Построение бюджетной системы зависит от. Бюджетная система страны. Модели её построения в федеративных и унитарных государствах. Принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система и бюджетное устройство
Бюджетная система РФ. Построение бюджетной системы. Составление проектов бюджета Заключение. Таким образом актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП. Для этого необходимо исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации рассмотреть принципы построения бюджетной системы источники...
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Введение……………………………………………………………………...3
Бюджетная система РФ………………………………………………………4
Построение бюджетной системы……………………………………………8
Составление проектов бюджета……………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………………….20
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП. Необходимо исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы. Для этого необходимо исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации, рассмотреть принципы построения бюджетной системы, источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней, исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы, рассмотреть процесс формирования бюджета РФ.
Бюджетная система РФ
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления.
Применительно к публичным финансам (государственным и муниципальным финансам) под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показывает его роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики.
Как финансовый план бюджет это роспись государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Бюджет составляется на определенный период, обычно на один год. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом. Во многих странах устанавливаются различные даты начала и окончания финансового года:
В России бюджетный год совпадает с календарным годом. Согласно Бюджетному кодексу РФ финансовый год завершается 31 декабря; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. 1
Как экономическая категория бюджет представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общественных потребностей.
Бюджетные отношения, как и всякие другие финансовые отношения, характеризуются следующими важнейшими признаками (свойствами):
1) это экономические отношения;
2) они всегда носят денежный характер;
3) характер этих отношений всегда распределительный;
4) они связаны с образованием и использованием фондов денежных средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Центральное место бюджета в финансовой системе, также, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так в доходах различных государств они составляют около 9/10.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций.
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Сущность и значение бюджета наиболее полно проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.
Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами.
Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и ее бюджетном устройстве.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение:
« бюджетная система это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.
Построение бюджетной системы
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.
Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). 2
Консолидированный бюджет РФ это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
Единства бюджетной системы Российской Федерации;
Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
Самостоятельности бюджетов;
Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных
Сбалансированности бюджета;
Эффективности и экономности использования бюджетных средств;
Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
Гласности;
Достоверности бюджета;
Адресности и целевого характера бюджетных средств.
Доходы бюджета это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Материальной основой доходов бюджета является национальный доход. В периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности, например, иностранных ценных бумаг, золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что в итоге приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству; уменьшению золотовалютных резервов, капиталовложений за границей, а в отдельных случаях и основного капитала.
Виды доходов бюджета:
- налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени);
- неналоговые;
а также доходы целевых бюджетных фондов.
Составление проектов бюджета
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социальноэкономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.
Основные параметры будущих бюджетов определяются бюджетным посланием Президента РФ, которое направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В послании определяется бюджетная политика на очередной год.
Составление проектов бюджетов исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
К сведениям, необходимым для составление проектов бюджетов, относятся сведения о:
- действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;
- нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней;
- видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой;
- нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
- нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
Составление бюджета основывается на:
- Бюджетном послании Президента РФ;
- прогнозе социальноэкономического развития соответствующей территории на очередной год;
- основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной год;
- прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной год;
- плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной год.
Прогноз социальноэкономического развития территории разрабатывается на основе данных:
- социальноэкономического развития территории за последний отчетный период;
- прогноза социальноэкономического развития территории до конца базового года;
- тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год.
Перспективный финансовый план это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социальноэкономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. План законодательно неутверждается.
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых первый год это год, на который составляется бюджет, следующие два года плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.
Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.
План составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.
Этот баланс составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.
В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования конкретного главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия.
Предоставление государственных или муниципальных услуг основывается на нормативах финансовых затрат на их оказание.
Федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и утверждает эти нормативы на единицу услуг.
При составлении проекта бюджета выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению определяется с учетом этих нормативов и задания на предоставление услуг.
Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг используются при расчете финансирования государственного заказа на предоставление государственных или муниципальных услуг, выполняемого государственными, муниципальными унитарными предприятиями или иными юридическими лицами.
Разработка проекта бюджета основывается также на плане развития государственного или муниципального сектора экономики, который включает:
- перечень и сводный план финансовохозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий, а также государственных или муниципальных унитарных предприятий;
- программу приватизации государственного или муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;
- сведения о предельной штатной численности служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.
Порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансовохозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий определяется федеральным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
В план развития государственного сектора экономики федерального уровня включается в форме сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств план предоставления государственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями.
Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом.
Перечень программ разрабатывается органом исполнительной власти в соответствии с прогнозом социальноэкономического развития и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.
Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта.
В проекте закона о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. В проекте должны содержаться также следующие показатели:
- прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;
- нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней.
В проекте закона о бюджете должны быть установлены:
- расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов;
- общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
- расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
- объемы финансовой помощи бюджетам других уровней, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную помощь;
- распределение ассигнований по главным распорядителям в соответствии с ведомственной структурой расходов соответству ющего бюджета.
В проекте закона о бюджете в составе расходов устанавливаются лимиты
предоставления налоговых кредитов на срок, превышающий пределы
очередного года. 3
Второй этап формирования федерального бюджета распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям средств, а также разработка указанными органами предложений:
- о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере;
- об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование средств, не обеспеченное реальными источниками в очередном году;
- о приостановлении действия указанных актов или об их поэтапном введении.
Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из бюджета, согласовывает объемы их финансирования.
Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.
Не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году, должны быть завершены разработка и согласование:
- показателей проекта бюджета;
- представляемых одновременно с ним документов и материалов;
- законопроектов о минимальном размере оплаты труда;
- законопроектов о минимальном размере государственных пенсий;
- законопроектов о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном году;
- составляемого в виде приложения к проекту закона о бюджете перечня законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.
С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной год и уточненные параметры прогноза на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов внебюджетных фондов на очередной год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном году и на среднесрочную перспективу, представленные Минфином РФ, Минэкономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.
Заключение
Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.;
Центральное место бюджета в финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.
Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом РФ.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества.
Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) и является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Список литературы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 26.12.2005 № 189 ФЗ
- Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации».
- Бюджетная система Российской Федерации. Ларина Л.С. М.: Изд-во Юриспруденция. 2006
- Финансы. Глущенко В.В., Чехунов В.Н.: Учеб. пособие. Харьков: Изд-во Ун-та внутренних дел. 2000
- Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник. // Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: «Прогресс- Академия», 2004.
- Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Под ред. Проф. Г.Б.Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е издание. 2003
- Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. Г.Б.Поляка. М.: Изд-во ЮНИТИ, 2005.
- Финансы, денежное обращение и кредит. Будасова С.А. М.: Изд-во Феникс. 2000.
- Бюджетная система России: Учебник. Парыгина В.А., Тедеев А.А. М. Изд-во Эксмо. 2004.
- Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. для вузов/ Под ред. Янина О.Е. М.: 2005.
- Экономическая теория: Учебник. Иохин В.Я. - М.: Юрист, 2000
- Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: Изд-во Прогресс- Академия, 2004.
- www.cbr.ru официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.
1 Бюджетная система Российской Федерации. Александров И.М. Изд-во Дашков и К. М.: 2006
2 инансы. Глущенко В.В., Чехунов В.Н.: Учеб. пособие. Харьков: Изд-во Ун-та внутренних дел. 2000
3 юджетная система России: Учебник. Парыгина В.А., Тедеев А.А. М. Изд-во Эксмо. 2004.
PAGE \* MERGEFORMAT 2
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
18731. | Анализ доходов бюджетной системы РФ | 570.34 KB | |
Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов не бюджета. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства. | |||
21193. | История развития бюджета и бюджетной системы в России | 430.77 KB | |
Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. | |||
9831. | Анализ расходов бюджетов бюджетной системы РФ на социальное обеспечение | 221.41 KB | |
С помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности | |||
8536. | Построение системы Г-П договоров (Г-П обязательств) | 86.76 KB | |
ГК при толковании договора приоритет имеет волеизъявление. Признаки: 1 опосредуемые экономические отношения 2 необходимые признаки договора конститутивные чтобы признать его типом ГП договора. Вопросы: 1 понятие договора кп 2 элементы договора кп 3 права и обязанности сторон 4 отдельные виды договора кп. Понятие договора куплипродажи Глава 30 в совокупности со спец. | |||
5770. | Сущность и структура налоговой задолженности по видам налогов и с боров и уровням бюджетной системы | 26.42 KB | |
Сущность и структура налоговой задолженности по видам налогов и с боров и уровням бюджетной системы.8 Виды налоговой задолженности. Сущность и структура налоговой задолженности по видам налогов и сборов и уровням бюджетной системы В последнее время тема роста и снижения налоговой задолженности достаточно актуальна. В периодической печати в работах разных ученых раскрывается тема недопоступления налоговых платежей вносятся различные предложения по сокращению налоговой задолженности в таких направлениях как... | |||
5653. | Построение внутренней памяти процессорной системы | 229.37 KB | |
Информация, циркулирующая в вычислительной системе, хранится в памяти. Основными критериями оценки запоминающего устройства являются показатели емкости, быстродействия и потребляемой мощности. Компьютерная память обеспечивает поддержку одной из наиважнейшей функций современного компьютера – способность длительного хранения информации. | |||
11127. | Построение проверяющего теста для логической модели непрерывной системы | 317.36 KB | |
Процесс технической диагностики предусматривает наличие объекта диагностики, средств диагностики и человека-оператора. В процессе диагностики выполняются измерительные, контрольные и логические операции. Эти операции выполняются оператором с использованием средств диагностики с целью определения действительного состояния технического средства. | |||
16259. | Особенности антикризисных мер бюджетной политики ФРГ и Великобритании | 20.64 KB | |
Создан Фонд рыночной стабилизации 500 млрд. Такого шага в экономике ФРГ ранее не принималось вся расходная часть бюджета2008 равна 283 млрд. помощь домашним хозяйствам рост пособий на детей снижение взносов на пособия по безработице объемом в 20 млрд. Затем ноябрь 2008 в первый конъюнктурный пакет вошли программа поддержки предприятий - 173 млрд. | |||
16276. | Задачи бюджетной политики в посткризисный период | 95.37 KB | |
Мировой финансовый кризис остро затронувший Россию в 2009 году привел к возникновению существенного дисбаланса доходов и расходов бюджетной системы выявив накопившиеся проблемы в сфере государственных финансов и государственном секторе экономике в целом. В данной работе на основе международных сопоставлений и анализа эффективности предпринимается попытка выявить основные направления в рамках государственного сектора где необходимо проводить серьезные структурные реформы и корректировать бюджетные расходы оценить потенциал повышения... | |||
16136. | Особенности бюджетной политики в период кризиса | 14.99 KB | |
аудитор Счетной палаты РФ Москва Особенности бюджетной политики в период кризиса Характерной особенность нынешней бюджетной политики является то что она по сути находится на изломе своего вектора развития: от профицитного бюджета к дефицитному. В эти годы не многого удалось достичь для того чтобы уменьшить зависимость российской экономики от мировых цен на топливно-энергетические ресурсы. Что же касается зависимости российского реального сектора от банковских кредитов то здесь ситуация несколько иная чем в западных экономиках. Но... |
Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
Важнейшие функции государственного бюджета :
q аккумулирование финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями, регионами и слоями населения;
q обеспечение содержания государства с его институтами, призванными реализовывать функции государственной власти;
q стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлениям;
q социальная защита беднейших слоев населения, пенсионеров и подрастающего поколения.
Бюджетная политика - регулирование уровня государственных доходов и расходов в целях воздействия на общий уровень экономической активности, поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики.
Бюджетная политика - это политика государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов. Государственный бюджет есть концентрированное выражение экономической политики.
Структура государственного бюджета отражает структуру бюджетных доходов и бюджетных расходов.
Бюджетные доходы - поступления в государственную казну. Они формируются за счет налоговых и неналоговых бюджетных поступлений. Налоговые поступления - различные виды обязательных налогов и сборов с населения, предпринимателей и государственных предприятий. Неналоговые поступления в бюджет - поступления от использования государственной собственности и государственного имущества, от внешнеэкономической деятельности, от приватизации государственного имущества, от государственных займов и пр.
Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые на нужды развития экономики и социальной сферы, на оборону, на погашение государственного долга и пр.
Функции бюджетных расходов.
К основным функциям бюджетных расходов относятся: политические, социальные и хозяйственные.
Политические функции состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают в себя такие затраты, как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполитическая деятельность, поддержка СМИ и пр.
Социальные функции состоят в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных доходных групп, поддержке отраслям, оказывающим социальные услуги (здравоохранению, образованию, культуре и пр.).
Экономические функции состоят в:
q формировании конкурентной рыночной среды в экономике страны посредством проведения антимонопольных мероприятий, поддержки малого и венчурного предпринимательства;
q структурной перестройке экономики путем поддержки отдельных отраслей, имеющих наиболее важное значение;
q содействии выходу отечественных производителей на внешний рынок;
q выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.
Проблема состоит в том, чтобы добиться органического сочетания различных функций.
Идеальное исполнение государственного бюджета - полное покрытие государственных расходов доходами, а еще лучше наличие остатка средств (профицита) государственного бюджета. Однако эта ситуация в жизни встречается редко. Чаще имеет место дефицит государственного бюджета, т. е. превышение расходов над доходами.
Бюджетный дефицит - превышение государственных расходов над доходами. В рамках кейнсианской концепции его можно рассматривать как дополнительный внутренний спрос со стороны государства. В соответствии с монетаристской концепцией - это величайшее зло, порождающее многие негативные последствия, с которым надо всеми мерами бороться.
Способы покрытия дефицита государственного бюджета:
§ внутренние государственные займы. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов;
§ внешние государственные займы. Они осуществляются в виде займов у частных предпринимателей, государств и международных финансовых организаций;
§ эмиссия денежных знаков государственным банком - выпуск денежных знаков.
Государственные займы - получение государством на возвратной основе и на определенный срок денежных средств. Займы широко используются в экономической политике государства: внутренние займы государства у физических и юридических лиц, займы у иностранных кредиторов.
Бюджетная система - совокупность бюджетов всех уровней государственной власти, порядок их разработки, методы формирования доходной части, порядок формирования расходной части.Главным принципом формирования государственного бюджета в рыночных условиях является подход к его построению наоснове категории общественных благ, которые предоставляются государством налогоплательщикам.
Основу бюджетной системы страны формируют федеральный бюджет и консолидированный бюджет.
Федеральный бюджет - годовая роспись доходов и расходов федерального правительства. Это важнейшее средство государственных органов по проведению активной экономической политики.
Консолидированный бюджет -годовая роспись всех государственных доходов и расходов, включая как федеральный уровень, так и уровень субъектов Федерации, а также муниципальных образований. Он отражает возможности и направления воздействия федерального правительства и администрации субъектов Федерации при проведении экономической политики в стране.
Бюджет развития - способ практической реализации ведущей роли государства в проведении инвестиционной политики. Он отражает расходы государства на развитие потенциала общественного производства.
Основными источниками бюджета развития в России являются:
§ связанные иностранные кредиты под гарантии Российского правительства;
§ инвестиционные кредиты Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития;
§ средства из источников внутреннего заимствования. Использование средств бюджета развития осуществляется на конкурсной, возвратной, срочной и платной основе в порядке, установленном Правительством. Расходование средств бюджета развития осуществляется через специальный счет, открытый в Главном управлении Федерального казначейства Министерства финансов.
Бюджетный федерализм - автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти, основанное на законодательно сформулированных нормах.
Бюджетный федерализм - это способ организации межбюджетных отношений, который позволяет центральным органам власти успешно выполнять функции по сплочению отдельных регионов в единое целое государство. Вместе с тем бюджетный федерализм позволяет субъектам Федерации и местным органам власти проявлять свою самостоятельность в распоряжении финансовыми ресурсами в соответствии с мерой их ответственности и компетенции за выполнение возложенных на эти уровни власти обязательств по оказанию услуг общественного характера. Важнейшим элементом практической реализации бюджетного федерализма является Федеральный фонд финансовой поддержки регионов.
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ формируется в размере 15% суммы фактической величины налоговых поступлений в федеральный бюджет (за исключением 10%-го подоходного налога с физических лиц и сумм импортных пошлин). Этот фонд является действенным средством поддержки депрессивных регионов страны.
К институтам, занимающимся разработкой и реализацией государственного бюджета, относятся: министерство финансов, министерство экономики, законодательные органы власти, казначейство, счетная палата.
Министерство финансов - головной орган, отвечающий за разработку и реализацию бюджета государства. Казначейство - правительственный финансовый орган, ведающий исполнением государственного бюджета. Он организует взимание налогов, сборов и пошлин, отпускает средства на расходы, предусмотренные государственным бюджетом, осуществляет эмиссию бумажных денег. Казначейство может иметь самостоятельный статут или быть одним из подразделений министерства финансов, как это имеет место в России.
Функции казначейства в Российской Федерации:
§ проведение рациональной государственной бюджетной политики;
§ управление доходами и расходами федерального бюджета;
§ повышение оперативности финансирования государственных программ;
§ контроль за поступлением и использованием государственных средств.
Наряду с казначейством выполнением этих функций занята также Счетная палата при Совете Федерации .
Государственный долг - сумма задолженности государства как внутренним, так и внешним кредиторам по займам и невыплаченным по ним процентам.Обслуживание долга – механизм регулярных выплат процентов по полученным займам. Государственный долг определяется динамикой бюджетного дефицита. Чем больше бюджетный дефицит, тем быстрее растет государственный долг. Растущий государственный долг вызывает непростые последствия в сфере распределения продукта. В зависимости от рынка размещения задолженности государственный долг может быть внутренним и внешним.
Внутренний долг государства - накопленная задолженность государства внутренним кредиторам: банкам, финансовым организациям, населению.
Внешний долг государства - накопленная задолженность государства по займам, полученным от других государств или международных финансовых организаций.
Государственные ценные бумаги - средство заимствования государства. Выступают в формах: облигаций, сберегательных сертификатов, казначейских векселей.
Государственные облигации - долговое обязательство государства, выдаваемое на определенный срок с выкупом и выплатой заранее оговоренного процента. Сберегательный сертификат - билеты особого вида государственного займа с высоким процентом и выкупом лишь по истечении установленного срока. Казначейские векселя - векселя, которые свободно продаются и покупаются на денежном рынке.
Основные понятия налоговой системы государства.
Налог, пошлина, сбор и другие аналогичные платежи (далее - налоги) – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в размерах, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству. Как следует из определения и многовекового налогового опыта, налог - это:
1) изъятие части дохода или собственности субъекта, безэквивалентное относительно налогоплательщика, т. е. уплата налога не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны налоговых инстанций;
2) определенные по размерам и срокам внесения платежи;
3) юридически обоснованные для каждого вида налога и сбора размеры и порядок внесения;
4) общественное принуждение, т. е. применение в случае неуплаты, неполной уплаты или нарушения сроков юридически обоснованных экономических и административных санкций.
Налоговая система есть совокупность налогов, на законном основании взимаемых на территории страны; компетенция органов власти и управления в отношении налогов, включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор и контроль за уплатой налогов.
Различаются источник и объект налогообложения.
Источником налоговых платежей , т.е. тем, из чего уплачивается налог, выступает общественный продукт (доход налогоплательщика). Теоретически налоги не должны затрагивать капиталов, иначе нормальное воспроизводство становится невозможным.
Объект налогообложения - это количественно измеримый экономический феномен, подлежащий налогообложению. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
Налоговая база – это часть объекта, на которую практически начисляются налоги. Налоговая база всегда меньше объекта налогообложения, так как существует необлагаемый налогом уровень заработной платы, дохода и других объектов, а также налоговые льготы.
Часть налоговой базы, изымаемая в виде налогов и измеряемая в процентах, называется налоговой ставкой или нормойналогообложения . Налоговые ставки устанавливаются и изменяются в законодательном порядке. Они бывают фиксированными (например, установленная норма обложения какого-либо товара НДС) и скользящими (изменяющимися в зависимости от величины дохода). По ряду налогов определяют максимальные и минимальные нормы обложения. Максимальные ставки в экономической печати часто называют базовыми , т. е. ставками, по которым налогоплательщик должен осуществлять уплату без учета налоговых льгот, освобождений от налогов, их отсрочки.
У каждого налога свои налоговые ставки, налоговая база. Они жизненно важны для хозяйственных субъектов. Синтетическим показателем степени тяжести налогов для компаний, лиц свободных профессий или работающих по найму является так называемое налоговое бремя , или доля всех уплачиваемых налогов в годовом доходе какой-либо группы субъектов.
Налоговое бремя компаний и частных лиц зависит не только от порядка и исчисления налоговой базы, налоговых ставок и множественности налогов, но и от размеров доходов.
Наряду с показателями доли уплачиваемых налогов в годовом доходе групп налогоплательщиков рассчитывается национальное налоговое бремя , или налоговая нагрузка на ВВП и чистый социальный продукт . Эти показатели наряду с ролью государственного сектора в народном хозяйстве и уровнем развития общенационального экономического программирования являются индикаторами интенсивности ГРЭ.
Современные развитые страны особое внимание уделяют системе налогообложения, которая становится одним из главных инструментов ГРЭ. В европейских странах наметились тенденции к все большей интеграции национальных хозяйств и, следовательно, к большей взаимосвязанности налоговых систем. Изживают себя мелкие налоги и остаются зарекомендовавшие себя налоги с обширной налоговой базой, простые для взимания (подоходный, НДС, на имущество, на прибыль корпораций).
В российском законодательстве также происходят изменения в сторону улучшения и упрощения системы налогообложения. Были отменены многие сборы и налоги (налог на превышение фонда оплаты труда, косвенный специальный налог, сбор за использование наименования «Россия»). Большее внимание сейчас уделяется местным налогам, целью которых является развитие инфраструктуры городов, обеспечение социальных программ, укрепление экономики на местах.
В социально-экономической жизни страны у налогов следующие функции:
1) обеспечение финансирования государственных расходов - фискальная функция;
2) поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства между реальными доходами отдельных социальных групп населения - социальная функция;
3) регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов - регулирующая функция
Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:
образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);
организация налогов;
финансирование отраслей народного хозяйства;
формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.
Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.
В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
Функции бюджета . Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов – распределительная, контрольная, регулирующая.
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет .
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Бюджетная система и бюджетное устройство
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.
Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.
Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно -территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.
Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации - действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства.
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система.
Бюджет законодательство не раскрывает понятие бюджетного устройства. Поэтому существует несколько пониманий данного термина.
Бюджетная система является центральным звеном бюджетного устройства и ее главная составная часть.
Бюджетное устройство – организация бюджетной системы.
Бюджетное устройство – организация бюджетной системы на основе единой бюджетной классификации в соответствии с принципами построения, регламентируемыми в бюджетном законодательстве.
Бюджетное устройство – основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура, и организации взаимоотношения входящих в нее бюджетов по линии доходов и расходов.
Бюджетное устройство включает в себя:
1. Бюджетную систему государства и принципы ее построения, а также бюджетная классификация
2. Принципы и правила разграничения доходов и расходов бюджета
3. Принципы и формы межбюджетного перераспределения средств
4. Бюджетные права ОГВ и ОМСУ
Бюджетное устройство – организационное построение бюджетов, отражающее как их структуру, так и формы взаимоотношения.
Бюджетное устройство – основана на экономической совокупности всех бюджетов и бюджетов ГВФ, объединенных на основе определенных принципах и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения, регулируемые законом.
БУ напрямую зависит от ГУ, то есть от способа распределения единой государственной власти на территории той или иной страны и от соотношения властных полномочий центральных и региональных государственных органов.
Число уровней бюджетной системы прямо производно от числа уровней системы государственной власти и местного самоуправления в стране.
По степени распределения власти между центральными и административными территориальными образованиями все государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Бюджетная системы унитарного государства:
· Бюджет центрального правительства
· Местные бюджеты
Бюджетная система федеративного государства:
· Центральный бюджет, федеральный бюджет, бюджет федерального правительства
· Бюджеты субъектов РФ
· Местные бюджеты
Верхний уровень бюджетной системы у федеративного и унитарного государств всегда представлен одним бюджетом.
Государство с унитарной системой правления может иметь одноуровневый(всякие карликовые государства) или двухуровневый бюджет(приличные страны ГБ, Франция и т.п.).
Унитарное государство распределяет функции таким образом, что местные органы не могут действовать независимо от центра, но центр может делигировать им определенные полномочия. Местные органы власти подотчетны центральному правительству. Есть единый бюджет через который реализуется бюджетный процесс.
Федеративное государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или территориальные образования обладают определенной политической независимостью в пределах распределенной компетенции.
Федеративная система характеризуется:
1. Наличием иерархии государственной власти
2. Четкое разграничение полномочий различных уровней власти, в том числе бюджетных полномочий гл 2, ст 7-8-9
3. Независимость государственных институтов и определенная степень суверенитета на каждом уровне
Федеральная структура предполагает децентрализацию принятия решений, разделение государственной власти, распределение полномочий и суверенитета.
Каждый уровень федерального государства наделен положенными ему полномочиями и правами по закону.
Для бюджетных систем таких государств характерен бюджетный федерализм, то есть такое устройство в котором сочетаются 2 направленности:
1. На централизацию, призванную обеспечить единство бюджетной системы
2. На децентрализацию, устремленную на самостоятельность и сбалансированность доходов и расходов бюджетов всех уровней
Примеры федеративных государств привести легко.
Конфедеративное или союзное государство – постоянный союз суверенных государств, который создается для достижения неких политических, экономических, социальных, военных целей.
Имеется центральное правительство, которое имеет свой бюджет формируемый из взносов участников конфедерации и самостоятельных источников доходов, при этом у членов сохраняются самостоятельные налоговые и финансовые системы.
Конфедерация возглавляется межправительственной организацией, которая обеспечена осуществлять от имени входящие в нее стран определенные государственные функции.
Факторы, влияющие на построение бюджетных систем, кроме государственного устройства:
Национальные факторы
Историческое прошлое и исторический опыт
Политический режим
Территориальная организация местного самоуправления.
Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Построение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные .
Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.
Федеративное (объединенное) государство — это форма государственного устройства, при котором государственные и административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов Федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
— федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
— бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
— местных бюджетов.
Схема консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис. 6.1.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов
Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. К основным принципам функционирования бюджетной системы Российской Федерации относятся:
· единство бюджетной системы — означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации — означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств
· общее (совокупное) покрытие расходов бюджета — означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
· самостоятельность бюджетов разных уровней – право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов; право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств.
· сбалансированность бюджета
означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
Рисунок 6.1 – Схема консолидированного бюджета Российской Федерации
· эффективность и экономичность использования бюджетных средств — означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;
· равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований — означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных
трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными законодательством;
· полнота отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов, означающая то, что все доходы и расходы бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах в полном объеме в обязательном порядке;
· гласность – обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
· достоверность – означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
· адресность и целевой характер бюджетных средств — означает, что бюджетные средства выделяются в
распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.
Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности в бюджетной сфере.