ребенок, нуждающийся в социальной адаптации, может быть эмоционально неустойчив, вспыльчив, может совершать насилие над другими, скажем, обидеть словом или ударить.

Иногда причиной такого поведения может стать обстановка в семье или поведение других подростков - друзей, с которыми общается ребенок. Чаще всего выявлением того, нуждается ли ребенок в социальной адаптации, занимаются школьные преподаватели, воспитатели детских садов или работники социальных служб. Соответственно, они же чаще всего принимают меры о социальной адаптации, к которым могут относиться беседы с психологом, педагогом или врачом, перевод на иную форму обучения или на надомное обучение.

4. Социальная реабилитация ребенка включает в себя мероприятия, направленные на восстановление социальных связей и функций, утраченных ребенком, а также восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем. Например, ребенок-инвалид практически всегда может испытывать трудности в общении со сверстниками, особенно когда он не посещает обычный детский сад или школу, а находится на надомном обучении или обучается в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Точно так же не приспособленными к нормальной жизни оказываются подростки, которые отбывали наказание в местах лишения свободы.

Реабилитационные мероприятия, как правило, осуществляются комплексно и включают в себя следующие аспекты:

медицинский (вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана);

физический (вопросы, связанные с применением физических факторов (физиотерапия, лечебная физкультура, трудотерапия), с повышением физической работоспособности);

психологический (ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений);

социальный (вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, взаимоотношение ребенка с семьей, сверстниками, обществом).

5. Понятие социальные службы для детей объединяет различные организации (государственные, муниципальные учреждения, фонды, некоммерческие партнерства, иные некоммерческие организации, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества), а также граждан, осуществляющих без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. Все они заняты осуществлением мероприятий по социальному обслуживанию детей в различных сферах их жизни: в бытовой сфере, в области медицины, психологии, права и материального обеспечения, в сфере отдыха и оздоровления, обеспечения занятости и некоторых других. Например, к числу социальных служб, созданных в виде государственных учреждений практически в каждом из регионов России, относятся центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, детские дома.

Центры социальной помощи семье и детям занимаются выявлением несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, их социальной реабилитацией, принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в т.ч. путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляют профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и круглосуточно принимают несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, заблудившихся или подкинутых и некоторых других категорий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

6. Под "социальной инфраструктурой для детей" в комментируемой статье понимается система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям.

В частности, спортивные залы, катки, стадионы строятся с целью привлечения детей и молодежи к занятию спортом и ведению здорового образа жизни. Детские сады и образовательные учреждения служат воспитательным и образовательным целям, а деятельность больниц, детских поликлиник, лечебно-профилактических учреждений направлена на обеспечение здоровья детского населения страны.

7. В комментируемой статье дается определение понятию "отдых детей и их оздоровление". Мероприятия, связанные с отдыхом детей и их оздоровлением, направлены на укрепление их иммунитета, а также улучшение физического самочувствия и тонуса организма, которое является важным для формирования гармоничной личности.

Дети могут осуществлять свое право на отдых и оздоровление в детских центрах досуга, в кружках и в секциях, в т.ч. в спортивных, на "слетах", в детских оздоровительных лагерях и здравницах и т.п. Дополнительные занятия с детьми соответствующей направленности могут проводиться в школах и детских садах.

Детские оздоровительные лагеря, специализированные (профильные) лагеря, туристические лагеря и все другие организации, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, обобщены в понятии "организации отдыха детей и их оздоровления". При этом в понятие "организации" входят и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере оказания услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, что в принципе не типично для российского гражданского права.

8. Определение понятия "ночное время" было введено в комментируемый Закон Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". Поправка была необходима в связи с введением в действие ст. 14.1., абз. 3 ч. 3 которой говорит о недопущении нахождения детей "в ночное время в общественных местах". Ночным названо время с 22 до 6 часов местного времени. Аналогичное понятие ночного времени содержится в жилищном законодательстве.

963 (46 за неделю) / 20.04.17 10:00

Развитие людей начинается с самого рождения. По мере роста дети взрослеют и уходят из родительских семей. Но ещё в нежном возрасте детишки начинают утверждать, что они «уже взрослые». Было бы любопытно разобраться, до какого возраста детей можно считать таковыми. Эта тема достаточно трудная, поскольку здесь есть множество влияющих факторов и разнообразных нюансов. Поэтому точно ответить на вопрос, какой возраст является старшим для ощущения себя ребёнком, вряд ли кто сможет. Достоверного ответа нет.

С биологической точки зрения

Всезнающая Википедия определяет ребёнка как человека в период детства. Но в разных культурах, юридических системах и теориях жизненного цикла границы детства разнятся. Чаще всего ребёнком считают человека от его рождения до завершения пубертатного периода.
Разнообразные мнения относительно этого вопроса можно поделить на несколько категорий. Первым можно оценить мнение биологов - что они говорят о процессах, протекающих в детских и сформировавшихся организмах.
Мы привыкли классифицировать детей на новорожденных, грудничков, малышей, дошкольников, школьников и подростков. Чем данные категории подтверждаются?
Новорожденным малыш , с биологической точки зрения, считается до достижения им 4 недель, на протяжении которых он ещё не сильно отличается от того плода, что был в утробе матери. Но он уже готовится стать грудничком, который будет знакомиться с другими людьми и окружающей средой.
Грудной возраст продолжается со второго месяца жизни до года, затем его сменяет ясельный период (1-3 года) , затем дошкольный (3-7 лет) , потом следует младший школьный возраст (7-11 лет) и подростковый (11-18 лет).
Наука считает ребёнком всякого индивида, у которого пока не начался период полового созревания. А в этот самый период происходит перестроение детского организма на более высокий уровень развития, поэтому он именуется совершеннолетием. Юноши или девушки-подростки находятся в переходном возрасте от детства к молодости. Подростковый возраст согласно современной науке зависит от региона проживания, пола и национально-культурных особенностей и может находиться в пределах 12 - 15 и 14 - 17 лет для девочек и мальчиков соответственно. В прошлом половое созревание наступало в 13-14 лет, после чего ребёнок превращался в подростка. Современные дети научились созревать намного быстрее - девочки в 10 лет, а мальчики - в 12. Поэтому школьника уже нельзя считать маленьким ребёнком, хотя есть и альтернативные точки зрения.

С юридической точки зрения


Юриспруденция имеет свою точку зрения на детский возраст. В человеческом обществе любой индивид имеет права и обязанности, которые связаны, в частности, с его возрастом. Например, дети не могут делать покупки, лишены права голоса в суде, поэтому не несут за себя ответственность. Но и здесь не всё так однозначно. Например, в том же суде у 10-летнего гражданина могут уже спросить мнение. С 14 лет наступает административная и уголовная ответственность. Но даже и в этот период родители будут нести ответственность за многие поступки своего ребёнка. И только в 18 лет человек уже считается полностью взрослым. Хотя и здесь есть исключения, например, в виде эмансипации несовершеннолетних. Если подросток, достигший 16 лет, без нанесения вреда своей учёбе способен зарабатывать себе на жизнь, жить отдельно от родителей или лиц их заменяющих, то есть, фактически вести полноценную взрослую жизнь, то после обращения в соответствующие государственные органы он может получить признание в эмансипации и стать полностью дееспособным. Если несовершеннолетнее лицо вступило в брак, то оно получает полные гражданские права и право считаться взрослым человеком.
Но вот Конвенция о правах ребёнка гласит, что каждое человеческое существо до 18 лет признаётся ребёнком, если по применённому к этому ребёнку закону он не достиг совершеннолетия в более раннем возрасте.
Согласно российскому законодательству, до 14 лет дети считаются малолетними, а с 14 до 18 лет - несовершеннолетними, хотя по-прежнему они - дети. Совершеннолетие в большинстве стран наступает в 18 лет, а самый минимальный его возраст - 14 лет признаётся на Фарерских островах. В 16 лет совершеннолетними становятся кубинцы.
В соответствии с российским и международным законодательством неотъемлемые права у человека имеются от рождения, их гарантирует государство: первое - это право на жизнь, а по мере роста он становится источником и других прав, перечисленных в законах. Пока человек не достигнет совершеннолетия, он не будет обладать и всей полнотой юридических прав, а ответственность за него будут нести его родители или другие законные представители (опекуны).

С психологической точки зрения

У психологов есть своё мнение, до которого возраста личность можно считать ребёнком, хотя оно и неоднозначное, поскольку большое значение имеет окружающая атмосфера и другие факторы.
Так, по мнению психологов, у человека до 18 лет нервная система продолжает формироваться, и вырабатываются устойчивые взгляды на жизнь. Поэтому детскому организму в этот период легко причинить вред. С другой стороны, другие психологи считают, что ребёнок превращается во взрослого, как только начнёт действовать и рассуждать как уравновешенное, развитое взрослое лицо. А такое поведение может прослеживаться и в 10 лет.

До какого возраста дети считаются детьми? Данный вопрос интересует многих граждан. Но мнения по данному вопросу разделяются. Большинство людей считает, что дети -это граждане, не достигшие совершеннолетия. Да, это верно, но существуют некоторые исключения из правил, позволяющие стать ребенку взрослым до достижения указанного законом возраста. Об этом будет рассказано в данной статье.

По закону

Согласно действующим нормативным актам на территории РФ, детьми считаются все лица до 18 лет. Они имеют определенные права и обязанности, но не могут ими воспользоваться в полном объёме в силу своего возраста. И это совершенно нормально. Все правовые, имущественные и иные решения за малолетних и несовершеннолетних принимают их законные представители.

Права детей не могут быть ущемлены кем-либо, они охраняются государством.

От 6 до 14


В указанном возрасте дети считаются малолетними и могут совершать только небольшие бытовые сделки. Их дееспособность является частичной. Дети до 14 лет могут:

  • делать покупки в магазине по просьбе родителей, приобретать карандаши, тетради, ручки, недорогие товары, продукты, которые бы удовлетворяли их личные потребности (обед в школьной столовой);
  • принимать и делать недорогие подарки (подарить цветы учительнице);
  • тратить денежные средства, выданные на карманные расходы законными представителями.

Малолетние граждане не могут открыть счет в банке и получать там денежные средства, будь это пенсия по потере кормильца или просто перевод на подарок от бабушки. Также они не вправе купить автомобиль или мотоцикл. В силу возраста они более уязвимы и не защищены. Поэтому все сделки за них совершают их родители или другие лица, наделенные такими правами в силу закона.

От 14 до 18


Такие дети являются несовершеннолетними. Обладают неполной дееспособностью. Они могут совершать следующие действия:

  • открывать вклады в банке, т.к. имеют паспорт;
  • распоряжаться своим доходом (стипендией или заработком);
  • лично участвовать в суде и защищать свои права, но в присутствии педагога или родителя;
  • трудиться по договору, но только с разрешения одного из законных представителей и в свободное от учебной деятельности время.

Данные лица уже имеют возможность принимать самостоятельные решения. Но даже несмотря на это, полной дееспособностью несовершеннолетние не обладают. Поэтому при ответе на вопрос - до какого возраста дети считаются детьми - можно смело ответить, что до 18 лет. Ведь по закону, именно с этого возраста можно самостоятельно распоряжаться своими правами и нести полную ответственность.

Взрослый, которому нет 18


До какого возраста дети считаются детьми? По закону, в Российской Федерации - до своего совершеннолетия, то есть до 18 лет. До этого момента гражданин считается ребенком, которого полностью должны обеспечивать его родители или другие лица, наделенные законом правами и обязанностями последних. Тем не менее, в наше время многие граждане с 16 лет начинают работать в организациях по трудовому договору. А также, с согласия своих родителей, заниматься предпринимательской деятельностью.

Здесь необходимо сказать о таком понятии, как "эмансипация". Она представляет собой возможность 16-летнему гражданину стать взрослым и нести правовую ответственность. Для этого ему нужно работать или заниматься коммерческой деятельностью с разрешения законных представителей.

Данный вопрос может решить суд или органы опеки, если родители обратятся к ним с соответствующим заявлением. Согласие несовершеннолетнего обязательно. После того как гражданин будет эмансипирован, его законные представители уже не должны отвечать по его обязательствам.

Уголовная ответственность детей


Уголовная ответственность по общим правилам наступает по достижению гражданином 16 лет. Об этом гласит ст. 20 УК РФ. Тем не менее в некоторых случаях к ответственности могут быть привлечены граждане 14-летнего возраста. К таким преступлениям относятся:

Умышленное лишение жизни человека;

Нанесение увечий и тяжкого вреда здоровью;

Сексуальное насилие;

Кража, разбой, грабеж, вымогательство;

Участие в террористическом акте и захват заложников;

Похищение человека;

Вандализм;

Угон транспорта и порча путей сообщения.

В том случае, если из-за уровня психического развития несовершеннолетний в момент осуществления преступного деяния не осознавал всю опасность своих действий, он не подлежит уголовному преследованию и ответственности за содеянное.

Важное

До какого возраста дети считаются детьми? Этим вопросом задаются многие родители, чей отпрыск желает поскорее стать взрослым и жить самостоятельной жизнью. Ответ здесь очень прост - с момента достижения гражданином совершеннолетия. Хотя для родителей дети всегда остаются детьми.

В России возраст совершеннолетия - это 18 лет. С этого момента гражданин может трудоустроиться по своему желанию, сдать экзамен и получить водительские права, приобрести транспорт, заключить брак.

До достижения данного возраста, человек ограничен в совершении некоторых сделок. За него почти все решения принимают его законные представители. Исключение здесь составляет эмансипация - объявление несовершеннолетнего взрослым. Это возможно в случаях, когда подросток работает в организации или занимается предпринимательством с разрешения родителей.

И все-таки, до какого возраста считается ребенком по закону человек, который осуществляет трудовую деятельность и получает стипендию? До восемнадцати лет, если он не был эмансипирован судом или органами опеки по заявлению законных представителей.

Все люди с самого рождения развиваются. Мы растем, взрослеем и отлучаемся от своих родительских семей. Но рано или поздно, будучи еще маленькими, люди начинают говорить, что они "уже достаточно взрослые". Давайте попытаемся разобраться, до какого возрасти дети считаются детьми. По правде говоря, данная тема довольно трудна, так как она имеет множество нюансов и влияющих факторов. Так что никто стопроцентно не сможет ответить точно, до какого возраста считается ребенок таковым.

С точки зрения биологической

Для начала стоит упомянуть о том, что мнений о поставленном нами вопросе очень много. Тем не менее их можно разбить на несколько категорий. Сначала мы посмотрим, до какого возраста человек считается ребенком с точки зрения биологии и процессов, происходящих в организме детском и уже созревшем.

Очень часто люди сталкиваются с классифицированием детей: новорожденный, грудничок, малыш, ребенок, школьник, подросток... На чем же основаны оные описания? До какого возраста ребенок считается новорожденным, например? С точки зрения биологии, новорожденный малыш - маленький человек возрастом до 4 недель. В это время он еще похож на то маленькое создание, что находилось в утробе матери. Новорожденный готовится стать грудничком, знакомиться с внешним миром и другими живыми существами.

А что касается уже более-менее взрослых деток? С точки зрения науки, ребенок считается таковым до тех пор, пока у него не начинается период полового созревания. Раньше это было примерно лет в 13-14. После этого человек считается подростком. Но сейчас сие созревание, как правило, начинается в разы раньше - у девочек с 10, у мальчиков с 12 лет. Так что не стоит принимать школьника за совсем маленького ребенка. Но бытуют в мире и другие мнения.

Юридическая сторона

До какого возраста лицо считается ребенком с юридической точки зрения? Как известно, любой человек имеет свои права и обязанности. Они очень часто зависят от возраста. Так, к примеру, малыши не могут совершать покупки, иметь в суде и нести ответственность за свои деяния. До какого возраста дети считаются детьми? Вопрос несколько спорный.

Дело в том, что у ребят могут спрашивать мнение на суде уже с 10 лет. Уголовная ответственность, как и административная, наступает по достижении возраста 14 лет. Тем не менее в это время за многие действия своего отпрыска ответ несут его родители. Полностью взрослым ребенок считается уже в возрасте 18 лет. Но есть и некоторые исключения. Например, эмансипация. Если подросток сам зарабатывает себе на жизнь, при этом его режим не мешает учебе, имеется возможность проживать отдельно от родителей (то есть вести вполне взрослую жизнь), то такое лицо может обратиться в соответствующие органы за признанием эмансипации. После этого он станет полностью дееспособным. Как правило, одобрение получают с 16 лет. Также после вступления несовершеннолетним лицом в брак оно становится полноценным гражданином, который имеет полное право зваться взрослым.

Психология

Психологи тоже могут ответить, до какого возраста ребенок считается оным. Правда, не совсем однозначно. Тут имеют место многие факторы и окружающая атмосфера.


Так, например, психологи утверждают, что до 18 лет у человека только формируется нервная система и "устаканиваются" взгляды на жизнь. В этот период можно легко навредить детскому организму. Тем не менее в то же время многие говорят, что человек считается ребенком до того момента, пока не начнет рассуждать и действовать, как взрослое, развитое и уравновешенное лицо. Обычно такое поведение может начинать проявляться уже с 10 лет.

Восточные сказки

Честно говоря, у разных народов есть свои ответы на вопрос о том, до какого возраста дети считаются детьми. Нас заинтересовало мнение восточных стран мира, так как у них на этот счет довольно необычные предположения. Итак, давайте же посмотрим, что думают, скажем, в Японии.

Наверное, многие слышали о японской методике воспитания. Как раз она - это и есть основная определяющая толкования возраста среди японцев. Смысл заключается в том, что до 3 лет малышу можно делать все, после этого до 14 следуют одни запреты, а после - сладкая свобода. Таким образом, следует предположить, что у этой восточной страны дети перестают считаться маленькими после того, как проживут на этом свете 14 лет. Существует некая формулировка японской методики воспитания, которая докажет, что с данного возраста ребенок не считается оным: "До трех лет с ребенком мы обращаемся как с царем, с трех до четырнадцати - как с рабом, а после 14 лет - как с равным".

Для самих себя

Интересно, до какого возраста человек считается ребенком? Подумайте, во сколько лет вы стали думать, что повзрослели? Наверное, относительно данных мыслей существует отдельное мнение. Какое же?

Доказано, что мы во все времена считаем себя взрослыми людьми. Точнее, как только наше развитие начинает помогать нам четко излагать свои мысли, выражать мнение, чем-то отличаться от других. Можно сказать, стоит человеку хоть немного научиться делать что-то самостоятельно, как он сразу говорит, что взрослый. К сожалению, так уж устроено наше сознание. Но есть и мнение, которое может нанести огромный вред абсолютно любому, а вот связано оно как раз с нашей темой.

Родители

Люди часто задают вопрос родителям: "До какого возраста дети считаются детьми?" И получают всегда один и тот же ответ: "Всегда". Для наших "предков" мы остаемся малышами абсолютно всегда: и в пять лет, и в сорок пять. Лишь единицы, коих можно пересчитать по пальцам, готовы признать, что их ребенок вырос, имеет собственное мнение и является самостоятельным. Именно непонимание данного вопроса имеет разрушительную силу, причем для детей.

Дело в том, что родители, считающие своего ребенка оным постоянно, вечно лезут в его жизнь. Ни для кого не секрет, что подобное поведение разрушает молодые семьи. По статистике, около 40% браков распадаются именно из-за излишнего вмешательства наших предков. Запомните одно - как только человек научится здраво мыслить и содержать себя, он имеет полное право называться взрослым. До какого возраста дети считаются детьми - вопрос неоднозначный, так что обращайте внимание на многие факторы.

963 (46 за неделю) / 20.04.17 10:00

Развитие людей начинается с самого рождения. По мере роста дети взрослеют и уходят из родительских семей. Но ещё в нежном возрасте детишки начинают утверждать, что они «уже взрослые». Было бы любопытно разобраться, до какого возраста детей можно считать таковыми. Эта тема достаточно трудная, поскольку здесь есть множество влияющих факторов и разнообразных нюансов. Поэтому точно ответить на вопрос, какой возраст является старшим для ощущения себя ребёнком, вряд ли кто сможет. Достоверного ответа нет.

С биологической точки зрения

Всезнающая Википедия определяет ребёнка как человека в период детства. Но в разных культурах, юридических системах и теориях жизненного цикла границы детства разнятся. Чаще всего ребёнком считают человека от его рождения до завершения пубертатного периода.
Разнообразные мнения относительно этого вопроса можно поделить на несколько категорий. Первым можно оценить мнение биологов - что они говорят о процессах, протекающих в детских и сформировавшихся организмах.
Мы привыкли классифицировать детей на новорожденных, грудничков, малышей, дошкольников, школьников и подростков. Чем данные категории подтверждаются?
Новорожденным малыш , с биологической точки зрения, считается до достижения им 4 недель, на протяжении которых он ещё не сильно отличается от того плода, что был в утробе матери. Но он уже готовится стать грудничком, который будет знакомиться с другими людьми и окружающей средой.
Грудной возраст продолжается со второго месяца жизни до года, затем его сменяет ясельный период (1-3 года) , затем дошкольный (3-7 лет) , потом следует младший школьный возраст (7-11 лет) и подростковый (11-18 лет).
Наука считает ребёнком всякого индивида, у которого пока не начался период полового созревания. А в этот самый период происходит перестроение детского организма на более высокий уровень развития, поэтому он именуется совершеннолетием. Юноши или девушки-подростки находятся в переходном возрасте от детства к молодости. Подростковый возраст согласно современной науке зависит от региона проживания, пола и национально-культурных особенностей и может находиться в пределах 12 - 15 и 14 - 17 лет для девочек и мальчиков соответственно. В прошлом половое созревание наступало в 13-14 лет, после чего ребёнок превращался в подростка. Современные дети научились созревать намного быстрее - девочки в 10 лет, а мальчики - в 12. Поэтому школьника уже нельзя считать маленьким ребёнком, хотя есть и альтернативные точки зрения.

С юридической точки зрения


Юриспруденция имеет свою точку зрения на детский возраст. В человеческом обществе любой индивид имеет права и обязанности, которые связаны, в частности, с его возрастом. Например, дети не могут делать покупки, лишены права голоса в суде, поэтому не несут за себя ответственность. Но и здесь не всё так однозначно. Например, в том же суде у 10-летнего гражданина могут уже спросить мнение. С 14 лет наступает административная и уголовная ответственность. Но даже и в этот период родители будут нести ответственность за многие поступки своего ребёнка. И только в 18 лет человек уже считается полностью взрослым. Хотя и здесь есть исключения, например, в виде эмансипации несовершеннолетних. Если подросток, достигший 16 лет, без нанесения вреда своей учёбе способен зарабатывать себе на жизнь, жить отдельно от родителей или лиц их заменяющих, то есть, фактически вести полноценную взрослую жизнь, то после обращения в соответствующие государственные органы он может получить признание в эмансипации и стать полностью дееспособным. Если несовершеннолетнее лицо вступило в брак, то оно получает полные гражданские права и право считаться взрослым человеком.
Но вот Конвенция о правах ребёнка гласит, что каждое человеческое существо до 18 лет признаётся ребёнком, если по применённому к этому ребёнку закону он не достиг совершеннолетия в более раннем возрасте.
Согласно российскому законодательству, до 14 лет дети считаются малолетними, а с 14 до 18 лет - несовершеннолетними, хотя по-прежнему они - дети. Совершеннолетие в большинстве стран наступает в 18 лет, а самый минимальный его возраст - 14 лет признаётся на Фарерских островах. В 16 лет совершеннолетними становятся кубинцы.
В соответствии с российским и международным законодательством неотъемлемые права у человека имеются от рождения, их гарантирует государство: первое - это право на жизнь, а по мере роста он становится источником и других прав, перечисленных в законах. Пока человек не достигнет совершеннолетия, он не будет обладать и всей полнотой юридических прав, а ответственность за него будут нести его родители или другие законные представители (опекуны).

С психологической точки зрения

У психологов есть своё мнение, до которого возраста личность можно считать ребёнком, хотя оно и неоднозначное, поскольку большое значение имеет окружающая атмосфера и другие факторы.
Так, по мнению психологов, у человека до 18 лет нервная система продолжает формироваться, и вырабатываются устойчивые взгляды на жизнь. Поэтому детскому организму в этот период легко причинить вред. С другой стороны, другие психологи считают, что ребёнок превращается во взрослого, как только начнёт действовать и рассуждать как уравновешенное, развитое взрослое лицо. А такое поведение может прослеживаться и в 10 лет.

Публикации по теме