Социальные гарантии работникам. Что такое социальные гарантии

  • Раздел I. «Общие положения».
  • § 5. Значение постановлений пленумов Верховного Суда по трудовым делам
  • Тема 3 основные принципы правового регулирования труда
  • § 1. Понятие и значение основных принципов правового регулирования труда
  • § 2. Формулировка и система основных принципов правового регулирования труда
  • § 3. Содержание и конкретизация основных принципов правового регулирования труда
  • Тема 4 субъекты трудового права
  • § 1. Понятие и виды субъектов трудового права, их правового статуса
  • § 2. Гражданин (работник) как субъект трудового права
  • § 3. Работодатель как субъект трудового права
  • § 4. Профсоюз как субъект трудового права
  • Глава II«Основные права профсоюзов» (ст. 11–23) предусматривает следующие права:
  • Глава III«Гарантии прав профсоюзов» (ст. 24–28) предусматривает ряд гарантий как профсоюзам, так и профсоюзным выборным активистам.
  • Глава IV«Защита прав профсоюзов» (ст. 29, 30) предусматривает судебную защиту прав профсоюзов и ответственность за нарушение этих прав.
  • Глава V«Ответственность профсоюзов (ст. 31).
  • Глава VI«Заключительные положения» (ст. 32).
  • Тема 5 правоотношения сферы трудового права
  • § 1. Понятие и виды правоотношений сферы трудового права
  • § 2. Трудовое правоотношение
  • § 3. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству
  • § 4. Социально-партнерские правоотношения в сфере труда
  • § 5. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров непосредственно на производстве
  • § 6. Правоотношение по надзору и контролю за охраной труда и соблюдению трудового законодательства
  • § 7. Правоотношение по материальной ответственности сторон трудового договора за вред, ущерб, причиненный другой стороне
  • § 8. Правоотношения по разрешению трудовых споров
  • Тема 6 социальное партнерство в сфере труда, коллективный договор и социально-партнерские соглашения
  • § 1. Общие понятия социального партнерства и общая характеристика законодательства о нем
  • § 2. Стороны, органы, система и формы социального партнерства, представители работников и работодателей
  • § 3. Коллективные переговоры
  • § 4. Основные принципы социального партнерства
  • § 5. Коллективный договор
  • § 6. Социально-партнерские соглашения
  • Раздел II особенная часть
  • § 1. Гарантии права на труд и их связь с правом на обеспечение
  • § 2. Общая характеристика законодательства о занятости
  • § 4. Право граждан на содействие обеспечению занятости и трудоустройству
  • § 5. Органы занятости, их права и обязанности
  • § 6. Социальные гарантии при потере работы и безработице
  • Тема 8 трудовой договор
  • § 1. Понятие и стороны трудового договора. Его значение
  • § 2. Содержание трудового договора
  • § 3. Порядок заключения трудового договора. Прием на работу
  • § 4. Виды трудовых договоров и особенности отдельных видов договоров
  • Раздел xiiТрудового кодекса в гл. 41–56 предусмотрел особенности содержания разных видов трудовых договоров как для
  • § 5. Изменение трудового договора, существенных его условий. Понятие перевода на другую работу, виды его и условия
  • § 6. Прекращение трудового договора, увольнение работника
  • § 7. Увольнение по инициативе работника (по собственному желанию)
  • § 8. Увольнение по инициативе работодателя по ст. 81 тк
  • § 9. Порядок увольнения работников. Выходное пособие
  • Тема 9 рабочее время и время отдыха
  • § 1. Понятие рабочего времени, его правовое ограничение и виды
  • § 2. Режим и учет рабочего времени
  • § 3. Сверхурочная работа
  • § 4. Понятие и виды времени отдыха
  • § 5. Отпуска. Понятие и виды отпусков, их продолжительность
  • § 6. Порядок предоставления отпусков, их суммирование
  • Тема 10
  • § 1. Понятие заработной платы и методы ее правового регулирования
  • § 2. Установление заработной платы. Тарифная система и ее элементы
  • § 3. Системы заработной платы
  • § 4. Нормирование труда. Нормы труда и сдельные расценки
  • § 5. Оплата при отклонениях от нормальных условий труда
  • § 6. Гарантии и компенсации. Гарантийные выплаты и доплаты
  • § 7. Компенсационные выплаты и другая правовая охрана заработной платы
  • Тема 11 трудовой распорядок. Дисциплина труда
  • § 1. Понятие и значение дисциплины труда и методы ее обеспечения
  • § 2. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка
  • § 3. Основные трудовые обязанности работника и работодателя (администрации)
  • § 4. Меры поощрения за успехи в труде
  • § 5. Дисциплинарная ответственность и ее виды
  • § 6. Меры дисциплинарного взыскания и порядок их применения
  • Тема 12 профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников на производстве. Ученический договор
  • § 1. Право работников на профессиональную подготовку и повышение квалификации на производстве
  • Тема 12 профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников на производстве. Ученический договор
  • § 1. Право работников на профессиональную подготовку и повышение квалификации на производстве
  • § 2. Права и обязанности работодателя по данному вопросу
  • § 3. Ученический договор
  • Тема 13 охрана труда
  • § 1. Понятие, содержание и значение охраны труда. Основные понятия
  • § 2. Законодательство об охране труда и принципы охраны труда
  • § 3. Право работника на охрану труда, его гарантии и обязанности работодателя по его обеспечению
  • § 4. Организация охраны труда, ее органы
  • § 5. Обеспечение охраны труда. Правила по технике безопасности и производственной санитарии. Система стандартов безопасности труда
  • § 6. Расследование и учет несчастных случаев на производстве
  • § 7. Правила особой охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями
  • § 8. Правила особой охраны труда молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью
  • Тема 14 материальная ответственность сторон трудового правоотношения
  • § 1. Понятие материальной ответственности по трудовому праву,
  • § 2. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный производству, ее основание и условия
  • § 3. Виды и пределы материальной ответственности работника
  • § 4. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный работнику, и ее виды
  • § 5. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный работнику трудовым увечьем или иным повреждением здоровья
  • § 6. Материальная ответственность работодателя за вред в связи с нарушением им права на труд работника
  • Тема 15 защита трудовых прав работников
  • § 1. Понятие защиты трудовых прав работников и ее способы
  • § 2. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда. Его органы, их задачи и полномочия
  • § 3. Защита профсоюзами трудовых прав работников
  • § 4. Самозащита работниками своих трудовых прав
  • Тема 16 трудовые споры и порядок их разрешения
  • § 1. Понятие, виды и причины трудовых споров
  • § 2. Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров
  • § 3. Принципы рассмотрения трудовых споров
  • § 4. Подведомственность индивидуальных трудовых споров
  • § 5. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
  • § 6. Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам
  • § 7. Общая характеристика законодательства о коллективных трудовых спорах
  • § 8. Понятие и виды коллективных трудовых споров
  • § 9. Этапы и порядок примирительных процедур решения коллективных трудовых споров
  • § 10. Право на забастовку и его реализация
  • § 11. Правовые последствия законной и незаконной забастовок
  • Тема 17 международно-правовое регулирование труда
  • § 1. Понятие международно-правового регулирования труда,
  • § 3. Международно-правовое регулирование актами мот занятости, условий и охраны труда
  • § 6. Социальные гарантии при потере работы и безработице

    Социальные гарантии – это материальные условия, которые в данный период государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

    Международные нормы права устанавливают обеспечение гражданам и в этот период достаточный жизненный уровень. Так, Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г. (Международное право в документах. М., 1982. С. 308–317) предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства должны принимать меры в целях полного осуществления этого права (ст. 2). Эту формулировку права на труд следовало бы закрепить в Конституции России, поскольку в ст. 37 уже предусматривается реализация права на труд в безопасных условиях, т. е. охрана

    труда. В ст. 11 указанного Пакта закреплено, что государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение жизни. Поэтому при потере работы, безработице государство обязано осуществлять соответствующую социальную помощь таким лицам в виде социальных гарантий. Уровень этих гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе ее развития.

    Закон РФ «О занятости населения» предусматривает следующие виды социальных гарантий таким гражданам:

    – пособие по безработице;

    – выплату стипендии при прохождении по направлению службы занятости профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;

    – возможность участия в оплачиваемых общественных работах с сохранением получения пособия по безработице;

    – компенсацию затрат по переезду на предлагаемую работу в другую местность;

    – компенсацию и гарантии выплаты высвобождаемым работникам до трех месячных средних заработков в соответствии со ст. 178 и 180 (ч. 3) Трудового кодекса;

    – оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности, в том числе пособия по беременности и родам;

    – оказание материальной помощи членам семьи безработного (путевки в санатории, детские лагери и т. д.), а также безработным, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты;

    – досрочный (за два года) переход на пенсию по возрасту.

    Различные дополнительные социальные гарантии и помощь при потере работы могут быть предусмотрены коллективными договорами и социально-партнерскими отношениями.

    Пособие по безработице имеют право получать лица, зарегистрированные органами занятости как безработные (включая инвалидовIIIгруппы), уволенные по любым основаниям или впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с регистрацией безработного.

    Размер пособия устанавливается в процентах к последнему заработку (окладу содержания) за три месяца:

    75% за первые три месяца безработицы;

    60% следующие четыре месяца;

    40% начиная с восьмого, но не ниже минимальной оплаты труда и не выше среднего заработка по региону (области, краю).

    Размер пособия, выплачиваемого инвалидам IIIгруппы, равен минимальной оплате труда. Размер пособия по безработице

    увеличивается на 10% на каждого нетрудоспособного иждивенца безработного, но не более размера его среднего заработка на всех иждивенцев. Из этого пособия могут удерживаться только суммы по решению или приговору суда.

    Срок выплаты пособия – до трудоустройства гражданина, но не более 12 месяцев. Местные органы власти за счет своих бюджетов могут устанавливать более длительные сроки выплаты пособия или продлевать установленные законом при определенных случаях. Срок выплаты может быть продлен сверх 12 месяцев гражданам предпенсионного возраста в зависимости от того, насколько у них общий трудовой стаж превышает требуемый для пенсии по старости (за каждый год превышения – 2 недели, но весь дополнительный срок выплаты для этих лиц не должен превышать двух лет).

    Выплата пособия может быть отложена на срок до трех месяцев в следующих случаях: при увольнении по вине работника; при отказе безработного от двух вариантов подходящей работы; длительного (более месяца) отсутствия без уведомления органа занятости. Выплата пособия может быть приостановлена до двух месяцев в двух случаях: трудоустройства безработного на временную работу или с неполным рабочим временем без уведомления об этом органа занятости; нарушения безработным правил регистрации и перерегистрации каждые две недели. Срок отложения выплаты засчитывается в общий срок выплаты пособия.

    Стипендия за время профподготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению органа занятости выплачивается в размере:

    – 75% среднего заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты и не выше средней по региону – тем, у кого трудовой стаж не менее года;

    – со стажем менее года или не имеющим его – в размере стипендии соответствующего учебного заведения;

    – утратившим профессиональную трудоспособность из-за трудового увечья – 100% их среднего заработка за счет средств соответствующего производства.

    При наличии нетрудоспособных иждивенцев к стипендии добавляется 10% на каждого иждивенца. Размер стипендии может быть уменьшен или ее выплата приостановлена в случае неуспеваемости или пропуска занятий без уважительных причин.

    Общественные оплачиваемые работы организуются органами местного самоуправления по предложению и при участии органа занятости на действующих предприятиях по благоустройству, ремонту дорог и т. п. за счет местного бюджета. Участие в них безработных по направлениям службы – исключительно добро-

    вольное. Безработный принимается в качестве временного работника, и на этот период на него распространяется трудовое законодательство. Соответствующее предприятие заключает с ним срочный трудовой договор. Преимущественное право направления на общественные работы имеют безработные, не получающие пособия по безработице (стипендии).

    В период безработицы, если гражданин заболел, оплату больничного листка производит орган занятости (не более 30 календарных дней в размере пособия по безработице за счет фонда занятости (Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными»). Если болезнь наступила не позднее одного месяца после увольнения по уважительным причинам и продолжалась более одного месяца, то оплата этого пособия производится по прежнему месту работы за счет фонда социального страхования. Пособия по беременности и родам безработным женщинам выплачивает орган занятости в размере минимальной оплаты труда за счет фонда занятости.

    Членам семьи безработного, а также безработным, не получающим пособие, может оказываться материальная помощь как органом занятости, так и его прежним работодателем в различных видах: выдачи путевки в санатории, детский лагерь, доплаты за жилье и коммунальные услуги, за пользование общественным питанием и т. д.

    Контроль за установлением социальных гарантий безработным и за соблюдением законодательства о занятости осуществляют соответствующие органы, местные органы и профсоюзы.

    За нарушение Закона о занятости работодатели несут административную ответственность в виде штрафа от 10 до 100 тыс. руб., налагаемого в судебном порядке, а работники органа занятости – дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения и административную в виде штрафа до трех должностных окладов, а в соответствующих случаях – и уголовную. Лица, виновные в принуждении к труду, несут административную ответственность в виде штрафа от 1 до 10 тыс. руб., налагаемого судом.

    Нормативные акты и литература по теме 7

    Конвенция МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1964) // МОТ. Конвенции и рекомендации. Т. 2 (1957–1990 гг.). Женева, 1991.

    Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.) // Международное право в документах. М., 1982. С. 308-317.

    Конвенция МОТ «О безработице» (1934 г.) // МОТ. Конвенции и рекомендации. Т. 1. Женева.

    Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения РФ» (с последующими изменениями в редакции от 20 апреля 1996 г.) // Российская газета. 1996. 6 мая.

    Закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

    Указ Президента РФ от 2 июня 1992 г. «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными» // Ведомости РФ. 1992. № 28. Ст. 1659.

    Положение о Федеральной службе занятости России. Утверждено постановлением Правительства РФ от 19 января 1993 г. № 42 // Бюллетень Минтруда РФ. 1993. № 5. С. 24–26.

    Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. «Об утверждении Положения об организации общественных работ» // Российская газета. 1997. № 151.

    Положение об организации общественных работ. Утверждено постановлением Минтруда РФ от 14 июля 1999 г. № 47 с изм. от 12 ноября 1999 г. // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3533.

    Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения. Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. // Российская газета. 1993. 18 фев.

    Временная инструкция Минтруда РФ от 11 июля 1992 г. «О порядке начисления пособия по безработице» // Бюллетень Минтруда РФ. 1992. № 7-8; Труд. 1992. 22 авг.

    Постановление Правительства РФ от 14 мая 1992 г. «О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовке высвобождаемых работников и незанятого населения РФ» // Экономика и жизнь. 1992. № 27.

    Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите. Утверждены постановлением Минтруда России от 6 февраля 1995 г. №9 (Официально не опубликованы).

    Закон г. Москвы от 12 ноября 1997 г. «О квотировании рабочих мест в г. Москве» // Ведомости. 1999. № 25.

    Безработица: диагноз и методы лечения // Человек и труд. 1995. №4; Законодательство о занятости стран СНГ. М., 1991.

    Гаврилина А. Практика применения законодательства о занятости населения // Человек и труд. 1995. № 2. С. 4–9.

    Медведев О. М. Правовые проблемы обеспечения занятости населения. Тверь, 1994.

    ВВЕДЕНИЕ

    Законы воспроизводства рабочей силы устанавливают пропорции и количественные зависимости потребляемых материальных и духовных благ необходимых для цикличного восполнения использованных трудовых ресурсов. Как видим, существует целая теория воспроизводств трудовых ресурсов, без которых в принципе ни какой бизнес не возможен. Нет работника - не будет товара и прибавочной стоимости.

    Экономические законы общественного воспроизводства в гонке «бандитской» приватизации Российской экономики похоже забыты. Экономические и социальные реформы последних 5 лет показывают стремление государства полностью переложить расходы по воспроизводству трудовых ресурсов на самих работников и их семьи: полная оплата коммунальных услуг, платные образование и медицина, «нищенское» пенсионное обеспечение сегодняшних пенсионеров и т.п.. Лозунг «социальная ответственность бизнеса» в экономическом выражение остается только лозунгом. Например, стоимость социальных программ для работников в общем бюджете таких компаний как ОАО «РАО ЕС», ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл» составляли в 2005 году менее одного процесса. А в стоимости продажи одного барреля нефти, проданного за рубежом ОАО «Сибнефть», социальный пакет работника этой компании составляет менее 0,1%. При прибыли 35%. Несколько улучшается ситуация с профессиональным образованием. Ускоренными темпами восстанавливается профессиональное образование в топливно-энергетическом комплексе, в черной и цветной металлургии.

    И «отцы бизнеса» вкладываю в это деньги и немалые, так как за 15 лет приватизации целое поколение торгует на рынках, а старые кадры «рабочих у трубы» постепенно вымирают. Это показывает, что не все еще потеряно. Экономика заставляет задумываться о людях, о воспроизводстве трудовых ресурсов самими капиталистами. И чем раньше работодатель поймет это, чем больше средств будет вкладывать в воспроизводство трудовых ресурсов, тем успешнее будет его бизнес в перспективе. На западе это давно уже поняли. «Социально» ориентированные экономики Швеции, Дании и Германии наглядно это показывают. Может быть, приход в Россию западных инвесторов сдвинет и нас в эту сторону.

    СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ

    Размер социальных гарантий работодателя определяется общим компенсационным пакетом работника, который, по мимо, заработной платы, включает в себя еще ряд опций: - добровольное медицинское страхование (ДМС); - дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО); - санаторно-курортное обслуживание и летний отдых (СКО); - жилищные программы в различной форме (бесплатное предоставление жилья, жилищные ссуды, ипотечное кредитование и т.п.). Общий компенсационный (социальный) пакет работника либо большой, либо маленький (вообще нет), либо оптимален. Оптимален, если он способствует стимулированию персонала, и появления у него мотивации трудиться на этом предприятии, рожать и обучать детей, содержать родителей и обустраивать жилье. В разные периоды времени в разных рыночных ситуациях размеры социального пакета могут изменяться. Если предприятие наращивает объемы, наращивает все виды ресурсов, в том числе и трудовые ресурсы, то владелец думает, как инвестировать в трудовые ресурсы, чтобы было комфортно на этом предприятии работать. Если предприятие сворачивает объемы, то значит, что оно сворачивает и ресурсы, все виды ресурсов, в том числе и трудовые. Это все взаимосвязано.

    Под социальным пакетом необходимо понимать предоставление работодателями своим работникам различных материальных благ помимо обязательств, предусмотренных трудовым законодательством и законодательством о социальном обеспечении Российской Федерации. В соответствии с требованиями ст. 22 ТК к таким обязательствам работодателя относятся:

    Обеспечение бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей,

    Обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами,

    Выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы,

    Ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и т. д.

    Различные льготы, компенсации и привилегии, которые сейчас принято называть социальным пакетом, работник получает за счет средств работодателя либо в виде товаров, работ или услуг, выполненных или оказанных работнику работодателем, либо в виде компенсации работодателем затрат работника на соответствующие товары, работы или услуги.

    В соцпакет, таким образом, могут входить следующие материальные блага:

    Бесплатное питание,

    Негосударственное пенсионное страхование,

    Добровольное медицинское страхование,

    Страхование жизни и здоровья,

    Оплата работодателем услуг мобильной связи,

    Предоставление работникам санаторно-курортных и оздоровительных путевок (кроме оплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования РФ),

    Иные материальные блага, предоставленные работнику работодателем.

    Если рассматривать материальные блага, включаемые в так называемый социальный пакет, с точки зрения трудового законодательства, они не могут относится к стимулирующим выплатам (ст. 144 ТК) и тем более не являются элементами заработной платы (ст. 129 ТК).

    В соответствии со ст. 57 ТК, в трудовом договоре между работником и работодателем могут предусматриваться любые условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с ТК, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Одним из таких условий трудового договора может являться и предоставление работнику социального пакета. При этом в трудовом договоре необходимо четко определить те материальные блага, которые составляют социальный пакет, и порядок их предоставления.

    Нередко бывает, что организация, взявшая на себя слишком много различных обязательств в рамках «социального пакета», не в состоянии их выполнить, поскольку ее финансовые возможности изменились. Однако трудовое законодательство не предусматривает права работодателя в одностороннем порядке пересматривать условия трудового договора с работниками в случае отсутствия финансовых возможностей для их исполнения. Изменение определенных сторонами существенных условий трудового договора по инициативе работодателя допускается только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст.73 ТК). Однако предоставление работникам социального пакета существенным условием трудового договора не является (ч. 2 ст. 57 ТК), так не относится к оплате труда работника и его не надо учитывать при исчислении среднего заработка (ст. 139 ТК). Таким образом, взяв на себя обязанность предоставления работникам «социального пакета» работодатели должны строго выполнять принятые на себя обязательства.

    Получается, что понимание сути соцпакета у разных работодателей отличается и часто не соответствует нормам закона. Поэтому в каждой конкретной ситуации работнику и работодателю стоит уточнять, что именно они имеют в виду. Рассмотрение вопроса акционерами об организации на предприятии «достойного» социального пакета работника в настоящее время в России довольно часто заканчивается мнением, что все это выгодно исключительно для работников и совершенно бесполезно для работодателя и акционеров и что социальные программы обходится крайне дорого. Это мнение совершенно не правильное. В результате постепенного старения квалифицированного персонала и его «естественного» выбывания в связи с выходом на пенсию руководство предприятия вынуждено идти на затраты по подготовке молодых специалистов либо приглашать квалифицированный персонал, работающий на аналогичных предприятиях или в той же отрасли. Однако как в первом, так и во втором случае руководитель не застрахован от того, что завтра квалифицированный работник не уйдет с предприятия.

    Самый простой способ, который позволяет избежать этого, - повышение заработной платы. Однако, решение кадровых вопросов простым повышением заработной платы не только не эффективно (сотрудники быстро привыкают к новому уровню доходов и начинают воспринимать его как должное), но обременительно - для увеличения чистого дохода сотрудника на 1000 рублей предприятие должно фактически заплатить около 1500 (1000 рублей плюс ЕСН и НДФЛ). Создание корпоративной системы социальных компенсаций на предприятии помогает решить данную проблему с меньшими затратами для предприятия, но не менее эффективно. При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 статьи 81 ТКРФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 статьи 81 ТКРФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

    Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работникам при расторжении трудового договора в связи с:

    Несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (подпункт «а» пункта 3 статьи 81 ТКРФ);

    Призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 статьи 83 ТКРФ);

    Восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (пункт 2 статьи 83 ТКРФ);

    Отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность (пункт 9 статьи 77 ТКРФ).

    Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

    Гарантии при переводе работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу. При переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу в данной организации за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, - до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.

    Дополнительные социальные гарантии

    Для большей заинтересованности работников в сохранении рабочего места именно на данном предприятии и привлечения высококвалифицированных кадров работодатели вводят на предприятии дополнительные социальные гарантии. Они обычно касаются охраны здоровья работников, улучшения их жилищных условий и т.д. Такие меры всегда привлекательны для наемных работников.

    Разумеется, предоставление дополнительных социальных гарантий никак не может отменить или уменьшить размер гарантий и компенсаций, выплата которых возложена на работодателей законодательством.

    1. Работодатель обеспечивает Работнику во время работы на предприятии следующие дополнительные социальные гарантии:

    Дополнительный отпуск в связи с временной нетрудоспособностью;

    Выплату дополнительных сумм к установленному законодательством пособию по государственному социальному страхованию;

    Медицинское обслуживание в виде выплаты компенсации за пользование платными медицинскими услугами в следующих учреждениях:

    Санаторно-курортное обслуживание в виде предоставления ежегодных бесплатных либо частично оплаченных путевок;

    Бытовое обслуживание в виде:

    Дополнительную компенсацию в возмещении вреда, причиненного здоровью Работника;

    Выплаты семье Работника в случае его смерти;

    Периодическое проведение за счет Работодателя медицинского обследования и оценки состояния здоровья и трудоспособности Работника;

    Поддержание здоровья в случае ухудшения его состояния как во время работы, так и по обстоятельствам, не связанным с исполнением трудовых обязанностей.

    2. В случае, если причиной ухудшения здоровья Работника явились злоупотребления алкоголем или наркотиками, дополнительные выплаты на медицинское обслуживание не производятся, либо, по согласованию сторон, Работнику может быть предоставлена ссуда на медицинское обслуживание.

    3. Часть перечисленных гарантий применяется к Работнику в случае выхода его на пенсию.

    Некоторые предприятия, особо заинтересованные в привлечении высококлассных специалистов, формируют фонд участия персонала в прибылях. В этом случае работники заинтересованы в преуспевании предприятия в целом. Работодатель может разработать специальный документ об участии персонала в прибыли в качестве локального нормативного акта, возможно и включение этого условия в каждый трудовой контракт. Наиболее часто подобное условие включается в трудовые контракты в акционерных обществах.

    Государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:

    Выплату в установленном порядке пособия по безработице;

    Оказание в некоторых случаях материальной помощи безработному и членам его семьи;

    Выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;

    Возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению Государственной службы занятости;

    Возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

    Оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности.

    Решение о назначении пособий по безработице либо отказе в их назначении принимается Государственной службой занятости в течение 10 дней с момента регистрации безработного.

    Выплата пособий по безработице производится со дня регистрации безработного в центре занятости и сохраняется в период выполнения безработным временной работы, о которой он обязан уведомить центр занятости, а также во время выполнения оплачиваемой общественной работы по направлению центра занятости.

    Пособие по безработице выплачивается в следующих размерах:

    За первые 13 календарных недель в размере 70% и за последующие 13 календарных недель - 50% средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не ниже минимальной заработной платы и не выше удвоенной ее величины в случае, если безработный в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель;

    За первые 13 календарных недель в размере 100% и за последующие 13 календарных недель - 75% минимальной заработной платы безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также ищущие работу после длительного (более 1 года) перерыва при наличии у них общего трудового стажа не менее 1 года и при условии, что их трудоустройство не требует профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;

    За первые 13 календарных недель в размере 85% и за последующие 13 календарных недель - 70% минимальной заработной платы безработным, впервые ищущим работу, а также ищущим работу после длительного перерыва при наличии у них общего трудового стажа менее 1 года и если их трудоустройство невозможно без профессиональной подготовки.

    Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в Государственной службе занятости. Безработным, стаж работы которых составляет более 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, срок выплаты пособия по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный срок, на две календарные недели.

    Безработным, имеющим на иждивении детей до 14 лет (инвалида - до 16 лет), размер пособия увеличивается на 10%, а при наличии двоих детей и более - на 20%.

    В случае болезни безработного вместо пособия по безработице или стипендии выплачивается пособие по временной нетрудоспособности (в том числе по беременности и родам, уходу за больным ребенком), а срок получения пособия по временной нетрудоспособности не включается в общий срок выплаты пособия по безработице.

    Пособие по безработице, как правило, не выплачивается в случаях:

    Увольнения (отчисления) за нарушение трудовой или воинской дисциплины и иные виновные действия, а также в случае потери источника дохода в результате виновных действий;

    Увольнения (отчисления) с последнего места работы или службы (учебы) по собственному желанию без уважительных причин;

    Непредоставления по требованию центра занятости декларации о доходах.

    Выплата безработному пособия прекращается в случаях:

    Трудоустройства;

    Прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению службы занятости;

    Окончания установленного законом срока выплаты;

    Получения пособия обманным путем;

    Осуждения к наказанию в виде лишения свободы;

    Получения пенсий или пособий в размерах, превышающих размер пособия по безработице.

    В отдельных случаях выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев, причем этот срок включается в общий срок выплаты пособия по безработице, или размер пособия может быть сокращен, но не более чем на 50%. Это возможно в случае, если безработный нарушает условия регистрации или перерегистрации в центре занятости; если безработный не уведомляет центр занятости о трудоустройстве на временную работу в период получения пособия по безработице; если безработный дважды отказался от предложенной центром занятости подходящей работы или от профессионального обучения.

    Безработному и членам его семьи за счет средств фонда занятости может быть оказана материальная помощь, размер которой, как правило, не может превышать минимальной заработной платы. Решение об оказании ее принимается центром занятости на основании письменного заявления с учетом материального положения безработного и членов его семьи (3, ст. 19). На период профессионального обучения или переобучения безработным выплачивается стипендия в размерах, определенных Законом о занятости (ст. 17). Стипендия безработным устанавливается в размере 50%, а при наличии иждивенцев - 75% средней заработной платы по последнему месту работы, но не ниже полуторного размера минимального пособия по безработице для данного безработного и не выше трехкратной минимальной заработной платы. Безработным, не работающим более 1 года, а также уволенным за нарушение трудовой дисциплины либо по собственному желанию без уважительных причин, стипендия выплачивается в размере минимальной заработной платы. Размер стипендии может быть уменьшен или выплата ее прекращена в связи с неуспеваемостью либо систематическим непосещением занятий без уважительных причин.

    При переезде безработных и членов их семей по направлению центра занятости на новое место жительства и работы в другую местность им возмещаются расходы на переезд (стоимость проезда, перевозки имущества, суточные за время нахождения в пути), выплата этих сумм производится центрами занятости по месту нахождения предприятия, принимающего безработного на работу. Кроме того, безработным оказывается единовременная материальная помощь в размере 5 минимальных заработных плат и по одной минимальной заработной плате на каждого члена семьи.

    К социальным гарантиям, предоставляемым безработным, следует отнести также возможность участия в оплачиваемых общественных работах. К общественным работам относятся такие виды работ, которые не требуют специальной профессиональной подготовки.

    К ним относятся различные виды сельскохозяйственных работ, заготовка дикорастущих ягод, грибов, трав, работа на овощных базах, лесозаготовительные, погрузочно-разгрузочные работы, благоустройство городских территорий и т. п. Время участия в общественных работах включается в общий и непрерывный рабочий стаж. Общественные работы выполняются на основе трудового договора, договора подряда, иных гражданско-правовых договоров, которые заключаются между работодателем и безработным.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключение можно сделать следующие выводы:

    В настоящее время перед Российским рынком труда стоит множество проблем. Для их решения надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет снизить уровень безработицы.

    Размер социальных гарантий работодателя определяется общим компенсационным пакетом работника, который, по мимо, заработной платы, включает в себя еще ряд опций: - добровольное медицинское страхование (ДМС); - дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО); - санаторно-курортное обслуживание и летний отдых (СКО); - жилищные программы в различной форме (бесплатное предоставление жилья, жилищные ссуды, ипотечное кредитование и т.п). Общий компенсационный (социальный) пакет работника либо большой, либо маленький (вообще нет), либо оптимален. Оптимален, если он способствует стимулированию персонала, и появления у него мотивации трудиться на этом предприятии, рожать и обучать детей, содержать родителей и обустраивать жилье.

    В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным гражданам:

    Бесплатное получение информации и услуг при содействии в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве службы занятости;

    Бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, психологической поддержке профессиональной подготовке, переподготовке и повышение квалификации по направлению службы занятости;

    Выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;

    Выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

    Возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

    Правом на получение пособия по безработице обладают безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нанесенный здоровью увечьем или иным повреждением, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем размер пособия по безработице, установленный законодательством о занятости.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Закон о Занятости населения в Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 20.04.96 N 36-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 30.04.99 N 85-ФЗ, от 17.07.99 N 175-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 20.11.1999 N 195-ФЗ)

    2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года Опубликовано в «Российской газете» за 31 декабря 2001 г., № 256 (2868). (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 97-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.04.2004 N 32-ФЗ).

    3. Котляр Б.А., Медведев А.Ю. «Социальное партнерство и конкурентоспособность», М., ОАО «Типография «Новости», 2006 г., с. 329-332.

    4. Друкер Питер Ф., «О профессиональном менеджменте», М., Вильямс, 2006 г. Методические рекомендации по анализу и устранению причин трудовых конфликтов, вызванных требованиями рабочих о повышении заработной платы., ЦНОТОРГМЕТ, М, 2004 г.

    5. М. Троттман «Любовь к людям», «Ведомости», 18.04.06 г., № 68, с.7

    6. Труд и занятость в России. - М, 2005г, с.534.

    7. Цыганкова Т.А. - Пособие по безработице как одна из основных социальных гарантий

    В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
    Далее в ст. 255 дан перечень конкретных расходов на оплату труда, заканчивающийся п. 25, согласно которому для целей исчисления налога на прибыль учитываются "другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором". Таким образом, перечень в НК РФ остается открытым.
    Обычно п. 25 ст. 255 применяется для отражения в расходах выплат в рамках так называемого соцпакета, предусмотренного на многих предприятиях. Однако ст. 270 НК РФ установлены определенные ограничения для расходов, осуществляемых в пользу работников.
    Как правильно оформить подобные расходы? В каких случаях на практике возможны споры между налогоплательщиками и налоговыми органами по поводу "других видов" расходов на оплату труда? Как разрешить противоречия между п. 25 ст. 255 и отдельными положениями ст. 270?

    Как правильно оформить соцпакет?

    Под термином "соцпакет " обычно понимаются меры поощрения и поддержки работника, не предусмотренные трудовым законодательством и финансируемые или осуществляемые работодателем по собственной инициативе в целях стимулирования производственной мотивации работника. Как правильно оформить расходы, связанные с подобными выплатами, чтобы их можно было учесть для целей исчисления налога на прибыль?
    В этом нет ничего сложного. Во-первых, должны соблюдаться положения ст. 252 НК РФ (которая предъявляет универсальные требования к признанию расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, - экономическая обоснованность и документальное подтверждение). Во-вторых, гарантии и компенсации должны быть предусмотрены трудовыми и (или) коллективным договорами. Оформить соцпакет можно по-разному, однако подойти к этому вопросу следует с особой тщательностью. В необходимости такого подхода читатели убедятся, когда (в следующем разделе) мы обозначим спорные вопросы, связанные с премированием.
    Итак, где лучше всего отразить условия соцпакета? Здесь многое зависит от того, насколько велик перечень гарантий и компенсаций, предусмотренных в организации, а также от количества работающих.
    Если организация небольшая и список гарантий состоит из пары-тройки пунктов, то условия соцпакета можно отражать в каждом трудовом договоре. Если же в организации в отношении соцпакета используется дифференцированный подход, то включение всех его условий в каждый трудовой договор сделает последний весьма громоздким. Кроме того, если работодатель захочет поменять правила, внесение изменений в каждый трудовой договор потребует большого труда.
    Положения, описывающие входящие в соцпакет гарантии и компенсации, можно включить в коллективный договор, что позволит исключить правила поощрения из трудовых договоров и избавит от необходимости внесения в них положений о премировании.
    При этом работодателю следует помнить, что процедура изменения условий коллективного договора, предусмотренная гл. 6 и 7 ТК РФ, достаточно трудоемка и не позволит оперативно корректировать объем предоставляемых работникам гарантий и компенсаций. Порядок заключения коллективного договора предполагает согласование его текста с работниками организации в лице их представителя. Если работодатель решает внести изменения (дополнения) в действующий коллективный договор до истечения срока его действия, то он должен согласовать эти изменения с работниками в лице их представителей либо в порядке, установленном ТК РФ, либо в порядке, предусмотренном самим коллективным договором (ст. 44 ТК РФ).

    В организации могут быть регламентированы локальным нормативным актом - положением о дополнительных гарантиях и компенсациях работникам организации, не предусмотренных ТК РФ. Каковы преимущества данного способа? Во-первых, можно предусмотреть все нюансы, связанные с предоставлением соцпакета, например дифференцировать его состав в зависимости от специфики работы структурных подразделений организации, гендерных и возрастных признаков каждого сотрудника и стажа его работы в организации. Во-вторых, в тексты трудовых (коллективного) договоров можно включить лишь ссылки на обеспечение гарантий и компенсаций в порядке, установленном данным локальным нормативным актом, что освободит от необходимости подробно излагать нюансы предоставления соцпакета в этих договорах и вносить в них поправки при смене "правил игры". Организация сможет оперативно корректировать состав соцпакета в зависимости от потребностей сотрудников и своих финансовых возможностей.
    Нередко организации устанавливают индивидуальный соцпакет для каждого сотрудника в зависимости от его возраста, квалификации, стажа работы и т.д. В этом случае в положении можно указать полный перечень гарантий и компенсаций, которые предусмотрены на предприятии, а в трудовом договоре дать ссылки на соответствующие пункты локального нормативного акта в зависимости от объемов гарантий и компенсаций, предусмотренных для конкретного работника.

    Трудовым (коллективным) договором может быть установлена...

    ... материальная помощь

    Во многих организациях предусмотрена материальная помощь, выплата которой обусловливается теми или иными событиями в жизни работника, как радостными, так и скорбными.
    Согласно п. 23 ст. 270 НК РФ расходы в виде сумм материальной помощи работникам не учитываются при определении налоговой базы (см. Письмо Минфина России от 21.02.2011 N 03-03-06/4/12). К сожалению, даже в тех случаях, когда возможность такой выплаты предусмотрена трудовыми (коллективным) договорами. Например, в Письме ФНС России от 27.04.2010 N ШС-37-3/698@ рассматривался вопрос о возможности включения в расходы предусмотренной коллективным договором матпомощи уволенным в связи с выходом на пенсию (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).
    Вот что ответило главное налоговое управление. На основании п. 25 ст. 255 НК РФ перечень указанных расходов является открытым при условии, что данные расходы предусмотрены трудовым и (или) коллективным договорами. Одновременно следует иметь в виду, что не все выплаты работнику, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договорами, являются оплатой труда в смысле норм ст. 255 НК РФ.
    Правовое регулирование вопросов, связанных с оплатой труда работников, осуществляется в рамках ТК РФ. Как следует из его ст. 129, заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.
    Исходя из положений ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст) материальная помощь представляет собой социально-экономическую услугу, состоящую в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

    То есть материальная помощь выдается работнику организации для личных нужд и не является оплатой труда (платой за фактически отработанное время) .
    ФНС отметила: материальная помощь, производимая на основании коллективного договора при увольнении работника в связи с его выходом на пенсию, не является оплатой труда. Данная выплата по своему назначению является поощрением, способом выражения благодарности со стороны работодателя работнику, уходящему на заслуженный отдых. Подобная выплата носит социальный характер и на основании ст. 270 НК РФ не учитывается в целях налогообложения прибыли.
    Обращаем ваше внимание, что нередко в локальных нормативных актах материальной помощью именуются выплаты, напрямую связанные с оплатой труда. Как быть в этом случае? Обратимся к Письму Минфина России от 29.02.2012 N 03-03-06/4/13, где рассматривалась следующая ситуация. Работникам организации при предоставлении ежегодного отпуска производится единовременная выплата, именуемая в локальных нормативных актах материальной помощью. Данная выплата предусмотрена коллективным договором, имеет фиксированный размер и регулярный характер, зависит от размера зарплаты работника (должностного оклада) и от соблюдения им трудовой дисциплины. Таким образом, данная выплата экономически обоснованна и является элементом системы оплаты труда. Признается ли данная выплата материальной помощью, которая выплачивается на социальные нужды и в силу п. 23 ст. 270 НК РФ не учитывается в расходах для целей исчисления налога на прибыль, или ее можно учесть в расходах в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ?
    По мнению Минфина, в случае когда выплаты связаны с выполнением физическим лицом его трудовой функции и являются элементом системы оплаты труда, они не признаются материальной помощью по смыслу ст. 270. Такие единовременные выплаты работникам организации могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль согласно ст. 255.

    ... полная оплата больничного

    Согласно пп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 255-ФЗ (Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством") первые три дня временной нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя (Указанные расходы на основании пп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ учитываются в целях налогообложения прибыли), а остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности - за счет средств соцстраха.

    В силу п. 3.1 ст. 14 этого Закона средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную по правилам Федерального закона N 212-ФЗ (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования") на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС.

    К сведению. С 1 января 2012 г. база для начисления страховых взносов, с учетом ее индексации, в отношении каждого физического лица установлена в сумме, не превышающей 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974).

    Частью 1 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ определено, что размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа работника. При стаже восемь и более лет пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка, при стаже от пяти до восьми лет - 80%, до пяти лет - 60%.
    Таким образом, в организациях с высоким уровнем зарплаты работникам зачастую невыгодно оформлять больничный лист, и нередко, пренебрегая своим здоровьем (и здоровьем окружающих), они, фактически болея, выходят на работу. В связи с этим многие организации предусматривают компенсацию сотруднику утрачиваемых за время болезни доходов. С одной стороны, компания несет дополнительные затраты, с другой - такая забота о сотруднике окупается сторицей. Ведь полная оплата больничного, во-первых, снизит риск потерь для организации по причине пренебрежения сотрудника собственным здоровьем, во-вторых, повысит эффективность его работы за счет своевременного лечения, а в-третьих, увеличит лояльность ценных сотрудников. (Во избежание злоупотребления сотрудниками данной льготой некоторые организации ограничивают объемы полной компенсации больничного определенным количеством дней болезни в году на каждого сотрудника. Например, оплачивая больничный в полном объеме не более чем за 15 календарных дней болезни в течение года.)
    Вправе ли организация на основании п. 25 ст. 255 НК РФ учесть при исчислении налога на прибыль в составе расходов на оплату труда разницу между суммой оклада и суммой пособия за период временной нетрудоспособности, подтвержденный больничным листом?
    Доплаты сотрудникам до их фактического заработка при временной нетрудоспособности учитываются при расчете налога на прибыль. Отметим, что до 2010 г. для этих целей в НК РФ был предусмотрен п. 15 ст. 255, который утратил силу с 1 января 2010 г. Однако и после этой даты подобные выплаты можно учесть при расчете налога на прибыль. По мнению Минфина, налогоплательщик имеет право на основании п. 25 ст. 255 учесть в целях налогообложения прибыли сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому и (или) коллективному договорам , над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ, в пределах фактического (среднего) заработка (см. Письмо от 21.05.2010 N 03-03-06/1/340).

    ... оплата больничного без листка нетрудоспособности

    В некоторых организациях локальными нормативными актами предусмотрена оплата дней невыхода сотрудника на работу по причине болезни при отсутствии листка нетрудоспособности, например: "Работник может не представлять листок нетрудоспособности, если болезнь носит кратковременный характер. При этом организация выплачивает ему пособие (средний заработок) за дни невыхода на работу, но не более чем за три календарных дня болезни в течение года".
    Полагаем, что учесть такие выплаты для целей исчисления налога на прибыль будет весьма проблематично. Минфин, например, категорически против. В упомянутом выше Письме N 03-03-06/1/340 финансовое ведомство разъяснило, что выплата заработка за период временной нетрудоспособности при отсутствии листка нетрудоспособности является расходом, не соответствующим критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, и не учитывается при исчислении налога на прибыль организаций.
    В Письме от 28.04.2010 N 03-03-06/1/306 на вопрос о возможности учета в расходах доплаты до суммы оклада за период временной нетрудоспособности работника без подтверждающих документов (больничного листа) Минфин ответил, что на основании п. 25 ст. 255 НК РФ в качестве расходов на оплату труда признаются также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым или коллективным договором, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.
    Таким образом, выплата пособия по временной нетрудоспособности, а также среднего заработка в случае, когда работник не представил больничный лист, не может быть учтена для целей налогообложения прибыли.

    ... оплата абонементов на посещение фитнес-клубов

    Ни для кого не секрет, что работник, который следит за своим здоровьем и занимается спортом, меньше болеет, более активен, что положительно влияет на производительность труда. Вправе ли налогоплательщик учесть при исчислении налога на прибыль расходы на оплату абонементов в фитнес-клуб, приобретаемых для сотрудников, если это предусмотрено трудовыми договорами с ними?
    С одной стороны, установленный ст. 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда не является закрытым и согласно ее п. 25 в качестве расходов на оплату труда признаются также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договорами. Из этого следует, что в целях гл. 25 НК РФ к расходам на оплату труда относятся любые виды затрат, соответствующие требованиям ст. 252 НК РФ и произведенные в пользу работника, если они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договорами, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ. Напомним, что согласно п. 29 ст. 270 не уменьшают налоговую базу по прибыли расходы на оплату занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий. Таким образом, контролирующие органы подчеркивают: подобные расходы учесть не получится (Письмо УФНС по г. Москве от 29.08.2008 N 21-11/082010@).
    Минфин в недавнем Письме (от 15.03.2012 N 03-03-06/1/130) на вопрос о возможности учета указанных "спортивных" расходов не был столь категоричен и ответил уклончиво. Дескать, налогоплательщик самостоятельно учитывает в целях налогового учета доходы и расходы при соблюдении норм законодательства о налогах и сборах. Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (Определение КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П).
    Что касается арбитражной практики по этому вопросу, есть примеры, когда организациям удавалось отстоять "фитнес"-расходы. Так, в Постановлении ФАС МО от 14.04.2011 N КА-А40/2726-11 по делу N А40-75795/10-76-386 рассматривалась следующая ситуация. Налоговый орган счел, что расходы на аренду бассейна неправомерно учтены при исчислении налога на прибыль, поскольку понесены для деятельности, не направленной на получение дохода. Суд с этим не согласился. В соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ в расходы на оплату труда включаются все расходы, понесенные в пользу работников, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договорами. По коллективному договору, заключенному обществом с трудовым коллективом, в обязанности работодателя входит обеспечение работникам возможности регулярного (не реже одного раза в неделю) посещения плавательного бассейна, в связи с чем общество заключило договор аренды бассейна. Спорные расходы для общества экономически обоснованны. Обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

    ... оплата стоимости проезда

    Согласно п. 26 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
    Итак, речь идет о двух условиях, при которых расходы на доставку сотрудников к месту работы и обратно могут быть учтены для целей налогообложения:
    1. Доставка обусловлена технологическими особенностями производства.
    2. Доставка предусмотрена трудовыми и (или) коллективным договорами.
    Однако из этой нормы неясно, должны ли соблюдаться оба условия одновременно или достаточно выполнения одного из них. В связи с такой неопределенностью на практике нередко возникают споры.
    Например, из Письма Минфина России от 20.05.2011 N 03-03-06/4/49 следует, что должны выполняться оба условия. А в Письме от 11.05.2006 N 03-03-04/1/435 он указал, что расходы по доставке сотрудников, которая необходима в силу технологических особенностей производства, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, если такая доставка не предусмотрена коллективным либо трудовыми договорами.
    Московские налоговики пошли еще дальше. Мало того, что должны выполняться оба условия. По мнению инспекции, все затраты на оплату проезда к месту работы и обратно учитываются в составе расходов при условии ведения в отношении каждого сотрудника персонифицированного учета и документального подтверждения первичными документами в соответствии с законодательством РФ (Письмо УФМС по г. Москве от 27.06.2008 N 20-12/060976).
    А вот судя по арбитражной практике, достаточно выполнения одного из условий. Например, ФАС ПО в Постановлении от 30.05.2008 N А65-16782/07 указал, что в п. 26 ст. 270 НК РФ установлена альтернативность условий, при которых затраты на доставку работников до места работы можно учесть в расходах. В связи с этим наличие в трудовых договорах соответствующих положений позволяет учитывать названные затраты.
    Аналогичное мнение высказано и в Постановлении ФАС МО от 08.10.2008 N КА-А40/8061-08: согласно трудовым договорам и правилам внутреннего трудового распорядка налогоплательщик обязан доставлять сотрудников к месту работы и обратно, в связи с чем признание расходов на такую доставку правомерно.
    Приведем ряд примеров, где судьи пришли к выводу, что расходы признаются, если они обусловлены технологическими особенностями производства:
    - ФАС ДВО в Постановлении от 20.05.2011 N Ф03-2085/2011 указал на правомерность учета расходов на доставку сотрудников на такси до места работы на основании п. 26 ст. 270 НК РФ. Данные расходы связаны с технологическими особенностями производства, режимом производственных объектов, их удаленностью, вахтовым режимом работы сотрудников;
    - ФАС ВСО в Постановлении от 27.09.2010 N А33-18167/2008 не принял довод инспекции о том, что расходы на оплату проезда сотрудника к месту работы и обратно не учитываются, если они не предусмотрены коллективным и (или) трудовыми договорами, указав, что налогоплательщик правомерно признал эти затраты, так как они обусловлены технологическими особенностями производства;
    - ФАС УО в Постановлении от 17.12.2007 N Ф09-10398/07-С3 посчитал, что расходы налогоплательщика на перевозку персонала, работающего в ночную смену, связаны с технологическими особенностями производства и учтены при налогообложении прибыли правомерно. Предусматривать данные расходы в трудовом договоре не обязательно.

    ... оплата питания

    Пунктом 25 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективным договором).
    Таким образом, расходы на бесплатное для работников питание могут учитываться для целей налогообложения в случае, если питание предоставлено в соответствии с законодательством РФ либо предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективным договором (см., например, Письмо Минфина России от 30.06.2011 N 03-03-06/1/384).
    Обращаем ваше внимание, что, по мнению московских налоговиков (Письмо от 13.04.2011 N 16-15/035625@), при этом затраты на бесплатное или льготное питание, предусмотренное трудовыми и (или) коллективным договорами, рассматриваются в налоговом законодательстве в качестве расходов, уменьшающих размер налоговой базы по налогу на прибыль организаций, только если они являются частью системы оплаты труда, так как включение сумм в состав расходов на оплату труда, как и в случае иных начислений по оплате труда, предполагает возможность выявить конкретную величину доходов каждого работника (с начислением НДФЛ).
    При отсутствии такой возможности затраты на питание в целях налогообложения прибыли организаций не могут быть учтены в составе расходов на оплату труда, а иной порядок учета такого рода выплат в пользу работников (по сути, социальных выплат) не предусмотрен. Тогда указанные затраты не будут исключением, оговоренным в п. 25 ст. 270 НК РФ.

    ... оплата путевок

    Работодатель может самостоятельно обеспечивать сотрудников путевками либо компенсировать стоимость приобретенных путевок (при представлении документов об оплате путевки).
    В соответствии с п. 29 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников. Таким образом, затраты на финансирование лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, приобретение путевок для работников на санаторно-курортное лечение и оздоровление не учитываются в составе расходов в целях налогообложения прибыли организаций (см. Письмо Минфина России от 16.02.2012 N 03-03-06/4/8). Причем не важно, предусмотрена ли такая гарантия трудовым или коллективным договором.
    Некоторые организации находят выход, оформляя выдачу путевки работнику как премию за определенные трудовые достижения. Но, скорее всего, и в таком случае споров с контролерами избежать не удастся. Однако если такая "премия" указана в коллективном или трудовом договоре, а также определено, за какие именно трудовые достижения она предоставляется, то при судебном разбирательстве у организации есть все шансы отстоять свою правоту.

    ... надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда

    Нередко в коллективном договоре предусматривается выплата единовременного поощрения за добросовестный труд при увольнении работников по собственному желанию из организации впервые в связи с выходом на пенсию в зависимости от стажа работы в организации.
    Согласно п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, другие виды расходов, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором.
    Вместе с тем на основании п. 25 ст. 270 НК РФ расходы организации в виде надбавок к пенсиям, а также единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда (По мнению Минфина, данную норму также необходимо применять в отношении выплат выходящим на пенсию сотрудникам, не имеющим звания "ветеран труда" (Письмо от 21.02.2011 N 03-03-06/1/111)) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

    В Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 N 13018/10 отнесение организациями к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, сумм в виде надбавок к пенсии, единовременных пособий уходящим на пенсию работникам и иных аналогичных выплат, предусмотренных трудовыми и (или) коллективными договорами, признано неправомерным в связи с тем, что указанные выплаты носят непроизводственный характер и не связаны с оплатой труда работников. Аналогичное мнение высказано и в Постановлении ФАС СЗО от 02.06.2011 N А42-11132/2009: выплаты единовременных пособий уходящим на пенсию работникам являются дополнительными социальными гарантиями и компенсациями и не связаны с деятельностью, направленной на получение доходов. Следовательно, такие расходы не учитываются при налогообложении прибыли.
    Учитывая изложенное, единовременное поощрение, выплачиваемое при увольнении работников по собственному желанию впервые в связи с выходом на пенсию, предусмотренное коллективным договором, не учитывается в составе расходов в целях налогообложения прибыли организаций (см. Письма Минфина России от 16.02.2012 N 03-03-06/4/8, от 21.10.2011 N 03-03-06/1/679).
    Однако есть в арбитражной практике примеры, где судьи считают, что в зависимости от того, как обоснованы данные выплаты, их можно включить в облагаемую базу по налогу на прибыль. Например, судьи ФАС ЗСО в Постановлении от 02.07.2008 N Ф04-3910/2008(7317-А81-14) отметили, что единовременные пособия уходящим на пенсию работникам выплачивались в соответствии с условиями коллективного договора не всем сотрудникам, а только тем, которые отработали в организации не менее пяти лет. Поэтому данные выплаты стимулируют работников на долгосрочные трудовые отношения с работодателем и могут учитываться в расходах на оплату труда.

    Что написано в законе, то обязательно!

    Часто указывая в объявлении или на собеседовании наличие социального пакета, имеют в виду оплату больничного или отчисления в Пенсионный, социальный и фонд медицинского страхования. Но нужно отметить, что все это прописано в законе и, соответственно, является обязательным к исполнению для работодателя. И обещать это в качестве какого-то бонуса по меньшей мере бессмысленно - работник и так все это должен получать.

    Вот перечень основных социальных гарантий, прописанных в Трудовом кодексе Российской Федерации:

    • оплата больничных листов;
    • оплата очередного отпуска 28 дней;
    • обязательное социальное страхование (отчисления в Пенсионный фонд, медстрах и соцстрах, сюда же можно отнести уплату подоходного налога);
    • оплата командировочных (ст. 167, 168 ТК РФ);
    • возмещение транспортных расходов сотрудникам при работе разъездного характера (ст. 168.1 ТК РФ);
    • ст. 170, 172 ТК РФ содержат целый ряд гарантий, предоставляемых работодателем сотруднику при исполнении им государственных или общественных обязанностей, например донорство, участие в судебном разбирательстве в роли присяжного заседателя или свидетеля.

    Кроме того, Кодекс содержит немало других социальных гарантий, положенных работнику. Все, что прописано в законодательстве, не является дополнительным социальным обеспечением работника - это обязательные социальные гарантии.

    Дополнительно

    А вот все, что предоставляется сверх положенного по закону, относится к дополнительному социальному обеспечению или, как иначе можно назвать, к мотивационному и компенсационному пакету социальных гарантий.

    У нас все, что положено по трудовому законодательству, работник получает безусловно, - рассказывает о социальном обеспечении в ИД «Дважды два» замдиректора по персоналу Маргарита Степаненко. - Кроме того, у нас за счет предприятия дарятся подарки детям сотрудников и сотрудникам к Новому году, сотрудникам и сотрудницам к 23 февраля и 8 Марта, соответственно, а также подарки ко дню рождения. Выдается материальная помощь к дню свадьбы, рождению ребенка или на похороны близкого родственника и другая материальная помощь на усмотрение директора. Выдаются, при их наличии, билеты в кино, театр и на концерты. Немаловажно и то, что сотрудники получают доплату за стаж работы в нашей компании. Так мы избавляемся от текучки кадров и закрепляем своих специалистов на предприятии.
    Такие меры поддержки работников сверх получаемой ими зарплаты и положенных по закону социальных гарантий называется мотивационным обеспечением или мотивационным социальным пакетом.
    Кроме мотивации сотрудника, работодатель может предложить ему и дополнительные компенсации расходов. Например, довольно распространена практика оплаты мобильных переговоров или транспортных расходов, а также амортизации людям отдельных профессий. Среди них таксисты и водители на личном транспорте, торговые агенты.

    У нас компенсируется частично или полностью амортизация автомобиля и расходы на бензин и мобильная связь, - поясняет Маргарита Степаненко. - Но такую компенсацию получают не все работники, а только некоторые категории, у которых работа связана с этими расходами.

    Зарубежный опыт

    Ценность такой поддержки оценена не всеми руководителями российских предприятий. Кто-то считает, что работник получает за свой труд положенную ему зарплату и больше ему ничего не положено. Другие работодатели назначают мотивационную поддержку работников, «потому что так делают все». То есть идут вслед за рынком трудовых ресурсов, но рвения особого не проявляют.

    Между тем, в зарубежных странах этому вопросу уделяется большое внимание. Считается, что дополнительные социальные гарантии должны составлять не менее трети от зарплаты работника. В противном случае он их просто не заметит.

    Так же чревато опираться просто на высокую зарплату, так как уже через полгода персонал к ней привыкнет, и ему будет не хватать данного уровня дохода. А повышать сколько-нибудь значительно зарплату по несколько раз в год работодатель не сможет.

    Поэтому в развитых странах программы дополнительной поддержки и мотивации работников тщательно прорабатываются и отслеживаются по результативности.

    Большим плюсом при трудоустройстве считается наличие дополнительного страхования жизни, здоровья и стоматологическая страховка. Не менее важно, например, и предоставление такой мелочи, как место на парковке.

    Зачастую в других странах, а теперь и в России, соискатель, узнав, что на предприятии не предоставляются дополнительные социальные гарантии, отказывается от работы.

    Хороший руководитель понимает, что для полной самоотдачи работника не должны беспокоить другие заботы. Если сотрудник знает, что ему предстоит отстоять в очереди в больницу или придется искать подарок для близких, он не сможет работать в полную силу. Именно поэтому руководители и стараются компенсировать трудозатраты не только деньгами, но и дополнительными услугами и бонусами.

    Важным моментом является забота о детях сотрудников. В иностранных компаниях работающим родителям из числа персонала оплачивается детский сад или, довольно часто, открываются детские группы прямо на территории компании. Так у родителей и молодых работников, готовящихся создать семью, не болит голова, кто же будет смотреть за детьми, пока они делают карьеру.

    В Издательском доме «Дважды два», - рассказывает Маргарита Георгиевна, - сотрудники к первому сентября получают талон на определенную сумму по корпоративной акции «Дети в школу». А летом мы компенсируем часть суммы на путевку в лагерь для ребенка.

    Если в России принято предоставлять универсальный социальный пакет всем работникам, то во многих других странах работники получают дополнительные бонусы в зависимости от должности и вклада в развитие фирмы. Например, более удобное место на парковке может предоставляться топ-менеджерам или наиболее ценным сотрудникам.

    Кроме того, часто дополнительный соцпакет предоставляется в виде списка, в котором работник выбирает именно те бонусы и услуги, которые ему нужны.

    Например, в такой ситуации, когда руководство решит поощрить сотрудников бесплатной путевкой в тренажерный зал, гипертоники или люди с больной спиной никакой выгоды не извлекут. А если будет выбор между походом в театр или кино, тренажером и массажем, то любой работник сможет выбрать то, что подходит именно ему. Это достаточно удобно для сотрудников, а значит, и работодатель получит свою выгоду в виде здоровых, отдохнувших и готовых продуктивно работать сотрудников.

    Здоровье

    Очень многое об отношении руководителя к работникам говорит наличие дополнительного социального пакета. Но еще более важно присутствие в этом пакете медицинских услуг. Это важно не только для работника - он заботится о своем здоровье и сможет не переживать в случае болезни, тем более если он иногородний и приписан к отдаленной поликлинике.

    Наличие дополнительной медицинской страховки или медицинских услуг важно и работодателю. Не секрет, что компании теряют огромные средства из-за болезни работников. Особенно это сказывается зимой во время эпидемий - работать надо, а 20-30 процентов сотрудников либо лежат дома и в больнице, либо больные приходят на работу. А это влияет на продуктивность как их собственную, так и их коллег.
    - У нас большое внимание уделяется здоровью наших работников, - рассказывает Маргарита Степаненко из ИД «Дважды два». - Если сотрудник подхватил вирусную инфекцию, тем более в сезон, когда бушуют эпидемии гриппа и других заболеваний, ему настоятельно рекомендуется не приходить на работу. В таком случае даже без предоставления больничного листа наш работник получает 2-3 дня оплачиваемого отгула. Это более выгодно, чем платить больничные половине коллектива, которую он может заразить, придя на работу в таком состоянии. Кроме того, каждый месяц у нас выделяется определенная сумма на обслуживание в медицинском центре «Диагност» и каждый работник может взять туда бесплатный талончик. Также при острых болях мы даем талоны на стоматологическое обслуживание.

    Что еще?

    Выбор различных услуг, бонусов и гарантий в дополнительный социальный пакет довольно широк. Тут уж каждый руководитель решает, что выбрать. Наиболее удобно это для директоров небольших фирм - в таком случае шеф знает, что необходимо его сотрудникам.

    В крупных же компаниях руководителю стоит назначить ответственного специалиста или даже создать комиссию по выявлению потребностей персонала. Тут важно тщательно отработать кадровой службе совместно с руководителями подразделений и дать руководителю полный отчет о желаниях и проблемах сотрудников.

    К примеру, очень важно наладить питание работников.

    Голодный работник - не работник. Но в нашей стране зачастую в офисах и на производстве нет не только оборудованной столовой, но даже и просто отдельной комнаты со столом и стульями. При этом на рабочем месте обедать запрещается. И как тут быть сотруднику? Ехать домой или обедать в столовой не всегда есть возможность.

    В нашей компании на обоих этажах офиса есть столовые с холодильником и микроволновкой, чайником, диспенсером с водой и набором посуды, - рассказывает Маргарита Степаненко. - У сотрудников есть выбор - кто-то приносит обед с собой, кто-то ходит в магазин, столовую или домой.

    В других компаниях решение находят в заказе доставки еды в офис - часть расходов или полностью заказ оплачивает фирма.

    Мнение:

    Анна Кошкарева, заместитель директора по экономике и финансам ИД «Дважды два»:

    Администрация нашего предприятия заботится о здоровье работников. Для этого делается немало. Так, на нашем предприятии можно пройти бесплатное диагностическое обследование и лечение в медицинском центре и в стоматологическом кабинете. Я и сама пользовалась этими услугами от нашей компании. Было удобно взять талончик на работе и сразу пойти на прием - не нужно выстаивать очереди в поликлинике. Да и руководство всегда в курсе, где задержался работник и что с ним.

    Публикации по теме