Развитие хабаровского края. Социально-экономические проблемы населения хабароского края. Развитие экономики Хабаровского края

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 26.05.2011 N 158-пр)

Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года (далее также - Стратегия развития края) разработана с учетом стратегических ориентиров и целей социально-экономического развития страны и ее регионов, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и проекте стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года.

Стратегия развития края задает общие ориентиры будущего развития социальной и экономической системы на территории Хабаровского края для органов государственной власти края, бизнеса, потенциальных инвесторов, является базой для разработки планов, программ, проектов, прогнозов. Стратегия развития края включает систему целей, а также описание механизмов, которые обеспечивают их достижение.

Главной целью Стратегии развития края является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высококонкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

Перспективы развития края основываются на его конкурентных преимуществах, главными из которых являются богатый по структуре и запасам природный потенциал, выгодное географическое положение (центральное положение на Дальнем Востоке России и близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона), наличие диверсифицированного и относительно развитого экономического потенциала, развитие инновационной составляющей, наличие территорий для хозяйственного освоения, политическая и социальная стабильность.

Стратегия развития края разработана по двум сценариям: инерционному и инновационному. Инерционный сценарий ориентируется на использование природных ресурсов края, его географического положения и пространственных факторов. Инновационный сценарий нацелен на активное использование не только названных факторов, но и научно-образовательного, инновационного потенциала края. Достижение стратегических целей, описанных в Стратегии развития края, возможно только при реализации инновационного сценария. Поэтому все действия Правительства края должны быть направлены на реализацию именно этого варианта.

Реализация инновационного сценария развития Хабаровского края предполагает увеличение в 2025 году относительно 2007 года объема валового регионального продукта в 3,6 раза, инвестиций в экономику и социальную сферу - в 5,4 раза, реальной начисленной заработной платы и реальных денежных доходов населения - соответственно в 3,9 и 4,2 раза.

Это послужит основой для увеличения доли среднего класса до 50 процентов и снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 7,5 процента (в 2007 году соответственно 20 и 15,5%).

Особенность начального этапа Стратегии развития края - появление новых вызовов устойчивому социально-экономическому развитию края. И главный из них - мировой финансовый кризис, вызвавший колебания финансовых рынков, цен на энергоносители и продовольствие. В условиях глобализации эта нестабильность затрагивает экономики всех стран, в том числе России в целом и Хабаровского края.

В результате параметры стартового периода Стратегии развития края (2008 - 2009 годы) окажутся ниже ранее прогнозируемых. Предлагаемые в Стратегии развития края характеристики вариантов развития строились на предположении, что вероятное возобновление динамичного роста мировой экономики после кризиса, а с ним и экономики России и Хабаровского края начнется с 2010 года. Предполагается, что инвестиционные проекты первого этапа реализации Стратегии развития края, на которых базируется инновационный вариант, будут реализованы со смещением по времени.

В целях мобилизации действий исполнительных органов власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края, хозяйствующих субъектов на территории края по обеспечению дальнейшего повышения уровня жизни населения, устойчивого и динамичного развития экономики и социальной сферы края, Правительство края постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года;
Перечень инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Хабаровского края на период до 2025 года.

2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края руководствоваться Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года при разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов, определении задач социально-экономического развития, подготовке краевых и территориальных программ развития.

3. Министерству экономического развития и внешних связей края (Левинталь А.Б.):
3.1. Обеспечить постоянный мониторинг хода реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года и при необходимости вносить соответствующие предложения по ее корректировке.
3.2. Разместить на официальном сайте Правительства Хабаровского края Стратегию социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

4. Министерству экономического развития и внешних связей края совместно с отраслевыми министерствами края разработать и внести на утверждение проект постановления Правительства Хабаровского края "Об Основных направлениях деятельности Правительства края на период до 2013 года".
Срок - II квартал 2009 г.

5. Комитету по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства края (Севрюков А.А.) обеспечить освещение в средствах массовой информации целей и задач по реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

6. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований края при разработке программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования руководствоваться основными положениями Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора края Сыркина В.И.

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Ишаев

Долгосрочные цели и сценарные параметры социально-экономического развития Хабаровского края определены Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. № 1-пр
(далее – Стратегия-2025).

Главной целью Стратегии-2025 определено формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высоко конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

Стратегия-2025 предусматривает выполнение поставленной цели в два этапа.

Первый этап по реализации Стратегии-2025 завершен в 2015 году. Уровень достижения целевых показателей представлен в таблице 1.

На первом этапе реализации Стратегии-2025 в рамках развития экономической системы края определенных успехов удалось достигнуть в промышленном производстве и транспортной сфере.

Уровень целевых показателей инновационного сценария
Стратегии-2025 достигнут и даже превышен по демографическим показателям: рождаемость и смертность на 1 тыс. чел. населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

Достижение целевых показателей социально-экономического развития
Хабаровского края

Таблица № 1

(процентов в сопоставимых ценах)

А. Среднегодовой темп роста за 2008 – 2015 гг., процентов

Показатель Факт Целевое значение
Инерционный вариант Инновационный вариант (основной)
Уровень развития экономики
Валовой региональный продукт 100,6 103,0 105,2
Инвестиции в основной капитал 99,1 104,9 109,0
Промышленность 103,2 101,6 106,5
Продукция сельского хозяйства 100,2 100,8 103,0
Оборот розничной торговли 104,4 105,1 106,3
Грузооборот транспорта 112,9 106,2 111,2
Услуги связи 101,5 110,0 112,6
Уровень жизни
Реальные денежные доходы населения 102,0 х 108,5
Реальная начисленная заработная плата 102,6 х 109,6

Б. Социальные индикаторы

Показатель 2008 год 2015 год Целевое значение
Численность населения (среднегодовая), тыс. чел. 1353,0 1336,4 1398,0
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения 18,8 13,3 12,5
Доля среднего класса, в процентах от общей численности населения 18,0 19,0 27,0
Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, раз 2,4 2,8 4,5
Рождаемость, случаев на 1 тыс. населения 12,6 14,3 12,2
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 65,0 68,7 66,0
Смертность, случаев на 1 тыс. населения 14,5 13,4 14,0
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год, в процентах 8,6 5,3 4,9

Относительная неудача с выходом на предусмотренные
Стратегией-2025 целевые показатели в области экономики и доходов населения связана с выбранными ожиданиями сохранения сложившихся в период 2000 – 2008 гг. тенденций и пропорций в экономической, социальной и институциональной сферах. Предположение о высокой скорости восстановления национальной и региональной экономики после кризиса 2008 – 2009 гг. и при фундаментальном осложнении общеэкономической ситуации в стране в 2014 – 2015 гг. оказалось неосуществимым.



Тенденции экономического роста и инвестирования в экономический рост в крае претерпели существенное изменение. Если в 2000 – 2008 гг. средний за год темп прироста ВРП составлял 7,4 процента, что формировало высокую интенсивность прироста доходов бюджета и увеличения совокупного спроса, то под воздействием кризисных явлений мирового масштаба среднегодовой темп прироста ВРП в 2009 – 2015 гг. составлял только 0,6 процента, что существенно изменило возможности как краевого бюджета, так и в целом ухудшило конъюнктуру и ожидания экономических агентов. Кардинально изменились также тенденции инвестирования, что отражало необходимость пересмотра инвестиционных мотиваций.

В то же время стоит отметить, что основные макропоказатели за период 2008 – 2016 гг. имели положительную динамику (рисунок 5). Это отражает способность экономики региона противостоять внутренним и внешним вызовам, а при сопоставлении значений макропоказателей региона со среднероссийским уровнем подтверждается эффективность выбранной Хабаровским краем экономической и социальной политики.



Рисунок 5

Динамика основных макроэкономических индикаторов Хабаровского края
в 2016 году, в процентах к 2008 году

К 2017 году наибольших успехов удалось добиться в решении следующих задач Стратегии-2025:

Обеспечении загрузки предприятий оборонно-промышленного комплекса;

Развитии лесопромышленного и рыбоперерабатывающего комплексов;

Развитии транспортного сектора, в том числе трубопроводного транспорта;

Внедрении новых, высокотехнологичных услуг в сфере здравоохранения;

Повышении качества и доступности услуг общего и профессионального образования;

Улучшении демографических показателей (рост рождаемости, снижение смертности, замедление миграционного оттока населения).

Успешно реализованы крупные отраслевые проекты, направленные на создание новых производств и модернизацию экономики края:

Масштабная модернизация нефтеперерабатывающих заводов в
гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре;

В целях реализации программы строительства Российского регионального самолета Сухой Суперджет 100 проведена масштабная программа по техническому перевооружению Комсомольского-на-Амуре филиала АО "Гражданские самолеты Сухого": приобретено, смонтировано и введено в эксплуатацию оборудование ведущих мировых производителей в области производства самолетов;

Проекты по добыче и переработке полезных ископаемых (горно-обогатительный комбинат производительностью 100 тыс. тонн золотосодержащего концентрата на месторождении "Албазино" в районе им. Полины Осипенко, гидрометаллургический комбинат в г. Амурске, обогатительная фабрика на Ургальском каменноугольном месторождении в рп. Чегдомын);

Производства по переработке древесины (деревообрабатывающий комплекс по производству 150 тыс. куб. м. пиломатериалов в п. Березовый Солнечного района, деревообрабатывающий комплекс по производству 550 тыс. куб. м пиломатериалов, 140 тыс. куб. м ДСтП, 240 тыс. тонн топливных гранул в пос. Октябрьский Ванинского района, завод по производству 150 тыс. куб. м пиломатериалов в п. Хор, завод по производству 300 тыс. куб. м лущенного шпона Дальневосточного центра глубокой переработки древесины в г. Амурске);

Развитие транспортного комплекса (наращивание портовых мощностей по перевалке грузов в порту Ванино, ввод в эксплуатацию второй очереди железнодорожного мостового перехода через реку Амур у г. Хабаровска, строительство Кузнецовского тоннеля, строительство автодорожного моста через протоку Амурская);

Проекты по развитию агропромышленного комплекса (модернизация и наращивание мощностей ЗАО "Переясловский молочный завод" и ОАО "Комбинат детского питания "Молочный край", ПЭТ линия для увеличения производственной мощности филиала ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" "Балтика – Хабаровск", тепличные комплексы в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, проекты по птицеводству, рыбоперерабатывающие комплексы и цеха в гг. Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, Комсомольске-на–Амуре, в Советско-Гаванском, Нанайском и Амурском муниципальных районах).

За период 2008 – 2016 гг. построено около 500 км автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования. Введено около 3,4 млн. кв. м жилья (в 2015 году построено 449,5 тыс. кв. м жилья – максимальный объем строительства с 1990 г.).

В целях улучшения качества жизни населения введены социально значимые объекты:

1) образования (более 35 детских садов, школы, в том числе Краевой центр образования в г. Хабаровске);

2) здравоохранения (консультативно-диагностические центры в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, Перинатальный центр в г. Хабаровске, больница
в п. Ягодный, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями в гг. Бикин и Советская Гавань, Центр позитронно-эмиссионной томографии краевого клинического центра онкологии, центр амбулаторного диализа г. Хабаровске, хирургический блок онкодиспансера
в г. Комсомольске-на-Амуре);

3) культуры и спорта (краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Краевой Дворец культуры и спорта "Русь", детско-юношеский клуб "Спарта" п. Переяславка района им. Лазо, крытый ледовый дворец для хоккея с мячом – арена "Ерофей", спортивное сооружение с искусственным льдом рп. Ванино, плавательные бассейны в гг. Комсомольске-на-Амуре и Николаевске-на-Амуре, дом культуры в с. Верхняя Эконь Комсомольского муниципального района, социально-культурный центр в с. Датта Ванинского муниципального района).

В Хабаровском крае ведется переход на новую экономическую модель роста, которая включает в себя в том числе формирование и развитие территорий опережающего социально-экономического развития (далее также – ТОСЭР), режим Свободного порта, комплексное развитие г. Комсомольска-на-Амуре, реализацию закона о "дальневосточном гектаре".

В крае созданы три ТОСЭР: "Хабаровск" (предусмотрено развитие производства строительных материалов, металлургии, пищевой промышленности, логистики), "Комсомольск" (развитие высокотехнологичных производств, производства деталей для воздушных судов, механообработки, переработки древесины, пищевой перерабатывающей промышленности) и ТОСЭР "Николаевск" (предполагает создание производств в рыбной и судоремонтной областях).

Определена роль г. Комсомольска-на-Амуре как индустриального и инженерного центра на Дальнем Востоке. Реализуется долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре.

Таким образом, несмотря на недостижение значений ряда целевых параметров, определенных Стратегией-2025, Хабаровскому краю удалось достичь нового уровня развития. Однако, существенное изменение общих условий функционирования национальной и региональной социально-экономических систем требует пересмотра как целевых ориентиров, так и системы приоритетов Стратегии-2025.

1.2.2. Оценка реализации "майских указов" Президента Российской Федерации

Заметное влияние на динамику и приоритеты социально-экономического развития Хабаровского края оказали целевые показатели и мероприятия, определенные указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года (далее – "майские указы").

"Майские указы" предусматривают достижение 43 показателей.

Система целевых показателей и мероприятий, установленная "майскими указами", на уровне Хабаровского края интегрирована в систему государственных программ края.

За 5 лет реализации "майских указов", несмотря на сложности экономической ситуации, в крае проведена серьезная работа и отмечены значительные успехи:

С 2015 года обеспечена 100 % доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В течение 2011 – 2016 годов в крае за счет строительства, капитального ремонта и выкупа помещений создано более 7,3 тыс. новых дошкольных мест. На эти цели направлено почти 4 млрд. рублей, в том числе 2,1 млрд. рублей – из краевого бюджета. Ведется работа по сокращению очереди для детей от 1 года до 3-х лет;

- "с нуля" сформирована сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. По состоянию на 01 января 2017 г. – открыто 329 окон. Обеспечена доступность получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" для более 99,0 процентов населения края;

Значительные изменения произошли и в сфере здравоохранения. Улучшены показатели по смертности от кровообращения, онкологии, туберкулеза. Практически в 2 раза снизилась младенческая смертность (с 10,5 до 5,9 умерших на 1000 родившихся живыми). Все эти изменения существенным образом сказались на росте продолжительности жизни: по итогам 2016 года она оставила 69,13 года (в 2011 г. – 66 лет);

Меры по поддержке многодетных семей, реализуемые в крае, позволили увеличить в 2015 году суммарный коэффициент рождаемости до 1,854 (Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 606
"О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" установлено значение к 2018 г. – 1,753);

Обеспечивается выполнение плановых показателей по заработной плате отдельных категорий работников образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения.

Проделанная работа отмечена и рейтинговыми агентствами. Так, согласно медиарейтингу, составленному в 2016 году компанией "Медиалогия", Хабаровский край стал одним из 10 лучших регионов России по исполнению "майских указов". По их реализации в сфере экономики регион занял 5 место, в сфере государственного управления – 8 место.

В соответствии с государственными программами края будет продолжена работа по выполнению установленных "майскими" указами целевых значений показателей.

Развитие экономики Хабаровского края

Японская компания JGC Эвергрин, построившая тепличный комплекс в ТОСЭР «Хабаровск», уже заявила губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту (на фото слева) о своих планах строительства второй очереди тепличного хозяйства

Экономика края: полёт нормальныйВозможно, жители Хабаровского края заметили, что в нынешнем году жить и работать стало несколько лучше и веселее, чем в предыдущие 2015-2016 годы. Если обратиться к цифрам, это «лучше» выражается в существенном росте общего объёма произведённой и отгруженной продукции, индексе промышленного производства, росте заработной платы, оживлении торговли и многих иных показателях. О том, как правительство края обеспечивает устойчивость и развитие территории, мы беседуем с первым заместителем председателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Василием Шихалёвым.

Василий Михайлович, как складывалась ситуация в основных отраслях экономики Хабаровского края в этом полугодии, какие предприятия можно назвать «драйверами» развития?

У нас наблюдается положительная динамика по основным показателям производства и иным направлениям, которые формируют общую картину в крае.

В первом полугодии 2017 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в промышленности края составил 160,1 млрд рублей, или 114,4% к соответствующему периоду 2016 года (в действующих ценах). Индекс промышленного производства в первом полугодии 2017 года составил 105,5 процента к соответствующему периоду 2016 года. Сохраняется стабильный рост грузооборота транспорта (за январь - июнь 2017 года он составил 4,3%). На 0,6 процента вырос пассажирооборот транспорта (за счет увеличения пассажирооборота на автомобильном транспорте на 1,9%). В этом году показывает положительную динамику и авиастроение, и судостроение. Лесопромышленный комплекс тоже идёт с плюсом. Рыба - на уровне прошлого года. А это высокие показатели. Горнорудная промышленность тоже наращивает объёмы. Строительство жилья пока отстаёт, но заделы там достаточные, так что к концу года показатели превысят уровень прошлого года. В плюсе у нас средняя заработная плата, позитивная ситуация на рынке труда.

За январь - май 2017 г. среднемесячная заработная плата работников организаций составила 45 206 рублей, выросла по сравнению с соответствующим периодом 2016 года на 7,4%. На 1 июля 2017 года уровень регистрируемой безработицы составил 1,02% (снизился на 0,21 процентных пункта по сравнению с соответствующим периодом 2016 года), численность безработных снизилась на полторы тысячи человек. В целом оба эти показателя свидетельствуют о стабильной ситуации в экономике, о загрузке крупных предприятий, о росте малого и среднего бизнеса. О том же говорят данные о ситуации на потребительском рынке края. За январь - июнь 2017 года оборот розничной торговли в крае составил 142,6 миллиарда рублей (102,2% к соответствующему периоду 2016 года), оборот общественного питания - 8,1 миллиарда - 100,7%.

По итогам 2017 года ожидаются положительные тенденции в экономике края валовой региональный продукт увеличится на 2,8%; индекс промышленного производства - на 3,6%, грузооборот транспорта - на 3,0%; внешнеторговый оборот - на 9,2%; ввод в действие жилых домов - на 16,2%. Реальные денежные доходы населения вырастут на 1,4%.

Не может удовлетворять результат по демографической ситуации. С начала 2017 года в крае наблюдается снижение показателей рождаемости при одновременном увеличении показателей смертности. За январь - май в крае родилось на 835 детей меньше, чем за аналогичный период 2016 года. Эта тенденция характерна для большинства субъектов Российской Федерации, Дальневосточного федерального округа и обусловлена сокращением численности женщин детородного возраста вследствие демографической «ямы» 1990-х годов.

Отмечается рост смертности от болезней системы кровообращения (на 4%), болезней органов дыхания (на 4,9%), дорожно-транспортных происшествий (на 23,9%). Этот негативный момент по автокатастрофам сегодня находится под пристальным вниманием правительства края. Мы на пороге запуска программы государственно-частного партнёрства по интеллектуальной системе безопасности дорожного движения. Эта система позволит контролировать плотность транспорта на дорогах, не разбивать дороги большегрузным транспортом. Она обеспечит видеофиксацию практически всей территории края. Плюс отдельно решается вопрос об обеспечении сотовой связью ключевые трассы. В частности трассу Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре. Мы работаем над передачей этой трассы в федеральную собственность. На её обслуживание поступит значительно больше средств. Это резко изменит качество дороги. И, конечно, существенно понизит аварийность.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. № 1298-р утверждена Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, определяющая основные ориентиры демографического развития субъектов ДФО и меры по обеспечению их достижения.

Правительство Хабаровского края со своей стороны намерено актуализировать Комплексную краевую программу развития семейной и демографической политики Хабаровского края на 2014-2020 годы, обратив особое внимание на разработку мер по стимулированию рождаемости и закреплению населения. Мы намерены проработать вопрос восстановления краю софинансирования за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ими возраста трех лет на детей, рожденных после 1 января 2017 г., без учета величины суммарного коэффициента рождаемости. Разрабатывается комплекс мер по повышению рождаемости в крае, в том числе за счет содействия в улучшении жилищных условий молодых семей в увязке с рождением детей.

Первым делом - самолёты

Как обстоят дела в нашей главной отрасли экономики - машиностроении?

Индекс производства транспортных средств и оборудования составил в первом полугодии 2017 года 131,4% за счет стабильной производственной деятельности авиастроительных и судостроительных предприятий.

В авиастроении выпуск продукции увеличен на 26,2% к соответствующему периоду 2016 года. С начала 2017 года Комсомольский-на-Амуре завод имени Гагарина (филиал АО «Гражданские самолеты Сухого») поставил заказчику 15 самолетов SSJ 100 (план на 2017 год - 34 единицы). Где и какими компаниями эти лайнеры будут эксплуатироваться, решается на основе заключённых контрактов. Среди покупателей и наши, и иностранные компании. Как известно, недавно в ходе авиасалона МАКС был подписан контракт на поставку 20 «Суперджетов» АК «Аэрофлот» (контракт на поставку 30 единиц завершен в 2016 году).

В судостроении в первом полугодии 2017 года обеспечен рост в 1,8 раза к соответствующему периоду 2016 года. Наращивает объёмы Амурский судостроительный завод. Сегодня в его цехах строятся военные корабли. Недавно первый корвет «Совершенный» передан ВМФ России и будет нести вахту на Тихоокеанском флоте, 28 июля будет спущен на воду второй корвет «Громкий». В цехах завода заложены два мощных грузопассажирских автомобильно-железнодорожных парома, предназначенных для работы на линии Ванино - Холмск. Стоимость контракта составляет почти 10 миллиардов рублей. За этот заказ - отдельная благодарность полномочному представителю президента РФ на Дальнем Востоке Юрию Петровичу Трутневу. Предприятием возобновлено строительство 2-х судов снабжения по заказу ООО «Газфлот». Оба краевых судостроительных завода сегодня активно работают с рыболовецкими предприятиями в рамках проекта «квоты под киль». Он подразумевает строительство рыболовецких траулеров и иных судов на российских предприятиях, как условие получения квот на вылов рыбы. Правительством края проведена работа с представителями рыболовецких организаций по оформлению основных требований к проектам судов для осуществления добычи водных биологических ресурсов. Технические задания направлены ПАО «Амурский судостроительный завод» и АО «Хабаровский судостроительный завод» для подбора проектов судов и определения ориентировочной стоимости и сроков строительства.

Со вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 года № 502 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию» правительством края прорабатываются вопросы участия предприятий водного транспорта в этой программе и возможность приобретения (строительства) судов у судостроительных предприятий Хабаровского края.

Вопрос по обновлению судов в крае очень актуальный. На учете в морских портах Хабаровского края в настоящее время около 150 судов со сроком эксплуатации более 30 лет.

По вопросу участия в Программе мы взаимодействуем с целым рядом краевых предприятий водного транспорта: ЗАО «Амурские пассажирские перевозки», ООО «КомПасс», ОАО «Амурское пароходство», ОАО «Хабаровский речной торговый порт», ОАО «Ванинский морской торговый порт», Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт», ФБУ «Администрация Амурводпуть», ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт», ООО «М-Порт», ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива», ООО «Беркут», ИП Козловский В.В. (ООО «Малахит ДВ»), ЗАО «ДАЛЬРЕО».

От Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» уже получен положительный ответ. Есть намерение заказать суда проекта А45 и у некоторых субъектов Дальнего Востока.

Несмотря на объективные сложности, благодаря ежедневному вниманию правительства края продолжает работу Комсомольское металлургическое предприятие. В ближайшее время предприятие уже с новым собственником - компанией ТОРЭКС - должно выйти на стабильный режим работы.

Малый и средний бизнес

Прошедшие полгода были в значительной степени посвящены улучшению делового и инвестиционного климата в крае, развитию малого и среднего бизнеса. Есть результат - резкий скачок в российском инвестиционном рейтинге. Край поднялся сразу на 33 позиции и занял 40-е место в России.

Это результат большой совместной работы краевого правительства и предпринимательского сообщества. Мы значительно улучшили такие показатели, как получение разрешения на строительство, механизм государственно-частного партнерства, снижение административного давления на бизнес, оценка объектов инвестиционной инфраструктуры предпринимателями, доступность финансовой поддержки, оценка консультационных и образовательных услуг инфраструктуры поддержки предпринимательства, доля закупок у малого бизнеса.

В крае развернута работа по внедрению 12 Целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности края. За полгода работы нам удалось достигнуть уже более половины установленных показателей. Две «дорожные карты» по инвестиционному порталу и спецорганизации выполнены полностью. Работа в этом направлении продолжается.

По итогам первого полугодия 2017 года отмечен рост поступлений доходов в бюджет края по категории налогоплательщиков «Индивидуальные предприниматели» на 7,6% к соответствующему периоду 2016 года. Заметно активизировался рынок кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - МСП) - отмечен рост на 30% к уровню 2016 года.

Проведен краевой конкурс муниципальных программ развития и поддержки МСП, по итогам которого распределены бюджетные средства в размере 19,5 млн рублей среди 24 муниципальных образований края, в том числе 1,5 млн рублей - за счет средств федеральной субсидии (субсидирование части затрат предпринимателей по приоритетным направлениям развития муниципальных образований края, развитию инфраструктуры поддержки, предоставление грантов начинающему бизнесу).

В рамках «дорожной карты» по развитию МСП на 2017 год к соглашению о взаимодействии между правительством края и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее - Корпорация МСП) запланированы 13 мероприятий, расширен перечень услуг Корпорации МСП, предоставляемых в многофункциональных центрах края. В этом году состоялось два визита делегации Корпорации МСП в Хабаровский край. Более 700 участников встреч прошли обучение по различным аспектам предпринимательской деятельности.

На 1 июня 2017 года по «Программе 6,5» через уполномоченные банки субъектам МСП края предоставлено 19 поручительств на общую сумму 60,7 млн рублей, 4 гарантии на сумму 14,67 млн рублей для привлечения 215,8 млн рублей кредитов. По объему кредитно-гарантийной поддержки предпринимательства, предоставляемой с использованием федеральных институтов развития, Хабаровский край занял первое место среди регионов ДФО.

В целях представления услуг для бизнеса по принципу «одного окна» в июне 2017 года открыт Центр поддержки предпринимательства Хабаровского края, объединивший на одной территории пять краевых объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. В августе планируется открытие второго в России регионального дополнительного офиса МСП Банка.

В ближайшее время правительство края ставит задачу завершить строительство краевого бизнес-инкубатора в Комсомольске-на-Амуре, обеспечить эффективную деятельность пилотного Центра оказания услуг, организовать работу по запуску проекта «Дальневосточный бизнес-акселератор», продолжить территориальное развитие центров поддержки предпринимательства в муниципальных районах края.

ТОСЭРы и Свободный порт

Другое важное направление «федеральной повестки» - это развитие механизмов опережающего развития. Что было сделано в этом году по развитию ТОСЭРов? Каких результатов край добился в этом направлении?

В 2017 году Правительством края была продолжена работа по развитию и распространению на территории края преференциальных режимов ведения хозяйственной деятельности: Свободного порта Владивосток (далее - СПВ) и территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).

По нашей инициативе создана ТОСЭР «Николаевск», включающая семь площадок со специализацией в сфере рыбопереработки и судоремонта (постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 г.). По инициативе края расширены границы ТОСЭР «Комсомольск» за счет включения площадок «Холдоми» и «Агропромышленный комплекс» (постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г.).На площадке «Парус» определился резидент, планирующий реализацию инвестиционного проекта по созданию производства бортовых кабельных сетей, распределительно-коммутационных устройств, трубопроводов и механообрабатывающего производства для авиационной промышленности» (АО «Промтех-на-Амуре»).

Достигнуты практические результаты: 11 компаний запустили производство в ТОСЭР «Хабаровск», создано 537 рабочих мест, объем капиталовложений составил более 4,3 млрд рублей. Начата реконструкция Хабаровского аэропорта, входящего в ТОСЭР «Хабаровск». Инвестором выступает консорциум японских компаний. Японская компания JGC Эвергрин, построившая тепличный комплекс с ТОСЭР «Хабаровск», успешно работает и приступила к строительству уже второй очереди тепличного хозяйства.

Есть прогресс и по режиму Свободного порта. Минвостокразвития России принято решение о распространении режима СПВ на территорию г. Хабаровска и Советско-Гаванский муниципальный район. Проект закона о внесении изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» проходит процедуру согласования в Правительстве Российской Федерации.

Строительство жилья растёт на ипотеке

Каким сферам экономической деятельности правительство края уделяет особое внимание? Как там обстоят дела?

Одна из важнейших сфер - строительство жилья. В 2017 году мы должны построить 425 тысяч квадратных метров. Правительством края предоставляется поддержка строительству жилья для сирот, по молодёжной ипотеке, для многодетных семей. Параллельно губернатором края поставлена задача уже сегодня сформировать задел по жилью на 2018-19 годы. Статистика свидетельствует, что в нынешнем году идёт значительный рост числа выданных ипотечных кредитов. В первом полугодии 2017 года в крае выдано более 3,7 тысячи ипотечных кредитов на общую сумму более 7 млд. рублей. Это свидетельствует о росте рынка и вселяет оптимизм по объёмам. Оживление ипотечного кредитования связано не только со снижением ставки, но и с гарантиями по вводу жилья. Есть целый ряд строительных компаний, с которыми у правительства края выстроились партнёрские отношения. Жителям это добавляет уверенности, что новое жильё, в которое они инвестируют свои средства, будет построено в срок.

Выполняется показатель по снижению реальной стоимости 1 квадратного метра жилья на первичном рынке, установленный «майским» указом президента РФ в 2012 году. По данным за I квартал 2017 года снижение к уровню 2012 года составило 23,5% при плане 17%.

Правительством края принято решение об увеличении объема поддержки для обеспечения жильем молодых семей (на 12%). Всего в 2017 году получит поддержку 621 молодая семья, в том числе 60 семей станут участниками долевого строительства жилья в Комсомольске-на-Амуре.

Государственную поддержку на погашение остатка основного долга по жилищному (ипотечному) кредиту получили 93 многодетных семьи. В ближайшее время поддержка будет предоставлена еще 3 семьям, что позволит полностью выполнить обязательства правительства края.

В рамках федеральной программы «Жилье для российской семьи» застройщиком ООО «Фонд жилищного строительства» ведется строительство жилого комплекса по ул. Совхозной в Хабаровске, с гражданами заключено 164 договора долевого участия по цене 35 тыс. рублей за метр. Ввод объекта планируется осуществить до конца года.

Новые горизонты горнорудной промышленности

Существенный вклад в экономику края вносит наша базовая отрасль - горнорудная промышленность. Индекс производства по добыче руд цветных металлов в первом полугодии 2017 года составил 114,1%. По сравнению с первым полугодием прошлого года увеличены объемы добычи золота на 14,1% (9,17 тонны), олова - в 1,9 раза (211,1 тонны). Рост объёмов добычи обеспечило: увеличение (в 8 раз) объёмов добычи на золоторудном месторождении Красивое ООО «Амур Золото» (восстановлена в 2016 году фабрика «Юбилейная»), а также эффективное управление активами ПАО «Русолово».

Индекс производства по добыче угля составил 98,5%. Производство обогащенного угля АО «Ургалуголь» составило 2 009,0 тыс.тонн (103,1%).

Положительный момент - запуск в постоянную эксплуатацию ГОКа на месторождении Светлое (ООО «Светлое»), мощностью 2,0 тонны золота. В четвёртом квартале нынешнего года планируется запуск ГОКа на месторождении Перевальное (ОАО «Амур Золото»), мощностью 1,8 тонны золота.

Продолжается разведка запасов золота и меди на Малмыжском месторождении, в Нанайском муниципальном районе. Начало его освоения намечено на 2023 год. К 2025 году там должен быть построен горно-обогатительный комбинат мощностью первой очереди по переработке 20 млн тонн руды и добыче из неё 75 тыс.тонн меди и 3,6 тонны золота в концентрате в год.

Метаморфозы лесопромышленного комплекса

Один из наиболее значимых для экономики Хабаровского края - лесопромышленный комплекс.

За первое полугодие 2017 г. индекс производства по виду деятельности «Лесозаготовки» составил 102,0%, произведено 3 113,5 тыс. куб. м древесины необработанной. Сдерживающий фактор деятельности лесозаготовительных предприятий - ограничение вывозки лесопродукции тяжеловесными транспортными средствами по автомобильным дорогам.

По сравнению с первым полугодием 2016 г. достигнут рост производства основных видов продукции деревообработки: пиломатериалов на 2,9% (490,0 тыс. куб. м); шпона - в 1,4 раза; топливных гранул - в 1,2 раза (61,5 тыс. тонн). Индекс производства по виду деятельности «Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения» составил 106,9%. Положительная динамика обеспечена предприятиями, реализующими (реализовавшими) приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов (ООО «Азия Лес», ООО «Римбунан Хиджау МДФ», ОАО «Дальлеспром»). За первое полугодие 2017 г. на мощностях, построенных в ходе реализации ПИП, произведено пиломатериалов 207,3 тыс.куб. м (138,8% к соответствующему уровню 2016 г.), шпона - 102,7 тыс.тонн (144,4%), топливных гранул - 61,2 тыс. куб. м (123,4%).

Прогресс достигнут в работе известного предприятия «Аркаим». Там идёт процесс финансового оздоровления. Продолжается работа по привлечению китайских инвестиций. Для полной загрузки мощностей предприятию не хватает оборотных средств. Взять кредит не удаётся. Но каждый месяц за счёт внутренних ресурсов «Аркаим» наращивает объёмы. Осенью, ожидается, предприятие выйдет на показатели, которые позволят ему реструктуризировать задолженность и подписать мировое соглашение с банком-кредитором.

У отрасли есть хорошие перспективы. Она продолжает наращивать деревоперерабатывающие мощности. В сентябре 2017 года намечен ввод в промышленную эксплуатацию мощностей по производству 230 тысяч кубометров пиломатериалов в год (ОАО «Дальлеспром»). Готовится к запуску производство 84 тысяч тонн топливных гранул в год ООО «Азия Лес».

В федеральный перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включено: ООО «Логистик Лес», ООО «Леспром ДВ», ООО «Восточная торговая компания»

Правительством края ведётся работа по привлечению инвестиций, в том числе иностранного капитала, в строительство целлюлозно-бумажного комбината в Амурске.

Правительством РФ подготовлены проекты постановлений «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в третьи страны» и « О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашения о Таможенном союзе». Предполагается, что квоты будут редоставлены экспортёрам готовой продукции. Они смогут вывозить за рубеж круглый лес по ставке 6,5 процента. Но речь идёт пока о крупных экспортёрах. Участие малого и среднего бизнеса в проекте пока исключено, а это 78% арендаторов лесных участков края. Поэтому правительством края направлены замечания и предложения по данному вопросу в федеральные органы исполнительной власти. Наша главная цель - простимулировать переработку древесины на предприятиях, созданных в крае. Сегодня они недозагружены.

Сельхозпредприятия - на особом контроле

У нас есть проблемные отрасли, по которым правительство работает особенно активно, разрабатывает дорожные карты иные дополнительные мероприятия. Это в первую очередь сельское хозяйство. Принимаются серьёзные меры по созданию условий привлекательности для инвесторов предприятий сельского хозяйства. В результате инвесторы в отрасль приходят. В аукционах по продаже проблемных предприятий принимают участие по нескольку претендентов. Есть в этой сфере оживление, интерес больших инвесторов. Это даёт понимание, как дальше развивать сельское хозяйство.

На помощь сельскому хозяйству в этом году выделено больше средств из краевого бюджета, чем в предыдущем. Включены различные механизмы, порядки оказания помощи. Большая работа проведена по привлечению в отрасль федеральных ресурсов. Деньги нужны и на оздоровление молочного скотоводства, на растениеводство, на мелиорацию.

Наша главная задача - поднять надои. Для этого нужно обновить дойное стадо. К сожалению, значительная его часть поражена лейкозом, и, согласно нормативным документам, эти животные должны быть удалены и заменены на новых, здоровых и продуктивных. Надо обеспечить поголовье нормальным питанием, кормами, создать достойные условия содержания. В этом направлении мы планируем выровнять ситуацию. Мы ставим задачу сельхозпроизводителям, пищевым предприятиям включаться в федеральную повестку, то есть использовать механизмы ТОСЭР, Свободного порта. И часть производителей уже включаются в действующие ТОСЭР. Скажем, в Комсомольске-на-Амуре ряд предприятий пищевой промышленности уже зарегистрированы в качестве резидентов

ТОСЭР «Комсомольск».

Заметные акценты мы делаем на сельскохозяйственную кооперацию. Это направление развивается не просто, но оно нужно, оно даёт дополнительные рабочие места. Из краевого бюджета на эти цели выделят 23,8 миллиона рублей. На эти деньги в крае реконструируют и создадут пять цехов по производству пищевой продукции. Благодаря этим мерам увеличится численность занятых на предприятиях потребительской кооперации работников.

Другая отрасль пристального внимания - пищевая промышленность. Сегодня она испытывает трудности. В связи с этим правительство края разрабатывает комплексную региональную программу, направленную на развитие потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности края. Проводится большая работа по продвижению краевой пищевой продукции. Хорошо показал себя проект «Наш выбор 27». Близ Хабаровска начата реализация большого проекта «Скифагро-ДВ». Планируется строительство крупного свинокомплекса, который обеспечит мясным сырьём ключевое мясоперерабатывающее предприятие края.

Заметные доходы получает краевая казна от производства алкогольных напитков. Производство водки и ликеро-водочных изделий (это в основном «Ликёро-водочный завод «Хабаровский») составило в первом полугодии 2017 года 120,6% к соответствующему периоду 2016 года. Правительство края работает с федеральным центром по стимулированию роста производства пива, которое в крае производят два крупных и ряд небольших предприятий.

Рыба идёт!

Ну а с нашим главным пищевым продуктом - с рыбой - всё в порядке?

Не совсем. В первом полугодии 2017 года предприятиями края выловлено 185,1 тыс. тонн водных биологических ресурсов. Это почти 100 процентов к уровню 2016 года. Небольшое снижение обусловлено цикличностью подходов тихоокеанских лососей (2017 год «неурожайный» по горбуше в подзоне Приморье, в бассейне реки Амур).

Несмотря на снижение ресурсной базы, индекс производства по виду деятельности «Переработка и консервирование рыбы, ракообразных, моллюсков» за 6 месяцев 2017 года составил 108,4 процента. Производство рыбы переработанной и консервированной составило 142,7 тысячи тонн (101,3% к аналогичному периоду 2016 года). В том числе выпуск продукции высокой степени переработки вырос на 6,7 процента. Правительство края оказывает содействия предприятиям рыбохозяйственного комплекса края в загрузке береговых рыбоперерабатывающих мощностей. Министерством природных ресурсов края разработан план мероприятий, включающий заключение соглашений между добывающими и перерабатывающими предприятиями о поставках рыбного сырья для переработки без участия посредников (подготовлены к заключению три соглашения: ООО «Торгрыбпром», ООО «Юкон», ООО «Компания Агапов»). Также запланировано совещание с участием рыбопереработывающих предприятий края, работающих на закупном сырье, на осень (перед осенней путиной).

По итогам первого полугодия 2017 года объем производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных береговыми рыбохозяйственными организациями и индивидуальными предпринимателями края составил 24,5 тысячи тонн, или 100,8% к аналогичному периоду 2016 года.

С 1 июля для Дальнего Востока снижены тарифы на электроэнергию. Это может дать дополнительный импульс краевой промышленности, в том числе пищевой?

Выравнивание тарифов на электроэнергию существенно поможет субъектам, у которых нет выхода на общероссийский централизованный рынок электроэнергии. В Хабаровском крае, Приморском крае, Амурской области, ЕАО он есть. И наши тарифы уже практически сравнялись со среднероссийскими. Исключение - северные районы: Николаевский, Тугуро-Чумиканский, Аяно-Майский, Охотский, им. Полины Осипенко. Поэтому мы продолжаем ставить вопрос перед Правительством РФ о выравнивании тарифов для бизнеса в этих районах.

Один из наиболее актуальных для края вопросов - это квалифицированные кадры для промышленности, иных сфер экономики. Правительство уже внесло предложения в плане совершенствования федеральной программы повышения трудовой мобильности. Надеюсь, наши предложения будут поддержаны Правительством РФ, депутатами. Тогда программа позволит краю привлекать больше специалистов. Кроме того, мы ставим задачу совершенствовать работу комитета по труду и занятости. Чтобы он активнее занимался поиском кадров для экономики края. И, конечно, вся наша работа по улучшению социально-экономической ситуации должна стимулировать выпускников наших вузов оставаться работать в Хабаровском крае.

УДК 338.2(571.62) С.Н. ЛЕОНОВ

ББК 65.05 (2Рос-4Хаб) зам. директора по науке Института экономических исследований

Дальневосточного отделения Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор, г. Хабаровск

e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ*

Проанализированы структурные проблемы развития экономики Хабаровского края. Дан анализ позиционирования края в национальном и субглобальном контексте. Оценена система проектов и мероприятий долгосрочного развития края.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, стратегия, Хабаровский край.

Deputy Director of Science, Doctor of Economics, Professor, Institute of Economic Studies, RF Far East Branch of RAS, Khabarovsk

e-mail: [email protected]

FEATURES OF KHABAROVSK TERRITORY’S DEVELOPMENT STRATEGY

The author analyses the structural problems of the Khabarovsk Territory"s economic development and the territory"s positioning in the national and sub-global context. The system of projects and measures for the territory"s long-term development is evaluated.

Keywords: socio-economic development, strategy, Khabarovsk Territory.

Хабаровский край является одним из крупнейших по размерам субъектов России (4,6% территории страны). Это административный, промышленный, научный, образовательный и культурный центр Дальневосточного федерального округа (ДФО). По численности населения (1343,3 тыс. чел.) край занимает второе место в ДФО и 35 - в России. Крупнейшие города - административная столица края г. Хабаровск (581,2 тыс. жителей), г. Комсомольск-на-Амуре (261,8 тыс. жителей). Административно-территориальная система края включает 236 муниципальных образований, в том числе два городских округа, 17 муниципальных районов.

Минерально-сырьевой потенциал - важнейшее конкурентное преимущество края. Удельный вес запасов основных видов полезных ископаемых края в минерально-сырье-

вом потенциале ДФО составляет по платине и меди - 50%, олову - 20%, золоту - 8%. Имеются значительные запасы цветных и редких металлов, выявлены площади, перспективные на вольфрам, минералы платиновой группы, нефть и газ. При этом для края характерна слабая геологическая изученность территории (съемкой масштаба 1:50000, при которой выявляется большинство месторождений и рудопроявлений, охвачена лишь треть территории края).

Валовой региональный продукт (ВРП) Хабаровского края в 2009 г. превысил 274,98 млрд р., а темп роста его реального объема к уровню 2008 г. составил 93%. Впервые за 2000-2009 гг. была нарушена тенденция роста экономики края, однако среднегодовой темп роста за этот период составил 104,5%, а в сопоставимых ценах рост ВРП превысил 1,5 раза (рис.).

* Работа выполнена в рамках программы фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук П.31.

© С.Н. Леонов, 2012

Если в 2000-2002 гг. темп роста ВРП края обгонял средний по дальневосточным субъектам Федерации темп роста, то с 2003 г. он не превышал средних дальневосточных значений. Как следствие, начиная с 2002 г., доля края в ВРП региона снизилась с 21,5 до 15,9% в 2009 г.

Структура экономики, исторически сложившаяся в Хабаровском крае, является индустриальной, с достаточно диверсифицированным промышленным производством, включающим в себя комплекс обороннопромышленных предприятий. Хотя по запасам древесины, месторождений цветных и драгоценных металлов, ценных пород рыб край выделяется и на Дальнем Востоке, и в России, доля природно-ресурсных секторов в ВРП края снижается. Если в 2000 г. на сельское и лесное хозяйство, охоту, рыболовство и добычу полезных ископаемых приходилось 16,4% ВРП края, то к 2010 г. доля названных видов экономической деятельности снизилась до 12,7%. Несмотря на наличие запасов природных ресурсов, край не имеет значительных перспектив по созданию локомотивов для индустриального рывка на базе мощных сырьевых проектов уровня сахалинского шельфа, Западной и Южной Якутии. В структуре ВРП края в 2009 г. значительное место занимали обрабатывающие производства (8,9%), строительство (9,5%), транспорт и связь (16,7%), торговля и общественное питание (14,3%), операции с недвижимым имуществом (9,6%) .

Для базового сектора Хабаровского края характерен невысокий уровень технологического развития, несмотря на наличие в структуре промышленности отраслей оборонного комплекса, что влечет за собой низкие по-

казатели производительности труда, высокие удельные расходы материальных и энергоресурсов. Усиливающийся дефицит трудовых ресурсов связан со сложной демографической и миграционной ситуацией на Дальнем Востоке и в крае. По оценке администраций предприятий, расположенных в Хабаровском крае, кадровый ресурс является одним из наиболее дефицитных ресурсов в регионе.

Усиление территориальных диспропорций в экономике объясняется концентрацией экономической активности в крупных промышленных центрах южной зоны края и формированием четырех зон интенсивного развития - Хабаровской агломерации, промышленной зоны «Комсомольск - Амурск - Солнечный», Ванино-Советскогаванского транспортно-промышленного узла и Ургальского промышленного узла . Сохраняется и может возрастать разрыв в уровне социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности муниципальных образований.

За 2008-2010 гг. Хабаровский край вышел на высокие показатели соотношения инвестиций к ВРП (более 30%), что характерно для большинства развитых стран мира . В 2010 г. в экономику и социальную сферу региона привлечено 131,2 млрд р. (127% в сопоставимых ценах к уровню 2009 г.). Причем доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал снижается (в 2010 г. - 12,5% при 20% на протяжении 2001-2008 гг.), а частные инвестиции ежегодно растут. В лидерах по объему частных инвестиций находятся обрабатывающая отрасль, транспорт и связь, геологоразведка и добыча полезных ископаемых, энергетика.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

I I Темп роста ВРП ДФО

I I Темп роста ВРП Хабаровского края

А- Доля Хабаровского края в ВРП ДФО (правая шкала) Динамика ВРП Хабаровского края и ДФО за 2000-2009 гг., %

Экономика Хабаровского края является открытой системой, и траектория ее развития на ближайшие 20-25 лет будет детерминироваться динамикой национальных и общемировых тенденций. Рамочным ограничением выступает требование устойчивого развития экономики и рост благосостояния местного населения.

При разработке стратегии развития края следует учитывать ряд экзогенных факторов. Россия в целом и Хабаровский край в частности имеют достаточно низкие стартовые позиции в конкурентной среде мирового хозяйства . Выделяются четыре фактора эффективного встраивания России в мировую экономику. Первые три из них особо значимы для Хабаровского края, это - природные ресурсы; географическое положение; свободное, экологически чистое пространство. Но только опора на четвертый фактор - инновационный потенциал - способна обеспечить субъектам Федерации резкое увеличение доли интеллектуального труда в создаваемой на их территории стоимости, вернуть Россию в число мировых лидеров.

Для Хабаровского края следование трем первым факторам встраивания России в мировую экономику может означать снижение значимости края в пространственном развитии страны. При сохранении существующей инерции развития хозяйственной системы края, даже при реализации большинства заявленных проектов в сфере добычи сырья, край рискует приобрести статус «двойной периферии»: России и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Даже на традиционных для России рынках велика вероятность того, что краю не удастся завоевать доминирующие позиции в АТР, так как практически по всем видам сырья у покупателей существуют альтернативные варианты. В этих условиях для края реальны риски значительного отставания по уровню развития от основных российских территорий.

Реализация конкурентных, обходящих Россию транспортных коридоров, также может резко снизить геополитическую значимость края. Одним из наиболее известных подобных проектов является создание мощной транспортной линии от восточных до западных границ Китая с последующей стыковкой с транспортным проектом ТРАСЕКА

(Transport Corridor Europe Caucasus Asia) в Средней Азии и Казахстане.

Тем не менее, сырьевая и транзитная модели развития Дальнего Востока могут создать структурный потенциал для дальнейшей индустриализации экономики Хабаровского края. Проектируемая энергетическая инфраструктура транзита топливно-энергетических ресурсов (магистральные газопроводы из Якутии, ВСТО, высоковольтные линии электропередач), Северный широтный ход и Транссибирский железнодорожный маршрут к 2020 г. сформируют на широтном ареале «Восточная Сибирь - Южная Якутия, Сковородино - Хабаровск, Комсомольск, Ванино - юг Приморья» мощный транзитный энергетический и сырьевой коридор, ориентированный на центры энер-го-, ресурсопользования в странах СВА. С востока через Хабаровский край в этот коридор вливаются углеводороды (нефть и газ) с шельфа о. Сахалин.

В стратегии развития Хабаровского края система долгосрочных проектов и мероприятий, планируемых к реализации, может быть сведена в два принципиальных сценария развития территории (инерционный и инновационный), различие между которыми состоит в степени вовлечения каждого из четырех названных интеграционных факторов.

Инерционный сценарий, несмотря на невысокую экономическую эффективность для края и страны в целом, имеет серьезные предпосылки реализации, к основным из которых следует отнести:

1. Изменение географии международной торговли и смещение мирового центра экономической активности в АТР, что ведет к повышению значимости евроазиатских транспортных коридоров .

2. Возрастание потребности в портовой инфраструктуре, так как увеличиваются транзитные грузопотоки, возникающие за рубежом и вовлекающие локальную транспортную систему Дальнего Востока и Хабаровского края в частности в обслуживание международных перевозок.

3. Рост ограничений в развитии транспортной инфраструктуры северного Китая и стремление китайского руководства к получению кратчайшего выхода северо-восточного Китая к морским портам.

Реализация указанных предпосылок обеспечит возможность развития и закрепления сырьевой и транзитной специализации в рамках инерционного сценария:

Продолжит динамично развиваться базовый сектор, завершится строительство терминалов по перевалке угля, металлов, нефти, формирование портовых особых экономических зон в Ванино и Советской Гавани;

Будет развиваться инфраструктура приграничных торгово-производственных комплексов;

Край сохранит позиции в рыбохозяйственном комплексе Дальнего Востока при неизменной его сырьевой специализации;

Продолжится развитие лесопромышленного комплекса края (преимущественно за счет предприятий с низкой степенью деревообработки);

При государственной поддержке (госзаказ) в крае будет развиваться, хотя и ограниченно, авиа- и судостроение;

Минерально-сырьевой комплекс края сохранит свое значение, его основной проблемой останется сокращение числа разведанных месторождений с утвержденными запасами. Причина - дефицит средств на геологоразведку.

Инерционное развитие экономики края имеет четко выраженные пределы роста, связанные с исчерпанием его ресурсной базы (природных и человеческих ресурсов, устойчивости природной среды), и сопряжено с актуализацией серьезных внутренних проблем социально-экономического развития региона как накопленных за предыдущий кризисный период, так и проявляющихся в связи с новыми экономическими реалиями.

Инновационный сценарий развития Хабаровского края и его стратегические возмож-

ности определяются рядом параметрических условий:

Положением и местом региона в системе межрегиональных и внешнеэкономических связей Дальнего Востока и России;

Вероятными сценарными условиями, обусловливающими возможности модернизации региональной экономики, исходя из приоритетов национальной экономической политики, приоритетов и ограничений в использовании источников роста, формирования и стимулирования региональных центров экономического развития на тихоокеанском направлении.

Факторы и ограничения, инициируемые национальными тенденциями и приоритетами развития и создающие параметрическую среду для стратегии социально-экономического развития края, приняты в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Правительством РФ .

В рамках инновационного сценария социально-экономического развития Хабаровского края предполагается массовое использование не только технологических инноваций, но и инноваций во всех сферах жизнедеятельности человека. Основу развития экономики Хабаровского края в инновационном сценарии обеспечивает промышленный сектор, хотя номинально его доля в перспективном периоде мало трансформируется в структуре ВРП. Перспективная структура экономики края (табл.) поддерживается паритетным с промышленными ростом ключевых непромышленных видов деятельности (транспорт, торговое обслуживание). Экономические результаты непромышленных отраслей носят производный характер, детерминируются

Макроэкономические показатели инновационного сценария развития

Хабаровского края, %

Показатель Среднегодовой темп роста 2025 к 2007

2007-2015 2015-2025 2007-2025

ВРП 106,1 108,2 107,3 355,0

Инвестиции в основной капитал 107,4 108,0 107,7 381,3

Промышленность 104,6 107,8 106,4 305,0

Продукция сельского хозяйства 103,0 101,7 102,3 149,5

Розничный товарооборот 107,6 105,7 106,5 311,8

Грузооборот транспорта 108,0 103,5 105,5 261,1

Услуги связи 113,1 108,0 110,2 577,3

Составлено по данным: .

промежуточным спросом и перераспределением доходов со стороны промышленного сектора края.

Базовые предпосылки инерционного сценария создают инновационные эффекты экономического роста в крае в рамках восстановления и модернизации высокотехнологичных производств на базе действующих предприятий военно-промышленного комплекса, гражданских машиностроительных предприятий, электроэнергетики, сектора инженерной инфраструктуры.

Инновационные характеристики будут сопровождать и новые инвестиционные проекты на территории края. Капиталоемкие, высокопроизводительные проекты по освоению и переработке ресурсов, развитию инфраструктуры транспорта, энергоснабжения являются открытыми, заинтересованными в инновациях сферами. Но это будут высокоспециализированные по характеру использования трансферы материальных технологий, внешне масштабные, но не обладающие силой «инновационного мультипликатора».

Список использованной литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р. URL: http://www.ifap.ru/ ofdocs/rus/rus006.pdf.

2. Леонов С.Н. Анализ условий стратегического развития Дальнего Востока России после кризиса // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2011. № 1. C. 159-168.

3. Леонов С.Н. Стратегическое развитие Дальнего Востока: угрозы кризиса // Пространственная экономика. 2009. № 3. С. 126-133.

4. Минакир П.А. Россия - Китай на Дальнем Востоке: мнимые страхи и реальные угрозы // Пространственная экономика. 2009. № 3. С. 7-20.

5. Официальный сайт Госкомстата РФ. URL: http://www.gks.ru.

6. Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.: утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 13 янв. 2009 г. № 1-пр. URL: http://www.fipa.khabkrai.ru/info/ strategy/.

7. Шпорт В. Инвестор для нас - желанный партнер // Парламентская газета на Дальнем Востоке. 2011. № 310. URL: http://parldv.ru/index.php?mod=art_show&id_art=1114.

1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial"no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 g.: utv. rasporyazheniem Pravitel"stva RF ot 17 noyab. 2008 g. № 1662-r. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/ rus006.pdf.

2. Leonov S.N. Analiz uslovii strategicheskogo razvitiya Dal"nego Vostoka Rossii posle krizisa // Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 1. C. 159-168.

3. Leonov S.N. Strategicheskoe razvitie Dal"nego Vostoka: ugrozy krizisa // Prostranstvennaya ekonomika. 2009. № 3. S. 126-133.

4. Minakir P.A. Rossiya - Kitai na Dal"nem Vostoke: mnimye strakhi i real"nye ugrozy // Prostranstvennaya ekonomika. 2009. № 3. S. 7-20.

5. Ofitsial"nyi sait Goskomstata RF. URL: http://www.gks.ru.

6. Strategiya sotsial"no-ekonomicheskogo razvitiya Khabarovskogo kraya na period do 2025 g.: utv. posta-novleniem Pravitel"stva Khabarovskogo kraya ot 13 yanv. 2009 g. № 1-pr. URL: http://www.fipa.khabkrai.ru/ info/strategy/.

7. Shport V. Investor dlya nas - zhelannyi partner // Parlamentskaya gazeta na Dal"nem Vostoke. 2011. № 310. URL: http://parldv.ru/index.php?mod=art_show&id_art=1114.

Хабаровский край — в ряду динамично развивающихся дальневосточных территорий

Итоги исполнения бюджета в 2016 году

За отчетный период в регионе получено налоговых и неналоговых доходов на сумму 84,8 млрд рублей. Это на 10,3 млрд больше, чем за 2015 год. Прирост составил 13,8 %.

Налоговые поступления к уровню прошлого года увеличились на 15,3%. Сумма налога на прибыль выросла в 1,6 раза, акцизов - на 29%, налогов на совокуп­ный доход - на 5%, налога на доходы физических лиц – на 4,9%, налога на имущество организаций - на 4,4%.

Задание по мобилизации налоговых и неналоговых доходов выполнено на 102,9%. Дополнительные доходы бюджета края составили 2,4 млрд. рублей. Из федерального бюджета поступило 17 млрд рублей трансфертов (99,5% от плана).

Дополнительно привлечена дотация на обеспечение сбалансирован­ности краевого бюджета в размере 320,9 млн рублей и кредит для частичного покрытия дефицита бюджета края в сумме 651,9 млн рублей.

Бюджет края по расходам исполнен на 106,4 млрд рублей (96,8% от плана). Расходы на социально-культурную сферу составили 69,2 млрд рублей (65% от общей суммы расходов), на выплату заработной платы - 39,8 млрд рублей (37,4% от расходов).

Публичные обязательства перед гражданами выполнены в полном объеме. Расходы на социальные выплаты составили 11 млрд рублей с ростом к уровню 2015 года на 20%.

На реализацию указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. из бюджета региона направлено 5,3 млрд рублей. Бюджетные инвестиции составили 7,4 млрд рублей.

В 2016 году велась оптимизация расходов бюджета. Сформирована нормативно-правовая база по нормированию закупок для нужд Ха­баровского края и актуализирована в сфере планирования деятельности кра­евых государственных учреждений. Эти и другие меры позволили добиться оптимизации в 1,2 млрд рублей. Управление финансовыми активами обеспечило снижение расходов на обслуживание государственного долга на 913,3 млн. рублей.

Общая оценка социально-экономической ситуации

Макроэкономическую ситуацию характеризуют следующие показатели:

– оборот организаций по всем видам экономической деятельности увеличился;

– промышленное производство увеличилось на 0,5 процента;

– грузооборот транспорта составил 115,8%;

– объем продукции сельского хозяйства увеличился на 4,2 процента;

– рост внутреннего потребительского спроса;

– снижен уровень безработицы;

Уровень жизни населения

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций составила 35,4 тыс. рублей.

Реальные денежные доходы населения края составили 95,7%, реальные располагаемые доходы (за минусом обязательных платежей и взносов и скорректированные на индекс потребительских цен) – 101,5 процента.

Помимо высокой динамики потребительских цен замедление роста реальных доходов населения усугубляется повышением уровня кредитной нагрузки для части населения и ослаблением национальной валюты.

Среднедушевые номинальные денежные доходы жителей края сложились в размере 31,7 тыс. рублей.

Труд и занятость

Реализация органами исполнительной власти края полномочий в области содействия занятости граждан положительно повлияла на ситуацию на рынке труда.

Финансовые затраты на реализацию мероприятий по содействию занятости населения составили:

— по Госпрограмме – средства краевого бюджета на активную политику занятости населения, субвенции из федерального бюджета на социальную поддержку безработных граждан;

— по Программе дополнительных мер для трудоустройства незанятых инвалидов;

Показатели, характеризующие состояние контролируемого рынка труда Хабаровского края:

— численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан уменьшилась.

Новости

    Новую адресную программу по расселению аварийного жилья запустили власти Хабаровского края. В ближайшие годы на ее реализацию будет направлено почти 3,8 млрд рублей. Из

Публикации по теме