Морские перевозки сжиженного газа. Перевозка сжиженного газа различными видами транспорта. Транспортировка сжиженного газа

Автоцистерны INDOX

Крупная испанская компания INDOX Сryo Energy входит в состав старейшего европейского холдинга с более чем 100-летней историей ROS ROCA GROUP и является одной из лидирующих компаний в следующих сферах:

  • логистика сжиженных нефтяных газов;
  • транспортирование криогенных газов;
  • проектирование и возведение заправочных газовых станций;
  • переоснащение дизельных автомобильных двигателей на газовые;
  • создание проектов, возведение и сервисное обслуживание энергоустановок.

Также компания INDOX Сryo Energy обладает непревзойденным опытом в сфере наиболее оптимальной и высокотехнологичной логистики таких сжиженных криогенных газов как кислород, жидкий азот, сжиженный природный газ (LIN, LNG, LAR, LOX и другие). Это испанское предприятие ведет активную деятельность по всему миру - ведет и внедряет инновационные разработки, участвует в выставках и форумах, экспортирует свои знания и технологии в любой уголок земного шара и продает все необходимое оборудование.

Правила перевозки радиоактивных грузов

Эффективное и эффективное движение природного газа из регионов производства в регионы потребления требует обширной и продуманной транспортной системы. Во многих случаях природный газ, производимый из определенной скважины, должен будет проехать на большом расстоянии, чтобы достичь своей точки использования. Транспортная система для природного газа состоит из сложной сети трубопроводов, предназначенных для быстрой и эффективной транспортировки природного газа из его источника в районы с высоким спросом на природный газ.

Для эффективного продолжения деятельности и дальнейшего плодотворного развития в 2007 году компания INDOX была разделена на два самостоятельных предприятия. Компания Ros Roca Indox Cryo Energy S.L. сделала ставку на дельнейшее развитие своих инженерных и технических исследований и разработок в области логистики криогенных газов и криогенного оборудования, а также выведения полученных результатов на общеевропейский и международный уровень. Компания Ros Roca Indox Equipos e Ingenieria S.L. продолжила производить высококачественные, надежные и безопасные автоцистерны для перевозки сжиженного газа, химии, пищевых продуктов и прочего.

Транспортировка природного газа тесно связана с его хранением: если транспортируемый природный газ не требуется немедленно, его можно поместить в хранилища, когда это необходимо. На маршруте транспортировки есть три основных типа трубопроводов: система сбора, межгосударственная трубопроводная система и система распределения. Система сбора состоит из трубопроводов низкого давления, малого диаметра, которые транспортируют необработанный природный газ из устья скважины на обогатительную фабрику. Если природный газ из конкретной скважины имеет высокое содержание серы и углекислого газа, должна быть установлена ​​специализированная труба для сбора кислого газа.

  • внушительный опыт разработки и выпуска автоцистерн, предназначенных для транспортировки различных криогенных веществ;
  • проектирование и создание емкостей для обеспечения оптимального хранения СПГ;
  • разработку и производство СПГ заправочных станций, а также стационарных и мобильных регазификационных станций;
  • разработкой уникальной системы, при помощи которой можно осуществлять трансформацию моторов с 100% сохранением мощности для производства газовых электрогенераторов, основанных на СПГ;
  • опыт разработки моторов для Рено, Каммингс, Отто, Ивеко.

Кроме всего вышеперечисленного, компания также принимает непосредственное активное участие в разработке и воплощении крупнейших глобальных проектов, направленных на обеспечение достаточного количества тепла и электрической энергии при применении сжиженного природного газа в качестве карбюранта. Данные разработки могут применяться для различных фабрик, производств и заводов, а также городов, районов и других территорий европейских стран и стран Латинской Америки.

Кислый газ является коррозионным, поэтому его транспортировку из устья скважины на подсластительную установку необходимо делать осторожно. Обзор обработки и переработки природного газа. Трубопроводы можно охарактеризовать как межгосударственные или внутригосударственные. Межгосударственные трубопроводы аналогичны межгосударственной магистральной системе: они несут природный газ через государственные границы, в некоторых случаях - по всей стране. Внутригосударственные трубопроводы, с другой стороны, транспортируют природный газ в конкретном государстве.

Автоцистерны для сжиженного газа

Компания INDOX производит криогенные полуприцепы для безопасной транспортировки различных сжиженных газов - азота, природного газа, кислорода (LIN, LNG, LAR, LOX) в соответствии с такими стандартами как DOT/TRED/IMO/ADR. Номинальный объем, который могут иметь автоцистерны для перевозки сжиженного газа от INDOX может равняться 36- 56,5 тысячам литров. Такие автоцистерны снабжены различными видами изоляции, имеют внешнюю и внутреннюю емкости, выдерживают температуру до - 196 градусов по Цельсию и давление не более 7 bar.

В этом разделе будут рассмотрены только основные принципы, однако обсуждаемые технические и эксплуатационные детали, по сути, одинаковы для внутригосударственных трубопроводов. Межгосударственные газопроводы. Межгосударственная сеть газопроводов транспортирует перерабатываемый природный газ с перерабатывающих предприятий в регионах производства в те районы с высокими требованиями к природному газу, особенно в крупных населенных городских районах. Как видно, сеть трубопроводов распространяется по всей стране.

Межгосударственными трубопроводами являются «магистрали» транспортировки природного газа. Это уменьшает объем транспортируемого природного газа, а также транспортирует природный газ по трубопроводу. В этом разделе будут рассмотрены компоненты межгосударственной трубопроводной системы, строительство трубопроводов, а также проверка и безопасность трубопроводов.




Емкости для хранения СПГ

Предназначенные для LIN-LOX-LAR-GNL (жидкий азот, кислород, аргон, сжиженный природный газ и CO2) и выпускаются в соответствии с нормативами ADR / RED с номинальным объемом до 300 000 м3, рассчитаны на максимальное рабочее давление до 23 bar и проектную температуру минус 196 градусов по Цельсию состоят из внутренней емкости из нержавеющей стали и внешней емкости из углеродистой стали с различными системами обеспечения функционирования, контроля и безопасности.

Межгосударственные трубопроводы состоят из ряда компонентов, которые обеспечивают эффективность и надежность системы, которая обеспечивает такой важный источник энергии круглый год, двадцать четыре часа в день и включает в себя ряд различных компонентов.

Трубы передачи могут измерять от 6 до 48 дюймов в диаметре, в зависимости от их функции. Некоторые секционные секции компонентов могут состоять даже из трубы малого диаметра диаметром до 5 дюймов. Однако эта труба малого диаметра обычно используется только в системах сбора и распределения. Трубопроводы магистральной магистрали, принцип трубопровода в данной системе, обычно составляют от 16 до 48 дюймов в диаметре. Боковые трубопроводы, которые доставляют природный газ на магистраль или из нее, обычно составляют от 6 до 16 дюймов в диаметре.






Мобильная заправочная станция СПГ

Крио цистерна на шасси грузовика для транспортировки СПГ предназначена для транспортировки LIN-LOX-LAR-GNL(жидкий азот, кислород, аргон, сжиженный природный газ…) и выпускается в соответствии с нормативами ADR/TRED/DOT с номинальным объемом 18.300 литров на шасси грузовика, рассчитана на максимальное давление 3 bar и проектную температуру минус 196 градусов по Цельсию и изоляцией (вакуум + перлит), состоят из внутренней и внешней емкостей из нержавеющей стали с различными системами обеспечения функционирования, контроля и безопасности:

Большинство крупных межгосударственных трубопроводов составляют от 24 до 36 дюймов в диаметре. Сам по себе сам трубопровод, обычно называемый «трубопровод», состоит из прочного материала из углеродистой стали, спроектированного для соответствия стандартам, установленным Американским институтом нефти. В отличие от этого, некоторые распределительные трубы изготовлены из высокопрочного пластика, из-за необходимости гибкости, универсальности и простоты замены.

Транспортировочные трубопроводы производятся на сталелитейных заводах, которые иногда специализируются на производстве только трубопровода. Существуют две различные технологии производства: одна для труб малого диаметра и одна для труб большого диаметра. Трубы большого диаметра диаметром от 20 до 42 дюймов трубы изготавливаются из листов металла, которые складываются в форму трубы, причем концы свариваются вместе, образуя секцию трубы. С другой стороны, труба малого диаметра может быть легко изготовлена.




Крио цистерна на шасси грузовика для транспортировки СПГ

Предназначена для транспортировки LIN-LOX-LAR-GNL(жидкий азот, кислород, аргон, сжиженный природный газ…) и выпускается в соответствии с нормативами ADR/TRED/DOT с номинальным объемом 18.300 литров на шасси грузовика, рассчитана на максимальное давление 3 bar и проектную температуру минус 196 градусов по Цельсию и изоляцией (вакуум + перлит), состоят из внутренней и внешней емкостей из нержавеющей стали с различными системами обеспечения функционирования, контроля и безопасности:

Это включает нагрев металлического стержня до очень высоких температур, а затем пробивание отверстия через середину стержня для получения полой трубки. В любом случае, труба проверяется перед отправкой с сталелитейного завода, чтобы убедиться, что она может соответствовать стандартам давления и прочности для транспортировки природного газа.

Что называют сжиженным природным газом?

Линейная труба также покрыта специальным покрытием, чтобы гарантировать, что он не будет корродировать после установки в землю. Целью покрытия является защита трубы от влаги, которая вызывает коррозию и ржавление. Существует несколько различных методов нанесения покрытий. В прошлом трубопроводы были покрыты специальной эмалью из каменноугольной смолы. Сегодня трубы часто защищаются так называемой эпоксидной смолой, которая придает трубе заметный светло-голубой цвет. Кроме того, катодная защита часто используется; который представляет собой метод запуска электрического тока через трубу для предотвращения коррозии и ржавления.


Цистерны для сжиженного нефтяного газа

Установленные на шасси грузовика, с оборудованием для разгрузки, позволяющим осуществлять заправку продуктом, с большим количеством различных комплектаций и опций. Цистерна на шасси грузовика для транспортировки сжиженного нефтяного газа выпускается в соответствии с нормативами ADR с номинальным объемом от 16.000 литров до 26.000 литров:

Переоборудование дизельных двигателей транспортных средств на газ

Как уже упоминалось, природный газ сильно под давлением, поскольку он проходит через межгосударственный трубопровод. Чтобы гарантировать, что природный газ, протекающий через какой-либо один трубопровод, остается под давлением, требуется сжатие этого природного газа периодически вдоль трубы. Это выполняется компрессорными станциями, обычно расположенными на трубопроводе от 40 до 100 миль. Природный газ поступает на компрессорную станцию, где он сжимается либо турбиной, двигателем, либо двигателем.


Самонесущие цистерны сжиженного нефтяного газа

Размеры: от 30000 до 50000 литров. По заказу потребителя могут быть изучены и построены цистерны других размеров.
Нормативы ADR, RID, IMDG, ISO, CODAP, и т.п.

Цистерны-контейнеры для транспортировки сжиженного нефтяного газа

Цистерны-контейнеры для транспортировки сжиженного нефтяного газа сконструированы и созданы на базе термоконтейнеров 20, 30 и 40 футовых и предназначены для морских, железнодорожных и автодорожных перевозок.
Рабочая температура: -40 о С + 60 о С.

Турбинные компрессоры получают свою энергию за счет использования небольшой доли природного газа, который они сжимают. Сама турбина служит для работы центробежного компрессора, который содержит тип вентилятора, который сжимает и откачивает природный газ через трубопровод. Некоторые компрессорные станции управляются с помощью электродвигателя для вращения центробежного компрессора того же типа. Этот тип сжатия не требует использования какого-либо природного газа из трубы, однако он требует надежного источника электричества поблизости.

Переоборудование дизельных двигателей транспортных средств на газ


Почему автомобили на сжиженном природном газе?

Речь идет о естественной альтернативе дизелю для коммерческих транспортных средств. Количество льгот для машин на природном газе растет, так как в них видят один из основных путей экономии затрат. Сейчас по всему миру ездят более 3,8 миллиона автомобилей на природном газе.
Природный сжиженный газ предлагает пользователям автотранспорта самое чистое и самое экономичное горючее из существующих в настоящее время. Многие компании используют для своих автопарков гибридные двигатели на сжиженном природном газе, и этим доказывают, что сжиженный природный газ как автомобильное топливо уже не только передовая идея, а коммерческая реальность.

Поршневые двигатели природного газа также используются для питания некоторых компрессорных станций. Эти двигатели напоминают очень большой автомобильный двигатель и питаются от природного газа из трубопровода. Сжигание природного газа создает поршни на внешней стороне двигателя, которые служат для сжатия природного газа.

В дополнение к сжатию природного газа компрессорные станции также обычно содержат какой-то тип сепаратора жидкости, так же как и те, которые используются для обезвоживания природного газа во время его переработки. Обычно эти сепараторы состоят из скрубберов и фильтров, которые захватывают любые жидкости или другие нежелательные частицы из природного газа в трубопроводе. Хотя природный газ в трубопроводах считается «сухим» газом, нередко выделяется определенное количество воды и углеводородов из газового потока во время транспортировки.

Зачем переходить на сжиженный природный газ?

  1. Экономия топлива. Сжиженный природный газ позволяет сэкономить до 30% топлива по сравнению с дизелем.
  2. Амортизация инвестиций. Фиксированный коэффициент амортизации по топливу в балансе в течение 3 лет.
  3. Сокращение налоговых платежей. Льготы для автотранспорта на газе. Отсутствие налога на выбросы. Известно, что из-за незначительного количества вредных выбросов газовые двигатели освобождены от налога на выбросы.
  4. Сокращение уровня шума. Моторы на сжиженном природном газе наполовину менее шумные, чем обычные двигатели. Это означает для некоторых компаний, что они смогут обслуживать по ночам торговые центры и другие, чувствительные к шуму, точки.
  5. Социальная ответственность бизнеса: улучшает экологический имидж компании.
  6. Тяжелые торговые грузовики переходят на природный газ
  7. Выше ресурс двигателя за счет исключения токсичных воздействий на части мотора.

Все вышеуказанные преимущества наблюдаются как для сжиженного природного газа, так и для сжатого природного газа. Ни по двигателю, ни по выхлопу нельзя заметить разницы между сжиженным и сжатым природным газом. Однако, сжиженный газ обладает в 3 раза большей автономией, чем сжатый природный газ. Таким образом, для больших автомобилей сжиженный природный газ становится привлекательным из-за сокращения веса и экономии пространства в автомобиле. А также увеличением дистанции пробега при одной дозаправке.

Жидкие сепараторы на компрессорных станциях гарантируют, что природный газ в трубопроводе максимально чист и обычно фильтрует газ до сжатия. В дополнение к сжатию природного газа, чтобы уменьшить его объем и проталкивать его через трубу, дозирующие станции периодически помещаются вдоль межгосударственных газопроводов. Эти станции позволяют трубопроводным компаниям контролировать природный газ в своих трубах. По сути, эти измерительные станции измеряют поток газа вдоль трубопровода и позволяют трубопроводным компаниям «отслеживать» природный газ по мере его протекания по трубопроводу.

Установку сжиженного природного газа можно установить как на шасси 6х2, так и 4х2, в то время как сжатый природный газ устанавливается только на шасси 4х2. К тому же, себестоимость установки сжиженного природного газа меньше, чем сжатого природного газа. Использование сжиженного природного газа позволяет утроить запас хода автомобиля по сравнению с СПГ, освобождает часть тары автомобиля, так как не нужны баллоны, и дает такую экономию, которая позволяет значительно ускорить возврат инвестиций. Такая же технология применяется для сжиженного нефтяного газа, биоэтанола и водорода.

Эти измерительные станции используют специальные счетчики для измерения природного газа по мере его прохождения по трубопроводу, не препятствуя его перемещению. Межгосударственные трубопроводы включают в себя большое количество клапанов по всей длине. Эти клапаны работают как шлюзы; они обычно открываются и позволяют природному газу свободно течь, или они могут использоваться для остановки потока газа вдоль определенного участка трубы. Существует много причин, по которым трубопроводу может потребоваться ограничить поток газа в определенных районах.

Станция сжиженного природного газа.

Обеспечивает заправку сжиженным природным газом, в основном, тяжелых автотранспортных средств (грузовики и автобусы).



Станция сжатого природного газа.

Обеспечивает заправку сжатым природным газом, в основном, парки малого грузового коммерческого транспорта или такси.
Станция сжиженного и сжатого природного газа. Обеспечивает заправку сжатым природным газом, полученным от установки сжиженного природного газа.

Например, если участок трубы требует замены или обслуживания, клапаны на обоих концах этого участка трубы могут быть закрыты, чтобы обеспечить безопасный доступ инженеров и рабочих групп. Эти большие клапаны могут размещаться каждые 5-20 миль вдоль трубопровода и регулируются правилами безопасности.

Компании газопровода имеют клиентов на обоих концах трубопровода - производителей и переработчиков, которые вводят газ в трубопровод, а также потребителей и местных газовых компаний, которые вывозятся из трубопровода. Чтобы управлять природным газом, который поступает в трубопровод, и чтобы все клиенты получали своевременную доставку своей части этого газа, для контроля за газом требуются сложные системы управления, поскольку он проходит через все участки, которые могут быть очень длинными трубопроводной сети.


Электрогенераторы на природном газе в генераторных установках передают избыточную часть тепловой энергии на устройства для сушки, подогрев воды, производство пара, производство электроэнегрии.

Стандартные технические характеристики:
От 65 до 1000 квт. Другие особые размеры возможны по заказу клиента.
Полное комплексное решение системы генерации совместно со всем необходимым дополнительным оборудованием.

Для выполнения этой задачи по мониторингу и контролю природного газа, проходящего по трубопроводу, централизованные станции управления газом собирают, ассимилируют и управляют данными, полученными от контрольных и компрессорных станций по всей трубе. Большая часть данных, полученных на станции управления, обеспечивается системами надзора и сбора данных. Эти системы представляют собой, по существу, сложные системы связи, которые проводят измерения и собирают данные по трубопроводу и передают их на централизованную станцию ​​управления.

Идея производства компании ИНДОКС заключается в использовании избытка тепла, полученного в процессе производства электроэнергии для повышения общей производительности установки до более, чем 90%. Подобная форма повышения эффективности преобразования энергии позволяет достичь экономии первичных ресурсов до 40% при использовании совмещенных генераторов на газе вместо раздельных систем выработки электроэнергии и тепла. Расходы на транспортировку и распределение также сокращаются, или их можно вообще избежать, так как источник энергии может устанавливаться прямо там, где она необходима.
Агрегаты генерации можно оснастить системой котлов для решения проблемы пиков спроса в теплоснабжении. Системы переключателей и системы управления генератором регулируют электроток и режимы двигателя, в то время, как гидравлическое оборудование обеспечивает управление распределением тепла.

Производимая энергия потребляется отдельными потребителями (гостиницы, больницы, и т.п.), либо подключается к общим сетям. Тепловая энергия может быть использована как для подогрева воды, так и в системах производства пара и в других видах термических процессов.

Генераторы и группы генераторных агрегатов на натуральном газе для использования в сельском хозяйстве и животноводстве.
Разработанная Рос Рока Индокс Крио Энергетика технология агрегатов от 50 до 1000 квт предлагает хорошее решение для использования в сельском хозяйстве и животноводстве.
Наши установки позволяют снабдить необходимой электроэнергией для удовлетворения потребностей в электричестве, тепле или обеспечении работы оросительной насосной системы в сельском хозяйстве.

Специализированные проекты газификации — модульная система свободной компоновки состоящая из модуля хранения (криогенное хранилище) с системами безопасности аппаратуры высокого давления, системами загрузки и разгрузки, а также уровня, давления, температуры и вакуума, модуля разгрузки приспособленного к системе транспортировки, модуля газификации с системой газификации приспособленная под потребности с контролем давления, температуры и т.д., модуля управления с системами безопасности установки, одоризации, регулировки давления и контроля температуры и модуля контроля с системами управления всеми полученными данными, истории и развития переменных, выпуска предупреждений и историй предупреждений и инцидентов.

Агрегаты сжижения газа в небольших обьемах:
Установки сжижения газа в малых и средних обьемах от 20 т СПГ в сутки до 800 т СПГ в сутки.
Таким образом, данная компания берет на себя ответственность и предлагает другим фирмам различные решения по повышению энергетической эффективности.
РОС РОКА ГРУПП, являясь членом ENGVA (Европейской Ассоциации по Природному Автомобильному Газу), заботится о продвижении новых инициатив и участвует во всех совещаниях и конференциях по поводу введения европейских нормативов использования натурального газа в легковых и грузовых автомобилях.

Совершенно очевидно, что компания ROS ROCA INDOX CRYO ENERGY S.L не покладает рук для того, чтобы поддержать свой имидж: относительно новой и современной компании с большим опытом и длинной историей, лидера в ЭНЕРГЕТИКЕ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

Обычно, говоря о сжиженных газах, мы имеем в виду вещества, которые при нормальном атмосферном давле­нии и температуре окружающей среды находятся в газообразном состоянии. Наиболее важной характеристикой сжиженных газов, которая часто используется в процессе их переработки и транспортировки, является давление насыщенных паров, характеризующее равновесное состояние жидкостной и газовой фаз груза при заданной температуре.

ИМО с целью классификации грузов, перевозимых на танкерах, определяет понятие «сжиженный газ» следующим образом:

Сжиженным газом называется жидкость, абсолютное давление насыщенных паров которой при t °= 37,8° C составляет не менее 2,8 кг/см 2 .

Дополнительной характеристикой сжиженных газов является температура насыщения паров при атмосферном давлении, или температура кипения.

Температура кипения при атмосферном давлении определяет возможные условия транспортировки груза.

Ряд химических грузов, не являющихся сжиженными газами (этиленоксид), также включен в Газовый Кодекс по своим свойствам.

Сжиженные газы, перевозимые морем, можно разделить на шесть основных групп:

LPG - Liquefied Petroleum Gases (сжиженные нефтяные газы),

NGL - Natural Gas Liquids (природный газовый конденсат),

LEG - Liquefied Ethylene Gas (сжиженный этилен),

LNG - Liquefied Natural Gas (сжиженный природный газ),

NH 3 - Ammonia (аммиак),

Cl 2 - Chlorine (хлор).

В основе деления грузов на такие группы лежат различные характеристики газов, а также их температура кипения при атмосферном давлении, химическая совместимость с другими газами и материалами конструкций судна, токсич­ность, взрывоопасность и другие свойства.

Значения абсолютного давления паров и температуры кипения для некоторых газов.

Название газа

Давление насыщения паров при + 37,8°С (100 F)

Температура кипения при aтмосферном давлении, °С

Газ (t критическая -82° С)

Винилхлорид

Бутадиен

Этиленоксид

Сжиженные нефтяные газы (LPG ). Газы, сопутствующие нефти и добываемые вместе с ней из газонеф­тяных месторождений. Эти газы либо пол­ностью растворены в нефти, где образуют нефтегазовый пласт, либо растворены частично (более тяжелые углеводороды), а часть газов собирается над нефтью, образуя газовую «шапку». LPG производят в результате крекинг-процесса из природного газа или из сырой нефти путем дистилляции на нефтеперерабатывающих заводах. Примерно 1-3% сырой нефти составляют нефтяные газы.

Термин «сжиженные нефтяные газы» используют в нефтяной индустрии для обозначения целой группы углеводо­родов или их смесей, большей частью состоящих из пропана и бутана. Однако такое определение недостаточно точное, поскольку каждый из различных типов углеводородов может стать жидкостью при ряде условий. По общепри­нятым меркам к числу сжиженных нефтяных газов относят обычно следующие:

Пропилен,

Нормальный бутан,

Изобутан,

Бутилен.

Все эти газы имеют температуру кипения при атмосферном давлении от 0 до -50°С. Нефтяные газы используют в основном как сырье для химической промышленности, а также в качестве топлива.

Природный газовый конденсат (NGL ) , или, как его еще называют, мокрый газ, обычно находится в растворенном состо­янии в сырой нефти. При ее очистке и стабилизации происходит его отделение. Газовый конденсат представляет собой смесь этана, пропана, бутана и тяжелых углеводородов, причем состав газа может меняться в зависимости от вида нефтяного месторождения. В основном природный конденсат используют для производства этилена.

Сжиженный этилен (LEG ). В природе в свободном состоянии практически не встречается, однако в химической и нефтяной промышленности его получают как побочный продукт производства при переработке натурального газового конденсата, сырой нефти или нефтяных газов. Температура кипения этилена при атмосферном давлении -104°С, поэтому часто его называют еще «холодным газом».

Основное применение этилен находит в химической промышленности при производстве множества продуктов, таких как пластик, полиэтилен, полиэтиленовая пена, стирол, пищевые красители, используют его также при свар­ке и резке металла.

Сжиженный природный газ (LNG ), т. е. газ, добываемый из чисто газовых месторождений; природный газ представляет собой су­хой газ без тяжелых углеводородов и представляет собой смесь различных газов, которые находятся в земле в виде место­рождений, так же как и нефть. В основном природный газ состоит из метана (95-98%), содержит и небольшие примеси неорганических газов: азот, углекислый газ, окислы серы, пары воды. Температура кипения метана при атмосферном давлении около -164° С.

Промышленное применение метан нашел в качестве топлива взамен угля или нефти, а также при производстве минеральных удобрений и аммиака.

Аммиак (NH 3 ) не встречается в природе в свободном виде, его производят сжиганием нефти и газа, а также при катали­тических процессах при обработке природного газа. Температура кипения аммиака при атмосферном давлении со­ставляет -33°С. Свое основное применение аммиак находит при производстве минеральных удобрений, пластмасс, красителей, взрывчатки и различных чистящих жидкостей.

Хлор (Cl 2 ) в свободном виде в природе не встречается, однако он может быть довольно легко получен искусственным путем, например при электролизе раствора обычной поваренной соли. Температура кипения хлора при атмосферном давлении -34°С.

Промышленное применение хлор нашел в химической индустрии и в целлюлознобумажной промышленности как отбеливатель.

В дополнение к вышеперечисленным газам существует множество различных химических веществ, которые в силу своих свойств также перевозятся на судах-газовозах.

По транспортным характеристикам сжиженные газы (СГ) резко отличаются от других, в том числе и наливных грузов. Сжиженные газы являются насыщенными (кипящими) жидкостями и в процессе транспортировки находятся в двухфазном состоянии (жидкость - газ). Давление паров внутри емкости зависит от тем­пературы жидкой фазы. Плотность СГ с изменением темпера­туры меняется больше, чем у других жидких грузов. Сжиженный газ легко переходит в газообразное со­стояние, забирая необходимую для этого теплоту парообразо­вания из окружающей среды. Переход вещества в газообраз­ное или жидкое состояние зависит от давления, температуры и объема газа. Благодаря сравнительной простоте фазового пе­рехода сжиженные газы обладают преимуществами жидкости при транспортировке и хранении и преимуществами газа - при потреблении. Давление внутри емкости со сжиженным га­зом остается постоянным независимо от количества жидкости в сосуде при условии постоянства температуры жидкой фазы. При интенсивном отборе паров сжиженного газа из емкости температура жидкости снижается, падает давление в емкости.

Некоторые физические свойства газов могут создавать опасности при их транспортировке.

Воздействие низких температур (Brittle fracture ). Многие металлы и материалы под воздействием низких температур могут изменять свои свойства. При температуре ниже 0°С механические характеристики корабельной стали ухудшаются. У обычной корабельной стали при темпера­турах ниже -10°С меняется структура металла, ослабляются связи между атомами в кристаллической решетке, в ре­зультате чего металл теряет пластичность, прочность и в результате растрескивается даже без явного внешнего механи­ческого воздействия.

Добавка к стали никеля или использование специальных алюминиевых сплавов в конструкциях грузовых танков и трубопроводов позволяет обрабатывать грузы с очень низкими температурами кипения (-164° С для метана).

Всплескивание груза (Sloshing ). Поскольку сжиженный газ обладает всеми свойствами жидкости, то при его транспортировке должное внимание необходимо уделять воздействию свободной поверхности жидкости на остойчивость судна. Более того, при неполном заполнении танка грузом и значительной свободной поверхности жидкости в танке гидродинамические удары, возни­кающие в танке, могут привести к разрушению как устройств и механизмов внутри танка, так и самого танка. Именно для уменьшения гидродинамических ударов и воздействия свободной поверхности жидкости грузовые танки больших газовозов имеют продольную переборку или же сужающуюся верхнюю часть. Всплескивание груза может привести также к образованию внутри груза пузырьков воздуха, которые увеличивают электростатический заряд в танке.

Переворачивание груза (Rollover ). Переворачивание груза - это процесс быстрого самопроизвольного перемешивания сжиженного газа в танке, который происходит в результате температурного расслоения груза и образовавшейся разницы плотности слоев.

Практически все жидкие углеводороды подвержены переворачиванию в той или иной степени. Однако наиболее ярко оно проявляется у криогенных жидкостей. Самым опасным грузом в этом смысле является природный газ (LNG). Его способность к спонтанному перемешиванию зависит от фракционного состава, температуры и давления, при которых происходит его обработка и хранение.

Если при хранении сжиженного газа в береговых емкостях или в грузовых танках газовоза происходит отбор выпара компрессорными установками, то за счет испарения понижается температура поверхностного слоя жидкости, в результате чего слегка повышается его плотность. Таким образом, слой жидкости вблизи поверхности танка стано­вится несколько тяжелее, чем жидкость на нижних уровнях танка. Как только расслоение по плотности достигнет критической величины (обычно разность температур должна составить 5-7° С), поверхностный слой груза моменталь­но как бы проваливается в глубь танка. Такое спонтанное перемешивание представляет значительную опасность для больших судов с мембранными или полумембранными танками, поскольку при переме­шивании теплый груз оказывается у поверхности, усиливается его парообразование, значительно и резко повышается давление в танке. В лучшем случае это приведет к срабатыванию предохранительных клапанов, а в худшем - к разрушению танка.

Для возникновения перемешивания не требуется никаких внешних воздействий - вибрации или подачи дополни­тельного груза в танк, достаточно лишь небольшого изменения температуры внутри груза, и под действием силы тяжести произойдет быстрое перемешивание содержимого танка.

Для того чтобы избежать переворачивания, необходимо регулярно перемешивать груз с помощью грузовых насосов.

Статическое электричество.

Существует три этапа, последовательно приводящих к возникновению опасности воспламенения горючих смесей при воздействии статического электричества, а именно:

Разделение заряда;

Накопление заряда;

Разряд статического электричества.

При электризации тел заряды не создаются, а только разделяются: часть отрицательных зарядов переходит с одного тела на другое.

Всякий раз, когда в контакт входят два неоднородных материала, на поверхности, разделяющей эти материалы, происходит разделение заряда. Эта поверхность может разделять два твердых тела, твердое тело и жидкость или две несмешивающиеся жидкости.

Интенсивное разделение зарядов происходит в результате таких действий, как:

Прохождение потока жидкости через трубы или мелкоячеистые фильтры,

Осаждение частиц твердого тела или несмешивающейся жидкости через другую жидкость,

Выброс мелких капель или частиц из сопла,

Всплескивание или взбалтывание жидкости при ее соприкосновении с твердой поверхностью,

Сильное трение друг о друга некоторых материалов.

Когда заряды разъединяются, между ними образуется большая разность потенциалов. При этом в окружающем пространстве также происходит распределение разности потенциалов, иначе говоря, формируется электрическое поле.

Ранее разделенные заряды стремятся вновь соединиться между собой и нейтрализовать друг друга. Этот процесс известен как релаксация заряда. Если один из материалов или оба эти материала, несущие электростатический заряд, обладают низкой токопроводностью, то повторное соединение зарядов затруднено и дан­ный материал аккумулирует (накапливает) заряд на себе.

Существуют следующие формы электростатических разрядов.

Корона - ионное излучение голубоватого цвета. Его можно увидеть на острых углах или вантах при некоторых погодных условиях. Это сияние известно под названием «Огни Святого Эльма». Такое излучение не несет в себе достаточно энергии для возникновения пламени.

Северное, или полярное, сияние - это слабые лучи, сформированные из очень маленьких искр, испускаемых заряженными острыми углами или выступами конструкций в направлении заряженных облаков или тумана. Такое свечение может возникнуть в танках супертанкеров, оно также не несет в себе достаточной энергии для возникнове­ния пламени.

Искра возникает только в том случае, если напряженность электрического поля достигает некоторой критической величины. Ионный луч увеличивается с повышением напряженности поля, и конечный результат такого увеличения - возникновение настоящей искры. При большой напряженности поля образуется разряд, более известный как мол­ния. Однако если мы поместим в электрическое поле заземленный проводник, то возникнет искровой разряд, доста­точный для воспламенения смеси даже при малых величинах напряженности поля.

Публикации по теме