Типы стран современного мира сообщение. Многообразие стран современного мира, их основные типы. Группировка стран по географическому положению

Данный видеоурок посвящен теме «Многообразие стран современного мира». В нем рассмотрены основные различные типологии стран мира, их группировки. Урок знакомит учащихся с делением стран по различным критериям, основанным на качественных (завоевание суверенитета, ведение нового государственного устройства), количественных (численность и плотность населения, площадь территории) признаках, учитывающих уровень социально-экономического развития стран мира. Кроме того приведены виды группировок стран на основе их географического положения и политического строя.

Тема: Современная политическая карта мира

Урок: Многообразие стран современного мира

Главным объектом политической карты мира является государство.

В мире множество государств, в том числе малоизвестных. В течении XX века количество стран значительно увеличилось. В настоящее время насчитывается более 230 территорий, из них более 200 - суверенные государства.

Одним из наиболее распространенных примеров группировки стран является деление их по величине их территории :

1. Страны-гиганты (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия)

2. Средние страны (Белоруссия, Республика Корея)

3. Страны-карлики (Ватикан, Маврикий, Барбадос)

Группировка стран по численности населения:

1. Страны - гиганты (численность населения более 100 млн.чел.). К таким странам относятся: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия, Япония, Мексика и Филиппины.

2. Средние страны. Например, Тунис, Польша, Латвия, Аргентина, Азербайджан, Австралия, Новая Зеландия.

3. Небольшие страны и микрогосударства. Например, Ватикан.

Группировка стран по географическому положению:

1. Приморские страны

2. Полуостровные

3. Островные

4. Архипелаги

5. Внутриконтинентальные

В мире более чем у 40 стран нет выхода к морю, это затрудняет их экономические отношения с другими территориями и их экономическое развитие.

Для более подробного изучения стран мира лучше брать определенную типологию, в основе которой лежат качественные признаки, которые позволяют более полно определить роль и место конкретного государства в экономической и политической жизни.

Наиболее распространена двучленная типология деления стран на две группы:

1. Развитые

2. Развивающиеся

Главным критерием в этом делении служит показатель ВВП (измеряется в долларах США).

ВВП - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства.

Экономически развитые страны (к их числу ООН относит примерно 40 стран) делятся на 4 подгруппы:

1. Страны «Большой семерки» (США, Канада, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия).

На долю этих стран приходится примерно 50% мирового ВВП. ВВП США, к примеру, превышает 15 трлн.долларов.

2. Менее крупные страны Зарубежной Европы (Норвегия, Нидерланды, Бельгия, Финляндия, Швеция)

Политическая и экономическая роль стран, входящих в данную группу, меньше чем у стран «Большой семерки», но они все равно играют существенную роль в мировой экономике.

3. Внеевропейские страны (ЮАР, Израиль, Австралия, Новая Зеландия)

Это страны переселенческого капитализма и их экономика сформировалась еще когда они были колониями Великобритании.

4. Четвертая группа продолжает формироваться (Республика Корея, Сингапур, Гонконг (Сянган), Тайвань, Кипр).

Развивающиеся страны (к их числу относится более 160 стран) делятся на 6 подгрупп:

1. Ключевые страны (Индия, Китай, Мексика, Бразилия).

Данные страны обладают огромным разносторонним потенциалом и играют все большую роль в мировой экономике.

2. Страны Латинской Америки, Северной Африки, Азии с душевым показателем ВВП на человека более 10-15 тысяч долларов (Венесуэла, Алжир, Уругвай, Чили, Аргентина).

3. Новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Таиланд).

Данные страны в 1970-1980 - е годы совершили существенный экономический прорыв. Второе название этой группы стран «Азиатские тигры».

4. Нефтеэкспортирующие страны (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Иран, Ливия, Бруней).

Данные страны имеют высокий душевой показатель ВВП за счет добычи и продажи нефти.

5. Типичные развивающиеся страны (отстающие в своем развитии).

Душевой ВВП в этих странах зачастую не превышает 5 тысяч долларов.

6. Наименее развитые страны или страны четвертого мира (Мали, Гаити, Чад, Гондурас, Гватемала).

Для данных стран характерно отсутствие обрабатывающей промышленности, бедность и безграмотность населения. Душевой показатель ВВП обычно не превышает 1500 долларов в год.

Также выделяют страны с переходной экономикой: страны бывшего СССР, Монголия, а также страны Восточной Европы. В этих странах происходил или происходит переход к рыночной экономике.

Несмотря на то, что многие страны ушли от социализма, на политической карте мира по-прежнему остаются четыре социалистических государства: Китай, КНДР, Куба, Вьетнам.

В целом развивающихся стран гораздо больше по количеству, чем развитых, на них приходится большая часть населения и территории мира.

Положенный в основу классификации стран принцип доходов (ВВП) не является совершенным. Важно еще учитывать доходы из расчета на душу населения и многие другие показатели.

Для более полной оценки стран мира и населения ООН в последнее время применяет Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИРЧП учитывает ВВП на душу населения, продолжительность жизни населения и уровень грамотности.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории .

По данному показателю уже несколько лет подряд первое место принадлежит Норвегии, второе - Австралии.

2. Федеральный портал Российское Образование ().

4. Официальный информационный портал ЕГЭ ().

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.К.Нестеренко муниципального образования Каневской район

ГЕОГРАФИЯ

Тема урока: «МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА»

10 класс (профильный уровень)

Урок разработан

Учителем географии МБОУ СОШ №1

Ст.Каневской Краснодарского края

А.В.Макаренко

Макаренко Ангелина Владимировна

Учитель географии МБОУ СОШ№1

МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА

10 класс (география, профильный уровень)

Цель урока : формирование представления о современной политической

Карте мира

Задачи урока : - сформировать представление о разнообразии стран

Современного мира;

Выяснить основные критерии классификации стран мира;

Дать понятие «суверенное государство», «валовый

Внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;

Продолжить формирование навыков работы с различными

Источниками географической информации и контурными

Картами;

Выяснить значение политико-географического

Положения для страны

Оборудование : политическая карта мира, атласы, контурные карты, тестовые задания, интерактивная доска

Тип урока : изучение нового материала

ХОД УРОКА

I. Изучение нового материала .

Учитель : Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.

ЗАДАНИЕ . В процессе изучения темы записать в тетрадь основные группы стран мира.

Учитель : Какую информацию можно узнать, используя политическую карту мира?

Учащиеся : По политической карте можно узнать положение стран, их столицы и государственные границы.

Учитель : Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира, которые отражают ход развития человеческого общества:

1 этап – древний (до 5 в.н.э) – возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет;

2 этап – средневековый (5-16в.в.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии;

3 этап – новый (16-19 в.в.) – эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире;

4 этап – новейший – формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами

5 этап – современный – появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости рада государств.

Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории - преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.

ВОПРОС : А какое государство называется «суверенным»?

ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр.9. Прочитайте определение и запишите его в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)

Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.

Учитель : Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев наиболее распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории > 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши.

ЗАДАНИЕ. По «визитной карточке» форзаца учебника выпишите семь самых крупных стран по S территории. (Учащиеся записывают в тетрадь: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Один из учеников зачитывает, а учитель показывает государства на политической карте.)

Учитель : По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика. (Учитель показывает страны на карте, а учащиеся поочередно, с помощью атласа называют столицы.)

Учитель : Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: приморские (имеют выход в море или океан), полуостровные (расположены на полуостровах), островные (расположены на островах), страны-архипелаги (расположены на архипелаге), лишенные выхода к морю (не имеют выхода в море).

ЗАДАНИЕ . Приведите примеры стран этой группы. (Учащиеся выходят к карте и показывают примеры стран этой группы)

Учитель : На основе качественных показателей страны подразделяют на:

  1. Экономически развитые
  2. Развивающиеся

Основным критерием такой типологии служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.

ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр.11. Прочитайте определения и запишите их в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)

ВОПРОС : Как вы думаете, в каких странах и регионах показатель ИЧР самый высокий?

Учащиеся : В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель помогает.)

ВОПРОС : А в странах какого региона ИЧР самый низкий?

Учащиеся : Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского региона. (Учитель уточняет: Бурунди, Сьерра-Леоне, Нигер.)

Учитель : Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним уровнем ИЧР.

К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней неоднородностью и в её составе можно выделить четыре подгруппы.

К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.

И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой.

ЗАДАНИЕ . С помощью текста учебника определить (самостоятельное добывание знаний ):

1 ряд – подгруппы экономически развитых стран (стр.11 п.3)

2 ряд – подгруппы развивающихся стран (стр.12 п.4)

3 ряд – страны с переходной экономикой (стр.13 п.5)

Учащиеся : Подгруппы экономически развитых стран :

  1. «Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности
  2. Менее крупные страны Западной Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки»
  3. Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не знали феодализма. Обычно к этой группе причисляют и Израиль
  4. Образовалась в 1997 году: Республика Корея, Сингапур, Тайвань – приблизились по показателю ВВП на душу населения к другим экономически развитым странам

Подгруппы развивающихся стран:

  1. Ключевые страны: Индия, Бразилия, Мексика, Китай – лидеры развивающегося мира, обладающие большим природным, людским и экономическим потенциалом
  2. Страны, имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1-2, а иногда и 5 тыс. долларов: Аргентина, Уругвай, Венесуэла и др. (Латинская Америка), есть такие страны и в Азии и в Северной Америке
  3. Новые индустриальные страны (НИС): «азиатские тигры» (1 эшелон: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, который в 1997году вошел в состав Китая под названием Сянган; 2 эшелон: Малайзия, Таиланд, Индонезия)
  4. Нефтеэкспортирующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Бруней и др.
  5. Отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год: некоторые страны Африки, Азии, Латинской Америки
  6. Наименее развитые страны: около 50 стран с ВВП от 50 до 300 долларов в год

Страны с переходной экономикой : постсоциалистические страны, многие из них можно отнести к развитым странам: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают – Россия, Украина, Китай.

ЗАДАНИЕ. (работа на интерактивной доске и контурных картах )

Подписать страны «большой семерки» на интерактивной карте.

Все остальные учащиеся подписывают страны «большой

Семерки» на контурных картах.

Учитель : Давайте вспомним определение политико-географического положения (ПГП) и определим его роль для страны.

Учащиеся : ПГП – положение какого-либо объекта по отношению к другим объектам, имеющим политическое значение: государственным границам, дружественным или враждебным странам, к военным союзам стран, к очагам конфликтов и т.д.

Политико-географическое положение – одно из основополагающих понятий в географии, которое оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие любой страны.

Учитель : Подведем итог. Назовите основные группы стран мира, которые вы записали в тетрадь при изучении новой темы.

Учащиеся : Основные группы стран:

  1. По площади территории
  2. По численности населения
  3. По особенностям ГП
  4. По уровню социально-экономического развития

II. Закрепление. Готовимся к ЕГЭ .

ТЕСТ (1 вариант)

1.В настоящее время общее количество стран в мире составляет:

1) около 150

2) около 230

3) около 50

4) около100

2.В мировую десятку по показателю площади территории входят:

1)Бразилия и Индия

2)ЮАР и Саудовская Аравия

3)Китай и Мексика

4)США и Иран

3.В мировую десятку по численности населения входят:

1) Пакистан и Индонезия

2)Аргентина и США

3)Канада и Индия

4) Япония и Австралия

4. В Азии находятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Бразилия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

5. К экономически развитым государствам относятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Бразилия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

ТЕСТ (2 вариант)

1. К ключевым странам развивающегося мира относятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Боливия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

2. Полуостровными странами являются:

1) Израиль и Парагвай

2) Иран и Филиппины

3) Индонезия и Перу

4) Италия и Турция

3. Островными странами являются:

1) Великобритания и Шри-Ланка

2) Индия и Мадагаскар

3) Аргентина и Перу

4) Исландия и Индия

4. Не имеет выхода в море:

1) Австралия

2) Египет

3) США

4) Монголия

5. В «большую семерку» входят:

1) Мексика и Индия

2) Италия и ФРГ

3) Мексика и Бразилия

4) Австрия и Дания

III. Домашнее задание.

Стр.9-14

Записать в тетрадь десять самых маленьких по площади государств

мира (микрогосударства)

Подписать на контурной карте одиннадцать крупнейших стран по численности населения

Составить презентацию об одной из стран мира, изученных в ходе урока

(1-3 учащихся по желанию)


Политическая карта мира - географическая карта, на которой показаны государственные границы всех стран мира. В настоящее время в мире насчитывается более 200 государств. Указать точное количество стран сложно, т. к. политическая карта мира постоянно изменяется. За последние десять лет такие государства, как СССР и СФРЮ, перестали существовать, республики, входившие в их состав, приобрели статус независимых государств; две страны - Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германия объединились в одно государство ФРГ и т. д. Есть страны, провозгласившие себя независимыми, но не признанные таковыми мировым сообществом (Республика Сербская). Есть страны, территория или часть территории которых оккупирована другим государством (Палестина - Израилем, Восточный Тимор - Индонезией).

Страны мира разнообразны. Они различаются:

1) по размерам территории: наиболее крупное - Россия (17,1 млн км2); маленькое - Ватикан (0,44 км2);

2) по численности населения: крупное - Китай (1,2 млрд чел.); небольшое - Ватикан (около 1 тыс. чел.);

3) по национальному составу населения: однонациональные, где подавляющее большинство населения принадлежит к одной национальности (Япония); и многонациональные (Китай, Россия, США);

4) по географическому положению: страны, не имеющие выхода к морю (Чад, Монголия); приморские (Индия, Колумбия); островные (Япония, Куба);

5) по государственному строю: монархии, где власть принадлежит монарху и передается по наследству (Бруней, ОАЭ, Великобритания); и республики, где законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству (США, ФРГ);

6) по государственному устройству: унитарные (Франция, Венгрия) и федеративные (Индия, Россия, США). В унитарном государстве существует единая конституция, единая исполнительная и законодательная власть, а административно-территориальные единицы наделены незначительными полномочиями. В федеративном государстве наряду с единой конституцией имеют место также законодательные акты административно-территориальных единиц, которые не противоречат единой конституции.

В типологии стран, основанной на учете социально-экономических признаков, выделяются страны социалистические (Куба, Китай, КНДР и др.), капиталистические (США, ФРГ и др.), развивающиеся (Бразилия, Эфиопия, Малайзия и др.). Эта типология основывается на существовании в мире капиталистических и социалистических обществ и в настоящее время считается устаревшей.

В типологии стран по уровню социально-экономического развития выделяются развитые и развивающиеся страны. Критерии данной типологии - уровень экономического развития, экономический потенциал, доля страны в мировом производстве, структура экономики, участие в международном географическом разделении труда. Обобщающий показатель - валовой внутренний продукт (ВВП) или валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения. В данной типологии выделяются экономически развитые страны (где особо рассматриваются страны «большой восьмерки») и развивающиеся страны. Развивающиеся страны неоднородны и тоже весьма разнообразны: страны среднеразвитого капитализма (Бразилия, Мексика, Венесуэла и др.); новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань); страны - экспортеры нефти (Саудовская Аравия, Кувейт и др.); страны, отстающие в своем развитии (Афганистан, Кения, Непал). Место любой страны в типологии не постоянно и может изменяться со временем.




Основные направления современного этапа: 1. Возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств Азии (40-50 гг. ХХ века); 2.Образование независимых государств, главным образом в Африке (60-70 гг. ХХ века); Крушение социалистической системы, глубокие изменения на карте Европы и Азии (80-90 гг. ХХ века).


Количественные Изменения на ПК Качественные Присоединение земель. Территориальные потери или завоевания. Объединение или распад государств Присоединение земель. Территориальные потери или завоевания. Объединение или распад государств Смена исторических формаций Приобретение страной суверенитета Образование международных союзов Изменение форм госуд. устройства Смена исторических формаций Приобретение страной суверенитета Образование международных союзов Изменение форм госуд. устройства










НазваниеПлощадь, тыс. км 2 Площадь суши, тыс. км 2 Плотност ь населени я, чел/км 2 Длина сухопутн ых границ, км Длина берегово й линии, км Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан, * Судан, самых больших по площади


НазваниеПлощадь, км 2 Население, 2000 г., тыс. чел. Плотность населения, чел/км 2 Ватикан0,440, Монако Науру Тувалу Сан-Марино Лихтенштейн Маршалловы о-ва Сент-Китс и Невис Мальдивы Гренада






Страна Население (тыс. чел.) Часть света Китай,3Азия Индия,1Азия США,9 Северная Америка Индонезия,9Азия Бразилия,6Южная Америка Российская Федерация,2Европа Пакистан,6Азия Бангладеш,9Азия Япония,7Азия Нигерия,6Африка Крупнейшие страны по численности населения


Особенности географическое положение стран ПриморскиеПолуостров- ные Островные и страны- архипелаги Внутриконти- нентальные Мексика Панама Венесуэла Франция Болгария Турция ЮАР Испания Индия Норвегия Швеция Италия Греция Сомали Япония Шри-Ланка Куба Индонезия Ирландия Исландия Филиппины Монголия Лаос Непал Ботсвана Замбия Чад Боливия


Типология по национальному составу. Однонациональные: в составе населения в значительной степени преобладают представители одной нации (Германия, Япония, Швеция) Двунациональные: Канада, Бельгия Многонациональные: проживают люди разных наций и народностей (Индия, США, Россия, Испания)


Типология стран по уровню социально-экономического развития При таком делении учитывается совокупность экономических показателей, характеризующих масштабы, структуру и состояние экономики, уровень эконимического развития, уровень жизни населени ВВП (валовой внутренний продукт) на душу населения- основной показатель.


Показатель ВВП на душу Легенда ВВП в $ на душу -более ниже 500 нет сведений или территория незаселена Среднемировой на душу.




Экономически развитые страны Страны «большой семерки». Экономическ высокоразви- тые страны Западной Европы Страны «пере- селенческого капитализма». Страны с переходной экономикой. США Япония Германия Франция Италия Канада Великобри тания Австрия Дания Швейцария Бельгия Норвегия Испания Португалия Нидерланды Канада Австралия Новая Зеландия ЮАР Израиль Страны СНГ Страны Восточной Европы Монголия Китай


Развивающиеся страны «Ключевые»Новые индустриаль ные (НИС) Нефтеэкспор тирующие Отстающие в своем развитии Наименее развитые Лидеры «третьего мира» в экономике и политике Уровень развития резко повысился за счет иностранных инвестиций Формируют свой капитал за счет притока «нефтедолла ров» Отсталая экономика, ориентирован ная на экспорт сырья. Преобладает потребительс кое с/х, плохо развита обрабатываю щая промышленн ость Индия Мексика Бразилия Юж. Корея Гонконг Сингапур Малайзия Таиланд Саудовская Аравия Кувейт Катар ОАЭ Колумбия Боливия Замбия Либерия Эквадор Бангладеш Афганистан Йемен Мали Чад Место государств по индексу человеческого развития (ИЧР) г.1998 г.2002 г. 1.Канада 1. Норвегия 2. Швейцария2. Норвегия2. Швеция 3. Япония3. США3. Канада 4. Швеция4. Япония4. Бельгия 5. Норвегия5. Бельгия5. Австралия 6. Франция6. Швеция6. США 7. Австралия 7. Исландия 8. США8. Нидерланды 9. Нидерланды9. Исландия9. Япония 10. Великобритания 10. Финляндия 34. Россия71. Россия60. Россия


Россия заняла 62 место, Беларусь - 67, Украина - 78, Казахстан - 80, Армения - 83, Туркменистан - 97, Грузия - 100, Азербайджан - 101, Кыргызстан - 109, Узбекистан - 111, Таджикистан место. В пятерку государств с самым высоким уровнем ИЧР вошли Норвегия, Исландия, Австралия, Люксембург и Канада. В списке 57 развитых стран преобладают государства-участники и кандидаты в Евросоюз. В числе пяти государств с самым низком уровнем ИЧР вошли Чад, Мали, Буркина-Фасо, Сьерра-Леоне и Нигер. Для расчета индекса ИЧР эксперты ООН использовали три показателя: продолжительность и качество жизни населения, уровень грамотности взрослого населения и вовлеченность детей в образовательный процесс, уровень доходов населения и ВВП государства.

В данный момент на нашей планете существует 230 стран, 190 из которых являются независимыми. Каждая страна уникальна и имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других государств. В чем же заключается многообразие стран современного мира?

Многообразие стран мира

В XX веке количество стран увеличилось. К этому привел тот факт, что после Первой Мировой войны образовались новые страны: Польша, Эстония, Латвия, Литва. Позже, после распада СССР, появилось еще несколько независимых государств.

Рис. 1. Страны на карте мира.

Все страны можно разделить на страны-гиганты (Россия, Канада, США, Бразилия), средние страны (большинство европейских стран) и страны-карлики (Люксембург, Лихтенштейн).

Рис. 2. Люксембург – страна-карлик.

Самой большой по площади страной в мире является Россия. Она занимает территорию в 17,1 млн. кв. км.

Также страны отличаются по географическому положению. Если страна не имеет выхода к морям и океанам, то такое государство относится к внутриконтинентальным. Еще по географическому положению выделяют полуостровные, островные, приморские страны, а также страны-архипелаги.

Основные типы стран

Все страны мира можно разделить на несколько типов, к каждому из которых будут относится государства со сходными характеристиками в социально-экономическом развитии.

К основным типам стран относятся:

  • экономически высокоразвитые страны (Япония, Канада, США);
  • развивающиеся страны (Южная Корея, Сингапур, Аргентина, Бразилия);
  • страны с переходной экономикой – это страны, в которых происходит процесс перехода от центрального планирования к рыночным отношениям. К таким государствам относится Россия и бывшие страны СССР.

Рис. 3. Южная Корея.

Также в ООН существует еще одна классификация, согласно которой выделяют две большие группы стран: экономически развитые и развивающиеся. К экономически развитым странам по классификации относятся около 60 стран, для которых характерен высокий уровень развития экономики, высокий уровень жизни населения и развитая сфера услуг.

К группе развивающихся стран относятся все остальные государства, которые не вошли в группу развитых стран. В основном, они расположены в Азии, Африке, Латинской Америке. На этих территориях проживает более половины населения земного шара и занимают эти страны больше половины суши Земли.

Чтобы определить страну в ту или иную группу в первую очередь обращают внимание на внутренний валовый продукт (ВВП).

ВВП – стоимость всей материальной и нематериальной продукции, выпущенной на территории одной страны за один год.

Что мы узнали?

География занимается изучением не только географического положения той или иной страны, но и ее экономическими и социальными характеристиками. Так как в современном мире существует примерно 230 стран, то есть необходимость делить их по схожим признакам. В ООН предлагают две основные классификации, при которых государства делятся на экономически высокоразвитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой в одной классификации, и на экономически развитые и развивающиеся – в другой.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 581.

Публикации по теме