Проект европа западный китай. Дорога, которая соединит китай и запад - великий шелковый путь

ШАНХАЙ, 21 апр - РИА Новости, Жанна Манукян. Китайские инвесторы и банки, в том числе ICBC и Банк развития Китая, проявили интерес к финансированию российской части международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай" (МТМ "ЕЗК"), в частности к строительству участка Москва - Сагарчин (Казахстан) оценочной стоимостью 783 миллиарда рублей.

В четверг в Шанхае государственная компания "Автодор" и Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ) в рамках предварительного road show презентовали российскую часть проекта потенциальным китайским инвесторам. Им была представлена схема реализации проекта, его основные финансово-экономические показатели и технические характеристики участков коридора в регионах прохождения маршрута.

МТМ "Европа - Западный Китай" — масштабный комплексный инвестиционный проект, охватывающий территории России, Казахстана и Китая. Общая протяженность по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Казань — Оренбург — Актобе — Кызылорда — Шымкент — Алматы — Урумчи — Ланьчжоу — Чжэнчжоу — Ляньюньган составляет более 8 тысяч километров. Из них 2787 километров пройдут по территории Казахстана, 3181 километр — КНР и 2192 километра — по территории России, из которых 1482 километра дорог — новое строительство от Московской области до Казахстана.

Москва-Сагарчин

В рамках road show были презентованы три первоочередных участка, запланированных к реализации и по которым ФЦПФ подготовлены транспортные и финансовые модели: "Шали - Бавлы", "Бавлы - Кумертау", "Кумертау - Сагарчин". Как сообщил РИА Новости первый заместитель председателя правления по инвестиционно-финансовой политике ГК "Автодор" Иннокентий Алафинов, компания представит правительству предложение одобрить реализацию строительства участка Москва — Сагарчин в мае и ожидает принятия решения в этом году.

Оценочная стоимость строительства по новым участкам в ценах 2015 года составляет 783 миллиарда рублей. В частности, строительство участка Москва-Казань оценивается в 438 миллиардов рублей, Шали - Бавлы — 136 миллиардов рублей, Бавлы - Кумертау - 115 миллиардов рублей, Кумертау - Сагарчин - 94 миллиарда рублей. Доля бюджетных средств может составить до 50% общих капитальных затрат на строительство, срок строительства оценивается в 4 года, период эксплуатации - до 26 лет. При этом затраты на строительство автодороги со стороны государства перекрываются прогнозируемым доходом от тарифной выручки в долгосрочной перспективе — до 2045 года.

Строительство участка Москва-Казань планируется завершить до 2025 года, Шали - Бавлы — до 2023 года, Бавлы - Кумертау- до 2023 года, Кумертау - Сагарчин — до 2023 года. Предпочтительная схема реализации проекта - концессия с платой за доступность: строительство осуществляется инвесторами за счет собственных и привлеченных средств, возврат частных инвестиций осуществляется государством, при этом тарифная выручка поступает в бюджет.

По оценкам ФЦПФ, проект создания транспортного коридора способен обеспечить общий кумулятивный прирост ВВП РФ в размере 2,55 триллиона рублей за 30 лет.

Китайские инвесторы

Присутствующие на презентации китайские инвесторы и представители банковского сектора, которых больше всего беспокоили валютные риски, связанные с курсом рубля, тем не менее продемонстрировали высокий интерес к проекту.

"Головной банк ICBC и московский офис с большим удовольствие приняли бы участие в сотрудничестве по проекту скоростной автомагистрали "Европа-Западный Китай". Мы могли бы помочь ГК "Автодор" и ФЦПФ в привлечении инвесторов, а также предоставить банковские кредиты, в том числе долговое финансирование и финансирование в иностранной валюте", — заявила на презентации заместитель главы отдела финансового рынка ICBC Тан Линюнь.

Председатель правления и президент компании Surpass Energy Corp. Ltd (China Poly Group Corporation) Цинь Юнь высоко оценил подготовку проекта, добавив, что реализация этого инфраструктурного проекта будет иметь крайне важную роль для развития стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

"Мы были весьма удивлены сегодняшней презентацией компании "Автодор". Они провели очень детальную работу, очень хорошо подготовились, бюджет, план и проект полностью завершенные. Мы считаем, что среди российских традиционных компаний у "Автодора" подходы и концепции сравнительно передовые. Они отличаются от традиционного в Китае представления о российских компаниях. Я уверен, что они смогут добиться своих поставленных целей", — сказал РИА Новости Цинь Юань.

Он также отметил, что инфраструктурные проекты, реализуемые в рамках сопряжения Экономического пояса Шелкового пути и ЕАЭС, "очень хороший шанс" для Россия, чтобы "пойти на Восток", а для Китая — чтобы "пойти на Запад".

"Автодор" в мае представит проект автодороги "Европа - Западный Китай" На основании этого доклада правительство примет решение о сроках и механизмах реализации проекта автомагистрали, сообщил представитель "Автодора" Иннокентий Алафинов.

Заместитель главы представительства Государственного банка развития Китая в Москве Чжао Хунту, в свою очередь заявил, что проект создания коридора "Европа — Западный Китай" станет важной частью Евразийского моста, а также показательным проектом в рамках реализации стратегического сопряжения Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. "Проект имеет актуальное значение в содействии развитию сотрудничества в отраслях инвестирования, торгово-экономической и логистической не только между Китаем и Россией, Китаем и Казахстаном, но и Китаем и Европой", — отметил Чжао Хунту.

Алафинов, отвечая на вопрос об ограничениях на участие иностранных компаний в проекте, заявил, что "нет никаких ограничений для участия любых иностранных компаний и инвесторов". При этом он отметил, что участие инвесторов какой-то одной группы "не создает правильную конкуренцию". По его словам, конкуренция между западно-европейскими и азиатскими инвесторами позволяет России привлечь лучшие предложения. "У нас есть одни партнеры, будут вторые партнеры, и на стыке мы будем получать лучшие условия для проекта", — сказал Алафинов РИА Новости.

Генеральный директор ФЦПФ (Группа ВЭБ) Александр Баженов также заверил, что "с точки зрения российских банков не существует ограничений финансирования концессионеров".

Уточненные условия по участию инвесторов в проекте будут предоставлены в правительство РФ, которое будет принимать решение о реализации проекта и его основных параметрах. В частности, речь идет размере капитального гранта, трассировке, категории дороги, юридической модели реализации проекта и основных условиях соглашений с инвесторами.

Проект создания международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай" является одним из ключевых в составе масштабного проекта Экономического пояса Шелкового пути, строительство которого инициировано председателем КНР Си Цзиньпинем и поддержано президентом РФ Владимиром Путиным.

15:20 — REGNUM Недавно власти Казахстана объявили о практическом завершении работы над международным транспортным коридором «Западная Европа — Западный Китай» (международный транспортный коридор «Европа — Западный Китай», МТК ЕЗК) на своей территории — магистраль протяженностью 2800 километров проведена через всю страну от Китая до границы с Россией, и будет готова для эксплуатации уже в 2017 году.

О строительстве нового транзитного коридора было объявлено почти 10 лет назад. В то время как в Казахстане тема автотрассы освещалась всё это время весьма активно и сам проект был громко объявлен «стройкой века», отечественные СМИ информацией о новой транспортной артерии не изобилуют, да и российские чиновники вопрос строительства магистрали поднимают не часто.

В стратегической важности нового транзитного пути сомневаться не приходится. Соглашение о создании коридора «Западная Европа — Западный Китай» было заключено в Пекине 16 апреля 2009 года, когда впечатляющие темпы роста торговли между Европой и Восточной Азией заставили Китай задуматься о глобальных планах по возрождению экономического пояса Великого шелкового пути.

В то время как при перевозке товаров через Суэцкий канал требуется до 45 суток, а через «Транссиб» — 14 суток, трасса «Западная Европа — Западный Китай» обещает сократить время пути примерно до 10 суток. При этом уже сейчас значительную долю грузопотоков между Китаем и странами ЕС составляют товары с высокой добавленной стоимостью, что также стимулирует использование автомобильного транспорта.

Длина нового транспортного коридора должна составить 8461 километр, 3425 км из которых приходится на Китай, 2787 — на Казахстан и 2233 — на Россию. Пройдет трасса по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород — Казань — Оренбург — Актобе — Кызылорда — Шымкент — Тараз — Кордай — Алматы — Хоргос — Урумчи — Ланьчжоу — Чжэнчжоу — Ляньюньгань. Движение по большей части участков будет платным с расчетной скоростью движения 100−150 км/ч.

Путь от Санкт-Петербурга до Москвы обеспечит трасса M-11, а от Москвы до Казани — новая скоростная трасса с рабочим названием «Евразия», которая должна пройти между существующими федеральными дорогами М-7 «Волга» и М-5 «Урал» через Гусь-Хрустальный, Муром, Ардатов. Соединят M-11 и «Евразию» 100 км Центральной кольцевой автомобильной дороги.

В России финансирование ряда участков было заложено в федеральном бюджете, а также программе государственной компании «Автодор». Сообщалось, что на участок трассы Москва — Санкт-Петербург бюджетные расходы составят более 300 млрд рублей, а на участок центральной кольцевой дороги общие расходы оценены в 100 млрд рублей, из которых 50 млрд составят бюджетные средства.

В Татарстане в рамках создания международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай будет функционировать уже строящаяся с 2005 года платная автомагистраль между населенными пунктами Шали (располагается на федеральной трассе М-7) — Бавлы (М-5) протяженностью 294 километров, и 40 км из которых уже функционируют. Стоимость проекта, который реализуется на условиях государственно-частного партнерства, составляет 132 миллиарда рублей, ввод в эксплуатацию изначально был запланирован к 2018 году.

В Башкирии 282-километровый участок стоимостью в 156 млрд рублей растянется от Бавлы до города Кумертау. Наконец, в Оренбургской области 172-километровый отрезок трассы, инвестиции в которую оцениваются в 84 млрд рублей, пройдет в обход Оренбурга, Саракташа и до границ с Казахстаном.

Общая стоимость работ была оценена Федеральным центром проектного финансирования в 2016 году в 780 млрд рублей. Помимо строительства основной трассы до 2020 года будет проведена реконструкция автодороги М-1 «Беларусь», которая должна обеспечить прямой выход грузов, перевозимых по коридору, в Белоруссию и страны Западной Европы.

Предполагается, что китайские инвесторы, заинтересованные в продвижении этого проекта, также профинансируют строительство российских участков дороги, однако до сих пор никаких четких договоренностей по этому вопросу так и не было достигнуто, несмотря на постоянные переговоры российских представителей с восточными партнерами.

В мае 2015 года президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали заявление о сотрудничестве в рамках проекта экономического пояса. Для реализации китайских инвестиций по этому направлению для этого создан специальный Фонд развития Шелкового пути (Silk Road Fund Co Ltd), инвесторами которого выступают Экспортно-импортный банк Китая, Банк развития Китая и Суверенный фонд благосостояния Китая. 3 сентября 2015 года между «Автодором» и Банком развития Китая был подписан соответствующий меморандум.

А в сентябре 2015 года председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах в рамках визита в Пекине провел рабочие встречи с крупнейшими финансовыми и строительными компаниями — China Communication Construction Corporation, CECC, «Шандуньские дороги», новый Фонд развития Шелкового пути и уже упоминавшийся Банк развития Китая. На встрече поднимался вопрос о китайских инвестициях в размере до 150 млрд долларов.

Интересно, что в июле 2011 года замминистра транспорта России Андрей Недосеков на международной конференции «Создание транспортного коридора Европа — Западный Китай» заявил, что новая автомагистраль Россия — Казахстан — Китай будет построена к 2018 году.

Однако уже через два года министр транспорта РФ Максим Соколов объявил, что работы по российскому участку транспортного коридора могут завершиться к 2020, при этом он подчеркнул, что дорога будет вводиться в эксплуатацию «отдельными пусковыми комплексами».

«Мы будем стараться запускать как можно скорее. Если говорить об участке трассы Москва — Санкт-Петербург, то сегодня срок — это 2020 год, но мы планируем ускорить проведение работ, в том числе с инвесторами, запустить этот проект к Чемпионату мира по футболу, к 2018 году. В эти же сроки мы планируем завершить и участок центральной кольцевой автомобильной дороги, примерно 100 километров в районе Москвы, который будет выводить транспортные потоки непосредственно на трассу М-7 Москва — Нижний Новгород и далее на Казань», — сказал министр в марте 2013 года по итогам совещания о создании транспортного коридора.

Соколов также отметил, что сроки ввода различных участков трассы в Татарии, Башкирии и Оренбургской области разнятся — «2015, 2016, 2020 годы и так далее».

При этом Соколов пообещал, что строительство трассы окажет огромный мультипликационный эффект на экономику — как на региональном, так и федеральном уровне. Так, заявлял министр, «только за счет строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения ожидается увеличение числа рабочих мест в дорожном хозяйстве на 15—19 тыс. единиц, в сопутствующих отраслях — на 117—134 тыс. единиц», не говоря уже о том, что реализация проекта означает бурный спрос на отечественные строительные материалы.

Через год оптимистичные заявления по поводу международной автомагистрали сменились критикой. Как признал в сентябре 2014 года советник дирекции экономики транспорта Аналитического центра при правительстве РФ Михаил Низов , и Китай, и Казахстан, и даже Белоруссия со своей стороны сделали всё возможное для автомобильного транзита грузов по территории России. Узким местом для нового транспортного коридора стала сама Россия — работы по проекту идут фрагментарно, испытывая постоянное недофинансирование.

По словам замруководителя Росавтодора Игоря Астахова , только лишь с 2014 года ведомство начало получать из бюджета средства на строительство, ремонт и содержание дорог в полном объеме. А семь лет назад, например, вовсе выделялась только треть необходимых средств.

При этом Астахов подчеркнул, что существующие участки будущей трассы получают огромный вред от загруженных сверх нормы фур, при этом число таких фур на наших магистралях составляет не менее 40%. Отсюда проистекает и следующая проблема — российские автодороги не отвечают международным требованиям, чтобы магистраль могла претендовать на статус международного транзитного коридора.

Для этого, в частности, дорожное полотно должно быть рассчитано на нагрузку 11,5 тонны на ось. В России же с такой нагрузкой может работать только 8,5% общей протяженности федеральных дорог, и то эта доля состоит лишь из отдельных усиленных после ремонта фрагментов трасс, заявлял на совещании Аналитического центра в связи с вопросами о транспортных коридорах и.о. первого замгендиректора «РосдорНИИ» Александр Стрижевский .

Всё это не замедлило сказаться на сроках проведения дорожных работ. Как ранее сообщал «КоммерсантЪ», в 2015 году на участке трассы от Санкт-Петербурга до Москвы были построены две из семи ее секций: головной участок на выходе из столицы через аэропорт Шереметьево до Солнечногорска (концессионер Северо-Западная концессионная компания) и обход Вышнего Волочка (строила компания «Мостотрест»). Остальные участки М-11 к этому моменту уже были разыграны на конкурсах, отметила газета.

В свою очередь, в октябре 2015 года на концессионных конкурсах были также разыграны три из пяти участков Центральной кольцевой автомобильной дороги, в то время как строительство остальных двух уже шло. Северную часть МТК ЕЗК в «Автодоре» пообещали ввести в строй в течение ближайших трех лет, а весь российский участок автотрассы теперь планируют закончить уже только лишь к 2023 году, подчеркнул в своем материале «КоммерсантЪ».

Таким образом, по ходу строительства сроки окончания работ откладываются все дальше, и это при том, что из трех стран на долю России выпало строительство наименьшей части транспортного пути. При этом Китай на сегодня полностью закончил проект на своей территории, а Казахстан завершит работы в ближайшее время — и там уже открыто движение от границы Российской Федерации до г. Шымкент.

Неудивительно, что из Астаны периодически доносятся тревожные сигналы по поводу будущего транзитного коридора. В мае 2016 года первый заместитель министра по инвестициям и развитию Казахстана Женис Касымбек , обращаясь к российской стороне в ходе восьмого заседания Комиссии по сотрудничеству между Сенатом Парламента Казахстана и Советом Федерации РФ, заявил: «Мы знаем, что планы по строительству участков со стороны, предположим, Уфы—Стерлитамак—Оренбург в направлении Актюбинска несколько откладываются — на 2018−2019 годы. Мы хотели бы попросить российских коллег эти планы сдвинуть, ускорить ».

В этом отношении опыт возведения МТК ЕЗК вполне укладывается в общероссийскую практику дорожного строительства, а в свете нарастающего кризиса можно ожидать, что введение в строй российской части международного транспортного коридора будет откладываться и дальше, сказал корреспонденту ИА REGNUM руководитель проектов Института промышленного и гражданского проектирования «2К» Святослав Славин .

«Трасса «Западная Европа — Западный Китай» — крупный инфраструктурный проект, состоящий из нескольких участков. Российская часть проекта, в свою очередь, также делится на достаточно крупные и серьезные инфраструктурные проекты. Прогресс на каждой из них различен. И если Казахстан активно освещает строительство своего участка, то российская сторона этим занимается значительно в меньшей степени. Такое ощущение, что сегодня, из-за дефицита бюджета строительство ведется довольно неохотно и сроки затягиваются, ведь стоимость строительства участка оценили в 780 млрд рублей », — заявил Славин.

«Казахстан начал строительство в 2009 году и в этом году закончит. Россия подписала с Казахстаном меморандум о развитии коридора в 2008 году, но приступила к строительству только в 2012 г. Возникает вопрос, чем занимались 4 года. Если бы начали строить в 2009, то уже могли бы все построить. Длины российской и казахстанской линии практически одинаковы», — продолжил он.

В целом ситуация со строительством российского участка типична и показательна для практически всех российских крупных инфраструктурных проектов, подчеркнул Славин: «Китай строит первым, на втором месте Казахстан, на третьем — Россия. Неэффективное управление, необоснованное превышение смет, привлечение субподрядчиков — это общая беда российской строительной сферы. Власти утверждают, что проект, конечно, нам крайне интересен и нужен (и это действительно так), как и проект ВСМ, однако мы видим результаты. У нас до сих пор проходят переговоры с китайскими инвесторами о строительстве, которые неизвестно к чему приведут. Как минимум, сроки будут затянуты. Россия накопила огромный опыт строительства, но тем не менее далеко не всегда способна четко и в срок выполнять поставленные задачи ».

Тем не менее объяснить задержки и «проволочки» в строительстве автомагистрали одной лишь неэффективностью государственного управления нельзя, считает директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев .

«Для Казахстана это — единственный крупный транспортный проект, транзит из Китая для него — единственное ключевое направление. У нас же есть несколько таких аналогичных проектов. Транспортное строительство в России никогда, конечно, не блистало, но надо все же иметь в виду, что мы имеем несколько направлений развития транспортных сетей. В том числе и связанных с КНР — можно вспомнить тот же Северный морской путь », — отметил Журавлев.

«Но есть один еще аспект. В какой-то момент наши китайские коллеги заговорили о проведении трассы по южному берегу Каспия. В случае развития этого проекта, строительство МТК ЕЗК не то чтобы станет бессмысленным, но его значение заметно снизится. В КНР никто не говорил об отказе работать по этому направлению, но тема развития Шелкового пути не по северному, а по южному берегу Каспийского моря имеет свое основание», — продолжил политолог.

Таким образом, фактор неопределенности в плане конкретных перспектив развития транзита между Азией и Европой в значительной степени перекрывает те выгоды, которые может принести реализация МТК ЕЗК — даже несмотря на то, что такие выгоды действительно колоссальны: «В этом отношении российские власти можно понять, ибо колоссальные усилия могут обернуться куда меньшим эффектом. В то же время нельзя не отметить, что сам по себе выход Китая в Европу является чрезвычайно важным вопросом, и он интересен для России не только экономически, но и даже политически».

«Ужас США — это китайские товары в Европе. Китайцы и ныне могут их завозить, но сейчас их транспортировка относительно дорогая. Реализация такого проекта стала бы ответом на санкции на 500%», — отметил он.

«Но это бы произошло при одном условии — если бы китайцы не искали другого пути. Китайцы тоже ищут другой путь, в том числе и поскольку не уверены, что проект удастся реализовать вовремя. Это две стороны одной правды», — заключил политолог.

Россия - единственное отсутствующее звено в строительстве новой автодороги, которая протянется от Китая до Германии. Об этом рассказал Александр Рязанов, председатель совета директоров ЗАО “Русская холдинговая компания”, на III международной конференции “Россия и Китай: к новому качеству двусторонних отношений”.

Немецкий Гамбург является одним из главных пунктов поставок из Китая. Автодорога “Меридиан” может стать альтернативным прямым маршрутом для грузоперевозок из Азии в Европу и обратно, трасса увеличит скорость и снизит стоимость доставки грузов. “Мы могли бы доставлять грузы за 11 дней от двери до двери”, - сказал Рязанов.

В Китае уже давно действует магистраль, соединяющая Шанхай с западным регионом страны. Казахстан почти закончил строительство своего участка, но в России проект до сих пор находится на стадии геологических изысканий, хотя уже имеются примерные данные о стоимости 1 км дороги.

Планируется проложить автомагистраль в удаленности от населенных пунктов и заповедников, чтобы избежать негативного воздействия на окружающую среду.

“Дорога должна стать автотрассой первого класса, иметь 2 полосы в каждую сторону. Ее можно будет построить за 3-4 года”, - сообщил Рязанов.

Презентация “Русской холдинговой компании”. Источник: РСМД

На первом этапе будут сделаны 430 км по территории Оренбургской области. Автодорога также пройдет через Тамбовскую, Липецкую, Брянскую и Смоленскую области. В Центральном регионе России дорога пойдет двумя путями: одна часть пройдет в Московской области по ЦКАДу, а вторая будет проходить по трассе М4. Далее обе части дороги выйдут на Белоруссию через магистраль М1.

По словам Рязанова, Россия тормозит создание “Меридиана” из-за недостатка инвестиций. Так как у проекта нет государственной гарантии, которая необходима и российским, и китайским инвесторам, никто не спешит вкладывать в него свои деньги. Государственную гарантию не так легко получить, так что больших инвестиций не предвидится, если строительство не будет одобрено на высоком уровне.

Он также добавил, что надежды возлагаются также на закон о концессионных соглашениях: “Хоть это не прямые государственные гарантии, это все же гарантии”. Как вариант, остается возможность получить китайскую государственную гарантию.

“Китайский частный бизнес не проявляет интереса к инвестированию, потому что он привык к высокой доходности – порядка 20% годовых в валюте”, - говорит Рязанов об участии частного сектора в проекте.

  • Проект “Меридиан” активно разрабатывается с 2016 г. Примерно 2 000 километров трассы пройдут по территории России: новая скоростная магистраль затронет дорожную сеть Оренбургской, Саратовской, Тамбовской, Липецкой, Брянской и Смоленской областей. В целом по плану с этой автодороги должно быть построено примерно 50 съездов на региональные трассы. На будущей сети скоростных дорог средняя скорость движения предположительно составит 110 километров в час. По первоначальному плану проект должен быть завершен к 2020 году.

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ДИПЛОМАТИИ

ФАКУЛЬТЕТ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»

Доклад

по предмету «Международные транспортные отношения »

Международный транзитный коридор

«Западная Европа – Западный Китай»

Ташкент, 2009 г.
Международный транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай»

Описание проекта

Международный транзитный коридор «Западная Европа - Западный Китай» будет основным маршрутом грузоперевозок в Центрально-Азиатском регионе. Проект будет обслуживать три главных маршрута грузоперевозок: Китай - Центральная Азия, Китай - Казахстан, Китай - Россия - Западная Европа. Разработка данного проекта была начата в 2006 году, и сейчас главным образом, решается проблема его реализации. Так как часть дороги уже функционирует, сейчас речь идет о реконструкции дорог на его казахской части. Стоимость проекта только на казахской части составит 6,7 млрд. долл. Стоимость проекта на общей его протяженности от России до Китая составит более 20 млрд. долл.

Коридор обеспечит высокий уровень услуг, включающий комбинацию превосходной технической доступности коридора вместе с современной интеллектуальной системой и услугами логистических центров. система платных дорог, планируемая на некоторых участках коридора, обеспечит качество и своевременность предоставляемых услуг.

На казахском участке также имеются сейчас два отрезка, которые уже функционируют в полной мере, это 215-километровый участок Актобе - Карабутак, и 214-километровый Кордай – Алматы. Их реконструкция была завершена в 2006 году.

Данный проект является наиболее перспективным, так как этот путь является кратчайшим путем от Петербурга до китайского западного города Ланьюньган. Общая протяженность автомобильных дорог составляет 8445 км. Сравнивая его с другими маршрутами от Петербурга до Западного Китая, время, затрачиваемое на преодоление автомобильной дороги «Западная Европа – Западный Китай» составляет всего 10 суток, в то время как длительность перевозки по Транссибу занимает 14 суток, а используя морской путь через Суэцкий канал – 35 суток.

Предполагается, что качество дорог по этому пути будет самое высокое, что позволяет ехать со скоростью 80 км/ч, тогда как средняя альтернативная скорость составляет 30 км/ч.

В ходе разработки проекта международного транзитного коридора были проведены анализ рынка, анализ вариантов финансирования, маркетинговый, регионально-экономический и торговый анализы проекта. Маркетинговый анализ определяет три основных грузо-коридора: Китай - ЦАР, Казахстан - Китай и Казахстан - Россия. Из трех региональных грузо-коридоров, коридор Китай - ЦАР имеет самый высокий потенциал роста грузооборота. Анализ рынка показывает, что наибольшие грузопотоки ожидаются на участках Хоргос - Алматы и Алматы -Шымкент.

Предложенная модель транспортно-логистической системы на направлении международного транзитного коридора «Западная Европа - Западный Китай» включает в себя четыре международных транспортно-логистических центра (на территории Алматинской области в особой экономической зоне Хоргос и г. Алматы, в г. Актобе, в Таскалинском районе Западно-Казахстанской области и в г. Шымкент Южно-Казахстанской области); двенадцать региональных транспортно-логистической центров в городах и населенных пунктах Уральск, Актобе, Карабутак, Аральск, Байконур, Кызылорда, Туркестан, Шымкент, Тараз, Шу, Алматы, Хоргос.

Планируется, что реализация этого проекта позволит разгрузить морской транспорт, который следует из Китая в Европу и обратно. Основными перевозками по этой трассе будут контейнерные перевозки, перевозка полуфабрикатов и готовых грузов.

Предполагается что данные дороги транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай» будут платными. Основными причинами внедрения платных автодорог являются:

- транспортные (регулирование количества въезжающих грузовых транспортных средств; внедрение платных дорог стимулирует повышение уровня содержания дороги)

- макроэкономические (все виды автотранспортных средств должны платить за пользование дорогой)

- финансовые выгоды (потенциальные доходы частично покроют стоимость и обеспечат финансирование реконструкции и технического обслуживания).

Основные этапы при формировании эффективной транспортно-логистической системы:

1. создание современной транспортной инфраструктуры;

2. формирование индустриально-логистических зон с учетом развития современной транспортной инфраструктуры;

3. построение системы распределения, обеспечивающей снижение логистических издержек в себестоимости продукции и в цене товара;

4. предоставление логистического сервиса при обслуживании грузопотоков в транспортном коридоре и прилегающих регионах.

Также рассматривается проект обеспечения спутниковой навигации и отслеживания грузопотоков на международном транзитном коридоре «Западная Европа – Западный Китай», анализ международного опыта внедрения навигационных систем для мониторинга транспортных средств, функциональные возможности информационной телекоммуникационной сети, рекомендации по развитию системы.

Данный проект в Казахстане уже объявлен всенародной стройкой, которая сможет поднять экономику страны.

Экономический анализ

Между странами ЕС и АТР ежегодно курсирует около 6 млн. контейнеров. Сейчас 98% этого потока перевозится иностранным морским флотом через зарубежные порты, минуя территорию Казахстана. Вместе с тем, транзитный путь из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по территории Казахстана намного короче морского пути. Главное конкурентное преимущество Казахстана - более короткое, при прочих равных условиях, время доставки грузов. Это обстоятельство позволяет прогнозировать неизбежный рост грузопотоков по направлению Китай - Европа и транзита через Казахстан.

На сегодняшний день развивающиеся страны, преимущественно азиатские, производят примерно 60% мирового ВВП. Поскольку сейчас существует лишь одна мощная Транссибирская магистраль, проходящая через Россию в Европу, по которой Китай и другие страны ЮВА могут транспортировать грузы, то КНР заинтересована в строительстве более короткой и эффективной железнодорожной ветки. Новый транспортный маршрут позволит осуществить транспортировку грузов не только из Китая, но и из всей Юго-Восточной Азии через Китай и Казахстан на Запад.

Экономические выгоды для Казахстана

Современный потенциал рынка логистических услуг РК составляет примерно $10-11 млрд., однако он не используется на полную мощь. Реализация проекта «Западная Европа – Западный Китай» дает возможность привлечь сюда инвестиции, создать новые логистические центры и полностью реализовать свой логистический потенциал.

Также выгодное географическое положение Казахстана дает возможность зарабатывать большие деньги на транзите, т.к. через 10 лет грузоперевозки через Казахстан увеличатся в 2,5 раза т.е. с 900 тыс. тонн до 3,5 млн. тонн.

Строительство дорог будет длиться до 2013, а значит, во время реализации проекта на разных участках дороги будет задействовано 25 тысяч человек, а когда развернется все строительство - 50 тысяч рабочих. Это обеспечивает занятость населения.

Привлечение иностранных инвестиций в размере более 2 млрд. долл.

Развитие транспортной инфраструктуры и стимул наладить производства при логистических центрах.

Поток денег от реализации проекта позволит сократить внешний долг страны и расплатиться с зарубежными инвесторами.

Ввод в эксплуатацию мегапроекта значительно ускорит экономическое развитие регионов за счет расширения межгосударственных связей, повышения эффективности перевозок, создания придорожной инфраструктуры и новых рабочих мест.

Развитие туризма на Юге Казахстана в районах близлежащих от транспортного коридора та «Западная Европа – Западный Китай».

Экономические выгоды для Узбекистана

Для Узбекистана данная дорога является хорошей возможностью участвовать в международной торговле в более высокой степени, чем сейчас.

С помощью этой дороги Ташкент сможет стать одним из крупнейших логистических центров в Центральной Азии и обслуживать близлежащие районы с населением более 43,8 млн. человек.

Ташкент может стать перевалочным пунктом для грузопотоков из Туркмении, Афганистана, Ирана и выигрывать, как транзитёр.

Экономические выгоды для России

Более низкие издержки перевозки из Санкт-Петербурга, куда прибывает большинство товаров из Европы и который является перевалочным пунктом для транспортировки товаров, в страны АТР.

Сокращается время перевозки грузов, используя самый короткий путь с автодорогами.

Для России этот путь также является источником «транзитных» средств в случае перевозки грузов из Европы в Китай или Казахстан.

Экономические выгоды для Китая

Для Китая в первую очередь появится еще один путь доставки своих товаров в Европу.

Более низкая себестоимость перевозки и времени позволит китайским товарам стать более конкурентоспособными на европейском рынке

Финансирование проекта

Финансирование проекта на казахской территории осуществляется за счет собственных средств, а также за счет привлечения займов международных организаций.

АБР: $700 млн. МФФ (1ый транш займа на сумму $340 млн.) одобрен в ноябре 2008 г. для 480 км участка в Джамбульской области.

ИБР: Заём на $186 млн. одобрен в феврале 2009 г. для 58 км участка в Джамбульской области.

ЕБРР: Заём на $181 млн. одобрен в ноябре 2008 г. для 102 км участка Актобе - Российская граница.

В Госдуме на доработке находится законопроект о транзите. Как это ни странно, но в стране, которая явно предназначена быть связующим звеном между Европой и Азией, до сих пор нет ни согласованной государственной политики в отношении транзита, ни механизма координации действий министерств и ведомств, причастных к регулированию перевозок, с компаниями-перевозчиками. Этой проблеме и был посвящен "круглый стол" в Аналитическом центре при правительстве РФ "Развитие международных транспортных коридоров для реализации транзитного потенциала России в сфере автомобильного транспорта".

По словам советника по техническим вопросам ГИПРОДОРНИИ Владимира Федотова, современный рынок диктует необходимость создания новых транспортных коммуникаций. В частности, это автомагистраль "Западная Европа - Западный Китай", строительство которой идет в России, Казахстане и КНР. В Китае и Казахстане работа кипит, к финансированию привлечены крупнейшие мировые финансовые институты, в частности ЕБРР. Новая магистраль уже подошла к границе с Россией в Оренбургской области.

"Это тяжелейший проект, мы в тесном контакте с казахстанскими коллегами его реализуем. Планируем в течение трех лет сформировать этот коридор, чтобы была возможность и у китайских, и у казахстанских коллег перевозить свои грузы в Западную Европу через территорию РФ", - сообщил "РГБ" руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт. Тем не менее пока в России строительство этой дороги ведется фрагментарно. И, как признал советник дирекции экономики транспорта АЦ Михаил Низов, и Китай, и Казахстан, и даже Белоруссия со своей стороны сделали все для автомобильного транзита грузов по территории России. И узким местом этого транспортного коридора пока остается сама Россия, несмотря на то что нашей стране из 8,4 тыс. км этой дороги необходимо проложить самую малую часть - 2,2 тыс. км. Для сравнения: длина китайского участка - 3,4 тыс., а казахстанского - 2,8 тыс. км.

У нас, конечно, найдется как минимум десяток уважительных причин для оправдания отставания. Например, нехватка средств. По словам замруководителя Росавтодора Игоря Астахова, только начиная с этого года ведомство получает из бюджета средства на строительство, ремонт и содержание дорог в полном объеме. А семь лет назад, например, выделялась только треть необходимой суммы. Впрочем, сказал чиновник, проблема упирается не только в нехватку денег. Большой вред трассам наносят фуры, загруженные сверх нормы. По данным Росавтодора, таковых на наших магистралях не менее 40%. Бывали случаи, когда при проверках Ространснадзор выявлял у 40-тонных (по документам) автопоездов реальный вес в 70 тонн. "При таком раскладе пользователь не может рассчитывать на хорошую дорогу", - резюмировал Игорь Астахов.

Но есть и еще одна довольно сложная проблема. Чтобы автодорога могла претендовать на вхождение в транзитный коридор, она должна соответствовать определенным международным требованиям. В частности, быть рассчитанной на нагрузку 11,5 тонны на ось. По словам и.о. первого замгендиректора "РосдорНИИ" Александра Стрижевского, у нас с такой нагрузкой может работать лишь 8,5% общей протяженности федеральных дорог. Причем опять-таки это не цельный участок от пункта А до пункта Б, а отдельные фрагменты трасс, усиленные при ремонте. Причем усиление дорожной одежды приводит к повышению затрат на ремонт от 15 до 30%. И это в принципе зарытые в землю деньги, поскольку этот участок с двух сторон окружают более слабые.

"Присоединившись к Европейскому соглашению о международных автомагистралях (СМА), Россия обязалась в дорожном строительстве следовать довольно жестким нормам, которые быстро выполнить не сможет, - сообщил Владимир Федотов, - поэтому необходимо не распылять средства по всей сети, а направить их на расшивку узких мест именно на транзитных дорогах".

Но есть другие мнения и другие реалии. Так, 300 тыс. км региональных дорог (более 60%) находятся в удручающем состоянии. 46 тыс. деревень с населением около 3 млн человек живут без дорог с твердым покрытием. То есть нам однозначно есть куда вкладывать деньги и без платной дороги из Китая в Европу.

Публикации по теме