Курсовая работа учет расчетов по федеральным налогам и сборам


РФ действуют три уровня налоговых сборов: региональные, местные и федеральные. Каждый вид налогов обладает определенными особенностями, но основное их разделение осуществляется по месту распространения. Сборы федерального характера взимаются на всей территории России. Устанавливает порядок и особенности их уплаты Налоговый Кодекс РФ. Подробней о внесении федеральных налогов в казну, их перечне и нюансах расчета поговорим сегодня.

Согласно 12-ой статье Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ), федеральными налогами являются все сборы, взимаемые с субъектов налогообложения на всей территории нашей страны. Вырученные подобным образом деньги поступают в федеральный бюджет РФ и ежегодно расходуются на благо государства по решению Минфина.

Порядок и особенности уплаты федеральных налогов определены одним единственным законодательным актом – уже упомянутым НК. Все положения относительно этих сборов регламентированы именно главным налоговым нормативно-правовым документом. Те же региональные и местные налоги могут регулироваться другими законодательными актами, в чем заключается одно из отличий между сборами разного вида.

По своей сути, федеральные налоги – это наивысший уровень в системе налогообложения РФ. Пополняя одноименный бюджет, данные сборы представляют собой его основной и важнейший наполнитель. Специфичными свойствами федеральных налогов, в отличие от иных уровней налогообложения, считаются:

  • Общеобязательность их внесения в казну, реализуемого в соответствии с НК РФ (за исключением некоторых видов сборов, от уплаты которых освобождены конкретные группы налогоплательщиков).
  • Полное перечисление собранных средств в федеральный бюджет страны (лишь несколько видов сборов распределяются в ином порядке, например: распределяется между региональным и федеральным бюджетами в соотношении «9 к 1»).
  • Фиксированный и редко изменяемый перечень.

Порядок уплаты федеральных налогов полностью определен НК РФ и зависит от их конкретного вида. В остальных аспектах этот уровень налогообложения реализуется в стандартном для данного понимания порядке и профильных особенностей не имеет.

Перечень актуальных сборов

В целом, сущность федеральных налогов предельна проста. Все они представляют сборы в федеральный бюджет РФ и четко регулируются НК. Основной перечень этих налогов не меняется долгий период времени и представлен:


Как видите, все федеральные налоги относятся к группе типовых бюджетных платежей. Большинство из них четко обоснованы во 2-ой части Налогового Кодекса, поэтому с сущностью уплаты подобных сборов и особенностях процесса разобраться довольно-таки просто. Достаточно обратиться к соответствующим положениям главного налогового акта в законодательстве РФ.

Виды федеральных налогов, ставки по ним и объекты налогообложения

Перечень федеральных налогов небольшой и имеет фиксированный вид. Несмотря на это, классификация данных сборов поистине широка. Основное подразделение федеральных налогов реализуется по объекту налогообложения. На данный момент выделяют сборы, взимаемые с:

  • доходов налогоплательщиков ( , прибыль ИП и другое)
  • факта использования государственных владений (вода, ресурсы из недр и т.п.)
  • получаемых субъектами налогового права услуг при работе с госорганами (при рассмотрении госпошлин)
  • реализации товаров и услуг (акцизы, НДС)

На федеральные налоги – понятие в высшей степени гибкое. Порядок ее определения для каждого вида сбора определен НК РФ и зависит от многих факторов. Фиксированными ставками наделены налоги следующего вида:

  • НДС – 0-18% (164-ая статья)
  • НДФЛ – 13, 30 и 35% (224-ая статья)
  • Сбор с получаемой прибыли организаций – 20% (284-ая статья)

У остальных федеральных налогов налоговая ставка определяется для каждого субъекта в индивидуальном порядке. Зачастую на итоговый вид ставки влияют:

  • статус и тип налогоплательщика
  • положения НК РФ относительно конкретного сбора
  • вид динамических показателей, учитывающихся при расчете некоторого налога

Налоговая ставка – крайне обширное определение, поэтому рассматривать его в контексте настоящей статьи довольно-таки сложно. При необходимости узнать ставки по сборам следует обращаться к соответствующим статьям НК РФ, отмеченным ранее.

В принципе, наиболее важная информация по федеральным налогам подошла к концу. Данные сборы – основа федерального бюджета РФ, так как ежегодно наполняют его новыми и новыми вливаниями. Надеемся, представленный материал дал возможность всем читателям нашего ресурса понять сущность федеральных налогов, и особенности этого процесса.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Виды налогов

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет несколько видов налогов. Налоговая система России включает в себя:

  • федеральные налоги и сборы, идущие в государственный бюджет и обязательные к уплате на всей территории России;
  • региональные налоги, определяемые НК РФ и субъектами РФ, и обязательные к уплате на территории определенного субъекта Российской Федерации;
  • местные налоги, определяемые НК РФ и органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории определенного муниципального образования;
  • специальные налоговые режимы.

Замечание 1

Налоговым кодексом РФ регулируется система налогов, их отмена, льготы, формы и способы уплаты, наложение штрафов за неуплату. Федеральные налоги и сборы в России определены Налоговым кодексом для всей территории страны. Их основная роль заключается в формировании финансовых ресурсов государства. Данный вид налогов обязательно уплачивается на всей территории страны. При этом применение специальных налоговых режимов в определенных случаях упраздняет некоторые виды федеральных налогов или корректирует налоговую ставку.

К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • акциз;
  • налог на прибыль;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • государственные пошлины,
  • водный налог,
  • сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Рассмотрим их особенности подробнее.

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость или сокращенно НДС является одним из двух главных видов федеральных налогов. В государственный бюджет перечисляется определенный процент от добавленной стоимости. Добавленная стоимость представляет собой разницу между конечной ценой товара, услуги и материальными затратами на производство и обращение данных товаров, услуг. НДС относится к группе косвенных налогов. Ставка указанного налога рассчитывается как процент от разницы между ценой реализации, отраженной в книге продаж и суммой, перечисленной поставщику и отраженной в книге покупок.

Когда же приобретается товар или иные ТМЦ, то можно возместить налог из бюджета. Правила учета при этом следующие: НДС выделяется из общей суммы покупки и учитывается на 19 счете «НДС по приобретенным ценностям». Проводки в бухгалтерском учете делаются следующие:

  • отражение НДС по приобретенным ценностям:
    • Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»
    • Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • НДС предъявлен к вычету:
    • Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
    • Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Начисление НДС от продажи активов, работ или услуг отражается следующей записью:

  • Дебет 90 «Продажи»
  • Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Замечание 2

Таким образом, возмещаемый НДС консолидируется в дебете 68 счета. В итоге формируется сумма налога к перечислению в бюджет, определяемая как разность между дебетовым и кредитовым оборотом по счету 68. Если кредитовый оборот больше дебетового, то необходимо разницу перечислить в бюджет, а если наоборот - разницу должно возместить государство.

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц или сокращенно - НДФЛ относится к прямым налогам. Данный налог взимается со всех резидентов Российской Федерации. Это процент с совокупного дохода налогоплательщика. Законодательством в отношении НДФЛ предусмотрены некоторые налоговые льготы, так называемые, имущественные вычеты, которые позволяют уменьшить налоговое бремя налогоплательщика. Налоговая ставка для данного налога едина на всей территории России и равна 13%.

Работодатель обязан исчислять и уплачивать данный налог за каждого своего сотрудника, являющегося налогоплательщиком. Основные проводки, связанные с НДФЛ, следующие:

    начислен (удержан) НДФЛ: Дебет 70 «Ф.И.О. сотрудника» Кредит 68 «НДФЛ»

    НДФЛ перечислен в бюджет: Дебет 68 «НДФЛ» Кредит 51 «Расчетный счет»

Акциз

Акциз ы относятся к группе косвенных налогов. Фактически их оплачивает покупатель, при покупке определенного товара или пользовании определенной услугой. К подакцизным, как правило, относятся товары, производство которых монополизировано государством: напитки алкогольные, табачные изделия, украшения из драгоценных металлов, автомобили, горюче-смазочные материалы. Акциз рассчитывается обособленно для каждого вида товара, услуги.

Налог на прибыль

Налог на прибыль организаций представляет собой процент, перечисляемый от прибыли налогоплательщика. Прибылью в данном случае считается сумма дохода за минусом материальных затрат на приобретение и производственных расходов. Налог на прибыль - это прямой налог. Налоговая ставка по данному налогу составляет 20% и рассчитывается на основании налоговой декларации. Налоговый период по налогу на прибыль составляет один календарный год. Уплачивается данный налог авансовыми платежами, которые рассчитываются на основании доходов за предыдущий налоговый период.

Налог на прибыль отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:

  • Дебет 99 – Кредит 68 - начисление условного расхода по налогу;
  • Дебет 68 – Кредит 99 - условный доход.

Государственная пошлина

Государственная пошлина относится к сборам, уплачиваемым в государственный бюджет за совершение юридических действий, выдачу документов, разрешений, лицензий при обращении в различные государственные органы. Госпошлина уплачивается до совершения юридически значимого действия физическими лицами и организациями. Сумма пошлины зависит от действия, за которое она уплачивается.

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых или сокращенно – НДПИ носит воспроизводственный характер. Налогоплательщиками данного налога являются пользователи недр земли, получающих от такого использования прибыль. Объектами обложения НДПИ являются полезные ископаемые, которые добыты на территории Российской Федерации. Налоговая база по НДПИ - стоимость полезных ископаемых. Налогоплательщик должен самостоятельно рассчитывать налоговую базу по данному налогу, ориентируясь при этом на расчетную стоимость и цену товара. призван обеспечивать приобретение лицензии, позволяющей использовать объекты животного мира и водные биологические ресурсы для получения прибыли. Оплата сбора осуществляется в момент получения лицензии в виде разового или регулярных взносов. Для каждого объекта налогообложения устанавливается определенная налоговая ставка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование синтетического и аналитического учета расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам в Российской Федерации. Бухгалтерские записи по операциям, связанным с продажей товаров, работ и услуг. Учет расчетов по единому социальному налогу.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Правовое и теоретическое обоснование организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам в ООО "Техник". Аналитический и синтетический учет расчетов с бюджетом.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Сущность, виды и элементы налогового учета. Понятие, формы и состав налоговой отчетности. Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и сборам в ООО "Версалес". Порядок расчета налогов и совершенствование бухгалтерского учета в организации.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2011

    Налоги: понятие и функции. Формирование налоговой системы Республики Беларусь. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым из выручки и прибыли организации, пути их совершенствования. Отчетность по расчетам с бюджетом по налогам и сборам.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2012

    Теоретические и методологические аспекты бухгалтерского учета расчетов организации по налогам и сборам, а также учет и контроль расчетов организаций по налогам и сборам. Наблюдение за практической реализацией налогового обложения в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2009

    Налоговый учет в организациях. Учет расчетов с бюджетом по налогам. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Общие положения организации налогового учета. Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость. Учет акцизов.

    реферат , добавлен 13.01.2007

    Теоретические основы и правовое обоснование учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам в современных условиях. Анализ основных направлений оптимизации налогообложения юридических лиц. Поиск недостатков учета и путей его совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2011

    Понятие учета расчетов и его задачи на сельскохозяйственных предприятиях. Учет расчетов по кредитам и займам, налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению, обязательным платежам во внебюджетные фонды. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами.

    0

    Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

    Основным нормативным документом, определяющим состав налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц, является НК РФ.

    Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и (или) физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными и иными уполномоченными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    В соответствии с НК РФ устанавливаются и взимаются: федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги.

    К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; водный налог; государственная пошлина и др.

    К региональным налогам относятся, например, налог на имущество организаций, транспортный налог.

    Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

    Налогоплательщики и плательщики сборов, объекты налогообложения, ставки и сроки перечисления, действующие льготы по каждому виду налогов устанавливаются законодательными актами.

    Для синтетического учета расчетов с бюджетом используются следующие счета: 09 «Отложенные налоговые активы», 19 «Налог КВ добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 77 «Отложенные налоговые обязательства».

    По кредиту счета 68 отражаются суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты по видам налоговых платежей, в корреспонденции со счетами, на которые относятся начисленные платежи (например, Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - при удержании налога на доходы физических лиц). По дебету этого счета отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, и суммы налоговых вычетов.

    Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.

    Расчеты по налогу на добавленную стоимость

    Для осуществления расчетов по НДС помимо счета 68 используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

    Общая схема отражения операций по учету НДС следующая.

    По дебету счета 19 на соответствующих субсчетах учитываются суммы НДС, выделенные в расчетных документах, по приобретенным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам) в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Суммы НДС по оприходованным материальным ценностям, выполненным работам и оказанным услугам списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» по субсчету «Расчеты с бюджетом по НДС» при наличии счета-фактуры и в предположении, что соответствующие материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги) используются при производстве продукции, облагаемой НДС.

    По кредиту этого субсчета отражаются суммы НДС:

    Начисленные (полученные) за реализованную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;

    По полученным авансам;

    Начисленные по СМР, выполненным хозяйственным способом;

    Начисленные (полученные) в составе арендной платы и др.

    По кредиту счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» отражаются также суммы НДС, восстановленные в случаях, предусмотренных законодательством.

    Перечислению в бюджет по НДС подлежит сумма кредитового сальдо счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».

    Если организация реализует продукцию, не облагаемую НДС, то НДС, уплаченный поставщикам, включается в стоимость приобретенных ценностей или относится на затраты производства (расходы на продажу).

    Расчеты по налогу на прибыль

    При расчете налога на прибыль следует принимать во внимание различия между бухгалтерской и налоговой прибылью, которые возникают из-за несовпадения величины доходов и расходов, а также времени их признания в бухгалтерском и налоговом учете.

    Согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденному приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н, это приводит к отличию налога на прибыль, рассчитанного от бухгалтерской прибыли (условного расхода (дохода) по налогу на прибыль - УР (УД)), от налоговой прибыли (текущий налог на прибыль - ТН):

    УР = С х БП;

    УД = С х БУ;

    ТН = С х НП,

    где С - ставка налога на прибыль; БП - бухгалтерская прибыль отчетного периода; БУ - бухгалтерский убыток отчетного периода; НП - налоговая прибыль отчетного периода.

    Условный расход на прибыль отражается бухгалтерской записью:

    Дт 99 Кт 68; условный доход на прибыль: Дт 68 Кт 99.

    Бухгалтерская прибыль и налогооблагаемая прибыль практически никогда не совпадают из-за разных правил признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Кроме того, некоторые доходы и расходы учитываются при расчете бухгалтерской прибыли, но не учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли; некоторые расходы уменьшают бухгалтерскую прибыль на одну сумму, а налогооблагаемую - на другую сумму и т.д.

    Разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью обусловлена наличием постоянных разниц и временных разниц.

    Постоянные разницы - это доходы и расходы, которые влияют на бухгалтерскую прибыль, но не влияют на налогооблагаемую прибыль. Они могут быть отрицательными и положительными.

    Отрицательные постоянные разницы уменьшают бухгалтерскую прибыль. Например, разница между фактическими нормируемыми расходами и их нормативом, если фактические расходы больше норматива.

    Нормируемыми расходами в соответствии с налоговым законодательством являются, например, представительские расходы.

    В бухгалтерском учете представительские расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности и включаются в них в сумме фактически произведенных затрат. Согласно главе 25 НК РФ представительские расходы входят в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией и в течение отчетного (налогового) периода включаются в размере, не превышающем 4% от расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

    Отрицательные постоянные разницы (ОПР) приводят к образованию постоянных налоговых обязательств (ПНО).

    ПНО-сумма, на которую увеличивается налог в отчетном периоде.

    ПНО = С х ОПР.

    Это отражается в учете записью: Дт 99 Кт 68.

    Пример 1. За отчетный период расходы организации на оплату труда составили 326 800 руб. Представительские расходы - 15 622 руб. Нормируемая величина представительских расходов - 4% от 326 800, т.е. 13 072 руб.

    Отрицательная постоянная разница составит 2550 руб. (15 622 руб. - 13 072 руб.).

    ПНО = 24% х 2550 руб. = 612 руб. На 612 руб. необходимо увеличить налог на прибыль, т.е. уменьшить бухгалтерскую прибыль.

    Положительные постоянные разницы увеличивают бухгалтерскую прибыль. Примером положительных постоянных разниц являются положительная разница при переоценке финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость; и безвозмездно полученное имущество, стоимость которого не облагается налогом в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 251 НКРФ.

    Положительные постоянные разницы (ППР) приводят к образованию постоянных налоговых активов (ПНА).

    ПНА - сумма, на которую уменьшается налог в отчетном периоде.

    ПНА = С х ППР.

    Это отражается в учете записью: Дт 68 Кт 99.

    Временные разницы - это доходы и расходы, которые влияют на балансовую прибыль в одном отчетном периоде, а на налогооблагаемую прибыль - в других отчетных периодах.

    Временные разницы приводят к образованию отложенного налога на прибыль. Отложенный налог на прибыль увеличивает или уменьшает сумму налога в последующих периодах.

    Временные разницы подразделяются следующим образом:

    1) вычитаемые временные разницы (ВВР);

    2) налогооблагаемые временные разницы (НВР).

    Вычитаемые временные разницы - это:

    а) расходы, которые уменьшают бухгалтерскую прибыль в дан ном отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль - в после дующих отчетных периодах;

    б) доходы, которые увеличивают налогооблагаемую прибыль в данном отчетном периоде, а бухгалтерскую прибыль-в последующих отчетных периодах.

    Вычитаемые временные разницы возникают в двух случаях:

    1) расходы в бухгалтерском учете признаются раньше, чем в на логовом учете;

    2) доходы в бухгалтерском учете признаются позже, чем в налоговом учете.

    Пример 2. В бухгалтерском учете применяется способ начисления амортизации по сумме чисел лет срока полезного использования объектов, а в налоговом учете - линейный способ. Для объекта первоначальной стоимостью 150 000 руб. и сроком полезного использования пять лет расходы на амортизацию в первый год эксплуатации составят в бухгалтерском учете - 50 000, в налоговом учете-30 000 руб. ВВР = 20 000 руб.

    Вычитаемые временные разницы приводят к образованию отложенных налоговых активов (ОНА).

    ОНА - часть прибыли, на которую уменьшится налог в последующих периодах.

    ОНА = С х ВВР.

    Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете записью: Дт 09 Кг 68.

    В дальнейшем по мере уменьшения или полного погашения ВВР будут уменьшаться или полностью погашаться ОНА: Дт 68 Кт 09. Налогооблагаемые временные разницы - это:

    а) расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль в данном отчетном периоде, а бухгалтерскую прибыль-в последующих отчетных периодах;

    б) доходы, которые увеличивают бухгалтерскую прибыль в данном отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль - в последующих отчетных периодах.

    Налогооблагаемые временные разницы возникают в двух случаях:

    1) расходы в бухгалтерском учете признаются позже, чем в налоговом учете;

    2) доходы в бухгалтерском учете признаются раньше, чем в налоговом учете.

    В качестве примера можно привести начисление амортизации для целей бухгалтерского учета линейным способом, а для целей налогообложения - нелинейным методом.

    Налогооблагаемые временные разницы приводят к образованию отложенных налоговых обязательств (ОНО).

    ОНО - часть отложенного налога на прибыль, на которую увеличится налог в последующих периодах.

    ОНО = С х НВР.

    Отложенные налоговые обязательства отражаются в учете бухгалтерской записью: Дт 68 Кт 77.

    В дальнейшем по мере уменьшения или полного погашения НВР будут уменьшаться или полностью погашаться ОНО:

    Дт 77 Кт 68.

    Аналитический учет к счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 11 «Отложенные налоговые обязательства» следует вести по видам отложенных налоговых активов и обязательств.

    Иногда выбывает актив или погашается обязательство, по которым ранее были начислены ОНА или ОНО. Например, выбывает объект основных средств, амортизация по которому для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения начислялась разными способами. В таких случаях ОНА или ОНО списываются с баланса на счет 99 «Прибыли и убытки» в сумме, на которую не будет уменьшен (или увеличен) налог в последующих отчетных периодах.

    Величина текущего налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, рассчитывается по формуле

    ТН = УР (УД) + ПНО - ПНА + ОНА - ОНО.

    Типовые проводки по учету расчетов по налогам и сборам приведены в табл. 1.

    Таблица 1. Корреспонденция счетов по учету расходов по налогам и сборам

    Корреспондирующие счета

    1. Налоги, относимые на себестоимость;

    Земельный налог, водный налог, транспортный налог, налог на имущество

    Часть ЕСН, зачисляемая в бюджет

    08, 20, 23, 25, 26, 44

    Часть ЕСН, зачисляемая в государственные внебюджетные социальные фонды

    08, 20, 23, 25, 26, 44

    2. Налоги, включаемые в стоимость приобретенного имущества:

    Импортная таможенная пошлина

    3. Налоги, относимые на заработную плату.

    4. Налоги, включаемые в счет выручки: - акциз по реализованной подакцизной продукции

    НДС по реализованной продукции, работам, услугам, основным средствам и прочим активам

    5. Начислен условный расход по налогу на прибыль

    6. Начислен условный доход по налогу на прибыль

    7. Начислено постоянное налоговое обязательство

    8. Начислен постоянный налоговый актив

    9. Начислен отложенный налоговый актив

    10. Начислено отложенное налоговое обязательство

    11. Уменьшен или погашен отложенный налоговый актив

    12. Уменьшено или погашено отложенное налоговое обязательство

    13. Списан отложенный налоговый актив при выбытии объекта, по которому он был начислен

    14. Списано отложенное налоговое обязательство при выбытии актива или вида обязательства, по которому оно было начислено

    15. Восстановлен НДС в случаях, предусмотренных законодательством

    16. Отражен НДС из полученных авансовых платежей

    17. Отражен НДС из начисленной (полученной) арендной платы (у арендодателя)

    18. Списан (восстановлен) НДС по материальным ценностям (работам, услугам), используемым для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), не облагаемых НДС

    19. НДС по приобретаемым материальным ценностям, основным средствам, нематериальным активам, выполняемым работам, оказанным услугам

    20. Принят к вычету НДС

    21. Начислены в бюджет штрафы и пени за нарушение налогового законодательства

    22. Перечислены платежи в бюджет и внебюджетные фонды

    Используемая литература: Бочкарева И. И., Левина Г. Г.
    Бухгалтерский финансовый учет: учебник/ И. И. Бочкарева, Г. Г. Левина;
    под ред. проф. Я. В. Соколова. - М. : Магистр, 2010. - 413 с.

    Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

    Налоговая система любого государства представляет собой:

    Во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

    Во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей;

    В-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты .

    Как известно, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры - федеральных налогов, региональных налогов (налогов республик в составе Российской Федерации, налогов краев, областей, автономной области, автономных округов) и местных налогов и сборов .

    К федеральным налогам Российской Федерации относят НДС, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенную пошлину, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц и некоторые другие .

    Основным налоговым источником доходов консолидированного бюджета России является НДС. За счет его поступлений формируется более 28% налоговых доходов бюджетной системы. Для федерального бюджета его роль еще значительнее - более 43%. Второй по значимости и масштабам поступлений для консолидированного бюджета - налог на прибыль (его доля чуть менее 22%). В доходах федерального бюджета налог на прибыль играет не столь значимую роль (чуть менее 16%), а вот в доходах бюджетов субъектов Федерации его роль значительная - 28%.

    На третьем месте по значимости и объемам поступлений - подоходный налог с физических лиц (с 2001 г. - налог на доходы физических лиц) - чуть менее 12%. Этот налог играет весьма существенную роль в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации - на его долю приходится почти 20% налоговых доходов этой составляющей бюджетной системы. Таможенные пошлины формируют более 8% доходов консолидированного бюджета и более 16% доходов федерального бюджета. В бюджеты субъектов Федерации средства от этого вида налоговых платежей не поступают.

    Таким образом, в рамках российской налоговой системы доминируют косвенные налоги (12,2% ВВП). Доля прямых налогов ощутимо ниже -- всего 8,9% ВВП. При этом федеральный бюджет в значительно большей степени, чем бюджеты субъектов Федерации, зиждется на косвенных налогах (почти 80% его налоговых доходов). Бюджеты же субъектов Федерации в значительно большей степени ориентированы на прямые налоги. Доля последних в их налоговых доходах составляет почти 59% .

    В данной работе рассматриваются налоги, относящиеся к федеральным: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость. Рассмотрим более подробно их экономическую сущность.

    Налог на прибыль (доход) относится к группе прямых и пропорциональных налогов (табл. 1). Он занимает среди доходных источников бюджетов всех уровней второе место после косвенных налогов. Однако за период с 2003 по 2006 гг. прослеживается тенденция к уменьшению этой доли с 19,8 до 17,5%. По квартальным итогам исполнения бюджета за 2006 г. удельный вес налога на прибыль в общей сумме доходов бюджета относительно стабилен, он составлял примерно ту же долю, которая и предполагалась в Законе о бюджете на 2006 г.

    Таблица 1 - Место налога на прибыль в доходах бюджета РФ (трлн. руб.)

    Доходы бюджета

    1. Всего поступило

    в федеральный бюджет

    в бюджеты территорий

    2. Налог на прибыль, всего

    в федеральный бюджет

    в бюджеты территорий

    3. Удельный вес налога на прибыль в доходах бюджета, всего (%)

    в федеральный бюджет

    в бюджеты территорий

    Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение - обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична. В налоговой системе РФ, согласно положениям Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» , налог на прибыль определен как федеральный налог, распределяемый в пропорции, которая установлена Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формулированию внебюджетных фондов...». Следовательно, налог на прибыль - регулирующий. Взимание налога на прибыль осуществляется согласно положениям Налогового Кодекса РФ, который предусматривает налоговую процедуру в разрезе следующих разделов: плательщики; объект обложения; ставки налога и порядок его зачисления в бюджет; льготы по налогу; порядок исчисления и сроки уплаты налога; налогообложение отдельных видов доходов (прибыли) предприятий.

    Объектом обложения налогом на прибыль служит конечный стоимостной результат деятельности хозяйствующего субъекта. Таким результатом считается скорректированная сумма выручки от производства товаров (работ, услуг): «объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия...». В бухгалтерском учете понятия «валовая прибыль» не существует, а в расчет налога принимается балансовая прибыль, скорректированная на указанные в налоговом законодательстве величины. Формирование балансовой прибыли предприятия (фирмы) - сложный процесс. В расчете финансового результата деятельности фирмы учитывается множество данных о прибылях и убытках, фиксируемых в многочисленных бухгалтерских реквизитах, отражающих специфику финансово-хозяйственных операций и особенности расчета этих сумм.

    Порядок формирования состава затрат, относимых на издержки производства и обращения, определяет также и объем налогооблагаемой прибыли. Этот порядок регламентируется специальными нормативными актами. Кроме этих норм применяется особый регламент в отношении организаций потребительской кооперации, банков, страховых фирм, определяющих затраты в соответствии со своей спецификой деятельности. Об ужесточении требований к своевременному и полному исчислению налогов в бюджет свидетельствует внедрение в налоговую практику идентификационных номеров налогоплательщиков. Налогоплательщики с 1 января 1996 г. во всех без исключения случаях указывают свои идентификационные номера в расчетно-платежных документах на перечисление бюджетных средств для финансирования расходов на всех этапах их прохождения до бюджетополучателей, а также по строке «Получатель» на перечисление налогов и других платежей в доходы бюджетов всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Данная практика применяется во всем мире, и ее внедрение в российскую систему налоговых отношений следует оценивать положительно.

    Методика исчисления налога на прибыль (доход) неоднократно корректировалась с момента выхода Закона РФ «О налоге на прибыль». Практика показала, что при исчислении налога на прибыль наибольшие трудности испытывали бухгалтеры предприятий при составлении расчетов сумм налога и отражении в нем фактически выявленного уровня затрат, относимых на себестоимость реализованной продукции. Ставки налога на прибыль дифференцированы в зависимости от вида деятельности хозяйствующих субъектов (табл. 2).

    Таблица 2 - Ставки (основные) по налогу на прибыль

    Наиболее типичными ошибками, а нередко и преднамеренными действиями с целью уменьшения налогооблагаемой прибыли являются: неучет отдельных затрат в составе издержек производства и обращения; неправильное отнесение основных фондов, например, в состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов и наоборот; неправильное исчисление сумм амортизации и износа; неверное применение нормативов формирования государственных внебюджетных фондов; отнесение к прочим затратам сумм, не предусмотренных перечнем таких затрат в бухгалтерских и налоговых законодательных актах, и др. Сложными являются вопросы формирования сумм в целях налогообложения от внереализационных операций. Много нарушений налогового законодательства в части налога на прибыль выявляется при проверках правильности применения режимов льготирования отдельных видов деятельности, групп плательщиков, направлений использования прибыли. Эти нарушения связаны как со сложностью расчетов льготируемой прибыли, недостаточной профессиональной подготовленностью счетных работников, так и с противоречивостью самих положений нормативных налоговых актов.

    Основное место в отечественной налоговой системе занимают косвенные налоги. В настоящее время к ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы. Наиболее существенную роль как в составе данных налогов и сборов, так и в составе доходных источников бюджетов всех уровней играет НДС. Обложение данным налогом охватывает как товарооборот на внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговой деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Налогообложение добавленной стоимости -- одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Часто НДС называют «европейским» налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. В странах - членах Европейского Союза НДС является важнейшим источником доходной базы бюджета ЕЭС. В 1979 г. ими были согласованы размеры налоговой базы по НДС, создан совместный фонд средств, пополняемый за счет ежегодных отчислений в пределах 1% от НДС. Ставки налога в этих государствах колеблются от 5 до 33,3%. Введенный в 1954 г. во Франции НДС на основе преобразования налога с оборота НДС стал применяться в других странах как налог на производство.

    Несмотря на то, что НДС активно используется при осуществлении фискальной политики, ему присуши и определенные стимулирующие функции. Так, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налог банки, финансовые учреждения, учебные заведения, врачи и адвокаты, лица, сдающие в наем жилье. За ним укрепилась характеристика наиболее «нейтрального» налога. Правительства многих зарубежных стран стараются покрывать бюджетный дефицит прежде всего за счет увеличения поступлений от НДС, поскольку практиковавшееся в прошлом в подобных случаях усиление прогрессивного характера обложения доходов негативно влияло на процесс накопления и деловую активность в целом. В российскую практику хозяйствования НДС был введен Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 с изменениями от 17 марта 1997 г. как составная часть цены с целью регулирования спроса и предложения на товарном рынке. Опыт применения НДС высветил ряд негативных моментов в отношении методики его формирования. Недостаточно существенной оказалась роль НДС в регулировании экономики, формировании доходов бюджета (табл. 3).

    Таблица 3 - Место НДС в доходах бюджета РФ (трлн. руб.)

    Доходы бюджета

    1. Всего поступлений:

    в федеральный бюджет

    в бюджеты территорий

    2. Налог на добавленную стоимость

    в федеральный бюджет

    в бюджеты территорий

    3. Удельный вес НДС в общей сумме бюджетных поступлений, %

    в федеральный бюджет

    в бюджеты территорий

    Из данных табл. 3 следует, что за период с 2003 по 2006 г. удельный вес НДС в общей сумме налоговых поступлений в бюджет увеличился с 24,9 до 33,1%. В 2006 г. доля его поступлений в бюджет РФ была запланирована на уровне 39,5%, что на 6,4% выше уровня поступлений налога в 2005 г.

    Оценка места и роли НДС неоднозначна: практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют этот налог за излишнюю фискальность и чрезмерно высокие ставки. Органично вписывается НДС в модели западных экономических систем и выполняет там важную роль в регулировании товарного спроса. Этот налог является составным элементом налоговых систем более чем 60 стран мира. Западная практика использования НДС показывает, что этот налог обеспечивает устойчивую и широкую базу формирования бюджета благодаря своей универсальности. НДС выполняет важную роль нивелира стоимостных колебаний в экономике при условии равновесия между денежным спросом и товарным предложением, сложившимся естественным рыночным способом, а также при насыщенности товарных рынков и относительно стабильной межотраслевой норме прибыли, свободном переливе капиталов. В России НДС вводился с заменой и под обеспечение упраздняемых налогов с оборота (НСО) и налога с продаж (НСПЖ). В налоговой практике промышленно развитых стран, как правило, одновременно 2 однотипных налога не существуют, поскольку это нарушает экономический смысл налоговых правоотношений.

    В Законе РФ № 1992-1 этот налог определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства, обращения и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. Трактовка базы обложения НДС, содержащаяся в Законе, совершенно не совпадает с методическими положениями относительно этой базы, которыми руководствуется практика. В отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, и, следовательно, достоверно определить налогооблагаемый оборот практически невозможно. Для устранения негативных социальных последствий применения НДС ставки с 1993 г. были снижены до 20% по производственным товарам и до 10% по отдельным видам товаров. Однако и этот шаг не устранил тех деформаций, которые были присущи НДС.

    С позиции техники взимания НДС частично дублирует налог на прибыль. Оба эти налога имеют исходную базу обложения - выручку от производства продукции (работ, услуг), т.е. один источник финансовых ресурсов предприятий облагается дважды. Решение этой проблемы требует кардинальных мер -- изменения методики исчисления НДС или упразднения налога на прибыль. Многие экономисты однозначно отрицательно оценивают практику налогообложения стоимостных результатов как противоречащую основам рыночного хозяйствования .

    Исчисление НДС - процедура сложная, она различается в зависимости от содержания финансово-хозяйственных операций, цели коммерческих сделок, отраслевой специфики хозяйствования. Отличительной особенностью исчисления НДС с 1997 г. является приближение методики к образцам, применяемым в европейских странах. Введение счетов-фактур при определении суммы налога, поступившего в стоимости товарно-материальных ценностей, и сумм налога, начисленного на продаваемую продукцию, приблизило отечественную практику исчисления НДС к инвойсному методу (invoice -- в пер. с англ, накладная).

    Применение с 1 января 1997 г. счетов-фактур было введено в налоговое производство в соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины». Правила составления счетов-фактур содержит постановление Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» и одноименные инструктивные письма МФ РФ и ГНС РФ .

    Введение счетов-фактур не означает установления особого метода исчисления НДС по моменту отгрузки. Этот метод применялся до введения счетов-фактур. С их введением усиливается контроль за товаропродвижением, а следовательно, за полнотой исчисления налога и правильностью отнесения его сумм в зачет перед бюджетом.

Публикации по теме