Отличие в государственные и муниципальные предприятия. Государственные и муниципальные предприятия. Акционерное общество как субъект хозяйствования: преимущества, недостатки и перспективы развития


Введение.

Организа́ция - это целевое объединение ресурсов. Организации, созданные человеком (людьми), характеризуются наличием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования.

Появление и развитие организаций исторически неразрывно связано созданием и развитием государства и изменением социальности людей.

Строгое применение частного права к коммерческим компаниям с государственным капиталом очень слабо защищает гарантии граждан в плане найма, а также работ, услуг и поставок. То, что объект компании, даже если ее капитал не является главным образом публичным, является государственной службой, остается важным, несмотря на кризис концепции. Следует иметь в виду, что если администрация, на которую распространяется ее мажоритарная доля или ее государственная собственность на услугу, оказывает решающее влияние на компанию, сравнимую с так называемым контрольным партнером и становясь истинным менеджером того же самого, она может достигать ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам, при условии, что он действовал как фактический администратор де-факто коммерческой компании и не наносит ущерба совместной и нескольким обязательствам, которые также могут быть вменены юридическим директорам смешанной компании.

одно из самых древних общественных образований на Земле. Так, по сведениям археологов, при раскопках древнего Шумера (существовавшего ок. 3 тыс. лет до н.э.) были найдены глиняные таблички, на которых записаны сведения о коммерческой деятельности организованных групп людей.

Развитие организаций шло медленно, постепенно накапливался опыт их создания, появлялись известные в мире заводы, фабрики; талантливые руководители, заводчики и т.д. Постепенно расширялся состав общественных организаций. Первый научный подход к анализу организаций и процессу управления ими приписывают Фредерику Тейлору (США), который в 1911 г. опубликовал книгу “Принципы научного управления”. С этого времени устойчивый общественный интерес к управлению социальными системами способствовал развитию всех направлений научных исследований в данной сфере, в том числе и организаций. Постепенно в наборе управленческих наук формируется новое научное направление - теория организации

В любом случае представляется очевидным, и мы можем заключить, что, хотя в частном порядке правовой режим, применимый к коммерческим компаниям с мажоритарным капиталом, является, по крайней мере частично, публичным правом, более выраженным в соответствии с европейским законодательством, чем классический, Административное право, в настоящее время диффузная отрасль, которая при таком «государственно-частном сотрудничестве»начинает переходить к лучшей доктринальной жизни и практически, если она этого еще не сделала.

Как мы уже говорили, завершая концепцию бюджетного учета «государственного сектора», выражение достигло своего пика в отношении государственных закупок. Однако, по крайней мере, следует признать, что он ограничивает субъекты, составляющие «государственный сектор», и, хотя у них есть много нюансов и «клапанов» побега, они регулируются европейскими правилами государственных закупок.


Государственные и муниципальные организации.

Госучреждение - вид организации, созданный для осуществления управленческих, административно-политических и социокультурных задач (законодательные и судебные органы, всевозможные академии).

Государственное предприятие - это хозяйственный субъект, создается в целях производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Государственные и муниципальные предприятия могут быть организованы в форме унитарного предприятия. Его имущество неделимо. Структура управления не имеет опосредствующих звеньев, руководитель предприятия единолично назначается государством или муниципальным образованием. Государственные предприятия различны по формам деятельностити и отраслям: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные, торговые. Государственные предприятия могут быть коммерческие (личная цель, извлечение прибыли), некоммерческие (вся прибыль поступает в доход государству).

Как видно из выводов Генерального адвоката, г-на Испании, если было решающим вопросом, какая отрасль права подчиняется национальным положениям, власти государства-члена могут легко уклониться от применения директив по государственным контрактам. Это устранение или нарушение административного права - это то, что происходит с распространением зависимых субъектов и «зависимыми от зависимых», подпадающими под действие частного права, но посредством которых фактически действуют государственные организации.

По сути, согласно вышеупомянутому аргументу юриста, было бы достаточно создать компанию, например, ограниченную компанию поставок, подчиняющуюся только частному праву, и обеспечить в качестве корпоративной цели поставку офисной мебели, бумаги и т.д. для государственными органами. Хотя государство будет единственным акционером и может влиять на все решения акционерного общества с поставками, оно не будет обязано публиковать уведомления о тендерах, поскольку акционерное общество с поставками не будет подлежать публичному праву, а частному.

Федеральные казенные предприятия - учреждаются федеральным органом исполнительной власти для конкретных видов работ и услуг. В отношении государственных организаций осуществляется прямое директивное государственное регулирование не только на уровне законов, но и путем приказов, распоряжений, указаний.

Существует 4 метода ведения муниципального хозяйства:

Как отмечает Лоренцо Перес Саррион, именно в этом контексте возникает повторяющееся «административное право», исходя из недостатка формальной бюрократической модели для эффективного предоставления услуг, и это необходимо преодолеть путем создания инструментальных юридических лиц посредством что достигается единым правом, обычно частным, и преднамеренно искажено или создано, чтобы избежать жесткости первого, хотя было бы неразумно углублять конституционный принцип эффективности посредством реформы различных аспектов административного права, которая ускорит административные процедуры, облегчающие управление экономикой или стимулирование персонала к службе государственных администраций путем оценки целей.

1) прямое - муниципалитеты осуществляют непосредственное руководствово муниципальным предприятием

2) муниципальная подрядная система - строительство и выполнение определенных функций ведется частными подрядчиками, получающих часть прибыли, временно нанимаемыми на конкурентной основе муниципалитетами.

3) Муниципальная арендная системама - сдача в аренду муниципального имущества при условии невозможности распорядиться им более выгодным образом, при этом муниципалитет на срок аренды полностью отказывается от дохода регулярно получая арендные платежи.

Но вместо этого мы стали свидетелями постепенной, спонтанной и иногда дезорганизованной передачи частной инициативы общественной деятельности, с одной стороны, и организации государственных администраций, как если бы они были частными лицами, подвергая свои правовые отношения третьих лиц в частном праве, с другой стороны, что может привести к тому, что для обеспечения гибкости и эффективности управления режим гарантии, который для граждан является нормативным блоком, смещается - то, что нас здесь интересует, касается найма административно-традиционно применимый к государственным администрациям, в конечном счете достигающий предела любого возможного контроля не только в отношении адаптации к параметрам публичной законности, но и к нормативным референтам частного права.

4) Муниципальная концессия - уступная муниципалитетом на определенный срок и на договорных условиях частному хозяйствующему субъекту права устраивать и вести хоз-ва в определенной сфере деятельности.


Муниципальное управление.

Муниципальное управление выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории. Устанавливая конституционную модель местного самоуправления в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества, законодательство достаточно четко определяет как собственные предметы ведения местного самоуправления, так и полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления.

Поэтому важно «поднять завесу», чтобы различить, за какой объект стоит, и управляет потоками действующего лица. Если это «публично», мало что значит «частный», поскольку тот, кто действительно действует, является публичным лицом, которое вряд ли может уклониться от применения административного права, если оно действует напрямую. Говоря очень разговорно, административный закон имеет «хорошие» и «плохие» вещи, но искусственно и незаконно пытаться получить доступ к «лучшему» из обеих отраслей права из полупубличных инструментальных форм или, если хотите, полу-частного.

Муниципальное управление это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Внутри муниципального управления, также, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная в руках городского совета, и судебная в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Несомненно, «худшее» административное право и повторяющаяся, но неоправданная причина «бежать» к частному праву - это необходимое подчинение этой процедуре. Принцип эффективности должен пониматься в балансе с другими лицами того же или более высокого ранга. Если, наконец, инструментальная сущность - субъект частного права, как, в частности, с коммерческими компаниями, - диктует «квази-административный» акт, конституционный принцип контроля законности Администрации гласит, что упомянутый акт защищен судебными средствами спорный-административный, поскольку простой уголовный контроль кажется откровенно недостаточным, потому что, объясняя очень просто, казуистика представляет гораздо больше незаконных, чем уголовных преступлений.

Муниципальное управление, как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

1. муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;

Все вышесказанное показывает, что, короче говоря, этот «полет от административного права» - тот, который регулирует процедуры отбора подрядчиков или поставщиков, а также сотрудников сотрудников, действительно переводит на «побег из права»,, любого права, которое всегда оставляло эти сущности, за очень немногими исключениями, в правовой тайне. Как мы видели, Европа осуждала его в течение многих лет, но здесь мы проигнорировали его. В довершение всего, государственный сектор уже был слишком крупным и уже очень дорогим в Испании.

Теперь пришло время изменить размер, рационализировать, но, как всегда, «поздно и плохо». Необходимо будет очень серьезно изучить вопрос о том, что «осталось и не осталось» до изменения размера. После краткой круглой скобки, которую мы не можем прекратить комментировать, мы проанализируем, как это перераспределение находится в неизбежном Законе рационализации.

2. государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

Он сказал, что коммерческая деятельность публичного капитала является вполне законной возможностью при управлении государственной службой, хотя, конечно, конкретный случай должен быть проанализирован. Но когда-то созданный, этот «полет права», эта ситуация хронической нелегальности, бесхозяйственности, отсутствия процедур, контроля и правовых и экономических аудитов накапливала бессмысленность и, конечно же, долги и незаконности в бесконечности меркантилистов испанского государственного сектора. Там он кровоточил, и он умрет там, к сожалению, для тех из нас, кто является валенсийцами.

Согласно Положению об основах организации местного само­управления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденному Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный орган местного самоуправления:

· утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;

· устанавливает местные налоги и сборы;

Он принимает форму ограниченной компании, акционерный капитал которой полностью принадлежит Женералитату или его автономным образованиям. Заместитель, который усугубляется тем, что он является аудиовизуальной и общедоступной информационной средой, которая должна быть образцовой с точки зрения законности и прозрачности. Как говорится, «все они убили ее, и она умерла одна». В Греции, стране, которая отличается высоким уровнем коррупции и плохим государственным управлением, точно так же произошло несколько месяцев назад.

Мы можем отрицать или отрицать возможность этой меры, но никогда плохое управление не накапливалось за годы, о которых мы говорили. Законодательство дорогостоящее, и в последние десятилетия, в эпоху «административного права» и даже в самый последний период «публичного права» или в государственном секторе, в последние десятилетия торгово-экономическое сообщество в значительной степени сосредоточилось на них. В любом случае существуют и другие отрасли права, такие как трудовое право или бухгалтерский учет, которые также были оспорены.

· утверждает программы развития соответствующих территорий;

· принимает положение (устав) о местном самоуправлении;

· осуществляет контроль над деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления. Эти решения представляютcя и согласуются с главой местного самоуправления, соответствуют установленным в России межбюджетным отношениям.

Именно поэтому мы говорили о полном пролете закона. Закон рационализации и устойчивости местной администрации и местного государственного сектора бизнеса: «возвращение к закону». Когда катастрофа абсолютная, многие открывают свои глаза в первый раз и интерес, лучше поздно, чем когда-либо, перенаправляют государственный сектор на законность, особенно на экономико-бюджетный учет. Действительно, внезапно сейчас, как и в фильме «Назад в будущее», будущий спорный Закон рационализации и устойчивости местной администрации подтверждает такое «возвращение вправо» общественных торговых компаний.

| следующая лекция ==>
Вторичное сращение переломанных костейпроисходит за счет образования менее полноценных видов мозоли - периостальной, эндостальной и параосальной. |

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Контраст значителен, и ситуация, которую кормят те, кто ее санкционирует, слишком легко осуждается. Хорошо признать ошибку, но другое дело - действовать так, как будто ничего не произошло. Мы также критично относимся к положению, которое регулирует «перераспределение местного государственного сектора», исходя из предпосылки, что это перераспределение, несомненно, необходимо.

Кроме того, подтверждающий отчет о полученных консультациях должен быть включен в файл, который будет представлен на пленарное заседание для утверждения, в который будут включены отчеты о стоимости услуги, а также полученная техническая поддержка, которая должна быть опубликована. К счастью, была принята поправка, которая устраняет ссылку на раздел 7 вышеупомянутого Органического закона, с тем чтобы «функции Контролера муниципального образования при подготовке отчетов были ограничены аудитом». Нелегко создать новые коммерческие государственные организации или торговые компании местного капитала, если их удобство не будет доказано очень хорошо, что в некоторых случаях мое мнение совершенно возможно.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт (факультет) Инженерно-Экономический

Кафедра МЕНЕДЖМЕНТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Управление государственными предприятиями»

по дисциплине Государственное и муниципальное управление

Выполнил: Утюгов Антон Александрович

Руководитель: Тишин Юрий Нилович

Череповец, 2014

Введение

Глава 1. Государственное предприятие: теоретическое представление об особенностях управления

1.1 Государственное предприятие

1.2 Государственное унитарное предприятие

1.3 Роль государственных предприятий

1.4 Особенности управления государственным предприятием

1.5 Пути совершенствования управления государственными предприятиями

Глава 2. Анализ практики управления Федеральным государственным унитарным предприятием «Гознак»

2.1 Характеристика ФГУП «Гознак»

2.2 Среднесрочная стратегия развития на 2012-2014 год

2.3 Годовая отчетность ФГУП «Гознак»

2.4 Проблемы управления государственным предприятием

2.5 Методы повышения эффективности ФГУП «Гознак»

Заключение

Список литературы

Введение

Управление -- обязательный элемент любой формы организации коллективной деятельности людей.

Выбирая методы управления, предприятие должно осознавать ограниченность своего влияния на рыночный потенциал. Например, при удачном стечении обстоятельств оно может направить потребности клиента в другое русло, удовлетворить скрытые потребности предложением новой продукции и услуг или избежать конкурентной борьбы благодаря освоению новых рынков. Однако и эти примеры свидетельствуют, что рыночный потенциал в конечном счете нельзя рассматривать в отрыве от специфического для предприятия производственного потенциала. Суть дела в том, чтобы выявить рыночный потенциал с помощью своего рода управленческих «раннего обнаружения», возможности же его использования зависят от компетенций и ресурсов предприятия.

Поэтому главная задача управления предприятием состоит в организации собственного потенциала с четкой ориентацией на рыночную ситуацию. Эту общую задачу можно разбить на две отдельные задачи принципиального значения. В краткосрочном плане на первое место выдвигается проблема текущей эффективности, т.е. превращения существующих ресурсов и компетенций в рыночные конкурентные преимущества, тогда как в долгосрочной перспективе проблема заключается в развитии новых ресурсов и компетенций, которые позволили бы использовать рыночные шансы.

Следующая проблема состоит в реализации управленческих планов. Неудачи в их осуществлении могут иметь прямые последствия для успеха предприятия.

Сложность проблематики предопределяет необходимость сбалансированного распределения задач в рамках управления предприятием.

Именно поэтому так актуальна рассматриваемая в работе тема. При этом следует выделить три основные системы, которые должны решать разные задачи - стратегического планирования, реализации и контроля. Эти системы отвечают соответственно за разработку, осуществление и ревизию стратегии управления предприятием. Определение этих задач и их осуществление - главная цель менеджмента.

Объектом исследования данной курсовой работы является ФГУП «Гознак», предметом деятельности которого является деятельность по разработке и производству в области государственных знаков.

Цель курсовой работы - анализ практики управления государственным предприятием. Для реализации цели в работе будут решены следующие задачи:

теоретическое изучение сущности особенностей управления государственным предприятием;

анализ финансового состояния предприятия и проблем управления;

повышение эффективности деятельности ФГУП «Гознак».

Глава 1. Государственное предприятие: теоретическое представление об особенностях управления

1.1 Государственное предприятие

Государственное предприятие -- организация любой организационно-правовой формы, основные средства которой находятся в государственной собственности (или же муниципальной), а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами.

Если государственное учреждение является казенным, то оно, согласно ГК РФ, финансируется из средств государственного бюджета. Если такое предприятие является «бюджетным», то оно, согласно ГК РФ, получает субсидии.

Государственные предприятия являются инструментом проведения экономической политики. Наличие государственных предприятий позволяет:

решать проблему занятости;

осуществлять проекты, имеющие высокую степень риска;

путем снижения цен на продукцию государственных предприятий и отказ от прибыли в периоды роста инфляции государство осуществляет антиинфляционные меры.

За счет государственных предприятий оказывается содействие местным частным товаропроизводителям путем поставки сырья и комплектующих изделий по ценам ниже рыночных и обеспечивается устойчивый рынок сбыта.

При этом государственные предприятия в силу возложенных на них общегосударственных задач пользуются определенными гарантиями государства - различного рода субсидиями, защитой от банкротства, освобождением от обязательств по импорту, преимуществами госзакупок.

1.2 Государственное унитарное предприятие

Согласно ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В рамках одной организационно-правовой формы (унитарное предприятие) ГК РФ наделяет указанные юридические лица различным объемом правомочий на переданное собственником имущество. В зависимости от объема этих правомочий различаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. И право хозяйственного ведения, и право оперативного управления носят вещный характер (ст. 126 ГК РФ).

Унитарные предприятия являются коммерческими организациями, т.е. юридическими лицами, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ).

В Законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» прописываются собственники унитарных предприятий - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. В основание классификации унитарных предприятий по уровню положено разграничение ранее единой государственной собственности.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 10 тыс. федеральных государственных унитарных предприятий, причем очевидно прослеживается тенденция к сокращению их числа.

Функции по управлению унитарными предприятиями разделяются между федеральными органами исполнительной власти.

Отраслевые федеральные органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями унитарных предприятий.

Принципиальной законодательной новеллой является жесткий запрет унитарным предприятиям создавать в качестве юридических лиц другие унитарные предприятия путем передачи им части своего имущества (дочерние предприятия).

В соответствии Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» выстраивает ясную и логичную систему унитарных предприятий:

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

а) федеральное государственное предприятие;

б) государственное предприятие субъекта Российской Федерации, или государственное предприятие;

в) муниципальное предприятие;

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:

а) федеральное казенное предприятие;

б) казенное предприятие субъекта Российской Федерации, или казенное предприятие;

в) муниципальное казенное предприятие.

Названные шесть видов унитарных предприятий исчерпывают формы участия государства и муниципальных образований в предпринимательской деятельности посредством создания юридических лиц - коммерческих организаций.

Перечисляя виды унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» присваивает федеральным государственным предприятиям и государственным предприятиям субъектов Российской Федерации общее краткое наименование «государственные предприятия» (на уровне муниципальных образований - «муниципальные предприятия»). В отношении унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, краткое наименование «казенное предприятие» относится ко всем унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления. Таким образом, система видов унитарных предприятий предстает следующей:

Таблица 1.1. Система видов унитарных предприятий

Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не вносит каких-либо изменений в установленные ГК РФ положения о хозяйственном ведении и оперативном управлении. Это принципиально важно, поскольку именно нормы гл. 19 ГК РФ обеспечивают юридический «стержень» унитарных предприятий как самостоятельных участников предпринимательского оборота (в первую очередь определенность для контрагентов и кредиторов).

Объем правоспособности унитарного предприятия, как и любого иного юридического лица, может определяться только одним критерием - целями деятельности, установленными уставом.

государственный унитарный управление экономика

1.3 Роль государственных предприятий

При оценке роли государственных предприятий важным вопросом является эффективность их функционирования. Ответ на него неоднозначен. Сравнительный анализ стоимости государственных (муниципальных) и частных услуг, проведенный немецким экономистом Э. Хамером на примере 300 предприятий, показал, что частное производство на 30-50% экономичнее, чем государственное. В Великобритании стоимость частных услуг ниже стоимости государственных на 30-40%, в США - на 30%.

По мнению же английских исследователей Д. Миллуорда и Д. Паркера, результаты многочисленных обследований не подтверждают тезис, согласно которому частное предпринимательство всегда и везде более эффективно, чем государственное.

Очевидно, при оценке эффективности деятельности предприятий, принадлежащих госсектору, следует учитывать ряд обстоятельств:

выполнение ими общественных (социальных) обязательств;

монопольное положение их в отдельных сферах экономики;

гарантированность финансовой поддержки со стороны государства;

методы управления государственными предприятиями.

Некоторые исследователи связывают низкую рентабельность отдельных государственных предприятий с тем, что они «несут» многообразные социальные обязательства. Государственным предприятиям диктуются объемы инвестиций в целях оказания содействия по линии регулирования конъюнктуры. Их принуждают изменять рациональную структуру капитальных вложений для решения проблем регионального распределения занятости и производства и т.д. Им навязывают приобретение в основном отечественных товаров (и чаще всего) тогда, когда они более дороги и технически менее совершенны, чем зарубежные. Широко распространена практика занижения цен на продукцию национализированных предприятий, которая преследует цель оказания поддержки частному бизнесу и определенным слоям населения. С другой стороны, государственные предприятия иногда используются как источник пополнения государственного бюджета. На ряд товаров правительством устанавливаются повышенные цены, а дополнительную прибыль, извлекаемую в связи с подобной практикой, изымают в бюджет. В Великобритании, например, казначейство часто вынуждало государственную электроэнергетику, газовую промышленность и водоснабжение устанавливать цены выше уровня, который руководство отрасли считало обоснованным.

Тот факт, что государственные предприятия существуют за счет бюджетных средств, тоже имеет негативное проявление. Они ограничены в заемных операциях на рынке частного капитала, и объемы капитальных вложений зависят от состояния государственных финансов, которых порой не хватает. С другой стороны, широкое использование средств государственного бюджета порождает у предприятий иждивенчество, лишает их стимулов к эффективной деятельности.

Оказывают влияние на эффективность деятельности предприятий и методы управления. Если на частнокапиталистические предприятия государство воздействует посредством экономических рычагов, то в отношении государственных используются директивные указания.

В последние годы в большинстве развитых стран наблюдается сокращение доли государственных предприятий, передачи их в частное управление. К этому побудила необходимость уменьшения чрезмерных бюджетных расходов на административные цели; повышения эффективности и стимулирования конкурентоспособности отраслей, находящихся под непосредственным контролем государства; сокращения расходов на государственное управление на основе ликвидации изживших себя административных структур.

1.4 Особенности управления государственным предприятием

Унитарные предприятия могут выступать в двух формах - основанные на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, или казенные. Особенности правового статуса унитарных предприятий будут предусмотрены специальным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерацией и уставом.

Руководящим органом ГУП является его единоличный руководитель (директор), назначаемый собственником и подотчетный ему, а не общему собранию коллектива или какому-либо иному аналогичному органу (п.4 ст.113 ГК). Руководитель осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с условиями контракта, заключаемого с ним уполномоченным органом исполнительной власти. Руководитель обязан выполнять требования настоящего устава, а также других нормативных актов, обязательных для него, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководитель осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия, он подотчетен в своей деятельности органу, заключившему с ним контракт.

Пределы компетенции руководителя предприятия определяются заключенным с ним контрактом, законодательством Российской Федерации, настоящим уставом и контрактом о передаче объектов государственного нежилого фонда в хозяйственное ведение.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, руководитель действует на принципах единоначалия.

Руководитель выполняет следующие постоянные функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности предприятия: действует без доверенности от имени предприятия; представляет его интересы в государственных органах, предприятиях, организациях, учреждениях; в пределах установленных контрактом найма и контрактом о закреплении имущества; от имени предприятия распоряжается его имуществом; заключает договора; выдает доверенности; делегирует определяемым им лицам те или иные из своих полномочий; открывает расчетные и другие счета предприятия; утверждает штатное расписание; положение об оплате и премировании работников предприятия и правила внутреннего трудового распорядка; в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия; нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников; заключает с ними трудовые договора (контракты); заключает коллективный договор, если решение о его заключении принято трудовым коллективом.

Действия от имени предприятия сделки с руководителем предприятия либо с такими лицами, в деятельности которых руководитель имеет личный финансовый интерес, не признаются правомерными.

Руководитель предприятия считается имеющим личный финансовый интерес, если он, в частности, обладает правами собственника или кредитора в отношении лиц либо находится в родственных или трудовых отношениях с лицами, являющимися: поставщиками товаров или услуг для предприятия; производителями или поставщиками товаров или услуг, аналогичных товарам или услугам, производимым предприятием; крупными потребителями товаров или услуг, производимых предприятием; кредиторами предприятия.

Если Госкомсобственности РФ становятся известны факты или обстоятельства, свидетельствующие о личной финансовой заинтересованности руководителя предприятия о совершенной предприятием сделке, Госкомсобственность РФ может потребовать от предприятия отказаться от выполнения такой сделки или взыскать в судебном порядке ущерб, причиненный предприятию ее выполнением, если только в судебном порядке не будет доказано, что данная сделка была выгодна предприятию на момент совершения.

1.5 П ути совершенствова ния управления государственными предприятиями

Экономические методы управления осуществляются путем создания экономических условий, побуждающих работников и трудовые коллективы действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач в соответствии с общегосударственными, коллективными и личными интересами (ГОСТ 24525.0-80).

Это предполагает использование таких инструментов, как планирование, оплата труда и премирование, прибыль, цены, кредитование, финансирование, налоги, лизинг, штрафы, страхование, проценты за услуги, амортизационные отчисления, денежная наличность, ценные бумаги, запасы товарно-материальных ценностей, основной капитал, акционерный (уставный) капитал, экономический анализ.

В новых условиях хозяйствования не умаляется, а наоборот, возрастает роль планирования. Планирование является центральный звеном управления; это важнейшая часть в мероприятиях по достижению целей предприятия. При планировании производства и реализации продукции (услуг) используются самые разнообразные нормативы (нормы выработки и расценки, нормы расхода семян, кормов, удобрений, топлива, цены и др.), каждый из которых, имея экономическое содержание, оказывает определенное воздействие на эффективность деятельности работников. В планах предприятия находят отражение различные факторы не только экономического, но и социального характера. Поэтому планирование нельзя полностью относить к экономическим методам управления. План -- это средство административного воздействия.

Чтобы иметь четкое представление об основных стратегических направлениях своей деятельности в условиях рынка, каждое предприятие, в том числе крестьянское (фермерское) хозяйство, а также предприятие занимающееся его снабжением, должно иметь так называемый бизнес-план, с которого, в сущности, начинается вся работа. В нем должны найти отражение следующие положения: что намеревается производить предприятие (хозяйство); как будет организован этот процесс; кто им будет руководить; для чего все это будет делаться; когда и чем эта деятельность должна завершиться.

Структура и содержание бизнес-плана не регламентированы, но обычно в нем содержатся следующие разделы: цели и задачи деятельности предприятия; основные показатели и параметры плана; характеристика производимой продукции, товаров и услуг; оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса и объема продаж; план действий (в сфере производства, реализации и т.д.) и организационные меры; требуемые ресурсы и источники их получения; эффективность деятельности предприятия.

Материальное стимулирование является одним из важнейших средств воздействия на работника; ведущее место здесь занимает основная оплата труда. В настоящее время все предприятия АПК устанавливает размеры тарифных ставок самостоятельно, так же как должностные оклады руководителям, специалистам, служащим, обслуживающему персоналу. Размеры основной оплаты труда зависят от уровня экономического развития предприятия. Однако он не может быть ниже минимального размера, определяемого законодательством страны.

Основная оплата должна устанавливаться прежде всего в зависимости от индивидуальных результатов, количества и качества труда. Вместе с тем при коллективных формах организации труда она в значительной мере зависит от результатов работы коллектива подразделения, объема производства продукции и прибыли от ее реализации.

Наряду с основной оплатой на предприятиях широко используют различные доплаты и премии.

Доплата -- поощрительная форма материального вознаграждения, связанная с более высокими индивидуальными результатами и качеством труда. Незаслуженные надбавки вызывают протест у других, поэтому они недопустимы. Обычно надбавки к основной оплате не превышают четверти тарифной ставки.

Премия -- более сложная форма материального вознаграждения; от дополнительной оплаты она отличается рядом особенностей. Во-первых, премия носит неустойчивый характер (может уменьшаться, увеличиваться и не начисляться вовсе) и непосредственно связана с результатами труда (их превышением над базовой величиной). Во-вторых, премия не должна начисляться за результаты деятельности работника, являющиеся обязательными и оплачиваемыми в качестве основного заработка. В-третьих, выдачу премий по мотивам, не связанным с результатами труда (скажем, по причине выхода на пенсию, неудовлетворительного материального положения и т.л.), нельзя признать правильной. В-четвертых, незначительные по размерам, но массовые по охвату работников и регулярно выплачиваемые премии, по сути, превращаются в доплаты и не могут эффективно их стимулировать.

Премирование действенно лишь при выполнении определенных условий; получение работником или коллективом премии должно быть оправдано прежде всего экономически. Важным инструментом воздействия руководителей и специалистов на управляемую систему является экономический анализ. Он позволяет выявлять резервы производства, предупреждать штрафные санкции, более рационально использовать товарно-материальные ценности, денежную наличность, основной и акционерный капитал. Владея приемами экономического анализа, каждый руководитель и специалист может активно влиять на действия своих подчиненных.

Таким образом, в руках руководителей и специалистов предприятий АПК имеется большой набор средств экономического воздействия, к использованию которых следует подходить творчески. Многие из них, однако, могут быть реализованы лишь в связке с методами административного (организационно-распорядительного) управления.

Подводя итоги сказанному, отразим сущность управления производством, словами А. Файоля: «Управлять -- значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать: предвидеть--то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действий; организовывать -- то есть строить двойной, материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться--то есть заставлять персонал надлежаще работать; координировать -- то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия; контролировать -- то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

Таким образом, сущность управления производством заключается в обеспечении целенаправленного, планомерного воздействия управляющей системы (субъекта управления) на управляемую (объект управления), осуществляемого различными методами по определенной технологии в целях поддержания системы в устойчивом равновесии или переводу ее в новое (желаемое) состояние.

Глава 2. Анализ практики управления Федеральным государственным унитарным предприятием «Гознак»

2.1 Характеристика ФГУП «Гознак»

Предприятие «Гознак» -- российское предприятие, занимающееся исследованиями, разработкой и производством в области государственных знаков.

В настоящее время представляет собой государственное унитарное предприятие при Министерстве финансов России.

В настоящее время в Федеральное государственное унитарное предприятие «Гознак» входят восемь предприятий-филиалов:

Московский монетный двор

Пермская печатная фабрика

Санкт-Петербургская бумажная фабрика

Санкт-Петербургский монетный двор

Московская печатная фабрика Гознака

НИИ Гознака

Краснокамская бумажная фабрика Гознака

Московская типография Гознака

Продукция объединения включает денежные билеты (банкноты), разменные и памятные монеты; паспорта и бланки документов, удостоверяющих личность; акцизные, специальные и почтовые марки; ордена, медали и другие награды; защищённая, специализированная бумага и бумага для офиса; смарт-карты, GSM-карты и телефонные карты; различные элементы защиты продукции (водяные знаки, краски, голограммы и т. п.). Ранее в ведение Гознака входило производство конвертов и почтовых карточек.

Сегодня ФГУП «Гознак» - крупная компания, успешно конкурирующая на российском и мировом рынках производителей защищенной продукции.

Производственные мощности, которыми располагает ФГУП «Гознак», позволяют ежегодно производить 11 тысяч тонн защищенной банкнотной бумаги, 7 миллиардов экземпляров банкнот, 5 миллиардов монет, до 40 миллионов паспортов, от 30 до 45 миллионов почтовых марок (в зависимости от формата марки и технологии печати), а также необходимое количество федеральных специальных, акцизных марок и другой продукции. Годовой объем производства компании составляет 46 миллиардов рублей.

ФГУП «Гознак» осуществляет свою деятельность на основе Стратегического плана развития, который охватывает все аспекты деятельности коллектива.

На базе НИИ Гознака работает Испытательный центр - единственная в России лаборатория, имеющая право официально проводить испытания защищенной продукции и документально подтверждать их результаты.

На Гознаке трудятся около 9 тысяч высококвалифицированных профессионалов, среди которых немало представителей трудовых династий.

Уникальность ФГУП «Гознак» - в возможности выполнять полный цикл работ, связанных с выпуском и организацией обращения защищенной продукции. По желанию заказчика может быть разработана принципиально новая защитная технология с последующей ее реализацией в полиграфическом изделии, а также созданы приборы контроля подлинности защитных признаков. Выбранные решения также могут интегрироваться с существующей у заказчика системой обработки данных.

2.2 Среднесрочная стратегия развития на 2012-2014 г од

ФГУП «Гознак» осуществляет свою деятельность на основе Стратегического плана развития компании на 2012- 2014 год, утвержденного Министерством финансов РФ и одобренного Правительством РФ. Стратегический план развития ФГУП «Гознак» охватывает все аспекты деятельности коллектива и включает в себя разделы по бумажному, полиграфическому, монетно-орденскому производствам, научно-техническому комплексу, организационному развитию, по управлению персоналом и социальной сферой, разделы, посвященные охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды.

Видение - федеральное государственное унитарное предприятие «Гознак» - надежный партнер, стремящийся к мировому технологическому лидерству в удовлетворении потребностей заказчиков в надежных и безопасных продуктах, обеспечивающих идентификацию, наличное денежное обращение и все виды аутентификации.

Миссия ФГУП «Гознак» - обеспечение безопасности потребителей путем предоставления им решений, основанных на современных, ресурсосберегающих технологиях, в сферах розничных платежей и налично-денежного обращения, всех видов идентификации и аутентификации, а также в области хранения и защиты данных.

В числе стратегических целей, которые ставит перед собой компания:

Сохранение исключительного положения в Российской Федерации поставщика продукции, обеспечивающей наличное денежное обращение. Эта цель достигается за счет создания новых высокотехнологичных продуктов, соответствующих требованиям рынка и технического прогресса, а также обеспечивающих достаточный уровень рентабельности для дальнейшего развития отраслей производства.

Увеличение доли ФГУП «Гознак» на международном рынке банкнот, бумажных субстратов и завершение формирование имиджа компании, как одного из мировых лидеров в сфере поставки продукции, обеспечивающей наличное денежное обращение. Путь к достижению этих целей- выпуск и продвижение на рынке новых высокотехнологичных продуктов.

Укрепление лидирующего положения ФГУП «Гознак» в Российской Федерации, как поставщика защищенной продукции и комплексных сервисов для государственных нужд. Эту цель компания достигает за счет развития продуктов и сервисов, основанных на комплексном использовании традиционных решений в сфере защищенной продукции и современных продуктов и сервисов, основанных на информационных технологиях.

Обеспечение на основе существующей производственной инфраструктуры выпуска изделий для коммерческого рынка незащищенной продукции, соответствующих требованиям заказчиков, с достаточным уровнем рентабельности.

В целях развития коллектива предоставление работникам условия труда и обеспечение системы мотивации, которые позволят: создать стимулы к постоянному личностному и профессиональному росту работников компании; сформировать коллектив, способный наиболее эффективно обеспечивать достижение основных показателей Стратегии развития ФГУП «Гознак»; обеспечить рост производительности труда, опережающий рост расходов на персонал.

Обеспечение корпоративного развития ФГУП «Гознак» на основе передовых технологий и решений в стратегическом, корпоративном и операционном менеджменте, обеспечивающего рост стоимости предприятия и достижение основных показателей Стратегии развития ФГУП «Гознак».

Для достижения финансовой эффективности и устойчивости - обеспечение постоянного приращения величины чистых активов и поддержание необходимой рентабельности операций,- при надлежащем финансировании операционной деятельности, инвестиционных программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих достижение основных показателей Стратегии развития ФГУП «Гознак».

Обеспечение реализации экологической политики компании за счет мероприятий, направленных на максимальное снижение вредного воздействия производственной деятельности на окружающую среду. Подтверждение соответствия деятельности предприятия в области экологической политики требованиям ISO14001:2004.

Обеспечение эффективного использования энергоресурсов за счет снижения энергоёмкости выпускаемой продукции предприятия к 2015 году на 15% по отношению к базовому 2009 году; выделения необходимых организационных и финансовых ресурсов для реализации программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, для функционирования системы энергетического менеджмента предприятия.

Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности ФГУП «Гознак», разработанные на основании Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», проводятся в рамках целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности ФГУП «Гознак» на 2010 - 2020 года».

В числе важнейших стратегических целей, которые ставит перед собой ФГУП «Гознак»- решение задач в сфере социальной ответственности. В том числе компания осуществляет:

совершенствование системы социального развития коллектива;

совершенствование системы медицинского страхования и негосударственного пенсионного обеспечения;

совершенствование системы социального развития коллектива, повышающей мотивацию персонала к здоровому образу жизни, в том числе за счет предоставления возможностей для занятий физкультурой и спортом, круглогодичного отдыха работников и членов их семей, наличия детских садов.

2.3 Годовая отчетность ФГУП «Гознак»

Отчет о прибылях и убытках за 2012-2013 гг. (млн. руб.)

Наименование показателя

Разница 2013-2012

Выручка от реализации

Себестоимость

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж

Проценты к получению

Проценты к уплате

Прочие доходы

Прочие расходы

Вывод: в 2013 году объем продаж продукции ФГУП «Гознак» по сравнению с 2012 годом уменьшился на 6,0 процента и составил 43,2 млрд. руб.

Доходы ФГУП «Гознак» за 2013 год сформированы по следующим основным направлениям:

Выручка от реализации продукции полиграфического производства составила 34 120,0 млн. руб.

Выручка от реализации продукции монетно-орденского производства составила 5 027,7 млн. руб.

Выручка от реализации продукции бумажного производства составила 3 362,5 млн. руб.

Прибыль до налогообложения в 2013 году составила 8 868,7 млн. руб.

Чистая прибыль ФГУП «Гознак» в 2013 году составила 7 098,5 млн. руб.

На 01.01.2014 года чистые активы предприятия составили 38,824 млн. руб. (Рост на 16, 4 %)

Разница 2014-2013

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Разница 2014-2013

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Вывод: на 01.01.2014 года валюта баланса составила 46 096,3 млн. руб. (рост на 12,8%). При этом по разделам баланса наблюдались следующие изменения:

Внеоборотные активы увеличились на 8,5 процента;

Оборотные активы увеличились на 15,7 процента;

Капитал и резервы увеличились на 16,5 процента;

Долгосрочные обязательства уменьшились на 2,9 процента;

Краткосрочные обязательства уменьшились на 3,2 процента.

Отчет о прибылях и убытках за 2012 год (млн. руб.)

Наименование показателя

Разница 2012-2011

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка от реализации

Себестоимость

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж

Доходы от участия в других организациях

Проценты к получению

Проценты к уплате

Прочие доходы

Прочие расходы

Прибыль (убыток) до налогообложения

Налог на прибыль и иные обязательные платежи

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

Вывод: в 2012 году объем продаж продукции ФГУП «Гознак» по сравнению с 2011 годом увеличился на 9,4 процента и составил почти 46,0 млрд. руб.

Доходы ФГУП «Гознак» за 2012 год сформированы по следующим основным направлениям:

Выручка от реализации продукции полиграфического производства составила 33 228,3 млн. руб.

Выручка от реализации продукции монетно-орденского производства составила 8 513,3 млн. руб.

Выручка от реализации продукции бумажного производства составила 3 634,1 млн. руб.

Прибыль до налогообложения в 2012 году составила 8 093,3 млн. руб.

Чистая прибыль ФГУП «Гознак» в 2012 году составила 6 450,5 млн. руб.

На 01.01 2013 года чистые активы предприятия достигли 33 345 млн. руб. (Рост на 19, 7%)

Бухгалтерский баланс ФГУП «Гознак» (млн. руб.)

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Вывод: на 01.01.2013 года валюта баланса составила 40 845,7 млн. руб. (рост на 24,8%). При этом по разделам баланса наблюдались следующие изменения:

Внеоборотные активы увеличились на 1,4 процента;

Оборотные активы увеличились на 47,1 процента;

Капитал и резервы увеличились на 19,8 процента;

Долгосрочные обязательства уменьшились на 41,1 процента;

Краткосрочные обязательства увеличились на 74,4 процента.

2.4 Проблемы управления государственным предприятием

Организация управления государственной собственностью представляет собой сложную совокупность действий государства. В нее включаются: определение государственной политики в области государственной собственности; образование институциональной основы управления (учреждение органов исполнительной власти и наделение их компетенцией), учреждение субъектов, осуществляющих непосредственное владение государственной собственностью (необходимо определить виды субъектов, установить их правовой статус, осуществить учет и регистрацию); учет объектов государственной собственности (инвентаризация, классификация объектов, учет в реестрах объектов и сделок с ними); распределение объектов государственной собственности между субъектами; осуществление непосредственного управления в различных формах (приватизация, разграничение государственной собственности, национализация, гражданско - правовые сделки, управление пакетами акций, банкротство и пр.).

В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость совершенствования принципов и приоритетов в области управления государственными унитарными предприятиями, использования различных экономических рычагов для повышения прибыли и рентабельности и регулирования этой деятельности.

Между тем построение системы органов по управлению имуществом должно базироваться на принципах:

1) самостоятельность организации и осуществления каждым уровнем власти (федеральным и региональным) управления собственностью;

2) взаимный учет интересов при осуществлении управления;

3) участие в управлении федеральной собственностью субъектов Федерации и наоборот;

4) делегирование полномочий органами исполнительной власти в области управления собственностью.

Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы управления государственными унитарными предприятиями и правового обеспечения этой системы с целью повышения эффективности государственного сектора экономики для удовлетворения общественных потребностей.

Достижение указанной цели невозможно без формирования четкой структуры органов управления государственным предприятием и их правового регулирования.

Однако следует отметить, что законодательство в этом плане далеко от совершенства. Так в некоторых нормативных актах содержится ограниченный перечень обязанностей федеральных исполнительных органов власти по управлению государственными унитарными предприятиями. Вместе с тем, анализ законодательства и существующей практики показывают на наличие более широкого круга обязанностей органа исполнительной власти, например: заключать, изменять и расторгать контракт с руководителем госпредприятия, обеспечивать соответствие действующих контрактов с руководителями подведомственных госпредприятий примерному контракту и т.д.

Наиболее полно урегулированы функции Минимущества РФ (и его территориальных органов) как органа государства-собственника, уполномоченного управлять госпредприятиями, иметь права и обязанности. Так, Минимущество РФ дает согласие на заключение, изменение и расторжение контракта с руководителем госпредприятия, утверждает в установленном порядке примерный контракт с руководителем предприятия совместно с Министерством финансов РФ и иными заинтересованными федеральными органами, разрабатывает и пересматривает каждые три года перечень вопросов для тестовых испытаний при аттестации руководителей госпредприятий и участников конкурсов на замещение должности руководителя госпредприятия.

Далее, функции федеральных исполнительных органов, к сожалению, не всегда исполняются должным образом. Как показывает практика, до настоящего времени с руководителями унитарных предприятий контракты отраслевыми органами исполнительной власти до сих пор не заключены, а имеющиеся не предусматривают ответственности руководителей за результаты их деятельности. Количество унитарных предприятий пока еще остается значительным (около 14 тыс.). Очень медленно идет ликвидация и приватизация предприятий, не отвечающие интересам государства. Не регламентирован должным образом порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий. А отсюда неэффективность действующих унитарных предприятий, количество предприятий значительно больше возможностей государства по управлению ими и, как конечный результат, недополучение федеральным бюджетом доходов от деятельности унитарных предприятий.

Следует учитывать, что внутренняя структура органов управления в государственном унитарном предприятии зависит от типа государственного предприятия, объема выпускаемой продукции, оказываемых услуг, количества структурных подразделений, наличия дочерних предприятий и т.д. Законодательство на данный период основной акцент делает только на руководителя предприятия, его место и роль в управлении государственным сектором экономики. В последнее время в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. №234 «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» и утверждены Положения «О проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия», «О проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий». Распоряжением Министерства государственного имущества РФ от 16 февраля 2000 г. №189-р утвержден Примерный контракт с руководителем Федерального государственного унитарного предприятия.

Вместе с тем система органов управления государственным предприятием не может базироваться только на одном хотя и очень важном звене управления руководителя. Здесь следует выделить и, роль общего собрания работников госпредприятия и, как показывает практика, значение и место в системе управления предприятием совещательного органа - Совета госпредприятия, от которых не в меньшей степени зависит выполнение стратегических и национальных интересов государства. Правовое положение этих органов управления не урегулировано федеральным законодательством. В этом отношении некоторые субъекты Федерации в правовом закреплении статуса органов управления предприятием пошли значительно дальше, например, город Москва. Отсюда вывод, существующая система управления в госпредприятиях не эффективна и требует кардинального правового регулирования. Требуется разработка стройной системы правового регулирования процесса управления государственными унитарными предприятиями. При этом необходимо ориентироваться на перспективное развитие экономики России, которым должны служить результаты процесса превращения государства в эффективного собственника. Неоценимую помощь в урегулировании вопросов управления госпредприятием может оказать скорейшее принятие федерального закона о государственном унитарном предприятии.

2.5 Методы повышения эффективности ФГУП «Гознак»

До сих пор Объединение «Гознак» в его сегодняшнем виде действовало на основании Указа Президента России от 1993 года. За последние 12 лет его организационно-правовая форма пришла в противоречие с вышедшими за это время правительственными постановлениями, включая Гражданский Кодекс и положение о ГУПах. Поэтому реорганизацию Объединения нужно рассматривать прежде всего как решение этой серьезной проблемы.

В результате ожидаются реальные положительные изменения в организации деятельности старейшей российской компании. Комментируя предстоящую реорганизацию Гознака, генеральный директор Объединения Аркадий Трачук отметил положительные моменты, которые принесет преобразование компании в ГУП. При сохранении единого производственно-технического комплекса существенно упростится финансовая ситуация, которая позволит перераспределять временно свободные средства между предприятиями и проводить техническое перевооружение производства, на которое компания планирует направить до 2008 года около 7 миллиардов рублей. 500 миллионов рублей Гознак вложит в научные разработки.

Не менее важно, что после реорганизации компания сможет улучшить свои экспортные позиции. Реформирование Гознака займет около полугода. На основании Указа Президента России будет подготовлено постановление Правительства, определяющее детальный порядок преобразования Объединения в ФГУП.

Указом Президента Российской Федерации от 26 августа 2005 г. в целях повышения эффективности деятельности государственных предприятий по производству государственных знаков было постановлено:

1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о реорганизации Объединения государственных предприятий и организаций по производству государственных знаков Министерства финансов Российской Федерации путем преобразования указанного объединения и входящих в его состав государственных предприятий в федеральное государственное унитарное предприятие «Гознак» с закреплением за ним имущества на праве хозяйственного ведения, последующим созданием на базе имущества государственных предприятий по перечню согласно приложению филиалов этого унитарного предприятия и наделением их имуществом в установленном порядке.

2. Определить в качестве приоритетных направлений деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Гознак» изготовление денежных билетов, разменных и памятных монет, государственных наград Российской Федерации, бланков документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации и за ее пределами, государственных ценных бумаг, акцизных, специальных и почтовых марок, специальных видов защищенной бумаги, в том числе с водяными знаками, а также бланков документов строгого учета и отчетности, форма которых утверждается Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.

Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. N 2231 «Об Объединении государственных предприятий и организаций по производству государственных знаков».

Одновременно Министерство финансов и Минэкономразвития подготовят устав нового ФГУПа. В любом случае преобразования, которые будут осуществлены в это время, будут касаться только жизни и деятельности самого Объединения. Руководство Гознака уверено, что реорганизация, которую предстоит пройти Объединению, положительно скажется на интересах партнеров, поставщиков, клиентов компании.

Заключение

В настоящее время государство непосредственно управляет небольшим количеством предприятий, связанных с обороной, естественными монополиями, проведением закупочных и товарных интервенций, решением важных социальных задач и не­которыми другими направлениями.

Государственное предприятие - это коммерческая организация, имущество которой является единым (неделимым) объектом права собственности ее учредителя-государства. Таковым является и российское предприятие «Гознак», занимающееся исследованиями, разработкой и производством в области государственных знаков.

Сегодня Федеральное государственное унитарное предприятие «Гознак» - современное динамично развивающееся предприятие, сохранившее и преумножившее лучшие традиции Экспедиции заготовления государственных бумаг. В самом начале создания Экспедиции были заложены основы его будущего процветания. Был создан единый производственный комплекс, объединивший в себе все стадии производства денег -- от отлива бумаги до разработки их дизайна и последующей печати.

Приоритетные виды продукции и услуг, которые предоставляет заказчикам ФГУП «Гознак» - банкноты, разменные и памятные монеты, защищенные документы, платежные карты, ID-документы и водительские удостоверения, специальные, акцизные и почтовые марки, защищенные и общепромышленные сорта бумаги, защитные технологии, оборудование для обработки, контроля и учета защищенной продукции, услуги по обработке и гарантированному хранению персональных электронных данных.

Отчетность ФГУП «Гознак» за 2011-2014 гг. позволяет сделать следующие выводы:

В 2013 году объем продаж продукции ФГУП «Гознак» по сравнению с 2012 годом уменьшился на 6,0 процента и составил 43,2 млрд. руб.

На 01.01.2014 года чистые активы предприятия составили 38,824 млн. руб. Что свидетельствует о росте на 16, 4 % по сравнению с данными на 01.01.2013 года.

На 01.01.2014 года валюта баланса составила 46 096,3 млн. руб. Что свидетельствует о росте на 12,8 % по сравнению с данными на 01.01.2013 года. При этом по разделам баланса наблюдались следующие изменения:

Подобные документы

    Состояние и приоритеты совершенствования механизма управления государственным и муниципальным имуществом в современной российской экономике. Анализ форм и методов, эффективности управления государственным и муниципальным имуществом (на примере г. Москвы).

    дипломная работа , добавлен 19.10.2012

    Правовая природа государственного унитарного предприятия. Эволюция законодательства о государственных унитарных предприятиях. Виды государственных унитарных предприятий. Управление государственным унитарным предприятием.

    дипломная работа , добавлен 08.02.2004

    Определение понятия муниципального унитарного предприятия, его правовые основы, производственная структура и механизм управления. Особенности функционирования МУП "Сочитеплоэнерго", пути совершенствования его деятельности, проблемы и перспективы развития.

    отчет по практике , добавлен 02.01.2014

    Специфика управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации: нормативно-правовой аспект. Анализ деятельности органов управления государственным имуществом в Ханты-Мансийском округе, перспективные направления повышения эффективности.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2017

    Основные цели и принципы управления государственным имуществом в Российской Федерации. Выбор форм и методов использования собственности. Обеспечение эффективности и профессионализма управления. Частные структуры управления муниципальным имуществом.

    контрольная работа , добавлен 21.07.2011

    Государственное управление: критерии эффектиности и ее понимание в истории политологии. Оценка эффективности управления в Республике Беларусь: анализ основных критериев. Способы и пути повышения эффективности рационального государственного управления.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2008

    Усиление роли государства в регулировании экономики, функционирование системы управления. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом, унитарными предприятиями, акциями и долями страны в уставных капиталах, федеральной недвижимостью.

    доклад , добавлен 04.12.2011

    Сущность, функции и принципы государственного управления. Проблемы управления государственным имуществом субъектов РФ. Пути совершенствования правового регулирования управления имуществом в субъектах РФ и правоприменительной деятельности органов власти.

    дипломная работа , добавлен 31.08.2010

    Понятие государственное управление, состав органов государственного управления: органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Структура государственного аппарата и его особенности. Результативность и эффективность государственного управления.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2008

    Понятие, сущность и принципы государственного управления. Характеристика процесса формирования и факторы, влияющие на государственное управление в России. Пути повышения его эффективности. Соотношение государственного управления и исполнительной власти.

Публикации по теме