Государственный бюджет как основной финансовый план государства. Бюджет - основной финансовый план государства

Государственные и муниципальные финансы Новикова Мария Владимировна

8. Федеральный бюджет – главный финансовый план страны

Бюджет играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе. Государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет государство может воздействовать на более слабые, неденежные отрасли (такие, как сельское хозяйство, культура, образование, здравоохранение и др.).

Федеральный бюджет – форма образования и расходования в расчете на финансовый год денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Первая функция связана с образованием доходов, состоящих из налоговых и неналоговых поступлений.

Основной источник поступлений – доходы хозяйствующих субъектов, полученные в результате перераспределения национального продукта.

Структура доходов бюджета не является константой и зависит от экономического развития страны в определенный период.

Другая функция связана с целевым использованием бюджетных средств.

Наконец, третья функция предполагает создание контроля, связанного и с первой, и со второй функцией. Контролю подлежит целевое использование бюджетных средств. Для этого существует специальная форма отчетности.

В соответствии с БК РФ бюджет имеет свою структуру. Основными составляющими элементами являются доходы и расходы бюджета.

Доходы и расходы в свою очередь подлежат группировке.

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней.

Из книги Государственные и муниципальные финансы: конспект лекций автора Новикова Мария Владимировна

ЛЕКЦИЯ № 4. Федеральный бюджет РФ – главный финансовый план страны Бюджет играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе. Государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

28. Федеральный бюджет Российской Федерации В юридической литературе понятие федеральный бюджет определяется как бюджет центрального правительства в государствах, имеющих федеральную форму государственного устройства.Федеральный бюджет РФ – это форма образования и

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

5. Федеральный бюджет Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ.Федеральный бюджет– это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

Тема 71. Государственный бюджет: понятие, функции и роль в экономике страны Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

18. Бюджетная система страны: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Консолидированный бюджет Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений между государством и

Из книги Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика автора Красова Ольга Сергеевна

2.1.2. Финансовый бюджет Целью финансового бюджета является разработка прогнозируемого баланса, который является результатом как финансовых, так и нефинансовых операций компании. Он составляется с использованием данных плана прибылей и убытков, бюджета капитальных

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

3.1.3. Финансовый бюджет Финансовый бюджет представляет собой прогнозную финансовую отчетность, которая показывает финансовое положение компании по истечении планового года в случае, если все бюджеты выполнены без отклонений. «Выходной» формой финансового бюджета

Из книги Национальная экономика автора Корниенко Олег Васильевич

5.1.2. Федеральный бюджет и собственные средства предприятий – важнейшие источники финансирования Бюджетное финансирование. Кратко рассмотрим некоторые источники финансирования инноваций. Важнейшим источником финансирования инноваций является федеральный

Из книги Экономика России на распутье… автора Аганбегян Абел Гезович

Вопрос 49 Федеральный бюджет Ответ Главным денежным фондом страны является федеральный бюджет. Категория «государственный бюджет» означает также утвержденный парламентом годовой план государственных доходов и расходов. Госдума РФ обсуждает представленный

Из книги Планирование на предприятии: конспект лекций автора Маховикова Галина Афанасьевна

Три сценария кризиса: развитые страны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой Современный кризис носит глобальный характер, и он поразил все страны, сильно сказавшись на динамике экономики и особенно промышленности, на инфляции, на безработице, на

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

Лекция 10 Финансовый план 10.1. Состав и структура финансового планаФинансовый план завершает производственно-хозяйственное планирование деятельности предприятия. Он тесно связан с планированием производственной программы, фонда заработной платы,

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика автора Ясин Евгений Григорьевич

2.1. Бюджет (план) продаж Любое планирование в условиях рынка начинается с прогноза продаж. Прогнозирование объема продаж является отправным моментом бюджетирования. Иногда эти термины (прогнозирование, бюджетирование) считают идентичными и план, (бюджет) продаж

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Из книги Управление проектами от А до Я автора Ньютон Ричард

5. Финансовый план 5.1. Смета затрат (период – три месяца, с октября по декабрь

Из книги автора

7. Финансовый план 7.1. Основные допущения и макроэкономические параметры проекта Деятельность предприятия рассчитана на неопределенно долгий срок, однако для анализа инвестиционного проекта был установлен горизонт расчета длительностью в 48 месяцев. Условная дата

Из книги автора

Шаг 4.10. Обновите план или бюджет проекта План и бюджет – это прогноз сроков выполнения и стоимости проекта, который вы делаете в начале работы. Успех определяется правильностью вашего прогноза. Однако план и бюджет – это инструменты, с помощью которых вы управляете

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Государственный бюджет как основной финансовый план государства

В системе государственных финансов основное место занимает бюджет, который используется правительством для перераспределения национального дохода, а также регулирования и стимулирования экономических процессов.

Бюджет (от франц. «бужетт» - кожаная сумка, мешок) - это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени. Государственный бюджет дает полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений.

Государственный бюджет отражает денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Особенности государственного бюджета как экономической категории проявляются в следующем:

Госбюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в распоряжении государства и ее использованием для удовлетворения потребностей общества;

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода (реже - национального богатства) между отдельными отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

Пропорции бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями расширенного воспроизводства на каждом историческом этапе развития;

Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями [Карякина О.А., Прокопович Н.А. Финансы. Курс лекций. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. - 176 с., с. 76].

При раскрытии сущности бюджета используются три основные характеристики: форма бюджета, материальная основа бюджета, экономическая природа бюджета.

По своей форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, балансом его доходов и расходов.

По своему материальному содержанию - это централизованный фонд денежных средств государства, место их аккумуляции.

По своей экономической природе - это совокупность финансовых отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения доходов, созданных в государстве за год [Барсегян Л.М., с. 37].

Согласно определению, приведенному в Бюджетном кодексе Республики Беларусь, государственный бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства [БК РБ].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет была осуществлена в конце XVII в. в Англии. В конце XVIII - начале XIX вв. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

Следует отметить, что во многих странах (России, Англии, Франции и др.) первые бюджеты были строго засекречены. Например, во Франции в 70-х гг. XVII в. существовали законы, которые под страхом смертной казни запрещали даже рассказывать о бюджете, обсуждать финансовую деятельность государства. Глава государства фактически обладал неограниченным правом распоряжаться денежными средствами своей казны .

На момент своего возникновения бюджет представлял собой смету вероятных доходов и расходов государства. Для того времени такое определение было вполне приемлемым, поскольку бюджет государства возник и начал действовать как объединенная совокупность разрозненных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударственным мероприятиям. Однако с развитием общества это определение устаревает и не раскрывает полностью сущности бюджета, который уже выходит из узких рамок общей сметы доходов и расходов государственной казны и приобретает характер основного финансового плана, определяющего движение преобладающей части финансовых ресурсов государства. С расширением функций государства значительно увеличивается количество доходных источников, расходов, усложняются структура бюджета, его взаимные связи с другими планами.

Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета основным финансовым планом характеризует его важное место в перераспределении национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется около 50% национального дохода, примерно 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами -- парламентами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.

Следует сказать, что бюджет как историческая категория постоянно изменяется во времени, трансформируется вместе с изменением экономических отношений в государстве. На трансформацию бюджета оказывают влияние как объективные факторы так и субъективные. Среди объективных можно выделить следующие:

Уровень развития производительных сил;

Экономический потенциал страны;

Характер производственных отношений;

Природные, социальные, географические особенности государства.

К субъективным факторам, влияющим на бюджет, относят:

Тип государственности;

Политику правительства;

Установленные приоритеты развития;

Уровень развития финансовой науки [Барсегян, с. 38] .

Выступая в роли основного финансового плана государства, бюджет, как и любая экономическая категория, выполняет определенные функции, через которые выражается его сущность. Важнейшими функциями государственного бюджета являются:

1) распределительная (или функция экономического регулирования);

2) контрольная;

3) фискальная.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Ее смысл заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы, соответствует ли размер централизуемых средств государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений [Омирбаев].

Фискальная функция бюджета состоит в реализации фискальной политики государства - воздействия государства на деловую активность с помощью изменения объема государственных расходов и налоговых ставок.

Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц. Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, т.е. та часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета [Барсегян, с. 42].

Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Главным назначением доходов является формирование устойчивой финансовой базы, позволяющей органам государственной власти всех уровней осуществлять исполнение своих функций, удовлетворять общегосударственные и региональные потребности. Другими словами, назначение доходов - это покрытие расходов бюджета.

Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существуют три основных канала поступления в бюджет:

1. Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде налогов и сборов.

2. Платежи за государственное имущество и общегосударственные ресурсы.

3. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и др.

При формировании доходов бюджета возникают финансовые взаимоотношения между участниками бюджетного процесса. Это дает основание рассматривать доходы как экономическую категорию - совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет. Такие отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму и их обязательным участником является государство. Именно государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.

Соответственно по форме, методам изъятия и содержанию все доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые. Платежи, имеющие налоговую форму отличаются более жесткой регламентацией нормативов изъятия денежных средств в распоряжение государства, чем неналоговые платежи, которые позволяют государству варьировать размерами изъятия денежных средств.

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей. Проследить это можно по диаграмме, составленной на основании Закона Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. № 432-З «О республиканском бюджете на 2013 год», приведенной на рисунке 1

финансовый бюджет фискальный

Как видим налоговые доходы бюджета составляют более 84% в общей массе доходов, неналоговые доходы - немногим более 15%. Данные приведенной выше диаграммы свидетельствуют о том, что государственный бюджет Республики Беларусь в незначительной степени пополняется также за счет безвозмездных поступлений (менее 1 %). Для сравнения динамики доходов государственного бюджета Республики Беларусь построим таблицу, где отразим состав доходов бюджета за три последних года.

Таблица 1 - Доходы республиканского бюджета, тыс. руб.

Как видно из приведенных данных в таблице 1, доходы республиканского бюджета в реальном выражении постоянно увеличиваются, а в процентном отношении к общей сумме расходов бюджета колеблются в пределах от 5,3 % до 3,84 %. Так в Законе о республиканском бюджете РБ на 2010 год в общей суме расходов на национальную оборону было запланировано 3,84 %, в 2011 году расходы увеличились до 5,3 %, а в 2012 году снизились на до 4,96 %. Если говорить о расходах бюджета по подразделам, то можно сказать, что каждый год происходит некоторое перераспределение финансирования военных расходов. Так расходы на оборону и Вооруженные Силы изменялись от 3,59 % в 2010 году, 4,71 % в 2011 году, и до 4,54 % в 2012 году.

Налоговые доходы бюджета включают в себя: республиканский и местные налоги, пени, начисляемые за несвоевременную уплату налогов, проценты за пользование налоговым кредитом. К неналоговым доходам бюджета относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, штрафы за нарушение порядка, использования средств республиканского бюджета и местных бюджетов, за налоговые правонарушения, штрафы за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг, банковской деятельности, а также другие неналоговые доходы.

Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны [Барсегян Л.М., с. 43].

В любом государственном образовании выделяется структура бюджета по доходам и расходам. Следует отметить, что структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, но и главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

1. Размещено на сайт

Подобные документы

    Сущность и определение термина "бюджет государства". Государственный бюджет как основной финансовый план и главное средство мобилизации и расходования ресурсов государства. Структура бюджетной системы Кыргызской Республики, характеристика её звеньев.

    презентация , добавлен 26.03.2014

    Бюджет как экономическая категория, основной финансовый план. Его значение в финансовом механизме государства. Динамика и структура доходов и расходов бюджета РФ. Причины дефицита. Альтернативные пути наполнения доходной части государственного бюджета.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Два способа формирование государственных ресурсов. Государственный бюджет - основной финансовый план государства. Определение профицита бюджета и дефицита бюджета. Централизация финансовых ресурсов в руках органов власти.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2007

    Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Особенности денежных фондов и финансовых ресурсов. Распределение денежных доходов предприятий. Налоговая система государства. Расходы государственного бюджета.

    курс лекций , добавлен 13.12.2011

    Бюджет как экономическая категория. Система императивных денежных отношений между государством и другими субъектами. Сущность, функции и дефицит бюджета государства. Бюджетный фонд, доходы и расходы. Структура и динамика доходов федерального бюджета РФ.

    контрольная работа , добавлен 18.10.2008

    Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный или федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Анализ трехлетнего плана доходов и расходов бюджета на 2008-2010 гг.

    лабораторная работа , добавлен 14.05.2008

    Понятие финансовой системы и ее функции, состав и структура, подходы к формированию и предъявляемые требования. Сущность государственного бюджета, экономическая природа доходов и расходов. Анализ формирования и исполнения данного финансового документа.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2017

    Изучение состава доходов государственного бюджета - основного финансового плана государства на текущий год, имеющего силу закона. Расходы государственного бюджета: экономическое значение, классификация, структура. Понятие и причины бюджетного дефицита.

    контрольная работа , добавлен 13.08.2010

    Социально-экономическая сущность бюджета государства, его функции в современной экономике, классификация и роль как финансовой базы социально-экономического развития общества. Состав и структура доходов и расходов бюджета, бюджетный дефицит и профицит.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Роль бюджета государства в регулировании социально-экономических процессов, взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы государства. Источники формирования доходов и расходов бюджета. Направления расходования средств федерального бюджета РФ.

Основные понятия и термины

Бюджетная классификация, общий фонд бюджета, специальный фонд бюджета, резервный фонд бюджета, бюджетное планирование, методы бюджетного планирование, бюджетное прогнозирование, бюджетирование, программно-целевой метод бюджетирования, бюджетная программа, среднесрочное бюджетное планирование, бюджетный запрос, бюджетная роспись, бюджетная резолюция, бюджетный процесс, отчет о выполнении бюджета, главный распорядитель бюджетных средств, расходы развития расходы потребления, классификация доходов бюджета, функциональная классификация расходов и кредитования бюджета, экономическая классификация расходов бюджета, ведомственная классификация расходов и кредитования государственного бюджета, составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.

Бюджет - основной финансовый паан государства. Суть и основные составляющие

Кроме того, что бюджет является экономической (финансовой) категории, он выступает в роли основного финансового плана государства. В этом проявляется его правовая сущность и значение. Государство регламентирует бюджетные отношения в правовой форме. Правовая характеристика бюджета связана с рассмотрением его как финансового плана, что является росписью основного централизованного фонда денежных средств государства. Правовое регламентирование бюджета осуществляется в общих чертах Основным Законом Украины - Конституцией и детализируется в бюджетном законодательстве. Ежегодное принятие закона о государственном бюджете и соответствующих решений местных органов власти о местных бюджетах представляет собой законодательное утверждение бюджета как основного финансового плана.

Рассматривая бюджет как финансовый план, следует напомнить, что его вертикальная структура (по уровням органов власти и управления) соответствует структуре бюджетного устройства. Сводный бюджет Украины как финансовый план не утверждается, а используется как аналитико-статистическое обобщение плановых и фактических показателей.

Он является справочным документом, который показывает сумму ресурсов, которые мобилизуются и перераспределяются через бюджет.

С позиции финансового плана бюджет государства рассматривается как совокупность государственного бюджета Украины, Республиканского бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов. Государственный бюджет Украины является финансовым планом центральных органов власти и управления. Он отражает общегосударственные потребности в денежных средствах, источники их формирования, распределение и перераспределение. Именно государственный бюджет прежде всего характеризует экономическую и социальную политику государства. Республиканский бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты являются финансовыми планами местных органов представительной и исполнительной власти и отражают их финансовую деятельность.

Бюджет может составляться в виде одного или нескольких финансовых планов. В настоящее время в отдельных странах разделение бюджета происходит по направлениям использования средств - текущие и капитальные расходы. Соответственно создаются текущий бюджет и бюджет развития и распределяются доходы между ними. В настоящее время в Украине бюджет делится на две части: общий и специальный фонды. В общий фонд относят средства, предназначенные для реализации общих функций, а к специальному - средства, имеющие конкретное назначение, в том числе собственные средства бюджетных учреждений и организаций.

Распределение бюджета на общий и специальный фонды, их составные определяется исключительно Бюджетным кодексом Украины и Законом о Государственном бюджете Украины (рис. 2.1, табл. 2.1) .

Выделение в составе государственного бюджета специального фонда впервые было осуществлено в 2000 г. с целью введения учета и казначейского обслуживания собственных средств бюджетных учреждений, которые ранее были вне бюджета и учитывались в учреждениях коммерческих банков. Создание специального фонда в качестве временной меры для легализации и обнародования средств бюджетных учреждений дало возможность на переходном этапе осуществить инвентаризацию и контроль за поступлениями бюджетных учреждений.

В 2007-2010 гг. в общем фонде за доходами сосредоточено от 75 до 86 % государственного бюджета и от 82 до 88 % местных бюджетов. За расходной частью государственного бюджета невозможно определить единую тенденцию в разделении на специальный и общий фонды, тогда как за местными бюджетами прослеживается усиление роли общего фонда. Аналогичными являются особенности разделения местного бюджета за расходной частью.

Рис. 2.1. Общий и специальный фонды бюджета

Таблица 2.1

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА С РАЗДЕЛЕНИЕМ НА ОБЩИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ ФОНДЫ 2007-2010 гг., в %*

Государственный бюджет

Местные бюджеты

Сводный бюджет

общий фонд

специальный фонд

общий фонд

специальный фонд

общий фонд

специальный фонд

Доходы

Расходы

Бюджетным кодексом предусмотрено, что при составлении и исполнении бюджета возможны трансферты из общего в специальный фонд, однако в отношении них установлены строгие ограничения. Частью 7 ст. 13 Кодекса определено, что движение средств между общим и специальным фондами разрешается только в пределах бюджетных назначений путем внесения изменений в Закон о Государственном бюджете, решения Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета.

Резервный фонд бюджета формируется для осуществления непредвиденных расходов, которые не имеют постоянного характера и не могли быть предусмотрены во время составления проекта бюджета. Порядок использования средств из резервного фонда бюджета определяется Кабинетом Министров Украины. Решение о выделении средств из резервного фонда бюджета принимаются соответственно Кабинетом Министров Украины, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, исполнительными органами местного самоуправления. Резервный фонд бюджета не может превышать 1 % объема расходов общего фонда соответствующего бюджета.

Кабинет Министров Украины (Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы соответствующих местных советов) ежемесячно отчитываются перед Верховной Радой Украины (Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующим местным советом) о расходовании средств резервного фонда соответствующего бюджета. В Государственном бюджете Украины резервный фонд предполагается обязательно. Решение относительно необходимости создания резервного фонда местного бюджета принимает Верховная Рада Автономной Республики Крым, соответствующий местный совет.

В Украине в разные годы в государственный бюджет входили Фонд для осуществления мероприятий относительно ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, Государственный инновационный фонд, Государственный фонд охраны окружающей природной среды, Государственный фонд содействия занятости населения, Фонд развития топливно-энергетического комплекса, Фонд социальной защиты инвалидов и Государственный дорожный фонд. К 1997 г. к государственного бюджета входил Пенсионный фонд. Указанный подход не является правомерным, хотя и имеет свои причины - устанавливается законодательное регулирование формирования и использования целевых фондов, усиливается контроль за целевым и рациональным использованием средств. Однако зачисление целевых фондов в бюджет изменяет его структуру и не дает возможности точно проанализировать финансовую политику государства.

Бюджет как финансовый план также тесно связан со всеми другими звеньями государственных финансов, в частности целевыми фондами. Часть из них - Фонд социальной защиты инвалидов, Государственный фонд охраны окружающей природной среды - может непосредственно зачисляться в государственный бюджет при его утверждении, хотя выполняются они обособленно. Другие фонды, например Пенсионный, составляются и выполняются отдельно, однако они тоже связаны с государственным бюджетом, поскольку могут иметь как целевые поступления средств из бюджета, так и перечисления в бюджет.

Бюджет как финансовый план характеризуется определенным составом и структурой доходов и расходов, кредитования, долга и финансирования бюджета, которые отражают финансовую деятельность государства. Их структуризация может иметь официальный и научный характер. Официальная бюджетная классификация, которая представляет собой систематизированное группирование доходов и расходов, кредитования, долга и финансирования бюджета, утверждается в установленном порядке. В ее основе признаки, имеют определяющую роль в бюджетном процессе. Научная классификация делает возможным оценивания состава и структуры доходов и расходов бюджета прежде всего за экономическим содержанием. В классификации расходов бюджета основным является их общественное назначение, а в классификации доходов методы мобилизации.

Как финансовый план бюджет не является чем-то обособленным - это главная составляющая единой системы финансового планирования в стране. Налоговые отношения с бюджетом регулирующих финансовые планы предприятий и определяют их реальные возможности. Предприятия государственного сектора экономики не только осуществляют обязательные платежи, а и могут получать ассигнования из бюджета в виде государственного субсидирования и бюджетных кредитов. Такие взаимоотношения тоже отражаются в финансовых планах предприятий и определяют их финансовое состояние. Однако с переходом к рыночным отношениям бюджет перестал выполнять функцию сбалансирования финансовых ресурсов предприятий. Сейчас эта функция возлагается на кредит, а бюджет должен обеспечивать только определенную финансовую поддержку как за счет льгот по налогообложению, так и через предоставление ассигнований, кредитов и гарантий.

Учреждения бюджетной сферы составляют финансовый план в виде сметы. В нем отражаются бюджетные ассигнования, которые являются главным источником финансового обеспечения. В нормальных условиях сметное финансирование осуществляется по нормативному методу. Величина нормативов зависит как от реальных потребностей в ресурсах, так и от возможностей бюджета - чем лучше состояние бюджета, тем больше по размеру нормы. Во время финансового кризиса бюджетное финансирование осуществляется на основе комбинированного подхода. Часть расходов, прежде всего на заработную плату, финансируется по установленным (однако на достаточно низком уровне) нормами, часть - исходя из реальных возможностей бюджета. Внедрение в бюджетной сфере элементов коммерческого расчета ведет к изменениям в их финансовом планировании и к формированию новых взаимоотношений с бюджетом. Бюджетные ассигнования являются только одним из источников формирования доходов, причем их роль и удельный вес постепенно уменьшаются за счет расширения форм и методов финансовой деятельности.

Открытие внебюджетных счетов для размещения бюджетных средств (включая собственные поступления бюджетных учреждений) органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями запрещается. Исключением является размещения заграничными дипломатическими учреждениями Украины бюджетных средств на текущих счетах иностранных банков в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Разрешено также размещения высшими и профессионально-техническими учебными заведениями на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, им законом предоставлено соответствующее право.

Таким образом, бюджет как финансовый план играет очень важную роль в деятельности государства. Он определяет ее возможности и приоритеты, ее роль и формы реализации закрепленных за ней функций. Это документ, который направляет деятельность государства, делает ее конкретной и финансово обеспеченной.

Бюджетное планирование является важным инструментом организации управления экономикой, который создает предпосылки для полного и своевременного обеспечения финансовыми ресурсами социально-экономического развития общества. Бюджетное планирование позволяет обеспечить сбалансированность финансовых ресурсов государства, определить реальные источники доходов бюджета и приоритеты в расходной политике, осуществлять эффективное управление государственным долгом, реализовывать на практике единую бюджетную политику на всех уровнях государственной власти. В то же время бюджетное планирование - это составляющая государственного финансового планирования, занимает в нем центральное место. В процессе бюджетного планирования устанавливаются связи всех субъектов хозяйствования, всей социальной инфраструктуры и других учреждений с бюджетной системой, причем бюджету принадлежит ведущая, координувальна роль.

Бюджетное планирование необходимо рассматривать как составляющую управления бюджетом и как процесс составления планов (табл. 2.2). По сути бюджетное планирование можно охарактеризовать как научно обоснованный процесс определения объемов и источников формирования и направлений использования централизованного фонда денежных средств государства. По смыслу бюджетное планирование - это особая сфера финансовой деятельности государства, связанная с обоснованием определенных управленческих решений, касающихся ее финансового обеспечения, то есть специфическая сфера управления. По форме бюджетное планирование является процессом составления, рассмотрения и утверждения основного финансового плана - государственного бюджета и местных бюджетов.

Бюджетное планирование должно иметь научный характер, базироваться на теории общественного воспроизводства и быть связанным со всеми аспектами экономического, политического и социального развития общества - деятельностью субъектов хозяйствования, организацией управления, национальной обороной, правоохранительной деятельностью и обеспечением безопасности государства, наукой, культурой, здравоохранением, образованием. То есть назначением бюджетного планирования является обеспечение сбалансированности финансовых ресурсов государства, аккумулируемых через бюджет с целью финансирования за их счет необходимых расходов на выполнение задач, стоящих перед государством и определены Конституцией Украины. С помощью бюджетного планирования определяются реальные источники доходов бюджета согласно фискальных целей правительства и приоритеты в расходной политике бюджета, на основе которых формируются бюджеты всех уровней. Бюджетное планирование обеспечивает реализацию единой финансовой политики на всех уровнях государственной власти, единых форм и методов всей бюджетной работы, способствует эффективному управлению государственным долгом, заключается в своевременном выполнении государством своих долговых обязательств и привлечении на финансирование бюджета внутренних и внешних заимствований.

Таблица 2.2

ПОДХОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ К ДЕФИНИЦИИ "БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ"

Определение понятия

Федосов В.М., Опарин В.М., Сафонова Л. Д., Огонь Ц.Г., Огородник С.Я., Суторміна В.М., Мочерный С. В. , Василик А.Д, Полозенко Д.В.; Юрий С.И., Стоян В.

Определенный инструмент системы финансового управления, направленного на повышение эффективности, действенности и прозрачности государственного сектора, осуществляется путем установления бюджетных целей не только на следующий (плановый) год, но и на перспективу, в частности среднесрочную (до трех лет). Как комплекс мероприятий по определению доходов и расходов бюджетов на всех стадиях бюджетного процесса. Комплекс организационно-технических, методических и методологических мероприятий на таких стадиях бюджетного процесса, как составление, рассмотрение и утверждение бюджетов для определения объемов и источников формирования и направлений использования бюджетных ресурсов государства с целью обеспечения стабильного социально-экономического развития общества

Куценко Т.Ф., Мельник А. Г., Федосов В. М., Опарин В. М., Сафонова Л. Д., Мочерный С. В.

Научно обоснованный процесс определения источников создания и направлений использования бюджетных ресурсов в экономике государства с целью обеспечения стабильного экономического и социального развития

Процесс составления, рассмотрения и утверждения бюджета на следующий год. Охватывает комплекс организационных мероприятий и методику расчета отдельных статей бюджета

Процесс формирования бюджетов для конкретных объектов на непродолжительный период (до года) с целью определения на основе многовариантного анализа в натуральной или денежной формах объема расходов и поступлений, оптимизации их структуры для достижения целей организации с учетом наличия определенных ограничений и влияния факторов среды функционирования

Основными функциями бюджетного планирования являются:

Выбор рациональных способов бюджетного обеспечения экономического и социального развития на основе эффективного использования имеющихся в обществе ресурсов;

Осуществление эффективного перераспределения бюджетных ресурсов;

Определение рациональных форм мобилизации бюджетных ресурсов и оптимального распределения доходов и расходов;

Обеспечение минимального уровня социальных потребностей и формирования необходимых социальных резервов;

Предвидение возможности прозрачного бюджетного контроля.

Таким образом, в процессе бюджетного планирования решается ряд экономических задач:

Определение полноты источников поступления денежных средств по налогам и сборам в бюджеты различных уровней;

Достижение наивысшей эффективности в распределении бюджетных ресурсов между бюджетами регионов, отраслями народного хозяйства и конкретными расходами;

Направление бюджетных ресурсов на обеспечение пропорционального и динамичного развития общества;

Обеспечение прозрачности и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения целевого использования бюджетных ресурсов и режима экономии, полноты выполнения заданий по поступлению налогов и сборов в бюджет;

Формирование необходимых резервов.

В процессе бюджетного планирования выявляется общая потребность государства в денежных средствах, необходимых для выполнения мероприятий социально-экономического развития общества. Учитываются не только возможности, но и практическая целесообразность мобилизации той или иной части вновь созданной стоимости валового внутреннего продукта в бюджет субъектами хозяйствования. При этом бюджетные назначения должны соответствовать плану социально-экономического развития и способствовать росту эффективности всего общественного производства. Задача бюджетного планирования - выявить возможные диспропорции развития экономики и с помощью бюджетного механизма их ликвидировать. Наличие бюджетных резервов дает возможность обеспечить бесперебойность финансирования плановых мероприятий даже в тех случаях, когда поступления в бюджет оказываются невыполненными. Бюджетные резервы являются источником возмещения убытков, причиненных стихийными силами природы. С их помощью ликвидируются диспропорции, возникающие в процессе исполнения бюджета. Они необходимы также для маневрирования денежными средствами в период сезонных кассовых разрывов.

Итак, перед бюджетным планированием стоит триединая задача; первое - определение реальных источников и достоверных объемов доходов бюджета; второе - оптимизация структуры расходов бюджета, третье - достижение сбалансированности между доходами и расходами. Кроме того, важно установить оптимальную структуру разграничения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и предусмотреть резервные средства.

Первое тактическая задача бюджетного планирования начинается с определение реальных доходов и разработке мер, которые обеспечили бы полное и своевременное поступление в бюджет. Непосредственное же обеспечение реальности планирования доходов базируется на двух факторах: наличие достоверной информации и владения современными методами их обработки. Второе тактическая задача бюджетного планирования заключается в оптимизации структуры расходов бюджета. Это задача достаточно сложная как в условиях финансовой стабильности в государстве, так и во время финансового кризиса. Средств всегда не хватает, а потребности в бюджетных расходах ежегодно растут. Удовлетворить все потребности в заявленном объеме просто невозможно. Поэтому необходимо находить оптимальное соотношение между направлениями расходов из бюджета. Сейчас не существует определенной математической модели, которая определяла бы четкие параметры оптимальности. Однако приоритет все-таки должен принадлежать задачей обеспечения экономического развития, поскольку только это может гарантировать реальные социальные блага и гарантии. Третье тактическая задача бюджетного планирования - обеспечение сбалансирования доходов и расходов, поскольку, как правило, потребность в средствах всегда превышает имеющиеся доходы. Сбалансирование может обеспечиваться тремя способами: увеличением доходов, сокращением расходов, определением дефицита и источников его покрытия. Особым задачей бюджетного планирования является рациональное распределение доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы, обеспечение реального сбалансирования каждого бюджета, равномерного поступления доходов в течение года и своевременного финансирования предусмотренных в бюджете мероприятий.

При этом создаются относительно равные условия для социально-экономического развития каждой административно-территориальной единицы.

Таким образом, бюджетное планирование - это процесс разработки планов формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения заданий и функций, которые осуществляются органами государственной власти и местного самоуправления, с целью достоверного и достаточного определения объема и источников формирования бюджетных доходов, оптимального распределения расходов и сбалансирование бюджета на соответствующий период. При этом организация бюджетного планирования предусматривает прохождение трех стадий: составление, рассмотрение и утверждение бюджетов. Поэтому субъектами бюджетного планирования являются все учреждения и организации в лице их специалистов, задействованных в бюджетном процессе на этих стадиях, а именно:

Законодательные органы власти - Верховная Рада Украины, которая после рассмотрения законопроекта о государственном бюджете принимает его;

Органы, наделенные бюджетными полномочиями, - органы исполнительной власти, ответственные за разработку и реализацию государственной политики, которыми являются Кабинет Министров Украины и Министерство финансов Украины;

Органы государственного финансового контроля - Счетная палата и Государственная финансовая инспекция Украины, которые осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;

Распорядители бюджетных средств - принимают участие в подготовке предложений к проекту бюджета на последующие периоды;

Общественность (общественные организации, средства массовой информации и граждане), которая участвует в публичных мероприятиях по обсуждению бюджетной политики и может влиять на формирование предложений по бюджетным вопросам для органов государственной власти.

Исходя из изложенного выше и из особенностей бюджетного планирования до основных принципов организации данного процесса необходимо отнести следующие (табл. 2.3): принцип целенаправленности и приоритетности, принцип системности и комплексности, принцип аналогий и научной обоснованности, принцип многоуровневого описания, принцип информационной согласованности, принцип альтернативности, принцип непрерывности, принцип верификации, эффективность планирования.

Таблица 2.3

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Характеристика

Целенаправленности и приоритетности

Является одним из ведущих, поскольку конкретно поставленная цель дает возможность избежать бесконечного описания сложных задач и перейти к четкому их решения и выполнения. Обеспечивает оптимальное использование бюджетных ресурсов с целью первоочередного обеспечения приоритетных направлений развития экономики и социальной инфраструктуры

Системности и комплексности

Означает требование взаимосвязанности и взаимозависимости объекта и элементов планирования, что позволяет разработать экономически согласованный и непротиворечивый план доходов и расходов бюджета. Основой бюджетного планирования являются плановые показатели экономического и социального развития (объем производства и реализации продукции, фонд заработной платы и налоговая нагрузка на нее, показатели деятельности социальной инфраструктуры). Однако разработка бюджета не сводится лишь к пассивному отражению задач экономического и социального развития. В процессе бюджетного планирования выявляются дополнительные резервы поступлений в бюджет и необходимость и возможности финансирования определенных мероприятий экономического и социального развития

Аналогий и научной обоснованности

Отмечается необходимостью учета всех объективных законов развития общества с использованием мирового опыта методологии и методов применения передовых норм и нормативов в использовании бюджетных средств, определение рациональной границы перераспределения бюджетных ресурсов через бюджетный механизм

Многоуровневого описания

Чрезвычайно важный принцип, поскольку объектом бюджетного планирования является бюджетная деятельность государства, государственных учреждений и организаций. Необходимо учесть и описать все особенности данного объекта

Информационной согласованности

Необходимость согласования информации, используемой во время прогноза налоговых поступлений, единство в использовании показателей бюджета во всех звеньях бюджетной системы

Альтернативности

Связан с возможностью развития событий по некоторым реальными вариантами. Основная задача практической реализации этого принципа состоит в том, чтобы отделить невыполнимые варианты развития от вариантов, которые при определенных вероятных условий могут быть реализованы

Окончание табл. 2.3

Характеристика

Непрерывности

Заставляет выполнять корректировку планов и прогнозов по мере поступления новой информации относительно объекта планирования, сочетания текущих и перспективных планов

Проверки

Означает потребность в достоверности, точности и обоснованности составленного плана

Эффективность планирования

Определяет необходимость превышения экономического эффекта от использования плана над затратами на его разработку. Режим экономии в бюджетном планировании означает ориентацию на выполнение задач экономического и социального развития при минимуме затрат. Соответственно этому объем бюджетного финансирования должно планироваться в таком размере, чтобы обеспечивалось рациональное использование каждой гривны. Это означает, что в процессе бюджетного планирования учитываются возможности устранения непроизводительных расходов и потерь, а также наиболее прогрессивные нормы расхода топлива, сырья, материалов и т. п.

Заметим, что особенностью бюджетного планирования является его правовой характер, этот процесс четко регламентируется в законодательном порядке. Общие основы бюджетного планирования определяются Конституцией Украины, а также специальным бюджетным законодательством - Бюджетным кодексом Украины, в которых определены полномочия органов государственной власти и управления по разработке и утверждении бюджета, распределения функций между государственными и местными органами власти и управления, определены доходы и расходы каждого из них.

Бюджетная практика последних лет показала, что бюджетное планирование используется в комплексе с бюджетным прогнозированием с целью оптимизации распределения бюджетных ресурсов государства. Задачей бюджетного прогнозирования является анализ различных наиболее вероятных вариантов формирования ресурсов бюджета и направлений использования этих ресурсов, который создает основу для выбора целей-ориентиров при разработке бюджета. Под бюджетным прогнозированием следует понимать получения оценок будущих значений бюджетных показателей, обычно основывается на анализе наблюдений за их прошлым поведением, то есть прогнозирование выполняет индикативную роль, имея характер предсказания, полученного научно-аналитическими методами. Прогнозирование бюдже-

ту можно рассматривать как особый, специфический сегмент бюджетного планирования. Бюджетное прогнозирование должно предшествовать планированию. Хотя на самом деле оно неразрывно связано с планированием: бюджетное прогнозирование может предшествовать процессу разработки плана (для того чтобы принять обоснованное решение, необходимо иметь прогноз определенных показателей), они могут разрабатываться одновременно, когда речь идет о показателях, которые имеют прогнозное происхождения, прогноз может осуществляться после принятия управленческого решения (прогнозирования последствий принятых решений или непрерывность процесса прогнозирования и планирования).

В процессе бюджетного прогнозирования необходимо учитывать показатели, которые характеризуют динамику и пропорции развития экономики и социальной сферы, в частности валовой внутренний продукт, объемы производства, инфляцию, обменный курс национальной валюты, экспорт и импорт, инвестиции и их изменения в соответствующем периоде. Таким образом, с помощью бюджетного прогнозирования можно, с одной стороны, изучать взаимосвязи показателей бюджета с основными макропоказателями, а с другой - определять влияние на величину показателей бюджета факторов, характеризующих динамику развития экономики. Кроме того, бюджетное прогнозирование позволяет определять объем ресурсов и их использование как в целом, так и по отдельным их видам, проверять возможности бюджетного обеспечения показателей социально-экономического развития государства.

С методологическими рекомендациями МВФ, для того чтобы достичь большей согласованности между прогнозами относительно широких агрегированных макроэкономических показателей, необходимо использовать интерактивный метод корректировки, то есть предварительные макроэкономические и бюджетно-налоговые прогнозы корректируются с целью их взаимосогласования.

Таким образом, бюджетное прогнозирование - это процесс составления ожидаемых оценок формирования бюджетных ресурсов и направлений их использования, которые являются ориентиром во время бюджетного планирования. Прогнозирование совокупных бюджетных показателей является также главной частью процесса разработки стратегии фискальной политики, потому что во время бюджетного прогнозирования на основе системы прогнозных оценок органы государственного управления могут оценить объем необходимой корректировки и разработать соответствующие меры бюджетной политики для его осуществления. Следует отметить, что существуют два подхода к бюджетного прогнозирования: первый предусматривает первоочередное установление целей, на реализацию которых будут тратиться бюджетные средства, и в соответствии с этим определяется потребность в средствах, второй - первоочередное определение имеющихся ресурсов и неизменность фискальной политики в последующих периодах. В Украине в последние годы используют первый подход, что связано с отсутствием эффективной фискальной политики.

В большинстве развитых стран мира в процессе бюджетного планирования составляют проект бюджета не только на следующий год, а на среднесрочную перспективу. К этим странам относятся Австралия, Австрия, Канада, Дания, Финляндия, Германия, Нидерланды, Швеция, Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Венгрия. Важнейшая цель среднесрочного финансового плана - формулирование бюджетных приоритетов в соответствии с социально-экономической политики правительства, а также, что особенно важно, сдерживание чрезмерного спроса на бюджетные расходы. Инструкции министерства финансов требуют от государственных ведомств и учреждений неукоснительного соблюдения лимитов, зафиксированных в финансовом плане, а также регламентируют роста текущих и административных расходов.

В рамках среднесрочного бюджетного планирования бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменения внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектов на последующие годы прогнозного периода. При этом среднесрочный финансовый план может являться прогнозно-аналитическим документом органов исполнительной власти или утверждаться законодательно, получая статус многолетнего бюджета. Не во всех странах среднесрочный бюджетный план становится законом, но он является обязательным элементом закона, который принимается во внимание и подлежит ежегодной корректировке и уточнению.

Итак, среднесрочное бюджетное прогнозирование - это определение объемов поступлений, расходов и размера дефицита бюджета в среднесрочной перспективе, согласно определенных социально-экономических условий и направлений фискальной политики. Оно дает возможность повысить управляемость бюджетным процессом, что положительно влияет на качество разработки и реализации бюджетной политики. Перспективное бюджетное планирование является важным элементом государственного регулирования экономических и социальных процессов, поскольку определяет цели и приоритеты экономического и социального развития на среднесрочную перспективу. С конца 90-х годов в странах - членах ЕС в соответствии со специальным законодательным актом Союза введено обязательное трехлетнее прогнозирование в сфере фискальной политики, которое должно также способствовать повышению эффективности контроля выполнения стабилизационных программ. Например, в ФРГ закон о бюджетные принципы на всех уровнях государственного управления предусматривает обязательное финансовое планирование на пять лет вперед. Для выполнения этого задания, координации и согласования финансового и бюджетного планирования федерации, земель и общин, установление общих целей и приоритетов бюджетной политики еще в 1968 г. был создан Совет по финансовому планированию. В современной Венгрии государственный бюджет разрабатывается на трехлетнюю перспективу развития экономики и финансов. Важное преимущество прогнозирования, в том числе и для стран с переходной экономикой, заключается в том, что оно помогает ув" связать текущий и инвестиционный бюджеты (бюджеты развития), без чего полезность бюджетной информации была бы ограниченной.

Все больше правительств разрабатывают среднесрочные, а в некоторых случаях и долгосрочные оценки и прогнозы бюджетного состояния государства. Эксперты Международного валютного фонда назвали такую практику основой бюджета на среднесрочную перспективу. Опыт разработки бюджетов по этому методу в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в скандинавских странах, ФРГ, Великобритании и Австралии заслуживает внимания за то, что он дает четкое представление о стоимости проведения государственной бюджетной политики, служит инструментом, который позволяет контролировать введение новых мероприятий, а также наблюдать за выполнением бюджета за пределами одного года. Этот метод бюджетного прогнозирования обеспечивает транспарентну подотчетность исполнительной власти и создает необходимую базу для составления детального бюджета, ориентированного на достижение определенных результатов. Он является оптимальным прозрачным инструментом для формирования, оценки и реализации финансовой политики при условии существования реального, систематического и гласного контроля в бюджетной сфере.

Министерство финансов Украины при участии Министерства экономического развития и торговли Украины, Национального банка Украины, а также главных распорядителей средств государственного бюджета составляет прогноз Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода, который основывается на Программе деятельности Кабинета Министров Украины, прогнозных и программных документах экономического и социального развития, государственных целевых программах. Прогноз Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода включает индикативные прогнозные показатели:

1) основных макропоказателей экономического и социального развития Украины (с указанием показателей номинального и реального объема валового внутреннего продукта, индексов потребительских цен и цен производителей, официального обменного курса гривны в среднем за год и на конец года, прибыли предприятий, фонда оплаты труда, уровня безработицы, экспорта и импорта товаров и услуг, а также других показателей, применяемых при составлении проекта бюджета);

2) Сводного бюджета Украины по основным видам доходов, финансирования, расходов и кредитования;

3) государственного бюджета по основным видам доходов, финансирования, расходов и кредитования;

4) по бюджетным программам, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнения инвестиционных проектов (программ), в том числе тех, что осуществляются с привлечением государством кредитов (займов) от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций. Такие бюджетные программы при условии одобрения в установленном законодательством порядке соответствующих инвестиционных проектов включаются в прогноз Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода в течение всего срока их реализации;

5) взаимоотношений государственного бюджета с местными бюджетами.

Прогноз Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода подается в Верховную Раду Украины вместе с проектом Закона о Государственном бюджете Украины, уточняется на основании принятого Закона и одобряется Кабинетом Министров Украины в месячный срок со дня опубликования Закона о Государственном бюджете Украины.

Главные распорядители средств государственного бюджета, исходя из индикативных прогнозных показателей объемов расходов и предоставления кредитов из бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода, доведенных Министерством финансов Украины вместе с инструкцией по подготовке бюджетных запросов, составляют планы своей деятельности на плановый и следующие за плановым два бюджетные периоды [включающие мероприятия по реализации инвестиционных программ (проектов)] согласно прогнозных и программных документов экономического и социального развития, государственных целевых программ с определением ожидаемых результатов деятельности. Такие планы деятельности ежегодно приводятся в соответствие с показателями государственного бюджета на плановый бюджетный период и прогноз Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетные периоды.

С целью достижения поставленных целей главные распорядители средств государственного бюджета формируют бюджетные программы (с учетом срока их реализации) на плановый и следующие за плановым два бюджетные периоды.

Показатели проекта Государственного бюджета Украины на бюджетный период, наступающий за плановым, основываются на индикативных прогнозных показателях Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетные периоды [включая индикативные прогнозные показатели по бюджетным программам, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнение инвестиционных программ (проектов), в том числе тех, что осуществляются с привлечением государством кредитов (займов) от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций].

Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих местных советов составляют и одобряют прогноз местного бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода в соответствии с прогнозными и программными документами экономического и социального развития страны и соответствующей территории, государственных целевых программ, который основывается на прогнозе Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетные периоды. Прогноз местного бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода включает индикативные прогнозные показатели местного бюджета по основным видам доходов, финансирования, расходов и кредитования; по бюджетным программам, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнение инвестиционных программ (проектов).

Прогноз местного бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода подается в Верховную Раду Автономной Республики Крым, соответствующих местных советов вместе с проектом решения о местном бюджете, уточняется на основании одобренного Кабинетом Министров Украины прогноза Государственного бюджета Украины и принятого решения о местном бюджете и одобряется Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, исполнительными органами соответствующих местных советов.

Показатели проекта местного бюджета на бюджетный период, наступающий за плановым, основываются на индикативных прогнозных показателях местного бюджета на следующие за плановым два бюджетные периоды.

По бюджетным программам, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнение инвестиционных программ (проектов), в том числе тех, что осуществляются с привлечением государством кредитов (займов) от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций, и определены Законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), Кабинет Министров Украины (Совет министров Автономной Республики Крым, местная государственная администрация, исполнительный орган соответствующего местного совета) принимает меры по приоритетности бюджетных средств на следующий бюджетный период в проекте Закона о Государственном бюджете Украины (проекте решения о местном бюджете) для продолжения таких инвестиционных программ (проектов) с учетом необходимости поэтапного их завершения и введения в действие соответствующих объектов.

Начиная с 2002 г. Государственный бюджет Украины состоит по бюджетным программам. Активное внедрение программно-целевого метода в бюджетном процессе на сегодня включает такой важный элемент, как установление приоритетов, стратегических целей, задач, которые направлены не только на рациональное, но и на эффективное использование финансовых ресурсов главных распорядителей бюджетных средств. Такие приоритеты определяются Основными направлениями бюджетной политики на следующий бюджетный период и программами экономического и социального развития административно-территориальной единицы. То есть среднесрочное бюджетное планирование является производным процессом от прогнозирования, его суть заключается в оптимальном распределении бюджетных ресурсов по программам на среднесрочную перспективу, исходя из долго - и среднесрочных целей, определенных в стратегических планах деятельности или в иных подобных документах главных распорядителей средств.

Процесс среднесрочного бюджетного планирования имеет несколько стадий, которые соответствуют стадиям бюджетного процесса: 1) определение фискальных ограничений - объективные, утвержденные нормативно-правовыми актами, предельные суммы расходования бюджетных средств - по отраслям на среднесрочный период; 2) подготовка главными распорядителями бюджетных средств предложений по распределению ресурсов между программами в пределах определенных Министерством финансов фискальных ограничений на среднесрочную перспективу; 3) рассмотрение и согласование министерством финансов предложений главных распорядителей и подготовка предложений к проекту бюджета; 4) одобрение проекта бюджета Правительством и внесения его на рассмотрение Парламента; 5) рассмотрение и утверждение бюджета в Парламенте; 6) мониторинг и контроль за исполнением бюджета.

Перед среднесрочным бюджетным планированием разрабатывают среднесрочный макроэкономический прогноз, составляющей которого является бюджетный прогноз. Макроэкономический прогноз отражает основные макропоказатели на несколько лет с обоснованием предпосылок, основных тенденций и факторов, влияющих на показатели, отраженные в предположениях. Его составляют ответственные институции (Министерство экономического развития и торговли - в Украине) исходя из сценарных условий развития экономики:

- базового, или консервативного, сценария, который предполагает продолжение существующей налоговой и бюджетной политики в среднесрочной перспективе без существенных изменений;

- целевого сценария, в условиях которого планируются определенные изменения в бюджетно-налоговой политике и ожидаются другие результаты;

- оптимистичный сценарий, который предусматривает достаточно высокие результаты от предложенных изменений;

Пессимистический сценарий, который предусматривает осуществление основных рисков, которые могут ухудшить ситуацию в прогнозируемом периоде.

Основные макроэкономические показатели используются при составлении Основных направлений бюджетной политики (Бюджетной резолюции) и Закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, при этом мировая практика доказывает необходимость разработки данного документа на среднесрочную перспективу, поскольку реализация большинства мер бюджетно-налоговой политики не ограничивается одним годом.

Сейчас роль среднесрочного бюджетного планирования в Украине в бюджетном процессе, к сожалению, ограничивается справочно-информационной функцией при разработке проекта бюджета на соответствующий год. Это связано в основном с объективными и суб" объективными факторами бюджетного процесса: недостаточной обоснованностью и точностью макроэкономического прогнозирования, частыми изменениями налогового законодательства, наличием значительных, закрепленных законодательно социальных гарантий, которые не обеспечены финансовыми ресурсами, зависимостью расходов от структурных реформ и тому подобное. Таким образом, качество бюджетного планирования зависит: во-первых, от четкости формулировки целей и задач как составляющих любого менеджмента, в том числе бюджетного, во-вторых, от достоверности информации, используемой для подготовки проекта бюджета; в-третьих, от методологии планирования показателей бюджета, в частности методов, которые используются при составлении расчетов финансовых показателей.

IV. Выберите правильный ответ:

1. Государство возникло под воздействием…

а) политических мотивов;

б) экономических мотивов;

в) личных мотивов.

2. Финансовый план правительства называется…

а) его долгом;

б) налогообложением;

в) национальным планированием;

г) бюджетом.

3. Государственный бюджет становится дефицитным, когда …

а) налоги сокращаются;

б) налоги увеличиваются;

в) государственные расходы растут;

г) государственные расходы превышают доходы.

4. Кривая Лаффера показывает связь между:

а) количеством семей (в процентном выражении) - получателей дохода - и частью совокупного дохода (в процентном выражении), получаемой этим количеством семей;

б) размерами дефицита государственного бюджета и темпом инфляции в стране;

в) налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений;

г)размерами теневой экономики и величиной бюджетного дефицита.

5. Необходимость государственного регулирования экономики обосновывается представителями таких направлений экономической теории, как:

а) классическое;

б)неоклассическое;

в) кейнсианское;

г) все ответы верны.

6. К функциям государства в рыночной экономике не относится:

А) конотворческая деятельность;

б) задержание конкурентной среды;

в) установление цен на продукцию частного сектора;

г) антициклическое регулирование экономики.

7. Роль государства в странах с переходной экономикой:

А) возрастает;

б) «кается;

в) остается неизменной;

г) все ответы неверны.

8. Правительственная политика в области расходов и налогообложения называется:

А) политикой, основанной на количественной теории денег;

б) монетарной политикой;

в) политикой «дешевых» денег;

г) фискальной политикой.

9. Бюджетный профицит возникает в случае:

а) возрастания государственных расходов;

б) превышения государственных расходов над государственными доходами;

в) превышения государственных доходов над государственными расходами;

г) возрастания объема налоговых поступлений в государственный бюджет.

10. Функции системы налогообложения в стране заключаются в:

а) сокращении объема средств, находящихся в распоряжении фирм и домашних хозяйств;

б) увеличении объема средств, которыми распоряжается государство;

в) увеличении объема средств, направляемых на финансирование государственных расходов;

г) перераспределении доходов между различными категориями населения страны;

д) достижении всех перечисленных выше целей.

11. Налог на добавленную стоимость является:

а) прогрессивным;

б) косвенным;

в) пропорциональным;

г) прямым.

12. Для борьбы с дефицитом своего бюджета государство может использовать следующие основные способы решения этой проблемы:

а) сокращение бюджетных расходов;

б) эмиссию денег, используемых для финансирования государственных расходов;

в) изыскание источников дополнительных доходов;

г) одалживание денег у граждан, банков, других государств;

д) все вышеперечисленное верно.

13. Государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве:

а) порождено исключительно интересами бюрократического государственного чиновничества;

б) прежде всего, служит экономическим целям национального финансового капитала;

в) призвано служить укреплению и адаптации существующего строя к изменяющимся условиям путем решения задач, которые сам по себе рыночный механизм решить не может либо решает недостаточно быстро и эффективно;

г) вызвано, в первую очередь, потребностями военно-промышленного комплекса.

14. Необходимость государственного воздействия на экономику высказал…

а) Ф.Хайек;

б) Дж.М. Кейнс;

в) М. Фридмен.

15. С помощью бюджетной политики можно воздействовать…

а) на правительство;

б) на экономические спады;

1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства

Все организационные и экономические формы функционирования бюджета осуществляются последовательно и планомерно, поскольку само разнообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что, в свою очередь предопределяет такую же прогнозно-плановую форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводит к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе – бюджете – основном финансовом документе страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета.

Специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом Законом «О республиканском бюджете».

Бюджет как финансовый план, с одной стороны, основывается на финансовых планах развития экономики и сфер деятельности, а с другой стороны – во многом определяет их. Это обусловлено тем, что государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, поскольку он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных хозяйствующих субъектов), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов.

Посредством бюджета как финансового плана реализуется бюджетно-налоговая политика государства, представляющая собой деятельность по использованию механизмов и инструментов управления государственными финансами для оказания воздействия на экономическую систему страны в целях обеспечения экономического роста и повышения благосостояния населения. Бюджетно-налоговая политика призвана обеспечивать решение таких задач как борьба с бедностью, сокращение безработицы, снижение темпов инфляции, увеличение темпов экономического роста. С точки зрения бюджета его основным инструментом являются государственные доходы и государственные расходы.

Трактовка государственного бюджета как основного финансового плана страны не противоречит экономической природе бюджета как объективной категории. Связано это с тем, что термин «государственный бюджет» применяется для обозначения разных по своему характеру понятий, одно из которых относится к сфере распределительных отношений, а другое – отражает форму использования объективной категории в процессе человеческой деятельности. Положение государственного бюджета в качестве основного финансового плана страны органически вытекает из специфики бюджетных отношений - особой сферы стоимостного распределения общественного продукта.

Бюджетное планирование осуществляется посредством использования различных статистических, экономико-математических, аналитических и специфических методов планирования и прогнозирования. Бюджет строится по балансовому методу, который позволяет учитывать в бюджете все доходы и расходы в полном объеме. Это означает, что не должно быть каких-либо других доходов и расходов, кроме тех, которые предусмотрены бюджетом.

При планировании используются методы построения бюджета-брутто и бюджета-нетто. Если в бюджете отражаются все доходные и расходные финансовые операции, то такой бюджет принято называть бюджет-брутто. Если показатели бюджета рассчитаны по статьям как сальдовые результаты, т.е. поступления по отдельным статьям доходов, то такой бюджет принято называть бюджет-нетто.

Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с требованиями принципов единства, преемственности, приоритетности, сбалансированности и обоснованности.

Принцип единства бюджетного планирования обеспечивается составлением государственного бюджета Республике Казахстан, в состав которого входят республиканский и местные бюджеты. В соответствии с действующим законодательством данный принцип основывается на единых требованиях:

а) по формированию перечня бюджетных программ, финансируемых из республиканского бюджета и местных бюджетов;

б) по установлению нормативов распределения доходов между уровнями бюджетов;

в) по определению долговременных размеров субвенций и бюджетных изъятий.

Принцип преемственности планирования обеспечивается сочетанием текущего и перспективного бюджетного планирования с учетом направлений среднесрочной фискальной политики, принятых за основу в предыдущий период, прогнозов социально-экономического развития страны на очередной финансовый год и на средне-, долгосрочный период.

Принцип приоритетности обеспечивается планированием бюджета с учетом приоритетных направлений среднесрочного плана социально-экономического развития страны.

Принцип сбалансированности доходов и расходов бюджета достигается на основе использования балансового метода формирования бюджета. Необходимость сбалансирования бюджета диктуется основной целью исполнения любого уровня и достигается либо посредством выделения субвенций из вышестоящего бюджета или обеспечивается другими законодательно разрешенными методами, либо формированием государственной задолженности или сокращением расходов бюджета.

Принцип обоснованности обеспечивается планированием бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений либо расходов и обоснованном установлении их объемов.

Таким образом, государственный бюджет является основным финансовым планом страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета. Основной финансовый план является продуктом плановой деятельности государства, в нём выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Посредством бюджета как финансового плана реализуется бюджетно-налоговая политика государства.

1.3 Принципы организации межбюджетных отношений, их управление и регулирование

1. равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

2. эффективное распределение поступлений с соблюдением следующих критериев их разграничения:

а) за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не зависящие от воздействия внешних факторов;

б) налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;

в) налоги, имеющие перераспределительный характер, а так же неравномерное размещение налоговой базы, закрепляется за более высокими уровнями бюджетной системы;

г) при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдаётся тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;

д) налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей чёткую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;

3. выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц;

4. обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг;

5. максимальная эффективность и результативность предоставления бюджетных услуг за счёт закрепления бюджетных услуг за тем уровнем власти, который может обеспечить наиболее эффективное и результативное производство и предоставление государственных услуг;

6. максимальное приближение уровня предоставления бюджетной услуги к её получателям за счёт передачи исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учёта потребностей их получателей и повышения качества бюджетных услуг;

Публикации по теме