Прием платежей через третьих лиц. Как открыть пункт приема платежей: доступные способы

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи , если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

2.1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, - от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи , а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", запрещена.

11.1. Поставщик не вправе заключить с оператором по приему платежей, а оператор по приему платежей не вправе заключить с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если оператор по приему платежей или платежный субагент осуществляет наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги через банки, почтовые отделения, терминалы, кассы расчетных центров - обычное дело в настоящее время. Скорее, прием платы в кассу исполнителя услуг стал редкостью. Законодательство, регулирующее прием платежей, неизменно уже два года. Тем не менее вопросы у управляющих домами остаются. В данной статье освежим теоретические знания по обозначенной проблеме и рассмотрим некоторые практические аспекты их применения.

Согласно п. 15 ст. 155 ЖК РФ УК и иное юридическое лицо (ИП), которое в соответствии с ЖК РФ вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. В настоящей статье рассмотрим два варианта получения платежей граждан - через кредитные организации и юридических лиц, не являющихся таковыми. Регулированию деятельности платежных агентов по приему платежей физических лиц посвящен одноименный Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее - Закон о платежных агентах). Федеральными законами от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон о национальной платежной системе) и от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) урегулирована деятельность кредитных организаций по переводу денежных средств. Закон о национальной платежной системе и обновленная редакция Закона о платежных агентах вступили в силу одновременно - с 29.09.2011, существенно изменив применявшийся ранее алгоритм взаимодействия между участниками расчетов. Однако обо всем по порядку.

Платежные агенты: прием платежей

Когда гражданин желает оплатить жилищно-коммунальные услуги, он, очевидно, заинтересован, чтобы платеж дошел по назначению (впрочем, и УК заинтересована в том же). Можно ли быть уверенным, что денежные средства, внесенные в терминал (третьему лицу, не являющемуся банком), гарантированно поступят УК? Именно для такой уверенности граждан и защиты их интересов как потребителей и плательщиков был принят Закон о платежных агентах.

Чтобы разобраться в правах и обязанностях УК и платежных агентов, необходимо в первую очередь ввести следующие понятия (ст. 2 закона):

Поставщик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, за исключением кредитной организации, которые получают денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) или которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ;

Плательщик - физическое лицо, вносящее платежному агенту денежные средства в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

Платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или ИП, осуществляющие деятельность по при-ему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

Оператор по приему платежей - платежный агент, являющийся юридическим лицом, который заключает с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

Платежный субагент - платежный агент, являющийся юридическим лицом или ИП, который заключает с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (п. 1 ст. 3 Закона о платежных агентах). Здесь следует обратить внимание на отличие платежного агента от агента, деятельность которого урегулирована ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Платежный агент не совершает юридические действия (не заключает сделки в интересах клиента), а выполняет лишь фактические действия - принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком.

Закон о платежных агентах возлагает на поставщика и в большей степени на платежного агента определенные обязанности, исполнение которых в конечном итоге должно обеспечить безопасность платежей физических лиц (ст. 4 ). Перечислим некоторые из них:

  • платежный агент должен иметь договор с поставщиком, заключенный в соответствии с законом, без договора запрещено принимать платежи физических лиц;
  • оператор по приему платежей вправе осуществлять деятельность только после постановки на учет в Росфинмониторинге;
  • платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов;
  • поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей должен использовать специальный банковский счет;
  • кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по при-ему платежей.
Использование специальных банковских счетов заслуживает отдельного внимания. Специальный счет используется для ограниченного числа операций (в частности, его владелец не вправе самостоятельно определять направления списания средств с него за рамками, установленными законом, точно так же с этого счета не могут взыскиваться в принудительном порядке денежные средства). Так, спецсчет платежного субагента предназначен для зачисления на него принятых от плательщиков денежных средств (их надо сдавать в банк) и списания на банковский счет оператора и свой банковский счет (в части вознаграждения, если оно удерживается из сумм, подлежащих перечислению оператору). Спецсчет оператора используется для зачисления сумм, принятых от плательщиков, со специального счета платежных субагентов и списания сумм на спецсчет поставщика и на свой банковский счет (в части вознаграждения). На спецсчет поставщика зачисляются суммы со спецсчета оператора и списываются суммы на банковский счет самого поставщика. Если платежный агент не сдаст все полученные от плательщиков деньги для зачисления на спецсчет, ему грозит административный штраф по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (размер штрафа для юридических лиц варьируется от 40 000 до 50 000 руб.). По этой же норме штрафуются платежные агенты и поставщики, не использующие спецсчета для ведения расчетов.

Имея общие представления об обязательствах поставщика, платежи к которому идут от клиентов через платежных агентов, рассмотрим несколько конкретных ситуаций, обозначив в них права и обязанности сторон. О кредитных организациях, которые не могут быть платежными агентами, мы поговорим ниже.

Ситуация 1

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги полностью вносится УК. Компания привлекла к начислению и сбору платы, печати и рассылке платежных документов единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ). Последний имеет собственную кассу, а также заключил договор с лицом, владеющим сетью терминалов, о приеме платежей.

УК является поставщиком. Значит, она обязана иметь спецсчет, на который будет перечисляться плата за жилищно-коммунальные услуги со специального счета ЕРКЦ. Следует перечислять средства с этого спецсчета на банковский счет УК и в дальнейшем вести расчеты с контрагентами. ЕРКЦ выступает в роли оператора по приему платежей, он также обязан открыть и использовать спецсчет. ЕРКЦ не вправе перечислять полученные от плательщиков денежные средства сразу РСО - только на спецсчет УК. Владелец сети терминалов - платежный субагент, деятельность которого законна, только если в договоре между оператором и поставщиком указано право оператора привлечь платежного субагента (п. 7 ст. 4 Закона о платежных агентах). Вознаграждение ЕРКЦ предусмотрено договором, заключенным с поставщиком. Потребителей необходимо уведомить о том, что плата за услуги вносится платежным агенту и субагенту (п. 63 Новых правил предоставления коммунальных услуг), например, включив соответствующее условие в договор управления либо разместив информацию в платежном документе. По запросу плательщиков УК обязана предоставить информацию о платежном агенте, принимающем платежи в ее пользу (п. 3 ст. 4 Закона о платежных агентах).

Ситуация 2

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. По решению общего собрания собственников помещений плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях МКД, вносится напрямую РСО. Платежи вносятся через сеть платежных терминалов. Кто оплачивает услуги по приему платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях?

Согласно п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ наниматели и собственники помещений могут вносить плату РСО по решению общего собрания, внесение платы РСО признается выполнением нанимателями и собственниками помещений своих обязательств перед УК. Таким образом, плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, в данной ситуации согласно ЖК РФ вносится РСО. В пункте 15 ст. 155 ЖК РФ речь идет о праве лиц, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата, взимать ее с привлечением платежных агентов.

Одновременно в силу п. 1 ст. 2 Закона о платежных агентах поставщиком является лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с этим представляется, что РСО признается поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, а УК - в оставшейся части платы. Поэтому оператор по приему платежей будет принимать платеж потребителя частично по договору с УК, частично по договору с РСО. Такое возможно, если УК и РСО имеют договорные отношения с одним и тем же оператором по приему платежей. Этот момент целесообразно согласовать в договоре ресурсо-

снабжения. Вознаграждение оператора устанавливается договором, заключенным с каждым поставщиком. Соответственно, УК будет оплачивать оператору лишь услуги по приему той части платы, которая вносится непосредственно ей. Несмотря на то, что по общему правилу расходы на сбор платы за коммунальные услуги возлагаются на их исполнителя (в случае с УК они возмещаются за счет платы за управление МКД), законодательство, по мнению автора, не содержит оснований для того, чтобы РСО выдвигала УК требования по оплате расходов на прием платы за коммунальные услуги, которая по решению общего собрания собственников помещений вносится напрямую РСО.

Ситуация 3

УК избрана в качестве способа управления МКД. В договоре управления сделана оговорка о том, что УК выступает в роли агента собственников помещений при заключении договоров ресурсоснабжения. Договоры ресурсоснабжения заключены от имени УК, она получает плату за коммунальные услуги от потребителей через оператора по приему платежей. Кто является поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги? Вправе ли оператор перечислять полученную плату за коммунальные услуги непосредственно РСО?

В данной ситуации УК выступает в роли агента по правилам ГК РФ, то есть заключает сделки в интересах потребителей. Последние вносят плату управляющей организации, исполняя обязанности перед ней (по возмещению расходов, понесенных при исполнении заключенных для них сделок - договоров ресурсоснабжения). Следовательно, УК является поставщиком в целях применения Закона о платежных агентах. Поэтому оператор по приему платежей обязан перечислить все поступившие денежные средства на спецсчет УК. Между РСО и УК отсутствует соглашение о сборе средств потребителей для РСО. Значит, УК не является платежным агентом для РСО, а последняя не выступает в роли поставщика и не обязана иметь специальный счет. Денежные средства со спецсчета УК должны быть списаны на ее расчетный счет, с которого и ведутся расчеты с РСО.

Ситуация 4

УК оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, находящемся в непосредственном управлении собственников помещений. Собственники помещений заключили договор с ЕРКЦ на начисление платежей. УК получает от ЕРКЦ плату за содержание и ремонт общего имущества, плата за коммунальные услуги передается РСО.

Правовым основанием деятельности ЕРКЦ по приему платы за жилое помещение и коммунальные услуги является не договор с собственниками помещений, а договоры с УК и каждой из РСО. УК и РСО выступают в роли поставщиков. Соответственно, каждая из них должна иметь спецсчет и оплачивать вознаграждение ЕРКЦ в части получаемой платы.

Ситуация 5

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается через платежных агентов. Каков статус УК?

При внесении в адрес УК платы за пользование коллективной антенной собственники помещений исполняют свои обязательства перед оператором связи - владельцем данного оборудования. Между УК и собственниками помещений нет договора по поводу оказания соответствующих услуг и осуществления расчетов за них, по-этому УК не является поставщиком (лицом, получающим денежные средства за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги). Таковым признается оператор связи. Соответственно, УК приобретает статус платежного агента - оператора по приему платежей, обязана встать на учет в Росфинмониторинге, иметь отдельный спецсчет для расчетов с поставщиком и соблюдать иные требования законодательства. Если договор, заключенный между оператором связи и УК, не соответствует требованиям Закона о платежных агентах , прием платежей в адрес оператора связи является незаконным. Добавим, что УК как оператор по приему платежей вправе привлечь платежного субагента для при-

ема платы, причитающейся оператору связи. Платежный субагент зачислит все принятые от плательщиков суммы на свой спецсчет и перечислит их на спецсчет УК. Затем УК должна перечислить на спецсчет оператора связи суммы оплаты его услуг, а на свой расчетный счет - остальные суммы (оплату собственных услуг).

Аналогичные выводы справедливы для ситуации, когда УК включает в платежные документы отдельной строкой оплату иных «чужих» услуг (например, страховых).

Кредитные организации: перевод платежей

Как было сказано выше, кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей (п. 21 ст. 4 Закона о платежных агентах). Однако кредитные организации вправе совершать такую банковскую операцию, как перевод денежных средств, под которым понимаются действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю денежных средств плательщика (п. 12 ст. 3 Закона о национальной платежной системе). В силу п. 2 ст. 5 того же закона перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета. В рамках данной статьи рассмотрим перевод денежных средств без открытия банковских счетов как операцию, наиболее напоминающую прием платежей, и практику, наиболее распространенную в целях внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Переводы денежных средств без открытия банковских счетов осуществляются по поручению физических лиц (п. 9 ст. 5 Закона о банках). В силу ст. 8 Закона о национальной платежной системе распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (п. 1). Такое распоряжение исполняется оператором в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (п. 10).

Подробная регламентация правил осуществления переводов без открытия банковских счетов представлена в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденном ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П. Так, кредитные организации осуществляют данный перевод посредством приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя (п. 1.4). В распоряжении о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика - физического лица на бумажном носителе должны быть указаны (п. 5.7):

  • реквизиты плательщика, получателя средств, банка;
  • сумма перевода;
  • назначение платежа;
  • иная информация, установленная кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.
Форма распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика - физического лица на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком. На основании распоряжений плательщиков - физических лиц кредитная организация может составить платежное поручение на общую сумму с направлением банку получателя средств, получателю средств согласованным с банком получателя средств, получателем средств способом реестра или распоряжений плательщиков - физических лиц (п. 5.9).

Вниманию УК на УСНО

Реестр банка о принятых от физических лиц денежных средствах рассматривается финансистами как первичный документ, подтверждающий факт и дату поступления денежных средств от потребителей, необходимый для признания доходов (Письмо от 01.07.2013 № 03-11-06/2/25023).

Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента (юридическое лицо, за исключением кредитной организации) для принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о национальной платежной системе). Банковский платежный агент действует от имени оператора и использует специальный банковский счет для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств (пп. 1, 3 п. 3 той же статьи). В свою очередь, банковский платежный агент вправе привлечь банковского платежного субагента. Банковские платежные агенты и субагенты не имеют никаких правоотношений с получателями средств.

Подчеркнем, что между получателем средств (УК) и кредитной организацией не может быть заключен договор о приеме платежей в пользу УК: перевод средств осуществляется по поручению физического лица - плательщика. Вместе с тем между УК и банком может быть заключен договор об обмене информацией о платежах, в котором допустимо устанавливать вознаграждение банка (Информация ЦБ РФ от 12.08.2011). Действия банка по такому договору не являются банковской операцией. Как указано в Письме ЦБ РФ от 21.11.2011 № 166-Т, кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом . Выходит, что кредитная организация вправе перечислить плату за жилое помещение и коммунальные услуги оператору по приему платежей, только если в распоряжении плательщика в качестве получателя назван именно оператор.

Разница между операциями по приему платежей и переводу денежных средств состоит в их правовых основаниях. Деятельность по приему платежей ведется на основании договора, заключенного с их получателем (поставщиком): плательщики обращаются к платежному агенту, называют поставщика, и если у данного агента есть договор с ним, то агент принимает платеж (реквизиты специального банковского счета поставщика известны платежному агенту заранее). Деятельность по переводу денежных средств без открытия счета основана на волеизъявлении плательщика: банк перечисляет принятые денежные средства по тем реквизитам, которые предоставил плательщик (на банковский счет получателя).

Ситуация 6

Организация, управляющая МКД, заключила договоры с оператором по приему платежей (об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) и с банком (об информационном обмене). Реквизиты какого счета необходимо указывать в платежных документах, выставляемых потребителям?

Платежный документ должен содержать номер банковского счета и банковские реквизиты исполнителя (пп. «б» п. 69 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Отсутствие в нем всех реквизитов, необходимых для осуществления перевода денежных средств, не только ограничивает право плательщика на выбор способа оплаты услуг, но и предоставляет преимущество тем лицам, которым реквизиты УК известны в силу заключенных договоров (в частности, платежным агентам либо банкам, с которыми заключены договоры об информационном обмене). Налицо ограничение конкуренции (постановления ФАС ВСО от 24.12.2012 по делу № А69-205/2012, от 18.12.2012 по делу № А69-290/2012, ФАС МО от 27.12.2011 по делу № А40-131220/10-17-826). Если в платежном документе будет указан специальный банковский счет, результат будет тот же: банки не смогут перевести денежные средства, так как они осуществляют переводы только на обычные банковские счета. Таким образом, в платежном документе следует указывать номер расчетного счета УК и реквизиты банка, в котором он открыт. Это не будет препятствием для приема платежей платежными агентами, ведь последние имеют информацию о спецсчете из заключенных с УК договоров.

Ситуация 7

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается как через банки, так и через платежного агента.

Бизнес по приему платежей может быть весьма прибыльным вложением средств для начинающих предпринимателей. Чтобы организовать данную деятельность, не требуется больших капиталовложений, а организация достаточно проста. «Центробанк» свободно разрешает индивидуальным предпринимателям осуществлять платежи при помощи платежных терминалов.

Законодательством не установлено практически никаких ограничений при организации подобного дела. Можно открыть прием платежей как дополнение к основному бизнесу. То есть пункт приема может работать при любом торговом предприятии, даже небольшом.

К тому же именно такой вариант является наиболее рентабельным и приносит немалый доход, так как многие потребители с удовольствием будут оплачивать коммунальные услуги и прочие платежи в ближайшем к дому магазине, а не в специализированных местах.

Требуемая документация

Перед тем как открыть пункт приема платежей, необходимо оформить все документы. Индивидуальный предприниматель должен предоставить копию свидетельства о получении государственной регистрации, копию паспорта, ИНН.

Юридические лица должны иметь документ из ЕГРН, реквизиты, заверенные предприятием, и копию приказа о назначении руководителя. Если вы думаете, как организовать прием платежей, и предполагаете размещать пункт в отдельном здании или помещении, то вам потребуется разрешение от СС и пожарной службы.

Договоренность с платежной системой

Важным моментом в открытии пункта также станет заключение договора с одной из платежных систем, зарегистрированных на территории РФ. Самыми крупными являются следующие системы: «КиберПлат», E-pay, E-port, Contact, Suntel, Empay. Они уже длительное время работают на этом рынке, и им можно смело доверять.

Посмотреть условия работы, тарифную политику и всю необходимую информацию о том, как открыть пункт приема платежей, используя конкретную систему, можно на сайтах названных систем. В основном, заработок предпринимателя, заключившего договор с выбранной платежной системой, составляет от 3 до 10% с одного денежного перевода. Заключенное с платежной системой соглашение предполагает предоставление заинтересованному в сотрудничестве лицу всего необходимого аппаратного и программного обеспечения и всей информации об этой услуге.

Бизнес-схема деятельности пункта приема платежей

Перед тем как открыть пункт приема платежей, вы должны выбрать, по какой схеме организовывать его деятельность. Есть два возможных варианта – организовать собственную точку или стать субдилером платежных систем, действующих в стране.

Самым выгодным и доступным вариантом считается второй способ организации. В этом случае вам необходимо приобрести аппараты по приему платежей и зарабатывать свой процент, перепродавая услуги платежной системы, с которой у вас заключено соглашение.

Платежные терминалы

POS–терминал – это наиболее приемлемое решение для тех, кто думает, как открыть пункт приема платежей. Стоимость такого аппарата составляет примерно 500-600 долларов. Терминал не занимает много места, да и для того чтобы проводить платежи в уже действующей торговой точке, не придется нанимать дополнительного работника. Тот же продавец вполне сможет справиться с этой несложной задачей.

На сегодняшний день на рынке представлены аппараты по приему платежей различных моделей. Разбираясь в вопросе, где купить терминал по приему платежей и какой, можно упомянуть сертифицированные терминалы торговой марки NURIT, которые предлагает компания Empay.

Эта маленькая машинка благодаря беспроводному соединению с сервером обещает быстрый и безошибочный прием платежей. Стоимость данного агрегата примерно 18 тысяч рублей. В данную сумму уже учтена его установка в нужном месте, проверка и наладка. Устройство нужно обязательно зарегистрировать в налоговой службе, так как любая операция, проведенная через терминал, подлежит обложению налоговым сбором по упрощенной схеме.

В дополнение к данному пункту организации своей деятельности стоит решить вопрос приобретения световой вывески, которая укажет прохожим, что в вашем заведении можно оплатить различные услуги.

Как открыть пункт приема платежей, используя обычный мобильный телефон

Пункт приема платежей можно открыть при наличии обычного мобильного телефона с возможностью выхода в интернет. На телефон устанавливается программное обеспечение, при помощи которого можно проводить финансовые расчеты.

При таком варианте организации бизнеса предприниматель при заключении договора получает от платежной системы индивидуальный пароль, в соответствии с которым программа будет идентифицировать определенную организацию. Платежи через телефон также подлежат налоговому сбору по упрощенной схеме.

Преимуществом таких мобильных точек приема является то, что их можно организовать в любом месте: в дачном поселке, на пляже и так далее. Определившись, где купить терминал по приему платежей, можно открыть такую точку приема и в бизнес-центре. Но если учитывать требуемые расходы на аренду места и зарплату оператора, то лучше все же остановиться на варианте установки POS-терминала и использовать уже имеющуюся площадь, а такой бизнес рассматривать как дополнительный источник прибыли.

Потенциальная аудитория и реклама

Вашими основными клиентами будут активные пользователи сотовой связи, а это практически все жители России. Также люди смогут оплачивать услуги интернета, коммерческого телевидения и так далее. С каждого проведенного платежа вы будете зарабатывать от 1 до 8%. Для привлечения клиентов достаточно внешней рекламы, то есть лайт-бокса или вывески.

Требуемые инвестиции и окупаемость проекта

Перед тем как открыть пункт приема платежей, нужно рассчитать рентабельность данного проекта. На приобретение специального оборудования необходимо иметь сумму в размере 18-20 тысяч рублей. Если вы решите организовать отдельную платежную точку, то начальные инвестиции возрастают до 40-60 тысяч рублей. Ежемесячные расходы сравнительно небольшие: в случае если вы планируете нанимать продавца – 10-15 тысяч рублей на его зарплату: отчисления в налоговую службу – 5-6 тысяч рублей. Примерно 5-10 тысяч рублей в год придется тратить на обслуживание терминалов и прочие непредвиденные обстоятельства.

В среднем, прием платежей как бизнес приносит своему владельцу 2-8% от всех проведенных операций. Причем начисление комиссии происходит автоматически в режиме реального времени. В основном, как утверждают участник рынка, оборот такого пункта составляет 7-15 тысяч рублей в день.

В редких случаях через терминал проходит менее пяти тысяч рублей. Если говорить о верхней планке, то владельцы платежных пунктов указывают сумму в сто тысяч рублей в день. Стоит также иметь в виду, что налоговые отчисления производятся только с комиссии владельца, а не с оборота, то есть используется упрощенная система налогообложения.

Прибыльность пункта приема

Следовательно, прибыльность данного проекта может различаться, но, по самым наименьшим расчетам, бизнес будет приносить порядка 15 тысяч рублей в месяц. В случае успешности бизнеса доходы могут увеличиваться до 25 тысяч. А значит, вложенные инвестиции окупятся за три-шесть месяцев. Если вы планируете открывать сеть автоматов по приему платежей, то соответственно возрастет сумма начальных вложений и увеличится срок окупаемости проекта – примерно до двух лет.

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 6

В одном из предыдущих номеров журнала была затронута тема правового регулирования деятельности по приему платежей, обсуждались положения вступающего в силу со следующего года Закона о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами <1>. Сегодня мы решили обратиться к учету и налогообложению данного вида бизнеса, в котором компания связи может выступать как от имени поставщика услуг, так и от имени оператора по приему платежей.

<1> Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ.

Как квалифицировать прием платежей для целей учета и налогообложения?

Думаем, читатель согласится, что от того, насколько объективно будет квалифицирована деятельность по приему платежей, будут зависеть достоверность учета и порядок налогообложения. С позиций вышеназванного Закона под деятельностью по приему платежей физических лиц признаются:

  • прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;
  • проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Согласитесь, перечисленные действия напоминают посредническую деятельность, однако нормы гражданского законодательства сформулированы несколько иначе. В частности, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ). По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется совершить за вознаграждение по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Прием платежей от населения - это не одна и не несколько сделок, а непрерывные действия, совершаемые платежным агентом в пользу поставщиков товаров (работ, услуг). Поэтому отношения между платежным агентом и поставщиком более соответствуют отношениям между агентом (посредником) и принципалом. Тем не менее ставить знак равенства между агентским договором и договором на прием платежей от клиентов поставщиков с юридической точки зрения преждевременно. Ведь в Законе о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, нет указания, что к правоотношениям сторон применяются нормы агентского договора.

В такой ситуации правового вакуума бухгалтеру следует обратить внимание на экономическую сущность отношений сторон - участников приема платежей. Расчеты между поставщиком товаров (работ, услуг) и платежным агентом имеют элементы посреднических взаиморасчетов принципала и агента, поэтому в бухгалтерском учете и налогообложении при отсутствии других альтернатив можно остановиться на посреднической (агентской) модели взаимоотношений участников приема платежей. В пользу такого мнения может свидетельствовать тот факт, что согласно п. 4 ст. 1005 ГК РФ особенности отдельных видов агентского договора могут быть предусмотрены законами. Одним из них как раз и является Закон о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами. Таким образом, можно утверждать, что договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц - разновидность агентского договора, который в данном случае может быть не в чистом виде агентским, а смешанным договором и содержать элементы различных соглашений. Но это уже нюансы для юриста, бухгалтеру достаточно того, что с экономической точки зрения операции, связанные с приемом платежей, могут рассматриваться как посреднические, что дает право применить порядок учета и налогообложения, предусмотренный для агентских отношений.

В деятельности по приему платежей физических лиц оператор связи может выступать как в роли поставщика услуг, так и в роли платежного агента - оператора по приему платежей для других поставщиков товаров (работ, услуг). Салоны связи, которые принимают платежи от населения в пользу коммуникационных компаний, в первом случае выступают в роли оператора по приему платежей, во втором - могут являться платежными субагентами. Мы уделим внимание учету и налогообложению хозяйственных операций у оператора связи.

Компания связи в роли поставщика услуг

В таком случае оператор связи может организовать учет так, как это делает принципал. Договорные отношения он оформляет с агентом (например, с сетью салонов связи, отделениями почты или даже с кредитными организациями), а агент в целях исполнения основного договора может нанять субагентов. Предприятие связи как поставщик услуг в любом случае производит расчеты с платежным агентом (оператором по приему платежей). Обратим внимание еще на один нюанс: для того чтобы оперативно осуществлять расчеты, поставщик может предусмотреть в условиях договора внесение агентом авансового платежа на депозитный счет поставщика, который в дальнейшем по мере получения информации от платежного агента производит зачет внесенной суммы в оплату услуг своих клиентов.

Пример 1 . Допустим, оператор связи заключил агентский договор с организатором платежной системы, по которому вознаграждение составляет 5% от суммы принятых платежей от абонентов. По условиям заключенного договора организатор платежной системы перечисляет аванс на расчетный счет оператора связи в размере 5 000 000 руб. В отчетном периоде он самостоятельно и через своих субагентов принял платежи на сумму 4 000 000 руб. По условиям посреднического договора оператору связи перечисляется сумма оплаты в полном объеме, после чего он выплачивает вознаграждение платежному агенту. Платежному агенту не разрешено взимать дополнительное вознаграждение с абонентов оператора связи, являющегося поставщиком услуг.

Для отражения расчетов платежного агента с клиентами и абонентами в учете поставщика услуг (оператора связи) воспользуемся субсчетом 76-5, отметим, этот же субсчет можно использовать для отражения суммы внесенного аванса. Для расчетов поставщика услуг с платежным агентом по агентскому вознаграждению выберем другой субсчет, например 76-6. Посредническое вознаграждение, выплачиваемое оператором связи агенту по приему платежей, составит 200 000 руб. (4 000 000 руб. x 5%). Для учета задолженности абонентов выберем традиционные субсчета 62-1 (задолженность по оказанным услугам) и 62-2 (задолженность по авансам).

В бухгалтерском учете оператора связи, выступающего в роли поставщика услуг, будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Перечислен аванс оператору на депозитный
счет
51 76-5 5 000 000
Начислен НДС с аванса в счет платежей 76-НДС 68-2 762 712
Отражена сумма принятых платежей на
основании отчета платежного агента и
показаний оборудования
76-5 62-2 4 000 000
Оказаны услуги абонентам на сумму предоплаты 62-1 90-1 4 000 000
Начислен НДС с оказанных абонентам услуг 90-3 68-2 610 169
Принят к вычету НДС с ранее начисленного
аванса
68-2 76-НДС 610 169
Произведен зачет аванса в счет оказанных
услуг
62-2 62-1 4 000 000
Поступили на счет оператора средства от
платежного агента в счет следующего аванса
51 76-5 4 000 000
Начислен НДС с аванса в счет следующего
периода
76-НДС 68-2 610 169
Учтено посредническое вознаграждение в
расходах по обычным видам деятельности <*>
20,
30-02
76-6 200 000
Перечислено вознаграждение посреднику 76-6 51 200 000
<*> Операторы связи, ведущие раздельный отраслевой учет доходов и расходов, вознаграждение посредника могут учесть в составе затрат основных производственных процессов, связанных с оказанием услуг связи.

Нужно отметить, что приведенные проводки отражают синтетический учет компании связи. Между тем ей как поставщику услуг нужны данные аналитического учета по каждому абоненту для того, чтобы отслеживать, кто и как оплачивает оказанные услуги связи. Такую информацию фиксирует оборудование, используемое платежным агентом, он предоставляет соответствующие сведения оператору связи, у которого задолженность абонентов, в свою очередь, обрабатывается на оборудовании с использованием средств автоматизации.

Компания связи в роли оператора по приему платежей

Коммуникационная компания, выступающая в роли оператора по приему платежей (платежного агента), должна обеспечить раздельный учет собственных доходов и доходов поставщиков услуг, в пользу которых она принимает платежи от населения. Отражать в учете в составе выручки можно только суммы посреднического (агентского) вознаграждения, поступления от клиентов других поставщиков не признаются доходами посредника (п. 3 ПБУ 9/99 "Доходы организации") и учитываются на счетах расчетов. В таком же порядке отражается перечисление денежных средств поставщику услуг, не увеличивая расходы оператора по приему платежей (п. 3 ПБУ 10/99 "Доходы организации"). В состав затрат посредника включаются собственные затраты, связанные напрямую с посредническим договором (амортизация платежных терминалов, заработная плата, социальные отчисления, арендные и иные платежи), и учитываются на соответствующих счетах затрат. Организация связи самостоятельно решает, в составе каких расходов отражать доходы и расходы от ведения посреднической деятельности, в зависимости от объемов приема платежей этот бизнес можно считать обычным или прочим видом деятельности оператора связи.

Пример 2 . Допустим, оператор связи занимается деятельностью по приему платежей в пользу третьих лиц - других операторов и исполнителей коммунальных услуг. За прием платежей взимается комиссия 4% с других операторов связи и 3% с исполнителей коммунальных услуг. Оператор связи, выступающий в роли платежного агента, может взимать дополнительное вознаграждение с клиентов исполнителей коммунальных услуг (не более 1%), с абонентов других операторов связи он не может взимать это вознаграждение согласно заключенным договорам.

В отчетном периоде оператор связи через свои терминалы и офисы продаж принял платежей на сумму 10 000 000 руб., из них 4 000 000 руб. - в пользу других компаний сферы связи, а 6 000 000 руб. - в пользу исполнителей коммунальных услуг. По условиям заключенных посреднических договоров платежный агент вносит авансовый платеж на депозитный счет других операторов связи, выступающих в роли поставщиков услуг, в общей сумме 5 000 000 руб. С исполнителями коммунальных услуг оператор связи, выступающий в роли платежного агента, рассчитывается без авансового депозита, по мере поступления средств от клиентов и их перечисления на расчетный счет поставщика.

Разобьем пример на две части: прием платежей от абонентов других операторов и прием платежей от потребителей коммунальных услуг.

Прием платежей от абонентов других операторов.

  • 76-5-А - для расчетов оператора связи (в том числе и по суммам перечисленного аванса на депозитный счет), выступающего в роли платежного агента, с другими коммуникационными компаниями;
  • 76-6-А - в отношении расчетов с абонентами других операторов (по данному подсубсчету по абонентам разных операторов будет вестись отдельная аналитика, но в примере в целях упрощения данная детализация не показывается).

Посредническое вознаграждение оператора по приему платежей составит 160 000 руб. (4 000 000 руб. x 4%), а сумма НДС - 24 407 руб. (160 000 руб. x 18/118).

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Перечислен аванс на депозитные счета другим
операторам связи, выступающим как поставщики
76-5-А 51 5 000 000
Получены денежные средства от абонентов 50, 57 76-6-А 4 000 000
Осуществлена инкассация выручки из
терминалов и кассы
51 50, 57 4 000 000
76-6-А 76-5-А 4 000 000
Перечислены средства другим операторам, в
том числе для пополнения депозита на будущее
76-5-А 51 4 000 000

посредника
62 90 160 000

вознаграждения
90 68 24 407
Поступило на счет агента вознаграждение 51 62 160 000

Прием платежей от населения за коммунальные услуги. Для отражения расчетов платежного агента воспользуемся следующими подсубсчетами:

  • 76-5-К - для расчетов оператора связи, выступающего в роли платежного агента, с исполнителями коммунальных услуг (управляющими компаниями, ТСЖ, ЖК);
  • 76-6-К - в отношении расчетов с клиентами исполнителей коммунальных услуг (по данному подсубсчету также по клиентам разных исполнителей будет вестись отдельная аналитика, но в примере в целях упрощения нет такой детализации).

Вознаграждение, которое платежному агенту будет причитаться с исполнителей коммунальных услуг, составит 180 000 руб. (6 000 000 руб. x 3%), налог - 27 458 руб. (180 000 руб. x 18/118). Агентская комиссия с потребителей коммунальных услуг - 60 000 руб. (6 000 000 руб. x 1%), с нее сумма НДС - 9153 руб. (60 000 руб. x 18/118).

В бухгалтерском учете оператора связи, выступающего в роли платежного агента, будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Получены денежные средства от населения 50, 57 76-6-К 6 000 000
Произведена инкассация выручки из терминалов 51 50, 57 6 000 000
Начислен НДС в части агентского
вознаграждения
76-НДС 68-2 9 153
Признан доход в виде вознаграждения
посредника
62 90 60 000
Начислен НДС с посреднического
вознаграждения
90 68 9 153
Принят к вычету ранее начисленный НДС <*> 68-2 76-НДС 9 153
Удержана комиссия, взимаемая с населения 76-6-К 62 60 000
Перечислены деньги за вычетом комиссии 76-5-К 51 5 940 000
Произведен зачет обязательств 76-6-К 76-5-К 5 940 000
Признан доход в виде вознаграждения
посредника
62 90 180 000
Начислен НДС с посреднического
вознаграждения
90 68 27 458
Поступило вознаграждение агента от
поставщиков
51 62 180 000
<*> Если оператор по приему платежей участвует в расчетах и (внимание!) удерживает суммы своего вознаграждения из средств, поступивших от населения, сумму вознаграждения нужно включить в налоговую базу по НДС в том налоговом периоде, в котором получены средства. Объясняется это тем, что моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) или день оплаты (или частичной оплаты) (п. 1 ст. 167 НК РФ).

Как и бухгалтерский учет, порядок налогообложения расчетов поставщиков услуг с платежными агентами (операторами по приему платежей) имеет свои особенности, на которых следует остановиться подробно.

Нюансы налогообложения приема платежей

С позиции поставщика услуг. Для операторов связи, выступающих в роли поставщиков услуг, посредническая комиссия платежных агентов при исчислении налога на прибыль включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ). Данные расходы являются косвенными и при применении метода начисления признаются либо на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, либо на дату предъявления расчетных документов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если используемое агентом оборудование для приема платежей позволяет, то операторы связи, выступающие в роли поставщиков услуг, могут признавать в налоговом учете поступления от абонентов ежедневно, что должно вытекать уже из условий заключенных договоров. При этом следует помнить, что налоговый учет - это не бухгалтерский, он нужен для правильного расчета налога, размер которого определяется по итогам отчетного (налогового) периода. Поэтому именно на эту дату важно признать все расходы, относящиеся к прошедшему отчетному (налоговому) периоду. Очевидно, что при кассовом методе признания доходов и расходов поставщик услуг учитывает комиссионное вознаграждение либо на дату его выплаты агенту, либо на дату удержания агентом комиссионных (как погашение задолженности иным способом) (п. 3 ст. 273 НК РФ).

В случае если оператор связи имеет относительно небольшие доходы и применяет "упрощенку", он может признавать комиссионные в составе уменьшающих доходы расходов (пп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) при условии, что им выбран объект налогообложения "доходы за вычетом расходов". В Письме УФНС по г. Москве от 04.02.2009 N 20-14/009034@ обращено внимание на то, что посредническое вознаграждение может учитываться в составе расходов комитента на дату утверждения отчета комиссионера, в котором указываются суммы выручки, полученной от покупателей, и вознаграждения, причитающегося посреднику. При этом в целях налогообложения комитент должен отражать в составе доходов сумму выручки, перечисленную посредником с учетом его вознаграждения, даже при условии, что она удержана посредником самостоятельно. Ситуация меняется, если поставщик услуг рассчитывается с бюджетом исходя из объекта налогообложения "доходы". Тогда "упрощенец" не должен уменьшать свои доходы на сумму вознаграждения и возмещаемых расходов, удерживаемых посредником из выручки, полученной от населения (Письмо Минфина России от 25.06.2009 N 03-11-06/2/107).

Напоминаем, все сказанное касалось расходов поставщика на оплату услуг посредника. Доходы оператор связи признает в традиционном порядке: по мере оказания абонентам услуг платежный агент лишь принимает плату за оказанные или еще не оказанные услуги (аванс), поэтому его отчет о полученных платежах не меняет порядок признания выручки в налоговом учете у оператора связи, выступающего в роли поставщика услуг.

С позиции платежного агента. Оператору связи, выступающему в этой роли, в налогообложении, так же как в бухгалтерском учете, нужно обеспечить раздельный учет собственных доходов (расходов) и доходов (расходов) поставщиков услуг, в пользу которых компания связи принимает платежи. Доходом платежного агента (оператора по приему платежей) является комиссия, взимаемая с поставщика услуг, а также дополнительная комиссия, взимаемая с населения (если это предусмотрено договором с поставщиком услуг). При расчете налога на прибыль комиссионное (агентское) вознаграждение у платежного агента признается согласно условиям заключенного договора.

Оказывая услуги, платежный агент должен не только принять платежи, но и перечислить их на счет поставщика услуг населению. Поэтому дата приема платежей от населения сама по себе не свидетельствует, что платежный агент полностью исполнил свои обязательства по договору и может отразить выручку. Это можно сделать после подписания поставщиком услуг отчета платежного агента, который является приложением к реестру платежей, принятых агентом от населения. На основании поименованных документов производятся взаиморасчеты поставщика услуг и платежного агента (оператора по приему платежей).

В отношении НДС нужно отметить, что прием платежей от населения, осуществляемый кредитной организацией, подпадает под банковские операции, освобождаемые от взимания НДС (пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина России от 07.07.2009 N 03-07-05/29). Однако деятельность платежных агентов, не относящихся к кредитным организациям, не льготируется при расчете налога. В частности, как следует из п. 2 ст. 156 НК РФ, на оказание услуг по посредническому договору не распространяется освобождение, предусмотренное ст. 149 НК РФ. Даже если услуги по приему платежей производятся платежным агентом от своего имени, но за счет кредитной организации, они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 30.01.2007 N 03-07-05/02). Поэтому если агент не применяет спецрежим, освобождающий от уплаты НДС, то при оказании посреднических услуг он должен начислить НДС с комиссионных и предъявить его поставщику. Тот, в свою очередь, имеет право принять к вычету "входной" налог при условии, что платежный агент выставит счет-фактуру с выделенной в нем суммой налога.

Скажем несколько слов о применении специальных налоговых режимов. Платежный агент может рассчитывать только на уплату единого налога в рамках "упрощенки" при выполнении установленных гл. 26.3 НК РФ условий. Другой спецрежим - "вмененка", применяемый только для определенных видов деятельности, не подойдет для платежных агентов (операторов по приему платежей). Дело в том, что среди всех "вмененных" видов деятельности наиболее близкой к приему платежей от населения, в том числе с помощью терминалов, является группа бытовых услуг. Но и под нее не подпадает прием платежей от населения за различные услуги (мобильной связи, коммерческое телевидение, телефон, Интернет и др.) через терминалы. Данный бизнес финансовое ведомство считает финансовым посредничеством (код по ОКУН 801300), которое не относится к бытовым услугам населению (код ОКУН 010000) (Письмо Минфина России от 04.04.2007 N 03-11-05/63). Также не подпадает под уплату ЕНВД прием платежей за услуги мобильной связи, цифрового телевидения, Интернета и др. с использованием медиатерминала (Письмо Минфина России от 16.06.2008 N 03-11-04/3/282). Названные виды деятельности по приему платежей облагаются традиционными налогами или единым налогом на "упрощенке". Иными словами, оператору связи, наряду с основным видом деятельности, занимающемуся приемом платежей от населения в пользу других поставщиков услуг, следует применять по перечисленным видам бизнеса один режим налогообложения.

М.А.Потехина

Эксперт журнала

"Услуги связи:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Сегодня коммунальные услуги можно оплачивать не только через кассы банков, но и через почтовые отделения и терминалы. А об оплате услуг непосредственно исполнителю в офисе уже вообще никто не вспоминает. Законодательство в отношении посредников банковских услуг уже давно не менялось. Но вопросов у участников сделки все так же много.

Суть

Внесение изменений в законодательство позволило кредитным организациям расширить свое присутствие в регионах и создать дополнительный канал связи - банковский платежный агент. Это помогло повысить качество и гибкость услуг. Рассмотрим детальнее, чем занимается данный посредник.

Согласно ФЗ "О платежный агент - это лицо, которое принимает средства в счет оплаты товаров и услуг физлицами с целью зачисления их на Согласно этому же документу, агент мог осуществлять операции с пластиковыми платежными инструментами.

После внесения изменений в ФЗ «О национальной системе платежей" функционал агентов расширился. Теперь они могут:

  • выдавать денежные средства клиентам;
  • привлекать субагентов;
  • осуществлять идентификацию плательщиков без открытия счета;
  • проводить операции с электронными средствами платежа.

Таком образом, теперь банковский платежный агент - это юридическое лицо (ИП), которое на основе договора с кредитной организацией участвует в предоставлении банковских услуг, принимает и выплачивает денежные средства физических лиц по взятым обязательствам.

Направления деятельности

Чтобы лучше разобраться, в чем заключается деятельность платежного агента, нужно ввести ряд понятий:

  • поставщик - это ИП, организация, которая получает средства за реализуемые товары и реализуемые услуги;
  • плательщик - потребитель услуг;
  • платежный агент - это посредник, который принимает платежи физических лиц (УК).

Посредник для осуществления своей деятельности может привлекать оператора и субагента. Они также занимаются деятельностью по приему платежей, но договор уже подписывают с агентом.

Ответственность

Законодательством предусмотрено возложение на агентов определенных обязательств, от исполнения которых зависит безопасность платежей. Вот часть из них:

  • агент может осуществлять деятельность только после подписания договора;
  • оператор должен встать на учет в Росфинмониторинг;
  • при приеме платежей открывается счет, который используется для осуществления трансакции;
  • банк не может выступать субагентом или оператором.

Счет

Специальный счет платежного агента используется не для всех операций. Его владелец может списать средства только на определенные цели, но и принудительное взыскание также не осуществляется. То есть он служит транзитом между физическим лицом и банковским счетом владельца. Со спецсчета оператора средства перечисляются клиенту и непосредственно посреднику в части вознаграждения. Субагент переводит деньги оператору и поставщику. Платежный агент обязан моментально переводить средства на счет. За нарушение этого требования ему грозит штраф в сумме 50 тыс. руб.

Рассмотрим типовые схемы, по которым реализуются услуги платежного агента.

Схема 1

Агент заключил договор по перечислению через сеть терминалов. К начислению сбора и рассылке документов привлекла единый расчетный центр (ЕРКЦ) с собственной кассой. ЕРКЦ заключил договор с посредником, владеющим сетью терминалов.

Поскольку УК является агентом, она обязана открыть спецсчет. На него будут переводиться средства от ЕРКЦ. Затем деньги будут перечисляться ресурсоснабжающей организации (РСО), а оттуда - контрагентам. ЕРКЦ, как оператор, также должен открыть счет. Переводить средства сразу РСО он не имеет права. Действовать нужно только через УК. Владелец терминалов в данной схеме выступает субагентом. Вознаграждения всех посредников прописаны в договоре с поставщиком услуг. А потребителей нужно уведомить, что за перевод средств начисляется комиссия.

Схема 2

Платежный агент - это посредник между физическими лицами и ЖКХ, который действует на основании договора. Решением руководства было принято решение, что плата за услуги, предоставленные в многоквартирных домах (МКД), сразу перечисляется на счет в банке. Оплачивать платежи может через терминалы физическое лицо.

Платежный агент в данной схеме является агентом по перечислению средств от всех плательщиков, кроме жильцов МКД. Только один оператор может одновременно принимать платежи отдельно по договору с УК и с РСО. Комиссия посредника оговаривается с каждым поставщиком отдельно.

Схема 3

УК по договору ресурсоснабжения выступает агентом собственников МКД. Она получает плату за услуги от потребителей. Они же оплачивают расходы на осуществление трансакций. В данной схеме УК является поставщиком банковских услуг. Оператор обязан перечислять средства на счет агента. Между УК и РСО не заключен Поэтому все средства должны сразу переводиться на счет ЖКХ.

Схема 4

УК предоставляет услуги по содержанию имущества в жилом доме. Собственники заключили с ЕРКЦ договор о перечислении платежей. УК получает плату за ремонт имущества и коммунальные услуги. Вторая часть сразу передается в РСО. Вознаграждение ЕРКЦ должны платить оба поставщика (УК и РСО).

Банки

Кредитные организации не могут выступать в качестве операторов по приему платежей. Но они предоставляют услугу по безналичному переводу средств от физических лиц без открытия счета. На основании распоряжения клиента банк оформляет В документе должны быть указаны все реквизиты и назначения платежа. Предельная сумма перевода ограничена приемлемой в рамках безналичных расчетов. Отдельно от суммы перевода уплачивается комиссия посредника.

Отличия

Таким образом, имеют место две операции: прием платежей и перевод средств. Разница между ними чисто юридическая. Прием платежей осуществляется на основании договора с РСО или с потребителем. Плательщики обращаются к агенту с просьбой перевести средства на счет ЖКХ. Если между РСО и УК заключен договор, то агент принимает платеж. Перевод средств осуществляется по требованию плательщика на указанные реквизиты.

Спорные моменты

Управляющий МКД подписал договор о переводе платежей с оператором и банком (по вопросу обмена информационными данными). Чьи реквизиты должны быть указаны в квитанции? Платежка должна содержать поставщика услуг. Если в документе будут указаны реквизиты спецсчета, то банк не сможет перевести средства.

Схема 5

Управляющий МКД заключил с поставщиком телекоммуникационных услуг договор о сборе средств за пользование антенной, которая не входит в коллективное имущество. В квитанции из ЖКХ эта сумма выведена отдельной строкой. Деньги принимаются как через банк, так и через агента. В данной схеме УК и поставщик услуг должны использовать спецсчета для осуществления транзакции.

Однако ФЗ о платежных агентах не распространяется на безналичные операции. Поэтому если потребитель осуществляет перевод со своего счета, то средства попадают УК, которая уже погашает задолженность перед оператором связи. Эти два пункта нужно прописать отдельно в договоре.

Вывод

Прием коммунальных платежей через посредников накладывает на агентов некоторые обязанности. Например, вести отдельный счет для всех транзакций. Если УК принимает плату за услуги РСО через собственные кассы либо через другого посредника, то она сама становится агентом. Если посредники в трансакциях отсутствуют, то потребители могут оплачивать услуги через банки. Для этой цели заключать отдельный договор нет необходимости. Но банки заинтересованы в получении вознаграждения. Поэтому за плату предоставляют информационные услуги.

Публикации по теме