Сущность переходной экономики, ее основные черты и особенности. Сущность переходной экономики и переходного периода. Концепции переходной экономики

Как бы ни различались и ни назывались исторические этапы развития человеческого общества и его экономические системы, переходы от одной ступени к другой всегда не одномоментны. Они занимают определенный исторический отрезок времени и явно отличаются от функционирования уже устоявшейся экономической системы.

Так, чистая либеральная рыночная экономика, в основе которой лежала частная собственность и совершенная конкуренция, по мере своего развития и концентрации капитала породила многие формы конкуренции, среди которых следует выделить олигополию, монополистическую конкуренцию и монополию. Механизм функционирования рынка, основанный на совершенной конкуренции и зависимости спроса и предложения лишь от цены, начал давать сбои. Великая мировая депрессия 1929- 1932 гг. тому подтверждение. Возникла необходимость перехода к новой экономической модели – смешанной рыночной экономике, которая, во-первых, основывается на смешанной форме собственности, в которой, во-вторых, механизм функционирования экономики допускал различные типы конкуренции и, в-третьих, потребовал учета влияния на спрос и предложение (кроме цены) неценовых факторов, и наконец, в-четвертых, в экономике, наряду с рынком, появилось государство с особыми экономическими и правовыми функциями. По этим и другим причинам в конце ХХ века весьма заметно изменилась суть рыночной экономической системы, в частности, в сторону социализации, осуществляя переходы к разным экономическим моделям.

Чем же вызвана необходимость переходов и самого переходного периода?

Необходимость особого,переходного периода обусловлена, во-первых, историческим развитием, прогрессивным движением человечества и его социально-экономического устройства, самой эволюцией. Старение экономической системы, ее неспособность к саморазрешению внутренних противоречий и самообновлению создает необходимость перехода к новой системе . Во-вторых, со временем происходят и накапливаются изменения в общих условиях функционирования экономических систем, которыми являются:

Природно-климатические условия;

Степень развитости социальной общности людей;

Социокультурная среда (ценностные ориентации, духовная, нравственная культура и т.д.)

Накопившиеся изменения в самой системе и ее условиях при определенной их критической массе становятся противоречивыми. Если эти противоречия экономическая система уже не способна разрешить, то таковые вызывают необходимость изменения или смены самой экономической системы. Острота противоречий со временем достигает такой точки напряжения, в которой устойчивость данной экономической системы теряется. Она уже не может самовоспроизводиться в прежнем своем качестве, не может быть сама собой. Наступает необходимость определиться в новой экономической системе и осуществить переходный этап развития.

Особенности противоречий переходного общества по сравнению с противоречиями устойчивой экономической системы состоят в следующем.

Во-первых, они являются глубинными , т.е. отражают несовместимость базовых основ, представляющих противоположности (системных принципов старого и нового строя, оказавшихся вместе).

Во-вторых, эти противоречия – не временные и "лечащие", стабилизирующие, как в устойчивой системе, а нарастающие и разрушительные , поскольку ведут не к сбалансированию, не к компромиссу, а к вытеснению одной (новой) экономической системой – другой (старой).

В-третьих, в силу нарастания социальной напряженности противоречия переходного периода можно отнести к социально опасным , ибо формой их проявления могут быть массовые противостояния граждан внутри данной страны со всеми вытекающими тяжелыми последствиями.

К основным противоречиям переходной экономики трансформационного типа можно отнести противоречия :

Между отношениями собственности, возникшей в результате поспешной ("номенклатурной" или "ваучерной") приватизации и отношениями собственности государственного сектора;

Между неразвитой еще денежной системой рынка и реальной необходимостью обходиться без денег (бартер) либо денежными суррогатами;

Между отношениями в экономике и законодательно-правовыми отношениями;

Между легальной и быстро развивающейся теневой экономикой.

Между бюрократическим "введением" рынка и его реальной неразвитостью;

Между трудом и его реальной оплатой в условиях растущей инфляции;

Между сферой производства и сферой обращения, трансформирующимися в разных скоростных и качественных режимах;

Между неоправданным обогащением одних и необоснованным объедением других.

Главными из таких противоречий следует назвать противоречия в отношениях собственности, труда и доходов. Так, к примеру, стремительный и глубокий спад производства в Республике Беларусь и других странах СНГ в результате системного кризиса требует трудового и творческого прорыва, для того чтобы "выскочить" из "кризисной ямы" и выйти на путь устойчивого экономического роста. Но этому противоречит сложившаяся обвальная бедность основного населения и потеря им материальной и моральной мотивации к трудовому энтузиазму.

Механизм разрешения противоречий в устойчивой экономической системе и в переходном обществе, также как и характер противоречий, не может быть одинаковым. Кроме того, этот механизм зависит и от стратегических целей осуществляемого перехода, т.е. от той системы (или модели) общества, к которой оно переходит.

При создании и использовании механизма разрешения противоречий важным фактором является время . Ряд противоречий нужно разрешать сразу, срочно, не откладывая, чтобы не вызвать необратимых последствий – явлений гистерезиса . Гистерезис означает неспособность экономической системы или ее компонентов вернуться в нормальное состояние, т.е. их разрушение. А это особенно опасно, когда дело касается человеческого фактора экономики, а также морали, нравственности населения.

К этому следует добавить, что на механизмы разрешения противоречий перехода не могут не влиять конкретные социально-экономические особенности той страны, в которой осуществляется переход, т.е. в разных странах они могут не совпадать.

И так: необходимость переходного периода в экономике обусловлена наличием следующих основных факторов , к которым следует отнести:

Экономические (устаревшие производственные отношения, тормозящие экономическое развитие);

Технико-экономические (моральный и материальный износ производственного потенциала, требующий перехода на принципиально новую научно-технологическую ступень);

Организационно-управленческие (кризис управления);

Мотивационные (исчерпание мотивационного потенциала действующей системы);

Социальные (падение уровня жизни, напряженность, конфликтность и необходимость перехода к более прогрессивной системе);

Внешние (тормозящие или разрушительные воздействия внешних условий и сил).

Для вступления в переходный период не обязателен весь комплекс этих факторов, сила некоторых из них может быть так велика, что вызовет переход.

Признаками наступающего или наступившего переходного периода можно считать:

Несовместимость, альтернативность экономических форм;

Неустойчивость, нестабильность экономического развития с явлениями спада или кризиса;

Интенсивное развитие новых для существующей системы экономических отношений;

Обострение интересов, конфликтность старых и новых экономических отношений и их субъектов.

Таким образом,переходный период в экономике отражает особое ее состояние, характеризующееся неустойчивостью, промежуточностью и выражающее переход от одной ступени развития к другой либо переход к иному типу экономической системы.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и структура современной экономической теории
Экономика - древняя наука. Ее начала заложены еще в царстве Вавилония в 1800 г. до нашей эры, когда был создан первый свод законов по управлению государством. В числе их были и зако

Функции экономической теории
Исследуя экономические явления и процессы, законы и закономерности их протекания и развития, механизм хозяйствования, экономическая теория выполняет три основные функции.

Методы экономической теории
Разрабатывая и создавая экономическую теорию, экономическая наука использует целый арсенал методов исследования. Методы экономической теории - это конкретные способы и приемы ее проникно

Основные направления экономической теории
В числе главных направлений экономической теории выделим три: классическое, марксистское и кейнсианское. Классическая экономическая теория сложилас

Структура и связи экономических наук
Экономическая наука в целом - сложное образование, имеющее собственную структуру. Ее можно представить себе в виде большого здания, где на едином мощном фундаменте возвышаются многи

Развитие экономических систем и его исторические тенденции
Изменение, развитие происходит и в природе, и в обществе. Любая экономическая система когда-то возникает, формируется и увядает, т.е. имеет свою историю. При

Современные понятия, функции и структура экономической системы
Так, что же представляет собой экономическая система? Система вообще означает сложную и взаимосвязанную совокупность каких-то элементов. И хотя с этим не спорят экономисты,

Субъекты экономической системы
Экономическая система не существует вне человеческого общества, поэтому в ней действует множество субъектов. Субъектамиэкономической системы являются у

Типы экономических систем и их критерии
Человечеству в своей непростой истории довелось «пережить» уже достаточно много разных экономических систем. Это и дает основание ставить вопрос об их классификации. Классификация в

Рыночный тип экономической системы: рыночная экономика совершенного и несовершенного вида
Реальная жизнь всегда трудно укладывается в жесткие рамки схемы. Классификация – это сложное дело науки. Жизнь же часто "путает" ее, внося свои коррективы. Учитывая это, н

Сравнительная характеристика двух основных видов рыночного типа экономики
Совершенная (свободная) рыночная экономика Основные сравнительные черты Рыночная экономика несовершенного вида Единол

Сущность и функции собственности
На любой исторической ступени развития общества, в любой экономической системе неизменно встают вопросы: кто является хозяином в экономике? Кому принадлежат средства производства и

Субъекты и объекты собственности
Подсубъектами собственности понимают конкретных людей (группы), которые вступают между собой в отношения собственности. Субъектами собственности могут быть отдельный инди

Формы и виды собственности
Определение форм и субъектов права собственности имеет не только чисто теоретическое, но и практическое значение. От формы собственности и субъектов права собственности зависит реше

Юридические лица и организационно-правовые формы субъектов хозяйствования в Республике Беларусь
Участие в рыночных товарно-денежных отношениях нередко требует весьма значительных капиталов, которыми не обладают отдельные физические лица. Только объединив капиталы мн

Деление юридических лиц в зависимости от прав их учредителей (участников, членов) на имущество юридического лица
По этому критерию юридические лица делятся на три вида: а) юридические лица, учредители (участники, члены) которых сохраняют право собственности или иное вещное право на имущество юридичес

В зависимости от целей деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие
Коммерческие юридические лица преследуют цель осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности с получением прибыли как основного ее итога, а также распределения

Основы и особенности разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь
Производство разных благ или разные отрасли производства развиваются неодинаково быстро: одни достигают высокого технико-технологического уровня, в то время как другие могут по разн

Сущность производства и его взаимосвязь с потребностями
На какой бы ступени исторического развития не находилось бы человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые чел

Ресурсы и факторы производства
Для создания материальных и духовных благ и услуг необходимы ресурсы и факторы производства. Что же понимает экономическая теория под этими категориями? Ресурсы про

Человек в системе общественного производства
Главной целью и фактором производства, его развития и совершенствования является человек. Как участник производства он выступает в трех лицах. С одной

Ограниченность производственных ресурсов и проблемы выбора
Ресурсы производства всегда ограничены по отношению к разнообразным безграничным потребностям общества. Ограничителем труда как ресурса выступает общая численность трудоспособного н

Альтернативные возможности производства масла и пушек
Возможности Пушки, тыс. шт. Масло, млн. кг А Б

Продукт как результат производства: индивидуальный и общественный продукт
Результатом производства, а значит взаимодействия его факторов, выступает продукт – это полезная вещь, предмет или услуга, которая способна удовлетворит

Эффективность производства: понятия, показатели, пути и факторы повышения
На всех этапах исторического развития общество всегда интересовал вопрос: ценой каких затрат достигается конечный производственный результат. Ответ на данный вопрос мы находили в по

Сущность и основные типы воспроизводства
Для того, чтобы человеческое общество могло существовать процесс производства благ и услуг должен быть непрерывным. Процесс производства, рассматриваемый как непрерывный,

Воспроизводственная структура и условия реализации общественного продукта
Общественный продукт - это результат работы всего производства страны за определенный период времени. В процессе воспроизводства общественный продукт проходит 4основ

Экономический рост: понятие, цели и его измерение
Под экономическим ростом понимают процесс, характеризующийся увеличением массы создаваемых благ и услуг в соответствии с объемом и структурой складывающихся общественных потребностей.

Факторы экономического роста
Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества роста.

Типы и модели экономического роста
Соотношение между темпами роста продукта и изменением объемов факторов производства может быть разным в зависимости от типа экономического роста. В теоретическом плане могут быть

Экономический рост и структурная перестройка Республики Беларусь
Экономический рост часто зависит от структуры народного хозяйства, т.е. соотношения отраслей и сфер, сложившейся в экономике страны. Он либо тормозится, либо стимулируется ею.

Основные черты и особенности натурального и товарного хозяйства
Форма общественного хозяйства - это определенный способ, тип организации хозяйственной деятельности людей, реальное функционирование общественной экономики. К общи

Товар и его свойства
В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые специфические свойства, превращающие его в товар.

Закон стоимости – экономический закон товарного производства
Закон стоимости - это объективный закон развития товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров осуществляются в соответствии со стоимостью, т.е. общ

Теории стоимости
Изучение стоимости товара сильно затруднено по следующим обстоятельствам. Стоимость нельзя обнаружить непосредственно на поверхности хозяйственной жизни, поскольку она выражает неви

Деньги: их возникновение, сущность и теории
По вопросу о возникновении денег существует несколько концепций, но основными являются рационалистическая и эволюционная. Первая концепция, возникнув во времена Ари

Понятие, условия возникновения и функции рынка
Рынок есть особая форма организации товарного хозяйства. Это объективное явление экономики, основанной на товарном производстве и товарном обмене. С рынком связан каждый субъект хоз

Структура и типы рынков
Рыночная система - довольно сложное образование, поэтому существует несколько критериев разграничения ее структурных элементов. Наиболее часто для классифи

Инфраструктура рынка
Рынок формирует свою инфраструктуру. Рыночная инфраструктура - это совокупность организаций, учреждений, предприятий и служб, которые обслуживают и обеспе

Позитивные и негативные стороны рынка
Рынок, рыночная система обладают рядом позитивных и негативных сторон. К позитивным сторонам рынка западные экономисты относят: 1. Эффектив

Рынок и рыночная экономика
Понятия "рынок" и "рыночная экономика" не являются тождественными. Как уже сказано, рынок в тех или иных формах существует с тех пор, с каких функционирует товар

Понятие и основные элементы механизма функционирования рынка
Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что современная экономика - это многочисленные постоянные потоки товаров и услуг, перемещающиеся навстречу друг дру

Сущность, функции и система цен
В экономической науке сложились два диаметрально противоположные подходы по определению сущности и размера цены товара. Первый представлен классической концепцией ценообразования, б

Спрос: понятие, факторы, эластичность
Спрос - это денежная форма выражения потребности, т.е. это количество товаров и услуг, которое покупатели желают и могут (готовы) купить по некоторой цене в течение определенного п

Предложение: понятие, факторы, эластичность
Предложение- это количество товаров или услуг, предложенное для реализации на рынки, или которое в данное время и в данном месте могут получить люди, желающи

Рыночное равновесие и равновесная цена
Основой рыночного механизма является взаимодействие спроса и предложения. Сведя вместе эти понятия, можно выяснить, как взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и реше

Конкуренция: сущность, формы, методы конкурентной борьбы
Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренц

Виды конкуренции
Цель Механизм Результаты Внутри - отраслевая Получение сверхприбыли

Основные характеристики форм и моделей конкуренции
Формы и модели конкуренции Признаки, определяющие форму и модель конкуренции Степень контроля над ценами

Типы переходных периодов
Переходные периоды– не новое явление в истории социально-экономического развития. Такие периоды были и раньше. Это дает

Общие и специфические закономерности переходной экономики
Несмотря на различия типов переходных периодов можно выделить их наиболее общие закономерности, которые присущи любому переходному периоду в экономическом развитии.

Функции государства в переходной экономике
Любое системное целое, как и сложный, системный процесс, не может обойтись без регулирования или управления. Различие заключается в том, что одни системы регулируются внутренними, к

Особенности переходного периода в экономике Республики Беларусь
В социально-экономическом развитии Республики Беларусь 1996-2000 годы явились переломным этапом в преодолении глубоких кризисных явлений, происходящих в стране вследствие развала СС

Индексы основных социально-экономических показателей, в % к 1990 г
(в сопоставимых ценах)* Вало

Индексы основных показателей по инвестициям и строительству, в % к 1990 г
(в сопоставимых ценах)* Ввод

Истоки и сущность социально ориентированной рыночной экономики
Вопросы "Куда идем?" "К чему переходим?" воспринимаются теперь уже не так болезненно, как раньше, поскольку главный ответ известен: "к социально ориентирова

Основные модели, сущность, принципы и функции социальной рыночной экономики
Хотя Германия – хрестоматийный пример страны с социальным рыночным хозяйством, история этого типа экономической системы выходит далеко за рамки германского опыта. Социально-экономич

Социальные ориентиры в социальной рыночной экономике
Так как экономика всегда должна быть социальна, то она не может существовать без человека и в принципе не нужна, бессмысленна без него. Это значит, с одной стороны, без людей эконом

Экзаменационные вопросы
1. Роль экономики в развитии общества. 2. Предмет и функции экономической теории. 3. Структура экономической теории. 4. Возникновение и основные этапы развития экономичес

Е издание
Ответственный за выпуск О.Н. Солдатова В авторской редакции Художник обложки О.А. Стасевич Компьютерная верстка Н.М. Азаревич &nb

Совершенно очевидно, что смена экономической, политической, социальной, правовой, идеологической и нравственной систем в любой стране, а уж тем более в такой, как Россия, - процесс болезненный и длительный.

Это в 1990 году Григорий Явлинский и большая группа серьезных экономистов полагали, что основные преобразования можно провести за 500 дней. В 1992 году Егор Гайдар и тогдашнее российское правительство отвели на программу “шоковой терапии” 9 месяцев, а на весь процесс трансформации - 2 года. В 1996 году, на пятом году реформ, президент Ельцин просил у народа на завершение начатого еще 4 года - итого восемь лет. Но многие обществоведы уверены, что переходный период займет несколько десятилетий и будет завершен только со сменой поколений.

Общепринятого определения термина “переходный период” пока не выработалось, но большинство исследователей понимают его как время институциональных преобразований, в смысле - преобразования общественной системы, включая все ее существенные составляющие: морально-нравственную, политическую, правовую, экономическую. В частности, в экономической сфере необходим переход:

От жесткого, административно-командного регулирования цен, заработной платы, производства, потребления, товарных потоков

От планового наделения ресурсами и постоянного государственного финансирования убыточных производств

От “мягких бюджетных ограничений”, когда руководитель предприятия, даже имея деньги на расчетном счету, не мог приобрести ресурсы, и наоборот - не имея денег, инвестировал

К свободному ценообразованию на основе спроса и предложения на товары, услуги, деньги, рабочую силу и фискально-финансовым способам влияния на цены и доходы;



К приобретению ресурсов на открытых регулируемых рынках, с обязательной возможностью (и неизбежностью) банкротства убыточных предприятий:

К жестким ограничениям по деньгам и нормальному правовому регулированию задолженности, вплоть до банкротства:

От практически 100%-ой государственной собственности на средства производства, 80%-ой доле в ВВП и 95%-ой доле в занятости (по сути - все граждане являлись госслужащими, в том числе и колхозники)

К ограничению государственного сектора 20-33%-ной долей:

От имитации экономического роста на основе хищнического использования ресурсов (в том числе и трудовых), добровольно-принудительного, административного изъятия прибыли предприятий и доходов граждан в бюджет

К реальному росту на основе преимущественно частных инвестиций, формируемых финансовой системой из частных же сбережений на основе добровольности и возмездности.

Нет и не будет единства в представлениях о том, общество какого типа россияне желают построить. Проблема усугубляется тем, что строительство это началось в России в 1992 году не с “чистого листа”, как, например, в послевоенной Японии, а в результате краха доказавшей свою принципиальную нереформируемость командно-административной. “социалистической”, плановой системы, оставившей после себя тяжелое наследство в виде:

1. Гиперконцентрации производства. Неэффективные, с избыточной занятостью, да к тому же и “градообразующие” промышленные гиганты - “мастодонты” раннего индустриализма.

2. Гипертрофированного ВПК. Попытка конверсии которого с треском провалилась еще в конце 80-х гг.

3. Производства отрицательной прибавочной стоимости. Когда цена готового продукта не покрывает даже базовых или средних переменных издержек на его производство.

4. Случайного размещения производства. Города-заводы строились преимущественно в местах, не пригодных для нормальной жизни - например, на крайнем Севере.

5. Недоразвитой инфраструктуры. Как транспортной - “В России нет дорог - только направления”, так и рыночной - “Нет сервиса - только обслуживание”, “Нет индустрии развлечений - только клубы”. Не было также нормальных банков, бирж и т. д.

6. Разбалансированного товарно-денежного обращения, проявлявшегося в виде дефицитов, талонов, купонов, открыток, очередей и спецраспределителей.

7. Нищеты подавляющего большинства населения. Совокупные денежные доходы составляли менее 40% реального ВВП, а совокупные сбережения - менее 30%.

8. Социально-психологического иждивенчества и инфантилизма, вскормленного госпатернализмом. Низкая дисциплина, производительность труда и ответственность.

9. Правового нигилизма. Проявляющегося в обыденном сознании в виде поговорок типа “Закон - что дышло”, “Суди не по закону, а по совести”, “От сумы да от тюрьмы не зарекайся” и прочих благоглупостях, а в повседневном поведении в виде перманентной готовности решать проблемы неправовым путем.

10. Институциональной недоразвитости. Ни один из трех фундаментальных институтов современного общества - семья, собственность, гражданское право - не был нормально развит. В хиреющем состоянии поддерживались такие важные институты, как здравоохранение, образование, армия, идеология.

11. Скрытой безработицы. Существовали и продолжают существовать миллионы (от 7,5 до 25) искусственных рабочих мест. Прежде всего в НИИ и заводоуправлениях, а также на планово-убыточных предприятиях.

12. Инфляции и спада производства. С 1961 по 1986 покупательная способность рубля снизилась в 2,5 раза, затем этот процесс ускорился. Экономический рост прекратился фактически в конце 70-х годов, и после короткого всплеска середины 80-х начался спад, который превысил 10% ВВП уже к осени 1991 года.

Решать все эти проблемы пришлось “на марше”, параллельно с реализацией основных переходных программ, а иногда и вместо них. А этих программ наберется десяток. И лишь успешное окончание их реализации подведет черту под вторым в XX веке переходным периодом в истории России.

1. Либерализация цен и хозяйственной деятельности, предполагающая освобождение подавляющего большинства цен от административного контроля, сведение количества лицензируемых видов деятельности к минимуму, замену “разрешительного” принципа создания и ликвидации предприятий на “уведомительный”.

Либерализацию цен провести удалось еще в 1992 году. Тут же была решена проблема дефицита и очередей. Однако количество лицензируемых видов деятельности продолжает неоправданно расти, а “уведомительного” принципа не было и в помине даже в 1997-м.

2. Разгосударствление, предполагающее приватизацию большей части государственной собственности, включая земельную. Сведение доли государства в национальном богатстве и ВВП с 95 до 25-33%. Так называемая малая приватизация - передача в частные руки прачечных, булочных, ремонтных мастерских, парикмахерских и т. п. была завершена уже в 1992-м. В 1993-94 гг. состоялся так называемый ваучерный этап большой приватизации. В 1995-96 гг. правительство предприняло попытку передачи госпредприятий в частное управление методом денежных залоговых аукционов. С 1997 года начались прямые продажи госсобственности на инвестиционных торгах и аукционах. Но бывшие госпредприятия в своем большинстве так и не получили эффективного собственника и “стратегического” инвестора, способного кардинально улучшить менеджмент. К тому же к концу 1997-го не был решен земельный вопрос. Формально едва ли не три четверти ВВП в 1997 году производилось в частном секторе. Фактически же государство продолжает прямо или косвенно контролировать более двух третей общественного производства. Не удивительно, что работники частных предприятий и акционерных обществ продолжают направлять свои требования по заработной плате не формальным хозяевам, а федеральному правительству.

3. Создание рыночной инфраструктуры - банков, бирж, торговых домов, аудиторских и консалтинговых фирм, рекламных и маркетинговых агентств, страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и паевых фондов, современных средств связи и передачи информации. Рыночная инфраструктура была практически создана к началу 1995 года. В середине 1997-го в России уже было 2000 банков, 30 действующих бирж, 10000 рекламных агентств, 1000 страховых компаний, несколько сотен консалтинговых и аудиторских компаний. Началось создание аналогов взаимных фондов - паевых инвестиционных фондов.

4. Финансовое оздоровление. Предполагалось остановить инфляцию, стабилизировать национальную валюту, повысить скорость обращения денег и прохождения платежей, изменить структуру денежной массы таким образом, чтобы в ней преобладали безналичные средства, преимущественно инвестиционного характера. После четырех лет драматического падения, понизившего курс с 1,5 до 4500 рублей за доллар, с апреля 1995-го курс стабилизировался в границах 4500-5200 руб./доллар. Затем снижение возобновилось, но уже темпами, существенно уступающими темпам роста цен. В начале 1998 года покупательная способность доллара на российском рынке вернулась к уровню начала 1991 года. Инфляция сведена с 80 до 2-3% в квартал. Скорости обращения денег и прохождения платежей существенно возросли. А вот структура денежной массы значительно ухудшилась. В ней возросла наличная составляющая с 15 до 35% денежных агрегатов. Резко увеличились квазиденежные компоненты - неплатежи, зачеты и т. п., объем которых существенно (в два-три раза) превысил объем собственно денежной массы.

5. Маневр трудовыми ресурсами. Предполагалось перевести миллионы работников из государственного сектора - в частный, из трудоизбыточных регионов - в трудодефицитные, из умирающих, трудозатратных отраслей - в прогрессирующие, высокотехнологичные. Чтобы к концу перехода структура занятости в России соответствовала постиндустриальной - 7-9% в сельском хозяйстве, 18-25% - в промышленности, более 65% в сфере услуг. Доля занятых в госсекторе сократилась с 95% в 1991 году фактически - до 70% в 1997-м, (формально - до менее чем 40%). Маневр трудовыми ресурсами пока удается совершать без общего всплеска безработицы. Правда, в отдельных регионах (Иванове, Кузбасс, Северный Кавказ, Удмуртия) эта проблема уже вышла на одно из первых мест. Искусственные рабочие места продолжают сохраняться, только теперь там еще и месяцами не платят заработной платы.

6. Реструктуризация доходов и расходов семьи. Предполагалось увеличить долю денежных доходов населения в ВВП, снизить долю заработной платы в совокупных доходах семьи, увеличить объем и долю сбережений и расходов на услуги в текущих совокупных расходах, при снижении доли расходов на продукты питания и товары.

Доля денежных доходов населения возросла с 35-40% ВВП в конце 80-х до 60% в 1996-97 годах. Но реальные доходы понизились на 20-25% ввиду практически двухкратного падения самого ВВП. Доля текущих сбережений возросла с 3-5 до 19-23% в совокупных доходах и с 2 до 12% в ВВП. Доля заработной платы в совокупных доходах семьи сначала понизилась с 78 до 45%, а затем стабилизировалась на уровне 48-55%. Доля социальных трансфертов снизилась с 18 до 15%, а доля доходов от собственности, финансовой и страховой систем, предпринимательской деятельности возросла с 4 до 35%. Правда при этом надо учитывать тот факт, что часть, по сути, трудовых доходов, в силу особенностей российской налоговой системы, оформляется как доходы от финансовой и страховой систем.

Вместо того, чтобы снизиться, возросла доля расходов семьи на питание - с 33-35% до 42-44%, при этом снизилась доля расходов на непродовольственные товары - с 50 до 33%, особенно длительного пользования. Доля расходов на услуги возросла с 15-17% до 22-24%, и в ее составе возросли расходы на транспорт, содержание жилья и здравоохранение, при снижении доли расходов на бытовое обслуживание, питание вне дома, культуру, спорт, развлечения и отдых.

7. Создание эффективной системы социального сервиса. Предполагалось провести реформы:

а) пенсионного обеспечения - переход к накопительному принципу:

б) системы страхования - переход к добровольному и многофункциональному;

в) жилищного обеспечения - приватизация жилья и оплата коммунальных услуг населением при повышении их качества;

г) образования - обеспечение всеобщего бесплатного среднего (9-II лет), доступного профессионального (плюс 2-3 года), платного высшего (4-6 лет):

д) здравоохранения - гарантированный стандарт для всех, плюс система медицинского страхования, плюс система семейного врачевания.

Ситуация в социальной сфере на начало 1998 года может быть охарактеризована коротко - полный провал. Средняя пенсия не обеспечивает прожиточного минимума. Страхование носит выборочный и формальный характер. Лишь 10% граждан имеют возможность приобрести жилье и оплачивать коммунальные услуги в полном размере. Государственное “бесплатное” образование и здравоохранение погрязли в нелегальных поборах с населения и безответственности, частное - очень дорого.

8. Обустройство правового пространства. Предполагалось принять новые конституцию, гражданский, уголовный и налоговый кодексы, ввести суд присяжных, повысить роль адвокатуры в судебном процессе, а самой судебной власти - в системе разделения властей. Конституция принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В 1995 году введена в силу первая часть Гражданского кодекса, в начале 1996-го - вторая, в 1997 году появилась новая редакция Уголовного кодекса. Но дальше этого дело не пошло. Суд присяжных существует в нескольких регионах России лишь в виде эксперимента. Конфликтные ситуации в бизнесе по-прежнему решаются преимущественно во внесудебном порядке.

9. Налогово-бюджетная реформа. Предполагалось, что после принятия Налогового кодекса, сокращающего общее количество налогов и ограничивающего произвол властей всех уровней, а также упрощающего систему отчетности, будет введен 3-5-летний мораторий на изменения налогового режима. Декларировалось утверждение четкого процесса формирования сбалансированного бюджета, с небольшим (до 3% ВВП) или отсутствующим дефицитом. Бюджета, принимаемого за 1,5-2 месяца до начала нового года, основные параметры которого будут связаны с макроэкономическими показателями, а не благопожеланиями отраслей и регионов. Предполагалось, что власти всех уровней сами смогут поделить меж собой налоговые поступления и прекратят требовать от коммерсантов рассылать после каждой сделки по 20 платежных поручений в 20 инспекций. Шести лет оказалось недостаточно даже для того, чтобы начать исполнять эту программу.

10. Формирование среднего класса. Предполагалось, что едва ли не основной задачей переходного периода должно стать создание достаточно многочисленного слоя, объединяющего 60-80% совокупного населения страны, - гаранта политической стабильности, демографического воспроизводства населения, слоя собственников и наемных работников, экономически независимых граждан, ответственных избирателей, исправных налогоплательщиков, создателей массового спроса и держателей акций, облигаций и других ценных бумаг, участников страховых и пенсионных программ, обеспечивающих социальную стабильность и устойчивое экономическое развитие общества.

К концу 1997 года к среднему слою, с некоторыми оговорками, можно было отнести лишь около трети населения страны.

Нынешняя Россия переживает третий переходный период в своей истории. Первый переходный период (1861 – 1913гг.) – это переход от феодализма к капитализму. Второй, длившийся с 1917 по 1937 годы – это переход от капитализма к социализму. Нынешний переходный период, начавшийся в августе 1991г., означает обратный процесс – переход от социализма к капитализму. Вместе с Россией этот переход осуществляют еще 27 стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, в также Китай и Вьетнам, Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария Венгрия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Монголия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Чехия, Эстония, Югославия.

В странах с переходной экономикой проживает 8,1% всего населения мира. Однако их доля в мировом ВВП невелика и составляет 5,8% (1999г.). Уровень ВВП на душу населения в этих странах составляет около 60% от среднемирового уровня.

Переходный период- это период времени, когда страна переходит от одной исторической ступени развития к другой. Это время, в течение которого экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Переходный период – необходимый и закономерный этап в эволюции экономических систем. Это положение впервые было высказано К. Марксом в «Критике Готской программы»:

«Между капиталистическим и коммунистическим обществом, писал К. Маркс, - лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата»» (К. Маркс и Ф. Энгельс Сочинения Т.19, с.27.).

Проблемы переходного периода от капитализма к социализму рассматриваются в работах ВИ. Ленина «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» (1919г.) и Н.И. Бухарина «Экономика переходного периода». Сейчас идет обратный процесс – переход от командной экономики к рыночной, так что теория того переходного периода не может быть перенесена на нынешний.

Содержанием переходного периода является «посткоммунистическая трансформация общества». Под этим термином понимаются глубокие преобразования во всех сферах жизни общества: в экономике, политическом и государствено-административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике. В этом ряду экономическая трансформация занимает центральное место, поскольку успехи и неудачи экономических реформ в значительной степени определяют общественно-политическую ситуацию в целом. В экономической трансформации главную роль играют так называемые «институциональные преобразования», то-есть реформа собственности и отношений между хозяйствующими субъектами. Основным методом преобразований выступает либерализация. Либерализм (в переводе с латинского – свободный) означает невмешательство государства без особой необходимости в экономическую жизнь предприятий и граждан. Кроме того, ограничивается государственное регулирование сферы отношений между экономическими субъектами, например, фирмами и банками, минимизируется налогообложение и государственные расходы, обеспечивающие стимулы экономического развития и капитализацию доходов. Особое направление либерализации – разгосударствление экономики.

Россия, вставшая на путь либерализации экономики, провела ее в следующих направлениях: 1) был снят административный контроль над ценами и производством; 2) отменены:

Фондирование ресурсов;

Квотирование экспорта и импорта;

Множественность обменного курса.

Разумеется, все перечисленные инструменты государственного регулирования не были ликвидированы полностью, а остались в ограниченном масштабе. Они необходимы для регулирования естественных монополий, отраслей, имеющих особое значение для национальной безопасности или для защиты внутреннего рынка от импорта товаров, производство которых субсидируется в станах их происхождения.

Либерализация экономической жизни России понимается как освобождение принимающих конкретные хозяйственные решения рыночных субъектов от произвола чиновников, предприятий – от сверхтяжелого налогового пресса. Предполагалось, что либерализм должен органично сопрягаться с государственным протекционизмом в экономике в виде следующих форм:

А) защита государством интересов предприятий и отраслей отечественной экономики во взаимоотношениях с иностранными фирмами;

Б) обеспечение отечественным производителям разумных преимуществ, недопущение дискриминации этих предпринимателей со стороны зарубежных государств.

Переходный период – это период глубоких изменений в системе институтов. Одни институты командной экономики прекращают свое существование, другие трансформируются в рыночные институты, а третьи возникают впервые. Поэтому о переходном периоде говорят как о периоде институциональной трансформации. Эта трансформация включает:

Изменение формальных (договор) и неформальных условий хозяйствования;

Изменение отношений собственности (приватизация);

Возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний и т.д.);

Структурные изменения в экономике (появление и развитие малого предпринимательства).

Значение институциональной трансформации в переходный период состоит в том, что рыночное поведение хозяйствующих субъектов может опираться только на рыночные институты. Если они не созданы, то экономические субъекты будут вести себя не как субъекты рыночной системы, а как субъекты административно-командной системы. Поэтому институциональная реформа, и прежде всего разработка «правового поля» деятельности экономических агентов, первична по отношению к другим экономическим реформам (структурной, аграрной, налоговой и т.д.). Особенно важно, чтобы рыночные институты образовывали цельную и связанную систему. Изолированные одиночные рыночные институты не только не эффективны, но и не всегда работают по законам рыночной экономики. Даже в рамках административно-командной системы иногда допускалось существование рыночных институтов. Например, в Польше при социализме преобладала частная собственность на землю. Однако агарные отношения строились все-таки по законам командной экономики, потому что именно эта система определяла «правила игры».

Какова продолжительность переходного периода, то-есть время формирования рыночных институтов? Большинство ученых экономистов считает, что 10-20 лет. Это прогноз, но он основывается на практике постсоциалистической трансформации наиболее развитых стран Восточной Европы – Венгрии, Польши и Чехии. Основные преобразования в этих странах завершены в течение 10 лет, хотя переходный период еще не закончен. В России, где реформы идут значительно труднее, переходный период, по прогнозам заканчивается в 2010г., то-есть продлится примерно 18 лет. Началом переходного периода является смена политического строя в стране. В России это произошло в 1991г. в результате подавления августовского путча (ГКЧП), распада СССР, самороспуска Верховного Совета СССР и вынужденного отказа от власти Президента М.С. Горбачева.

В Венгрии некоммунистические силы пришли к власти в 1989г. в результате мирных парламентских выборов. В Польше, Чехословакии, Болгарии изменение политического строя в 1989-1990гг. сопровождалось демонстрациями и забастовками, но в основном носило, как и в Венгрии, мирный характер.

По каким критериям можно судить о завершении переходного периода?

Во-первых, это возникновение цельной системы рыночных институтов. Применительно к России это означает завершение рыночных реформ: приватизации, рыночной реформы предприятий, структурной реформы, реформы государственных финансов, налоговой реформы, социальной и аграрной реформ.

Во-вторых, начало устойчивого экономического подъема.

В–третьих, интеграция в мировую экономику.

В-четвертых, формирование большого и сильного среднего класса

1. Что такое цена спроса на товар?

2. Какое неоспоримое преимущество есть у ценового механизма рынка?

3. Что обозначает понятие “эластичный спрос”?

4. Что такое неэластичное предложение?

5. К чему ведет установление максимального предела цены?

6. Какие существуют виды конкуренции?

7. Какая форма конкуренции преобладает в современной рыночной структуре?

Тема 8.Переходная экономика: сущность, типы и содержание переходного периода Лекция 9. Переходная экономика: сущность, типы и содержание переходного периода.

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

переходной период в экономике; факторы переходного периода; типы переходных периодов; общие закономерности переходного периода; этапы переходного периода; государственно-организационное регулирование.

Необходимость и сущность переходного периода в экономике

Как бы ни различались и ни назывались исторические этапы развития человеческого общества и его экономические системы, переходы от одной ступени к другой всегда не одномоментны. Они занимают определенный исторический отрезок времени и явно отличаются от функционирования уже устоявшейся экономической системы.

Так, чистая либеральная рыночная экономика, в основе которой лежала частная собственность и совершенная конкуренция, по мере своего развития и концентрации капитала породила многие формы конкуренции, среди которых следует выделить олигополию, монополистическую конкуренцию и монополию. Механизм функционирования рынка, основанный на совершенной конкуренции и зависимости спроса и предложения лишь от цены, начал давать сбои. Великая мировая депрессия 1929- 1932 гг. тому подтверждение. Возникла необходимость перехода к новой экономической модели – смешанной рыночной экономике, которая, во-первых, основывается на смешанной форме собственности, в которой, во-вторых, механизм функционирования экономики допускал различные типы конкуренции и, в-третьих, потребовал учета влияния на спрос и предложение (кроме цены) неценовых факторов, и наконец, в-четвертых, в экономике, наряду с рынком, появилось государство с особыми экономическими и правовыми функциями. По этим и другим причинам в конце ХХ века весьма заметно изменилась суть рыночной экономической системы, в частности, в сторону социализации, осуществляя переходы к разным экономическим моделям.

Чем же вызвана необходимость переходов и самого переходного периода?

Необходимость особого, переходного периода обусловлена, во-первых, историческим развитием, прогрессивным движением человечества и его социально-экономического устройства, самой эволюцией. Старение экономической системы, ее неспособность к саморазрешению внутренних противоречий и самообновлению создает необходимость перехода к новой системе .Во-вторых, со временем происходят и накапливаются изменения в общих условиях функционирования экономических систем, которыми являются:

    природно-климатические условия;

    степень развитости социальной общности людей;

    социокультурная среда (ценностные ориентации, духовная, нравственная культура и т.д.)

Накопившиеся изменения в самой системе и ее условиях при определенной их критической массе становятся противоречивыми. Если эти противоречия экономическая система уже не способна разрешить, то таковые вызывают необходимость изменения или смены самой экономической системы. Острота противоречий со временем достигает такой точки напряжения, в которой устойчивость данной экономической системы теряется. Она уже не может самовоспроизводиться в прежнем своем качестве, не может быть сама собой. Наступает необходимость определиться в новой экономической системе и осуществить переходный этап развития.

Особенности противоречий переходного общества по сравнению с противоречиями устойчивой экономической системы состоят в следующем.

Во-первых, они являются глубинными , т.е. отражают несовместимость базовых основ, представляющих противоположности (системных принципов старого и нового строя, оказавшихся вместе).

Во-вторых, эти противоречия – не временные и "лечащие", стабилизирующие, как в устойчивой системе, анарастающие и разрушительные , поскольку ведут не к сбалансированию, не к компромиссу, а к вытеснению одной (новой) экономической системой – другой (старой).

В-третьих, в силу нарастания социальной напряженности противоречия переходного периода можно отнести к социально опасным , ибо формой их проявления могут быть массовые противостояния граждан внутри данной страны со всеми вытекающими тяжелыми последствиями.

К основным противоречиям переходной экономики трансформационного типа можно отнести противоречия :

    между отношениями собственности, возникшей в результате поспешной ("номенклатурной" или "ваучерной") приватизации и отношениями собственности государственного сектора;

    между неразвитой еще денежной системой рынка и реальной необходимостью обходиться без денег (бартер) либо денежными суррогатами;

    между отношениями в экономике и законодательно-правовыми отношениями;

    между легальной и быстро развивающейся теневой экономикой.

    между бюрократическим "введением" рынка и его реальной неразвитостью;

    между трудом и его реальной оплатой в условиях растущей инфляции;

    между сферой производства и сферой обращения, трансформирующимися в разных скоростных и качественных режимах;

    между неоправданным обогащением одних и необоснованным объедением других.

Главными из таких противоречий следует назвать противоречия в отношениях собственности, труда и доходов. Так, к примеру, стремительный и глубокий спад производства в Республике Беларусь и других странах СНГ в результате системного кризиса требует трудового и творческого прорыва, для того чтобы "выскочить" из "кризисной ямы" и выйти на путь устойчивого экономического роста. Но этому противоречит сложившаяся обвальная бедность основного населения и потеря им материальной и моральной мотивации к трудовому энтузиазму.

Механизм разрешения противоречий в устойчивой экономической системе и в переходном обществе, также как и характер противоречий, не может быть одинаковым. Кроме того, этот механизм зависит и от стратегических целей осуществляемого перехода, т.е. от той системы (или модели) общества, к которой оно переходит.

При создании и использовании механизма разрешения противоречий важным фактором является время . Ряд противоречий нужно разрешать сразу, срочно, не откладывая, чтобы не вызвать необратимых последствий – явленийгистерезиса . Гистерезис означает неспособность экономической системы или ее компонентов вернуться в нормальное состояние, т.е. их разрушение. А это особенно опасно, когда дело касается человеческого фактора экономики, а также морали, нравственности населения.

К этому следует добавить, что на механизмы разрешения противоречий перехода не могут не влиять конкретные социально-экономические особенности той страны, в которой осуществляется переход, т.е. в разных странах они могут не совпадать.

И так: необходимость переходного периода в экономике обусловлена наличием следующих основных факторов , к которым следует отнести:

    экономические (устаревшие производственные отношения, тормозящие экономическое развитие);

    технико-экономические (моральный и материальный износ производственного потенциала, требующий перехода на принципиально новую научно-технологическую ступень);

    организационно-управленческие (кризис управления);

    мотивационные (исчерпание мотивационного потенциала действующей системы);

    социальные (падение уровня жизни, напряженность, конфликтность и необходимость перехода к более прогрессивной системе);

    внешние (тормозящие или разрушительные воздействия внешних условий и сил).

Для вступления в переходный период не обязателен весь комплекс этих факторов, сила некоторых из них может быть так велика, что вызовет переход.

Признаками наступающего или наступившего переходного периода можно считать:

    несовместимость, альтернативность экономических форм;

    неустойчивость, нестабильность экономического развития с явлениями спада или кризиса;

    интенсивное развитие новых для существующей системы экономических отношений;

    обострение интересов, конфликтность старых и новых экономических отношений и их субъектов.

Таким образом,переходный период в экономике отражает особое ее состояние, характеризующееся неустойчивостью, промежуточностью и выражающее переход от одной ступени развития к другой либо переход к иному типу экономической системы.


Главная функция переходного периода – сформировать основу новой экономической системы. Притомкритерием новой, более прогрессивной системы явится рост экономической и социальной эффективности.

Следует иметь в виду, что переходная экономика сама по себе не представляет экономическую систему, поскольку не обладает свойствами системы – устойчивостью, целостностью, общим целеполаганием, интегративностью структуры . Переходная экономика – это особоесостояние экономики, отличающееся промежуточностью и неустойчивостью (рис.9.1.).

Сущность переходного периода
Совершенно очевидно, что смене экономической, политической, социальной, правовой, идеологической и нравственной системы в любой стране - процесс болезненный и длительный. Общепринятого определения термина "переходный период" пока не выработалось, но большинство исследователей понимают его как период институциональных преобразований - преобразование общественной системы, включая все ее существенные составляющие: морально-нравственную, политическую, правовую, экономическую. Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период. Если для каждой системы, или органической эпохи, по Сен-Симону, это прежде всего есть изменения функционирования, то для переходной экономики это по преимуществу есть изменения развития.
Отсюда первая черта переходной экономики - характерная неустойчивость.
Вторая черта, вытекающая из первой - альтернативный характер развития переходной экономики. Альтернативность имеет определенные границы, но при этом они могут быть успешными или безуспешными. И в этом случае переходная экономика со всеми своими изменениями дорлжна перейти в качественно новое состояние.
Третья черта - появление и функционирование особых переходных экономических форм.
Четвертая черта - особый характер противоречий в переходной экономике, вызванных противоречиями различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, на которые направлена переходная экономика, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер.
Пятая черта - историчность переходной экономики, которая с одной стороны связана с историческим характером переходного процесса, а с другой зависит от особенностей региона или отдельной страны.
Особенность в целом переходной экономики по сравнению с экономикой той или иной системы не выводит ее за рамки объекта общей экономической теории. Поэтому и предмет исследования в теории переходной экономики в целом остается тот же - экономические отношения людей.
По характеру переходных процессов можно выделить два типа переходной экономики. Первый тип выражает естественный ход исторической эволюции и условно может быть определен как тип естественно-эволюционный. Примером тому, могут служит переходные процессы во Франции к моменту революции 1789 года.
Второй тип - регулирование переходных процессов в определенном направлении, на основе сознательно разработанных программ реформирования общества. Поэтому условно этот тип можно было бы назвать реформаторско-эволюционный. Наиболее крупный пример подобного рода - "строительство" новой экономики и нового общества в России после 1917 года и возвратно-эволюционное движение России после 1991 года.
Сущность переходного периода российской экономики будет заключаться в необходимости перехода:
1. От жесткого, административно-командного регулирования цен, заработной платы, производства, потребления, товарных потоков.
К свободному ценообразованию на основе спроса и предложения на товары, услуги, деньги, рабочую силу и фискально-финансовым способам влияния на цены и доходы;
2. От плавного наделения ресурсами и постоянного государственного финансирования убыточных производств.
К приобретению ресурсов на открытых регулируемых рынках, с обязательной возможностью (и неизбежностью) банкротства убыточных предприятий;
3. От "мягких бюджетных ограничений", когда руководитель предприятия, даже имея деньги на расчетном счету, не мог приобрести ресурсы, и наоборот - не имея денег, инвестировал.
К жестким ограничениям по деньгам и нормальному плановому регулированию задолженности, вплоть до банкротства;
4. От практически 100%-ой государственной собственности на средства производства, 80%-ой доле в ВВП и 95%-ой доле в занятости (по сути - все граждане являлись госслужащими, в том числе ми колхозники).
К ограничению государственного сектора 20-23%-ной долей;
5. От имитации экономического роста на основе хищнического использования ресурсов (в том числе и трудовых), добровольно-принудительного, административного изъятия прибыли предприятий и доходов граждан в бюджет.
К реальному росту на основе преимущественно частных инвестиций, формируемых финансовой системой из частных же сбережений на основе добровольности и возмездности.
Нет и не будет единства в представлениях о том, общество какого типа россияне желают построить. Проблема усугубляется тем, что строительство это началось в России в 1992 году не с "чистого листа", как, например, в послевоенной Японии, а в результате краха доказавшей свою принципиальную нереформируемость командно-административной, "социалистической", плановой системы, оставившей после себя тяжелое наследство в виде:
1. Гиперконцентрации производства. Неэффективные, с избыточной занятостью, да к тому же и "градообразующие" промышленные гиганты - "мастодонты" раннего индустриализма.
2. Гипертрофированного ВПК: Попытка конверсии которого с треском прорвались еще в конце 80-х гг.
3. Производства отрицательной прибавочной стоимости. Когда цена готового продукта не покрывает даже базовых или средних переменных издержек на его производство.
4. Случайного размещения производства. Города- заводы строились преимущественно в местах, не пригодных для нормальной жизни- например, на крайнем севере.
5. Недоразвитой инфраструктуры. Как транспортной "В России нет дорог - только направления", так и рыночной - "Нет сервиса - только обслуживание", "Нет индустрии развлечений - только клубы". Не было также нормальных банков, бирж и т.д.
6. Разбалансированного товарно-денежного обращения, проявлявшегося в виде дефицитов, талонов, купонов, открыток, очередей и спецраспределителей.
7. Нищеты подавляющего большинства населения. Совокупные денежные доходы составляли менее 40% реального ВВП, а совокупные сбережения - менее 30 %.
8. Социально - психологического иждивенчества и инфантилизма, вскормленного госпатернализмом. Низкая дисциплина, производительность труда и ответственность.
9. Правового нигилизма. Проявляющегося в обыденном сознании в виде поговорок типа "Закон - что дышло", "Суди не по закону, а по совести", "От сумы да от тюрьмы не зарекайся" и прочих благоглупостях, а в повседневном поведении в виде перманентной готовности решать проблемы неправовым путем.
10. Институциональной недоразвитости. Ни один из трех фундаментальных институтов современного общества - семья, собственность, гражданское право - не был нормально развит. В хиреющем состоянии поддерживались такие важные институты, как здравоохранение, образование, армия, идеология.
11. Скрытой безработицы. Существовали и продолжают существовать миллионы (от 7.5 до 25) искусственных рабочих мест. Прежде всего в НИИ и заводоуправлениях, а также на планово-убыточных предприятиях.
12. Инфляции и спада производства. С 1961 по 1986 покупательная способность рубля снизилась в 2,5 раза, затем этот процесс ускорился. Экономический рост прекратился фактически в конце 70-х годов, и после короткого всплеска середины 80-х начался спад, который превысил 10% ВВП уже к осени 1991 года.

Публикации по теме