Как правильно присваивать инвентарные номера. Инвентарный номер

Перед тем, как основное средство начинает использоваться, оно должно быть принято на учет. Единица учета основных средств инвентарный объект. Для того, чтобы следить за введением в эксплуатацию, перемещением, сохранностью и списанием инвентарных объектов, им присваиваются инвентарные номера. Механизм, как присвоить инвентарный номер основному средству, регламентирован в п. 46 Инструкции № 157н : присвоение инвентарных номеров производится всему недвижимому и движимому имуществу стоимостью от 3000 рублей независимо от того, эксплуатируется ли данный объект или находится на консервации или в запасе. Также требуется присвоить инвентарные номера объектам библиотечного фонда без ограничений по минимальной стоимости.

Присвоение инвентарных номеров основным средствам

Общие подходы к присвоению инвентарных номеров основным средствам указаны в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина РФ № 91н от 13.10.2003 (ред. от 24.12.2010)) и Инструкции № 157н (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010). В соответствии с ними:

  • инвентарный номер является уникальным, то есть не должно быть двух основных средств с одинаковыми инвентарными номерами,
  • если объект составной, т. е. состоит из элементов, которые составляют единое целое, то всем частям комплексного основного средства выделяют один единый инвентарный номер,
  • инвентарные номера должны идти по порядку,
  • инвентарный номер не изменяется при смене местонахождения объекта основных средств внутри одной организации,
  • однажды прикрепленный основному средству инвентарный номер остается за ним на протяжении всего времени нахождения в организации,
  • инвентарные номера основных средств, выбывших с балансового учета, не присваиваются вновь принимаемым к учету основным средствам,
  • для поступившего в организацию основного средства по договору аренды может 6ыть использован тот же инвентарный номер, что был присвоен основному средству арендодателем.

Порядок присвоения инвентарных номеров основным средствам

Подходы к формированию инвентарных номеров не регламентируются нормативными документами. Поэтому организации самостоятельно устанавливают порядок присвоения инвентарных номеров основным средствам. Данный порядок приводится в учетной политике организации или другом локальном акте.

Для того, чтобы правильно присвоить инвентарный номер основному средству и чтобы в дальнейшем легче было его находить по инвентарному номеру, может быть выбран следующая последовательность цифр в номере:

Если в организации немного основных средств, то инвентарные номера выделяются по порядку, например 001, 002, 003 и т.д. Для фиксации данных номеров ведется журнал учета инвентарных номеров.

Нанесение инвентарных номеров на основные средства

Нанесение присвоенного основному средству инвентарного номера производится материально ответственным сотрудником под наблюдением уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов.

Способы нанесения инвентарного номера на основные средства:

  • прикрепление жетона с номером;
  • нанесение номера краской;
  • иные способы, обеспечивающие сохранность маркировки (гравировка, штамповка, сварка и т.п.).

Если основное средство является комплексом конструктивно сочлененных объектов, т. е. состоит из обособленных элементов, составляющих вместе единое целое, то на каждом элементе комплексного основного средства указывается единый инвентарный номер, присвоенный всему комплексу в целом.

При отсутствии возможности нанесения инвентарного номера на основное средство из-за особых требований к его эксплуатации инвентарный номер не проставляется. Данный факт отражается в бухгалтерском учете с указанием соответствующего основного средства без нанесенного инвентарного номера.

Как отмечалось выше, до 1 января 2013 г. (в переходный период) положения Закона о кадастре недвижимости не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В отношении этих объектов осуществляется государственный учет в порядке, установленном на 1 марта 2008 г., для государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (ч. 2 ст. 43 Закона о кадастре недвижимости). При этом здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства, учтенные ОТИ (БТИ) до 1 марта 2008 г. и учитываемые ими в переходный период (с 1 марта 2008 г. до 1 января 2013 г.) считаются учтенными в ГКН (ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Ввиду особой социальной значимости жилых помещений предусмотрен государственный учет жилищного фонда, включающий технический учет жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию - оформление технических паспортов жилых помещений, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям (ч. 5 ст. 19 ЖК). Порядок государственного учета жилищных фондов всех форм собственности (частного, государственного, муниципального) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (п. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 19 ЖК). К компетенции органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления отнесено ведение учета соответствующего государственного и муниципального жилищного фондов (п. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 14 ЖК). То есть законодательство субъекта РФ (либо муниципального образования) не может регулировать порядок технического учета (технической инвентаризации и паспортизации) жилых помещений всех форм собственности на территории данного субъекта РФ (муниципального образования).
В настоящее время порядок государственного учета и технической инвентаризации регулируют следующие нормативные акты:

  1. Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 (далее - Положение об учете жилищного фонда);
  2. Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (далее - Положение о техническом учете и инвентаризации);
  3. Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 3;
  4. приказ Минэкономразвития России от 17.08.2006 N 244 "Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества;
  5. приказ Минэкономразвития России от 08.09.2006 N 268 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства" (далее - Правила ведения ЕГРОКС).

Для государственной регистрации технический учет - не только описание характеристик недвижимости, но и подтверждение юридического факта создания (существования) объекта права.
Согласно п. 12 Положения о техническом учете и инвентаризации сведения ОТИ (БТИ), полученные при технической инвентаризации и государственном техническом
учете (далее - техническая инвентаризация и учет), используются при:

  1. государственной регистрации прав;
  2. ведении государственного статистического учета;
  3. определении размера налога на имущество;
  4. внесении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
  5. ведении реестра федерального имущества.

Пунктом 6 Положения о техническом учете, установлено, что техническая инвентаризация и учет подразделяются:

  1. на первичную техническую инвентаризацию и учет;
  2. техническую инвентаризацию и учет изменений характеристик объектов капитального строительства.

Техническая инвентаризация и учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц. По результатам инвентаризации оформляется технический паспорт объекта, который является основой для ведения ЕГРОКС.
По общему правилу технический учет проводится по результатам технической инвентаризации. Исключение - первичный технический учет многоквартирных домов и объектов капитального строительства (как с расположенными в них помещениями, так и без таковых), введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., а также индивидуальных жилых домов, построенных после 1 марта 2008 г., на которые имеется проектная документация (п. 8 Положения о техническом учете и инвентаризации). В этих случаях по выбору заявителя первичный учет может быть осуществлен без проведения технической инвентаризации. К заявлению о проведении технического учета прилагаются:

  1. для многоквартирного дома и помещений в нем - копия разрешения на ввод в эксплуатацию, поэтажный план с экспликацией и размерами помещений, ситуационный план размещения дома в границах земельного участка (оформленные по требованиям к проектной документации);
  2. для индивидуального жилого дома - поэтажный план с экспликацией и размерами помещений, ситуационный план размещения дома в границах земельного участка, описание конструктивных решений, включая материал стен (оформленные по требованиям к проектной документации);
  3. для объекта капитального строительства нежилого назначения - копия разрешения на ввод в эксплуатацию и ситуационный план размещения объекта в границах земельного участка, для учета помещений в нем - также и поэтажный план с экспликацией и размерами помещений (оформленные по требованиям к проектной документации).

В результате первичного учета выдаются кадастровые паспорта указанных объектов, а также помещений в многоквартирных домах и объектах нежилого назначения. Если на территории субъекта РФ действуют Правила ведения ЕГРОКС*(49), то для технического учета без первичной инвентаризации оформляются технические паспорта на основании представленных заявителем документов.
Техническая инвентаризация, а также выдача физическим и юридическим лицам документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливается законодательством РФ (п. 10 Положения о техническом учете и инвентаризации). Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 8 Положения об учете жилищного фонда).
Так, распоряжением Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 13.12.2005 N 50-Р "Об утверждении отпускных стоимостей на работы по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" (в ред. от 29.12.2009) утверждена стоимость работ по технической инвентаризации зданий, сооружений и земельных участков. Техническая инвентаризация в Москве стоит 20,3 руб. за кв. м (10,3 руб. за кв. м свыше 1000 кв. м.); технический паспорт квартиры - 890 руб.; кадастровый паспорт здания, сооружения - 443,24 руб., помещения - 140,24 руб. плюс графическая часть - 1,3 руб. за кв. м.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 615 установлен предельный максимальный размер платы за выдачу органом или организацией, осуществляющими хранение учетно-технической документации о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, государственный технический учет которых осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре недвижимости (1 марта 2008 г.) или в переходный период его применения (до 1 января 2013 г.), кадастрового паспорта такого объекта недвижимости: для физических лиц - 500 руб., для юридических лиц - 1000 руб.
Согласно п. 16 Положения о техническом учете и инвентаризации сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам):
а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);
б) наследников по закону или завещанию;
в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в них в производстве делам);
г) органов государственной власти и местного самоуправления (по объектам на соответствующей территории);
д) налоговых органов (по объектам на территории их ведения);
е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);
ж) учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
з) иных органов и лиц, определенных законодательством РФ.
Если иное не установлено законодательством, сведения и документы об объектах технического учета и инвентаризации предоставляются в течение месяца со дня обращения собственника объекта (владельца, балансодержателя, наследника и их представителей) (п. 17 Положения о техническом учете и инвентаризации).
Правила выдачи технического паспорта объекта капитального строительства и кадастрового паспорта объекта недвижимости различаются по срокам и кругу лиц.
В переходный период, установленный Законом о кадастре недвижимости до 1 января 2013 г., ОТИ (БТИ) обязан выдать кадастровый паспорт ранее учтенного им здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в течение 10 дней по запросу любого лица за плату, размер которой устанавливается субъектом РФ (ч. 9 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
При этом никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного в ОТИ (БТИ) объекта недвижимости или от иного лица проведение плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и т.п.) в связи с выдачей кадастрового паспорта или в связи с регистрацией права на объект (ч. 10 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" установлено, что:
1) техническую инвентаризацию осуществляют организации (органы),
аккредитованные Роснедвижимостью;
2) государственный технический учет должна осуществлять Роснедвижимость и ее территориальные органы (после принятия нормативных актов, определяющих порядок государственного технического учета).
В настоящее время Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Роснедвижимость упразднена, а ее функции переданы Росреестру.
В соответствии с п. 7.1.19, 7.1.40 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.10.2009 N 395*(51), территориальные органы Росреестра наделены функциями по аккредитации ОТИ (БТИ) и ведению государственного технического учета объектов капитального строительства (в регионах, в которых введены Правила ведения ЕГРОКС) (см. следующий подпараграф).
В тех субъектах РФ, на территории которых Правила ведения ЕГРОКС не действуют, техническую инвентаризацию и технический учет осуществляют ОТИ (БТИ). Учтенные ими объекты считаются учтенными в ГКН (ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Как установлено п. 7 Положения о техническом учете и инвентаризации, при осуществлении технического учета объекту присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Кадастровый номер зданиям, сооружениям, помещениям может быть присвоен только при постановке объекта на учет в ЕГРОКС (п. 10, 17 Правил ведения ЕГРОКС). Если объекту недвижимости (зданию, сооружению, помещению) кадастровый номер в установленном порядке не присвоен, то это не является препятствием для государственной регистрации. Регистрирующий орган в таком случае самостоятельно присваивает условный номер в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона о регистрации прав и Инструкцией Минюста о присвоении условных номеров объектам недвижимости. Объекты, которым присвоен условный номер при государственной регистрации прав, считаются учтенными в ГКН (ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости). Таким объектам кадастровый номер присваивается без участия правообладателя при включении сведений о нем в соответствующие разделы ГКН:

  1. в порядке передачи сведений в ГКН в переходный период до 1 января 2013 г. (ч. 4 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости);
  2. при получении органом кадастрового учета запроса о выдаче информации по объекту (ч. 6 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).

Учет изменений характеристик объектов. В соответствии с п. 9 Положения о техническом учете и инвентаризации техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица. По результатам технической инвентаризации изменений осуществляется государственный технический учет в связи с изменением характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

Осень — горячее время для бухгалтера. Надо сдать отчетность, решить какую систему налогообложения применять в следующем году, подумать над возможными изменениями в учетной политике... А венчает этот список неотложных дел инвентаризация, которая проводится для сверки данных бухучета с реальностью. Основа инвентаризации — система номеров, которые присваиваются объектам. В настоящей статье мы приведем несколько простых правил нумерации, которые помогут облегчить работу бухгалтера.

Вводная информация

Инвентаризация заключается в фактическом подтверждении наличия у организации активов, заявленных в бухучете, т.е. в сверке фактических и учетных данных (ст. 11 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — закон о бухучете). Для проведения такой проверки каждому объекту заранее присваивается специальный инвентаризационный номер. Законодательство, регулирующее бухучет в коммерческих организациях, никаких особых требований к этим номерам не предъявляет. В результате бухгалтеры нумеруют объекты, что называется, как бог на душу положит, что, зачастую создает сложности при инвентаризации. Особенно если номера присваивал один главбух, а инвентаризацию проводит уже другой. Однако есть способы упорядочить эту сторону деятельности бухгалтерии, сделав учет объектов простым, удобным и прозрачным.

Требования к номерам

По большому счету, к инвентарному номеру можно предъявить всего два требования: номер должен быть уникальным, а система нумерации должна быть упорядоченной.

Под уникальностью понимается присвоение одному объекту только одного неповторимого инвентарного номера. Проще говоря, один и тот же номер не может быть присвоен двум или более объектам и, наоборот, одному объекту не стоит присваивать два или более инвентарных номера. Причем, мы рекомендуем придерживаться этого правила даже если объект выбыл с балансового учета. Во избежание возможной путаницы лучше не присваивать номер выбывшего объекта новому. Ведь документация по выбывшему объекту продолжает храниться в организации, и смешение номеров может привести к ошибкам.

Что касается упорядоченности, то здесь речь идет о выстраивании их в некую систему, а не о создании номеров случайным образом. Это дает возможность бухгалтеру, не заглядывая в карточку объекта, по первым цифрам узнать его основные характеристики, что значительно ускоряет процесс инвентаризации и учета. Согласитесь, когда по номеру сразу ясно, что это за вид объекта, когда он приобретен и где расположен, это удобно.

Как построить систему нумерации

Какие же именно сведения можно и нужно «закодировать» в инвентарном номере? Например, в нем можно отразить счет учета; номер амортизационной группы; код по ОКОФ; период принятия к учету (год, месяц); подразделение (филиал) или здание (корпус), в котором будет использоваться объект. То есть, по своей сути инвентарный номер может быть похож на ВИН автомобиля, в котором также зашифровывается вся информация, начиная от места и года выпуска и заканчивая комплектацией. И опять же по аналогии с автопромом, инвентарный номер может состоять не только из цифр, но и из букв. Например, буквами можно кодировать период принятия к учету, либо место расположения объекта.

Выбирая сведения, которые нужно закодировать в номере, надо помнить, что слишком сложная и (или) избыточная структура инвентарного номера неудобна для работы. Соответственно в номер нужно включать только те критерии, которые реально будут использоваться в работе. Ну и, конечно, составляя номер, нужно учитывать возможности применяемых в компании программных средств: смогут ли они поддерживать все «закодированные» в номере критерии.

Наносим номер правильно

Обычно инвентарные номера наносят непосредственно на объект. Однако и тут есть нюансы. Первым делом, стоит конкретизировать, куда именно наносится номер. Это значительно упростит сам процесс инвентаризации, т. к. комиссия будет точно знать, где искать номер и ей не придется осматривать объект со всех сторон в поиске «заветных» цифр. Кроме того, такой подход улучшит эстетический вид объектов — они будут выглядеть опрятно даже спустя много лет.

Например, можно установить в организации правило, что на машины и оборудование инвентарный номер всегда наносится рядом с заводским (удобно искать; это место защищено от вредных воздействий). А на шкафы и тумбочки, имеющие дверцы, — внутри, на верхнем внутреннем углу левой дверцы (удобно наносить; меньше шансов повредить при пользовании и уборке; виден при любой перестановке). По той же логике на столах номер лучше располагать на внутренней части ножки или на боковой панели.

Наконец, некоторые объекты слишком малы, чтобы на них можно было нанести номер. В таких случаях номер можно вообще не наносить, о чем необходимо сделать пометку в инвентарной карточке. При этом желательно настроить учетную программу таким образом, чтобы бухгалтер мог быстро сформировать список таких немаркированных объектов с указанием места их физического расположения. Это ускорит процесса их инвентаризации.

Документальное оформление

Ну и в заключение скажем несколько слов о документальном оформлении всех вышеприведенных правил. Как мы уже говорили, законодательно «бухгалтерская нумерология» никак не регламентирована. Это значит, что внедрить перечисленные правила организация может самостоятельно, утвердив соответствующий локальный акт.

Сделать это можно несколькими способами. Например, добавить соответствующий раздел в учетную политику организации, или сделать приложение к ней. Однако мы не рекомендуем использовать такой вариант, т.к. учетная политика подчиняется особым правилам в части внесения изменений и корректив (п. 6 и 7 ст. 8 закона о бухучете). Поэтому вносить в нее дополнительные положения не стоит, дабы не лишать себя свободы маневра.

Лучше, на наш взгляд, использовать другой вариант — внести правила нумерации объектов в Положение о проведении инвентаризации в организации. В таком документе правила нумерации будут смотреться вполне логично. Да и ознакомиться с ними не лишним будет не только бухгалтеру, но и любому сотруднику, включаемому в инвентаризационную комиссию.

Наконец, можно утвердить в организации и отдельный документ — Положение о порядке присвоения инвентарных номеров.

Вводная информация

Инвентаризация заключается в фактическом подтверждении наличия у организации активов, заявленных в бухучете, т.е. в сверке фактических и учетных данных (ст. 11 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — закон о бухучете). Для проведения такой проверки каждому объекту заранее присваивается специальный инвентаризационный номер. Законодательство, регулирующее бухучет в коммерческих организациях, никаких особых требований к этим номерам не предъявляет. В результате бухгалтеры нумеруют объекты, что называется, как бог на душу положит, что, зачастую создает сложности при инвентаризации. Особенно если номера присваивал один главбух, а инвентаризацию проводит уже другой. Однако есть способы упорядочить эту сторону деятельности бухгалтерии, сделав учет объектов простым, удобным и прозрачным.

Требования к номерам

По большому счету, к инвентарному номеру можно предъявить всего два требования: номер должен быть уникальным, а система нумерации должна быть упорядоченной.

Под уникальностью понимается присвоение одному объекту только одного неповторимого инвентарного номера. Проще говоря, один и тот же номер не может быть присвоен двум или более объектам и, наоборот, одному объекту не стоит присваивать два или более инвентарных номера. Причем, мы рекомендуем придерживаться этого правила даже если объект выбыл с балансового учета. Во избежание возможной путаницы лучше не присваивать номер выбывшего объекта новому. Ведь документация по выбывшему объекту продолжает храниться в организации, и смешение номеров может привести к ошибкам.

Что касается упорядоченности, то здесь речь идет о выстраивании их в некую систему, а не о создании номеров случайным образом. Это дает возможность не заглядывая в карточку объекта, по первым цифрам узнать его основные характеристики, что значительно ускоряет процесс инвентаризации и учета. Согласитесь, когда по номеру сразу ясно, что это за вид объекта, когда он приобретен и где расположен, это удобно.

Как построить систему нумерации

Какие же именно сведения можно и нужно «закодировать» в инвентарном номере? Например, в нем можно отразить счет учета; номер амортизационной группы; код по ОКОФ; период принятия к учету (год, месяц); подразделение (филиал) или здание (корпус), в котором будет использоваться объект. То есть, по своей сути инвентарный номер может быть похож на ВИН автомобиля, в котором также зашифровывается вся информация, начиная от места и года выпуска и заканчивая комплектацией. И опять же по аналогии с автопромом, инвентарный номер может состоять не только из цифр, но и из букв. Например, буквами можно кодировать период принятия к учету, либо место расположения объекта.

Выбирая сведения, которые нужно закодировать в номере, надо помнить, что слишком сложная и (или) избыточная структура инвентарного номера неудобна для работы. Соответственно в номер нужно включать только те критерии, которые реально будут использоваться в работе. Ну и, конечно, составляя номер, нужно учитывать возможности применяемых в компании программных средств: смогут ли они поддерживать все «закодированные» в номере критерии.

Наносим номер правильно

Обычно инвентарные номера наносят непосредственно на объект. Однако и тут есть нюансы. Первым делом, стоит конкретизировать, куда именно наносится номер. Это значительно упростит сам процесс инвентаризации, т. к. комиссия будет точно знать, где искать номер и ей не придется осматривать объект со всех сторон в поиске «заветных» цифр. Кроме того, такой подход улучшит эстетический вид объектов — они будут выглядеть опрятно даже спустя много лет.

Например, можно в организации правило, что на машины и оборудование инвентарный номер всегда наносится рядом с заводским (удобно искать; это место защищено от вредных воздействий). А на шкафы и тумбочки, имеющие дверцы, — внутри, на верхнем внутреннем углу левой дверцы (удобно наносить; меньше шансов повредить при пользовании и уборке; виден при любой перестановке). По той же логике на столах номер лучше располагать на внутренней части ножки или на боковой панели.

Важен и способ нанесения номера. При нанесении номера не должен причиняться ущерб самому объекту. Ведь вполне возможно его придется в будущем продать. А значит, номер нужно будет удалить. И, желательно, бесследно. Это также надо учитывать. Поэтому рекомендуется маркировать объекты с помощью прикрепления жетона, либо путем нанесения номера краской, маркером или путем прикрепления стикера на клейкой основе (о номерах и способах их нанесения см. также «Какие современные инструменты существуют для быстрой и качественной инвентаризации»).

Наконец, некоторые объекты слишком малы, чтобы на них можно было нанести номер. В таких случаях номер можно вообще не наносить, о чем необходимо сделать пометку в инвентарной карточке. При этом желательно настроить учетную программу таким образом, чтобы бухгалтер мог быстро сформировать список таких немаркированных объектов с указанием места их физического расположения. Это ускорит процесса их инвентаризации.

Документальное оформление

Ну и в заключение скажем несколько слов о документальном оформлении всех вышеприведенных правил. Как мы уже говорили, законодательно «бухгалтерская нумерология» никак не регламентирована. Это значит, что внедрить перечисленные правила организация может самостоятельно, утвердив соответствующий локальный акт.

Сделать это можно несколькими способами. Например, добавить соответствующий раздел в учетную организации, или сделать приложение к ней. Однако мы не рекомендуем использовать такой вариант, т.к. учетная политика подчиняется особым правилам в части внесения изменений и корректив (п. 6 и 7 ст. 8 закона о бухучете). Поэтому вносить в нее дополнительные положения не стоит, дабы не лишать себя свободы маневра.

Лучше, на наш взгляд, использовать другой вариант — внести правила нумерации объектов в Положение о проведении инвентаризации в организации. В таком документе правила нумерации будут смотреться вполне логично. Да и ознакомиться с ними не лишним будет не только бухгалтеру, но и любому сотруднику, включаемому в инвентаризационную комиссию.

Наконец, можно утвердить в организации и отдельный документ — Положение о порядке присвоения инвентарных номеров.

Вести бухгалтерский и налоговый учет в веб-сервисе

Публикации по теме