Социально- экономическая поддержка населения в современных условиях. Современные социально-экономические условия развития транспорта в рф

После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Стратегическая цель переходного периода в России – это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. В результате создания такой экономики реализуются следующие цели:

а) преобладание частной собственности;

б) создание конкурентной среды;

в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста;

г) эффективная система социальной защиты;

д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):

– крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся "теневой экономике";

– длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

– крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

– неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису. Рассмотрим условия, в которых начался переход к рыночным отношениям более подробно.

На формировании рыночных отношений сильно сказалось наследие социализма, заключающееся в высоком удельном весе производства капитальных товаров, излишне большой армии, внешних долгах. Все это существовало за счет низкого жизненного уровня населения, здоровья людей, социальной обеспеченности, недостаточного развития образования, науки, культуры и т.д.



Названные причины снижали эффективность национального хозяйства, вызывая неэффективность отраслевой структуры. Но отраслевая перестройка экономики, сокращение численности армии не могут быть осуществлены лишь принятием нового закона или постановлением Правительства России, как бы хороши они ни были. Требуются огромные финансовые и материальные средства и продолжительное время. Это обусловило затяжной характер создания в России рыночных отношений.

Социалистическая система хозяйства характеризовалась крайне низкой мотивацией трудовой деятельности, ибо реальная система распределения созданного продукта была близка к уравнительной. В начале 90-х такая ситуация продолжала сохраняться на многих предприятиях страны, особенно на предприятиях государственного сектора и крупных заводах, это очень тормозило развитие производства.

В результате распада СССР, стремлении к автаркии ряда регионов России и бывших союзных республик СССР произошло нарушение многих хозяйственных связей между предприятиями. Это, в свою очередь, привело к спаду производства, переросшему в кризис недопроизводства, к превращению нашей экономики в дефицитную по многим видам продукции. Процесс был усилен тем обстоятельством, что многие предприятия и отрасли в бывшем СССР были монополистами: число видов промышленной продукции, которые выпускались лишь одним предприятием, было слишком велико для страны вступающей на путь рыночных преобразований. Понятно, что преодолеть этот монополизм за короткие сроки было невозможно, тем более, что многие предприятия-монополисты находились за пределами России. Постановления государственных органов о восстановлении старых хозяйственных связей оказались в большинстве своем бесполезны, ибо существовавшие ранее хозяйственные связи в ряде случаев были далеко неэффективны, и восстанавливать их было экономически нецелесообразно, да и практически невозможно.

Спад производства привел к существенному сокращению распределенного продукта (в натуральном выражении) и, следовательно, к падению жизненного уровня большой части населения. Вследствие инфляции, роста цен и увеличения денежной заработной платы на рынке потребительских товаров установилось равновесие между спросом и предложением. Но высокие равновесные цены камуфлируют реальный дефицит товаров и услуг. Поэтому экономика являлась дефицитной, несмотря на наличие товаров на рынке.

В ходе экономической реформы старая система управления национальным хозяйством оказалась разрушенной, новой же в целостном виде создано не было. Управляемость экономикой, таким образом, была утрачена, в результате усугубилась ситуация с выпуском продукции, снизилась эффективность функционирующих отраслей и была затруднена отраслевая перестройка национального хозяйства.

Восстановление управления экономикой во многом было осложнено стремлением отдельных национально-территориальных образований к созданию таможенных преград на границах национальных образований в пределах России, запретах на ввоз и вывоз продукции и т.п.

После начала проведения рыночных преобразований в нашей экономике сложилась ситуация, называемая "шок предложения". Суть ее в следующем. Эффективность и мобильность рыночной экономики основываются, в частности, на том, что при свободном предпринимательстве, конкурентном взаимодействии спроса и предложения удовлетворение спроса адекватным предложениям ведет к повышению цен на дефицитные услуги и товары. В конкурентной экономике это приводит к расширению производства соответствующих товаров и услуг. Если же конкурентная среда отсутствует, то предприятиям-монополистам выгоднее поднимать цены на товары и услуги, а не расширять их производство.

Существовали и другие факторы, которые препятствовали расширению производства и предложения, в частности, отсутствие резервных мощностей, новых технологий, свободных денежных средств, хозяйственного механизма передачи нововведений между предприятиями и отраслями. С установлением советской власти в России была введена крайне жесткая система секретности, фактически исключающая механизм широкой реализации достижений прогресса науки и техники. Отсутствие такого механизма в условиях рыночных отношений сдерживает расширение производства, экспорт конкурентоспособной продукции и на этой основе расширение налогооблагаемой базы, пополнение оборотных средств фирм и предприятий.

Отсутствовала отработанная система внешнеэкономических связей. С одной стороны, предприятия, получив значительную свободу экспорта и импорта, не инвестировали полученную экспортную выручку в российскую экономику, а с другой – валютные источники государства в основном использовались в качестве "пожарного" средства для покрытия дефицита в продовольствии и медикаментах. Кроме того, внешнеэкономическое законодательство постоянно изменялось и не соответствовал реальному положению дел валютный курс.

Наконец, одним из условий, в которых началось и долгое время происходило становление рыночных отношений, была инфляция. Причем инфляция спроса и инфляция предложения существовали одновременно. Необходима была антиинфляционная политика, но "Центральным банком в этой области был допущен ряд ошибок, среди которых наиболее существенная – безвозмездное кредитование предприятий в 1993 г. в целях пополнения недостачи их оборотных средств, возникшей в результате взаимных неплатежей".

Осуществленная под флагом спасения предприятий, сохранения их трудовых коллективов эта мера имела, как минимум, два отрицательных последствия. Во-первых, привела к новому витку инфляции, так как продукции не прибавилось, но в результате увеличения заработной платы на этих предприятиях увеличился спрос на рынке потребительских товаров и услуг, вызвавший рост цен. Во-вторых, эта мера подогрела иждивенческие настроения у руководителей и трудовых коллективов, в определенной мере задержала конверсию военных предприятий, которые получили львиную долю безвозмездных кредитов. В документах Центрального банка России это финансирование называлось кредитованием, но на самом деле это была финансовая помощь за счет бюджета.

С приходом рыночной экономики изменилось соотношение государственной и негосударственной собственности.

Приходится согласиться с мнением зарубежных экономистов, что данная мера обусловлена не экономическими, а в основном политическими обстоятельствами. С экономической точки зрения выгоднее было выплачивать пособия по безработице, чем затрачивать ресурсы и выпускать заведомо ненужную продукцию. Но увеличение безработицы ведет к обострению социальной напряженности, что в то время было абсолютно недопустимо.

Развитие экономики России 1990-2000 гг. можно подтвердить следующими макроэкономическими показателями.

Таблица 1.

Некоторые показатели социально-экономического развития РФ за 1990-2000 гг. (в % к предыдущему году).

Показатели 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
ВВП 97,0 95,0 85,5 91,3 87,3 96,0 96,6 100,9 95,4 105,4 108,3
Продукция промышленности (крупных и средних предприятий) 99,9 92,0 81,2 83,8 77,2 95,3 95,5 102,0 94,8 111,0 111,9
Продукция сельского хозяйства 96,4 95,5 90,6 95,6 88,0 92,0 94,9 101,5 86,8 104,1 105,0
Инвестиции 100,1 84,5 60,3 88,3 75,7 89,9 81,9 95,0 88,0 105,3 117,7

Из Таблицы 1 видно, что после спада производства в 1998 г. в результате финансового кризиса начали значительно расти темпы роста по всем приведенным показателям.В 2000 г. реально располагаемые денежные доходы выросли по сравнению с 1999 г. на 9,1%, а реальная среднемесячная заработная плата выросла на 20,9%, назначенная месячная с учетом компенсационных выплат увеличилась на 28%.


Для понимания особенностей социально-экономической структуры Египта и большинства других стран Древнего Востока необходимо прежде всего указать на те особые условия климата и почвы, которые издавна вызывали в этих странах необходимость организации огромных и сложных гидротехнических работ.
Одной из главных производительных сил Египта являлась река Нил. Нил разливался ежегодно в середине июля, и его воды затопляли прилегающую равнину. Было необходимо использовать этот разлив вод для орошения обширных территорий пустынных равнин, прилегающих к Нилу. Таким образом, от использования вод этой реки зависело все благополучие населения. Еще Геродот называл Египет “даром Нила”. Вот почему с древнейших времен здесь была сооружена система грандиозных плотин и каналов, способствовавшая правильному орошению страны. В Ассирии и Вавилонии и других странах Востока также прибегали к системе искусственного орошения полей при помощи сложной системы сооружений.
Для производства работ, связанных с ирригацией, необходимо было использование большой рабочей силы. Вследствие этого очень рано военнопленных стали обращать в рабов, и большие массы рабов стали широко использоваться на работах по сооружению плотин и каналов. Это объясняет раннее образование классовых обществ в странах Древнего Востока. Необходимость создания искусственного орошения обусловила также длительное сохранение общинной собственности на землю, так как развитие частной собственности на землю неизбежно грозило создать затруднения для рационального проведения в жизнь широкого плана ирригационных сооружений. Отсюда же проистекает далеко идущий централизм в организации государственной власти, отсюда огромная роль бюрократии и жрецов как организаторов общественных работ и руководителей земледелия.
Маркс в статье “Британское владычество в Индии” следующим образом характеризует указанные особенности народного хозяйства восточных стран: “Условия климата и почвы, особенно огромные пространства пустыни, тянувшейся от Сахары через Аравию, Персию, Индию и Татарию до возвышенного Азиатского плоскогорья, сделали систему искусственных орошений при помощи каналов и водных сооружений основой восточного земледелия. Подобно тому, как в Египте и Индии пользуются наводнениями для орошения полей, точно так же в Месопотамии, Персии и других местах пользуются высоким уровнем воды для того, чтобы наполнить водой оросительные каналы. Эта элементарная необходимость экономного и совместного использования воды... повелительно требовала вмешательства централизующей силы правительства. Отсюда та экономическая функция, которую вынуждены были выполнять все азиатские правительства, а именно функция организации публичных работ”.
Таким образом, организация орошения “повелительно требовала вмешательства централизующей силы правительства”. Господствующий класс в целях извлечения прибавочного продукта должен был организовать публичные работы, т. е. создать систему ирригационных сооружений.
С этим же связано преобладание общинной собственности на землю, длительное переживание общины в странах Востока. В этих странах земля - основное условие производства - становится государственной собственностью или сохраняется в руках сельских общин. В первом случае рента на землю сливается с налогом. И Маркс и Энгельс отмечали эту особенность в экономической структуре восточных стран, причем они видели в отсутствии частной земельной собственности “ключ к восточному небу”. Ознакомившись с работой Бернье, Маркс писал Энгельсу в письме от 1 июня 1853 года: “Бернье справедливо усматривает основную форму всех явлений Востока... в том, что там не существует частной собственности на землю. В этом действительный ключ даже к восточному небу”. Энгельс, отвечая Марксу в письме от 6 июня 1853 года, пишет: “Отсутствие земельной собственности является на самом деле ключом ко всему востоку. В этом заключается вся политическая и религиозная история. Но почему восточные народы не дошли до земельной собственности, не дошли даже до феодальной собственности? Мне кажется, что причины главным образом в климате и в свойстве почвы, а особенно в связи с великой полосой пустынь, тянущейся от Сахары вкось через Аравию, Персию, Индию и Татарию вплоть до самого высокого Азиатского плоскогорья. Первым условием земледелия здесь является искусственное орошение, а это является делом или общин, или областного, или центрального правительства”.

Создают ли эти особенности экономики восточных стран особый способ производства? Имеем ли мы здесь дело с особым типом производственных отношений? Такой вывод был бы совершенно неосновательным, ничем не обоснованным. Искусственные водные системы могли служить и служили различным классам самых различных общественно-экономических формаций. Чиновничество и жрецы, руководившие в странах Древнего Востока земледелием и искусственным орошением, были составной частью рабовладельческого класса своей страны, и задачи восточного государства отнюдь не исчерпывались функциями организации общественных работ. Совершенно необходимо помнить и о других функциях этого государства. О них красноречиво пишет Маркс в уже цитированной статье о британском владычестве в Индии. Маркс говорит: “В Азии с незапамятных времен существовали лишь три отрасли управления: финансовое ведомство, или ведомство по ограблению своего собственного народа, военное ведомство, или ведомство по ограблению соседних народов, и, наконец, ведомство публичных работ”.
Публичные работы стояли рядом с другой задачей государства, с задачей “ограбления своего собственного народа”, т. е. выкачивания из него прибавочного продукта, а эта последняя задача разрешалась государством в интересах господствующего класса, который придал своему обладанию рабами, как мы увидим ниже, форму коллективной собственности, а своему обладанию землей - форму государственной собственности.
Египет и другие страны Древнего Востока и представляли собою, таким образом, общества рабовладельческие, в которых основным классовым делением было деление на рабовладельцев и рабов. Рабы составляли главную массу непосредственных производителей, занятых на ирригационных сооружениях, на грандиозных постройках, предпринимавшихся египетскими царями, они же работали наряду со свободными на полях и в мастерских. “...B азиатской и классической древности, - говорит Энгельс, - преобладающей формой классового угнетения было рабство, т. е. не столько экспроприация земельной собственности у масс, сколько превращение в частную собственность их личностей”. “Рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы” (Ленин). Неудивительно, что именно с этим делением на классы как основным и определяющим встречаемся мы в древнейших классовых обществах, каковыми являются общества Древнего Востока.
Нуждаясь в рабочей силе для сооружения каналов и плотин, пленных стали обращать в рабов вместо того, чтобы убивать их.
Отсюда название военнопленного в древнеегипетском языке “се- кер-анх”, что означает “убитый живой”. Об огромных массах военнопленных гласят надписи, относящиеся еще к Древнему царству. Так, из надписи на Палермском камне мы узнаем о семи тысячах военнопленных, о множестве пленных повествуют надписи, относящиеся к V и VI династиям. Храмы обладали большим числом рабов, трудившихся в храмовых хозяйствах. Так, по данным одного папируса, в царствование Рамзеса III в храме Амона насчитывалось свыше 80 ООО рабов. Правда, на рельефах египетских гробниц Древнего царства не встречается изображений рабов, хотя имеются изображения свободных крестьян, обрабатывающих землю. Это объясняется, однако, тем обстоятельством, что рисунки на стенах гробниц имели магическое значение и, естественно, не должны были включать изображение людей, враждебных умершему, каковыми, несомненно, являлись его рабы.
Рабство в Египте имело свои особенности. Это было рабство при еще не изжитых полностью общинных отношениях, при господстве государственной и общинной собственности. Кроме того, рабство еще не утратило полностью тех особенностей, которые были свойственны ему при патриархальном быте в условиях “домашнего” рабства. В Египте, как и в других странах Древнего Востока, мы имеем “первобытные формы рабства” (Ленин).
Здесь подобно основным средствам производства - земле, ирригационным сооружениям и т. п. - рабы составляли коллективную собственность. Они принадлежали государству, храмам, общинам. Частное рабовладение также развивается, но лишь наряду с коллективным, которое долгое время преобладает над частным. Другой особенностью египетского рабовладения является сохранение за рабами имущественных прав, прав семейных. Встречаются рабы, посаженные на землю на условиях уплаты оброка. Однако уже самая личность их была экспроприирована, и раб составлял собственность хозяина, несмотря на возможность обладать своим имуществом и несмотря на право приносить жалобу на жестокое обращение с ним.


Современные социально-экономические условия развития транспорта в РФ
- дальнейшее развитие рыночных отношений в экономике страны и формирование тенденций постиндустривального характера;

Изменения в отраслевой и территориальной структурах хозяйства, динамика производственно-экономических связей и условий их формирования и обеспечения;

Развитие среднего и малого бизнеса, а также усиление процессов специализации в ряде отраслей промышленности и связанной с этим пространственной дифференциацией технологических процессов;


  • повышение требований клиентуры к регулярности пассажирских и грузовых перевозок, сохранности и своевременности достав­ки грузов, безопасности движения при увеличивающейся его интенсив­ности;

  • формирование логистических систем в сфере транспортного обслуживания;

  • ужесточение экологической регламентации развития и функционирования транспортных систем.
Основные недостатки

в современной системе грузовых перевозок в РФ
- практически полное отсутствие системы управления прохождением грузов;

Нарушение сроков доставки грузов в пункты назначения (более 50% всех отправок);

Низкая ско­рость продвижения грузов;

Постоянный рост объемов грузов, "замороженных" в пути и на складах;

Низкий уровень организации и технологии перевалок грузов;

Недостаточное количество экспедиторских предприятий, осуществляющих терминальные перемещения грузов;

Недостаточная информа­ционная обеспеченность перевозок;

Большой объем (17 %) короткопробежных (на расстояние менее 100 км) железнодорожных перевозок (в 3-5 раз выше, чем в экономически развитых странах);

Низкий уровень охвата контейнеропригодной (49 %) и пакетопригодной (42 %) продукции (в экономически развитых странах - соответственно более 80 % и 90 %).

Главные средства осуществления

транспортной политики ЕС


  • Соединение существующих транспортных сетей между собой.

  • Устранение существующих «узких мест».

  • Улучшение средств сообщения с периферийными районами внутри Е С и соседними странами.

  • Соединение различных видов транспорта.

  • Модернизация оборудования.
Осуществление научных исследований с целью разработки новых транспортных технологий.

Улучшение качества обслуживания.
Основные проблемы формирования

общей транспортной политики ЕС.

1. В большинстве государств Западной Европы транспорт традиционно рассматри­вался как «общественная услуга», как неотъемлемая составная часть национальной экономической и социальной инфраструктуры, ответ­ственность за которую должно нести государство.

2. Совре­менный транспорт требует огромных долгосрочных капиталовло­жений. При этим транспортные услуги не могут создаваться «про запас» - они должны предоставляться в тот момент, когда на них есть спрос.

3. Производственные мощности в сфере транспор­та должны соответствовать максимально возможному спросу. Но это означает, что в остальное время, когда спрос ниже, эти мощно­сти недоиспользуются, что связано с большими экономическими потерями.

4. Низкая эластичность спроса и предложения транспортных услуг создает потенциальную воз­можность разрушительной конкуренции в фазе низкого спроса.

5. Важнейший элемент транспортной системы - железные дороги являются естественной монополией. Без должного государ­ственного контроля и регулирования это привело бы к установле­нию монопольных цен.

6. Транспорт играет важную роль в системе «государства всеобщего благосостояния», которое гаран­тирует дешевые перевозки отсталым регионам и наименее состоя­тельным социальным группам.

Программа действий ЕС

в области транс­порта

на 1995-2000 гг.:


  • «Двойная интеграция» национальных транспортных сетей и различных видов транспорта для создания единой европей­ской транспортной сети.

  • Улучшение транспортной инфраструктуры Е С.

  • Более широкое использование энергосберегающих и экологи­чески чистых видов транспорта.

  • Повышение безопасности транспорта.

  • Предоставление гражданам более широкого выбора средств транспорта.

  • Интеграция транспортной политики в систему Единого внут­реннего рынка.

  • Развитие транспортных связей между ЕС и третьими странами.

страница 1

Современная пространственная структура российской экономики во многом обусловлена физико-географическими факторами или многовековым историческим наследием: огромная территория и ее периферийное положение в Евразии, суровые климатические условия и низкая плотность населения на большей части территории, пространственный разрыв между сосредоточениями природных ресурсов, населения, производства. Многие свойства современной территориальной структуры российской экономики обусловлены природно-географическими и историческими особенностями ее развития, к которым относятся:

o огромная территория;

o периферийное положение в Евразии;

o суровые климатические условия;

o низкая плотность населения;

o многоэтнический и многоконфессиональный состав населения;

o пространственные разрывы между сосредоточением природных ресурсов, населения и капитала.

Другая группа современных региональных проблем - это следствия социально-экономического развития, осуществлявшего в советский период. До конца 80-х годов проводилась активная политика изменения размещения производительных сил страны, результатами которой явились масштабное освоение природных ресурсов периферийных регионов и общий сдвиг производительных сил на Восток и Север, индустриализация и урбанизация ранее отсталых аграрных регионов, создание новых транспортных коммуникаций. Однако многие формы пространственной организации, характерные для централизованного управления и экстенсивного освоения использования ресурсов, стали нежизнеспособными в новых экономических, социальных, политических условиях: чрезмерная концентрация многих производств, узкая специализация регионов, большие расстояния между производителями и потребителями, монопрофильные города, сращивание социальной инфраструктуры поселений с производственными предприятиями и др.

А.Гранберг выделяет пять переходных процессов, оказывавших наибольшее влияние на проблемные региональные ситуации в 90-х годах:

· формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;

· демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике рыночного типа с нестабильным государственным регулированием;

· открытие национальной экономики для внешнего рынка;

· длительный экономический кризис;

· изменения государственного устройства, в том числе политических и экономических отношений “центра” и регионов.

Динамика населения. Процесс депопуляции, начавшийся еще в 80-х годах в некоторых центральных и западных регионах европейской части России, постепенно охватил большую часть территории страны. Положительный естественный прирост пока сохраняется только в некоторых регионах, где концентрируются этнические меньшинства с традициями высокой рождаемости, а также в главных нефтегазодобывающих регионах с относительно молодым населением. Положительное сальдо внешней миграции (за счет республик бывшего СССР) в 3-4 раза превышает интенсивность межрайонной миграции. По этой причине 8 из 11 экономических районов имеют положительное сальдо миграции. Наиболее тревожная тенденция - стихийный отток населения с Дальнего Востока, главным образом, из его северной части. Наибольший миграционный прирост получал Северный Кавказ, что только усугубляло его социально-экономические проблемы.


В целом демографические тенденции 90-х годов усилили неравномерность размещения населения. Впервые в истории России происходит процесс стягивания населения с Севера и Востока к наиболее заселенному европейскому ядру.

Динамика производства и инвестиций. В соответствии с современной статистической методологией в качестве важнейшего показателя уровня регионального производства рассматривается валовой региональный продукт (ВРП). Но поскольку официальные расчеты ВРП ведутся только с 1994 г., анализ более длинных динамических рядов должен проводиться по отраслям производства, прежде всего по важнейшей части «реального» сектора – промышленности.

За наблюдаемые годы в суммарном ВРП наиболее существенно увеличились удельные веса г. Москвы и Тюменской обл. (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа), что является свидетельством усиления конкурентных преимуществ центров торгово-посреднической и финансовой деятельности и регионов-экспортеров сырья. Экономический вес других регионов, как правило, уменьшался.

Распределение субъектов Федерации по объемам ВРП крайне неравномерно. Первые 10 регионов производят 46% суммарного ВРП. В то же время на долю 19 регионов с наименьшими объемами ВРП приходится всего 4% суммарного ВРП. Половину суммарного России производят первые 12 регионов. Используемые для характеристики равномерности распределения ВРП по регионам кривая Лоренца и коэффициент Джини показывают, что это распределение регионов значительно более неравномерно, чем по населению.

Наибольшее падение промышленного производства происходило в регионах с высокой концентрацией машиностроения (в том числе военного) и легкой промышленности, то есть отраслей, потерявших значительную часть внутреннего спроса или не выдерживающих конкуренцию мирового рынка. Гораздо в меньшей степени сократилась промышленное производство в тех регионах, где значительный удельный вес занимают отрасли, интенсивно работающие на мировой рынок (нефтегазовая промышленность, черная и цветная металлургия). Различия динамики регионов по ВРП во многом объясняются макроструктурным фактором. Москва и Санкт-Петербург вошли в стадию постиндустриального развития, когда стабилизация и даже сокращение промышленного производства компенсируется ростом производства услуг; однако экономика преимущественно индустриальных и индустриально-аграрных регионов продолжает сильно зависеть от динамики и структуры промышленного производства.

Закономерностью экономического роста является то, что он начинается с небольшого числа регионов, далее число таких регионов возрастает, они образуют все более широкие ареалы роста и, наконец, этот процесс результируется в положительном темпе прироста всей национальной экономики. Так, в 1993-1996 гг., когда в целом по стране продолжалось падение промышленного производства, оно увеличилось: в 1993 г. – в 7, 1995 г. – в 17, в 1996 г. – в 6 субъектах Федерации. В 1997 г. рост охватил уже 45 регионов, что привело к общероссийскому росту (на 2%). В 1999 г. рост промышленного производства зафиксирован в 77 регионах, а в целом по стране он превысил 8%.

За 90-е годы объемы инвестиций существенно уменьшились во всех субъектах Федерации. Это одна из наиболее негативных черт экономического кризиса с долговременными последствиями. Хотя отдельных регионах в разные годы происходил небольшой рост инвестиций, но вслед за инвестиционным всплеском, как правило, возобновлялось падение.

Главные причины инвестиционного спада во всех регионах имеют макроэкономический характер: высокие налоги на предпринимательский доход, высокая цена кредитных ресурсов, значительные долги предприятий, ограниченность бюджетных средств, высокие инвестиционные риски. Инвестиционный климат в отдельных регионах улучшается, что создает предпосылки для появления полюсов инвестиционного роста.

Уменьшающиеся масштабы инвестиций явно недостаточны даже для простого воспроизводства основного производственного капитала с учетом его нарастающего износа, не говоря уже о создании прогрессивной технической базы для устойчивого экономического роста. Поэтому в начале нового века необходимо резкое ускорение инвестиционного процесса во всех регионах страны.

Занятость и доходы населения . Снижение численности занятых в экономике с начала 90-х годов охватывает всю территорию страны. При этом главные напряженности возникают на уровне дробных регионов и поселений.

В разрезе субъектов Федерации небольшой рост занятости произошел в Дагестане, что нетипично для Северного Кавказа. В Москве, с ее диверсифицированной структурой рынка труда, снижение занятости было незначительно (менее 2%), так же, как и в наиболее динамичном регионе – Тюменской области. Наибольшее снижение занятости происходит в трех группах регионов: аграрно-индустриальных, депрессивных индустриальных с концентрацией предприятий ВПК, а также в ряде регионов Крайнего Севера (например, в Магаданской обл. - почти в 3 раза).

Дифференциация регионов по индексу занятости гораздо меньше, чем по динамике производства. Это может объясняться, во-первых, наличием сильных социальных и правовых ограничителей снижения занятости, во-вторых, тем, что относительно меньшее снижение занятости сочетается с большим снижением производительности труда.

Проблемы занятости тесно связаны со структурными изменениями в экономике регионов. Главной тенденцией является перемещение труда из промышленности и строительства в сферу услуг, особенно в торгово-посредническую деятельность. Возросла также доля занятых в сельском хозяйстве, что явилось своеобразной реакцией населения на экономический кризис (частичная деиндустриализация и дезурбанизация).

Все более трудной социальной проблемой во многих регионах становилась безработица. Современная региональная статистика (в соответствии со стандартами Международной Организации Труда) использует два показателя: 1) общая численность безработных и 2) официально зарегистрированные безработные. Наибольшая интенсивность безработицы среди субъектов Федерации (свыше 20% общей и свыше 6% зарегистрированной) – в слаборазвитых регионах, традиционно имеющих значительные неиспользуемые трудовые ресурсы. Наиболее остро проблема безработицы проявляется в малых и средних городах с концентрацией военной и легкой промышленности, на незавершенных стройках промышленных комплексов, в горнорудных поселках Крайнего Севера, «закрытых» зонах.

Региональная динамика доходов населения в рассматриваемом периоде отражала неравномерное вхождение регионов в рыночные отношения. Небольшое число регионов уходят в отрыв по величине реальных денежных доходов на душу населения: Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область. Отстающие по динамике реальных доходов регионы образуют три группы: традиционные отсталые регионы Северного Кавказа и Поволжья; индустриальные депрессивные регионы Урала и южной Сибири; часть регионов Дальнего Востока и Забайкалья, испытавшие совместное негативное воздействие переходных процессов.

Одним из следствий неравномерной региональной динамики доходов населения является усиление их территориальной концентрации. Первые 10 субъектов Федерации получают 47% суммарных доходов населения. На долю же 18 регионов с наименьшими объемами доходов (в их число входит 16 национально-государственных образований и автономных округов) приходится менее 2% суммарных денежных доходов.

Внешнеэкономическая деятельность. Движение России к открытой экономике в разной степени охватило все регионы. Благодаря увеличению экспорта регионы смогли поддерживать производство конкурентоспособной продукции; расширение импорта решало задачи насыщения региональных рынков потребительскими товарами (особенно продовольствием).

Первое место во внешней торговле, занимаемое Москвой (29% экспорта и 38% импорта), не означает, что Москва экспортирует только продукцию собственного производства, а всю импортируемую продукцию потребляет. Большая часть московского «экспорта» - это продукция других регионов, а большая часть московского «импорта» далее транспортируется для использования в другие регионы. Более прямой смысл имеют показатели высокого удельного веса в экспорте Западной Сибири и Урала. В первом случае это прямые экспортные поставки нефти и газа, во втором случае – экспорт металлов и другой продукции тяжелой промышленности. Реальное участие этих районов в экспорте значительно выше, так как существенная часть произведенной в них продукции реализуется на экспорт резидентами Центрального и Северо-Западного районов.

Распределение по регионам иностранных инвестиций исключительно неравномерно. Только одна Москва сосредотачивала свыше 65%. Объемы иностранных инвестиций в другие регионы не только малозначительны, но и неравномерны по годам. Несмотря на то, что в ряде регионов ведется активная работа по улучшению инвестиционного климата, ситуация с динамикой и территориальным распределением иностранных инвестиций свидетельствует о существовании значительных барьеров для продвижения иностранного капитала в регионы.

Усиление неоднородности экономического пространства . Вопрос о том, увеличивается или уменьшается неоднородность, или дифференциация экономического пространства, имеет важное значение с разных точек зрения. Уменьшение пространственной неоднородности (дифференциации) создает более благоприятные условия для развития общенационального рынка, гармонизации социально-экономических преобразований, формирования на качественно более высоком уровне общероссийского менталитета, укрепления единства российского государства. Усиление неоднородности порождает противоположные тенденции, увеличивает опасности региональных кризисов и межрегиональных конфликтов.

Говоря о негативных сторонах неоднородности экономического пространства, эксперты не имеют в виду в качестве идеала равномерное размещение по территории страны различных отраслей хозяйства и видов деятельности, поскольку как раз их неравномерное размещение является неизбежным свойством любого организованного (структуризованного) экономического пространства. Неоднородность понимается прежде всего как мера различий региональных уровней экономического развития (экономической активности) и уровней (качества) жизни.

С началом рыночных реформ дифференциация регионов стала быстро усиливаться. Это объяснялось тремя комплексами причин. Во-первых, неодинаковой адаптируемостью к рыночной конкуренции регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительным ослаблением регулирующей роли государства (сокращением государственной финансовой поддержки, отменой большинства региональных экономических и социальных компенсаторов). В-третьих, возникшим фактическим неравенством субъектов Федерации в экономических отношениях с "центром".

По объемам ВРП на душу населения - размах вариации ряда из 79 регионов (без 9 автономных округов и Чечни) в 1998 г. составил 18,4 раза (на краях ряда - Тюменская область и Дагестан). Столь огромная внутренняя дифференциация уникальна для одного государства и сопоставима только с различиями между самыми богатыми и самыми бедными странами мира. Аналогичное соотношение между регионами Европейского Союза составляет 4,6 раза.

Распределение регионов по величине ВРП на душу населения сильно асимметрично. В 2004 г. число регионов, имеющих величину ВРП на душу населения выше среднероссийской было всего 21 (они производили 79% суммарного ВРП), а ниже среднероссийской – 67. При этом с момента проводимых наблюдений увеличивается число наиболее отсталых регионов, в которых величины ВРП на душу населения – менее 50% от среднероссийской. Среди регионов, имеющих наибольшие величины ВРП на душу населения (свыше 150% от среднероссийской) – Москва и северный пояс субъектов РФ, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Феномен "северного ВРП" объясняется тем, что здесь концентрируются предприятия по добыче нефти, газа, алмазов, золота, производству цветных и редких металлов, дающих наибольшую денежную выручку на одного работающего. Из этого, не следует, что все эти регионы благополучны. Здесь наиболее тяжелые природно-климатические условия, наивысшая стоимость жизни, самые высокие инвестиционные издержки на единицу физического объема основного капитала; отсюда идет отток населения. Таким образом, первенство по ВРП на душу населения (в фактических ценах) и тяжелое социальное положение оказываются совместимыми. Это должно служить предостережением от фетишизации ВРП как универсального экономического индикатора.

Растущая дифференциация регионов России по величине ВРП на душу населения происходила на фоне снижения общего уровня производства в стране. При этом установлена корреляционная зависимость: чем выше исходный уровень ВРП на душу населения, тем меньше падение ВРП. Процесс такого типа предлагается называть регрессивной дивергенцией.

Анализ дифференциации региональных уровней доходов населения проводится по более широкой схеме с привлечением данных о различиях стоимости жизни, распределении доходов по группам населения, использовании доходов. Региональные различия стоимости жизни лишь несколько сглаживают региональную дифференциацию душевых доходов по покупательной способности (максимальное различие между регионами снижается с 12,5 до 10,7 раз). Наибольшую тревогу вызывают регионы, в которых за чертой бедности проживает более половины населения (среди них республики Марий-Эл, Дагестан, Тыва и Читинская обл.).

Основные положения стратегии экономического развития регионов

Стратегия экономического развития регионов — это система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, ), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления. В последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

Социально-экономическое развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста , согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горно-добывающая промышленность. В индустриальной стадии доминируют перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкости производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.

Экономическое развитие сегодня — это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм.

Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества. Иными словами, нематериальное производство — это парадигма современного экономического развития.

В России в настоящее время происходят два противоположных по направленности процесса : деиндустриализация и рост удельного веса . Первая тенденция — падение удельного веса перерабатывающих отраслей с одновременным укреплением добывающих — является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на до- индустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов.

Главным фактором становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования .

В первые годы экономических реформ в России особое положение сложилось в сырьевых отраслях. Именно экспорт нефти, газа, черных, цветных металлов и леса обеспечивал основную массу валютных поступлений и не давал окончательно разрушиться всему промышленному потенциалу страны.

В России в 1990-е гг. экспорт расширялся в основном благодаря заниженному обменному курсу рубля, при этом увеличивался импорт сложных товаров. Это направление развития внешней торговли оказывало негативное воздействие на уровень жизни в стране, дополнительно снижая его.

Относительные преимущества сырьевых отраслей были обусловлены более низкими издержками, в первую очередь издержками на заработную плату. По мере укрепления реального курса рубля и повышения заработной платы в экспортных производствах данное преимущество постепенно стало сходить на нет. Поэтому ориентация экономического развития России на традиционные сырьевые экспортные отрасли бесперспективна : былые преимущества постепенно перестают быть таковыми.

Информационные технологии начинают играть ведущую роль. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных программ. Более того, весь современный бизнес представляет собой информационный процесс, создающий связи между организациями и людьми, для того чтобы продукт оказался в нужной точке, в нужное время и нашел своего потребителя.

В экономике любой развитой страны или развитого региона манипулирование информацией становится базисом любого продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Другими словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX в. железные дороги, — катализатором и фактором социально-экономического развития всего общества. Информация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.

Инструменты управления экономическим развитием региона

Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

И стратегическое управление — испытанные методы современного менеджмента. Практика доказала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную необходимость применения стратегического планирования не только в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, — это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований — созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

Цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:

  1. Определение целей развития.
  2. Анализ внешней среды развития региона.
  3. Определение сильных и слабых сторон региона.
  4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
  5. Разработка концепции развития.
  6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
  7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться «экспортировать» услуги другим регионам. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги — все эти виды экономической активности в современных условиях могут способствовать региональному развитию.

Важнейший современный фактор развития региона — наличие качественной инфраструктуры связи — современных коммуникационных линий региональных компьютерных сетей, свободного доступа в Интернет.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития региона рассматриваются возможности максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.

Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

См.также:

Планирование экономического развития региона - это непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.

Публикации по теме