К с мельников дом мастерская. Легендарный Дом Мельникова. Интерьер

Свернув с шумного Арбата в тихий Кривоарбатский переулок, трудно пройти мимо дома под номером 10, диковинного особняка цилиндрической формы, стоящего в глубине двора, чуть поодаль от деревянного забора. Это Дом Мельниковых. Уникально здесь всё: и проект, и игра с пространством, и царящая внутри атмосфера, и, самое главное, создатель – великий русский архитектор Константин Степанович Мельников, гений и новатор. Судьба не всегда благосклонна к гениям, и именно она позволила Константину Степановичу воплотить в родном городе лишь малую часть задуманных им проектов; реализуй он хотя бы половину – современная Москва была бы совсем иной.

В 1927 году Константин Мельников получил от властей земельный участок под строительство частного дома-мастерской в Кривоарбатском переулке. Сам факт получения подобного разрешения в стране, в те годы отвергавшей буржуазные ценности в виде индивидуального жилья в пользу домов-коммун, был сродни чуду, но Мельников – известный и востребованный архитектор, получающий заказы как на родине, так и из-за границы, автор советского павильона на Международной выставке декоративного искусства в Париже и большинства новых московских клубов – мест досуга для человека нового времени, и создатель первого саркофага для тела Ленина. Можно предположить, что именно этим объяснялась благосклонность власть имущих.

Проект собственного дома Мельникова был признан экспериментально-показательным, нового и экспериментального тут действительно было немало, например, форма здания в виде двух совмещенных цилиндров и особая конструкция стен – кирпичная кладка создавала ажурный каркас, благодаря чему строительство можно было удешевить; освободившиеся проемы в стене (их было около двух сотен) заполнялись строительными отходами, а остальные стали шестиугольными окнами. Процесс сооружения дома, окончательно построенного в 1929 году, вызвал немало слухов среди москвичей. Многие, например, всерьез утверждали, что под Арбатом строится подземный завод, а непонятные конструкции на поверхности – его трубы. И сегодня, когда с момента постройки минуло почти девяносто лет, Дом Мельникова выглядит как нечто инопланетное, но неизменно притягивающее всех, кто его когда-либо видел, поэтому давайте скорее зайдем внутрь.

Первая неожиданность, подстерегающая гостей, кроется сразу за входной дверью. Многие ожидают увидеть за ней буйство красок и форм, но здесь их не найти – посетителей встречает небольшая уютная передняя с вешалками для верхней одежды и полкой для головных уборов, на которой до сих пор лежат шляпы, принадлежавшие Константину Степановичу Мельникову и его жене, Анне Гавриловне. Чуть поодаль видна лестница на второй этаж, по которой нам ещё предстоит подняться, а пока, сворачиваем в коридор и попадаем в столовую, где почти ничего не напоминает об авангарде, разве что одно боковое шестиугольное окно. Небольшой буфет, стол овальной формы, стулья, светильник над столом – всё это создает эффект присутствия не в доме в самом сердце Москвы, а где-то на загородной даче. Кажется, что хозяева лишь ненадолго вышли на улицу по делам и скоро вернутся. На стене – написанные Виктором Мельниковым портреты членов семьи, особое место тут занимает портрет Анны Гавриловны Мельниковой, жены и музы, вдохновлявшей Константина Степановича на творчество.

Всё, что находится рядом со столовой, так же создает впечатление домашнего уюта: и кухня с предметами утвари – ровесниками дома, и две детские комнаты, и специальная гардеробная, где члены семьи переодевались после возвращения с улицы – наверх было принято подниматься только в домашней одежде. Проходя по коридору, нельзя не обратить внимания на небольшую лестницу вниз – спустившись по ней, мы ненадолго попадаем в подвал, где не только находится кладовая для продуктов, но и берут начало уникальные системы отопления и вентиляции, придуманные Константином Степановичем. Обе системы функционируют и сегодня – в доме, не оборудованном центральным отоплением и стеклопакетами, тепло даже в середине промозглого московского марта. Камень, которым облицованы стены в подвале, остался от цокольного этажа дома, когда-то стоявшего здесь, — ещё одно простое и функциональное решение. Вернувшись на первый этаж, стоит внимательно посмотреть на одну из стен напротив кухни. Два неприметных отверстия в ней – система связи между первым этажом и мастерской, Анна Гавриловна использовала их, чтобы звать мужа и детей на обед.

Поднимаясь на второй этаж, заранее ожидаешь увидеть там что-то необычное, но реальность превосходит все ожидания, да так, что просто захватывает дух, – мы находимся в гостиной Дома Мельниковых. В гостиной как нельзя лучше понимаешь, насколько гениально тут использовано пространство: первый этаж, предназначенный для приема пищи, готовки и прочих бытовых нужд, не предполагающих долгого нахождения там, — это приглушенный свет и низкие потолки. Второй этаж, как пространство для жизни, – это много света и воздуха. Свет поступает через простирающееся от пола до потолка окно, выходящее в переулок, а высокий потолок создает идеальную акустику. Здесь Мельниковы принимали гостей и проводили вечера, слушая музыку, — когда-то тут стояло пианино. В углу спрятано единственное в доме восьмиугольное окно; говорят, что сделать его Константин Степанович придумал ещё в процессе строительства, когда заметил луч от заходящего солнца, упавшего в будущую гостиную в этом месте. Рядом находится печь, сложенная Константином Степановичем, и рабочий стол: в 1942 году, когда его сын Виктор окончил Суриковское училище, старший Мельников отдал ему свою мастерскую, переехав в гостиную. В гостиной полно деталей, которые обязательно нужно увидеть, например, оригинальные светильники и ряд полок под книги и журналы; нетрудно догадаться, что всё это тоже создано Константином Степановичем. Кроме того, гостиная – именно то место, где соприкасаются два образующих дом цилиндра.

Зона гостиной четко отделена от ещё одного помещения на втором этаже – спальни. Глава семейства считал сон важнейшим источником восстановления организма, поэтому всё в спальне продумано до мелочей: стены окрашены золотистой краской (Константин Степанович говорил, что, благодаря этому цвету, в спальне «виден воздух»), поступающий из окон свет приглушен, а потолки такие же невысокие, как на первом этаже, но эффекта тесноты, характерного для спальных ячеек в домах-коммунах, тут нет в помине. Когда-то в спальне вообще не было мебели, кроме уникальных вырастающих прямо из пола кроватей, но они, увы, сохранились только на фотографиях; во время войны Анна Гавриловна с дочерью уехали в эвакуацию, а отец и сын Мельниковы остались дома. Зимой дров не было, поэтому печь приходилось топить разобранными кроватями. Сейчас о них напоминают лишь оставшиеся перегородки, отделявшие кровать родителей от детских кроватей.

Чтобы попасть в главное помещение дома – мастерскую, поднимаемся по винтовой лестнице со второго этажа на третий. Оказавшись наверху, понимаешь главную идею, заложенную старшим Мельниковым, и незаметную на первый взгляд: дом символизирует собой человеческую жизнь: от низменных потребностей мы поднимаемся выше и выше, пока не достигаем возможности создавать что-то самостоятельно, ведь возможности каждого человека поистине безграничны. Как и в гостиной, в мастерской много воздуха и света, но его источники находятся не в одном большом окне, а во множестве шестиугольных окон, пронизывающих комнату насквозь; работать тут – одно удовольствие. При желании, на мастерскую можно посмотреть сверху, — для этого есть узкая лесенка, ведущая на специальный антресольный балкон.

Константин Степанович рассматривал оттуда лежащие на полу эскизы, а его сын Виктор Константинович проводил там лекции по живописи для студентов. С балкона можно выйти на крышу, служившую в теплое время года местом для семейных чаепитий.
В последние годы Дом Мельниковых стал объектом споров между потомками его создателя и государством. Умерший в 2006 году Виктор Константинович Мельников сначала завещал дом дочерям при условии учреждения там музея, но затем всё изменил, исключив обеих дочерей и завещав дом государству. Несколько лет назад Министерство Культуры приняло решение о создании музея и попросило прописанную и проживавшую в доме дочку Виктора Мельникова освободить помещение. Та отказалась и разразился грандиозный скандал, закончившийся её выселением в 2014 году. Все скандалы и суды не лучшим образом влияют на памятник авангарда – пока дом целиком не принадлежит государству, там невозможно сделать ремонт, в котором он сильно нуждается. Чтобы не заканчивать на грустной ноте, давайте лучше попробуем представить, какой была бы Москва, если бы ход истории сложился по-другому, и вместо хрущевских пятиэтажек, где-нибудь на юго-западе столицы, появились бы кварталы цилиндрических домов с шестиугольными окнами. До чего же мечтается хорошо!

Текст и фотографии — Евгений Лесняк
Как найти: Кривоарбатский переулок, д. 10 (двор Дома Мельникова)

Дом под номером десять по Кривоарбатскому переулку можно и не заметить сразу, пройти мимо. Он надежно укрыт от любопытных глаз за дощатым серым забором. Разве что табличка, сообщающая, что это здание относится к объектам культурного наследия, привлечет внимание случайных прохожих.

Там, в глубине двора, находится дом архитектора Константина Мельникова, всемирно известный особняк, выполненный в духе конструктивизма и представляющий собой яркий пример авангарда советской эпохи.

Дом был построен как мастерская архитектора в 1927-1929 годах. Он был рассчитан на одну семью, что само по себе являлось уникальным для зданий того периода.

Чтобы разглядеть его во всех подробностях, нужно пройти во двор соседнего дома через арку.

При первом взгляде особняк поражает своей необычной, круглой формой. Стены его будто усыпаны маленькими шестиугольными окошками. Действительно, очень необычное и завораживающее зрелище. Дом окружен небольшим двориком, огороженным со всех сторон деревянным забором, и в целом, производит странное впечатление своей непохожестью на окружающие здания, будто инопланетный космический корабль угнездился в узком арбатском переулке.

Если посмотреть на здание сверху, то оно выглядит как два цилиндра разной высоты, но одинакового диаметра. Мельников считал, что использование круглых форм ведет к экономии строительного материала.

Единственный вход в здание находится на срезанной части малого цилиндра, обращенной к Кривоарабатскому переулку. Весь фасад занимает огромное окно, расположенное над входом. Сверху идет надпись: «Константин Мельников Архитектор». По словам самого автора, этот дом и надпись на нем призваны утверждать высокую значимость каждого человека.

Несмотря на столь необычную пространственную композицию, дом Мельникова очень продуманно устроен внутри. Круглые формы стен не мешают расстановке мебели, а наоборот, расширяют пространство, что выглядит очень гармонично. В доме три этажа и тринадцать комнат. Причем на самом верхнем этаже есть только одно помещение, служившее архитектору мастерской. Этажи связаны между собой винтовыми лестницами.

Автор отрицал, что его творение имеет хоть какое-то отношение к существующим в то время архитектурным стилям. Он говорил о том, что с развитием конструктивизма, рационализма и других стилей, «архитектуры не стало».

История создания

Константин Мельников всю жизнь мечтал о собственном доме. Вначале он хотел купить здание и перестроить, но затем понял, что создать то, что нужно ему и его семье он может только самостоятельно.

Дом-мастерская был спроектирован в соответствии со вкусами и представлениями художника. В нем он воплотил все, о чем мечтал. Выбор круглой формы, возможно, связан с тем фактом, что семья архитектора долгое время проживала в коммунальной квартире, в комнате, одна из стен которой была закруглена.

Как же получилось, что в эпоху создания коммун, одному человеку, пусть и очень талантливому, было разрешено построить частный дом?

Мельников смог добиться разрешения благодаря тому, что официально назвал строящееся здание экспериментальным сооружением, которое в дальнейшем должно было послужить образцом для домов-коммун.

Кроме того, на момент строительства Мельников был уже всемирно признанным архитектором. Например, он построил павильон СССР для Международной выставки в Париже.

Таким образом, архитектор заслужил право на собственный дом, построенный полностью в соответствии с его представлениями о красоте и удобстве, в центре Москвы.

Дом Мельникова в наше время

Сейчас состояние памятника архитектуры оценивается как неудовлетворительное. В стенах и перекрытиях есть трещины, отмечаются оседания грунта вокруг здания.

Вопрос о собственности дома оспаривается до сих пор в судебном порядке. Пока идут разбирательства, реставрация дома невозможна. Неоднократно предпринимались попытки открыть в здании государственный музей в соответствии с завещанием архитектора, но они до сих пор не увенчались успехом. В настоящее время в доме проживают наследники архитектора.

Константин Мельников создавал свой дом как символ безграничных возможностей человека, утверждая, что любой может достичь всего, что захочет. Дом – воплощение его мечтаний и устремлений – лучшее доказательство этому.

Здание символично и по своей планировке. Оно построено по принципу восхождения от земных желаний к высшим уровням бытия. На первом этаже находилась кухня, столовая, а верхний этаж был предназначен для творчества.

Говорят, что творение Мельникова на языке архитектуры выражает изменения, которые происходили в обществе в начале двадцатого века. Возможно, поэтому дом выглядит таким загадочным и нездешним со своими ста восемью окнами, круглыми стенами и винтовыми лестницами.

Построенный одним из самых блестящих архитекторов прошлого века дом Мельникова стал памятником архитектуры функционализма и модерна прошлого века. Здание в зеленом переулке в самом центре Москвы Мельников построил для своей семьи. Выгравированные на фасаде слова- «Константин Мельников, архитектор»- и необычная форма здания превратили этом дом в музей-памятник.

Объект: Дом Мельникова
Архитектор: Константин Мельников
Страна: СССР / Россия
Год постройки: 1929

Константин Мельников (1890-1974) отвергал традиционные стили и методы строительства в поисках нового вида пространства для нового мира. В начале 20-го века, когда русский авангард был на переднем плане международного мира искусства, Мельников в большей мере, чем кто-либо, перевел нововведения художников в архитектуру. Контр-рельефы Владимира Татлина, например, были вдохновением для российского павильона Мельникова на Международной выставке современных декоративных искусств в Париже в 1925 году.

Для реализации таких зданий в эпоху доминирования идеалов функционализма и рациональности требовалась решимость. Во время расцвета своей карьеры с 1927 по 1929 годы Мельникову удалось возвести шесть зданий в Москве, все из них являлись рабочими клубами. Каждый из них уникален и поразительно оригинален. Он начал планировать постройку дома для себя и своей семьи в начале 1920-х годов, но строительство не начиналось до 1927 и не было завершено до 1929 года.

Особенности конструкции, дом Мельникова

Структура дома экстраординарна. Дом состоит из двух поставленных рядом вертикальных бетонных цилиндров. Северный и южный цилиндры пересекают друг друга на треть радиуса. Из выской северной части сделан выход на крышу южной части, там устроен балкон-терраса.


Вход в здание в южном цилиндре – это стена со стеклянным фасадом и квадратными угловыми пилястрами по бокам. Северный цилиндр освещается 57 шестигранными окнами, вставленными диагональной сеткой в кирпичный корпус. Частью плана Мельникова было то, что эти окна могли вставляться или удаляться из кирпичной стены в любое время (он добавил окно, когда дом находился в стадии постройки).


Построить дом без единого правильного угла было идеей фикс Мельникова. К его счастью, его супруга поддержала идею, хотя сначала она считала, что комнаты неправильной формы будут сбивать людей с толку. Проектирования помещений внутри двух цилиндров принесли некоторые сложности организации внутреннего пространства для семьи. Так как в этом доме нужно было получить пространства для комфортной жизни и работы, он остался без труднодоступных мест. В некоторых комнатах с диагональными и скошенными стенами ориентироваться весьма затруднительно.


Вот так охарактеризовал финский архитектор Юхани Палласмаа внутренние пространство дома Мельникова: «Цикличность, прямоугольность, диагональность и осевая симметрия находятся в постоянном взаимодействии и напряжении «.

Дом Мельникова. Жилые помещения.

Кухня и обеденная комната расположены на первом этаже, там же находятся две детские, гардероб, прачечная и ванная. Над ними, на втором этаже гостиная и спальня. На самом верхнем этаже высокого цилиндра находится мастерская Мельникова с выходом на террасу.

Зона спальни – более интимное пространство, освещаемое 12 шестигранными окнами, с гораздо более низким потолком, чем соседняя гостиная. Вся семья спала здесь, потому что у Мельникова была своя сложная теория о сне – он считал его целебным, почти мистическим. В комнате находились только бетонные платформы-кровати для архитектора и его жены и платформы поменьше для детей. Позднее они были заменены обыкновенными кроватями. Спальное место родителей было отгорожено от детских кроватей радиальными перегородками, не соприкасающимися с потолком.


Эзотерические идеи Мельникова о сне также отражались в другой необычной особенности этой комнаты. Он говорил, что изначально она была полностью золотой- стены, пол и потолок были окрашены в золотой цвет, также золотым было постельное белье. «Когда мы просыпались по утрам, — рассказывал Мельников, — мы чувствовали, будто плаваем в плотном золотом воздухе. Это непередаваемое ощущение».

Гостиная и мастерская Мельникова — самые большие и самые впечатляющие комнаты в доме. В высокой гостиной комнате находится стеклянная стена фасада. Открыв её четыре центральные панели, можно выйти в сад и на улицу.

Однажды группа студентов посещала дом Константина Мельникова, когда он еще был жив. Он рассказал им, что когда строительные леса убрали из гостиной, он встал в центр комнаты и закричал так громко, как только мог. Зачем? Когда сооружение Базилики Святого Петра с его гигантским куполом было завершено, великий итальянец встал под ним и закричал. Позже Микеланджело объяснил, что если бы купол рухнул, он похоронил бы под собой только своего незадачливого создателя. К счастью, и Микеланджело и Мельников были хорошими архитекторами, и их купола остались целыми.

Мастерская архитектора
– это еще одно большое общественное пространство с 38 шестигранными окнами. Изначально она была окрашена в глубокий пурпурно-фиолетовый цвет, который, как говорил Палласмаа, создавал странную мистическую атмосферу.





Как ни странно, этот современный и нетрадиционный дом был обставлен антикварной мебелью, купленной за бесценок в 1920-х. Но из-за зацикленности Мельникова на чистоте и беспыльном интерьере мебели осталось крайне мало.

Мельников позже разработал свои идеи о лечебной ценности сна в его «лаборатории сна», предложенной в качестве компонента его утопического Зеленого Города. Это должно было быть рабочее общежитие, экологически регулируемое в каждом аспекте командой техников.

С 1930 по 1950 г. Мельников был подвергнут остракизму, и все его здания, особенно его дом, были резко раскритикованы. Это чудо, что он не был арестован, и что дом не снесли.

Только в 1965 году, когда ему с большой неохотой была посвящена выставка в штаб-квартире Московского филиала Союза советских архитекторов – организации, которая разрушила его карьеру много лет назад, о нем вновь стало позволительно говорить. Хотя спустя 4 дня выставка была закрыта и огласка была запрещена, это вызвало возрождение интереса к Мельникову. Дом в Кривоарбатском переулке стал известен всему миру.

Дом Мельникова. Наши дни

Дом Мельникова находится в бедственном положении. Его изношенность слишком сильно бросается в глаза. Его бетонные стены рушатся и видны подтеки воды, и некоторые из его окон оказались заблокированы. Кампания по защите подвергающихся опасности объектов культурного наследия World Monuments Watch в 2006 году внесла его в свой список, как один из 100 объектов, подвергающихся наибольшей опасности.





объект № 7700320000

Кривоарбатский переулок, д. 10. Дом Мельникова.

Москвичи называют этот странный дом в Кривоарбатском переулке «домом Мельникова». Константин Степанович Мельников (1890-1974), гениальный русский архитектор, оказавший влияние на всю мировую архитектуру, считал дом одним из лучших своих созданий. Дом Мельникова известен во всем мире.


Дом Мельникова (Дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова) — одноквартирный жилой дом, всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда . Был построен в 1927-1929 годах в Кривоарбатском переулке в Москве по проекту выдающегося советского архитектора Константина Мельникова для себя и своей семьи.

Дом-мастерская является вершиной творчества К. С. Мельникова и отличается новаторскими конструктивными особенностями и продуманной функциональной планировкой. Одноквартирный жилой особняк в центре Москвы — уникальный для советского времени пример такого рода постройки. В настоящее время здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии.

Мечта об отдельном собственном доме-мастерской появилась у Константина Мельникова ещё в годы его обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества . Сначала он намеревался приобрести готовый дом и перестроить его, в связи с чем долго подыскивал в Москве подходящее здание. Сохранились созданные архитектором в 1916-1917 годах планы перестройки одного из старых каменных московских домов в неклассическом стиле.

В отличие от других построек Мельникова, собственный дом-мастерская проектировался архитектором с учётом исключительно собственного вкуса и представлений о жилище и рабочей среде. В 1922 году архитектор рисует эскизы овального, и даже яйцеобразного здания, продолжая отрабатывать интерьер. Окончательный вариант проекта предусматривает сочетание двух врезанных друг в друга цилиндров.

Уникальным в доме Мельникова является уже то, что в конце 1920-х, когда в СССР шло сворачивание НЭПа, а по всей стране началось строительство домов-коммун, одному человеку разрешили построить частный дом в центре столицы. Этому факту есть несколько объяснений.

Во-первых, дом Мельникова был официально признанным экспериментальным сооружением, в котором архитектор апробировал идею круглого дома, которую затем хотел использовать в других проектах, в том числе и для строительства домов-коммун.

Во-вторых, в середине 1920-х Константин Мельников являлся одним из самых крупных и признанных не только в СССР, но и в мире советских архитекторов. Мировую известность принесло ему строительство павильона СССР для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже.

В-третьих, архитектор строил свой дом-мастерскую в 1927—1929, когда имел большое количество реальных заказов и мог выделить из семейного бюджета средства на строительство. Возведение дома осуществлялось строительной организацией Московского коммунального хозяйства исключительно на средства архитектора (К. С. Мельников получил кредит на строительство дома сроком на 15 лет). В силу того, что строящееся здание рассматривалось как опытно-показательное сооружение, Мельников был также освобождён от земельной ренты.

Каркас дома в процессе строительства (у дома К. С. Мельников с женой Анной Гавриловной), 1927—1929.

Мембранная конструкция междуэтажного перекрытия, 1927—1929.


Проект дома-мастерской. Аксонометрия, 1927—1929.

Рисунок шестиугольного окна первого этажа северного цилиндра.

Окна западной стороны малого цилиндра. Верхнее окно, единственное восьмигранное в доме .


Внутренняя планировка: 1 — передняя, 2 — столовая, 3 — кухня, 4 — коридор, 5 — санузел, 6 — комната хозяйки, 7,8 — рабочие комнаты детей, 9 — туалетная комната, 10 — гостиная, 11 — спальня, 12 — мастерская, 13 — открытая терраса

Внутренняя планировка здания отличается исключительной функциональной продуманностью, о которой сам Мельников говорил: «Дам премию тому, кто сумеет сосчитать, сколько в доме этажей, а своему брату-архитектору — загадку: откуда взялось такое богатство разнообразия в объемах из одной-единственной формы стандарта, составившего органическое существо Архитектуры нашего дома».

Повседневная жизнь семьи протекала на первом этаже дома-мастерской, который был поделён на следующие комнаты.

Передняя (6,3 м²). Вход в небольшую переднюю устроен в центре уличного фасада. Оригинальна внутренняя стеклянная дверь передней: её створка обслуживает сразу два проёма: она может закрывать переднюю, объединяя коридор с лестницей на второй этаж, либо закрывать вход в коридор, как бы удлиняя пространство передней.

Столовая (17 м²) — основное помещение первого этажа, где собиралась семья, устраивались обеды и приём гостей. Столовая освещена одним шестиугольным проёмом и большим прямоугольным окном слева от входа в дом.


Кухня (7 м²) примыкает к столовой. Один из проёмов наружной стены со стороны кухни использовался для холодильного шкафа, а в перегородку между кухней и столовой был встроен буфет. Из кухни хозяйка дома по специальной переговорной трубе (внутреннему телефону) могла общаться с членами семьи, находящимися в других помещениях. Кухня освещается двумя шестиугольными окнами, перед которыми размещён рабочий фронт — газовая плита и длинный стол с ёмкостями для продуктов и посуды. Над плитой устроен уникальный для 1920-х стеклянный экран-вытяжка, позволяющий удалять воздух от плиты через вентиляцию, что было особенно важно, так как кухня не имела закрывающейся двери.

Санитарный узел, состоящий из ванной и уборной (7 м²) примыкает к кухне и имеет с ней общие коммуникации. В ванной имеется одно шестиугольное окно, установлена газовая колонка.

Две одинаковых по размеру детских рабочих комнаты (4,5 м²) сына и дочери архитектора. В каждой комнате предусмотрено по одному шестиугольному окну, оборудованы места для занятий: вблизи окна у перегородки стояли письменные столы, полки для книг и учебников. На побеленном потолке этих комнат изображены цветные треугольники: жёлтый у дочери, синий у сына.

Туалетная (гардеробная) комната (11 м²). Вдоль перегородок туалетной комнаты расположены встроенные шкафы: справа от дверного проёма женский (для матери и дочери), выкрашенный в белый цвет, слева — мужской (отца и сына) жёлтого цвета. В этой комнате хранилась одежда всех членов семьи. Здесь Мельниковы переодевались перед выходом на улицу и перед сном — наверх в спальню было принято идти в спальной одежде или в домашних халатах. В туалетной комнате стоял диван, туалетный столик, большое трюмо.

Рабочая комната хозяйки , Анны Гавриловны Мельниковой (5,4 м²). Здесь находился шкаф для белья, место для глаженья, швейная машинка.

Коридор (11,7 м²). Кухня, столовая и туалетная комната выходят в коридор открытыми до потолка (высота первого этажа составляет 2,65—2,7 м.) проёмами без дверей. Из коридора осуществляется выход в подвал, расположенный только под первым цилиндром и включающий в себя кирпичные фундаменты построек, некогда стоявших на этом участке и обнаруженные в процессе строительства.

В подвале дома находятся камера калорифера (14,6 м²), из которой тёплый воздух по каналам расходится по всем помещениям дома. Топка калорифера соединена каналом с кухней — по нему вниз сбрасывался мусор, который можно было сжечь. Кроме этого в подвале устроены кладовая и погреб для хранения продуктов.

В выходящем в сторону Кривоарбатского переулка цилиндре над первым этажом расположен один этаж, в другом цилиндре — два этажа. На второй этаж из передней ведёт достаточно широкая (1,1 м.) лестница, которая начинается с прямого марша и переходит затем в винтовую лестницу, оканчивающуюся на третьем этаже.

На втором этаже расположены.

Гостиная (50 м²) — это парадная комната дома. В ней Мельниковы принимали гостей, музицировали, беседовали. Обстановка гостиной подчеркивала её назначение — пианино, диван, кресло, круглый стол. Гостиная освещается огромным окном-экраном. Кроме основного окна в комнате имеется небольшое восьмиугольное окно, сообщающее помещению масштаб. Первоначально это окно предусмотрено не было, однако в процессе строительства Мельников обратил внимание, что через этот просвет в гостиную попадает луч солнца, вышедшего из-за соседнего дома, и окно было оставлено. Причём ему, единственному в доме, была придана восьмиугольная форма.

Спальня (43 м²) занимала второй этаж северного цилиндра и была предназначена только для сна.

Спальня в доме Мельникова была общей для всех членов семьи. В комнате не было шкафов или какой-либо иной мебели, кроме встроенных в пол трёх кроватей — двухспальной для родителей и односпальных для сына и дочери. Кровати были сделаны из оштукатуренных досок, в внутрь вставлялись панцирные сетки. Кровать родителей зрительно изолирована от кроватей детей двумя радиально расположенными перегородками-ширмами, не соприкасающимися между собой и не доходящими до наружных стен.

Спальня освещается 12 шестиугольными окнами, выходящими в сад. Потолочных и настенных светильников в комнате предусмотрено не было, только электрические розетки. Для отделки всего помещения спальни — стен, потолка и встроенных кроватей был использован единый отделочный материал медно-золотистого цвета.



Третий этаж целиком занимала Мастерская К. С. Мельникова (50 м²), в которой находилось рабочее место архитектора. Впоследствии, когда сын архитектора Виктор Мельников стал художником, мастерскую на третьем этаже занял он, а гостиная была переоборудована под мастерскую К. С. Мельникова. Мастерская и гостиная — практически одинаковые помещения, но воспринимаются они посетителями абсолютно по-разному: гостиная имеет единственное огромное окно, мастерская освещается 38 шестиугольными окнами, образующими сложный орнаментальный рисунок. Использованный приём освещения мастерской придавал помещению необычный облик и создавал идеальные условия освещённости рабочего места архитектора — свет шёл со всех сторон.


Выступ малого цилиндра образует в мастерской антресоль, с которой К. Мельников любил рассматривать разложенные на полу эскизы, рисунки, живописные работы. С антресольного балкона имеется выход на террасу , ограждённую глухим парапетом. Кровля была сделана ребристой и покрыта железом, поверх которого устроен решетчатый деревянный настил. Вода через ритмично расположенные отверстия стекала в желоба и отводилась в водосточные трубы, укреплённые в стыках цилиндров. Над частью террасы устроен козырёк, являющийся продолжением круглого перекрытия северного цилиндра. Летом на террасе Мельниковы пили чай, отдыхали на воздухе, использовали её как солярий.



Сейчас дому Мельникова угрожает перспектива оказаться в руках частных владельцев - вопреки желанию своего создателя и его сына Виктора (1914-2006), известного художника, бывшего хранителем дома в течение тридцати лет.

В завещании Виктора Мельникова оговорено, что Дом должен стать государственным музеем Константина и Виктора, то есть отца и сына Мельниковых. Исполнителем завещания является дочь Виктора Мельникова Екатерина Каринская, которая в настоящее время проживает в Доме.

Однако владелец половины Дома, бывший директор девелоперской компании «Росбилдинг», сенатор Сергей Гордеев намерен получить в собственность всё здание и открыть там частный музей. 38-летний сенатор от Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и заместитель генерального директора Национального союза дзюдо Сергей Гордеев известен также как основатель компании "Росбилдинг", специализирующейся на недвижимости. Фирма прославилась как успешный рейдер - специалист по недружественному захвату и перепродаже предприятий.

Господин Гордеев заявил, что он не намерен выполнять пожелания Виктора Мельникова относительно того, что музей должен быть посвящен как отцу, так и сыну Мельниковым и что он должен находиться в государственной собственности.

В 2007 Сергей Гордеев основал Международный попечительский комитет по созданию музея «Дом Мельникова». В его состав вошли деятели культуры, представители российских и международных организаций, которые занимаются охраной архитектурного наследия. При этом у многих членов комитета возникли опасения, что для Сергея Гордеева этот орган имеет исключительно декоративную функцию. Со времени своего создания комитет собирался на заседание лишь однажды, и с тех пор его участники получили от господина Гордеева единственный ответ на своё коллективное письмо. Члены комитета убеждены в том, что пожелания Константина и Виктора Мельниковых должны быть выполнены в полном объеме при принятии решений относительно будущего Дома в Кривоарбатском переулке. Члены комитета считают Дом Мельникова находящимся в опасности и призывают Министерство культуры Российской Федерации защитить наследие, оставленное Виктором Мельниковым государству и его гражданам.

В течение последних пяти лет идут судебные разбирательства, направленные на выяснение принадлежности собственности Дома и архива. Формальными инициаторами этих процессов являются младшая дочь Виктора Мельникова Елена и ее кузен Алексей Ильганаев. Господин Гордеев активно поддерживает их и участвует в этих процессах с целью получения в свою собственность всего дома и трёх четвертей архива Константина Мельникова.

В 2010 году будет отмечаться 120-летие со дня рождения Константина Мельникова.

Интерьер дома Мельникова. Фото с сайта agram.saariste.nl.

В 30-е Мельникова постепенно начали забывать, хотя он принимал участие в нескольких крупных конкурсах, например, на проект Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя. Постепенно архитектор оказался не у дел: он преподавал в Архитектурном и Строительном институтах, но больше ничего не строил. Каким-то чудом он уцелел во время чисток конца тридцатых, а его дом пережил войну. Последнее сооружение, в котором Мельников принял участие, - это павильон СССР на выставке Montreal Expo в 1967 году.

Забытый широкой публикой, но вечно чтимый архитектурной общественностью Константин Степанович Мельников скончался в Москве в 1974 году, завещав свой дом в Кривоарбатском переулке детям, Виктору и Людмиле. Каждый из них получил по половине дома.

Конструктивные сложности

Дом Мельникова находится в перечне объектов ЮНЕСКО, которым угрожает разрушение. В начале 1990-х его слегка отремонтировали, но это не решило ни одной из проблем. Так, строительство новых зданий в ближайшей округе катастрофически ухудшило состояние фундамента, в доме течёт крыша, а состояние стен тоже вызывает многочисленные вопросы. Особенно тревожит защитников дома то, что в России нет опыта консервации и реставрации зданий, строившихся конструктивистами 1920-х по новым, неопробованным ранее технологиям. Таким образом, только изучение здания представляет собой немалую научную задачу, что уж говорить о его ремонте.

Печальный опыт обращения столичных властей с памятниками архитектуры беспокоит защитников дома Мельникова, пожалуй, больше, чем исход суда между наследниками. Рано или поздно дом будет передан государству, в этом сомневаться практически не приходится, но удастся ли ему избежать судьбы Большого дворца в Царицыно, Военторга или гостиницы "Москва"?

Дом Мельникова или Дом-мастерская архитектора Константина Степановича Мельникова - всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда, одноквартирный жилой дом.

Он был построен в 1927-1929 годах в Кривоарбатском переулке в Москве Константином Мельниковым (1890-1974) для себя и своей семьи. Это были годы "золотого сезона" великого архитектора, прожившего в Советской России долгую жизнь, до 1974 года, а последняя постройка по проекту Мельникова датирована 1936 годом.

3-4.


Дом Мельникова - один из немногих частных жилых домов в центре Москвы. До недавнего времени он полностью принадлежал потомкам архитектора.

5-6.


Сейчас наследники владеют половиной дома, вторая половина, выкупленная предпринимателем Сергем Гордеевым , передана в управление Музею архитектуры имени Щусева.

7-8.


Согласно завещанию Константина Мельникова, дом должен стать музеем, открытым для посещений, до сих пор этого не произошло, в доме продолжают жить потомки архитектора и здание находится под угрозой гибели.

9-10.


И вот 4 декабря 2013 года стало известно, что в 2014 году должна начаться реставрация Дома Мельникова за счет средств Министерства культуры. Контролировать работы будут сотрудники музея архитектуры имени Щусева.

11-12.


Для любителей баек: существует распространенная легенда, из которой следует, что архитектор попросил свою маленькую дочь нарисовать дом, в котором она хотела бы жить. Дочь нарисовала. Папа воплотил рисунок ребенка в настоящий, но необыкновенный дом.

13.


План этажей дома архитектора Константина Мельникова. via

Иногда добавляется, что в детском рисунке появилось подобие двух сплетенных обручальных колец. А завершенный дом стал запечатленном в камне признанием в любви жене.

14.

Каркас дома в процессе строительства: у дома К. С. Мельников с женой Анной Гавриловной. via

Не знаю, есть ли доля истины в этой легенде, но бесспорно, что
"Это дом-скульптура, творческий манифест архитектора-художника ХХ века. Человек сказал: “Я хочу построить вот такой дом” - и сделал это. Он оторвался от всех традиций домостроения, здесь все заново придумано." [Давид Саркисян]

Оригинальная планировка, изящная пространственная композиция и сильные конструкторские приемы прославили архитектора и его творение на весь мир.

15-16.

Из-за того, что дом продолжает быть жилым, попасть внутрь здания практически невозможно.

В честь хорошей новости о скорой реставрации, журнал ARCHITECTURAL DIGEST, вспоминает свой архивный материал об этом уникальном доме, снабженный фотографиями интерьеров: Дом Константина Мельникова . Далее статья из AD.

Шесть лет назад ныне покойный директор МУАРа Давид Саркисян рассказал AD о доме Константина Мельникова.

17.

"Я мог бы побывать в доме Мельникова задолго до того, как стал директором МУАРа. Я был дружен с актрисой Натальей Лебле, а она, в свою очередь, дружила с сыном Мельникова Виктором. Я много раз видел дом со стороны, но внутрь не рвался - мне было неловко навязываться.

18.

Внутрь я впервые попал, уже став директором. А потом, в 2000-м, мы сделали выставку живописи Виктора Мельникова (на фото - его автопортрет в спальне) к его восьмидесяти пятилетию. И я стал дружить с семейством, которое жило в доме, и бывать там часто.

19.

Жители дома воспринимали его как святыню. У них были особые правила, как себя вести: “Тут мы никогда не проветриваем, эту дверь не трогаем, вот тут была стенка - ее бы надо восстановить”. Интерьеры, даже неухоженные, поражали артистизмом. В многосветном объеме стены выкрашены в лиловый цвет, а на полу лежит лилово-белый ковер - потрепанный, китайский, видимо, но с “элементами ар-нуво”. Не знаю уж, купил ли Мельников ковер под стены или стены в цвет ковра покрасил, но без ковра пространство “не работает”. Печка в доме сложена самим Мельниковым и похожа на архитектоны Малевича.

20.

Моя любимая комната в доме - Зеленая спальня. У Виктора Мельникова на одной из картин видно, что спальня была когда-то единой “скульптурой”: кровати словно вырастали из пола - как алтари или подиумы. В центре - родительская кровать, рядом детские. И все - и пол, и стены, и потолок - было выкрашено в желто-зеленый цвет. Ложа эти во время войны потрескались, их убрали и поставили обычные кровати, и пол там теперь дощатый. “Скульптурность” комнаты позволяет понять, чем этот дом важен для архитектуры ХХ века. На фотографии Зеленой спальни видно, как смело Мельников распорядился бытом своих домашних: в общем пространстве спальни родителей и детей нет ни стен, ни даже перегородок.

21.

В самом деле, дом маленький, нет в нем революционных новшеств. Но в архивах Мельникова есть проект такого же дома, только из трех цилиндров - это был модуль, на основе которого он собирался строить целые поселки. Он ставил эксперимент на себе. Но поскольку модуль остался в единственном экземпляре и не повторился, он стал уникален. На лестничной площадке — фотографии Константина Мельникова в молодости и его дома в процессе строительства.

22.

Ценность дому придает эгоизм, с которым он построен. Это дом-скульптура, творческий манифест архитектора-художника ХХ века. Человек сказал: “Я хочу построить вот такой дом” - и сделал это. Он оторвался от всех традиций домостроения, здесь все заново придумано. При этом придумано остроумно - это уютный дом, хотя удобство его не очевидно.

23.

В доме есть своеволие архитектора, уверенного в своей гениальности. Его наследники несли, конечно, тяжкое бремя. Виктор Мельников прожил героическую жизнь, храня архивы отца - увы, в плохих условиях. Главное помещение дома — мастерская Константина Мельникова с тремя рядами шестигранных окон. Лестница ведет на антресоль — с нее есть выход на балкон. На стенах — картины Виктора Мельникова.

24.

Когда сенатор Сергей Гордеев выкупил часть дома, все испугались, что в памятнике возникнет офисный центр. Но потом Гордеев создал фонд “Русский авангард”. Он, как все остальные участники процесса, согласен, что дом Мельникова должен стать музеем - жилого и творческого пространства, и работа по его созданию идет полным ходом.

25.

Ситуация с домом Мельникова - характерная для России и по большому счету оптимистическая. Он, как кристалл, отражает всю нашу страну. Это несчастный дом, его история запутана и обременена страстями русской души. Он нуждается в реставрации. Но он все равно икона архитектуры ХХ века и магическая точка Москвы. На фото ниже - столовая, как и весь дом, обставленная консервативной мебелью, конт растирующей с авангардной архитектурой.

Мне нравится этот дом. Я сам в нем жить бы не стал. Но мне всегда интересно пойти туда с кем-то и лишний раз посмотреть, как удивляется человек, который видит его впервые".


Адрес Дома Мельникова: г.Москва, Кривоарбатский пер., д. 10

Источник фотографий:

1) черно-белые, если источник не указан, и верхние цветные : melnikovhouse.org
2) в статье: admagazine.ru

Раздел сайта Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева о Доме Мельникова muar.ru - здесь: технические документы (планы БТИ, паспорт объекта культурного наследия и др.); акты обследования Дома и прилегающей к нему территории; вопросы борьбы за сохранение Дома, создания в Доме музея; вопросы собственности на Дом.

Сообщение о начале в 2014 году реставрации Дома Мельникова на сайте комитета государственного строительного надзора Москвы: stroinadzor.mos.ru

Еще фотографии интерьеров Дома Мельникова:

Публикации по теме