Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели "кейнсианского креста". Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики. Влияние трансфертов

Трансферты представляет собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты: а) домохозяйствам и б) фирмам. Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в себя различного вида социальные выплаты : пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам – это субсидии.

Трансферты являются автономной величиной , поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления.

Трансферты можно рассматривать как «антиналоги», т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода (совокупного выпуска).

Чтобы вывести формулу мультипликатора трансфертов, вспомним, что изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода: DТr = DРД

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению: . А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

.

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна mрс /(1– mрс) или mрс/mрs. Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов . Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом:

C = C + mpc (Y – T + T r)

Y = C + I + G

Подставим потребительскую функцию в уравнение совокупного дохода (выпуска), затем перегруппируем и в результате получим:

Таким образом, мультипликатор трансфертов равен: . Заметим, что мультипликатор трансфертов :

1) по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак;

2) меньше мультипликатора автономных расходов.

Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных – потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов – ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов – предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

При наличии подоходного налога соответственно мультипликатор трансфертов равен .

Трансферты представляет собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты: а) домохозяйствам и б) фирмам

Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в себя различного вида социальные выплаты : пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам – это субсидии .

Трансферты являются автономной величиной , поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления.

Трансферты можно рассматривать как «антиналоги», т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода (совокупного выпуска).

Чтобы вывести формулу мультипликатора трансфертов, вспомним, что изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода: DТr = DРД

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению: . А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

.

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна mрс /(1– mрс) или mрс / mрs. Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом:

C = C + mpc (Y – T + T r)

Y = C + I + G

Подставим потребительскую функцию в уравнение совокупного дохода (выпуска), затем перегруппируем и в результате получим:

Таким образом, мультипликатор трансфертов равен: . Заметим, что мультипликатор трансфертов :

1) по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак;

2) меньше мультипликатора автономных расходов.

Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных – потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов – ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов – предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

Влияние подоходного налога

Кроме аккордных налогов в экономике существуют подоходные (т.е. зависящие от уровня дохода) налоги. С их учетом потребительская функция будет иметь вид: C = C + mpc(Y – T – tY), где t - предельная налоговая ставка, которая показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) налоговые поступления при росте совокупного дохода на единицу, т.е.

А поскольку Y= C + I + G , то, подставив в это равенство уравнение функции потребления, получим:

.

Следовательно, мультипликатор автономных расходов с учетом ставки подоходного налога t равен:

.

Величина мультипликатора при наличии ставки подоходного налога меньше, чем при его отсутствии (очевидно, что ((1 – mрc (1 – t) > (1 – mрc), а, как известно, чем больше знаменатель дроби, тем дробь меньше, т.е. 1 / (1 – mрc (1 – t) < 1 / (1 – mрc). Покажем это на числовом примере. Предположим, что mрc = 0.8, t = 0.1 (т.е. 10%). При отсутствии подоходного налога мультипликатор расходов равен 5 (1 / (1 – 0.8) = 5), а при появлении подоходного налога мультипликатор равен 3.57 (1 / (1 – 0.8 (1 – 0.1)) = 3.57).

Изменение предельной налоговой ставки меняет наклон кривой совокупных планируемых расходов, который теперь будет равен . Если t увеличивается, кривая Ep становится более пологой.

На рис.9.8. (а) представлена кривая совокупных планируемых расходов при отсутствии ставки подоходного налога, а на рис.9.8(б) – при ее наличии.

При наличии подоходного налога соответственно мультипликатор налогов равен: , а мультипликатор трансфертов: .Следует заметить, что когда появляется подоходный налог, мультипликатор сбалансированного бюджета (когда DG = DТ ) не равен 1.

Докажем это: . Поскольку бюджет сбалансированный, то заменив DТ на DG и перегруппировав, получим: . Очевидно, что величина > 1, поскольку mрс < 1 и t < 1.

Инструментами фискальной политики являются расходы и доходы государственного бюджета:

Государственные закупки;

Трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты - это расходы государственного бюджета, а налоги - основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно-налоговой политикой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) - и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Влияние налогов

Налоги также действуют на совокупный спрос в кейнсианской модели с эффектом мультипликатора. Однако мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов - косвенно, через изменение потребительских расходов.

Рассмотрим воздействие на совокупный спрос автономных (аккордных) налогов (), которые не зависят от уровня дохода. Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (Вспомним, что располагаемый доходYd равен личному доходу Y за вычетом индивидуальных налогов, т.е. Yd = Y - ) Рост автономных налогов сокращает располагаемый доход, а уменьшение налогов увеличивает располагаемый доход. Если, например, автономные налоги сокращаются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается на 100 дол. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Еслиmрс = 0,8, то при увеличении располагаемого дохода на 100 дол. потребление увеличивается на 80 дол. (100 × 0,8 = 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 – 0,8) = 1/0,2 = 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100 дол. составит 400 дол.

(DY = DC ´ 1/(1 – mpc ) = 80 × 5 = 400), а не 500 дол., как в случае изменения государственных закупок на те же 100 дол., т.е. мультипликативный эффект меньше. Это объясняется тем, что мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80).

Определим формулу мультипликатора автономных налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение, прежде всего, потребительских расходов. Поскольку

Подставим формулу (2) в формулу (1) и, несколько перегруппировав, получим

Величина [- mpc /(1 – mpc )] и есть мультипликатор автономных налогов.

Поскольку (1 – mpc ) есть не что иное, какmps (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор автономных налогов можно записать и как (–mpc /mps ).

В нашем примере он равен –4 (–0,8 / (1 – 0,8) = –0,8 / 0,2 = –4).

Мультипликатор налогов это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход при уменьшении (увеличении) налогов на единицу.

Следует обратить внимание на два момента:

Мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100 дол.

(D = –100) привело к увеличению совокупного дохода на 400 дол.:

По своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при mрс = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 дол., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 дол.:

а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 дол.:

В результате совокупный доход увеличивается на 100 дол., т.е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Влияние трансфертов

Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы "антиналоги". Они, так же как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потребительских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение - к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается также на 100 дол. При предельной склонности к потреблению, равной 0,8, потребление увеличится на 80 дол.:

а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5:

то совокупный доход увеличится на 400 дол.:

Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т.е. не со 100 дол., а с 80 дол., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 дол., а только 400 дол.

Выведем формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода:

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению:

а изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

Следовательно, величина мультипликатора трансфертов равна

Таким образом, величина простого мультипликатора любого инструмента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбережению) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных налогов или трансфертов.

Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу.

По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

Социальные трансфертные выплаты - трансферты домохозяйствам - воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам - субсидии - и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

Виды фискальной политики

Инструменты фискальной политики применяются, прежде всего, для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис.2,а), направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

Увеличение государственных закупок;

Снижение налогов;

Увеличение трансфертов.

При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмам (субсидий) ведет к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска (от Y 1 доY *), но и снижение уровня цен (отР 1 доР 2 ) (рис.2,в), поэтому эти инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика

Сдерживающая фискальная политика используется при буме ("перегреве" экономики), направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис. 2,б).

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Снижение трансфертов.

Рис. 2. Воздействие фискальной политики на экономику

Как было показано в гл. 6, существуют три инструмента дискреционной бюджетно-налоговой политики: государственные закупки, налоги и трансферты. Их изменение вызывает соответствующее мультипликативное изменение выпуска. В этой связи выделяют три мультипликатора, отражающих воздействие дискреционной БНП на равновесный выпуск: мультипликатор государственных закупок, мультипликатор налогов и мультипликатор трансфертов. Рассмотрим подробнее действие каждого мультипликатора.

1. Мультипликатор государственных закупок (m G) коэффициент, который показывает, во сколько раз изменение равновесного дохода превышает первоначальное изменение величины государственных закупок.

Чтобы вывести значение мультипликатора государственных закупок, запишем уравнение равновесного выпуска (7.24) для двух разных значений государственных закупок – G 1 и G 2:

Разность () показывает изменение равновесного выпуска (ΔY* ) в результате изменения государственных закупок, так как все прочие факторы, определяющие равновесный выпуск, остались неизменными:

(7.25)

Из уравнения (7.25) следует, что величина мультипликатора государственных закупок совпадает со значением мультипликатора автономных расходов из уравнения (7.24). Это так, поскольку государственные закупки являются частью автономных расходов, их влияние на равновесный выпуск аналогично влиянию инвестиций, которое было рассмотрено в двухсекторной модели "кейнсианского креста".

Проанализируем воздействие государственных закупок на выпуск на следующем примере. Предположим, правительство приняло решение увеличить государственный оборонный заказ, повысив соответствующую статью расходов федерального бюджета. При этом пропорционального увеличения налогов не произошло, т.е. правительство финансирует возросшие государственные закупки либо за счет накопленных государственных сбережений прошлых лет, либо наращивает государственный долг, прибегая к заимствованиям. Увеличение расходов на оборону означает также увеличение доходов оборонных предприятий и военнослужащих. Предприятия оборонного комплекса в свою очередь увеличивают спрос на соответствующих рынках на необходимые им товары промежуточного потребления. При наличии свободных мощностей и вынужденной безработицы на рынке труда предприятия, производящие соответствующую продукцию, могут удовлетворить возросший спрос "оборонки", нарастив выпуск и наняв дополнительных рабочих, тем самым снизив уровень безработицы в экономике. В то же время возросшие доходы военнослужащих позволяют им увеличить потребительские расходы. Растут также потребительские расходы наемных работников и предпринимателей, занятых в отраслях, на продукцию которых вырос спрос со стороны "оборонки". Рост потребительского спроса побуждает предприятия, производящие потребительские товары, увеличивать выпуск, для чего им потребуется также нанимать дополнительных работников, сокращая тем самым уровень безработицы в экономике. Возросшие доходы вновь нанятых работников трансформируются в их расходы, что дает вторичный импульс на рынках потребительских товаров и т.д. Таким образом, первоначальное повышение государственных расходов на оборону вызвало мультипликативное расширение доходов и расходов в экономике в целом.

2. Мультипликатор налогов (т T) коэффициент, который показывает, во сколько раз изменение равновесного дохода превышает первоначальное изменение величины автономных налогов.

Для вывода мультипликатора налогов снова воспользуемся уравнением (7.24), но подставим в него разные значения автономных налогов:

Разность () показывает изменение равновесного выпуска () в результате изменения автономных налогов, так как все прочие факторы, определяющие равновесный выпуск, остались неизменными:

(7.26)

Из уравнения (7.26) следует, что значение налогового мультипликатора . Знак "минус" в формуле мультипликатора свидетельствует о том, что изменение равновесного выпуска отрицательно зависит от изменения автономных налогов: с ростом автономных налогов равновесный выпуск сокращается, и наоборот. При этом по абсолютной величине мультипликатор налогов меньше, чем мультипликатор государственных закупок. Это связано с тем фактом, что изменение автономных налогов в кейнсианской модели влияет прежде всего на потребление, а не на совокупный доход. Так, повышение автономных налогов на 1 руб. приведет к снижению располагаемого дохода домашних хозяйств на 1 руб., но к сокращению их потребления только на величину трс, что послужит запуском процесса дальнейшего мультипликативного снижения выпуска в экономике. Если бы государственные закупки сократились на 1 руб., то первоначальное снижение выпуска также составило бы 1 руб., что больше, чем трс. В этом случае в результате дальнейшего мультипликативного процесса сокращения доходов и расходов равновесный выпуск снизится на бо́льшую величину.

3. Мультипликатор трансфертов (m F) коэффициент, который показывает, во сколько раз изменение равновесного дохода превышает первоначальное изменение величины трансфертов.

Вывод мультипликатора трансфертов аналогичен выводу мультипликатора налогов. Изменение равновесного выпуска в результате изменения трансфертов составит

(7.27)

Из уравнения (7.27) следует, что значение мультипликатора трансфертов по абсолютной величине совпадает со значением мультипликатора налогов, однако в отличие от последнего мультипликатор трансфертов является величиной положительной. Это означает, что увеличение трансфертных выплат приводит к росту

равновесного дохода в отличие от повышения автономных налогов. При этом трансферты, так же как и автономные налоги, влияют прежде всего на потребление: рост трансфертных выплат на 1 руб. приведет к росту располагаемого дохода домашних хозяйств также на 1 руб. и к росту потребительского спроса на величину трс, что запускает процесс мультипликативного расширения выпуска, которое в итоге окажется меньше, чем в случае, если бы на 1 руб. были повышены государственные закупки.

Если государство одновременно изменяет величины государственных закупок, автономных налогов и трансфертов, то итоговое изменение равновесного выпуска можно определить путем суммирования результатов воздействия каждого инструмента БНП на выпуск:

Следует также отметить влияние системы встроенных стабилизаторов на значение мультипликаторов БНП. Встроенные стабилизаторы являются инструментами недискреционной БНП, т.е. они предназначены для автоматического сглаживания циклических колебаний выпуска и занятости без специальных мер воздействия на экономику со стороны государства. К встроенным стабилизаторам относится система подоходного налогообложения, система пособий по безработице (см. гл. 6). В рассмотренной выше трехсекторной модели "кейнсианского креста" по умолчанию предполагалось наличие в качестве встроенного стабилизатора подоходного налогообложения, что следует из кейнсианской налоговой функции (7.17). Полученные выше значения мультипликаторов государственных закупок, налогов и трансфертов уже учитывали действие эффекта подоходного налогообложения в качестве встроенного стабилизатора. Однако в отсутствие системы подоходного налогообложения (т.е. когда все налоги представлены только величиной автономных налогов) значение мультипликаторов изменится.

Мультипликатор государственных закупок в экономике без встроенных стабилизаторов примет значение

Мультипликатор налоговв экономике без встроенных стабилизаторов будет равен

Мультипликатор трансфертов в экономике без встроенных стабилизаторов будет равен

Нетрудно заметить, что по абсолютной величине мультипликаторы БНП в экономике без встроенных стабилизаторов выше, чем в экономике со встроенными стабилизаторами. Это объясняется тем, что в экономике, в которой помимо автономных налогов существует еще система подоходного налогообложения, в ходе мультипликативного расширения выпуска, вызванного соответствующим применением инструментов дискреционной БНП, располагаемый доход будет увеличиваться медленнее, так как величина налоговых выплат растет по мере роста дохода. В результате расширение потребительского спроса замедлится по сравнению с его расширением в экономике без встроенных стабилизаторов, в которой домашние хозяйства при любом уровне дохода выплачивают в бюджет одну и ту же сумму налогов.

Одновременное изменение государством величин государственных закупок, автономных налогов и трансфертов в экономике без встроенных стабилизаторов также вызовет результирующее изменение равновесного выпуска согласно уравнению (7.28), с той разницей, что значения мультипликаторов БНП будут описываться уравнениями (7.29)-(7.31).

Следует подчеркнуть, что при выводе каждого мультипликатора БНП прочие факторы предполагались неизменными. В случае мультипликатора государственных закупок это означает, что государство увеличивает расходы бюджета без увеличения его доходов. На практике эго приводит, как правило, к возникновению бюджетного дефицита, который необходимо так или иначе финансировать (см. гл. 6). Однако правительство может поставить цель стимулировать совокупный спрос, сохраняя сбалансированный бюджет. В этом случае любой прирост государственных закупок должен покрываться приростом налоговых поступлений в бюджет на ту же самую величину. Каковы будут последствия такой политики для экономики в целом?

Рассмотрим сначала простой случай, когда в экономике отсутствует система подоходного налогообложения в качестве встроенного стабилизатора и все налоги являются автономными. В этом случае любое увеличение государственных закупок на AG финансируется за счет повышения автономных налогов на ΔТ п, причем ΔG = ΔТ a. Также предположим, что изменения трансфертных выплат не происходит. Итоговое изменение равновесного выпуска согласно уравнению (7.28) в этом случае примет вид

Заменяя АТ а на AG и вынося AG за скобки, в итоге получим

Таким образом, итоговое изменение равновесного выпуска в точности равно первоначальному изменению государственных закупок, финансируемых повышением автономных налогов на ту же величину. Другими словами, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Данный вывод, известный как теорема Хаавельмо, имеет большое практическое значение для проведения БНП в рамках кейнсианской модели. БНП оказывается эффективной лишь в случае дефицитного бюджета, однако в перспективе это может привести к наращиванию государственного долга и повышению долгового бремени. Тем не менее в краткосрочном периоде, на который сделан акцент в кейнсианской модели, дефицитное финансирование дает существенный мультипликативный эффект и позволяет (в случае стимулирующей БНП) увеличить выпуск на большую величину, чем в случае, когда правительство придерживалось бы сбалансированного бюджета.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не изменится, если ввести в анализ подоходное налогообложение, – доходы государственного бюджета будут расти уже не только за счет повышения автономных налогов, но и за счет роста индуцированных налоговых поступлений по мере роста выпуска, т.е. увеличение государственных закупок финансируется теперь за счет совокупных налоговых поступлений в соответствии с налоговой функцией (7.17):

Отсюда изменение автономных налогов составит

Снова воспользуемся уравнением (7.28):

Перенесем слагаемые с ΔY * в левую часть уравнения, вынеся ΔY за скобки:

Множитель при ΔY * в левой части уравнения равен множителю при ΔG в правой части уравнения. После сокращения получим

Таким образом, и в экономике, в которой наряду с автономными налогами действует система подоходного налогообложения, мультипликатор сбалансированного бюджета также равен единице. Однако если правительство при планировании бюджета не будет учитывать индуцированные налоговые поступления, автоматически пополняющие доходы бюджета в ходе увеличения выпуска, а повысит автономные налоги на всю величину изменения государственных закупок (т.е. ΔG = ΔT a), то совокупный мультипликативный эффект окажется даже меньше единицы, а бюджет в итоге сформируется с незапланированным профицитом.

ПРИМЕР 7.3

Предположим, правительство в экономике из примера 7.2 решает стимулировать выпуск и занятость, увеличив государственные закупки товаров и услуг на 100 млрд руб. При значении мультипликатора государственных закупок 2,5 (он совпадает по величине с мультипликатором автономных расходов, который был рассчитан в примере 7.2), увеличение государственных закупок на 100 млрд руб. вызовет увеличение равновесного дохода на 2,5 × 100 = 250 млрд руб. А что произойдет, если правительство решит сократить автономные налоги на 100 млрд руб. (т.е. ограничится только взиманием подоходного налога)? Мультипликатор налогов равен Таким образом, сокращение автономных налогов на 100 млрд руб. вызовет увеличение равновесного дохода на величину (-1,875) × (-100) = = 187,5 млрд руб. Аналогичный результат будет достигнут, если при прочих равных условиях правительство решит повысить трансферты на 100 млрд руб. Мультипликатор трансфертов m F = = 0,75/(1 – 0,75(1 – 0,2)) = 1,875. Изменение равновесного дохода составит: 1,875 × 100 = 187,5 млрд руб. Обратите внимание, что изменение величин автономных налогов и трансфертов порождает меньший эффект, чем изменение величины государственных закупок товаров и услуг.

Влияние государственных закупок. Рассмотрим механизм воздействия изменения государственных закупок на совокупный спрос. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 дол. (повысило заработную плату чиновнику, учителю или купило дополнительное оборудование для своего предприятия, или начало строить автостраду и т.п.), т.е. AG - 100 дол. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился, а поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход - часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: "Основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход". Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (marginal propensity to consume - mpc).

Отношение прироста сбережений к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к сбережению (marginal propensity to save - mps).

Сумма mpc и mps равна единице:

Величины mpc и mps для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

Предположим, что экономические агенты тратят на увеличение потребления 80 % прироста своего дохода, а 20 % сберегают. Это означает, что mрс = 0,8, a mps = 0,2.

Когда государство увеличивает свои закупки на 100 дол., то этим оно создает какому-то экономическому агенту дополнительный доход, равный 100 дол., из которого 80 дол. он потратит на увеличение потребления и 20 дол. - на увеличение сбережений. Потратив 80 дол., он создаст дополнительный доход другому агенту, из которого последний 64 дол. (80 х 0,8 =64) потратит на увеличение потребления и 16 дол. (80 х 0,2 = 16) - на прирост сбережений. Полученные 64 дол. дополнительного дохода продавец также потратит на дополнительные потребление (51,2 дол.) и сбережения (12,8 дол.). И так далее.

Мультипликатор автономных расходов - это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход (Y) при росте (уменьшении) автономных расходов (А) на единицу.

Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов совокупный доход мультипликативно сокращается. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику, 2007 г. стр. 451-454; Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория Изд. "Норма", 2007 г. стр. 579-582.

Влияние налогов. Одним из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов является налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий. Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования.

В силу указанного представляется первостепенным сформировать концепцию налоговой политики с позиции экономической детерминированности, т.е. равновесия финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Отношения собственности на средства производства и предметы потребления, обусловливая распределение ресурсов между хозяйствующими субъектами и ограничивая тем самым их производственное и личное потребление, являются причиной возникновения противоречия между ограниченными размерами объекта собственности каждого отдельного хозяйствующего субъекта и изменчивым процессом налогообложения. Социально-экономический смысл налога - смена формы собственности или переход права собственности на финансовые ресурсы налогоплательщиков в государственную бюджетную сферу.

Сложившиеся в государстве налоговые отношения отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении финансовыми ресурсами функционирования самого государства, создании благоприятных условий для повышения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования - отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, в оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.

Цели налоговой политики:

  • · фискальная - основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;
  • · экономическая - целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;
  • · социальная - сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта;
  • · стимулирующая - предполагает активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;
  • · экологическая - охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;
  • · контрольная - используется государством для принятия решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;
  • · международная - введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами. О.В. Качур Налоги и налогообложение. Изд-во "Москва", 2007 г. стр. 37-42.

Налоги также действуют на совокупный спрос в кейнсианской модели с эффектом мультипликатора. Однако мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов - косвенно, через изменение потребительских расходов.

Рассмотрим воздействие на совокупный спрос автономных (аккордных) налогов (Тх), которые не зависят от уровня дохода. Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. Рост автономных налогов сокращает располагаемый доход, а уменьшение налогов увеличивает располагаемый доход. Если, например, автономные налоги сокращаются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается на 100 дол. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S).

Мультипликатор налогов - это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход при уменьшении (увеличении) налогов на единицу.

Следует обратить внимание на два момента:

  • · мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов - к росту совокупного дохода;
  • · по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику, 2007 г. стр. 454-456.

Влияние трансфертов. Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы "антиналоги". Они, так же как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потребительских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение - к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается также на 100 дол.

Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу.

По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

Социальные трансфертные выплаты - трансферты домохозяйствам - воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам - субсидии - и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

Публикации по теме