Социально-экономический потенциал сельской молодежи в современных экономических условиях. Социально-экономические условия развития регионов россии

Основные положения стратегии экономического развития регионов

Стратегия экономического развития регионов — это система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, ), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления. В последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

Социально-экономическое развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста , согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горно-добывающая промышленность. В индустриальной стадии доминируют перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкости производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.

Экономическое развитие сегодня — это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм.

Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества. Иными словами, нематериальное производство — это парадигма современного экономического развития.

В России в настоящее время происходят два противоположных по направленности процесса : деиндустриализация и рост удельного веса . Первая тенденция — падение удельного веса перерабатывающих отраслей с одновременным укреплением добывающих — является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на до- индустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов.

Главным фактором становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования .

В первые годы экономических реформ в России особое положение сложилось в сырьевых отраслях. Именно экспорт нефти, газа, черных, цветных металлов и леса обеспечивал основную массу валютных поступлений и не давал окончательно разрушиться всему промышленному потенциалу страны.

В России в 1990-е гг. экспорт расширялся в основном благодаря заниженному обменному курсу рубля, при этом увеличивался импорт сложных товаров. Это направление развития внешней торговли оказывало негативное воздействие на уровень жизни в стране, дополнительно снижая его.

Относительные преимущества сырьевых отраслей были обусловлены более низкими издержками, в первую очередь издержками на заработную плату. По мере укрепления реального курса рубля и повышения заработной платы в экспортных производствах данное преимущество постепенно стало сходить на нет. Поэтому ориентация экономического развития России на традиционные сырьевые экспортные отрасли бесперспективна : былые преимущества постепенно перестают быть таковыми.

Информационные технологии начинают играть ведущую роль. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных программ. Более того, весь современный бизнес представляет собой информационный процесс, создающий связи между организациями и людьми, для того чтобы продукт оказался в нужной точке, в нужное время и нашел своего потребителя.

В экономике любой развитой страны или развитого региона манипулирование информацией становится базисом любого продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Другими словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX в. железные дороги, — катализатором и фактором социально-экономического развития всего общества. Информация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.

Инструменты управления экономическим развитием региона

Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

И стратегическое управление — испытанные методы современного менеджмента. Практика доказала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную необходимость применения стратегического планирования не только в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, — это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований — созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

Цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:

  1. Определение целей развития.
  2. Анализ внешней среды развития региона.
  3. Определение сильных и слабых сторон региона.
  4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
  5. Разработка концепции развития.
  6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
  7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться «экспортировать» услуги другим регионам. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги — все эти виды экономической активности в современных условиях могут способствовать региональному развитию.

Важнейший современный фактор развития региона — наличие качественной инфраструктуры связи — современных коммуникационных линий региональных компьютерных сетей, свободного доступа в Интернет.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития региона рассматриваются возможности максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.

Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

См.также:

Планирование экономического развития региона - это непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.

Савеленко Дарья Алексеевна

студент 1 курса отделения «Страховое дело» ГБПОУ КК ВЗСТ, РФ, Краснодарский край п. Венцы

E - mail : vencyzvt @ yandex . ru

Несынова Елена Владимировна

преподаватель экономических и бухгалтерских дисциплин ГБПОУ КК ВЗСТ РФ, Краснодарский край п. Венцы

Активное вовлечение молодежи в процесс реализации экономических и социальных реформ в разных сферах общественной жизни страны - одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации на данном этапе. Все дело в том, что молодежь - наиболее подвижная, мобильная и общественно-активная группа населения. При ее активном участии в различных секторах экономики, реализуется потенциал общества, прослеживаются перспективы его социального, экономического и культурного развития. В связи с чем, в современных условиях изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития молодежи, подготовки к трудовой самостоятельной жизни очень актуальны. Все эти ньюансы имеют отношение как к городской, так и к сельской молодежи.

В данной работе я акцентирую внимание на исследовании экономического потенциала сельской молодежи, выделяя при этом ее роль в условиях воспроизводства сельской социально- профессиональной структуры. В связи с этим считаю необходимым большое внимание уделять вопросам воспитания, образования, приобретения профессии или специальности сельской молодёжью и путям её обустройства, обеспечения работой, жильем.

Необходимо определить значимость роли молодого поколения в становлении и развитии общества. Для этого необходимо открыть молодое поколение как главный фактор перемен, как социальную ценность. Без переосмысления роли молодежи в социально-экономических процессах, общество не сможет обеспечить выживание в достойных человека условиях.

Сегодняшнее молодое поколение - это поколение, располагающее наилучшими условиями доступа к знаниям, опыту, технологиям и ресурсам для того, чтобы направить процесс экономического развития по рациональному, позитивному пути.

Таким образом, положение молодых людей по-прежнему является одной из главных проблем нашего времени.

Молодое поколение - наиболее энергичная часть общества, что обусловлено ее активным поиском своего места в жизни и отсутствием прочных социальных и экономических связей (отсутствует производственный опыт и квалификация, как правило, нет собственного жилья и имущества, в большинстве случаев - ответственности за семью и т. п.). Благоприятные условия для высокой подвижности создаются также необходимостью получения начального и профессионального образования, сравнительно легким овладением молодежью новыми специальностями и профессиями. Высокая мобильность и коммуникабельность молодежи имеет большую экономическую ценность.

Проще говоря, молодость имеет такую привлекательность для людей всех возрастов потому, что в ней деятельность человека достигает значительного подъема в общественной, производственной, личной и других сферах. В силу этого, молодое поколение по своей природе оптимистично. Неуверенность и пессимизм у молодых, как правило, редки и кратковременны, поскольку впереди еще огромное жизненное поле, полное новых и новых возможностей. Шаткое положение - положение «нестабильности», «зависимости», «подчиненности», «неполноценности», «должника» создает среди молодежи особую психологическую атмосферу предрасположенности к переменам в социальной жизни, поскольку эти перемены таят в себе надежду изменений к лучшему. Цель молодости и заключается в реализации возможностей самопознания и саморазвития.

Развитие новых экономических отношений, изменение форм собственности, становление рыночной экономики и увеличение числа субъектов предпринимательства привели к коренным изменениям в формировании и использовании сельских трудовых ресурсов. Реализация же новой политики формирования и использования имеющихся трудовых ресурсов с помощью построения цивилизованного рынка труда приобрела затяжной характер. Это положение сопровождается сложной демографической ситуацией на селе, характеризуемой низким уровнем рождаемости, растущей смертностью и диспропорциями половозрастного состава населения.

Недавний финансовый кризис привел к общему спаду производства в сельской экономике, росту безработицы, обусловил неблагоприятные структурные сдвиги занятости и снижения уровня жизни сельского населения. Это привело к неэффективному и неполному использованию экономического, трудового потенциала сельских территорий.

Проблемы сельской молодежи, с которыми они сталкиваются - это в первую очередь трудности с трудоустройством, отсутствие собственного жилья, «мода интеграции в город» и низкий уровень культуры.

В этой обстановке особую значимость приобретает переосмысление сущности процессов формирования и использования экономического потенциала сельских трудовых ресурсов в новых условиях, а также разработка программ, направленных на регулирование воспроизводства и повышение эффективности использования сельских трудовых ресурсов.

Предложения, направленные на создание современного сельского рынка труда, позволят сократить уровень безработицы, снизить социальную напряженность в сельской местности, улучшить структуру занятости населения, закрепить молодые квалифицированные кадры в провинции, развить производство и инфраструктуру, привлечь внимание общества к проблемам сельской молодежи и молодых рабочих и специалистов на селе, объединить усилия для активного участия в экономической, политической и социальной сферах страны.

В последнее время обращается особое внимание на повышение привлекательности труда в сельском хозяйстве. При этом можно выделить две составляющие престижности - социальная приемлемость сельскохозяйственных профессий и наличие достойного материального вознаграждения. Уровень заработка молодых специалистов возможно поднять через стимулирование, которым могут быть механизмы государственной финансовой поддержки.

Вторым социальным механизмом профессионализации является повышение социальной защищенности и комфортности условий проживания молодых кадров. На это должны быть направлены программы развития инфраструктуры сельских поселений.

Аграрная реформа может добиться увеличения объемов и качества сельхозпроизводства, поддержания эффективности российского сельского хозяйства только при недопущении деградации сельского населения.

В нашем техникуме проводятся разнообразные по форме мероприятия, направленные на формирование экономической культуры студентов: тематические классные часы, экономические лектории, экскурсии к субъектам малого бизнеса. Студенты, участвуя в научно-практических конференциях проводят исследования, наблюдения, анкетирования, в результате которых выявляют факторы, положительно и отрицательно влияющие на самообразование и самореализацию сельской молодежи. Так совсем недавно было проведено исследование. С этой целью были определены объект и предмет исследования. В качестве объекта выступали студенты, обучающиеся в «Венцы - Заря сельскохозяйственном техникуме» на третьем и четвертом курсах, а предметом исследования является степень готовности и способности будущих специалистов возвратиться в сельскую местность для самореализации и возрождения села.

Характер решаемых проблем обусловил и исследовательскую стратегию. Так как информация об объекте исследования имелась, но носила разрозненный характер, необходимо было провести исследование. Оно носило формулятивный характер.

Цель работы заключалась в анализе отношения будущих специалистов-нынешних студентов к реализации себя на селе и выявлении причин «бегства» в город.

Были поставлены следующие задачи:

1. Выявить нынешнюю экономическую ситуацию молодежи;

2. Охарактеризовать социально-экономические основы жизнедеятельности сельской молодежи;

3. Выявить уровень экономической культуры студентов техникума;

4. Выявить возможность заниматься индивидуальным предпринимательством;

5. Выявить факторы, влияющие на выбор будущих выпускников возвратиться в провинцию или осесть в городе;

Для получения практических результатов, необходимо четко знать, что хочет доказать или опровергнуть исследователь.

Была сформулирована гипотеза: «Нынешняя сельская молодежь вступает в жизнь в сложной экономической обстановке, выраженной ростом цен, безработицей, снижением жизненного уровня, массовой миграцией в города. Исходя из этого, можно предположить, что при создании определенных условий - предоставлении субсидий и (или) жилья, повышении уровня заработной платы, организации досуга, сельская молодежь сможет реализовать свой экономический потенциал».

При проведении работы использовался такой метод, как социологический опрос. Для этого была разработана анкета, включающая в себя вопросы и варианты ответов на них.

С целью получения более достоверных данных анкетирование проводилось анонимно. В нем участвовало 170 человек. Итоги подводились отдельно по курсам, а затем был сделан сравнительный анализ.

При проведении социологического исследования были сделаны выводы: более половины опрошенных (70 %) считают, что они живут среднеобеспеченно, и при этом ни один студент не оценивает положение своей семьи как низкое.

Основными составляющими дохода являются - заработная плата родителей (43 %), стипендия (21 %), временные заработки (12 %), доходы от ЛПХ (11 %).

На вопрос о том, какой является нынешняя экономическая ситуация лично для Вас, только 14 % опрошенных выбрали ответ «нетерпимой», большая часть (72 %) ответила «терпимой с трудом». Считают, что экономическая ситуация для них благоприятна - 14 % респондентов.

Нынешняя общественная системы демонстрирует смену ценностей: материального благополучия (15 %), семьи и отношений в семье (12 %), друзей и общения с ними (10 %), своего здоровья и близких (10 %). Для многих студентов большое значение имеет «уверенность в будущем дне», а это в свою очередь указывает на экономическую нестабильность сельских поселений.

Мало кого из студентов техникума волнуют личная свобода (6 %) и душевный покой (4 %).

Низкая заработная плата остается одной из основных проблем для молодежи села (20 %) по данные проведенного анкетирования. На втором месте по значимости стоит воровство (11 %), а на третьем- состояние здоровья (8 %), на четвертом- алкоголизм (7,5 %).

Менее половины опрошенных - 43 %, испытывают чувство надежды перед будущим, а 30 % - неопределенности. На спокойствие, оптимизм приходится - 14 %, а вот на чувство тревоги - 13 %. Это подтверждает в целом оптимистический настрой, надежду на лучшее будущее и наличие у большей части опрошенных студентов жизненных перспектив.

Вв данный момент готовы работать в сельской местности только 19 % из общего числа опрошенных, 53 % согласны при наличии определенных условий (предоставлении жилья, высоком уровне заработной платы и т. д.), и лишь 18 % желают работать в городе.

На вопрос «Есть ли реальная возможность улучшить жизнь в вашем поселке», утвердительно ответили 27 %, 42 % - такая возможность существует, но при поддержке государства, 22 % - слабая, и нет надежды на улучшение жизни на селе - 9 %. Все это говорит о том, что молодежь верит в возрождение села, но ждет поддержки от государства.

Отношение к будущему своей провинции выглядит следующим образом: село развивается - 33 %, перспективы нет - 25 %, есть шанс организовать свое дело - 22 %, уеду в город - 7 %, село возрождается - 12,5 %.

Относительно планов будущих специалистов после окончания учебного заведения, результаты таковы: на первом месте - занятие ЛПХ (21 %), далее - совмещение работы и учебы заочно (19 %), занятие предпринимательством (13,5 %).

В построении и реализации жизненных планов сельская молодежь в большинстве своем рассчитывает на себя (38 %), на помощь родителей (35 %) и на помощь государства - 12 %.

Радует тот факт, что к организации своего дела готовы более половины опрошенных (58 %). Это говорит о том, что сельская молодежь для выживания в нелегких современных условиях готова к организации своего дела, к занятию предпринимательством.

Считают достаточным уровень экономической подготовленности - 53 %, не во всех вопросах - 30 %, нет - 11 %, а затруднились ответить - 6 %.

На вопрос «Какими экономически значимыми качествами личности Вы обладаете?», большая часть студентов выделила следующие - бережливость, предприимчивость и способности рисковать, самостоятельность, рациональность и трудолюбие.

Таким образом, для выживания в современных условиях сельская молодежь готова к организации своего дела, реализации жизненных интересов и экономического потенциала на селе. Необходимо, чтобы правительство акцентировало внимание на важных и понятных проектах и программах для молодежи, поддерживало ее инициативы. Я считаю, что всем нам не стоит только чего-то ждать от государства, надо активно включаться в процесс.

Список литературы:

1.Научный журнал Куб ГАУ, № 30(6), 2007 г.


Современные социально-экономические условия развития транспорта в РФ
- дальнейшее развитие рыночных отношений в экономике страны и формирование тенденций постиндустривального характера;

Изменения в отраслевой и территориальной структурах хозяйства, динамика производственно-экономических связей и условий их формирования и обеспечения;

Развитие среднего и малого бизнеса, а также усиление процессов специализации в ряде отраслей промышленности и связанной с этим пространственной дифференциацией технологических процессов;


  • повышение требований клиентуры к регулярности пассажирских и грузовых перевозок, сохранности и своевременности достав­ки грузов, безопасности движения при увеличивающейся его интенсив­ности;

  • формирование логистических систем в сфере транспортного обслуживания;

  • ужесточение экологической регламентации развития и функционирования транспортных систем.
Основные недостатки

в современной системе грузовых перевозок в РФ
- практически полное отсутствие системы управления прохождением грузов;

Нарушение сроков доставки грузов в пункты назначения (более 50% всех отправок);

Низкая ско­рость продвижения грузов;

Постоянный рост объемов грузов, "замороженных" в пути и на складах;

Низкий уровень организации и технологии перевалок грузов;

Недостаточное количество экспедиторских предприятий, осуществляющих терминальные перемещения грузов;

Недостаточная информа­ционная обеспеченность перевозок;

Большой объем (17 %) короткопробежных (на расстояние менее 100 км) железнодорожных перевозок (в 3-5 раз выше, чем в экономически развитых странах);

Низкий уровень охвата контейнеропригодной (49 %) и пакетопригодной (42 %) продукции (в экономически развитых странах - соответственно более 80 % и 90 %).

Главные средства осуществления

транспортной политики ЕС


  • Соединение существующих транспортных сетей между собой.

  • Устранение существующих «узких мест».

  • Улучшение средств сообщения с периферийными районами внутри Е С и соседними странами.

  • Соединение различных видов транспорта.

  • Модернизация оборудования.
Осуществление научных исследований с целью разработки новых транспортных технологий.

Улучшение качества обслуживания.
Основные проблемы формирования

общей транспортной политики ЕС.

1. В большинстве государств Западной Европы транспорт традиционно рассматри­вался как «общественная услуга», как неотъемлемая составная часть национальной экономической и социальной инфраструктуры, ответ­ственность за которую должно нести государство.

2. Совре­менный транспорт требует огромных долгосрочных капиталовло­жений. При этим транспортные услуги не могут создаваться «про запас» - они должны предоставляться в тот момент, когда на них есть спрос.

3. Производственные мощности в сфере транспор­та должны соответствовать максимально возможному спросу. Но это означает, что в остальное время, когда спрос ниже, эти мощно­сти недоиспользуются, что связано с большими экономическими потерями.

4. Низкая эластичность спроса и предложения транспортных услуг создает потенциальную воз­можность разрушительной конкуренции в фазе низкого спроса.

5. Важнейший элемент транспортной системы - железные дороги являются естественной монополией. Без должного государ­ственного контроля и регулирования это привело бы к установле­нию монопольных цен.

6. Транспорт играет важную роль в системе «государства всеобщего благосостояния», которое гаран­тирует дешевые перевозки отсталым регионам и наименее состоя­тельным социальным группам.

Программа действий ЕС

в области транс­порта

на 1995-2000 гг.:


  • «Двойная интеграция» национальных транспортных сетей и различных видов транспорта для создания единой европей­ской транспортной сети.

  • Улучшение транспортной инфраструктуры Е С.

  • Более широкое использование энергосберегающих и экологи­чески чистых видов транспорта.

  • Повышение безопасности транспорта.

  • Предоставление гражданам более широкого выбора средств транспорта.

  • Интеграция транспортной политики в систему Единого внут­реннего рынка.

  • Развитие транспортных связей между ЕС и третьими странами.

страница 1

Человеческие ресурсы являются достаточно уникальными в ряду остальных видов экономических ресурсов. Термин «человеческие ресурсы» стал достаточно широко применяться в экономической науке с середины 80-х годов прошлого столетия для выражения нового взгляда на роль человека в современном производстве. Данный подход позволяет рассматривать человека шире, чем рабочую силу (носителя трудового ресурса), что являлось более характерным для экономики с существенной долей развития по экстенсивному типу. Человеческие ресурсы (от фр.ressorce - резервы, запасы) количественно характеризуются численностью экономически активного и занятого населения. Их качественным измерением является человеческий потенциал, характеризуемый человеческими компетенциями, опытом, интеллектом, способностями к постоянному совершенствованию и развитию.

Считается, что 42 % знаний современной компании находится «только в головах сотрудников», и это самый ценный интеллектуальный капитал . Это так называемые неявные знания, заключенные в опыте, навыках, производственных привычках сотрудников. Поскольку неявные знания непросто детализировать, копировать и распространять, они могут быть источником устойчивого конкурентного преимущества. По данным Watson Wyatt хорошая работа с персоналом имеет своим следствием 90 % рост доходов акционеров, причем, чем крупнее компания, тем более значим человеческий фактор.

Переход от традиционной экономики к инновационной связан с глубокими преобразованиями институциональных основ экономики, с пересмотром концептуальных подходов к роли материальных активов в экономике по сравнению с интеллектуальными активами, с переоценкой «промышленных» ценностей техногенной культуры и поиском новых «информационных» и «хомогенных» ценностей.

Современные экономические процессы придали качественно новую ценность человеческому ресурсу, коренным образом изменили его роль в промышленном производстве. Если, в доиндустриальную эпоху главным производственным ресурсом была мускульная сила, в индустриальную - машинная техника, то на постиндустриальной стадии таким ресурсом становится знание, интеллектуальный потенциал. Именно, творческие способности, интеллектуальная энергия превратились в главный «товар» современного работника, повышающие его потребительную стоимость. Изменяется содержание понятия «способность к труду», которая определяется соответственно, прежде всего, интеллектом работника, его умением и желанием работать с новой информацией, умением ориентироваться в экономических и социальных изменениях, происходящих в обществе, а также умением адаптироваться к последним.

С исторической точки зрения изменение характера труда персонала происходило постепенно. В середине XIX в. в Европе и Северной Америке в результате роста производительности труда (следствие первой промышленной революции) и социальных преобразований (социальные реформы во Франции, Германии и др. странах) наблюдались повышение благосостояния наемных работников, уменьшение длительности рабочего дня, расширение возможности для получения образования и смены видов деятельности. Подобные процессы за последующие 150-200 лет принципиально изменили профессиональную структуру населения. Так, в прошлом веке (первая половина ХХ столетия) более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне . В настоящее время их доля составляет около одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - ученые, инженеры, инженеры-программисты, врачи, педагоги, деятели культуры, предприниматели и т.п. Информационная революция, технологический прогресс - это те факторы, которые преимущественно влияют на структуру, эволюционирующий характер труда персонала промышленных предприятий по принципу «от мускула к мозгу». В соответствии с представленной эволюцией меняются приоритеты в оценке работника. Так, 25-30 лет назад работник оценивался по формуле «опыт + знания», т.е. на первое место ставился опыт (работник, имеющий больший стаж работы ценился выше, его размер заработка также зависел от стажа работы (часто косвенно). Сегодня «знания» - в гораздо большем приоритете, кроме того, появился третий критерий оценки способностей работника - умение самостоятельно находить и усваивать новую информацию, применять ее на соответствующих участках работы. То есть «знания» дополняют критерием «мышление» (интеллектуальная активность), характеризующим умение применять знания.

В итоге отличительными чертами современного общества называют массовое распространение творческого интеллектуального труда. Признается, что в зрелом постиндустриальном обществе деятельность подавляющего большинства работников приобретет существенные элементы креативности. Сторонники данной точки зрения обращают внимание на формирование системы постматериальных ценностей, отказ от прежних методов организации труда и переход к максимальному использованию интеллектуального потенциала работников.

В современных социально-экономических условиях должны соответственно измениться и организационно-управленческие основы трудовой деятельности. Для полной реализации интеллектуальных способностей индивидуума необходимы качественно иные условия, нежели для реализации физических, которые заключаются, прежде всего, в предоставлении человеку максимальных возможностей реализации своего интеллектуального потенциала. При этом важны как высокая материальная мотивация, так и (часто даже в большей степени) социально-психологический климат трудовой деятельности.

Эти требования находят свое отражение в науке и практике управления, создавая предпосылки для отхода от тейлоризма или «рациональной» школы управления. Господствующая в эпоху массового производства стандартной продукции «рациональная» школа ориентировалась на организованность, оптимальность всех действий, совершаемых согласно строгой иерархии (так называемое «жесткое управление»). В условиях инновационного, интенсивного экономического роста основная тенденция изменений в теории и практике менеджмента состоит в смещении акцентов в сторону «организационного гуманизма», в том числе гуманизации труда.

Основной задачей управления человеческими ресурсами становится наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. Для этого необходимо создание атмосферы конструктивного сотрудничества, при которой каждый член коллектива заинтересован в наиболее полной реализации своих способностей. То есть особую значимость приобретает способность людей к творчеству, их нацеленность на активное продуцирование инноваций в собственной фирме и на более оперативное и позитивное восприятие нововведений, исходящих извне.

Таким образом, управление человеческими ресурсами находит все больше точек пересечения с инновационным менеджментом, т.к. управление современным производством материальных и нематериальных благ становится неотделимым от управления самореализацией личности работника, его качественным развитием.

Суть качественного развития состоит в совершенствовании связанных с рабочей деятельностью знаний, навыков, опыта, интегрируемых в квалификационный уровень, определяемый в итоге профессиональной компетентностью. Для достижения целей качественного развития человеческих ресурсов необходимо использовать широкий спектр современных обучающих методов и стратегий. К основным способам качественного развития человеческих ресурсов относят : высвобождение скрытых возможностей и потенциала; совершенствование или повышение организации объекта; реализацию потенциальных возможностей. Как справедливо отмечают Дж. Джой-Меттьюз, Д. Меггинсон, М. Стюарте, именно качественное развитие человеческих ресурсов обеспечивает способность воплощения обучения в профессиональное поведение сотрудников.

В современных экономических условиях - условиях конкуренции инновационных возможностей качество человеческих ресурсов должно характеризоваться постоянной положительной динамикой, вследствие роста требований к образованию и квалификации работников, которые должны соответствовать современному уровню средств производства. Следовательно, необходимыми становятся организационно-управленческие меры, принимаемые на постоянной основе, направленные на преодоление так называемого эффекта «периода полураспада компетентности», который, по определению специалистов США, равен продолжительности времени с момента окончания вуза до момента возникновения принципиально новой научно-технической информации (в результате профессиональная компетентность снижается примерно на 50%).

Применение подхода качественного развития человеческих ресурсов (РЧР) на в российской экономике, является задачей не завтрашнего, а уже сегодняшнего дня, диктуемой современными условиями конкуренции хозяйствующих субъектов, когда основной предпосылкой конкурентоспособности стала способность к систематическому обновлению продукции.

Успешное применение идей и принципов качественного РЧР должно способствовать формированию мобильной, эластичной в использовании рабочей силы, что возможно при соответствующей ориентации последней на постоянное и прогрессивное обновление профессиональных знаний.

2.1 Социально- экономическая поддержка населения в современных условиях

Развитие человеческой цивилизации всегда определялось технологией. Прогресс человечества выражался в стремительном развитии технологий мировой экономики. Так, за минувшее столетие скорость перемещения человека на планете возросла в сто раз, эксплуатация природных ресурсов - в тысячу раз, а военная мощь - в миллион раз. Однако только социальные технологии открывают возможность улучшения социальных условий жизни людей, обеспечения взаимосвязи экономического прогресса с социальным, решения нравственно-этических вопросов развития общества и личности.

История экономики дает множество примеров, способов и технологий регулирования отношений между людьми в процессах хозяйствования. Среди них можно назвать командно-приказные, насильственно-принудительные, плановые, организационно-распорядительные, разъяснительные, социально-психологические и т.д. Однако любая экономика требует адекватных ей методов, способов ведения хозяйства.

Оценка социально-экономического состояния семей и отдельных лиц является сложной проблемой, особенно на начальном этапе становления социальной службы. Тем не менее эта оценка дает необходимую информацию, которая позволяет повысить точность прогнозирования развития и функционирования сферы услуг, их ассортимента и объема. Таким образом, обосновывается необходимый базовый уровень создания всей структуры социальных услуг на данной территории.

Исследование рынка социальных услуг преследует две задачи:

· прогнозирование численности клиентов, их категорий, объема и ассортимента бесплатно (в соответствии с законодательством, действующим на момент исследования) предоставляемых услуг;

· сбор информации о потенциальных потребителях (покупателях) социальных услуг и возможных конкурентах. Как и любой процесс сбора информации, исследование рынка социальных услуг предусматривает четкую формулировку вопросов и знание вспомогательных структур, в которых следует искать ответы.

В частности, необходимо выяснить:

· сколько людей, имеющих согласно Закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» право на бесплатное социальное обслуживание, проживает на; территории округа;

· сколько пенсионеров проживает на территории муниципального округа, в том числе одиноких, из них - лиц старше 80 лет и ветеранов труда, участников Великой Отечественной войны (эти категории имеют установленные законом льготы);

· сколько проживает инвалидов, в том числе с детства, одиноких, инвалидов вследствие военных конфликтов;

· сколько проживает семей с детьми, сколько из них относятся к категории неимущих и сколько семей смогут оплатить социальные услуги;

· каким должен быть перечень необходимых платных услуг, на какие суммы оплаты можно рассчитывать;

· каковы тенденции дальнейшего развития рынка платных и бесплатных социальных услуг.

Кроме того, определяется возраст, уровень доходов, образ жизни потенциальных клиентов, их потребности; что они хотят получить от системы социального обслуживания, каким образом должно добиться удовлетворения запросов потенциальных и реальных покупателей услуг и т.д.

Существуют первичное и вторичное исследования рынка.

Первичное исследование предполагает непосредственное общение с клиентами службы социального обслуживания, участковыми врачами, работниками домоуправлений и жилищных контор, учителями и др. Первичные исследования особенно важны при постановке на обслуживание новых клиентов, о которых еще не имеется данных в других структурах системы.

Исследование должно быть простым, недорогим и входить в перечень обязанностей социальных работников. Предварять исследование должно письменное заявление посетителя с подробным указанием причин испытываемой нужды и желательной формы удовлетворения своей потребности.

Наиболее распространенными методами первичного обследования являются наблюдение, интервьюирование, письменное обследование. Объем вопросника должен быть кратким, а формулировки вопросов должны предполагать ясные и недвусмысленные ответы. По возможности следует указать варианты ответов, что в дальнейшем поможет при необходимости расширить обследование и проанализировать результаты. Используя вопросник, следует получить максимум информации о конкретном клиенте, а при анализе вопросников за какой-либо период (полугодие, год, квартал) - выявить динамику развития социальных проблем (нарастание или снижение). При проведении первичного обследования надо иметь информацию о том, какие данные уже имеются во вторичных источниках, чтобы их не дублировать.

Чрезвычайно содержательным в информационном плане может стать личное интервью - первый этап установления рабочих взаимодействий с клиентом. Этот метод не только предоставляет подробную информацию относительно намерений и возможностей клиента, но и создает представление о профессионализме и намерениях специалиста социальной работы, возможностях службы в целом.

Вторичное исследование подразумевает изучение данных, уже собранных кем-то другим. Этот тип исследований в большинстве случаев дает возможность при наименьших затратах получить необходимую информацию, в частности управление социальной зашитой населения имеет статистико-демографические сведения о количестве пенсионеров, получающих трудовую и социальную пенсию, пенсию по случаю потери кормильца; многодетных семей, неполных семей; одиноких и одиноко проживающих и т.д.; сведения об уровне душевых доходов; возрастном распределении.

Школа может предоставить сведения о семьях с асоциальным поведением родителей и семьях, в которых дети не получают надлежащего питания, не обеспечиваются по причине бедности одеждой, учебниками и т.д..

В службе занятости можно получить данные о безработных, в муниципальных администрациях - сведения о наличии предприятий, их типах, форме собственности, доходности и, соответственно, возможностях как потенциальных благотворителей.

Источники вторичных данных разнообразны, и, в сущности, наиболее сложным аспектом вторичного исследования является их установление.

Поскольку вторичной информации оказывается недостаточно, требуется самостоятельное исследование социального пространства.

После проведенного первичного и вторичного исследования необходимо заключить с клиентом договор-контракт, в котором следует определить обязанности службы и права клиента. Чтобы сохранить доверие клиента и не дискредитировать социальную службу, весьма важно не брать на себя обязательств, которые не могут быть выполнены.

Технологиями социально-экономической поддержки занимаются в основном управления социальной защиты населения (УСЗН) или центры социального обслуживания (ЦСО), входящие в единую государственную структуру социальной защиты населения. Органы социального управления должны руководствоваться принципом так называемой шаговой доступности: система учреждений и предприятий социального обслуживания должна быть размещена таким образом, чтобы до нее мог более или менее самостоятельно добраться человек, жизнедеятельность которого ограничена, или испытывающий дефицит времени (престарелый, инвалид, многодетная или кормящая мать и др.). К сожалению, это предусматривается только для городских жителей - сельские жители обслуживаются УСЗН или ЦСО, в основном расположенными в городах или районных центрах; практикуются также создание небольших комплексных центров социального обслуживания или регулярное выездное обслуживание с периодическим посещением отдаленных или малонаселенных пунктов, а также прием на работу в ЦСО местных сельских жителей, которые способны оказать помощь своим соседям.

Социально-экономическую поддержку осуществляют различные отделения ЦСО. Обычно наибольшее количество сотрудников и клиентов насчитывает отделение социальной помощи на дому, что свидетельствует о важном значении данной социально-экономической технологии.

Сотрудники отделения осуществляют постоянное или временное социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и проживающих на территории обслуживания ЦСО, в котором имеется картотека учета всех лиц, нуждающихся в социально-бытовой помощи. Население оповещается о предоставлении социально-экономических услуг посредством местных газет, радио, кабельного телевидения, объявлений.

Как показала практика, подавляющее число клиентов этих служб - женщины, в основном старше 70-75 лет. Около трети из них с трудом передвигаются в пределах жилого помещения, а полностью обслуживают себя не более половины стоящих на учете. При оказании помощи в реализации важнейших социальных потребностей они удовлетворяются не полностью. Кроме того, надомное обслуживание предоставляется лишь 30 - 35% тех, кто в нем нуждается, поскольку осуществляется в основном бесплатно или не более чем за 25% суммы, выплачиваемой службой собеса по уходу за престарелыми. Государственные же и муниципальные органы не имеют средств для полноценного функционирования системы социальных услуг.

Наиболее полно удовлетворяется нуждаемость в доставке продуктов питания, медикаментов, оплате коммунальных услуг. Надомное обслуживание позволяет одиноким людям получать помощь в привычных для них домашних условиях, без переезда в интернат. Тем самым экономятся государственные средства и улучшаются условия проживания в самих интернатах.

Часто используется полустационарная форма социально-экономической поддержки граждан в виде отделений дневного пребывания. Основная задача этих отделений - предоставление социально-экономической помощи (питание, медицинское обслуживание, организация досуга, расширение круга общения и пр.). Пользуются этим видом помощи пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. Основанием для предоставления этого вида социально-экономической помощи являются личное заявление и медицинская справка об отсутствии противопоказаний. Время пребывания в группе колеблется в основном от 10 до 24 дней. Обслуживаемые лица при наличии их добровольного согласия могут участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских, предоставляющих возможность трудовой реабилитации. Пребывание в таких центрах регламентировано количеством путевок в год.

С первой половины 90-х гг. практически повсеместно начал внедряться такой метод экономической поддержки населения, как оказание неотложной материальной помощи разового характера. Это было вызвано резким ухудшением социально-экономических условий жизни населения, появлением большого количества беженцев из бывших республик СССР, безработных, бродяг и лиц без определенного места жительства, т.е. лиц, оказавшихся по объективным, а иногда и по субъективным причинам в экстремальной ситуации.

Неотложная материальная помощь разового характера - это разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовым набором, выдача одежды, обуви и предметов первой необходимости; содействие в получении временного жилья; оказание психологической, юридической и другой помощи, обусловленной региональными особенностями. Как показала практика, невозможно искусственно ограничить круг кандидатов на получение срочной помощи заранее определенными нормативными рамками. Основным критерием для ее оказания должна быть острая нуждаемость. Все обращения, как и виды помощи, регистрируются в журнале. Возможность оказания такого вида помощи реализуется за счет средств и материалов, выделяемых государственными организациями и предприятиями, негосударственными межправительственными благотворительными организациями, фирмами, компаниями и фондами, а также за счет вещей, собранных в добровольном порядке у населения и хранящихся на складе. Фонды вещевой помощи работают во многих ЦСО.

Оказывается также срочная социально-экономическая помощь гражданам, которые не могут лично обратиться в социальную службу; социальный работник выезжает на дом к нуждающемуся для выяснения необходимого вида помощи. Эта помощь оказывается также и таким категориям нуждающихся, как многодетные семьи, малоимущие пенсионеры и инвалиды, семьи безработных и т.п.

Наряду с перечисленными во многих регионах, особенно в малых городах, поселках и сельских районах, применяются такие виды адресной социально-экономической помощи, как бесплатный или частично оплачиваемый ремонт жилых помещений, обработка огородов, помощь в заготовке солений, обеспечения дровами и т.п..

На наш взгляд, при оказании социально-экономической помощи главное - объективно определить истинно нуждающегося. Технологии оценки ситуации лиц, обращающихся за помощью, во многих странах точно регламентированы законом и предусматривают как ряд предварительных процедур, так и отслеживание образа жизни и поведения лица, получившего помощь, а в некоторых случаях даже возвращение по суду незаконно полученных сумм. К сожалению, безошибочный социальный инструментарий здесь, вероятно, невозможен. Оценка ситуации - это сложная задача не только в экономическом, но и морально-этическом отношении: надо взять на себя моральную ответственность как за предоставление помощи, так и за отказ в ней (поскольку в связи с недостатком ресурсов число нуждающихся должно быть строго ограничено).

Рассмотрим конкретно технологию оказания социально-экономической помощи в регионе.

Администрация субъекта Федерации принимает постановление, которое предположительно может носить название «О временном положении по оказанию социально-экономической помощи на основе совокупного среднедушевого дохода наиболее нуждающимся категориям граждан с учетом физиологического прожиточного минимума». В положении перечислены категории граждан, имеющих право на экономическую поддержку при условии, что их совокупный среднедушевой доход ниже прожиточного (физиологического) минимума. Это чаще всего:

· дети (до 16 лет и продолжающие обучение до 18 лет) одиноких матерей, из неполных или многодетных семей, а также сироты, находящиеся под опекой (попечительством), дети, чьи родители лишены родительских прав;

· беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 1,5 лет;

· больные сахарным диабетом;

· одинокие пенсионеры и супружеские пары пенсионного возраста;

· трудоспособные лица, осуществляющие в установленном законом порядке уход за инвалидами I группы, детьми-инвалидами в возрасте до 16 лет, престарелыми гражданами в возрасте старше 80 лет.

В отдельных регионах в категорию лиц, имеющих право на получение социально-экономической помощи, включаются также дети до 16 лет, страдающие лейкозом и онкологическими заболеваниями, и дети, оба родителя которых обучаются на дневных отделениях средних специальных или высших учебных заведений.

Положение предоставляет органам исполнительной власти право (с учетом местных условий и возможностей) определять дополнительные категории получателей помощи и с учетом средств местного бюджета и собственных средств районного фонда социальной поддержки устанавливать ее размер на основании фактически сложившегося в районе (городе) прожиточного минимума не ниже, чем в среднем по области.

Помощь предоставляется обратившимся за ней после проверки их фактических доходов.

Определен перечень необходимых документов:

· заявление, в котором указан состав семьи;

· справки о доходах каждого члена семьи за последние три месяца текущего года и о наличии собственности, приносящей доход, выданные исполнительным органом власти по месту жительства;

· в случае необходимости акт обследования материально-бытовых условий, медицинские справки и др.

Оформляя заявления на получение социально-экономической помощи, граждане освобождаются от уплаты пошлины при получении справок.

Согласно положению совокупный доход рассчитывается как отношение совокупного дохода семьи к числу ее членов. При этом учитываются граждане, проживающие совместно (в соответствии справкой о составе семьи). Из расчета исключаются трудоспособные неработающие, если они не зарегистрированы в органах занятости, а также дети и подростки, находящиеся на полном государственном обеспечении. При подсчете совокупного дохода учитываются: все денежные доходы членов семьи, включая заработную плату, премии, пенсии, алименты, пособия по безработице и на детей (включая компенсирующие выплаты) и т.п. за последние три месяца, кроме выплат из фонда социальной поддержки; наличие в хозяйстве скота, птицы и т.д.

При подсчете совокупного дохода ежеквартально определяются и корректируются суммы ежемесячного дохода от земли и скота. Для одиноких инвалидов I и II групп и граждан в возрасте старше 75 лет доход от приусадебного участка не учитывается. Размер адресной помощи определяется как разница между совокупным среднедушевым доходом семьи и установленной на данный период времени стоимостью прожиточного минимума. Формы и виды помощи (деньги, продукты, товары и др.) определяются с учетом фактора нуждаемости граждан и возможности получения ими помощи от детей и близких родственников. Возможно, предоставление одновременно нескольких видов помощи с учетом их стоимости в денежном выражении. Положение определяет конкретные виды помощи:

· денежная помощь:

Компенсационные выплаты на приобретение продуктов питания, топлива, одежды и обуви, лекарств и др.;

Дотации на лечение;

Помощь при экстремальных ситуациях;

· натуральная помощь:

В виде продуктов питания и предметов первой необходимости;

Гарантированный продуктовый набор особо нуждающимся;

Бесплатная выдача лекарств, топлива и т.п.;

Выдача талонов на бесплатное питание, доставка горячих обедов или продуктов на дом;

· помощь в виде услуг и льгот:

Прикрепление к магазину, в котором продукты питания, одежда, обувь и другие предметы первой необходимости продаются по социальным ценам;

Предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, медикаментов, за пользование баней, прачечной, парикмахерской, химчисткой и другими бытовыми учреждениями, а также общественным транспортом;

Зачисление на временное проживание в отделения сестринского ухода участковых больниц, пансионатов для ветеранов войны и труда;

Выделение путевок в пансионаты, дома отдыха и т.д.

Постановление администрации обычно содержит указание на источник финансирования программы адресной помощи и определяет порядок контроля за выполнением программы.

Таким образом, технология социальной поддержки населения предполагает использование различных социально-экономических методов - их выбор зависит от объективной ситуации, наличия средств, желания и умения специалистов социальной работы на всех уровнях применять эти методы.

Исходя из сложившейся ситуации, мы считаем важным, что система хозяйственных механизмов должна включать в себя масштабные, четко скоординированные социальные программы и быть ориентирована не на все население страны. И прежде всего на менее защищенные контингенты населения. Например, в настоящее время в России финансируются такие программы федерального значения, как «Дети-инвалиды», «Дети России», «Социальная защита пожилых людей» и т.д.

Вышеуказанные направления государственного регулирования активно влияют на систему социальной защиты населения, которая формируется на макро- и микроуровнях развития общества с целью решения как долговременных (стратегических), так и кратковременных (тактических) задач. Специалисты в области социальной работы, владеющие социальными технологиями, должны использовать в своей практической деятельности все имеющиеся в их арсенале социально-экономические методы для оказания помощи людям в решении наиболее острых социальных проблем в условиях переходного периода и становления в России рыночных отношений.


Важной первичной инф-ции, без чего в практике С.р. невозможно накопление опыта, его обобщение и в целом повышение эффективности данной проф. д-сти. 46. Основные формы технологий социальной работы в пенитенциарной системе Теоретическое обоснование различных направлений с. р. в общ-ве, разработано в большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории с. р. показало, что...

Представителей этой возрастной группы зависит и от отношения к ним окружающих, близких людей и людей незнакомых. Уважение к старости, к заслугам и возрасту пожилого человека – это показатель культуры общества. 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 2.1 Общая характеристика современных технологий социальной работы с пожилыми людьми Множество пожилых людей добровольно оказывают...

Некоторыми навыками помощи ребёнку и их эпизодическое, нерегулярное использование на практике, фетишизация, знание отдельных видов реабилитации и отрицание других. 2.2 Реализация технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья Рождение ребёнка ослабленного, болезненного, как правило, изменяет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи и мать...

Выше. Вместе с тем в ряде домов-интернатов для пожилых людей нет ставок психиатра, психолога, соци­ального работника. Современные теории старения играют важную роль в органи­зации социальной работы с пожилыми людьми, ибо они интерпре­тируют и обобщают опыт, информацию и результаты наблюдений, помогают предвидеть будущее. Они нужны социальному работнику прежде всего для того, чтобы организовать и...

Публикации по теме