Субсидии на возмещение затрат по кредитам и займам. Об утверждении порядка предоставления субсидии на возмещение затрат при получении гражданами дошкольного образования в частной дошкольной образовательной организации на территории городского округа котел

В силу ст. 6 БК РФ отсутствуют правовые основания для отнесения коммерческих организаций к получателям бюджетных средств. Так что же, коммерческие организации вообще не могут получать бюджетные средства? Да нет, конечно, могут, просто об этом говорится в других статьях. Например, согласно ст. 78 БК РФ коммерческие организации вправе получать субсидии. Субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (в том числе субсидии на сельское хозяйство - сельскохозяйственным товаропроизводителям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения либо возмещения затрат в связи с производством или реализацией товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ или оказанием услуг.

Каковы особенности налогового учета средств, получаемых организациями – сельскохозяйственными товаропроизводителями из бюджета (федерального или регионального)? Нужно ли полученные субсидии на сельское хозяйство учитывать в составе налогооблагаемых доходов? В какой ситуации придется восстановить принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам)? Ответы на эти и другие вопросы – в данной статье.

Субсидирование сельского хозяйства.

Вводная информация.

Бюджетное субсидирование деятельности организаций – субсидирование сельского хозяйства - сельскохозяйственных товаропроизводителей различается по видам и направлениям поддержки, которая в соответствии с бюджетным законодательством может осуществляться не только из региональных источников, но и за счет федерального бюджета. Чаще всего субсидии на сельское хозяйство выделяются на возмещение конкретных расходов (например, затрат на приобретение топлива, племенного молодняка крупного рогатого скота, элитных семян сельскохозяйственных культур, средств химической защиты растений, мелиорацию земельных угодий).

Теперь о том, кого можно считать сельскохозяйственным товаропроизводителем. Данное понятие приведено в ст. 3 Закона № 264‑ФЗ . Таковыми признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 № 446, и реализацию этой продукции. Доля дохода от реализации указанной продукции в доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) должна составлять не менее 70% за календарный год .

Иначе говоря, для получения бюджетной субсидии на сельское хозяйство по общему правилу необходимо подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя на основании данных за соответствующий календарный год (то есть за период с 1 января по 31 декабря). Очевидно, для крымских сельскохозяйственных товаропроизводителей в этой части в 2015 году будут действовать особые правила, установленные в том числе региональными нормативными правовыми актами. Сказанное обусловлено Постановлением Совета министров Республики Крым от 29.10.2014 № 423, положениями которого утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 – 2017 годы.

Субсидия на сельское хозяйство – это внереализационный доход.

Субсидия на сельское хозяйство, полученная коммерческой организацией – сельскохозяйственным товаропроизводителем в порядке, установленном ст. 78 БК РФ, в целях применения гл. 25 НК РФ не является целевым финансированием или целевым поступлением (пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ). Поэтому она подлежит включению в состав доходов, учитываемых при расчете налога на прибыль вне зависимости от цели, ради достижения которой она выделена из бюджета.

Согласно п. 4.1 ст. 271 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 465‑ФЗ) средства в виде субсидий, полученные организациями (за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора), признаются в составе внереализационных доходов в следующем порядке:

  • субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются в течение не более трех налоговых периодов, считая налоговый период, в котором были получены указанные субсидии, по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. По окончании третьего налогового периода полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю отчетную дату данного налогового периода;
  • субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. При реализации, ликвидации или ином выбытии указанного имущества, имущественных прав полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю дату отчетного (налогового) периода, в котором произошли реализация, ликвидация или иное выбытие указанного имущества, имущественных прав;
  • субсидии, полученные на компенсацию не связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, или недополученных доходов, учитываются единовременно на дату их зачисления ;
  • субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются единовременно на дату их зачисления в сумме, соответствующей сумме начисленной амортизации по ранее произведенным расходам , связанным с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав. Разница между суммой полученных субсидий и суммой, учтенной в составе доходов на дату их зачисления, отражается в составе доходов в порядке, аналогичном порядку признания дохода по субсидиям, полученные на финансирование упомянутых расходов.

В случае нарушения условий получения субсидий, предусмотренных п. 4.1 ст. 271 НК РФ, суммы полученных субсидий в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

Итак, полученная организацией – сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидия на сельское хозяйство для целей налогообложения прибыли представляет собой внереализационный доход.

ООО «Урожай», применяющее общую систему налогообложения, получило в апреле 2015 года субсидию на сельское хозяйство из бюджета Республики Крым в сумме 5 900 тыс. руб. (в том числе НДС – 900 тыс. руб.) на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением оборудования для животноводства. Оборудование было приобретено в феврале 2015 года и в этом же месяце принято к учету и введено в эксплуатацию. Оно отнесено ко второй амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования до трех лет включительно), установлен срок полезного использования – 36 месяцев. Ежемесячная сумма амортизации по оборудованию составляет 139 тыс. руб. и начисляется с марта 2015 года.

В апреле 2015 года ООО «Урожай» учтет единовременно во внереализационных доходах сумму 278 тыс. руб. (139 тыс. руб. х 2). Оставшаяся сумма 5 622 тыс. руб. (5 900 - 278) начиная с мая 2015 года и до окончания срока полезного использования данного оборудования учитывается в составе внереализационных доходов в размере 139 тыс. руб.

В Письме Минфина России от 06.04.2011 № 03‑03‑06/1/220 тоже подчеркивается, что субсидии на сельское хозяйство, полученные сельскохозяйственным товаропроизводителем в порядке, предусмотренном ст. 78 БК РФ, в целях возмещения затрат на приобретение минеральных удобрений, а также на возмещение ущерба от аномальных гидрометеорологических условий, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В этом же письме финансисты отмечают: данные субсидии могут рассматриваться в качестве доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции и произведенной и переработанной названными организациями собственной сельскохозяйственной продукции (см. также Письмо от 01.11.2013 № 03‑03‑06/1/46682). Следовательно, в отношении этих доходов может быть применена ставка налога 0%, установленная п. 1.3 ст. 284 НК РФ для данного вида деятельности, при условии соблюдения требований, определенных п. 2 ст. 346.2 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 10.11.2014 № 03‑03‑06/1/56444).

Если полученная сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидия не связана с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции), а, например, направлена на компенсацию расходов, связанных со строительством дорог или газопровода (см. Письмо Минфина России от 23.11.2012 № 03‑03‑06/1/611), то названная субсидия включается в состав внереализационных доходов и облагается налогом на прибыль по общей ставке 20%, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ.

И последнее в этом разделе. Затраты, на компенсацию которых предоставлены бюджетные субсидии, для целей налогообложения прибыли признаются в общем порядке. Так, если субсидия предоставлена организации на возмещение затрат на приобретение элитных семян, сумма фактических расходов на их приобретение включается в состав материальных расходов на дату передачи семян в производство (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ).

Субсидирование сельского хозяйства и НДС.

О налоговой базе по НДС

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом обложения НДС независимо от источника финансирования. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Если субсидии были получены организацией из бюджета на возмещение затрат , связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг) с учетом НДС, то данные суммы субсидий не включаются в облагаемую базу.

В ситуации, когда предоставленные организации – сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии являются платой за реализуемые ей товары (работы, услуги), подлежащие налогообложению, НДС в отношении данных субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. Источник выплаты субсидии (федеральный бюджет или бюджет субъекта РФ) в данном случае значения не имеет.

Справедливость сказанного подтверждают разъяснения официальных органов (см., например, письма Минфина России от 08.02.2013 № 03‑07‑11/3144, от 01.02.2013 № 03‑07‑11/2142, от 27.05.2011 № 03‑03‑06/1/313).

О восстановлении налога.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 170 НК РФ установлено специальное правило. Согласно ему суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению, если субсидии получены из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией . Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с названным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в силу ст. 264 НК РФ. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. При восстановлении налога в книге продаж необходимо зарегистрировать тот счет-фактуру, на основании которого «входной» НДС был принят к вычету на сумму налога, подлежащую восстановлению (п. 14 Правил ведения книги продаж).

Получение субсидий из бюджетов других уровней (региональных или местных) не влечет за собой необходимость восстановления НДС (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.09.2013 № 03‑07‑11/38849).

Казалось бы, восстановить НДС на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ следует в том случае, если в составе цены товаров (работ, услуг), на возмещение затрат на оплату которых получена субсидия из федерального бюджета, был уплачен НДС по ним, то есть если НДС уплачен за счет средств федерального бюджета. Но на практике названная норма вызывает двоякое толкование.

Характерный пример – Постановление АС ЦО от 28.08.2014 по делу № А48-3219/2013 (спор возник в отношении субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений). Судьи АС ЦО рассуждали так. Перечисление субсидий из средств конкретного бюджета получателю не является реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав. Обозначенная сумма является именно субсидией из федерального бюджета, полученной организацией на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС. Размер субсидий рассчитан исходя из фактических затрат общества, включая налог. Поэтому, получив данную субсидию в налоговом периоде, следующем после периода, в котором был заявлен вычет НДС по минеральным удобрениям, стоимость которых была компенсирована субсидией, налогоплательщик обязан восстановить сумму НДС по ним. Тот факт, что в платежных поручениях на перечисление субсидии отсутствовали сведения о выделении из них сумм НДС для целей применения правила, установленного пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, значения не имеет.

Аналогичные разъяснения приведены в Постановлении ФАС ЦО от 30.05.2014 по делу № А64-5896/2013 в отношении субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на строительство комплексов по убою свиней и производству субпродуктов, хранению мяса и субпродуктов, включая приобретение оборудования.

Вместе с тем в судебной практике есть решения, в которых сделаны совершенно иные выводы. В частности, некоторые арбитры полагают, что, руководствуясь пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстанавливать принятый к вычету НДС нужно тогда, когда средства из федерального бюджета выделены с учетом НДС (то есть когда сумма налога отражена в платежном поручении отдельной строкой). Примерами таких решений являются постановления ФАС ПО от 10.07.2014 по делу № А65-28197/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации и средств химической защиты растений), ФАС ЗСО от 25.04.2014 по делу № А03-11367/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на частичную компенсацию затрат, связанных с приобретением элитных семян зерновых культур).

Итак, нечетко сформулированное в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ правило нередко становится поводом для разногласий между участниками налоговых правоотношений. Однако предугадать исход подобного спора в суде, учитывая приведенные примеры судебных решений, не представляется возможным. В подобных ситуациях налогоплательщикам, полагаем, следует апеллировать к норме, установленной п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в его пользу.

В каком случае субсидию придется вернуть?

Действительно, в некоторых случаях возможно и такое. Поскольку субсидии – это бюджетные средства, расходовать их по своему усмотрению получатель данных средств не вправе. Как правило, подобные моменты оговариваются в соглашении о предоставлении субсидии, поэтому в случае выявления нарушений условий соглашения о предоставлении сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии выделенные денежные средства могут обязать вернуть в бюджет. Приведем несколько примеров.

Постановление ФАС СКО от 04.04.2013 по делу № А22-847/2012: субсидия была предоставлена на возмещение затрат на приобретение минеральных удобрений для внесения под культуры, перечень которых был оговорен ведомственным нормативным актом. Однако по факту удобрения были внесены организацией под иные культуры. Вердикт судей: субсидия в размере 354 440 руб. подлежит взысканию с общества.

Постановление ФАС СЗО от 19.02.2014 по делу № А13-2373/2012 субсидия предоставлена на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на приобретение крупного рогатого скота. Однако племенные свидетельства на каждое животное, как того требовали условия предоставления субсидии, не были оформлены надлежащим образом. Соответственно, такие документы, по мнению ревизоров из Счетной палаты РФ, не могут служить подтверждением качества племенной продукции. Вердикт судей: субсидия в размере 4 458 300 руб. подлежит взысканию с общества.

Постановление АС СКО от 26.12.2014 по делу № А32-3829/2014: субсидия на сельское хозяйство выделена на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. Согласно договору объектами страхования являлись пшеница озимая площадью 440 га, озимый ячмень площадью 85 га и рапс озимый площадью 80 га. Однако фактическая посевная площадь озимых культур не соответствовала сведениям, указанным в договоре страхования. Вердикт судей: взыскать с общества выделенные ранее суммы субсидии в размере 248 463 руб. 45 коп.

Итак, при несоблюдении условий предоставления субсидии на сельское хозяйство сельскохозяйственный товаропроизводитель рискует тем, что по результатам проверки его обяжут вернуть полученные бюджетные средства.

Подведем итоги. Если организация – сельскохозяйственный товаропроизводитель получила бюджетную субсидию на сельское хозяйство, данная организация неукоснительно должна соблюсти все требования по ее получению, оговоренные условиями соглашения (договора) о ее предоставлении. В противном случае организация несет риски по возврату субсидии в бюджет.

При исчислении НДС принципиальное значение имеет цель ее предоставления. Если субсидия направлена на компенсацию расходов организации на приобретение тех или иных товаров (работ, услуг), то она не учитывается в облагаемой НДС базе. Если субсидия является оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), то НДС в отношении нее исчисляется в общеустановленном порядке. Суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случае получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Однако толкование приведенного правила (в том числе арбитрами) не является однозначным.

В целях исчисления налога на прибыль сумма полученной субсидии признается внереализационным доходом независимо от уровня бюджета, из которого она выделяется.

И еще. Из всего многообразия бюджетных субсидий на сельское хозяйство, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, в статье рассмотрены лишь некоторые из них. В следующих номерах мы поговорим об особенностях учета субсидий на сельское хозяйство, направленных на оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям несвязанной поддержки в области растениеводства, которая предоставляется по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431.


См. Письмо Минфина России от 29.12.2014 № 02‑04‑11/68124.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 264‑ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Об указании НДС в платежном поручении на перечисление субсидии см. далее.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Определением ВС РФ от 27.11.2014 № 310‑КГ14-1569 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

Определением ВС РФ от 11.09.2014 № 307‑ЭС14-2121 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

В целях развития малого предпринимательства во многих регионах страны действуют различные целевые программы. В частности, недавно созданным компаниям могут предоставить субсидии на возмещение части затрат на приобретение основных средств и нематериальных активов. Логично предположить, что такая поддержка не должна облагаться налогами. Однако финансовое ведомство придерживается иного мнения. Причем есть различия и в правилах налогового и бухгалтерского учета таких сумм. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 20.08.10 № 03-11-06/2/134).

БЮДЖЕТНЫЕ СУБСИДИИ - ОБЫЧНЫЙ ДОХОД

Получить помощь от государства - нелегкая задача. Когда же решение о выделении субсидии принято, у предприятия возникает проблема правильного учета этих сумм в налоговом и бухгалтерском учете.

Из запроса к комментируемому письму следует, что организация, относящаяся к субъектам малого предпринимательства и применяющая «упрощенку», в 2009 году получила субсидию на возмещение части затрат на приобретение основных фондов и нематериальных активов.

Как известно, компании, применяющие УСН, учитывают в налоговой базе два вида доходов: от реализации и внереализационные, которые определяются согласно статьям 249 и 250 НК РФ соответственно. Не учитывать они могут лишь некоторые доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ. В этот перечень включены два вида средств целевого финансирования.

К первому относится имущество, поступившее в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Получив такие средства, необходимо вести раздельный учет доходов и расходов в рамках целевого финансирования. Если этого нет, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

При этом перечень видов такого имущества является закрытым. Что касается поступлений из бюджета, то в нем указаны ассигнования бюджетным учреждениям, а также субсидии автономным учреждениям. Субсидии, выделяемые коммерческим организациям, в данный перечень не входят. На это не раз указывали Минфин России и арбитражные суды* 1 .

* 1 См. письма Минфина России от 09.03.10 № 03-03-06/1/122, от 12.02.10 № 03-03-06/ 1/68, постановления ФАС Волго-Вятского от 13.01.09 № А17-1843/2008, Дальневосточного от 03.07.08 № Ф03-А73/08-2/2326 округов.

Другая норма (п. 2 ст. 251 НК РФ), которая позволяет не включать в налоговую базу целевые поступления, с 2010 года распространяется только на средства, адресованные некоммерческим организациям* 2 . Однако в 2009 году можно было не учитывать любые целевые поступления из бюджета. При этом получатели таких средств обязаны были вести раздельный учет доходов и расходов.

* 2 Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 25.11.09 № 281-ФЗ.

Несмотря на это, Минфин России и в прошлом году оспаривал право организаций не учитывать в доходах субсидии. Ведомство считало, что для признания поступлений из бюджета целевыми для применения норм пункта 2 статьи 251 НК РФ необходимо одновременное выполнение следующих условий:

Средства получены напрямую из бюджета и носят целевой характер;

Получатели ведут раздельный учет доходов и расходов в рамках данных сумм.

Только вот коммерческие организации не поименованы в перечне лиц, имеющих право напрямую получать средств из бюджета, который приведен в статье 6 Бюджетного кодекса РФ. Значит, заключают специалисты ведомства, они не могут быть получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в Бюджетном и Налоговом кодексах.

ОРГАНИЗАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ БЮДЖЕТОПОЛУЧАТЕЛЕМ

Высказанная чиновниками трактовка, по нашему мнению, спорна. В соответствии со статьей 69 БК РФ субсидии организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг относятся к бюджетным ассигнованиям.

Субсидии предоставляются из федерального, регионального или местного бюджета безвозмездно и безвозвратно для возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ). Решения властей о выделении предприятиям тех или иных субсидий оформляются нормативными актами, в которых в обязательном порядке должна содержаться информация о категории или критерии отбора компаний, имеющих право на их получение, целях, условиях и порядке предоставления (ст. 78 БК РФ). Как видно из этих норм, все субсидии выделяются организациям из бюджета и на определенные цели.

Судебная практика по данному вопросу различна. Часть судов поддерживает позицию Минфина России. Некоторые при решении вопроса применяют ряд критериев, позволяющих рассматривать субсидии в качестве средств целевого финансирования. А именно: средства подлежат отдельному учету, предназначены для расходования на строго определенные цели, не могут использоваться получателем по своему усмотрению и предприятие обязано за них отчитываться* 3 . Другие суды признают любые бюджетные субсидии, выплачиваемые организациям, целевыми* 4 .

* 3 См., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.03.10 № А33-9550/2008.

* 4 См. постановления ФАС Московского от 28.04.10 № КА-А40/3852-10, Волго-Вятского от 03.02.09 № А39-2492/2008, Дальневосточного от 21.05.08 № Ф03-А24/08-2/1611 округов.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ СУБСИДИИ

В рассматриваемом случае компания не стала спорить с Минфином России, полученную из бюджета сумму отнесла к внереализационным доходам и учла ее при исчислении налога, уплачиваемого при УСН.

В бухучете субсидия в качестве прочего дохода по окончании года была отнесена к нераспределенной прибыли. Основной вопрос, который интересовал организацию, заключался в возможности использовать данную сумму (в составе общей прибыли) для выплаты дивидендов.

По общему правилу источником выплаты дивидендов является прибыль, остающаяся после уплаты налогов, определяемая в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

В данном случае применяют правила, установленные .

Организация принимает бюджетные средства к учету, если у нее имеется уверенность, что условия предоставления средств будут выполнены и эти средства будут получены (п. 5 ПБУ 13/2000). В последнем случае подтверждением могут служить утвержденная бюджетная роспись, уведомление о выделении ассигнований и другие документы.

Минфин России считает, что в рассматриваемой ситуации списание бюджетных средств должно производиться со счета 86 «Целевое финансирование». В отношении амортизируемых основных средств такое списание происходит на протяжении срока их полезного использования. Субсидии по активам, не подлежащим амортизации, списываются в течение периода признания соответствующих расходов (п. 9 ПБУ 13/2000).

Субсидии учитываются на счете 98 «Доходы будущих периодов» при вводе объектов в эксплуатацию, а затем по мере начисления амортизации списываются на финансовые результаты организации как прочие доходы в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

По нашему мнению, данное утверждение верно, если активы изначально приобретаются на бюджетные средства. Если же субсидия получена после приобретения активов и фактически является компенсацией расходов на их покупку, то применяют пункт 10 ПБУ 13/2000. Он предписывает отражать субсидии как возникновение задолженности по таким средствам и увеличивать финансовый результат как прочие доходы.

В комментируемом случае субсидия была предоставлена именно для компенсации части расходов организации на приобретение основных средств и нематериальных активов. Скорее всего на момент предоставления суммы предприятие частично признает в составе расходов предыдущих отчетных периодов затраты на их покупку. То есть на момент получения средств у организации будет сформирована остаточная стоимость объекта, еще не погашенная путем начисления амортизации.

Значит, единовременно отнести к прочим доходам можно только ту часть субсидии, которая равна сумме уже начисленной амортизации. А вот оставшуюся сумму лучше учитывать как доходы будущих периодов в соответствии с пунктом 9 ПБУ 13/2000.

Таким образом, на дату получения уведомления о выделении бюджетных средств часть затрат, которую можно считать расходами прошлых отчетных периодов, отражают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При поступлении суммы делают запись по дебету счета 51 в корреспонденции с кредитом счета 76. Признавая эти доходы, выполняют запись по дебету счета 76 и кредиту счета 91.

В отношении остальной части субсидии на дату ее выделения делается запись по дебету счета 76 и кредиту счета 86. После чего эти суммы учитывают в доходах будущих периодов (с дебета счета 86 в кредит счета 98).

После получения субсидии эта ее часть признается прочим доходом по мере начисления амортизации в будущих отчетных периодах до конца срока полезного использования объектов. Это отражают записью по дебету счета 98 в корреспонденции с кредитом счета 91.

Как видим, единовременно зачислить сумму субсидии в состав прочих доходов нельзя. Следовательно, она не должна была целиком попасть и в состав нераспределенной прибыли за 2009 год. Поэтому и направить ее на выплату дивидендов за прошлый год организация не могла.

Субсидия из бюджета на покрытие затрат, связанных с участием хозяйства в выставке, включается в состав внереализационных доходов. К такому выводу пришли чиновники (письмо от 28 февраля 2013 г. № 03-03-06/1/5786).

Бухгалтерский учет субсидии на возмещение расходов

При организации бухгалтерского учета бюджетных средств чиновники рекомендуют руководствоваться ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н (письма Минфина России от 20 января 2006 г. № 07-05-06/08, от 21 октября 2005 г. № 07-05-06/276). Если бюджетные средства признаются в бухучете по мере их фактического получения, то делаются такие проводки:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
- начислена субсидия;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
- получена субсидия;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
- включена субсидия в доходы.

Учет субсидии на возмещение расходов предыдущих отчетных периодов можно вести с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие доходы») без использования счета 86 «Целевое финансирование». Однако такой порядок учета осложняет аналитику. Поэтому целесообразно сумму предоставленных средств отражать на счете 86.

Налоговый учет субсидии на возмещение расходов

Государственная помощь (как безвозмездно полученные денежные средства) признается внереализационным доходом сельхозорганизации (п. 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ). При этом датой получения такого дохода (при методе начисления) является дата поступления денежных средств на счет (подп. 2 п. 4 ст. 271 Налогового кодекса РФ).

А затраты на участие в выставке учитываются организацией в составе прочих расходов (подп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Получается, что дополнительного налогообложения получаемых субсидий не возникает (письма Минфина России от 14 августа 2009 г. № 03-03-05/156 , от 26 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/723, от 30 мая 2007 г. № 07-05-06/141).

Начисление и вычет НДС при получении субсидий

Теперь поговорим о порядке начисления налога на добавленную стоимость и вычетов по нему при получении бюджетных средств.

Начисление НДС. Налогом на добавленную стоимость облагается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ (п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). При этом в налоговую базу включаются суммы, полученные в виде помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров, работ, услуг (подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ).

Денежные средства в виде субсидий, получаемые на возмещение расходов, в налоговую базу не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых товаров, работ, услуг. Об этом же - в письмах Минфина России от 3 февраля 2012 г. № 03-03-05/7, от 27 мая 2011 г. № 03-03-06/1/313, от 18 марта 2011 г. № 03-07-11/61. Такую же позицию занимают и арбитры (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 марта 2012 г. № 27-5539/2011).

Вычет НДС. Если речь идет о компенсации расходов, то «входной» налог на добавленную стоимость, оплаченный за счет средств федерального бюджета, нужно восстановить. При этом данные суммы не включаются в стоимость приобретенных за счет субсидий товаров (работ, услуг). Они учитываются в составе прочих расходов - статья 264 Налогового кодекса РФ. Налог следует восстановить в том налоговом периоде, в котором получены субсидии.

В книге продаж регистрируется тот счет-фактура, на основании которого налог ранее был принят к вычету. Он регистрируется на сумму восстановленного налога на добавленную стоимость (п. 14 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Вносить изменения в книгу покупок при этом не нужно.

Если субсидия выделена из областного бюджета, восстанавливать налог на добавленную стоимость не следует (письмо Минфина России от 30 октября 2012 г. № 03-07-11/462). Аналогичная ситуация складывается, если федеральная субсидия получена без учета налога на добавленную стоимость (письма Минфина России от 3 февраля 2012 г. № 03-03-05/7, от 6 декабря 2011 г. № 03-07-11/337).

Бывает, что сельхозпредприятие получает частичную компенсацию затрат из федерального бюджета. В данном случае налог восстанавливается в части полученных субсидий. Об этом чиновники напомнили в письме Минфина России от 19 января 2012 г. № 03-07-11/15.

Однако следует отметить, что некоторые арбитры указывают: обязанность частично восстанавливать налог на добавленную стоимость для данного случая статьей 170 Налогового кодекса РФ не предусмотрена (постановление ФАС Поволжского округа от 28 февраля 2011 г. № А65-18315/2010).

И. Милакова ,
департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров «2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 15 апреля 2016 г. N 02-01-11/21926 Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел в пределах своей компетенции обращение о разъяснении применения положений пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) и сообщает. В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий (далее — получатели субсидий), а также цели, условия и порядок предоставления субсидий. Учитывая изложенное, указанные субсидии предоставляются на определенные цели и переуступка прав по ним получателем субсидии в пользу третьих лиц невозможна. Согласно положениям статьи 78 Бюджетного кодекса при предоставлении субсидий получателям субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления. Аналогичная норма содержится в подпункте "а" пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее — Постановление). Кроме того, подпунктом "а" пункта 24 Постановления предусматривается, что в соглашение (договор) о предоставлении субсидии включаются также порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, установленные главным распорядителем средств федерального бюджета по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Аналогичные нормы также могут быть установлены на уровне субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в нормативных правовых актах (муниципальных правовых актах), определяющих правила предоставления субсидий. По вопросу включения денежных средств, получаемых коммерческой организацией в качестве субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль необходимо отметить следующее. Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Де
нежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются. Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При этом следует отметить, что в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы налога на добавленную стоимость вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, уплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса. В случае если субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то налог на добавленную стоимость в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с положениями статьи 41 Налогового кодекса, закрепляющей принципы определения доходов, доходом для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в соответствии с данной главой Налогового кодекса. Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы. Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета. Положениями статьи 249 Налогового кодекса установлено, что в целях главы 25 Налогового кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Налогового кодекса (статья 250 Налогового кодекса). Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Налогового кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в статье 251 Налогового кодекса не поименованы, следовательно, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке. Дата признания доходов в виде субсидий, полученных организациями, определяется в соответствии с пунктом 4.1 статьи 271 Налогового кодекса.

О предоставлении коммерческим организациям субсидий на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг и об НДС, налоге на прибыль в отношении этих субсидий

Публикации по теме