Ключевые страны мира. Многообразие стран современного мира, их основные типы Многообразие стран мира и их типы

Урок 2 10 класс Красулина Н.В.

Тема: Многообразие стран современного мира.

Практическая работа № 1 «Составление классификации стран по разным признакам»

Цель урока: формирование представления о современной политической

карте мира

Задачи урока:

Сформировать представление о разнообразии стран современного мира;

Выяснить основные критерии классификации стран мира;

Дать понятие «суверенное государство», «валовый внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;

Продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации и контурными картами;

Выяснить значение политико-географического положения для страны

Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты, тестовые задания, интерактивная доска

Тип урока: изучение нового материала

ХОД УРОКА

    Повторение изученного материала.

    Что изучает общая география?

    Что изучает социальная и экономическая география?

    Назовите ученых проводивших в дореволюционной России экономико-географические исследования.

    Назвать метод географических исследований и дать краткое описание.

    Изучение нового материала.

Учитель : Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.

Учитель : Какую информацию можно узнать, используя политическую карту мира?

Учащиеся : По политической карте можно узнать положение стран, их столицы и государственные границы.

Учитель : Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира , которые отражают ход развития человеческого общества:

1 этап – древний (до 5 в.н.э) – возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет;

2 этап – средневековый (5-16в.в.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии;

3 этап – новый (16-19 в.в.) – эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире;

4 этап – новейший – формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами

5 этап – современный – появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости рада государств.

Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории - преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.

ВОПРОС: Какое государство называется «суверенным»?

ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр. 10. Найти определение, записать в тетрадь.

Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.

Учитель : Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев наиболее распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории > 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши.

ЗАДАНИЕ. Семь самых крупных стран по S территории – подписать их столицы.

Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.

Учитель : По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой – подписать столицы.

Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика.

Учитель:

Существует группировка стран по национальному составу населения: однонациональные и многонациональные. Привести примеры.

Учитель : Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: приморские (имеют выход в море или океан), полуостровные (расположены на полуостровах), островные (расположены на островах), страны-архипелаги (расположены на архипелаге), лишенные выхода к морю (не имеют выхода в море).

ЗАДАНИЕ. Приведите примеры стран этой группы. (Учащиеся выходят к карте и показывают примеры стран этой группы)

Учитель : На основе качественных показателей страны подразделяют на:

    Экономически развитые

    Развивающиеся

    Страны с переходной экономикой

Основным критерием такой типологии служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.

Ватикан

3 форма правления государства в составе Содружества.

Их 15. Формальной главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор. Это относится к бывшим доминионам Великобритании – Канада, Австралия, Новая Зеландия.

4 форма правления – представлена одной Ливией (или официально Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахерия).

Деление стран по особенностям территориально-государственного устройства.

Задание: Используя текст учебника на стр. 16-17, заполнить таблицу, вписав государства.

Унитарное государство (единая законодательная и исполнительная власть)

Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющие единицы)

Конфедерация ( форма федеративного государства)

Учитель : Давайте вспомним определение политико-географического положения (ПГП) и определим его роль для страны.

Учащиеся : ПГП – положение какого-либо объекта по отношению к другим объектам, имеющим политическое значение: государственным границам, дружественным или враждебным странам, к военным союзам стран, к очагам конфликтов и т.д.

Политико-географическое положение – одно из основополагающих понятий в географии, которое оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие любой страны.

Учитель : Подведем итог. Назовите основные группы стран мира, которые вы записали в тетрадь при изучении новой темы.

Учащиеся : Основные группы стран:

По площади территории

По численности населения

По особенностям ГП

По уровню социально-экономического развития

  1. Закрепление .

Готовимся к ЕГЭ .

ТЕСТ (1 вариант)

1.В настоящее время общее количество стран в мире составляет:

1)около 150

2)около 230

3)около 50

4) около100

2.В мировую десятку по показателю площади территории входят:

1)Бразилия и Индия

2)ЮАР и Саудовская Аравия

3)Китай и Мексика

4)США и Иран

3.В мировую десятку по численности населения входят:

1) Пакистан и Индонезия

2)Аргентина и США

3)Канада и Индия

4) Япония и Австралия

4. В Азии находятся:

1)Индия и Китай

2)Мексика и Бразилия

3)Нигер и Алжир

4)Франция и Италия

5. К экономически развитым государствам относятся:

1)Индия и Китай

2)Мексика и Бразилия

3)Нигер и Алжир

4)Франция и Италия

ТЕСТ (2 вариант)

1. К ключевым странам развивающегося мира относятся:

1)Индия и Китай

2)Мексика и Боливия

3)Нигер и Алжир

4)Франция и Италия

2. Полуостровными странами являются:

1)Израиль и Парагвай

2) Иран и Филиппины

3)Индонезия и Перу

4)Италия и Турция

3. Островными странами являются:

1)Великобритания и Шри-Ланка

2) Индия и Мадагаскар

3)Аргентина и Перу

4)Исландия и Индия

4. Не имеет выхода в море:

1)Австралия

2) Египет

3)США

4)Монголия

5. В «большую семерку» входят:

1) Мексика и Индия

2)Италия и ФРГ

3)Мексика и Бразилия

4) Австрия и Дания

III . Домашнее задание.

Пр. 2, стр. 10 - 17

Записать в тетрадь десять самых маленьких по площади государств

мира (микрогосударства)

Главным объектом политической карты мира является государство.

В мире множество государств, в том числе малоизвестных. В течении XX века количество стран значительно увеличилось. В настоящее время насчитывается более 230 территорий, из них более 200 – суверенные государства.

Одним из наиболее распространенных примеров группировки стран является деление их по величине их территории:

  1. Страны-гиганты (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия)
  2. Средние страны (Белоруссия, Республика Корея)
  3. Страны-карлики (Ватикан, Маврикий, Барбадос)

Группировка стран по численности населения:

  1. Страны – гиганты (численность населения более 100 млн.чел.). К таким странам относятся: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия, Япония, Мексика и Филиппины.
  2. Средние страны. Например, Тунис, Польша, Латвия, Аргентина, Азербайджан, Австралия, Новая Зеландия.
  3. Небольшие страны и микрогосударства. Например, Ватикан.

Группировка стран по географическому положению:

  1. Приморские страны
  2. Полуостровные
  3. Островные
  4. Архипелаги
  5. Внутриконтинентальные

В мире более чем у 40 стран нет выхода к морю, это затрудняет их экономические отношения с другими территориями и их экономическое развитие.

Для более подробного изучения стран мира лучше брать определенную типологию, в основе которой лежат качественные признаки, которые позволяют более полно определить роль и место конкретного государства в экономической и политической жизни.

Наиболее распространена двучленная типология деления стран на две группы:

  1. Развитые
  2. Развивающиеся

Главным критерием в этом делении служит показатель ВВП (измеряется в долларах США).

ВВП – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства.

Экономически развитые страны (к их числу ООН относит примерно 40 стран) делятся на 4 подгруппы:

  1. Страны «Большой семерки» (США, Канада, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия). На долю этих стран приходится примерно 50% мирового ВВП. ВВП США, к примеру, превышает 15 трлн.долларов.
  2. Менее крупные страны Зарубежной Европы (Норвегия, Нидерланды, Бельгия, Финляндия, Швеция). Политическая и экономическая роль стран, входящих в данную группу, меньше чем у стран «Большой семерки», но они все равно играют существенную роль в мировой экономике.
  3. Внеевропейские страны (ЮАР, Израиль, Австралия, Новая Зеландия). Это страны переселенческого капитализма и их экономика сформировалась еще когда они были колониями Великобритании.
  4. Четвертая группа продолжает формироваться (Республика Корея, Сингапур, Гонконг (Сянган), Тайвань, Кипр).

Развивающиеся страны (к их числу относится более 160 стран) делятся на 6 подгрупп:

  1. Ключевые страны (Индия, Китай, Мексика, Бразилия). Данные страны обладают огромным разносторонним потенциалом и играют все большую роль в мировой экономике.
  2. Страны Латинской Америки, Северной Африки, Азии с душевым показателем ВВП на человека более 10-15 тысяч долларов (Венесуэла, Алжир, Уругвай, Чили, Аргентина).
  3. Новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Таиланд). Данные страны в 1970-1980 – е годы совершили существенный экономический прорыв. Второе название этой группы стран «Азиатские тигры».
  4. Нефтеэкспортирующие страны (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Иран, Ливия, Бруней). Данные страны имеют высокий душевой показатель ВВП за счет добычи и продажи нефти.
  5. Типичные развивающиеся страны (отстающие в своем развитии). Душевой ВВП в этих странах зачастую не превышает 5 тысяч долларов.
  6. Наименее развитые страны или страны четвертого мира (Мали, Гаити, Чад, Гондурас, Гватемала). Для данных стран характерно отсутствие обрабатывающей промышленности, бедность и безграмотность населения. Душевой показатель ВВП обычно не превышает 1500 долларов в год.

Также выделяют страны с переходной экономикой : страны бывшего СССР, Монголия, а также страны Восточной Европы. В этих странах происходил или происходит переход к рыночной экономике.

Несмотря на то, что многие страны ушли от социализма, на политической карте мира по-прежнему остаются четыре социалистических государства: Китай, КНДР, Куба, Вьетнам.

В целом развивающихся стран гораздо больше по количеству, чем развитых, на них приходится большая часть населения и территории мира.

Положенный в основу классификации стран принцип доходов (ВВП) не является совершенным. Важно еще учитывать доходы из расчета на душу населения и многие другие показатели.

Для более полной оценки стран мира и населения ООН в последнее время применяет Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИРЧП учитывает ВВП на душу населения, продолжительность жизни населения и уровень грамотности.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни , грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории.

По данному показателю уже несколько лет подряд первое место принадлежит Норвегии, второе – Австралии.

Деление стран по их специализации:

  1. Морские извозчики (Греция, Норвегия, Панама)
  2. Страны-экспортеры минерального сырья (Замбия, Науру, Ямайка)
  3. Страны зависимого плантационного хозяйства или «банановые республики» (Сальвадор, Коста-Рика)
  4. Страны-отели (Либерия, Мальта)

Все вышеприведенные примеры дают представление о существенном разнообразии стран современного мира.

  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.

    2. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части.

    3. Характеристика размещения хозяйства одной из стран мира (по выбору учителя).

    1. Основные формы государственного правления и государственно-территориального устройства стран.

    2. Состав и структура мирового хозяйства, их изменения в эпоху НТР.

    3. Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира.

    1. Географическая среда и ее роль в жизни человечества.

    2. Факторы, влияющие на размещение производительных сил и их изменение в эпоху НТР.

    3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.

    1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

    3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.

    1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.

    2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.

    3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).

    Билет № 6

    1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).

    3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).

    Билет № 7

    1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.

    2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.

    3. Характеристика по картам ЭГП страны (по выбору учителя).

    Билет № 8

    1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.

    3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).

    Билет № 9

    1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).

    3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).

    Билет № 10

    1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.

    2. Общая экономико-географическая характеристика США.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.

    Билет № 11

    1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.

    3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.

    Билет № 12

    1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.

    2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.

    3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).

    Билет № 13

    1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.

    2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.

    3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.

    Билет № 14

    1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.

    2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.

    3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).

    Билет № 15

    1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.

    3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.

    Билет № 16

    1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.

    2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.

    3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).

    Билет № 17

    1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.

    2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.

    Билет № 18

    1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.

    2. Общая экономико-географическая характеристика КНР.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.

    Билет № 19

    1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.

    2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.

    Билет № 20

    1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).

    3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.

    Билет № 21

    1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.

    Билет № 22

    1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.

    2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.

    Билет № 23

    1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).

    3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).

    Билет № 24

    1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.

    Билет № 25

    1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).

    3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).

    Билет № 1

    1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.

    2. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части.

    3. Характеристика размещения хозяйства одной из стран мира (по выбору учителя).

    1.Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.

    Политическая карта мира - географическая карта, на которой показаны государственные границы стран мира. В настоящее время в мире насчитывается более 200 стран и территорий, из которых более 180-ти - суверенные государства.

    К сведению: суверенное государство - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах (название произошло от французского слова souverain - высший, верховный).

    Указать точнее количество стран сложно, т.к. политическая карта постоянно изменяется.

    С начала 90-х годов такие государства, как СССР и СФРЮ, перестали существовать, республики, входившие в их состав, приобрели статус независимых государств; две страны - ГДР и ФРГ объединились в одно государство; Чехословакия распалась на два государства - Чехия и Словакия и т.д.

    Есть страны, провозгласившие себя независимыми, но не признанные таковыми мировым сообществом (Турецкая Республика Северного Кипра)

    Есть страны, которые оккупированы другими государствами: Палестина - Израилем, Восточный Тимор - Индонезией, Западная Сахара - Марокко.

    Но в последнее время существует ещё несколько официально признанных колоний: под управлением США - Восточная Самоа, Гуам и др.; под управлением Великобритании - Гибралтар, остров Святой Елены и т.д.

    В официальный перечень стран по деколонизации не включены многие территории, т.к. по утверждению управляющих ими государств, они являются их «заморскими» департаментами.

    Страны мира разнообразны по своим характеристикам, поэтому возникает необходимость в их группировке:

    1) по величине территории:

    Выделяют 7 самых больших стран: Россия, Канада, США, Китай, Австралия, Бразилия, Аргентина - каждая из них площадью свыше 3 млн. квадратных километров, эти страны в совокупности занимают половину всей суши;

    И совсем крошечные государства - Андорра, Лихтенштейн, Сингапур и т.д.

    2) по численности населения:

    Самые многочисленные: Китай, Индия, США, Россия, Индонезия, Бразилия, Пакистан - с числом жителей более 100 млн. каждая;

    И небольшие по численности - Ватикан и многие другие.

    3) по особенностям географического положения:

    А) приморские: Великобритания, Австралия, Норвегия и т.д.

    Б) полуостровные: Индия, Греция, Италия.

    В) островные: Шри-Ланка, Исландия.

    Г) страны-архипелаги: Филиппины, Япония.

    Д) лишённые выхода к морю: Монголия, Чад.

    4) по национальному составу населения:

    Одно-национальные: Япония, Швеция;

    Многонациональные: Россия, Индия и т.д.

    5) по государственному строю:

    Конституционные монархии (Великобритания, Япония);

    Абсолютные монархии (Бруней, ОАЭ);

    Республики (США, ФРГ).

    6) по государственному устройству:

    Унитарные (Франция, Венгрия);

    Федеративные (Индия, Россия).

    7) на основе социально-экономических признаков:

    До последнего времени выделялись страны: социалистические (СССР, Китай и др.); капиталистические (США, ФРГ и т.д.);

    Развивающиеся (Индия, Аргентина и др.). Сейчас эта типология считается устаревшей.

    8) по уровню социально-экономического развития:

    а) развитые (учитывается высокий уровень экономического развития, экономический потенциал, доля страны в мировом хозяйстве, структура экономики и т.д.):

    Страны «большой семёрки» (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада);

    Менее крупные страны (Швеция, Испания и т.д.);

    Страны «переселенческого капитализма» (Канада, Австралия);

    СНГ (Россия, Украина и др.);

    Новые индустриальные страны (Корея, Сингапур и др.).

    б) развивающиеся (государства переходного типа, в которых общественно-экономические отношения находятся на стадии изменения):

    Страны среднеразвитого капитализма (Бразилия, Мексика и т.д.);

    Нефтеэкспортирующие страны (ОАЭ, Кувейт);

    Страны, отстающие в своём развитии и наименее развитые (Афганистан, Кения).

    Место любой страны в типологии непостоянно и может изменяться во времени, что обычно связано с внутренними и внешними экономическими отношениями государств.

    2. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части.

    Научно-техническая революция (НТР) - это период времени, в течении которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества.

    Характерные черты НТР:

    1) универсальность, всеохватность (преобразует все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру, психологию людей);

    2) чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований (резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство, более быстрое обновление продукции);

    3) повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов (увеличение доли умственного труда, общая интеллектуализация);

    4) ориентация на использование научно-технических достижений в военных целях (зарождение как военно-технической революции).

    Характерные черты НТР проявляются во всех её составных частях:

    1) в науке: рост расходов на НИОКР (-научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), качественное улучшение системы образования, возрастание связей между наукой и производством, рост его наукоёмкости;

    2) в технике и технологии:

    Внедрение новых, преимущественно физико-химических технологических процессов;

    Внедрение ЭВМ (США - 1-ое место по производству), роботов (Япония - 1-ое место по производству), ГПС (- гибкие производственные системы): соединение ЭВМ, системы роботов, современных станков, транспорто-загрузочных устройств - так называемых «безлюдных» заводов;

    Развитие квантовой техники (лазеров, мазеров);

    Производство новых средств связи (спутников и др.);

    Интенсификация старых методов технологии.

    3) в производстве:

    Резкое усложнение структуры экономики (появление новых, высокотехнологических отраслей - аэрокосмическая и т.д.);

    Рост наукоёмких производств (электротехника, приборостроение и т.д.);

    Производство новых материалов (полупроводниковых, керамических; оптического волокна; применение металлов ХХ века - бериллия, лития, титана);

    Развитие ядерной энергетики;

    Интенсификация сельского хозяйства и транспорта (увеличение урожайности, скорости транспорта и т.д.).

    4) в управлении:

    Появление кибернетики (- наука об управлении и информации);

    - «информационный взрыв»;

    Создание автоматизированных систем управления, вычислительных центров;

    Подготовка менеджеров (руководителей современных производств).

    3. Характеристика размещения хозяйства одной из стран мира (по выбору учителя)

    В этой практической работе требуется определить по картам атласа центры размещения отраслей хозяйства и объяснить их, используя знания о факторах размещения производства.

    Ответ даётся на примере размещения хозяйства Швеции (по такому принципу можно охарактеризовать любую страну мира). Для работы нужны карты: «Экономическая карта Европы», выборочно карты природных ресурсов (водных, лесных, агроклиматических и т.д.).

    Характеристика хозяйства Швеции:

    1) горнодобывающая промышленность; центры добычи:

    Железной руды: Кирунавар, Елирвар;

    Полиметаллической руды: Булиден, Лайсвалль;

    Медной руды: Аитикаббо.

    Факторы размещения этой отрасли: природно-ресурсный и потребительский (чёрная металлургия);

    2) электроэнергетика:

    ГЭС (север и центр страны - на реке Умеэльвен и др.), природно-ресурсный фактор (обилие рек);

    АЭС (юг страны - Рингхальс и др.), влияет потребительский фактор (густонаселённые южные районы);

    3) чёрная металлургия: города Лулео и Стокгольм; на размещение влияют факторы: природно-ресурсный (своё сырьё), экологический, энергетический (много ГЭС и АЭС);

    4) машиностроение и металлообработка, электротехническая промышленность: города Стокгольм и Гётеборг; влияют факторы: потребительский, квалификации трудовых ресурсов;

    5) судостроение: основной центр - город Гётеборг, влияющие факторы: географическое положение (приморское местоположение) и потребительский;

    6) лесная, целлюлозно-бумажная: город Евле (зона тайги), влияет природно-ресурсный фактор (хвойные породы деревьев);

    7) растениеводство: в центре и на юге страны (овёс, рожь, пшеница); влияет природно-ресурсный фактор (невысокие температуры, обилие осадков);

    8) животноводство: молочно-мясное и свиноводство - на юге и в центре страны, на севере - разведение оленей, влияет природно-ресурсный фактор (естественные пастбища, низкие температуры в зоне тундр).

    Билет № 2

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.К.Нестеренко муниципального образования Каневской район

    ГЕОГРАФИЯ

    Тема урока: «МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА»

    10 класс (профильный уровень)

    Урок разработан

    Учителем географии МБОУ СОШ №1

    Ст.Каневской Краснодарского края

    А.В.Макаренко

    Макаренко Ангелина Владимировна

    Учитель географии МБОУ СОШ№1

    МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА

    10 класс (география, профильный уровень)

    Цель урока : формирование представления о современной политической

    Карте мира

    Задачи урока : - сформировать представление о разнообразии стран

    Современного мира;

    Выяснить основные критерии классификации стран мира;

    Дать понятие «суверенное государство», «валовый

    Внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;

    Продолжить формирование навыков работы с различными

    Источниками географической информации и контурными

    Картами;

    Выяснить значение политико-географического

    Положения для страны

    Оборудование : политическая карта мира, атласы, контурные карты, тестовые задания, интерактивная доска

    Тип урока : изучение нового материала

    ХОД УРОКА

    I. Изучение нового материала .

    Учитель : Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.

    ЗАДАНИЕ . В процессе изучения темы записать в тетрадь основные группы стран мира.

    Учитель : Какую информацию можно узнать, используя политическую карту мира?

    Учащиеся : По политической карте можно узнать положение стран, их столицы и государственные границы.

    Учитель : Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира, которые отражают ход развития человеческого общества:

    1 этап – древний (до 5 в.н.э) – возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет;

    2 этап – средневековый (5-16в.в.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии;

    3 этап – новый (16-19 в.в.) – эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире;

    4 этап – новейший – формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами

    5 этап – современный – появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости рада государств.

    Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории - преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.

    ВОПРОС : А какое государство называется «суверенным»?

    ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр.9. Прочитайте определение и запишите его в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)

    Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.

    Учитель : Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев наиболее распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории > 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши.

    ЗАДАНИЕ. По «визитной карточке» форзаца учебника выпишите семь самых крупных стран по S территории. (Учащиеся записывают в тетрадь: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Один из учеников зачитывает, а учитель показывает государства на политической карте.)

    Учитель : По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика. (Учитель показывает страны на карте, а учащиеся поочередно, с помощью атласа называют столицы.)

    Учитель : Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: приморские (имеют выход в море или океан), полуостровные (расположены на полуостровах), островные (расположены на островах), страны-архипелаги (расположены на архипелаге), лишенные выхода к морю (не имеют выхода в море).

    ЗАДАНИЕ . Приведите примеры стран этой группы. (Учащиеся выходят к карте и показывают примеры стран этой группы)

    Учитель : На основе качественных показателей страны подразделяют на:

    1. Экономически развитые
    2. Развивающиеся

    Основным критерием такой типологии служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.

    ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр.11. Прочитайте определения и запишите их в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)

    ВОПРОС : Как вы думаете, в каких странах и регионах показатель ИЧР самый высокий?

    Учащиеся : В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель помогает.)

    ВОПРОС : А в странах какого региона ИЧР самый низкий?

    Учащиеся : Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского региона. (Учитель уточняет: Бурунди, Сьерра-Леоне, Нигер.)

    Учитель : Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним уровнем ИЧР.

    К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней неоднородностью и в её составе можно выделить четыре подгруппы.

    К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.

    И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой.

    ЗАДАНИЕ . С помощью текста учебника определить (самостоятельное добывание знаний ):

    1 ряд – подгруппы экономически развитых стран (стр.11 п.3)

    2 ряд – подгруппы развивающихся стран (стр.12 п.4)

    3 ряд – страны с переходной экономикой (стр.13 п.5)

    Учащиеся : Подгруппы экономически развитых стран :

    1. «Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности
    2. Менее крупные страны Западной Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки»
    3. Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не знали феодализма. Обычно к этой группе причисляют и Израиль
    4. Образовалась в 1997 году: Республика Корея, Сингапур, Тайвань – приблизились по показателю ВВП на душу населения к другим экономически развитым странам

    Подгруппы развивающихся стран:

    1. Ключевые страны: Индия, Бразилия, Мексика, Китай – лидеры развивающегося мира, обладающие большим природным, людским и экономическим потенциалом
    2. Страны, имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1-2, а иногда и 5 тыс. долларов: Аргентина, Уругвай, Венесуэла и др. (Латинская Америка), есть такие страны и в Азии и в Северной Америке
    3. Новые индустриальные страны (НИС): «азиатские тигры» (1 эшелон: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, который в 1997году вошел в состав Китая под названием Сянган; 2 эшелон: Малайзия, Таиланд, Индонезия)
    4. Нефтеэкспортирующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Бруней и др.
    5. Отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год: некоторые страны Африки, Азии, Латинской Америки
    6. Наименее развитые страны: около 50 стран с ВВП от 50 до 300 долларов в год

    Страны с переходной экономикой : постсоциалистические страны, многие из них можно отнести к развитым странам: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают – Россия, Украина, Китай.

    ЗАДАНИЕ. (работа на интерактивной доске и контурных картах )

    Подписать страны «большой семерки» на интерактивной карте.

    Все остальные учащиеся подписывают страны «большой

    Семерки» на контурных картах.

    Учитель : Давайте вспомним определение политико-географического положения (ПГП) и определим его роль для страны.

    Учащиеся : ПГП – положение какого-либо объекта по отношению к другим объектам, имеющим политическое значение: государственным границам, дружественным или враждебным странам, к военным союзам стран, к очагам конфликтов и т.д.

    Политико-географическое положение – одно из основополагающих понятий в географии, которое оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие любой страны.

    Учитель : Подведем итог. Назовите основные группы стран мира, которые вы записали в тетрадь при изучении новой темы.

    Учащиеся : Основные группы стран:

    1. По площади территории
    2. По численности населения
    3. По особенностям ГП
    4. По уровню социально-экономического развития

    II. Закрепление. Готовимся к ЕГЭ .

    ТЕСТ (1 вариант)

    1.В настоящее время общее количество стран в мире составляет:

    1) около 150

    2) около 230

    3) около 50

    4) около100

    2.В мировую десятку по показателю площади территории входят:

    1)Бразилия и Индия

    2)ЮАР и Саудовская Аравия

    3)Китай и Мексика

    4)США и Иран

    3.В мировую десятку по численности населения входят:

    1) Пакистан и Индонезия

    2)Аргентина и США

    3)Канада и Индия

    4) Япония и Австралия

    4. В Азии находятся:

    1) Индия и Китай

    2) Мексика и Бразилия

    3) Нигер и Алжир

    4) Франция и Италия

    5. К экономически развитым государствам относятся:

    1) Индия и Китай

    2) Мексика и Бразилия

    3) Нигер и Алжир

    4) Франция и Италия

    ТЕСТ (2 вариант)

    1. К ключевым странам развивающегося мира относятся:

    1) Индия и Китай

    2) Мексика и Боливия

    3) Нигер и Алжир

    4) Франция и Италия

    2. Полуостровными странами являются:

    1) Израиль и Парагвай

    2) Иран и Филиппины

    3) Индонезия и Перу

    4) Италия и Турция

    3. Островными странами являются:

    1) Великобритания и Шри-Ланка

    2) Индия и Мадагаскар

    3) Аргентина и Перу

    4) Исландия и Индия

    4. Не имеет выхода в море:

    1) Австралия

    2) Египет

    3) США

    4) Монголия

    5. В «большую семерку» входят:

    1) Мексика и Индия

    2) Италия и ФРГ

    3) Мексика и Бразилия

    4) Австрия и Дания

    III. Домашнее задание.

    Стр.9-14

    Записать в тетрадь десять самых маленьких по площади государств

    мира (микрогосударства)

    Подписать на контурной карте одиннадцать крупнейших стран по численности населения

    Составить презентацию об одной из стран мира, изученных в ходе урока

    (1-3 учащихся по желанию)


    На современной политической карте мира насчитывается около 240 стран, примерно 200 из которых - независимые страны, т.е. государства.

    Примерами зависимых стран являются Гибралтар, остров Святой Елены, Бермудские и Фолклендские острова (Великобритания), Гренландия и Фарерские острова (Дания), Гвиана, Новая Каледония и Французская Полинезия (Франция), Пуэрто-Рико и Американское Самоа (США).

    Таблица 4

    Крупнейшие страны мира по площади территории и численности населения в 2007 году

    По размерам территории выделяют 10 самых больших стран мира, площадь которых превышает 2,5 млн. км 2 - Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан и Судан. Их противоположностью являются карликовые государства. Самым маленьким государством мира называют Ватикан, зани­мающий один квартал Рима.

    Крупнейшими по численности населения являются Китай, Ин­дия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Ни­герия и Япония.

    По особенностям географического положения различают страны:

    1) приморские (т.е. имеющие выход к морю) - Россия? Украина, Финляндия, Франция, Иран, Алжир, Египет, Нигерия, Танзания, ЮАР, США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина и др.;

    2) внутриконтинентальные (т.е. не имеющие выход к морю) - Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Чехия, Словакия, Австрия, Швейцария, Афганистан, Непал, Монголия, Лаос, Чад, Нигер, Бот­свана, Замбия, Зимбабве, Эфиопия, Боливия, Парагвай и др.;

    3) островные (т.е. страны, расположенные на островах) - Вели­кобритания, Ирландия, Исландия, Кипр, Шри-Ланка, Мадагаскар, Куба, Ямайка, Гаити; Папуа - Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фид­жи и др.;

    4) страны-архипелаги (т.е. страны расположенные на группе островов) - Япония, Индонезия, Филиппины, Мальдивские Остро­ва, Коморские Острова, Багамские Острова, Кирибати и др.;

    5) полуостровные (т.е. страны, расположенные на полуостровах) - Испания, Португалия, Норвегия, Швеция, Дания, Италия, Греция, Тур­ция, Саудовская Аравия, Индия, Вьетнам, Таиланд, КНДР, Южная Ко­рея, Сомали и др.

    По уровню социально-экономического развития выделяют 3 группы стран: экономически развитые страны, страны с переход­ным типом экономики и развивающиеся страны.

    К экономически развитым странам относят около 30 государств мира, в том числе США, Канаду, все страны Западной Европы, Японию, Израиль, ЮАР, Австралию и Новую Зеландию.

    К группе стран с переходным типом экономики относят все страны СНГ (в том числе Россию, Украину, Белоруссию, Грузию, Армению, Казахстан, Узбекистан и др.), все страны Восточной Ев­ропы (например, Польшу, Эстонию, Чехию, Сербию, Румынию, Болгарию, Хорватию и др.) и Монголию.

    Самую большую группу (около 150 государств) составляют раз­вивающиеся страны, расположенные в Азии (Индия, Индонезия,

    Саудовская Аравия и др.), Африке (все страны, кроме ЮАР), в Цен­тральной и Южной Америке (Мексика, Бразилия, Аргентина и др.) и Океании (Фиджи, Самоа и др.).

    По форме правления страны делят прежде всего на монархии и республики.

    Монархия - форма правления, при которой власть передаётся по наследству. Примерами монархий являются Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Марокко и др.

    Большинство независимых государств мира являются республи­ками. Республика - форма правления, при которой власть избира­ется на определённый срок. Примерами республик могут служить Россия и другие страны СНГ, Германия, Франция, Италия, Турция, Иран, Индия, Алжир, Нигерия, Судан, ЮАР, Египет, США, Мекси­ка, Бразилия и др.

    2. Восточная Сибирь и Дальний Восток богаты разнообразными природными ресурсами, но используются они ещё в незначительной степени. Какие природные, экономические и социальные факторы затрудняют освоение ресурсов этих территорий?

    Главными причинами слабого использования гигантского при­родно-ресурсногопотенциала Восточной Сибири и Дальнего Вос­тока являются:

    1) экстремальные климатические условия на большей части тер­ритории этих двух регионов;

    2) удалённость Восточной Сибири и Дальнего Востока от глав­ных экономически развитых регионов страны, большие транспорт­ные издержки на ввоз и вывоз товаров;

    3) слабо развитая транспортная сеть, тяжёлые условия для строительства новых дорог;

    4) слабая освоенность территории и малая плотность населения (на большей части территории она составляет менее 1 человека на 1 км2);

    5) резкая нехватка трудовых ресурсов, усугубляющаяся отрица­тельным естественным приростом и миграционным оттоком насе­ления из этих регионов;

    6) нехватка финансовых инвестиционных средств для развития экономики этих регионов;

    7) большая зависимость Восточной Сибири и Дальнего Востока от ввоза многих видов топлива, машин, оборудования, товаров на­родного потребления и продовольствия.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Билет № 1

    Билет методы географических исследований и основные источники географической.. билет общая.. определите по статистическим материалам сравните показатели прироста населения в различных частях страны по выбору..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Форма, размеры, движения Земли и их географические следствия
    Ещё древнегреческий учёный Аристотель предположил, что Земля, как и все другие планеты, имеет форму шара, однако более точно форму Земли можно назвать - геоид. Земля - небольшая планета Со

    Определите по климатической карте и объясните различие климата городов Санкт-Петербурга и Якутска
    Города Санкт-Петербург и Якутск находятся примерно на одной широте (60° с. ш. и 63° с. ш. соответственно), оба в умеренном кли­матическом поясе, однако имеют разные типы климата. Санкт-Петербург на


    Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются: 1) Картографический метод. Карта, по образному вы

    БИЛЕТ № 3
    1. Россия - многонациональная страна. Народы России, география их расселения. Основные религии, распространённые в России. На территории нашей страны проживает более 160 н

    Составьте по картам характеристику географического положения одного из регионов России (по выбору учителя)
    Используя настенные карты или карты атласа, охарактеризуйте географическое положение заданного вам региона России по сле­дующему плану: 1) Положение региона на карте России. 2) Ра

    БИЛЕТ № 4
    1. Южная Америка: рельеф, полезные ископаемые, их связь со строением земной коры. Большую часть Южной Америки занимают равнины: Оринокская, Амазонская и Ла-Платская низмен

    Определите по топографической карте указанные направления и расстояния
    Топографическая карта сориентирована на север, поэтому в вер­ху карты будет север, внизу - юг, слева - запад, справа - восток. Для более точного определения направления используется ази­му

    БИЛЕТ № 5
    1. Климат Африки: климатообразующие факторы, климатические пояса. Основным фактором, формирующим климат Африки, является расположение большей части материка в жарком тепло

    Определите по карте факторы, влияющие на размещение предприятии химической промышленности (по выбору учителя)
    На размещение предприятий химической промышленности ока­зывают влияние несколько факторов. 1) Сырьевой фактор характерен для размещения предприятии горно-химической промышленности (добыча

    Общая характеристика рельефа России, причины его разнообразия
    Большую часть России занимают равнины. Горы расположены преимущественно на юге и востоке нашей страны, что приводит к общему уклону территории России к северу. На формирование рельефа оказ

    Определите факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий цветной металлургии (по выбору учителя)
    На размещение предприятий цветной металлургии оказывают влияние три фактора. 1) Энергетический фактор размещения характерен для производ­ства лёгких цветных металлов (алюминий, титан, магн

    БИЛЕТ № 7
    1. Электроэнергетика России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды. Электроэнергетика - отрасль народного хозяйства, занимаю­щ

    Определите по статистическим материалам и сравните среднюю плотность населения отдельных регионов России (по выбору учителя)
    Используя данные о численности населения и площади террито­рии заданных вам регионов России, рассчитайте среднюю плот­ность населения этих регионов по формуле: П = Н: Т, где П -

    БИЛЕТ № 8
    1. Географическая оболочка, её составные части, взаимосвязи между ними. Географическая оболочка - совокупность всех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биос

    БИЛЕТ № 9
    1. Пищевая промышленность России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды. Пищевая промышленность, являясь частью агропромышленн

    Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий машиностроения (по выбору учителя)
    На размещение предприятий машиностроения оказывают влия­ние несколько факторов. 1) Потребительский фактор размещения машиностроительных предприятий характерен для судостроения и сельскохоз

    БИЛЕТ № 10
    1. Европейский Север: экономико-географическая характеристика хозяйства. Отраслями промышленной специализации Европейского Севера являются добывающая промышленность, чёрна

    БИЛЕТ №11
    1. Реки Северной Америки: различия по характеру течения, типу питания и режиму. Хозяйственное использование рек, экологические проблемы. Крупнейшими реками Северной Америк

    Сравните по статистическим материалам обеспеченность трудовыми ресурсами двух районов России (по выбору учителя)
    Трудовые ресурсы - это население, способное к физическому и умственному труду. Трудовые ресурсы характеризуются двумя главными показателями: количеством и качеством. Количество трудовых ре

    Австралия. Общая физико-географическая характеристика
    Австралия - самый маленький материк Земли. Её площадь со­ставляет всего 7,7 млн. км2. Главной особенностью географического положения Австралии является её удалённость от других материков н

    Определите по карте географические координаты географических объектов (по выбору учителя)
    Используя градусную сеть карты, определите географические координш,>iгеографических объектов, указанных учителем. Для этого вспомните, что географические координаты определяются географической ш

    БИЛЕТ № 13
    1. Поволжье: экономико-географическая характеристика. В состав Поволжского экономического района входят республи­ки Татария и Калмыкия, Ульяновская, Пензенская, Самарская,

    Сравнительная характеристика хозяйства двух крупных географических районов России (по выбору учителя)
    Дайте сравнительную характеристику хозяйства двух регионов России по следующему плану: 1) значение регионов в хозяйстве России; 2) уровень развития хозяйства каждого региона;

    Местное и поясное время. Решите задачи на определение различий поясного времени на территории страны (по выбору учителя)
    Каждый соседний часовой пояс отличается по времени ровно на 1 час. К западу время вычитается, к востоку - прибавляется. Для решения задачи необходимо по карте часовых поясов опре­делить но

    БИЛЕТ № 15
    1. Химическая промышленность России: значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды. Значение химической промышленности постоянно возрастает. Её прод

    Составьте по картам и статистическим материалам сравнительную характеристику двух районов добычи нефти, газа или угля (по выбору учителя)
    Используя приведённый план, дайте характеристику заданных вам районов добычи нефти природного газа или угля: 1) географическое положение районов; 2) величина запасов, размеры добы

    БИЛЕТ № 16
    1. Чёрная металлургия России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды. Чёрная металлургия - одна из важнейших отраслей народного

    Городское и сельское население России. Крупнейшие города и агломерации. Роль крупнейших городов в жизни страны
    Население по месту проживания делится на городское и сельское. Город - это населённый пункт, отличающийся большой чис­ленностью населения (как правило, более 12 тыс. человек), и где больша

    Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося)
    Высотная поясность - это изменение природных комплексов в зависимости от высоты места. При подъёме в горы на каждый ки­лометр температура воздуха опускается примерно на 6°С, возраста­ет количество

    Оценка по картам агроклиматических ресурсов своей местности
    Используя различные карты атласа «Климатическая карта Рос­сии», «Почвы России», «Агроклиматические ресурсы России» и другие, дайте оценку агроклиматических ресурсов своей местности по следующему пл

    Комплексная географическая характеристика своей местности
    Составьте описание своей местности по плану: 1) Географическое положение. 2) Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые. 3) Климатический пояс и краткая характе

    Комплексная географическая характеристика США по картам атласа
    Соединённые Штаты Америки - крупнейшая экономически развитая страна мира. По площади территории США (примерно 9,5 млн. км2) занимает 4 место в мире, уступая России, Канаде и Китаю. США - федеративн

    Определите тип климата по климатограмме
    Внимательно посмотрите на годовой ход температуры воздуха, количество осадков и их распределение по месяцам. Определите годовую амплитуду температур. Для экваториального климата характерны

    Комплексная географическая характеристика одной из стран Европы по картам атласа (по выбору учащегося)
    Комплексная географическая характеристика Финляндии. Финляндия - экономически развитая страна, одна из крупней­ших по площади (около 340 тыс. км2) стран зарубежной Европы. Столица - Хельси

    Сравните по картам режим двух рек (по выбору учителя) и объясните причины различий
    Режим реки напрямую зависит от типа питания реки, а тот в свою очередь от климата. Реки приэкваториальных регионов (Амазонка, Конго) полновод­ны в течение всего года, так как в экваториаль

    БИЛЕТ № 23
    1. Международные экономические связи России, её место в международном географическом разделении труда. Главными видами международных экономических связей России являются м

    Основные тенденции изменения природы под влиянием производственной деятельности людей на территории России
    Основные тенденции изменения природы под влиянием хозяйст­венной деятельности человека носят преимущественно негативный характер. Значительно усиливаются экологические проблемы, свя­занные с истоще

    Составьте характеристику климата страны (региона России) по климатической карте (по выбору учителя)
    Внимательно рассмотрите карту климатических поясов, клима­тические карты, укажите причины формирования климата на дан­ной территории и основные его характеристики: средние темпера­туры января и июл

    Составьте сравнительную характеристику экономико-географического положения двух районов (по выбору учителя)
    Используя настенные карты и карты атласа, дайте сравнитель­ную характеристику экономико-географического положения двух регионов России по следующему плану: 1) Размеры территории.

    Публикации по теме