Упрощенная система налогообложения. Какие изменения получит упрощенная система налогообложения

Что это такое УСНО? Упрощенная система налогообложения (УСН, УСНО, "упрощенка") - это специальный режим, который позволяет, при соблюдении ряда условий, значительно уменьшить налоговую нагрузку малого бизнеса. Упрощенка объединяет в себе два разных варианта налогообложения: УСН Доходы и УСН Доходы минус расходы, которые отличаются налоговой ставкой и порядком расчета налогов.

Если вы затрудняетесь в выборе варианта УСН или хотите получить совет от профессионала, вы можете воспользоваться бесплатной консультацией от экспертов 1С:

УСН Доходы

УСН Доходы минус расходы

Объект налогообложения

Доходы, уменьшенные на расходы

Налоговая ставка

от 1% до 6% (в зависимости от регионального закона)

От 5% до 15% (в зависимости от регионального закона)

Особенности учета

Простой, ведется только учет полученных доходов

Сложный, требует учета доходов и расходов, методология подтверждения расходов такая же, как и при расчете налога на прибыль

Расчет налога

Исчисленный единый налог можно уменьшать на сумму страховых взносов, уплаченных за работников и(или) индивидуальным предпринимателем за себя*

Страховые взносы не уменьшают исчисленный налог, но учитываются в сумме произведенных расходов

* Только ИП без работников могут уменьшать исчисленный единый налог или авансовый платеж на всю сумму уплаченных страховых взносов. Если работники есть (это касается и ИП, и ООО), то уменьшать рассчитанный налог на сумму уплаченных страховых взносов можно не более, чем на 50%.

При выборе между этими вариантами упрощенки нужно рассчитать налоговую нагрузку отдельно для УСН Доходы и для УСН Доходы минус расходы. Кроме размера региональной налоговой ставки, установленной для упрощенной системы налогообложения в 2017 году, учитывайте также, сможете ли вы документально подтверждать произведенные расходы.

Налог на УСН 2017

Налог, который платят на упрощенной системе налогообложения, называется единым. Единый налог заменяет для организаций следующие налоги:

  • налог на прибыль (в общем случае 20%)
  • налог на имущество (кроме той недвижимости, которая оценивается по кадастровой стоимости)

Для индивидуальных предпринимателей единый налог заменяет:

  • НДФЛ от предпринимательской деятельности (13%)
  • налог на имущество
  • НДС, кроме того, который платят при ввозе товаров в РФ.

Переход на УСН

Упрощенная система налогообложения - это льготный налоговый режим, поэтому для перехода на него нужно соответствовать ряду условий:

  1. Соблюдать сроки подачи уведомления. В общем случае переход на упрощенку возможен лишь с нового года, но только что зарегистрированные ИП и ООО могут перейти на УСН в срок не позднее 30 дней с даты государственной регистрации. Еще одно исключение сделано для работающих на ЕНВД: они могут перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором снялись с учета, как плательщики вмененного налога.
  2. Средняя численность работников не должна превышать 100 человек.
  3. Доходы уже работающей организации по итогам 9 месяцев года, в котором она подают уведомление, не должны превышать 112,5 млн рублей, а остаточная стоимость основных средств должна составлять не более 150 млн рублей.

Кроме того, статья 346.12 (3) НК РФ приводит перечень налогоплательщиков, которые не могут работать на УСН, среди них:

  • организации, имеющие филиалы
  • организации, доля участия в которых других организаций более 25 % (за исключением некоммерческих, бюджетных научных и образовательных учреждений, общественных организаций инвалидов)
  • организаторы азартных игр
  • иностранные организации
  • казенные и бюджетные учреждения
  • производящие подакцизные товары
  • добывающие и реализующие полезные ископаемые, кроме общераспространенных
  • частные нотариусы и адвокаты
  • страховщики, ломбарды, банки, микрофинансовые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, инвестфонды.

Наконец, главное ограничение для тех, кто хочет платить налог на УСН: не превышать лимит получаемых доходов. Если по итогам квартала или года ваши доходы превысят 150 млн. рублей, то вы теряете право на применение упрощенной системы с начала того квартала, в котором было допущено превышение.

Отчетность на упрощенной системе налогообложения в 2017 году

Упрощенная система налогообложения достаточно проста для учета и отчетности, особенно на УСН 6%. Налоговая декларация по УСН сдается одна, по итогам года в срок до 31 марта для предприятий и до 30 апреля для ИП. Дополнительно ведется книга учета доходов и расходов (), где в течение года отражают все полученные доходы, а работающие на УСН Доходы минус расходы учитывают еще и произведенные расходы. Другой налоговой отчетности на упрощенной системе налогообложения в 2017 году нет.

Определенные сложности могут возникать для тех плательщиков УСН, которые платят налог с доходов, уменьшенных на расходы. Основной риск здесь заключается в непризнании налоговой инспекцией некоторых расходов, заявленных в декларации по УСН. В этом случае, кроме недоимки, т.е. доначисления единого налога, будет рассчитана пеня и наложен штраф по ст. 122 НК (20% от неуплаченной суммы налога).

Чтобы избежать таких проблем, нужно учитывать, что произведенные расходы должны быть:

  1. Экономически обоснованы, то есть быть прямо направлены на получение прибыли.
  2. Документально подтверждены, как минимум, двумя документами: о факте хозяйственной операции и об оплате расхода.

Расчет налога УСН

Расчет УСН и уплата налога на упрощенной системе налогообложения имеет свои особенности. Хотя налоговым периодом для расчета налога является календарный год, но обязанность платить авансовые платежи УСН возникает по итогам квартала, в котором был получен доход. Если же дохода в каком-то квартале не было, то и платить авансовые платежи не надо.

Для тех, кто работает на упрощенной системе налогообложения по варианту УСН Доходы минус расходы, существует еще и обязанность уплаты минимального налога. Если по итогам года вы получили доказанный убыток, то все равно обязаны заплатить налог в размере 1% от полученных доходов.

Сроки уплаты на УСН авансовых платежей следующие:

  • по итогам первого квартала - 25 апреля;
  • по итогам полугодия - 25 июля;
  • по итогам девяти месяцев - 25 октября.

Далее по итогам года делают окончательный расчет налога, учитывая при этом все уже внесенные поквартально авансовые платежи. Срок уплаты налога на УСН по итогам налогового периода - до 30 марта следующего года.

Обращаем внимание всех ООО на УСН - организации могут уплатить налоги только путем безналичного перечисления. Это требование ст. 45 НК РФ, согласно которому обязанность организации по уплате налога считается выполненной только после предъявления в банк платежного поручения. Платить налоги ООО наличными деньгами Минфин запрещает. Рекомендуем вам на выгодных условиях.

Если вы хотите избежать досадных финансовых потерь, нужно грамотно . Чтобы вы без каких-либо материальных рисков могли попробовать вариант аутсорсинга бухучета и решить подходит ли он вам, мы совместно с фирмой 1С готовы предоставить нашим пользователям месяц бесплатного бухгалтерского обслуживания .

Как изменилась упрощенная система налогообложения (УСН) с 2017 года? Изменились ли лимиты доходов и расходов при «упрощенке»? Внесли ли поправки в перечень расходов, которые можно учесть при расчете налога с объектом «доходы минус расходы»? Какие КБК в 2017 году для «упрощенцев»? Как уменьшать «упрощенный» налог на страховые взносы? В статье приведен полный обзор изменений по УСН с 2017 года.

Увеличили сумму дохода для перехода на УСН

Однако ранее предусматривалось, что если организация хочет перейти на УСН с нового года, то ее доходы за 9 месяцев предшествующего года не должны превышать 45 млн. рублей без НДС, увеличенных на коэффициент-дефлятор (п. 1 ст. 248, п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

На 2016 год коэффициент-дефлятор был определен как 1,329 (Приказ Минэкономразвития от 20.10.2015 № 772). Соответственно, если организация хотела перейти на УСН с 2017 года, то ее доходы за январь – сентябрь 2016 года не должны были превышать 59 805 000 руб. (45 000 000 × 1,329).

В 2017 году ситуация меняется. Обозначенные лимиты увеличены. В пункте 2 статьи 346.12 НК РФ закреплено фиксированное значение – 112,5 млн. рублей. Поэтому переходить на «упрощенку» с 2018 года смогут организации, если доходы за 9 месяцев предшествующего года не превысили 112,5 млн. рублей. Причем действие коэффициента-дефлятора будет приостановлено до 1 января 2020 года. Соответственно, применять дефлятор к 112 млн. рублей не нужно.

Новый лимит (112,5 млн. рублей) можно применять с 2017 года. Соответственно, если организация пожелает перейти на УСН с 2018 года, то ее доходы за январь – сентябрь 2017 года не должны будут превысить 112,5 млн. рублей. Получается, что больше организаций смогут перейти на «упрощенку» с 2018 года. При этом имейте в виду, что индивидуальные предприниматели вправе не учитывать ограничения по лимитам в целях перехода на УСН. Повышение названного лимита предусмотрено Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Установили срок подачи уведомления о переходе с ЕНВД на УСН

Как мы уже сказали, по общему правилу, организации и ИП переходят на УСН с начала календарного года (п. 1 ст. 346.13, п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Однако особые правила предусмотрены для налогоплательщиков, переходящих на «упрощенку» с другого спецрежима – ЕНВД. Они могут работать на УСН с начала того месяца, в котором прекратилась обязанность по уплате «вмененного» налога (абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Для осуществления перехода на УСН организациям и ИП нужно представить в налоговый орган уведомление о переходе на УСН, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829.

Срок представления названного уведомления о переходе на УСН ранее налоговым законодательством не был определен. Поэтому законодатели внесли изменения в абзац 4 статьи 346.13 НК РФ и прописали, что с 2017 года подать уведомление нужно не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД. Прежде вопрос о сроки подаче уведомления регулировался лишь на уровне разъяснений финансистов (Письмо Минфина России от 12.09.2012 № 03-11-06/2/123). Поправка предусмотрена Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Увеличили сумму дохода для сохранения права на УСН

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что если после окончания отчетного (налогового) периода доходы организации или бизнесмена превысят определенную сумму, то продолжать применять УСН нельзя (Письмо Минфина России от 01.07.2013 № 03-11-06/2/24984).

Ограничение по максимальному доходу в 2016 году ранее было прописано в пункте 4 статьи 346.13 НК РФ в размере 60 миллионов рублей. Эту сумму требовалось ежегодно увеличивать на коэффициент-дефлятор. На 2016 год коэффициент был определен как 1,329 (Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772). С применением коэффициента максимальный предел дохода при УСН в 2016 году составлял 79 740 000 руб. (60 000 000 руб. × 1,329).

С 2017 года максимальная величина дохода для сохранения права на «упрощенку» увеличилась до 150 млн. рублей. С 2017 года больше этой суммы получать от бизнеса и оставаться на УСН нельзя. Поэтому фирмам или ИП нужно следить, чтобы их доходы по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев, а также 2017 года не превысили 150 млн. рублей. Иначе они лишаться права на УСН с начала квартала, в котором доходы превысят 150 млн. рублей. Это предусмотрено Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Обратите внимание, что действие коэффициентов-дефляторов с 2017 года приостановлено до 1 января 2020 года. Поэтому индексировать 150 млн. рублей на коэффициенты с 2017 года не следует.

Если по доходам в 2017 году не произойдет превышения 150 млн. рублей, то в 2018 году можно будет продолжать применять УСН без подачи каких-либо уведомлений в налоговую инспекцию (п.4.1 ст.346.13 НК РФ).

Сначала (в 2016 году) законодатели увеличили лимит по доходам за 9 месяцев с 45 до 90 млн. рублей, а лимит по доходам для сохранения права на УСН с 60 до 120 млн. рублей. Мы сообщали об этом в э статье « ». Но потом передумали. И повысили лимиты еще больше: до 112,5 и 150 млн. рублей соответственно.

Для УСН приказом Минэкономразвития от 03.11.2016 № 698 утвержден коэффициент-дефлятор 1,425. Однако этот коэффициент лишь вводит в заблуждение “упрощенцев”. Применять его в 2017 году не нужно. Дело в том, что индексацию лимита доходов для УСН приостановили с 2017 года до 2020 года (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ). Поэтому в 2017 году лимит доходов, который позволяет оставаться на УСН, не следует умножать на коэффициент. С 2017 года этот лимит будет равен 150 млн руб.

Увеличен лимит остаточной стоимости основных средств

Следить за лимитом по остаточной стоимости нужно организациям, как планирующим применять УСН с начала нового года, так и уже использующим «упрощенку».

C 2017 года максимальная планка по стоимости активов со 100 увеличилась до 150 миллионов рублей. Соответственно, с 1 января 2017 года компании и ИП вправе опираться уже на новый максимальный предел по остаточной стоимости своих ОС.

Имейте в виду, что ИП не имеют обязанности по контролю за остаточной стоимостью своих активов при переходе на УСН. Но если ИП уже ведет бизнес на «упрощенке», то следить за этими показатели он обязан наравне с организациями (письмо Минфина России от 20.01.2016 № 03-11-11/1656).

Уточнили порядок признания расходов по налогам, сборам и страховым взносам

Организации и ИП на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» вправе при определении налоговой базы уменьшать доходы на некоторые расходы. До 2017 года предусматривалось, что в расходы можно списать понесенные затраты на уплату налогов, сборов и погашения задолженности по ним (пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Так, в частности, в расходах можно учесть:

  • «входной» и «импортный» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам);
  • другие налоги (авансовые платежи по ним) и сборы, уплаченные в соответствии с законодательством РФ или доначисленные в результате проверки. Например – НДФЛ, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог, госпошлину и торговый сбор. С 2017 года в обозначенную норму внесены две важные поправки.

Поправка 1: признание расходов по страховым взносам

С 2017 года страховые взносы переходят под контроль Федеральной налоговой службы и ее инспекций. См. « ».

В 2017 году в расходах при расчете УСН можно учесть страховые взносы (например, пенсионные, медицинские или взносы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством). В подпункте 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ законодатели прописали порядок признания признавать расходов на уплату страховых взносов и задолженности по ним. С 2017 года расходы по налогам, сборам и взносам нужно признавать в следующем порядке:

Поправка 2: признание расходов, понесенных третьими лицами

Возможно, что в 2017 году сторонняя организация, ИП или физическое лицо заплатит за «упрощенца» его налоги, сборы или страховые взносы. Можно ли будет учесть такие платежи в расходах при расчете «упрощенного» налога? Нет, с 2017 года платежи третьих лиц по налогам, сборам и взносам на расходы просто так отнести нельзя. Однако в подпункте 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ законодатели предусмотрели, что расходы можно признать после погашения образовавшейся задолженности перед третьим лицом. Поясним порядок признания таких расходов в таблице.

Вид расхода Порядок признания расхода
Платежи третьего лица в пользу «упрощенца» по налогам, сборам и страховым взносам. Учитываются в фактически уплаченном размере при погашении «упрощенцем» задолженности перед третьим лицом, которая возникала в связи с уплатой им налогов, сборов или страховых взносов.
Платежи третьего лица в пользу «упрощенца» по погашению задолженности по налогам, сборам и страховым взносам. Учитываются в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда «упрощенец» погасил долг перед третьим лицом, который образовался в связи с уплатой им задолженности по налогам, сборам и взносам.

Таким образом, чтобы с 2017 года учесть в расходах платежи третьих лиц, нужно будет вернуть этим лицам потраченные ими суммы на уплату налогов, сборов и страховых взносов (или задолженности по ним). Это предусмотрено Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Можно учесть расходы на независимую оценку

С 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». См. « ».

Уточнили условия совмещения УСН с ЕНВД или патентной системой

До 2017 года предусматривалось, что при совмещении УСН и ЕНВД необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по каждому применяемому налоговому режиму. Если организовать такой учет невозможно, то при исчислении налоговой базы расходы нужно распределять пропорционально долям доходов по разным режимам (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

С 2017 года точно такой же порядок будет использоваться не только к ЕНВД, но и в случае совмещения УСН и патентной системы налогообложения, которую могут применять индивидуальные предприниматели. При этом уточняется, что доходы и расходы по ЕНВД и патентной системе не нужно учитывать при исчислении налоговой базы по УСН. Это предусмотрено новой редакцией пункта 8 статьи 346.18 НК РФ. Таким образом, поступления по патенту или «вмененки» единый налог по УСН не увеличат. Данные поправки в НК РФ с 2017 года предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Уточнили, как ИП уменьшать единый налог на страховые взносы

До 2017 года индивидуальные предприниматели (ИП) без работников, применяющие УСН с объектом «доходы», были праве уменьшать сумму «упрощенного» налога (авансовых платежей) на уплаченные «за себя» страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Однако формулировка «в фиксированном размере» зачастую вызывала споры среди бухгалтерского сообщества. Дело в том, что страховые взносы ИП «за себя», формируются из двух величин:

  1. фиксированная сумма взносов, которая рассчитывается их дохода, не превышающего 300 000 тысяч рублей в год;
  2. сумма взносов, которая рассчитывается в размере 1% с доходов, превышающих 300 000 рублей.

Некоторые бухгалтеры считали, что сумма взносов с дохода более 300 000 рублей – это переменная величина и она не может называться «фиксированные взносы». Отсюда и возникали споры о том, можно ли «упрощенный» налог уменьшать на такие суммы взносов.

Разработали новую форму книги учета доходов и расходов

C 2017 года организации и ИП на «упрощенке» должны вести обновленную книгу учета доходов и расходов, утвержденную Приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н. В обновленной книге появился новый раздел V, в котором налогоплательщики на УСН с объектом «доходы» должны показывать торговый сбор, уменьшающий налог по УСН. Раньше для торгового сбора специальных строчек в книге не было. Кроме того, проставлять печать в книге учета и расходов с 2017 года потребуется, если такая печать, в принципе, есть у организации. То есть, наличие печати станет необязательным. Также в графе 4 «Доходы» раздела I книги не нужно указывать прибыль контролируемых иностранных компаний. Об этом появится уточнение в порядке заполнения книги. Ознакомиться с проектом новой книги учета и расходов при УСН можно по ссылке .

Отменили КБК для минимального налога при УСН

С 2017 года отменен отдельный КБК для минимального налога, который платят компании на УСН с объектом «доходы минус расходы» (Приказ Минфина России от 20.06.2016 № 90н).

КБК, используемые в 2016 году для уплаты единого налога, недоимки и пени по УСН, будут использованы с 2017 года также для уплаты минимального налога. В связи с этим изменением минимальный налог за 2016 год потребуется перечислить на КБК для обычного «упрощенного» налога – 18210501021011000110. См. « ».

Заметим, что прежде для компаний на УСН с объектом «доходы минус расходы» было два отдельных кода. Из-за этого возникала путаница. Если компания по ошибке перечисляла авансы на КБК минимального налога, то инспекторы начисляли пени. Это, разумеется, было несправедливо. См. « ».

14 июня 2016 года Государственной Думой принят в третьем (окончательном) чтении законопроект № 1040802‑6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Кроме урегулирования новых полномочий налоговых органов по администрированию страховых взносов данный законопроект вносит существенные изменения в гл. 26.2 НК РФ.

Увеличение предельного размера доходов при УСНО

Одним из важнейших ограничений на применение УСНО является ограничение предельного размера доходов как для перехода на данный спецрежим, так и для его применения.

Согласно действующей редакциигл. 26.2 НК РФ организация имеет право перейти на УСНО, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает уведомление о переходе на УСНО, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). На индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам для целей перехода на УСНО не распространяется.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн руб., такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСНО с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Приведенные предельные величины - 45 и 60 млн руб. - подлежат ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор.

С учетом индексации в 2016 году предельный размер доходов при УСНО равен 79,74 млн руб., а для целей перехода на УСНО с 2017 года - 59,805 млн руб.

Налогоплательщики не раз предлагали увеличить предельный размер доходов при УСНО, но представители Минфина были против этого. Они считают, что существующий предельный уровень доходов, ограничивающий право субъектов малого предпринимательства на применение УСНО, не является сдерживающим фактором для применения данного специального налогового режима, поскольку по результатам проведенного ФНС анализа уровня доходов налогоплательщиков, применявших УСНО в 2013 году, из 2,48 млн организаций и индивидуальных предпринимателей доход до 20 млн руб. получили 2,37 млн (95,6 %) налогоплательщиков, а доход до 50 млн руб. - 2,46 млн (99,2 %) налогоплательщиков.

Количество налогоплательщиков, применяющих УСНО и получивших доход, граничивший с пороговым значением (от 50 до 60 млн руб.), составляет всего 0,8 %.

Из приведенных цифр делался вывод, что величина предельного размера дохода, ограничивающая право налогоплательщиков на применение УСНО, не является сдерживающим фактором для применения данного специального налогового режима (письма Минфина России от 30.12.2015 № 03‑11‑11/77673, от 20.05.2016 № 03‑11‑11/29186).

При этом критерии отнесения к субъектам малого бизнеса следующие: предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для микропредприятий должны быть равны 120 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

И «упрощенцы» неоднократно предлагали увеличить предельный размер доходов при УСНО до величины 120 млн руб., которая соответствует критериям отнесения к микропредприятиям по величине доходов.

Наконец, предприниматели были услышаны: с 2017 года предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб. Соответствующие изменения вносятся в п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ: 60 млн руб. будут заменены на 120 млн руб.

Следовательно, размер доходов для перехода на УСНО пропорционально увеличивается до 90 млн руб., поправки вносятся в п. 2 ст. 346.12 НК РФ.

Но действие механизма индексации предельного размера доходов приостанавливается до 1 января 2020 года. При этом на 2020 год сразу установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 НК РФ, равный 1.

Таким образом, начиная с 1 января 2017 года до 31 декабря 2020 года предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб., соответственно, для целей перехода на УСНО - 90 млн руб.

К сведению:

Принятие рассматриваемых изменений является реализацией п. 74 и 75 Плана действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 году, утвержденного Председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым 1 марта 2016 года № 1349п-П13, которыми и были предусмотрены увеличение пороговых значений для применения специальных налоговых режимов (до 120 млн руб.) и повышение предельного размера стоимости основных средств, используемого в целях применения УСНО.

Для индивидуальных предпринимателей, совмещающих УСНО и ПСН, отметим, что ограничение по доходам налогоплательщика для целей применения ПСН установлено в размере 60 млн руб. (пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ).

По мнению финансистов, принятие решения о повышении ограничения по доходам налогоплательщиков для применения ПСН с 60 до 120 млн руб. может привести к росту числа индивидуальных предпринимателей, перешедших на указанную систему налогообложения, и сокращению поступлений в бюджетную систему РФ по НДС, НДФЛ и налогу на имущество физических лиц, уплачиваемым в соответствии с общим режимом налогообложения (Письмо от 12.05.2016 № 03‑11‑11/27340). С учетом изложенного увеличивать размер ограничения по доходам налогоплательщиков для применения ПСН с 60 до 120 млн руб. в настоящее время считается нецелесообразным. Рассматриваемым документом предельное значение доходов при ПСН не увеличивается.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 346.44 НК РФ переход на ПСН или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном гл. 26.5 НК РФ. В связи с этим индивидуальные предприниматели могут самостоятельно выбирать систему налогообложения: общий режим налогообложения, УСНО, спецрежим в виде ЕНВД или ПСН.

Представители Минфина считают, что в случае, если доходы индивидуального предпринимателя, применяющего ПСН, превышают 60 млн руб., указанный индивидуальный предприниматель может перейти на УСНО в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ, либо на уплату ЕНВД в порядке, установленном гл. 26.3 НК РФ.

Увеличение остаточной стоимости основных средств

Еще одним важным ограничением для применения УСНО является величина остаточной стоимости основных средств.

Согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСНО организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. В данном случае учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом на основании положений гл. 25 НК РФ.

В отличие от предельной величины доходов при УСНО, ограничение по остаточной стоимости основных средств не менялось ни разу начиная с 2002 года - года введения в НК РФ гл. 26.2. Это ограничение является препятствием для применения УСНО организациями и индивидуальными предпринимателями, которые имеют дорогостоящие основные средства или занимаются фондоемкими видами деятельности, особенно если вспомнить о ценах на коммерческую недвижимость или производственные здания в крупных городах.

В связи с этим предприниматели не раз обращались в Минфин с просьбой увеличить размер остаточной стоимости основных средств, называлась цифра «1 млрд руб.».

Однако, с точки зрения финансистов, принятие решения о повышении ограничения по остаточной стоимости основных средств со 100 млн до 1 млрд руб. для применения УСНО может привести к сокращению поступлений в бюджетную систему РФ. Соответственно, увеличивать размер ограничения по остаточной стоимости основных средств со 100 млн до 1 млрд руб. для применения юридическими лицами УСНО в настоящее время нецелесообразно (Письмо от 12.05.2016 № 03‑11‑11/27340).

В итоге остаточная стоимость основных средств для целей применения УСНО увеличена в полтора раза - до 150 млн руб. Конечно, можно было бы увеличить эту цифру и побольше с учетом имеющейся инфляции, но остается довольствоваться тем, что принято. Итак, с 2017 года «упрощенцы» вправе иметь основные средства остаточной стоимостью до 150 млн руб.

Обратите внимание:

На момент подготовки материала законопроект № 1040802‑6 находится на рассмотрении в Совете Федерации.

Отметим, что рассматриваемым законопроектом не преду­сматривается внесение поправок в п. 2 ст. 346.12 НК РФ в части распространения применения ограничения по остаточной стоимости основных средств в отношении индивидуальных предпринимателей для целей перехода на УСНО (Письмо Минфина России от 20.05.2016 № 03‑11‑11/29186). Но для целей применения УСНО ограничение по остаточной стоимости основных средств по‑прежнему распространяется на индивидуальных предпринимателей.

Уточнение налоговых ставок

С 2017 года вносятся изменения в п. 4 ст. 346.20 «Налоговые ставки» НК РФ. В данной норме речь идет о налоговой ставке 0 % для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов РФ и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению. В действующей редакции рассматриваемой нормы не сказано, о каком объекте налогообложения идет речь. Финансисты разъясняли, что ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 % для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов РФ и перешедших на УСНО, в зависимости от выбранного ими объекта налогообложения не предусмотрено (Письмо от 05.05.2016 № 03‑11‑11/26185).

Внесенные в п. 4 ст. 346.20 НК РФ поправки исключают какое‑либо двоякое толкование этой нормы.

Также теперь будет более корректно прописано, что в период действия налоговой ставки в размере 0 % указанные индивидуальные предприниматели, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ. Данный порядок действовал и ранее.

* * *

С 2017 года вступают в силу изменения, внесенные в гл. 26.2 НК РФ:
  • предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб. Соответственно, размер доходов для перехода на УСНО пропорционально увеличивается до 90 млн руб.;
  • действие механизма индексации предельного размера доходов приостанавливается до 1 января 2020 года. При этом на 2020 год сразу установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 НК РФ, равный 1;
  • остаточная стоимость основных средств для целей применения УСНО увеличена в полтора раза - до 150 млн руб.;
  • уточнены положения п. 4 ст. 346.20 «Налоговые ставки» НК РФ в части применения ставки 0 %.
Документ вступает в силу 1 августа 2016 года вместо Постановления Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Глава 26.2 НК РФ Упрощенная система налогообложения

Комментарии к главе 26.2 Налогового кодекса РФ — Упрощенная система налогообложения

УСН - упрощенная система налогообложения

Применение упрощенной системы налогообложения (УСН) для физических и юридических лиц позволяет существенно упростить налоговую отчётность с одновременным понижением размеров уплачиваемых налогов. Согласно мнению экспертов, именно упрощенная система налогообложения в 2017 году стала самым популярным форматом осуществления коммерческой деятельности предпринимателей и организаций. Однако стоит учитывать, что такая форма налогообложения имеет свои ограничения, а некоторых случаях является экономически невыгодной схемой. В любом случае, прежде чем перейти на УСН с общей системы налогообложения, ЕНВД или с патента, необходимо взвесить все «за» и «против».

Преимущества упрощенной системы налогообложения

Как гласит Налоговый Кодекс РФ, УСН позволяет консолидировать все налоги в едином платеже, исчисляемом согласно результатам деятельности в конкретном налоговом периоде. Применение упрощенной системы налогообложения сопровождается следующими положительными моментами:

  • возможность выбора из двух вариантов налогообложения «Доходы» и «Доходы, уменьшенные на величину расходов»;
  • отсутствие необходимости ведения бухгалтерской отчётности (только для индивидуальных предпринимателей);
  • более низкие налоговые ставки;
  • возможность вычета из полученного дохода суммы уплаченных страховых взносов (при использовании схемы «Доходы минус расходы»);
  • отсутствие необходимости доказательства обоснованности указанных расходов при камеральных проверках;
  • возможность снижения налоговой ставки региональными законодательными актами;
  • редкость выездных налоговых проверок

Уплата НДС при этой системе налогообложения необходима только в случае ввоза продукции на внутренний рынок РФ. Декларации в рамках упрощённой системы налогообложения подаются юридическими лицами до 31 марта и частными предпринимателями - до 30 апреля.

Разъяснения по УСН

  • для обществ с ограниченной ответственностью все налоговые выплаты должны осуществляться исключительно безналичными расчётами;
  • необходимо документальное подтверждение расходов, вычитаемых из дохода;
  • наличие ограничений на расходы, на которые можно уменьшать базу налогообложение (перечень в ст. 346.16 НК РФ).
  • необходимость ведения бухгалтерского учёта юридические лицами;
  • низкая вероятность официального партнёрства с индивидуальными предпринимателями и организациями, которые являются плательщиками НДС;
  • необходимость своевременной уплаты авансовых платежей согласно данным Книги учёта расходов и доходов;
  • требование ведения кассовых операций согласно пункту 4
  • определённые НК РФ для УСН ограничения:
    - для индивидуальных предпринимателей: количество персонала должно быть менее 100 человек, доход менее 1,5 млн. рублей, остаточная стоимость основных средств менее 150 млн. рублей.
    - для коммерческих организаций (ООО и т.д.): отсутствие филиалов, долевое участие других компаний не более 25%. Для перехода на УСН существует ограничение доходов за последние 9 месяцев деятельности - 112,5 млн. рублей.

И ещё один важный момент – применять УСН не могут организации и предприятия, перечисленные в реестре (3) НК РФ. При переходе на упрощённую систему налогообложения организация или индивидуальный предприниматель обязаны уведомить налоговые органы в установленном порядке и в установленные сроки, определенные в пунктах 1 и 2 .

Упрощенная система налогообложения в 2017 году неизбежно будет продолжать законодательную эволюцию с учётом общественного мнения и судебной практики налоговых споров.

В 2017 году упрощенная система налогообложения стала доступной для большего числа компаний, так как изменились лимиты доходов и основных средств. Обо всех изменениях УСН в 2017 году и условиях применения спецрежима читайте далее.

УСН 2017 - специальный упрощенный налоговый режим, который вправе применять организации (ООО) и индивидуальные предприниматели, отвечающие ряду критериев.

С 1 января 2017 года вступили в силу важные изменения по УСН, которые необходимо учитывать: новые лимиты доходов и основных средств, больше расходов и единый КБК для минимального и обычного налога. Подробнее об этом в разрезе по объектам читайте далее.

Условия применения упрощенной системы налогообложения в 2017 году

В форме декларации два изменения:

  1. Отдельный раздел для торгового сбора. Его заполняют розничные продавцы с объектом "доходы";
  2. Можно записать в декларации пониженную ставку для объекта "доходы".

В 2017 году организации сдают отчетность не позднее 31 марта (подп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ), индивидуальные предприниматели - не позднее 2 мая .

Компания на упрощенной системе обязана сдавать в инспекцию через интернет лишь два расчета. Первый -декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ). Второй - расчет 6-НДФЛ, если в компании работают больше 25 человек (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Нулевую декларацию на упрощенке можно сдать одним из трех способов - по интернету, через личный кабинет на сайте ФНС или заказным письмом по почте (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Обязательный аудит на УСН в 2017 году

Компании на упрощенке проводят обязательный аудит в 2017 году, если валюта баланса на 31 декабря 2016 года превысила 60 млн рублей (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Аудиторское заключение компания сдает вместе с бухгалтерской отчетностью в отделение статистики не позднее 31 марта 2017 года. Если же она проведет проверку позже 31 марта, то заключение надо донести в течение 10 рабочих дней. Срок считают со дня, следующего за датой заключения. Крайний срок - 31 декабря 2017 года (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Если не вовремя сдать документ, статистика оштрафует компанию на 5000 рублей, а руководителя - на 500 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Публикации по теме