Как подготовиться к публичному выступлению: лучшая методика. Подготовка к публичному выступлению: структура, этапы, композиция

Способы подготовки к выступлению

Экспромт – выступление «без подготовки».

План-конспект выступления – подробный план, каждый пункт которого сопровождается кратким указанием основных идей выступления.

Текст выступления – полный текст речи, который затем в процессе выступления зачитывается.

Воспроизведение наизусть – заученное выступление воспроизводится по памяти без каких-либо записей.

Естественно, возможны и комбинации различных способов.

Какой способ лучше? Это зависит от подготовленности оратора и ответственности выступления. Начинающие ораторы предпочитают готовить полный текст выступления. Те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать речь наизусть, опытные ораторы обычно пользуются различными планами-конспектами. Экспромт – это хорошая заготовка, в свое время тщательно продуманная, заученная и отрепетированная. Экспромт удается тогда, когда он заранее подготовлен, причем так, чтобы слушатели не догадались об этом. Но при продолжительных выступлениях для всех ораторов идеален план-конспект.

Именно план-конспект, а не текст выступления. А дальше – тренировка и практика. Вам необходимо репетировать свою речь снова и снова перед друзьями, родственниками и даже перед зеркалом. Если у Вас есть магнитофон (лучше видеокамера), фиксируйте все свои репетиции с последующим их анализом. Потом слушайте или смотрите кассеты и отмечайте, какие улучшения можно внести в выступление. Если Вы пользуетесь видеокамерой, смотрите прямо в объектив, стараясь использовать такие мимику и жесты, как при разговоре с другим человеком. Не относитесь к себе слишком снисходительно, оценивайте себя строго. Помните: чем честнее и объективнее Вы оцените свое умение выражать собственные мысли, тем эффективнее окажется Ваше будущее выступление. И если у Вас есть возможность в процессе подготовки показать свое выступление специалисту, обязательно ею воспользуйтесь.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

Этапы психологической подготовки Спортсмен обычно всю спортивную жизнь активно участвует в соревнованиях. При этом его психическая настроенность в тренировочные будни отличаются от той, которая бывает в предстартовом и стартовом периодах,. В предстартовом и стартовом

Из книги Неопубликованное (тексты лекций и выступлений) автора Лазарев Сергей Николаевич

Из книги Запрещенная книга боевой машины автора Шлахтер Вадим Вадимович

Элементы боевой подготовки Убивать соотечественников нехорошо. Это первое, что вы должны знать и понимать. Убивать сограждан, соотечественников – нехорошо, поэтому не используйте предметы, специально предназначенные для убийства.Да в этом и нет никакой необходимости.

Из книги Эффект визуализации автора Наст Джейми

Глава 11 Вернемся к вашему выступлению В этой главе вы: выполните еще раз задание из главы 2, только на этот раз с применением техники картирования идей; сравните опыт создания ваших исходных заметок и новое умение картирования идей; сделайте обзор преимуществ,

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

Преимущества карт при подготовке к выступлению Применив технику картирования идей при подготовке к реальному выступлению, вы обнаружите, что использование карты для достижения положительного результата дает ряд преимуществ. Вот несколько примеров. Карта позволяет

Из книги Методика подготовки и чтения лекций автора Шик Лев Владимирович

Порядок подготовки инструкторов 1. Прохождение стандартного обучения по курсу развития памяти.2. Участие в развивающем конкурсе «Суперпамять», первоначально в качестве участников и наблюдателей, затем в качестве ведущих.3. Выбор возрастной специализации.4. Обучение

Из книги Психология победы [Секреты подготовки олимпийских чемпионов и преуспевающих бизнесменов, или 24 часа в твою пользу] автора Кутовая Елена Ивановна

6. Непосредственная подготовка к выступлению Надо твёрдо придерживаться правила: тщательно готовиться к каждому своему выступлению, даже и после того, как вы уже неоднократно читали данную лекцию. Если лектору предстоит впервые выступить с новой лекцией перед

Из книги Как говорить правильно и без стеснения автора Полито Рейналдо

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Как подготовиться к выступлению с трибуны Презентация начинается не на трибуне оратора. Еще до того, как вы произнесете первое предложение своей речи, слушатели будут внимательно следить за вами. Они будут считывать ваши реакции, пока вы дожидаетесь своей очереди

Из книги Три рождения человека. Байкальские встречи автора Некрасов Анатолий Александрович

Дни подготовки День подготовки – это день, когда вы готовитесь к Дню лучших результатов и планируете его, либо приобретая новый навык, подыскивая новые ресурсы, обучая свою команду поддержки, либо перепоручая другим какие-то задачи и проекты. Правильно проведенный День

Из книги Любовь без границ. Путь к потрясающе счастливой любви автора Вуйчич Ник

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

Планы подготовки Несмотря на всю нашу радость по поводу предстоящего рождения ребенка, мы с Канаэ быстро поняли, что совершенно не готовы к родительству. Мы даже мужем и женой-то пробыли всего несколько месяцев. Кроме того, мы хотели вместе посмотреть мир – мое

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 3 Подготовка к выступлению Важная составляющая публичного выступления, основа всего – это подготовка. Э. Хэмингуэй, описывая процесс творчества писателя, заметил: «Для того чтобы писать по-настоящему, вы должны знать в десять раз больше того, что вы написали. В

Из книги автора

Этапы подготовки войны Легко заметить, что подготовка к Мировой войне четко разделяется на три этапа:1) Первый этап подготовки к Большой Войне: складывание международных блоков.Еще в 1882 году возник Тройственный союз – Германская империя, Италия, Австро-Венгрия. Этот союз

Нужна ли подготовка к публичному выступлению? Безусловно. Однако она может быть различной. Так, митинговая речь обычно бывает краткой - 5-10 минут или чуть больше, и она может быть произнесена после минимальной подготовки. А вот лекция уже требует подготовки основательной. Конечно, при этом учитываются и опыт оратора, и его знания, и умение общаться с аудиторией, и многое-многое другое.

В 1928 году вернулся из Сорренто в Москву М. Горький. Чествовали писателя в Большом театре: Речь о его творчестве должен был произнести А.В. Луначарский, который узнал об этом за сорок минут до начала торжества. На - тщательную подготовку просто не было времени. И вот что интересно: речь, произнесенная по случаю приезда Горького, - один из самых блестящих образцов ораторского искусства Луначарского. В ней глубоко анализируется творчество писателя, она увлекательна по форме. Что это, импровизация? Когда коллеги, знавшие о внезапности выступления, спрашивали об этом Анатолия Васильевича, он отвечал, пожимая плечами: "Ну какая же импровизация? Ведь сколько я писал о Горьком еще до революции и, разумеется, продолжаю как критик заниматься его творчеством". Таким образом, к этому выступлению Луначарский, по его собственным словам, "готовился всю жизнь". Словом, импровизированная речь, как правило, строится на основе хорошо известного материала, знаний, опыта оратора. Иначе говоря, оратор мало готовится или совсем не готовится к ней накануне выступления, но имеет достаточные знания, а также опыт произнесения речей, чтобы ограничиться минимальной подготовкой или произнести ее "экспромтом".

Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Конечно, разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной, доступной. Не должна быть перегружена проблемами: двух - трех вопросов вполне достаточно.

Каковы же цели оратора? Основная цель - информировать слушателей, т.е. научить их, дать им определенные сведения, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей, короче говоря - сформировать стереотип поведения.

Важный вопрос, который встает перед оратором, - оценка обстановки и состава слушателей. Неожиданная, непривычная атмосфера может вызвать у оратора дискомфортное ощущение. Поэтому он должен подготовить себя к ней заранее. Следует как можно обстоятельнее выяснить, в каких условиях состоится выступление, вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как количество слушателей, наличие микрофона, трибуны, стола, размер и интерьер зала, время, отведенное оратору, соотношение данного выступления с другими. Чтобы выступать с микрофоном, нужны определенные навыки: с непривычки микрофон будет вас сковывать. Если зал небольшой и слушателей мало, то предпочтительнее выступать за столом. Таким образом, вы создаете атмосферу непринужденности, как бы сливаетесь с аудиторией. Если же зал большой и слушателей много, то необходимо выступать с трибуны. Это позволит вам видеть всех, чувствовать реакцию зала. Вечером выступать сложнее, чем в первой половине дня: люди придут уже уставшие. Что же касается соотношения выступления с другими, то здесь наблюдается такая закономерность: каждое последующее, как правило, должно быть интереснее (возможно, значительнее, важнее и т.д.) предыдущего, т.е. иметь какое-либо отличие, оказывающее воздействие на аудиторию.

При подготовке речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слушатели и что им будет непонятно. Оратор должен знать и учитывать состав аудитории. Существуют разные подходы к ее оценке. Приведем один из них. Можно оценивать аудиторию по параметрам. Прежде всего учитывается ее социально-профессиональный состав (рабочие, учителя, инженеры и т.п.) и культурно-образовательный уровень (начальное, среднее, высшее образование). Здесь, естественно, принимается во внимание степень подготовленности слушателей, их интеллектуальный потенциал, характер деятельности. Следует учитывать также возраст, пол, национальные особенности аудитории. Но самое главное - однородность или неоднородность ее по всем параметрам. Разумеется, тяжелее всего выступать перед неоднородной аудиторией. Практика показывает, что весьма сложная аудитория - молодежная. Ведь интеллектуальные и физические изменения, которые происходят в молодом возрасте, довольно противоречивы: с одной стороны, преобладает объективное отношение к действительности, положительные оценки людей, с другой - крайний субъективизм, отрицание всего сущего, болезненное самолюбование. Поэтому наиболее эффективны для молодежи эмоциональные речи. В то же время в выступлениях перед всеми возрастными группами требуется логическая убедительность, лаконичность и точность изложения. У взрослой аудитории на первом месте всегда логическое развитие мысли, аргументированность, доказательность изложения.

Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует прежде всего учитывать мотивы, которые побудили их прийти на выступление: интеллектуальные, моральные, эстетические. Чаще всего слушатели хотят получить какую-то новую информацию, иногда они приходят по обязанности, по приглашению, реже - чтобы доставить себе эстетическое удовольствие. Необходимо учитывать также настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления и оратору, их знакомство с данным вопросом.

Подготовка к выступлению.

Выполненная научная работа должна быть в необходимых случаях соответствующим образом представлена в виде доклада (защита курсовой, дипломной работы, диссертации, выступление на конференции, участие в дискуссии и т.д.).

Выступление с докладом – ответственное научное поручение. Доклад обеспечивает возможность апробирования результатов научного исследования в мнениях других лиц, проверить сделанные выводы через оценки различных специалистов, преодолеть сомнения и разногласия. Особенно полезны в данном смысле выступления слушателœей и научные дискуссии. Публичные выступления с докладами воспитывают привычку не бояться аудитории, умение быстро концентрировать внимание при ответах на вопросы, вести научную дискуссию.

Перед выступлением с докладом следует подготовить краткий план изложения и подробный конспект так, чтобы в начале доклада кратко назвать основные вопросы, которые будут изложены. Во время доклада можно пользоваться записями, чтобы не упустить важное (это придает чувство уверенности, обеспечивает ясность и даже краткость в изложении материала). При этом записи не должны быть чересчур подробными, так как это затрудняет пользование ими в момент доклада. Хорошая форма записей – карточка, в которой легко найти то, что нужно.

В случае если есть крайне важно сть пользоваться доской, следует обратить внимание на внешний вид выписываемого материала – текста͵ чертежей, схем и т.д. Οʜᴎ должны быть четкими, разборчивыми. В случае если рисунки сложны, то лучше пользоваться заранее подготовленными плакатами, слайдами или, в крайнем случае, цветным мелом.

В процессе доклада держаться следует свободно, не концентрировать своего внимания на отдельном слушателœе, а обращаться ко всœей аудитории. При подготовке доклада крайне важно предварительно его несколько раз прочесть вслух. Перед докладом следует подготовить тезисы - ϶ᴛᴏ сжатые, кратко сформулированные основные положения доклада, сообщения и т.д. Οʜᴎ включают изложение базовых положений всœей научной работы от начала до конца, а не только собственно исследовательской части.

Тезисы представляют из себяразвернутые выводы, с вводной поясняющей и обосновывающей частью, а также заключением. В тезисах в краткой форме (одна-две фразы) обосновывается тема, характеризуется история вопроса, излагается методика и указываются результаты исследования. Тезисы бывают краткими или развернутыми, но они всœегда отличаются от полного текста доклада, сообщения тем, что в них отсутствуют детали, пояснения, иллюстрации. Отдельные тезисы должны быть связаны между собой.

Выступление - ϶ᴛᴏ самопроверка и самоконтроль своих знаний. По этой причине нужно учиться готовить выступления. Схема подготовки устного выступления должна быть следующей:

♦ О чем говорить? Нужно сформулировать основной тезис, а это значит раскрыть тему и определить, о чем говорить.

♦ Зачем говорить? Необходимо осознавать цель своей речи. Цель речи должна соответствовать цели дискуссии.

♦ Сколько говорить? Время публичной речи всœегда строго ограничено. Принцип простой – лучше меньше, да лучше.

♦ Кому говорить? Выбирать тактику выступления крайне важно, оценив слушателœей (узнав, какая аудитория).

♦ Где говорить? Новая обстановка и новая аудитория влияют на характер выступления.

В процессе подготовки к выступлению крайне важно продумать следующие моменты:

♦ Какой самый интересный и короткий путь к намеченной цели?

♦ Будет ли изложение простым и доступным?

♦ Увлекут ли ваши рассуждения аудиторию?

Выступление должно строиться с исключительно конкретной целью и ясным представлением конечного результата речевого воздействия. Выступление должно быть убедительным, а убедить - ϶ᴛᴏ значит довести до понимания идею (тезис), так, чтобы аудитория не сомневалась в достоверности вывода, не испытывала неуверенности в том, что излагается в выступлении. Можно выделить четыре способа убеждения (воздействия), используемые в выступлении:

♦ воздействие на разум (логический);

♦ воздействие на рассудок (риторический). Риторика - сфера научных знаний о красноречии;

♦ воздействие на веру (подражательный). Верить – значит подражать в чем-либо;

♦ воздействие на чувства (психоэмоциональный).

Следовательно, к выступлению предъявляются следующие требования:

♦ быть понятным для аудитории;

♦ быть лаконичным;

♦ быть законченным.

Выступление должно строиться по плану (следует разработать план выступления), который предусматривает перечень базовых элементов речи согласно традиционной композиции. Композиция - ϶ᴛᴏ расположение материала в разрезе трех блоков: вступление; главная часть; заключение.

При этом следует располагать материал выступления согласно следующим принципам:

♦ последовательности (каждая мысль (фраза) должна вытекать из предшествующей, "мысли не должны перескакивать");

♦ усиления (крайне важно наращивать воздействие от начала речи к концу. Это достигается расположением материала по возрастанию значимости);

♦ органического единства (крайне важно обеспечить соответствие основной мысли (тезиса) теме выступления);

♦ экономии (краткость, точность, ясность, отсутствие излишеств, минимальное количество аргументов, примеров и т.д.).

Для того чтобы выступление было воспринято и понято слушателями, крайне важно соблюдать следующее:

♦ контролировать время выступления (не выпрашивать лишних минут и не затягивать выступление);

♦ иметь подробный план текста выступления, но не читать его (или по крайней мере делать вид, что не читаешь. Но можно и читать);

♦ использовать визуальный материал (доска, плакаты, слайды, раздача материалов);

♦ в целях контроля внимания аудитории варьировать формами подачи материала;

♦ выступление не должно превращаться в развлекательное шоу;

♦ выступающий не обязан отвечать на всœе заданные вопросы, тем более делать это немедленно после постановки вопроса.

К наиболее часто встречающимся недостаткам в выступлениях относятся следующие:

♦ отсутствие зачина (вступления), резкое вхождение в тему и тоскливое однообразие изложения;

♦ неясность и нечеткость переходов от мысли к мысли, от вопроса к вопросу, что лишает изложение плавности и текучести;

♦ нарушение пропорций между частями (затянутое вступление, множество базовых вопросов, чересчур короткое заключение или вообще пренебрежение им);

♦ однообразие вариантов изложения вопросов;

♦ преобладание теоретических рассуждений и отсутствие эмоциональных разрядок;

♦ отсутствие связки конца с началом в заключении;

♦ хаос в рассуждениях, когда не выдержана логика развития мысли.

Подготовка к выступлению. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Подготовка к выступлению." 2017, 2018.

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

  • Экспромт - выступление без подготовки.
  • План-конспект выступления - заранее готовится подробный план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием новых идей, которые должны быть изложены.
  • Текст выступления - текст, который затем в процессе выступления полностью зачитывается.
  • Воспроизведение наизусть - выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Возможны и комбинации различных способов.

Подготовка конспекта выступления

Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересу и могут стать предметом вашего публичного выступления. Вот сов Д. Карнеги: «Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги - так будет легче их собрать и расклассифицировать.

Предположим, у вас есть тема выступления. Как технически подготовить конспект выступления? Поступайте следующим разом.

  • Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме.
  • Отберите главное и вычеркните второстепенное
  • Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу, из первичного перечня фактов. Теперь посмотрите, чего вам не хватает.

Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение были подкреплены вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т.д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

Надо также помнить некоторые требования к языку составляемого конспекта: лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и обдуманные вами мысли.

Как пользоваться конспектом?

Разные лекторы пользуются своими записями по-разному. Ч.Чаплин, например, очень боялся микрофона, и все его речи были им предварительно полностью написаны, он выступал по полному тексту. Великолепный лектор И. И. Мечников готовился к каждой лекции тщательнейшим образом, но записей или конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал. Известный химик С. Н. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал его семье, брал запись в аудиторию с собой, держал перед собой на кафедре, но не заглядывал в нее.

Историк В. О. Ключевский читал полностью написанный с листа, но при этом как бы рассказывал. Физиолог И.М.Сеченов сначала шепотом проговаривал лекцию в процессе подготовки, а потом читал без конспекта.

Прекрасный оратор В.И.Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и выступал, изредка заглядывая в них.

Выступать без конспектов могут только опытные ораторы, многократно выступающие на одну и ту же тему. Оптимально иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Репетиция выступления

Обсуждайте то, что вы хотите высказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которые не стесняетесь, готовыми всегда вас поддержать: Я вот хочу выступить и предложить, чтобы...

Надо ли репетировать свои выступления? Конечно, надо. Как это лучше делать? Репетируйте речь про себя, идя по улице. Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами. Д. Карнеги советует: играйте в семье в произнесение речей.

Многократно произносите наедине трехминутные речи на темы, и которых вы хорошо разбираетесь; затем - перед друзьями.

Можно ли тренироваться перед зеркалом? Лучше не надо: зеркало отвлекает; для тренировки перед зеркалом необходим, значительный навык; да и зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать. О. Эрнст вообще считает тренировку оратора перед зеркалом вредной.

Мы часто произносим яркие и вдохновенные речи после события. Лучше произнести такую речь до события, а потом повторить ее во время события.

Психологическая и физическая подготовка к выступлению

Вот наступает день вашего выступления. К нему нужно прийти в хорошей психологической и физической форме. Следуйте этим рекомендациям.

  • Не бойтесь слушателей. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики».
  • Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи.
  • Скажите слушателям не все. Оставьте себе разные знания - мысль о них укрепит вашу уверенность.
  • Не готовьтесь в день выступления.
  • За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел - это рассеет ваше внимание.
  • Постарайтесь не есть перед ответственным выступлением.

С давних пор одну из основных ролей в жизни человека играло умение выступать перед публикой. От способа подачи информации зависел успех или провал оратора. знает много примеров, когда способность грамотно выражать свои мысли перед публикой сыграла решающую роль в развитии не только определенного города, но и всей страны. Именно поэтому подготовка к успешному публичному выступлению должна быть полностью продумана.

Что включает в себя подготовка к выступлению на публике

Не многие люди могут хорошо выступить, предварительно не готовясь. Как правильно подготовиться к публичному выступлению? В первую очередь нужно адекватно оценить свои возможности, и умение красиво преподносить материал, чтобы его смогла понять большая аудитория.

Поэтому первым этапом в подготовке является изучение публики и количества человек, перед которыми придется выступать, ведь большой группе сложнее донести всю информацию, нежели нескольким людям.

Для успеха выступления нужно научиться подчинять себе публику. Этого можно добиться, если соблюдать несколько правил:

  • если во время выступления была допущена ошибка, то ее нужно сразу признать и исправить, пока это не сделал кто-то другой;
  • во время всей речи тон должен быть ровным и выражающим дружелюбный настрой оратора ко всем присутствующим;
  • если проводятся какие-либо обсуждения, то главный упор должен ставиться на то, что достижение правильного результата – это общая заслуга;
  • выдвигая какие-либо идеи, нужно заинтересовать и «зацепить» публику, чтобы со временем в дискуссии стало участвовать как можно большее число присутствующих.

Важно! Заключение и вступления должны быть краткими, но не сухими. Они должны «цеплять» и оставлять после себя только положительный эффект.

Как грамотно подготовить публичное вступление – это будет зависеть, прежде всего, от опыта выступающего. Это связано с тем, что у человека, имеющего опыт, подготовка речи и публичное выступление занимают меньше времени, чем у того, кто еще не совсем сцены.

Кратко подготовка к публичному выступлению выглядит так:

  1. установление численности аудитории;
  2. подготовка к тому, чтобы адекватно реагировать на небольшие недочеты или вопросы;
  3. постановка речи;
  4. выбор темы и ее полное рассмотрение;
  5. репетиция в приближенных условиях.

Перед тем, как подготовить публичное выступление, потребуется полноценно изучить тематику доклада или речи. Это позволит устранить ошибки еще до их появления. Кроме того, знание темы позволяет оформить устный доклад без конспектов. Это происходит из-за того, что при знании темы человек легче может аргументировать факты и не сбиваться с ритма рассказа.

Как правильно готовиться к публичному выступлению

Подготовка устного публичного выступления или форменного доклада имеет свою специфику. Это регламентирует подготовку. В таких случаях стоит учитывать такие нюансы:

  • тема и направление доклада;
  • целевая аудитория;
  • место проведения;
  • как будет проходить доклад, в том числе знакомство с местной сценой;
  • основные этапы подготовки к публичному выступлению.

По этапам стоит учесть, что для некоторых категорий лиц подготовка может носить сокращенный характер, в зависимости от индивидуальных особенностей и опыта.

Для большинства начинающих ораторов будет полезно узнать . Сам голос не должен быть монотонным. В речи должны быть нотки эмоциональности. Кроме этого, в самом начале требуется отделить для себя целевую аудиторию от остальных слушателей. Это позволит сосредоточиться на тех, кто будет слушать внимательно.

При расстановке рук стоит учесть, что если выступление будет происходить на трибуне, то можно по обе стороны их положить на края, но не слишком далеко от тела, так как это агрессивный жест. В мягком проявлении он заставит слушать рассказчика большую часть аудитории. При рассказе, если позволяет тема, можно не стоять на месте, а спокойно прогуливаться вдоль трибуны. Это также сфокусирует все внимание на докладчике.

Должны предусмотреть все особенности любого рассказа или доклада. Устный рассказ должен быть заучен и, при этом, легко восприниматься слушателями. Именно поэтому требуется знать тему доклада досконально. Также это важно при ответах на вопросы, которые могут возникнуть у зрителей при открытом докладе.

Внимание! Наиболее важным этапом является голосовое оформление. Именно от манеры говорить и голоса будет зависеть восприятие доклада.

  1. включение телевизора, магнитофона и радио;
  2. установка большой громкости;
  3. встать в центр комнаты;
  4. начать рассказывать, добиваясь того, что голос слышен;
  5. голос отрабатывается таким способом до тех пор, пока он не станет четким и перекрывающим шум.

Манера отработки голоса должна привести к тому, что не обязательно будет повышать голос, так как твердость станет достаточной для привлечения внимания. Большой ошибкой является ставка при публичном выступлении на тему и качество доклада. Самым главным будет заставить себя слушать, так как в противоположном случае доклад любого качества является бессмысленным, это . Монотонный рассказ – главный враг рассказчика.

Стоит учесть, что первые этапы подготовки любого типа должны быть разработаны и первоначально пройдены еще за пару недель до момента выступления. Даже экспромт должен быть заранее подготовлен. Только люди с огромным опытом могут избежать недочетов даже без подготовки.


По каким принципам составляется план публичного выступления

При составлении речи для выступления перед широкой публикой нужно придерживаться некоторых принципов:

  • введение должно сразу же ввести в курс дела людей, сидящих в аудитории. Оно должно их заинтересовать и заставить слушать;
  • основная часть должна быть самой информативной. Лучше всего, если она будет состоять из 5 основных частей, которые будут постепенно раскрывать тему. Идеально, если в этой части будут приведены какие-либо факты, статистические данные, ссылки на мнения ученых или примеры из истории. Вся информация в основной части должна быть донесена понятным языком;
  • заключение не должно разниться с основной частью. Кроме того, вывод обязан полностью отвечать на вопрос, который был преподнесен, как проблема.

Таким образом, структура самого выступления, в том числе доклада, имеет постановку проблемы, ее рассмотрение и решение, которое входит в заключительный этап. Менять местами структурные этапы нельзя.

Важно! Даже если тема считается довольно скучной, обязательно оживлять рассказ обращением к слушателям. Эти обращения требуется подготовить вместе с докладом.

Любой план выступления обязан учитывать актуальность рассказа для данной аудитории, то есть целевые слушатели должны быть в любом случае. Например, нет смысла рассказывать детской аудитории о ряде сложностей в рабочем коллективе и наоборот. Актуальность всегда является основой для поиска слушателей. Именно по этой причине в самом начале выступления выбирается несколько целевых грулл, которые заинтересованы. Это позволит сосредоточиться и сделать доклад интересным.

План должен в себе содержать такие моменты, учитывающие ситуацию:

  1. серьезность темы;
  2. требуемая манера ведения монолога;
  3. возможность общения со зрителем;
  4. поставленная речь, которая позволяет не задавать вопросов, то есть все выступление не должно вызывать недоумения.

Кроме этого, в план входит не только само выступление и предварительные этапы подготовки, но и способ приветствия, а также уход со сцены. Все выступления должны заканчиваться улыбкой и пожеланием удачи. Это позволит произвести положительное впечатление. Отработка появления и ухода является обязательной программой, которую выполнять придется.

Структура самого выступления

После подготовительного этапа начинается отработка основных моментов, которые могут возникнуть в период рассказа. Сюда относится:

  • волнение;
  • ошибки;
  • неудобные вопросы;
  • агрессия со стороны слушателя.

Каждый из этих моментов может нарушить процесс подачи информации и структуру. Ошибки исправляются сразу, после того, как были замечены. Это лучше, чем если их заметят потом. Волнение устранить очень просто. Достаточно сделать паузу и спокойно глубоко три раза вдохнуть. Такой процесс займет всего несколько секунд и уберет ненужный мандраж. Любой вопрос будет неудобным, если не знать на него ответ. По этой причине тема должна быть полноценно изучена.

В случае с агрессией или ненужным юмором стоит просто продолжить выступление, не замечая оппонента из зала. Никогда нельзя терять нить повествования, а обратная реакция покажет отсутствие спокойствия, что приведет к еще большему волнению.

Структура всего процесса состоит из нескольких этапов:

  1. подготовка темы по актуальности для целевой аудитории;
  2. отработка выступления;
  3. предварительная репетиция в пустом зале, который будет использоваться;
  4. вход в помещение и приветствие аудитории;
  5. постановка проблемы и ее решение;
  6. прощание со зрителями и уход.

При правильном подходе к подготовке выполнить все это очень легко. Главным будет не отступление от сути темы, то есть рассказчик должен донести до аудитории именно ту информацию, которую он хотел.

В заключение

При отсутствии опыта подготовка к публичному выступлению занимает много времени. При этом данный этап является обязательным, так как позволяет весь процесс доклада или рассказа сделать более простым для самого докладчика.

Даже при наличии первоначальных навыков репетиция выступления обязательна, причем в тех условиях, которые будут на официальном докладе.

Публикации по теме