Принципы построения бюджетной системы рф. Принципы бюджетной системы Российской Федерации. Принципы построения бюджетной системы

Бюджетная система РФ является по сути доминирующим и главным звеном всей финансовой системы страны, важной деталью бюджетного механизма. Государственной смете принадлежит сила равная силе закона. По сути его можно назвать глобальным планом на текущий год, в котором детально расписываются все доходы и расходы. В соответствии с обновленным кодексом государства, бюджет определяется в качестве формы образования и распределения денежных средств, которые ориентированы на финансовое обеспечение функций, задач страны с местным самоуправлением включительно.

Роль бюджетной системы

Государственная бюджетная система РФ выступает для страны инструментом аккумулирования всех финансовых ресурсов, которые позволяют правительству содержать не только государственный аппарат, но и армию. Более того, структура дает возможности для реализации социальных мероприятий и для решения существенных экономических задач. Предоставляет правительству полную свободу в выполнении характерных функций.

В социально-экономическом аспекте система играет роль стимулятора. Она:

  • Позволяет оказывать определенное воздействие на направление развития экономики.
  • Оказывает поддержку в решении социальных задач за счет открывающихся перспектив в аспекте улучшения финансирования социальных организаций.
  • Выступает проводником в социальной политике РФ и в экономической.
  • Позволяет выровнять экономическое развитие регионов государства.
  • Служит для финансирования народного хозяйства.
  • Финансирует федеральные программы социально-культурного типа, гарантирует проведение тематических мероприятий.
  • Служит основой для реализации фундаментальных научных исследований.

Сущность системы бюджета

Бюджетная система РФ - это структура, деятельность которой базируется не только на экономических отношениях, но и на самом государственном устройстве страны, регулирующемся на законодательном уровне.

Составляющими элементами БС Российской Федерации выступают:

Местные сметы дифференцированы на следующие составляющие: бюджеты муниципальных районов и городских округов, внутригородских муниципальных образований в Москве и Санкт-Петербурге, а также городских и сельских поселений. Составляющие сметы системы не входят друг в друга и являются по своей сути самостоятельными. Что касается доходов и расходов, то они характеризуются разнонаправленностью. Классификация была разработана с целью группирования расходов и доходов по идентичным признакам.

Специфика формирования бюджетов разного ранга

Федеральный бюджет в тандеме со сметой внебюджетных фондов имеют формат федеральных законов. БС субъектов и территориальных внебюджетных фондов РФ также имеют формат законов, а вот местные структуры создаются по форме правовых актов, которые предоставляются на рассмотрение органами местного самоуправления. Они могут разрабатываться в соответствии с уставами муниципальных объединений.

Годовой бюджет рассчитывается всего на один финансовый год. Внебюджетный фонд государственного типа, являющийся по сути фондом денежных средств, формируется вне основного бюджета и вне сметы субъектов. Его основное предназначение - это реализация конституционных прав жителей страны на пенсионное обеспечение, на социальную страховку, на охрану здоровья и на медицинскую помощь. Все доходы и расходы по каждой из финансовых систем регламентированы законами и БК РФ. У каждой муниципальной организации имеется свой собственный фонд, другими словами, местный. Система ориентирована на выполнение обязательств, которые возложены законом на каждое отдельное объединение. Местные бюджеты ориентированы на выполнение местными властями расходных обязательств, которые на них наложены, и на реализацию определенных полномочий государственного типа. Из бюджета районного типа, с городскими и сельскими бюджетами включительно, формируется консолидированный бюджет. Органы государственной власти не имеют права выполнять обязательства субъектов РФ, в том числе распределять средства из их казначейств.

Основа устройства БС России

Бюджетная система РФ формирует костяк бюджетного устройства страны. Сам костяк базируется не только на специфике экономических отношений, но и на государственном устройстве России. Бюджет и бюджетная система РФ строго регулируются нормами права, являются по сути совокупностью бюджетов федерального типа и субъектов, бюджетов местного типа и государственных внебюджетных фондов. Каждый из финансовых уровней предназначен играть роль материальной базы, которая будет способствовать деятельности определенных органов власти либо местного самоуправления.

Бюджетное устройство и принципы

Организация бюджетного процесса и выстраивание бюджетной системы принято называть устройством. Под бюджетным процессом принято понимать работу государственной власти и органов местного самоуправления, которые составляют и рассматривают проекты бюджетов, утверждают их и исполняют, контролируют сам процесс исполнения.

Принципы построения бюджетной системы РФ следующие:

  • Единство.
  • Дифференциация доходов с расходами между всеми уровнями структуры.
  • Суверенность и самостоятельность каждого типа бюджета.
  • Доходы и расходы бюджетов разного уровня, с внебюджетными фондами включительно, отражены в полном объеме.
  • Бюджетные средства используются максимально эффективно и экономно.
  • Гласность любой деятельности, связанной с бюджетом.
  • Достоверность информации.
  • Бюджетные средства отличаются адресностью и целевым характером.

Близкое знакомство с принципами

Принципы построения бюджетной системы РФ имеют под собой мощные обоснования и последствия для системы в целом.

Единство бюджетной системы базируется на единообразии правовой базы и денежной системы, на идентичности организации бюджетного процесса и на сходстве санкций при нарушении соответствующего законодательства.

Разграничение доходов с расходами позволяет закрепить определенные виды доходов и расходов за соответствующими органами власти федерального типа, за органами власти субъектов России и местными органами самоуправления.

Благодаря принципу самостоятельности и суверенности, каждая категория органов власти имеет право самостоятельно заниматься реализацией бюджетного процесса, самостоятельно формировать источники дохода и не допускать утечки средств, которые могут появляться дополнительно в процессе реализации запланированной сметы.

Полнота отражения обеспечивает комплексность информации. Все доходы и расходы определенного уровня полностью описаны в бюджете. Благодаря сбалансированности удается ввести в равновесие и расход, и доход. Осуществляется стабилизация госфонда за счет поступления определенных средств из источников перекрытия дефицита.

Эффективность дает мощные основания для того, чтобы все средства из фонда использовались исключительно с целью реализации определенных задач, при этом расходы будут минимальными. Гласность дает почву для обязательной публикации не только утвержденных и принятых смет, но и полных отчетов по их реализации. Засекреченные материалы имеют право быть исключительно в федеральном бюджете. Надежность базируется на достоверности его показателей. И последнее, принцип адресности дает гарантии того, что все уровни бюджетной системы РФ будут выделять средства только на четко установленные цели, передавая их в руки конкретных получателей.

Полномочия

В основе построения бюджетного процесса лежит Бюджетный Кодекс. Согласно документу, полномочия в аспекте управления имеют следующие структуры власти:

  • Финансовые органы. Сюда вошли Минфин и казначейство, налоговая инспекция и др.
  • ЦБ РФ как орган денежно-кредитного регулирования.
  • Органы государственного или муниципального контроля. Эта категория участников бюджетного процесса имеет свои собственные задачи и полномочия.
  • Правительство России в лице Президента, Государственной думы, Совета федерации.
  • Законодательная власть или представительная.
  • Исполнительная власть.
  • Органы финансового контроля, как государственного ранга, так и муниципального.
  • Органы власти внебюджетных фондов государственного типа.
  • Прочие правительственные представительства в лице учреждений бюджетного типа и получателей бюджетных денег.

Бюджетная система РФ создается путем плодотворного сотрудничества и контроля со стороны множественных инстанций. Представительные власти не только рассматривают и утверждают бюджет, они еще и осуществляют контроль над его детальным воплощением в жизнь. Исполнительные власти отвечают за составление и исполнение бюджетов, с предоставлением детализированных отчетов о их реализации включительно. Среди задач Банка России стоит выделить разработку основного направления денежно-кредитной политики государства, обслуживание счетов, выполнение роли генерального агента в сфере государственных ценных бумаг. Органы государственного контроля следят за реализацией бюджетов, проводят экспертизы по каждой из целевых программ. Самая ответственная задача - у главного распределителя, который направляет потоки материальных благ по получателям и распорядителям. На нем же лежит составление смет по расходам и доходам, формирование бюджетной росписи, отслеживание целевого применения денег, их возврат в фонды и предоставление на рассмотрение отчета по всем проделанным манипуляциям.

Специфика создания бюджета

Принципы бюджетной системы РФ закладывают основу формирования самого федерального бюджета. Планирование и разработка проекта начинаются уже спустя 2 месяца после того, как предшествующий бюджет начал действовать. В основу сметы ложатся:

  • Бюджетные послания Президента России.
  • Прогнозы в аспекте социального и экономического развития в грядущем году.
  • Основные направления налоговой и бюджетной политики.
  • Прогнозирование по сводному финансовому балансу.
  • План развития и процветания экономики как в государственном секторе, так и в муниципальном.

Параллельно с разработкой госфонда на грядущий год формируется финансовый план на ближайшие три года, который не утверждается на законодательном уровне. Построение бюджетной системы РФ диктует необходимость проведения предварительных работ.

Готовое бюджетное послание Президента направляется в Федеральное Собрание до наступления марта, предшествующего следующему финансовому году. Послание содержит детализированную бюджетную политику России. Баланс финансовых ресурсов базируется на двух показателях - это расходы и доходы бюджетной системы РФ за прошлый год. В план развития включаются списки финансовых и хозяйственных дел казённых предприятий, муниципальных и государственных учреждений. В него включены программы приватизации и полные списки государственных служащих, на оплату труда которых необходимо предусмотреть определенную часть средств. Ключевыми макроэкономическими показателями, которые определяют план бюджета, являются объемы ВВП и темпы его увеличения. Большое значение в данном моменте играет показатель инфляции.

Дисбаланс бюджетной системы РФ

Несмотря на безупречные принципы бюджетной системы РФ, она далека от идеала и имеет огромное количество недостатков. Об этом свидетельствует размер внешнего государственного долга и внутреннего, которые еще в 2001 году составили 140 миллиардов долларов и 550 миллиардов долларов соответственно.

Большую задолженность государства можно назвать планомерным последствием стабильного превышения расходов над доходами. Объем задолженности - это не что иное, как сумма всех постатейных дефицитов бюджета, которые скорректированы под его положительное сальдо. Масштабные расходы бюджетной системы РФ связаны с непогашенными кредитами и обязательствами перед владельцами ценных бумаг. В структуру общего долга включены задолженности федерального и регионального правительства, общественных фондов. Это все свидетельствует о том, что структура неполноценна, гармония между расходами и доходами отсутствует. В Российской Федерации структура бюджетной системы имеет погрешности на каждом из уровней.

Бюджетная система РФ в 2015 году

Этот год для правительства России оказался достаточно сложным, в том числе и в аспекте подготовки бюджета на последующие три года. Экономический спад сопровождался существенными изменениями в экономике. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ кардинально сократились в связи с последними политическими событиями. Более того, страны запада выдвинули против государства довольно-таки серьезные санкции в разных отраслях экономики, которые наложили отпечаток практически на все уровни бюджетной системы РФ.

По предварительным данным, в госфонд страны на 2015 - 2017 года заложена стоимость нефти на уровне 96 долларов за баррель. По факту цена топлива сегодня равна 54 долларам. По итогам проведенных работ структура бюджетной системы РФ не досчитается в 2015 году 430 миллионов рублей, что составляет порядка 0,6% ВВП. Согласно прогнозам, уровень доходов государства должен составить порядка 15082 триллиона рублей, а расходы - в пределах 15513 триллионов рублей. Уже в 2016 году правительство готово и к росту доходов, и к росту расходов, и к увеличению дефицита, который по предварительным оценкам достигнет показателя в 476 миллиардов рублей. Не изменится ситуация и в 2017 году. Эксперты говорят о размере дефицита в будущем в рамках 540 миллиардов рублей. Практически безупречное устройство бюджетной системы РФ не в состоянии изменить ситуацию, которая складывается по факту.

В качестве положительного момента, который ожидает правительство, можно отметить сокращение оттока капиталов из страны. Вывоз средств за пределы государства должен сократиться с 50 миллиардов долларов в 2015 году до 20 миллиардов долларов уже в 2017. Это имеет отношение не столько к стремлению состоятельной части населения инвестировать в отечественный бизнес, сколько к падению доходности многих крупных концернов и отсутствию средств для инвестирования в зарубежную недвижимость у их владельцев. Так что положительность этого аспекта нужно еще пересмотреть. Сама же структура бюджетной системы РФ также должна быть пересмотрена.

В переводе с латинского термин «принцип» означает основу, первоначало чего-либо. В экономической науке принципами принято именовать закономерности формирования и взаимодействия различных экономических институтов. Многие из имеющихся в настоя­щее время принципов построения бюджетной сферы начинали склады­ваться еще в 1930 - 1960-х годах. Современные принципы построения и функционирования бюджетной системы России носят на себе отпечаток традиций осуществления бюджетной деятельности советского периода (фактический централизм, неправовой конъюнктурный подход к рас­пределению бюджетных трансфертов нижестоящим бюджетам, наличие закрепленных и регулирующих источников бюджетного регулирования и т.д.), однако в отличие от бюджетной практики административно-ко­мандной системы эти принципы непосредственно отражены в нормах (правовых предписаниях) действующего бюджетного законодательства, и в первую очередь в Бюджетном кодексе РФ. В юридической науке под принципами традиционно понимаются принципы права как исходные или основополагающие (руководящие, коренные, ключевые) идеи, требования (положения, начала, правила), выражающие наиболее су­щественные особенности и целенаправленность, объективные законо­мерности, определяющие сущность всей системы права, отрасли права или правового института (субинститута).

Таким образом, принципы бюджетной системы России - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, опреде­ляющие порядок построения и функционирования этой системы, и в целом бюджетных отношений, закрепленные в действующем законо­дательстве. Безусловно, эти общие начала находят свое выражение непосредственно в нормах российского бюджетного права.

К основным (базовым) принципам построения и функционирова­ния бюджетной системы относятся, в частности:

    принцип законности (надлежащая правовая форма бюджетов);

    принцип единства бюджетной системы Российской Федерации;

    принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

    принцип самостоятельности бюджетов;

    принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондов;

    принцип сбалансированности бюджета;

    принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;

    принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

    принцип гласности бюджетной деятельности;

    принцип достоверности бюджета;

    принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;

    принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Феде­рации, муниципальных образований.

Рассмотрим особенности, значение и содержание каждого из пере­численных принципов построения и функционирования бюджетной системы.

Принцип законности (надлежащая правовая форма бюджетов). Значение и содержание этого принципа состоит в том, что бюджет должен быть утвержден только в надлежащей правовой форме - нор­мативным правовым актом законодательного (представительного) ор­гана государственной власти или местного самоуправления. Данный принцип закреплен в статье 11 Б К РФ, в соответствии с которой феде­ральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюд­жеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях, если бюджетным законодательством (в данном случае - Бюджетным кодексом) предусматривается регулирование определен­ных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправле­ния эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в по­рядке, установленном уставами муниципальных образований.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного зако­нодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюд­жетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского уче­та средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъек­тов РФ и местных бюджетов. При всем том принцип единства бюджетной системы не существует без принципа самостоятельности бюджетов, которые в совокупности представляют собой динамическую систему. Это обусловлено тем, что полная реализация принципа един­ства возможна только путем ограничения самостоятельности нижестоя­щих бюджетов и наоборот 1 . Кроме того, необходимым условием един­ства бюджетной системы является наличие единой бюджетной класси­фикации и единой системы бюджетного процесса.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы Российской Федерации состоит в закреплении соответствующих видов до­ходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами госу­дарственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправ­ления. Однако, как отмечают многие экономисты, в основу ныне действующей бюджетной системы положены такие принципы разграничения доходов и расходов между ее уровнями, которые в определенной мере стимулируют субъекты Федерации к повышению дефицита своего бюджета. В качестве примера такой ситуации часто приводится методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов).

«Первая его часть направляется в адрес так называемых нуждающихся регионов, вторая - в адрес особо нуждающихся. «Нуждающимся» считается регион, среднедушевые доходы которого ниже, чем в сред­нем по России, «особо нуждающимся» - регион, бюджетные расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Таким обра­зом, перерасход средств региональных бюджетов на основе данной ме­тодики будет автоматически покрыт из федерального бюджета. Естест­венным результатом этого является то, что стремление федерального Правительства снизить дефицит бюджета наталкивается на экономиче­ски обусловленное противостояние регионов» 1

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

Право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осу­ществлять бюджетный процесс;

Наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законода­тельством РФ;

Законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ;

Право органов государственной власти и органов местного само­управления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно с соответствии с Бюджетным кодексом РФ определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения дохо­дов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

Недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ в доходах и дополнительных расходах, возник­ших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключени­ем случаев, связанных с изменением законодательства.

Остановимся подробнее на принципе самостоятельности бюджетов. Здесь вполне можно согласиться с мнением ряда видных российских эко­номистов, в частности проф. В.М. Родионовой, которая в комментариях к одному из проектов БК РФ указывала на то, что принцип самостоятель­ности может быть полностью реализован лишь в условиях функциониро­вания такого механизма разграничения доходных источников между органами власти разного уровня, при котором на любом уровне управ­ления обеспечивается соответствие доходов финансируемым расходам и стабильность условий поступления денежных средств в бюджет.

Содержание БК РФ и нормы других действующих законодатель­ных актов, регулирующих бюджетный процесс, свидетельствуют, од­нако, о том, что эти условия не выполняются. Между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, равно как и между территори­альными и местным бюджетами, допускаются проявление субъекти­визма, неравенство федеральных, территориальных и местных интере­сов, приоритет вышестоящих бюджетов над нижестоящими.

Анализ бюджетной работы показывает, что принцип самостоятель­ности на практике реализуется далеко не в полной мере. Это относит­ся и к региональным, и к местным бюджетам, где проблема проявляет­ся с особой остротой. Здесь, с нашей точки зрения, уместно привести следующее высказывание В. Скрыпника, директора Всероссийского научно-технического информационного центра: «Новое направление развития науки видится в изменении вектора фундаментальных и при­кладных исследований к возобновлению исследований жизнеобеспече­ния регионов страны. Глубокий анализ полученной в ходе таких иссле­дований информации будет способствовать выявлению перспектив развития национальных ресурсов с учетом их территориальных особенностей, разработке эффективных программ развития, принятию зако­нов, отражающих специфику регионов, гармоничному сочетанию уси­лий федеральных и региональных органов власти как необходимому условию экономического подъема. На основании результатов этих ис­следований можно будет принимать решения, способствующие подъ­ему экономики без больших материальных и финансовых затрат». Мысль автора статьи о том, что региональный и местный уровень - важнейшее звено для бюджетных реформ, сомнений не вызывает. Именно поэтому стратегической целью Программы развития бюджет­ного федерализма в РФ на период до 2005 г 1 . является обеспечение реальной налогово-бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти. Для этого предусматривает­ся, четкое разграничение расходных полномочий и обязательств влас­тей разных уровней, освобождение регионов и муниципалитетов от бремени нефинансируемых федеральных мандатов, закрепление на долгосрочной основе за региональными и местными властями доходных источников, внедрение общенациональных стандартов управления общественными финансами, включая казначейское исполнения реги­ональных и местных бюджетов. Таким образом, предстоит реструкту­ризация налоговых полномочий и межбюджетных отношений, цель которой - обеспечение реальных полномочий и реальной ответствен­ности за результаты деятельности органов власти каждого уровня.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже­тов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фон­дов подлежат отражению в них в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе. На­логовые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обя­зательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по рас­ходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обяза­тельных платежей, предоставленных в пределах текущего финансово­го года.

Кроме того, рассматриваемый принцип связан с понятием бюджета-брутто - метода построения бюджета, при котором в него включа­ются полные суммы доходов и эксплуатационные расходы государст­венных предприятий (почта, телеграф, железные дороги и т.д.) и имуществ (леса, земельные угодья, недра и т.п.), все оборотные, транзитные статьи, проходящие в равных суммах по доходам и расхо­дам (например, взносы в государственные внебюджетные фонды и расходы, осуществляемые за счет этих фондов). Отказ от принципа полноты бюджета приводит к появлению бюджетов-нетто, под ним понимается метод построения бюджета, при котором его взаимоотно­шения с государственным хозяйством строятся по сальдо (положи­тельному или отрицательному: в бюджете отражаются лишь итоговые финансовые результаты деятельности предприятий, находящихся на самостоятельном бюджете).

Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен со­ответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверж­дении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исхо­дить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета, до­стижения заданных результатов с использованием наименьшего объе­ма средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Исторический опыт различных стран показывает, что величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимый размер, определяемый 5% валового национального продукта. В свою очередь, дефицит, превышающий предельно допустимые размеры, требует скорейшего принятия таких мер, которые могли бы привести к его быстрейшему сокращению.

Принцип эффективности и экономности использования бюджет­ных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны ис­ходить из необходимости достижения заданных результатов с исполь­зованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего ре­зультата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Причем, как отмечают, законодатель специально устанавливает запрет специализации источников покрытия расходов бюджета – ведь доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расхода­ми бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централиза­ции средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в откры­той печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (пред­ставительных) органов государственной власти, органов местного са­моуправления; обязательную открытость для общества и средств мас­совой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногла­сия либо внутри законодательного (представительного) органа госу­дарственной власти, либо между законодательным (представитель­ным) и исполнительным органами государственной власти.

Исключением, по мнению А.Н. Козырина, из принципа гласности могут стать секретные статьи бюджета, содержащие информацию, яв­ляющуюся государственной тайной. При этом законодательством уста­навливается, что секретные статьи могут утверждаться только в феде­ральном бюджете.

Такие выдающиеся исследователи, как Ф.С. Нитти и СЮ. Вит­те, именовали принцип «гласности» принципом «публичности», отме­чая, что бюджет должен быть публичным, т.е. составленным таким об­разом, чтобы каждый член общества мог понимать его язык и цифры. Это обусловлено прежде всего необходимостью соблюдения демокра­тических процедур в сфере распределения и использования обществен­ных финансов.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей терри­тории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Бюд­жет - документ, обращенный по времени в будущее. Он содержит прогностические оценки расходов, которые должны быть совершены в будущем финансовом году, а также оценку доходов, которые государ­ство планирует собрать за тот же период. Поэтому достоверность бюд­жета предполагает надежность показателей прогноза социально-эконо­мического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов. Несоблюдение этого принципа неизбежно приводит к серьезным расстройствам в сфере публичных финансов и денежного обращения.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств со­стоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение кон­кретных получателей с обозначением направления их на финансирова­ние конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, признаются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. Наиболее рельефно рассматриваемый прин­цип реализуется, например, при использовании в качестве инструмента адресного финансирования решения важных общественных федераль­ных, региональных или местных проблем либо задач института целе­вой региональной или общегосударственной бюджетной программы. Так, приняты и финансируются на общегосударственном уровне такие федеральные целевые программы, как «Модернизация транспортной системы России» (2002-2010 годы), «Жилище» (2002-2010 годы), «Мировой океан» (1998-2012 годы), «Экономическое и социальное развитие коренных малочислен­ных народов Севера до 2011 года», «Создание и развитие информаци­онно-телекоммуникационной системы специального назначения в инте­ресах органов государственной власти на 2001-2007 годы, «Экология и природные ресурсы России» на 2002 - 2010 годы, «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года», «Сейсмобезопасность территории России» (2002-2010 годы), «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов» (2002-2010 годы), «Создание автоматизированной систе­мы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)», «Глобальная нави­гационная система» (2002-2011 годы), «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года, «Энергоэффективная экономика» на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года, «Электронная Россия на 2002 - 2010 годы», «Развитие Калининградской области на период до 2010 года», «Со­кращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)», Президентская программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (1995 - 2012 годы).

В целом необходимо отметить важность исследуемого принципа для эффективного функционирования бюджетной системы, что неод­нократно подчеркивалась в литературе. Ведь этот принцип призван га­рантировать направление бюджетных средств на покрытие именно тех расходов, которые были признаны общественно значимыми при утвер­ждении соответствующих бюджетов. Соблюдение этого принципа по­зволяет избежать искажения воли законодателя (компетентного орга­на, утверждающего бюджет), когда бюджетные средства, предназна­ченные законодателем на одни цели, на практике идут на покрытие совершенно других государственных расходов 1 . Контроль за соблюде­нием субъектами бюджетной деятельности принципа адресности и це­левого характера бюджетных средств - одно из важнейших направле­ний государственного и муниципального финансового контроля в бюд­жетной сфере.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Феде­рации, муниципальных образований подразумевает определение бюд­жетных полномочий органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ. Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправле­ния, не соответствующие Кодексу, являются недействительными.

Совокупность названных принципов представляет собой проек­цию наиболее значимых аспектов аккумуляции, использования и рас­пределения государственных и муниципальных бюджетов, придает бюджетной деятельности государства и органов местного самоуправле­ния целенаправленность, наполняет ее конкретно-определенным смыс­лом, поскольку отдельный принцип является только относительным предметом научного познания. В то же время в основе бюджетного пра­ва лежат исходные начала, обусловленные особенностями бюджета как ведущего звена финансовой системы, т.е. его централизованным и все­общим характером. 1

Таким образом, как было показано, каждый из принципов построе­ния и функционирования бюджетной системы неоднороден по своей структуре, состоит из совокупности разнообразных, но тесно взаимо­связанных и взаимообусловленных юридических, экономических и ор­ганизационных императивов. Поэтому понимание сути этих принципов невозможно без уяснения сущности бюджетных отношений и значения источников нормативно-правового регулирования порядка функциони­рования бюджетной системы Российской Федерации.

В целях обеспечения единства подходов в организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности системы, Бюджетным кодексом определено, что бюджетная система основана на следующих принципах:
1. Принцип единства бюджетной системы РФ. Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории России. Кроме того, едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.
2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами разных уровней бюджетной системы. Означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
3. Принцип самостоятельности бюджетов. Он означает:
право и обязанность органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с российским налоговым законодательством устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;
недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств соответствующих бюджетов;
недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
4. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
5. Принцип сбалансированности бюджета. Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
8. Принцип прозрачности (открытости). Означает:
1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рас-смотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
9. Принцип достоверности бюджета. Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.
11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
12. Принцип подведомственности расходов бюджетов. Означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
13. Принцип единства кассы. Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

Совокупность принципов организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями называют бюджетным устройством.

Структура бюджетного законодательства России, установленная в Бюджетном кодексе, представлена на рисунке 1.2.
Рис. 1.2 Структура бюджетного законодательства Российской Федерации

С момента введения в силу Бюджетного кодекса РФ в него постоянно вносились измене-ния и дополнения. Так, с 2000 по 2008 г. были приняты 35 законов об изменениях и дополнениях в БК РФ, посвященные регулированию расходов, долга, Стабилизационного фонда, межбюджет-ных отношений, бюджетного процесса и пр. Наиболее значительные изменения, характеризующие очередной современный этап реформирования бюджетной системы в стране, нашли отражение в Федеральном законе РФ № 63-ФЗ от 26 апреля 2007 г. “О внесении изменений в Бюджет-ный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ”.

Федеральный бюджет на 2008 г. и период до 2010 г. впервые сформирован и исполняется на основе нового бюджетного законодательства и в соответствии с общепризнанными в мировой практике принципами, стандартами и процедурами, в полной мере обеспечивающими реализацию принципов среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат.

В РФ, как и в любой стране, формирование бюджетной системы основывается на определенных принципах. Принципы - это наиболее общие и существенные положения, определяющие структуру, содержание и характер взаимодействия всех аспектов, касающихся работы бюджетной системы. Такие принципы в РФ закрепляются и детально рассматриваются в специальном законодательном акте - Бюджетном Кодексе. Непосредственно принципы построения бюджетной системы государства изложены в пятой главе настоящего Кодекса.

Наиболее важные принципы функционирования будут рассмотрены ниже.

1. Принцип уровневого разграничения баланса бюджета предусматривает, что конкретные ресурсов формируются их строго оговоренных источников налоговых поступлений. Кроме того, здесь учитывается и уровневый фактор, т.е. разграничение налоговых и бюджетных структур на федеральные и региональные.

2. Установленные принципы единства бюджетной системы предусматривают сохранение и ее работу как единого целого системного образования, функционирующего на основе общей денежной системы и унифицированных видов бюджетной документации и общих законах.

3. Принцип самостоятельности заключается в:

Предоставлении права осуществления бюджетного процесса местным (региональным) ;

Наличии у каждого субъекта своей базы для его формирования;

Законодательном распределении полномочий по формированию бюджетов;

Праве властных институтов распределять статьи расходования бюджетных средств и источников их пополнения.

4. Принципы построения бюджетной системы, предусматривающие полноту отражения всех бюджетных ресурсов, аккумулированных в системе страны и их полное использование для финансирования программ, предусмотренных бюджетным законодательством.

5. Принципы предполагают соответствия количества средств расходной части бюджета возможностям источников по его пополнению. Минимизация его дефицита является основным правилом, которое обеспечивает выполнение этого принципа.

6. Принцип эффективности предполагает экономное расходование бюджетных ресурсов, которое обязывает органы власти добиваться решения стоящих хозяйственных задач при наименьших затратах.

7. Принцип гласности устанавливает, что все сведения, касающиеся протекания бюджетного процесса, подлежат опубликованию в СМИ. Помимо этого, этот принцип устанавливает, что все процедуры утверждения должны быть открытыми. Секретные статьи рассматриваются и утверждаются только на федеральном уровне.

8. Принцип достоверности означает высокую степень достоверности и надежности информации о содержании бюджетной деятельности, реалистичности прогнозирования бюджетного процесса и его исполнения.

9. Принципы построения бюджетной системы на основе адресности и строгого целевого использования ресурсов предполагают такое их распределение, при котором получатель может ими располагать только после убедительного обоснования целей финансирования.

В соответствии с дополнениями в Кодекс, не допускается перераспределение бюджетов между их уровнями, за исключением федерального, в котором создаются специальные фонды для адресного финансирования срочных государственных или социальных программ.

Федеральные акты, которые имеют отношение к регулированию бюджетного процесса, устанавливают и ответственность, которую могут нести должностные лица, совершившие нарушения в этой области. Такое санкционирование можно также рассматривать как дополнительный и необходимый принцип работы бюджетной системы. принципы построения бюджетной системы являются содержательной основой для созидания правовой базы регулирования бюджетных процессов.

1. Принцип единства бюджетной системы

Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

Означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов

Он означает:

· право законодательных органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

· наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня;

· законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов.

· право самостоятельно определять направления расходования средств;

· право самостоятельно определять источники финансирования дефицитов;

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов

Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

5. Принцип сбалансированности бюджета

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

8. Принцип гласности

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати и обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

9. Принцип достоверности бюджета

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Публикации по теме