Региональные сопоставления уровня развития человеческою потенциала в российской федерации. Проблема развития человеческого потенциала в условиях современной россии Региональные проблемы человеческого развития

Демографическая проблема

Численность населения мира на протяжении всей истории человечества неуклонно возрастает. К сегодняшнему дню население планеты составляет 6,5 млрд.

Среднегодовые темпы прироста мирового населения постепенно замедляются. Это обусловлено тем, что страны Северной Америки, Европы (включая Россию) и Япония перешли к простому воспроизводству населения, для которого характерен незначительной прирост или относительно небольшая естественная убыль населения. Одновременно существенно уменьшился естественный прирост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Однако замедление темпов практически не означает смягчения остроты мировой демографической ситуации в первые десятилетия XXI в., так как отмеченное снижение темпов оказывается пока недостаточным, чтобы существенно уменьшить абсолютный прирост.

Особая острота глобальной демографической проблемы проистекает от того, что свыше 80% прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. Ареной демографического взрыва в настоящее время являются страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока и в несколько меньшей степени -- Южной Азии.

Главной причиной демографического взрыва является то, что на современном этапе в развивающихся странах сложился своеобразный переходный тип воспроизводства населения, при котором снижение смертности не сопровождается соответствующим сокращением рождаемости. Смертность в среднем по развивающимся странам снизилась. Темпы снижения смертности оказались беспрецедентными в мировой истории (всего лишь за 20--30 лет, иногда даже за 15 лет). Это произошло в решающей степени в результате активных мероприятий по борьбе с эпидемиями, использования принципиально новых медицинских препаратов, улучшения общих санитарно-гигиенических условий жизни населения. В то же время рождаемость в развивающихся странах в целом остается еще достаточно высокой.

Главное последствие быстрого роста населения заключается в том, что если в Европе демографический взрыв следовал за экономическим ростом и изменениями в социальной сфере, то в развивающихся странах резкое ускорение темпов роста населения опередило модернизацию производства и социальной сферы.

Демографический взрыв привел к усиливающейся концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах, где численность рабочей силы росла в пять-шесть раз быстрее, чем в промышленно развитых. При этом 2/3 мировых ресурсов рабочей силы сосредоточено в странах с самым низким уровнем социально-экономического развития.

В связи с этим одним из важнейших аспектов глобальной демографической проблемы в современных условиях является обеспечение занятости и эффективного использования трудовых ресурсов развивающихся стран. Решение проблемы занятости в этих странах возможно путем как создания новых рабочих мест в современных отраслях их экономики, так и увеличения трудовой миграции в промышленно развитые и более богатые страны.

Основные демографические показатели -- рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) -- зависят от уровня развития общества (экономического, социального, культурного и т.д. Это дает основание предполагать, что по мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства, что будет способствовать решению демографической проблемы.

Проблема развития человеческого потенциала

Развитие экономики любой страны и мировой экономики вцелом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное -- их качеством. А оно проявляется, прежде всего, в виде квалификации трудовой морали.

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой -- необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п. Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии -- 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки -- менее трех лет, в Восточной Африке -- около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования -- это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.


проблем, получивших название лглобальные проблемы? Каковы специфические признаки, позволяющие отнести проблему к категории глобальных? Какие глобальные проблемы мирового развития на рубеже XX- XXI вв. Вы знаете? В чем проявляется проблема бедности и отсталости? Каковы пути решения этой проблемы? Как изменилось в конце XX в. понимание проблемы мира и демилитаризации? В чем сейчас видится ее
  • Вопрос 7.Проблема развития человеческого потенциала
    проблем лежат процессы постиндустриализации с ее повышенным вниманием к человеку (человеческому капиталу, человеческому потенциалу). На формирование человеческого потенциала все большее влияние оказывает возрастающая интернационализация жизни человечества. Кроме того, изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу предъявляют в настоящее время
  • 7.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСКОРЕНИЕ НТП В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    проблемы. Но этого оказалось явно недостаточно. Появилось много негативных факторов, которые по сути нейтрализовали позитивные факторы и еще в большей мере усугубили положение РФ в области НТП и экономики, Основная причина связана с тем, что переход РФ от плановой к рыночной экономике государством не был тщательно продуман н подготовлен, поэтому этот процесс шел стихийно и далеко не в русле
  • 9.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ, ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    проблемы имеет Федеральный закон РФ от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений, в котором достаточно подробно перечислены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Их сущность заключается в следующем. Создание благоприятных условий
  • 1.2. Экономическая природа и содержание предпринимательства
    проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями (лпредприниматель - в переводе с французского лпосредник), а новые явления
  • 2.2. Сетевые объединения в инвестиционно- строительной сфере
    проблем, порожденных региональной спецификой. Впрочем, и прибыль от инвестиционной деятельности будет обусловлена результативностью региональной локализации объекта, его производственным, социальным, демографическим окружением. Таким образом, инвестор лфедерального уровня - это диверсифицированная по региону простая сумма региональных инвесторов. Можно утверждать, что понятие строительный
  • 4.4. Инновационная корпоративная культура
    проблемой реализации на внешнем рынке автомобиля Жигули, хотя представленные образцы удовлетворяли запросы определенного слоя покупателей. Выяснилось, что название вызвало неприятные ассоциации, поскольку на ряде европейских языков оно созвучно словам лмошенник, лпроходимец. Когда экспортный вариант переименовали в Ладу, проблема реализации была решена. Создание корпоративной культуры
  • 4.5. Организационно-управленческие инновации
    проблемой интеграции является создание организационного и экономического механизмов такого взаимодействия с целью обеспечения высокой надежности функционирования системы. Для этого необходимо наличие в системе рациональных информационных потоков. Социально-экономическая интеграция связана с созданием оптимальных форм организации производства и управления, перестройкой характера труда
  • ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
    проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры. Огромную роль в государственном воздействии на социально- экономическое развитие играют законы, позволяющие регламен-тировать поведение хозяйствующих субъектов. Именно законода-тельная база, созданная на начальном этапе перехода к рыночным отношениям, позволила сгладить в какой-то мере
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
    проблема фи нансирования социального комплекса. Попытка расширения гра ниц платности, ускорение внедрения обязательного медицинского страхования не решили проблемы дефицита финансов. Требуются развитие законодательной базы, рациональная организация управ ления, реформирование на эффективной основе крупнейших сис тем социального комплекса: занятости, пенсионного обеспечения, социальной защиты
  • Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы происходит крайне неравномерно в мировом хозяйстве. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обстоятельство обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

    Проблема человеческого потенциала, в последние годы разрабатывается в рамках концепции человеческого потенциала в Институте человека РАН (Генисаретский О.И., Носов Н.А., Юдин Б.Г., 1996; В.Ж. Келле, 1997; Н.Н. Авдеева, И.И. Ашмарин, Г.Б. Степанова, 1997, Человеческий потенциал..., 1999 и др.). Целостность, интегративность понятия человеческого потенциала сочетаются с его нацеленностью на прогнозирование социокультурной динамики. Понятие человеческого потенциала “переопределяется”, конкретизируется в аспектах его изучения, или горизонтах: социально-организационном, экономическом, социально-экологическом и экзистенциальном. В докладах Программы развития ООН сложилось вполне определенное и однозначное понятие человеческого потенциала. Оно включает три основных показателя - уровень доходов, уровень образования и продолжительность жизни. Это понятие, следовательно, объемлет материально-экономическую и интеллектуальную стороны человеческого бытия и образ жизни людей, от которого в первую очередь зависит такой комплексный показатель, как продолжительность жизни. Хотелось бы в этой связи обратить внимание на три существенные особенности понятия человеческого потенциала.

    Во-первых, понятие человеческого потенциала определяет такой подход к анализу общественных явлений и процессов, который «центрирован» на человека, то есть ориентирует на ценности гуманизма. Действительно, в докладах ООН о развитии человека четко проглядывает эта гуманистическая ориентация.

    Во-вторых, с помощью понятия человеческого потенциала и разработанных на его основе методов становится возможным осуществить рационализацию общих принципов и идей, представить, что делается в данной конкретной стране для развития человека, какое место по показателям человеческого потенциала она занимает в мировой системе. Наличие объективной информации о проблемах человека в различных регионах мира уже само по себе не может не служить призывом к практическим действиям.

    В-третьих, понятие человеческого потенциала имеет целостный, интегративный характер. В нем присутствует антропологическая составляющая, отражающая единство в человеке социального и биологического, социального и индивидуального. По показателям человеческий потенциал можно характеризовать и отдельного индивида - его доходы, образование и продолжительность жизни, и социальную группу, и страну в целом. А по последним исследованиям было показано, что человеческий потенциал совмещает в себе и другие различные потенциалы.

    В основе ряда глобальных проблем лежат процессы постиндустриализации с ее повышенным вниманием к человеку (человеческому капиталу, человеческому потенциалу).

    Проблема человеческого потенциала в современных условиях

    Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е.

    Трудовыми ресурсами и главное -" их качеством. А оно проявляется прежде всего в виде квалификации и трудовой морали.

    На формирование человеческого потенциала все большее влияние оказывает возрастающая интернационализация жизни человечества. Знания, вкусы и эстетические представления благодаря современным средствам связи и транспорта распространяются с небывалой быстротой. Они образуют новый сложный, часто противоречивый сплав с традициями и ценностями, существующими в национальном обществе, порождают материальные й культурные основы явления, которое называют «современным образом жизни», «современной цивилизацией».

    Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время вза- имопереплетающихся тенденций. C одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой - необходимость наличия навыков к работе в коллективе (постоянном или временном) для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

    Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные, требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На проце ссы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

    Так, по прогнозам экспертов ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), на рубеже XX-XXI вв. только в африканских странах СПИД поразит до 25% рабочей силы.

    Еще по теме Проблема развития человеческого потенциала:

    1. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
    2. Кровш С.Ф., канд. экон. наук, доцентФИНАНСИРОВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ И ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
    3. 1. Некоторые тенденции развития высшего образования в 1990-е годы
    4. 2.3. Принципы оценки уровня развития национальной экономики
    5. Глава 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-РЫНОЧНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    6. ПОДГОТОВКА ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИХ БЮДЖЕТНЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ

    Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное -- их качеством. А оно проявляется прежде всего в виде квалификации трудовой морали.

    Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой -- необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач.

    Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

    Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

    Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии -- 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки -- менее трех лет, в Восточной Африке -- около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

    Отдельная задача в области образования -- это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.

    Публикации по теме