Гражданско патриотическое воспитание в современных условиях. Гражданское и патриотическое воспитание школьников

Тема: « Цель и задачи гражданско-патриотического воспитания »

Введение

История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов.

Пытается избежать отношения судьи и оценивать высказывания и мнения своих учеников. Он может осознавать потребности учеников, а затем искать способы их удовлетворения. Является переговорщиком в конфликтных ситуациях между детьми и детьми и взрослыми. Он может адаптировать методы работы со студентом к его потребностям и возможностям. специфичность психомоторного развития ребенка готова изменить планируемые эффекты, если этого требует ситуация.

Внимателен к трудным, чувствительным предметам, не игнорирует их в тишине. Он готов поделиться своими другими наблюдениями, опытом, взглядами, он может указать, что это его мнение, а не действительное мнение. Может оценить студентов, увидеть их сильные стороны; вознаграждать детей, хвалить их за то, что они делают хорошо.

Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические, духовно – нравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации, когда ей плохо. Патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно – деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.

Он характеризуется своим творчеством, оригинальностью; не является бессмысленным подражателем. Школьные учителя в сотрудничестве с родителями, школьным самоуправлением и студентами стремятся создать профиль выпускника. Ответственный, обязательный, солидный, что означает, что он: учится правам и стремится взять на себя обязанности ученика в школе и в семье; учится брать на себя ответственность за свое поведение и участие в работе группы; пытается понять мотивы сверстников и подавить реакцию не только на эмоции; заботится о вашей внешности, личной гигиене; знает, как избежать опасностей; Он очень хочет участвовать в жизни класса и школы.

В настоящее время насаждается культ развлечений и потребительства, эрзац – культуры, ложные жизненные ценности. Вместо Матросовых, Карбышевых, хороших матерей и отцов символами становятся - деньги, гламур, «рублевка», успех любой ценой. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Если такая модель утвердится окончательно, то наш народ может превратиться в бездумное население, а рядом сплоченные идейно цивилизации: мусульманский мир, растущий Китай, проявляющие имперские амбиции Соединенные Штаты Америки.

Самостоятельный, находчивый, открытый, что означает, что: он показывает свою собственную деятельность в различных задачах в школе и семейном доме; Он часто спрашивает старейшин, пытаясь удовлетворить свое любопытство; Он пытается спланировать свои действия.

Честный, правдивый, правдивый, что означает, что он: соответствует стандартам поведения в школьной и домашней обстановке и особенно важности искренности и правдивости; понимает, что человек не должен преследовать свои собственные потребности за счет прав и интересов других людей; уважает его и его собственность.

Следовательно, одним из аспектов обеспечения национальной безопасности нашей страны является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

Культурное, уважительное, уважительное отношение к другим, что означает: он знает основные принципы культурного поведения в повседневной жизни и применяет их; Он учится уважать национальные и религиозные символы и понимает, что они важны для его или ее групп людей; Он учит уважению других людей, также различным по-разному и старается не оскорбить их поведение; Не используйте оскорбительные или вульгарные слова.

Критический по отношению к себе и другим, а это означает, что: он или она может распознавать и исправлять ситуацию своего поведения; Он не идет равнодушным к чьему-либо поведению и пытается культивировать внимание или избегать контакта с другими. Ответственный, обязательный, солидный, что означает, что он знает свои права в школе и дома и может наставлять их на приверженность; понимает смысл своих школьных и домашних обязанностей и реализует их; чувствует ответственность за свое поведение и последствия работы своей группы; он имеет собственное мнение по различным вопросам и готов представить их другим, уважая их право быть разными в этом отношении; заботится о личном облике и гигиене; знает принципы здорового образа жизни и пытается их сохранить; Участвует в совместных мероприятиях, проводимых в классе и школе.

1. Цели и задачи патриотического воспитания

Цели патриотического воспитания:

    Воспитание у учащихся чувства патриотизма;

    Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;

    Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

    Самодостаточный, находчивый, открытый, что означает: он знает различные источники удовлетворения своих интересов и использует их; У него есть свои идеи для решения проблем и их попытки в своей деятельности; имеет значительное значение при достижении намеченной цели; Он рационально защищает свой приговор и на него не оказывают легкого влияния другие.

    Честный, правдивый, правдивый, что означает: он стремится заслужить доверие других, выбирая путь искреннего и честного поведения; он может признать себя нечестным и готов нести его последствия. Культурное, уважительное, уважительное отношение к другим, что означает, что: он хорошо знает сложные поведенческие нормы, которые применяются в его или ее школьной и домашней обстановке и пытается обратиться к ним; он не подвергает свою личность и свое мнение грубым образом; использует вежливый и уважительный язык; Он может правильно вести себя в различных внеучебных и внеучебных ситуациях.

    Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;

    Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.

Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:

    формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

    Выпускниками средней школы, в зависимости от их возраста, являются. Ответственный, обязательный, солидный, что означает, что: чаще всего он ведет себя так, как ожидалось, в школе и в семейном доме, а случаи его плохого поведения могут критически отражать и не повторять ошибок, которые он может признать; придерживается принципов обмена мнениями с другими и культуры обсуждения; нет возражений против его появления, личной гигиены.

    И забота о здоровье и предотвращение опасностей, связанных с зависимостью; Он хорошо работает с другими в классе, в школе и за ее пределами, и выполняет общие задачи. Самодостаточный, находчивый, открытый, что означает, что: любознателен миру и использует различные источники знаний; Он ищет новые области для своей деятельности, проблемы, которые необходимо решить, даже проблемы, которые позволят ему смотреть в его собственных глазах; Он может ставить себе некоторые цели, требующие изобретательности и последовательности в реализации; Он может оценить чувствительность и шансы реализовать свои идеи и принять правильное решение.

    развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

    создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

    развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

    формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;

    Честный, правильный, правдивый, что означает, что он: полностью ценит важность доверия к контактам людей и стремится их заработать; понимает сложность принципов лояльности к различным людям и группам, с которыми она связана, а в случае конфликтов выбирает путь честности и правдивости; Фартуки умело различают достойное и недостойное доверие.

    Культурное, уважительное, уважительное отношение к другим, что означает, что: оно характеризуется тактикой и личной культурой по отношению к другим; Он понимает различия, которые связаны с неравными возможностями, мотивами и культурными различиями людей; Он может воспринимать моральные суждения и делать правильный выбор в сложных и неоднозначных ситуациях; Он может слушать мнения других и терпеливо искать решения для принятия для разных сторон; Он может правильно использовать культурные товары и выражать уважение к традициям и национальным и религиозным символам своего и других.

    физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни

    методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания

    активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию

    воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.

    Критический по отношению к себе и другим, а это означает, что: он знает о существовании различных систем ценностей в мире и уважает это разнообразие; Он может применять свое собственное поведение и поведение других к известной и уважаемой системе ценностей нашего культурного круга; не подвержен демагогии и манипулированию информацией и поведенческим отношениям.

    Каждая программа требует периодической проверки ее эффективности. Предоставляемая обратная связь позволяет вам постоянно совершенствовать свои действия и, таким образом, сделать программу более эффективной. Оценка включает в себя выбор соответствующих методов исследования, таких как те, которые позволят вам надежно и точно оценить ценность вашей деятельности. Мы будем использовать классические методы педагогической диагностики. Среди них будут: наблюдение, опрос, интервью, социометрические методы, анализ студенческих продуктов, анализ документов.

2. Основополагающие принципы и направления их реализации

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.

Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Формирование патриотических настроений среди детей и подростков

Результаты оценки эффективности Программы будут объявлены Педагогическим советом и Родительским советом, который затем внесет соответствующие изменения в него. Патриотизм в историческом смысле был задуман как любовь к родине, ее собственной нации, к ее готовности посвятить себя жизни.

Во время объединения Европы патриотизм выступает за привязанность и любовь к нашей стране, солидарность с собственным народом, уважение и уважение к другим народам. Во времена мира патриотизм состоит из честности, упорства, тяжелой работы и способности действовать ради общего блага.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:

    научность, гуманизм, демократизм;

    приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

    Патриотизм - это отношение, которое воплощено в выполнении основных гражданских обязательств, содержащихся в Конституции, таких как верность своей стране, забота об общем благе, забота об окружающей среде, соблюдение закона, готовность нести блага родины.

    Патриотизм также включает в себя работу соотечественников и плоды их гения. Он утверждал, что поляки всегда были способны к большим жертвам за сохранение или восстановление родины, о чем свидетельствуют многочисленные солдаты, которые сражались за Польшу на разных фронтах мира. Он заявил, что существуют, однако, периоды, когда гордость и польский индивидуализм представляют собой препятствия.

    системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;

    многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

    его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

    Основной целью патриотического воспитания является открытие прошлого, укрепление эмоциональных отношений с регионом, построение ответственности за будущее, принятие мер на благо местного и регионального сообщества и построение гражданских взглядов. Необходимые условия для формирования правильных патриотических установок.

    Формирование патриотических отношений у детей и молодежи происходит в разных учреждениях, средах, социальных группах более или менее сознательно и контролируемо. Для правильного правильного формирования отношения должны выполняться следующие условия. Должна быть единая система взаимодействия между различными социальными учреждениями для детей и молодежи с точки зрения программ, форм и методов. В этом процессе важно разработать шаблоны, которые должны быть внедрены, и система вознаграждения за их поведение.

    тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

3. Основные направления

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:
Социальное – формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.
Оно включает: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, перцептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за сбои поступки. Понимание и восприятие различных религиозных культур, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Процесс формирования патриотических настроений должен быть плановым и систематическим. Дети и молодые люди на каждом этапе развития должны достичь определенного уровня патриотической зрелости. Конкретные институты и группы влияния должны работать вместе в этом отношении, координировать свою работу и продолжать на более высоком этапе развития на основе прошлого образовательного уровня.

В патриотическом воспитании важная роль играет надлежащую роль в осознании детей и молодежи, создавая имидж мира, поскольку она оказывает значительное влияние на формирование патриотических взглядов. Вербальные и визуальные влияния должны быть связаны с развитием чувств в конкретной деятельности, что облегчает углубление конкретных проблем и программ патриотического воспитания, воздействие на детей и молодежь на формирование патриотических настроений должно корректироваться с возрастом, интеллектуальной и социальной зрелостью и условиями в которой развиваются молодые люди.

Политическое – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны.
Оно включает: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т.д.

Экономическое – формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.
Оно включает: формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме, принципы анализа и принятия экономических решений, направленных на улучшение экономической ситуации б стране, экономического роста, избежание «главных» экономических болезней (инфляция, безработица, спад экономического развития).

Нравственное воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.
Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и
проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.

Заключение

Организация гражданско – патриотического воспитания школьников – это путь к духовному возрождению социального общества, будущих поколений страны, восстановлению величия нашего Отечества. Поставленные задачи гражданско-патриотического воспитания пробуждают в ребёнке любовь к Родине, к её народным героям, развивают в нём интерес и окружающему миру, а также воспитывают в нем стремление сделать мир лучше, счастливее. И все это может быть реализовано и решено только в том случае, если старшие вожатые, педагоги-организаторы в образовательных учреждениях работают организуют воспитательный процесс систематизировано.

Список литературы:

1. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
2. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

« Формы и методы гражданско – патриотического

Воспитания школьников»

Чадина К.С.

2012

Вступление

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания . Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом . Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. 2010 год стал годом начала проведения инициативы президента «Наша новая школа» . Ее суть - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы».

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его

Причиной столь заметного падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствие патриотической идеи в обществе , второе место занимает отрицательное влияние друзей и сверстников, третьей причиной называют ненормальную обстановку в семье. Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Как оказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи к патриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству.

По словам президента РФ Д. Медведева, гражданско-патриотическим воспитанием « нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период. »

Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся , разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

· повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;

· развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

· формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;

· воспитание толерантности;

· формирование чувства гражданского долга;

· формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

Мне бы хотелось более подробно рассказать о направлениях, формах и методах гражданско-патриотического воспитания, основываясь на воспитательной работе, проводимой в течение трех лет со своим классом.

Основная часть

Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

Усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

Использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы»:

  1. Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  2. Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе .
  3. Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
  4. Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чу вств бл агородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  5. Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  6. Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
  7. Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия :

В школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

Функционирует система дополнительного образования;

Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;

Развивается музейная работа;

Развивается школьное ученическое самоуправление;

Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая , введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курс «Окружающий мир», танцевальный ансамбль, спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют курсы «Культура общения», «Обществознание». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов, школьного музея.

На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер курсов граждановедения , обществознания, краеведения, экономики позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.).

Тематические классные часы;

Ведение курса обществознание с 6 по 11 класс;

Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;

Изучение истории своей семьи, семейных традиций;

Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;

Кружковая работа;

Проведение общешкольных мероприятий;

Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;

Экскурсии по городам России;

- Военно- спортивная игра «Зарница»;

Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.

Составляющими системы патриотического воспитания являются:

  1. формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе,
  2. массовая патриотическая и военно-патриотическая работа, организуемая и осуществляемая муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями, а также их работниками и пр.
  3. деятельность средств массовой информации.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

  1. утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
  2. формирование ведущих интегративных качеств личности;
  3. воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
  4. воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Целью прежде всего является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. Помимо этого важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.

Для более эффективного построения работы с детьми в направлении патриотического воспитания проведен обзор и анализ по следующим направлениям:

  1. Изучение накопленного опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, работающих в нашей школе, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).
  2. Изучение нормативно-правовой базы и программного обеспечения по данному направлению.
  3. В воспитательной деятельности классного коллектива определены не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и конкретные: знакомство с музеями, особенностями их работы, формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе исторических ценностей, использования богатых материалов библиотек.
  4. В плане воспитательной работы с классным коллективом особое внимание уделено формам и методам гражданско-патриотического воспитания.

Для работы с детьми в школе использую различные технологии : исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, сел и деревень, проектная деятельность.

Формы работы : д еловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Заключение

чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война …

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

Приложение

Историческая викторина


«Героические страницы нашей истории» для учащихся 7-х классов


1-й тур
Разминка
Озвучиваются вопросы. Отвечает та команда, участники которой быстрее поднимают руку.


  1. Назовите учителя Петра 1. (Иван Зотов)

  2. Кем приходится Владимир Мономах Ярославу Мудрому? (Внуком).

  3. Откуда была родом жена Ярослава Мудрого?

  4. Кто из русских князей перенес столицу из Киева во Владимир? (Андрей Боголюбский).

  5. Как звали отца Дмитрия Донского? (Иван Калита).

  6. Кто был последним царем из династии Рюриковичей? (Федор Иванович)

  7. Как звали первого царя из династии Романовых? (Михаил Федорович)

  8. Назовите прозвище отца Петра 1. (Тишайший).

  9. Чьей женой была Марина Мнишек? (Лжедмитрия 1 и 2).

  10. Как звали отца Ивана Грозного? (Василий 3).
    Оглянись на предков наших,
    На героев прошлых дней.
    Вспоминай их добрым словом,
    Слава им, борцам суровым!
    Слава нашей стороне!
    Слава русской старине!
    2-й тур
    « Поэзия и история»
    По стихотворному отрывку надо определить, о каком историческом событии(назвать дату) или герое идет речь.
    Стоял такой великий стон,
    Шел бой с такою кровью,
    Что был в багровец окрашен Дон
    До самого низовья.
    (Стихи посвящены Куликовской битве.)
    И думал он
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложен
    Назло надменному соседу.
    (О Петре 1.)
    Шла в поход большая рать…
    Позади остался дом
    И тепло людское.
    Впереди сверкало льдом
    Озеро Чудское.
    (Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.)
    Хан Ахмат собирался на Угре-реке
    С Казимировой ратью слиться.
    И осенней ночью, туманной, густой,
    На прибрежье, под город Калугу,
    Он привел все остатки Орды Золотой.
    (« Стояние на реке Угре» 1480)
    Горит восток зарею новой.
    Уж на равнине, по холмам
    Грохочут пушки.
    Сыны любимые Победы,
    Сквозь огнь окопов рвутся шведы.
    (Полтавская битва 27 июня 1709 г.)
    Не было битвы такой!
    И хоть кого спроси,-
    « Мамаево побоище»
    Все знают на Руси!
    (Куликовская битва 1380 г.)
    3-й тур
    « Этих дней не смолкнет слава».

  1. У какого русского города, по мнению завоевателей, « злой характер? (Козельск)

  2. Какой храм был, воздвигнут в память освобождения Москвы от поляков в 1612 г. На деньги князя Д.Пожарского? (Казанский собор в Москве).

  3. Какой храм был, воздвигнут в честь присоединения Казани к России? (Храм Василия Блаженного).

  4. Накануне какого сражения Петр 1 обратился к воинам со словами: « Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, мне врученное»? (Накануне Полтавской битвы)
    4-й тур
    « Поймай дату!»
  1. Москва-река, тебе хвала!
    В веках ты видела немало.
    Когда б говорить могла,
    Ты многое бы рассказала.
    (1147)
    2.Был страшный год, когда все страны
    Боялись больше, чем огня,
    Батыя – внука Чингисхана,
    Свое соседство с ним кляня.
    (1237)
    3.В этот памятный год
    Москвичи неспроста
    Дали прозвище князю:
    Иван Калита.
    (1328)
    4.Объдинились города,
    Был на Руси
    Иваном третьим
    Введен судебник для суда.
    (1497)
    5.По Казанским стенам старым
    Полтораста пушек бьют,
    Пятый день они татарам
    Передышки не дают.
    (1552)
    6.И так в Отечестве своем
    Прослыл Степан героем.
    (1667-1671)
    5-й тур
    Характеристика исторических личностей.

  1. Князь Олег

  2. Княгиня Ольга

  3. Юрий Долгорукий

  4. Андрей Рублев

  5. Епифаний Премудрый

  6. Афанасий Никитин

  7. Андрей Курбский

  8. Протопоп Аввакум
    6-й тур
    Блиц – опрос
    1. Древнее славянское название хлеба. (Жито)
    2. Название раба в древнерусском государстве. (Холоп)
    3. Крестьянские повинности натурой или деньгами. (Оброк)
    4. Правители в русских землях в 9-15 веках. (Князья)
    5. Документ на право княжения, выдававшийся золотоордынским ханом русскому князю. (Ярлык)
    6. Религия, принятая в Золотой Орде с 13 века. (Ислам)
    7.Глава русского духовенства до конца 16 века. (Митрополит)
    8.Ссуда деньгами, зерном, скотом, получаемая смердом от феодала, делавшая его зависимым. (Купа)
    9.Религия в древнерусском государстве. (Язычество)
    10. Центр древнерусского государства. Город на Днепре. (Киев)
    Подведение итогов. Награждение.

Публикации по теме