Исключение лифтов из реестра опо. Эксплуатация лифтов как опасных объектов


«Лифты в России остались без надзора…». Об этом говорят эксперты, собственники объектов, специалисты госорганов. Действительно, с 18.03.2013г., когда вступил в силу техрегламент Таможенного союза «О безопасности лифтов», Ростехнадзор утратил возможность контролировать данный сегмент «грузоподъемной» отрасли. Процесс определения нового надзорного ведомства пока задерживается, что явно вредит вопросу безопасности при эксплуатации этих ГПМ. Одни участники рынка считают, что в надзор за лифтами должен включиться Росстандарт. Другие полагают, что контролировать эти объекты должна специальная комиссия, в которую войдут сотрудники обслуживающей организации, уполномоченные представители собственника ГПМ, госчиновники и т.д. И все же любые решения в данной сфере функционируют на уровне проектов и обсуждений.

Однако есть один подтвержденный факт - с 15.03.2013г. лифты официально исключены из числа опасных производственных объектов (поправки ФЗ 22 в закон о промбезопасности). Следовательно, отменена их обязательная регистрация в госреестре ОПО . Но пока реестр Ростехнадзора содержит сведения об объектах лифтового хозяйства, они по-прежнему относятся к категории опасных. Как следствие, инспекторы ФСЭТАН в любой момент (как минимум, 1 раз в год) могут прийти с детальной проверкой - осмотреть оборудование, проанализировать имеющуюся техническую документацию.

Выход из этой ситуации прост - выведение лифтов из реестра ОПО , т.е. снятие их с регистрации в органах Ростехнадзора.

Почему нужно выводить лифты из реестра Ростехнадзора

Цель процедуры предельно ясна - избежать проверок со стороны сотрудников Ростехнадзора. Ведь тот факт, что госреестр ОПО включает сведения о ваших объектах (лифтах, эскалаторах, которые также исключены их перечня ОПО), влечет за собой ежегодную проверку. Инспектор проанализирует эксплуатационную документация (паспорта ТУ и т.д.) на предмет правильности заполнения и ведения, осмотрит грузоподъемные механизмы. Кроме того, специалист ФСЭТАН может затребовать нормативно-технические документы, которые нужны для работы на объекте - ППК, ПЛАС, заключение экспертизы промбезопасности и т.д. Ведь, по его мнению, ваш лифт - все еще опасный производственный объект.

"отсутствие проверок и государственного контроля за состоянием лифтов сослужили плохую службу" - не согласен с автором статьи. Так как лифты по прежнему продолжали обслуживаться специализированными организациями по договору. По прежнему работает обслуживающий лифты персонал (тот же самый, заметьте). Выполняются графики обслуживания и ремонта. Т.е. в режимном плане и плане обслуживания лифтов ничего не поменялось. А это - безопасность. Значит безопасность не уменьшилась с этой стороны.
Дело в износе.
И Ваша фотография "потрёпанного временем" лифта как раз говорит об обратном - о предыдущих многих годах безнадзорщины!
На ум приходит, что и сам дом (где установлен этот лифт) в подобном "убитом" состоянии: кровля протекает, мыши бегают, радиаторы холодные. Разруха одним словом.
Согласен с Вами, что "замена лифта – это очень затратная процедура"
Но!
Выход есть - низкие процентные ставки по кредитам! Под 0 или 5% уже можно покупать лифты. Разве жители откажутся? Сделали хороший механизм - собственников жилья. Пусть ТСЖ на собрании примет решение.
А вот низкие процентные ставки - этого надо требовать от Центробанка.

Центробанк - вот кто настоящий злодей! 70 руб за доллар - написано же у него в функциях - держать национальную валюту. В 2 раза обесценил! И ничего, терпим.

Ещё у меня вопрос - та авария в Алых парусах 14 января http://www.1tv.ru/news/social/299941 , когда погибла известная девушка - ваша коллега, кстати, - резонансное дело - было бы любопытно ознакомиться с материалами расследования аварии Ростехнадзора. Как понимаю, тот лифт был новый - моложе 25 лет.
Вопрос:
1. Изготовитель лифта?
2. Кто монтировал?
3. Как принимался в эксплуатацию?
4. Какая организация обслуживала (уровень профессионализма людей)
5. Обслуживающий персонал(уровень профессионализма людей)?
6. Были ли инциденты и аварии до момента происшествия?
7. Журнал по лифту посмотреть бы
8. Проверить знания у обслуживающего персонала внепланово.

Спасибо за статью! Продолжайте, а мы будем "критиковать", если Вы не против.

Направьте запрос, пожалуйста, в Ростехнадзор, с запросом предоставить материалы расследования в т.ч. Акт расследования, т.к.:

1. погибла ваша коллега
2. погибшая критиковала "безобразие с лифтами"
3. происшествие затрагивает интересы неограниченного количества граждан
4. Материалы расследования скрыты от общественности (по умыслу или по не умыслу)
5. Материалы расследования прольют свет на произошедшее и возможно вскроют уровень "бедствия"
6. это ваша прямая обязанность - освещать произошедшие события и доносить общественности.
7. граждане РФ требуют опубликования результатов.

Ростехнадзор принял решение отменить свой приказ о перегруппировке опасных производственных объектов (ОПО), которая могла обойтись предпринимателям в 2 млрд руб. дополнительных расходов и создать сложности с исполнением закона об обязательном страховании. Как стало известно “Ъ”, в Минюсте проходит регистрацию приказ службы, возвращающий классификацию ОПО на состояние до января 2018 года.


Техническая реформа ОПО может вернуться в исходное положение спустя три месяца с момента своего старта. Как стало известно “Ъ”, в Минюст на регистрацию поступил приказ Ростехнадзора о распределении по классам опасности ОПО. Напомним, последнее изменение требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных объектов вступило в силу с 1 января 2018 года. Оно предполагает сокращение классификации ОПО с 203 до 87 наименований. Существует четыре класса объектов по степени их опасности. От класса зависит частота проверок ОПО. Четвертый класс объектов не проверяется, третий - проверяют раз в три года, второй - раз в год, объекты первого класса мониторят постоянно.

Перегруппировка, которую Ростехнадзор запустил с 1 января 2018 года, оставила без изменений только 21 их типовое наименование, 120 были изменены, из них 11 исключены (примерно 500 относящихся к ним объектов должны были перестать считаться опасными). При этом еще 51 вид объектов должен будет присоединиться к другим категориям - это должно было затронуть более 8 тыс. объектов, их владельцам пришлось бы заниматься планированием локализации и ликвидации последствий аварий, созданием систем управления промбезопасностью, разработкой деклараций промышленной безопасности и проведением экспертиз.

По оценкам РСПП, реформа стоила бы бизнесу 2 млрд руб. дополнительных расходов.

Кроме того, из-за отсутствия новых тарифов по страхованию ответственности владельцев ОПО перегруппированных категорий собственники объектов могли столкнуться с запретом на эксплуатацию. РСПП обращался к главе «Открытого правительства» Михаилу Абызову и руководству Ростехнадзора с просьбой отменить перегруппировку и дать время на подготовку к реформе (см. “Ъ” от 19 февраля).

Как разъяснила “Ъ” вице-президент НССО Светлана Гусар, приказ, который должен быть зарегистрирован в Минюсте, по сути, возвращает прежние типовые наименования опасных объектов, действовавшие до января 2018 года. «Часть объектов, которые в соответствие с законодательством о промышленной безопасности перестали считаться опасными объектами - исключены из приказа. Это участки отвала горных пород и по добыче торфа. Лифты, платформы подъемные для инвалидов и эскалаторы также исключены из перечня опасных объектов, но ответственность владельцев указанных объектов подлежит страхованию по закону,- говорит Светлана Гусар. По указанным объектом у страхового сообществ возражений нет, однако по остальным объектам предстоят дискуссии». По ее словам, страховое сообщество совместно с РСПП планируют участвовать в обсуждении при подготовки новой версии приказа Ростехнадзора.

Татьяна Гришина, Дмитрий Козлов


С 15 марта 2013 года лифты в административных зданиях и на производственных объектах официально исключены из числа ОПО. Соответствующая поправка была внесена в п. 3 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…»:

«К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: …3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов , подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры…».

Спустя 3 дня - 18.03.2013г. - на территории РФ вступил в силу технический регламент Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». Именно он на текущий момент является основным нормативным документом, который регламентирует деятельность на объектах лифтового хозяйства.

Технический регламент устанавливает базовые требования к безопасности лифтов, порядку их эксплуатации (использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации) и подтверждению соответствия.

Так, согласно п. 3 статьи 6 ТР ТС 011/2011 «Оценка соответствия смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию… осуществляется в форме декларирования соответствия лифта » с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Протоколы исследований и испытаний (их копии), а также Декларация о соответствии лифта требованиям ТР ТС 011/2011 прилагаются к паспорту лифта и подлежат хранению в течение назначенного срока службы ГПМ. В свою очередь оценка соответствия лифта на стадии эксплуатации осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в год силами аккредитованного экспертного центра. Результаты обследования оформляются актом и вносятся в паспорт ГПМ (п. 4 статьи 6 ТР ТС 011/2011).

Согласно п. 3.7 статьи 6 ТР ТС 011/2011 порядок ввода лифтов в эксплуатацию устанавливается законодательством государства-члена Таможенного союза. Для этих целей в 2013 году Ростехнадзор подготовил проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка ввода лифтов в эксплуатацию», который до сих пор не принят. Вместо этого был введен в действие российский ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования» (утв. Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 98-ст). Стандарт вступил в силу 1 сентября 2014 г. Вместе ним начали действовать еще пять ГОСТов, регламентирующих безопасную эксплуатацию объектов лифтового хозяйства:

  • ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 93-ст).
  • ГОСТ Р 55965-2014 «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 94-ст).
  • ГОСТ Р 55963-2014 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 92-ст).
  • ГОСТ Р 55967-2014 (ЕН 81-21:2009) «Лифты. Специальные требования безопасности при установке новых лифтов в существующие здания» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 96-ст).
  • ГОСТ Р 55966-2014 (CEN/TS81-76:20011) «Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 95-ст).

Какие документы нужны для эксплуатации лифтов

Для законной эксплуатации у владельца лифтового хозяйства (специализированной организации) должны быть следующие обязательные документы:

1. Паспорт (-а) лифта (-ов), полученный от завода-изготовителя, в котором содержатся:

  • отметка (дата) о вводе лифта в эксплуатацию;
  • отметка (дата) о последней оценке лифта в форме технического освидетельствования;
  • отметка (дата) о последней оценке лифта в форме обследования (для лифта, отработавшего назначенный срок службы);
  • сведения о назначении ответственных за лифт специалистов.
2. Руководство (инструкция) по эксплуатации лифта, а также монтажный чертеж, принципиальная электрическая схема с перечнем элементов, принципиальная гидравлическая схема (для гидравлических лифтов), копия сертификата на лифт, устройства безопасности лифта, противопожарные двери (см. п. 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»).

3. Акт периодического (1 раз в год) технического освидетельствования лифта по ГОСТ 53783-2010.

4. Положительное заключение экспертизы по результатам обследования лифта (для лифта, отработавшего нормативный срок службы).

5. Декларация соответствия требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» для объектов лифтового хозяйства, введенных в эксплуатацию не ранее 15.02.2013 г. (см. п. 3.3. Приложения 3 ТР ТС 011/2011).

6. Договор на техническое обслуживание и ремонт лифта со специализированной организацией (либо подтверждение, что в штате эксплуатирующей организации есть обученные и аттестованные специалисты, способные проводить обслуживание и ремонт лифтов самостоятельно).

7. Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца лифта (полис и договор ОСОПО ).

8. Документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости, в котором установлены лифты, - свидетельство о праве собственности, договор аренды, договор оперативного управления, хоз. ведения и т.д.

Обратите внимание ! Для ТСЖ/ЖСК документ о собственности заменят:

  • Протокол общего собрания собственников жилых помещений о выборе управления в форме ТСЖ/ЖСК.
  • Устав ТСЖ/ЖСК (зарегистрированный).
  • Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Страхование лифтов как опасных объектов

Несмотря на то, что лифты перестали быть ОПО, они по-прежнему остаются потенциально опасными грузоподъемными механизмами. Согласно статье 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта …» (п. 1, п.п. 4) лифты подлежат обязательному страхованию .

Страховая сумма (страховое покрытие) для этих ГПМ составляет 10 000 000 рублей. Тарифы на страхование определяются количеством используемых лифтов и даны в Указании Центрального банка РФ от 19 декабря 2016 г. № 4234-У.

Стоимость полиса каждый собственник объектов лифтового хозяйства может рассчитать самостоятельно, использую формулу:

СП = (СС*СТ)/100 , где СП - страховая премия (стоимость полиса), СС - страховая сумма (ст. 6 ФЗ №225), СТ - страховой тариф.

Обращаем ваше внимание на то, что наличие полиса обязательного страхования - одно из основных условий законной эксплуатации лифтов в 2017 году.

Для страхования лифтов нужно представить следующие сведения и документы :

  1. Реквизиты эксплуатирующей организации.
  2. Заполненный файл «Перечень ГПМ »;
  3. Документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости, в котором установлены лифты.

Надзор за лифтами

Согласно п.п. «в» п. 1 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза» государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» осуществляют:
  • На стадии эксплуатации объектов лифтового хозяйства - Ростехнадзор.
  • В процессе проектирования (включая изыскания) и изготовления, а также монтажа (за исключением процесса монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства) - Росстандарт.
Стоить отметить, что контроль за лифтами в процессе монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства также остается за Ростехнадзором, как органом государственного строительного надзора.

Именно Ростехнадзор организует и проводит проверки лифтов на предмет соответствия требованиям ТР ТС 011/2011. Состав, сроки и последовательность надзорных мероприятий определены «Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (утв. Приказом Ростехнадзора от 19 декабря 2013 г. № 631).

Проверки проводятся в отношении юридических лиц и ИП, которые осуществляют монтаж (на стадии строительства) и эксплуатацию лифтов. Согласно п. 5 Раздела I Регламента, предметом государственного контроля (надзора) является:

  • Соблюдение владельцами лифтов и эксплуатирующими организациями требований ТР ТС 011/2011 к безопасности, правил и методов оценки соответствия лифта в течение назначенного срока службы и по окончании назначенного срока службы.
  • Соблюдение монтажными организациями требований о наличии свидетельства о допуске СРО к видам строительных работ, требований ТР ТС 011/2011 к монтажу лифта, правил и методов оценки соответствия смонтированного лифта перед вводом в эксплуатацию.
Проверки Ростехнадзора могут быть плановыми и внеплановыми. Плановая проверка проводится 1 раз в 3 года . Предприятие, в отношение которого планируются надзорные мероприятия, получает уведомление не позднее чем в течение 3 рабочих дней до их начала. Административным регламентом предусмотрены основания для внеплановых проверок. Это, например (Раздел III, п. 35):
  • Поступление обращений и заявлений о возникновении угрозы и собственно причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также о ЧС природного и техногенного характера (аварии на объектах лифтового хозяйства).
  • Истечение срока исполнения владельцем лифта ранее выданного предписания об устранении нарушений требований ТР ТС 011/2011.
  • Требование прокуратуры и т.д.
О внеплановой проверке предприятие уведомляется за 24 часа до ее начала. Общий срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок может быть продлен.

В ходе государственного контроля Ростехнадзор проводит следующие мероприятия (Раздел III, п. 66 Административного регламента):

  • Рассматривает и анализирует документы собственника лифта и/или эксплуатирующей организации. В том числе проверяет наличие полиса обязательного страхования гражданской ответственности у владельца опасного объекта.
  • Обследует (проводит визуальный осмотр) здания, строения, сооружения, в которых установлены лифты и ведется их эксплуатация.
  • Оценивает соответствие процессов монтажа и/или эксплуатации лифтов требованиям ТР ТС 011/2011.
По результатам проверки составляется Акт (в 2-х экземплярах). Если Ростехнадзор обнаружит нарушения требований ТР ТС 011/2011 и иных нормативных документов (например, ФЗ №225 о страховании опасных объектов), он может вынести владельцу лифтов предписание об их устранении.

Началась перерегистрация опасных производств по четырем классам опасности. 15 марта вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Все опасные производства определены поправками в ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Для этого на портале госуслуг необходимо заполнить электронную форму для внесения данных об опасных производственных объектах.

Законом вводится классификация опасных производственных объектов, учитывающая степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий, гармонизированная с законодательством Европейского союза. Всего определено четыре класса опасных производственных объектов.

В отношении опасных производственных объектов первого класса опасности плановые проверки будут проходить под постоянным надзором. Плановые проверки организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов второго класса опасности, будут производиться не чаще одного раза в год. Всего один раз в три года будут проверяться объекты третьего класса опасности. А в отношении опасных производственных объектов четвертого класса проверки органом надзора специально на планируются, они будут проходить по необходимости с представлением прокуратуры или иных органов власти
Неясным пока остается, каким надзором будут охвачены лифты. Дело в том, что согласно новым поправкам к ФЗ из списка опасных объектов вертикальный транспорт, платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения, эскалаторы и пассажирские конвейеры из категории опасных производственных объектов оказались исключены.

Однако, как рассказал "РГ" руководитель Комитета правового обеспечения Национального лифтового союза Максим Звягинцев, согласно изменениям, которые вносятся в Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", вводится четвертая группа опасных объектов. Сюда как раз относятся лифты, платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения, эскалаторы и пассажирские конвейеры, которые подлежат обязательному страхованию ответственности. "Помимо страхования других обязательств на владельцев лифтов этот статус не накладывает, - отметил Максим Звягинцев.- Что касается тарифов по страхованию, то такая обязанность установлена, но сами тарифы на сегодняшний день отсутствуют, так как они утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2011 г № 808 относятся к лифтам как опасным производственным объектам. Тогда как Законом лифты исключаются из перечня опасных производственных объектов.

Публикации по теме