Закон о тунеядцах в беларуси принят. В Беларуси запустили базу тунеядцев. Кого включают в иждивенцы и как избежать полной оплаты ЖКУ. Люди, которые получают выплаты по потере кормильца

15 ноября в Беларуси - срок уплаты "налога на тунеядство". Так в стране назвали декрет президента "О предупреждении социального иждивенчества", подписанный 2 апреля 2015 года. Согласно ему, белорусы, не участвующие более полугода в финансировании госбюджета, при этом не имеющие оснований для освобождения от налогов, обязаны заплатить сумму в 20 базовых величин.

Опрошенные DW эксперты уверены, что экономический и воспитательный эффект несопоставим с расходами по сбору налога. Но замминистра финансов Максим Ермолович, отвечая на вопрос, сколько государство потратило на администрирование "налога на тунеядство", на Октябрьском экономическом форуме заявил: "Поверьте, - немного".

" Цели собрать деньги не было "

Цель введения налога, на взгляд эксперта Центра экономических исследований BEROC Екатерины Борнуковой, была "скорее воспитательная". Чиновники хотели либо заставить граждан, которые официально не работают, зарегистрироваться на бирже труда, либо выйти из тени работающих неофициально. Они высчитали, что в Беларуси 400 тысяч граждан трудоспособного возраста, которые не числятся ни на какой работе, и тут же заявили, что все они - потенциальные плательщики нового налога.

По логике властей, предполагалось также заставить платить налоги зарабатывающих с помощью маятниковой миграции, например, в России, где учет работающих белорусов не ведется, поясняет эксперт.

Она обращает внимание на то, что под декрет подпадают и женщины, выбравшие для себя роль домохозяек. Количество зарегистрированных безработных в Беларуси действительно выросло, но реальной картины безработицы официальные данные все равно не отражают, по ее оценке, они в четыре-пять раз выше.

"50000 - это выстрел в воздух "

Понять, сколько денег собрали, невозможно, это усиленно скрывают, констатирует Борнукова. По ее мнению, есть основания не доверять чиновникам, утверждающим, что сейчас IT-технологии позволяют организовать сбор налога и выявление подлежащих его уплате относительно дешево. Ведь речь идет о сведении большого количества баз данных (то есть по многим критериям человек может не платить этот налог), и работа чиновников стоит денег.

Известно, что извещения на уплату налога налоговые службы разослали 50 тысячам граждан, однако, сомневается эксперт, вряд ли все они заплатят, и впереди еще много трат, в том числе "на отлов" плательщиков.

Сравнивая ситуацию в Беларуси с международной практикой налогообложения, Борнукова указывает на то, что государство, по сути, наложило на своих граждан штраф за то, что они не работают, а это является нарушением прав человека, принуждением к труду. В конечном счете, полагает она, сам факт существования этого налога позорит страну на весь мир.

Принципиально согласен с Екатериной Борнуковой и главный редактор белорусской "Экономической газеты" Леонид Фридкин: "Новый налог вводили под предлогом восстановить социальную справедливость и пополнить бюджет, а заодно припугнуть "теневиков". Однако и то, и другое вряд ли получилось: цифры не бьют. Налоговая нашла 50 000, остался вопрос - где еще 350 000?"

Схемы ухода от нового налога отрабатываются

Кроме того, он уверен, что из найденных налоговой службой потенциальных плательщиков половина отобьется, представив оправдательные документы. Фридкин обращает внимание на то, что декрет принят задним числом, то есть в этом году еще не все запаслись необходимыми справками, но в следующем таковых будет больше. В 2016 году, по его подсчетам, государство рассчитывало собрать около 84 млн долларов, но в реальности соберет максимум 10 млн.

Уведомление о необходимости заплатить "налог на тунеядство" получили некоторые студенты, учащиеся за рубежом. Они вынуждены предоставить "оправдательные документы".

Схемы ухода от нового налога отрабатываются. Например, муж, имеющий свою фирму, может урезать свою зарплату, оформить на работу жену, положив ей минимальный заработок. Также фиктивно устраиваются на работу и в других случаях, даже не имея родственников-владельцев собственных предприятий.

Единственная возможная польза от этой кампании - выявление тех, чьи расходы превышают официальные доходы, что в будущем позволит государству предъявить им свой счет, считает Фридкин. Однако, замечает он, это можно было сделать, даже не вводя новый налог. Ведь это и так входит в обязанности налоговой службы.

" Налог на тунеядство" вредит имиджу Беларуси

Вред же от кампании, на взгляд Фридкина, очевиден. Например, государство демонстрирует свое отношение к институту брака: в развитых странах семьям предоставляется вычет, если, например, муж содержит неработающую жену. В Беларуси же в таком случае муж платит двойную цену: налог за себя и за жену.

Контекст

Эксперты также указывают, что все белорусы, покупая любые товары и услуги в Беларуси, платят налоги, следовательно, уже хотя бы по одной этой причине им нельзя предъявлять претензии по статье "неучастие в финансировании госрасходов".

"Я абсолютно уверен, что расходы, связанные с выявлением "тунеядцев", и вся эта кампания повлекла за собой такие материальные и имиджевые потери для Беларуси, которые не компенсируются никакими собранными суммами", - резюмирует эксперт.

Белоруссия обновила декрет о «социальном иждивенчестве», приняв новый декрет о «содействии гражданам в трудоустройстве», «стимулировании занятости» и проведении профилактической работы с «асоциальными элементами». Новый декрет дает право местным комиссиям без суда и по своему усмотрению отправлять «асоциальных» граждан в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) сроком до года.

Декрет №1 «О содействии занятости населения», который президент Александр Лукашенко подписал 25 января 2018 года, оказался не новым, а уже известным, но «изложенным в новой редакции» декретом №3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества».

А поскольку местным органам власти в декрете №1 отведена роль людей, близких к населению и ответственных за реализацию декрета, провластные кандидаты на местных выборах 18 февраля получили для общения с электоратом тему о том, как они будут трудоустраивать добропорядочных граждан и принуждать к выполнению общественного долга менее добропорядочных.

Официальный телеканал АТН уже назвал декрет «матрицей нового социального договора между государством и гражданами».

Беларусь, возможно, не осознавая этого, признала, что государство эксплуатирует население. Ведь понятие социального договора подразумевает соглашение, достигаемое гражданами по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением. В данном случае новый декрет показывает, что государство фактически бог и царь.

Есть и приятная новость: сборы на финансирование госрасходов, которые уже были уплачены гражданами по декрету № 3, Министерство по налогам и сборам обещало вернуть. Правда, сроки возврата не обозначены, а механизм неясен. Известно только, что желающим нужно будет написать заявление о возврате.

Но в декрете пока нет главного: определения того, кто, собственно, является «незанятым в экономике», а также «порядка отнесения трудоспособных граждан» к этой категории лиц. И то и другое должен определить Совет министров, причем, к 1 апреля 2018 года, что привносит дополнительный смысловой оттенок. Кроме того, в декрете №1 появилась «ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни» — новое понятие, которого не было в старой редакции декрета №3. Ресоциализацию предполагается проводить в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП).

Решение о том, кто ведет образ жизни, достаточно асоциальный, чтобы быть подвергнутым ресоциализации, будут принимать чиновники, входящие в «комиссии по трудоустройству». Декрет №1 легализует деятельность этих комиссий, уже существующих по факту, и расширяет их полномочия, позволяя принимать решения о помещении в ЛТП «асоциальных» лиц. Более того, по причине отсутствия правовой базы, подобные решения будут приниматься по собственному усмотрению чиновников. В настоящее время помимо поиска работы для тех, кто желает ее найти, комиссии составляют списки лиц, по каким-либо причинам не желающих трудоустраиваться официально — потенциальных кандидатов на «ресоциализацию».

При таком подходе очень легко будет признать неудобного властям гражданского активиста лицом, ведущим асоциальный образ жизни, и отправить его без суда в ЛТП. Таким образом, белорусские власти создали механизм внесудебного лишения свободы, причем с подстраховкой на случай скандала, поскольку ответственность легко свалить на местных чиновников.

«Раньше в ЛТП отправлял только суд, и только лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. И еще тех, кто не возмещал расходы на содержание государством детей, если они несколько раз в году привлекались к административной ответственности. Что теперь? Если буквально понимать декрет, то любого тунеядца исполком сможет отправить в ЛТП сроком до 12 месяцев… Без предупреждения и привлечения к административной ответственности», — пояснил ситуацию юрист Александр Жук на своей странице в «Фейсбуке».

Что касается общей логики обоих вариантов декрета, то она основана на утверждении, что «тунеядцы» не платят налоги. Но 52% доходной части бюджета Беларуси на 2018 год составляет 20-процентный налог на добавленную стоимость, которым облагаются покупки граждан и юридических лиц. Работает гражданин или нет, он становится налогоплательщиком, придя за покупками в магазин.

Вместо ежегодного «сбора на финансирование государственных расходов», прозванного в народе «налогом на тунеядство», декрет ввел «оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости». Это коснется с 1 января 2019 года всех трудоспособных граждан, не работающих официально, то есть, не платящих подоходных налогов. Ни услуги, подлежащие оплате, ни их полная стоимость, декретом тоже не определены. Разобраться в этом вопросе также должен Совет министров Беларуси, и тоже к 1 апреля 2018 года. Определенно, никто в Белоруссии еще не получал шанса на столь яркую первоапрельскую шутку.

Контекст

Полицейское государство без прикрас

Белорусские новости 27.03.2017

Тунеядцы выступили против Лукашенко

Latvijas Avize 13.04.2017

Закон против тунеядцев в Белоруссии

Open Democracy 01.07.2015

Белоруссия - не государство для народа

Товарищ online 25.11.2014 И хотя председатель постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Тамара Красовская уточнила, что к оплате по полной стоимости будут выставлены услуги ЖКХ, это не внесло полной ясности. Дело в том, что с 1 января нынешнего года все плательщики будут обязаны оплачивать 100% стоимости услуг ЖКХ, кроме тепловой энергии. Ограничится ли Совмин взиманием с «тунеядцев» полной стоимости отопления и горячей воды, или введет оплату за другие госуслуги, бесплатность которых сегодня гарантируется конституцией? К примеру, в статье 45 конституции гражданам Белоруссии гарантируется право на бесплатное лечение в госучреждениях, без оговорок о трудоустройстве. «Интересно, а звонок в милицию, пожарным, в скорую помощь тоже станет платным?» — задался вопросом видеоблогер Марат Минский.

В целом, весь декрет № 1, по мнению экспертов, носит крайне неконкретный характер. «Здесь нет ни одной нормы прямого действия. И как он будет реально действовать, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», — заявил председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин. А Валерий Карбалевич, политолог и эксперт аналитического центра «Стратегия», полагает, что «в новом декрете заложены мины», которые приведут к серьезным последствиям при внедрении закона. Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать неудачным предыдущий декрет №3, и новый № 1 был разработан исключительно с целью сохранить лицо.

Напомним, что декрет № 3 появился на фоне экономического кризиса, когда власти думали, как пополнить бюджет, а граждане — как выжить в условиях массовых сокращений и повышения пенсионного возраста. В результате, когда в декабре 2016 года «тунеядцы» стали получать уведомления от налоговой, многие не смогли заплатить требуемой суммы. Хотя неплательщикам грозили штрафы и арест до 15 суток с привлечением к общественным работам, из 470 тысяч человек, получивших извещения, «тунеядский» налог заплатили лишь 44,5 тысячи — меньше 10% от общего числа попавших под действие закона. Вместо планируемых 100 миллионов долларов это принесло в бюджет порядка 7,14 миллиона долларов — сумму в масштабах государства более чем скромную.

Также выяснилось, что система учета, выявляющая «тунеядцев», работает плохо, как, впрочем, и государственная система трудоустройства. Что в небольших городах работы просто нет. Наконец, декрет №3 не предусматривал множества ситуаций, отчего в «тунеядцы» записывали больных, ухаживавших за ними родственников, демобилизованных солдат и выпускников вузов. Механизм применения декрета пришлось корректировать на ходу, изменив и приняв за 34 месяца его действия 109 нормативных актов, и все равно он работал неэффективно. В то же время в обществе нарастало недовольство. Формулировка «социальное иждивенчество» многими была воспринята как оскорбление. Людей возмущало и то, что государство отбирает у безработных последние деньги, вместо того, чтобы оказать им помощь. Охота на «тунеядцев» в ряде случаев привела к самоубийствам безработных, а уличные протесты достигли масштабов, каких Белоруссия не знала с середины 90-х годов.

В конце концов, власти пошли на попятный. Правда, приостановив действие декрета №3, Лукашенко заявил, что он будет не отменен, а «значительно доработан». Доработанный вариант в виде №1 и был представлен в конце января.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Вадим Долинин

В Белоруссии отменили сбор с граждан «налога на тунеядство». Президент республики Александр Лукашенко подписал декрет № 1 «О содействии занятости населения». Согласно новому документу, государственная политика будет направлена на стимулирование неработающих граждан к легальной занятости. Однако эксперты сомневаются, что властям страны удастся выполнить задачу по всеобщему трудоустройству - этому могут помешать объективные экономические обстоятельства. RT изучал новые методы борьбы с тунеядством в Белоруссии.

  • Reuters
  • Vasily Fedosenko

25 января президент Белоруссии Александр Лукашенко №1 «О содействии занятости населения». Этот документ стал «наследником» декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», который в народе прозвали «декрет о тунеядцах».

Новый документ не предполагает взимания с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов (прозванного в обществе «налог на тунеядцев»). При этом те, кто ранее был признан плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты. Новая концепция, прописанная в декрете №1, предусматривает всеобщее трудоустройство.

«Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения», — указывает пресс-служба президента Белоруссии.

  • Александр Лукашенко
  • Maxim GUCHEK

Комиссии местного значения

Вся нагрузка по выполнению норм декрета перекладывается с налоговых органов на местные органы власти. Для этого исполкомы будут создавать постоянно действующие комиссии, в состав которых будут включаться депутаты всех уровней, представители местных органов власти и общественных объединений. Возглавлять эти комиссии будут председатели советов депутатов.

У таких комиссий будет две ключевые задачи. Первая — содействие гражданам в трудоустройстве, вторая — составление списков граждан, которые могут, но не хотят работать. С 1 января 2019 года такие лица будут оплачивать субсидируемые государством услуги по полной стоимости. Конкретный перечень услуг поручено определить правительству. Однако уже сейчас известно, что неработающие граждане лишатся субсидий по оплате коммунальных услуг, будут на 100% оплачивать медицину и образование.

Комиссии местных исполкомов будут также решать, действительно ли гражданин не хочет работать (ведёт асоциальный образ жизни) или он оказался в тяжёлой жизненной ситуации, а потому может не оплачивать социальные услуги по полной стоимости. Также местные органы власти должны будут индивидуально работать с гражданами по вопросу их трудоустройства.

При этом правительство страны должно принять ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень социальных услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчёта платы за эти услуги. Также именно правительство должно придумать, чем занять безработных граждан в регионах, — Совмину уже предписано установить прогнозные показатели в области содействия занятости населения.

В декрете также выделены «проблемные территории» — депрессивные регионы Белоруссии, в которых нет действующих производств, а значит, и рабочих мест за пределами бюджетных организаций.

На протяжении года правительство должно определиться с мерами экономического развития таких регионов, прежде всего за счёт поддержки местного малого и среднего бизнеса. В свою очередь, областные советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на мероприятия по содействию занятости населения на территориях с напряжённой ситуацией на рынке труда.

Как это было

Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» Александр Лукашенко подписал в апреле 2015 года. Документ предусматривал, что граждане, не работающие более 183 календарных дней в году, должны заплатить в бюджет 20 базовых величин. На тот момент это была сумма в 360 белорусских рублей ($180).

Поначалу документ в обществе всерьёз не восприняли — до декабря 2016-го, когда налоговые инспекции разослали около 470 тыс. извещений о необходимости заплатить «налог на тунеядство».

Получилось, что декрет №3 фактически ввёл налог на безработных. Это , прокатившихся по стране в феврале — марте 2017 года. Предписанную сумму заплатили лишь 54 тыс. человек из 470 тыс.

9 марта 2017 года действие декрета было приостановлено, а на правительственном совещании Лукашенко заявил, что в течение года с неработающих не будут взимать сбор. Налоговым службам поручили вернуть деньги тем, кто уже заплатил «налог на тунеядство». Одновременно президент всех безработных.

Тогда же началась кардинальная переработка документа, результатом которой стало появление декрета №1.

Вопросы остались

«Само главное, что остаётся непонятным, — как требование к неработающим оплачивать, например, медицину стыкуется с Конституцией, по которой государственная медицина бесплатна для всех граждан, без каких-либо различий? Или образование — ребёнка неработающих родителей, получается, не возьмут в бесплатную школу?» — отметила в беседе с RT белорусский политик, лидер Международного центра гражданских инициатив «Наш Дом» Ольга Карач.

Она уточнила, что статья 41 белорусской Конституции прямо запрещает использование принудительного труда, и эта норма содержится во многих международных соглашениях, которые подписала республика.

«А тут, получается, мы видим принуждение к труду. Пока нет никакой ясности, как правительство решит эти противоречия», — подчеркнула Карач.

Другой важный вопрос, по мнению экспертов, — насколько реально всех трудоустроить. Несмотря на принимавшиеся правительством меры, данные государственного статистического ведомства («Белстат») показывают: в январе — сентябре 2017 года в экономике Белоруссии было занято 4 351 800 человек. Это почти на 65 тыс. (на 1,4%) меньше, чем в тот же период прошлого года.

  • Рабочие в цехе на территории завода в Белоруссии
  • РИА Новости
  • Евгений Биятов

«Занятость населения — это в первую очередь сфера ответственности конкретного региона. И кто, как не местные органы власти, видит ситуацию, владеет всей информацией для того, чтобы решать имеющиеся вопросы? Так что занятость людей становится одним из важнейших критериев оценки работы власти на местах», — заявила в интервью информагентству БелТА министр труда и социальной защиты Белоруссии Ирина Костевич.

По её словам, местные органы власти отвечают за реализацию конкретных мер по обеспечению занятости населения, «в том числе создание рабочих мест, содействие в трудоустройстве, переобучение, предоставление временной работы».

В Беларуси вводят новую электронную услугу - в онлайн-режиме передавать данные о занятом в экономике населении, сообщает Национальный центр электронных услуг. Эта информация будет использоватья для формирования базы тунеядцев, которую Минтруда должно создать к 1 декабря этого года. Новая электронная услуга будет бесплатной, воспользоваться ей смогут как госорганы, так и другие организации, которые должны будут подавать данные о занятых в экономике.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Напомним, в базу данных включается следующая обязательная информация о гражданине: идентификационный номер; фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) на русском языке; дата рождения; пол; гражданство; данные о регистрации по месту жительства (месту пребывания); вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность.

Новая электронная услуга будет доступна с 1 сентября на едином портале электронных услуг. Передавать списки идентификационных номеров и других персональных данных для формирования базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, можно будет через общегосударственную автоматизированную информационную систему.

Воспользоваться этой услугой могут госорганы и другие организации, которые должны подавать данные о занятых в экономике либо не относящихся к не занятым в экономике. Для этого нужно зарегистрироваться на едином портале электронных услуг, получить электронную цифровую подпись и заключить договор на оказание электронной услуги на безвозмездной основе.

Напомним, 25 января Александр Лукашенко подписал декрет № 1, которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. В новый декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Позже правительство определило, кто будет подпадать под действие обновленного документа по тунеядству - декрета № 1. При этом не был утвержден окончательный перечень услуг, которые попавшие под действие декрета № 1 должны будут оплачивать по полным тарифам.

Ранее Александр Лукашенко на встрече с руководителями и коллективами крупнейших государственных СМИ страны 10 апреля заявил, что основная суть декрета № 1 в том, чтобы люди работали и оплачивали предоставленные государством услуги, в том числе здравоохранения, ЖКХ .

Могут ли живущие за границей белорусы отказаться от регистрации и не считаться тунеядцами на родине

В четверг правительство определило, за какие услуги тунеядцам придется рассчитываться по максимуму. При этом взимать полную оплату услуг ЖКХ с не занятых в экономике граждан будут по месту их регистрации. В интересной ситуации оказались белорусы, которые живут за границей. Многие из них все еще числятся в родительских квартирах, откуда не так просто выписаться. Остроты ситуации придает следующий факт: возможно, чтобы доказать «нетунеядство», нашим гражданам понадобится из-за рубежа специально прилететь домой. Проблему бы решила возможность сниматься с регистрации для тех, кто надолго уезжает в другую страну. TUT.BY узнал, как живущие за границей решают эту задачу сейчас.

«Посчитаю, если эта инициатива перекроет стоимость билетов, то прилечу»

Ранее Минтруда сообщало: к 1 декабря 2018 года в стране создадут базу данных не занятого в экономике населения. При этом те белорусы, которые живут, работают или учатся за границей, к занятым в экономике не относятся. Тем, кто работает в другой стране, придется обратиться в районные комиссии по месту регистрации. По идее, условный белорус-программист из США должен явиться в райисполком и рассказать комиссии, что именно он делает за океаном. По словам Андрея Лобовича , первого заместителя министра труда и соцзащиты, белорусы-«иностранцы» должны написать заявление и «подтвердить свой статус, что легально работают за границей». Тогда их вычеркнут из тунеядского списка. Вот только готовы ли белорусы ехать и лететь за сотни километров, чтобы кому-то что-то доказывать?

Специально только ради этого я никуда не полечу, - говорит Екатерина . - Во-первых, это время, во-вторых, деньги.

С 2011-го девушка живет в Германии, работает бухгалтером, но зарегистрирована у родителей в Минске.

Кроме меня в квартире зарегистрированы мама и тетя, - описывает свою ситуацию Екатерина. - До переезда в Германию я специально ходила в нотариальную контору, где мне прямым текстом сказали: какие законы будут в Беларуси, например, через 20 лет, если вдруг мои близкие умрут, никто не знает, и не факт, что, если я выпишусь, квартира по итогу достанется мне. Я решила не рисковать.

Менять гражданство Екатерина не планирует. Что касается статуса «не занятой в экономике», возможно, предполагает собеседница, лично идти в комиссию не придется, а достаточно будет прислать бумаги по электронной почте.

В прошлом году, когда тунеядцам прилетали «письма счастья», мне тоже пришло, - вспоминает девушка. - Чтобы ничего не платить, достаточно было зайти на сайт налоговой своего района, написать письмо и прикрепить копию вида на жительство.

Анна Барабан, которая переехала в Испанию, оказалась в похожей ситуации. Полтора года назад она поступила в университет в Барселоне и сейчас учится в магистратуре. У девушки студенческий вид на жительство, но зарегистрирована она в Пинске у родителей.

Когда уезжала, вопрос о том, чтобы выписаться, у меня не стоял, голова была забита другим, - вспоминает Анна . - Да и родители не настаивали. Они ведь и сейчас, получается, оплачивают мою часть коммуналки.

В 2019-м Аня заканчивает учебу, но в Беларусь возвращаться не планирует. О том, будет ли она выписываться из родительской квартиры, не думала. Говорит, что когда приезжает на родину, наши пограничники всегда обращают внимание на регистрацию.

- Если понадобится прилететь из Барселоны в Пинск и доказать, что вы не тунеядка, поедете?

Пока, насколько я знаю, неизвестно, будут ли студентов считать тунеядцами, - отвечает девушка. - Что касается возможной поездки, то я посчитаю: если эта инициатива перекроет стоимость билетов, то прилечу. Если нет, то смысл в поездке теряется.

«Маме параілі выпісаць мяне праз суд»

У 2016 годзе мае бацькі, што жылі ў Наваполацку, вырашылі прадаць кватэру і з’ехаць у Маскву, - это уже рассказывает Воля Ермолаева-Франко , которая в 2012-м переехала в Бразилию. - Нам сказалі, для гэтага ўсім, хто там зарэгістраваны, патрэбна выпісацца і некуды зарэгістравацца. На заўвагу бацькоў, што жыллё ў Беларусі ім не патрэбна, ім адказалі: выпісацца ў нікуды па законе нельга.

В итоге, чтобы не затягивать процесс, родители девушки зарегистрировались у знакомых. Ей же предложили другой вариант.

Калі з’язджаеш і рэгістрацыя табе не патрэбна, можна зрабіць пашпарт серыі РР (паспорт для постоянно проживающих за границей граждан Беларуси. - Прим. TUT.BY), - рассказывает собеседница. - Але ў маім выпадку гэта было не вельмі добрай ідэяй. Па-першае, спатрэбілася б стаць на пастаянны ўлік у пасольства. Але я жыву ў Саўвадоры, а бліжэйшая да нас амбасада ў горадзе Бразіліа: гэта дзесьці як ад Беларусі да Германіі. Па-другое, калі пасля вяселля мяняла пашпарт, працэдура расцягнулася амаль на год.

Тогда в паспортном столе маме Воли подсказали еще один способ - выписать дочку через суд.

Фото: Олег Киндар, TUT.BY

Маме было не вельмі прыемна, але, як ёй патлумачылі, з дзецьмі, што жывуць у ЗША ці, напрыклад, Ізраілі, і хочуць выпісацца, але не могуць прыехаць, гэтак часта робяць, - продолжает собеседница.

В заявлении в суд девушка просила признать ее «утратившей право владения и пользования жилым помещением в мое отсутствие».

Працэс расцягнуўся на некалькі месяцаў і праходзіў без мяне, - вспоминает девушка. - Адзінае, што ад мяне патрабавалася, - даслаць у суд ліст, маўляў, я не супраць, каб мяне выпісалі.

«По закону граждане Беларуси не могут быть нигде не зарегистрированными»

Воля выписывалась в 2016-м. С просьбой пояснить, можно ли сейчас в Беларуси выписаться в «никуда» и как быть с регистрацией тем, кто переезжает за границу, TUT.BY обратился в пресс-службу ГУВД Мингорисполкома. В ведомстве попросили отправить официальный запрос в управление по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома. Так мы и поступили.

Не представляясь журналистами, мы позвонили с похожими вопросами в паспортные столы Минска. В ОГиМ Советского района нам сообщили, что выписаться в «никуда» человеку у нас нельзя.

- Почему?

Потому что такой закон, - ответила специалист.

При этом вы не теряете белорусского гражданства, но снимаетесь с регистрационного учета в Беларуси, - объяснила специалист.

- А если не делать паспорт?

Тогда идите в суд. Основанием, чтобы вас сняли с регистрации, может быть, например, неуплата или то, что человек долго не проживает в квартире.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Екатерина Попова , юрист юридической компании REVERA пояснила: по закону граждане Беларуси не могут быть нигде не зарегистрированными. Сделать это нельзя даже технически: отмена старой регистрации происходит, только если человек регистрируется по новому адресу.

Выписаться в «никуда» можно лишь при получении паспорта серии PP, - продолжает Екатерина . - Причем выписка из квартиры - одно из условий получения такого документа. Однако стоит помнить: если у вас нет права собственности на жилье, а отношения с родственниками напряженные, есть риск, что обратно вас уже не пропишут. Для многих это сдерживающий фактор.

- Может ли человек сняться с регистрации, если он сообщит, что регистрируется за границей?

Нет. Сначала человек подает документы на паспорт серии РР. Когда паспорт будет готов, обратившийся получит уведомление. С ним он может сняться с учета по месту жительства. И уже с подтверждением, что с учета он снялся, - забрать паспорт.

Вопрос о том, будут ли каким-то образом меняться правила регистрации в связи с очередным декретом по тунеядцам, мы задали и министру внутренних дел Игорю Шуневичу .

Налог на тунеядство

2 апреля 2015 года был подписан Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» – «Налог на тунеядство», «Налог на безработных».

Подписанию Декрета предшествовал напряженный период ожидания, обсуждения обоснованности и законности такого документа, предположений возможных последствий его принятия.

Инициатива исходила от Президента Республики Беларусь, прокомментировавшего информацию Министра внутренних дел касательно граждан не участвующих в финансировании госбюджета. Президент потребовал не бояться повторять наработки советского периода, заставить работать уклоняющихся от общественно-полезного труда, но пользующихся льготами социально-ориентированного государства.

Первоначально предложение вызвало неоднозначную реакцию в интернете. Отмечалось, что в Беларуси, в отличие от СССР труд, по Конституции, является правом, а не «почетной обязанностью». Исходя из этого, мнению критиков, принятие Декрета делало законным принудительный труд. Высказывались сомнения в возможности собирать такой налог, т.к. значительная часть реальных безработных средств не имеет и вообще потеряла способность к труду, разве что по постоянному принуждению. Предполагалось, что стоимость принуждения к труду и уплате налогов может многократно превысить экономический эффект от таких действий.

Также обоснованным кажется замечание, что значительная часть свободных вакансий — это низкооплачиваемые рабочие места в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, получающих господдержку. Возможно, сейчас для страны выгоднее было бы оставить эти места незанятыми, чем платить из бюджета всю сумму зарплаты и получать обратно часть в виде налога.

Стоит упомянуть и о том, что сумма косвенных налогов, включаемых в стоимость товаров, значительно превышает сумму подоходного налога. Т.е. покупка коробки спичек – тоже пополнение бюджета.

Наиболее популярным оказалось предположение, что новый закон направлен против нелегально работающих за границей, и незарегистрированных работников в частном бизнесе.

Однако, Декрет принят, его основные положения можно кратко изложить так:

Граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т.е. не уплачивающие налоги в бюджет, в следующем году будут обязаны уплатить налог в размере 20 базовых величин. Действовать закон начинает с 1 января 2015 года, оплата налога обязательна до 15 ноября 2016 года.

Декрет принят: « В целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей».

Исходя из вышеизложенного, можно понять, что неприемлемым признается не само нежелание трудиться, а отказ от участия в финансировании госрасходов. Т.е. гражданин, который платит налоги, трудиться все-таки не обязан (а вот декларировать источник дохода обязан, как определено в налоговом законодательстве).

В Декрете дан исчерпывающий список категорий граждан, с которых налог не будет взиматься:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины — 55 лет;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте);

Также налог не будет взиматься с граждан, которые, согласно Указу, признаются участвующими в финансировании государственных расходов, а именно:

  • проходящие срочную военную службу по призыву, резервисты и находящиеся на военных сборах, не менее 183 дней в году;
  • занимающиеся творческим трудом, при условии официального членства в творческом союзе;
  • привлекаемые к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы в исправительном учреждении открытого типа или закрытого типа, в лечебно-трудовом профилактории;
  • выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, на сумму не менее 70 базовых величин;
  • отработавшие полный сезон на сезонных работах (список работ утверждается Совмином);
  • работающие по трудовому договору или на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском фермерском хозяйстве;
  • ведущие личное подсобное хозяйство, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности или поселке городского типа. Выделение участка для такой деятельности и период занятия ей должен быть письменно подтвержден местным исполнительным комитетом;
  • учащиеся дневной формы обучения, кроме получающих дополнительное образование;
  • выпускники учреждений образования, направляемые на место работы по распределению или направлению на работу, на период предоставляемого отдыха;
  • зарегистрированные безработные, проходящие профессиональную подготовку, или повышение квалификации по направлению соответствующих государственных органов;
  • являющиеся священнослужителями, церковнослужителями в религиозных организациях, членами монашеских общин;
  • занимающиеся ремесленной, адвокатской, нотариальной или иной деятельностью, при условии уплаты за отчетный период подоходного налога, единого налога с индивидуальных предпринимателей, налога при упрощенной системе налогообложения или иного налога на соответствующий вид деятельности в размере не меньшем 20 базовых величин;
  • получающие (за исключением единовременных выплат) пенсии, пособия из республиканского бюджета или от других государств, страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • Под действие Декрета не попадают граждане, более 183 дней в году отбывавшие наказание в виде лишения или ограничения свободы в учреждениях закрытого или открытого типа, в лечебно-трудовых профилакториях, находившиеся под стражей или домашним арестом.

    Налоговая выплата уменьшается на размер уже уплаченных в отчётном году налогов. Следовательно, тот, кто уже уплатил, например, подоходный налог размером менее 20 базовых, имеет право на уменьшение на эту сумму «налога на тунеядство».

    Добровольно сообщившим с 01.05.2015 до 31.05.2016 года о своем «тунеядстве» в налоговую инспекцию предоставляется скидка в размере 10%. Этим лицам следует уплатить налог в срок до 1.06.2016 года. Остальные «тунеядцы» должны платить полную сумму налога, но, до 15.11.2016.

    Для установления лиц не участвующих в финансировании госрасходов будет проводиться контроль декларирования доходов и имущества граждан, а также соответствие реальных доходов и расходов сведениям, имеющимся у налоговых органов без предоставления деклараций.

    Формы и методы контроля расходов и доходов граждан определяются Правительством и другими органами по его поручениям.

    При установлении сотрудниками ИМНС превышения расходов гражданина над доходами, информация о которых имеется у налоговых органов, а также в тех случаях, когда получение дохода не подтверждено, Министерство по налогам и сборам письменно требует от гражданина информацию об источниках доходов.

    Гражданин обязан в течение 30 календарных дней предоставить письменные пояснения по запросу. Пояснения, предоставленные после истечения указанного срока, не принимаются во внимание. Лицо, подавшее пояснения вправе предоставлять документы, подтверждающие сведения о полученных доходах и понесенных расходах

    В случае, если пояснения не представлены или не указывают источник доходов (факт несения расходов), сумма превышения расходов над доходами облагается налогом в соответствии с законодательством.

    Стоит обратить внимание – в этом случае сумма требуемого налога может превышать 20 базовых величин.

    Также «налог на тунеядство» не является способом легализации доходов, т.е. и после добровольной его уплаты налоговые органы вправе и обязаны проводить действия по выявлению незадекларированных доходов и налагать соответствующие взыскания. На практике уплата налога скорее привлечет внимание и станет отправной точкой для дальнейшего расследования.

    В Декрете даны указания привести действующее законодательство в соответствие с нормами декрета.

    О том, как нововведение будет реализовано на практике, мы узнаем еще в текущем году. Можно, однако, предположить, зная «советские» идеологические основы документа, что из того же периода будут возвращены и какие-то меры по его исполнению.

    Пока, только в ожидании документа, резко возросло количество зарегистрированных безработных, вырос уровень официальной безработицы, число свободных вакансий в центрах занятости уменьшилось также в разы.

    Так или иначе, Декрет принят, работа по исполнению началась, будем ожидать результата.

    Пять способов «откосить» от декрета о «тунеядстве»

    И почему родить ребенка или стать многодетной матерью – это не лучший выход.

    Известный экономист объяснил, как можно избежать участи «иждивенца», если ты остался без работы и не смог найти новую.

    Минтруда прогнозирует: под действие Декрета №1 могут попасть около 250 тысяч белорусов. В постановлении от 31 марта 2018 года №239 Совмин дал определение занятым и не занятым в экономике белорусам. Также стало известно, что «тунеядцы» будут по полному тарифу платить за ЖКУ и за пользование жилыми помещениями.

    Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук по просьбе Завтра твоей страны назвал пять способов «откосить» от обновленного декрета о «тунеядстве».

    Способ №1: стать ремесленником

    Самое простое – зарегистрироваться ремесленником. Будешь делать одну деревянную ложку в месяц или две в квартал, отчитываться, имитировать, что ничего не продается. Следующие полгода или год можно посвятить созданию оловянной или деревянной кружки.

    Способ №2: уйти в огородники

    Второе – это заиметь заброшенный участок и выращивать там помидоры-огурцы и прочее.

    Способ №3: открыть бизнес

    Третье – регистрация ИП – это довольно дорогой сюжет.

    Способ №4: вступить в творческий союз

    Творческие люди могут попытаться вступить в творческий союз и сказать, что мы поэты, писатели, пишем нетленки, и пять лет сочинять какую-нибудь брошюру, которая должна стать вкладом в развитие государственной идеологии.

    Способ №5: уехать из Беларуси

    Но самое простое – и я думаю, многие белорусы это выберут – уехать из страны. Сначала на заработки, а потом навсегда – зацепиться за рынок Польши, Литвы, Германии, России или Украины, как многие делают, и сказать: «Да ну ее, эту страну, власти которой заставляют нас платить за то, что мы не работаем, и не могут создавать рабочие места». Это самое опасное, что следует из данного декрета.

    Пять вопросов о «тунеядском» декрете

    – Те, кто воспитывает детей до 7 лет или растит троих и более несовершеннолетних детей, не попадают в список «тунеядцев». Может, этим постановлением Совмин увеличит рождаемость, и многие белоруски решат «откосить» от «тунеядства», родив ребенка, а лучше троих?

    – Абсолютно исключено. Если регистрация ремесленника практически ничего не стоит, как и самозанятость с участком земли, то представьте, сколько затрат на ребенка.

    – Согласно документу священники не являются «тунеядцами». А как быть их женам, которые официально не работают?

    – Думаю, статус РПЦ в Беларуси такой, что священнослужитель всегда найдет способ помолиться за лучшее решение своего вопроса. А на католиков это не распространяется – у них нет жен.

    – Выделят им какую-нибудь делянку возле военной части, оформятся ИП или ремесленниками. Голь на выдумки хитра. Психологическая поддержка солдат и курсантов воинских частей – вот, пожалуйста, ремесленник или ИП.

    – Как думаете, много ли найдется желающих переоформить жилье, чтобы «тунеядцу» не платить 100% за коммуналку?

    – Это сложно. Еще неизвестно, как будет вычисляться, сто процентов или нет. Если жена в декретном отпуске, а муж не работает, как будет делиться оплата за ЖКУ? Больше вопросов, чем ответов. Они сами себя запутали – столько энергии, времени и внимания, которое тратят чиновники (получающие хорошую зарплату!) на эти постановления. За эти деньги можно было бы целый район поднять из пепла, построить и сделать зарплату тысячу долларов.

    К сожалению, у нас такая трата ресурсов, видимо, считается продуктивной. Это говорит о том, что власти не научились признавать собственные ошибки и даже спускать их на тормоза не научились. Плодим нормотворческие лопухи, а потом этими лопухами прикрываемся и при этом претендуем на звание великой IT-страны, в которой есть возможности для развития бизнеса, не понимая, что сегодня развитие экономики и бизнеса – это, прежде всего, человеческий капитал. Люди, которых заставляют работать налогами и дополнительными оплатами услуг, – это капитал не свободный. Значит, он не будет работать производительно.

    – Много ли белорусов попадут на комиссии по «тунеядству»?

    – Если будет референдум в 2019 году, то, конечно же, мало. Политический контекст не тот, чтобы еще больше вызывать раздражение людей. А кроме раздражения он точно ничего не вызовет.

    «Постановление Совмина - это дно белорусского законодательства»

    Никакой логики научной там нет. Надо было к 1 апреля что-то представить, вот и представили. В этом, собственно, и есть лицо власти.

    Разбираться, кто из белорусов «тунеядец», а кто оказался в трудной жизненной ситуации, будут комиссии.

    Создание комиссий предусмотрено постановлением Совмина от 31 марта 2018 года №240, которым утверждено примерное положение о постоянно действующей комиссии по координации работы по содействию занятости населения.

    Примерное положение о постоянно действующей комиссии – это дно белорусского законодательства и юридической науки, потому что хуже уже быть не может, - комментирует Ярослав Романчук. - Закон должен быть четкий, однозначный, понимаемый всеми одинаково. Когда в законе называют положение приблизительным, это то же самое, что примерный Уголовный кодекс, приблизительный размер штрафа и наказания.

    Эксперт предполагает, что правительство не знает, как выйти из этой ситуации, и поэтому отдает принятие решений на откуп местным властям.

    Исполкомы могут использовать данный документ против тех, кто выступает с критикой властей. Это такая форма неофеодализма или белорусской крепостной зависимости. Декрет №1 ее только усиливает, - считает экономист.

    По мнению Романчука, этот документ абсурден, а местные власти до такого уровня абсурда не скатились и будут его игнорировать. Например, для показухи вылавливать алкоголика. Мол, вот смотрите, как мы работаем, заботимся о занятости и порядке.

    www.intex-press.by

    Война и ВПК

    Все за сегодня

    Мультимедиа

    Белоруссия: Вместо «налога на тунеядство» - принудительный труд и внесудебное лишение свободы

    Белоруссия обновила декрет о «социальном иждивенчестве», приняв новый декрет о «содействии гражданам в трудоустройстве», «стимулировании занятости» и проведении профилактической работы с «асоциальными элементами». Новый декрет дает право местным комиссиям без суда и по своему усмотрению отправлять «асоциальных» граждан в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) сроком до года.

    Декрет №1 «О содействии занятости населения», который президент Александр Лукашенко подписал 25 января 2018 года, оказался не новым, а уже известным, но «изложенным в новой редакции» декретом №3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества».

    А поскольку местным органам власти в декрете №1 отведена роль людей, близких к населению и ответственных за реализацию декрета, провластные кандидаты на местных выборах 18 февраля получили для общения с электоратом тему о том, как они будут трудоустраивать добропорядочных граждан и принуждать к выполнению общественного долга менее добропорядочных.

    Официальный телеканал АТН уже назвал декрет «матрицей нового социального договора между государством и гражданами».

    Беларусь, возможно, не осознавая этого, признала, что государство эксплуатирует население. Ведь понятие социального договора подразумевает соглашение, достигаемое гражданами по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением. В данном случае новый декрет показывает, что государство фактически бог и царь.

    Есть и приятная новость: сборы на финансирование госрасходов, которые уже были уплачены гражданами по декрету № 3, Министерство по налогам и сборам обещало вернуть. Правда, сроки возврата не обозначены, а механизм неясен. Известно только, что желающим нужно будет написать заявление о возврате.

    Но в декрете пока нет главного: определения того, кто, собственно, является «незанятым в экономике», а также «порядка отнесения трудоспособных граждан» к этой категории лиц. И то и другое должен определить Совет министров, причем, к 1 апреля 2018 года, что привносит дополнительный смысловой оттенок. Кроме того, в декрете №1 появилась «ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни» - новое понятие, которого не было в старой редакции декрета №3. Ресоциализацию предполагается проводить в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП).

    Решение о том, кто ведет образ жизни, достаточно асоциальный, чтобы быть подвергнутым ресоциализации, будут принимать чиновники, входящие в «комиссии по трудоустройству». Декрет №1 легализует деятельность этих комиссий, уже существующих по факту, и расширяет их полномочия, позволяя принимать решения о помещении в ЛТП «асоциальных» лиц. Более того, по причине отсутствия правовой базы, подобные решения будут приниматься по собственному усмотрению чиновников. В настоящее время помимо поиска работы для тех, кто желает ее найти, комиссии составляют списки лиц, по каким-либо причинам не желающих трудоустраиваться официально - потенциальных кандидатов на «ресоциализацию».

    При таком подходе очень легко будет признать неудобного властям гражданского активиста лицом, ведущим асоциальный образ жизни, и отправить его без суда в ЛТП. Таким образом, белорусские власти создали механизм внесудебного лишения свободы, причем с подстраховкой на случай скандала, поскольку ответственность легко свалить на местных чиновников.

    «Раньше в ЛТП отправлял только суд, и только лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. И еще тех, кто не возмещал расходы на содержание государством детей, если они несколько раз в году привлекались к административной ответственности. Что теперь? Если буквально понимать декрет, то любого тунеядца исполком сможет отправить в ЛТП сроком до 12 месяцев… Без предупреждения и привлечения к административной ответственности», - пояснил ситуацию юрист Александр Жук на своей странице в «Фейсбуке».

    Что касается общей логики обоих вариантов декрета, то она основана на утверждении, что «тунеядцы» не платят налоги. Но 52% доходной части бюджета Беларуси на 2018 год составляет 20-процентный налог на добавленную стоимость, которым облагаются покупки граждан и юридических лиц. Работает гражданин или нет, он становится налогоплательщиком, придя за покупками в магазин.

    Вместо ежегодного «сбора на финансирование государственных расходов», прозванного в народе «налогом на тунеядство», декрет ввел «оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости». Это коснется с 1 января 2019 года всех трудоспособных граждан, не работающих официально, то есть, не платящих подоходных налогов. Ни услуги, подлежащие оплате, ни их полная стоимость, декретом тоже не определены. Разобраться в этом вопросе также должен Совет министров Беларуси, и тоже к 1 апреля 2018 года. Определенно, никто в Белоруссии еще не получал шанса на столь яркую первоапрельскую шутку.

    Полицейское государство без прикрас

    Тунеядцы выступили против Лукашенко

    Закон против тунеядцев в Белоруссии

    Белоруссия - не государство для народа

    В целом, весь декрет № 1, по мнению экспертов, носит крайне неконкретный характер. «Здесь нет ни одной нормы прямого действия. И как он будет реально действовать, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», - заявил председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин. А Валерий Карбалевич, политолог и эксперт аналитического центра «Стратегия», полагает, что «в новом декрете заложены мины», которые приведут к серьезным последствиям при внедрении закона. Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать неудачным предыдущий декрет №3, и новый № 1 был разработан исключительно с целью сохранить лицо.

    Напомним, что декрет № 3 появился на фоне экономического кризиса, когда власти думали, как пополнить бюджет, а граждане - как выжить в условиях массовых сокращений и повышения пенсионного возраста. В результате, когда в декабре 2016 года «тунеядцы» стали получать уведомления от налоговой, многие не смогли заплатить требуемой суммы. Хотя неплательщикам грозили штрафы и арест до 15 суток с привлечением к общественным работам, из 470 тысяч человек, получивших извещения, «тунеядский» налог заплатили лишь 44,5 тысячи - меньше 10% от общего числа попавших под действие закона. Вместо планируемых 100 миллионов долларов это принесло в бюджет порядка 7,14 миллиона долларов - сумму в масштабах государства более чем скромную.

    Также выяснилось, что система учета, выявляющая «тунеядцев», работает плохо, как, впрочем, и государственная система трудоустройства. Что в небольших городах работы просто нет. Наконец, декрет №3 не предусматривал множества ситуаций, отчего в «тунеядцы» записывали больных, ухаживавших за ними родственников, демобилизованных солдат и выпускников вузов. Механизм применения декрета пришлось корректировать на ходу, изменив и приняв за 34 месяца его действия 109 нормативных актов, и все равно он работал неэффективно. В то же время в обществе нарастало недовольство. Формулировка «социальное иждивенчество» многими была воспринята как оскорбление. Людей возмущало и то, что государство отбирает у безработных последние деньги, вместо того, чтобы оказать им помощь. Охота на «тунеядцев» в ряде случаев привела к самоубийствам безработных, а уличные протесты достигли масштабов, каких Белоруссия не знала с середины 90-х годов.

    В конце концов, власти пошли на попятный. Правда, приостановив действие декрета №3, Лукашенко заявил, что он будет не отменен, а «значительно доработан». Доработанный вариант в виде №1 и был представлен в конце января.

    • Что грозит водителям за чрезмерную тонировку стекол в 2018 году Несмотря на активные попытки дорожно-патрульных служб бороться с таким явлением, как тонирование стекол и передних фар, это […]
    • Реестр или Настройки? В некоторых случаях изменение ключевых значений конфигурации программы, хранящихся в настройках операционной системы, является единственным способом, позволяющим […]
    • Проезд под знак кирпич штраф 2018 Чем грозит проезд под кирпич – штрафом или лишением прав (требования в 2018 году) Статья написана с учетом редакции Правил дорожного движения от 1 июля 2015 года с учетом всех нововведений […]

Декрет «О содействии занятости населения», который изложил в новой редакции скандальный декрет «о тунеядцах».

Фото из архива

В Беларуси создадут базу «тунеядцев»

Одно из главных новшеств документа - отмена сбора на финансирование государственных расходов или, проще говоря, налога «на тунеядцев». Тем, кто его уже успел заплатить, вернут деньги.

В ближайшее время будет создана база данных трудоспособных граждан, которые не заняты в экономике.

Как пояснил на пресс-коференции в Минске заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович , база данных будет создана в два этапа. На первом этапе - на основе республиканских информационных ресурсов. На втором этапе база будет откорректирована с учетом информации, полученной от местных исполнительных органов власти.

За декрет будут отвечать на местах

Для реализации декрета при местных органах власти будут созданы специальные комиссии. В их состав войдут депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, представители милиции, ЖКХ, общественных объединений и так далее.

«Основанием для работы комиссии будет база данных тех людей, которые трудоспособны, но не заняты в экономике. Комиссии будут приглашать их, чтобы определить, в какой ситуации оказался человек. Комиссия увидит этого человека с его проблемами. То есть, при реализации декрета будет комплексный подход к решению всех проблем людей. Документ имеет социальную окраску» , - рассказала сайт депутат Палаты представителей, член постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Тамара Красовская , которая участвовала в межведомственной рабочей группе по разработке нового декрета.

По ее словам, комиссии будут применять индивидуальный подход к гражданам, которые попали в базу данных.

«Если мы видим, что на рынке труда нет таких специальностей, которыми обладает этот человек, то ему будут предлагать переобучиться, получить другую квалификацию. А прежде чем он будет ее получать, он может поучаствовать в каких-либо работах. То есть все будет делаться для того, чтобы люди сегодня жили достойно» , - отметила Тамара Красовская.

«Тунеядцы» заплатят по полной

Тем же трудоспособным гражданам, которые все же не будут заняты в экономике, с начала следующего года придется полностью платить за субсидируемые государством услуги. Список таких услуг до 1 апреля этого года .

При разработке декрета предлагалось взимать по полной за коммунальные услуги. «На межведомственной рабочей группе шла речь только об услугах ЖКХ» , - рассказала Тамара Красовская.

В связи с этим возникает вопрос, как будет осуществляться эта норма, если в одной квартире проживают как работающие, так и «тунеядцы».

«Такие люди будут приглашаться в комиссию, где будет уточняться, почему они не работают. И когда будет видно, что человек действительно не хочет работать, ведет такой образ жизни, что живет за счет мамы, тогда было такое предложение, чтобы разделить лицевые счета. Мама будет за себя платить, а сын - за себя. Это предложение. А как будет - определит Совет министров» , - объяснила Тамара Красовская.

При этом у комиссии будет право полностью либо частично освободить «тунеядцев» от стопроцентного возмещения затрат на услуги в связи «с нахождением в трудной жизненной ситуации» .

Эксперты критикуют

Ряд экспертов раскритиковали декрет.

Юрист и председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин в комментарии для БелаПАН отметил декларативность документа.

«Здесь нет ни одной нормы прямого действия. И как он будет реально действовать, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», - сказал эксперт.

Балыкин также подверг сомнению экономический смысл документа на фоне того, что государство и так декларирует намерения о движении к полному возмещению населением стоимости услуг ЖКХ.

А эксперт аналитического центра «Стратегия», политолог Валерий Карбалевич предположил, что «в новом декрете заложены мины, которые начнут взрываться со вступлением его в силу в 2019 году» .

Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать декрет «о тунеядцах» неудачным, поэтому, чтобы сохранить лицо, они разработали новый документ.

«Государство увидело неэффективность декрета № 3, она была очевидна, потому как взимание сбора оказалось невозможным в большинстве случаев. Взыскивать его стало себе дороже, да и издержки по администрированию были выше возможной выгоды. С другой стороны, признать декрет неудачным у государства не хватило политической воли и сил - пытались сохранить лицо» , - полагает Сергей Балыкин.

Публикации по теме