Налоговая выгода: понятие, признаки, практика

Экономическая выгода как понятие налогового права представляет собой достаточно важную категорию. Поскольку суть предпринимательской деятельности состоит в получении наибольшей экономической выгоды, ее наличие по общему правилу обусловливает присутствие объекта налогообложения.

Экономическая выгода - это реальное приращение имущества в результате хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью для российских организаций являются полученные ими доходы, уменьшенные на понесенные расходы.

После обложения прибыли налогом можно сказать, что образуется "чистая экономическая выгода", которая остается в распоряжении компании. Таким образом, размер экономической выгоды меняется в результате учета расходов и обложения налогом.

Стремясь к получению наибольшей экономической выгоды, налогоплательщики не всегда уменьшают налоговую базу исключительно законными методами. Следствием таких действий выступает неправомерное уменьшение экономической выгоды - прибыли, подлежащей обложению налогом.

Согласно п. 1 ст. 274 НК РФ под налоговой базой понимается денежное выражение прибыли. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст. 313 НК РФ). Статья 315 Кодекса устанавливает порядок расчета налоговой базы.

Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ, определяющему классификацию доходов, последние бывают двух видов: от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Аналогичным образом подразделяются и расходы налогоплательщика (п. 2 ст. 252 НК РФ). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ). В ст. 270 НК РФ перечислены расходы, которые не учитываются при налогообложении.

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. Статья 250 НК РФ устанавливает перечень внереализационных доходов.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета. Статья 251 НК РФ определяет виды доходов, не учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, оформленными надлежащим образом.

("Налоговые споры: теория и практика", 2008, N 6)

Разделы:

Экономическая выгода как понятие налогового права представляет собой достаточно важную категорию. Поскольку суть предпринимательской деятельности состоит в получении наибольшей экономической выгоды, ее наличие по общему правилу обусловливает присутствие объекта налогообложения.

Экономическая выгода - это реальное приращение имущества в результате хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью для российских организаций являются полученные ими доходы, уменьшенные на понесенные расходы.
После обложения прибыли налогом можно сказать, что образуется "чистая экономическая выгода", которая остается в распоряжении компании. Таким образом, размер экономической выгоды меняется в результате учета расходов и обложения налогом.
Стремясь к получению наибольшей экономической выгоды, налогоплательщики не всегда уменьшают налоговую базу исключительно законными методами. Следствием таких действий выступает неправомерное уменьшение экономической выгоды - прибыли, подлежащей обложению налогом.
Согласно п. 1 ст. 274 НК РФ под налоговой базой понимается денежное выражение прибыли. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст. 313 НК РФ). Статья 315 Кодекса устанавливает порядок расчета налоговой базы.
Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ, определяющему классификацию доходов, последние бывают двух видов: от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Аналогичным образом подразделяются и расходы налогоплательщика (п. 2 ст. 252 НК РФ). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Библиографический список и примечания:
1. Постановление ФАС Центрального округа от 14.09.2006 по делу N А54-819/2006-С4.
2. Постановление ФАС Поволжского округа от 15.05.2007 по делу N А65-24256/06.
3. Пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
4. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2007 по делу N А74-1791/06-Ф02-484/07.
5. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.10.2007 N Ф04-7001/2007(38964-А46-34).
6. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.08.2007 N Ф08-4935/2007-1886А.
7. Постановление ФАС Центрального округа от 30.03.2007 по делу N А48-801/06-19.
8. Постановление Президиума ВАС РФ от 20.06.2006 N 3946/06.
9. Постановление ФАС Центрального округа от 21.12.2007 по делу N А08-1182/07-9.
10. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.07.2007 по делу N А33-1733/07-Ф02-3750/07.
11. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.05.2007 N Ф04-2876/2007(34098-А45-40).
12. Постановление ФАС Поволжского округа от 18.10.2007 по делу N А12-6539/07.
13. Постановление ФАС Уральского округа от 13.03.2006 N Ф09-1380/06-С7.
14. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2007 по делу N А56-49189/2006.
15. Постановление ФАС Уральского округа от 12.12.2007 N Ф09-10227/07-С2.
16. Постановление ФАС Уральского округа от 06.11.2007 N Ф09-8964/07-С3.
17. Постановление ФАС Центрального округа от 07.02.2007 по делу N А62-3895/06.

Под экономической выгодой от применения чего-либо обычно понимают дополнительный доход (прибыль) или получение определенных преимуществ, которые могут быть воплощены в дополнительную прибыль. Экономическая выгода от использования природных благ зависит от умения предприятия получить максимум выгоды от использования природных благ, а также от уровня цен на природные ресурсы, от возможности установления повышенных цен на свою продукцию и от системы перераспределения (налогов, платежей, скидок, льгот, взяток и т. д.).
Основная функция экономических выгод - мотивационная. Именно получение прибыли является основной целью хозяйственной деятельности. Эта способность экономической выгоды влиять на ход экономических процессов используется для мотивации предпринимательской деятельности.
Перераспределительные платежи (выплаты) представляют собой систему изъятия части доходов у одних предприятий и передачи их другим. Обычно эта система включает в себя четыре основных элемента: порядок изъятия доходов у экономических субъектов-доноров; ставки изъятия доходов; порядок передачи собранных средств предприятиям-получателям; ставки выплат получателям.
Перераспределительные функции косвенно выполняют ограничительные и стимулирующие функции, не нарушая механизмов саморегуляции эко-номической системы.
В практике различных стран накоплен немалый опыт применения экономических инструментов в управлении экологическими процессами. При всем их разнообразии они являются в основном вариантами двух основных видов воздействия на экономические интересы хозяйствующих субъектов: налоговой, представляющей собой изъятие дохода, и дотационной, представляющей собой прямую или косвенную передачу дохода.
Попы таемся кратко охарактеризовать основные виды применяющихся на практике эколого-экономических инструментов.
Налоговые инструменты. Согласно энциклопедическому определению «налог - это обязательное и безвозмездное изъятие средств, осуществляемое государством или местными органами власти для финансирования общественных расходов». Можно назвать много различных форм использования налоговых инструментов в экологических целях. В частности, к их числу относятся:
налог на решение национальных или региональных экологических проблем (примерами являются налог на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы на Украине и курортные муниципальные налоги);
экологический налог на автомобили (экологическая составляющая включается в общий размер налога);
экологический налог на пролет воздушного транспорта через территорию стран (является стандартной мерой для международных правил);
экологический налог на конкретные группы товаров, в том числе пестициды, пластмассову. тару и упаковку, батарейки и аккумуляторы, растворители, смазочные масла;
экологический налог" на топливо в зависимости от наличия в нем вредных компонентов - свинца, углерода, окислов азота;
коммунальный налог (включающий в себя компенсацию расходов на утилизацию отходов);
акциз: не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров. Фактически акциз является извлечением сверхприбыли, которую мої-ут получать торгующие организации. В экологической политике акцизы применяют для регулирования цен на энергоносители и минеральное сырье, что способствует реализации энергосберегающей политики.
Известно, что снижение налогов является стимулирующим инструментом. К основным направлениям предоставления налоговых льгот можно.; отнести:
налоговые льготы (НДС, налог на прибыль) на производство продукции экологического назначения (очистное оборудование, средства экологического контроля),
налоговые льготы на осуществление экологически ориентированных видов деятельности (переработка отходов, озеленение территории, создание и поддержание заповедников, заказников, национальных парков, экологическое образование);
налоговые льготы для предприятий, вьшускающих экологически чистую продукцию, позволяющую заменить экологически неблагоприятные това- і ры (стройматериалы, моющие средства); ;
налоговые льготы на инвестиции экологического назначения;
предоставление прав предприятиям включать в себестоимость продукции затраты на повышение экологической грамотности (оплата обучения, приобритение литературы).
Таможенные пошлины. По определению они представляют собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами страны при ввозе товара на ее территорию или вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. С экологической точки зрения такими инструментами по отношению к пошлинам можно считать:
установление экологических ввозных пошлин (повышение таможенных тарифов) для экологически неблагоприятных товаров (пестициды, озоно- разрушающие средства, использованные автомобили, моющие средства),
освобождение от ввозных пошлин (уменьшение таможенных тарифов) для продукции экологического назначения (экологического оборудования, средств мониторинга);
освобождение от вывозных пошлин продукции, экспорт которой способствует замещению материалоемкой и энергоемкой продукции (к примеру, Россия использует этот инструмент для экспорта полиграфической продукции);
установление вывозных пошлин на продукцию, производство которой сопряжено с нанесением экологического ущерба (металлы, топливо, химическое сырье).
Платежи. По определению это денежные или иные блага, которые экономический субъект уплачивает за используемые ресурсы, природные блага и за возможность осуществления хозяйственной деятельности. В экологической сфере они являются наиболее распространенной формой экономического регулирования, которая в том или ином виде используется в большинстве стран. К их числу относятся: ¦ ; ...
плата за землю; ;.г. ,-... -, ¦¦¦
плата за минеральные ресурсы;
платежи за рубку леса;
платежи за использование ресурсов растительного и животного мира;
плата за выпас скота;
платежи за охоту и рыбную ловлю;
плата за вход на территорию природных парков;
платежи за выбросы вредных веществ в ат мосферу;
платежи за сбросы вредных веществ в водные источники;
платежи за размещение твердых или жидких отходов в окружающей среде;
платежи за другие виды загрязнения среды (шумовые, электромагнитные, и т.д.).
Штрафы. Это денежное наказание в виде взыскания с провинившихся определенной суммы; мера материального воздействия на юридические и физические лица, виновные в нарушении законов, договоров, правил. Применительно к экологической сфере можно назвать:
международные санкции за нарушение условий международных договоров в области окружающей среды;
штрафы за несоблюдение экологического законодательства внутри страны;
возмещение (в том числе на международном уровне) ущерба, нанесенного одним экономическим субъектом другому (одной страной другой стране).
Субсидии. Это целевые безвозвратные пособия в денежной или натуральной форме, представляемые за счет средств государственного бюджета либо специальных государственных и негосударственных фондов экономическим субъектам. Адресные субсидии в виде непосредственно предоставляемых средств называют прямыми, а те, которые осуществляются е виде налоговых, кредитных и иных льгот, называют косвенными. Применительно к проблемам экологии практикуют:
реализацию природоохранных программ как федерального так и регионального уровня (создание заповедников, сохранение природных объектов, создание объектов по утилизации отходов);
финансирование научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ по пилотным проектам (альтернативные источники энергии, экологически ориентированные технологии);
финансирование международных проектов экологической направленности (сохранение климата и биологического разнообразия, поддержание природных объектов, имеющих международдое значение);
финансирование образовательных, просветительских и культурных программ.
Дотации. Это денежные пособия или другие виды помощи за счет государственных или иных источников, предоставляемые юридическим или физическим лицам для покрытия убытков или на специальные цели. В качестве экологически ориентированных дотаций можно назвать:
дотации в сельском хозяйстве на выращивание продукции без применения ядохимикатов;
несение части риска по продвижению на рынок новейших видов продукции экологического назначения;
дотации регионам страны или целым государствам, вынужденным притормаживать свое индустриальное развитие во имя сохранения природных ландшафтов, имеющих федеральное или международное значение (к примеру, тропические леса Амазонки).
Гранты. Это оплачиваемые субсидируемые заказы государственных или иных организаций на выполнение научных исследований, конструкторских и технологических разработок; денежные средства, выделяемые в порядке благотворительности для финансовой поддержки научных исследований, ученых, деятелей культуры. Основной чертой грантов является их конкурс- ность. Для того чтобы получить грант, юридическое или физическое лицо должно доказать свою способность использовать выделенные средства с мак-симальной эффективностью.
Кредиты. Это ссуды в денежной или товарной форме, предоставляемые кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование ссудой. Основными формами использования кредита в качестве формы управления экологическими процессами яв- ляются:
льготы по срокам кредитования; :
. " ¦ "«»> У". V.M I" -¦ і
льготы по процентным ставкам;
" - льготы по объемам кредитования; ".... , . ". . 1
т - льготы по гарантиям за кредит. "
В ряде стран для кредитования экологических программ учреждены экологические банки либо в обычных банках созданы специальные линии кре- дитования экологически ориентированных видов деятельности.
Выплаты (компенсационные) представляют собой денежные выплаты юридическим или физическим лицам или систему мер, направленную на компенсацию различных форм ущерба, связанного с нарушением среды либо необходимостью нести дополнительные издержки по предотвращению нарушения среды. В практике природопользования разных стран можно встретить разнообразные формы использования выплат, в том числе:
-выплаты предприятиям или отдельным лицам компенсации ущерба от загрязнения среды (как аварийного, так и постоянно действующего);
-выплаты странам, имеющим негативный баланс трансграничного загрязнения среды;
-выплаты предприятиям или населению за «согласие терпеть» по соседству экологически неблагоприятный или потенциально опасный промышленный или иной объект;
-выплаты регионам или целым странам упущенной выгоды из-за необходимости консервировать уровень своего индустриального развития ради сохранения общественно необходимых природных объектов;
-компенсация издержек предприятиям, осуществляющим экологически необходимые, но экономически не прибыльные виды деятельности (создание и поддержание охраняемых территорий, переработка отходов).
Ускоренная амортизация представляет собой систему мер, позволяющих увеличивать величину амортизационных фондов (не облагаемую налогом на прибыль часть доходов) в первые годы эксплуатации основных фондов. Широко применяется в Японии, Германии и ряде других стран, так как создает экономические предпосылки для ускоренной модернизации экологически ориентированных основных фондов.
Ценовые инструменты. Определяются как система мер воздействия на экономические интересы хозяйствующих субъектов, основным итоговым механизмом которой является целенаправленное изменение выгодности раз-личных видов деятельности посредством уменьшения или увеличения цен. Различают два направления применения ценовых инструментов - прямое ре-гулирование цен и косвенное регулирование,
К прямому регулированию относятся:
диверсификация цен по времени суток (на электроэнергию с целью более равномерного использования энергии в течение суток);
диверсификация цен по потребителям на природные ресурсы (например, различные тарифы на потребление воды для населения и промышленности);
диверсификация цен по потребителям на услуги инфраструктуры (связь, транспорт, коммунальные услуги); может быть использована дня создания льготных режимов работы экологически ориентированных предприятий.
К методам косвенного регулирования относят:
закупки у производителей экологически благоприятной продукции по повышенным ценам (повышение выгодности производства такой продукции);
снижение цен на экологически неблагоприятную продукцию (снижение прибыльности ее производства);
создание ценовых гарантий решения экологических проблем, возникающих на различных стадиях жизненного цикла изделий (к примеру, использование залоговых цен за тару, включение в цену пластиковой посуды стоимости ее утилизации).
Экологическое страхование. Под этим термином понимают создание за счет денежных средств экономических субъектов резервных фондов (страховых фондов), предназначенных для возмещения ущербов от воздействия на
издержки по освоению месторождений (подготовка месторождений, создание необходимой для эксплуатации инфраструктуры),
затраты по добыче природных ресурсов и их подготовке к использованию (обогащение, транспортировка),
издержки по формированию сопутствующей инфраструктуры и вспомогательных товаров (в частности, рекреационных ресурсов),
издержки по воспроизводству природных ресурсов, поддающихся полному или частичному воспроизводству (почв, растительных и животных ресурсов),
рекультивационные издержки (восстановление нарушенных ландшафтов и качества среды).
Ресурсный подход применяется в случаях, когда сталкиваются с дефицитом природного ресурса, его количественной ограниченностью, а также когда стоит проблема выбора одного из нескольких взаимозаменяемых ресурсов. Этот подход основан на учете потребительских свойств различных вцдов природных ресурсов. С этой точки зрения интерес представляет ценность природного блага либо экономическая оценка его заменимости (альтернативный подход).
В таблице 5.1 сведены базовые показатели, использующиеся в разных странах для экономической оценки природных ресурсов. В настоящее время лишь незначительная часть приведенных показателей используется в отечественной практике, однако можно предположить, что со временем эти показатели все полнее будут включаться в систему показателей экономических расчетов равноправными составляющими.
Таблица 5.1
Показатели экономической оценки природных ресурсов Вид природного ресурса Затратный подход Ресурсный подход 1 2 3 Земля (с/х)
Я - Издержки вовлечения Направления затрат:
освоение земель;
рекультивация;
землеэащита;
повышение плодородия - Прибыльность земель.
Исходные показатели".
эталонная рентабельность 1 гектара;
качество земель;
местоположение;
экологическая чистота;
издержки возмещения (за-траты на возмещение в случае изъятия земель)
Продолжение таблицы 5.1
1 2 3 Земля (не с/х назначения) Затраты благоустройства
Направлення затрат: -инженерное обустройство; -коммуникации;
-прочие объекты инфраструтуры; -развитие научного и социально- культурного потенциалов - Прибыльность земель: Исходные показатели:
абсолютная рента;
местоположение; -выгодность коммерческго использования; -обеспеченность работой,
экологическая чистота;
цены на жилье Месторождения полезных ископаемых
¦":
"V ¦ ^ " : ..¦¦"
... If. " . І. - Затраты освоения
Направления затрат:
-поиск и оценка месторождний;
разведка и добыча;
формирование инфраструктуры,
строительство и эксплуатация инженерных сооружений - Ценность месторождений. Исходные показатели:
вид ископаемого;
среднее содержание полез-ного компонента;
мощность залежей,
удобство освоения;
среднеотраслевая цена;
норма дисконта;
конъюнктура рынка;
оценка риска Лес (древеси-на)
¦ ". Ґі і. ¦*" Издержки воспроизводства, г Направления затрат: ь
посадка леса; 1
лесомелиоративные работы;
санитарные рубки; мониторинг леса
...і-»,.; ..»;.:,.«¦ ,.f. ^ - Доход от товарной продук-ции.
Исходные показатели;
породы деревьев;
возраст деревьев;
запасы леса;
цены на древесину; ,
побочная продукция;
обеспеченность инфра-структурой;
экологические факторы;
местоположение Рекреационные ресурсы
і"-"-Л - Затраты на воспроизводство Направления затрат:
воспроизводство,
охрана ресурсов;
контроль и анализ;
текущие затраты;
создание инфраструктуры и со-путствующих товаров - Эффект от использования
Исходные показатели:
эффект от рекреации;
желание плати ть;
доход от продажи сопутст-вующих товаров;
замыкающие затраты на компенсацию недостатка ресурсов;
затраты на рекреацию другими средствами
….


Вместо отраслевой специализации, жест­ко планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых про­цессов рынок порождает стремления каждого субъекта Федерации к самоутверждению, выбору экономической структуры, способ­ной обеспечить его надежное положение в рыночном простран­стве страны и мира. Любое решение, связанное с межрегиональ­ным взаимодействием, оценивается с точки зрения экономичес­кой выгоды и возможности достижения бюджетно-финансовой стабильности, а также реализации стратегических задач социаль­но-экономического и экологического развития региона.

Как правильно выдать заем сотруднику

В ответ заемщик обязуется возвратить такую же сумму займодавцу, если же передавались вещи – равное количество других полученных вещей того же рода и качества. Это и есть сумма займа. Общее правило, указанное в пункте 3 статьи 809 Гражданского кодекса говорит нам, что тот договор займа, где предметом были вещи, определенные родовыми признаками, будет беспроцентным, если стороны не договорились об обратном.

Методические особенности формирования показателей доходов организации

Важно не только установить момент идентификации хозяйственной операции, но и выявить периоды, на формирование финансовых результатов и налоговых обязательств которых она влияет.

Для доходов и расходов организации это значит — определить момент их признания.

Стоимостная оценка — способ выражения объектов хозяйственной деятельности в обобщающем денежном измерителе.

Для формирования информационной модели, объединяющей в единое целое всю совокупность элементов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, они должны быть оценены в едином измерителе.

Принципы определения доходов

— доходы (расходы) в иностранной валюте учитываются в совокупности с доходами в российской валюте. При этом доходы в иностранной валюте, как правило, пересчитываются в рубли по курсу Банка России соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату осуществления расходов; — доходы от сделки определяются исходя из фактической цены сделки, включая доходы, полученные сверх цены сделки.

Экономическая выгода определение

Что же понимается под нарушением налоговых обязанностей? Напомним, что обязанности налогоплательщиков перечислены в ст. 23 НК РФ. Исходя из ее положений, можно сделать вывод, что нарушение налоговых обязанностей состоит в следующем: В терминах Постановления № 53 речь идет главным образом об уменьшении налоговых обязанностей (уплата налога в меньшем размере).

На основании определения налоговой выгоды можно говорить о следующих способах ее получения:

Статья 41 НК РФ

Доход — это экономическая выгода в денежной (как в российской, так и в иностранной валюте — при переводе ее в рубли по курсу этой валюты к рублю, определенному в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах) или натуральной форме (в форме какого-либо имущества, ценных бумаг, имущественных прав, выполненных работ для налогоплательщика и т.п.), учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций», «Налог на доходы от капитала» настоящего Кодекса.

Налоговая выгода: понятие, признаки, практика

Экономическая выгода — это реальное приращение имущества в результате хозяйственной деятельности налогоплательщика. Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Бухгалтерские термины и определения

на другой актив; использован для погашения обязательства; распределен между собственниками организации Элементы расходов При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие

Экономические выгоды возникают только тогда, когда эксплуатация одного или более складов служит причиной непосредственного сокращения общих логистических издержек. Результат от денежных инвестиций в развитие складского хозяйства легко выразить в качестве экономических выгод, так как его можно измерить и выразить напрямую в ценовых показателях.

Если введение в логистическую структуру еще одного склада ведет к уменьшению общих транспортных расходов на показатель, превышающий сумму постоянных и переменных затрат на эксплуатацию этого склада, то общие издержки снижаются. Любое снижение общих логистических издержек оправдывает в экономическом отношении использование склада. Складирование формирует четыре основных вида экономических выгод. К ним относятся консолидация, разукрупнение, доработка/отсрочка и накопление запасов.9

Консолидация грузов. Складирование формирует экономические выгоды посредством объединения отправок. Такой объединяющий склад принимает от некоторых производственных организаций товар, специально приготовленный конкретному заказчику, и создает из нее более крупную разнородную (консолидированную) партию отправки. При этом выгоды заключаются в наибольшем сокращении транспортных расходов и в том, что на разгрузочной площадке потребителя не появляются транспортные заторы. Следовательно, склад получает товарно-материальные потоки от производителей, и отпускает их в виде крупных отправок заказчикам. Схема функционирования консолидирующего склада представлена на рисунке 4.

Рис. 4. Выгоды складского хозяйства10

Чтобы операции по консолидации отправок носили продуктивный характер, каждая производственная организация обязана эксплуатировать склад в качестве следующего на маршруте к клиенту пункта хранения выпущенных товаров, а также в качестве пункта сортировки и комплектования груза для отправок. Основная выгода консолидации представляет собой возможность увеличения партии продукции, отправляемой к определенному заказчику. Консолидирующий склад может эксплуатироваться одной организацией или одновременно несколькими предприятиями. Это позволяет всем производственным организациям, отправляющим грузы, которые пользуются сервисным обслуживанием склада, снижать издержки на распределение своей продукции. В то время, как, если бы каждый из них доставлял свои товары потребителям самостоятельно, затраты бы возрастали.

Разукрупнение и перевалка грузов в пути. Данные операции аналогичны тем, которые выполняют консолидирующие склады, исключая функцию хранения. При этом на сортировочный терминал (склад разукрупнения) поступает продукция от производителей, для нескольких клиентов.

Эти материальные запасы разъединяют на более мелкие партии согласно заказами и отсылают каждому клиенту. Схема подобных операций отражена на рисунке 4.

Материальные запасы на склад разукрупнения завозят крупными партиями, что позволяет экономить на транспортных расходах. К тому же подобный подход способствует упрощению организации транспортировки.

Перевалочный склад оказывает сервис подобного рода, но, как правило, работает с несколькими производственными предприятиями. Эксплуатация перевалочных терминалов широко распространенна для снабжения розничной торговли продукцией, которая пользуется повышенным спросом. Разные производственные организации отправляют на терминал, целиком загруженный транспорт. Полученная продукция, если она не маркирована по назначению определенному заказчику, сначала распределяется среди клиентов или сортируются согласно заказами (если она маркирована). После этого транспорт, груженный комбинированным грузом от разных производителей, доставляет его на предприятие розничной торговли. В этом случае экономическая выгода состоит в том, что перевозка от производителей на склад и со склада магазинам реализовывается с загрузкой транспорта количеством продукции, одновременно отгружаемой поставщиком одному грузополучателю для обеспечения полной загрузки транспортных средств. Так как материальные запасы не хранится на складе, экономятся и складские расходы. Помимо этого в результате полной загрузке транспортных средств осуществляется оптимизация эксплуатации погрузочно-разгрузочных участков склада.

Доработка/отсрочка. Склад пригоден и для того, чтобы замедлить ход окончательной доработки товаров потребления. Склад, на котором имеется в наличие оборудование для маркировки товара, позволяет отложить его окончательное изготовление, пока он не станет ходовым. Такой сервис обеспечивает двойную экономическую выгоду. Во-первых, уменьшается риск, так как приведение товара в окончательный вид выполняют только после того, как определенный потребитель сделает заявку с конкретными требованиями к маркировке и упаковке. Во-вторых, сокращаются запасы, так как на один и тот же товар можно клеить разнообразные этикетки и упаковывать в различную тару. Уменьшение риска и количества запасов обуславливает снижение общих издержек логистики.

Накопление запасов. Для некоторых отраслей создание запасов сезонной продукции является основополагающим вопросом. Нередко запасы нуждаются в продолжительном хранении, особенно когда речь идет о сельскохозяйственных продуктах.

Накопление запасов способствует организации продуктивного производство в неблагоприятных условиях.

Публикации по теме