Инвестиционный пенсионный фонд в рф. Инвестирование средств пенсионных резервов нпф Инвестирование средств нпф

Финансовый рынок представляет собой сложноорганизо­ванный механизм с большим количеством участников и посред­ников, которые оперируя различными финансовыми инструмен­тами, обслуживают и управляют экономическими процессами.

К важнейшим финансовым инструментам, с помощью которых осуществляется распределение и перераспределение финансо­вых ресурсов, следует отнести банковские кредиты, корпоратив­ные и государственные займы, частное и государственное стра­хование. Одним из важнейших сегментов финансового рынка является рынок долевых и долговых ценных бумаг. Он позволяет государству и бизнесу значительно расширить источники фи­нансирования за рамками банковских кредитов и самофинан­сирования. С другой стороны, инвесторы благодаря существова­нию фондового рынка могут вложить свои накопленные средства в различные инвестиционные организации.

Основная задача финансового рынка привлечь инвести­ции в экономику страны. Для этого необходимо создать усло­вия для мобилизации активов и эффективной трансформации накоплений в инвестиции путем установления необходимых взаимосвязей между субъектами, которые, с одной стороны, нуждаются в финансовых средствах, и субъектами, желающи­ми инвестировать избыточные средства.

Но эффективная деятельность на рынке ценных бумаг требует от инвестора профессиональной финансовой подго­товки и немалых временных затрат на принятие обоснованных инвестиционных решений.

Таким решением является коллективное инвестирование, которое дает возможность объединить денежные средства частных инвесторов и профессиональное управление актива­ми. Из всех видов коллективного инвестирования здесь будут рассмотрены паевые инвестиционные фонды и негосудар­ственные пенсионные фонды, а также их различия в плане ре­гулирования и надзора за их деятельностью со стороны госу­дарства и общественных организаций.

Регулирование и надзор в сфере деятельности паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов

Опыт стран с развитыми финансовыми рынками показы­вает, что фонды коллективного инвестирования развиваются в двух направлениях:

Повышение надежности для вкладчиков;

Получение более высокой доходности по сравнению с другими инвестиционными организациями.

Паевые инвестиционные фонды имеют ряд преимуществ перед другими формами коллективного инвестирования:

Размер активов ПИФов законодательно не ограничен, а это позволяет управляющему фондом собрать в профессио­нальное управление неограниченную сумму активов;

Управляющий должен публиковать проспект эмиссии паев и правила фонда, что очень привлекательно для мелких инвесторов;

Инвестиции в паевой инвестиционный фонд имеют бес­срочный характер;

Пай фонда обладает статусом ценной бумаги;

Жесткие нормативные ограничения к структуре активов повышают надежность инвестирования в паевой инвестици­онный фонд;

Суммы вознаграждения и расходы регламентированы в предельных значениях.

Поэтому на сегодняшний день ПИФы - это самая пер­спективная форма организации коллективного инвестирова­ния, которая лучше всего решает вопросы сбережения и капи­тализации средств мелких инвесторов.

Закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года № 156-Ф3 определяет деятельность паевых инвестицион­ных фондов как «отношения, связанные с привлечением де­нежных средств и иного имущества путем размещения акций или путем заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты..., а также с управлением (доверительным управле­нием) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранени­ем инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом».

Паевые фонды

Основные отличия вложения средств в паевой инвестици­онный фонд от банковского вклада заключаются в следующем:

Кредитные организации, включая ПИФы, функциони­руют под строгим контролем Центробанка РФ;

Банковские вклады населения вместе с гарантиями их сохранности зависят от успешности функционирования Агентства по страхованию вкладов населения.

Для обеспечения защиты вкладов инвестора законода­тельство регулирует взаимодействия паевого инвестиционно­го фонда со всеми инфраструктурными звеньями, к которым относятся управляющая компания и все организации, в чьи обязанности входят управление и контроль за деятельностью ПИФа.

К таким инфраструктурным звеньям инвестиционного фонда относятся специализированные депозитарий и ре­гистратор, аудитор, оценщик. Очень важной формой адми­нистративно-правового регулирования деятельности ПИФа выступает лицензирование деятельности Управляющей ком­пании паевого инвестиционного фонда.

Важным моментом в регулировании деятельности паево­го инвестиционного фонда явилось разделение между различ­ными организациями функций контроля и управления фон­дом. В ведении управляющей компании находится портфель инвестиционного фонда, а надзор за имуществом и хранение активов осуществляет специализированный депозитарий. Функции управления и контроля осуществляют также специ­ализированный регистратор, аудитор и оценщик.

Специализированный депозитарий отвечает за хранение ценных бумаг фонда и осуществляет контроль за проведением операций со средствами ПИФа. Деятельность депозитария на­правлена на защиту интересов вкладчиков фонда.

Для инвесторов очень важной является функция контро­ля депозитария за деятельностью управляющей компании. Депозитарий контролирует следующие показатели:

Расчет стоимости чистых активов фонда и инвестици­онного пая;

Учет имущества паевого инвестиционного фонда;

Состав и структура ценных бумаг в имуществе фонда в соответствии с его Правилами.

В задачи специализированного регистратора входит веде­ние реестра вкладчиков, осуществление учета информации о владельцах паев, их долевое участие в фонде, регистрация всех приобретений, обмена, передачи и погашения паев. Реестр фонда представляет собой базу данных о фонде, о владельцах паев, о всех размещенных и выкупленных паях, о всей доку­ментации, отражающей движение и оформление всех паев инвестиционного фонда.

В функции аудитора входит независимая оценка отчетов управляющей компании.

Пенсионные негосударственные фонды

Если паевой инвестиционный фонд работает с имуще­ством, недвижимостью и некотируемыми ценными бумагами, то ему необходим независимый оценщик для представления независимого экспертного заключения о стоимости этих акти­вов.

Денежные средства паевого инвестиционного фонда, ко­торые были получены в результате деятельности управляю­щей компании, не становятся ее собственностью по той причине, что по законодательству предусмотрено разделение имущества пайщиков и имущества УК. Это повышает надеж­ность вложений пайщиков от возможных незаконных манипу­ляций с вложенными в паевой фонд средствами. К тому же ПИФ не является юридическим лицом и выступает как обосо­бленный имущественный комплекс, который управляется на договорной основе профессиональными менеджерами.

Управляющая компания по законодательству должна заключить договоры с аудиторскими компаниями о регуляр­ной и обязательной аудиторской проверке имущества фонда, бухгалтерской отчетности, стоимостей чистых активов и ин­вестиционного пая и законности сделок, совершенных с иму­ществом фонда. Ежегодный отчет о проведенных проверках управляющая компания должна направлять в ЦБ РФ.

Центробанк детально разработал нормативно-правовую базу деятельности паевых инвестиционных фондов, в частно­сти:

Установил государственный контроль за деятельностью ПИФов;

Создал многосторонний перекрестный контроль всех участников инвестиционной деятельности;

Узаконил разделение управления активами и их хране­ния;

Сформулировал требования к информации для инве­сторов для возможности - принятия ими грамотных решений;

Ликвидировал двойную налоговую нагрузку;

Усовершенствовал систему отчетности.

В настоящее время формирование нормативно-правовой базы деятельности паевых инвестиционных фондов в России практически завершено в полном объеме, что во многом опре­деляет растущую популярность данной формы инвестирова­ния.

В законе об обязательном пенсионном страховании от 01 января 2002 г. прописано введение накопительной части в пенсионную систему. Основным элементом накопительной части обязательной пенсионной системы служит инвестиро­вание средств, которые аккумулируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Это дает возможность защитить пенсионные накопления от инфляции и обеспечить такой доход от их размещения, который превышает внесенные страховые взносы. Именно поэтому очень важное значение имеют правила, которые должны соблюдаться при инвести­ровании пенсионных накоплений. Правила эти содержатся в Федеральных законах:

- «Об инвестировании средств для финансирования нако­пительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.02 № Ш-ФЗ;

- «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.98 № 75-ФЗ.

В законе №111-ФЗ прописано, что все пенсионные нако­пления находятся в собственности Российской Федерации. Поэтому он регулирует все отношения между субъектами, которые связаны с инвестированием пенсионных накоплений для осуществления выплат накопительной части страховой пенсии. Основное внимание в Законе уделяется обеспечению внутренней устойчивости системы накопительного финанси­рования пенсий и ее функционированию.

Основными субъектами, связанными с формированием и инвестированием пенсионных накоплений, являются Пенси­онный Фонд Российской Федерации, управляющие компании, специализированные депозитарии.

Участниками отношений выступают негосударственные пенсионные фонды, кредитные и иные организации, вовле­ченные в этот процесс.

По закону государственное регулирование осуществляет Министерство финансов. Контроль и надзор за инвестирова­нием пенсионных накоплений возложен на Центробанк РФ.

Законом предусматриваются меры общественного кон­троля за формированием и инвестированием пенсионных накоплений. Для этой цели создается Общественный совет. В него входят представители профсоюзов и работодателей, экс­перты рынка ценных бумаг и других общественных организа­ций и объединений.

Банком России были определены функции по норматив­но-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка. К основным направлениям деятельно­сти Банка России в сфере финансовых рынков были отнесены: улучшение регулирования и надзора, уменьшение системных рисков, содействие развитию финансового рынка, правовая за­щита мелких инвесторов и акционеров.

Таким образом, Банку России были переданы полномо­чия по защите вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов, лиц застрахованных по обязательному пенсионному страхованию.

Законодательство четко устанавливает требования к субъ­ектам и другим участникам отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений.

В первую очередь это относится к управляющим компа­ниям и депозитариям. Они не только выбираются на конкурс­ной основе на определенный срок, но и проходят регулярные аудиторские поверки.

Передача средств в Управляющие компании значительно расширяет число потенциальных объектов инвестирования, где могут быть размещены пенсионные накопления. Это дает возможность значительно повысить доходность от инвести­рования пенсионных накоплений. В то же время для защиты этих средств от возможных потерь устанавливаются ограниче­ния по объектам инвестирования, чтобы пенсионные накопле­ния размещались только в надежные активы. К таким объек­там относятся:

  1. Государственные ценные бумаги Российской Федера­ции.
  2. Акции и облигации российских эмитентов.
  3. Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в России.
  4. Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях.
  5. Ценные бумаги международных финансовых органи­заций, допущенных к обращению на территории Российской Федерации.

Размещать пенсионные накопления в другие объекты ин­вестирования прямо запрещается. По законодательству Цен­тробанк РФ имеет право вводить дополнительные ограниче­ния по использованию перечисленных активов как объектов инвестирования. Например, размещать средства в российские ценные бумаги можно только в том случае, если они имеют обращение на организованном рынке ценных бумаг.

Инвестирование в ценные бумаги зарубежных эмитентов возможно только путем приобретения паев, долей, акций в индексных инвестиционных фондах. Этот способ инвестиро­вания является наиболее надежным и низкозатратным. Но даже в этом случае законодательство устанавливает серьезные ограничения по объемам средств, которые инвестируются в зарубежные активы, и жесткие требования к выбору инвести­ционных фондов.

По законодательству, пенсионные накопления в НПФ определяются как совокупность средств, находящихся в соб­ственности фонда и предназначенных для выполнения обяза­тельств перед застрахованным лицом в соответствии с догово­рами об обязательном пенсионном страховании.

К необходимым расходам на инвестирование пенсион­ных накоплений следует отнести оплату услуг Управляющих компаний, специализированного депозитария, аудиторов, страховых компаний и других участников. Оплата необходи­мых расходов Управляющей компании производится Пенси­онным Фондом с одновременной передачей средств пенсион­ных накоплений. Порядок расчетов определяется договором доверительного управления.

Законодательство регулирует основные положения и правила заключения Договоров, связанных с этими расхода­ми. Договор со специализированным депозитарием заключа­ется на 5 лет, договор доверительного управления с Управляю­щей компанией действует не более 15 лет, а с государственной управляющей компанией - не более 5 лет.

Специализированный депозитарий и управляющие ком­пании отбираются на конкурсной основе. По результатам кон­курсов выбираются один специализированный депозитарий и несколько управляющих компаний, что дает возможность выбора и создает стимулы для их более эффективной работы.

Повышение доходности от инвестирования средств пен­сионных накоплений во многом достигается за счет расши­рения списка инструментов, в которые законодательством разрешается вкладывать средства, а также проведения более активной инвестиционной политики.

Пенсионная система Российской Федерации испытывает в настоящее время значительные трудности в области раци­онального инвестирования средств пенсионного накопления. Причиной является отсутствие достаточного количества ин­струментов, которые могут гармонично подходить по всем трем параметрам: удовлетворение законодательству, обеспе­чение хорошей доходности и сохранение сформировавшегося уровня государственных пенсионных гарантий.

В то же время коллективные инвесторы НПФ должны играть более значительную роль на рынке вторичных ценных бумаг, поскольку имеют дело с «длинными деньгами», чей инвестиционный горизонт в развитых странах достигает не­скольких десятилетий. Долгосрочные инвестиции всех других игроков финансового рынка планируются на значительно бо­лее короткие сроки.

Операции с «длинными деньгами» имеют свои особен­ности. Они заключаются в долгосрочном периоде накопления денег, в консервативной политике инвестирования средств, в обеспечении надежности вложений в НПФ, в необходимости защиты интересов и прав участников фонда, которые являют­ся будущими пенсионерами.

Нормативно-правовое регулирование и контроль за дея­тельностью паевых инвестиционных фондов и негосударствен­ных пенсионных фондов в Российской Федерации определяет порядок организационно-финансовых отношений участников коллективного инвестирования и предусматривает строгий контроль за движением финансовых ресурсов, что повышает надежность и инвестиционную привлекательность рынка кол­лективных инвестиций.

ИПАТЬЕВ Иван Романович
студент, соискатель кафедры финансовых рынков и банков Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Пенсионные и страховые взносы, которые аккумулируют негосударственные пенсионные фонды, представляют собой ценные инвестиционные ресурсы для экономики. Негосударственные пенсионные фонды располагают достаточно большими объемами долгосрочных ресурсов, наиболее востребованных финансовым рынком. Важная социальная роль, которую играют эти ресурсы для пенсионного обеспечения населения, предопределяет особенности организации инвестиционной деятельности НПФ.

Размещение пенсионных резервов и инвестирование пенсионных накоплений осуществляются на принципах:

  • 1) обеспечения сохранности указанных средств;
  • 2) обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;
  • 3) определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;
  • 4) учета надежности ценных бумаг;
  • 5) информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для НПФ, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;
  • 6) прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, СД и подконтрольности им;
  • 7) профессионального управления инвестиционным процессом.

Два вида деятельности, которые осуществляют НПФ, - негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование - предопределяют специфику их инвестиций.

Совокупность средств, которые предназначены для исполнения НПФ обязательств перед участниками по пенсионным договорам составляют пенсионные резервы. А совокупность средств, предназначенных для исполнения обязательств НПФ перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об ОПС, - пенсионные накопления.

Пенсионные резервы и пенсионные накопления размещаются в инструменты различных сегментов финансового рынка с целью получения дохода.

Обратите внимание!

НПФ может самостоятельно инвестировать пенсионные резервы, а также передать их в доверительное управление одной или нескольким УК.

Размещаются средства пенсионных резервов исключительно в целях их сохранения и прироста в интересах участников. Требования по формированию состава и структуры пенсионных резервов устанавливаются Банком России.

Правила размещения пенсионных резервов и порядок контроля над их размещением устанавливает Банк России.

Перечень объектов инвестирования, в которые НПФ вправе самостоятельно размещать средства пенсионных резервов, ограничен ст. 24.1 Закона «О негосударственных пенсионных фондах». К разрешенным объектам инвестирования пенсионных накоплений отнесены государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и другие объекты, предусмотренные Банком России.

Чтобы расширить перечень объектов инвестирования, НПФ организуют размещение средств пенсионных резервов через УК.

Обратите внимание!

НПФ, осуществляющий деятельность по ОПС, не вправе самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений. Активы, сформированные за счет пенсионных накоплений, он обязательно передает в доверительное управление одной или нескольким УК.

Эти активы формируют инвестиционный портфель НПФ по ОПС. УК, в свою очередь, может иметь в управлении инвестиционные портфели, полученные от нескольких НПФ.

Запрещенные и разрешенные объекты, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений, представлены ниже.

Разрешенные объекты инвестирования:

  • государственные ценные бумаги Российской Федерации;
  • государственные ценные бумаги субъектов РФ;
  • облигации российских эмитентов, в том числе субординированные облигации;
  • акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
  • паи паевых инвестиционных фондов, в том числе паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов, перечень которых устанавливается Банком России;
  • ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
  • депозиты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях, в том числе субординированные депозиты;
  • иностранная валюта на счетах в кредитных организациях;
  • ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации;
  • облигации иностранных эмитентов, проспект которых содержит норму или нормы о том, что доходы от размещения таких облигаций передаются российскому юридическому лицу и (или) российское юридическое лицо несет солидарную ответственность по обязательствам по таким облигациям.

Запрещенные объекты инвестирования:

  • ценные бумаги, эмитентами которых являются управляющие компании, брокеры, специализированный депозитарий и аудиторы, с которыми фондом заключены соответствующие договоры;
  • ценные бумаги эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства) либо в отношении которых такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет.

Обратите внимание!

Неотъемлемой частью договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов является инвестиционная декларация. В ней зафиксированы цели инвестирования, инвестиционная политика УК, перечень активов, в которые можно инвестировать средства, риски, а также требования к структуре активов. Инвестиционную стратегию при размещении пенсионных резервов и инвестировании пенсионных накоплений определяет НПФ.

К структуре инвестиционного портфеля НПФ законодательство также предъявляет требования (ст. 36.15 Закона «О негосударственных пенсионных фондах») (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Требования к структуре инвестиционного портфеля НПФ

Окончание табл. 9.1

Вид активов

Максимальная доля в инвестиционном портфеле НПФ

Депозиты в кредитной организации и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией

Ценные бумаги, эмитированные аффилированными лицами ([зонда, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария

Депозиты в кредитных организациях, являющихся аффилированными лицами фонда, управляющей компании

Акции одного эмитента

10% капитализации эмитента

Облигации одного эмитента (исключение: государственные ценные бумаги Российской Федерации; ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией; ипотечные ценные бумаги)

40% совокупного объема облигаций эмитента в обращении

Ценные бумаги одного эмитента (исключение: государственные ценные бумаги Российской Федерации; ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией; ипотечные ценные бумаги)

50% совокупного объема ценных бумаг эмитента в обращении

Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях

Определяет Банк России

Ценные бумаги иностранных эмитентов

Прочие виды разрешенных активов

Определяет Банк России

Структура инвестиционного портфеля НПФ может быть определена в форме инвестиционного индекса. Расчет величины инвестиционного портфеля НПФ проводится по рыночной стоимости.

Договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений должен содержать индикатор финансового рынка , применяемый для определения эффективности управления пенсионными накоплениями.

В рамках организации процесса инвестирования пенсионных накоплений и пенсионных резервов НПФ заключает договоры с УК, СД, другими субъектами и участниками отношений по НПО и О ПС.

СД контролирует, как НПФ и УК распоряжаются пенсионными резервами и пенсионными накоплениями, а также активами, в которые они размещены. Он дает НПФ и УК предварительное согласие на совершение операций с денежными средствами, ценными бумагами (исключение - сделки с ценными бумагами на организованных торгах) и другим имуществом.

Финансовый результат от размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений формируется из дохода но ценным бумагам (дивиденды и проценты) и банковским депозитам, а также из чистого финансового результата от реализации активов и от изменения рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки.

На пополнение пенсионных резервов и пенсионных накоплений направляется не менее 85% дохода, полученного НПФ от их размещения, после вычета вознаграждения УК и СД.

Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, установленное договором, а также на возмещение разумных необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении. Договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений может заключаться на срок не более 15 лет.

Оплата расходов, связанных с размещением пенсионных резервов и инвестированием пенсионных накоплений, производится, соответственно, из средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.

Учет пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ ведет обособленно.

Результаты инвестирования средств пенсионных накоплений учитываются НПФ на пенсионных счетах накопительной пенсии, а результаты от размещения средств пенсионных резервов учитываются НПФ при формировании обязательств перед вкладчиками и участниками.

Перед НПФ стоит сложная, противоречивая задача - сохранить и приумножить средства будущих пенсионеров.

Инвестиционная политика НПФ - это основные направления использования накопленных фондом финансовых ресурсов для обеспечения ожидаемого инвестиционного дохода при соблюдении установленных государством инвестиционных ограничений. Отсюда следует, что обоснование инвестиционной политики предполагает Аранжереев М. М., Как обеспечить достойную старость или возможности негосударственных пенсионных фондов - М.: ЭКСМО, 2006.:

Выбор стратегических целей, то есть направления инвестирования;

Формирование инвестиционных предпочтений (объектов инвестирования);

Установление инвестиционных ограничений (предельных величин количества того или иного вида активов).

Если установление ограничений является прерогативой государства или органов, осуществляющих от его имени контроль за деятельностью НПФ, то выбор инвестиционных целей и предпочтений является функцией НПФ и управляющей компанией.

Взаимоотношения между фондом и компанией регламентируются договором. Предметом договора является поручение компании действовать в качестве инвестиционного консультанта и осуществлять управление активами.

При заключении договоров между НПФ и управляющей компанией устанавливаются трастовые отношения. Компания обязуется осуществлять инвестирование аккумулированных НПФ средств в интересах участников фонда и в рамках определяемых им требований. За свои услуги по управлению активами компании получает от НПФ соответствующие комиссионные, которые обычно составляют от 3% до 7% стоимости управляемых активов.

Решающее значение для формирования инвестиционной политики НПФ имеет обоснование стратегических целей инвестирования. Они обуславливаются, с одной стороны, общей целевой направленностью инвестиционной политики фонда, с другой фактически конъюнктурой, сложившейся на финансовом рынке и ожидаемыми тенденциями ее изменениями.

Необходимость выбора целевой направленности инвестиционной политики НПФ обусловлено тем, что разные виды активов, в которые могут быть вложены инвестиционные ресурсы НПФ, отличаются по двум альтернативным параметрам Воронцовский А.Г. Инвестиции и финансирование // Спб., Питер. - 2006. - С. 298:

Эффективность;

Надежность.

Первый из них измеряется нормой доходности от инвестиций, то есть величиной дохода на единицу вложенных средств, тогда как второй - степенью риска при размещении инвестиционных ресурсов. В этом направлении имеются три возможности для характеристики применяемых стратегий Власенко А. Формирование инвестиционного портфеля НПФ. // Пенсионные фонды. - 2001. - №4. - С.24-25.:

Венчурная стратегия, при которой делается прежде всего ставка на высокодоходные направления вложений при высоких значениях риска;

Умеренная стратегия, при которой инвестор стремится к оптимальному сочетанию доходности и надежности вложений;

Консервативная стратегия, рассчитанная на минимальный риск при приемлемых уровнях доходности инвестиций.

Если в зарубежных странах большинство НПФ предпочитает умеренную стратегию, то в России наибольшей популярностью пользуется консервативная инвестиционная стратегия. Ее выбирают 53% российских НПФ, 28% проводят венчурную стратегию и лишь 19% НПФ придерживаются умеренных позиций. Это в основном объясняется тем, что нестабильные экономические и политические условия резко сужают возможность осуществлять достаточно эффективные, но малорисковые инвестиции.

При выборе стратегических целей инвестиционного процесса, формирование инвестиционных предпочтений должны учитываться в установленные государством инвестиционные ограничения.

С целью осуществления своей деятельности фонд разрабатывает правила, которые утверждаются советом фонда. В соответствии с «Законом о негосударственных пенсионных фондах»: правила фонда - это документы, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам (пенсионные правила фонда), договором об обязательном пенсионном страховании (страховые правила фонда).

Правила фонда определяют основные обязанности и права фонда в отношении юридических и /или физических лиц перечисляющих целевые взносы, и физических лиц, в пользу которых эти взносы производятся, порядок ведения именных счетов, предлагаемые фондом варианты порядка и условий внесения целевых взносов и осуществления выплат (пенсионные схемы).

В правилах фонда должны быть регламентированы:

1. Основания для получения негосударственной пенсии;

2. Обязательства и ответственность фонда, вкладчиков и участников;

3. Порядок ведения именных (солидарных) пенсионных счетов;

4. Порядок наследования средств, отраженных на именных (солидарных) пенсионных счетах;

5. Порядок информирования вкладчиков и участников фонда о состоянии пенсионных счетов;

6. Порядок оформления договоров по соответствующим вариантам пенсионных схем.

В каждом договоре, заключаемом между вкладчиком и фондом, определены пенсионные схемы, по которым вкладчик обязуется выплачивать пенсионные взносы. В соответствии с «Законом о негосударственных пенсионных фондах»: пенсионная схема - это совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий. Существует два основных типа пенсионных схем Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Некоммерческие организации в России. - 2002.- №5.: негосударственный пенсионный фонд

1. Пенсионная схема с установленными размерами пенсионных взносов - пенсионная схема, в которой устанавливается размер пенсионных взносов и порядок их поступления, а размеры и период выплаты негосударственной пенсии устанавливается после приобретения участником права на выплату ему пенсии, исходя из пенсионных сумм;

2. Пенсионная схема с установленными размерами пенсионных выплат - пенсионная схема, в которой участникам фонда гарантируется определенный размер выплаты при условии поступления в установленном размере и порядке пенсионных взносов от вкладчиков фонда.

Требования к пенсионным схемам применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения определяются Правительством Российской Федерации.

В целях осуществления своей деятельности негосударственный пенсионный фонд производит активные и пассивные операции.

Основой пассивных операций фонда являются ресурсы, поступающие от корпораций, предприятий, а также взносы рабочих и служащих, обычно составляющие 20-30 % всех поступлений. Доля взносов колеблется по разным корпорациям, предприятиями странам. Чем мощнее и богаче корпорация, тем меньше доля взносов рабочих и служащих. Особенность накопления капитала заключается в том, что он формируется за счет взносов предпринимателей, рабочих и служащих, аккумулируемых так же, как и при страховании жизни, на довольно длительные сроки - 10 и более лет.

Основой активных операций является инвестирование активов в ценные бумаги. Почти 80% активов фондов составляют ценные бумаги частных корпораций. При этом свыше 30% активов приходится на обыкновенные акции, что позволяет фонду активно влиять на политику корпорации.

В соответствии с «Правилами инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов» активы фондов могут быть размещены в Колобаев О.М. Размещение пенсионных резервов - инвестиционная деятельность НПФ. // Пенсия. - 2000. - №11. - с.44-48.:

Ценные бумаги Правительства Российской Федерации;

Ценные бумаги органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Банковские вклады (депозиты);

Ценные бумаги других эмитентов;

Недвижимое имущество;

Валютные ценности;

Денежные средства на расчетном счете.

К ценным бумагам, в которые в соответствии с Правилами могут быть инвестированы активы фондов, относятся облигации, акции, векселя, депозитные сертификаты.

Размещение пенсионных активов осуществляется на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации в соответствии с правилами размещения пенсионных активов фондов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Предоставление займов и кредитов юридическим и физическим лицам;

Ложение в интеллектуальную собственность;

Существление торгово-посреднической, банковской и производственной деятельности;

Заключение договоров купли-продажи кроме заключаемых по перечисленным выше объектам инвестирования;

Оплата расходов по ведению дел фонда и т.п.

Понятие ликвидности означает способность пенсионных активов менять свою форму без ощутимых материальных потерь для владельца.

Понятие доходности представляет собой свойство, характеризующее доход от размещаемых активов в количественном выражении.

Понятие диверсификации означает необходимость вложений средств фондов в разнообразные источники доходов.

Запрещается инвестирование активов по следующим направлениям:

Предоставление займов (кредитов) физическим и юридическим лицам;

Вложение в интеллектуальную собственность;

Осуществление торгово-посреднической, банковской и производственой деятельности.

Активы НПФ не могут служить предметом залога и уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта. В соответствии с действующими в России нормами инвестирования активов фондов должно отвечать следующим требованиям:

В ценные бумаги Правительства Российской Федерации всех видов, за исключением дисконтных векселей, должно быть размещено не менее 30% общей суммы активов;

В целях соблюдения принципов диверсификации в один объект инвестиций, кроме инвестирования в ценные бумаги Правительства Российской Федерации, не должно быть размещено более 10% от общей суммы активов.

Активы фондов могут размещаться в ином порядке, нежели предусмотрено установленными Правилами, при соблюдении действующего законодательства Российской Федерации и по согласованию с Инспекции НПФ. При этом фонды и компании несут ответственность за выполнение Правил и соблюдении экономических нормативов надежности и платежеспособности, утверждаемых Инспекций. Действие Правил не распространяется на инвестиционную деятельность фондов в отношении собственных средств.

Контроль за соблюдением Правил осуществляется Инспекцией на основании квартальных отчетов фондов по формам, утверждаемым Инспекцией. При неисполнении предписаний Инспекции, непредставлении отчетности или представлении недостоверной отчетности Инспекция применяет к фонду санкции в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 792 « Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов». Постановлением Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 792 « Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов».

Степень финансовой устойчивости и платежеспособности НПФ и компаний по управлению их активами нуждается в постоянном отслеживании и оценке с помощью особой системы показателей.

Минэкономразвития пытается стимулировать НПФ к инвестированию средств пенсионеров в инновационные компании и проекты. С учетом повышенных рисков и регуляторных ограничений фонды пока воспринимают предложение скептически

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Министерство экономического развития ищет возможности привлечь негосударственные пенсионные фонды (НПФ) к инвестированию накоплений граждан в российские высокотехнологичные компании. Ведомство разослало фондам два письма (копии есть в распоряжении РБК), в которых поинтересовалось, в какие инновационные компании и проекты они готовы инвестировать средства будущих пенсионеров и сколько они готовы в них вложить. Министерство изучает мнение фондов с целью увеличить количество инновационных компаний, акции и облигации которых котируются на Московской бирже, следует из одного из документов.

Хайтек на бирже

С июля 2009 года на Московской бирже действует сектор для высокотехнологичных компаний «Рынок инноваций и инвестиций» (РИИ), созданный вместе с «Роснано». Основная задача РИИ, как указано на сайте биржи, — содействие привлечению инвестиций, прежде всего в развитие малого и среднего предпринимательства инновационного сектора российской экономики. Сейчас на Московской бирже в секторе РИИ торгуются бумаги 16 компаний, в том числе двух паевых инвестиционных фондов. По данным биржи, среднедневной объем торгов акциями компаний сектора РИИ в 2017 году возрос по сравнению с 2016 годом на 80% и составил 90 млн руб. Общая капитализация компаний сектора превышает 360 млрд руб.

Пенсии — в инновации

У Минэкономразвития нет полномочий, чтобы расширить список финансовых инструментов, разрешенных НПФ для инвестиций. Однако оно может направить свои предложения в Банк России, который контролирует работу фондов и принимает решения относительно их инвестиционной политики. Министерство хочет оценить заинтересованность НПФ в инвестициях в инновационные компании при условии участия в их капитале институтов развития, а также объемы таких инвестиций. Письмо за подписью заместителя министра экономического развития Олега Фомичева получили Банк России, Ассоциация НПФ (АНПФ), Национальная ассоциация НПФ (НАПФ) и 11 крупнейших пенсионных фондов.

«Вместе с «Рынком инноваций и инвестиций» Московской биржи министерство реализует проект по поддержке высокотехнологичных (инновационных) компаний к проведению IPO и размещению корпоративных облигаций на российском рынке, а также реализует мероприятия, направленные на привлечение инвестиций в инновационный сектор экономики РФ», — говорится в другом письме за подписью директора департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития Артема Шадрина.

В июле позапрошлого года НПФ сделали первый шаг к высоким технологиям — им до 5% пенсионных накоплений под управлением в акции инновационных компаний биржевого сектора Московской биржи «РИИ-Прайм». По данным Московской биржи, сейчас «РИИ-Прайм» представляют всего два эмитента, из которых акции предлагает лишь один — Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) (второй — «Роснано» — эмитент облигаций). В условиях сравнительно низкой ликвидности бумаг этого недостаточно для массового привлечения пенсионных средств в сектор, указывает президент АНПФ Сергей Беляков.

О расширении возможностей инвестирования пенсионных денег в высокотехнологичные компании в декабре прошлого года говорил первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Но, по его мнению, для этого сначала необходимо убедиться в устойчивости НПФ. «Любые изменения правил инвестирования могут обсуждаться только после апробации на практике обязательного стресс-тестирования НПФ, которое вступает в силу с 22 февраля», — заявил РБК представитель ЦБ, не комментируя при этом предложение министерства. В Минэкономразвития не ответили на запрос РБК.

Много риска

Опрошенные РБК фонды, входящие в десятку крупнейших по объему пенсионных накоплений, сходятся во мнении, что инициатива Минэкономразвития интересная, но воплотить ее в жизнь будет трудно. Участие НПФ в высокотехнологичных проектах, во-первых, создаст новую область для вложения пенсионных средств, увеличит количество эмитентов, доступных для инвестирования средств пенсионных накоплений, обеспечит возможность диверсификации портфеля НПФ, а во-вторых, позволит развиваться новым компаниям, перечисляет гендиректор ФГ «Будущее» Марина Руднева. Поддержка высокотехнологичных компаний важна для повышения уровня цифровой экономики страны, соглашается глава инвестиционного департамента НПФ «Сафмар» Андрей Есин.

Но для фондов очень важно соотношение риска и доходности бумаг, отмечает директор департамента риск-менеджмента НПФ электроэнергетики Александр Сметанин. По действующим нормативам фонды могут инвестировать в активы с повышенной степенью риска только 10% портфеля. «Трудно сказать, как можно будет аргументировать целесообразность таких инвестиций, как они повлияют на результаты стресс-тестов, как в перспективе отразятся на фидуциарной ответственности (материальной ответственности руководства фонда перед клиентами. — РБК )», — добавляет он.

Инвестиции в инновационные компании ранее уже обсуждались в Минэкономразвития, однако интереса со стороны НПФ не вызвали, рассказывает первый вице-президент НАПФ Сергей Эрлик. «Главная причина — в отсутствии хороших проектов, с хорошей доходностью и минимальными рисками», — говорит он. В условиях рейтинговых агентств, условий инвестирования пенсионных накоплений со стороны регулятора, а также в преддверии и фидуциарной ответственности фонды не проявляют спроса на новые высокорисковые инвестиции, уточняет Беляков.

Для НПФ установлено множество ограничений на инвестирование пенсионных денег, и для того чтобы они могли вложить средства в высокотехнологичную компанию, ее ценные бумаги должны отвечать установленным регулятором требованиям, добавляет Есин. Например, фонды всегда присматриваются к уровню риска по бумагам, а «РИИ-Прайм» — высокорисковый сектор. Сектор рынка инновационных компаний еще очень молод и узок, его характеризует повышенный уровень рисков, соглашается директор по рискам НПФ Сбербанка Андрей Журихин. НПФ являются консервативными инвесторами, венчурные инвестиции — это немного другой профиль, отмечает Сметанин. «Нам было бы интересно получить дополнительные гарантии государства о сохранности инвестиций НПФ», — продолжает Есин, оговариваясь, что в портфеле НПФ «Сафмар» «есть крайне ограниченное количество ценных бумаг этого сектора». В «ВТБ Пенсионный фонд» РБК сообщили, что инвестиций в высокотехнологичные проекты у фонда нет. Остальные НПФ не стали раскрывать детали своих портфелей.

«В случае если такие бумаги будут удовлетворять нашим критериям (надежные финансовые инструменты, соответствующие действующему законодательству и нашей инвестиционной стратегии), мы будем готовы рассматривать их приобретение», — заявила гендиректор «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская.

Мало гарантий

Опрошенные РБК фонды, однако, оговариваются: если изменятся требования регулятора, появятся новые эмитенты и государство разделит риски с НПФ, то новые высокотехнологичные проекты будут им интересны. Нужны механизмы оценки рисков таких компаний — аналоги рейтингов надежности, а также определенные гарантии со стороны институтов, ответственных за инновационное развитие, — «Роснано» и ВЭБа, считает Руднева.

Если бы инвестиции в инновационный сектор не ограничивались нормативами, это помогло бы привлечь пенсионные накопления в высокотехнологичные проекты. «Помочь могла бы и какая-либо форма гарантий от государства или крупных институтов развития, в том числе гарантия ликвидности бумаг, а также ограничение фидуциарной ответственности по инвестициям в инновационный сектор», — добавляет Беляков. Для НПФ было бы важно разделить ответственность за участие в них с государством, резюмирует Эрлик.

В данной статье речь пойдёт о достаточно новом и местами противоречивом методе инвестиций - это инвестиции в негосударственные пенсионные фонды (далее НПФ).
Сами НФП появились в России еще в 90-е годы, но большого распространения не имели. В настоящее время, после изменения законодательства в части пенсионных накоплений, НПФ получили высокое развитие и интерес среди населения.

Что такое НПФ?

Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая организация, которая принимает взносы от участников, осуществляет управление ими с целью сохранения денежных средств и их увеличения впоследствии. НПФ выступают альтернативой Пенсионному фонду РФ.
Взаимоотношения фонда и участников, строятся на подписании договоров, в котором оговорены все условия по осуществлению взносов и последующих выплатах, о сроках действия программы страхования и прочее. Деятельность НПФ строго регулируется законодательными актами РФ.

В чем смысл инвестирования в НПФ?

Программы накопительного страхования, которые сейчас предлагают крупнейшие игроки на рынке, имеют обширный характер, и цели страхования могут быть разнообразными. Например:
. Увеличение размера пенсии, за счет участия в НПФ (в идеале нескольких). При такой схеме человек при достижении пенсионного возраста будет получать пенсию сразу из нескольких источников, т.е. государственную пенсию и выплаты из НПФ;
. Страхование жизни от несчастных случаев, потери трудоспособности и других непредвиденных ситуаций;
. Накопление определенной суммы к конкретному сроку, например, необходимо сделать накопления к совершеннолетию ребенка с целью получения хорошего образования;
. Накопление денежных средств для дорогостоящих покупок, дома, квартиры, машины. Инвестирование в НПФ позволит обезопасить себя от инфляции и застрахует от несчастных случаев.

На какой доход можно рассчитывать?

Точного ответа здесь никто не даст, поскольку все НПФ инвестируют денежные средства участников в высоколиквидные финансовые инструменты (акции, облигации), стоимость которых сильно зависит от многих экономических и политических факторов. Тем не менее, ни один из фондов по результатам года, не может показать отрицательную доходность. Это запрещено законодательно. Ели фонд сработал в убыток, то в своих отчетах он покажет нулевую доходность, а потери будет компенсировать за счет собственных средств.
В среднем успешные фонды показывают доходность на уровне доходности банковского вклада +/- два процента.

Как выбрать надежный НПФ?

Стоит обратить внимание на рейтинг надежности НПФ, на доходность за прошлые периоды и общий срок работы фонда. В интернет можно найти много сервисов, которые предоставляют рейтинги фондов. Для примера, довольно удобный сервис . Здесь можно увидеть каким фондам удается обогнать инфляцию и получить доходность выше средней.

Преимущества инвестирования в НПФ.

Возможность самостоятельно принимать участие в формировании своих будущих пенсионных отчислений.
. Возможность получать пенсию не только от государственного ПФ. Как было сказано выше, инвестор может иметь несколько пенсионных программ в разных НПФ и при выходе на пенсию, получать ежемесячные платежи и от ПФР и от НПФ.
. Государственное регулирование деятельности НПФ. Несмотря на то, что НПФ могут инвестировать средства участников по своему усмотрению, они обязаны действовать в рамках законов, контролирующих их деятельность. Так, к примеру, список финансовых инструментов, в которые могут вкладываться НПФ, утвержден государством. Таким образом, участники фонда могут быть уверены, что их средства никогда не будут инвестированы в рисковые инструменты.
. Налоговые вычеты. Размер взносов в НПФ уменьшает налогооблагаемую базу, как участника фонда, так и его работодателя.
. Возможность защитится от реформирования пенсионной системы РФ. В последние годы регулярно приходится слышать о том, что может быть пересмотрен возраст выхода на пенсию, что пенсионные накопления могут быть заморожены и переданы для выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Никто не может дать гарантии, что сегодняшние молодые специалисты будут получать достойную государственную пенсию. НПФ дает хоть какой-то выбор в данной ситуации.
. Свобода выбора НПФ. Если выбранный фонд не устроил инвестора по тем или иным причинам, он всегда может свободно перевести свои пенсионные накопления в другой выбранный фонд, отвечающий его требованиям.
. Прозрачность деятельности НПФ. Участники фонда в любой момент могут получить доступ к результатам деятельности фонда и оценить их на приросте своего счета. В случае с ПФР узнать размер накопленного дохода и отчислений можно лишь раз в год.
. Наследуемость пенсионных накоплений.

Полезное видео

Публикации по теме