Регистр населения. Началось создание единого реестра населения России. Какие сведения в него войдут

РЕГИСТР НАСЕЛЕНИЯ, поименный и регулярно актуализируемый перечень жителей, служащий целям административного учета населения. Регистры населения ведутся в некоторых странах в виде списков, книг, картотек (с середины 20 века часто хранящихся в памяти ЭВМ - см. Автоматизированная картотека населения) отдельных лиц, домохозяйств или семей по наименьшим административно-территориальным единицам (населенному пункту, общине, муниципалитету, приходу и др.). Предназначены для получения в текущем порядке или периодически индивидуальных сведений о жителях данной административно-территориальной единицы или о численности и составе ее населения и об изменениях в них.

Наиболее раннее упоминание о регистре населения - регистрах домохозяйств (семей) и регистрах отдедбных лиц - относится ко 2 веку до н. э. (Китай ) и 7 веку н. э. (Япония). Первыми европейскими странами, в которых на основе записей актов граждансокго состояния в церковных приходах возникли регистры населения, были Швеция и Финляндия. Дальнейшее распространение регистров населения в Европе получили в 18- 19 веках. По оценкам специалистов Статистического бюро ООН, регистры населения и подобные им системы учета населения функционируют почти в 60 странах различных частей света. Регистры населения ведутся местными административными органами территориальных единиц (как правило, низшими звеньями) и предназначаются, в первую очередь, для удовлетворения местных потребностей в информации такого рода. Содержащиеся в них сведения используются для составления списков налогоплательщиков по видам местного и государственного налогообложения, военнообязанных, политических (партийных) и административных избирательных списков и т. д.

Общее руководство ведением регистров населения в большинстве европейских стран возложено на центральные государственные учреждения: органы министерства внутренних дел или министерства юстиции, в ряде стран - статистические органы. Централизация облегчает применение единой документации, обеспечивает единообразие программ наблюдения, принципов и методов регистрации.

В процессе ведения регистров населения периодически обновляется информация о лицах, постоянно проживающих на данной территории: к полученным ранее данным добавляются такие сведения, как рождение ребенка, усыновление, вступление в брак, прекращение брака в результате развода или смерти супруга, смена занятия или положения в занятии, изменение уровня образования, фамилии, имени или постоянного места жительства. Программа наблюдения определяется национальными особенностями. Как правило, она содержит основные демографические и социально-экономические признаки, находящие отражение в программах переписей населения и текущего учета демографических событий. Учет изменения отдельных признаков персонифицирован, т. е. ведется применительно к конкретным лицам (иногда - к домохозяйству). В большинстве европейских стран сочетаются методы индивидуального и группового наблюдения. Правила ведения регистров населения довольно сложны, поэтому данный способ учета применим к категории юридического населения в странах с небольшой численностью населения и небольшой территорией, со сравнительно высокой общей культурой населения. Правила, обязательные к выполнению на всей территории страны, предусматривают, что каждый житель страны обязан состоять в регистре населения одной из общин (в муниципалитете, приходе и т. д.), сообщать обо всех случаях смены им места постоянного жительства и обо всех событиях, подлежащих юридическому оформлению в органах регистрации актов гражданского состояния. Они предполагают строгое соблюдение принципов персонификации и конфиденциальности информации; обязательную кооперацию органов, ведущих регистрацию актов гражданского состояния, и органов, ведущих регистры населения; ежегодную проверку точности содержащихся в регистрах населения сведений путем специальных обследований, а также с помощью материалов переписей населения.

При индивидуальном методе наблюдения на каждого новорожденного заводится индивидуальная карточка (запись в списке или книге), которая содержит такие признаки, как имя, дата и место рождения, номер свидетельства о рождении, национальность, вероисповедание, отношение к главе семьи, сведения о родителях. В карточке имеются также спец. графы, заполняемые в последующие периоды жизни данного лица; при вступлении в брак - дата и место заключения брака, имя, фамилия, дата и место рождения супруга; в случае смерти - дата, место и причина смерти. Карточка заводится и на приезжающих из-за границы, ранее не проживавших в стране. Карточки умерших и выехавших на постоянное жительство за пределы страны хранятся в архиве. При групповом методе наблюдения изменение признака у отдельного лица находит отражение в карточках лиц, связанных с ним признаком совместного проживания, родством и свойством. Так, в индивидуальной карточке матери делаются отметки об имени, дате рождения и поле ребенка; аналогичные отметки делаются в карточке главы домохозяйства или семьи; в случае смерти одного из супругов отметка делается в карточке пережившего супруга; отметка о разводе и смене брачного состояния делается в индивидуальных карточках бывших супругов и т. д. Лицо, намеревающееся сменить место постоянного жительства в пределах страны, обязано заявить об этом, указав место предполагаемого жительства, и получить спец. удостоверение о выезде. Оно предъявляется на новом месте жительства, после чего туда же по запросу высылается и индивидуальная карточка выбывшего. Регистр населения позволяет учесть внутреннюю и внешнюю миграцию, проверить точность текущего учета демографических событий, а также дает возможность получить текущие оценки численности населения по стране в целом и отд. территории и его состава по ряду признаков, учитываемых при наблюдении. Система наблюдения дает возможность изучать население как совокупность не только лиц, но и домохозяйств (семей). Материалы регистров населения в ряде стран используются для подготовки переписи населения (переписное районирование, получение предварительных данных об общей численности населения, подлежащего переписи), для оценки качества ее проведения, а также для исторических исследований в области демографии и служат базой выборочных обследований.

Регистр населения для анализа демографических процессов и характеристики состава населения используются в незначительной степени, так как не представляется возможным проследить за изменением в текущем порядке социально-эконмических признаков, содержащихся в индивидуальной карточке (занятие, уровень образования и т. д.). Ведение регистров населения не исключает регулярных переписей населения, которые дают более точные и подробные сведения и помогают обеспечивать точность самих регистров.

Г. А. Павлов.

Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

26.08.2005 Леонид Юхневич, Виктор Корсаков

Главный ресурс государства - не земля, не недра и не золотовалютный запас, а граждане. Их учет представляет собой нетривиальную задачу, которую пытались решать, например, с помощью поголовных переписей или учета отдельных категорий населения. Сегодня в России создается Государственный регистр - система информационного взаимодействия на базе единого информационно-телекоммуникационного пространства. Актуальность задачи возрастает по многим причинам, в том числе из-за быстрого прогресса глобальных систем связи, необходимости интеграции национальной и мировой экономик, роста угрозы терроризма.

Попытки создать систему учета населения предпринимались в нашей стране неоднократно. Еще в 70-е годы велись работы над Государственным регистром населения (ГРН), т.е. единой базой данных о населении сначала СССР, а затем России. До практического результата дело, однако, не дошло. Обычно все заканчивалось эскизными проектами (из-за отсутствия финансирования) либо появлением систем учета отдельных категорий граждан (ведомственных информационных систем).

Главная трудность создания централизованной системы учета населения заключается в межведомственном характере информации, которую необходимо собирать, хранить и обрабатывать. Тем не менее преодолевать эту проблему надо, поскольку сведения о гражданах являются основой для интеграции практически всех государственных информационных ресурсов, отражающих реальное социальное и экономическое состояние страны.

Проектирование единой централизованной информационной системы для учета сведений, которые обеспечивают возможность однозначной идентификации лиц, пребывающих и проживающих на территории страны, представляет собой весьма сложную инженерно-технологическую проблему. Ее решение требует не только внедрения компьютерных информационных систем и сетей передачи данных, поддерживающих деятельность уполномоченных органов власти. Необходимо организовать взаимодействие таких систем между собой, их работу как единого целого - вне зависимости от ведомственной принадлежности фрагментов этого целого.

Что сегодня

Органы исполнительной власти на всех уровнях самостоятельно занимаются автоматизацией учета разных категорий населения и создают автономные ведомственные базы персональных данных. Как показали результаты исследования, проведенного Минэкономразвития РФ, на федеральном уровне имеются 18 баз персональных сведений, в которых накоплены значительные объемы информации по разным аспектам учета населения. Наиболее объемные базы данных связаны с учетом отдельных категорий населения. Так, в базе данных ГАС «Выборы» содержатся сведения более чем о 100 млн. избирателей, в АИС Пенсионного фонда - о 50 млн. пенсионеров, в АИС Налоговой службы - о 100 млн. налогоплательщиков, а в АИС Фонда обязательного медицинского страхования - о 30 млн. застрахованных лиц. Практически все базы данных имеют территориально-распределенную архитектуру, предполагающую ведение отдельных баз на уровне регионов. Созданием централизованного хранилища информации, которое объединило бы все региональные базы, никто не занимается.

До сих пор ведомственные информационные системы учета населения создавались без должной координации между ними, на основе самостоятельно определяемых каждым ведомством технологий сбора, хранения и передачи персональных сведений, форматов и протоколов взаимодействия. Имеет место дублирование при сборе идентификационных данных - особенно при вводе информации в систему паспортного учета. Наблюдается несовместимость отдельных систем при попытках организовать информационное взаимодействие: так, в АИС налоговой службы для описания адресного пространства используется собственный классификатор адресов России (КЛАДР), а ГАС «Выборы» применяет унифицированный общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО). Аналогичная картина - и в других ведомственных системах. Кроме того, отсутствуют механизмы автоматизированной актуализации и корректировки сведений, хранящихся в базе данных.

Перечень персональной информации, размещаемой в ведомственных системах учета населения, включает в себя и идентификационные данные, которые позволяют однозначно устанавливать их принадлежность конкретному человеку. Однако эти данные обычно вводятся вручную и имеют для каждой системы свой формат хранения. Их актуализация не стала регулярной процедурой: она осуществляется, как правило, лишь тогда, когда граждане обращаются в соответствующие ведомства и организации. Во многих системах первичным идентификационным данным присваиваются уникальные идентификаторы (например, номер паспорта, номер свидетельства в пенсионном страховании, индивидуальный номер налогоплательщика), которые используются для подтверждения факта регистрации в этих системах и установления соответствия между хранящимися в них данными и конкретным человеком.

Ни один из таких идентификаторов не обеспечивает стопроцентного покрытия населения России, а потому не может применяться как универсальный. Все ведомственные идентификаторы ориентированы на учет лишь конкретной категории населения. Например, ИНН невозможно использовать для учета лиц моложе 14 лет. Номер свидетельства в системе пенсионного страхования потенциально охватывает большую часть населения, но тоже не является универсальным идентификатором, поскольку некоторые категории граждан (например, инвалиды с детства) его не имеют.

Все это приводит к тому, что данные о гражданине, в принципе, имеются, но разбросаны по разным базам, не централизованы и часто дублируются в несогласованных друг с другом системах учета. Невозможно получить всю имеющуюся в разрозненных компьютерных системах информацию после одного запроса к базе данных. В результате снижается эффективность использования информационных систем учета населения, страдает качество государственного управления.

Планы и перспективы

Наиболее перспективным представляется путь создания ГРН в рамках системы персонального учета (СПУН) как системы информационного взаимодействия на базе единого информационно-телекоммуникационного пространства. СПУН - часть единого информационного пространства России, обеспечивающая информационное и техническое взаимодействие соответствующих ведомственных и территориальных систем по принципу «одного окна». По своей архитектуре СПУН является территориально-распределенной трехуровневой информационной системой, функционирующей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В системе взаимодействуют информационные системы разных органов власти, отвечающие за сбор, хранение, передачу и использование персональной информации о физических лицах.

Важнейшие компоненты СПУН:

  • система Государственного регистра населения;
  • информационные системы органов власти разного уровня, осуществляющие учет населения;
  • метабаза по данным взаимодействующих информационных систем;
  • модули взаимодействия, устанавливаемые в соответствующих информационных системах и обеспечивающие информационный контакт с системой ГРН и с метабазой СПУН (см. ).

ГРН решает задачу присвоения каждому физическому лицу идентификатора персональных данных («личного кода»), формирование совокупного идентификатора персональных данных (личный код и показатели для идентификации физического лица - ФИО, дата и место рождения, место жительства и др.), предоставление идентификатора органам власти федерального, регионального и муниципального уровней. По функциональным возможностям система ГРН самодостаточна, т.е. самостоятельно взаимодействует с первичными источниками персональных данных (паспортно-визовыми службами и отделами записей актов гражданского состояния). Создание системы ГРН не предполагает существенного изменения процедур регистрации первичных идентификационных данных и информационных систем, обеспечивающих их обработку и хранение.

Программно-техническая реализация СПУН и ГРН целесообразна с учетом уже имеющего задела в создании автоматизированных систем в субъектах РФ, а также в ряде федеральных ведомств (МВД, ЦИК, ЗАГС и др.), в первую очередь - с использованием ресурсов ГАС «Выборы». Важную роль будут играть модули взаимодействия - специальные программно-аппаратные средства, обеспечивающие на основе применения открытых стандартов передачу/прием информации между компонентами СПУН, ГРН и пользователями. Такие модули включают в себя набор открытых интерфейсов для создания межсистемных шлюзов, обеспечивающих подключение разнородных информационных систем, а также реализации функций контроля над программным, аппаратным и информационным взаимодействием.

В соответствии с эскизным проектом будущей системы модули взаимодействия должны обеспечивать: взаимодействие федеральной, региональных, муниципальных и ведомственных информационных систем учета населения; контроль над обменом данными между системами учета разного уровня; подключение федеральной, региональных, муниципальных и ведомственных информационных систем учета населения к ресурсам ГРН и СПУН, контроль над выполнением соответствующих операций взаимодействия; администрирование и настройку в зависимости от прогнозируемых объемов данных, требований к обеспечению производительности и информационной безопасности.

Архитектура системы учета населения

На концептуальном уровне при создании системы ГРН необходимо решить следующие научно-технические вопросы.

  • Определение состава, структуры и способов организации данных при обмене. По составу сведения должны подразделяться на основные, технологические и административные. К основным относятся персональные данные, которые передаются между компонентами системы. К технологическим - служебные данные (подтверждения, журналы и прочие), передающиеся между компонентами системы. К административным - сведения, которые определяют условия, процедуры и порядок организации доступа к персональным данным в системе. Структура данных должна отражать все элементы информационных потоков, а также технологическую и административную информацию. Данные должны быть организованы в виде реляционной модели, а также в виде XML-описания - такой способ организации принят практически во всех ведомственных автоматизированных системах учета населения.
  • Разработка электронных административных регламентов обмена информацией между взаимодействующими системами учета населения. Информационный обмен между компонентами системы нужно осуществлять с использованием электронных административных регламентов (ЭАР). Правовой компонент ЭАР должен формироваться на основе законов, постановлений, распоряжений и других регламентирующих документов. Методический компонент ЭАР должен формироваться в виде пользовательской инструкции по реализации электронного регламента. Технологический компонент ЭАР должен формироваться как XML-описание агрегированных объектов метабазы данных. Организационный компонент ЭАР должен формироваться как должностная инструкция системного администратора (пользователя), ответственного за информационное взаимодействие. Состав, структура, объем, частота передачи данных должны определяться соответствующими регламентами, утвержденными специальными нормативными актами.
  • Обеспечение информационной совместимости взаимодействующих систем на основе системы универсальных электронных административных регламентов. Информационная совместимость со смежными системами должна определяться системой универсальных ЭАР, обеспечивающих взаимодействие компонентов СПУН и ГРН. При невозможности использования универсального ЭАР для отдельных компонентов должны быть разработаны и размещены в репозитории соответствующие преобразования для каждого локального ЭАР.
  • Определение состава требуемых для взаимодействия общероссийских, отраслевых и региональных классификаторов. В системе ГРН должны использоваться единые общероссийские, отраслевые и региональные классификаторы. Для каждой системы учета населения требуется определить свой перечень общероссийских, отраслевых, региональных классификаторов и справочников, необходимых для организации процесса взаимодействия.
  • Разработка и оснащение систем учета населения типовыми модулями взаимодействия. Модули взаимодействия обеспечат информационный обмен между источниками и пользователями СПУН и ГРН, а также предоставят необходимые функции контроля над выполнением соответствующих операций взаимодействия. Модули взаимодействия должны настраиваться в каждом конкретном случае - в зависимости от прогнозируемых объемов загрузки, требований к производительности и информационной безопасности.

Проблемы

Для создания и поддержки функционирования ГРН необходимо принять федеральный закон «О системе персонального учета населения», в котором должны быть определены: роль и функции ГРН, перечень персональных данных, включаемых в состав ГРН; ответственность за создание и функционирование ГРН на всех уровнях; порядок функционирования ГРН и присвоения гражданам идентификатора персональных данных; порядок предоставления информации из ГРН органам исполнительной власти, местного самоуправления и иным пользователям; порядок информационного взаимодействия ГРН с системами персонального учета разных категорий населения; требования к обеспечению защиты персональных данных ГРН.

Сейчас дорабатывается нормативная правовая база, уточняются вопросы учета населения, разрабатываются варианты федеральных законов создания и функционирования ГРН. Порядок присвоения, хранения и использования идентификатора персональных данных планируется отразить в проекте закона «О документах, удостоверяющих личность». Следует отметить необходимость развертывания Федерального центра системы ГРН. В нем могут быть реализованы и апробированы проектные решения федерального и регионального уровней, практическое использование которых даст наибольший эффект в обеспечении информационных потребностей пользователей ГРН.

Для создания и использования систем персонального учета и государственного регистра необходимо решить научно-технические вопросы взаимодействия неоднородных систем, а также основные организационные проблемы (определить собственников систем и их информационных ресурсов, подготовить и выпустить федеральный закон о системах, обеспечить финансирование работ).

В декабре 2004 года Правительство РФ одобрило создание государственного регистра населения. Минэкономразвития и Мининформсвязи РФ совместно с другими органами федеральной власти было поручено доработать проект концепции системы персонального учета населения. Распоряжением Правительства от 9 июня 2005 года концепция создания ГРН одобрена; разрабатывается конкретный план ее реализации.

Леонид Юхневич ([email protected]) - директор ФГУП НИИ «Восход», Виктор Корсаков ([email protected]) - заместитель директора по межведомственным проектам, (Москва).

Фрагменты зарубежного опыта

По оценкам Статистического бюро ООН, системы учета населения функционируют почти в 60 государствах, т.е. в каждой третьей стране.

Системы персонального учета населения являются в целом ряде стран важнейшим элементом государственных информационных систем. Они обеспечивают органы власти актуальной информацией о населении с учетом его территориального размещения. В целом ряде стран (например, в Финляндии и Швеции) реализуются информационные системы, которые включают в себя взаимосвязанный набор базовых регистров, содержащих информацию о таких основных элементах государства, как граждане, хозяйствующие субъекты (компании, корпорации, фонды и пр.), здания и земельные ресурсы.

Основным назначением систем персонального учета населения за рубежом является удовлетворение потребностей общества в базовой информации, идентифицирующей личность (имя, персональный идентификационный номер, национальность и пр.), в сведениях о семейных отношениях (брачные связи, дети и пр.) и месте проживания (официальная прописка, место временной регистрации и пр.). К основным функциям таких систем, как правило, относятся составление статистических отчетов, обеспечение информацией органов управления для формирования разных программ, бюджетов, для целей налогообложения, социального страхования, для планирования в областях здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, для установления личности, составления списков избирателей и т.д. Так, в США проект Е-Vital предусматривает разработку и внедрение единой технологии сбора, обработки, анализа и распространения в электронном виде данных об актах изменения гражданского состояния жителей США, а также единой процедуры взаимодействия между собой органов власти разных уровней. Реализация таких систем может дать существенный экономический эффект. Ожидается, что полномасштабное развертывание Е-Vital обеспечит ежегодную экономию, составляющую миллионы долларов, - за счет обнаружения случаев мошенничества, а также в связи с уменьшением числа ошибочных социальных выплат.



Опыт проведения демографической политики в СССР, России, странах мира.

В мире: в странах третьего мира, подверженных демографическому взрыву, производилась политика по ограничению рождаемости. В результате существенно снизились ОКР. При этом в некоторых странах эта политика проводилась с нарушением прав человека. Так, в Китае нарушены права свободного рождения детей из-за административно-карательных мер демографической политики. Политика ООН в области народонаселœения включает в себя: 1)финансовую помощь семьям, 2) политика помощи женщинам в осуществлении двойственной роли, 3) политика помощи одиноким родителям, 4) политика повышения стабильности семей (регулирование возраста вступления в брак и процедуры разводов), 5) политика планирования семьи.

В СССР населœение рассматривалось как экономический субъект. Как следствие, без его планирования невозможно было планировать всю экономику. Семья подчинялась социальным ценностям всœего общества. Вместе с развитием здравоохранения к серединœе 20 века в СССР была существенно снижена смертность и увеличена продолжительность жизни. При этом индустриализация и урбанизация привели к вовлечению женщин в общественное производство и, затем, к снижению рождаемости. Репрессии 30-х привели к сильному сокращению населœения. Тем не менее, в СССР были награды и меры поощрения для многодетных матерей. При этом ближе к концу 20 века социальная помощь семьям имела всœе меньший эффект из-за наметившегося кризиса экономики.

В России выплачиваются пособия по рождению, воспитанию ребенка, выплаты женщинам, ставшим на учет в медицинско-родильных учреждениях, отпуск по рождению и уходу за ребенком, ежемесячные пособия по уходу за детьми. При этом суммы их малы в условиях современной экономики.

Регистр населœенеия – административный учет населœения, представляющий из себя индивидуализированную систему данных, основанную на постоянном ведении записей, касающихся каждого человека, постоянно проживающего в стране.

Регистр, или автоматизированная картотека населœения, представляет собой автоматизированный банк индивидуальных данных о всœех лицах, проживающих на территории страны, а также граждан страны, проживающих за ее пределами. Программа наблюдения в каждом государстве определяется национальными особенностями. Как правило, она содержит сведения об базовых демографических и социально-экономических признаках каждого индивидуума, сходных с программой переписи и текущего учета. Сведения регулярно обновляются, для чего материалы текущей регистрации идентифицируются с записями, хранящимися в регистре. На каждого новорожденного заводится индивидуальная карточка, которая содержит широкий круг демографических характеристик не только новорожденного но и его родителœей. Все события, которые происходят в последующей жизни данного лица, к примеру, вступление в брак, смена места постоянного жительства, также будут в ней зарегистрированы.

Правила ведения регистра сложны, а его организация требует значительных затрат. По этой причине подобная форма учета применима к категории юридического населœения в странах с небольшой численностью населœения, небольшой территорией и со сравнительно высокой общей культурой населœения. По этой причине возможность ее создания во многих странах до сих пор проблематична.

Широкое применение электронно-вычислительной техники позволило создать единую для страны или наиболее крупных ее регионов автоматизированную картотеку населœения, которая обычно ведется центральными статистическими органами по сходным с регистрами правилам. Основой для ее создания служат материалы переписи.

В России, как было заявлено на Всероссийском совещании статистиков в ноябре 1995 ᴦ., система регистров вводится только в Краснодарском крае. Создание подобной системы в одном отдельно взятом регионе может в дальнейшем привести к несопоставимости данных по регионам, хотя формирование аналитической системы даже на уровне отдельной территории может иметь положительные результаты.

Важным моментом также является конфиденциальность и гарантия того, что регистры населœения будут использоваться исключительно в статистических целях.

Регистры населения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Регистры населения." 2017, 2018.

  • - Списки и регистры населения.

    Вопрос. Текущий учет населения ведется не только статистическими, но и различными административными государственными органами в виде списков (картотек) населения. Эти картотеки создаются для выполнения конкретных задач и обычно охватывают не все... .


  • -

    Выборочные обследования как источник информации о населении. Достоинства и недостатки. Программа текущего учета естественного движения населения. В большинстве стран мира ведётся регулярный текущий учёт населения. Он особенно... .



  • - Списки и регистры населения

    Текущий учет демографических событий Данные о демографических событиях за тот или иной период времени получают из их текущего учета, т.е. регистра­ции по мере возникновения этих событий. При этом рождения, смерти, браки и разводы в нашей стране регистрируются в... .


  • -

    В мире не существует однозначных, в первую очередь временных, критериев, определяющих постоянное место жительства и его изменение. Рекомендации ООН Перемещение на год – долговременная миграция Перемещение на срок от 3-х месяцев до 1 года – кратковременная... [читать подробнее] .


  • - СПИСКИ И РЕГИСТРЫ НАСЕЛЕНИЯ

  • - СПИСКИ И РЕГИСТРЫ НАСЕЛЕНИЯ

    Обычно деятельность разнообразных государственных и общественных органов сопровождается составлением разного рода списков и картотек, которые предназначены для решения тех или иных конкретных задач. Таковы, например, списки избирателей, налогоплательщиков,... .


  • Выборочные обследования используются для сбора данных практически во всех областях жизни. В системе сбора данных о населении выборочные обследования используются для получения более детальной, углубленной информации, которую не могут предоставить переписи населения или текущий учет. В отличие от основных источников данных, обследование позволяет получить сведения об определенной группе населения. Особое место выборочные обследования занимают при подготовке и проведении переписей населения. Для этого используются так называемые микропереписи, которые проводятся по программе всеобщей переписи, но опрашивается не все население страны, а только некоторая его часть. В России микропереписи проводились дважды – в 1985 и 1994 гг. Благодаря микропереписи можно установить те изменения, которые произошли в составе населения за период после последней переписи. Но основная ее задача – апробация программы предстоящей переписи населения. Так, при подготовке переписи населения 1999 г. (которая была перенесена на 2002 г.) проводилась микроперепись населения 1994 г., в которой впервые появились вопросы и понятия, ранее в практике переписей населения России не использовавшиеся: домохозяйство, фактический брак. Непосредственно при проведении всеобщей переписи населения также может применяться выборочный опрос, с помощью которого более подробно изучаются явления, представляющие интерес с точки зрения социально-экономического и демографического развития страны в данный период. Например, в переписях 1970 и 1979 гг. выборочный метод применялся при изучении состава трудоспособного населения. В переписи 2002 г. выборочно опрашивались женщины, состоящие в браке, об их «брачной» и «репродуктивной» истории.

    Выборочные обследования могут проводиться двумя способами, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Выделяют ретроспективные (анамнестические) и перспективные выборочные обследования . У обоих способов проведения выборочных обследований есть свои особенности.

    Ретроспективные обследования лучше использовать для анализа рождаемости или брачности, то есть процессов, в результате действия которых индивиды не выбывают из когорты (исходная численность когорты не меняется). Например, можно опрашивать женщин, вышедших за пределы репродуктивного возраста, об их репродуктивной истории (о числе рожденных и выживших детей, интервалах между рождениями, использовании контрацепции и пр.). Анамнестические обследования позволяют восстановить прошлую картину течения демографических процессов в реальных поколениях, проследить наступление событий в зависимости от возраста членов когорты. При таком способе сбора данных надо иметь в виду возможные искажения и неточности полученных результатов.

    При проведении перспективного выборочного обследования фиксируются события по мере их наступления в жизни когорты. Конечно, очень трудно таким способом изучать смертность какого-либо поколения, потому что для этого пришлось бы прожить с этим поколением всю его жизнь. В то же время таким методом можно собирать данные о детской или младенческой смертности, о заболеваемости и выздоровлении. Если изучаемые события в жизни когорты сконцентрированы во времени, то этот способ сбора данных можно использовать вполне успешно. С помощью такого подхода можно изучать младенческую смертность, проследив группу новорожденных в течение первого года жизни. Тем не менее, к данным, полученным таким способом, по нескольким причинам надо относиться осторожно:

    Поскольку существует опасность того, что часть индивидов будет по разным причинам выбывать из-под наблюдения (из-за смертности, эмиграции), необходима достаточно большая исходная выборка, что удорожает такой способ сбора данных, причем для изучения редких событий требуется еще большая по размерам первоначальная выборка;

    Если изучается процесс, исключающий индивидов из-под наблюдения, то надо принимать во внимание возможность того, что индивиды могут выбывать из-под наблюдения из-за событий, не связанных с изучаемым процессом. Например, если мы хотим изучать смертность от инфаркта миокарда, часть людей в выборке может умереть от несчастного случая;

    Выборочные обследования могут проводиться в масштабах всей страны (микропереписи) или в некоторых относительно небольших группах населения.

    В России с начала 1990-х гг. проводится лонгитюдное мониторинговое обследование домохозяйств, в ходе которого задавались вопросы о здоровье членов семьи, об использовании контрацепции.

    Регистр населения представляет собой картотеку (как правило в электронном виде), содержащую информацию о каждом лице или домохозяйстве, постоянно проживающих на данной территории. Например, в Бельгии помимо регистра граждан страны, ведется регистр иностранцев, проживающих на ее территории. Регистр населения содержит сведения об основных социально-демографических характеристиках каждого человека, таких как пол, возраст, состояние в браке, место рождения и место жительства. Помимо этого в регистр могут вноситься сведения об образовании и месте работы, наличии детей и пр. Главный принцип, положенный в основу регистра – постоянное и своевременное обновление содержащейся в нем информации. Граждане тех стран, в которых существуют регистры, обязаны сообщать о перемене постоянного места жительства для адаптации регистра к новой ситуации.

    Помимо собственно демографического регистра, могут существовать и специфические регистры, близкие к спискам населения : регистр жилья, регистр занятого населения, выплачивающего пенсионные взносы, регистр системы медицинского страхования и др. Все эти частичные (охватывающие только часть населения) регистры также постоянно обновляются и могут служить дополнительным источником демографической информации.

    Списки населения можно считать вспомогательным источником данных о населении. Списки содержат информацию не о всем населении, а об отдельных возрастных или социальных группах. Так, существуют списки детей, посещающих детский сад или школу, списки студентов, списки работающих на различных предприятиях, списки пациентов лечебных учреждений. Каждый список может содержать более или менее подробные характеристики о людях, отобранные в соответствии с назначением конкретного списка.

    Тем не менее в отсутствие других источников данных о населении и с помощью списков населения можно осуществлять демографические исследования, оценить численность и состав населения по полу и возрасту. Например, статистическая разработка списков избирателей в Верховный Совет СССР 10 февраля 1946 года, а также списков детей и молодежи 1954 года была использована для частичной замены переписи населения.

    13. Численность населения и его демографические признаки.

    Численность населения, т.е. количество жителей какой-либо территории или мира в целом, определяется моментным показателем. Она всегда фиксируется по состоянию на какую-то дату, какой-то момент времени. Даже когда говорят о среднегодовой численности населения, имеют в виду, что это количество людей на середину года. Примером интервального измерения служит число рождений.

    При расчете различных демографических показателей используется средняя за соответствующий период времени численность населения или, как иногда говорят, среднее население. Это может быть численность всего населения, если рассчитываются общие коэффициенты, или населения отдельных половозрастных групп при расчете специальных и возрастных коэффициентов.

    Чаще всего средняя за период численность населения рассчитывается как полусумма численности населения на начало и конец периода или (что одно и то же) как численность населения на начало периода плюс половина прироста численности населения за этот период времени.

    Расчет несколько усложняется, когда временные интервалы внутри периода не равны между собой. В этом случае рассчитывается средняя взвешенная. Численность населения на первую дату учитывается с весом, равным половине первого интервала, на вторую дату – с весом, равным полусумме первого и второго интервалов, на третью – с весом, равным полусумме второго и третьего интервалов, и т.д. до численности населения на последнюю дату, вес для которой равен половине последнего интервала. Сумма всех этих величин делится на сумму весов.

    Пол представляет собой совокупность телесных (генетических, морфологических, физиологических), репродуктивных, поведенческих, социально-психологических и психологических признаков, определяющих биологический и социальный личностный статус мужчины и женщины.

    Половая принадлежность является одним из основных демографических признаков. Она указывается в переписных листах переписей населения, а также во всех первичных документах, фиксирующих события, из которых складывается естественное (рождения, смерти, браки, разводы) движение населения.

    Возраст человека – это период от его рождения до того или иного фиксируемого момента его жизни. Наряду с полом возраст является важнейшим демографическим признаком. Он фиксируется в переписных листах и актах гражданского состояния. В переписных листах переписей населения России и СССР до 1959 г. включительно возраст человека записывался только как число исполнившихся лет (для детей моложе года – месяцев). Как говорилось в предыдущей главе при переписи 1970 г. наряду с числом исполнившихся лет или месяцев указывался месяц и год рождения. В переписном листе 1979 г. нужно было отметить, кроме числа исполнившихся лет, год рождения и родился ли человек до критического момента переписи населения (0 часов 17 января) или позже. Наконец при переписи 1989 г. указывалась как дата рождения (число, месяц, год), так и число исполнившихся лет. В актах гражданского состояния также записывается полная дата рождения и число исполнившихся лет.

    Если говорить о возрастной характеристике не отдельного человека, а населения в целом, то она проявляется в его возрастной структуре и среднем возрасте. Возрастная структура населения – это его распределение по возрастным группам и возрастным контингентам, выраженное в процентах (можно в долях, промилле). Последние представляют собой укрупненные возрастные группы, выделенные по какой-либо качественной характеристике (детский, репродуктивный, трудоспособный, пенсионный и др. возрастные контингенты).

    Средний возраст является обобщающей характеристикой возрастного распределения населения. Он может рассчитываться как для всего населения в целом, так и для отдельных возрастных групп. Чаще всего средний возраст исчисляется как средняя арифметическая взвешенная.

    Брачный статус – это положение человека по отношению к институту брака. В России при переписях населения 1897, 1920 и 1926 гг. выделялось четыре категории брачного статуса или брачного состояния населения: холост (девица), женат (замужем), вдов (вдова), разведен (разведена). В переписных листах в 1937, 1939, 1959 и 1970 гг. фиксировались лишь две категории: состоящие и не состоящие в браке. Наконец, две последние в ХХ веке переписи населения в СССР в 1979 и 1989 гг. снова учитывали четыре вида брачного статуса: состоит в браке; никогда не состоял(а) в браке; вдовец, вдова; разведен(а), разошелся(лась). В последней категории к разведенным относятся те, кто состояли в зарегистрированном браке, затем развелись и официально зарегистрировали свой развод. Разошедшимися считаются те, кто состояли в зарегистрированном браке, затем разошлись, но развода не регистрировали, а также те, кто жили в незарегистрированном браке и разошлись, естественно, не регистрируя развод, так как не был зарегистрирован и брак.

    При переписи населения ответы на все вопросы переписного листа, как отмечалось раннее, фиксируются по самоопределению граждан. Применительно к брачному статусу это означает, что человек определяет его независимо от того, есть ли у него свидетельство о браке или, наоборот, о разводе. Он может не регистрировать своих супружеских отношений, но при переписи населения говорить, что состоит в браке. И, наоборот, формально человек может состоять в браке, но при отсутствии фактических супружеских отношений считать себя разошедшимся. Возможны и другие расхождения формального брачного статуса и того, каким его считает сам гражданин. При этом важно отметить, что оценка человеком своего брачного статуса не связана с тем, как оценивает его настоящий (ая) или бывший (ая) супруг(а). Например, один из них может не считать свои отношения браком, а другой – считать. Прежде всего, с этим связано, то, что численности состоящих в браке мужчин и женщин по данным переписи населения не совпадают.

    картотека индивидуальных карточек, заведенных на всех мужчин и женщин и расположенных в алфавитно-лексикографическом порядке (имеется в 60 странах). Организация регистров предполагает: - персонификацию учета, т.е. регистрацию демографических, социальных и экономических признаков конкретного лица; - единую программу наблюдения по всей стране; - обязанность населения сообщать в органы, ведущие регистры, обо всех переменах в их жизни; - периодические проверки регистров; - строгое соблюдение принципа конфиденциальности информации и др.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    РЕГИСТР НАСЕЛЕНИЯ

    РЕГИСТР НАСЕЛЕНИЯ, поименный и регулярно актуализируемый перечень жителей, служащий целям адм. учета нас. Р. н. ведутся в нек-рых странах в виде списков, книг, картотек (с сер. 20 в. часто хранящихся в памяти ЭВМ - см. Автоматизированная картотека населения) отд. лиц, домохозяйств или семей по наименьшим адм.-терр. единицам (насел. пункту, общине, муниципалитету, приходу и др.). Предназначены для получения в текущем порядке или периодически индивидуальных сведений о жителях данной адм.-терр. единицы или о числ. и составе ее нас. и об изменениях в них.

    Наиболее раннее упоминание о Р. н. - регистрах домохозяйств (семей) и регистрах отд. лиц - относится ко 2 в. до н. э. (Китай) и 7 в. н. э. (Япония). Первыми европ. странами, в к-рых на основе записей актов гражд. состояния в церковных приходах возникли Р. н., были Швеция и Финляндия. Дальнейшее распространение Р. н. в Европе получили в 18- 19 вв. По оценкам специалистов Статистич. бюро ООН, Р. н. и подобные им системы учета нас. функционируют почти в 60 странах разл. частей света. Р. н. ведутся местными адм. органами терр. единиц (как правило, низшими звеньями) и предназначаются, в первую очередь, для удовлетворения местных потребностей в информации такого рода. Содержащиеся в них сведения используются для составления списков налогоплательщиков по видам местного и гос. налогообложения, военнообязанных, политич. (партийных) и адм. избират. списков и т. д.

    Общее руководство ведением Р. н. в большинстве европ. стран возложено на центр. гос. учреждения: органы мин-ва внутр. дел или мин-ва юстиции, в ряде стран - статистич. органы. Централизация облегчает применение единой документации, обеспечивает единообразие программ наблюдения, принципов и методов регистрации.

    В процессе ведения Р. н. периодически обновляется информация о лицах, постоянно проживающих на данной терр.: к полученным ранее данным добавляются такие сведения, как рождение ребенка, усыновление, вступление в брак, прекращение брака в результате развода или смерти супруга, смена занятия или положения в занятии, изменение уровня образования, фамилии, имени или постоянного места жительства. Программа наблюдения определяется нац. особенностями. Как правило, она содержит осн. демографич. и социально-экон. признаки, находящие отражение в программах переписей населения и текущего учета демографических событий. Учет изменения отд. признаков персонифицирован, т. е. ведется применительно к конкретным лицам (иногда - к домохозяйству). В большинстве европ. стран сочетаются методы индивидуального и группового наблюдения. Правила ведения Р. н. довольно сложны, поэтому данный способ учета применим к категории юридич. нас. в странах с небольшой числ. нас. и небольшой терр., со сравнительно высокой общей культурой нас. Правила, обязательные к выполнению на всей терр. страны, предусматривают, что каждый житель страны обязан состоять в Р. н. одной из общин (в муниципалитете, приходе и т. д.), сообщать обо всех случаях смены им места постоянного жительства и обо всех событиях, подлежащих юридич. оформлению в органах регистрации актов гражданского состояния. Они предполагают строгое соблюдение принципов персонификации и конфиденциальности информации; обязательную кооперацию органов, ведущих регистрацию актов гражд. состояния, и органов, ведущих Р. н.; ежегодную проверку точности содержащихся в Р. н. сведений путем спец. обследований, а также с помощью материалов переписей нас.

    При индивидуальном методе наблюдения на каждого новорожденного заводится индивидуальная карточка (запись в списке или книге), к-рая содержит такие признаки, как имя, дата и место рождения, номер свидетельства о рождении, национальность, вероисповедание, отношение к главе семьи, сведения о родителях. В карточке имеются также спец. графы, заполняемые в последующие периоды жизни данного лица; при вступлении в брак - дата и место заключения брака, имя, фамилия, дата и место рождения супруга; в случае смерти - дата, место и причина смерти. Карточка заводится и на приезжающих из-за границы, ранее не проживавших в стране. Карточки умерших и выехавших на постоянное жительство за пределы страны хранятся в архиве. При групповом методе наблюдения изменение признака у отд. лица находит отражение в карточках лиц, связанных с ним признаком совместного проживания, родством и свойством. Так, в индивидуальной карточке матери делаются отметки об имени, дате рождения и поле ребенка; аналогичные отметки делаются в карточке главы домохозяйства или семьи; в случае смерти одного из супругов отметка делается в карточке пережившего супруга; отметка о разводе и смене брачного состояния делается в индивидуальных карточках бывших супругов и т. д. Лицо, намеревающееся сменить место постоянного жительства в пределах страны, обязано заявить об этом, указав место предполагаемого жительства, и получить спец. удостоверение о выезде. Оно предъявляется на новом месте жительства, после чего туда же по запросу высылается и индивидуальная карточка выбывшего. Р. н. позволяет учесть внутреннюю и внешнюю миграцию, проверить точность текущего учета демографич. событий, а также дает возможность получить текущие оценки числ. нас. по стране в целом и отд. территории и его состава по ряду признаков, учитываемых при наблюдении. Система наблюдения дает возможность изучать нас. как совокупность не только лиц, но и домохозяйств (семей). Материалы Р. н. в ряде стран используются для подготовки переписи населения (переписное районирование, получение предварит. данных об общей числ. нас., подлежащего переписи), для оценки качества ее проведения, а также для историч. исследований в области демографии и елужат базой выборочных обследований.

    Публикации по теме