Порядок отчуждения муниципального имущества

Александр оставил отзыв о сайте - показать

Спасибо большое!

22 Июня 2016 12:04
    договор доверительного управления имуществом , хозяйственное право

300 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6)

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Барнаул

    Общаться в чате
    • 10,0 рейтинг

    Здравствуйте, Александр.

    При продаже не обязательно соблюдение конкурсных процедур.

    Ни 223-ФЗ, ни 44-ФЗ не регламентирует продажу, только покупку, заказ услуг.

    Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
    «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
    Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг
    1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
    «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
    Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
    1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
    1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
    2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
    3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);
    4) особенностей исполнения контрактов;
    5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
    6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
    7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

    ФЗ О защите конкуренции также на реализацию Вашей продукции не распространяется.

    Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

    1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

    3. В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

    1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

    С уважением! Г.А. Кураев

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    Юрист

    Общаться в чате
    • 8,6 рейтинг
    • эксперт

    Александр, добрый день! Согласно ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006
    N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

    1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления , может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

    согласно ч. 3 ст. 17.1

    3. В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:
    1) государственного или муниципального недвижимого имущества , которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
    2) государственного или муниципального недвижимого имущества , закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
    3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

    Таким образом оснований продавать указанное в вопросе имущество в обязательном порядке с торгов я не вижу

    Согласно ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ
    «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

    1. Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно , за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
    3. Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

    Если продолжаете сомневаться направьте запрос в региональный УФАС т.к. торги это их епархия

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 33%

    Юрист

    Общаться в чате

    Здравствуйте, Александр!

    По какой процедуре это необходимо сделать (Аукцион, запрос предложений или что-либо иное)? И на каком портале необходимо разместить извещение (www. torgi.gov.ru)?

    «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016)

    Статья 447. Заключение договора на торгах
    3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

    Ваш случай к ним не относится. Однако как правило необходимо получить согласие собственника имущества.

    Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

    Статья 18. Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия
    2. Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
    По какой процедуре это необходимо сделать (Аукцион, запрос предложений или что-либо иное)? И на каком портале необходимо разместить извещение (www. torgi.gov.ru)?

    Таким образом, для продажи остатков со склада, достаточно получить на это письменное согласие собственника имущества государственного муниципального предприятия, после чего договор купли-продажи можете заключать в обычном порядке.

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 33%

    Юрист

    Общаться в чате

    Реализация имущества может проводиться Вами без проведения аукциона и т.п., поскольку каких-либо специальных требований (например, проведение торгов) при продаже имущества в таких случаях законом не установлено.
    Турманов Аскар

    Судебная практика подтверждает указанный вывод

    Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 сентября 2011 г. N Ф06-7488/11 по делу N А55-27126/2010

    Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.07.2010 года Муниципальное предприятие городского округа Самара «Дворец торжеств» и ООО «Строй-инвест» обратились в регистрационный орган с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание (закрытый плавательный бассейн), площадью 1557,80 кв. м., кадастровый (условный) номер 63:01:000000:0000(0)//1:3844600:1041//0001:05:1127:001: а:0, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Фасадная, д.1а.
    Сообщением исх. N 01/203/2010-149 от 16.11.2010 года заинтересованное лицо отказало в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на нежилое помещение. Отказ мотивирован тем, что имущество изначально было закреплено собственником за муниципальным предприятием в целях его последующего отчуждения; продажа объектов противоречит принципу специальной (целевой) правоспособности муниципального предприятия; отсутствием документов, свидетельствующих о том, что приобретение спорного объекта совершено одним из способов, установленных статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 года N178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
    Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
    В силу статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
    Согласно пункту 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
    Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ) государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
    Согласно пункту 3.5 Постановления Самарской городской Думы от 01.06.2001 года N 76 «Об утверждении Положения „О порядке передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям городского округа Самара“ распоряжение недвижимым имуществом, в том числе путем продажи, обмена, передачи в залог, аренду, внесения в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, а также иными способами осуществляется предприятием с предварительного письменного согласия Департамента.
    Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение приказа руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара от 17.02.2010 г. N 543 „О закреплении на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием города Самара “Дворец торжеств» муниципального имущества", акта приема-передачи от 17.02.2010 года было передано имущество - брызгательный бассейн (сооружение), литера 12, площадью 640,1 кв.м., расположенное по адресу: нежилое здание (закрытый плавательный бассейн), площадью 1557,80 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Фасадная, д.1а.
    05 февраля 2010 года право хозяйственного ведения муниципального предприятия городского округа Самара «Дворец торжеств» было зарегистрировано в органах государственной регистрации прав, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 25.02.2010 года, серии 63-АД N 356891.
    На основании договора купли-продажи N 1 от 30.07.2010 г. общество с ограниченной ответственностью «Строй-Инвест» приобрело у МП городского округа Самара «Дворец торжеств» нежилое здание (закрытый плавательный бассейн), площадью 1557,80 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Фасадная, д.1а.
    Удовлетворяя заявленные ООО «Строй-Инвест»" требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к выводу, что реализация спорного нежилого помещения путем заключения договора купли-продажи от 30.07.2010 N 1 не нарушает норм действующего законодательства и соответствует уставной деятельности муниципального предприятия.
    Суды установили, что договор купли-продажи имел целью отчуждение имущества покупателю ООО «Строй-Инвест», при осуществлении сделки между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, отчуждение имущества произведено по рыночной цене, стоимость нежилого помещения заявителем оплачена, согласие собственника на отчуждение хозяйствующим субъектом объекта недвижимости быть выражено предварительно и в письменной форме, что подтверждается ответом Департамента управления имуществом городского округа Самара на обращение общества.
    Отклоняя довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что сделка купли-продажи противоречит уставным целям деятельности муниципального предприятия, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что согласно пункту 2.3.2 устава МП городского округа Самара «Дворец торжеств» муниципальное предприятие вправе осуществлять операции с недвижимым имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, в том числе с целью реконструкции и (или) ремонта строений объектов благоустройства городского округа и приобретение жилых помещений.
    Довод управления о том, что сделка противоречит Федеральному закону от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 3 данного Федерального закона, согласно которому действие указанного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
    Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что передача прав владения, пользования и распоряжения в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения, должна осуществляться с согласия антимонопольного органа или с использованием публичных процедур - торгов (конкурсов, аукционов) в силу соблюдения порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, предусмотренной Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», подлежит отклонению.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Порядок отчуждения муниципального имущества

Согласно действующему законодательству орган местного самоуправления самостоятельно осуществляет правовое регулирование в сфере управления муниципальной собственностью: владения, пользования, распоряжения.
Порядок управления муниципальной собственностью должен быть определен уставом муниципального образования.
Приватизация муниципального имущества осуществляется в соответствии с федеральным законом и порядком, определенным нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.

Муниципальное имущество может быть продано по договорам купли-продажи (с обязательной оценкой рыночной стоимости имущества) в следующем порядке:

1. Недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия, может быть продано только с согласия собственника - органа местного самоуправления (в порядке, установленном уставом муниципального образования или иным правовым актом). В данном случае стороной по договору купли-продажи выступает это предприятие. При этом предприятие должно быть представлено экономическое обоснование предполагаемой сделки.
2. Движимое имущество МУП может быть реализовано предприятием самостоятельно, если иное не установлено его уставом и правовыми актами органы местного самоуправления.
3.Имущество, находящееся в оперативном управлении муниципального учреждения, если оно было приобретено за счет средств от приносящей доходы разрешенной уставом деятельности, может быть отчуждено учреждением самостоятельно.
4. Имущество, закрепленное на праве оперативного управления за учреждением, и имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, не может быть отчуждено учреждением.
Орган местного самоуправления вправе принять решение об изъятии в казну неиспользуемого учреждением имущества или используемого не по назначению, и принять решение о его продаже (приватизации) в установленном порядке.
В целях достижения социальных, благотворительных и иных целей муниципальное имущество из казны может быть отчуждено по решению органа местного самоуправления по договору безвозмездной передачи (дарения) юридическим и физическим лицам.
Недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении МУП по договору безвозмездной передачи (дарения) может быть отчуждено только по решению органа местного самоуправления.
Движимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении, по договору безвозмездной передачи (дарения) может быть муниципальным предприятием передано самостоятельно.
Учреждение вправе по договору безвозмездной передачи (дарения) отчуждать только то имущество, которое приобретено за счет средств полученных от деятельности, приносящей доходы.
Во временное пользование физическим и юридическим лицам муниципальное имущество может быть передано по договору аренды, договору безвозмездного пользования, договору доверительного управления. Решение об отчуждении по указанным договорам из казны муниципальной собственности принимается органом местного самоуправления. Стороной по договору передачи выступает орган местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью и лицо, которому передается данное имущество.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Вопрос: ...Прошу Вас описать правильный процесс продажи автомобилей ФГУП. Филиалы, решив продать движимое имущество, по правилам, заведенным в "С", спрашивают у руководства головного предприятия о разрешении продать. Прошу Вас: 1. Описать процедуры оформления продажи движимого имущества ФГУП. 2. Разъяснить, как отражаются данные хозоперации в бухучете организации. 3. Разъяснить порядок налогообложения данных хозопераций. ("Налоги" (газета), 2008, n 7)

"Налоги" (газета), 2008, N 7
Вопрос: Прошу Вас описать правильный процесс продажи автомобилей федеральным государственным унитарным предприятием. По моему мнению, в нашей организации процесс протекает не совсем правильно. Филиалы, решив продать движимое имущество, по правилам, заведенным в "С", спрашивают у руководства головного предприятия о разрешении продать. Например, следующим образом: "Уважаемый! Управление специальной связи по Свердловской области просит Вашего разрешения на продажу автомашин в количестве 8 единиц, а именно: 1. Ваз - гос. номер года выпуска. 2. Ваз - гос. номер года выпуска. Пробег данных автомобилей с начала эксплуатации составляет свыше 150 000 километров, и дальнейшее их использование повлечет значительные финансовые затраты". Головное предприятие отвечает: "С" не возражает против продажи по рыночной стоимости бывших в эксплуатации автомобилей, не внесенных в реестр федерального имущества", но у нас все имущество, по моему мнению, должно быть внесено в реестр и закреплено за организацией на праве хозяйственного ведения. Прошу Вас: 1. Описать процедуры оформления продажи движимого имущества ФГУП. 2. Разъяснить, как отражаются данные хозяйственные операции в бухгалтерском учете организации. 3. Разъяснить порядок налогообложения данных хозяйственных операций.
Ответ: 1. Порядок продажи имущества ФГУП.
"С" создано в организационно-правовой форме федерального государственного унитарного предприятия. Правовой статус федеральных государственных унитарных предприятий (далее - ФГУП) определяется на основании параграфа 4 гл. 4 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Гражданским кодексом РФ (ст. ст. 114 и 295) и Законом N 161-ФЗ (ст. 18) установлены особенности распоряжения имуществом государственного унитарного предприятия. Государственное унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества. Государственное унитарное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Собственником имущества государственного унитарного предприятия является Российская Федерация. От имени Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 2 Закона N 161-ФЗ). Полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом").
Следовательно, имеет ли право ФГУП продавать принадлежащее ему имущество, зависит от вида такого имущества. Рассматриваемые в Вашем запросе автотранспортные средства относятся к движимому имуществу (ст. 130 Гражданского кодекса РФ), поэтому на продажу такого имущества согласия собственника не требуется.
Обращаем внимание также на важное условие, ограничивающее право унитарных предприятий распоряжаться имуществом. Пункт 3 ст. 18 Закона N 161-ФЗ указывает, что движимым и недвижимым имуществом государственное унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным унитарным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Ведение упомянутого Вами в запросе реестра федерального имущества осуществляется с целью совершенствования порядка учета федерального имущества, а также обеспечения полноты и достоверности сведений о федеральном имуществе. Порядок ведения реестра, состав подлежащего учету федерального имущества, порядок представления информации из реестра, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества, установлены недавно принятым Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
В соответствии с данным Постановлением реестр федерального имущества - федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и представления сведений о нем.
Порядком учета федерального имущества предусмотрена обязанность правообладателя (ФГУП) внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение. Кроме того, правообладатель обязан представлять для внесения в реестр сведения о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, которое принадлежало правообладателю на вещном праве.
Объектом учета в реестре является как недвижимое, так и движимое имущество (п. 3 Положения об учете федерального имущества). Следовательно, как верно замечено Вами в запросе, стоимость любого имущества должна быть внесена в реестр. То есть можно сказать о некорректной формулировке, используемой в ответе головного предприятия, так как ФГУП не может иметь автомобилей, не внесенных в реестр федерального имущества.
Ведение реестра, как говорилось выше, преследует цель создания эффективной системы учета федерального имущества. Внесение или невнесение в реестр отдельных видов имущества не влияет на право государственного унитарного предприятия распоряжаться таким имуществом. Такое право установлено Гражданским кодексом РФ и Законом N 161-ФЗ.
Таким образом, ФГУП имеет право продавать и иным образом распоряжаться принадлежащим ему движимым имуществом без согласия собственника данного имущества, независимо от того, включено ли данное имущество в реестр федерального имущества.
2. Бухгалтерский учет.
Порядок бухгалтерского учета продажи автотранспорта федеральным государственным унитарным предприятием не отличается от продажи таких активов любой другой коммерческой организацией. При продаже автотранспортного средства, которое в соответствии с условиями представленной ситуации эксплуатировалось организацией, то есть числилось в составе основных средств, происходит реализация имущества, и, как следствие, у организации возникает выручка.
Денежные поступления от продажи объектов основных средств признаются в бухгалтерском учете операционным доходом (п. 7 ПБУ 9/99, Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99"). При этом выручка от продажи автомобиля определяется в размере, установленном сторонами в договоре (п. 30 ПБУ 6/01, Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01"). Согласно Плану счетов (Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению") поступление выручки от продажи объектов основных средств отражается по кредиту субсчета "Прочие доходы" счета 91 "Прочие доходы и расходы" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Расходы в виде остаточной стоимости амортизируемого имущества и иные связанные с продажей затраты списываются в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы".
3. Налогообложение.
Налог на добавленную стоимость.
Реализация автотранспортного средства является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, поэтому продажа автомобиля подлежит обложению налогом в общеустановленном порядке при условии, что продавец не освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость. Налоговая база в этом случае определяется согласно п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ.
Налог на прибыль.
Для целей налогообложения прибыли при реализации автотранспортного средства организация вправе уменьшить доходы от данной операции на его остаточную стоимость (пп. 1 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ). Однако при расчете налога на прибыль остаточная стоимость должна определяться по правилам гл. 25 Налогового кодекса РФ.
В случае если в результате реализации транспортного средства получена прибыль, указанная прибыль подлежит налогообложению в том отчетном периоде, в котором произошла реализация транспортного средства.
В случае если в результате реализации транспортного средства получен убыток, то он учитывается в особом порядке, установленном в п. 3 ст. 268 Налогового кодекса РФ. Убыток от реализации транспортного средства принимается в уменьшение полученных доходов равномерно в течение последующих отчетных (налоговых) периодов. При этом срок списания убытка определяется как разница между сроком полезного использования имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.
В бухгалтерском учете полученный от продажи автомобиля убыток учитывается при определении финансового результата единовременно. Данное различие между бухгалтерским и налоговым учетом является причиной возникновения временной вычитаемой разницы (п. 11 ПБУ 18/02, Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02"). Она формирует в учете отложенный налоговый актив, который в дальнейшем будет погашаться по мере списания убытка.
Подписано в печать
07.02.2008

Публикации по теме