Исключительно из местных бюджетов финансируются. Финансирование деятельности муниципальных предприятий

Расходы местных бюджетов - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, управлением и развитием экономики и социальной сферы административного района или города.

Расходная часть местного бюджета включает довольно большой перечень видов расходов, которые финансируют органы местного самоуправления.

Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы на:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организацию, содержание и развитие учреждений непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления);
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организацию утилизации и переработки бытовых отходов;
  • содержание мест захоронения;
  • организацию транспортного обслуживания населения;
  • содержание учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрану окружающей природной среды;
  • реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;
  • проведение муниципальных выборов и референдумов;
  • прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения.

Через территориальные финансы органы представительной и исполнительной власти местного самоуправления активно проводят социальную политику. Им предоставлено право определять виды и структуру расходов местного бюджета на социально-культурные мероприятия.

Органы власти из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования (школ и дошкольных учреждений), здравоохранения (поликлиник, больниц), учреждений культуры (клубов, музеев, театров, киноустановок) и многих других учреждений непроизводственной сферы. Финансирование этих учреждений в ряде районов составляет более половины расходов бюджета. Из местных бюджетов осуществляется финансирование жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство населенных мест. В ряде районов осуществляется финансовая поддержка за счет местных бюджетов развития в регионе муниципальной промышленности, а также и сельского хозяйства.

Согласно Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений” и Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” расширены права и повышена ответственность органов местного самоуправления в формировании и использовании финансовых ресурсов, конкретизированы расходные обязательства. Все это должно положительно сказаться на укреплении местных финансов.

Большое место в укреплении местных финансов принадлежит улучшению взаимоотношений местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории, которые должны строиться на договорной основе. Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета. Они должны участвовать в финансировании природоохранных мероприятий (охрана окружающей среды), мероприятий по развитию систем водоснабжения и канализации, мусороперера- ботки и захоронении бытовых отходов. Промышленные предприятия финансируют работы по поддержанию в надлежащем виде дорог в районе и прилегающих к ним участков.

В последние годы в практику на местах внедряется метод долевого участия предприятий с органами самоуправления в создании объектов инфраструктуры.

Перед органами самоуправления стоит задача обеспечить развитие инициативы и самостоятельности граждан в решении вопросов социально-экономического развития территорий, охраны окружающей среды. Отсюда следует планирование расходов сделать гласным, привлекать население к обсуждению проблем бюджетов по финансированию расходов.

Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти, местного самоуправления в виде принятия решения, после чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на использование бюджетных средств.

Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета и осуществляется через банки, которые обязаны выполнять эти операции без взимания комиссионного вознаграждения.

Бюджетные организации и учреждения исполняют расходную часть бюджета, получая из него предусмотренные денежные средства для осуществления своей деятельности. Бюджетные организации должны иметь сметы расходов, в соответствии с которыми и осуществляется финансирование расходов. В сметах бюджетных организаций финансирование предусматривается по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения и капитальный ремонт.

Осуществлен перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов высокодотационных субъектов Федерации и субъектов, не обеспечивающих своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетных организаций.

Территориальные органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ продолжают перевод на казначейскую систему исполнения всех бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов на договорной возмездной основе.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие бюджеты являются региональными и какие местными?
  • 2. Охарактеризуйте роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов.
  • 3. Какими полномочиями наделены органы власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений?
  • 4. Какими полномочиями наделены органы местного самоуправления в области бюджетных отношений?
  • 5. За счет каких основных источников формируются доходы бюджетов субъектов Федерации и местных?
  • 6. Какие налоги относятся к региональным и местным, формирующим доходы бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований?

В целях финансирования все муниципальные предприятия можно разделить на четыре категории:

1. Муниципальные предприятия, которые изначально и неизбежно убыточны. Очевидно, что сюда входят предприятия, оказывающие населению обязательные услуги, которые в соответствии с решениями органов государственной власти или решениями органов местного самоуправления должны предоставляться бесплатно.

2. Муниципальные предприятия, имеющие возможность частично работать на принципе хозрасчёта. Сюда относятся предприятия, оказывающие обязательные услуги населению и имеющие возможность получения доходов:

Услуги частично оплачиваются потребителем;

Определённый объём услуг предоставляется бесплатно, сверх этого объёма услуги предоставляются на платной основе;

Услуги и товары могут продаваться на коммерческой основе, но их социальная значимость требует установления предельного уровня тарифов и цен в зависимости от платежеспособности населения.

3. Полностью самофинансируемые предприятия, услуги которых полностью оплачиваются потребителями.

4. Муниципальные предприятия, которые учреждаются в расчёте на их коммерческий успех.

В качестве источников финансирования муниципальных предприятий могут выступать средства:

- местного бюджета, т.е. средства налогоплательщиков;

Внебюджетных фондов органов местного самоуправления;

Немуниципальных фондов, образовавшихся с участием органов местного самоуправления;

Независимых фондов;

Финансово–кредитных организаций, привлечённые средства;

Муниципальных предприятий (самофинансирование);

Других юридических лиц (привлечённые);

Физических лиц (займы, сборы, платежи).

Каким образом органы местного самоуправления и органы управления муниципальными предприятиями должны строить свою финансовую политику, чтобы субъекты финансирования были заинтересованы в направлении средств в эти предприятия? Укрупненно эти условия могут быть сформулированы следующим образом:

Обязанность финансировать;

Участие в прибыли;

Получение процентов на кредит;

Совпадение целей;

Получение части продукции;

Получение услуг.

По отношению к предприятиям первой группы, оказывающим услуги бесплатно, органы местного самоуправления должны исходить из обязанностей их финансирования.

По отношению к предприятиям второй группы, оказывающим обязательные услуги населению, но имеющим возможность получения самостоятельных доходов, из бюджетных средств возможно возмещение расходов на оказание бесплатных услуг, и разницу между реальной стоимостью и фактической ценой частично оплаченных услуг (обязательное бюджетное финансирование).

Третья группа предприятий должна существовать за счёт собственных средств. В отношении этих предприятий проводится политика на перевод их в категорию прибыльных.

Финансирование предприятий четвёртой группы из бюджетных средств недопустимо. Условием финансирования может быть участие в прибыли, при этом финансовая политика органов местного самоуправления по отношению к этим предприятиям должна быть гибкой: нельзя этим предприятиям предоставлять полную свободу распоряжения полученными доходами, так как их основная задача – пополнение муниципальной казны, но нельзя и полностью забирать заработные средства, так как пропадает стимул к эффективной деятельности. Нельзя также устанавливать высокие цены, даже если рынок это позволяет, так как основная функция местной власти – социальная.

Финансово–кредитные организации будут руководствоваться условием получения процентов на предоставленный кредит. Все другие организации и физические лица могут быть рассмотрены как потенциальные инвесторы в следующих случаях:

Расчёт на участие в прибыли;

Расчёт на получение части товаров и услуг (долевое строительство жилья);

Заинтересованность в благотворительной деятельности.

Рассмотрим, как применяется алгоритм решения вопроса о финансировании муниципальных предприятий на конкретном примере. Допустим, необходимо финансировать муниципальное строительное предприятие в целях строительства муниципального жилья. Определим, к какой категории объектов финансирования относится данное муниципальное предприятие.

Его нельзя рассматривать как убыточное, так как строительная деятельность может осуществляться на прибыльной основе. С другой стороны, оно не может быть заведомо прибыльным в связи с тем, что муниципальное жильё предоставляется либо бесплатно, либо на льготных условиях. То есть, данное предприятие относится к категории частично самофинансируемых. Следовательно, финансирование этого предприятия из средств местного бюджета или целевых внебюджетных фондов может осуществляться в той части, в которой не может быть произведено за счёт прибыли предприятия, получаемой от строительства других объектов на коммерческой основе.

Объём финансирования, выделяемого на строительство муниципального жилья, может быть недостаточен, поэтому необходимо определить, из каких ещё источников могут быть привлечены средства, и при каких условиях другие субъекты финансирования могут предоставить эти средства.

Остаётся ещё возможность привлечь заёмные средства (средства банков и других кредитных организаций), негосударственных и немуниципальных организаций, физических лиц.

При каких условиях субъекты финансирования могут принять решение о финансировании строительства?

1. Может возникнуть интерес к получению части продукции (жилья);

2. Получение прибыли за счёт продажи жилья.

Предложенный алгоритм имеет следующий вид:

1. Устанавливаются характеристики объекта финансирования;

2. Определяется собственная политика органов местного самоуправления по поводу финансирования объекта из муниципальных средств;

3. Определяется перечень предполагаемых внешних источников финансирования;

4. По отношению к каждому субъекту финансирования, принимающему решение о выделении средств, определяются возможные условия финансирования;

5. Субъектам финансирования направляются предложения;

6. По факту предложений, поступающих от потенциальных субъектов финансирования, принимается окончательное решение об объёме и порядке финансирования.

7.5 Контроль над деятельностью муниципальных предприятий

Каждое предприятие должно обладать большой степенью хозяйственной самостоятельности. Эта предпринимательская свобода необходима для успешного ведения дела и достигается она организационно-правовыми методами, в частности – выбором организационно-правовой формы предприятия, договора. Такая свобода предусматривается ГК РФ.

Но всё же такая самостоятельность не может быть безграничной по следующим причинам:

Социальная значимость для всего населения функций, которые призваны выполнять муниципальные предприятия;

Использование такими предприятиями средств муниципального бюджета;

Монопольное положение большинства муниципальных предприятий.

Эти причины говорят о необходимости установления контроля над деятельностью муниципальных предприятий и расходованием муниципальных средств.

Контроль над деятельностью муниципальных предприятий должен сочетаться с невмешательством муниципальных органов в оперативную деятельность, которая является компетенцией предприятий.

Возникает вопрос о поиске такой формы контроля, которая соответствовала бы всем критериям. Наиболее удачным инструментом контроля может быть создание Наблюдательного Совета в качестве органа, являющегося противовесом директору.

Компетенция Наблюдательного Совета.

Местный бюджет - структура создания и расходования бюджетных денег в отчетный период (как правило, один год). Основная цель местного бюджета - обеспечение выполнения функций и задач местными органами власти посредством своевременной реализации текущих обязательств.

Сущность местного бюджета

Суть муниципального (местного) бюджета и особенности его формирования хорошо изложена в Конституции РФ. Первоисточником является статья 132 (часть 1). Здесь указано, что у местных органов власти должен быть свой бюджет, который они же формируют, утверждают и реализуют. Одновременно с этим местные бюджеты городов и поселений являются составляющей частью одного консолидированного бюджета, сформированного для определенного региона.

В бюджетах небольших поселений могут быть учтены доходы и расходы каких-то отдельных сел или населенных пунктов, не относящихся к поселениям. План и правила создания, утверждения и выполнения оформленных смет должен определяться местными органами власти конкретных поселений.

Задача местных органов власти - сделать местный бюджет максимально прозрачным и сбалансированным. Одновременно с этим муниципальные средства должны формироваться и расходоваться с учетом федеральных законов касательно состава и объема местного долга, размера дефицита средств на местах, реализации бюджетного процесса, выполнения собственных обязательств (долговых и бюджетных) и так далее.

Муниципальные органы власти обязуются самостоятельно формировать бюджет, организовывать процедуру его утверждения, исполнять и контролировать целесообразность его расходования. При необходимости небольшое поселение может передавать указанные выше полномочия органам власти, осуществляющим управления местным районом (муниципальной администрацией).

Важная задача местных органов власти - периодическое предоставление отчетов по выполнению планов муниципальных бюджетов. В роли проверяющих органов в этом случае выступают региональные или федеральные государственные структуры. При этом контролируется не только корректность получения и расходования бюджетных финансов, но и соответствие отчетов нормам правовых актов РФ.

В структуре местного бюджета выделяется статья доходов, которая направляется на реализацию полномочий местной государственной власти и решение проблем на местном уровне. Здесь же рассматривается вопрос выделения субвенций, необходимых для осуществления местными структурами своих функций с учетом ФЗ РФ.

Муниципальные органы власти обязуются официально публиковать следующую информацию - решение по утверждению муниципального бюджета, его проект, отчет исполнения всех статей бюджетного плана, информацию о ходе реализации пунктов местного бюджета. Кроме этого, должна раскрываться в отношении численности сотрудников, расходов на содержание аппарата и так далее.

Жители поселения должны иметь возможность изучить отчет местных властей, если он не был опубликован. В этом случае возможно размещение необходимых данных на информационных стендах, на официальных страничках в сети и так далее.


Основным документом, регулирующим работу местных руководящих структур, а также участников процесса по утверждению, рассмотрению и контролю реализации местного бюджета, является положение о бюджетном устройстве. Такой документ сформирован с учетом законодательных норм субъекта РФ и ФЗ.

К структурам, имеющим право разрабатывать, пересматривать, утверждать и выполнять местный бюджет, можно отнести администрацию местной власти, главу района, представительский орган и ряд других специалистов (должностных лиц), на которые возложены такие обязательства.

Местный бюджет: структура доходной и расходной части

В основе любого местного бюджета лежит определенная группа доходов и расходов. Именно от грамотного управления этими компонентами зависит реализация планов и текущих проектов.

Доходные поступления местного бюджета .

Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти - разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

В соответствии с Бюджетным кодексом исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

· формирование муниципальной собственности и управление ее;

· организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

· организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

· муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

· благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

· организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

· держание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

· организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

· обеспечение противопожарной безопасности;

· охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

· реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

· обслуживание и погашение муниципального долга;

· целевое дотирование населения;

· проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства - 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи - 40%.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находится в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - от 60 до 80%.

В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.

Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размерам в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами, позволят стабилизировать финансовое положение нашей страны.

Заключение

В современных условиях все в большей степени региональные и местные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в социальном развитии территорий. Бюджет субъекта Федерации неразрывно связан с движением и перераспределением валового внутреннего продукта и национального дохода, создаваемого в секторе материального производства.

Социальная политика является приоритетным направлением деятельности государства, позволяющим реализовать права и гарантии гражданам, провозглашенные Конституцией РФ и другими законодательными актами. Реализация таких прав и гарантий предполагает предоставление гражданам социальных услуг для выравнивания уровня предоставления населению этих услуг во всех субъектах РФ и местных образованиях.

Значение бюджетов субъектов РФ заключается и в том, что они являются основными инструментами, через которые осуществляется региональная и местная финансовая политика, направленная на стабилизацию производства и обеспечение экономического роста. Огромна роль региональной и местной финансовой по­литики в решении острых социальных проблем.

Рассмотрели экономические сущности, структуры доходной и расходной части регионального и местного бюджета, и его влияние на решение социальных проблем.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс

2. Налоговый кодекс РФ.

3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2006.

4. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,

5. Никулина Е.В. Совершенствование формирования доходов региональных бюджетов. // Менеджмент в России и за рубежом, 2003, №7 .

6. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обуч. по эконом спец. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

7. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.

8. Справочно-правовая система Консультант Плюс.

9. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Закон РФ от 12 августа 1995 г.// Интернетhttp://info.khv.ru:8080/lawkhv

Расходы бюджета – это затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций.

Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ формируются с учетом:

– минимальных государственных социальных стандартов;

– нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг;

– единых методологических основ расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Минимальные государственные социальные стандарты – это государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

При этом органы государственной власти и местного самоуправления вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг с учетом имеющихся возможностей.

Минимальная бюджетная обеспеченность – это минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств бюджетов.

Расходы бюджетов зависят от объема бюджетных доходов. Однако и потребности государства в новых расходах инициируют поиск новых дополнительных источников доходных поступлений. Поэтому расходы находятся в органической взаимосвязи с доходами бюджетной системы.

В связи с тем, что бюджетные средства имеют многочисленные каналы использования, существует потребность их классификации, причем в соответствии с несколькими критериями.

В зависимости от их экономического содержания расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные. Такое деление устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, включающая:

1) средства на инновационную и инвестиционную деятельность (статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой);

2) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

3) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

4) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

5) другие расходы бюджета, включенные в его капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

Текущие расходы бюджетов – это часть расходов, обеспечивающая:

– текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений;

– оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование;

– другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

В зависимости от формы расходы бюджетов делятся:

1) на ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

2) средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

3) трансферты населению, в том числе ассигнования:

– на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством;

– осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

– компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

4) бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и другие обязательства);

5) субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

6) инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

7) бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам;

8) кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

9) кредиты иностранным государствам;

10) средства на обслуживание долговых обязательств, включая государственные или муниципальные гарантии.

Значительную долю в бюджетных расходах составляют расходы бюджетных учреждений , используемые исключительно на: оплату труда; перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды; трансферты населению; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения таких контрактов.

Следует иметь в виду, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов . Законодательством установлено, что государственный или муниципальный контракт – это договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах бюджета. Контракты размещаются, как правило, на конкурсной основе и включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.

Государственный или муниципальный заказ – это совокупность заключенных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

Бюджетные учреждения, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок.

Бюджетные учреждения, органы власти всех уровней, государственные и муниципальные заказчики, осуществляющие закупки на сумму не более 2000 МРОТ за один вид товара или услуг (за один контракт), ведут реестры закупок, в которых указываются следующие сведения: краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг; наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг; цена и дата закупки.

В законе о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов, предусмотренных законом о бюджете. Если же получатель бюджетных средств не выполняет этих условий, министр финансов РФ, руководитель соответствующего органа исполнительной власти на любом этапе исполнения бюджета блокирует расходы, связанные с выполнением определенных условий, впредь до их выполнения.

Важной статьей бюджетных расходов являются трансферты населению – главным образом средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат.

Бюджетные расходы осуществляются не только в форме безвозмездных и безвозвратных ассигнований, но и в форме бюджетных кредитов . Такой кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом положений Бюджетного кодекса и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Закон регламентирует способы обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита. Ими могут быть только:

– банковские гарантии;

– поручительства (за исключением поручительств органов исполнительной власти субъектов РФ);

– залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

При этом обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую ликвидность. Оценка имущества, предоставленного в обеспечение получения кредита, осуществляется в соответствии с законодательством.

Российскую Федерацию, субъект РФ, муниципальное образование в договоре о предоставлении кредита представляют государственные органы, органы местного самоуправления. Эти органы уполномочиваются в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, нормативными актами муниципальных образований.

Бюджетный кредит предоставляется после проведения проверки финансового состояния получателя финансовым или уполномоченным им органом. Проверка получателя может быть осуществлена в любое время действия кредита. Проводятся также проверки целевого использования кредита.

При утверждении бюджета на очередной год указываются:

– цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит;

– условия и порядок предоставления бюджетных кредитов;

– лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года;

– ограничения по субъектам использования кредитов.

К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.

Средства от возврата бюджетных кредитов отражаются в составе расходов бюджетов со знаком «минус». Иными словами, возврат бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими приравниваются к обязательным платежам в бюджет.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Государственным или муниципальным унитарным предприятиям бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетами.

Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов.

Как отмечалось ранее, формами оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики на текущее их функционирование являются, помимо прочего, субсидии и субвенции.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается:

– из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;

– бюджетов субъектов РФ – в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ;

– местных бюджетов – в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления.

В случаях нецелевого использования субсидий и субвенций в установленные сроки, а также в случаях их неиспользования в эти сроки они подлежат возврату в соответствующий бюджет.

На стадии исполнения бюджета нередко возникают так называемые кассовые разрывы – временная потребность в денежных средствах, вызванная тем, что расходы тому или иному бюджету необходимо профинансировать раньше, чем поступят в этот бюджет предусмотренные доходы. В этом случае прибегают к такому методу бюджетного регулирования, как бюджетная ссуда. Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Бюджетная ссуда отличается от субвенций и субсидий тем, что последние используются на стадии формирования бюджета, а первая – на стадии его исполнения.

Важнейшей статьей расходов бюджетов является финансирование бюджетных инвестиций . Расходы на такое финансирование предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо по решению соответствующих органов исполнительной власти.

Объекты государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сумме более 200 000 МРОТ, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты в эквивалентной части уставных капиталов и имущества передаются в управление органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Бюджетное законодательство предусматривает создание в расходной части бюджетов резервных фондов органов исполнительной власти и местного самоуправления. Одновременно в законодательстве содержится норма, запрещающая создание резервных фондов законодательных органов и депутатов законодательных органов.

Размер этих фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов бюджета. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами их законодательной власти при утверждении бюджетов на очередной год.

Целевое назначение средств резервных фондов – финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Федеральным бюджетом на очередной год предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1% утвержденных расходов бюджета. Резервный фонд Президента РФ расходуется на основании письменного распоряжения Президента на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных его указами. В законодательстве особо подчеркивается, что расходование средств резервного фонда Президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

Бюджетный кодекс, а также постановление Правительства РФ от 12.06.98 № 438 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины» предусматривают особый порядок финансирования расходов, не предусмотренных бюджетом . Если принимается федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней. При этом исключается увеличение дефицитов бюджетов.

Указанные виды расходов начинают финансироваться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.

Если расходы на реализацию законодательного акта не в полной мере обеспечены источниками финансирования в законе о бюджете указывается, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного акта.

Законы и иные правовые акты, определяющие расходование бюджетных средств, обладают разной юридической силой. Так, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом о бюджете, применяется закон о бюджете.

Бывают случаи, когда в процессе исполнения бюджета происходит увеличение объема поступлений доходов бюджета сверх сумм, установленных законом о бюджете. Дополнительные доходы в первоочередном порядке направляются на финансирование расходов, предусмотренных законодательными и нормативными актами, не обеспеченными или обеспеченными не в полной мере источниками финансирования.

Бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ имеют определенные полномочия по финансированию расходов. В этом смысле расходы подразделяются на четыре группы:

1) расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;

2) расходы, совместно финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований;

3) расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ;

4) расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

– обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении закона о федеральном бюджете на очередной год;

– функционирование федеральной судебной системы;

– осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении закона о федеральном бюджете на очередной год);

– национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

– фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

– государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

– государственная поддержка атомной энергетики;

– ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

– исследование и использование космического пространства;

– формирование федеральной собственности;

– обслуживание и погашение государственного долга РФ;

– компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

– пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

– проведение выборов и референдумов РФ;

– федеральная инвестиционная программа;

– обеспечение реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

– обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

– финансовая поддержка субъектов РФ;

– официальный статистический учет;

– прочие расходы.

Совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

– государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

– обеспечение правоохранительной деятельности;

– НИОКР, обеспечивающие научно-технический прогресс;

– обеспечение социальной защиты населения;

– обеспечение охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

– обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

– развитие рыночной инфраструктуры;

– обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

– обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ;

– обеспечение деятельности средств массовой информации;

– обеспечение получения общего образования;

– прочие расходы, находящиеся в совместном ведении.

Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней указанных расходов производятся по согласованию органов государственной власти соответствующих уровней и утверждаются законами о бюджетах.

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие расходы:

– обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

– обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

– проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

– обеспечение реализации региональных целевых программ;

– формирование государственной собственности субъектов РФ;

– осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

– обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

– оказание финансовой помощи местным бюджетам;

– обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

– компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

– прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие расходы:

– формирование муниципальной собственности и управление ею;

– организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

– организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

– муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

– благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

– организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

– организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

– обеспечение противопожарной безопасности;

– охрана окружающей среды на территориях муниципальных образований;

– реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

– обслуживание и погашение муниципального долга;

– целевое дотирование населения;

– проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

– финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Публикации по теме