Как определить малый средний или крупный бизнес. Рыночное хозяйство и его основные субъекты
4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации «).
Добавим, что с 30 июня была отменена периодичность установления Правительством РФ предельного размера годовой выручки для целей отнесения организаций и ИП к малым и средним предприятиям (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации «).
Танцуем от выручки
В соответствии с законом число сотрудников микропредприятия не должно превышать 15 человек, малого — 100 человек, среднего — 250 человек.«Эта градация, представленная правительством, соответствует современным мировым показателям», — говорит Андрей Шубин, юрисконсульт «ОПОРЫ России».
В первую очередь законодательное установление второго критерия отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малому и среднему бизнесу позволит начать осуществлять реальную государственную поддержку субъектов малого предпринимательства, считают эксперты.
Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
Предпринимательство естественно предназначено для получения, но оно сопряжено с определенными рисками. Предприниматели - новаторы, люди инициативные и действующие. Это своего рода инновация в общественное производство. «Инновации включаются в процесс общественного производства посредством трудовой деятельности работников с качественно новой потребительной стоимостью рабочей силы» . Предпринимательство может решать большое количество задач: товарное производство, услуги, внедрение новых технологий, «производство» новых рабочих мест, активность общества.Предпринимательство следует разделять на крупный, средний и малый бизнес.
Малый и средний бизнес это
Известно, что современный крупный бизнес не столько создает новые рабочие места,сколько сокращает их путем автоматизации и компьютеризации производства, оптимизации управления. Малые и средние фирмы, напротив, способны создавать миллионы новых рабочих мест. Это критически важно для страны, где безработица. особенно в некоторых регионах, остается серьезной проблемой. К тому же малые и средние предприятия обычно ориентированы на удовлетворение массового спроса на товары широкого потребления, а значит, именно они способны помочь решению проблемы инфляции.Критерии оценки бизнеса малый средний крупный
Обычно основную работу делают 20% работников, остальные имитируют бурную активность, либо занимаются бессмысленной бумажной работой и бюрократическими проволочками, которые только и существуют, что занять 80% бездельников в корпорациях. В малом бизнесе труд и результат каждого отдельного работника более заметен, а следовательно он более ответственен, т.к. человеку понятны обратные связи. Сделанная работа и результат видны сразу.Какой бизнес считается малым или средним?
исключительные права на которые принадлежат следующим видам учредителей:Исключение также составляют юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
Критерий 2. По средней численности работников.
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий, в том числе до 15 человек для микропредприятий;
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Критерий 3.
Условия, по которым предпринимательство относится к малому, среднему или крупному
Санкций за это не установлено, но некоторые льготы и преимущества могут быть утрачены. Чем подтверждается статус субъекта предпринимательства?Свою принадлежность к определенному статусу должны подтверждать сами субъекты предпринимательства. Такой позиции придерживается, например Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан, сообщив в письме от 17.05.2008 г. за № 04-2-2/5-5319, по результатам рассмотрения письма Агентства Республики Казахстан от 16.04.08 г.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Роль малого и среднего бизнеса в экономике страны. Роль малого бизнеса в развитии территории региона. Анализ состояния и развития малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае. Пути совершенствования государственной поддержки малого бизнеса.
дипломная работа , добавлен 22.01.2014
Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса. Роль предпринимательства в экономике цивилизованных рыночных стран. Рост средних и малых предприятий в экономике Российской Федерации. Эффективность государственной поддержки рыночного бизнеса.
курсовая работа , добавлен 16.02.2014
Развитие малого и среднего бизнеса. Анализ системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса на примере деятельности АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" и ИП "Мурагер". Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Казахстане.
дипломная работа , добавлен 16.09.2017
Роль предприятий малого и среднего бизнеса в экономике Украины, система государственной регуляции и поддержка малого бизнеса. Кредитование предпринимательской деятельности и проблемы, связанные с этим. Особенности процедуры "малого" кредитования.
реферат , добавлен 04.08.2010
Сущность малого бизнеса, факторы развития, его социально-экономическая роль в национальной экономике. Государственные программы по поддержке среднего бизнеса. Инкубатор малого предпринимательства. Вмешательство государственных органов в деятельность фирм.
курсовая работа , добавлен 28.11.2016
Понятие и сущность предпринимательской деятельности. Функции, выполняемые малым и средним бизнесом в национальной экономике. Перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане. Зарубежный опыт развития малого и среднего бизнеса.
дипломная работа , добавлен 26.04.2014
Проблемы экономических взаимоотношений крупного и малого бизнеса. Преимущества и слабости крупного и малого предпринимательства. Основные формы российского крупного бизнеса. Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики.
курсовая работа , добавлен 12.04.2014
Основные формы организации бизнеса в современной рыночной экономике – это индивидуальное предприятие, партнерство, корпорация (акционерное общество), государственное предпринимательство.
Индивидуальное предприятие – это форма организации бизнеса, при которой владельцем фирмы является один человек и он же одновременно выполняет функции менеджера и несет неограниченную имущественную ответственность.
Индивидуальное предпринимательство основано на индивидуальной или семейной собственности предпринимателя. Различия между капиталом и личным имуществом предпринимателя не проводятся. Имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя независимо от его включенности в капитал. Капитал у индивидуального предпринимателя невелик – в этом недостаток индивидуального предпринимательства.
У данной формы предпринимательской деятельности есть и преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, сам может производить любые изменения. Индивидуальный бизнесмен не является юридическим лицом, поэтому владелец платит только подоходный налог; он освобожден от налога, установленного для корпораций. Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов, врачей и т.д.
Партнерство (товарищество) – это объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении. Партнерство тоже не является юридическим лицом, поэтому партнеры облагаются только подоходным налогом и несут неограниченную ответственность по всем долгам фирмы.
Достоинства партнерства состоят в том, что его легко организовать, объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относятся:
– ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле, которое требует новых вложений капитала;
– неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками;
– сложность определения меры каждого в доходе или убытке фирмы, в разделе приобретенного вместе имущества. В фирме партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т.п.
Корпорация – совокупность лиц, объединившихся для совместной предпринимательской деятельности как одно юридическое лицо. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпорации называются держателями акций, а сама корпорация – акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпорации, определяемую их вкладом в акции.
К числу преимуществ корпорации относятся:
– неограниченные возможности привлечения капитала через продажу акций и облигаций;
– разделение прав акционеров на имущественные и личные. К имущественным относится право на получение дивиденда, а также части стоимости имущества фирмы при ее ликвидации. К личным относятся право на участие в управлении делами акционерного общества. Акционер может не принимать участия в управлении, ничего не теряя в имущественном праве;
– привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций;
– стабильность функционирования корпорации. Дело в том, что выбытие из общества кого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы.
К недостаткам корпоративной формы организации бизнеса относятся:
– двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций;
– благоприятные возможности для экономических злоупотреблений. Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости;
– разделение функций собственности и контроля. Собственники-акционеры заинтересованы в повышении дивидендов, менеджеры- управляющие – в расширении производства.
Существуют и другие недостатки корпораций, но их преимущества перевешивают их, поэтому корпорация – это наиболее экономически значимая форма организации бизнеса.
В условиях развитой рыночной экономики не теряет своего значения и государственная собственность. В связи с этим необходимо проанализировать еще одну важнейшую форму предпринимательской деятельности – государственное предпринимательство.
Государственное предпринимательство – это непосредственное участие государства в производительной деятельности.
В каждой стране в экономике имеется государственный сектор экономики, что представляет общую черту современного рыночного хозяйства. Его образуют предприятия, находящееся либо полностью в собственности государства, либо под его контролем через владение контрольным пакетом акций. В разных странах доля этого сектора различна: от 3 – 4% в США до 15 – 17% валового внутреннего продукта в Западной Европе. В государственном секторе оказываются, как правило, низкоэффективные или даже убыточные предприятия, которые нерационально использовать в рамках частнопредпринимательской деятельности. С целью поддержки предприятий, от которых отказываются частные предприниматели, государство иногда их национализирует. Таким образом, в условиях ухудшения экономической ситуации государственный сектор увеличивается. Государство как бы берет на себя проблему вывода экономики из кризиса, сохранения научно-технического потенциала, задачи технического и технологического перевооружения предприятий. Наоборот, при благоприятной экономической ситуации государственный сектор уменьшается. Государство в большей мере опирается на частную инициативу, сосредоточивает свои усилия в данной ситуации на решении социальных и других задач.
Государственное предпринимательство имеет свой особый потенциал, задача которого состоит не в максимизации прибыли, а в максимизации общественного благосостояния. Причем сфера приложения госпредпринимательства не ограничивается производством общественных благ. Оно незаменимо при стимулировании приоритетных направлений научно-технического прогресса и плодотворно при разрешении проблем естественной монополии.
В Российской Федерации государственное предпринимательство осуществляется в двух формах – государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным капиталом.
Государственные унитарные предприятия подразделяются на:
а) федеральные. К ним относятся те предприятия, имущественные права на которые принадлежат Государственному комитету по управлению госимуществом,
б) государственные. Это те предприятия, имущественные права на которые переданы Комитетам по управлению имуществом республик в составе России, национально-административных образований, краев, областей, г. Москвы и С.-Петербурга,
в) муниципальные. К ним относятся те предприятия, имущественные права на которые переданы Комитетам по управлению имуществом районных и городских властей.
Правовой режим государственных предприятий распространяется и на фирмы иных форм собственности, если доля государственного имущества в их капитале более 50%. Наличие государственного сектора в экономике, наряду с государственным регулированием, позволяет назвать современную рыночную экономику смешанным рыночным хозяйством.
Одна и та же форма организации предпринимательской деятельности может включать в себя неоднородные по своему характеру отношения имущественных полномочий, принципов организации и управления, что требует соответствующего их правового оформления. Поэтому на практике предпринимательская деятельность осуществляется в конкретных хозяйственно-правовых формах, отражающих не только функциональные особенности самих организационных форм, но и национальные особенности правового режима страны.
По признаку величины фирмы различают: малый бизнес, средний бизнес и крупный бизнес. Оптимальный размер фирмы определяется величиной трансакционных издержек, зависит от отрасли, технологии, от степени интеграции фирмы и т.д.
Экономическую и техническую мощь страны определяет крупный бизнес. Крупный бизнес отличается большой прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.
Сравнительная эффективность производства на крупных, средних и малых предприятиях позволяет определить потенциальные преимущества крупного бизнеса, которые базируются на инвестиционных возможностях, маневрировании капиталом и диверсификации производства.
Вклад крупного бизнеса в ВВП России можно оценить в диапазоне 20-22%, а с учетом госмонополий («Газпрома», «Транснефти», РАО ЕЭС) – до 27-28% ВВП. На предприятия крупного бизнеса приходится 25-30% кредитов и займов, получаемых реальным сектором экономики (а с учетом госмонополий – около 40-50%), что свидетельствует о большей доступности для них заемных средств; 20% активов банковских средств страны находится в руках банковских монополий, сросшихся с промышленными, что составляет около 8% ВВП.
Анализируя угрозу монополизации российских рынков можно констатировать, что крупнейшие отечественные компании, даже контролируя 70 – 80% продаж в России, как правило ничего не смогут навязать своим потребителям, поскольку по меркам глобального рынка, они являются весьма средними фирмами. Отечественные компании по размеру в разы уступают своим конкурентам. «АвтоВАЗ» с оборотами в 2 млрд. долл. в 100 раз меньше своего партнера «Дженерал моторз», «Силовые машины» с оборотом в 350 млн. долл. уступают «Дженерал электрик» в 290 раз.
Поэтому необходимо не столько усиление антимонопольной составляющей экономической политики (не говоря уже о радикальных рецептах разделения крупных компаний), сколько стимулирование созидательной конкуренции, а также слияний и кооперации фирм. Без развития крупного бизнеса, в том числе финансово-промышленных групп, Россия не сможет занять заметные позиции на мировом рынке.
Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).
Малый бизнес (малое предприятие) – небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и занимающее небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия.
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представлен самым многочисленным слоем мелких собственников. По уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения развитых стран. Небольшой размер малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяет им своевременно реагировать на изменения в конъюнктуре рынка.
Экономическая роль малого предпринимательства в развитых странах мира определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, работает большая часть активного населения и производится примерно половина ВВП.
Место малого предпринимательства в хозяйственной жизни разных стран наглядно показано в таблице 10.1.
Таблица 10.1. Доля малых предприятий в экономике ведущих стран мира и России (данные на начало 2000 г.)
По данным ООН, в мировой хозяйственной системе малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения. Доля малых и средних фирм составляет от 80 до 99% в общем числе предприятий. Объем их производства в разных странах составляет от 33 до 66% валового внутреннего продукта. Малый бизнес более динамично создает новые рабочие места, обеспечивая только в США 65% прироста рабочих мест. Факты свидетельствуют, что сектор малого предпринимательства является неотъемлемым элементом любой эффективной хозяйственной системы. Без них рыночная экономика не может нормально существовать и развиваться. Малые предприятия придают динамичность и гибкость деловой жизни той или иной страны.
В чем же главные преимущества малого предпринимательства и почему оно получило такое широкое развитие в большинстве стран? Это объясняется следующими причинами:
1) мелкосерийное производство может быстро реагировать на изменения рыночного спроса;
2) малое предпринимательство способствует развитию предприимчивости, практически дает возможность каждому человеку проявить себя, воплотить свои идеи в жизнь;
3) развитие сети малых предприятий позволяет широко использовать местные сырьевые ресурсы, а во многих случаях и отходы производства;
4) на малых предприятиях значительно меньше накладные расходы, чем на крупных, минимален аппарат управления;
5) малые предприятия имеют меньшую капиталоемкость, чем крупные, и, соответственно, быстрее окупают вложенные в них средства;
6) развитие малого предпринимательства создает благоприятный климат для интенсификации труда;
7) развитие сети малых предприятий может максимально снизить уровень безработицы.
Наряду с преимуществами малого предпринимательства, можно отметить и некоторые недостатки:
– зависимость от конъюнктуры рынка;
– способность относительно небольшого капитала, принадлежащего малым предприятиям, сужать рамки производства, ограничивать возможности привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и др.);
– совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина малого предприятия, установление личных связей с исполнителями, неформальный стиль управления, т.е. все, что приводит к его чрезвычайной самоэксплуатации и сверхурочным работам.
Одной из важнейших особенностей малого и среднего бизнеса является его неустойчивость. Значительное число малых и средних предприятий становится банкротами, особенное первые пять лет работы. Поэтому важной задачей правительства является придание стабильности развитию малой экономики.