Экономические отношения субъектом которых выступает. Человек как конечная цель общественного производства

Существует несколько определений предмета экономической теории:

Эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

Эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);

Альфред Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

Эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства.

Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.

К субъектам экономики относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семьи), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Отличительная их черта - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществляет операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю, которыми они располагают. Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и совокупностью норм и правил, существующих в обществе.

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Они занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли. На деньги, вырученные от продажи произведённых товаров (оказанных услуг), они закупают новые ресурсы у домашних хозяйств.

Таким образом, домашние хозяйства формируют спрос на товары (услуги) и предложение ресурсов. Фирмы, напротив, определяют спрос на ресурсы и предложение готовых потребительских товаров.

Кроме того, активную роль в рыночной экономике играет государство (правительство), которое собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров (например, военной техники), на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты (стипендии, пенсии, пособия).

Объектом экономики являются блага, которые прямо или косвенно удовлетворяют потребности людей.

Свободные (дарованные) блага. Предоставляются людям природой. Такие блага не требуют человеческого труда и средств, которые используются в процессе производства.

Экономические блага - продукты, созданные трудом человека. Обладают полезностью, ограничностью (редкостью), ресурсоёмкостью.

Материальные блага – это продукты, которые можно осязать (пощупать). На их производство, как правило, требуется время. Многие из материальных благ могут накапливаться, храниться длительное время, поставляться потребителям по мере необходимости. В отличие от материальных благ услуги не могут накапливаться и сохраняться в течение длительного времени. Процесс их производства и потребления совпадают.

Блага разового пользования имеют стабильный спрос, а блага длительного пользования – изменчивый.

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об экономике как науке, формируя понятие субъекты и объекты экономики, этапы экономического исследования; определить, что является предметом изучения экономики; выяснить, какие существуют методы экономического исследования; проанализировать связь экономики с другими науками; развивать экономическое мышление; воспитывать любознательность и самостоятельность.

Основные понятия: субъект, объект экономики; производители, потребители, методы исследования; абстракция, индукция, дедукция, микроэкономика, модель, макроэкономика.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Экономическая разминка (проводится в форме беседы)

Что ты знаешь об экономике?

III . Мотивация учебной и познавательной деятельности

Рассказ учителя

С развитием цивилизации человечество пришло к выводу, что важнейшей задачей любого общества является полное удовлетворение потребностей человека.

Экономическая наука изучает, как именно люди, используя имеющиеся ресурсы, пытаются достичь полного удовлетворения своих потребностей.

Она исследует, как необходимо организовать производство, обмен и распределение созданных товаров и услуг. Попробуем определить по схеме, кто является субъектами и объектами исследования экономики.

IV. Изучение нового материала

Объяснение схемы «Субъекты и объекты экономики», которая заранее нарисована на доске.

Рассказ учителя

Экономика - сложная система, которая постоянно развивается и меняется. Меняются и действующие лица экономических отношений. Если в период Средневековья это были феодал и крестьянин, цеховой мастер, купец, то действующими лицами современной экономики являются предприниматели и рабочие, банкиры, фермеры, государственные служащие, ваши родители и вы сами. Чем сложнее становится экономическую жизнь общества, тем больше будет действующих лиц (субъектов) и объектов экономики.

Во все времена субъектами экономических отношений были производители и потребители вещей и услуг.

С развитием рыночных отношений производители становятся продавцами, а потребители - покупателями. Изобразим схематически взаимодействие субъектов экономических отношений.

Итак, сложность экономической жизни общества обусловливает разнообразие его действующих лиц.

Проблемный вопрос

Ваш рабочий день состоит из шести уроков в школе, свободного времени и подготовки к урокам. В перерыве между уроками вы в буфете купили пирожок; по дороге домой, по просьбе родителей, купили буханку; в свое свободное время помогали родителям копать картошку. В каких случаях в течение дня вы стали субъектом экономических отношений?

Работа с учебником

Для того чтобы экономика стала прикладной наукой, необходимо разработать принципы построения сферы человеческой жизни. Именно поэтому необходимо проводить экономические исследования. По учебнику проанализируйте схему «Этапы экономического исследования».

I этап. Сбор фактов.

II этап. Разработка теорий.

III этап. Обоснование экономической теории.

Аналогично схемы этапов экономического исследования попробуйте исследовать и изложить собственные размышления по поводу принципов, по которым построено ваше обучение.

В экономике используют несколько основных методов исследования:

Рассказ учителя

Экономическая наука не может пользоваться теми методами познания, что и естественные науки. Анализируя экономические явления, нельзя использовать ни микроскоп, ни телескоп. Арсенал средств экономической науки является весьма разнообразным: классификация явлений, исключение второстепенного, обобщение и т.д.

Классифицировать - значит различать процессы и явления по определенным критериям. Например, товары мы можем поделить на более дорогие, для людей со средним достатком, дешевые. Собственность может быть частной, коллективной, государственной.

Предложите критерии классификации потребителей обуви.

В экономической науке исследователи широко применяют методы

научной абстракции, индукции и дедукции. Суть метода абстракции заключается в том, что, исследуя определенный экономический факт или процесс, отделяют его случайные, мимолетные или второстепенные признаки от устоявшихся и типичных. Индукция заключается в формулировке закона на основе незначительного количества наблюдений за повторяющимися событиями. Дедукция - способ исследования, при котором отдельные положения логически выводятся из общих (аксиом, законов, постулатов).

Если в результате исследования выявлено, что отдельные явления экономической жизни повторяются при определенных условиях, то можно сделать обобщение или выводы относительно них.

На основе реальных фактов выяснилось, что в городе большое количество потребителей стала покупать дешевые товары из-за повышения цены, заменяя таким образом одни товары другими, подобными. Сделайте обобщение. (Цены меняют структуру потребления).

Важным средством изучения экономики являются модели, которые строятся в процессе экономического анализа.

В процессе экономического анализа происходит систематизация, истолкование и обобщение фактов. В результате анализа формулируют законы и теории, вносят порядок в набор фактов, раскрывающих их содержание.

Модель - это упрощенное отражение экономической действительности, абстрактное обобщение соответствующих фактических данных. Экономическая модель используется для предсказания того, как изменения экономических условий приведут к изменению экономических результатов.

В исследовании экономики особое значение имеют графические модели, которые дают точное изображение количественных зависимостей.

Слова становятся действенными, если их дополнить изображением. Еще короче эту мысль выражает китайская пословица: рисунок стоит тысячи слов.

Объясните, что иллюстрирует приведенный график.

Экономическая наука использует два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический. Макроэкономика - это наука, которая исследует национальную экономику в целом, не принимая во внимание конкретные экономические единицы. Микроэкономика изучает отдельные экономические единицы: домохозяйство, фирма, отрасль и т.д.

Изучая различные предметы, вы заметили, что наука связана со многими другими. Экономическая наука зачастую связана с общественными науками: социологией, политологией, правоведением. Она имеет связи с науками о человеке и природе: географией, психологией, биологией. В современной экономической науке широко применяют математические методы.

Попытаемся в общих чертах определить, как экономика связана с другими науками.

Перед вами схема «Связь экономики с другими науками» и карточка с названиями наук, которые больше всего связаны с экономической наукой, и определением объектов их исследований. Подумайте, как именно экономика может быть связана с этими науками. Кратко запишите свои мысли по этому вопросу. Потом мы вместе проанализируем несколько предположений.

Выпишите в тетрадь определения данных наук.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Вопросы для дискуссии

С какими «ловушками» сталкивается исследователь-экономист?

Почему в общественных науках трудно выявить причинно - следственные связи?

Объясните и приведите примеры ошибочности утверждения: после этого - значит вследствие этого.

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

Проработать соответствующий материал в учебнике.

Подобрать с экономической литературе высказывания известных экономистов о необходимости изучения экономики, письменно объяснить их.


- 89.99 Кб

К некоммерческим предприятиям относятся потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими являются фонды, образуемые на основе добровольных, имущественных взносов, которые используются на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. На основе единых интересов базируются и всевозможные общественные организации граждан, удовлетворяющие общие потребности.

Таким образом, некоммерческие организации являются активными экономическими субъектами наряду с домашним хозяйством и бизнесом.

Параллельно с указанными субъектами большое значение в хозяйственной жизни имеет государство. Его вмешательство в экономику осуществляется в многообразных формах, и поэтому можно сказать, что государство есть экономический агент, который действует совместно с индивидуальными экономическими субъектами и группами.

Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это доля государственных расходов в ВВП, доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий и др.

Один и тот же человек может присутствовать в составе всех субъектов рыночного хозяйства, например, будучи государственным служащим - представлять государство, владея акцией - бизнес, а расходуя свой доход на товары и услуги - являться членом домашнего хозяйства.

Современная экономическая теория исходит из предпосылок о рациональном поведении экономических субъектов. Это означает, что их интересом, целью являются получение максимального результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Так, домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы нацелены на получение максимума прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Государство ориентировано на решение интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния при определенном бюджете.

Объектами хозяйственного развития являются экономические блага. Благом называют средство, которое прямо или косвенно удовлетворяет потребность человека. Великое множество благ условно делят на две большие группы: блага, которые являются результатом хозяйственной деятельности людей, и блага, созданные природой (леса, вода, воздух и т.д.). Первую группу называют экономическими благами. К ним относятся продукты, созданные трудом человека.

Экономические блага обладают полезностью, ограниченностью (редкостью), ресурсоемкостью. Полезность блага состоит в том, что с его помощью удовлетворяются потребности людей (в одежде, пище, жилье, в услугах учителя, врача и т.д.). Редкость блага означает, что оно производится в относительно ограниченном количестве. Ограниченность благ может происходить в силу естественных причин (редкость драгоценных металлов), общественных условий (ограничение охоты или рыбной ловли) и по сравнению с безграничными потребностями индивидов. Ресурсоемкость указывает на факт использования факторов производства и процесс их создания. В зависимости от удельного веса тех или иных затрат продукцию принято делить на: трудоемкую, капиталоемкую, материалоемкую.

Блага, созданные природой, называют свободными или даровыми. Они не требуют человеческого труда и средств, которые используются в процессе производства. Такие блага доставляются природой без усилий человека.

Классификация экономических благ на этом не заканчивается. В зависимости от использования определенного критерия проводится дальнейшая их градация.

С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные. Материальные блага - это продукты, которые можно осязать (пощупать). На их производство, как правило, требуется время. Это продукты питания, одежда, жилье, мебель, оборудование и т.д. Многие из материальных благ могут накапливаться, храниться длительное время; поставляются потребителям по мере необходимости. Наличие благ на данный момент называется запасом, а процесс их пополнения в течение определенного периода - потоком.

Исходя из срока использования различают материальные блага: длительного пользования (их потребление распределено по времени, например, дома, мебель, бытовая и производственная техника) и разового (кратковременного) пользования (продукты питания, электричество и т.п.).

Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство и т.п. Личные качества, способности людей А. Маршалл называет «внутренними благами», поскольку они заключены в самом человеке, а услуга направлена на других. В отличие от материальных благ услуги не могут накапливаться и сохраняться в течение длительного времени. Процесс их производства и потребления совпадают. Обеспеченность населения услугами считается в настоящее время важнейшим показателем социально-экономического развития общества.

Существует множество видов услуг, которые условно делятся на следующие категории.

  1. Коммуникационные - услуги транспорта, связи (способствуют передвижению грузов, людей, передаче информации).
  2. Распределительные ~ торговля, сбыт, складское хозяйство (связаны с процессом реализации материальных благ, что позволяет связать сферы производства и потребления и снизить затраты в процессе реализации продукции).
  3. Деловые - финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга и т.п. (Эти услуги нацелены не только на удовлетворение личных интересов, но и на создание необходимых предпосылок для хозяйственной деятельности в различных сферах экономики. Они способствуют ускорению процесса экономического оборота в целом, более рациональному использованию ресурсов, развитию рыночных отношений).
  4. Общественные - услуги органов государственной власти (обеспечивают стабильность в обществе).
  5. Социальные - услуги образования, здравоохранения, искусства, культуры, социального обеспечения (направлены на повышение качества жизни населения, укрепление его здоровья, образовательного уровня, поддержку в старости и в случае потери трудоспособности).

3. МИКРОЭКОНОМИКА

Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются :

  • цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;
  • состояние отдельных рынков;
  • распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:

  • экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;
  • принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;
  • проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

Микроэкономика исходит из следующих предпосылок:

  • а) экономического атомизма, означающего, что микроэкономика сосредоточивает свое внимание на поведении экономических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности;
  • б) экономического рационализма, сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

  • что производить и в каком объеме;
  • каким образом производить избранные виды благ;
  • кто получает то, что произведено;
  • какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего.

Современная микроэкономика изучает, как решаются вышеназванные четыре основных вопроса.

Современная микроэкономика состоит из четырех частей. Первая часть посвящена анализу закономерностей образования потребительского спроса. В этой части микроэкономики развиваются теории предельной полезности. Во второй части микроэкономики анализируется предложение в первую очередь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции). В четвертой части - теории распределения - анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства.

Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.

Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Микроанализ претерпел определенную модификацию, в частности расширился объект микроэкономики.

Фирма

В микроэкономическом анализе главным объектом является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в современной экономике именно предприятия (фирмы) производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности че­ловека.

В данном учебнике термины “фирма” и “предприятие” рас­ сматриваются как синонимы, хотя на практике это не всегда так. Например, фирма может состоять из нескольких предпри­ятий, но тогда они будут выступать как составные части этой фирмы.

Цели и функции фирмы

Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В ры­ночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.

Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринима­тельского сектора, представляют собой самостоятельные хозяй­ственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой де­ятельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, фи­зических и юридических, которая должна приносить предпри­ятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Целевые установки

Извлечение максимальной прибыли явля­ется конечной целью любой коммерче­ской деятельности. Вместе с тем ее до­стижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического по­рядка, таких как:

Описание работы

Всякая наука имеет свой объект познания. Это в полной мере относится и к экономической науке. Характерная особенность последней состоит в том, что она является одной из древнейших наук. Истоки экономической науки уходят в глубь веков, туда, где зарождалась колыбель мировой цивилизации – в страны Древнего Востока V-III вв. до н.э. Позднее экономическая мысль получила развитие в Древней Греции и Древнем Риме. Аристотель ввел термин "экономия" (от гр. Oikonomia – управление домашним хозяйством), от которого и произошло более позднее – "экономика". В ранее средневековье христианство объявило простой труд святым делом, стал утверждаться важнейший принцип: кто не трудится, тот не ест.

МАКРОЭКОНОМИКА …………………………………………………..16
Основные проблемы, изучаемые
на макроэкономическом уровне ………………………………..…17
Модель круговых потоков ……………………………………...….18
Модель круговых потоков открытой экономики……………………………………………………..……..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………….……………………..….20
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………..23

В ходе использования экономических ресурсов люди вступают в определенные связи и отношения. Совокупность последних образует систему экономических отношений.

Экономические отношения имеют две формы: социально-экономическую и организационно-экономическую.

Социально-экономические отношениявозникают между людьми как представителями определенных социальных групп. Эти отношения определяют место людей в социальной структуре общества, характер всей экономики, особенности ее функционирования.

Организационно-экономические отношениявозникают между людьми как функциональными субъектами процессов производства, распределения, обмена и потребления. Они определяют конкретные способы осуществления хозяйственной деятельности людей, их место и поведение в функциональной структуре экономики.

С учетом особенностей экономические отношения можно подразделить на отношения производства, или производственные отношения, на отношения распределения, обмена и потребления.

Производственные отношениявозникают в процессе производства по поводу использования факторов производства и создания необходимых обществу благ. Они носят как социально-экономический, так и организационно-экономический характер.

Отношения распределениявозникают как в процессе распределения экономических ресурсов, превращаемых в факторы производства, так и в процессе распределения произведенных с помощью данных факторов благ. Социально-экономические распределительные отношения определяют социальный характер распределения. Организационно-экономические отношения определяют конкретные формы распределения.

Отношения обмена возникают между людьми, как по поводу результатов производства, так и в процессе самого производства. Социально-экономические отношения определяют характер обмена. Он может быть, например, плановым или стихийным. Организационно-экономические отношения определяют конкретные формы обмена, например, обмена продукции в форме бартера, с отсрочкой платежа и т.д.

Отношения потребления возникают в процессе потребления произведенных благ. Правда, если это блага производственного назначения, то их потребление означает процесс производства, а отношения предстают как производственные. Поэтому в полном смысле отношения потребления возникают по поводу благ потребительского назначения. Социально-экономические отношения определяют характер, структуру, объем потребления представителей различных социальных групп, а организационно-экономические отношения - его конкретные формы и способы.

Отношения производства, распределения, обмена и потребления тесно связаны друг с другом, взаимно обусловливают друг друга, образуя системное единство, которое представлено на рис.8.



Производственные Отношения

отношения распределения


Отношения Отношения

потребления обмена

Рис.8. Система экономических отношений

В качестве субъектов экономических отношений выступают не просто люди, но экономические агенты. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы (предприятия) и государство

(правительство).

Домохозяйство - основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек.

Фирма - деловое предприятие, функционирующее с целью получения прибыли.

Государство, как экономический агент, представлено различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью их деятельности является максимизация результатов, а средством - минимизация затрат.

Экономической целью индивида является максимум удовлетворения его потребностей при минимуме издержек.

Экономической целью фирмы выступает максимум прибыли при минимуме затрат.

Экономической целью государства является наивысший рост национального благосостояния при минимальных расходах государственного бюджета.

Понятие экономических отношений

Развитие человечества всегда сопровождалось усложнением и специализацией экономических отношений. Вся их совокупность представляет собой экономическую систему государства. Хозяйственная деятельность страны включает в себя создание, распределение, сбыт и доведение до покупателя экономического блага, представленного продукцией или услугами. Экономические отношения возникают в моменты совершения каких-либо этапов из данного цикла.

При этом субъекты сделок называются экономическими агентами. Как правило, они одновременно вступают во множество взаимосвязей с другими агентами. Если они вступают в экономические отношения постоянно, то эти отношения можно назвать устойчивыми.

В рыночной экономике, характерной на данном этапе для большинства стран мира, агенты взаимодействуют на договорной основе, при этом каждый из участников сделки стремится к получению выгоды.

Классическая экономическая теория рассматривает экономического агента, как носителя идеи получения выгоды или экономического эгоизма. Он имеет сходство с психологическим пониманием этого термина, однако, имеет материальную основу. То есть, продавец и покупатель при заключении сделки каждый действует в собственных интересах. Продавец хочет реализовать благо по максимально возможной цене, а покупатель стремится к получению блага, определяя его ценность с точки зрения предельной полезности для себя.

Замечание 1

Получается, что рыночная экономика представляет собой совокупность интересов всех участников экономических отношений. Чтобы управлять такой хозяйственной системой, необходимо найти эффективные пути воздействия на мотивы поведения экономических агентов. В рыночной экономике проявление экономического эгоизма выражается в свободе выбора, предпринимательства, частной собственности. При этом он имеет обратную сторону, влияя на неравномерность распределения получаемого дохода, ростом социального расслоения, как следствие, увеличением напряженности в обществе.

Вся совокупность экономических отношений обычно классифицируется относительно их роли в социуме на следующие категории:

  • производственные или социально – экономические;
  • технико-экономические;
  • организационно – экономические.

Основные участники хозяйственных отношений

В экономической теории принято рассматривать действие хозяйственной системы с микроэкономической и макроэкономической позиции. Микроэкономическая подсистема представлена участниками, которые сами осуществляют экономическую деятельность, а так же принимают решения, покупают и затрачивают ресурсы. Кроме того, от своей деятельности они получают экономический результат, представленный в виде дохода, созданного блага, либо полезности.

Такой участник несет ответственность за свою деятельность, действует в рамках этики и социальных норм, его благополучие зависит от рациональности и эффективности принятых им решений. При этом каждый из них совершает выбор в условиях ограниченности ресурсов. То есть, ресурсы могут быть использованы для производства других благ, либо потребитель может купить другой товар или услугу.

Участниками микроэкономической подсистемы являются:

  1. Домашние хозяйства, к которым относят семьи. Они могут быть представлены одним человеком, ведущим свое хозяйство, планирующим доходы и расходы. Такие участники самостоятельно принимают решения, стремятся к максимальному удовлетворению собственных потребностей. При этом они являются владельцами рабочей силы, которую могут предоставлять работодателю. Домашние хозяйства обеспечивают воспроизводство человеческого капитала.
  2. Любые хозяйственные образования, оказывающие услуги, либо создающие экономические блага. Они действуют самостоятельно, проводят операции по инвестированию и накоплению капитала. Конечной целью этих участников является получение прибыли. Обычно они специализируются на производстве какого-либо одного товара или группы товаров, которые впоследствии реализуют на рынке, получая доход и вкладывая его в воспроизводство.
  3. Государство является экономическим агентом, основной задачей которого является регулирование экономических процессов в обществе. Основными функциями государства является закупка ресурсов, а так же предприятий и посредников сбыта, сбор налогов, реализация мероприятий по соблюдению законодательства всеми участниками экономических отношений.

Структура взаимоотношений между участниками

Агенты экономических отношений осуществляют свои взаимосвязи согласно движению экономического блага по цепочке его создания, распределения, обмена и потребления. Такое движение представляет собой экономический кругооборот, который сопровождается встречным получением денежных средств и доходов.

То есть, домашние хозяйства требуют удовлетворения своих потребностей, при этом предоставляют другим участникам факторы производства. Реальный сектор экономики нуждается в факторах и создает на них спрос, при этом предлагает создаваемые товары и услуги.

Замечание 2

Домохозяйство является основным поставщиком экономических ресурсов. Оно же является потребителем, обеспечивая выручку участникам производственного сектора. При этом предоставляя свои ресурсы предприятиям, домохозяйства получают взамен денежный доход.

Если рассматривать взаимодействие предприятий и домохозяйств с государством, то они выплачивают в пользу последнего налоги. При этом государство обеспечивает защиту интересов своих граждан и производителей, ведет трансфертные выплаты и выдает субсидии на поддержку бизнеса. При этом само государство выступает крупным потребителем ресурсов и экономических благ в целях обеспечения бюджетных форм экономической деятельности, социальных нужд общества и армии.

Экономическая теория рассматривает идеальную модель взаимодействия всех участников. Однако, в реальности происходят определенные перекосы в силу действия мотива удовлетворения собственных интересов и потребностей. Любой участник экономических отношений стремится к получению прибыли, выгоды или предельной полезности. Так они оказывают влияние на деятельность друг друга, что в конечном итоге приводит к саморегуляции экономической системы общества.

Публикации по теме