Какие вопросы называются альтернативными. Виды вопросов (открытые, закрытые, альтернативные) и их роль в общении. Прямые и косвенные вопросы

Вопрос в ходе маркетингового исследования - это некоторое выска­зывание, рассчитанное на получение информации, позволяющей иден­тифицировать характеристики изучаемого предмета исследования.

Существует много различных подходов к классификации вопросов. Наиболее известны следующие классификационные признаки (табл. 5.3):

Когда вы ищете идеи, важно, чтобы вы начали с правой ноги. Как вы получаете информацию и тип опроса, который вы задаете, оба играют важную роль в создании успешного опроса. Прежде чем приступать к созданию вопросов опроса, спросите себя, как вы собираетесь использовать ответы из своего опроса. Зная цели вашего опроса и информацию, которую вы хотите собрать, будет руководствоваться, какой тип опроса выбрать.

Ниже приведены некоторые из наиболее часто используемых типов опроса и способы их использования для создания отличного опроса. Чтобы посмотреть, как будет выглядеть каждый тип опроса, посетите страницу с примерами опроса. Этот тип вопроса позволяет наблюдателю выбрать один или несколько параметров из списка ответов, которые вы определяете. Вы должны использовать несколько вопросов выбора, если у вас есть фиксированное количество опций.

    по выполняемой функции;

    по форме формулировки вопроса;

    по форме предполагаемого ответа (по типу вопроса);

    по форме представления вопроса.

Таблица 5.3 Классификация вопросов

Классификационный признак

Виды вопросов

С вопросами рейтинговой шкалы опросник выбирает один рейтинг для вашего вопроса на равноотстоящем континууме возможных вариантов. Например, для сбора информации о предыстории респондента или уровне дохода, вопросы демографического обследования будут служить вам хорошо.

Как только вы получите это, вы быстро узнаете, какой вопрос и тип опроса использовать, и почему - и технические имена больше не ускользнут от вас. Большинство из нас лучше интерпретируют результаты, чем создание идеального обследования. Начните с использования одного из наших сотен бесплатных, профессионально разработанных шаблонов опроса, созданных экспертами-методистами. Или создайте опрос с нуля с помощью нашего инструмента, созданного экспертом, банка вопросов.

Вопросы о фактах

Вопросы о поведении

Вопросы о знании или осведомленности

Вопросы об установках и отношении

Вопросы о мотивах

Вопросы о намерениях

Что такое первичные исследования и как начать?

В любом случае, у вас наверняка будет опрос или набор вопросов, которые, по мнению наших опросников-методистов, оставят вас непредвзятыми результатами. Первичные исследования - это любые исследования, которые вы выходите и собираете. Примеры включают опросы, интервью, наблюдения и этнографические исследования. Хороший исследователь знает, как использовать в своем письме как первичные, так и вторичные источники и интегрировать их в единый подход.

Проведение первичных исследований - полезный навык для приобретения, поскольку он может значительно дополнить ваши исследования во вторичных источниках, таких как журналы, журналы или книги. Вы также можете использовать его в качестве фокуса своего проекта письма. Первичное исследование - отличное умение учиться, поскольку оно может быть полезным в самых разных условиях, включая деловые, личные и академические.

По выполняемой функции

Функциональ­но-психологи­ческие вопросы

Контактные вопросы

Буферные вопросы

Вопросы, поддерживающие респондента

Вопросы для снятия установок

Какие виды проектов или видов деятельности извлекают выгоду из первичных исследований?

При тщательном планировании первичные исследования могут проводиться кем угодно, даже студентами, новыми для написания на университетском уровне. Информация, представленная в этом раздаточном материале, поможет вам начать работу. Когда вы работаете над локальной проблемой, которая, возможно, не была рассмотрена раньше, и небольшое исследование там, чтобы ее поддержать.

Я не совсем поняла, не могли бы вы пояснить?

Небольшая информация была опубликована по теме, кроме нескольких редакций и писем редактору в местной газете. Вы можете проводить первичные исследования в форме обследования людей в окружающем сообществе и местных лиц, принимающих решения, для получения дополнительной информации.

Провоцирующие вопросы

Контрольные вопросы

Фильтрующие вопросы

Уточняющие вопросы

По форме предполагаемого ответа

Открытые вопросы

Когда вы работаете над написанием конкретной группы людей или конкретного человека. Когда вы работаете над относительно новой или оригинальной темой, существует несколько публикаций по этому вопросу. Вы также можете использовать первичные исследования, чтобы подтвердить или оспаривать национальные результаты с местными тенденциями.

Какие типы первичных исследований можно сделать?

Существует много типов первичных исследований. Это руководство предназначено для ознакомления с основными исследованиями, которые часто выполняются в письменных классах. Интервью: Интервью - это индивидуальные или небольшие групповые вопросы и ответы. Интервью предоставят много информации от небольшого числа людей и полезны, когда вы хотите получить экспертное или знающее мнение по предмету.

Полузакрытые вопросы

Закрытые вопросы

По форме вопроса

Вопросы в прямой форме

Вопросы в косвенной форме

По форме представления вопроса

Опросы: опросы - это форма опроса, которая является более жесткой, чем интервью, и которая включает более крупные группы людей. Опросы предоставят ограниченную информацию от большой группы людей и полезны, когда вы захотите узнать, что думает более крупное население.

Наблюдения: Наблюдения предполагают принятие организованных заметок о событиях в мире. Наблюдения дают вам представление о конкретных людях, событиях или локалях и полезны, когда вы хотите узнать больше о событии без предвзятого взгляда на интервью. Анализ. Анализ включает сбор данных и организацию их в определенной степени на основе критериев, которые вы разрабатываете. Они полезны, когда вы хотите найти какую-то тенденцию или узор. Типом анализа будет запись рекламы в трех крупных телевизионных сетях и анализ гендерных ролей.

Текстовые вопросы

Графические шкалы

Табличные вопросы

Анимационные вопросы

Мнемонические вопросы

Функциональное назначение вопросов

Рассмотрите следующие вопросы, когда начинаете думать о проведении первичных исследований. Авторы: Дана Линн Дрисколл, Аллен Бризе. Сюжеты. Первичные исследования включают сбор данных о предмете непосредственно из реального мира. Этот раздел содержит информацию о том, что такое первичное исследование, как начать, этика, связанная с первичными исследованиями, и различные виды исследований, которые вы можете сделать. Он содержит сведения об интервью, опросах, наблюдениях и анализе.

Этические соображения в первичных исследованиях

Первичные исследования проводятся все время - журналисты используют его в качестве основного средства отчетности и событий; национальные опросы и опросы показывают, что население думает о конкретной политической фигуре или предложении; и компании собирают данные о своей потребительской базе и тенденциях рынка. При проведении исследований в академической или профессиональной среде вам необходимо знать этику, лежащую в основе вашей исследовательской деятельности.

В зависимости от преследуемой исследователем цели вопросы под­разделяются на три основные группы:

    Вопросы, характеризующие самого респондента («паспортичка»); это вопросы о ноле, возрасте, семейном положении, образовании, уровне доходов и т. д.

    Результативные вопросы, имеющие непосредственное отношение к задачам исследования.

    Общие проблемы первичных исследований

    Вот несколько конкретных моментов для рассмотрения. У вас должно быть разрешение людей, с которыми вы будете учиться, чтобы проводить исследования, связанные с ними. Не все виды исследований требуют разрешения - например, если вы заинтересованы в анализе того, что доступно публично, вам необязательно требуется разрешение авторов. Вы не хотите делать ничего, что могло бы причинить физический или эмоциональный вред вашим испытуемым. Это может быть просто так же просто, как быть осторожным, как вы говорите о словах или сложных вопросах во время интервью. Объективность и субъективность в ваших исследованиях - еще одно важное соображение. Убедитесь, что ваши личные предубеждения и мнения не мешают вашим исследованиям и что вы уделяете должное внимание сторонам. Многие виды исследований, такие как опросы или наблюдения, должны проводиться в предположении, что вы сделаете анонимные выводы. Однако многие интервью не выполняются при условии анонимности. Вы должны сообщить своим субъектам, будут ли ваши результаты исследований анонимными или нет. Когда вы проводите исследования, убедитесь, что вы не пользуетесь удобными для доступа группами людей просто потому, что их легко получить доступ. Вы должны выбрать свои предметы, основываясь на том, что наиболее полезно для ваших исследований. Некоторые виды исследований, проводимых в университетских условиях, требуют утверждения Институционального совета. Это означает, что ваши исследования должны быть одобрены комитетом по обзору этики, чтобы убедиться, что вы не нарушаете ни одно из вышеуказанных соображений. Когда вы сообщаете о своих результатах, убедитесь, что вы точно представляете то, что вы наблюдали, или то, что вам сказали. Не принимайте интервью из контекста и не обсуждайте мелкие части наблюдений, не помещая их в соответствующий контекст. Есть несколько вопросов, которые исследователи должны постоянно противостоять.

    Функциональные вопросы, управляющие процессом коммуникации с респондентом. Эта группа необходима для упорядочения процедуры опроса; сведения, полученные с их помощью, могут не обрабатываться для целей исследования, но могут быть использованы для уточнения методик проектирования анкет.

В свою очередь, в ряду функциональных вопросов представлены:

Обобщая результаты

Вот некоторые из наиболее распространенных. Невозможно сделать широкие обобщения о группах людей, основанных исключительно на нескольких интервью, наблюдениях или опросах. Вы можете найти общие закономерности или тенденции, но никогда не должны предполагать, что то, что вы нашли, является тем, что существует или что всегда будет существовать. На самом деле, трудно сделать конкретные обобщения о любом случае, относящемся к людям, потому что сами люди динамичны, и ситуации всегда меняются.

Корреляция не предполагает причинности

Если вы создадите предвзятое исследование или зададите необъективные вопросы, вы получите предвзятые результаты. Раздел «Создание вопросов хорошего опроса и интервью» для получения советов о том, как сделать ваши вопросы необъективными. Помните, что только потому, что два результата имеют отношение между ними, это не обязательно означает, что один вызывает другое. Например, хотя в видеоиграх и жестоком поведении показано, что у них есть ссылка, не было доказано, что видеоигры вызывают жестокое поведение.

    функционально-психологические;

    вопросы-фильтры;

    контрольные вопросы;

    уточняющие вопросы.

Функционально-психологические помогают перейти к вопросам другой направленности или тематики, снять психологические барье­ры для ответа на вопросы о статусе или специфике поведения, завер­шить беседу. Эта группа вопросов, в свою очередь, тоже разнообразна:

Не рассматривая другие связанные факторы

Очень трудно уметь изучать все факторы, которые относятся к определенной группе людей, событию или событию. Тем не менее, если вы не включите эти факторы в свои первичные исследования, их все равно следует учитывать, когда вы начнете анализировать свои данные. Например, если вы изучаете вопрос о парковке в университетском городке и смотрите на количество автомобилей, которые припарковываются в кампусе, а не на студенческое население, вы опускаете другие факторы, такие как количество пригородных студентов, количество преподавателей, которые управляют, доступность общественного транспорта, а также многих других факторов.

    контактные вопросы;

    буферные вопросы;

    вопросы, поддерживающие респондента;

    вопросы для снятия установок;

    провоцирующие вопросы.

Контактные вопросы помогают установить доверительные отноше­ния с респондентом; как правило, такие вопросы уместны при прове­дении качественных опросов.

Буферные вопросы служат для разграничения отдельных темати­ческих блоков и одновременно для нейтрализации влияния одних от­ветов на другие.

Возможность узнать, какие данные действительны

Некоторые участники ваших исследований могут не относиться к этому серьезно и будут давать глупые, неточные ответы или заниматься намеренно аберрантным поведением. Это, скорее всего, происходит с опросами, которые отдельные лица завершают, но иногда могут возникать во время собеседований или даже с наблюдениями. Эти ответы могут отбросить весь ваш исследовательский проект, поэтому очень важно изучить ваши опросы или интервью для такого типа ошибочной информации. Если вы найдете информацию, которая очень сомнительна, лучше не включать ее в анализ результатов.

Вопросы, поддерживающие респондента, призваны укрепить мнение респондента о значимости его участия в проводимом исследовании.

Вопросы для снятия установок позволяют сгладить влияние пред­убеждений, могущих привести к искажению ответов респондента. На­пример, из соображений о престижности респондент может назвать более известную марку планируемого к покупке товара. Или респон­дент может расценить предлагаемые варианты ответа как социально неприемлемые в глазах общественности.

Провоцирующие вопросы стимулируют спонтанные, иногда очень ценные для исследователя, ответы.

Другие виды функциональных вопросов также служат управлению процессом коммуникации с респондентом. Зачастую вопрос адресует­ся не всей аудитории, а лишь ее части; в этом случае применимы во­просы-фильтры. Вопросы-фильтры призваны установить принадлеж­ность респондента к какой-либо аудитории, например к пользователям определенного товара.

Контрольные вопросы (так называемый детектор) оценивают как искренность и серьезность респондента, так и добросовестность ин­тервьюера. В арсенале этой группы - дублирующие вопросы, проти­воречивые позиции, вопросы с заранее известными ответами.

Уточняющие вопросы (востребованы в свободных формах опроса) позволяют вернуться к ранее обсуждавшейся теме для выяснения ка­ких-либо нюансов.

Архитектура вопроса

Архитектура вопроса подразумевает композицию варианта формули­ровки собственно вопроса (в личной или безличной форме), варианта ответа (структурированного или неструктурированного) и варианта представления (изображения).

Прямые и косвенные вопросы

Вопрос в прямой форме апеллирует непосредственно к мнению рес­пондента (например, «Что Вы думаете о...?»). Если же тематика во­проса может вызвать у респондента неприятные чувства или желание приукрасить действительность, то вопрос следует задавать в косвен­ ной форме, безотносительно личности опрашиваемого. Не рекоменду­ется использовать прямые вопросы об осведомленности респондента, скажем: «Знаете ли Вы о...?»; некоторые участники, скорее всего, отве­тят утвердительно, боясь показаться незнайками факта (или субъек­та), который, возможно, широко известен. Примеры замены формули­ровки прямых вопросов на косвенные приведены в табл. 5.4.

Таблица 5.4 Примеры прямых и косвенных вопросов

Открытые и закрытые вопросы

Выбирая закрытую или открытую форму вопроса, следует учитывать возможности респондента предоставить достоверные сведения.

Закрытые вопросы предлагают респонденту «подсказки» в виде набора возможных вариантов ответа. Имея подсказку, респонденту проще отвечать на поставленный вопрос, если предлагается вариант, соответствующий его мнению или положению. Однако отсутствие нужного варианта приведет к искажению сведений.

Открытая форма вопроса не предполагает каких-либо подсказок и может быть рекомендована в ряде случаев:

При отсутствии информации о возможных вариантах ответов;

При наличии у аудитории четкого представления об изучаемой проблеме (например эксперты, специалисты);

При необходимости перегруппировки ответов для более углуб­ленного анализа.

Примером вопросов подобного типа может быть: «Какой напиток Вы предпочитаете?» Чаще всего можно получить честный ответ, хотя и несколько неопределенный. Например, покупатель может сказать: «Безалкогольные напитки» (в то время как ожидалось, что будут на­званы более конкретные виды напитков). Поэтому к формулировке открытых вопросов следует относиться особенно внимательно.

Для достижения цели опроса открытые вопросы следует задавать без подсказки. Если вопрос первоначально задан в форме «без под­сказки», нельзя позже повторить тот же вопрос с подсказкой. Напри­мер, спрашивается: «Когда Вы испытываете жажду, какие напитки Вы предпочитаете?» Если опрашиваемый затрудняется с ответом, интер­вьюер может подсказать: «Фруктовые соки? Пиво?» В этом случае интервьюер начинает давать ответы вместо респондента. Таким обра­зом, ответ, данный после подсказки, никогда не будет таким же «вер­ным», как ответ без подсказки.

Не всегда удается предусмотреть все варианты ответов в закрытом вопросе. В то же время, если у исследователей имеется представление о наиболее распространенных вариантах ответов и закрытая форма облегчила бы обработку ответов респондентов, то можно использовать полузакрытую форму вопроса. Полузакрытый вопрос представляет собой комбинацию из некоторого перечня возможных вариантов от­ветов и свободную строку для варианта «другое» или «свой вариант ответа».

Форма вопросов зависит от характера собираемых данных, формы опроса и методов анализа. Масштабные количественные опросы со­провождаются использованием небольших, сильно структурированных анкет, которые обрабатываются на компьютере. При проведении ка­чественных опросов обычно применяются большие, неструктурирован­ные анкеты, которые, как правило, обрабатываются вручную.

Виды закрытых вопросов

На практике используются следующие виды закрытых вопросов:

    Дихотомический или простой альтернативный вопрос, содержащий два исключающих друг друга ответа (да, нет). Например, на вопрос «Покупаете ли Вы кофе в зернах?» возможны только два ответа «да» или «нет».

    Альтернативный (многовариантный) вопрос, предлагающий выбрать из представленного набора ответов только один вариант. Например, на вопрос «Как часто Вы посещаете кинотеатр?» можно предложить такие варианты ответов: «один раз в неделю», «два-три раза в месяц», «один раз в месяц», «три-пять раз в год», «один-два раза в год», «совсем не посещаю». Очевидно, что выбрать в этом случае можно только один вариант ответа.

    Вопрос-меню (многовариантный), включающий набор ответов, из которых респондент может выбрать несколько. Например, на вопрос: «В каких кинотеатрах Санкт-Петербурга Вы побывали?» респондент может выбрать несколько из названных вариантов ответов: «Аврора», «Колизей», «Кристалл-палас» и т. д.

    Ранжирующие вопросы, когда респондента просят упорядочить перечисленные варианты ответов на базе субъективно ощущаемых преимуществ. Например: «Расставьте в порядке убывания важности для Вас следующие характеристики товара: цвет, габариты, материал, цена, удобство пользования».

    Смысловые вопросы (многомерные шкалы), например семантиеский дифференциал.

Виды открытых вопросов

На практике используются следующие виды открытых вопросов:

    Простой (свободный) вопрос типа: «Что Вы думаете о...?» Респондент отвечает в произвольной форме.

    Словесная ассоциация. Респондент перечисляет слова, «всплывающие» в памяти при указанном слове.

    Завершение предложения. Респонденту предлагается закончить предложение но собственному усмотрению.

    Завершение рассказа.

    Завершение рисунка (по типу комиксов), который надо дополнить высказываниями героев.

    Тематический апперцепционный тест («перцепция» - восприятие); в этом виде вопросов предлагается придумать рассказ о том, что происходит на картинке и как далее будут развиваться события.

Представление вопроса

По форме представления вопроса выделяют:

Текстовые вопросы;

Графические шкалы;

Табличные вопросы;

Анимационные вопросы;

Мнемонические шкалы.

Текстовые вопросы - самый простой вариант в виде строчного текста Графические шкалы выглядят как луч с нанесенными вариантами от­ветов. Графическое изображение может быть одномерным (рис. 5.4), когда для представления вариантов ответов используется одна ось, или многомерным. Наиболее известным примером многомерной графиче­ской шкалы является карта-схема восприятия марок респондентами, которую зачастую называют шкалой восприятия (см. рис. 5.5). При построении многомерной шкалы первоначально выделяются характе­ристики, по которым респонденты оценивают объекты (марки), затем разрабатываются шкалы для получения непосредственной оценки объек­тов по выделенным характеристикам.

В какое время Вы посещаете компьютерный клуб?

Рис. 5.4. Графическая шкала


Рис. 5.5. Карта-схема восприятия

Табличные вопросы позволяют оценить объект по нескольким па­раметрам. Табличная форма может быть удобна для интервьюера при проведении телефонного или личного опроса, однако может быть за­труднительна для респондентов, самостоятельно заполняющих анке­ту. Пример шкалы в табличной форме смотрите на рис. 5.6.

5 -отлично, 4 -хорошо, 3 -приемлемо, 2 - неудовлетворительно, 1 - плохо.


Рис. 5.6. Вопрос в табличной форме

Анимационные вопросы содержат рисунки, чаще всего в виде ко­миксов, чтобы передать суть вопроса. Анимационные вопросы выступают инструментом проекционных методов сбора информации, когда рисунок в косвенной форме позволяет выявить реальные мотивы по­ведения респондента. В то же время рисунки могут быть использова­ны для иллюстрации вариантов ответов (рис. 5.7). Анимация разно­образит приемы представления вопросов, развлекает респондента и особенно полезна при письменных опросах большого объема.

В какое время Вы посещаете компьютерный клуб? (Отметьте, пожалуйста, часы на циферблате.)

Рис. 5.7. Вопрос в анимационной форме

Мнемонические шкалы могут рассматриваться как вариант ани­мационного вопроса, поскольку тоже содержат рисунки. Мнемониче­ские шкалы позволяют выразить эмоциональную реакцию респонден­та на заданный вопрос, облегчая тем самым как задачу исследователя по формулировке вариантов ответов, так и респондента при ответе;рис. 5.8).

Нравится ли Вам обслуживание в нашем магазине?

Рис.5.8. Мнемоническая шкала

Вопрос в ходе маркетингового исследования - это некоторое высказывание, рассчитанное на получение информации, позволяющей идентифицировать характеристики изучаемого предмета исследования.
Существует много различных подходов к классификации вопросов. Наиболее известны следующие классификационные признаки: по содержанию; по выполняемой функции; по форме формулировки вопроса; по форме предполагаемого ответа (по типу вопроса); по форме представления вопроса.
В зависимости от преследуемой исследователем цели вопросы подразделяются на три основные группы:
1. Вопросы, характеризующие самого респондента («паспортичка»); это вопросы о поле, возрасте, семейном положении, образовании, уровне доходов и т. д.
2. Результативные вопросы, имеющие непосредственное отношение к задачам исследования.
3. Функциональные вопросы, управляющие процессом коммуникации с респондентом. Эта группа необходима для упорядочения процедуры опроса; сведения, полученные с их помощью, могут не обрабатываться для целей исследования, но могут быть использованы для уточнения методик проектирования анкет. В ряду функциональных вопросов представлены: функционально-психологические; вопросы-фильтры; контрольные вопросы; уточняющие вопросы.
Функционально-психологические помогают перейти к вопросам другой направленности или тематики, снять психологические барьеры для ответа на вопросы о статусе или специфике поведения, завершить беседу. Эта группа вопросов, в свою очередь, тоже разнообразна: контактные вопросы; буферные вопросы; вопросы, поддерживающие респондента; вопросы для снятия установок; провоцирующие вопросы.
Контактные вопросы помогают установить доверительные отношения с респондентом; как правило, такие вопросы уместны при проведении качественных опросов.
Буферные вопросы служат для разграничения отдельных тематических блоков и одновременно для нейтрализации влияния одних ответов на другие.
Вопросы, поддерживающие респондента, призваны укрепить мнение респондента о значимости его участия в проводимом исследовании.
Вопросы для снятия установок позволяют сгладить влияние предубеждений, могущих привести к искажению ответов респондента. Например, из соображений о престижности респондент может назвать более известную марку планируемого к покупке товара. Или респондент может расценить предлагаемые варианты ответа как социально неприемлемые в глазах общественности.
Провоцирующие вопросы стимулируют спонтанные, иногда очень ценные для исследователя, ответы.
Другие виды функциональных вопросов также служат управлению процессом коммуникации с респондентом. Зачастую вопрос адресуется не всей аудитории, а лишь ее части; в этом случае применимы вопросы-фильтры. Вопросы-фильтры призваны установить принадлежность респондента к какой-либо аудитории, например к пользователям определенного товара.
Контрольные вопросы (так называемый детектор) оценивают как искренность и серьезность респондента, так и добросовестность интервьюера. В арсенале этой группы - дублирующие вопросы, противоречивые позиции, вопросы с заранее известными ответами.
Уточняющие вопросы (востребованы в свободных формах опроса) позволяют вернуться к ранее обсуждавшейся теме для выяснения каких-либо нюансов.
Архитектура вопроса подразумевает композицию варианта формулировки собственно вопроса (в личной или безличной форме), варианта ответа (структурированного или неструктурированного) и варианта представления (изображения).
Вопрос в прямой форме апеллирует непосредственно к мнению респондента (например, «Что Вы думаете о …?»). Если же тематика вопроса может вызвать у респондента неприятные чувства или желание приукрасить действительность, то вопрос следует задавать в косвенной форме, безотносительно личности опрашиваемого. Не рекомендуется использовать прямые вопросы об осведомленности респондента, скажем: «Знаете ли Вы о…?»; некоторые участники, скорее всего, ответят утвердительно, боясь показаться незнайками факта (или субъекта), который, возможно, широко известен. Так вопрос в прямой форме «Почему Вы покупаете. . . ? » можно заменить на вопрос в косвенной форме «Как Вы считаете, почему люди покупают. . . ?»
Выбирая закрытую или открытую форму вопроса, следует учитывать возможности респондента предоставить достоверные сведения.
Закрытые вопросы предлагают респонденту «подсказки» в виде набора возможных вариантов ответа. Имея подсказку, респонденту проще отвечать на поставленный вопрос, если предлагается вариант, соответствующий его мнению или положению. Однако отсутствие нужного варианта приведет к искажению сведений.
Открытая форма вопроса не предполагает каких-либо подсказок и может быть рекомендована в ряде случаев: при отсутствии информации о возможных вариантах ответов; при наличии у аудитории четкого представления об изучаемой проблеме (например эксперты, специалисты); при необходимости перегруппировки ответов для более углубленного анализа.
Примером вопросов подобного типа может быть: «Какой напиток Вы предпочитаете?» Чаще всего можно получить честный ответ, хотя и несколько неопределенный. Например, покупатель может сказать: «Безалкогольные напитки» (в то время как ожидалось, что будут названы более конкретные виды напитков). Поэтому к формулировке открытых вопросов следует относиться особенно внимательно.
Для достижения цели опроса открытые вопросы следует задавать без подсказки. Если вопрос первоначально задан в форме «без подсказки», нельзя позже повторить тот же вопрос с подсказкой. Например, спрашивается: «Когда Вы испытываете жажду, какие напитки Вы предпочитаете?» Если опрашиваемый затрудняется с ответом, интервьюер может подсказать: «Фруктовые соки? Пиво?» В этом случае интервьюер начинает давать ответы вместо респондента. Таким образом, ответ, данный после подсказки, никогда не будет таким же «верным», как ответ без подсказки.
Не всегда удается предусмотреть все варианты ответов в закрытом вопросе. В то же время, если у исследователей имеется представление о наиболее распространенных вариантах ответов, и закрытая форма облегчила бы обработку ответов респондентов, то можно использовать полузакрытую форму вопроса. Полузакрытый вопрос представляет собой комбинацию из некоторого перечня возможных вариантов ответов и свободную строку для варианта «другое» или «свой вариант ответа».
Форма вопросов зависит от характера собираемых данных, формы опроса и методов анализа. Масштабные количественные опросы сопровождаются использованием небольших, сильно структурированных анкет, которые обрабатываются на компьютере. При проведении качественных опросов обычно применяются большие, неструктурированные анкеты, которые, как правило, обрабатываются вручную.
На практике используются следующие виды закрытых вопросов:
1. Дихотомический или простой альтернативный вопрос, содержащий два исключающих друг друга ответа (да, нет). Например, на вопрос «Покупаете ли Вы кофе в зернах?» возможны только два ответа «да» или «нет».
2. Альтернативный (многовариантный) вопрос, предлагающий выбрать из представленного набора ответов только один вариант. Например, на вопрос «Как часто Вы посещаете кинотеатр?» можно предложить такие варианты ответов: «один раз в неделю», «два-три раза в месяц», «один раз в месяц», «три-пять раз в год», «один-два раза в год», «совсем не посещаю». Очевидно, что выбрать в этом случае можно только один вариант ответа.
3. Вопрос-меню (многовариантный), включающий набор ответов, из которых респондент может выбрать несколько. Например, на вопрос: «В каких кинотеатрах Санкт-Петербурга Вы побывали?» респондент может выбрать несколько из названных вариантов ответов: «Аврора», «Колизей», «Кристалл-палас» и т. д.
4. Ранжирующие вопросы, когда респондента просят упорядочить перечисленные варианты ответов на базе субъективно ощущаемых преимуществ. Например: «Расставьте в порядке убывания важности для Вас следующие характеристики товара: цвет, габариты, материал, цена, удобство пользования».
5. Смысловые вопросы (многомерные шкалы), например семантический дифференциал.
На практике используются следующие виды открытых вопросов:
1. Простой (свободный) вопрос типа: «Что Вы думаете о…?» Респондент отвечает в произвольной форме.
2. Словесная ассоциация. Респондент перечисляет слова, «всплывающие» в памяти при указанном слове.
3. Завершение предложения. Респонденту предлагается закончить предложение по собственному усмотрению.
4. Завершение рассказа.
5. Завершение рисунка (по типу комиксов), который надо дополнить высказываниями героев.
6. Тематический апперцепционный тест («перцепция» - восприятие); в этом виде вопросов предлагается придумать рассказ о том, что происходит на картинке и как далее будут развиваться события.

Публикации по теме