Вопросы к экзамену. Г. Развитие конкурентных отношений

Анализ и прогнозирование социально-экономического разви­тия является отправной точкой работы по управлению региональ­ным развитием. На основе обоснованного прогноза определяют­ся цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии региональ­ного хозяйственного комплекса.

Прогнозирование социально-экономического развития региона- предвидение будущего состояния экономики и социальной сфе­ры, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального ком­плекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обосно­вания целей и задач социально-экономического развития, выра­ботки и обоснования социально-экономической политики прави­тельства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.

В состав прогноза социально-экономического развития реги­она входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдель­ных сторон жизни общества, и комплексный экономический про­гноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:

  • демографическая ситуация в регионе;
  • состояние природной среды, включая такие сферы, как раз­веданные запасы природных ископаемых, земельные, вод­ные и лесные ресурсы;
  • будущее состояние научно-технических достижений и воз­можность их внедрения в производство;
  • основные факторы производства (капитал, труд, инвести­ции);
  • величина и динамика спроса населения на товары и услуги;
  • платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги;
  • темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятель­ности.
В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разра­ботка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие ре­гионального хозяйственного комплекса.

По временному горизонту комплексные прогнозы экономичес­кого развития регионов можно подразделить на три вида: долго-, средне- и краткосрочный.

Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концеп­ции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза исполь­зуются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегод­ной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспек­тивы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и средне­срочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-эко­номического развития публикуются в открытой печати.

Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета.

Вышеназванные документы являются составной частью паке­та, представляемого Правительством России Федеральному собра­нию. В состав этого пакета входят:

  • данные о социально-экономическом развитии страны за прошедший период текущего года;
  • прогноз социально-экономического развития на предстоя­щий год;
  • проект сводного финансового баланса на территории Рос­сии;
  • перечень основных социально-экономических проблем (за­дач) развития, на решение которых будет направлена поли­тика Правительства РФ;
  • перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств феде­рального бюджета;
  • перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
  • проектировки развития государственного сектора эконо­мики.
Наряду с этим Правительство России представляет проекты законов, которые оно считает необходимым принять для успеш­ной реализации намеченных задач.

В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза исполь­зуются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, эконометрические расчеты на базе данных системы национального счето­водства, система макроструктурных моделей, включающая модифи­цированную модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. Эта модель пока не имеет завершенного вида и используется лишь для экс­периментальных прогнозных расчетов.

Возможны два принципиально различных подхода к прогно­зированию экономических объектов: генетический и телеологи­ческий.

Генетический подход основывается на анализе предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, оп­ределяющие особенности развития. На этой основе делаются вы­воды относительно состояния прогнозируемого объекта в буду­щем. Этот подход в большей мере присущ «сторонним наблюда­телям» происходящих процессов. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли. Наиболее ярким представителем данного подхода в нашей стране являлся Н.Д. Кондратьев с его теорией «длинных волн».

Телеологический подход (от греч. telos - цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике процессов. Он базируется на целевых установках развития данного объекта и сте­пени его приближения к поставленным задачам. Наиболее ярким представителем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г. Струмилин.

Методологические и методические проблемы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым правительство поручает разработку прогно­зов. В частности, сводный экономический прогноз разрабатыва­ется Министерством экономического развития и торговли РФ. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза.

Разработка комплексного экономического прогноза региона преследует две цели. Во-первых, он должен предоставить прави­тельству региона информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики. Во-вторых, его показа­тели служат основой для разработки показателей проекта государ­ственного бюджета региона.

Проблемы информационного обеспечения прогнозирования. Го­сударственное прогнозирование базируется на информации, пре­доставляемой соответствующими органами исполнительной вла­сти Российской Федерации и ее субъектов. Основным органом по предоставлению информации является Государственный комитет по статистике, который через сеть своих региональных органов собирает первичную информацию, обобщает ее и официально публикует. Другие министерства и ведомства несут ответствен­ность за предоставление информации по сферам их ведения (по денежно-кредитной сфере - Центральный банк, по исполнению бюджета - Министерство финансов, по таможенной статистике - Государственный таможенный комитет, и т.д.).

Система национальных счетов является сводным и обобщаю­щим инструментом проведения экономических расчетов. Регио­нальная система национальных счетов обеспечивает целостное видение экономических процессов прежде всего в форме потоков финансовых ресурсов, что в основном раскрывает сущность про­исходящих процессов в экономике рыночного типа. Она позво­ляет определить обобщающие показатели развития отраслей, сек­торов и институциональных единиц на различных стадиях про­цесса воспроизводства и взаимно увязать эти показатели между собой.

Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или их группа. Это позволяет проследить движение массы произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости через цикл воспроизводства, от производства до использования.

Комплекс сводных таблиц системы национальных счетов мо­жет применяться как при проведении макроэкономических рас­четов, так и в процессе обобщения отдельных разделов прогноза в единое целое.

Теоретическая база прогнозирования регионального развития.

Прогноз социально-экономического развития региона базирует­ся на определенных научных теориях, объясняющих особенности функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса. Эти теоретические постулаты в основном те же, что и для национальной экономики.

Теория стадий экономического роста У.Ростоу. Согласно этой те­ории выход из состояния слаборазвитости может быть описан сери­ей стадий (шагов), через которые должна пройти любая страна.

У.Ростоу выделял пять стадий движения традиционного обще­ства к зрелости: 1) традиционное общество; 2) созревание пред­посылок для рывка; 3) рывок к самоподдерживаемому росту; 4) пе­реход к технологической зрелости; 5) эра массового потребления. Каждая из этих стадий имеет свою внутреннюю структуру и ло­гику развития. По мнению автора теории, они не только характе­ризуют элементы теории экономического роста, но вместе с тем являются, пусть весьма неполной, теорией всемирной истории.

Неоклассическая теория роста. Одним из главных пунктов нео­классической теории является тезис, согласно которому либера­лизация внутреннего рынка и внешней торговли увеличивает сум­му внутренних и внешних иностранных инвестиций в стране и ускоряет накопление капитала. В свою очередь это ведет к росту капиталовооруженности и производительности труда и уровня душевых доходов.

Традиционно неоклассические модели роста строятся на мо­делях Харрода-Домара и Солоу-Тинбергена, которые среди всех прочих факторов роста отдавали приоритет сбережениям. Соглас­но неоклассической теории экономический рост обусловлен тре­мя главными факторами:

  • ростом количества и качества применяемого труда (через прирост населения и развитие системы образования);
  • накоплением капитала (через сбережения и инвестиции);
  • прогрессом в технологиях.
В условиях открытой экономической системы (при наличии внешней торговли и притока иностранных инвестиций) увеличе­ние доходов происходит по достижении более высокого уровня развития, когда начинается перелив капиталов из богатых стран в бедные, где коэффициент «капитал - доходы на инвестиции» выше.

Теория развития А.Льюиса является одной из известнейших теоретических конструкций развития, в центре внимания которой находится структурная трансформация натуральной потребитель­ской экономики - модель АЛьюиса. Созданная им двухсекторная модель является господствующей теорией развития для тру­доизбыточной экономики стран «третьего мира».

В модели А.Льюиса экономика состоит из двух секторов. Во-первых, это традиционный сектор с натуральным сельским хо­зяйством, скрытым перенаселением и нулевой предельной произ­водительностью труда. Такая ситуация позволила Льюису ввести понятие избыточной рабочей силы в этом секторе, которую мож­но изъять оттуда, не уменьшая объем производства. Во-вторых, существует высокопроизводительный современный сектор, к кото­рому относится городская промышленность и в который посте­пенно перемещается рабочая сила из сельского хозяйства.

Основное внимание в модели АЛьюиса уделено миграции рабочей силы из деревни в город и росту производства и занятос­ти в современном секторе. Как миграция, так и занятость в со­временном секторе зависят от экономического роста внутри него, что, в свою очередь, определяется накоплением капитала и уров­нем инвестиций в промышленность. Такие инвестиции произво­дятся за счет реинвестирования прибыли капиталистами совре­менного сектора. Заработная плата предполагается фиксирован­ной на уровне, несколько превышающем средние доходы работника традиционного сектора. При фиксированной заработ­ной плате в городе предложение рабочей силы из деревни рассмат­ривалось А Льюисом как абсолютно эластичное.

Данная модель может быть приспособлена для описания вза­имосвязей экономических переменных в отдельных регионах Рос­сии.

Модель структурных преобразований Х.Ченери акцентирует внимание на механизме превращения преимущественно аграрной экономики стран «третьего мира» в хозяйство с более развитой отраслевой структурой и более высоким уровнем урбанизации.

При проведении анализа используются такие неоклассические понятия, как цены и распределение ресурсов. Ведущая гипотеза теории структурных сдвигов состоит в том, что развитие есть од­новременный процесс роста и различных сопутствующих измене­ний, более или менее одинаковых для всех стран. Однако при этом допускаются различия между странами в темпах и формах разви­тия в связи с целым рядом специфических факторов. К ним от­носятся природные ресурсы и размер страны, цели и средства го­сударственной политики, доступ к иностранным инвестициям и технологиям, внешнеторговое положение страны.

Инструментарием моделирования выступают современные эконометрические методы. При моделировании структурных пре­образований наряду с моделью трудоизбыточной экономики АЛ ь-юиса широко используется эмпирический анализ форм развития, проводимый Х.Ченери. Последний является специалистом в об­ласти межотраслевого баланса.

Эмпирические исследования структурных сдвигов показыва­ют, что темпы и формы развития могут различаться в зависимос­ти как от внутренних, так и от внешних факторов, многие из ко­торых неподконтрольны отдельной стране. Несмотря на эти раз­личия, сторонники модели структурных сдвигов утверждают, что можно выделить ряд направлений и форм развития, общих почти для всех стран. На них можно воздействовать через государствен­ную политику, рациональную организацию внешней торговли и программы внешней помощи развитию. Из этого сторонники структуралистской школы делают достаточно оптимистичный вывод, что «правильный» выбор экономической политики спосо­бен привести к самоподдерживаемому росту.

Теории внешней зависимости. Сторонники этой теории пыта­ются доказать, что «третий мир» отстает в своем развитии из-за хищнической деятельности ведущих капиталистических стран и созданных ими международных организаций, а не из-за чрезмер­ного вмешательства государства в экономические процессы. По мнению сторонников этой теории, обнаруженные структуралис­тами общие черты в развитии многих стран (как богатых, так и бедных) имеют лишь ограниченное практическое значение, по­скольку не раскрывают ключевых факторов, определяющих дина­мику развития отдельных стран, и, самое главное, отвлекают вни­мание от тех реальных проблем и сил в мировой экономике, ко­торые воспроизводят бедность стран «третьего мира».

В настоящее время последователи неоклассической школы одержали верх в двух ведущих международных институтах - МВФ и Всемирном банке, а такие организации, как Международная организация труда (МОТ), Программа развития ООН (ПРООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), где все­гда были сильны позиции представителей «третьего мира», утра­тили былое влияние. Главным аргументом в пользу необходимо­сти ухода государства из экономики для неоклассиков является нерациональное распределение ресурсов в «третьем мире» из-за искажений цен, вызванных вмешательством государства. Теоре­тики неоклассической школы утверждают, что именно вмешатель­ство государства тормозит экономический рост в странах «третьего мира». Неоклассики считают, что можно ускорить рост, поощряя свободные рынки, приватизацию государственных предприятий, устраняя преграды для экспорта и привлекая иностранные инве­стиции. Смысл всех этих мер состоит в уменьшении вмешатель­ства государства в экономику, сокращении искажений цен на рынках товаров, факторов производства и финансовых услуг.

По мнению неоклассиков, для успеха развития нужны не рост иностранной помощи, не попытки контролировать рост населе­ния или вводить более эффективное центральное планирование, а поощрение свободных рынков, развитие предпринимательской инициативы, с тем чтобы «невидимая рука» рынка привела к ра­циональному распределению ресурсов и тем самым - к ускоре­нию роста. Против этого подхода выступают сторонники теории внешней зависимости.

Регулирование регионального развития базируется на исполь­зовании совокупности методов, важнейшими из которых являют­ся: балансовый, программно-целевой, нормативный, метод опти­мизации регионального развития.

Балансовый метод предполагает использование различных тер­риториальных балансов. Особенно велико значение баланса народ­ного хозяйства региона, в котором обобщаются основные показа­тели комплексного развития и содержатся данные для анализа и программирования регионального хозяйственного комплекса. В последнее время большое значение приобретает региональная си­стема национальных счетов.

Основным материалом для территориального планирования служат схемы развития производительных сил регионов и эконо­мических районов страны.

Формирование прогнозно-плановых документов, регламенти­рующих развитие региональной экономики, включает четыре этапа.

Анализ положения дел в экономике. С этого этапа начинается выработка рациональной государственной экономической поли­тики.

Анализ проводится на конкретном хозяйственном уровне, при этом выделяются «болевые точки» в экономике региона, оцени­вается срочность решения проблем, исследуются альтернативные последствия устранения отрицательных явлений.

Выработка и обоснование целей. Этот этап начинается с опре­деления всех возможных целей вообще, так называемой катало­гизации целей. Затем определяется характеристика каждой цели: как она соотносится с другими целями. Завершается этот этап по­строением «дерева целей» - динамичной системы иерархии, со­подчинения целей, временного распределения их по рангам и формулировкой перспектив перемещения целей внутри «дерева».

Генеральные цели регулирования экономики региона - под­держание социальной стабильности общества, укрепление и раз­витие сложившихся отношений социально ориентированной ры­ночной экономики.

Наряду с генеральной целью существует большое количество конкретных целей, без реализации которых генеральная цель не может быть достигнута. К основным целевым установкам соци­ально-экономического развития относятся:

  1. нормализация условий жизни населения региона;
  2. формирование условий устойчивого функционирования экономики региона как рыночной системы;
  3. восстановление и развитие реального сектора экономики;
  4. укрепление государственности и единой системы исполнительной власти как ресурса повышения эффективности экономики.
Разработка рациональной стратегии социально-экономического развития региона, т.е. выработка комплекса мероприятий по реа­лизации условий устойчивого функционирования экономики как рыночной системы.

Сложность проблем, возникающих перед руководством стра­ны и регионов в трансформационный период, порождает много­образие направлений их решения:

  • стабилизация денежной системы и курса рубля;
  • реструктуризация государственного аппарата управления;
  • совершенствование бюджетного процесса;
  • развитие реального сектора российской экономики;
  • конверсия оборонных отраслей, перевод их на выпуск граж­данской продукции;
  • обеспечение нормального функционирования рынка;
  • привлечение прямых иностранных инвестиций;
  • повышение эффективности управления государственным имуществом;
  • стабилизация и устойчивое развитие экономики страны и регионов;
  • структурная перестройка экономики, диверсификации и производств;
  • повышение конкурентоспособности отечественной продук­ции.
Решение всех этих проблем сдерживается сложившейся ситу­ацией на рынке труда, несоответствием кадровой политики боль­шинства предприятий избранной стратегии рыночных реформ.

Проработка ресурсного обеспечения намеченных мероприятий стратегии социально-экономического развития региона.

Ввиду весьма жестких ограничений только по одному виду ресурсов - инвестициям - главная проблема состоит в обосно­вании источников именно этого вида ограниченных производ­ственных ресурсов.

Таким образом, система инструментов.государственного регу­лирования экономического развития регионального хозяйствен­ного комплекса включает: прогноз социально-экономического развития, стратегический план и концепцию развития региона, региональные программы развития, индикативный план развития региона, бюджет региона.

Исходными в перечне документов, регламентирующих соци­ально-экономическое развитие страны и региона, являются ана­лиз и прогноз социально-экономического развития региона, от­дельных его отраслей, крупных многоотраслевых комплексов, от­дельных сфер жизнедеятельности общества.

Прогноз социально-экономического развития региона являет­ся исходным пунктом разработки документов, регламентирующих развитие региона. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач соци­ально-экономического и научно-технического развития, выработ­ки и обоснования социально-экономической политики правитель­ства.

В состав прогнозных документов региона входят набор част­ных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы.

Комплексные прогнозы экономического развития региона разрабатываются по крайней мере в трех временных горизонтах: долгосрочный - на 10 лет, среднесрочный - на период от трех до пяти лет, краткосрочный - до одного года.

Научно обоснованный прогноз социально-экономического развития региона должен базироваться на определенных научных теориях, лежащих в основе объяснения особенностей функциони­рования и развития регионального хозяйственного комплекса. При этом возможны такие подходы, как классическая и неоклассичес­кая теория роста, кейнсианский подход со стороны платежеспо­собного спроса и его динамики, эконометрические методы, ин­тегрирующие обе стороны при объяснении экономической дина­мики.

Прогнозные расчеты макроэкономических показателей долж­ны вестись во взаимной связи и взаимной обусловленности. Для этого в лучшем случае необходимо разработать специальную мо­дель или систему моделей экономики региона.

Стратегический план развития региона - это управленческий документ, который предусматривает постановку целей развития региона, определение путей достижения поставленных целей, ана­лиз потенциальных возможностей (шансов), реализация которых позволит достичь успехов, разработку методов организации дви­жения по избранным направлениям, рациональное использование ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей, по­иск путей оптимизации использования ресурсов. Система инди­кативного планирования является наиболее эффективной для ус­ловий рыночной экономики формой государственного воздей­ствия на экономику. Во многом это - инструмент будущего в управлении региональным развитием. Наличие обоснованной концепции функционирования и развития является необходимым условием принятия объективных решений по управлению различ­ными экономическими системами. Особое значение приобретает выработка концепции для обоснования стратегии развития реги­онального хозяйственного комплекса, который отличается мно­гообразием факторов функционирования и соответственно слож­ностью исследования поставленной проблемы.

Программирование развития экономики страны и ее регионов является инструментарием активного государственного воздей­ствия на экономику и социальную сферу. Целевые программы регионального развития представляют собой увязанный по ресур­сам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и дру­гих мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, со­циального и культурного развития Российской Федерации. Целе­вые комплексные программы служат инструментом управления экономикой и применяются в условиях, когда требуется одно­временно участие не только многих хозяйственных предприятий и организаций, но и различных управленческих структур.

Методический инструментарий программно-целевого подхо­да включает методы: «дерево целей», балансовые и технико-эко­номические расчеты, определение приоритетов, разработка вари-

антов и др., причем как в традиционном, экономико-статистичес­ком, так и в экономико-математическом исполнении.
Разработка и реализация государственного бюджета - это средство участия государства в общем управлении ходом обще­ственного воспроизводства в стране путем иммобилизации финан­совых ресурсов и направления их на те или иные государствен­ные нужды, определяемые исходя из экономической и политичес­кой целесообразности. Региональная бюджетная система - это составная и обособленная часть общегосударственной бюджетной системы. Вне зависимости от меры автономности субъекта Феде­рации она является именно частью целого (пока существует це­лостность государства) и отражает степень централизации и децен­трализации, баланс центробежных и центростремительных сил. В то же время бюджетная система региона - гарант региональной самостоятельности и ответственности его руководителей.

1. Косвенные налоги
акцизы
налог на прибыль
НДС
таможенные пошлины
налог на недвижимость
подоходный налог

2. Социальные группы людей, более всего нуждающиеся в государственной поддержке в условиях быстрой инфляции
лица, у которых рост номинальных доходов отстает от роста цен
участники «теневой» экономики
лица с фиксированными номинальными доходами
предприниматели, производящие потребительские товары

3. Кейнсианская антиинфляционная политика включает …
увеличение государственных расходов
сокращение дефицита госбюджета
повышение учетной ставки
сокращение налоговых ставок

4. Среди инструментов денежно-кредитной политики государства нет …
операций на открытом рынке
рефинансирования банков
изменений в налоговой базе
депозитных операций

5. Принцип распределения налогового бремени используется при анализе налогообложения …
субъектов хозяйственной деятельности (физических и юридических лиц)
российских и иностранных юридических лиц
отдельных экономических районов в пределах одного государства
транснациональных корпораций, действующих на территории РФ

6. Решение проблемы внешних эффектов по Р. Коузу предполагает …
введение государством налога на производителей экстерналий
уплату нарушителем единовременного штрафа
решение вопроса между производителем экстерналий и пострадавшими без привлечения государства
решение вопроса между производителем экстерналий и пострадавшими в суде

7. Впервые основные принципы налогообложения были сформулированы …
А.Смитом
Д.Рикардо
К.Марксом
Дж.Кейнсом

8. Приоритеты отдельных видов экономической политики в условиях плавающего обменного курса
фискальная политика, которая имеет сравнительное преимущество в регулировании как внутреннего, так и внешнего баланса страны
денежная политика, которая имеет сравнительное преимущество в регулировании внешнего баланса
поддержание устойчивости курса национальной валюты и конкурентоспособности национальной экономики
денежная политика, имеющая сравнительное преимущество в регулировании внутреннего равновесия, а фискальная – в поддержании внешнего баланса

9. Если Центральный банк повышает учетную ставку, то это может привести к …
снижению общей величины резервов коммерческих банков
стимулированию величины вкладов населения на депозитные счета в отделения Центрального банка страны
снижению объема ссуд, предоставляемых Центральным банком коммерческим банкам
увеличению общей суммы резервов коммерческих банков

10. Сумма объема потребления и объема сбережения за текущий период времени равна …
объему дохода
величине инвестиций и затрат на потребительские товары
объему всех выкупленных ценных бумаг и сбережений населения
сумме средств, вложенных в производство и израсходованных в нематериальной сфере

11. Изменение цен в макроэкономической неоклассической модели является … политики.
результатом монетарной
результатом фискальной
только сочетанием монетарной и фискальной
результатом как фискальной, так и монетарной

12. Выходные показатели индикативного плана включают в свой состав …
развитие культурных связей с зарубежными государствами
важнейшие ориентиры социально-экономического развития страны
рычаги воздействия государственных органов на социально-экономическое развитие
необходимые объемы производственных и финансовых ресурсов
развитие связей внутри государства

13. Акцизами облагаются товары массового потребления по … ставкам.
прогрессивным
пропорциональным
твердым
регрессионным

14. Причина появления институтов в рыночном хозяйстве — … издержки.
низкие трансакционные
высокие трансакционные
низкие производственные
высокие трансформационные

15. Меры государственного регулирования, которые могут способствовать снижению темпов инфляции в условиях, когда использованы все производственные ресурсы, но высокая инфляция сохраняется:
покупка государственных облигаций на открытом рынке и увеличение налоговых ставок
продажа государственных облигаций на открытом рынке и снижение налоговых ставок
продажа государственных облигаций на открытом рынке и сокращение государственных расходов
покупка государственных облигаций на открытом рынке и увеличение государственных расходов

16. Основная функция антимонопольных органов
регулирование продовольственных цен
снижение издержек производства
контроль за использованием экономических ресурсов
развитие конкурентных отношений

17. Главная целевая установка социально-экономического развития страны
повышение уровня благосостояния правящего класса
рост благосостояния народа
повышение уровня денежных доходов населения
борьба с инфляцией монетаристскими методами

18. Предельная склонность к потреблению – это …
отношение прироста потребления к приросту сбережений
соотношение между приростом объема дохода и величиной потребленных ресурсов
доля прироста объема потребления в единице прироста дохода
соотношение между объемом сбережения и объемом потребления за данный период времени

19. Теория прав собственности рассматривает проблемы …
размывания прав собственности
внешних эффектов
спецификации прав собственности
многообразия форм собственности в современной экономике
возникновения прав собственности

20. Когда производимые государством общественные блага финансируются за счет налогов, эффективность их производства достигает максимума при …
единой ставке налога
дифференцированной ставке налога
ограничении круга потребителей
бесплатности общественных благ

21. Совокупный спрос в пределах национальной экономики – это …
расходы государственного бюджета и инвестиционный спрос
чистый экспорт и спрос хозяйствующих субъектов
спрос всех макроэкономических субъектов экономики
инвестиционный спрос фирм и потребительский спрос населения

22. По масштабам изъятия дополнительными не являются налоги на …
имущество
доходы
наследство
транспортные средства

23. Фискальная политика, проводимая государством влияет …
только на предприятия государственного сектора экономики
только на коммерческие фирмы
только на предприятия теневого сектора
на все макроэкономические субъекты

24. В структуру банковской системы России не входит(ят) …
Центральный банк России
Сбербанк Российской федерации
региональные коммерческие банки
фондовые биржи

25. Инвестиции – это …
доход, не израсходованный в данном периоде
вложения во все виды производственных ресурсов
приобретение жилой недвижимости
доход, использованный для приобретения потребительских товаров

26. Государственный долг – это сумма предшествующих …
государственных расходов
бюджетных дефицитов
расходов на оборону
будущих выплат иностранным заемщикам

27. Если государственные расходы и чистый экспорт равны нулю, а совокупное предложение превышает совокупный спрос, то …
сбережения населения превышают инвестиции
сбережения равны инвестициям
номинальный объем выпуска останется неизменным
реальный ВВП будет возрастать

28. К функциям государства с рыночной системой институтов относятся …
кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика на различных фазах экономического цикла
установление «правил игры» в обществе
установление единых норм и стандартов для измерения качества продукции
регулирование цен и объемов производства продукции в частном секторе экономики

29. В рамках институционального подхода границы государства определяются …
его захватнической политикой
его способностью осуществлять контроль на определенной территории и облагать налогом граждан
политической волей лидеров государства
установлением формальных «правил игры» на определенной территории

30. Зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от уровня процентной ставки иллюстрируют кривая …
Лоренца
Лафатера
Лаффера
Филлипса

31. Сбережения – это …
имущество товаропроизводителей и сбережения населения
фактические кассовые остатки всех субъектов хозяйственной деятельности
часть дохода, вложенная в ценные бумаги
часть дохода экономических агентов, не израсходованная в данный период времени

32. Фискальная функция налогов заключается в …
перераспределении национального дохода
стимулировании различных форм производственной деятельности
собирании средств для государственного бюджета
контроле за движением цен на товары и услуги

33. Потребление – это …
часть дохода субъектов хозяйственной деятельности, израсходованная в текущем периоде на потребительские товары и услуги
часть дохода экономических агентов, предназначенная на приобретение товаров и услуг в будущем периоде
накапливаемый на банковских счетах остаток дохода
приобретение краткосрочных государственных облигаций

34. Признаки, по которым определяется превышение критической точки налогообложения
непропорционально медленный рост поступлений в бюджет или их сокращение при очередном повышении налоговой ставки
уменьшение капитальных вложений, снижение темпов экономического роста и ухудшение материального положения населения
скрытое и явное уклонение от налогов (рост теневой экономики)
широкая дифференциация налогов
разнообразие льгот отраслям и фирмам

35. Налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу — … налоги.
импортные
антидемпинговые
прямые
косвенные

36. Неэффективность рыночного ценообразования при производстве общественных благ проявляется в том, что …
страны, полагающиеся только на рыночный механизм, превращаются в отсталые общества
снижается образованность общества
не создаются транспортные коммуникации там, где они могут оказаться наиболее перспективными
предельные издержки формирования цены общественных благ выше предельных затрат на их изготовление

37. Государственные расходы увеличивают реальный ВВП когда государственные расходы …
направляются на закупки товаров и услуг, а не на оплату труда чиновников
сопровождаются увеличением предложения денег
не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе экономики
финансируются за счет выпуска государственных займов

38. Автономные инвестиции – это …
капиталовложения, произведенные согласно планам развития предприятия
объем ценных бумаг, приобретенных на вторичном рынке
приобретение хозяйствующими субъектами (фирмами) облигаций по краткосрочным государственным обязательствам
инвестиции в предпринимательский сектор экономики

«Содержание социально-экономической политики государства в переходный период»

«Социально-экономическая политика государства и ее приоритеты»

Целевые установки изучения темы:

В рамках данной темы мы получим представление о разработке и реализации стратегии социально-экономического развития государства, выявим важнейшие направления и сферы государственного регулирования, изучим особенности государственного регулирования отношений собственности, государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, государственного регулирования внешнеэкономических отношений.

Основные понятия и термины : стратегия социально-экономического развития, экономическое прогнозирование, макроэкономическое планирование, собственность, национализация, коммерциализация.

К базисным для любого общества направлениям социально-экономического регулирования относятся:

  • * определение стратегии развития;
  • * гарантирование прав собственности;
  • * партнерские отношения с частным и смешанным секторами;
  • * финансовая, денежная, социальная политика;

Стратегия социально-экономического развития -- это детальный, всесторонний комплексный план, направленный на воплощение миссии организации (государства).

Государственная социально-экономическая стратегия требует налаженного механизма построения целей , который включает логическое продвижение от абстрактного общего предвидения к конкретному прогнозированию и далее -- к макроэкономическому планированию и программированию.

Иерархия целей строится по принципу приоритетов потребностей и интересов общества . Разнообразие потребностей, взглядов, подходов, мотивов и интересов в соответствии с постиндустриальной концепцией развития является необходимым и желательным, поскольку порождает в обществе тот потенциал, который обеспечивает его динамическое развитие.

Определение приоритетных направлений осуществляется экспертными методами на основании определенных критериев (факторов) :

  • - социально-экономическая эффективность;
  • - скорость получения положительных результатов;
  • - минимум необходимых ресурсов для реализации намеченного.

Цели должны отвечать трем основным требованиям :

  • 1. конкретность,
  • 2. определенность во времени
  • 3. реальность.

Отбор инструментов государственного регулирования осуществляется с целью определения необходимости и возможности применения их для достижения соответствующих целей.

Стратегия социально-экономического развития формируется через:

  • 1. макроэкономическое прогнозирование,
  • 2. макроэкономическое планирование
  • 3. государственное программно-целевое планирование.

Экономическое прогнозирование - определение состояния и возможностей развития экономических процессов и явлений на различных уровнях экономической системы (макро-, мезо- и микроуровне).

Прогноз -- это научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем, а также об альтернативных путях и сроках достижения такого состояния. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Одним из важнейших направлений является социально-экономическое прогнозирование общественного развития.

Источники прогнозной информации:

  • - теоретические знания о закономерностях развития процесса;
  • - статистическая информация об объекте прогнозирования;
  • - накопленный опыт в сфере прогнозирования;
  • - экономико-математические модели.

Гипотеза - это научное предвидение на уровне общей теории. Прогноз при сравнении с гипотезой, имеет большую определенность и достоверность, поскольку базируется не только на качественных, но и на количественных параметрах.

Гипотетические представления и прогнозы создают условия для научно обоснованного планирования (процесса принятие управленческих решений).

Макроэкономическое планирование - это особый вид деятельности государства по определению стратегических, тактических и оперативных целей планового периода, а также способов достижения этих целей.

План (программа) -- это комплекс конкретных мероприятий, направленных на достижение определенных целей. План характеризуется высшей степенью конкретности и имеет однозначное решение.

Директивный план имеет силу юридического закона, адресный и обязательный для выполнения характер. При директивном планировании должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых задач. Директивное планирование присуще командной экономике.

Индикативный план -- это рекомендательная система плановых мероприятий, направленных на достижение целей социально-экономической политики государства, которая предусматривает создание таких условий функционирования субъектов экономики, которые бы побуждали их к выполнению поставленных задач. Индикативное макроэкономическое планирование присуще смешанной экономике.

Недостатки рыночного саморегулирования и государственного вмешательства в экономику порождают сложные социально-экономические проблемы, решение которых связано с использованием так называемого программно-целевого метода планирования.

Использование данного метода предусматривает: определение проблемы и формулирование целей; разработку и реализацию программы, направленной на достижение целей; систематический контроль за качеством и результатами работ, предусмотренных программой; корректировку мероприятий, направленных на реализацию целей.

Программно-целевой метод планирования реализуется через целевые комплексные программы. Целевая комплексная программа (ЦКП) -- это документ, в котором содержится определенный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение целей.

Главная роль в реализации стратегии социально-экономического развития отводится Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, осуществляющему проведение единой государственной социально-экономической политики. Основными его задачами являются определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально-экономический прогресс Российской Федерации.

В Правительство РФ представляются экономически обоснованные заключения по развитию отраслей экономики, жизнеобеспечению населения, использованию валютных ресурсов, управлению государственным имуществом и по другим социально-экономическим вопросам.

Решающее воздействие на развитие экономики оказывают разрабатываемые параметры и направления деятельности государства. Среди них:

  • § макроэкономические показатели;
  • § инвестиционная программа;
  • § основные социально-экономические задачи;
  • § федеральные целевые программы, предлагаемые к финансированию за счет бюджета;
  • § объем и структура поставок продукции для федеральных государственных нужд;
  • § проектировки развития государственного сектора экономики;
  • § международные договоры России, вступившие в силу;
  • § программа государственных внешних заимствований и предоставления кредитов Россией другим странам;
  • § программа внутренних заимствований.

Среди важнейших направлений экономического регулирования выделяются:

  • 1. Государственное регулирование отношений собственности
  • 2. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса.
  • 3. Государственное регулирование внешнеэкономических отношений.

Государственное регулирование отношений собственности

Собственность - форма отношений между людьми по поводу присвоения материальных благ, и в особенности присвоения средств, факторов производства.

Разные виды государственного управления собственностью отличаются друг от друга объектами собственности, которыми управляет государство в лице уполномоченных органов, наделённых правами владения, распоряжения, пользования указанными объектами и несущих ответственность за их сохранность.

Три класса объектов собственности в зоне государственного воздействия:

  • 1) объекты государственной собственности, принадлежащие государству как собственнику на правах владения и распоряжения;
  • 2) объекты общей, смешанной собственности, принадлежащие государству лишь частично в виде определённых долей собственности либо части совместной, не разделяемой на доли собственности;
  • 3) объекты негосударственной (частной, корпоративной, индивидуальной) собственности, не принадлежащие государству на правах собственности, но подверженные государственному воздействию на других правах и началах.

По отношению к объектам первой группы государство обладает самыми широкими полномочиями управления, выступает как полновластный распорядитель. Государственный собственник способен продавать свои объекты, передавать их в пользование, использовать самостоятельно, доверять другим субъектам, применять в качестве залога, ликвидировать в случае ненадобности. Применительно к объектам второй группы государство обладает правами и вытекающими из них возможностями ограниченного распоряжения, частичного владения и использования имущественных объектов наряду с другими собственниками. Государственное воздействие на объекты негосударственной собственности носит косвенный характер и относится скорее к области регулирования их использования, чем непосредственного управления. Государство как законодатель вправе устанавливать правила и нормы купли, продажи, передачи, использования имущественных объектов любых форм собственности, обязательные для всех собственников. Кроме того, государство вправе регулировать, контролировать процессы управления собственностью, использования объектов собственности любыми их владельцами, распорядителями, пользователями, устанавливать налоги на собственность.

Государство в некоторых случаях вправе осуществлять трансформацию собственности (перевод из одного вида в другой):

  • 1. Национализация - обращение в государственную собственность имущества, находившегося в собственности граждан и (или) юридических лиц. Национализируемое имущество может находиться в негосударственной собственности полностью или частично, де-юре или де-факто, временно (например, на период санации стратегически важных предприятий с использованием средств государственного бюджета) либо без ограничения срока.
  • 2. Приватизация - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Приватизация осуществляется посредством продажи государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на их основе корпоративной, акционерной и частной собственности.
  • 3. Коммерциализация - смена статуса государственного предприятия, функционирующего на основе публичного права, на статус частного права при сохранении ограничений в области распоряжения имуществом и одновременном снятии ряда введенных государством искусственных барьеров, предохраняющих предприятие от воздействия конкурентного рынка

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса.

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Оно представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его в объеме 40-50%, а в некоторых отраслях - до 70-80%.

Границы малого предпринимательства зависят от законодательно установленных государственными органами или другими представительными организациями критериев (показателей).

Поддержка малых предприятий на федеральном уровне сводится, прежде всего, к определению государственных приоритетов в помощи малым предприятиям, формированию необходимого фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета и разработке общих принципов распределения этих средств между различными регионами России.

Правительством РФ одобрена комплексная программа государственной поддержки предпринимательства и принято решение о ее финансовом обеспечении через созданный Фонд поддержки предпринимательства. Программа предусматривает формирование нормативно-правовой базы, содействие внешнеэкономической деятельности, соответствующие механизмы реализации поддержки -- через налогово-кредитную политику, страховую деятельность, лизинг, венчурный капитал, сеть подготовки кадров и информационного обслуживания.

Агропромышленный комплекс - это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя.

В составе АПК выделяют три основных звена:

  • 1. производство средств производства для сельского хозяйства и промышленности, перерабатывающей его продукцию
  • 2. сельское хозяйство
  • 3. отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырьё.

Необходимыми мерами регулирования в сфере АПК в большинстве государств являются:

  • 1. рациональное сочетание крупных, средних и мелких хозяйств и предприятий различных форм собственности, а также поддержание эффективного разделения производства;
  • 2. обеспечение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью;
  • 3. достаточный для поддержки аграрного сектора и использования достижений научно-технического прогресса уровень инвестиций;
  • 4. эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств;
  • 5. гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на их реализацию и социальную направленность;
  • 6. преодоление движения к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих структур;
  • 7. система мер по защите отечественного товаропроизводителя.

Государственное регулирование внешнеэкономических отношений.

Под внешнеэкономической политикой государства понимается деятельность направленная на развитие и регулирование отношений с другими странами. Реализация внешнеэкономической политики государства предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях в целом и с отдельными странами, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей, сохранение стабильности и устойчивости взаимосвязей.

Во внешнеэкономической политике постоянно взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм.

Либерализация имеет целью открыть внутренний рынок для иностранных капиталов, товаров и рабочей силы, усилив тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. В противоположность этому протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а часто и на захват внешних рынков.

Классическим инструментом внешнеэкономического регулирования являются таможенные тарифы.

Таможенный тариф -- это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях -- при экспорте из данной страны. Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы. Оно повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота.

Задачи государственного регулирования экономики – набор целевых установок, стоящих перед органами власти при регулировании экономических отношений. К их числу относятся следующие составляющие:

    экономический рост и экономическое развитие;

    полная и эффективная занятость;

    ориентация на достижение экономической эффективности;

    стабильный уровень цен;

    экономическая свобода;

    справедливое распределение доходов;

    сбалансированность внешнеторгового баланса страны.

В лучшем случае необходимо увязать задачи государственного регулирования в единое целое, в виде, например, «многоугольника» целей. Многоугольники целей государственного регулирования – взаимосвязанный набор важнейших целевых установок социально-экономического развития. Наиболее распространен так называемый «магический четырехугольник» т.е. четыре взаимосвязанные цели, за реализацию которых государство несет ответственность:

    экономический рост;

    высокий уровень занятости;

    стабильность цен или устойчивость денег;

    внешнеэкономическое равновесие.

    Необходимость и сферы государственного вмешательства в экономику.

Необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики обусловлена следующими моментами:

    наличие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства;

    необходимость поиска более эффективных вариантов (помимо рыночных) удовлетворения потребностей в общественных благах;

    необходимость выравнивания внешних эффектов, связанная с неспособностью рыночного хозяйства в определенных ситуациях решать задачи развития экономики и ее составляющих.

Сферами или областями государственного вмешательства в экономику в условиях рыночных отношений являются:

    конкурентная рыночная среда;

    кономические циклы;

    кризисы на микроэкономическом уровне;

    малообеспеченные и социально незащищенные группы населения

Государственное регулирование экономики – воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. Это – сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки экономической политики, обоснования ее положений, выбора средств и методов ее проведения.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. С точки зрения выполняемых функций государственное воздействие на экономику включает в себя:

Законотворчество,

Администрирование - создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования,

Информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем на пути разработки прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и отдельных ее территориальных образований,

Регулирование деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях,

Контроль за текущей деятельностью предприятий, в целях предотвращения нарушений существующего законодательства.

Показатели, отражающие роль государства в экономике.

Некоторое представление о масштабах государственного регулирования экономики дает доля ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды.

Роль государства в экономике страны характеризует и такой показатель, как доля государственной собственности . Более высокая доля государственной собственности при прочих равных условиях свидетельствует о большем участии государства в экономике.

Государство начинает принимать непосредственное участие в хозяйственных процессах, оно активно развивает инфраструктуру в военно-политических и экономических целях, строит морские и речные порты, каналы, линии телеграфной связи, участвует само или поощряет частный капитал в строительстве железных дорог, военных заводов и верфей, выдает военные заказы. Строятся и приобретаются в государственную собственность объекты в инфраструктурных отраслях.

    Экономическая политика государства и её содержание.

Экономическая политика - совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическомуровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент

На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической политики могут быть:

    Обеспечение стабильного роста национальной экономики ;

    Поддержание эффективного размера занятости ;

    Cтабилизацию уровня цен, борьба с инфляцией ;

    Обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса .

Существуют различные подходы и критерии классификации в сфере экономической политики. При подходе на основе отраслевых, институциональных критериев принято выделять следующие направления: промышленное, аграрное, социальное, транспортное, внешнеэкономическое и другие. Основываясь на функционально ориентированном подходе, можно выделить: финансовое, структурное, конъюнктурное, ценовое, валютное и другие направления экономической политики .

    Денежно-кредитная политика ;

    Бюджетная политика ;

    Налоговая (фискальная) политика ;

    Инвестиционная политика;

    Политика в области труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов;

    Внешнеэкономическая политика ;

    Другие разновидности направлений экономической политики.

    Объекты и субъекты ГРЭ.

Объекты ГРЭ - сферы, отрасли, регионы, социально - экономические процессы, на которые направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

Субъекты ГРЭ - законодательные, исполнительные и судебные органы власти. В РФ к субъектам относятся:

    Государственная дума

    Совет Федерации

    Президент РФ

    Конституционный суд

    Государственный совет при Президенте

    Формы и средства ГРЭ.

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства-это:

    регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком)

    установление и изменение размеров минимальных резеров, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке

    операции государственных учреждений на рынке ценных

    бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Особое место среди средств ГРЭ, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов.

    Инструменты ГРЭ.

Основные экономические инструменты - это: 1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институтыстраны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложенияна финансовом рынке (рынкессудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения ролирынковсвободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами, действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

    Национальное счетоводство.

Объектом национального счетоводства является экономика страны. Предметом национального счетоводства является статистическое описание состояния и развития экономики страны с помощью системы макроэкономических показателей и формируемых из них национальных счетов, таблиц межотраслевого баланса и других таблиц.

Слово «счетоводство» в данном контексте отражает связь системы макроэкономических показателей с бухгалтерским учетом.

Национальное счетоводство ориентируется на рыночную экономику, ее механизмы и институты. Теоретической основой национального счетоводства является признание равноправия всех форм собственности, рыночного характера формирования цен на основе конкуренции, естественности стремления всех людей к прибыли. Национальное счетоводство опирается на рыночную экономику, активно регулируемую государством. Государство в системе национальных счетов представлено самостоятельным сектором, который оказывает нерыночные (бесплатные) услуги населению и распределяет и перераспределяет доходы по принципам как экономической, так и социальной справедливости.

Система национальных счетов (СНС), ориентируясь на социальное государство, делает социальную политику государства «открытой», показывая денежные потоки перераспределения доходов, т. е. национальное счетоводство ориентируется на открытую экономику, включенную в широкие международные экономические связи. Для такой экономики характерна свобода движения через границы страны не только товаров и услуг, но и факторов производства: труда, капитала, предпринимательства, инвестиций, новых технологий и т. д.

Национальное счетоводство – практически работающая система, создаваемая на основе и в соответствии с международным стандартом СНС, приспособленная к национальным условиям перехода к рыночной экономике.

Система национальный счетов (СНС) – это соответствующий национальной рыночной экономике учет, который на макроуровне представлен системой взаимоувязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, которые характеризуют результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи ее звеньев.

В системе национального счетоводства используются два типа классификационных единиц: вид деятельности и институциональная единица, которые группируются по отраслям и институциональным секторам.

    Органы государственной власти, ответственные за экономическое развитие.

Структура органов государственной власти , ответственных за экономическое развитие, схематически может быть представлена следующим образом

Законодательные органы власти : совет федерации, гос дума

Исполнительные органы власти: президент, правительство

Судебные органы власти: прокуратура, верх суд, арбитражный суд.

Законодательная власть представлена Федеральным Собранием, которое вырабатывает и принимает законодательные акты, являющиеся основой механизма управления экономикой.

Исполнительная власть в условиях Российской Федерации имеет многоуровневый характер и включает федеральный (центральное правительство), региональный (администрации субъектов Федерации) и муниципальный (местные администрации) уровни. На федеральном уровне исполнительная власть представлена Президентом страны и правительством РФ.

Задача Правительства в сфере регулирования экономических процессов - создание условий для эффективного и бескризисного развития экономики на благо всех граждан страны. Функции формирования федеральных органов исполнительной власти возложена на Председателя Правительства.

Судебная власть призвана следить за строгим соблюдением законов, принятых законодательными органами власти.

Функции федеральных органов власти по управлению экономикой.

Под системой органов исполнительной власти понимается их взаимосвязанная совокупность и система взаимоотношений между ними. Система органов исполнительной власти в России функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности и порядка.

Система органов государственной власти создается законодательно на основе конституционных разграничений полномочий, указов Президента РФ, законов.

    Виды экономических прогнозов.

1. В соответствии с проблемно-целевым критерием различают прогнозы: поисковый и нормативный . Этот критерий даёт ответ на вопрос: «Для чего разрабатывается прогноз?» Поисковый прогноз (или: исследовательский, трендовый, генетический) – это прогноз определения возможных состояний явления в будущем. Он отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдёт при условии сохранения действующих тенденций. Примерами такого прогноза являются прогнозы урожайности сельскохозяйственных культур числа браков или разводов в обществе. Основным методом прогнозирования является экстраполяция. Нормативный прогноз (программный, целевой) выполняется с целью определения путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Например, составляется прогноз динамики потребления мясопродуктов населением региона при имеющихся физиологических нормах потребления. Основным методом прогнозирования является интерполяция. 2. По критерию природы объекта выделяют прогнозы: социальные (в т. ч. демографические); ресурсные (природные, материальные, трудовые, финансовые); научно-технические (перспективы развития науки и техники и влияния этих достижений на экономику); общественных и личных потребностей (спрос, потребление отдельных товаров, потребности в объектах образования, здравоохранения, правопорядка, культуры и др.) 3. По критерию времени выделяют прогнозы: оперативные , краткосрочные , среднесрочные , долгосрочные , дальнесрочные . Оперативный прогноз составляется на период до 1 месяца; краткосрочный – от 2 месяцев до 1 года; среднесрочный – от 1 года до 5 лет; долгосрочный – от 5 до 15 лет; дальнесрочный – на период свыше 15 лет. 4. По критерию сложности различают прогнозы: сверхпростой , простой , сложный , сверхсложный . Эти прогнозы различаются наличием взаимосвязанных переменных в их описании: в сверхпростом прогнозе отсутствуют существенные взаимосвязи, в сверхсложном прогнозе – взаимосвязи тесные (с коэффициентом корреляции близким к 1). 5. По степени детерминированности объекта прогнозы могут быть: детерминированными, т.е. без существенных потерь информации в описании условий, стахостическими, в которых требуется учёт случайных величин, смешанными, включающими характеристики двух вышеуказанных прогнозов. 6. По критерию характера развития объекта во времени различаются прогнозы: дискретные, для которых характерен тренд со скачкообразными изменениями в фиксированные периоды времени, апериодические, для которых характерна периодическая функция времени. 7. По критерию количественной оценки различаются прогнозы: интервальные, точечные. Интервальный прогноз представлен результатом в виде доверительного интервала. Точечный прогноз представлен результатом в виде единственного значения характеристики объекта в будущем. 8. По критерию масштабности объекта различают прогнозы: сублокальные, локальные, суперлокальные (субглобальные), глобальные. Понятно, что для отдельной фирмы или объединения предприятий речь, как правило, может идти о первых трёх видах, а для региона или страны (нескольких стран) более характерны три последних вида прогноза.

    Методика экономического прогнозирования.

Методология экономического прогнозирования представляет собой совокупность теоретических подходов и методических при­емов, которые применяются в процессе разработки экономических прогнозов.

Методологические подходы к прогнозированию экономическо­го развития страны: генетический и телеологический. ^ Генетический прогно з исходит из анализа предыстории раз­вития объекта, фиксирует его основополагающе факторы, определя­ющие особенности развития. На этой основе делаются выводы отно­сительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Целевые ус­тановки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли, и поэтому не принимаются во внимание. Наи­более яркий представитель данного подхода - Н.Д. Кондратьев с его теорией «длинных волн». ^ Телеологический прогно з (от греч. teleos - цель) исходит из определения целевых установок развития данного объекта и степени приближения его к намеченным целям. Наиболее ярким представи­телем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г. Струмилин . ^ Экономический рос т - прирост валового внутреннего продукта (ВВП), выраженный в сопоставимых (постоянных) ценах. Для при­ведения результатов производственной деятельности в сопоставимый по годам вид применяют дефлятор ВВП.

    Концепция социально-экономического развития страны.

Публикации по теме