Рыночное равновесие и государственное регулирование рынка. Государственное регулирование рынка (экономики)

Сущность, субъекты, объекты и цели государственного регулирования экономики. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.

Механизм государственного экономического регулирования - одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора, его соотношение с другими секторами национальной экономики, на пропорции между этими секторами. Структура данного механизма не является застывшей, она диктуется потребностями технологического и социально- экономического развития, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, изменениями в проводимой ими экономической политике, эволюцией теоретических идей. Механизм государственного регулирования (его масштабы, конкретные формы и методы) существенно различается по странам. Он отражает и историю, и традиции, и тип национальной культуры, масштабы страны и ее геополитическое положение, многие другие факторы. От адекватности данным условиям зависит эффективность той или иной национальной модели государственного регулирования. Поэтому было бы неверно пытаться найти готовые схемы и вообще жить по шпаргалке - эффект будет невелик. Это задача всегда творческая, требующая тщательного нахождения ответов на возникающие вопросы. Следует иметь ввиду и то обстоятельство, что не существует линейной обратной связи между уровнем экономического развития страны и объемом государственного регулирования - по принципу: чем ниже данный уровень, тем якобы выше роль государства в сфере регулирования. Степень государственной интервенции в хозяйственную жизнь подчиняется не вполне еще выявленным экономической наукой закономерностям цикличности. Отметим также, что исследовать экономическую роль государства необходимо не по степени его вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика. А при «плохом» государстве не может быть «хорошей» национальной экономики, развивающейся на основе рыночных принципов.

Механизм регулирования экономики включает:

1) ресурсы регулирования,

2) объекты регулирования,

3) формы регулирования,

4) методы регулирования,

5) концепции регулирования,

6) инструменты регулирования.

К ресурсам регулирования относятся: государственные финансы (расходы государства и налоговые поступления в бюджет); государственный сектор экономики; денежная масса под контролем центрального банка; законодательное право; возможность сбора и обработки информации.


Объекты регулирования - совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, занятость, доходы населения, инвестиционная активность, темпы социально-экономического развития, его пропорции и т.п.

Субъекты - это наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные или коммунальные (местные) органы управления.

Исполнителями экономических интересов общества - субъектами ГРЭ являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также Центральный банк. Не менее важное значение в понимании механизма ГРЭ имеют вопросы: 1) о целях и принципах; 2) формах и методах, а также инструментах регулирования. Что касается второй части проблем, то они подробно будут рассмотрены в третьей главе пособия.

Традиционные формы регулирования современной смешанной экономики:

Конкуренто-рыночная;

Корпорационная;

Государственная;

Межгосударственная.

Помимо этих ведущих компонентов в процессе становления институтов гражданского общества все большую значимость в регулировании социально-экономических процессов приобретают различного рода соглашения, конференции, ассоциации - союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации банкиров или торгово-промышленные палаты, не являющиеся элементами государства, но и не чисто рыночные структуры. Следует назвать и такие образования, как профессиональные союзы, общества потребителей, экологические движения. Именно им, а не рынку передает свои функции регулирования экономики современное государство.

Экономические же методы регулирования, наоборот, расширяют свободу выбора. Использование каждого из них оборачивается для фирмы дополнительным стимулом. Но при всех достоинствах экономических регуляторов существует по меньшей мере пять областей, в которых административные приемы достаточно эффективны, и их применение является обязательным (в силу их наивысшей результативности). При этом хотя и подавляется индивидуальная экономическая свобода, но потери отдельных субъектов оправдываются сокращением потерь для всего рыночного хозяйства. Каковы же эти сферы применимости административных методов регулирования рыночной экономики?

а) При обеспечении прямого государственного контроля над монопольными рынками. Правда, данные рынки весьма неодинаковы, а потому допускают различные подходы к применению административных приемов. Так, на тех рынках, где признана естественной государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.п.), вполне уместно настоящее, полномасштабное администрирование (директивное планирование производства, издержек, цен, прямой контроль над качеством, гарантированное материально - техническое снабжение, опирающееся на централизованные гос.закупки). Причем поскольку многие государственные монополии имеют региональный характер, точно также надо поступать и местным органам власти. Вполне допустимо сугубо административное регулирование рынков товаров не эластичного спроса - через жесткие ставки акцизных налогов, планирование цен и др.

б) Экономические регуляторы недостаточны, а иногда и просто вообще неэффективны при регулировании побочных эффектов рыночных процессов, их последствий для состояния окружающей среды и не воспроизводимых ресурсов. Так, если химкомбинат погубил Байкал, то финансовые санкции к нему уже не смогут исправить ситуацию. Для исключения подобных случаев необходимы консервация части национальных ресурсов, исключающая любые формы их коммерческой эксплуатации, прямое запрещение использования экологически вредных технологий, разработка и реализация экологических стандартов.

в) Разработка всех других стандартов (образовательных, технологических и др.), контроль за их соблюдением всеми участниками экономической системы. И в условиях стремительного расширения сферы коммерческого образования в нашей стране государство должно гарантировать сохранение достаточно высокой «планки» российского образования.

г) Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, той планки, ниже которой «царствует» нищета. Для предотвращения подобного падения уровня жизни административно вводятся гарантированный минимум (выше равновесного) заработной платы, тот или иной (не порождающий нарастание институциональной безработицы) уровень пособия по безработице и т.п.

д) Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей (например, лицензирование экспорта или прямой государственный контроль над экспортом и импортом товаров, капиталов, рабочей силы).

В мировой хозяйственной практике обозначились следующие концепции регулирования национальной экономики:

1. Концепция развития производства (со стороны предложения). Главным здесь признается стимулирование развития производительных сил и структурной перестройки экономики - при допущении несбалансированности воспроизводственного процесса. Предполагается, что решение этих ключевых задач обеспечивает не только ускорение темпов экономического роста, но и сокращение безработицы, смягчение неравномерности, цикличности развития. Эта концепция применялась в разные годы везде, но особенно - в отстающих странах.

2. Концепция сбалансированного развития воспроизводства. Главным здесь признается поддержание равномерного роста производства при максимально возможной его сбалансированности. Максимизация темпов роста не рассматривается в качестве само цели. Проводится антициклическое (включая антикризисное), антиинфляционное регулирование, политика доходов, занятости и внешнеэкономического равновесия. Эта концепция применяется сегодня в большинстве развитых стран мира.

3. Концепция стимулирования роста производства со стороны спроса. Ключевой задачей при этом считается достижение устойчивого превышения совокупного спроса над совокупным предложением для ускорения темпов прироста производства, обеспечения полной занятости, а также предотвращения и смягчения кризисов. Допускается инфляция, рост общего уровня цен. Эта концепция, как практическое воплощение кейнсианской доктрины, наиболее зримо применялась в США до 70-х гг.

4. Концепция стимулирования роста со стороны предложения экспортных отраслей. Применяется в странах, где значительная доля продукции направляется на экспорт (Швеция, Франция, Германия и др.). Основной задачей при этом признается повышение эффективности производства в экспорто ориентированных отраслях с целью обеспечения высокой конкурентоспособности экспортной продукции на мировом рынке и проведения внешнеэкономической экспансии.

5. Концепция импорта замещения. Применяется в условиях большой зависимости экономики от импорта, сочетающейся с недостаточной конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке. Здесь неизбежно формирование жесткой социально-экономической и производственно - технологической конструкции, мало конкурентной с точки зрения мировых критериев эффективности, что чревато обострением политической нестабильности при попытках проведения структурных реформ (как в начале импорто замещающего пути, так и при выходе из него).

Еще совсем недавно (особенно после войны) главной задачей большинства стран считалось максимальное стимулирование роста производства. Сегодня же типичной становится иная постановка: контролируемое, комплексное, экологически и социально более рациональное развитие производства, т.е.«безопасный», более качественный, нежели количественный, экономический рост. Недавно одной из главных целей было достижение максимальной сбалансированности производства. Но в ближайшей перспективе вероятнее более гибкий подход, суть которого в поддержании «рациональной несбалансированности». И здесь ведется поиск компромисса в комбинации относительно противоречивых макроэкономических целей: экономический рост - сбалансированность. Насколько нерациональным считается гипертрофированный рост диспропорциональной экономики, настолько же недопустима сбалансированность как само цель при забвении экономического роста и подавлении цикличности воспроизводства.

Обеспечивающими данную важнейшую цель инструментами государственного регулирования рыночной экономики являются:

Налоги, налоговые льготы и финансовые санкции;

Государственные инвестиции и субсидии;

Ставка процента по межбанковскому кредиту, нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке;

Государственные заказы, размещаемые на конкурсных и договорных началах;

Государственные товарные резервы, используемые для стабилизации рынка товаров и цен;

Прямое управление государственными предприятиями, принадлежащими государству при родными ресурсами, имуществом, пакетами ценных бумаг;

Целевые социально - экономические и научно - технические программы;

Хозяйственное законодательство и т. п.

Проблема выбора и сочетания много образных форм, методов и инструментов регулирования - одна из наиболее важных, сложных и дискуссионных в экономической науке. При этом количественная оценка социально - экономической роли государства может быть произведена на основе прежде всего следующих показателей:

1) удельный вес, масштабы государственной собственности;

2) доля валового внутреннего продукта, перераспределяемая через государственный бюджет;

3) объем закупок по контрактации или в форме государственного заказа.

Однако, признавая важность данных показателей, следует учитывать, что степень отладки реальных механизмов государственного регулирования в разных странах может находиться вне связи с ними, так что часто координирующая роль государства может быть значительной при относительно меньших показателях, скажем, доли госсобственности в структуре отношений присвоения.

В процессе своего развития ГРЭ пошло несколько этапов.

1.) Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

2.) Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

3.) Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.

4.) Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

5.) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более комплексное использование инструментов регулирования.

6.) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.

На масштабы, инструменты и эффективность ГРЭ решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на ГРЭ, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем ГЭП в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х годов в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мер ГРЭ. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственные за принятие экономико-политических решений. Характер и направление научных исследований в области ГРЭ за последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале 50-х годов обсуждался вопрос: “ Регулировать или не регулировать экономику?”, то позднее-” Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?”. Однако возможности ГРЭ небезграничны. Экономической основой ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность ГЭП при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение рынка как экономической категории.

2. Перечислите условия возникновения рынка.

3. Назовите субъекты рыночных отношений.

4. Какие функции выполняет рынок?

5. Какие существуют типы рынков?

6. Что относится к инфраструктуре рынка?

7. Какие негативные черты присущи рынку?

8. Какие позитивные черты присущи рынку?

9. В чем сущность теоремы А. Смита?

10. В чем сущность теоремы Р. Коуза?

11. Перечислите условия для функционирования рыночной экономики.

12. Какова цель государственного регулирования рыночной экономики?

13. Дайте определение понятию спрос. Перечислите основные факторы спроса. Закон спроса.

14. Дайте определение понятию предложение. Перечислите основные факторы предложения. Закон предложения.

15. Условия установления равновесия на рынке.

16. Что такое конкуренция? Какие виды конкуренции вы знаете?

17. Перечислите основные отличия монополии от олигополии.

18. Антимонопольное законодательство Украины.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Гаджиев Натиг Гадим-Оглы

доктор философии по экономике, старший преподаватель кафедры Регулирования экономики Азербайджанского государственного экономического университета

1100, АР, г. Баку, ул. Истиглалият, 6 E-mail: [email protected]

Гумбатова Сугра Ингилаб-Гызы

доктор философии по экономике, преподаватель кафедры цены и оценки Азербайджанского государственного экономического университета, докторант по программе доктора экономических наук Азербайджанского научно-исследовательского института экономики

и организации сельского хозяйства 1100, АР, г. Баку, ул. Истиглалият, 6 E-mail: s.qunbatova2012@yandex. ru

STATE REGULATION OF THE MARKET

Ph.D. Senior lecturer of "Regulation of economy" Chair, Azerbaijan State University of Economics, 1100, Republic of Azerbaijan, Baku, Istiglaliyat street, 6

Ph.D., Lecturer of "Price and Assessment" Chair, Azerbaijan State University of Economics, doctoral students on program Doctor of sciences of Economics, Azerbaijan Scientific Research of Economy

and Organization of Agriculture Institute, 1100, Republic of Azerbaijan, Baku, Istiglaliyat street, 6

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные формы и методы государственного регулирования рынка и воздействия на соотношение предложения и спроса.

Гаджиев Н.Г., Гумбатова С.И. Государственное регулирование рынка // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2016. № 6 (27) URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/3240

Государственное вмешательство в экономическую жизнь в виде налоговой, денежно-кредитной политики отражает современный экономический мир. Регулирование субъектов рынка происходит посредством государственных расходов. Государство само закупает определенную долю реализуемой конечной продукции производства. Основное воздействие государства на спрос осуществляется по линии регулирования объема закупок, совершаемых индивидуальными лицами и частными фирмами.

The article considers the main forms and methods of state regulation of the market and the impact on the ratio of supply and demand. State intervention in economic life, in tax, monetary policy reflects the modern economic world. Regulation of market entities occurs by means of public expenditure. The state itself directly buys a certain share of realized final production products. The main impact of the state on demand is carried out through the regulation of the purchases volume committed by individual persons and private firms.

Ключевые слова: рынок, соотношение предложения и спроса, денежно -кредитная политика, налоговая политика.

Keywords: market, ratio of supply and demand, monetary policy, tax policy.

В современной экономической науке накоплен значительный теоретический опыт изучения данной проблемы. Вклад ученых в разработку проблематики как общетеоретических, так и практических вопросов регулирования рынка огромен. Однако необходимо отметить, что в настоящий момент остаются недостаточно изученными вопросы методологии воздействия государства на соотношение предложения товарной продукции и спроса на нее, а также отсутствует эффективный механизм принципов государственного влияния на спрос и предложение.

Целью данной статьи является систематизация теоретико-методологической базы государственного регулирования рынка в современных

условиях хозяйствования и разработка механизма принципов государственного влияния на спрос и предложение.

Переход бывших административно-плановых стран к рыночной экономике сопровождался существенными методологическими ошибками в сферах экономической науки и управления народнохозяйственным комплексом.

В течение всего ХХ столетия сочетание рынка и государства принимало разнообразные формы . Рынок и государство выполняют особые, присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве .

Экономисты сделали выводы о существовании рыночных «провалов», которых нельзя избежать и которые делают экономическое равновесие труднодостижимым. Сегодня специалисты утверждают, что исправить положение может только вмешательство государства путем усовершенствования регулирующих институтов рынка .

Одним из важнейших направлений современного государственного регулирования является воздействие государства на соотношение предложения товарной продукции и спроса на нее, вернее, воздействия на рынок.

Спрос и предложение представляют собой категории сферы обращения, и потому в их движении отражаются многообразные факторы. Одни из них возникают в самой сфере рыночных отношений, другие обусловлены развитием производства, распределения и потребления.

Государство проводит экономическую политику, направленную на уменьшение разрыва между предложением и спросом. По мнению авторов, государственное регулирование - это наиболее важный и эффективный элемент всей системы воздействия на потребительский рынок . Трансформация экономической системы, произошедшая в конце XX в. и повлекшая за собой реструктуризацию производства и переориентацию всей экономики, привнесла в хозяйственную жизнь огромный массив различных, ранее неизвестных обществу механизмов формирования спроса .

Непосредственным ее объектом является не столько предложение, сколько совокупный спрос на товарную продукцию. Государственное регулирование

спроса включает как воздействие на частные расходы на товары, так и дополнение их государственными расходами с целью обеспечить устойчивые темпы экономического роста. Экономическая политика государства оказывает влияние на формирование составных элементов совокупного платежеспособного спроса. Проводимая государственная экономическая политика может способствовать развитию потребительского спроса .

Основными покупателями на рынке товаров и услуг являются индивидуальные лица, частные фирмы и государство. Государство само закупает определенную долю реализуемой конечной продукции производства и строительства, поэтому основное его воздействие на спрос осуществляется по линии регулирования объема закупок, совершаемых индивидуальными лицами и частными фирмами.

Большое значение для изменения объема закупок конечной продукции производства и строительства имеют расходы на предметы потребления, так как последние формируют боле половины конечного спроса. Основным средством государственного воздействия на объем закупок предметов потребления служит налоговая политика. Изменяя ставки налога на личные доходы, размер необлагаемого налогом минимума, государство непосредственно регулирует объем денежных средств, остающихся в распоряжении потребителей. Однако анализ эффективности налоговой политики государства приводит к выводу, что изменение объема потребления не находится в прямой зависимости от изменения денежных доходов населения. Рост доходов увеличит совокупный платежеспособный спрос, который в свою очередь станет стимулом к расширению производств. Расширяющиеся производства будут предъявлять больший спрос на ресурсы, в том числе на труд, и таким образом возникнет мультипликативный эффект .

По своей структуре спрос на предметы потребления выражает потребности двух разнородных групп покупателей: малоимущих слоев населения

и представителей более обеспеченных слоев. Изменение налогов отражается на объеме закупок предметов потребления малоимущими слоями населения, но очень мало влияет на объем потребления более обеспеченных слоев.

Увеличение среднедушевого дохода и доходов корпоративного сектора при помощи государственного воздействия, с одной стороны, повысит уровень потребления, а с другой стороны, повысит сбережения и инвестиции в хозяйствующие субъекты, которые обеспечат дальнейший рост доходов. Рост доходов увеличит совокупный платежеспособный спрос, который в свою очередь станет стимулом к расширению производства и предложения.

Но в целом налоговая политика государства служит мощным средством воздействия на объем закупок предметов потребления, поскольку основная масса созданных предметов потребления покупается на доходы простых граждан и основную массу налогоплательщиков составляют получатели низких доходов. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны. Одним из наиболее эффективных методов стимулирования потребительского спроса является выплата дотаций, которые компенсируют повышенные издержки и покрывают убытки .

Частные предпринимательские расходы на конечную продукцию производства и строительства обеспечивают реализацию более половины товарной продукции. Если учесть, что частные фирмы покупают примерно более 90 % продукции промежуточного производства, то их закупки обеспечивают реализацию около половины валового товарного продукта. Производственная и инвестиционная деятельность частных фирм является основой движения денежных доходов индивидуальных лиц.

Государственное регулирование объема закупок средств производства частными фирмами осуществляется путем кредитно-денежной и налоговой политики. Изменяя размер налогов на прибыль корпораций и кредитоспособность банковской системы, государство пытается воздействовать на объем закупок средств производства. Однако нет прямой связи между

размерами собственной прибыли и внешних источников финансирования, с одной стороны, и объемом закупок средств производства - с другой.

Уменьшение или увеличение степени использования денежных средств для закупки средств производства обусловливается общим состоянием экономической конъюнктуры. Система государственных мероприятий по стимулированию частных расходов на средства производства не влияет на общую экономическую обстановку, не изменяет основной тенденции в движении общественного производства и потому не может воздействовать на инвестиционные планы частных фирм. Объем закупок средств производства оказывается наименее поддающейся государственному регулированию частью совокупного товарного спроса. Балансы крупнейших хозяйственных субъектов показывают наличие больших финансовых резервов, которые не используются для производственного накопления, что свидетельствует об интенсификации процесса перенакопления денежного капитала.

Составной частью частных расходов на товары являются потребительский спрос и спрос на продукцию I подразделения, возникающие на основе государственных расходов. Величина этого спроса складывается, во-первых, из собственных закупок государством продукции производства и строительства.

Непосредственное участие государства в купле-продаже товарной продукции не является особенностью современной экономики, оно имело место и в прошлом. Нельзя считать особенностью и использование государственных товарных закупок в качестве дополнения к недостаточному частному спросу. Специфика послевоенного экономического развития мира состоит в том, что государство превращается в такого участника товарных сделок, который оказывает своими закупками постоянное и существенное влияние на соотношение спроса и предложения.

Статистика развитых рыночных стран свидетельствует, что особенно большое значение государственные закупки приобретают для реализации

продукции авиационной, ракетной, судостроительной промышленности, средств связи и военной техники.

Во-вторых, на основе государственных расходов возникает спрос со стороны индивидуальных лиц на предметы потребления, ибо почти половина государственных расходов на оплату товаров и услуг используется на содержание государственных служащих: гражданских и военных. По данным западных экономистов, на нужды государства работают около 15-25 % занятой рабочей силы. Вместе с государственными закупками товаров потребительские расходы государственных служащих обеспечивали примерно 22-32 % спроса на продукцию конечного производства и строительства.

Рост государственных товарных закупок означает расширение возможностей государственного регулирования рынка, в том числе спроса и предложения, что обусловлено развитием производства по государственному заказу возникающих на этой основе системы субконтрактов и системы заказов государственных поставщиков другим фирмам на поставку сырья, материалов, оборудования. Система передачи субконтрактов мелким и средним фирмам возникает в тех случаях, когда крупным промышленным монополиям самим невыгодно заниматься производством отдельных деталей или узлов товарной продукции. Вовлечение мелких и средних фирм в систему государственного регулирования расширяет границы координации производства и сбыта за пределами монополистического сектора.

Возможности государственного воздействия на соотношение спроса и предложения путем изменения расходов государства на покупку товаров и услуг зависят от источников финансирования государственных расходов.

Главным источником денежных доходов государства являются налоги. Рост государственных расходов на покупку товаров и услуг означает одновременное сокращение денежных доходов налогоплательщиков. В зависимости от социальной природы налоговой политики и государственных расходов, перераспределение денежных доходов может оставить объем спроса на товары без изменения, увеличить или уменьшить его. Анализ экономической

политики государства показывает, что она способствует росту спроса на товары и что этот рост достигается за счет доходов эксплуататорских классов. Когда в форме налогов в государственный бюджет поступает часть доходов простого населения, то расширение государственных расходов ведет лишь к перераспределению совокупного спроса. Реальный прирост спроса будет обеспечен лишь в том случае, если в форме налогов в государственный бюджет будет изъята часть частных сбережений отдельных лиц. Государственные расходы, финансируемые из этого источника, расширяют для частного капитала рынки сбыта товарной продукции.

По данным западной статистики, доходы примерно 35-55 % налогоплательщиков не превышают официально установленного прожиточного минимума. Именно эта часть налогоплательщиков уплачивает государству основную часть налоговых платежей .

Послевоенные годы в мировой экономике характеризуются резким возрастанием налогов на получателей доходов простого населения и одновременным развитием системы законных и незаконных уклонений от уплаты налогов представителями «элиты». Мировая практика свидетельствует, что характер налоговой системы многих западных рыночных стран ярко обнаруживается в практике перекладывания налогов на прибыли корпораций и косвенных налогов на покупателей предметов потребления .

Неравенство в налогообложении является серьезным препятствием на пути государственной политики стимулирования темпов экономического роста. В экономической литературе западных стран после неоднократного рассмотрения вопроса о необходимости реформы налоговой системы в 60-80 гг. были введены прямые денежные выплаты из государственного бюджета получателям низких доходов. Следует отметить, что в результате налоговой реформы в большинстве западных стран началось финансирование беднейших семей за счет перераспределения высоких доходов, в том числе за счет уменьшения налоговых льгот и уклонений от уплаты налогов.

Рост денежных доходов беднейших семей, получающих годовой доход ниже официального порога нищеты, бесспорно, может привести к соответствующему росту расходов на предметы потребления. Но это потребует такого перераспределения денежных доходов, которое будет равносильно уничтожению всех налоговых льгот.

Налоги на прибыли корпораций также представляют собой средство финансирования государственных расходов. Прибыль является главным источником финансирования частных капиталовложений; от ее размеров зависят возможности накопления, а следовательно, и расширения совокупного платежеспособного спроса. На первый взгляд представляется, что финансирование государственных расходов за счет налогов на прибыли корпораций должно оставить неизменным совокупный спрос на товары, перераспределив его между государственным и частным спросом. В действительности все зависит от возможностей использования той части прибыли частными фирмами, которая изымается в государственный бюджет.

Если налог изымает ту часть прибыли, которая необходима частной фирме для производственного накопления, то налоговая политика государства лишь изменит структуру спроса на товары, не затронув его общей величины. Но если государство изымает в бюджет часть прибыли, которая все равно не использовалась частной фирмой для производственного накопления, то государственные расходы в этом случае увеличат эффективный общественный спрос на товарную продукцию. Как показывает анализ налоговой политики большинства государств, налоги на прибыль способствовали росту совокупного спроса на товары, но удельный вес налогов на прибыль в доходах государственного бюджета уменьшается. Это значит, что относительно уменьшаются и масштабы государственного воздействия на объем совокупного спроса.

Как и всякий экономический процесс, государственное регулирование рынка, и в том числе воздействие государства на соотношение спроса и предложения, имеет качественную и количественную определенность.

Многофакторность движения спроса и предложения, наличие не только прямых, но и опосредствованных связей, воздействие на спрос и предложение не только государства, но и других экономических субъектов чрезвычайно усложняют выявление масштабов государственного воздействия на соотношение спроса и предложения. Большую определенность имеют качественные изменения в движении спроса и предложения, возникающие на основе государственного воздействия на экономику. Одной из этих качественных особенностей является стабильность относительной величины запасов нереализованной продукции.

До 40-50 гг. ХХ века развитие противоречия между стремлением к безграничному расширению производства и ограниченным ростом платежеспособного спроса проявлялось в резких колебаниях рыночных цен, абсолютной и относительной величины запасов нереализованных товаров.

Государственное регулирование привело к заметной стабилизации доли нереализованных готовых товаров. Так, доля запасов готовых товаров в объеме отгруженной продукции обрабатывающей промышленности колебалась очень слабо. Относительно устойчивая величина разрыва между движением предложения и спроса стала одной из основ своеобразия в динамике рыночных цен после Второй мировой войны.

Государственное регулирование усилило колебания абсолютных объемов запасов готовых товаров и отгруженной продукции.

Статистика зарубежных стран показывает, что в 60-90 гг. ХХ века сохранились резкие колебания объемов запасов готовых товаров и отгруженной продукции. Это особенно было заметно при сравнении со среднегодовыми темпами прироста этих величин. Стабилизация относительной величины запасов готовой продукции достигается вследствие экономической политики государства и монополий, направленной на интенсивное приспособление объема и структуры предложения к объему и структуре платежеспособного спроса.

Сознательное регулирование соотношения предложения и спроса на уровне современных монополий и на уровне государства является одним из общепризнанных фактов реальной жизни современного экономического мира.

Возникающие при этом элементы планомерности имели сугубо рыночное содержание. Возможность несоответствия между динамикой предложения и спроса возникает в связи с тем, что условия производства товаров и условия их реализации не только не совпадают по месту и времени, но и различны по существу. По сравнению с ростом производства способность рынков к расширению определяется законами, действующими с меньшей энергией. Стабильность относительной величины запасов готовой продукции создает видимость принципиальных изменений в экономических законах, определяющих развитие производства и спроса. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть сущность экономических процессов, скрывающихся за движением предложения и спроса.

Эволюция теоретических представлений в современной мировой экономической мысли о роли государства в экономике со всей очевидностью свидетельствует о том, что, независимо от ее исходных позиций и направлений, они едины в главном: экономические функции государства по регулированию экономики неизбежны. При проведении экономической политики важно помнить, что и государство, и рынок - великие завоевания цивилизации .

Таким образом, рассмотренные выше особенности государственного регулирования рынка представляют собой взаимообусловленную и взаимосвязанную систему, эффективность использования которой зависит от реального состояния экономики, уровня организационной структуры, форм и методов управления. Только комплексное использование всех методов и форм воздействия государства на формирование спроса и предложения позволяет оптимизировать его объем и структуру в соответствии с национальными интересами, стратегическими задачами и целями.

Всё вышеизложенное дает основание утверждать, что использование

государственных рычагов воздействия на соотношение предложения и спроса

можно рассматривать как необходимое звено в системе регулирования

экономики.

Список литературы:

1. Ганкевич О.Д. Современные проблемы науки и образования // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2008. - № 1. -С. 75-79.

2. Государственно-монополистический капитализм: общие черты и особенности коллектив авторов. - Политиздат 1975.

3. Гуренко В.И. Методы и принципы государственного регулирования потребительского спроса населения // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. - № 5. - С. 252-259.

4. Данилов А.А., Данилова В.А., Литвинова Е.В. Основные направления развития потребительского рынка товаров и услуг на макро- и мезоуровнях // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 5. - С. 18-30.

5. Денисов Н.В. Механизм развития потребительского спроса в современных условиях хозяйствования // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 9. - С. 36-41.

6. Денисов Н.В. Теневые механизмы формирования потребительского спроса // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 1. - С. 35-39.

7. Золотухин Д.Н. Направления развития «прогрессивного» потребительского спроса в России // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. -№ 3. - С. 63-66.

8. Соловьева О.А. Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 21. - 2009. - № 1. - С. 23-27.

9. Ушакова Э.Т. Проблемы регулирования рыночной экономики в курсах «Экономическая теория» и «Экономика общественного сектора // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2010. - № 1. -С. 91-97.

10. Хавина С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике // Вопросы экономики. - 1994. - № 11. - С. 80-91.

11. Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика. - М.: Русская Деловая Литература, 1999.

Государственное регулирование рынка (экономики)

Государственное регулирование рынка - это деятельность государственных органов по выполнению следующих двух основных функций: 1) обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма; 2) воздействие на экономику в областях, где рыночные механизмы несостоятельны. Государственное вмешательство в функционирование рыночной экономики реализуется через государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. По объекту воздействия государственное регулирование экономики включает регулирование ресурсов, производства и финансов. Оно реализуется путем проведения экономической политики. Экономическая политика - система мер, совокупность действий по управлению экономикой, включающая определенный набор элементов, основными из которых являются:

  • антициклическая политика;
  • отраслевая политика;
  • антимонопольная политика;
  • организация денежной системы;
  • социальная защищенность населения;
  • удовлетворение спроса на услуги и товары коллективного пользования;
  • борьба с безработицей и др.

Наиболее общая функция государства в процессе регулирования экономики - обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма циклического развития. С этой целью государство проводит антициклическую политику, включающую комплекс законодательных актов, административных мер воздействия на спрос и предложение населения и субъектов хозяйственной деятельности для вывода экономики из кризисного состояния, а также сдерживание стадии экономического бума. Базой реализации антициклической политики является государственный бюджет.

Монополией государства является организация денежного обращения. Изменяя количество денег, обращающихся на национальном рынке, государство влияет на условия функционирования денежной системы. Важная роль в данном вопросе отводится Банку России, который располагает обширным набором инструментов (учетные ставки, операции с ценными бумагами, резервы, административные ограничения) для активного воздействия на состояние денежного рынка.

Государство, выступающее гарантом прав человека, призвано заботиться о социальной защищенности населения, временно испытывающего экономические затруднения, и обездоленных слоев общества. Основной инструмент обеспечения финансирования этого процесса - налоговое законодательство. Государством созданы специальные органы, такие как налоговая инспекция, Фонд социального страхования, Федеральная служба по труду и занятости и др.

Рыночные механизмы не реализуют автоматически право на труд для каждого члена общества. Поэтому борьба с безработицей возложена на государство. Государство должно регулировать рынок труда в целях поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места. Решающую роль здесь играет трудовое законодательство и контролирующие его исполнение государственные организации. Кроме того, элементами экономической политики являются отраслевая и антимонопольная политика.

Государство играет главенствующую роль в удовлетворении спроса на услуги и товары коллективного пользования: национальную оборону, государственное управление, единую энергетическую систему, национальные сети коммуникаций, охрану общественного порядка, вакцинацию и т.д. Кроме того, оно поддерживает те области человеческой деятельности, которые не могут в полном объеме функционировать на коммерческой основе (наука, образование, культура, здравоохранение и т.д.).

Обеспечивая нормальное функционирование национальных рынков, государство проводит соответствующую внешнеторговую политику, контроль за международной миграцией капитала и рабочей силы, воздействует на валютные курсы, управляет платежными балансами и т.д. Некоторые направления деятельности государственных органов в сфере рыночных отношений представлены в табл. 2.3.

Государственное регулирование рынка

Таблица 2.3

Направление

Способ реализации

Стабилизация производства

Налоговая и инвестиционная политика

Выравнивание уровней экономического развития регионов

Региональная экономическая политика

Государственная поддержка конкуренции

Политика демонополизации

Финансирование научно-технического прогресса

Осуществление научно-технических целевых программ

Дотация социально значимых отраслей

Инвестиционная политика

Стабилизация и оздоровление денежной системы

Финансовая и антиинфляционная политика

Преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения

Политика доходов

Социальная защищенность населения

Социальная политика

Контроль за международной миграцией капитала и рабочей силы

Внешнеторговая политика

Антимонопольная политика

Жесткий государственный контроль за монопольными рынками

Система рыночных отношений предъявляет к государственному регулированию ряд требований. Первоочередным является недопустимость любых действий государства, деформирующих или разрывающих внутренние взаимосвязи элементов рынка. Следует избегать установления административного контроля со стороны государства над ценами и натурального распределения имеющихся ресурсов, так как эти действия наносят удар по центральным звеньям рыночного механизма - ценам, спросу, предложению. Экономические стимуляторы, применяемые государством, не должны ослаблять или подменять собой рыночные стимулы.

Для регулирования экономики государство использует как экономические, таки административные методы. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму. Например, оправданы жесткий государственный контроль за монопольными рынками, контроль за экологической безопасностью, поддержание минимальных параметров благосостояния населения (гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и др.), защита национальных интересов в системе мирового хозяйства (лицензирование экспорта и др.).

Отметим тесную взаимосвязь экономических и административных методов государственного регулирования рынка, ибо любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, в то же время в каждом административном регуляторе есть экономическая составляющая. Важнейшим фактором обеспечения эффективности государственного регулирования рыночных отношений следует считать рациональное сочетание в интересах развития национальной экономики экономических и административных методов воздействия на рынок.

Государственное регулирование экономики

2.1 Необходимость государственного регулирования рыночных отношений

В рыночной экономике государство вмешивается в рынок лишь настолько, насколько это необходимо для устойчивости и макроэкономического равновесия и для обеспечения деятельности механизма конкуренции. В экономике могут возникнуть ситуации, которые оговариваются:

Неспособностью конкуренции;

Неспособностью рынка обеспечивать людей общественными товарами;

Внешними эффектами или последствий действий, не принимаются во внимание людьми, которые осуществляют (отрицательными - когда действия одного субъекта рынка наносят ущерб другим; положительными - когда действия субъекта рынка дают благо другим). В значительном количестве случаев внешние эффекты малозаметны на уровне частной инициативы и нуждаются в корректировке со стороны государственных и общественных структур. Государство, таким образом, должен выполнять функцию определения внешних эффектов и перераспределения доходов, которую не в состоянии выполнить традиционный рыночный механизм;

Неполнотой рынков (полный рынок обеспечивает потребителей товарами, цены на которые превышают затраты на их производство);

Несовершенством информации;

Экономической нестабильностью.

И при таких обстоятельствах рыночный механизм не обеспечивает оптимального использования ресурсов и тогда создаются недостатки рынка.

Еще одной причиной участия государства в экономическом регулировании является наличие товаров и услуг коллективного пользования или так называемых общественных товаров. К таким услугам можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, государственного управления и т. д. Расходы на все виды деятельности такого рода должен покрывать государство, направляя сюда через бюджет необходимые ресурсы. Граждане же должны платить за них поровну, внося собственные платежи в бюджет в виде налогов .

Вместе с тем, необходимо учитывать и недостатки государства при реализации социально-экономической политики, выборе методов и средств государственного регулирования экономики. Недостатки государства - это его неспособность обеспечить эффективное воздействие на распределение ограниченных ресурсов и несоответствие политики распределения ограниченных ресурсов распространенным в обществе представлениям о справедливости. Выделяют четыре группы факторов, которые негативно влияют на обоснование и реализацию государственных управленческих решений в сфере государственного регулирования экономики.

1. Ограниченность информации. Государственные органы, как и другие субъекты рынка, не обладают абсолютно полной и объективной информации о состоянии экономики. Применение любых инструментов государственного регулирования экономики должна основываться на анализе возможных последствий принятия решений. Поэтому там, где нет объективных данных, что делает невозможным прогнозирование результатов с достаточной достоверностью, следует воздерживаться от чрезмерного государственного вмешательства в экономику. В условиях глобализации и распространения информационных инфраструктур для успешного построения демократического общества необходимо обеспечить возможность широкого общественного диалога вокруг процесса принятия политических решений, и в этом смысле средством обеспечения этого диалога является развитие информационных технологий .

2. Неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на ее действия. Не только вмешательство государства в экономику, но и реализация на первый взгляд обоснованных государственных решений могут вызывать негативные побочные последствия.

3. Несовершенство политического процесса. Под влиянием избирателей, групп специальных интересов, политических манипуляций государственные органы способны применять неадекватные методы регулирования и тем самым проводить неэффективную политику. Средством преодоления этого недостатка является введение своеобразной технологии, которая называется «публичная политика». Основными чертами публичной политики является работа с группами интересов, рассмотрение альтернатив, публичные обсуждения на всех этапах подготовки решений, внедрение решений через управление изменениями и тому подобное.

4. Ограничение контроля над государственным аппаратом. Особенности положения и поведения бюрократии способны усиливать неэффективность функционирования экономики, в частности приводить к чрезмерному росту управленческого аппарата и неоправданного увеличения бюджетных расходов.

Итак, для реальной экономики характерны ситуации, когда одновременно имеют место и недостатки рынка, и недостатки государственного воздействия. При этом ослабить влияние одних недостатков чаще всего можно только усилением влияния других. Поэтому, принимая экономические решения, следует сопоставлять последствия воздействия недостатков рынка и государства, чтобы определить оптимальную форму и границы государственного регулирования.

Особенно актуально проблема оптимального соотношения между влиянием рынка и государства на управление экономикой для России, которая стала на путь перехода от административно-командной системы управления к цивилизованной рыночной экономики .

Следует отметить, что рыночная конкуренция, влияя на цены и доходы, длительное время может достаточно эффективно приспосабливать действия хозяйствующих субъектов экономической ситуации, постоянно меняется, регулировать равновесие между спросом и предложением, что обеспечивает макроэкономическую стабильность.

Однако в современных условиях сложных воспроизводственных процессов проявляется ограниченность регуляторных возможностей рыночного механизма. Это проявляется через инфляцию, безработицу, длительное нарушение равновесия между спросом и предложением. В этих условиях есть объективная необходимость в активизации роли государства в регулировании экономики.

Государственное регулирование охватывает все направления общественного производства. Однако первоочередное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности. Эти вопросы составляют основное содержание государственного регулирования экономики. В то же время, учитывая имеющиеся особые условия реформирования решаются острые экономические и социальные проблемы, в частности структурные преобразования, технологические обновления, преодоления кризисных явлений .

Цель государственного регулирования экономики - создать такую хозяйственную систему, которая бы ориентировалась на выбор эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства и обеспечение благоприятных социально-экономических условий жизнедеятельности.

Благодаря механизму государственного регулирования экономики необходимо создать условия:

Для эффективного функционирования рыночной среды;

Устранение негативных последствий рыночных процессов;

Защиты интересов на мировом рынке;

Решение проблем, которые рыночный механизм решить не может или решает их плохо.

Таким образом, государственное регулирование рыночных отношений необходимо для достижения двух взаимосвязанных целей - это защита интересов как граждан, так и общества в целом от тех негативных последствий, которые могут для них порождать рыночные отношения и обеспечение реализации отдельных общественных интересов, не может реализовать рынок.

Параметры влияния государства на рыночные события классифицируются по трем группам: регулирование процесса вхождения в рынок; регулирования рыночного ценообразования; регулирования рыночных объемов производства.

Сегодня общепризнанной является объективная необходимость перехода к регулируемому рынку, однако четко не определены формы, принципы и средства государственного регулирования. Поэтому особое значение приобретает установление круга объектов государственного влияния, поскольку именно объект вызывает адекватную ему экономическую форму государственного регулирования. Развитие объекта регулирования обусловливает развитие форм и средств его регулирования .

На современном этапе модель регулирования национальной экономики России можно очертить такими аспектами:

1. Она может гармонично сочетать антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и экономическое макрорегулирование экономики.

2. Новые модели экономики должен предусматривать относительно длительное функционирование сильного государственного и частного секторов экономики, причем доля последнего должна ежегодно увеличиваться. Это свидетельствует о необходимости структурной перестройки не только межотраслевых комплексов, но и экономики страны в целом. При этом преобладание в начале государственного сектора экономики не предусматривает каких-либо льгот, преимуществ или исключительных прав, какими бы пользовались предприятия этого сектора. Приобретенный опыт по приватизации предприятий, а также мировой опыт свидетельствует, что за три-четыре года невозможно качественно трансформировать предприятия в сфере современного предпринимательства. Это обусловлено прежде всего несовершенством законодательной и нормативной базы, инерцией мышления руководителей и высших органов управления. Поэтому процесс трансформации государственного сектора в частный будет постепенным и продлится неопределенное время. Это означает, что государство должно использовать кейнсианские принципы макроэкономического регулирования. При этом следует учесть постсоциалистический характер экономики и взять за основу смешанную модель управления рыночной экономикой европейского типа, когда рыночный механизм функционирует под строгим контролем государства. В то же время курс на интенсивное становление частного сектора - это не форсированный и бездумный распределение государственных предприятий, их немедленное передачи в частный сектор. Такие проблемы должны решаться последовательно и с помощью механизмов конкуренции, разгосударствления, приватизации, банкротства, слияния, поглощения и других трансформаций .

3. В ближайшем будущем экономика должна быть только смешанной, одним из критериев управляемости которой будет противоречивое единство сравнительно жесткого государственного регулирования экономики и рыночного саморегулирования. При этом ослабление и сужение сферы макрорегулирования должно осуществляться только по мере становления и усиления действия механизмов рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах.

4. Усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере рыночной экономики должно осуществляться одновременно с усилением влияния государства в социальной сфере. Любые попытки перейти к рыночному саморегулированию в сфере распределения в стране с постсоциалистической экономикой губительны .

Анализ государственного регулирования инновационной деятельности

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом. «Главная функция государства в условиях рыночных отношений - защита свободы личности...

Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления

Решение комплекса сложных задач носящих социально-экономический характер развития муниципальных образований немыслимо без органов местного самоуправления...

Государственное регулирование цен в странах с развитой экономикой

На протяжении многих десятков лет изменялось представление о необходимости государственного регулирования экономики. В настоящее время ясно, что необходимо соблюдать "золотую середину", так как и чрезмерное регулирование...

Фактор государства и государственные интересы непременно присутствуют в формировании рыночной экономики на всех этапах ее существования и развития...

Государственное регулирование экономики

Государство в смешанной и командной экономике: способы регулирования

Саморегулирование рынка как способ управления экономикой было характерно для эпохи свободной конкуренции. Во второй половине XIX в. в связи с появлением монополий и усилением процесса обобществления капиталистического производства...

Земельный кадастр как инструмент регулирования социально-экономического развития города

1.1. Особенности становления земельных отношений в современной России История Российского земельного кадастра на протяжении последних веков отражает развитие земельных отношений в нашем государстве...

Земельный кадастр как инструмент регулирования социально-экономического развития города Грозный

Основные методы и способы государственного регулирования цен

В условиях современного развития рыночной экономики регулирование экономических процессов осуществляется не только на основе общих усилий частномонополистических объединений и государства...

Основные направления антимонопольной политики в современных условиях

Ещё в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы...

Причины, способы и эффективность регулирования цен государством

Государственное регулирование рынка и цен - это совокупность мер...

Регулирование цен в развитых странах

На?ро?яжен?? мног?х деся?ков ле? ?зменялось?редс?авлен?е о необход?мос?? государственного регулирования эконом?к?. В нас?оящее время ясно, ч?о необход?мо соблюда?ь "золо?ую серед?ну"...

Рынок и его основные элементы: условия возникновения, понятие, функции и типы

В нашей стране сложилась очень непростая история развития рыночных отношений. Первый раз эти отношения были достаточно высоко развиты в конце XIX- начале XX в. В России прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в 1897г...

Функции государства в современной экономике

Государство является органом, которому общество поручает производство общественных благ и контроль уровня удовлетворения потребностей общества в таких благах...

Экономические системы

Рыночная экономика, или капитализм свободного предпринимательства (laissez-faire capitalism), характеризуется частной собственностью на ресурсы и использование системы рынков и цен для координации и управления экономической деятельностью...

Государственное регулирование рынка является главным рычагом принудительной нормализации как внутреннего, так и внешнего экономического состояния любой страны. На данный момент существует несколько рекомендованных методов к стимулированию оптимальной работы финансового сектора. Перед их изучением необходимо ознакомиться со структурой и функциями экономического рынка.

Основы финансирования

Денежный сектор на сегодняшний день представляет собой самостоятельный элемент. Именно он формирует мировой финансовый рынок. Денежный сектор является частью и кредитной составляющей экономического баланса со всеми его доходами и оборотами.

Финансовый рынок представляет собой совокупность международных и национальных отношений, которые обеспечивают направление, распределение и аккумуляцию развития капиталов между различными субъектами системы. Катализатором в этой структуре выступают банковские учреждения. Их целью является достижение оптимального соотношения спроса по выгодному предложению для обеих сторон. При этом капитал с каждой новой транзакцией поднимается на новый уровень.Финансовый рынок предоставляет обществу услуги, снабжая деньгами его субъектов в нужный отрезок времени. Иными словами, это биржа, где в качестве товара выступает валютный капитал. В свою очередь, деньги играют транспортную роль. Они участвуют в обращении на бирже ценных бумаг, на кредитных и страховых торгах. Это одна большая единая экономическая сущность, состоящая из отношений и механизма перераспределения.

Структура рынка

Финансовый сектор можно разделить на пять составляющих: инвестиционную, фондовую, кредитную, валютную и страховую. Относительно этого формируется структура рынка. В нее входят кредитные, валютные, фондовые и страховые операции, а также всевозможное инвестиции.

Здесь объектами купли-продажи являются финансовые ресурсы. Отличаться они могут по виду сделок относительно секторов рынка. К примеру, в кредитных операциях деньги играют свою собственную роль, а на фондовых торгах продаются только права на возможность получения доходов. Именно поэтому финансовый рынок можно представить как индикатор состояния всей экономики, которая зависит от перераспределения ресурсов.
Структуру мирового биржевого сектора принято делить на три группы: деньги, капитал и кредиты. Операции над каждой из этих финансовых групп могут быть краткосрочными или долгосрочными. Наиболее протяженными из них будут кредитные ссуды, которые не имеют четких границ. Здесь доходная часть зависит от определения процентов. Формирование таких ставок регулируется организацией, предоставляющей эту услугу.

Функции и инструменты рынка

Система денежных отношений определяет состояние экономики и ее субъектов. В зависимости от течения дел оно может быть на микроуровне или макроуровне. Финансовое состояние является первостепенным показателем эффективности рынка.

В мировой экономике рассматривается только макроуровень. Он определяется следующими показателями: прибыль и расходы, дефицит бюджета, долги, сальдо баланса, процентные ставки, инфляция, курс валют, масса капитала, объем ценных бумаг и сбережений.

На сегодняшний день принято различать пять функций финансового рынка:

  • увеличение скорости централизации и концентрации капитала;
  • перераспределение бюджетных средств;
  • снижение циклов торговли;
  • экономия обращения;
  • поддержка непрерывного процесса воспроизводства.

Инструментами биржевого сектора являются задокументированные денежные обязательства субъектов, оформленные в соответствии с текущим законодательством. В настоящий момент в мировой экономике распространена практика слияния различных посредников для однотипных операций. Развитие сотрудничества способствовало появлению таких финансовых инструментов, как векселя, акции, чеки, расписки, облигации, полисы, закладные, сертификаты и пр.

Государственное регулирование рынка

Эта экономическая процедура представляет собой одну из важнейших задач внутренней политики страны. Только грамотный и своевременный контроль за финансовыми рынками позволит обеспечить их успешное процветание.

Государственное регулирование рынка экономики условно можно разделить на две модели. Первая называется доминирующей. Она предполагает господство органов государственной власти над всей экономической структурой страны, оставляя лишь незначительную часть полномочий предприятиям и организациям. Вторая модель основывается на саморегулировании рынка. Здесь все главные функции по налаживанию экономической ситуации отдаются в руки организаций. Власти страны лишь контролируют течение дел и имеют право вмешаться в нужный момент.
Такие методы государственного регулирования позволяют упорядочить деятельности отдельных участков рынка. Кроме этого, структурируются и операции организаций, на которые им хватает полномочий.

Государственное регулирование финансового рынка должно включать следующие пункты:

  • выполнение только в соответствии с законодательством;
  • отсутствие монополии;
  • обязательное лицензирование деятельности;
  • контроль транзакций посредников;
  • защита прав и интересов инвесторов и кредиторов.

Основные задачи и механизм регулирования

В случае упадка экономики государство должно взять на себя ответственность за нормализацию финансового сектора в стране. Механизм регулирования рынка преследует следующие цели:

  • Обеспечение эффективной деятельности финансового сектора за счет его развития и повышения конкурентоспособности.2. Снижение вероятности рисков к минимуму, чтобы исключить возможность банкротства фондового и кредитного рынков.
  • Контроль за инфраструктурой финансового сектора (коммерческие фонды и банки, страховые организации и т.д.).

Регулирование рынка в РФ

Случившийся несколько лет назад международный банковский кризис заставил ведущие страны мира задуматься над процессами стабилизации финансового сектора. Сегодня биржи очень нестабильны, поэтому со стороны властей нужен надлежащий контроль и четкий алгоритм действий.

Государственное регулирование рынка России может осуществляться сразу несколькими структурами:

  • ФС по занятости и труду. Данной федеральной службой осуществляется лицензирование организаций, разработка финансовых инструментов и контроль за состоянием рынка.
  • ФС по финансам. Этой службой проводится регистрация транзакций и проверка их законного соблюдения.3. ФС по страхованию. Осуществляет такие методы государственного регулирования, как контроль за состоянием клиентов и выдача лицензий начинающим компаниям.

Гарант финансовых инвестиций

Государственное регулирование рынка, помимо стабилизации экономической ситуации, преследует еще одну немаловажную цель – защиту вложений. Согласно соответствующему закону Правительства РФ, инвесторам не стоит беспокоиться о своих накопленных средствах.

В момент регулирования рынка инвестор вправе запросить любую информацию, касающуюся его ценных бумаг и состояния его капитала. Центробанк гарантирует сохранность вложенных средств.

Жалобами инвесторов занимаются органы федеральной власти.

Публикации по теме