Индексации зарплаты. Индексация доходов населения в россии

В трудовом законодательстве индексацией называется периодическое увеличение уровня заработной платы работников. Суть этой процедуры — компенсировать ежегодный рост цен на товары и услуги, то есть последствия инфляции. Кто, в каком размере и порядке должен индексировать зарплату, разберемся в статье.

Что говорит закон об индексации зарплаты

По мнению многих работодателей, индексация зарплаты сотрудников — процедура добровольная: ее можно не проводить, особенно если на предприятии повышают оклады. Однако индексация и повышение — понятия разные.

Повышение заработной платы персонала организации зависит от финансовых возможностей и желания работодателя, а индексация — это государственная гарантия по зарплате всем работающим по трудовым договорам работникам. В ст. 130 ТК РФ сказано: меры, которые обеспечивают увеличение реального содержания зарплаты, входят в систему госгарантий работникам. К этим мерам по ст. 134 ТК РФ относят индексацию заработной платы с учетом повышения потребительских цен.

Получается, что индексирование ЗП должны проводить все работодатели: государственного и коммерческого секторов. Только госучреждения делают это по нормам ТК РФ и других правовых актов, а коммерческие предприятия — по установленному коллективным договором или локальным нормативным актом порядку. ТК РФ не делает исключений для ИП и малых предприятий в плане индексации зарплат работников, поэтому в типовую форму трудового договора для микропредприятий включены условия индексирования зарплаты — п. 13 и п. 15 Постановления Правительства РФ от 27.08.2016 №858 .

Важно! В отношении физлиц, которые выполняют работы по ГПХ, индексирование заработной платы не проводится.

Порядок и сроки индексации зарплаты

По ТК РФ, порядок индексации спускается в госучреждения через нормативно-правовые акты, а в коммерческих предприятиях он прописывается во внутренних нормативных актах — на эту обязанность указывает и Роструд (Письмо от 19.04.2010 г. №1073-6-1).

Коммерческая организация самостоятельно выбирает, где прописать условия индексации зарплаты сотрудников. Это может быть отдельное Положение по организации или раздел коллективного или трудового договора. В любом случае документ должен содержать:

    периодичность процедуры индексирования;

    часть зарплаты, которая подлежит индексированию;

    величину или коэффициент индексации.

За величину индексации можно принять установленный по итогам какого-либо периода индекс потребительских цен (ИПЦ) с сайта Росстата. Можно использовать уровень инфляции, закрепленный в законе о федеральном бюджете, или показатель роста прожиточного минимума трудоспособного населения. В зависимости от коэффициента повышения устанавливается периодичность индексирования: ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. При ежеквартальном индексировании лучше использовать прожиточный минимум, а при ежегодном — уровень инфляции.

Проведение индексации оформляется приказом руководителя. Сотрудников знакомят с этим приказом под роспись. Информация об оплате за труд — существенное условие трудового договора (ТД), поэтому при изменении размера зарплаты с сотрудниками нужно заключить дополнительные соглашения к ТД. Также руководитель издает приказ внести изменения в штатное расписание организации.

Индексация отражается на всех работниках и учитывается при расчете среднего заработка для подсчета отпускных. При этом повышающий коэффициент рассчитывается одним из способов:

  • если индексировались только оклады: новый оклад / оклад до индексирования;
  • если индексировались все компоненты системы оплаты труда: (новый оклад + новые выплаты) / (оклад до индексирования + прежние выплаты).

Индексация зарплат бюджетников в 2019 году

По Федеральному закону № 459 в 2019 году будут проиндексированы зарплаты бюджетным работникам. Прибавка бюджетникам, включенным в майские указы президента (учителям, врачам, преподавателям университетов, работникам культуры), составит 6% с 1 февраля 2019 года. Величина прибавки работникам бюджетного сектора, не включенным в майские указы, составит 4,3% - уровень инфляции в 2018 г. Коэффициент распространяется на всех сотрудников казенных, автономных и бюджетных учреждений, учреждений федерального подчинения и гражданских сотрудников воинских частей.

Индексация зарплаты в 2019 году до МРОТ

Коммерческие предприятия обязаны проиндексировать зарплаты сотрудников, получающих за полный месяц работы меньше МРОТ, величина которого с 01.01.2019 г. составляет 11 280 рублей. Работодатели должны учитывать, что для некоторых регионов установлен свой МРОТ. Если организация вовремя не отказалась от регионального значения МРОТ, она должна ориентироваться на величину, установленную в регионе, а не на федеральный МРОТ.

Расчет индексации зарплаты в 2019 году

Индексирование проводится методом увеличения установленной заработной платы на определенный коэффициент. Коммерческие предприятия выбирают коэффициент индексации на 2019 год самостоятельно. Главное — закрепить это условие во внутренних документах предприятия.

С учетом какой величины индексировать заработную плату — ИПЦ, инфляции или прожиточного минимума трудоспособного населения — решать работодателю. При этом величина официально установленных показателей не считается обязательной. Например, если инфляция составила 5%, величину индексирования можно принять за 6-7% или выбрать другой показатель в соответствии с нормативными документами предприятия.

Пример 1. Оклад менеджера по штатному расписанию составляет 40 000 рублей. Согласно принятому в организации Положению об индексации заработной платы работников, повышение зарплат проводится ежегодно с учетом уровня инфляции, заложенного в бюджет на следующий год.

На основании этого величина коэффициента на 2018 год составила 1,043.

Новый оклад менеджера: 40 000 × 1,043 = 41 720 руб.

Пример 2. В соответствии с коллективным договором организация проводит индексирование окладов сотрудников с учетом ИПЦ, величина которого составляет 104,3%.

Если оклад сотрудника был 25 000 руб., с учетом ИПЦ он составит 26 075 руб. (25 000 × (104,3: 100)).

Штрафы за отсутствие индексации заработной платы работников

Если работодатель проигнорировал требование ТК РФ и не проиндексировал сотрудникам заработную плату, ему грозят административные штрафы по статьям КоАП РФ:

    За неисполнение норм ТК РФ и других правовых актов, которые содержат трудовые нормы, налагаются штрафы по ст. 5.27 КоАП РФ: на должностных лиц или ИП — 1 — 5 тыс. рублей, на юрлиц — 30 — 50 тыс. рублей.

    Если индексация предусмотрена в коллективном договоре, но фактически не проведена, нарушение карается по ст. 5.31 КоАП РФ, регулирующей исполнение обязательств по коллективному договору: предупреждение или штраф 3 — 5 тыс. рублей.

Несоблюдение требования ст. 130, 134 ТК РФ нарушает положения ст. 22 ТК РФ, обязывающей работодателей вовремя и в полном размере платить работникам заработную плату. Ответственность за это регулируется ст. 5.27 КоАП РФ: максимальный штраф 50 тыс. рублей. Также организацию обяжут пересчитать зарплату сотрудников и доплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы.

Рассчитывайте зарплату автоматически в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис поможет правильно отразить премию и заплатить с неё налоги.

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом.

В 1994-1999 гг. МРОТ колебался в пределах 10-20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.

Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

Индексация доходов

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Гак, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Поддержка бедных слоев населения

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

Абсолютная черта бедности - это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах - членах ЕС - менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Бедность также характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной. В большинстве стран с переходной экономикой в середине 90-х гг. она затрагивала существование почти четверти населения (в России в 1995-1997 гг. - 20-25%).

Глубина бедности - это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии - 25%, в Польше и Венгрии -- 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г.: в России - 3%; Эстонии - 2,7; Польше - 0,6 и Венгрии - 0,2%.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания.

Структура минимального потребительского бюджета, %: питание -45,1; непродовольственные товары - 39,0;услуги - 13,2; налоги и сборы - 2,7.

Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат - в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания - 30; непродовольственные товары - 47 (из них ткани, одежда, обувь - 20, мебель, предметы культуры и быта - 18, прочие товары - 9%); все услуги -23.

Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

  • 1) "бедные" семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;
  • 2) "малообеспеченные" семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;
  • 3) "обеспеченные" семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;
  • 4) "богатые" семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.

В России во второй половине 90-х гг. на бедные семьи приходилось 30-35% населения, малообеспеченные - 35-40, обеспеченные - 20-25, состоятельные и богатые - 6-6,5%.

Один из самых актуальных вопросов для работодателей, сотрудников бухгалтерии и работников - что такое индексация заработной платы, и как ее производить в бюджетных и коммерческих компаниях. Также всем необходимо помнить о том, что указанные действия могут проводиться различными способами и методами. Кроме того, важно не забывать о санкционных мерах, применяемых к организациям, которые не осуществляют индексацию.

Что такое индексация заработной платы?

В обязанности каждого работодателя входит проведение индексации согласно требованиям статьи 134 российского Трудового кодекса. В указанной норме сказано, что в коммерческих и бюджетных организациях в обязательном порядке осуществляется увеличение уровня трудового дохода из-за повышения цен на различные товары и услуги для граждан.

Согласно письму № 1073-6-1, изданному Рострудом 19 апреля 2010 года, несмотря на отсутствие в нормах Трудового кодекса указаний на механизм проведения процедуры индексации и сроки, она в обязательном порядке должна реализовываться в каждой компании. Кроме того, она должна закрепляться в нормативных локальных актах фирмы или положениях об индексации заработной платы.

Правовая основа проведения индексации

После рассмотрения вопроса, что такое индексация заработной платы, следует изучить нормативно-правовую базу, регулирующую данный вопрос. В области трудовых отношений законодательство Российской Федерации обеспечивает защиту прав работников на практике с помощью различных способов.

Один из вариантов реализации этого принципа - это индексация заработной платы работников. Отсутствие этого механизма в организации способствует ухудшению уровня жизни сотрудников из-за несоответствия уровня заработка размерам цен на различные услуги и товары для граждан.

Тема по большей части раскрывается в российском Трудовом кодексе.

К регулирующим вопрос нормам относятся следующие:

  • Статья 22, которая перечисляет основные требования к работодателю по отношению к работникам. Несмотря на отсутствие прямого указания повышать реальную заработную плату, эта норма содержит упоминание об ответственности работодателя за несоблюдение положений законодательства о труде.
  • Статья 46, регламентирующая структуру различных коллективных договоров и соглашений между работодателями и работниками. Одной из особенностей этой нормы является указание на обязательное включение в установленные акты информации о способах и мерах обеспечения реального увеличения уровня трудового дохода сотрудников.
  • Статья 130 раскрывает нормативы, затрагивающие вопросы реализации установленных законом гарантий социального характера в отношении работников, которые связаны с исполнением ими своих трудовых обязанностей. Также эта норма устанавливает конкретные виды и типы гарантий в сфере оплаты за труд, включая индексацию.
  • Статья 134 устанавливает прямую обязанность работодателя проводить индексацию в нынешнем году и за предыдущие периоды времени, закрепляя право издания соответствующих актов в отношении работников бюджетной и государственной сферы за определенными субъектами.

Особенности индексации для различных компаний

В Трудовом кодексе нет указаний на прямую обязанность работодателя проводить работникам индексацию заработной платы во внебюджетной сфере. При этом существуют разъяснения некоторых органов государственной власти и судебные решения (к примеру, разъяснения российского Конституционного суда).

Согласно указанным пояснениям, работодатель, независимо от того, какой формы собственности и организационно-правовой структуры его организация, должен повышать уровень трудового дохода сотрудников в зависимости от роста цен на различные услуги и товары для граждан. Исключением в этом вопросе является наличие различных законов федерального уровня или других правовых актов, затрагивающих сферу труда специалистов в бюджетной сфере.

Важно помнить о том, что индексация заработной платы в организации может осуществляться разными методами на основании некоторых показателей. Независимо от применяемых вариантов, процедура увеличения дохода должна проводиться в обязательном порядке.

Напрямую рост предельного уровня трудового дохода не связан с МРОТ. При этом трудовое законодательство дает работодателям право на использование этого показателя при расчете индексации заработной платы.

При этом необходимо помнить следующее: независимо от того, какой показатель используется работодателем, заработная плата сотрудников не должна быть ниже уровня МРОТ по соответствующему региону в указанный год. Если МРОТ увеличивается, минимальный уровень заработной платы должен пропорционально увеличиться.

Индексация трудового дохода в 2018 году для бюджетных и государственных организаций и учреждений

Вопросы индексации заработной платы бюджетникам в основном регулируются положениями отдельных документов ведомственного типа. Из-за последствий экономического кризиса шестого апреля 2015 года был издан федеральный закон № 68, согласно которому трудовой доход государственных служащих не индексировался до 2018 года.

С нынешнего года этот мораторий отменен. Коэффициент индексации заработной платы в текущем году для сотрудников сферы государственной службы составил четыре процента. Так как с мая 2018 года на территории Российской Федерации действует новый размер МРОТ, а до этого увеличение минимального показателя проводилось меньше полугода назад, для специалистов в бюджетной сфере четырехпроцентный показатель может быть увеличен.

Индексация трудового дохода в нынешнем году затрагивает более двух миллионов специалистов в бюджетной сфере и сфере государственной службы. Согласно последним новостям об индексации заработной платы, отмена действия моратория положительно повлияла на огромное количество сотрудников указанных сфер. Особенно это отразилось на финансовом положении тех, кто не попал под предыдущее увеличение трудового дохода.

Индексация заработной платы в коммерческих организациях в 2018 году

Самое большое количество вопросов возникает у тех работодателей и сотрудников, которые трудятся во внебюджетной хозяйственной сфере. На основании того, что 134-я статья российского Трудового кодекса определяет, что порядок осуществления индексации и увеличения размера трудового дохода должен фиксироваться в нормативных локальных актах фирмы или соответствующих положениях, работодатели считают увеличение размера трудового дохода не обязанностью, а правом.

Разъяснения о необходимости осуществления процедуры индексации заработной платы и расчет ее размеров содержатся в следующих нормативных актах:

  1. Определение № 26188-О, изданное Конституционным судом 19 ноября 2015 года.
  2. Письмо № 1073-6-1, изданное Рострудом 19 апреля 2010 года.
  3. Письмо № 14-3/В-1135, изданное Рострудом 26 декабря 2017 года.

Отдельные указания содержатся также в других информативных и разъяснительных актах, что подтверждает неотъемлемое право на индексацию зарплаты сотрудников.

Права работодателя в сфере индексации

Работодатель в сфере индексации трудового дохода сотрудников наделен не только обязанностями, но и правами. В первую очередь, это заключается в возможности самостоятельно определять, какие пункты будут содержаться в положении об индексации заработной платы, которое должно быть разработано в каждой организации.

Кроме того, работодатель сам определяет периодичность увеличения выплат работникам, а также способы и методики вычисления объема положенных трат из бюджета компании. Если руководитель компании не будет индексировать заработную плату работникам, ему грозит привлечение к ответственности.

Несмотря на обязанности различных организаций разрабатывать положения по индексации, законодательство содержит исключение из этого правила. Например, микропредприятия вправе не издавать установленные акты, а вносить пункты об увеличении размера трудового дохода в трудовые соглашения с сотрудниками.

В связи с тем, что в доход работников входит много элементов, работодатель вправе самостоятельно определять, в отношении какого элемента дохода проводить индексацию заработной платы. В коммерческих организациях и учреждениях бюджетной сферы основным требованием является общее повышение дохода сотрудников, независимо от того, какая составляющая часть заработной платы была увеличена.

Законодательство также дает право работодателям индексировать выплаты стимулирующего характера. То есть оклад и тарифная ставка по итогам календарного года оставались неизменными, но уровень заработной платы вырос за счет премирования и других выплат стимулирующего характера.

Правила расчета индексации зарплаты сотрудников внебюджетной сферы в 2018 году

Так как работодатель сам устанавливает порядок проведения индексации трудового дохода сотрудников, он вправе также сам выбирать формы закрепления этой обязанности в различных актах нормативного характера (положение, локальный нормативный акт, коллективный договор или трудовой договор).

Также в РФ индексация заработной платы проводится согласно периодам, которые устанавливаются работодателем. Существует четыре варианта выбора периода, в который происходит увеличение трудового дохода сотрудников.

  • Ежегодно. Согласно правовым нормам, это максимальный срок, который может применяться в организации для непроведения процедуры индексации в компаниях коммерческого типа. Чаще всего работодатели инициируют индексацию трудового дохода сотрудников в декабре текущего года.
  • Раз в полгода. Такой срок позволяет работодателю сделать более плавным рост расходов организации, повысить уровень мотивации у сотрудников и обеспечить благосостоянию работников стабильное и равномерное увеличение.
  • Ежеквартально. Этот способ является наиболее распространенным вариантом у руководителей российских компаний.
  • Ежемесячно. Этот срок является минимальным для проведения процедуры индексации. Это связано с тем, что именно ежемесячные показатели ценового потребительского роста публикуются учреждениями официального типа. Частое проведение индексации повышает нагрузку процессуального характера на организацию и ее сотрудников.

Механизмы индексации

Механизмы для проведения индексации различаются по следующим показателям:

  1. Размер минимальной оплаты за труд (МРОТ). Законодательство Российской Федерации дает работодателям право «привязывать» индексацию трудовых доходов сотрудников к изменению размера прожиточного минимума или МРОТ. Это связано с тем, что с мая нынешнего года эти показатели являются идентичными. Если применяется данный показатель, индексация осуществляется прямо пропорционально изменению размера минимальной оплаты за труд. Изменения в размер зарплаты могут вноситься одновременно с увеличением установленного показателя или в другом порядке. При этом максимальный срок внесения изменений составляет не более одного года, а общий размер проводимой индексации не должен быть ниже индекса увеличения цен на потребительские товары и услуги.
  2. Уровень инфляции. Работодателям дается также право ориентироваться при проведении индексации трудовых доходов работников на прогнозируемые на грядущий год показатели роста цен. Несмотря на возможность использования этого показателя, работодатель должен следить за тем, чтобы уровень индексации был не ниже, чем коэффициент увеличения цен на потребительские товары и услуги.
  3. Индекс увеличения потребительских цен. Последняя индексация заработной платы должна была осуществляться минимум на четыре процента в связи с тем, что это соответствует индексу увеличения цен на товары и услуги для граждан. Даже при использовании другого показателя для расчета размера увеличения трудового дохода работников индекс цен считается ключевым для определения соблюдения работодателем норм трудового законодательства или их нарушения.

Порядок осуществления индексации в организациях

Проведение мероприятий по индексации заработной платы в коммерческой или бюджетной организации требует от руководителя компании строгого соблюдения определенного порядка действий. Также работодателю необходимо принимать во внимание обязательность некоторых процедур процессуального характера и наличие важных документов (внутренних).

В нынешнем году действия по индексации трудового дохода сотрудников в компании осуществляются следующим образом:

  • Работодатель разрабатывает нормативные локальные акты, в соответствии с которыми будет проводиться процедура индексации трудового дохода сотрудников в конкретном году или на постоянной основе. Наиболее распространенной формой локальных актов является положение, в котором подробно расписаны все действия в рамках индексации.
  • Заключение дополнительного соглашения об изменениях размера зарплаты работника. Этот пункт обусловлен тем, что трудовой доход сотрудников относится к информации обязательного характера, которая фиксируется в трудовом договоре каждого работника. Поэтому любые изменения, касающиеся заработной платы, также должны быть документально закреплены обеими сторонами.
  • Издание приказа о повышении размера трудового дохода сотрудников. На основании факта увеличения зарплаты необходимо составить документ, в котором будут отражены субъекты повышения и его размер. Допускается как издание общего приказа для всех работников, так и отдельных бумаг по каждому из них.
  • Внесение соответствующих изменений в штатное расписание, которое действует в организации. Изменения вносятся только в пункты, касающиеся размеров трудового дохода сотрудников.
  • Внесение соответствующих изменений в ранее действовавшие в организации нормативные локальные акты, которые регламентируют размер трудового дохода или правила его индексации.

Ответственность за нарушение правил индексации

Если руководитель организации не осуществляет индексацию заработной платы (образец ниже), за подобные действия его могут привлечь к ответственности административного характера. Санкционные меры за соответствующие нарушения предусмотрены статьей 5.27 российского кодекса об административных правонарушениях.

В статье сказано, что за нарушение норм законодательства о труде на работодателя могут наложить штрафные санкции в пределах пяти тысяч рублей (непосредственно на руководителя или на сотрудника, ответственного за установление правил и порядок начисления и выдачи зарплаты) либо в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (на организацию, которая имеет статус юридического лица).

Если работодателем фактически было обеспечено проведение процедуры индексации трудового дохода сотрудников при отсутствии нормативных локальных актов, который регулирует порядок ее осуществления, к нему будет применена более мягкая санкционная мера. Трудовая инспекция в этом случае вправе вынести предписание об обязательном составлении указанного локального документа.

Помимо административной, работодатель может быть привлечен к гражданской ответственности, если индексация трудового дохода не была осуществлена, а работник обратился в суд. В этом случае может быть вынесено решение о взыскании в пользу сотрудника недополученной части дохода, а также дополнительной компенсационной выплаты. Вторая часть взыскания является добровольной и, согласно материалам судебной практики, применяется довольно редко.

Также в вопросах индексации имеет место привлечение работодателя к ответственности за уклонение от перечисления в казну налогов из-за непроведенной процедуры индексации. Это обусловлено тем, что при увеличении размера трудового дохода сотрудника увеличиваются и налоговые отчисления с его зарплаты. Соответственно, отказ от повышения зарплаты влечет за собой незаконное уменьшение налоговой базы.

Работодателям и их сотрудникам важно четко понимать, что такое индексация заработной платы, как часто она должна проводиться и в каком размере. Знание и исполнение соответствующих норм поможет работодателю избежать ответственности, а работнику получать должную зарплату.

Механизм повышения доходов, позволяющий частично или полностью возместить потери населœения, вызванные ростом потребительских цен на товары и услуги, то есть индексация, является частью системы социальной защиты граждан и направлена на поддержание покупной способности и денежных доходов. В большинстве зарубежных стран в период становления рыночных отношений активно использовалась индексация заработной платы.

Основное правило корректировки оплаты труда исходя из роста потребительских цен при этом устанавливались государством. В сентябре 1997 ᴦ. был принят закон РСФСР об индексации денежных доходов населœения и сбережений граждан РСФСР. В нем предусмотрено индексировать в связи с ростом потребительских цен заработную плату, пенсии, стипендии, пособия, вклады граждан в сберегательный банк. Были определœены порядок и размеры индексации. При этом реализация закона до сих пор не осуществляется: принимаются отдельные решения о повышении минимального заработной платы, прием, мало связанных с фактическими размерами инфляции. Это привело к тому, что сократилась доля средств в ВНП, направленная на оплату труда. В результате реальная зарплата в России упала в несколько раз. Снижение покупной способности населœения привело к снижению спроса на потребительском рынке и, как следствие, падению объёма производства товаров.

В законе об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР предусмотрено, что источником средств для индексации оплаты труда работников бюджетных предприятий, пенсий и пособий являются ассигнования из соответствующего бюджета. Из них же должны индексировать пенсии, пособия по безработице.

Оплата труда работников предприятий, реализующих продукцию или услуги по государственным фиксированным ценам и тарифам при недостатке средств на оплату труда по независимым от них причинам индексируются из бюджетных средств в порядке, который определяется.

Индексация оплаты труда работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и услуги, осуществляется за счёт собственных средств. Индексация должна производиться периодически исходя из темпов инфляции и величины устанавливаемого порога инфляции.

Порог инфляции – это величина роста потребительских цен, превышение которой является основанием для индексации заработной платы. Чем ниже такой порог, тем надежнее защищается покупательская способность заработной платы.

На предприятии крайне важно разработать и утвердить конкретный документ в виде положения о порядке проведения индексации заработной платы. Это положение желательно включать в коллективный договор в виде положения. В указанном документе следует указать, какие денежные выплаты подлежат индексации, каким будет порог и периодичность инфляции, размеры корректировки заработной платы и других выплат исходя из уровня инфляции.

Порог инфляции должен быть согласован с периодичностью. В случае если, к примеру, периодичность 1 месяц, порог инфляции 5%, а потребительские цены возросли на 2%, то по истечении месяца нельзя будет проводить индексацию, так как ее порог не достигнут.

Наиболее сложный вопрос – определœение размеров повышения заработной платы и других денежных выплат в связи с ростом потребительских цен. В западных странах, где используется индексация как механизм сохранения покупательской способности населœения, индексация компенсирует только часть повышения потребительских цен. К примеру, 0,8% за каждый 1% роста цен.

В России законом об индексации денежных доходов и сбережений граждан предусмотрена индексация заработной платы, не превышающей 3-х минимальных размеров заработной платы. Часть доходов, равная полуторной величинœе минимальной заработной платы в России индексируется в полной мере, то есть 1% за 1% роста потребительских цен. Вторая последующая часть, равная 1,5 величинœе минимальной заработной платы, индексируется на половину. Заработная плата͵ превышающая 3-х кратную величину минимальной заработной платы, индексации не подлежит.

Такая схема была направлена на поддержку низко оплачиваемых работников, но в условиях очень низкого уровня минимальной заработной платы устанавливаемая законом норма индексируемого дохода не защищает заработную плату работников даже на уровне прожиточного минимума.

Предприятия, на которых индексация производится самостоятельно, сами определяют порядок ее проведения, в т.ч. и размеры повышения заработной платы исходя из уровня инфляции.

В Японии, в отличии от стран Запада, в условиях инфляционного роста цен не вводились правила индексации доходов, поскольку по существу ее роль выполнял уже имевшийся механизм ежегодного повышения заработной платы . Но и в Японии, и там, где были приняты различные формы индексации, отчетливо давал о себе знать рост социальной напряженности. Гонка цен и доходов с неизбежностью превращалась в состязание зайца с черепахой уже потому, что удары со стороны потребительского рынка трудящиеся вынуждены принимать при том уровне заработков, какой имеется в настоящее время, и лишь затем наступает их повышение, почти никогда не признаваемое людьми труда полностью их компенсирующим. Более того, у производителей появляется тем самым нечто похожее на моральное право вздергивать цены, мол, все равно растущие затраты людям будут компенсированы.  


ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ - сумма средств, компенсируемая населению за повышение уровня цен путем регулирования номинальных доходов (заработной платы , пенсий, стипендий, пособий). И.д. производится с целью поддержания уровня доходов такими, какими они сложились на момент изменения индекса стоимости жизни.  

Власть и предприниматели не смогли предложить конкретных мер по индексации доходов и зарплаты, не сумели защитить от провала в жесточайшую нищету самые обездоленные группы населения. В начале 1999 г. начисленная средняя зарплата составила 50% величины . Государственная гарантия работникам в оплате труда в сумме 83 руб. 49 коп. - 9% величины прожиточного минимума трудоспособного человека, или 3,5% минимального потребительского бюджета - носит чисто символический характер. Вознаграждение за труд в среднем исчислении проявляет более черты социального пособия по выживаемости, нежели заработной платы , ибо не способно выполнить присущие заработной плате функции (воспроизводственную, экономическую, социальную). Это вознаграждение не обеспечивает ни достойную жизнь работнику и его семье, ни устойчивый расширяющийся платежеспособный спрос на потребительские товары и услуги, не говоря уж о том, что не выступает для развития различных систем страховой и социальной защиты.  

Глава 97. СБЕРЕЖЕНИЯ И ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ  

Государство обеспечивает защиту реальных доходов населения от инфляции путем введения системы индексации доходов и сбережений.  

ИПЦ используется как общий показатель инфляции в потребительском секторе, при расчетах показателей системы национальных счетов и для индексации доходов населения. На практике исчисляется система индексов потребительских цен. Она включает сводные индексы потребительских цен полного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью сводные индексы по набору товаров и услуг без товаров нежелательного пользования (без алкогольных напитков и табачных изделий) сводные индексы по набору основных потребительских товаров и услуг и индексы на отдельные товары народного потребления.  

В тот же период резко снизился индивидуальный спрос ввиду ухудшения общего экономического положения населения из-за резкого роста инфляции - одной из главных причин и составляющих такой социально-экономической ситуации в обществе. К невостребованности продукции ведут не только скачки инфляции или ее плавный рост, но и инфляционные ожидания . Опасение роста инфляции приводит к приобретению впрок товаров еще до момента ее роста. Затем наступают спад спроса и некоторая его стабилизация. Это происходит на этапе роста инфляции. При ее стабилизации спрос увеличивается, но темпы роста спроса отстают от темпов роста инфляции, поскольку индексация доходов населения в процентном отношении ниже роста инфляции. Так образуется площадь, на которой риск невостребованности продукции превратился в реальность (см. заштрихованную площадь на рис. 4.2).  

На сегодняшний день наиболее общая классификация населения, с точки зрения получения средств к существованию, предусматривает три группы. Первая группа - нетрудоспособные, получающие средства к существованию за счет предприятий, организаций, пожертвований и за счет близких и родных. Эта группа включает пенсионеров, инвалидов и детей нетрудоспособного возраста, студентов, т.е. всех тех, чье неучастие в производственно-экономической деятельности общественно оправдано и дает право на содержание за общественный счет. Ограниченность ресурсов государственного бюджета вынуждает учитывать различия между людьми и возможности самообеспечения при определении очередности и уровня индексации доходов различных социальных групп . Вторую группу образуют лица, доход которых устойчив и складывается из выплат, получаемых из общегосударственных средств и за счет самостоятельной экономической деятельности.  

Элементами общегосударственного регулирования заработной платы являются регулирование соотношения между производительностью труда и заработной платой налогообложение прироста заработной платы отчисления из прибыли в процентах к заработной плате регламентирование фонда заработной платы и средней заработной платы увязка материального поощрения руководителей с перерасходом фонда заработной платы организация бирж труда организация ассоциации руководителей фирм регламентирование условий компенсационных выплат и индексации доходов. Государственные законы регламентируют минимальные ставки заработной платы определяют правила приема на работу и увольнения устанавливают варианты организации режима работы и отдыха определяют правила оплаты труда регламентируют условия труда женщин и молодежи. Должностные оклады , устанавливаемые правительством, определяют гарантированный минимальный уровень оплаты труда и одновременно устанавливают значимость должностей. Справедливость не в том, чтобы получать поровну, а в том, чтобы справедливо получать не поровну. (А. И. Гельман).  

Тарифная основа - это совокупность норм, условий дифференциации заработной платы в зависимости от сложности и условий труда . Элементами тарифной основы являются тарифные ставки , тарифно-квалификационные справочники работ и профессий, квалификационные справочники должностей служащих региональные коэффициенты, схемы должностных окладов , надбавки и доплаты к ставкам (окладам), премирование, условия формирования фондов оплаты труда , правила индексации доходов.  

Индексация доходов представляет собой корректировку доходов и денежных вкладов граждан с целью частичного возмещения потерь вызванных инфляцией. На каждый процент роста индекса потребительской цены устанавливаются нормативы повышения различных частей дохода. Наблюдение за движением цен на товары и услуги осуществляется органами государственной статистики.  

Инфляция порождает необходимость проведения индексации доходов населения. Для этой цели рассчитывается прожиточный минимум . В соответствии с Законом РФ от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ О прожиточном минимуме в Российской Федерации установлена потребительская корзина , включающая в себя минимальный набор продуктов питания , непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Стоимостная оценка потребительской корзины определяет величину прожиточного минимума . По РФ потребительскую корзину устанавливает федеральный закон . По субъектам Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными органами субъектов Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления основных социально-демографических групп населения.  

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы , пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения , позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности , особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.  

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду , а также не способствует проведению антиинфляционных мер.  

Что такое индексация доходов и какова ее социальная роль  

Индексация доходов - увеличение номинальных доходов (заработной платы , социальных выплат) в зависимости от уровня инфляции  

Особо следует отметить мероприятия по защите тех слоев населения, которые в большей степени страдают от инфляции дети, пенсионеры, неработоспособные, бюджетники. Мировая практика выработала основные меры их защиты пособия, индексация доходов, определение и фиксация минимальных расходов и их уровней, гуманитарная помощь . Все эти меры должны являться постоянной составляющей экономической политики правительства в период осуществления антиинфляционных мер.  

ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ - регулярное изменение номинальных доходов различных групп населения осуществляется государством в зависимости от изменения уровня цен.  

В преддверии двадцать первого века наша страна начала переход к регулируемому рынку и предпринимательству. Многие проблемы приходится решать впервые, и в деловом мире в ближайшее время появятся неизвестные или малоприменяемые у нас термины. Отсутствие достаточного количества книг и учебных пособий по маркетингу, менеджменту, предпринимательству и бизнесу затрудняет усвоение новых терминов. Рынок, либерализация цен, бездефицитный бюджет, приватизация собственности - все эти понятия, еще недавно почти абстрактные, ныне наполняются конкретным содержанием. В практический обиход все активнее входят такие термины, как маклер, брокер, биржа, акция, дивиденд, индексация доходов, и многие, многие другие.  

Публикации по теме