Функции финансов и их характеристика

Бывает так, что в какой-то сфере, прежде чем приступить к практике, необходимо быть хорошо осведомленными в вопросах теории, а в некоторых сферах теория по большей части не нужна. Однако, если говорить о финансах и функциях финансов, то иметь представления о их возможностях все-таки лучше, чем не знать их.

Каковы же основные функции?

Прежде чем приступить к описанию функций, давайте разберем, а что, собственно, представляют сами финансы. Как следует из определения, финансами мы будем называть экономические отношения, возникающие по мере формирования, распределения, а также использования денежных средств, объединенных в фонды. Естественно, речь будет идти в первую очередь о фондах коммерческих предприятий, немаловажную роль в финансовых отношениях принадлежит государственным фондам. Таким образом, финансы – это отношения, возникающие при:

  • Формировании и использовании денежных средств из централизованных государственных фондов
  • Распределении денежных средств в обществе при участии государственного бюджета, местных бюджетов (в том числе в виде ) и внебюджетных фондов
  • Формировании и распределении средств в фондах предприятий.

Говоря о финансовой системе не стоит забывать о ее тесной взаимосвязи с кредитной и денежной системами. Высокая степень развития данных систем способствует более эффективному распределению общественного богатства.

Переходя непосредственно к теме стоит отметить, что принято говорить о трех функциях финансов, выражающих их суть , а именно:

  1. Распределительная
  2. Контрольная
  3. Стимулирующая

Конечно же, полнее всех описывает сущность финансов распределительная функция . Суть данной функции можно выразить так: создаваемая в обществе новая стоимость (или добавленная стоимость) должна распределяться в соответствие с потребностями государства и общества. Это распределение и достигается за счет финансов. Ведь, с одной стороны, финансы формируются за счет доходов производственной сферы, а с другой первичные доходы образуют вторичные – налоги, собираемые в государственный бюджет и распределяемые между работниками непроизводственного сектора (медицина, здравоохранение, образование и т.д.). Таким образом, валовый национальный продукт будет распределен посредством финансовой системы страны.

А теперь давайте поподробнее поговорим о видах доходов. Поскольку доходы не только распределяются, но и затем перераспределяются, уместно говорить о двух стадиях распределения или о первичном и вторичном распределении.

Первичные, вторичные и конечные доходы формируются за 3 стадии движения доходов:

Первичные доходы формируются из средств, вырученных от продажи продукции (услуги, работы). Данная выручка в виде денежных средств распределяется в следующих направлениях: оплата стоимости сырья и материалов, арендная плата, затраты на амортизацию оборудования (образуют так называемый фонд возмещения понесенных в при производстве затрат), заработная плата работникам, прибыль собственнику (маржа). В итоге же, первичное распределение создает доход собственникам факторов производства (владельцам земли и капитала, наемного труда и обладателям предпринимательского таланта). В то же время в первичные доходы следуют относить косвенные налоги (акцизы, ), формирующие часть общих доходов государства.

Полученные на первом этапе доходы имеют дальнейшее движение – в первую очередь из них идут отчисления в виде прямых налогов и страховых платежей в различные фонды социального страхования. В итоге образуются фонды (преимущественно, бюджеты разного уровня власти, а также внебюджетные фонды), средства из которых направляются на оплату заработной платы работникам нематериальной сферы занятости: врачам, учителям, служащим, военным и т.д. (это доходы работников нематериальной сферы и расходы бюджетов). Таким образом, первичные доходы приводят к формированию вторичных.

Если проследить движением денежных средств далее, то окажется, что работники непроизводственной сферы также уплачивают страховые взносы и налоги в соответствующие фонды, аккумулирующие денежные средства и направляющие их на соответствующие нужды. Данная третья стадия может включать весьма сложные маршруты перемещения денежных средств, но, в итоге, она приводит к формированию конечных доходов, которые могут быть направлены на покупку товаров или услуг. Часть доходов, однако, сберегается.

Это означает, что за определенный временной интервал, размер первичных доходов станет равным сумме конечных доходов и сбережений. Другими словами, получается, что доходы в результате их распределения и дальнейшего перераспределения просто приобретают иную структуру, на которую существенное влияние оказывает связь между хозяйствующими субъектами (предприятиями) и государством. Роль же финансов заключена в том, что они появляются на каждом этапе перераспределения денежных средств в виде фондов, чем и обеспечивают дальнейшее движение денежной массы. Финансовая система, таким образом, способна изменить структуру доходов.

Следующая функция финансов , которую мы разберем – контрольная . Ее суть заключается в постоянном контроле над полнотой, своевременностью и правильностью получения доходов, с одной стороны и осуществлением расходных операций из бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов. Постоянство контроля осуществляется благодаря частому совершению финансовых операций, в которых и отражена сущность данной функции финансов. При этом стоит отметить, что фонды наполняются с определенными целями, провозглашенными властями с соблюдением рамок действующего законодательства. Соответственно, регулировать финансовые потоки можно не только в зависимости от целей, но и с учетом изменяющегося законодательства.

Именно для осуществления данной функции в полной мере, была создана система финансового контроля, наблюдающая за обоснованностью наполнения того или иного фонда (бюджетного или внебюджетного) и расходованием средств из него.

Финансовый контроль может быть следующих видов в зависимости от субъекта, его осуществляющего:

  1. Общегосударственный – осуществляется органами власти и управления
  2. Внутрихозяйственный – проводится фин. службами предприятия
  3. Общественный фин. контроль
  4. Независимый финансовый контроль (осуществляется аудиторами).

С другой стороны, контроль за финансовыми потоками состоит из 3 частей.

  • На этапе составления прогноза доходов и расходов и подготовки проекта фонда осуществляется предварительный контроль для оценки адекватности планируемых показателей.
  • Текущий контроль направлен на сбор информации о текущем размере средств фонда и расходовании их в соответствии с выбранными направлениями.
  • Последующий контроль, в свою очередь, анализирует и проводит проверку отчетных данных об исполнении бюджета.

Наконец, третья функция финансов стимулирующая (иногда называемая также регулирующая ), означает их возможность влияния на процессы в экономической среде. К примеру, определенные виды бизнеса получают налоговые льготы при формировании бюджетов. В их числе передовые инновационные сферы бизнеса, наукоемкие технологии, стратегически важные для национальной экономики предприятия. Целями такой политики могут стать смещение приоритетов в структуре национальной экономики в пользу более технологичных и наукоемких отраслей, обеспечив их более быстрый рост.

Иногда уместно говорить о четвертой, так называемой, стабилизирующей функции финансов. Ее задача состоит в обеспечении граждан стабильными социально-экономическими условиями существования.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Сегодня на этом все, в следующих статья блога сайт в продолжении темы функций финансов будет рассказано подробнее о понятии финансовой системы .

Распределительная функция финансов.

Финансы: сущность, характеристика как экономической категории, функции, экономические основы функционирования

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Роль и значение финансов зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономическом устройстве страны. Не всякие де­нежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отли­чаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей, а финансы - экономический инстру­мент распределения и перераспределения валового внутреннего про­дукта (ВВП) 1 и национального дохода, орудие контроля за образовани­ем и использованием фондов денежных средств.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг, предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесе­нии платежей и получении ресурсов;

Отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате стра­ховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая. К финансам относятся также денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та "работа", которую выполняют финансы.

Распределительная функция финансов.

Распределение национального дохода заключается в создании основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Ос­новные доходы формируются при распределении национального до­хода среди участников материального производства.

Первичные доходы (зарплата работников и доходы предпринимателей, возникающие в сфере материального производства) еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материаль­ных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее рас­пределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано: с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования до­ходов и накоплений; с наличием наряду с реальным сектором непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохране­ние, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, а также налоги. Вторичные доходы служат для формирования ко­нечных пропорций использования национального дохода. Перераспределение национального дохода происходит между произ­водственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, от­раслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и вало­вого внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состо­ит в развитии производительных сил и рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широ­ких слоев населения.

Распределение национального дохода заключается в создании так называе­мых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу Основные доходы формируются при распределении национального дохода сре­ди участников материального производства. Они делятся на две группы:

Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров и иных лиц, занятых в сфере материального производства;

Доходы организаций (учреждений, предприятий) сферы материального про­изводства.

Однако первичные доходы не в состоянии обеспечить в полном объеме вы­полнение функций и задач государства. Необходимо дальнейшее распределе­ние или перераспределения национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и тер­риториальным перераспределением средств в интересах их более эффективного использования и накопления предприятиями и организациями; с наличием про­изводственной и непроизводственной сферы, в которой национальный доход. не создается (здравоохранение, культура); с перераспределением доходов меж­ду различными социальными группами населения. В результате перераспреде­ления образуются вторичные, или производственные доходы. Это доходы, по­лучаемые в отраслях непроизводственной сферы налоги. Вторичные доходы служат для формирования национального дохода. Перераспределение нацио­нального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки народ­ного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Конечная цель распределения и перераспреде­ления национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, со­стоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур эконо­мики. укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения мате­риальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и орга­низаций в достижении наилучших результатов при наименьших затратах.



Контрольная функция финансов .

Данная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соот­ветствующим фондам и расходовании их по целевому назначению. Финансо­вый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бе­режное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и при­родных богатств, сокращении непроизводительных ресурсов и потерь.

Одна из важнейших задач финансового контроля - проверка точного соблю­дения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность фи­нансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуще­ствляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при ис­полнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

Регулирующая функция финансов .

Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государст­венные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс производства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используется также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

функции финансов реализуются через финансовый механизм, представ­ляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм вклю­чает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децен­трализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования формы управления финансовой системой, финансовое законодательство.

2. Сферы и звенья финансовой системы: краткая характеристика.

финансовая система -- есть совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, присущих им централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и аппарата управления ими.

Финансовая система РФ включает в себя 2 крупные сферы :

* финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы);

* общегосударственные финансы (централизованные финансы).

Финансы предприятий - исходное звено финансовой системы, являющееся основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования, как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между:

Предприятиями (это, главным образом, оплата за продукцию, товары и услуги);

Предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств);

Предприятиями и входящими в них структурными подразделениями;

Предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета);

Предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов) и т.д..

Финансы предприятий состоят из двух подсфер :

* финансы предприятий материального производства и

* финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Решающую роль в национальной экономике играют финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья.

Так, в зависимости от:

1. характера деятельности субъекта хозяйствования сфера финансов предприятий классифицируется на такие звенья , как:

а).финансы предприятий, работающих на коммерческих условиях;

б).финансы предприятий, занимающихся некоммерческой деятельностью;

в).финансы общественных объединений;

2. отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья, как:

а). финансы предприятий промышленности;

б). финансы предприятий сельского хозяйства и агропромышленного сектора;

в). финансы предприятий транспорта, связи, торговли, общепита и т.д.;

во второй подсфере (непроизводственной) различают такие звенья, как:

а). финансы образования;

б). финансы культуры и искусства;

в). финансы здравоохранения и физической культуры;

г). финансы науки и научного обслуживания;

д). финансы ЖКХ и бытового обслуживания и т.д.;

3. формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья:

а). финансы государственных учреждений и организаций;

б). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на коллективной собственности (акционерные предприятия);

в). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на совместной собственности;

г). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на частной собственности;

д). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на смешанных формах собственности.

Общегосударственные финансы можно определить как систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья , как:

* государственный бюджет;

* внебюджетные фонды;

* государственный кредит;

* страхование.

Для государственных финансов критерием структурирования является уровень управления .

1. федеральный уровень (Федеральный бюджет, федеральный Пенсионный фонд);

2. уровень субъектов федерации;

3. уровень местного самоуправления.

Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет .

Велика роль государственного бюджета и в межтерриториальном перераспределении финансовых ресурсов в пользу тех или иных отраслей (в основном ТЭК, сельское хозяйство, промышленность), а также в перераспределении финансовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами.

Кроме того, он служит финансовой базой для обеспечения обороноспособности страны. Велика его роль и в финансировании НТП и содержании социальной сферы. В зависимости от состояния бюджета формируется имидж государства на мировом уровне.

Крупным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды . К числу основных внебюджетных фондов России относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Необходимость использования средств внебюджетных фондов наряду с государственным бюджетом вызвана, прежде всего, тем, что бюджетные ресурсы ограничены. А формирование внебюджетных фондов позволят привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые используются на конкретные мероприятия в рамках деятельности фондов.

Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит , посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий, учреждений, организаций и иностранных государств.

Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими, юридическими лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Страхование - звено финансовой системы, которое представляет собой один из методов создания резервных фондов для защиты собственности граждан от убытков при стихийных бедствиях и других неблагоприятных событиях, для дополнительного материального обеспечения граждан при наступлении различных событий в их жизни.

3. Государственный долг: понятие, виды, последствия, методы управления.

Государственный долг - сумма прямых договорных обязательств органов государственного управления перед экономическими субъектами других секторов экономики (резидентами) и зарубежными кредиторами

Государственный долг возникает в результате заимствований в денежной форме, выпуска долговых обязательств, принятие долгов других экономических субъектов, безналичного выпуска долговых обязательств Иными словами, государственный долг - сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства перед внутренними и внешними кредиторами, а также процентов по ним (включая гарантии по кредитам, которые предоставляются и иностранными заемщиками государственным предприятиям).

Различают первичный долг , равный сумме основного долга без начисленных процентов и непогашенный долг , который состоит из основной суммы долга и начисленных процентов

Различают текущий и капитальный государственный долг Текущий долг - сумма основного долга, подлежащего погашению в текущем году, и подлежащих уплате в этот период процентов по всем выпущенным на этот момент займам Капитальный долг - общая сумма долга и процентов, которые должны быть оплачены по займами.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний . Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Внешний долг - задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой - в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Во-первых, поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений). Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в конечном счете, происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие - к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, т.к. для многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВВП.

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:

1. рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов;

2. аннулирование. Это отказ государства от уплаты основного долга и процентов по всем ранее выпущенным займам;

3. конверсия. Принятие государством решения об изменении доходности ранее выпущенных займов;

4. новация. Соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов;

5. унификация. Объединение нескольких ранее взятых на себя государством обязательств с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов;

6. консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств.

финансовая политика - это целенаправленная деятельность государства и других субъектов "ведения хозяйства в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, денежная, кредитная, ценовая, валютная, таможенная, инвестиционная, социальная и политика в области международных финансов.

Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Бюджетная политика выражается в структуре доходной и расходной частей бюджета, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально ―экономическая направленность бюджетной политики и тип построения модели бюджетного федерализма.

Налоговая политика направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Налоговая политика определяет состав налогов, размер их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов.

Под денежно-финансовой политикой понимается обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, а также управление деятельностью финансового рынка.

В кредитно-денежной политике важное значение имеют эмиссионная, ценовая, валютная, кредитная, ― а в ней, в свою очередь, учетная и инвестиционная политика.

Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Валютная политика представляет собой совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валютно-финансовыми организациями.

Таможенная политика выражается, с одной стороны, в ограничении или расширении доступа на внутренний рынок товаров и услуг, а с другой – в поощрении либо сдерживании экспорта товаров и услуг из страны.

Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. В настоящее время она направлена на повышение роли Бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики; развитие ипотечного кредитования; создание условий для инвестирования сбережений населения в экономику.

Социальная финансовая политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время она охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Политика в области международных финансов направлена на продолжение интеграции России в мировую финансовую систему; вступление во Всемирную торговую организацию; урегулирование внешней задолженности России в рамках Парижского и Лондонского клубов; укрепление позиций России в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития; расширение финансового сотрудничества со странами Центральной и Юго-Восточной Азии; повышение устойчивости рубля по отношению к иностранным валютам.

5. Управление финансами: понятие, объекты и субъекты, основные этапы управления.

Управление государственными финансами можно определить как использование государственными органами политической и экономической власти от имени общества и над обществом для управления финансовыми ресурсами в целях, необходимых и признанных данным обществом.

В системе управления финансами выделяют объект и субъект управления. Объектами управления будут группы финансовых отношений, а субъектами – финансовые органы управления. Подавляющее большинство авторов относит к финансовым отношения хозяйствующих субъектов и населения с государственными и местными органами власти по поводу уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды и выделения средств из данных фондов.

К объектам финансового управления также можно отнести взаимоотношения:

  • между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);
  • между страховыми организациями с одной стороны и хозяйствующими субъектами и населением с другой стороны по поводу образования и использования страховых фондов;
  • между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;
  • внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.

Объекты управления финансами можно классифицировать также по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По ϶ᴛᴏму признаку следует выделить следующие объекты финансового управления: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы.

Субъектами управления финансами будут законодательные и исполнительные органы власти и управления в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям финансовой системы. Так, текущее управление государственными финансами осуществляют Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы. Управление местными финансами осуществляют финансовые органы муниципалитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализированные органы управления финансами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших организациях функции по управлению финансами входят в должностные обязанности экономистов, в основном главных бухгалтеров.

К функциям финансового управления следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учет финансовых ресурсов с денежных средств, а также регулирование финансов на базе использования всех данных функций.

Воздействие субъекта на объект управления может осуществляться с помощью как административно-распорядительных, так и экономических методов управления. Административно-распорядительные методы предполагают выработку приказов, распоряжений, других распорядительных документов, их доведение до подчиненных и контроль за исполнением. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности персонала в повышении эффективности выполнения ϲʙᴏих функций.

Выделяют следующие функциональные элементы управления (инструменты) финансами:

1. Финансовое планирование

2. Финансовое прогнозирование

3. Оперативное управление

4. Финансовый контроль

1. Целью фин. планирования является обеспечение фин. ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с программами соц.эконом. развития на планируемый период.

2. Основной целью фин. прогнозирования является оценка предполагаемых объемов фин.ресурсов для определения предпочтительных вариантов фин. Обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов гос. власти и органов местного самоуправления.

3. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей фин. ситуации и соответствующее перераспределение фин. ресурсов.

4. Финансовый контроль это совокупность действий и операций, осуществляемых специальными уполномоченными органами с целью контроля над соблюдением субъектами хозяйствования, органами гос. власти и органами местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования фин. ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих фин. решений.

6. Финансовое планирование: цель, задачи, объект, методы, виды.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства.

Финансовое планирование - это система действий по составлению комплекса планов, обеспечивающих оптимизацию управления финансовыми ресурсами в перспективе, их формирование и использование.

Цель финансового планирования - прогнозирование платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, кредиторами и акционерами, обеспечивает финансирование предпринимательской деятельности.

Схема 1.7. Общественное назначение финансов
Вопрос о составе функций финансов относится к числу дискуссионных, поскольку существует несколько точек зрения.
Наиболее распространенная до последнего времени позиция - бифункциональная, признающая наличие двух функций: распределительной и контрольной.
Но в условиях рыночной экономики основными методами воздействия на общественные отношения, на производственную и непроизводственную деятельность становятся экономические стимулы - поощрение и ответственность за результаты деятельности принимают форму возрастания или сокращения доходов субъекта стимулирования.
Возможностью использования в качестве стимула обладают все стоимостные распределительные категории, но финансы в силу их многообразия, широты сферы функционирования и других особенностей являются абсолютно приоритетными.
В этой связи все больше сторонников имеет точка зрения, признающая наличие также регулирующей или стимулирующей функции финансов.
Распределительная функция финансов - историческая предшественница остальных; она состоит в том, что финансы служат орудием распределения стоимости созданного продукта и формирования денежных доходов и накоплений (Схема 1.8).


Схема 1.8. Функции финансов
Процесс распределения всей созданной стоимости начинается с выделения фонда возмещения стоимости потребленных средств производства. На данном этапе функционируют такие категории, как цена и деньги в функции меры стоимости (оценка потребленной ранее созданной стоимости), амортизация (выде-
ление фонда возмещения физического и морального износа основных производственных фондов) (Схема 1.9).

Деньги
Орудия распределения

Цена
Амортизация
Финансы
Кредит
Прибыль
Зарплата

Схема 1.9. Процесс распределения созданной стоимости
Распределительные отношения характеризуют (Схема 1.10):
а)



участники производства
4 собственник средств производства в госсекторе
у
Органы госвласти и управления
г)
в)


д)
Результаты распределения
Конечные доходы государства, предпринимателей, непроизводственных структур, населения = первичные доходы, не подвергавшиеся перераспределению + производные (вторичные)
Схема 1.10. Распределительные отношения
Финансы как категория, выражающая движение стоимости от одного владельца к другому, функционируют, в основном, на стадии перераспределения в форме бюджета, целевых фондов, налогов, государственного кредита.
В результате действия финансов в их распределительной функции образуются централизованные и децентрализованные фонды государства и экономических субъектов, специальные внебюджетные фонды, доходы непроизводственных структур, отдельных индивидуумов, которые используются для удовлетворения общественных и личных потребностей.
Контрольная функция отражает способность финансов быть орудием контроля за формированием, движением и использованием финансовых ресурсов.
Особенность контрольной функции состоит в том, что она протекает в сфере распределительных отношений и основана на зависимости расходов от величины денежных доходов субъектов.
Вместе с тем, сфера финансового контроля шире, чем сфера распределительной функции: она распространяется не только на формирование и использование ресурсов, но и на все условия образования этих ресурсов, т. е. на всю экономическую сторону производства.
Осуществление финансового контроля базируется на финансовой информации, финансовых показателях, отражающихся в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности, а также на системе норм и нормативов (расходов, платежей в бюджет, в целевые фонды, амортотчислений, оплаты труда и других).
Как проявление функции экономической категории финансовый контроль осуществляется объективно, но результаты его выявляются в процессе контрольной деятельности субъектов, наделенных контрольными полномочиями.
Путем сверки плановых (прогнозных) показателей с отчетными, сопоставления норм с реальными расходами выявляются нарушения финансовой дисциплины, истинные результаты финансовой деятельности, предпринимаются меры по ликвидации последствий и профилактике нарушений, ошибочных действий, злоупотреблений.
В связи с этим возникает мнение о том, что финансовый контроль есть не объективная функция финансов, а контрольная деятельность финансового менеджмента, которая осуществляется субъективно (Схема 1.11).


Схема 1.11. Распределительные отношения
Главные направления воздействия финансов в контрольной функции:

  • обеспеченность финансовыми ресурсами процесса расширенного воспроизводства;
  • соблюдение оптимальных пропорций распределения финансовых ресурсов;
  • своевременность и полнота выполнения финансовых обязательств;
  • создание финансовых условий форсирования научно-технического прогресса;
  • экономное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов общества;
  • максимальное сокращение непроизводительных расходов;
  • соблюдение норм финансового законодательства.
В этом заложена предпосылка возникновения и развития регулирующей функции финансов. Поскольку экономические методы управления направлены на материальные интересы участников воспроизводства, в литературе данная функция иногда называется стимулирующей, или мотивационной.
Использование финансовых методов регулирования возможно как в производственной, так и непроизводственной сферах, на всех стадиях воспроизводства, в государственном и негосударственном секторах, внутри страны и во внешнеэкономических отношениях.
Основным инструментом реализации регулирующей функции служат льготы, т. е. особые условия, устанавливаемые для отдельных субъектов, отраслей, видов деятельности и т. п.
Особенно широко используются льготные условия налогообложения в форме снижения налоговых ставок, скидок с налогового оклада или исключения части


Схема 1.12. Регулирующая функция финансов
доходов из объекта налогообложения. Таким способом стимулируется ускоренное развитие приоритетных отраслей экономики, малых и средних форм предпринимательства; благотворительная деятельность; социальная поддержка малообеспеченных слоев населения; расширение экспорта товаров и услуг и ограничение импортных операций и др.
Бюджетное финансирование, будучи прямым безэквивалентным способом перераспределения финансовых ресурсов, также содержит стимулирующие принципы.
Так, финансирование в меру освоения ранее выделенных средств означает, что бюджетные ассигнования могут быть приостановлены, если средства не освоены, а при использовании их не по целевому назначению или перерасходе - востребованы обратно (Схема 1.12).
Все функции взаимосвязаны, обеспечивают одна другую, создают условия для функционирования финансов и использования их для решения общественных целей и задач финансовой стратегии и тактики.
Контрольную функцию финансы выполняют только при том условии, если они используются как система распределительных отношений: если нет объективной системы распределения, нет необходимости контроля; с другой стороны, без финансового контроля нет распределения, есть просто раздача и расходование средств.
Регулирование вне действия обеих упомянутых функций неосуществимо: оказать финансовую поддержку объекту регулирования можно только на основе проверки его финансового состояния и при условии соответствующего изменения в пропорциях распределения.
Взаимообусловленность функций находит свое выражение также при таких вариантах, когда усиление одной функции изменяет границы действия другой.
Так, в целях усиления контроля расширяется распределительная роль финансов за пределы, определяемые прямыми потребностями воспроизводства. Например, низкорентабельные предприятия обязаны вносить в бюджет 30 % налогооблагаемой прибыли при явной недостаточности средств для собственных потребностей (если они не подпадают под льготные условия). В этом случае государственные предприятия могут получить финансовую поддержку из средств бюджета, а это будет означать, что возможность контроля усиливается через деятельность, с одной стороны, налоговой службы, а с другой - казначейской системы.

Еще по теме Функции финансов:

  1. Взаимосвязь распределительной и контрольной функций финансов материальной сферы производства. Функции финансов коммерческих предприятий и организаций те же

Основными функциями, присущими категории «финансы» являются распределительная и контрольная (рис. 1.2). Они осуществляются финансами одновременно. Объясняется это тем, что каждая финансовая операция состоит из распределения общественного продукта и национального дохода и контроля за их распределением и перераспределением.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении национального дохода, которое заключается в создании первичных доходов и перераспределении их для создания вторичных доходов. Сумма первичных доходов равна национальному доходу.

Основные доходы получаются двумя группами участников материального производства, которые собственно и создают национальный доход:

· наемными работниками, служащими, индивидуальными предпринимателями, фермерами;

· производственными и торговыми предприятиями.

Кроме собственно перераспределения дохода распределительная функция финансов должна оказывать положительное влияние на сбалансированность и эффективность производства. Финансы – это инструмент, посредством которого государство влияет на экономику страны, стимулирует ее развитие. В процессе распределения финансов происходит дальнейшее перераспределение национального дохода и формирование вто

ричных доходов в производственной и, особенно, непроизводственной сферах. Вторичные доходы формируются при перераспределении средств между:

· производственной и непроизводственной сферами хозяйства;

· различными отраслями материального производства;

· регионами страны;

· формами собственности;

· социальными группами населения.

Основная цель распределения и перераспределения национального дохода заключается в обеспечении социальных потребностей населения, стимулировании экономики, организации работы государственных органов и т.д.

Контрольная функция означает участие финансов в процессе контроля за соблюдением установленных правил финансовой деятельности, целесообразности финансовых расходов, своевременности осуществляемых операций.

Финансовый контроль затрагивает все сферы жизнедеятельности страны. Он обеспечивает законность финансовой и хозяйственной деятельности и призван предупреждать экономические преступления. Финансовому контролю уделяется огромное значение в любой стране с демократической экономикой, поскольку это зачастую единственная возможность контроля экономических процессов, и выявления преступлений и правонарушений против собственности и в сфере экономической деятельности.

Конкретизируя задачи финансового контроля необходимо отметить, что он призван обеспечить соблюдение законодательства по финансовым вопросам, своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми органами, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.


Финансовый контроль осуществляется различными субъектами самостоятельно или совместно, во взаимодействии с правоохранительными органами.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы – государственные расходы, налоги, государственный кредит – в процесс воспроизводства.

Государство влияет на экономику комплексно. Этот процесс включает в себя финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальные мероприятия, политику налоговую, валютную и таможенную. Стимулирование определенных отраслей промышленности, регионов страны позволяет влиять на ее экономику и социальную ситуацию. В качестве примера можно привести автомобильную промышленность, имеющую значительные преференции на внутреннем рынке за счет налоговых льгот и завышенных таможенных пошлин на импортные автомобили. Другим примером могут являться дотации некоторым субъектам Федерации в крупных размерах для выравнивания социальной ситуации в стране и снятия социальной напряженности.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Стабилизационная функция призвана обеспечить всех участников экономических процессов одинаковыми условиями, а всех граждан страны равными возможностями в разных регионах государства. Стабилизация экономики посредством финансов применяется в Российской Федерации не в полной мере. Регулирующая функция финансов преобладает в развитых странах с рыночной экономикой. Преобладание в экономике распределительной и контрольной функций больше характерно для командно-административной экономики. Применение стабилизационных и регулирующих механизмов позволяет плавно влиять на ситуацию в стране и не допускать дисбаланса между регионами страны и отраслями промышленности. Особое значение имеет фактор стабильности финансового законодательства, необходимый для осуществления долговременной инвестиционной политики.

Все рассмотренные функции финансов реализуются через различные финансовые механизмы. Основными из них являются совокупность организационных форм финан

совых отношений в экономике страны, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Публикации по теме