Как правильно оформить пояснительную записку в налоговую. Пояснительная записка в налоговую по требованию

Главбухи прислали в редакцию "УНП" десятки налоговых требований, которые они получили от своих инспекторов. Мы собрали самые популярные запросы и подготовили образцы ответов на требования налоговой о предоставлении пояснений.

В этой статье:

Налоговики просят пояснять все больше показателей. Причем не всегда ясно, что ответить. Большинство налоговых запросов связано с разницами в декларациях НДС, снижением налогов и ошибками в расчете налога на имущество. Рассмотрим самые частые налоговые претензии и расскажем, как подготовить разъяснения.

Новые документы для налоговых проверок

С 3 сентября компаниям потребуется готовить для налоговой документы, которые до сих пор никто не составлял. Редакция УНП узнала все про новые правила и подготовила образцы ответов на различные запросы и требования инспекторов.

Ответы на требование налоговой о предоставлении пояснений: образцы

Ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений о продаже основного средства с убытком . С 2014 года инспекторы вправе требовать обосновать размер убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ). Но налоговики, пользуясь этой нормой, требуют разъяснений, даже если убытки получены лишь от реализации амортизируемого имущества, а в целом в декларации прибыль . Инспекция не вправе требовать ответное письмо (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Кроме того, организация не обязана пояснять, почему не смогла продать актив дороже остаточной стоимости. Это вполне можно объяснить нестабильной ситуацией в экономике. В ответ можно ограничиться пояснениями, что в отчетности заявлена прибыль, а ошибок и противоречий нет.

Письмо в налоговую о предоставлении пояснений о применении льгот по налогу на имущество . С 1 января 2015 года движимые активы (кроме имущества первой и второй амортизационных групп), которые приобретены с 1 января 2013 года, освобождены от налога на имущество как льгота (п. 25 ст. 381 НК РФ). Поэтому инспекторы делали массовую рассылку для подтверждения льготы, требовали документы и перечень льготного имущества (п. 6 ст. 88 НК РФ), хотели узнать, откуда взялся актив. Если он куплен у зависимой компании или получен после реорганизации, то налог надо платить.

Если конкретный перечень документов в запросе не назван, то в ответ стоит представить договоры, накладные с поставщиков, акты ввода в эксплуатацию. Договоры и накладные подтверждают, в каком году приобретен товар. А акты свидетельствуют о том, когда она их приняла к учету. Из договора также видно, кто поставщик. Если это независимая организация, то льгота законна. Также стоит составить и перечень льготного имущества с указанием остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца. Так можно подтвердить, что не было ошибок при заполнении декларации (см. ответ на требование налоговой о предоставлении документов, образец).

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка»

Исх. № 350 от 28.07.18

На № 01-07/300 от 24.07.18

ПОЯСНЕНИЕ

о стоимости льготного имущества

В ответ на требование о представлении документов и информации ООО «Ромашка» сообщает следующее. В графе 4 по строкам 020 – 080 раздела 2 расчета по налогу на имущество за полугодие 2018 года ООО "Ромашка" отразила стоимость льготируемого имущества, которое освобождено от налога на основании пункта 25 статьи 381 НК РФ. По строке 130 раздела 2 – код применяемой льготы 2010257. В подтверждение применения льготы представляем перечень имущества, освобожденного от налога:

Приложение:

копия договора с ООО «Поставщик» на 3 листах;

копии товарных накладных на 40 листах;

копии инвентарных карточек ОС-6 на 40 листах;

копии актов о вводе в эксплуатацию по форме ОС-1 на 40 листах.

Инспекторы совмещают осмотр с допросами. Например, могут задать вопросы сотрудникам и подрядчикам, которые выполняют работы в офисе. После визита часто вручают опросный лист и такой же опросник высылают контрагенту.

Чтобы мероприятие прошло без проблем, безопаснее заранее проинструктировать сотрудников, что отвечать проверяющим. А заодно узнать у контрагентов, будут ли они заполнять опросник и что там напишут. Безопаснее, чтобы ответы у поставщика и покупателя совпадали.

Можно отказать проверяющим, ведь никаких опросных листов НК РФ не предусматривает. Впрочем, инспекция вправе вызвать сотрудников на допрос даже в рамках камералки (cт. 90 НК РФ, письмо Минфина России от 30.11.2011 № 03-02-07/1-411).

Письмо ИНФС о предоставлении счетов-фактур, книг покупок и продаж . На проверках деклараций по НДС инспекторы запрашивают счета-фактуры, книги покупок и продаж. Многие удивляются, зачем эта информация инспекторам, если и так все есть в декларации. Но в отчетность включены только сведения из книг и счетов-фактур. Поэтому документы надо представить, если подана декларация к возмещению или инспекторы нашли в ней противоречия (п. 8, 8.1 ст. 88 НК РФ). Иначе за каждый непредставленный документ возможен штраф 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Письмо в ИНФС о предоставлении документов по операциям, не облагаемым НДС . Инспекторы при проверках НДС запрашивают документы по необлагаемым операциям. Например, если организация выдает займы, требуют подтвердить освобождение по статье 149 НК РФ.

Такие запросы инспекторы мотивируют тем, что вправе требовать документы, подтверждающие право на льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Но выдача займов не относится к налоговым льготам. Эти операции освобождены от налогообложения независимо от того, какая компания совершает сделки (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). А значит, инспекторы не вправе требовать документы, ссылаясь на пункт 6 статьи 88 НК РФ. Согласны с этим и судьи (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2015 № Ф07-1155/2014). Поэтому в ответе налоговой можно вежливо отказать в представлении документов (см. ответ на требования налоговой по НДС, образец).

Формализованные письма для налоговой по НДС 2018 смотрите ниже.

ИНН 7701025478, КПП 770101001, ОГРН 1045012461022

г. Москва, ул. Басманная, д. 25

Руководителю ИФНС России № 1 по г. Москве

Исх. № 300 от 28.07.18

На № 01-07/160 от 24.07.18

ПИСЬМО

о праве требовать документы

В ответ на требование о представлении документов ООО «Компания» сообщает следующее.

На камеральной проверке декларации за второй квартал 2016 года инспекция запросила документы, подтверждающие использование освобождения от НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В рамках камеральной проверки декларации по НДС инспекция вправе затребовать документы лишь в следующих случаях:

При подтверждении права на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);

При подтверждении правомерности вычетов, если декларация с возмещением (п. 8 ст. 88 НК РФ);

При выявлении противоречий или несоответствий в декларации (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

В иных случаях инспекторы истребовать документы запрещено (п. 7 ст. 88 НК РФ). Данный вывод подтверждают и судьи (определение ВАС РФ от 31.01.14 № ВАС-497/14). Операции по выдаче займов не относятся к налоговым льготам, налог в декларации заявлен к уплате, а противоречий в отчетности инспекция не выявила. В связи с этим компания оставляет за собой право не представлять запрошенные документы.

Генеральный директор Астахов И. И. Астахов

Ответ на требование ИНФС: образец о предоставлении пояснений об ошибке в кодах НДС . Инспекторы запросят пояснения, если поставщик зарегистрирует счет-фактуру с кодом 26, а покупатель - с кодом 01. Такие правила проверки были и раньше, но теперь ФНС официально их закрепила в письме от 20.09.2016 № СД-4-3/17657.

Налоговики требуют разъяснения обычно у обеих сторон сделки. Если ошибся поставщик, то он и подтвердит ошибку либо сообщит о неточности, либо сдаст уточненку. Покупателю достаточно пояснить, что он купил товар и обоснованно заявил вычет.

Общество с ограниченной ответственностью «Компания»

ИНН 7701025478, КПП 770101001, ОГРН 1045012461022

г. Москва, ул. Басманная, д. 25

Руководителю ИФНС России № 1 по г. Москве

Исх. № 1 от 10.11.18

ПОЯСНЕНИЯ

В требовании сказано, что ООО «Компания» заявило в декларации за третий квартал вычет по счету-фактуре от 12.09.18 № 20013, который АО «Поставщик» не зарегистрировал в книге продаж за тот же период.

Данный счет-фактуру ООО «Компания» получило от АО «Поставщик» в связи с приобретением товара и отразило в книге покупок с кодом 01. ООО «Компания» заявило вычет по вышеуказанному счету-фактуре на основании п. 1 ст. 172 НК РФ.

Ошибку в декларации по НДС за третий квартал 2018 года допустил АО «Поставщик», который зарегистрировал данный счет-фактуру с кодом операции 26.

Приложение: письмо АО «Поставщик» от 08.11.18.

Генеральный директор Астахов И. И. Астахов

Ответ на требование ИНФС о предоставлении пояснений о переносе вычета по НДС . При переносе вычета на последующие кварталы инспекторы тоже требуют это объяснить.

Компания получила запрос, потому что перенесла вычет на другой квартал. Налоговый кодекс прямо разрешает это делать, компания вправе заявить вычет в течение трех лет (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Поэтому так и сообщите инспекторам, что ошибок в декларации нет, а компания воспользовалась правом заявить вычет в более позднем периоде. На всякий случай можно запросить у поставщика выписку из книги продаж и приложить ее копию.

Общество с ограниченной ответственностью «Компания»

ИНН 7701025478, КПП 770101001, ОГРН 1045012461022

г. Москва, ул. Басманная, д. 25

Руководителю ИФНС России № 1 по г. Москве

Исх. № 1 от 10.11.18

ПОЯСНЕНИЯ

В ответ на полученное требование о представлении пояснений от 07.11.18 № 4-978 ООО «Компания» сообщает следующее.

В требовании сказано, что в третьем квартале ООО «Компания» заявило вычет по счету-фактуре от 04.07.18 № 20013, который АО «Поставщик» не зарегистрировало в книге продаж за тот же период.

По договору купли-продажи от 28.06.2018 № 54-АР ООО «Компания» приобрело товар у АО «Поставщик».

АО «Поставщик» отразил данную операцию в книге продаж за второй квартал 2018 года.

ООО «Компания» воспользовалось правом перенести вычет, которое дает пункт 1.1 статьи 172 НК РФ. По данному счету-фактуре компания заявила вычет в третьем квартале 2018 года.

Приложение: выписка из книги продаж АО «Поставщик» прилагаем.

Генеральный директор Астахов И. И. Астахов

Как правильно написать пояснение на требование налоговой инспекции? Данный вопрос очень актуален, поскольку налоговики последнее время просто заваливают письмами налогоплательщиков с требованием дать ответ по тому или иному вопросу.

Как дать корректный ответ на требование налоговой инспекции о предоставлении пояснений, чтобы избежать дальнейших проверок?

Для начала определимся, в каких случаях инспекторы просят дать пояснения? Чаще всего это несоответствие данных по книгам покупок и продаж у покупателей и продавцов при проверке НДС, суммы к возмещению по НДС, убытки от деятельности при проверке налога на прибыль и УСН, несоответствие данных о налогооблагаемых базах в декларациях по НДС и налогу на прибыль и многие другие причины.

Итак, что же делать, если вы получили ?

1. В течение 6 дней, считая с даты отправки вам электронного требования, вы обязаны передать в инспекцию квитанцию о приеме требования по ТКС.

2. При получении требования необходимо проверить правильность заполнения декларации в отношении указанных в требовании сумм. При проверке декларации по НДС сверить суммы в декларации с суммами по всем полученным и выданным счетам-фактурам, проверить правильность заполнения реквизитов счетов-фактур: даты, номера, суммы, ставки. При принятии счета-фактуры к вычету частями несколько раз необходимо проверить общую сумму НДС к вычету по всем записям в отношении этого счета-фактуры с учетом записей за предыдущие налоговые периоды. При проверке декларации по налогу на прибыль или УСН, необходимо сверить все суммы доходов и расходов, принимаемых к учету для расчета данных налогов.

3. При обнаружении ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате необходимо сдать уточненную декларацию с исправленными сведениями.

4. При обнаружении ошибки, не влияющей на сумму начисленного налога в декларации, «уточненку» подавать не нужно. В налоговую необходимо предоставить пояснения с правильными данными. Пояснения пишутся в свободной форме либо на бумажном носителе, либо предоставляются по ТКС в электронном виде.

5. Если все-таки предоставленные вами в налоговую сведения были верны, вам необходимо также уведомить об этом налоговую инспекцию.

Образец 1. Ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений о причине убытка компании.

Межрайонная ИФНС №22
........................................................................по Челябинской области
........................................................................от ООО «ВАВИЛОН»
........................................................................адрес: 454039, г.Челябинск
........................................................................ул.Автоматики, 5, офис 16
........................................................................тел. 8-352-66-75-852

В ответ на Ваше требование №98665 от 03.11.2015 о предоставлении документов сообщаю следующее. В декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 года показан убыток. Убыток в компании образовался из-за того, что за данный период времени вследствие большой конкуренции на рынке был произведен небольшой объем работ, который не смог покрыть расходы компании.

Директор
ООО «ВАВИЛОН» ......................................................... Огаев А.Б.

_________________________________________________________________________
Образец 2. Пояснение на требование налоговой о причине некорректного отражения в книге покупок номера счета-фактуры в отчетности по НДС.
...................................................................Межрайонная ИФНС №22
...................................................................по Челябинской области
...................................................................от ООО «Огонек»
...................................................................адрес: 454039, г.Челябинск
...................................................................ул.Русакова, 8, офис 65
...................................................................тел. 8-458-652-85-731

В ответ на Ваше требование №365142 от 05.11.2015 о предоставлении документов сообщаю следующее. В результате ошибки бухгалтера в книге покупок в разделе 8 по строке 12 был неверно указан номер счета-фактуры поставщика ООО «Калибр» (ИНН 7448025365) 35 от 03.10.2015 на сумму 35000руб. Правильно следует читать: номер счета-фактуры 45 от 03.10.2015.

Директор
ООО «Огонек» Дегтярева С.А.
_________________________________________________________________________

Алгоритм ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений определен в письме ФНС России № ЕД-4-15/19395@ от 06.11.2015 г.

Главное при написании ответа - даже не то, как именно вы составили ответ, а то, что вы отреагировали на письмо.

Бесплатная книга

Скорее в отпуск!

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".

По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.

Так, налоговые органы вправе потребовать представить пояснения при проведении камеральной налоговой проверки в следующих случаях (пункт 3 статьи 88 НК РФ):

  • выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;
  • подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения сообщения (пункты 2, 6 статьи 6.1, пункт 3 статьи 88 НК РФ). Ответственность за непредставление или несвоевременное представление пояснений по требованию налоговиков статьей 88 НК РФ не предусмотрена. Однако пояснения, по нашему мнению, в данном случае все же лучше представить, т. к. в противном случае могут быть такие негативные последствия как доначисление налога, пени и штрафа по результатам камеральной проверки.

Обращаем внимание, что с 01.01.2015 налогоплательщикам вменена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ). Поэтому при получении извещения с требованием о предоставлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган для дачи пояснений необходимо отправить указанную квитанцию по телекоммуникационным каналам связи. В случае неисполнения организацией данных обязанностей налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока, определенного для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, вправе приостановить операции по расчетным счетам организации (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Рассмотрим более подробно каждый из случаев необходимости представления пояснений по требованию налогового органа.

Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий

Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком

В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).

Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.

Ситуация.

Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:

1) пояснительную записку о причинах образования убытка;

2) перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;

3) расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;

4) подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;

5) копия учетной политики организации.

В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Посчитав требования налоговой инспекции необоснованными и незаконными, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. При этом налогоплательщик изложил следующие основания. Нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ (право вызова налогоплательщика для дачи пояснений) не предусмотрена обязанность налогоплательщика давать налоговому органу пояснений исключительно в письменной форме, в связи с чем налоговый орган не вправе определять форму пояснений по собственному усмотрению. До тех пор, пока законодателем не будет определена конкретная форма пояснений, налогоплательщик вправе давать их в письменном и устном виде по собственному усмотрению. Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на понуждение налогоплательщика к предоставлению налоговому органу детальной аналитической информации. Между тем, как отмечено в пункте 4 письма ФНС России от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@, право истребовать у налогоплательщика аналитическую информацию (разного рода расчеты и расшифровки) налоговым органам не предоставлено. Право истребования пояснительной записки о причинах возникновения убытка налоговым органам не предоставлено. На основании изложенного организация в своей жалобе просила отменить уведомление налоговой инспекции.

Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление. При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ). Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки

Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.

Вызов для дачи пояснений

Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:

  • если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
  • если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.

В случае вызова для дачи пояснений на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, на наш взгляд, лучше явиться в налоговый орган, так как неявка может рассматриваться как административное правонарушение, за которое на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП). ФНС России в указанном выше письме подчеркивает, что данная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена. Таким образом, налогоплательщик, придя по вызову налогового органа, не может быть оштрафован за отказ представить пояснения.

В то же время непредставление пояснений является одним из критериев на включение организации в план выездных налоговых проверок (пункт 9 статьи 4 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

Кроме упомянутых выше ситуаций, налоговые органы, руководствуясь положениями указанной Концепции, часто требуют от налогоплательщика провести анализ налоговой и бухгалтерской отчетности по установленным критериям риска совершения налоговых правонарушений и представить пояснения по результатам такого анализа. В случае выявления нарушений налогоплательщику предлагается представить уточненные налоговые декларации, принять меры по повышению заработной платы до уровня не ниже среднеотраслевой по виду деятельности (легализовать заработную плату). В данной ситуации превышение полномочий контролирующих органов очевидно, ведь такие обязанности налогоплательщика действующим налоговым законодательством не предусмотрены.

Таким образом, можно сделать вывод, что требования налоговых органов о предоставлении разного рода пояснений далеко не всегда обусловлены нормами законодательства о налогах и сборах. Представлять или нет пояснения в каждом конкретном случае - это выбор налогоплательщика. Принимая такое решение, организации следует учесть и оценить все последствия, а также трудоемкость подготовки таких пояснений.

Налоговая может потребовать от фирмы и ИП пояснения к бухгалтерской отчетности, к декларации по УСН и другим налогам, пояснения к форме 2-НДФЛ. Примеры пояснений в налоговую вы можете скачать у нас в формате Ворд, подставить свои реквизиты и отправить в свою налоговую.

  • 1. Пояснения в ИФНС России о несоответствии доходов в декларации по единому налогу при УСН с данными по расчетному счету

Когда понадобится: если суммы поступлений на расчетном счете больше, чем указанные доходы в декларации по единому налогу. ...

Когда понадобится: если, например, данные о выручке или сумме расходов в бухгалтерской и налоговой отчетности различаются. И не обязательно из- за ошибки в расчетах. Пояснения о таких расхождениях вправе запросить налоговая инспекция.

Примеры пояснения в налоговую

Пояснения в налоговую пишутся в свободной форме, их важно грамотно составить. Возьмите за образец наши примеры.

    1.

    Когда понадобится: при получении из ИФНС России требования представить пояснения о причинах низкой налоговой нагрузки по налогу на прибыль....

    2.

    Когда понадобится: если закрыли обособленное подразделение и получили требование из ИФНС России о некорректном отражении авансовых платежей в декларации по налогу на прибыль....

    3.

    Когда понадобится: если в декларации по налогу на прибыль прямые расходы больше, чем выручка от реализации....

    4.

    Когда понадобится: если остаточная стоимость в декларации по налогу на имущество не соответствует остаточной стоимости в бухотчетности....

    5.

    Когда понадобится: если прибыль в декларации по налогу на прибыль меньше, чем в бухотчетности....

    6.

    Когда понадобится: если выручка в декларации по НДС не соответствует выручке, указанной в декларации по налогу на прибыль....

    7.

    Когда понадобится: если база для расчета НДФЛ не совпадает с базой для расчета страховых взносов....

    8.

    Когда понадобится: если суммы поступлений на расчетном счете больше, чем указанные доходы в декларации по единому налогу....

    9.

    Когда понадобится: если в декларации по налогу на прибыль доходы меньше, чем в отчете о финансовых результатах....

    10.

    Когда понадобится: если заполнили строки 042 или 043 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, а стоимость основных средств в бухотчетности по строке 1150 не увеличили....

    11.

    ПОЯСНЕНИЯ по ошибкам и (или) противоречиям, выявленным налоговой инспекцией...

    12.

    Когда понадобится: при требовании инспекции представить подтверждающие документы или пояснения. ...

    13. 14.

    Когда понадобится: при получении из ИФНС России требования о представлении пояснений о причинах низкой зарплаты....

    15.

    Когда понадобится: если КПП контрагента в декларации по НДС указан верно....

    16.

    Когда понадобится: если ликвидировали основные средства и получили требования из налоговой инспекции о причинах снижения остаточной стоимости основных средств....

    17.

    Когда понадобится: если есть объекты, амортизация по которым начисляется, а объектами обложения налогом на имущество они не являются. Такие объекты перечислены в пункте 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ. ...

    18.

    Когда понадобится: если в отчетности по налогу на прибыль организация отразила убытки. В этом случаеналоговая инспекция может запросить пояснения о причинах их возникновения....

    19.

    Когда понадобится: если из налоговой инспекции получено требование с замечаниями по представленной декларации....

    20.

    ОКУД 0710005. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах...

    21.

    Когда понадобится: если организация сдает уточненную декларацию по налогу на прибыль, в которой отражено увеличение налоговой базы в связи с корректировкой цен по контролируемой сделке....

    22.

    Когда понадобится: если организация обнаружила, что цены по контролируемым сделкам не соответствуют рыночному уровню. В этом случае необходимо подать уточненную декларацию по НДС, а к ней приложитьпояснительную записку с указанием сведений о сделках, в отношении которых произведена корректировка....

    23.

    Когда понадобится: если выручка в декларации по НДС не соответствует поступлениям по расчетному счету....

    24.

    Когда понадобится: если в декларации по НДС организация заявила сумму налога к возмещению. В этом случаеналоговая инспекция может затребовать пояснения. ...

    25.

    Когда понадобится: если в отчетности по 2-НДФЛ налоговая инспекция обнаружит снижение доходов сотрудников по сравнению с предыдущими периодами и потребует пояснений у организации. Например, если изменились организационные или технологические условия труда и это привело к уменьшению нагрузки сотрудников....

    26.

    Когда понадобится: если, например, данные о выручке или сумме расходов в бухгалтерской и налоговой отчетности различаются. И необязательно из- за ошибки в расчетах. Пояснения о таких расхождениях вправе запросить налоговая инспекция. ...

Публикации по теме