Правовая характеристика налогов с физических лиц. Налог на доходы физических лиц: общая характеристика. % на дивиденды, полученные резидентами РФ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и роль налогов. Подоходный налог с физических лиц. Налоги с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Оценка налоговой нагрузки. Анализ механизма налогообложения. Оценка действующего механизма налогообложения доходов.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2011

    Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц, налог на доходы и имущество. Налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Земельный налог; объект, предмет и база налогообложения, освобождение от уплаты.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2009

    Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами за выполнение трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной и не основной работы. Налоги на имущество физических лиц и на имущество переходящее в порядке наследования и дарения.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2011

    Место налогов с физических лиц в налоговой системе, их социально-экономическое содержание. Виды налогов и их характеристика. Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов. Проблемы и пути совершенствования налогообложения физических лиц в России.

    дипломная работа , добавлен 06.04.2012

    Сущность и функции налогов. Основы построения системы налогообложения, ее принципы и элементы. Механизм исчисления и взимания налога на имущество физических лиц, порядок и сроки уплаты. Порядок предоставления льгот по налогам на имущество физических лиц.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Функции и виды налогов. Принципы налогообложения. Плательщики налогов на имущество физических лиц. Объект налогообложения, ставки налогов и налоговая база. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. Освобождение от налогобложения.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2010

    Роль налогов с физических лиц в формировании доходной части бюджета РФ. Правила начисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, налога по совокупному годовому доходу, налогов на доходы и на имущество физических лиц и социальных налоговых вычетов.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2010


НОУ СПО Чебоксарский кооперативный техникум

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Финансовое и налоговое право»
на тему:
«Налоги, взимаемые с физических лиц»

Выполнила:
студентка гр. П-084у
Соловьева В.В.
Проверил преподаватель:
Новикова С.И.

Чебоксары, 2010
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. В связи с отменой большинства местных налогов, актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании местных бюджетов, по причине того, что доля местных налогов и сборов слишком мала, для самостоятельного функционирования регионов на эти средства.
Российская налоговая система включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей на различных уровнях: федеральном, региональном и местном.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологическую основу, выявить особенности системы налогов, взимаемых с физических лиц.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:

    Раскрыть понятие и признаки налогов.
    Проанализировать сущность и функции налогов.
    Дать характеристику отдельных видов налогов, взимаемых с физических лиц на примере НДФЛ и налога на имущество физлиц.

Глава 1. Общие положения налогового права

1.1. Понятие и признаки налогов

Любому государству для осуществления его деятельности необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. При формировании бюджета государство использует различные источники доходов, однако на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую часть бюджета. В Российской Федерации, как правило, их доля составляет 75%.
Социальное значение налогов определяется выполняемыми ими в обществе функциями. Долгое время фискальная функция налогов (функция сбора денежных средств) доминировала. Однако в XX в. на первый план выходит регулирующая функция: путем перераспределения денежных средств, предоставления налоговых льгот возможно стимулирование определенных отраслей народного хозяйства, поддержка наиболее слабых в материальном плане слоев населения и др. С помощью налогов возможно регулирование структуры потребления и уровня доходов населения.
Налогам присуща и контролирующая функция: неуплата налогов может свидетельствовать о неблагоприятном финансовом положении хозяйствующего субъекта. В ходе налогообложения возможен контроль за законностью получения денежных средств гражданами и юридическими лицами, контроль за рациональным и законным использованием имущества.
Определить понятие налога можно путем указания на его признаки 1 .
1. С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения имущества, узаконенное нарушение отношений собственности. Как же это необходимое насилие сообразуется с тезисом о нерушимости, неприкосновенности собственности? Снять это противоречие призван такой институт, как парламент, первой функцией которого исторически являлось санкционирование, а позднее установление налогов. С тех пор пользуется признанием принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги. Таким образом, законодательное оформление является первым признаком налога.
Однако в некоторых государствах (обычно небольших) допускается установление налогов на референдуме, хотя мнение о правомерности такого способа установления налогов разделяется не всеми правоведами. В Российской Федерации все налоги устанавливаются НК РФ, а также федеральными законами и законами субъектов Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с НК РФ.
В связи с рассмотрением признака законодательного установления налогов представляется необходимым обсудить вопрос о роли и значении подзаконных актов, например инструкций Министерства РФ по налогам и сборам как источников налогового права. Понятно, что налоговая система вряд ли сможет успешно функционировать без подзаконных нормативных актов. Однако зачастую ведомственные инструкции искажают волю законодателя, устанавливают дополнительные обязанности для налогоплательщиков. Все это противоречит принципу законодательного установления налогов, согласно которому инструкции соответствующего министерства могут лишь разъяснять различные вопросы, связанные с налогообложением, устанавливать наиболее целесообразные способы деятельности органов по взиманию налогов, но не могут изменять или дополнять налоговое законодательство (ст. 4 НК РФ).
Данную позицию подтвердил Высший Арбитражный Суд РФ, указав 31 мая 1994 г., что инструкции налогового ведомства не являются нормативными актами и носят рекомендательный, методический характер. Они могут применяться лишь при условии соответствия закону. В соответствии со ст. 4 НК РФ такие акты не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
2. Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог.
Поэтому можно говорить о другой черте налога - это индивидуально- безвозмездные платежи. Слово «индивидуально» в данном случае необходимо, так как в широком смысле средства, полученные с помощью налогов, все равно преимущественно используются на нужды общества, и в этом смысле налог есть платеж возмездный. Данный признак позволяет отличить налог от других платежей, в частности от сборов, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление, в виде совершения государственными или муниципальными органами юридически значимых действий. Тем не менее правовой режим налогов и сборов в целом одинаков, что позволяет их рассматривать как конкретизацию понятия налога в широком смысле.
В российском законодательстве различие между налогом, пошлиной и сбором проводится не всегда последовательно. Зачастую налог называется сбором, пошлиной (например, таможенная пошлина, которая, по сути, является косвенным налогом). 2
3. Налог является обязательным платежом, что выражается в одностороннем его установлении государством и взимании при наличии объекта налогообложения вне зависимости от желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживается государственным принуждением, наличие которого также необходимо для получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозы применения государственного принуждения налог превращается в добровольное пожертвование.
Налог не носит характер санкции за совершенное правонарушение, не носит характер наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.

1.2. Сущность и функции налогов

Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.
Рассматривая современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся: 3

      фискальная;
      распределительная (социальная);
      регулирующая;
      контрольная;
      поощрительная.
Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
1. Фискальная функция
Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
2. Распределительная функция
Распределительная (или как её ещё называют - перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.
Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
3. Регулирующая функция
С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.
Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
4. Контрольная функция
Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
5. Поощрительная функция
Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.
Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.
В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны. 4
Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения. 5
Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

Глава 2. Характеристика отдельных видов налогов взимаемых с физических лиц

2.1. НДФЛ

Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются граждане, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, но не являющиеся резидентами РФ. Согласно ст. 11 НК РФ резидентами являются те физические лица, которые находятся на территории России не менее 183 дней в году.Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
Объектом налогообложения у физических лиц-резидентов РФ является доход, полученный ими от источников в России, а также за ее пределами. Для нерезидентов РФ объектом налогообложения признается доход, полученный на территории России. Основными видами налогооблагаемых доходов, представленных НК РФ являются: 6

      вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, за оказание услуг;
      дивиденды и проценты, выплачиваемые российской или иностранной организацией;
      страховые выплаты при наступлении страхового случая;
      доходы, полученные от предоставления в аренду имущества;
      доходы от реализации недвижимого имущества, акций, иных ценных бумаг;
      доходы, полученные от использования любых транспортных средств, а также от использования трубопроводов, линий электропередачи и иных средств связи.
Следует отметить, что структура доходов населения за последнее десятилетие серьезным образом изменилась и расширилась, а заработная плата уже не основной вид доходов в этом списке.
При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные плательщиком как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, для которых установлены различные ставки.
Доходы в денежной форме могут быть уменьшены в соответствии с НК РФ на установленные вычеты. О порядке предоставления налоговых вычетов будет сказано ниже.
Доходы в натуральной форме рассчитываются исходя из цен соответствующих товаров (работ, услуг), которые определены ст. 40 НК РФ, где сказано, что для целей налогообложения применяется цена, указанная сторонами сделки. Пока доказано обратное, она считается рыночной. Этим правилом и следует руководствоваться при получении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) от организаций и индивидуальных предпринимателей. К доходам, полученным в натуральной форме, относится, например, оплата за физическое лицо коммунальных услуг, питания, отдыха и т. п.
Доходы в виде материальной выгоды означают: 7
      приобретение товаров (работ, услуг) у взаимозависимых организаций физических лиц по ценам более низким по сравнению с ценами, по которым обычно реализуются эти товары, работы и услуги;
      приобретение ценных бумаг по ценам ниже их рыночной стоимости;
      экономию на процентах за пользование заемными средствами.
Объектом налогообложения являются такие страховые (пенсионные) взносы, которые организация перечисляет в пользу своих работников по договорам страхования или договорам негосударственного пенсионного обеспечения 8:
      выплату по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни (на срок менее 5 лет), если суммы страховых выплат превышают суммы, внесенные физическими лицами, на величину более ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату заключения договора;
      доход, образующийся при досрочном расторжении договора страхования;
      по договору добровольного имущественного страхования, если их величина при наступлении страхового случая приводит к получению дохода.
Однако по целому ряду договоров такие взносы не подпадают под налогообложение. Это относится к договору обязательного страхования согласно действующему законодательству; к договору добровольного долгосрочного страхования жизни (на срок не менее пяти лет), по которому выплачиваются суммы в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных лиц; к договору добровольного пенсионного страхования, если общая сумма страховых (пенсионных) взносов не превышает 2000 р. в год на одного работника (в 2001 г. было 10 000 р. на одного работника).
Отдельного рассмотрения требуют особенности уплаты НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации. Если дивиденды получены от источников за пределами РФ и при этом действует договор об избежании двойного налогообложения между государствами, то налогоплательщик вправе уменьшить причитающуюся сумму налога на уже уплаченную сумму налога по месту нахождения источника дохода. При отсутствии такого договора сумма налога уплачивается без уменьшения. Если дивиденды выплачивает российская организация или действующее в РФ постоянное представительство иностранной организации, тогда данные организации исчисляют, удерживают и перечисляют налог.
Согласно ст. 217 НК РФ не являются объектом налогообложения 9:
государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;
государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат;
вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь;
алименты, получаемые налогоплательщиком;
суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями;
суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами;
работодателями налогоплательщикам, являющимся членами семьи своего умершего работника, или своему работнику в связи со смертью члена его семьи;
суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических), выплачиваемой работодателями своим работникам или членам их семей, в саноторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы, уплаченные за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей;
стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;
доходы плательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах скота, кроликов, нутрий, птицы, продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства, как в натуральном, так и в переработанном виде;
доходы, не превышающие 2000 р., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период: стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей; стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных на конкурсах и соревнованиях; суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также возмещение стоимости приобретенных ими медикаментов по назначению врача.
При определении размера налоговой базы в соответствии со ст. 218-221 НК РФ налогоплательщик имеет право на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты или, иначе говоря, льготы. Группирование вычетов имеет смысловой характер, что делает методику исчисления налога более обоснованной и понятной для граждан. Налогоплательщикам, имеющим право на более чем один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов, исключение составляет предоставление вычетов на детей.
Следует иметь в виду, что НДФЛ рассчитывается и удерживается без предоставления вычетов гражданам, не состоящим в штате данной организации, при выплате доходов в порядке оплаты труда в соответствии с заключенными договорами гражданско-правового характера, дивидендов по акциям и иных доходов.
Начиная с 1 января 2001 г., согласно ст. 224 НК РФ, в отношении основных доходов (оплаты труда) стала применяться единая ставка 13 %. На иные виды доходов установлены ставки 6 (в 2005 г. - 9 %), 30 и 35 %. Ставка 6 (9) % применяется в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций - дивидендов. Ставка 35 % действует в отношении:
стоимости выигрышей и призов, получаемых в рекламных конкурсах и играх, превышающих 2000 р.;
суммы страховых выплат по договорам добровольного страхования, заключенным на срок менее пяти лет, в том числе если эта сумма превышает внесенные налогоплательщиком страховые взносы, увеличенные на ставку рефинансирования ЦБ РФ (до 2001 г. по ставке 15 %);
процентов по вкладам в банках, если сумма процентов превышает сумму, рассчитываемую исходя из 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублевым вкладам и 9 % годовых по валютным вкладам (до 2001 г. эти доходы облагались налогом по ставке 15 %);
и т.д.................

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год.

Субъектами налога (налогоплательщиками) НДФЛ (ст. 207 НК РФ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

От определения статуса налогоплательщика как налогового резидента или нерезидента зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки. Возраст, вменяемость, гражданство и другие личностные характеристики не влияют на признание физического лица налогоплательщиком.В зависимости от статуса налогоплательщика объектом налогообложения признается:1) для налоговых резидентов - доход, полученный от источников в РФ и (или) за ее пределами;2) для нерезидентов - доход, полученный от источников в России.НК РФ выделяет три формы доходов:1) доходы в денежной форме;

2) доходы в натуральной форме;3) доходы в виде материальной выгоды.

Доходы в денежной форме могут быть выплачены физическому лицу наличными денежными средствами непосредственно из кассы предприятия, перечислены на банковский счет налогоплательщика либо по его требованию на счета третьих лиц. Если доходы (расходы) выражены (номинированы) в иностранной валюте, для целей налогообложения они пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

К доходам в натуральной форме относятся:оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;оплата труда в натуральной форме.

Материальной выгодой признаются льготные проценты за пользование заемными (кредитными) средствами, приобретение товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц по сниженной цене, льготное приобретение ценных бумаг.

Налоговой базой является определенная сумма дохода, исчисленная в соответствии с требованиями ст. ст. 210-213.1 НК РФ.

Налоговые льготы. От налогообложения освобождаются более тридцати видов доходов физических лиц, перечисленных в ст. 217 НК РФ. Среди них различного рода государственные пособия, выплаты и компенсации, государственные пенсии, стипендии, алименты, гранты, материальная помощь работникам (в размере до 4 тыс. рублей) и др.

Кроме того, предусматриваются четыре вида налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу и, соответственно, общий размер налога на доходы. Налоговые вычеты предоставляются лишь тем налогоплательщикам, которые получали в налоговом периоде доходы, облагаемые по ставке 13%.

Стандартные налоговые вычеты имеют поощрительный характер. Вычеты в размере 3 тыс. руб. и 500 руб. предоставляются за особые заслуги перед государством и малозащищенным категориям граждан (ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС, участие в Великой Отечественной войне или иных боевых действиях, инвалидность и т.п.). Стандартный вычет в размере 400 руб. предоставляется всем налогоплательщикам в качестве некоторого минимума дохода, свободного от налогообложения. Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один из перечисленных выше налоговых вычетов, предоставляется максимальный из них. Вычет в размере 1000 рублей предусмотрен родителям на каждого ребенка, находящегося на их обеспечении.

Порядок предоставления стандартного вычета установлен ст. 218 НК РФ.

Социальные налоговые вычеты предоставляются:в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде;в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 50000 руб.;в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные медицинскими учреждениями Российской Федерации и т.д.

Порядок предоставления стандартного вычета установлен ст. 219 НК РФ.

Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ). При совершении сделок с имуществом налогоплательщик имеет право на два вида вычетов:

1) вычет доходного типа предоставляется по суммам, полученным налогоплательщиком от продажи (реализации) имущества;2) вычет расходного типа - по суммам, израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляются в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, индивидуальным предпринимателям, а также лицам, получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера либо от творческой деятельности.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13%. Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов:

Стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 ст. 217 НК;

Процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 НК;

Суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 ст. 212 НК.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:

В виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%;

От осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 НК, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

Налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной п.1 ст. 224 НК, процентная доля налоговой базы. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с п. 4 ст. 210 НК исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма налога определяется в полных руб. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Налог на имущество физических лиц - местный налог, взимаемый на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 (ред. от 27.07.2010)"О налогах на имущество физических лиц".

Суммы налога зачисляются в местный бюджет по месту происхождения (регистрации) объекта обложения. Налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, расположенных в одном муниципальном образовании.

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются граждане, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Объектом налогообложения имущества физических лиц является имущество.

Закон предусматривает как полное, так и частичное освобождение граждан от налогов на имущество физических лиц.

Налог не уплачивается с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилых строений жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м. Транспортный налог -- налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств. На основании статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых, в соответствии с российским законодательством, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объект - это транспортное средство, зарегистрированное в установленном порядке, т.е. автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани и другие водные и воздушные транспортные средства.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного

Налоги, уплачиваемые с выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) Согласно действующему в республике законодательству плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации. В число плательщиков налога также входят простые товарищества и хозяйственные группы, а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет. В определенных случаях плательщиками по данному налогу могут выступать индивидуальные предприниматели, а также организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. Объектами налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь и обороты по реализации объектов за пределы Республики Беларусь. Налоговая база определяется плательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных им товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Налогообложение производится по следующим налоговым ставкам – 0%, 10%, 18%, 9,09%, 15,25%. Налоговые льготы – обороты по первичному размещению ценных бумаг эмитентами, независимо от стоимости; обороты по реализации строительных работ при определенных условиях, обороты по реализации лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и др. Плательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, если они производят или ввозят подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуют ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары. Акцизами облагаются алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобильные бензины, дизельное топливо. Возможно Вам будет интересно: Налоги взимаемые с физических лиц Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена реализация подакцизных товаров. Единый платеж с выручки, относящийся к оборотным платежам, взимается в размере 2%. Плательщиками налога с продаж товаров в розничной торговле являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты в соответствии с законодательством Республики Беларусь на территории г. Минска. Объектом налогообложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров. Налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиками товаров исходя из розничных цен без включения в них налога с продаж; не подлежит налогообложению выручка от реализации товаров, облагаемая налогом на услуги, а также выручка комбинатов школьного питания и организаций уголовно-исполнительной системы. Налоговые ставки – 5%, 10% и 15%. Срок уплаты налога – не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным. Налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) К налогам и отчислениям, относимым на себестоимость продукции (работ, услуг), относятся: платежи за землю, налог за пользование природными ресурсами (экологический налог), налоги и отчисления, взимаемые с фонда оплаты труда (фонд социальной защиты населения). Налог за использование природных ресурсов:объекты налогообложения – объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, переработанных нефти и нефтепродуктов, выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродукты, отходов производства, размещенных на объектах размещения отходов и др.; налоговые ставки – устанавливаются Советом министров Республики Беларусь по представлению уполномоченных государственных органов; порядок и сроки уплаты – индивидуальными предпринимателями ежеквартально, остальными плательщиками – ежемесячно исходя из фактического объема использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов производства и др. Фонд социальной защиты населения: плательщики – работодатели – юридические лица, включая иностранные, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, их филиалы, представительства; физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым и гражданско-правовым договорам; физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы; налоговая база – фактически начисленные суммы всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении в пользу работников; налоговые ставки – от 10 до 36% в зависимости от плательщиков; налоговые льготы – общественные объединения инвалидов и пенсионеров, среди членов которых инвалиды и их законные представители, а также пенсионеры составляют не менее 80%, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, являющиеся инвалидами либо достигшие общеустановленного пенсионного возраста. Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица (включая иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность. Объектом налогообложения является земельный участок на территории Республики Беларусь, который находится в пользовании либо собственности юридического лица. Земельный налог устанавливается в виде фиксированных годовых платежей за гектар земельной площади. Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землепользователя и собственника земель. Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода) К налогам, уплачиваемым из прибыли (дохода), относятся: налог на прибыль, налог на недвижимость. Налог на прибыль: плательщики – юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы; облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из суммы прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы) имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Дивиденды и приравненные к ним доходы включаются в состав налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Налоговые ставки – 24%, 15% для юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты на территориях, включенных в зоны с правом на отселение и последующее отселение; налоговые льготы – суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели; суммы затрат, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций, по содержанию находящихся на их балансе детских оздоровительных учреждений, учреждений народного образования, домов престарелых и инвалидов, не участвующих в предпринимательской деятельности, объектов жилищного фонда, здравоохранения, детских дошкольных учреждений и др.; налоговый период– календарный год, отчетный периодкалендарный месяц; срок преставления декларации (расчета) – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; срок уплаты – не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Налог на недвижимость:плательщики – юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы; объект налогообложения – стоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков, объектов незавершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам зданий и строений; налоговая ставка – 1%; налоговые льготы – основные средства организаций общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», «Белорусское общество глухих», «Белорусское общество инвалидов», а также обособленных подразделений этих юридических лиц при условии, если численность инвалидов в указанных юридических лицах или их обособленных подразделениях составляет не менее 50% от списочной численности в среднем за период; порядок уплаты – ежеквартально; срок уплаты – не позднее 22-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным . Налоги, уплачиваемые за счет других источников К обязательным платежам, уплачиваемым за счет других источников, относятся местные налоги и сборы, уплачиваемые за счет прибыли,остающейся в распоряжении предприятий (организаций). Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района). Плательщиками целевых сборов являются организации и индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения является осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Налоговая база определяется для плательщиков-организаций – как сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения. Прибыль (доход) определяется на основании данных налогового учета. Налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем (посовокупности) 3 процентов налоговой базы, в том числе: транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, – не менее 2 процентов;сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района) – не более 1 процента. Уплата целевых сборов плательщиками производится за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей. Освобождается от обложения целевыми сборами прибыль (доход), остающаяся в распоряжении плательщика в связи с льготным налогообложением, установленным законодательными актами Республики Беларусь. Плательщики целевых сборов – организации ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) целевых сборов по форме, которая составляется нарастающим итогом с начала года. Уплата сбора в бюджет города Минска производится плательщиками-организациями ежемесячно отдельным платежным поручением не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным. Плательщиками сборов с пользователей являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица. Объектами налогообложения являются: парковка (стоянка) в специально оборудованных местах; осуществление торговли на территории соответствующихадминистративно-территориальных единиц; владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности; осуществление охоты и рыболовства; размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках; осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц; налоговая база определяется в зависимости от объекта налогообложения; налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта налогообложения в размерах, кратных базовой величине, и являются едиными для всей территории области и г. Минска. Уплата сборов с пользователей организациями и индивидуальными предпринимателями производится за счет прибыли (дохода), остающейся в ихраспоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.

Публикации по теме