Open Library - открытая библиотека учебной информации. Политика - концентрированное выражение экономики

Политика есть самое концентрированное выражение экономики;

Первая формула исходит из определяющего значения экономических отношений. Но политика не просто отражает экономику. В политических требованиях и решениях экономические потребности очищаются от всœего случайного и неустойчивого. Это приводит к выделœению главного и основного. Научный подход к соотношению политики и экономики дает возможность найти адекватные политические формы для отражения экономических потребностей.

Вторая формула подчеркивает, что решение экономических проблем должно быть подчинœено главной и основной задаче - сохранению и упрочению политической власти. Политическая деятельность будучи производной по отношению к деятельности экономической, обладает большой степенью самостоятельности. Политическая логика не является простым слепком с логики экономического развития. Это открывает путь для политических акций, противоречащих законам экономического развития. Или, что встречается гораздо чаще, для частичного, неполного учета действия этих законов в политике.

Относительная самостоятельность политики открывает широкие возможности для прогрессивных воздействий на экономический процесс и вообще на ход истории. Насилие - это крайнее выражение политического воздействия, это повивальная бабка истории. Но даже не в критических, насильственных моментах истории политические воздействия выступают мощным ускорителœем социального прогресса, как сила, способствующая сознательной и эффективной реализации возможностей, заложенных в объективном ходе вещей.

Различают внешнюю и внутреннюю политику. Это различие правильное и крайне важное, но в известной мере условное. В целом внешнеполитический курс государства определяется характером его внутренней политики. Вместе с тем внешнеполитическая обстановка существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном же счете и внешняя, и внутренняя политика решают одну задачу обеспечивают сохранение и упрочение существующего государственного строя.

Структуру политического руководства можно свести следующим основным моментам:

1) постановка принципиальных задач, четкое определœенных перспективных, а также ближайших целœей, которые должны быть достигнуты в заданный промежуток времени;

2) выработка методов, средств, форм общественной деятельности, с помощью которых поставленные цели бывают достигнуты оптимальным образом. В этой связи цель не всœегда оправдывает средства. Политический опыт показывает, что успех, который может быть достигнут путем применения бесчеловечных средств для достижения человеческих целœей, имеет эфемерный характер и приводит к оскудению, обесчеловечиванию самой цели;

3) подбор и расстановка кадров, которые способны понять и выполнить намеченные цели.

Политика, даже научная политика, - это столь же искусство, сколь и наука. Политика широко подвержена влиянию личных качеств политических деятелœей. Диапазон отклонений в политических решениях объективно ограничен. Но он вполне достаточен, чтобы привести к неоднозначности политических действий.

Важнейшей составной частью общей политики является экономическая политика.

Экономическая политика - это система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего социального слоя.

Социальное содержание экономической политики, ее идея, цели и средства достижения определяются характером общественного строя, господствующими отношениями собственности. На экономическую политику, вырабатываемую стоящей у власти политической партией, оказывают влияние многие факторы:

Соотношение политических и социальных сил в стране;

Степень развития социальных конфликтов и социальной напряженности в стране и на международной арене;

Состояние мира и войны.

Зарождение экономической политики относится к периоду возникновения государства. При рабовладельческом и Феодальном строе экономическая политика ограничивалась, как правило, взиманием налогов и регулированием денежного обращения. В современных условиях экономическая политика представляет собой механизм социально-экономического и политического маневрирования и регулирования воспроизводства.

Экономическая политика подразделяется на экономическую стратегию и экономическую тактику.

Экономическая стратегия представляет собой курс экономической политики, рассчитанной на долговременную перспективу и предусматривающей решение крупномасштабных экономических и социальных задач. Экономическая стратегия разрабатывается применительно к крупным историческим этапам в развитии общества. Экономическая тактика конкретизирует стратегические установки. Концентрирует внимание на решении неотложных задач, на преодолении возникающих узких мест.

Цели и задачи экономической политики реализуются на практике через систему мер, к которым относятся программирование экономики, развитие государственного сектора, выплата субсидий, разработка и осуществление антиинфляционных мероприятий, совершенствование кредитно-финансовой деятельности, развитие межгосударственных монополистических организаций.

В реализации экономической политики особое значение имеет экономическая деятельность государства.

10.2. Возникновение государства и его экономическая роль на разных этапах развития человеческого общества

Государство - это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти. Государство - это основное орудие политической власти в обществе. Основными признаками государства являются:

1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм. Специфическое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция, милиция, тюрьма;

2) наличие права, т. е. обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государством. С помощью права государство закрепляет определœенный порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государственного механизма;

3) наличие определœенной территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. По этой причине термин государство иногда неточно употребляют как синоним понятия «страна». Выступая как территориальная организация, государство активно способствовало процессу формирования наций.

Государство - это основное, но не единственное политическое учреждение общества. Наряду с государством, в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные учреждения и объединœения. Все они в совокупности образуют политическую организацию общества. В отличие от других политических институтов государству принадлежит верховенство власти, что выражается:

1) в универсальности власти. Государственная власть распространяется на всœе населœение и всœе общественные организации данной страны;

2) в прерогативах власти. Государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти;

3) в наличии таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает. Сюда следует отнести монополию законодательства, правосудия, суверенитет.

Государство - это результат общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества. Государство возникло из предгосударственных форм власти вождя племени, шамана, жреца вместе с образованием общества. Этот процесс образования общества охватил:

Возникновение совокупности людей, объединœенных неприродными связями, общими интересами и целями;

Возникновение и углубление общественного разделœения труда;

Появление частной собственности;

Социальную дифференциацию членов общества и образование классов;

Возникновение имущественного, социального и функционального неравенства людей;

Возникновение политики, организующей и регулирующей общественные отношения;

Появление нового института политики - власти с орунами управления и контроля.

История государства - это сложный процесс, который опосредован историческими и региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко-римской, средневековых эпох на Востоке и на Западе), спецификой общественно-экономических формаций. С этих позиций можно выделить несколько базовых этапов эволюции государства и развития его экономической роли :

1) ранняя стадия становления государства . В данный период сохраняются остатки первобытной (военной) организации демократии, чередуются республиканские и монархические режимы и формы правления. Существуют не классовые структуры, в делœение на свободных и несвободных граждан - членов общества. Это было еще не сложившееся общество, поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, которые не входили в общество и не имели ни гражданских, ни политических прав. Государство выполняло в это время две функции: устройство общих дел в сообществе свободных людей и господство - подавление порабощенных людей;

2) государство Средних веков и начала Нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотическая, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения. Страна и подданные (народ) являются собственностью монарха (государевы люди). Доминирует абсолютистская, монархическая форма правления. Власть концентрировалась на расширяющейся социальной и экономической базе (устранение полицентризма власти, феодальной разобщенности провинций, объединœение земель). Отношения вассальной (личной) преданности монарху заменялись государственным аппаратом управления, в котором ведущую роль играли не отношения личной зависимости, а служебные отношения и функции, т. е. политическая организация власти. Инициатива церкви создать единое политическое пространство Запада была преодолена государственным строительством на экономической и социально-политической основе. В XVI в. появляется само понятие государства. А до этого роль этого понятия выполняли такие понятия, как земли, владения, княжества, королевства, империи, республики;

3) этап подготовки гражданского общества и правового государства. Сформировались социальные и классовые структуры, сложились товарно-денежные отношения, изживались остатки неэкономического принуждения. Формировалась личность нового типа. Формировался суверенный народ, который высвобождался из-под гнета государства и становился равным ему партнером. Народ стал участником политического процесса, вступил в договорные (конституционные) отношения с государственной властью. Происходило создание многонациональных империй, состоявших из метрополий и колоний, не успевших построить собственную государственность либо утративших ее. Имперские образования нестойки, хотя могут просуществовать достаточно долго (Римская, Византийская, Российская империи, древние восточные империи). История отвергла имперские государства. Жизнеспособными оказались федеративные и конфедеративные государства. Эти государства обеспечили экономический, политический и культурный союз социально однородных и равноправных государств, их интеграцию. Интеграционные союзы могут сделать неравные государства равноправными и способствуют изживанию самого неравенства. Имперские государства пытались решить эти вопросы насильственным путем, тем самым они углубляли неравенство народов и государств;

4) современный этап эволюции государства . Этот этап отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов (федеративное объединœение Германии, вслед за Швейцарией и США, развитие этих процессов в Югославии и бывшем СССР). Появились условия для формирования новой, современной государственности: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового государства, создание нового динамичного типа социального и экономического развития, стабильности государства благодаря равновесию власти и общества, возможности политического единства государства.

Государства имеют свою типологию, их различные виды можно классифицировать. В основе классификации лежат различные признаки:

1) классовая природа правящих сил. Отсюда видно, какому классу служит государство. В этой связи существует делœение на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, пролетарское государство;

2) формы правления. Другими словами - это формы организации правящей власти. С этих позиций выделяют монархическое, республиканское государство, президентские или парламентские республики;

3) устройство политической организации. С этих позиций выделяют государство унитарное, федеративное, конфедеративное;

4) политический режим. В этой связи разграничивают демократическое, авторитарное, тоталитарное государство, а также диктаторское, деспотическое, либеральное государство.

Типологический анализ государств исторически был самым ранним. Им занимались еще Платон и Аристотель. С античных времен данный анализ служил для сопоставления государств различных типов и поиска лучших способов государственного правления.

Государства всœех времен и типов характеризуются рядом устойчивых, общеисторических признаков. К ним относятся:

1) обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе;

2) наличие характерной политической системы, структур центральной и периферийной власти, отношений между ними;

3) обязательное расширение политического пространства государства за пределы государственной территории в связи с осуществлением внешнеполитических функций;

4) наличие ряда обязательств перед страной и народом - поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию, регулировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения, достигать цели общего блага;

5) наличие ряда монопольных прав - монополия неэкономического принуждения, не допускающая принуждения и насилия со стороны частных лиц, отдельных групп; монопольное право издавать обязательные для всœех законы, осуществлять эмиссию денежных знаков, определять и взимать налоги и сборы, выпускать займы, осуществлять бюджетную политику, создавать, содержать и использовать вооруженные силы и органы пресечения, монопольное право на осуществление внешней политики, право на представление государства за рубежом.

Существование государства связано с выполнением им совокупности необходимых функций. К ним относятся функции:

Защиты государственного строя;

Предотвращения и устранения социально опасных конфликтов;

Регулирования экономических и других общественных отношений;

Осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений: социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и другой политики;

Осуществление внешнеполитических функций защиты интересов страны;

Организации обороны страны и ведения вооруженной борьбы.

Социальные потрясения, смена эпох изменяют и типы государства, изменяют его функции, сменяют формы государственной власти. Но государство как политический институт всœегда остается. Установление пролетарской диктатуры после Октябрьской революции, а затем тоталитарной диктатуры привело не к отмиранию, а к укреплению государства и предельному умножению и усилению его функций. Идея отмирания государства оказалась преждевременной, призрачной и превратилась в догму.

Реально же общественная роль государства неуклонно возрастает в странах с любыми режимами и типами правления. Это происходит вместе с усложнением экономической и духовной жизни общества, с ростом форм и направлений политики.

Более того, в начале XX в. в движениях мондиализма и федералистов мира возникла идея интернационализма государства, создания мирового правительства. Оно должно было бы решать общие дела уже не отдельной страны, а человечества. Мировые войны, деканонизация, активизация международного разделœения труда и его кооперации, возникновение глобальных проблем подтвердили тот факт, что мир нуждается в общем управлении, но мировой власти, которая могла бы организовать это управление, пока не существует. Частично эти функции осуществляют региональные союзы государств, к примеру ЕС.

«Земля это тот товар, который больше не производится»

(Марк Твен)

Безусловно, тема политических заключенных, и особенно узников Болотной, томящихся второй год в тюрьме – главный, оголенный нерв в отношениях оппозиции и власти. Это, если говорить об основной политической составляющей вчерашней встречи Президента РФ Владимира Путина с лидерами непарламентских оппозиционных партий.

Но есть еще одна, не менее важная тема, ленинскую формулу: «Политика есть самое концентрированное выражение экономики», никто не отменял.

При средней цене около 110 долларов за баррель, Россия балансирует на грани рецессии. В благополучной, сытой Москве не столь видны глубинные проблемы, нарастающие не только во второй, третьей и четвертой России, по классификации Зубаревич, где дефицит региональных бюджетов приближается к 1,5 триллионам. Дыра в пенсионном фонде почти 2 триллиона. А самодостаточным, как утверждает Наталья Васильевна, осталось только три.

По этой причине звучат алармистские сценарии, в общественном сознании нарастает тревога. Весьма осведомленные люди из экспертного сообщества называют нынешнюю Россию - мини-СССР образца 1987-88 годов. Если их прогнозы достоверны, то у страны осталось 3-4 года исторического времени.

Поэтому предложение Михаила Прохорова провести земельную реформу, как новую повестку России, очень своевременно.

Неплохо знаю содержание этого системного документа, который был жарко обсужден на федеральном комитете «Гражданской Платформы» (ГП) два месяца назад. Михаил Дмитриевич правильно сделал, что вручил проект реформы главе государства лично, в руки. И, это было не менее знаковое событие, чем список политзаключенных.

И вот почему.

В ближайшее время у федерального центра возможности выполнять взятые на себя обязательства, и прежде всего социальные, будет все меньше. Их станут сбрасывать на регионы, и они не будут обеспечены финансовыми мандатами. Источники придется искать на местах.

Земельный налог, это целиком местный налог. Он расщепляется в бюджетной системе исключительно между субъектом РФ и муниципалитетами. В этих условиях, одно из предложений лидера ГП отменить категорирование земель около крупных городских поселений, не только единственный выход наполнения местных бюджетов, но и реальная антикоррупционная мера.

Непрозрачная процедура перевода из земель сельхозназначения в земли поселений, промышленности, транспорта, связи, в отдельных случаях увеличивает рыночную стоимость в 20-30, а иногда и в 100 раз. Потери для консолидированных бюджетов по моим оценкам в год - от 10 до 15 млрд. долларов.

Сегодня огромные деньги от такой своеобразной географической ренты оказываются в карманах чиновников и являются основным источником коррупции на региональном уровне.

Между тем право продажи застройки на сельскохозяйственных землях через процедуру открытых, прозрачных аукционов, это и поступление в бюджет, и возможности развития инфраструктуры. И наконец, существенное удешевление жилищного строительства.

Прохоров абсолютно прав, когда сказал, что дефицит земли у нас создан совершенно искусственно. Земельный фонд России составляет 17,1 млн. кв. километров, при этом 97 % всего земельного налога в стране собирается с 1,8 % ее территории.

Предвижу яростную критику. «Защитники» сельского хозяйства в Федеральном Собрании будут кричать, что это похоронит наш аграрный сектор. Лукавство! Я сам агроном, работал директором совхоза и знаю цену земли не понаслышке.

У меня вопрос к «народным заступникам»: почему их волнуют земли исключительно вокруг крупных городов? Они не обращают внимание на то, что в стране 60 млн. га сельскохозяйственных угодий, из которых 40 млн. га пашни деградируют, заболачиваются, закисляются, зарастают лесом.

В конце концов, оживление региональных экономик, это вопрос развития и поддержки сельского хозяйства, в том числе, из местных бюджетов.

Внимательно посмотреть, пообещал Президент РФ предложенную Прохоровым земельную реформу и по возможности включить отдельные положения в текст послания Федеральному Собранию.

Если это действительно произойдет, то Владимир Ильич опять окажется прав: «Политика есть самое концентрированное выражение экономики».

1. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна

2. Все на свете имеет две стороны

3. Надо уметь учитывать момент и быть смелым в решениях

4. Лучше неудачно сказать правду, чем умолчать о ней, если дело серьезное

5. Именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества

6. Всякая крайность нехороша; все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом

7. Без революционной теории не может быть и революционного движения

8. Богатые и жулики - это две стороны одной медали

9. Больших слов нельзя бросать на ветер

10. Война есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации

11. Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль

12. Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции

13. Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете

14. Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше

15. Умен не тот, кто не делает ошибок. Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их

16. Слова обязывают к делам

17. Надо быть осторожным, чтобы в критике недостатков не переходить границу, где начинаются пересуды

18. В личном смысле разница между предателем по слабости и предателем по умыслу и расчету очень велика; в политическом отношении этой разницы нет

19. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя

20. Идеи становятся силой, когда они овладевают массами

21. Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует

22. Равенство по закону не есть еще равенство в жизни

23. Отчаяние свойственно тем, кто не понимает причин зла

24. Из всех искусств для нас важнейшим является кино

25. Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их

26. Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим

27. Книга - огромная сила

28. Любое государство есть угнетение. Рабочие обязаны бороться даже против советского государства - и в то же время беречь его, как зеницу ока

29. Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов

30. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремления к своей свободе, но оправдывает и приукрашивает свое рабство, такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам

31. Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс

32. Надо систематически взяться за то, чтобы велась работа создания такой прессы, которая не забавляла и не дурачила массы

33. Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. Других людей нам не дадут

34. Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их - и мы будем на самой вершине

35. Не так опасно поражение, как опасна боязнь признать свое поражение

36. Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок

37. Самый глубокий источник религиозных предрассудков - это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться

38. Несдержанность в половой жизни - буржуазна: она признак разложения

39. В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой

40. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше

41. Я не поручусь также за надежность и стойкость в борьбе тех женщин, у которых личный роман переплетается с политикой, и за мужчин, которые бегают за всякой юбкой и дают себя опутать каждой молодой бабенке. Нет, нет, это не вяжется с революцией

42. Недостатки у человека как бы являются продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками

43. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств

44. Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства

45. Политика есть самое концентрированное выражение экономики

46. Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны

47. Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: «все за одного и один за всех», правило: «каждый по своим способностям, каждому по его потребностям», чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд

48. Коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих

49. Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу

50. Революция пролетариата совершенно уничтожит деление общества на классы, а следовательно, и всякое социальное политическое неравенство

51. Политические события всегда очень запутаны и сложны. Их можно сравнить с цепью. Чтобы удержать всю цепь, надо уцепиться за основное звено

52. Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни

53. Пусть 90% русского народа погибнет, лишь бы 10% дожили до мировой революции

54. Революции в белых перчатках не делаются

55. Самое опасное в войне - это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее

56. Сказать неправду легко. Но, чтобы доискаться правды, необходимо иногда много времени

57. Талант - редкость. Надо его систематически и осторожно поддерживать

58. Талант надо поощрять

59. С изобретателями, даже если они немного капризничают, надо уметь вести дело

60. Мы не можем обойтись без романтики. Лучше избыток ее, чем недостаток. Мы всегда симпатизировали революционным романтикам, даже когда были не согласны с ними

61. Во всякой сказке есть элементы действительности

62. Фантазия есть качество величайшей ценности

63. Учиться надо тому, что без машины, без дисциплины жить в современном обществе нельзя, - или надо преодолеть высшую технику, или быть раздавленным

64. Экономист всегда должен смотреть вперед, в сторону прогресса техники, иначе он немедленно окажется отставшим, ибо кто не хочет смотреть вперед, тот поворачивается к истории задом

65. Невежество не есть аргумент

66. Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней

67. Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки

68. Честность в политике есть результат силы, лицемерие - результат слабости

69. Учиться, учиться и учиться!

70. Подъем общего культурного уровня масс создаст ту твердую, здоровую почву, из которой вырастут мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства, науки и техники

71. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности

72. Без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину

73. Мы должны тщательно изучать ростки нового, внимательнейшим образом относиться к ним, всячески помогать их росту

74. Честность в политике есть результат силы, лицемерие - результат слабости

75. Юристов надо брать ежовыми рукавицами и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает

76. Лучше меньше, да лучше

77. Мы грабим награбленное

78. Разбитые армии хорошо учатся

79. Религия – род духовной сивухи

80. Интеллигенция – не мозг нации, а говно

81. Люблю я, когда люди ругаются, - значит, знают, что делают, и линию имеют

82. Швыряться звонкими фразами - свойство деклассированной мелкобуржуазной интеллигенции... Надо говорить массам горькую правду просто, ясно, прямо

83. Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов

84. Школа вне жизни, вне политики - это ложь и лицемерие

85. Мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание. Оно создает почву для культуры

86. Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы

87. Из маленькой ошибки всегда можно сделать чудовищно-большую, если на ошибке настаивать, если ее углубленно обосновывать, если ее "доводить до конца"

88. Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их - и мы будем на самой вершине

89. Анализируя ошибки вчерашнего дня, мы тем самым учимся избегать ошибок сегодня и завтра

90. Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные, и кто умеет легко и быстро исправлять их

91. Если мы не будем бояться говорить даже горькую и тяжелую правду напрямик, мы научимся, непременно и безусловно научимся побеждать все и всякие трудности

92. Надо иметь мужество глядеть прямо в лицо неприкрашенной горькой правде

93. Не надо обольщать себя неправдой. Это вредно

94. Самокритика, безусловно, необходима для всякой живой и жизненной партии. Нет ничего пошлее самодовольного оптимизма

95. Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный

96. Не мудрствуй лукаво, не важничай коммунизмом, не прикрывай великими словами халатности, безделья, обломовщины, отсталости

97. Проверяй всю свою работу, дабы слова не остались словами, практическими успехами хозяйственного строительства

98. О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает

99. Труд же сделал из нас ту силу, которая объединяет всех трудящихся

100. Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений

101. Ничего не знаю лучше «Appassionata», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!

102. Сотрудничество представителей науки и рабочих, - только такое сотрудничество будет в состоянии уничтожить весь гнет нищеты, болезней, грязи. И это будет сделано. Перед союзом представителей науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила

103. Не ошибается тот, кто ничего практического не делает

Публикации по теме