Государственный бюджет как основное звено финансовой системы. Финансовая система и ее звенья Бюджет как основное звено финансовой системы государства

Федеральный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны, и содержания органов государственной власти и Управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Федеральный бюджет РФ служит основным финансовым планом государства утверждаемым Федеральным Собранием (принимается государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Принципами организации бюджетного процесса являются:

· единство, выражающееся в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для статистической и бюджетной информации при составлении консолидированного бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы;

· самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти. Обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования;

· балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов. Это должно обеспечить устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств между сферами хозяйства, экономическими регионами. Важное условие данного метода - соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. Этот принцип - главная цель всей финансовой политики.


Доходная часть бюджета формируется в основном за счет налогов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Итак, если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

Первый сущностный признак налога - императивность (предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа). При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции. В этой связи вспомним об известном высказывании знаменитого американского просветителя и государственного деятеля Б. Франклина: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».

Второй признак - смена собственника. В частности, через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

Третий признак налогов - безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак в определенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу). Государственная пошлина взимается судебными учреждениями (с исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, кассационных жалоб, за выдачу копий документов); органами государственного арбитража (с исковых заявлений, кассационных жалоб); нотариальными органами; отделами виз и регистраций; органами загс и другими органами.

Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости - национального дохода - выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Оно дает возможность проникнуть во внутреннюю их природу, раскрыть эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе.

Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства. Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства.

Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Они становятся собственностью государства и используются для военно-политических и социально-экономических мероприятий. Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Налоговая система включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки. Основную группу составляют прямые и косвенные налоги. Эта группировка зависит от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложения). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству (косвенная форма обложения). В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.

Для понимания сущности каждого отдельного налога необходимо выделить его элементы.

Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.

Субъект налога или налогоплательщик - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.

Объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта. Например, земельный налог, НДФЛ.

Источник налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.

Единица обложения - единица измерения объекта (по НДФЛ - денежная единица страны; по земельному налогу - гектар, акр).

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.

Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных и подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов.

Фискальная функция. Свое название она получила в Древнем Риме, где на рынках специальные, сборщики ходили с большими корзинами, которые назывались «fiscus», куда откладывали часть товаров, продававшихся торговцами. Это был своего рода сбор за право торговли. Собранные товары переходили в собственность монарха (государства). Фискальная функция реализует ныне основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Между налогами и займами формируется противоречивая взаимосвязь. Обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). С другой стороны, рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет рост недовольства налогоплательщиков, что побудит к размещению новых займов.

Контрольная функция. Эта функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Налогового кодекса РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными службами, органами государственных внебюджетных фондов, налоговой полицией. Задача последнего - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в различных формах.

Распределительная функция является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функция приобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних - сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый
кредит - это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

Подфункция воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Социальная функция. Представляет собой, по сути, синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначение - обеспечение и защита конституционных прав граждан. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали - лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали - социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным. К числу ряда конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных второй частью Налогового кодекса РФ, относится единый социальный налог (взнос); кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходы, не подлежащие налогообложению; стандартные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. В то же время в ст. 224 указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного, изъятия.

5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

6. Иные неналоговые доходы.

Представим расчет структуры доходов федерального бюджета РФ в динамике в таблице 1.

Государственный бюджет представляет собойцентрализованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функцийгосударства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за ихэффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциямифинансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем,применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции,связанные с государственным устройством:

(1) вмешательство вэкономику;

(2) поддержаниегосударственного аппарата управления;

(3) правоохранительныеорганы и судоустройство;

(4) медицина,здравоохранение и образование;

(5) оборона страны.

Все эти функции во многом возможны именно благодаряфинансовой системе.

2. Общие принципы построениягосударственного бюджета

Принципами бюджетной системы являются ееосновополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности исамостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Единство бюджетной системы обеспечивается единойправовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формыбюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетнойинформации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированныхбюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежнойсистемы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается навзаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использованиерегулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетныхфондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единствабюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую,политика.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличиемсобственных источников доходов и правом определять направления их использованияи расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся:закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисленияпо регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемыесамостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органамивласти.

Решения представительных органов власти побюджетным вопросам подлежат опубликованию в средствах массовой информации всроки, установленные соответствующим представительным органом власти, илидоводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностейсоответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения оботклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета ииспользовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовойинформации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятиятакого решения.

Указанные принципы бюджетного устройства могут быть защищены в судебномпорядке - через арбитражный суд.

3. Расходы государственногобюджета

Выше указывалось, на какие цели расходуются средства. Составляющиегосударственный бюджет. Поскольку государству необходимо. Прежде всего.Обеспечить стабильность в обществе, то этими направлениями расходов являются:правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первойтрети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно, и расходнаячасть госбюджета в экономическом регулировании.

При составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения,при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:

o определяется объем финансирования мероприятий посоциально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных иадминистративно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетныхдоходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемыхзаемных средств;

определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели; определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;

o определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящеготерриториального уровня и их целевое назначение.

Расходы бюджета, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются нарасходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы натекущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный)жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды,образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальногообеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовойинформации, органов государственной власти и управления, органов местногосамоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджетуразвития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность,связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, насобственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды(сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иныерасходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

4. Доходы государственного бюджета

Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов.Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемныесредства.

Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций изгосударственного бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательнымиактами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использованиядотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актамиреспублик в составе Российской Федерации и решениями соответствующихпредставительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.

При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающихминимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессеисполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных илибеспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальныйразмер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательствбюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.

Вместе с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% вРФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различныхнормативных актах, в частности, в Законе «Об основах налоговой системы вРоссийской Федерации». Так, следующие основные налоги являютсяфедеральным:

а) налог на добавленнуюстоимость;

б) акцизы на отдельныегруппы и виды товаров;

в) налог на операции сценными бумагами;

г) таможенная пошлина;

д) отчисления навоспроизводство минерально-сырьевой базы;

ж) платежи запользование природными ресурсами;

з) налог на прибыльпредприятий и организаций;

и) налоги, служащиеисточниками образования дорожных фондов;

к) гербовый сбор;

л) государственнаяпошлина;

м) сбор за использованиенаименований «Россия», «Российская Федерация» иобразованных на их основе слов и словосочетаний;

н) налог на покупкуиностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностраннойвалюте;

о) налог на доходы(дивиденды, проценты и др.).

5. Секвестр расходов

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условиембюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляетдефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированиюподлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целяхсбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицитабюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровнядефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, товводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональномснижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов)ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущегофинансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а такжепредставительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытиедефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственныхзаймов или использования кредитных ресурсов.

6. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органоввласти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.Регулирование бюджетного процесса - очень важная процедурная частьфункционирования финансовой системы. Указанная деятельность состоит изнескольких этапов, которые вкратце рассмотрены ниже.

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозовразвития территорий и целевых программ, на основании которых органыисполнительной власти вносят предложения о постатейном санкционированиибюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходовбюджетов.

Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает ПрезидентРФ за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года. На основанииэтого решения Правительство организует поэтапную работу по составлению проектабюджета. В течение первых трех месяцев составляются прогнозсоциально-экономического развития РСФСР, сводный баланс финансовых ресурсов,основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифрыпроекта бюджета на соответствующий период.

В течение последующих четырех месяцев территориальными органамиисполнительной власти ведется детальная проработка и согласование показателейсоциально-экономического развития и контрольных цифр проекта бюджета.

В течение следующих двух месяцев Правительство готовит проект бюджетногопослания и представляет его Президенту. Президент представляет бюджетноепослание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования в печати.Бюджетное послание Президента включает:

(1) основные показатели социально-экономическогоразвития РФ на соответствующий период;

(2) сводный финансовый баланс по территории РФ;

(3) основные направления бюджетной политики РФ;

(4) сведения о государственных доходах натерритории РФ;

(5) проект бюджета РФ;

(6) проект консолидированного бюджета РФ;

(7) оценку исполнения бюджетов предшествующего итекущего финансовых годов.

Президент выступает с бюджетным посланием на совместном палат в началеапреля года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Постоянные комиссии Федерального Собрания с момента внесения проекта бюджетаРФ до 15 мая проводят постатейное рассмотрение представленного проекта бюджетаи выносят по нему заключения. На совместном палат с 15 по 25 мая заслушиваетсяпостатейно заключение по бюджету, планам, налогам и ценам и проводитсядискуссия по основным направлениям бюджетной политики. В течение следующих трехнедель, не позднее 15 июня, на раздельных заседаниях палат принимаютсяпостановления о санкционировании доходной части бюджета и бюджетныхассигнований. Бюджетные расходы санкционируются в соответствии со статьямифункциональной бюджетной классификации. В случае возникновения расхождений впостановлениях палат создается согласительная комиссия в составе восьми человекиз равного числа представителей палат. Решение согласительной комиссииутверждается на совместном заседании палат. Постановление Федерального Собранияо санкционировании бюджета может содержать разрешение о выделении ассигнованийкак на предстоящий финансовый год, так и на двух - трехлетний период.

Законопроекты, требующие внесения изменений (увеличения или уменьшения) вразмеры бюджетных расходов, в обязательном порядке должны быть рассмотрены впроцессе санкционирования бюджетных расходов. В случае несанкционированиясоответствующих бюджетных расходов вступление законов в действие в частивыделения ассигнований откладывается до принятия решения о санкционированиисоответствующих расходов в следующем финансовом году.

Комиссия по бюджету, планам, налогам и ценам организует процесс рассмотренияпроекта бюджета, подготавливает предварительное заключение по проекту бюджета иготовит проект постановления Федерального Собрания о санкционировании бюджетныхрасходов для рассмотрения на совместном заседании палат.

На основании постановления Федерального Собрания о санкционированиибюджетных расходов Президент организует доработку и уточнение проекта бюджета.Уточненный проект бюджета вносится Президентом на рассмотрение парламента непозднее 15 сентября года, предшествующего очередному финансовому году. Прирассмотрении проекта бюджета парламент принимает решение по следующим основнымхарактеристикам:

o верхний предел объема ассигнований бюджета текущих расходов ибюджета развития (расходная часть);

пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых доходов).

После утверждения основных характеристик проекта бюджета утверждаютсябюджетные ассигнования по статьям в соответствии с функциональной бюджетнойклассификацией. В рамках утверждаемых бюджетных статей данной классификациилюбой вид ассигнований на сумму, равную или превышающую 1 млрд. рублей, долженбыть указан отдельной строкой.

С 15 сентября до 15 октября комиссии парламента принимают заключения поуказанным выше основным характеристикам и по отдельным статьям представленногопроекта бюджета. На основании принятых парламентскими комиссиями заключенийкомиссия по бюджету, планам, налогам готовит по проекту бюджета сводноезаключение и представляет его парламенту. С 15 октября по 30 ноября ФедеральноеСобрание постатейно утверждает бюджет в форме закона.

Утверждение бюджета происходит на совместном заседании палат. Доклад обюджете представляет Президент или по его поручению иное должностное лицо.Содоклад от имени парламента представляет соответствующая парламентскаякомиссия. Решение об утверждении основных характеристик бюджета и по статьямфункциональной классификации принимаются простым большинством голосов. Наголосование выносятся предложения по конкретным размерам ассигнований,содержащихся в окончательном варианте проекта бюджета, представленномПрезидентом.

В случае неутверждения отдельных статей представленного проекта бюджетаФедеральное Собрание проводит повторное голосование по перераспределениюбюджетных ассигнований в рамках верхнего предела объема бюджетных ассигнований.Решение принимается простым большинством голосов.

В течение двух недель Президент обязан подписать закон либо вернуть его впарламент с замечаниями для повторного рассмотрения. Президент имеет правоотлагательного вето (отклонения и возвращения на рассмотрение и утверждение впарламенте) отдельных статей государственного бюджета. В случае примененияПрезидентом права вето вопрос по данной статье выносится на совместноезаседание палат, он должен быть рассмотрен в течение недели. Для отклонениявето необходимо решение парламента, принятое простым большинством голосов. Вслучае согласия с вето Президент должен принять соответствующий указ поассигнованиям по данной статье. В течение периода до принятия окончательногорешения по вето Правительство имеет право использовать ежемесячно бюджетныеассигнования по спорной статье в размере 1/12 их величины в предшествующемфинансовом году.

Правительство ежегодно в мае следующего за отчетным года представляетпарламенту отчетный доклад и отчет об исполнении республиканского бюджета запрошедший финансовый год. Отчет об исполнении бюджета рассматривается иутверждается парламентом простым большинством голосов.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общ. организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • - первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • - второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов; источником которых является БК РФ и связанные с ними законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ (ст. 2 БК РФ).
  • - третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджетКонсолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами./ (ст. 6 БК РФ)» т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории и муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП ВВП (Валовой Внутренний Продукт)- макроэкономический показатель, выражающий стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в стране в течение определенного периода (обычно года)./ Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. -- 5-е изд., перераб. и доп. -- М.: Дело, 2003. -- 520 с., через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политик доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

Бюджетный кодекс РФ (далее - Б К РФ) устанавливает, что бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления1.

Понимание сущности бюджета как центрального звена системы финансов, непосредственно связано с вопросом о роли государства в рыночной экономике. Несовершенства ("провалы" или "фиаско") рынка предопределяют необходимость участия государства в воспроизводственном процессе. Это участие приобретает разнообразные формы и масштабы: законодательное регулирование и контроль, перераспределение ВВП, предоставление общественных благ, регулирование общеэкономического равновесия и т.д. В этих процессах бюджет выступает как наиболее важный инструмент государственного регулирования.

В частности, бюджет обеспечивает предоставление общественных благ (см. параграф 1. 3). Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство, а источником финансирования общественных благ выступают бюджетные средства. Обеспечение общественными благами выражает распределительную функцию бюджета, иногда называемую аллокационной.

Корректировка существующего распределения доходов и богатства с целью обеспечения соответствия общественным представлениям о "честном" и "справедливом" распределении называется перераспределительной функцией. Осуществляется перераспределение ВВП между отраслями, регионами и гражданами с целью устранения диспропорций и обеспечения макроэкономического равновесия. Отраслевое перераспределение денежных средств через бюджет помогает развитию приоритетных отраслей экономики и поддерживает убыточные, но социально важные отрасли (например, сельское хозяйство). Территориальное перераспределение позволяет обеспечить социально-экономическое выравнивание регионов, гарантировать каждому гражданину, независимо от места проживания, получение минимально необходимых общественных благ. Примером перераспределения бюджетных средств между гражданами является следующая ситуация: посредством налогообложения работающих граждан государство выплачивает пособия социально незащищенным слоям населения, безработным.

Мировой экономический кризис ярко выделил стабилизационную функцию бюджета, которая отражает воздействие бюджета на основные макроэкономические показатели, такие как экономический рост, занятость, уровень цен и пр.

Традиционно в отечественной науке о финансах выделяется контрольная функция бюджета, которая имеет многообразный характер. Прежде всего, она проявляется в том, что, принимая ежегодный закон о бюджете, государство должно обеспечить его неукоснительное выполнение. Для этого в том числе создаются органы государственного (муниципального) финансового контроля.

Информационная функция состоит в особой роли бюджета как индикатора текущего состояния экономики страны и социальной сферы. В бюджете как важнейшем финансовом плане государства воплощается прогноз будущей экономической ситуации. Эта информация представляет интерес для широкого круга пользователей: внешних и внутренних инвесторов, заемщиков, субъектов хозяйствования, рядовых граждан страны. Поэтому так важно обеспечить возможность широкого доступа различных общественных институтов, граждан к бюджетному процессу на всех его стадиях.

В современных теоретических исследованиях, посвященных сущности бюджета, отмечается также такая функция как институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных бюджетных показателях.

В научной литературе отмечают и иные функции бюджета, характеризующие отдельные аспекты его участия в экономических и социальных процессах.

Практически все вышеперечисленные функции бюджета присущи ему независимо от конкретной экономической и политической ситуации в отдельной стране, при этом речь идет о странах с рыночной экономикой и демократией. Однако масштабы реализации функций бюджета, выбираемые инструменты и технологии зависят от приоритетов бюджетной политики, поставленных целей и задач. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость и обоснованность бюджетной политики - основной фактор общей макроэкономической устойчивости.

Проекты нормативных правовых актов о соответствующих бюджетах в 2013 г. впервые формировались с учетом разрабатываемой бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., содержащей прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на долгосрочную перспективу (табл. 4.1.1).

К 2030 г. предполагается уменьшение перераспределения финансовых ресурсов (по отношению к ВВП) через бюджетную систему Российской Федерации на фоне снижения зависимости бюджетной системы от доходов, обусловленных благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. По прогнозу к 2030 г. ненефтегазовый дефицит сократится до 6,0% ВВП при сохранении низкого уровня долговой нагрузки (менее 15% ВВП).

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. характеризуется снижением доходов и расходов по отношению к ВВП при дефиците менее 1,0% ВВП (табл. 4.1.2).

Таблица 4.1.1. Прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, % ВВП

Показатели / годы

Бюджетная система Российской Федерации

Доходы (без учета межбюджетных трансфертов)

Расходы (без учета межбюджетных трансфертов)

Дефицит (профицит)

Федеральный бюджет

в том числе

Нефтегазовые

Ненефтегазовые

Дефицит (профицит)

Ненефтегазовый дефицит

Резервный фонд и ФНБ

Государственный долг РФ

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

Дефицит/профицит

Бюджеты государственных внебюджетных фондов

Дефицит/профицит

Таблица 4.1.2.

На период 2013-2016 гг. предполагается осуществление ряда мер по децентрализации бюджетной системы Российской Федерации. Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 52,4% в 2013 г. до 50,6% в 2016 г., в то время как доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации возрастет с 29,3% в 2013 г. до 31,9% в 2016 г. Также прогнозируется снижение доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с 18,1% в 2013 г. до 17,4% в 2016 г. Доходы бюджетной системы в 2016 г. составят 34,4% ВВП, и их уровень практически вернется к показателю 2009 г.

Доля расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (после предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме расходов бюджетной системы незначительно возрастет (в пределах 0,3%). Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 г. останется практически на уровне 2013 г. и составит 33,7%. Расходы бюджетной системы по отношению к ВВП за период 2009 2016 гг. будут постепенно снижаться и в 2016 г. составят 34,9% ВВП.

Эти изменения обусловлены в первую очередь сокращением объемов межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации при повышении доли собственных доходов1, в том числе за счет оптимизации структуры межбюджетных трансфертов.

Несмотря па предпринимаемые меры в Российской Федерации наблюдается высокая централизация денежных средств на федеральном уровне. Федеральный бюджет играет существенную роль в реализации бюджетной политики. Основные характеристики федерального бюджета представлены в табл. 4.1.3.

Таблица 4.1.3.

Доходы и расходы федерального бюджета, как и бюджетной системы в целом, будут снижаться по отношению к ВВП и по итогам 2016 г. составят 18,3% ВВП. Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов сократится с 50% в 2013 г. до 43,0% в 2016 г. (30,2% в 2004 г.).

Согласно Федеральному закону от 02.12.2013 № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" утверждены следующие бюджетные показатели (табл. 4.1.4).

Таблица 4.1.4. Основные характеристики федерального бюджета, млрд руб.

Роль бюджета в экономическом развитии страны по-прежнему остается значительной. Посредством перераспределения финансовых средств через бюджетную систему Российской Федерации государство реализует свои функции в различных сферах общественной жизни. Эффективная бюджетная политика должна способствовать развитию общества, повышению благосостояния населения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

(1) вмешательство в экономику;

(2) поддержание государственного аппарата управления;

(3) правоохранительные органы и судоустройство;

(4) медицина, здравоохранение и образование;

(5) оборона страны.

Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.

Общие принципы построения государственного бюджета

Принципами бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую, политика.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти.

Решения представительных органов власти по бюджетным вопросам подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

Указанные принципы бюджетного устройства могут быть защищены в судебном порядке - через арбитражный суд.

Расходы государственного бюджета

Выше указывалось, на какие цели расходуются средства. Составляющие государственный бюджет. Поскольку государству необходимо. Прежде всего. Обеспечить стабильность в обществе, то этими направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно, и расходная часть госбюджета в экономическом регулировании.

При составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения, при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:

o определяется объем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;

o определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;

o определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;

o определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение.

Расходы бюджета, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

Доходы государственного бюджета

Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.

Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из государственного бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.

При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.

Вместе с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различных нормативных актах, в частности, в Законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Так, следующие основные налоги являются федеральным:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на операции с ценными бумагами;

г) таможенная пошлина;

д) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

ж) платежи за пользование природными ресурсами;

з) налог на прибыль предприятий и организаций;

и) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

к) гербовый сбор;

л) государственная пошлина;

м) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

н) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

о) налог на доходы (дивиденды, проценты и др.).

Секвестр расходов

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Регулирование бюджетного процесса - очень важная процедурная часть функционирования финансовой системы. Указанная деятельность состоит из нескольких этапов, которые вкратце рассмотрены ниже.

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, на основании которых органы исполнительной власти вносят предложения о постатейном санкционировании бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджетов.

Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года. На основании этого решения Правительство организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета. В течение первых трех месяцев составляются прогноз социально-экономического развития РСФСР, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий период.

В течение последующих четырех месяцев территориальными органами исполнительной власти ведется детальная проработка и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр проекта бюджета.

В течение следующих двух месяцев Правительство готовит проект бюджетного послания и представляет его Президенту. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования в печати. Бюджетное послание Президента включает:

(1) основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий период;

(2) сводный финансовый баланс по территории РФ;

(3) основные направления бюджетной политики РФ;

(4) сведения о государственных доходах на территории РФ;

(5) проект бюджета РФ;

(6) проект консолидированного бюджета РФ;

(7) оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов.

Президент выступает с бюджетным посланием на совместном палат в начале апреля года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Постоянные комиссии Федерального Собрания с момента внесения проекта бюджета РФ до 15 мая проводят постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета и выносят по нему заключения. На совместном палат с 15 по 25 мая заслушивается постатейно заключение по бюджету, планам, налогам и ценам и проводится дискуссия по основным направлениям бюджетной политики. В течение следующих трех недель, не позднее 15 июня, на раздельных заседаниях палат принимаются постановления о санкционировании доходной части бюджета и бюджетных ассигнований. Бюджетные расходы санкционируются в соответствии со статьями функциональной бюджетной классификации. В случае возникновения расхождений в постановлениях палат создается согласительная комиссия в составе восьми человек из равного числа представителей палат. Решение согласительной комиссии утверждается на совместном заседании палат. Постановление Федерального Собрания о санкционировании бюджета может содержать разрешение о выделении ассигнований как на предстоящий финансовый год, так и на двух - трехлетний период. государственный бюджет денежный ресурс доход

Законопроекты, требующие внесения изменений (увеличения или уменьшения) в размеры бюджетных расходов, в обязательном порядке должны быть рассмотрены в процессе санкционирования бюджетных расходов. В случае несанкционирования соответствующих бюджетных расходов вступление законов в действие в части выделения ассигнований откладывается до принятия решения о санкционировании соответствующих расходов в следующем финансовом году.

Комиссия по бюджету, планам, налогам и ценам организует процесс рассмотрения проекта бюджета, подготавливает предварительное заключение по проекту бюджета и готовит проект постановления Федерального Собрания о санкционировании бюджетных расходов для рассмотрения на совместном заседании палат.

На основании постановления Федерального Собрания о санкционировании бюджетных расходов Президент организует доработку и уточнение проекта бюджета. Уточненный проект бюджета вносится Президентом на рассмотрение парламента не позднее 15 сентября года, предшествующего очередному финансовому году. При рассмотрении проекта бюджета парламент принимает решение по следующим основным характеристикам:

o верхний предел объема ассигнований бюджета текущих расходов и бюджета развития (расходная часть);

o пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых доходов).

После утверждения основных характеристик проекта бюджета утверждаются бюджетные ассигнования по статьям в соответствии с функциональной бюджетной классификацией. В рамках утверждаемых бюджетных статей данной классификации любой вид ассигнований на сумму, равную или превышающую 1 млрд. рублей, должен быть указан отдельной строкой.

С 15 сентября до 15 октября комиссии парламента принимают заключения по указанным выше основным характеристикам и по отдельным статьям представленного проекта бюджета. На основании принятых парламентскими комиссиями заключений комиссия по бюджету, планам, налогам готовит по проекту бюджета сводное заключение и представляет его парламенту. С 15 октября по 30 ноября Федеральное Собрание постатейно утверждает бюджет в форме закона.

Утверждение бюджета происходит на совместном заседании палат. Доклад о бюджете представляет Президент или по его поручению иное должностное лицо. Содоклад от имени парламента представляет соответствующая парламентская комиссия. Решение об утверждении основных характеристик бюджета и по статьям функциональной классификации принимаются простым большинством голосов. На голосование выносятся предложения по конкретным размерам ассигнований, содержащихся в окончательном варианте проекта бюджета, представленном Президентом.

В случае неутверждения отдельных статей представленного проекта бюджета Федеральное Собрание проводит повторное голосование по перераспределению бюджетных ассигнований в рамках верхнего предела объема бюджетных ассигнований. Решение принимается простым большинством голосов.

В течение двух недель Президент обязан подписать закон либо вернуть его в парламент с замечаниями для повторного рассмотрения. Президент имеет право отлагательного вето (отклонения и возвращения на рассмотрение и утверждение в парламенте) отдельных статей государственного бюджета. В случае применения Президентом права вето вопрос по данной статье выносится на совместное заседание палат, он должен быть рассмотрен в течение недели. Для отклонения вето необходимо решение парламента, принятое простым большинством голосов. В случае согласия с вето Президент должен принять соответствующий указ по ассигнованиям по данной статье. В течение периода до принятия окончательного решения по вето Правительство имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорной статье в размере 1/12 их величины в предшествующем финансовом году.

Правительство ежегодно в мае следующего за отчетным года представляет парламенту отчетный доклад и отчет об исполнении республиканского бюджета за прошедший финансовый год. Отчет об исполнении бюджета рассматривается и утверждается парламентом простым большинством голосов.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социально-экономическая сущность бюджета государства, его функции в современной экономике, классификация и роль как финансовой базы социально-экономического развития общества. Состав и структура доходов и расходов бюджета, бюджетный дефицит и профицит.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Государственный бюджет как централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций. Анализ источников финансирования бюджетного дефицита. Характеристика функций государственного бюджета.

    презентация , добавлен 01.05.2017

    Структура доходов и расходов государственного бюджета России. Бюджетный дефицит и профицит государственного бюджета, способы его финансирования. Роль государственного бюджета в распределении национального дохода и экономическом росте производства.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2011

    Понятие и сущность государственного бюджета: принципы построения и структура. Государственный бюджет Республики Беларусь: состояние и динамика, доходы и их источники, расходы и их направления. Основные направления совершенствования бюджетной политики РБ.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2013

    Государственный бюджет как основное звено системы финансов. Социальная сущность бюджетной системы. Доходы и расходы государственного бюджета. Проблемы государственного бюджета и источники его пополнения. Бюджетный дефицит и способы его финансирования.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2014

    Федеральный бюджет как отражение национальных приоритетов. Государственный бюджет - централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Роль бюджета в перераспределении валового национального продукта. Статистика доходов и расходов.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2013

    Государственный бюджет, его структура и социально-экономическая сущность. Доходы и расходы государственного бюджета, его состояние. Государственный бюджет Российской Федерации - главный финансовый документ страны. Государственное регулирование бюджета.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2015

    Роль бюджета государства в регулировании социально-экономических процессов, взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы государства. Источники формирования доходов и расходов бюджета. Направления расходования средств федерального бюджета РФ.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2015

    Понятие финансовой системы и ее функции, состав и структура, подходы к формированию и предъявляемые требования. Сущность государственного бюджета, экономическая природа доходов и расходов. Анализ формирования и исполнения данного финансового документа.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2017

    Сущность и особенности государственного бюджета. Структура расходов и доходов государственного бюджета. Бюджетный дефицит Российской Федерации: причины и последствия. Основные цели бюджетной политики на ближайшую перспективу: проблемы и перспективы.

Публикации по теме