Пример анкеты социологического исследования. Анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика

  • 10. Общество как социальная система, его характерные черты и особенности
  • 11. Типы обществ с позиции социологической науки
  • 12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине
  • 13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма
  • 14. Форма социального движения – революция
  • 15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества
  • 16. Теории культурно-исторических типов общества
  • 17. Понятие социальной структуры общества
  • 18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества
  • 19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры
  • 20. Теория социальной стратификации
  • 21. Социальная общность и социальная группа
  • 22. Социальные связи и социальное взаимодействие
  • 24. Понятие социальной организации
  • 25. Понятие личности в социологии. Черты личности
  • 26. Социальный статус личности
  • 27. Социальные черты личности
  • 28. Социализация личности и ее формы
  • 29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества
  • 30. Социальная активность личности, их формы
  • 31. Теория социальной мобильности. Маргинализм
  • 32. Социальная сущность брака
  • 33. Социальная сущность и функции семьи
  • 34. Исторические типы семьи
  • 35. Основные типы современной семьи
  • 37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения
  • 38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества
  • 39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака
  • 40. Понятие культуры, ее структура и содержание
  • 41. Основные элементы культуры
  • 42. Социальные функции культуры
  • 43. Формы культуры
  • 44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры
  • 45. Массовая культура, ее характерные черты
  • 47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития
  • 48. Конфликт как социологическая категория
  • 49 Концепция социального конфликта.
  • 50. Функции социальных конфликтов и их классификация
  • 51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов
  • 52. Девиантное поведение. Причины девиации по э.Дюркгейму
  • 53. Виды и формы девиантного поведения
  • 54. Основные теории и концепции девиации
  • 55. Социальная сущность общественной мысли
  • 56. Функции общественной мысли и пути ее изучения
  • 57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции
  • 58. Политическая система общества и ее структура
  • 61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования
  • 62. Программа социологического исследования, ее структура
  • 63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях
  • 64. Основные методы сбора социологической информации
  • 66. Метод наблюдения и его основные виды
  • 67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания
  • 68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды
  • 69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления
  • 69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления

    Анкета − упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.

    Примерами являются Индекс развития человеческого потенциала Программы развития людских ресурсов Организации Объединенных Наций и Индекс условий жизни, предложенный Фондом Жоау Пиньейру в Белу-Оризонти. Это преимущественно техническое понимание предполагает необходимость исходить из строгого теоретико-концептуального определения и перейти к дезагрегации различных измерений, составляющих основные понятия. Таким образом, можно сформулировать характеристики индикаторов и индексов, способных представить сложность социальной жизни.

    Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета вкл в себя три основные части:

    • заключительную часть (паспортичку)

    Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

    Триангуляция также способствует диалогу между различными стратегиями исследований и областями научных знаний, направленными на кросс-анализ процедур и результатов. Концепция триангуляции возникает в области топографии и является эффективным ресурсом для анализа пересечений, различных точек зрения по конкретной проблеме. Более широкий взгляд на изучаемую тему и различные имеющиеся теоретические и методологические перспективы позволяет расширить понимание объекта исследования или оценить результаты использования различных методов сбора данных.

    Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

    Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования.

    Существует несколько типов триангуляции, которые могут быть выполнены для получения большей достоверности данных и расширения перспективы: между областями научного знания; среди специалистов в различных профессиональных областях; между теориями, направленными на более высокий уровень объяснительных данных исследования, а также триангуляцию методов с целью интеграции нескольких операционных стратегий в один и тот же объект исследования.

    Учитывая важность триангуляции, Дензин и Линкольн соотносят эту концепцию с концепцией количественных и качественных исследований и объясняют, как эти два метода интегрированы. По завершении собеседования триангуляция выходит на поверхность как важнейший элемент в практике социальных наук: добавление одного слоя данных к другому для создания подтверждающего здания. При анализе количественных данных триангуляция возникает, когда несколько элементов в одном масштабе измеряют одну и ту же конструкцию или когда два разных шкалы объединяются для измерения одной и той же конструкции.

    Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.

    В психологических исследованиях, в частности, а иногда и в социологических исследованиях, тенденция заключается в использовании качественных методов для дополнения количественных данных. Триангуляция методов исследования - это процедура, которая позволяет расширить перспективы. Например, можно интегрировать документальные исследования, статистические данные, собранные с помощью вопросника, и одновременно включать анализ содержания отзывов, собранных в ходе собеседований.

    Независимо от того, является ли метод, выбранный для данного исследования, позитивистским, структуралистским, феноменологическим, материалистически-диалектическим, субъективно-всеобъемлющим, постструктуралистом или следует парадигме сложности, мы можем включать как количественные, так и качественные методы или обе стратегии в одном исследовании. Методы, которые должны быть сопоставлены, в которых каждый из них представляет различные способы введения в действие объекта исследования, могут действовать взаимодополняющим образом.

    При составлении основного вопросника важно учитывать прежде всего его функциональную роль как средства получения информации об объекте исследования, наиболее подходящие для достижения этой цели вопросы, их тип и форму, последовательность. Вопросы анкеты должны быть понятны респондентам, быть достаточно простыми в грамматическом и лексическом отношениях, учитывать уровень их общего развития, особенности культуры и степень осведомленности в той области, которая относится к предмету исследования. Вопросы не должны быть завуалированной формой утверждений, навязывать позиции социолога и содействовать формированию мнения о тех предметах и явлениях, которые стремится узнать социолог. Так же как в интервью, вопросы анкеты могут формулироваться как в открытой, так и в закрытой формах. Поэтому сначала важно решить, какому типу вопросов - открытым или закрытым - отдать предпочтение. Критерии предпочтения здесь аналогичны тем, которые используются при формализованном интервью. Одно из основных требований к формулированию ответов в закрытых вопросах - недопущение логических ошибок: пересечения объемов понятий, ряда положений определений, характеризующих разные аспекты анализируемого явления, и др

    Однако важно подчеркнуть, что триангуляция парадигм или методов подхода не представляется адекватной стратегией, поскольку эклектический опыт показывает, что сформированное знание может быть путаным «одеялом». Аналогично, Васконселос ставит вопрос об эклектике для одновременного, линейного и неизбирательного использования различных теоретических и этических теорий и точек зрения без учета различий и несовместимостей исторического происхождения, концептуальной и эпистемологической основы, а также от этических, идеологических и политических последствий каждой из этих точек зрения.

    Вопросы также могут быть прямыми («Удовлетворены ли Вы своей работой?») и косвенными («При каких условиях Вы перешли бы на другое место работы?»). Прямой вопрос рассчитан на ответ, смысл которого заведомо одинаков для социолога и респондента. Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле, поэтому такого рода вопросы включаются в анкету, если затрагивается чувствительная для респондента тема. Вопросы, особенно те, которые направлены на выявление оценок и мнений опрашиваемых, могут задаваться также в личной и безличной формах. Безличная форма используется тогда, когда нужно выявить мнение, не совпадающее с общепринятым. Стандартные слова, с которых начинаются безличные вопросы: «Существует точка зрения, что...», или «Некоторые считают, что...». Заканчивается безличный вопрос просьбой к респонденту указать наиболее приемлемую из приводимых в вопросе точек зрения. Все вопросы анкеты с точки зрения их связи с решением главной задачи исследования делятся на основные (программные) и «технологические» (тестовые). Назначение тестовых вопросов - содействовать решению главной задачи исследования. К их числу относятся контрольные вопросы, вопросы-фильтры, а также вопросы-ловушки. Первые включаются в анкету для уточнения или подтверждения ответов на другие вопросы, вторые - для того, чтобы при обработке массива ответов исключить ответы некомпетентных или неосведомленных людей. Третьи - помогают отделить ответы недобросовестных респондентов. В качестве контрольных вопросов используются проективные вопросы, касающиеся воображаемой ситуации. Так, например, прямой вопрос об удовлетворенности работой может быть дополнен вопросом об условиях, при которых респондент мог бы покинуть данную работу. Контроль компетентности опрашиваемых необходим, когда речь идет о получении информации о событиях и продуктах деятельности. Если предметом изучения является оценка событий или продуктов деятельности, то контрольные вопросы и вопросы-фильтры должны быть направлены на проверку знакомства респондента с предметами оценки - событиями или продуктами деятельности. Например, проводя опрос с целью оценки стиля работы менеджеров среднего звена, следует включить в анкету вопрос, ответ на который покажет, в какой мере респондент владеет информацией, позволяющей ему дать компетентную оценку данного вида трудовой деятельности. Программные вопросы - это вопросы, непосредственно нацеленные на получение запрограммированной информации об объекте и предмете исследования. Их не следует смешивать с индикаторными вопросами, которые являются результатом процедуры операционализации понятий и предназначены непосредственно респонденту. Из нескольких ответов на этого рода вопросы и складывается один ответ, являющийся ответом на программный вопрос. В формулировке вопросов, относящихся к событиям, не должно содержаться оценочных терминов («много» - «мало», «хорошо» - «плохо», «сильно» - «слабо» и т.п.), поскольку за каждой из таких оценок стоит исключительно субъективное восприятие соответствующих свойств оцениваемых событий. Вопросы, относящиеся к давно происходившим событиям, желательно дополнять контрольными вопросами, которые позволят оценить, насколько детально респондент помнит события того времени. Эти вопросы должны выяснить: был ли опрашиваемый непосредственным участником событий, может ли он указать место и время события, благоприятные и неблагоприятные обстоятельства, ему сопутствующие, активных участников и их роли, динамику развития события.

    Из этого понимания задается вопрос: как присоединиться к предположениям позитивистской и марксистской парадигмы в том же исследовании, например? Здесь стоит помнить, что их фундаментальные концепции диаметрально противоположны. Можно ли интегрировать понятия гармонии, интеграции и равновесия, свойственные позитивистской ссылке, с понятиями противоречия и антагонизма, основными принципами материалистической диалектики?

    Необходимо отметить, что знание различных направлений мысли и методологических перспектив социологии способствует улучшению аналитического потенциала и научной компетентности исследователей, однако здесь ставится под сомнение хаотическая интеграция непримиримых предпосылок. Это не означает безусловное выравнивание с одной точки зрения, поскольку, как учит нас Миллс, для исследователя важно рассуждать «с точки зрения различных точек зрения», чтобы позволить его разуму «стать движущейся призмой», углов.

    Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа). При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).

    Кроме того, важно учитывать «сложность и многомерность физических, биологических, человеческих, социальных и экологических явлений, которые требуют плюралистического подхода к различным подходам». На самом деле возрастающая сложность социальной жизни требует сильного эпистемологического и теоретического формирования исследователей и реализации многочисленных исследовательских стратегий. Необходимо осознать социальную реальность как объективно-субъективный процесс, как совокупность, нечто близкое к так называемой многомерной сложности.

    Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.

    С другой стороны, озабоченность по поводу разработки смешанных методов все чаще присутствует в академической среде сегодня. Джон Кресуэлл сообщает, что его происхождение происходило когда Кэмпбелл и Фиске использовали несколько методов для изучения действительности психологических характеристик.

    В смешанных исследовательских проектах в одном исследовании установлено сочетание количественных и качественных процедур. Количественные данные сочетаются с качественными данными из наблюдений, интервью или других источников. Таким образом, мы пытаемся сравнить разные грани реальности, чтобы лучше понять характеристики и составляющие факторы данного социального феномена.

    После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных.

    Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в соц-ом исследовании.

    Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий:

    1) формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке;

    Для работы с этим подходом Кресвелл предлагает следующие практические рекомендации. Преобразование данных: в сопутствующих стратегиях исследователь может количественно оценивать качественные данные. Это количественное определение качественных данных позволяет исследователю сравнивать количественные результаты с качественными данными.

    Исследуйте случаи несоответствия: в последовательной модели количественный анализ данных на первом этапе может генерировать экстремальные или несоответствующие случаи. Проведение качественных последующих интервью с этими несогласованными случаями может привести к информации о том, почему они отклонились от количественной выборки.

    2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации, то есть вопросы не должны предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям, к его представлениям о чувстве собственного достоинства.

    Общие принципы построения анкеты

    1. Программная логика вопросов анкеты не должна смешиваться с логикой построения вопросов анкеты. Опросный лист в целом строится с учетом психологии восприятия опрашиваемого. Это ведущий принцип, определяющий остальные. 2. Необходимо учитывать особенности культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Например, в массовом опросе нет смысла объяснять его научные цели. Целесообразней подчеркнуть практическую ценность. Однако при опросе экспертов следует отметить и то, и другое.

    Разработка инструмента: в последовательной технике, получить конкретные темы и заявления от участников в первоначальном наборе качественных данных. На следующем этапе используйте эти утверждения как конкретные элементы и темы для шкал, чтобы создать исследовательский инструмент, основанный на представлении участников. Третьим заключительным этапом может быть проверка документа с большой репрезентативной выборкой населения.

    Изучите несколько уровней: в сопутствующей вложенной модели выполните одноуровневое исследование, чтобы получить количественные результаты по образцу. В то же время собирайте качественные интервью для изучения явления с конкретными членами семьи. В оценке Васконселоса, в его работе «Сложность» и междисциплинарные исследования: эпистемология и операционная методология, есть недостаток конкретных оперативных формулировок в исследованиях с этим подходом и подтверждает, что существующие учебные пособия не обновляются или, в общем, работают с «более обычных и однородных научных знаний».

    3. Частные вопросы следует размещать перед вопросами общего характера. Если вопрос общего характера поставить первым, то ответ на него, данный респондентом, неизбежно, в силу психологического стремления оправдать общую оценку и так называемого эффекта «эха», повлияет на последующие ответы респондента на частные вопросы.

    4. Вопросы следует располагать в зависимости от их трудности и содержания. По характеру динамики сложности вопросов весь вопросник разбивается на четыре стадии. На первой стадии сложность вопросов растет, начиная с наиболее простых, вступительных. Вступительные вопросы выполняют две «технологические» функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу по заполнению анкеты. Поэтому они не должны вызывать беспокойства. Затем следуют более сложные и желательно событийные, а не оценочные вопросы, далее еще более сложные. Потом - на второй стадии - сложность вопросов временно уменьшается. На третьей - резко возрастает до самых сложных. На четвертой стадии сложность вопросов резко уменьшается и заключительные вопросы должны быть относительно нетрудными, поскольку по мере заполнения анкеты люди утомляются. Именно по этой причине паспортная часть помещается в конце анкеты, так как вопросы демографического и статусного характера вызывают у многих людей тревогу.

    Автор добавляет, что в свою очередь, самые последние дебаты о кризисе научных парадигм - постмодернизм, сложность, междисциплинарность и т.д. - еще не привели к более методологически оперативной систематизации. Аналогично, Кресуэлл подчеркивает, что знания об интеграции количественных и качественных методов в проекты смешанных методов еще недостаточно развиты: «На сегодняшний день мало написано, чтобы направлять исследователя в этом процессе. исследователь может разрешать несоответствия между двумя типами данных».

    Тем не менее, автор представляет некоторые важные подсказки в этом направлении, предлагая список вопросов, которые исследователи ставят перед собой при работе со смешанными методами. Все перечисленные здесь вопросы бросают вызов исследователям в создании новых альтернатив исследований. Ввиду вышеизложенного следует понимать необходимость адекватного соблюдения критериев при выборе смешанных стратегий, определения конкретной модели и установления ее связи с принятыми процедурами. Определение количественной выборки и качественного корпуса, сбор данных, процедуры валидации, измерение и анализ количественных данных, а также описательной структуры требуют детального анализа стратегий, ориентированных на особенности объекта исследования.

    5. В анкете должно быть предусмотрено право не отвечать на вопрос. Перед проведением опроса любая анкета, так же как и любой другой новый инструмент, проходит апробацию. Эта стадия прикладного социологического исследования носит название пилотажной или пилотажного исследования. Суть пилотажного исследования заключается в проверке соответствия анкеты тем требованиям, которые изложены выше, и ее корректировки в случае, если выявятся их нарушения.

    Начиная с проекта исследования, который включает в себя разработку общего плана сбора и эксплуатации данных, выбираются методы и методы, которые будут использоваться, и формы применения. Стратегия мульти-метода позволяет, среди прочего, интегрировать технику наблюдения с методом опроса и анкетирования. Наложение процедур позволяет анализировать исследуемую проблему под разными углами и размерами.

    Ниже приведены некоторые процедуры, сравнительные, в трех исследовательских методологиях, подчеркнув, что смешанный метод представляет собой предложение о примирении качественных и количественных стратегий. Следует отметить, что все процедуры могут быть разработаны в виртуальных или личных условиях, и необходимо оценить положительные или отрицательные аспекты стратегий, выбранных в каждой конкретной ситуации.

    Паспортная часть анкеты включает вопросы, ответы на которые дают основные, статусные сведения о респондентах, пол, возраст, образование, стаж работы, семейное положение, основной род занятий, источник и размер дохода. Такого рода вопросы лучше формулировать в закрытой форме, разбив континуумы (последовательности количественных значений) названных признаков на интервалы. Это значительно ускоряет заполнение анкеты и ее обработку. Закрытые вопросы, касающиеся статуса, следует формулировать в терминах, исключающих двусмысленное толкование. Также в закрытом вопросе желательно избегать терминов, которые могли бы принизить статус респондента. Например, перечисляя группы работников, отличающиеся уровнем квалификации, следует использовать конкретные названия профессий. Паспортная часть размещается в конце анкеты.

    В смешанном методе взаимосвязь различной сравнительной информации позволяет увеличить открытость исследовательской перспективы и более глубокий анализ данных. Дополнительность процедур создает более благоприятные условия для преодоления любых искажений и ошибок в течение всего исследовательского процесса. Ввиду различных методологических вариантов вопрос надежности и валидации данных напрямую связан с качеством исследования.

    В качестве прогресса в методологической области в настоящее время существует тенденция использовать многочисленные источники доказательств, большую прозрачность в отношении характера данных, а также очевидность принятых стратегий исследований. Это приводит к более благоприятной ситуации для оценки того, соответствуют ли результаты ожидаемым научным требованиям.

    Анкетные опросы различаются целями, адресатами, содержанием и конструкцией задаваемых вопросов. С точки зрения целей и содержания анкетные опросы могут быть направлены на получение информации о событиях, фактах поведения, имевших место в прошлом и настоящем, о продуктах деятельности, а также о мотивах деятельности, поступков, оценках и мнениях.

    Как метод сбора социологической информации анкетный опрос применяется в трех случаях:

    а) когда необходимо получить большой объем информации;

    б) если объект исследования - общественное мнение, представления людей;

    в) при наличии условий достаточно быстрого распространения и доставки анкет респондентам, а также уверенности в достаточно большом количестве возвращения анкет.

    При проведении опросов необходимо учитывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, сильно зависят от непосредственных и конкретных условий опроса и множества других факторов, в частности, от обмена мнениями о предмете опроса между респондентами. Поэтому любой опрос желательно проводить как можно в более сжатые сроки. Любая анкета должна состоять из трех частей: обращения к респонденту (введения), собственно вопросника и так называемой паспортной части. Назначение обращения к респонденту - разъяснить ему цель исследования, его замысел. Обращение должно быть кратким, понятным, избегать панибратского, заискивающего или ложно доверительного тона, бюрократического стиля, академизма, пафоса и т.п. В целом стиль изложения и тон обращения должны учитывать возможность опрашиваемого правильно ответить на поставленный вопрос, его компетентность в данной области. Желательно также указать организацию, проводящую опрос, и подчеркнуть в случае необходимости гарантии анонимности. Не следует озаглавливать анкету, чтобы избежать давления на респондентов стереотипов массового сознания. Надежность информации, получаемой как с помощью интервью, так и анкетного и других форм опроса, зависит не только от свойств самой информации, но и от того, какие вопросы формулируются и какова лексика (язык) анкеты.

  • 10. Общество как социальная система, его характерные черты и особенности
  • 11. Типы обществ с позиции социологической науки
  • 12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине
  • 13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма
  • 14. Форма социального движения – революция
  • 15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества
  • 16. Теории культурно-исторических типов общества
  • 17. Понятие социальной структуры общества
  • 18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества
  • 19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры
  • 20. Теория социальной стратификации
  • 21. Социальная общность и социальная группа
  • 22. Социальные связи и социальное взаимодействие
  • 24. Понятие социальной организации
  • 25. Понятие личности в социологии. Черты личности
  • 26. Социальный статус личности
  • 27. Социальные черты личности
  • 28. Социализация личности и ее формы
  • 29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества
  • 30. Социальная активность личности, их формы
  • 31. Теория социальной мобильности. Маргинализм
  • 32. Социальная сущность брака
  • 33. Социальная сущность и функции семьи
  • 34. Исторические типы семьи
  • 35. Основные типы современной семьи
  • 37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения
  • 38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества
  • 39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака
  • 40. Понятие культуры, ее структура и содержание
  • 41. Основные элементы культуры
  • 42. Социальные функции культуры
  • 43. Формы культуры
  • 44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры
  • 45. Массовая культура, ее характерные черты
  • 47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития
  • 48. Конфликт как социологическая категория
  • 49 Концепция социального конфликта.
  • 50. Функции социальных конфликтов и их классификация
  • 51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов
  • 52. Девиантное поведение. Причины девиации по э.Дюркгейму
  • 53. Виды и формы девиантного поведения
  • 54. Основные теории и концепции девиации
  • 55. Социальная сущность общественной мысли
  • 56. Функции общественной мысли и пути ее изучения
  • 57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции
  • 58. Политическая система общества и ее структура
  • 61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования
  • 62. Программа социологического исследования, ее структура
  • 63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях
  • 64. Основные методы сбора социологической информации
  • 66. Метод наблюдения и его основные виды
  • 67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания
  • 68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды
  • 69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления
  • 69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления

    Анкета − упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.

    Примерами являются Индекс развития человеческого потенциала Программы развития людских ресурсов Организации Объединенных Наций и Индекс условий жизни, предложенный Фондом Жоау Пиньейру в Белу-Оризонти. Это преимущественно техническое понимание предполагает необходимость исходить из строгого теоретико-концептуального определения и перейти к дезагрегации различных измерений, составляющих основные понятия. Таким образом, можно сформулировать характеристики индикаторов и индексов, способных представить сложность социальной жизни.

    Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета вкл в себя три основные части:

    • заключительную часть (паспортичку)

    Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

    Триангуляция также способствует диалогу между различными стратегиями исследований и областями научных знаний, направленными на кросс-анализ процедур и результатов. Концепция триангуляции возникает в области топографии и является эффективным ресурсом для анализа пересечений, различных точек зрения по конкретной проблеме. Более широкий взгляд на изучаемую тему и различные имеющиеся теоретические и методологические перспективы позволяет расширить понимание объекта исследования или оценить результаты использования различных методов сбора данных.

    Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

    Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования.

    Существует несколько типов триангуляции, которые могут быть выполнены для получения большей достоверности данных и расширения перспективы: между областями научного знания; среди специалистов в различных профессиональных областях; между теориями, направленными на более высокий уровень объяснительных данных исследования, а также триангуляцию методов с целью интеграции нескольких операционных стратегий в один и тот же объект исследования.

    Учитывая важность триангуляции, Дензин и Линкольн соотносят эту концепцию с концепцией количественных и качественных исследований и объясняют, как эти два метода интегрированы. По завершении собеседования триангуляция выходит на поверхность как важнейший элемент в практике социальных наук: добавление одного слоя данных к другому для создания подтверждающего здания. При анализе количественных данных триангуляция возникает, когда несколько элементов в одном масштабе измеряют одну и ту же конструкцию или когда два разных шкалы объединяются для измерения одной и той же конструкции.

    Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.

    В психологических исследованиях, в частности, а иногда и в социологических исследованиях, тенденция заключается в использовании качественных методов для дополнения количественных данных. Триангуляция методов исследования - это процедура, которая позволяет расширить перспективы. Например, можно интегрировать документальные исследования, статистические данные, собранные с помощью вопросника, и одновременно включать анализ содержания отзывов, собранных в ходе собеседований.

    Независимо от того, является ли метод, выбранный для данного исследования, позитивистским, структуралистским, феноменологическим, материалистически-диалектическим, субъективно-всеобъемлющим, постструктуралистом или следует парадигме сложности, мы можем включать как количественные, так и качественные методы или обе стратегии в одном исследовании. Методы, которые должны быть сопоставлены, в которых каждый из них представляет различные способы введения в действие объекта исследования, могут действовать взаимодополняющим образом.

    При составлении основного вопросника важно учитывать прежде всего его функциональную роль как средства получения информации об объекте исследования, наиболее подходящие для достижения этой цели вопросы, их тип и форму, последовательность. Вопросы анкеты должны быть понятны респондентам, быть достаточно простыми в грамматическом и лексическом отношениях, учитывать уровень их общего развития, особенности культуры и степень осведомленности в той области, которая относится к предмету исследования. Вопросы не должны быть завуалированной формой утверждений, навязывать позиции социолога и содействовать формированию мнения о тех предметах и явлениях, которые стремится узнать социолог. Так же как в интервью, вопросы анкеты могут формулироваться как в открытой, так и в закрытой формах. Поэтому сначала важно решить, какому типу вопросов - открытым или закрытым - отдать предпочтение. Критерии предпочтения здесь аналогичны тем, которые используются при формализованном интервью. Одно из основных требований к формулированию ответов в закрытых вопросах - недопущение логических ошибок: пересечения объемов понятий, ряда положений определений, характеризующих разные аспекты анализируемого явления, и др

    Однако важно подчеркнуть, что триангуляция парадигм или методов подхода не представляется адекватной стратегией, поскольку эклектический опыт показывает, что сформированное знание может быть путаным «одеялом». Аналогично, Васконселос ставит вопрос об эклектике для одновременного, линейного и неизбирательного использования различных теоретических и этических теорий и точек зрения без учета различий и несовместимостей исторического происхождения, концептуальной и эпистемологической основы, а также от этических, идеологических и политических последствий каждой из этих точек зрения.

    Вопросы также могут быть прямыми («Удовлетворены ли Вы своей работой?») и косвенными («При каких условиях Вы перешли бы на другое место работы?»). Прямой вопрос рассчитан на ответ, смысл которого заведомо одинаков для социолога и респондента. Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле, поэтому такого рода вопросы включаются в анкету, если затрагивается чувствительная для респондента тема. Вопросы, особенно те, которые направлены на выявление оценок и мнений опрашиваемых, могут задаваться также в личной и безличной формах. Безличная форма используется тогда, когда нужно выявить мнение, не совпадающее с общепринятым. Стандартные слова, с которых начинаются безличные вопросы: «Существует точка зрения, что...», или «Некоторые считают, что...». Заканчивается безличный вопрос просьбой к респонденту указать наиболее приемлемую из приводимых в вопросе точек зрения. Все вопросы анкеты с точки зрения их связи с решением главной задачи исследования делятся на основные (программные) и «технологические» (тестовые). Назначение тестовых вопросов - содействовать решению главной задачи исследования. К их числу относятся контрольные вопросы, вопросы-фильтры, а также вопросы-ловушки. Первые включаются в анкету для уточнения или подтверждения ответов на другие вопросы, вторые - для того, чтобы при обработке массива ответов исключить ответы некомпетентных или неосведомленных людей. Третьи - помогают отделить ответы недобросовестных респондентов. В качестве контрольных вопросов используются проективные вопросы, касающиеся воображаемой ситуации. Так, например, прямой вопрос об удовлетворенности работой может быть дополнен вопросом об условиях, при которых респондент мог бы покинуть данную работу. Контроль компетентности опрашиваемых необходим, когда речь идет о получении информации о событиях и продуктах деятельности. Если предметом изучения является оценка событий или продуктов деятельности, то контрольные вопросы и вопросы-фильтры должны быть направлены на проверку знакомства респондента с предметами оценки - событиями или продуктами деятельности. Например, проводя опрос с целью оценки стиля работы менеджеров среднего звена, следует включить в анкету вопрос, ответ на который покажет, в какой мере респондент владеет информацией, позволяющей ему дать компетентную оценку данного вида трудовой деятельности. Программные вопросы - это вопросы, непосредственно нацеленные на получение запрограммированной информации об объекте и предмете исследования. Их не следует смешивать с индикаторными вопросами, которые являются результатом процедуры операционализации понятий и предназначены непосредственно респонденту. Из нескольких ответов на этого рода вопросы и складывается один ответ, являющийся ответом на программный вопрос. В формулировке вопросов, относящихся к событиям, не должно содержаться оценочных терминов («много» - «мало», «хорошо» - «плохо», «сильно» - «слабо» и т.п.), поскольку за каждой из таких оценок стоит исключительно субъективное восприятие соответствующих свойств оцениваемых событий. Вопросы, относящиеся к давно происходившим событиям, желательно дополнять контрольными вопросами, которые позволят оценить, насколько детально респондент помнит события того времени. Эти вопросы должны выяснить: был ли опрашиваемый непосредственным участником событий, может ли он указать место и время события, благоприятные и неблагоприятные обстоятельства, ему сопутствующие, активных участников и их роли, динамику развития события.

    Из этого понимания задается вопрос: как присоединиться к предположениям позитивистской и марксистской парадигмы в том же исследовании, например? Здесь стоит помнить, что их фундаментальные концепции диаметрально противоположны. Можно ли интегрировать понятия гармонии, интеграции и равновесия, свойственные позитивистской ссылке, с понятиями противоречия и антагонизма, основными принципами материалистической диалектики?

    Необходимо отметить, что знание различных направлений мысли и методологических перспектив социологии способствует улучшению аналитического потенциала и научной компетентности исследователей, однако здесь ставится под сомнение хаотическая интеграция непримиримых предпосылок. Это не означает безусловное выравнивание с одной точки зрения, поскольку, как учит нас Миллс, для исследователя важно рассуждать «с точки зрения различных точек зрения», чтобы позволить его разуму «стать движущейся призмой», углов.

    Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа). При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).

    Кроме того, важно учитывать «сложность и многомерность физических, биологических, человеческих, социальных и экологических явлений, которые требуют плюралистического подхода к различным подходам». На самом деле возрастающая сложность социальной жизни требует сильного эпистемологического и теоретического формирования исследователей и реализации многочисленных исследовательских стратегий. Необходимо осознать социальную реальность как объективно-субъективный процесс, как совокупность, нечто близкое к так называемой многомерной сложности.

    Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.

    С другой стороны, озабоченность по поводу разработки смешанных методов все чаще присутствует в академической среде сегодня. Джон Кресуэлл сообщает, что его происхождение происходило когда Кэмпбелл и Фиске использовали несколько методов для изучения действительности психологических характеристик.

    В смешанных исследовательских проектах в одном исследовании установлено сочетание количественных и качественных процедур. Количественные данные сочетаются с качественными данными из наблюдений, интервью или других источников. Таким образом, мы пытаемся сравнить разные грани реальности, чтобы лучше понять характеристики и составляющие факторы данного социального феномена.

    После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных.

    Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в соц-ом исследовании.

    Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий:

    1) формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке;

    Для работы с этим подходом Кресвелл предлагает следующие практические рекомендации. Преобразование данных: в сопутствующих стратегиях исследователь может количественно оценивать качественные данные. Это количественное определение качественных данных позволяет исследователю сравнивать количественные результаты с качественными данными.

    Исследуйте случаи несоответствия: в последовательной модели количественный анализ данных на первом этапе может генерировать экстремальные или несоответствующие случаи. Проведение качественных последующих интервью с этими несогласованными случаями может привести к информации о том, почему они отклонились от количественной выборки.

    2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации, то есть вопросы не должны предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям, к его представлениям о чувстве собственного достоинства.

    Общие принципы построения анкеты

    1. Программная логика вопросов анкеты не должна смешиваться с логикой построения вопросов анкеты. Опросный лист в целом строится с учетом психологии восприятия опрашиваемого. Это ведущий принцип, определяющий остальные. 2. Необходимо учитывать особенности культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Например, в массовом опросе нет смысла объяснять его научные цели. Целесообразней подчеркнуть практическую ценность. Однако при опросе экспертов следует отметить и то, и другое.

    Разработка инструмента: в последовательной технике, получить конкретные темы и заявления от участников в первоначальном наборе качественных данных. На следующем этапе используйте эти утверждения как конкретные элементы и темы для шкал, чтобы создать исследовательский инструмент, основанный на представлении участников. Третьим заключительным этапом может быть проверка документа с большой репрезентативной выборкой населения.

    Изучите несколько уровней: в сопутствующей вложенной модели выполните одноуровневое исследование, чтобы получить количественные результаты по образцу. В то же время собирайте качественные интервью для изучения явления с конкретными членами семьи. В оценке Васконселоса, в его работе «Сложность» и междисциплинарные исследования: эпистемология и операционная методология, есть недостаток конкретных оперативных формулировок в исследованиях с этим подходом и подтверждает, что существующие учебные пособия не обновляются или, в общем, работают с «более обычных и однородных научных знаний».

    3. Частные вопросы следует размещать перед вопросами общего характера. Если вопрос общего характера поставить первым, то ответ на него, данный респондентом, неизбежно, в силу психологического стремления оправдать общую оценку и так называемого эффекта «эха», повлияет на последующие ответы респондента на частные вопросы.

    4. Вопросы следует располагать в зависимости от их трудности и содержания. По характеру динамики сложности вопросов весь вопросник разбивается на четыре стадии. На первой стадии сложность вопросов растет, начиная с наиболее простых, вступительных. Вступительные вопросы выполняют две «технологические» функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу по заполнению анкеты. Поэтому они не должны вызывать беспокойства. Затем следуют более сложные и желательно событийные, а не оценочные вопросы, далее еще более сложные. Потом - на второй стадии - сложность вопросов временно уменьшается. На третьей - резко возрастает до самых сложных. На четвертой стадии сложность вопросов резко уменьшается и заключительные вопросы должны быть относительно нетрудными, поскольку по мере заполнения анкеты люди утомляются. Именно по этой причине паспортная часть помещается в конце анкеты, так как вопросы демографического и статусного характера вызывают у многих людей тревогу.

    Автор добавляет, что в свою очередь, самые последние дебаты о кризисе научных парадигм - постмодернизм, сложность, междисциплинарность и т.д. - еще не привели к более методологически оперативной систематизации. Аналогично, Кресуэлл подчеркивает, что знания об интеграции количественных и качественных методов в проекты смешанных методов еще недостаточно развиты: «На сегодняшний день мало написано, чтобы направлять исследователя в этом процессе. исследователь может разрешать несоответствия между двумя типами данных».

    Тем не менее, автор представляет некоторые важные подсказки в этом направлении, предлагая список вопросов, которые исследователи ставят перед собой при работе со смешанными методами. Все перечисленные здесь вопросы бросают вызов исследователям в создании новых альтернатив исследований. Ввиду вышеизложенного следует понимать необходимость адекватного соблюдения критериев при выборе смешанных стратегий, определения конкретной модели и установления ее связи с принятыми процедурами. Определение количественной выборки и качественного корпуса, сбор данных, процедуры валидации, измерение и анализ количественных данных, а также описательной структуры требуют детального анализа стратегий, ориентированных на особенности объекта исследования.

    5. В анкете должно быть предусмотрено право не отвечать на вопрос. Перед проведением опроса любая анкета, так же как и любой другой новый инструмент, проходит апробацию. Эта стадия прикладного социологического исследования носит название пилотажной или пилотажного исследования. Суть пилотажного исследования заключается в проверке соответствия анкеты тем требованиям, которые изложены выше, и ее корректировки в случае, если выявятся их нарушения.

    Начиная с проекта исследования, который включает в себя разработку общего плана сбора и эксплуатации данных, выбираются методы и методы, которые будут использоваться, и формы применения. Стратегия мульти-метода позволяет, среди прочего, интегрировать технику наблюдения с методом опроса и анкетирования. Наложение процедур позволяет анализировать исследуемую проблему под разными углами и размерами.

    Ниже приведены некоторые процедуры, сравнительные, в трех исследовательских методологиях, подчеркнув, что смешанный метод представляет собой предложение о примирении качественных и количественных стратегий. Следует отметить, что все процедуры могут быть разработаны в виртуальных или личных условиях, и необходимо оценить положительные или отрицательные аспекты стратегий, выбранных в каждой конкретной ситуации.

    Паспортная часть анкеты включает вопросы, ответы на которые дают основные, статусные сведения о респондентах, пол, возраст, образование, стаж работы, семейное положение, основной род занятий, источник и размер дохода. Такого рода вопросы лучше формулировать в закрытой форме, разбив континуумы (последовательности количественных значений) названных признаков на интервалы. Это значительно ускоряет заполнение анкеты и ее обработку. Закрытые вопросы, касающиеся статуса, следует формулировать в терминах, исключающих двусмысленное толкование. Также в закрытом вопросе желательно избегать терминов, которые могли бы принизить статус респондента. Например, перечисляя группы работников, отличающиеся уровнем квалификации, следует использовать конкретные названия профессий. Паспортная часть размещается в конце анкеты.

    В смешанном методе взаимосвязь различной сравнительной информации позволяет увеличить открытость исследовательской перспективы и более глубокий анализ данных. Дополнительность процедур создает более благоприятные условия для преодоления любых искажений и ошибок в течение всего исследовательского процесса. Ввиду различных методологических вариантов вопрос надежности и валидации данных напрямую связан с качеством исследования.

    В качестве прогресса в методологической области в настоящее время существует тенденция использовать многочисленные источники доказательств, большую прозрачность в отношении характера данных, а также очевидность принятых стратегий исследований. Это приводит к более благоприятной ситуации для оценки того, соответствуют ли результаты ожидаемым научным требованиям.

    Анкетные опросы различаются целями, адресатами, содержанием и конструкцией задаваемых вопросов. С точки зрения целей и содержания анкетные опросы могут быть направлены на получение информации о событиях, фактах поведения, имевших место в прошлом и настоящем, о продуктах деятельности, а также о мотивах деятельности, поступков, оценках и мнениях.

    Как метод сбора социологической информации анкетный опрос применяется в трех случаях:

    а) когда необходимо получить большой объем информации;

    б) если объект исследования - общественное мнение, представления людей;

    в) при наличии условий достаточно быстрого распространения и доставки анкет респондентам, а также уверенности в достаточно большом количестве возвращения анкет.

    При проведении опросов необходимо учитывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, сильно зависят от непосредственных и конкретных условий опроса и множества других факторов, в частности, от обмена мнениями о предмете опроса между респондентами. Поэтому любой опрос желательно проводить как можно в более сжатые сроки. Любая анкета должна состоять из трех частей: обращения к респонденту (введения), собственно вопросника и так называемой паспортной части. Назначение обращения к респонденту - разъяснить ему цель исследования, его замысел. Обращение должно быть кратким, понятным, избегать панибратского, заискивающего или ложно доверительного тона, бюрократического стиля, академизма, пафоса и т.п. В целом стиль изложения и тон обращения должны учитывать возможность опрашиваемого правильно ответить на поставленный вопрос, его компетентность в данной области. Желательно также указать организацию, проводящую опрос, и подчеркнуть в случае необходимости гарантии анонимности. Не следует озаглавливать анкету, чтобы избежать давления на респондентов стереотипов массового сознания. Надежность информации, получаемой как с помощью интервью, так и анкетного и других форм опроса, зависит не только от свойств самой информации, но и от того, какие вопросы формулируются и какова лексика (язык) анкеты.

    Публикации по теме